Новости восстановление ленинграда после войны

После полного снятия блокады, в марте 1944 г. вышло постановление правительства «О первоначальных мероприятиях по восстановлению Ленинграда». Ленинграда, предусматривающий послевоенное восстановление города и новое капитальное строительство. Tags:Андрей Александрович Жданов Великая Отечественная война Ленинград Николай Варфоломеевич Баранов Послевоенное восстановление Ленинграда Последствия блокады Ленинграда Сталинские реставраторы. В течение года восстановили работу ещё 12 клубных учреждений, и в Ленинграде стало действо-вать более трёх десятков клубов и Домов культуры.

Блокадное наследство: каким был Петербург с 1941 по 1944 год

Послевоенное строительство Еще во время блокады был разработан план восстановления Ленинграда. Восстановление Ленинграда после Второй мировой войны было сложным и масштабным проектом, требующим огромных усилий и ресурсов. одна из главных довоенных строек Во многих районах СССР бушует голод, вызванный уничтожением сельского хозяйства в военный период. В течение года восстановили работу ещё 12 клубных учреждений, и в Ленинграде стало действо-вать более трёх десятков клубов и Домов культуры.

Индустриальное строительство

  • Сплоченные войной - Архивы Санкт-Петербурга
  • Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры
  • В порядке очереди
  • Уменьшение жилищного фонда
  • Похожие презентации
  • Другие сюжеты

Презентация на тему Восстановление Ленинграда

В то время хлебный паек рабочих составлял 800 граммов в день, служащих — 500 граммов, иждивенцев и детей — 300 граммов. Кроме хлеба, паек на месяц включал для рабочих — 1,8 кг. Мяса, 800 граммов масла, 900 граммов сахара, 2кг. Крупы; для служащих, иждивенцев и детей — вдвое меньше.

В 1951 году был принят Генеральный план развития Ленинграда. В соответствии с ним на площади революции Троицкой разбили сквер, на площади Искусств установили памятник А. В то время хлебный паек рабочих составлял 800 граммов в день, служащих — 500 граммов, иждивенцев и детей — 300 граммов. Кроме хлеба, паек на месяц включал для рабочих — 1,8 кг.

Источник изображения: rasfokus. По свидетельствам очевидцев, работали они плохо и неумело. Павловск В 1941 г. Дворец стал штабом гестапо, здесь же находились госпиталь и казармы. Оккупация продлилась до 1944 г. Разрушенный дворец в Павловске. Источник изображения: pastvu. Артобстрел и налеты авиации нанесли ему колоссальный ущерб.

Дворец в Павловске, наши дни. Источник изображения: photo-and-travels. В первые послевоенные годы здесь тоже трудились пленные. Храм Лурдской Богоматери Костел в Ковенском переулке был построен по заказу французской диаспоры Санкт-Петербурга в 1903-09 гг. Проект разработали архитекторы Л. Бенуа и М. Храм Лурдской Богоматери в Санкт-Петербурге. Источник изображения: i10.

Военнопленные немцы отремонтировали также автодорогу Ленинград-Терийоки Зеленогорск. Разрушения на трассе Ленинград-Терийоки. С 1945 по 1949 г. Восстановленная дорога Ленинград-Зеленогорск. Комментируйте, делитесь с друзьями, подписывайтесь на канал. Обещаю много интересного.

Источник изображения: apn-spb. В результате было отобрано 5 тыс. Военнопленные немцы в строительном лагере.

Гатчина В начале 1944 г. Красная Армия освободила Гатчину. Объем ущерба, нанесенного городу, составил около 20 млрд. Уходя, немцы подожгли дворцовый комплекс. Он не сгорел окончательно только потому, что строители в 19 в. Разрушенный дворе в Гатчине. Источник изображения: gatchinapalace. Были отстроены целые конструкции, опоры, стены, восстановлено декоративное убранство, лепнина, резьба. Дворец в Гатчине, наши дни.

Источник изображения: rasfokus. По свидетельствам очевидцев, работали они плохо и неумело. Павловск В 1941 г. Дворец стал штабом гестапо, здесь же находились госпиталь и казармы. Оккупация продлилась до 1944 г. Разрушенный дворец в Павловске. Источник изображения: pastvu. Артобстрел и налеты авиации нанесли ему колоссальный ущерб. Дворец в Павловске, наши дни.

Источник изображения: photo-and-travels.

Финансовая служба Ленинграда в первые послевоенные годы

Человеческие потери были огромны - от шестисот до девятисот тысяч по разным оценкам. Надо было восполнить этот «демографический провал», и в город потянулись приезжие. На удивление быстро становились они ленинградцами - принимали в большей или меньшей мере образ жизни и образ мысли горожан, повышали свой образовательный уровень, стремились отправить детей в школу получше и обязательно - в институт. Неторопливую миграцию 50-х - начала 60-х сменила бурная волна, продлившаяся почти два десятилетия.

Это история роста Ленинграда как мегаполиса. Она отражала общий для страны период - переход от преимущественно сельского к преимущественно городскому населению. Деревни пустели чему помогала кампания по их укрупнению , а большие города наполняла армия «лимитчиков».

Впрочем, в Ленинград ехали не только из деревень: до трети переселенцев было из других городов страны. Сюда приезжали не только работать, но и завершать образование. Большинство поступивших в институты из городов и деревень оставались тут жить.

В Эрмитаже реставрировали настенную живопись. В Строгановском восстанавливали большой живописный плафон. Сегодня, думаю, можно увидеть в Доме ученых бархат на лестнице, который я реставрировала. Наверное, это связано с тем, что у выпускников архитектурно-художественного училища были хорошие преподаватели. Но они больше учили нас рисовать. А технические моменты осваивались только с годами практики.

Мы хорошо делали ценные для искусства вещи. К нам даже приезжали из-за границы поляки и немцы делиться опытом, они сами задавали вопросы по поводу наших технологий. Что он в себя включал? Эта организация проводила исследования, а потом нам давали задание и историческую справку. Прежде чем рисовать, нужно было провести техническую реставрацию. Каждый объект обладал своими особенностями.

Допустим, нам нужно было восстановить рисунок на потолке, а он часто бывает симметричным. То есть, чтобы восполнить недостающий кусок, нужно было с уцелевшего места снять кальку. Потом мы прокалывали иголкой дырочки по всему рисунку, прикладывали к потолку и тампоном с толченым древесным углем слегка припорашивали, чуть-чуть нажимая и постукивая вдоль изображения. Так уголь оставался на потолке, было видно, где рисовать. Тогда этим занимался завод художественных красок, который выпускал и масляные, и темперные. Последними я, например, рисовала на шелке.

Кроме этого, обстановка была тяжелая. Например, из-за того, что отсутствовали цветные фотографии, мы сами рисовали метр стены, которую будем реставрировать, со всеми трещинками, паутинами, ржавчиной. И по этому куску в инспекции сметчики определяли, сколько восстановление будет стоить. А как-то раз нас отправили реставрировать Большой дворец в Петергофе.

Он болел, на фронт его не взяли из-за болезни. Мы с мамой и двумя младшими сестрами остались в осаждённом городе. Мама и сестры умерли в первую зиму. Я осталась одна. Какое-то время жила у соседей.

Потом попала в детский дом, и нас вывезли в Ярославскую область. В 1943 году папа сумел меня разыскать, приехал в детский дом. Мы очень радовались тому, что снова оказались вместе. Думали, что потеряли друг друга навсегда. Папа жил и работал на станции Берендеево. Но радость оказалась недолгой: папа скоро ушёл из жизни. Меня взял в свою семью человек, у которого папа работал. В 1947 году эта семья переехала жить в Узбекистан. Так мы попали в Среднюю Азию.

А когда я вышла замуж, мы с мужем переехали в Киргизию в 1960 году поближе к его родным. Всегда очень скучала по Ленинграду. Но возвращаться было не к кому. Когда бывала в родном городе, не могла надышаться его воздухом и все спрашивала себя: неужели мы когда-то здесь жили и были счастливыми? Сейчас мне 94 года. Свою родину не забываю никогда. С августа 1942 года сведения обо всех эвакуированных поступали в центр, который находился в городе Бугуруслане. Все запросы стекались туда. На сотрудниках центра лежала огромная ответственность, здесь требовались исключительно сердечные люди.

Попадаются документы, где есть ошибка в написании фамилии. И важно, что сотрудники центра давали не только информацию по запросу, но и писали, что есть сведения о людях с похожими по звучанию фамилиями. Благодаря неравнодушным и вдумчивым сотрудникам центра семьям удавалось воссоединиться. Одна буква могла решить судьбу целой семьи! Есть в архивах немало запросов, которые изначально были тупиковыми.

При решении нынешних градостроительных задач необходимо больше опираться на право и сокращать властные функции. Укрепление градостроительного правопорядка есть, в сущности, и усиление самой власти, ее эффективности в управлении таким сложным явлением как современное градостроительство. Все сказанное дает понять, насколько широка и актуальна проблема проявления властного начала в творчестве архитекторов и градостроителей.

В новом формирующемся обществе город, не должен быть объектом конъюнктурного манипулирования, он должен быть понят как сложная система, без знания градостроительного исторического прошлого которого, никакие усилия по его стратегическому комплексному развитию не принесут желаемого результата. Список использованной литературы Архитектурно-планировочный обзор развития города. Архитектура и строительство Ленинграда. Белоусов В. Градостроительные проблемы развития Ленинграда. Завтрашний день Ленинграда. Беседа с главным архитектором Ленинграда Н. Барановым для газеты о разрабатываемом генплане Ленинграда.

Исаченко В. Иконников А. Историзм в архитектуре. Каменский В. Генеральный план развития города. Л,, 1972. Кривошеее Ю. Кривошеева; М.

Ходякова - СПб. Наумов А. Сборник под редакцией В. Витмана и Б. Современная урбанизация: сущность, факторы и особенности изучения. Планы и карты. Шевченко Э.

Ленинград, миграция, часть 3-я: послевоенный период

Пленных отсюда никуда не увозили, а размещали прямо на строительной площадке. В лагере содержалось более 1500 чел. Все были отлично устроены, обеспечены хорошим пайком. Завод в Пикалево, наши дни. Источник изображения: cdn22. Царское село Царское село немцы практически уничтожили. В Александровском дворце размещалась тюрьма, в Екатерининском - походная кухня. В Камероновой галерее был гараж, в церкви - стоянка для транспорта. Внутренние помещения захватчики разграбили.

Редчайшая мебель шла на отопление. Разрушения Екатерининского дворца в Пушкине. Источник изображения: ic. Реставрацией занимались советские специалисты. Работа немцев заключалась в том, чтобы восстановить разрушенные перекрытия. Екатерининский дворец в Пушкине, наши дни. Он продолжался долгие годы, часть работ не завершена по сей день. Трасса Ленинград-Таллин Немецкие специалисты усовершенствовали трассу Ленинград-Таллинн, которая представляла собой плохо сохранившуюся грунтовку.

Они не только придали ей современный вид, но и провели газопровод до столицы Эстонии. Автобус на линии Ленинград-Таллин. Источник изображения: mini-koleso. За 5 месяцев 1946 г. Сланцевые шахты После войны открылись две шахты «Ленинградсланцестроя».

К самым ценным из них относятся: Павловский дворец, был разрушен и сожжен, вырублено порядка семидесяти тысяч деревьев в парке; Янтарная комната, судьба которой по сей день не ясна; Федоровский Государев собор; Большой Екатерининский дворец; кладбище Свято-Троицкой Приморской мужской пустыни. Обстрелы велись по всем районам, вражеский снаряд мог попасть в любой дом и на любую улицу.

В результате ущерб оценивался в пять миллионов квадратных метров площадей жилого фонда. Почти каждый дом получил те или иные повреждения, полностью разрушенными были более трех тысяч зданий. Восстановление и реконструкция Ленинграда в послевоенные годы Планы по восстановлению разрушаемых войной городов начали разрабатываться с самого начала войны, но если в удаленных от линии фронта городах можно было выполнять небольшие работы оперативно, то полноценное восстановление Ленинграда началось только после освобождения от блокады.

За весь период войны немецко-фашистские захватчики сбросили на город более 5 тысяч фугасных и 100 тысяч зажигательных бомб, а также около 150 тысяч артиллерийских снарядов. В городе было разрушено и повреждено около 5 миллионов квадратных метров жилой площади, 500 школ, 170 лечебных учреждении и других, пострадал почти каждый дом. Противник разрушил и повредили сотни ценнейших исторических памятников русской и мировой культуры. Постановлением намечалось восстановить город как крупнейший индустриальный центр страны с сохранением присущих ему профилей промышленного развития - малой металлургии, турбостроения, электроэнергетики, станкостроения, приборостроения, промышленности строительных материалов. В апреле состоялся пленум городского комитета партии, на котором были подведены итоги героической борьбы ленинградских трудящихся с немецко-фашистскими захватчиками и всесторонне обсуждены мероприятия по выполнению постановления. Вслед прошло общегородское собрание партийного актива, в районах и на предприятиях - партийные собрания. В мае VII сессия Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся обсудила и одобрила план первоочередных работ, по восстановлению городского хозяйства.

Каждый объект обладал своими особенностями. Допустим, нам нужно было восстановить рисунок на потолке, а он часто бывает симметричным. То есть, чтобы восполнить недостающий кусок, нужно было с уцелевшего места снять кальку. Потом мы прокалывали иголкой дырочки по всему рисунку, прикладывали к потолку и тампоном с толченым древесным углем слегка припорашивали, чуть-чуть нажимая и постукивая вдоль изображения. Так уголь оставался на потолке, было видно, где рисовать. Тогда этим занимался завод художественных красок, который выпускал и масляные, и темперные. Последними я, например, рисовала на шелке. Кроме этого, обстановка была тяжелая. Например, из-за того, что отсутствовали цветные фотографии, мы сами рисовали метр стены, которую будем реставрировать, со всеми трещинками, паутинами, ржавчиной. И по этому куску в инспекции сметчики определяли, сколько восстановление будет стоить. А как-то раз нас отправили реставрировать Большой дворец в Петергофе. Так как было очень холодно, акварельные краски замерзали, и мы с собой брали в термосе кипяток, чтобы их разогреть. И сами условия для работы там непростые: между этажами были только балки в воздухе полуметровой ширины, и по ним мы пробирались на купеческую лестницу. Как только не боялись? Физически было очень трудно. Например, чтобы расписать потолок, нужно было упереться в него руками. И вот в одной руке ты держишь что-то типа указки, на конце которой тампон из ваты и марли, чтобы не поцарапать потолок, а предплечье второй руки ставишь на подставку для опоры. В чем ее сложность? Например, раньше краски на потолках во дворцах, в том же Юсуповском, были меловые. А мел, как гуашь, в мокром состоянии одного цвета, в сухом — уже другого. Поэтому сначала всегда нужно было подобрать тон, высушить его, сравнить с подлинником. Важно же, чтобы старое и новое не отличалось друг от друга.

Похожие презентации

  • Подписаться на новости
  • Возвращение Невского проспекта. Взлет и гибель идеи «русской России» при Сталине | 360°
  • История Ленинграда середины XX века — Википедия
  • Сплоченные войной - Архивы Санкт-Петербурга
  • ВОЗРОЖДЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД

В порядке очереди

  • Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады
  • ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ — Дом офицеров
  • Индустриальное строительство
  • Статьи по теме:
  • Новости из Петербурга
  • Вы точно человек?

Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады

Общество - 27 ноября 2022 - Новости Санкт-Петербурга - Новости Подробности Фото Видео. Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры. Возрождение”, рассказывающая о жизни Ленинграда после освобождения от фашистской блокады.

Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе

— Европа училась у советских мастеров, восстановивших послевоенный Ленинград и его пригороды. Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной Войны---пример для всех руководителей. Восстановление Ленинграда после блокады. Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь. После окончания блокады, Ленинграду потребовались годы на восстановление. Уже в первые дни после окончания блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников. Tags:Андрей Александрович Жданов Великая Отечественная война Ленинград Николай Варфоломеевич Баранов Послевоенное восстановление Ленинграда Последствия блокады Ленинграда Сталинские реставраторы.

Презентация на тему "Восстановление Ленинграда"

Начиная с 1917 года, до начала 1990-х годов, было разработано четыре генеральных плана Ленинграда. Генеральный план 1935 года был задуман и воплощен как модель построения грядущего коммунистического общества. При его проектировании устанавливалась необходимость согласования градостроительных наработок с народнохозяйственным планированием, вводился единый состав и порядок разработки градостроительных проектов. Сталина, многие вопросы по застройке Ленинграда должны были решаться только исходя из постановлений Ленинградского Совета. Генеральный план 1948 года объединил в себе широкий спектр проблем, которые были подчинены главной задаче того периода времени — восстановлению и развитию всего города в целом. Индустриализация строительства в 1954-1955 годах, повлекла за собой ряд коренных изменений в архитектурно-градостроительном проектировании того времени. Основная проблема формирования новых жилых районов Ленинграда, в рамках плановой экономики всей страны, решалась путем минимизации затрат, экономии трудовых и материальных ресурсов. В генеральном плане 1966 года отразился ряд постановлений партии и правительства по строительству и архитектуре, принятые после XX съезда Коммунистической партии Советского Союза, которые предопределили новые пути и принципы строительства и реконструкции города.

Основная задача, поставленная этим генеральным планом, определялась программными установками Партии и состояла в решении жилищной проблемы, в полном удовлетворении потребности трудящихся в жилье, на решение которой и были направлены узловые его положения. Для достижения поставленной цели, были разработаны различные нововведения в строительную и инженерную практику. Генеральный план 1987 года разрабатывался в соответствии с указанием ЦК КПСС от 25 мая 1984 года «Об обеспечении взаимосвязанного комплексного развития Ленинграда и Ленинградской области» и решения Исполнительных комитетов Ленинградкой области и городских Советов народных депутатов от 9 мая 1948 года. Важнейшей отличительной чертой этого генерального плана явилось то, что в нем впервые в практике советского градостроительства проблемы экономического, социального и градостроительного развития города рассматривались в тесной связи с проблемами развития области. Некоторые решения, принятые в этом совмещенном генплане были невыполнимы и требовали последующего пересмотра. Так, например, нереалистичным оказался директивно планируемый масштабный процесс перемещения части производств из города в область с созданием на ее территории филиалов ленинградских производств, опытно-экспериментальных баз и полигонов научно-исследовательских учреждений. Важнейшей причиной отклонений в реализации генерального плана явилось кардинальное изменение общественно-политического устройства страны, что привело к изменению приоритетов, формированию новой идеологии социально-экономического развития страны, городов и районов, в том числе и Ленинграда-Санкт-Петербурга.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что на протяжении всего советского времени основная градостроительная концепция и глубинные структуры градостроительной деятельности, как бы ни развивались строительные технологии и ни менялась направленность в формообразовании, оставались почти неизменными. В современных условиях развитие городов коренным образом изменилось. Прежде всего, это связано с разрушением базиса градостроительной деятельности - централизованной плановой экономики, которая базировалась на единой собственности — государственной. В связи с выходом законодательства и основ местного самоуправления функции градостроительного управления городами переданы на уровень местного самоуправления. Государство практически сняло с себя ответственность за решение этих вопросов. Необходимо отметить, что в последние годы происходит медленный поворот от навязывания городу предвзятых схем развития, к раскрытию его собственного потенциала, тенденций и возможностей. Важнейшим и закономерным итогом осмысления градостроительной уникальности города и формирования инструментов ее сохранения стали ведомственные строительные нормы «Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга», утвержденные Решением Исполкома Ленсовета от 17.

Документ был ориентирован на преемственность в развитии центра города, исключение радикальных пространственных преобразований городской среды и предотвращение ущерба ценному историко-архитектурному и градостроительному наследию. Современный Санкт-Петербург имеет более 6014 памятников истории и культуры, утвержденные границы Объединенной охранной зоны с особым регламентом градостроительной, архитектурной, строительной деятельности. Развитие города предусматривается с учетом всемирного историко-культурного значения его наследия. Новый генеральный план Санкт-Петербурга на 2005-2025 гг.

Кроме этого, обстановка была тяжелая. Например, из-за того, что отсутствовали цветные фотографии, мы сами рисовали метр стены, которую будем реставрировать, со всеми трещинками, паутинами, ржавчиной. И по этому куску в инспекции сметчики определяли, сколько восстановление будет стоить. А как-то раз нас отправили реставрировать Большой дворец в Петергофе. Так как было очень холодно, акварельные краски замерзали, и мы с собой брали в термосе кипяток, чтобы их разогреть. И сами условия для работы там непростые: между этажами были только балки в воздухе полуметровой ширины, и по ним мы пробирались на купеческую лестницу.

Как только не боялись? Физически было очень трудно. Например, чтобы расписать потолок, нужно было упереться в него руками. И вот в одной руке ты держишь что-то типа указки, на конце которой тампон из ваты и марли, чтобы не поцарапать потолок, а предплечье второй руки ставишь на подставку для опоры. В чем ее сложность? Например, раньше краски на потолках во дворцах, в том же Юсуповском, были меловые. А мел, как гуашь, в мокром состоянии одного цвета, в сухом — уже другого. Поэтому сначала всегда нужно было подобрать тон, высушить его, сравнить с подлинником. Важно же, чтобы старое и новое не отличалось друг от друга. С масляной живописью гораздо проще в этом отношении: положил и сразу видишь, что будет.

Но в конце концов, ко всему приспосабливаешься за долгие годы работы. И к каждой работе, конечно, индивидуальный подход. Техническая составляющая самая трудоемкая, нужно подготовить все, подобрать тона. А уже потом просто рисуешь, этому нас и научили в архитектурно-художественном. Двадцать два года я трудилась в Царском селе. А остальные двадцать три — во дворцах Петербурга, а также в Петергофе и Гатчине.

К апрелю 1943 г. География ленинградской эвакуации очень велика — горожан принимали как на далеком Алтае, так и в близлежащих Ленинградской, Ярославской, Вологодской и других областях. В списке республик, областей, краев, принимавших ленинградцев, значится более 30 названий. Эвакуация из Ленинграда началась 29 июня 1941 г.

Их следовало расселить, оказать необходимую помощь и принять меры к отправке в тыл страны. Уже на пятый день войны в каждом районе города для эвакуации населения были образованы специальные эвакотройки. В июле — августе 1941 г.

При кратковременных протечках отсутствие утепления чердака дает возможность известковому намету и гипсовому грунту просохнуть самостоятельно. Кроме того, свойство темперных красок позволяет испаряться влаге с их поверхности. Масляный красочный слой, наоборот, задерживает испарение, и, если протечка не устранена, сначала разрушаются гипсовый грунт и известковый намет, а потом гниет древесина, на которой они держатся. В Монплезире от протечек пострадали кессонированные потолочные перекрытия и три падуги в Парадном зале, значительная часть плафона в Спальне Петра I, северо-западный медальон в Секретарской, а также росписи в галереях и люстгаузах.

Плафон Буфетной до реставрации. Северо-западный угол дворца разрушился от взрывной волны, и часть росписи в Морском кабинете Петра I погибла. Провалилась крыша восточного люстгауза. Фигура Аполлона в куполе центрального зала была изрешечена пулями. Поскольку потолочные перекрытия достаточно тонкие, на чердаке можно передвигаться исключительно по балкам. Хождение по дощатой подшивке неизменно приводило к образованию трещин на живописи и даже к осыпанию красочного слоя, что и произошло во время войны. На состоянии росписей негативно сказалось использование печек-времянок, размещенных фашистами в Спальне и Кабинете Петра I, Секретарской, Лаковом кабинете.

При нагревании помещений разогревались росписи, гипсовый грунт, известковый намет, а со стороны чердака, наоборот, происходило сильное охлаждение. Все это способствовало появлению конденсата. Длительный срок такого состояния ослабил грунт, и он начал отслаиваться вместе с росписями в виде небольших чешуек. Кроме того, плафоны в указанных интерьерах покрылись копотью и потемнели. Жар, исходивший от печек, отрицательно повлиял и на живопись Парадного зала, хотя он не отапливался. Дело в том, что теплый и влажный воздух вырывался из теплых помещений и, соприкасаясь с холодными потолками в зале, конденсировался. При низкой температуре эта влага намерзала на росписях, ослабляя красочный слой.

Летом 1945 г. К сожалению, имена многих реставраторов остались неизвестными для потомков, сведения о других ограничены только фамилией и инициалами. Поскольку самые большие повреждения случились из-за протечек, в первую очередь на крыше промазали все щели. Параллельно архитекторы четвертой мастерской Ленпроекта Л. Гольдвассер и Б. Кикин составили проект реставрации Парадного зала, галерей и люстгаузов21. В следующем году отремонтировали перекрытия, соорудили временную кровлю, после чего произвели консервацию дворца, а в восточной галерее поставили поддерживающую конструкцию перекрытий, чтобы избежать их обвала вместе с росписями.

В 1947 г. Казанская и А. Гессен начали работу над проектом пяти жилых комнат и кухни. В восточной галерее была проведена консервация живописи. Научные сотрудники Петергофа Н. Архипов, М. Андреева, Н.

Удаленков, М. Тихомирова собирали необходимые для реставрации рисунки, чертежи и фотографии по архивам, музеям и библиотекам. Без этих данных выполнять реставрационные работы было невозможно. Все это требовало времени, но живопись не могла ждать, она могла погибнуть. Поэтому первоочередной задачей специалисты считали «не удаление поздних записей, которые можно удалить в любое время, а сохранение и консервацию разрушающегося красочного слоя росписей такими, какими они сохранились на сегодняшний день». Эти работы были проведены в 1950 г. Слева Плафон Морского кабинета Петра I до реставрации.

Конец 1940-х. Какие цели теперь преследовали реставраторы? С 25 июля до 23 октября 1951 г. С наступлением холодной погоды все работы пришлось приостановить. Следующий период начался только через четыре года и продолжался шесть лет 1955—1961. Перед реставраторами стояла задача не только укрепить живопись, но и расчистить ее от поздних записей. Здесь возникает довольно деликатный вопрос о том, насколько правомерны подобные методы.

Дело в том, что в прошлом некоторые ученые доказывали «недопустимость удаления позднейших наслоений для возвращения первоначального вида сооружению» и призывали «сохранять изменения, которые объект претерпел на протяжении веков». Подобной точки зрения до сих пор придерживаются отдельные специалисты. Нередко это оправдано. Однако, как можно убедиться на примере росписей сей Монплезира, расчистки от старых ремесленных записей бывают необходимы для того, чтобы сохранить и не утратить бесценный памятник. Новый этап реставрации начался с обстоятельного осмотра и фиксации росписей. Специалисты выполнили подробное фотографирование и копирование на кальки. В основном тогда подновили фоновые части, покрыв их масляными красками, выполнили обводку фигур, орнамента, элементов пейзажа; часть облетевшей или поблекшей позолоты покрасили бронзовой краской.

Самые значительные изменения претерпели плафоны в галереях и люстгаузах, где местами были переписаны орнамент и некоторые композиции. Менее всего во время войны пострадали росписи в Лаковом кабинете, Буфетной и купольной части Парадного зала: незначительные выпады и шелушение красочного слоя, мелкие кракелюры, волосяные трещины по штукатурке. В юго-восточном клейме отставала гипсовая накрывка, а вставка северо-западного угла сильно повредилась от протечек: дранка и подшивка сгнили, штукатурка разрушилась и не имела прочности, красочный слой отставал и шелушился. Серьезные вопросы возникли в связи с сильно испорченными из-за протечек плафоном в Спальне и тремя падугами центрального зала. Западная падуга погибла полностью, превратившись в «расплывшееся грязно-серое пятно». Вызывало тревогу и состояние Морского кабинета: треть плафона была целиком потеряна от взрывной волны. Следует особо отметить реставрацию потолочных перекрытий в галереях и люстгаузах.

При первых визуальных осмотрах казалось, что «из всех помещений Монплезира, состояние росписей наиболее благополучно в восточной и западной галереях, которые не отапливались и меньше имели протечек, хорошо проветривались и одновременно с наружной температурой нагревались и охлаждались». Однако именно здесь дранка и подшивка в местах протечек не только сгнили и превратились в труху, но и были поражены жучком-точильщиком, в этих местах штукатурка и грунт оказались полностью утрачены. Эти скрытые серьезные разрушения потребовали локальной замены подшивки и дранки. Почему в центральной части дворца не было подобных повреждений? Дело в том, что в галереях и люстгаузах пространство между крышей и потолочными перекрытиями невелико, доступ туда невозможен или затруднен. Соответственно, в холодное время года конденсат образуется в большем количестве, и дощатая подшивка при протечках в этих местах сохнет хуже, чем над другими залами. В западной галерее Р.

Саусен обнаружил разницу в манере живописи француза Пильмана и русских мастеров и, опасаясь потерять при дальнейшем прописывании своеобразие «почерка кисти» последних, решил отказаться от «прикосновения кистью» в композиции с изображением Флоры после расчисток. Насколько обоснованно воссоздание пропавших фрагментов подлинной живописи? Какие варианты рассматривались в случае с Монплезиром? Этим было бы восстановлено общее значение единства. А к большему можно было бы и не стремиться. Однако именно здесь, в Монплезире, который не просто консервировался, но именно воссоздавался во всей целостности его художественного замысла, этот в принципе грамотный и допустимый подход представлялся неприменимым. Монплезир должен был вернуться к своему характерному облику историко-художественного памятника, который не может где-то производить лишь «общее» впечатление, но должен читаться в деталях, как книга.

И содержанием его никак нельзя пренебречь«31. Утраченную отделку стен воссоздавали полностью, должны были вернуться эвакуированные во время войны экспонаты, и окраска утраченных мест живописи нейтральным тоном исказила бы восприятие интерьеров петровского дворца. Кроме того, собранный иконографический материал позволял достаточно обоснованно воссоздать эти произведения. Такие суждения научных сотрудников разделяли реставраторы: «…воссоздание всех утраченных мест композиций должно быть произведено полностью, но с непременным условием совершенно ясного, но не бросающегося в глаза, отделения вновь написанного от подлинного. Особое внимание следует обратить на недопустимость подхода новой живописи впритык к подлинной, так как в этом случае неизбежна запись последней у контуров». Хранители и реставраторы пришли к единому мнению: утраченные фрагменты росписи были воссозданы, а при соприкосновении с подлинной живописью, оставлены еле заметные линии. Что помогло реставраторам воссоздать утраченное?

Хотя в архивах Петергофа не нашлось четких фотографий сильно пострадавших плафонов, удалось разыскать нужные материалы в других музеях. В негатеке Государственного Русского музея найдены фотографии А. Хотеновского, выполненные в 1921 г. Никаких изобразительных материалов Филиппа Пильмана не сохранилось, но в отделе эстампов Эрмитажа хранятся альбомы его учителя Клода Жилло, которому он во многом подражал. Создавая образы четырех стихий, Пильман обращался к традиционным аллегориям, поэтому при реставрации западной падуги зала использовались гравюры, выполненные по рисункам Шарля Лебрена для Королевской гобеленовой мануфактуры. Реставрация плафонной живописи Монплезира в 1950-х гг. С тех пор работы с росписью проводились довольно редко и носили избирательный характер.

Спустя более десяти лет, в 1972, 1977 и 1978 гг. Летом 1987 г. В июле—августе 1999 г. Последний раз в Монплезире роспись Спальни консервировали в августе-сентябре 2006 года. На протяжении почти 300 лет на плафоны Монплезира влияли особенности местности, ее климатических условий, вызывающие перепады температуры и влажности. То, что росписи сохранялись все это время в довольно хорошем состоянии, доказывает, что дальнейшее существование этого неповторимого памятника и его живописного оформления возможно только в подобной среде. Какие-либо кардинальные изменения могут привести к разрушительным и необратимым последствиям.

Несмотря на то что применение масляных красок невозможно из-за климатических особенностей Монплезира, тем не менее в какой-то мере специалисты использовали их вплоть до 1990-х гг. Так, в 1999 г. Корбан заметил, что «предыдущая реставрация была произведена масляными красками, которые, помимо блестящей поверхности, обладают способностью удерживать под собой влагу», и эти краски необходимо заменить. Установление в результате реставрационных работ 1950-х гг. Теперь росписи в Голландском домике больше не требуют серьезного вмешательства. Главной задачей последующих реставраций будет прежде всего очистка от пыли и локальное укрепление красочного слоя и грунта. Благодаря усердной работе хранителей, регулярно проводящих осмотры кровли и перекрытий, проветривающих помещения и своевременно принимающих необходимые меры, бесценный декор уникального приморского дворца сохраняется для потомков.

Холоднова, ГМЗ «Петергоф». XXI век. Также читайте на нашем сайте:.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий