русский святой второй половины XIX столетия, многолетний настоятель знаменитой подмосковной Николо-Угрешской обители. Храм преподобного Пимена Угрешского стал местом, где могут обратиться к молитве сотрудники ФСИН и их близкие. Архимандрит Пимен(Мясников), настоятель Николо-Угрешского монастыря, был причислен к лику святых в 2000 года решением Синодальной комиссии по канонизации. Им стал преподобный Пимен Угрешский, которого причислили к лику святых в 2004 году – Самые лучшие и интересные новости по теме: ФСИН, благословение, небесный покровитель. самые актуальные и последние новости сегодня.
Смонтировали иконы в иконостас храма Пимена Угрешского.
В Николо-Угрешском монастыре прошли мероприятия памяти сотрудников уголовно-исполнительной системы, погибших при выполнении служебных обязанностей. Отправившись в монастырь, Пимен постепенно продвигался вперед и уже к 24 годам был назначен настоятелем Николо-Угрешского монастыря в Москве. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил определить преподобного Пимена Угрешского (1810-1880) небесным покровителем работников Федеральной службы исполнения. Пимена Угрешского г. Пензы; протоиерей Владимир Ольхов, иереи Алексий Заплаткин, Валерий Кучин; диаконы Ростислав Горшенев, Богдан Яворский и Дионисий Коротнев. Поздравляю с первой Божественной литургией в этом храме преподобного Пимена Угрешского, которого так почитал теперь приснопамятный владыка митрополит Вениамин. 7 сентября закончили монтаж икон в иконостас храма Пимена Угрешского в Оренбургской области.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
В день памяти преподобного Пимена Угрешского священноархимандрит обители совершил в ней Божественную литургию, а накануне Всенощное бдение. 18 июля в пензенском храме во имя преподобного Пимена Угрешского состоялось торжественное богослужение и посвящение в сестры милосердия. В октябре 1853 года благодаря стараниям Пимена Николо-Угрешский монастырь превратился из штатного в общежительный. Лента новостей.
Осенью 2023 года патриарх Кирилл освятит храм Пимена Угрешского в Оренбурге
Будучи человеком болезненным, он, конечно, вынужден был прибегать к лечению, но раз за разом отдавал первенство заботам о благоустроении обители. И всегда, возникал какой-то вопрос, он спрашивал, а прилично ли будет монаху то, о чем идет речь, не послужит ли это дело источником соблазна. По сути, это и был главный вопрос, который он задавал себе в каждой ситуации. И нам с вами, дорогие братья и сестры, тоже надо взять такой подход за правило: чтобы монахи каждый раз вопрошали себя, а прилично ли то или иное дело монаху, чтобы так же поступали священники, не забывая о своем сане, и чтобы миряне задавали себе вопрос, не порочат ли они имя христианина своими поступками. Словом, нам всем стоит взять на вооружение принцип, которым руководствовался в жизни преподобный Пимен Угрешский. Дай Бог нам всегда жить по заповедям Христовым и стараться благоугождать Богу, как это делал преподобный Пимен, стремившийся трудиться во славу Божию, служить Господу, благоугождая Ему. Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ".
Неохотно и не сразу отец благословил и Петра последовать примеру сестер.
В 1830 году в Семигородней пустыни Петр познакомился с Дмитрием Брянчаниновым будущим святителем Игнатием , духовная беседа с которым произвела на него сильнейшее впечатление и окончательно утвердила его в намерении удалиться в монастырь. В июне 1832 года Петр Мясников поступил в Новоезерский Кириллов монастырь. Здесь он проходил послушание помощника келаря: готовил облачения к службе. После смерти настоятеля молодой человек вернулся в Вологду хлопотать о своем увольнении от общества, чтобы идти в монастырь. Святитель Игнатий Брянчанинов снабдил его рекомендательными письмами, адресованными известному старцу Льву Наголкину и ризничему Оптиной пустыни отцу Иларию младшему. Благодаря этим письмам Петр был радушно принят в монастыре. В 1834 году иеромонах Иларий, по рекомендации игумена Игнатия Брянчанинова , был назначен настоятелем Николо-Угрешского монастыря под Москвой.
Отбывая на новое место, он взял с собой послушника Петра в качестве своего келейника. Через две недели после приезда Петр подал прошение о своем принятии в братство обители. В настоятельских покоях не было отдельного места для келейника и ему ширмами отгородили угол с окном в передней, где он и прожил первые пять лет. За недостатком людей в монастыре он имел несколько обязанностей: кроме келейника настоятеля, послушник являлся еще и трапезным, погребничим, келарем и свечником. Вскоре вместо келейного послушания он получил церковное и переехал в отдельную келью.
В 1830 году в Семигородней пустыни Петр познакомился с Дмитрием Брянчаниновым будущим святителем Игнатием , духовная беседа с которым произвела на него сильнейшее впечатление и окончательно утвердила его в намерении удалиться в монастырь. В июне 1832 года Петр Мясников поступил в Новоезерский Кириллов монастырь. Здесь он проходил послушание помощника келаря: готовил облачения к службе. После смерти настоятеля молодой человек вернулся в Вологду хлопотать о своем увольнении от общества, чтобы идти в монастырь. Святитель Игнатий Брянчанинов снабдил его рекомендательными письмами, адресованными известному старцу Льву Наголкину и ризничему Оптиной пустыни отцу Иларию младшему. Благодаря этим письмам Петр был радушно принят в монастыре. В 1834 году иеромонах Иларий, по рекомендации игумена Игнатия Брянчанинова , был назначен настоятелем Николо-Угрешского монастыря под Москвой. Отбывая на новое место, он взял с собой послушника Петра в качестве своего келейника. Через две недели после приезда Петр подал прошение о своем принятии в братство обители. В настоятельских покоях не было отдельного места для келейника и ему ширмами отгородили угол с окном в передней, где он и прожил первые пять лет. За недостатком людей в монастыре он имел несколько обязанностей: кроме келейника настоятеля, послушник являлся еще и трапезным, погребничим, келарем и свечником. Вскоре вместо келейного послушания он получил церковное и переехал в отдельную келью. Годом позже он был хиротонисан в иеродиакона и назначен исполняющим должность казначея.
При этом он памятовал свое монашеское звание и потому с великой осторожностью делал каждый шаг, опасаясь подать повод к невыгодному отзыву о монашестве, и с великой осмотрительностью принимал предлагаемое благотворителями. Он умел требовать и, наказывая строго, любил и утешить человека достойного из братии и умел щедро наградить и поощрить. Он всегда носил в кармане множество серебряных монет, и когда при встрече с ним просил у него прохожий, нищий, рабочий или странник, он не отказывал никогда и давал столько, сколько почитал нужным и достаточным. В постные дни и во время положенных постов отец Пимен, согласно с уставом, умеренно употреблял надлежащую пищу и в продолжение великой четыредесятницы, хотя и строго воздерживался от рыбы, но не удручал себя чрезмерным воздержанием, а говаривал: "Дай Бог соблюсти в точности и то, что нам положено по уставу, не мудрствовать, а в простоте исполнять". Отец Пимен был всегда усерден к церковному богослужению, строго придерживался устава церковного и не дозволял никаких отступлений ни в самой службе, ни в часах богослужения, которые, однажды установленные, никогда не были изменяемы. Сам он, пока дозволяло ему здоровье, всегда приходил к утрене, начинавшейся в три часа по будням, а в воскресные и в праздничные дни часом или получасом ранее; сам назначал, кому из иеромонахов или иеродиаконов читать Шестопсалмие, выбирал из Пролога чтение по шестой песне и оставался до конца, но на раннюю обедню молиться не оставался, а приходил к поздней. Весьма часто в будни он сам читал кафизмы или канон, не очень громко, но так внятно и явственно, что во всей церкви слышалось каждое его слово. Чтение его отличалось простотой и плавностью: он не понижал и не возвышал голоса, читал мерно и неспешно. Он не одобрял тех, которые при чтении, как он выражался, виляют голосом. Он был благочестив, не суемудрствуя и не сомневаясь в учениях святой Церкви или святых отец. Ему часто случалось говорить мирянам в ответ на какое-нибудь сомнение или на извинение, что они не исполняют в строгости устава Церкви: "Нам тут сомневаться не в чем, этому учит святая Церковь, и извинять себя не можем своими мудрствованиями; почитайте-ка, что об этом говорят святые отцы, вот и увидите, а они Богу угодили, да и поумнее были многих ваших теперешних ученых умников, которые только мудрствуют и сами заблуждаются, и других вводят в соблазн и в грех. От своих дел никто из нас не оправдится, а если чувствуешь, что делаешь отступления, так не оправдывай себя, а смиряйся, сознавай, что ты согрешил и живешь худо, не так, как следует, не по божественному слову, и прибегай к милосердию Божьему, а не говори: экая важность, что я это делаю или этого не делаю. Очень велика важность; ты не хотел знать, что об этом говорили святые отцы, прославленные угодники Божий, которые были не нам чета, ты делал заведомо отступления от устава Церкви, стало быть, ты отступник и не исполнил закон Христов, стало быть, ты повинен чему? Знаешь ли? Ни много ни мало, только геенне огненной. Так кайся, а не оправдывайся. Сознай свою слабость, проси прощения у Бога, а не смей говорить: экая важность! Сугуб грех имаши. Так-то, сударик, больше Церкви, выше святых не будешь". И в этом духе отец Пимен очень часто говаривал мирским людям, нисколько не стесняясь значительностью лица. Не спрашивают - не навязывай своих убеждений, не лезь с непрошеными советами; а если спросили тебя, дали тебе повод говорить, желают услышать слово на пользу, тут нечего стесняться и деликатничать; говори дело, как есть, не на лицо зряще. Господь с тебя же взыщет: мог сказать правду, предостеречь брата твоего от греха и погибели и не сделал этого из пустого, глупого мирского угождения.
category menu
- Архиерейское богослужение в день престольного праздника храма преподобного Пимена Угрешского
- Главное сегодня
- В Оренбурге подходит к концу реконструкция храма Пимена Угрешского - - 17.10.2023
- Преподобный Пимен Угрешский (1880)
- В Пензе совершена литургия в храме во имя преподобного Пимена Угрешского
Ректор ОренДС сослужил митрополиту Кириллу в храме прп. Пимена Угрешского
Напомним, инициатором строительства храма Пимена Угрешского в свое время стал митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин. После мероприятия все участники высадили деревья на аллее Памяти рядом с Храмом преподобного Пимена Угрешского. митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме во имя преподобного Пимена Угрешского города Пензы. Поздравляю с первой Божественной литургией в этом храме преподобного Пимена Угрешского, которого так почитал теперь приснопамятный владыка митрополит Вениамин. После мероприятия все участники высадили деревья на аллее Памяти рядом с Храмом преподобного Пимена Угрешского.
В храме Пимена Угрешского освятили кресты
По рекомендации игумена Игнатия Брянчанинова в 1834 году иеромонах Иларий был назначен настоятелем Николо-Угрешского монастыря Московской епархии, с возведением в сан игумена, и, отбывая на свое новое место служения, взял с собой послушника Петра в качестве своего келейника. При поступлении своем на Угрешу Петр был совершенный юноша, и хотя от роду ему шел уже двадцать четвертый год, он казался на вид несравненно моложе; небольшого роста, крепкого телосложения, но не слишком плотный, с живыми, проницательными глазами, которые все видели, все замечали; с темными широкими бровями и густыми, как шелк, темно-каштановыми волосами; бороды и усов не было еще и признаков. Он приехал из Вологды в подряснике из толстого черного сукна "оптинского" покроя и в кожаном поясе из тюленя, известных под названием "соловецких" поясов. Такое одеяние показалось очень странным Угрешской братии; много над ним трунили; говорили, что в штатном монастыре так не одеваются; называли его кожухом, однако Петр нисколько этим не обижался и, не обращая внимания на то, что говорят другие, и хорошею ли, дурною ли находят его одежду, продолжал носить свой подрясник, пока он ему годился. Недели через две по приезде он подал прошение о своем принятии в братство монастыря. При настоятельских келиях для келейника особой каморки не было, а в передней был отгорожен угол с окном, и здесь прожил Петр первые пять лет своего пребывания на Угреше. После того он целую неделю неисходно пребывал в Успенской церкви, где был пострижен, и в скором времени, уволенный от должности келейника, получил отдельную келию. Все прежние его послушания остались за ним, а вместо келейного он получил послушание церковное. В феврале 1839 года монах Пимен был хиротонисан в сан иеродиакона. Угрешский казначей отец Серафим, очень хороший монах и человек способный, в начале 1839 года был переведен митрополитом Московским Филаретом Дроздовым в Московский Знаменский монастырь , а на его место был назначен исправляющим должность иеродиакон Пимен.
Несмотря на то, что ему было едва тридцать лет и в монастыре были иеромонахи гораздо старше его летами, но ни на кого из них не пал выбор владыки. Менее чем через год настоятелю монастыря было предписано отправить иеродиакона Пимена к викарию Московскому для посвящения во иеромонаха. Игумен Иларий мало входил в вещественные нужды обители, помышляя более о духовном ее строе. Иеромонаху Пимену приходилось иметь попечение о ее благосостоянии, и на нем лежали все тяготы управления. Мало-помалу он осваивался с ними и незаметным образом подготовлялся к той многосторонней деятельности, какой потребовала от него впоследствии многолюдная и обширная обитель, благодаря ему процветшая и прославившаяся. За это время трудами отца Пимена было выстроено в монастыре пять церквей; Николаевский собор в 1843 году, церковь преподобной Марии Египетской в 1851 году, Успенская в 1852 году и 1860 году - Скорбященская и Петропавловская скитская. Все они были освящены митрополитом Московским Филаретом. К 1866 году относится событие, весьма важное для Угрешского монастыря, принесшее великую честь отцу Пимену и заслужившее ему всегдашнюю, нескончаемую благодарность тысяч людей - это учреждение и открытие монастырского народного училища. В 1869 году архимандрит Пимен был назначен благочинным общежительных монастырей Московской епархии.
Скончался 17 августа 1880 года. Почитание архимандрита Пимена началось сразу же после его блаженной кончины, множество паломников приходило к месту его погребения. Часовня над могилой отца Пимена никогда не бывала безлюдной, многие приносили ему свои молитвы, воздыхания, скорби и радости.
Покровитель обители — преподобный Пимен Угрешский сегодня день его памяти. О нем знают далеко не все.
Но это святой, достойный нашего внимания. Именно он в 19 веке возродил свою обитель, и монашеская жизнь поднялась там на весьма высокий уровень. Сам он связан был духовными узами со святителем Игнатием Брянчаниновым. Его мощи покоятся в Преображенском соборе монастыря. Там же частица мощей святителя Николая Чудотворца.
Как-то пришел в собор один человек, который подумал, что святитель Николай — это да, великий святой, а вот преподобный Пимен — что он значит для нас, ничего особого.
Преподобный Пимен был игуменом Угрешской обители. Он нес труды и послушания при трех московских митрополитах — святителе Филарете Дроздове , святителе Иннокентии, просветителе алеутов, и святителе Макарии. Это был поистине скромный и усердный служитель Божий. Он прилагал все возможные усилия, чтобы устроить жизнь обители, которая прежде пребывала в расстроенном духовном состоянии. Он возвел пять храмов, и благодаря его трудам Угрешский монастырь приобрел тот вид, который мы сейчас можем видеть.
Если вставал вопрос о том, куда нужно направить больше усилий, на монастырские дела или на заботы о своем здоровье, он предпочитал первое. Будучи человеком болезненным, он, конечно, вынужден был прибегать к лечению, но раз за разом отдавал первенство заботам о благоустроении обители.
Духовенством монастыря здесь неустанно совершается молитва как за ныне здравствующих сотрудников, так и тех героев, кто до конца остался верен Присяге и отдал свою жизнь служению Отчизне. Сегодня в Николо-Угрешском ставропигиальном монастыре прошли памятные мероприятия, приуроченные к 20-летней годовщине со дня освящения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Храма преподобного Пимена Угрешского, возведенного в честь сотрудников УИС, погибших при исполнении служебных обязанностей. В мероприятии приняли участие директор ФСИН России Аркадий Гостев, первый заместитель директора — Валерий Бояринев, заместители директора, руководители и сотрудники структурных подразделений ФСИН России, руководство территориальных органов ФСИН России, ветераны ведомства, курсанты ведомственных вузов, кадеты подшефных УИС классов, Председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, заместитель Министра юстиции Российской Федерации Всеволод Вуколов, Герои Российской Федерации Вадим Петухов и Алексей Махотин, представители органов законодательной и исполнительной власти, общественности, меценаты, родственники сотрудников УИС, погибших при исполнении служебных обязанностей, ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Кирилл, епископ Раменский Иринарх, духовенство монастыря, семинаристы и многие другие. Прямая трансляция торжественного события велась через социальные сети, поэтому все желающие могли в режиме реального времени приобщиться к происходящему в монастыре. Начались торжества с Божественной Литургии, проходившей в Спасо-Преображенском соборе, одном из самых больших и величественных в православном мире. После завершения богослужения насельники монастыря провели для гостей экскурсии по территории обители, рассказали об истории этой святой земли, расположенных на ней храмах, хранящихся в них святынях и особо почитаемых иконах.
В Оренбурге освятили храм, который будет открывать патриарх Кирилл
В православной церкви 30 августа празднуется День святого преподобного Пимена Угрешского, многолетнего настоятеля подмосковного Николо-Угрешского монастыря. Идея постройки храма в честь преподобного Пимена Угрешского принадлежала митрополиту Оренбургскому и Саракташскому Вениамину. Возобновление почитания архимандрита Пимена произошло вместе с открытием обители в 1990 году.
В Оренбурге освятили храм, который будет открывать патриарх Кирилл
В Пензе совершена литургия в храме во имя преподобного Пимена Угрешского | Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил определить преподобного Пимена Угрешского (1810-1880) небесным покровителем работников. |
Преподобный Пимен Угрешский. День памяти — 30 августа | Лента новостей. |
В Оренбурге освятили храм, который будет открывать патриарх Кирилл | Отправившись в монастырь, Пимен постепенно продвигался вперед и уже к 24 годам был назначен настоятелем Николо-Угрешского монастыря в Москве. |
Новости по теме: Пимен Угрешский
Мощи преподобного Пимена Угрешского покоятся в Спасо-Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря. Далее все собравшиеся проследовали в храм-мемориал преподобного Пимена Угрешского, построенный 20 лет назад на месте древнего монастырского кладбища. В православной церкви 30 августа празднуется День святого преподобного Пимена Угрешского, многолетнего настоятеля подмосковного Николо-Угрешского монастыря. Также Пимен Угрешский причислен к лику святых в том же 2004 году, когда была учреждена ФСИН.
Основная навигация
- Читайте также
- Митрополит Вениамин возглавил богослужения в Димитриевском монастыре
- Молитвословия
- В дзержинской обители почтили память погибших сотрудников ФСИН — ДМУП Информационный центр
- Подписка на новости
Выбор редакции
- Преподобный Пимен Угрешский (1880)
- Осенью 2023 года патриарх Кирилл освятит храм Пимена Угрешского в Оренбурге | Новости Оренбурга
- "Московский патруль": в Подмосковье отреставрировали храм преподобного Пимена Угрешского
- Самое читаемое
- В Пензе совершена литургия в храме во имя преподобного Пимена Угрешского
Елена Егорова. Преподобный Пимен Угрешский и его последователи
Одной из тех, кто приложил усердие к возобновлению Николо-Угрешского монастыря, была Таисия Даниловна Сычева 1931—1999. Она многие годы молилась о упокоении души архимандрита Пимена и заказывала по нему панихиды. В последние годы жизни Таисия Даниловна страдала тяжелым недугом. В болезни она всегда обращалась за помощью к архимандриту Пимену и чувствовала, что именно его молитвенным предстательством уменьшались её страдания. Господь укреплял её в болезни, так что она переносила боли, не принимая сильнодействующих лекарств. В октябре 1998 года, совершая паломничество по святым местам Подмосковья, в Николо-Угрешский монастырь приехала монахиня Феофания Тарасова. Утром 7 ноября матушка потеряла сознание и в очень тяжелом состоянии была доставлена в неврологическое отделение Дзержинской больницы.
Матушка не могла ни говорить, ни двигаться. По мнению врачей, это было следствием острого нарушения мозгового кровообращения, и надежды на её выздоровление почти не было. Предполагалось перед кончиной постричь матушку в великую схиму. Близкие горячо молились о выздоровлении матушки, заказывали молебны о здравии в Николо-Угрешской обители и просили помощи болящей, молитвенно обращаясь к архимандриту Пимену.
После его смерти деревню унаследовала А.
В 1763 году по ревизской сказке в ней числилось 127 душ. Близ этой деревни в 55 верстах от монастыря на реке Нерской была монастырская мельница, которая находилась во владении монастыря по указу МДК от 22 июня 1730 года. В 1763 году мельница была передана Коломенскому архиерейскому дому. С 1796 года угрешский игумен Ионафан вел обширную переписку с казенной палатой и МДК о возвращении мельницы, которая перешла к Ново-Голутвину монастырю. Хлопоты Ионафана в конце концов увенчались успехом: 15 июля 1800 года Коломенский уездный суд решил дело в пользу Угрешского монастыря: мельница вернулась в его владение и в последующие годы сдавалась в аренду.
Недостаточная пропускная способность мельничной плотины, видимо, и стала причиной подтопления крестьянских сенокосов летом 1853 года после обильных дождей. Коломенский уездный землемер Дагаров направил 18 июня 1853 года монастырь отношение с требованием командировать депутата для решения возникших проблем. Бумаги тогда шли по почте не менее недели. Сразу после получения отношения о. Пимен исполнил требование, поручив разобраться в деле священнику Иоанну.
В записке говорится, что «исследование по сему делу уже было сего года 27-го июня». Крестьянам для покоса предоставили монастырские луга. Сложный вопрос был решен преподобным в максимально короткие сроки, тогда как указ духовной консистории на этот счет вышел только 23 июля, а до Угреши дошел лишь 12 августа 1853 года. Если бы о. Пимен помедлил до этой даты, крестьяне могли бы остаться без сена и понести значительные убытки.
Формально дело было урегулировано только в ноябре-декабре 1853 года. Таковы были бюрократические процедуры того времени. Мирские имена настоятелей При исследовании по записке прп. Пимена найден документ, позволяющий установить правильную фамилию архимандрита Нила, управлявшего обителью в 1880-1893 годах. Это запрос при поступлении его в монастырь о свидетельстве, что «купеческий сын Николай Лукин Скоронов холост и до настоящего времени в браке не состоял».
Фамилия Скоронов весьма редкая. В многочисленных ранее известных документах времени послушничества будущий архимандрит упоминался как Николай Лукин. Такова была традиция: фамилии употреблялись редко не только в общении между насельниками, но даже и в официальных документах, например, в ежегодных ведомостях о монашествующих. Чаще всего ограничивались именем и отчеством. Разумеется, для служения на монашеском поприще мирское имя особого значения не имеет, но его знание необходимо для исследований.
Журналы исходящих документов обители за 1833-1843 годы помогли уточнить мирское имя угрешского постриженника архимандрита Галактиона, наместника Саввино-Сторожевского монастыря в 1856-1887 годах, много сделавшего для процветания этой обители. В документах Николо-Угрешского монастыря времени его послушничества он значился как Егор Егоров, а в «Воспоминаниях архимандрита Пимена» как Егор Егорович. В исходящем журнале найдена отметка о получении письма от 3 апреля 1840 года об оплате Егором Егоровым Апаршиным стоимости гербовой бумаги для оформления его в братство монастыря. В журнале сохранилась также запись о выдаче в середине января 1840 года ему увольнительной записки для поездки во Владимир по монастырским нуждам. По «Воспоминаниям архимандрита Пимена», Егор Егорович тогда ездил нанимать искусных каменщиков для восстановления Никольского собора.
Октябрем 1843 года помечено прошение Егора Егорова о постриге. О себе он писал, что происходит из московских цеховых то есть ремесленников , от роду ему 31 год, не женат. Однако, как помечено в исходящем журнале за 1844-1849 годы, представление на постриг Егора Егорова игумен Иларий подписал только 8 июня 1844 года, а пострижен с именем Галактион он был 10 июня 1844 года, возведен в сан иеродиакона 18 марта 1845 года.
Трещина в самом сердце тогдашнего православного мира. Двойное предательство. Бес дважды посмеялся. Игумен Израиль был лишён сана и сослан. Но ассигнации так и не нашлись.
И только через много лет по его смерти в его постели нашлись эти ядовитые предательские деньги. А он, погубив свою душу, никак не мог ими воспользоваться в той святой стране. В течение десяти лет было два игумена — Израиль и Аарон, у первого был грех сребролюбия, второй подвержен был слабости пьянства. Оба были отрешены митрополитом от управления, сосланы с запрещением священнодействовать. Лишены монашества. Страшная судьба. Иначе тогда быть не могло. В той святой стране, на чистой воде грех человеческий был виден отчётливо.
Святая Русь — это не камни святые, не архитектура, а святые её жители. Святые сапожники и святые сыщики, святые крестьяне, каменщики, князья. Да, были и злодеи, и воры, были и предатели. Но «мне отмщение и Аз воздам». В святой стране преступление уже само по себе и есть наказание. Преемник отца Израиля игумен Аарон в продолжение своего семилетнего правления не только не исправил то, что было сделано, но вообще к монастырю был не расположен. Из-за слабости пьянства боялся любых гостей, в том числе и богомольцев. И всячески пытался не возвысить, а принизить обитель, чтобы её закрыли, просто превратили в приходскую церковь по причине ветхости, и он наконец зажил бы спокойно, без страха.
В 640-летней истории обители это был мимолётный эпизод. Но смертельно опасный. Если дальше идти по такому пути, то это смерть монастырю, а если мы берём монастырь как образ России, то гибель России. Как пронзительно ясно отец Пимен видел, как человек падает в эту бездну. Он писал: «Описание жизни этих двух игуменов покажется кому-то соблазнительным, но скажу в своё оправдание, что не ради осуждения тревожу память своих предместников, но ради назидания, дабы в резких чертах показать, до чего может уклониться человек в каком бы звании он ни был, ежели не будет постоянно блюсти себя... Монах же в особенности! Ибо строго судит Господь и жестоко наказует он инока, уклонившегося от правой стези». Фотографии XX века донесли до нас вид разрушенных храмов, расстрелянных священников.
Но оказывается совсем не обязательно пережить революцию и гражданскую войну, чтобы пришла вот такая мерзость запустения, которая есть внешнее выражение отречения, предательства, греха. Преподобный Пимен писал: «Собор наш главный был весьма ветх, так что пришлось местами разбирать стены по причине трещин. Ветхость их обнаружилась неожиданно. Я осматривал работы и шел по своду и вдруг провалилась правая нога моя, провисла сквозь свод, едва не поплатился я при этом жизнью. Выбрался невредимым, не скажу, что это меня очень испугало. Но не прошло трёх часов и весь свод над алтарем обрушился. К счастью, в это время рабочих там не было, а то многие бы пострадали. Это меня потрясло».
А если бы, не дай Бог, свод обрушился бы во время литургии и священники бы погибли... До такого состояния была доведена обитель. Неудивительно, что в столице всерьёз задумывались — не упразднить ли монастырь вообще... На место нерадивых настоятелей пришёл игумен Иларий, искренний молитвенник и человек добрый, но далёкий от понимания мирского, ошибающийся в людях, кроме того, он был весьма несведущ во всём, что касалось хозяйственной стороны, как описывал его Пимен. Есть такой глубоко прочувствованный возглас почти любого православного человека: «Господи, дай мне способность не видеть чужие грехи! Молиться, любить всех ближних и дальних и видеть только свои грехи». Это спасительно и для нас, простых, грешных мирян, и для великого святого. Но для отца Пимена возможен ли был такой путь?
Была ли у него такая возможность — не видеть чужие грехи? Похоже, что не было. Потому что и по судьбе своей, и по должности настоятеля он обязан был Божиим даром видеть насквозь человеческую природу. И он видел всё ясно. Есть такой особый прищур понимания на его бесценной фотографии. Видеть всё и при этом остаться со спокойным мирным сердцем. Десятилетия отец Пимен был рядом с настоятелем, не ища никаких должностей. Тайный, тихий ангел-хранитель монастыря.
И монастырь оживает строится, растёт, украшается каким-то чудом. Никто мне этого не поручал, я сам по моему желанию быть полезным обители просил отца игумена разрешить это... И не подозревали мы, какой подлежали ответственности, ведь наш план строительства был высочайше утверждён, самим императором… Перед масленицей отправили мы для найма рабочих во Владимир весьма благонадежного послушника. Он нанял 12 каменщиков, самых лучших». Будущий преподобный вспоминал, как рабочие сразу начали заготавливать белый камень и тесать его, вспоминал, что «одеты они были грязно, с заплатами», «речь их была груба». Но уже через некоторое время эти оборванцы и стали его первыми учителями в строительном деле. В те времена, жертвуя деньги на храм они, наши соотечественники 1850-го года, сознавали, что при этом дают средства на всё.
Верующие оренбуржцы собрались помолиться. Видео освящения выложили в ТГ-канале « Оренбург православный ». С инициативой строительства храма Пимена Угрешского выступил митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин. В этом месяце художники в рекордные сроки завершили роспись.