Антитеррористические мероприятия привели к роспуску aрмии непризнанной НКР, восстановлению конституционного строя Азербайджана и первым переговорами между Баку и армянским населением региона о предстоящей реинтеграции. Дело в том, что территориальные претензии со стороны Азербайджана к Армении по-прежнему не теряют своей актуальности.
On Odnoklassniki :
- Юрий Подоляка. Армения-Азербайджан: демаркация границы...
- Глава Азербайджана пригрозил территориальными претензиями к Армении | ИА Красная Весна
- Пашинян предложил Баку неожиданный компромисс
- Пашинян: Армения и Азербайджан согласовали основные принципы перемирия
Армянские военные присоединились к акции протеста в Тавушской области
Почему сейчас? Об определении и физическом обозначении делимитации и демаркации границы Азербайджан и Армения всерьез заговорили после войны в Карабахе в 2020-м. Но государственные комиссии для взаимодействия по этой проблеме создали лишь в 2022-м. Армения настаивала на варианте 1975 года. Азербайджан это не устраивало: не хотели возвращать некоторые районы, занятые в мае 2021-го и сентябре 2022-го. В мае 2023-го главы двух государств заявили о взаимном признании территориальной целостности. С января этого года непризнанная республика официально упразднена. Это придало переговорам новый импульс. Прежде все они фактически были в составе Тавушской области Армении. Задача — привести эти участки "в соответствие с юридически обоснованной межреспубликанской границей, существовавшей в рамках Советского Союза на момент его распада".
Там же говорится о "территориальной целостности и нерушимости существующих границ" бывших советских республик. Армения и прежде ссылалась на этот документ. При обсуждении карт 1975-го специалисты отмечали: обозначенные там границы к 1991-му не изменились, а потому на них и следует опираться.
Во-первых, никто так и не смог объяснить чего требуют возмущенные люди от властей. Чего они НЕ хотят понятно, а что конкретно предлагают? Ведь очевидно, что Пашинян уже пообещал Алиеву села, и свое обещание должен выполнить. Для того что бы всё отыграть назад, необходимо отправить премьер-министра Армении в отставку. Но ничего подобного на протестах не звучало, и вообще у сельчан не было единодушия. Все знали что надо было собраться, но требования у каждых групп протестующих свои, и то невнятные. В условиях односторонних уступок жизнь в этом селе станет просто невыносимой, а безопасность снизится до нуля", — цитирует одного из участников протестов Sputnik Armenia.
Ну а во-вторых, было понятно с самого начала, что время работает против митингующих. Очевидно, что в самое ближайшее время их начнут разгонять силовыми методами. И можно не сомневаться что разгонят, если очаги протестов не вспыхнут по всей стране, включая Ереван. Это большая ошибка оппозиции, которая должна находится не в Тавуше, а в Ереване и поднимать всю республику в поддержку своих соотечественников. Фото: mk. МИД РФ в очередной раз демонстрирует удивительную беззубость, позволяя информационным шавкам Пашиняна соревноваться в полоскании Кремля. Где демарши? Или в очередной раз ограничимся заявлениями представителя ведомства Марии Захаровой? Никто не умоляет заслуг Марии Владимировны, но сказанных ею слов явно недостаточно. Почему не покажет свое лицо и не заявит жесткую позицию российский посол и наши пограничники, по поводу которых сейчас идут многочисленные спекуляции?
Вспомните, как в свое время отмалчивались российские миротворцы, пока их поносила на все лады разная погань — сегодня мы в полной мере пожинаем плоды их постоянного молчания. К сожалению именно молчание и бездействие Москвы расцениваются в Ереване как слабость. Чем для Армении грозят территориальные уступки Территории которые сдал Пашинян, находятся всего в 25 км от единственной трассы соединяющей Армению и Грузию М6. Но еще одна проблема состоит в том, что одно из сёл, Баганис, стоит в непосредственной близости с трассой H53, соединяющей северо-восточные области Армении с границей. Когда Баку займёт "отжатые" у Еревана села, то Армения лишится контроля над единственной транспортной артерией с северо-востока к Грузии. Так же, с учетом технических возможностей Азербайджана, для Баку не составит никакого труда в считанные часы взять под контроль и саму трассу М6, полностью отрезав Армению от Грузии, что лишит Ереван возможности торговать со своими северными соседями. А ещё, через одно из сел подаренных Пашиняном Алиеву, проходит ключевой для Армении газопровод, который тянется из Грузии. В конечном итоге, Армения лишится одной из 3-х газовых веток, которые питают производства республики. Мало того, взяв главную газовую трубу под свой контроль, он с большей долей вероятности выкатит армянам новый ценник за транзит газа, что вызовет кратное увеличение себестоимости производимых товаров.
Все тривиально.
У ПашинЯна нет поддержки в народе, главные его выгодоприобретатели — Эрдоган с Алиевым. Они самые заинтересованные люди в том, чтобы такой подарок, как Пашинян, был в Армении у власти как можно дольше, чтобы Армения окончательно стала протекторатом азербайджано-турецкого тандема. Пашинян тоже понимает, что Эрдоган и Алиев - главные заинтересованные лица в его пребывании у власти, и чтобы эта заинтересованность сохранялась, процесс сдачи им Армении нужно продолжать. Другое дело, что Эрдоган и Алиев - опытные политики и понимают, что перегибать палку не стоит, как бы Пашиняна не свалили, а потому давить на Никола Воваевича будут постепенно. Какой шаг будет следующим? Требование изменить Конституцию? Вряд ли это так важно для Алиева: сегодня можно изменить Конституцию так, а завтра наоборот.
Также в Ереване понадеялись, что в процессе делимитации границы Армения получит снижение рисков, связанных с безопасностью населения. Кроме того, Пашинян заявил об уходе российских миротворцев из региона после делимитации и демаркации границы. Он объяснил такое решение «существенным изменением ситуации». Российские пограничники появились там в одной ситуации, сейчас же она существенно изменилась. Это значит, что у нас граница, а не передовая. Граница — символ мира. Это значит, что пограничники Армении и Азербайджана в состоянии обеспечивать ее охрану Никол Пашинян премьер-министр Армении В свою очередь, Азербайджан 15 апреля вернул Армении всех военнопленных.
Армянские военные присоединились к акции протеста в Тавушской области
Азербайджан хочет предъявить Армении территориальные претензии после подписания мирного договора. Это станет очередным реальным шагом к строительству интеграционного пантюркистского проекта «Великий Туран», куда вслед за Турцией и Азербайджаном предполагается включить бывшие советские среднеазиатские республики. Может быть, признание территориальной целостности Армении в пределах 29,8 тыс. кв. км занимаемой республикой территории? Нормализация отношений Азербайджана и Армении продолжается – Баку и Ереван приступили к такому важной и непременной составляющей урегулирования, как делимитация и демаркация государственной границы.
Корректировка границы
- Переживёт ли Армения теперь уже политический геноцид
- Корректировка границы
- Армения и Азербайджан договорились о взаимном признании территориальной целостности // Новости НТВ
- Армянские военные присоединились к акции протеста в Тавушской области
- История урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном с 2020 года
Война с Азербайджаном или сдача сел Тавуша: что грозит Армении?
Азербайджано-армянский пограничный кризис — противостояние между вооруженными силами Армении и Азербайджана, которое началось 12 мая 2021 года и продолжается по состоянию. Армения и Азербайджан не должны иметь территориальных претензий друг к другу и готовы взять на себя юридические обязательства, заявил армянский премьер-министр Никол Пашинян на открытии осенней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Ереване. Президент России Владимир Путин после этого акцентировал внимание на том, что руководство Армении, по сути, признало суверенитет Азербайджана над Карабахом, отмечает РИА Новости.
Как отдали Карабах. Путин раскрыл детали переговоров Армении и Азербайджана
Аналогичные проблемы в обозримой перспективе маячат перед нашей страной и на Балтийском море, после того как Финляндия и Швеция вступили в состав блок НАТО, а в Прибалтике начали поспешно строить широкомасштабную оборонительную линию с очевидным прицелом на войну с Россией. Если таковая реально приключится, выход из Финского залива для наших кораблей будет перекрыт, а Калининградская область окажется фактически в блокаде с невеселыми перспективами. Требуется альтернативный транспортный коридор, дающий выход на альтернативные же рынки сбыта для российской продукции и не зависящий от доброй воли «западных партнеров» в вопросе свободного доступа к нему. В качестве такового выступает «Север — Юг», который представляет собой международный транспортный коридор, должный соединить РФ, Иран и Индию, а также еще ряд прилегающих региональных государств. Основным преимуществом его перед морским путем через Суэцкий канал является кардинальное сокращение времени грузов в пути. Так, из индийского порта Мумбаи в Санкт-Петербург контейнеры могут попасть с юга на север за 15-24 дня против 30-45 дней через Суэц. Это объясняется более чем двукратным сокращением расстояния, что влечет за собой определенное снижение транспортных издержек. Но есть нюансы. Передел Каспия?
Кроме того, вновь участившиеся обстрелы на линии соприкосновения в Карабахе дают почву для разговоров о том, что Баку может провести новую военную операцию, которая может и впрямь закончиться в Ереване.
Такое возможно, если только Иран будет расчленен, распадется на несколько государств, в том числе Белуджистан, Курдистан, тогда территория Южного Азербайджана отойдет к северному. Но тут есть еще одно противоречие: да, в Иране немало сторонников тюркского единства, но они себя считают гражданами Ирана, они считают, что это Азербайджан должен войти в состав Ирана, потому что это они стояли у истоков создания государства, если смотреть на историю, Иран был создан как союз тюрок и персов, им долгое время правили тюркские ханы. Там было много мечетей, жило много мусульман, однако азербайджанцы были оттуда изгнаны в конце 80-х годов прошлого века. Ну а северный — это, очевидно, территория Дагестана, некогда входившая в состав государства сефевидов, и по Туркманчайскому договору от 1828 года, вошедшие в состав России. Или троллит? Алиев также раньше грозился «прорубить» зангезурский коридор, если Армения его не откроет. Как можно оценивать это заявление? Вряд ли он всерьёз рассчитывает на возврат этих территорий. Так что в текущих геополитических реалиях говорить об изменениях границ не приходится.
Скорее всего, это ответ на заявления Пашиняна о том, что Карабах — это Армения. Читайте также Москва допускает, что талибы из Афганистана скоро прорвутся к Оренбургу? Несмотря на клятвы исламистов не перешагивать границы «дружественных стран» Россия, Китай и их союзники готовятся к худшему «СП»: — Это не только Алиев говорит. Сегодня в азербайджанском сегменте сети модно рассуждать об «исторической справедливости»: мол, Зангезур большевики «подарили» Армении несправедливо… Насколько всерьез можно принимать эти рассуждения? Что важнее: признанные границы 1991 года или гипотетические рассуждения об исторической справедливости? И в чем она? Зангезур, Карабах, Нахичевань за свою историю были в составе разных государств, за них не раз велись войны, этнический состав населения постоянно менялся.
Путин назвал цифру, что в России живет 2,5 миллиона армян. Они ведь тоже, будучи гражданами России, требуют поддержать Армению. Азербайджанская диаспора у нас тоже очень большая, — рассказал Светов. По словам специалиста, в Армении есть силы, обвиняющие власть в поражении и утрате исторически важных для них областей. В Азербайджане тоже есть люди, призывающие к окончательному решению всех вопросов. Обращение армянского правительства в Совбез ООН не приведет к какому-либо результату, кроме ярких слов, подчеркнул политолог. Пока обстановка такова, что стычки между странами будут продолжаться, уверен Светов. Возьмем Северную и Южную Корею, где это непрерывно происходит.
И это чрезвычайно нежелательное для национальных интересов РФ событие, поскольку тогда блок НАТО в лице Турции получит де-факто доступ к закрытому Каспию. Это станет очередным реальным шагом к строительству интеграционного пантюркистского проекта «Великий Туран», куда вслед за Турцией и Азербайджаном предполагается включить бывшие советские среднеазиатские республики. Это само по себе нежелательное событие, которое будет иметь неблагоприятные для нас последствия. А конкретно для транспортного коридора «Север — Юг» оно будет означать, что под контролем «Великого Турана», а значит, Анкары и Баку, окажутся восточный и западный маршруты. Останется только прямое морское сообщение России с Ираном через Каспий, но и оно может оказаться под ударом, поскольку Азербайджан фактически выступает в качестве союзника Израиля, активно закупая у него оружие. На примере Черного моря мы уже насмотрелись всякого, что может произойти с судоходством. В общем и целом можно заключить, что в общих интересах Москвы и Тегерана будет не отдать полностью Армению и Закавказье в алчные лапы англосаксов, французов и турок. Министерство цифрового развития и транспорта Азербайджана Наши новостные каналы.
МИД Армении: Территориальных претензий не имеем, ожидаем того же от Азербайджана
Другими словами, Пашинян утверждает, что Армения давно уже признала территориальную целостность Азербайджана, правда без Нагорного Карабаха! В парламенте Армении во вторник премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Армения «полноценно признает» территориальную целостность Азербайджана и ждет, что Баку сделает то же, «признав всю территорию Армянской ССР как Республику Армения». В мае этого года премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Армения готова признать Нагорный Карабах частью Азербайджана при условии обеспечения безопасности армянского населения.
Армения признала Нагорный Карабах территорией Азербайджана
Российские пограничники появились там в одной ситуации, сейчас же она существенно изменилась. Это значит, что у нас граница, а не передовая. Граница — символ мира. Это значит, что пограничники Армении и Азербайджана в состоянии обеспечивать ее охрану Никол Пашинян премьер-министр Армении В свою очередь, Азербайджан 15 апреля вернул Армении всех военнопленных. Исключением стали только граждане, совершившие тяжкие преступления, в том числе обвиняемые в терроризме, сепаратизме и пытках. В Ереване заявили о готовности к заключению мирного договора с Баку.
Взаимная делимитация должна стать одним из трех основных принципов этого соглашения.
Что за территориальные претензии Азербайджана к Армении рисует воображение Пашиняна, известно только самому премьеру, который, видимо, забыл, что Баку — сторонник определения границы между двумя странами на основе Алматинской декларации 1991 года, о чем не раз заявлял официально. А сверх этой международно признанной границы Азербайджану ничего от Армении и не надо. Ильхам Алиев парировал эту труднообъяснимую и немотивированную агрессию армянского визави, заявив, что у Азербайджана, естественно, никаких территориальных претензий нет. А термин «коридор» используется так же применительно к коридору «Север-Юг» и «Восток-Запад», и тут говорить о посягательстве на территорию соседней страны совершенно неуместно. Что касается дороги Лачин-Ханкенди, которую Пашинян называет «Лачинским коридором», то она открыта, подчеркнул азербайджанский лидер. Этот погранично-пропускной пункт находится в 20 метрах от поста российского миротворческого контингента. И на сегодняшний день через этот погранично-пропускной пункт жители Азербайджана армянской национальности, которые проживают в Карабахе, свободно перемещаются в сторону Армении. Никаких препятствий нет, в том числе и пациенты, которых перевозят по линии Красного Креста, а также и машины скорой помощи из города Ханкенди. Любой непредвзятый человек, естественно, это должен видеть», - сказал Ильхам Алиев, призвав при этом не использовать трибуну для необоснованных обвинений.
По его словам, с любой страной, которая не только заинтересована в сохранении статус-кво на Южном Кавказе, но и готова вложиться в удержание баланса, Армения может провести военные учения в том самом Тавуше и не только. Глава Фонда "Центр права и справедливости "Татоян", экс-омбудсмен Армении Арман Татоян заявил во вторник, что происходящее в Тавуше не имеет никакого отношения к делимитации или демаркации государственной границы. Азербайджан на этом не остановится", - предупреждает Татоян. Он также спрогнозировал, что по соседству с общинами Тавуша появятся вооруженные азербайджанские военнослужащие, что приведет к изоляции данных общин, различными участками межгосударственной дороги станет невозможно пользоваться, они окажутся под угрозой, а так называемые альтернативные дороги не восполнят потерь. Что говорят жители находящихся под угрозой сдачи сел?
Это уже не первый случай, когда вокруг сдачи сел Тавуша разгорается скандал. Еще 20 мая 2021 года на заседании правительства Пашинян заявил, что намерен подписать документ о передаче армянских сел Азербайджану. Сразу после этого заявления премьера, корреспондент агентства "Новости-Армения" с группой армянских журналистов отправились в Тавушскую область, чтобы ознакомиться с ситуацией и выяснить, как местное население реагирует на все это. Жители Азатавана встретили журналистов неприветливо, отказывались говорить на камеру, обвинили журналистов в намерении "продать их землю". А вот Анаит, жительница общины Каян, которая наряду с другими селами, должна была отойти Азербайджану, заявила агентству "Новости-Армения", что ее односельчане не собираются сдавать врагу свою землю.
Это наш дом. Куда нам идти?
И это было подтверждено на четырехсторонней встрече 6 октября в Праге, в ходе которой Алма-Атинская декларация была принята за основу для делимитации границ", — сказал глава армянского правительства. Как отметил Пашинян, создается впечатление, что план Баку в том, чтобы подписать мирный договор с пунктами, оставляющими лазейки для оспаривания границ, зафиксированных Алма-Атинской декларацией. Если границы между двумя странами не определены, то о каких участках на границе говорит Баку? С точки зрения Пашиняна, если подобные вопросы поднимаются, значит, границы определены. И предложение Армении о зеркальном отводе войск от этой линии остается в силе, подчеркнул премьер.
Армения и Азербайджан договорились о взаимном признании территориальной целостности
Мирный договор с Арменией Баку подпишет, только если она полностью признает отсутствие территориальных претензий к Азербайджану, заявил Алиев. Мирный договор с Арменией Баку подпишет, только если она полностью признает отсутствие территориальных претензий к Азербайджану, заявил Алиев. Азербайджано-армянский пограничный кризис — противостояние между вооруженными силами Армении и Азербайджана, которое началось 12 мая 2021 года и продолжается по состоянию. Чем для Армении грозят территориальные уступки.
Азербайджан продвигается вглубь территории Армении: что известно на данный момент?
Азербайджан и Армения начали процесс делимитации границ, а это важный шаг к разрешению территориальных споров. ^ a b "Один армянский солдат убит в перестрелке на границе с Азербайджаном: Министерство обороны Армении". Новости ANI. В настоящее время Азербайджан, Армения и Иран активно стягивают свои войска к сопредельным пограничным рубежам. "После его заявления окончательно в системе координат государства Армения Карабах является частью Азербайджана.
В Армении опасаются, что у Азербайджана есть к ней территориальные претензии
Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС.
Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики.
В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности.
Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики.
В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи».
Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения.
Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров.
Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «... Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование. Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей.
Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Кроме того, 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись панельные обсуждения между Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении. Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях. Эти «выборы», как и предыдущие, не были признаны международной общественностью, ни одной международной организацией и государством, напротив, подверглись решительному осуждению и были отвергнуты.
Армения целенаправленно подрывала формат и суть переговорного процесса с тем, чтобы нарушить мирный процесс, осуществляемый при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сохранить существующий статус-кво, связанный с оккупацией, и добиться аннексии захваченных территорий.
Это уже в ходе сражений у азербайджанцев были отбиты танки, БМП, артиллерийские орудия, а потом были захвачены и армейские склады в районе Агдама. Под контроль Степанакерта перешли семь районов Азербайджана, из которых бежали мирные жители - как азербайджанцы, так и курды.
Свои действия армяне оправдывали изгнанием с территории Азербайджана 400 тысяч лиц армянской национальности и намерением обменять захваченные территории на два района Нагорного Карабаха, которые не удалось освободить в ходе боёв. Но уже тогда было понятно, что время работает на Азербайджан. Дело в том, что в перспективе более высокий уровень рождаемости среди тюркоязычного населения сводил на нет военные успехи армян - за почти 30 лет пребывания под армянской властью захваченные районы заселить так и не удалось.
Не нашлось достаточного количества желающих поселиться там и обрабатывать землю в тяжёлых горных условиях. Чего, собственно, и следовало ожидать. Неудачно складывались и дипломатические усилия в работе Минской группы ОБСЕ, в рамках которой проходили переговоры о судьбе Нагорного Карабаха.
Но крайне неудачным шагом армянской стороны стал вывод представителей Арцаха из переговорного процесса, поскольку Нагорный Карабах был реальной воюющей стороной в этом конфликте и имел полное моральное и юридическое право участвовать в решении своей судьбы. Армяне, взявшие на себя весь переговорный процесс, не сумели добиться никаких уступок со стороны Азербайджана, при этом сами категорически не признавали независимость непризнанной республики. Ереван мотивировал такую позицию тем, что на Армению в случае такого шага обрушатся санкции со стороны Запада.
Но теперь что уж сожалеть… …И тогда пришёл Пашинян Армянская идентичность основана на определённом базисе. Есть три столпа единения армян как нации, так и народа, разбросанного по всему миру. Это, в первую очередь, религия.
Именно Армянская Апостольская церковь служила главным стержнем, объединяющим народ. Это было и образование на родном языке, и весь комплекс важных ценностей от религии, семьи, представлений о добре и зле до системы образования, культуры и повседневной жизни человека - всего, что повсюду считается неотъемлемой частью бытия. Конечно, в советский период религиозность населения упала, несколько снизился и авторитет церкви, несмотря на её несомненное укрепление.
Вторым столпом единения армян стал Нагорный Карабах, где сосредоточены огромные духовные ценности армянского народа, где веками стоят древние церкви и монастыри. Которые, как и первопрестольный Эчмиадзин, являются не только наследием армян и всей восточно-христианской цивилизации, но и всего христианского мира. Разрушат их азербайджанцы или нет?
Такой опыт есть.
Министерство пока не ответило на звонки, так же как и Миграционная служба Азербайджана. Некоторые наблюдатели, в том числе и Александр Искандарян, считают, что власти Азербайджана просто стараются выжить армян из Карабаха. По словам политолога, когда он слышит, что армяне получат те же права, что и азербайджанцы, он спрашивает себя: какие права? Эксперт: дать армянам свободу — плохой прецедент для Алиева Азербайджанский историк Карабахского конфликта Ариф Юнус согласен с ним: «Получается, что везде в Азербайджане ненормальные выборы, а в одной части нет — так не бывает». Азербайджан в разных международных рейтингах и отчетах фигурирует как наименее демократичная страна на Южном Кавказе.
Многие журналисты, политики, правозащитники прошли через тюрьмы, множество критиков режима покинули Азербайджан. Оппозиция почти не представлена в парламенте, а немногие допущенные к президентским выборам кандидаты либо сами были сторонниками действующего президента Алиева, либо почти неизвестные публике политики. В индексе свобод от Freedom House где учитываются не только страны, но и территории непризнанная Нагорно-Карабахская республика считается частично свободной, тогда как Азербайджан несвободной страной. По словам историка, окажись армяне в составе Азербайджана и в безопасности, они могли бы требовать на международном уровне, в том числе в Парламентской ассамблее Совета Европы ПАСЕ , выполнения Азербайджаном своих обязательств по правам национальных меньшинств и правам человека в целом. По мнению эксперта, цель властей Азербайджана — сделать так, чтобы армяне добровольно ушли. Лакмусовая бумажка для демократов В период 44-дневной войны 2020 года оппозиция в Азербайджане поддержала власть, оставив разногласия до окончания боевых действий.
Общество тоже было солидарно с азербайджанскими военными, стремившимися вернуть территории, утраченные в ходе первой войны в Карабахе в начале 1990-х годов. Но впоследствии когда произошли новые столкновения уже на территории Армении некоторые известные критики режима стали осуждать действия азербайджанских властей. В ответ на это власти развернули против них кампанию в соцсетях, распространяя фотографии критиков властей с прифотошопленной печатью: «знай предателя». Сегодня азербайджанская оппозиция, осуждающая насилие властей в разных регионах страны, блокаду Карабаха не критикует. Азербайджанский политический обозреватель Шахин Рзаев говорит, что связанно это с тем, что оппозиция в стране на деле более националистически настроена, чем нынешняя власть, и армянам Карабаха не сочувствует. Поэтому, предложение официального Баку использовать дорогу Агдам-Ханкенди не может быть отвергнуто без последствий для Лачинской дороги.
А каких именно последствий — это должно решать правительство, за которым в настоящее время свобода действий в вопросе постконфликтного урегулирования. Исходим из того, что азербайджанское правительство привержено использованию всех возможных мирных средств в этом вопросе». Кто заменит Россию?
И они это заслужили.
Юрий Подоляка. Армения-Азербайджан: демаркация границы... Сводки от Юрия Подоляки.