00:48 Утренняя молитва во время Великого поста01:23 Вечерняя молитва во время Великого поста02:04 Молитва ангелу-хранителю02:45 Молитва о прощении грехов003. Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля. Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне.
Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы
Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - То, какие молитвы читают в Великий пост, указано в Книге Пророка Исайи, где описано поведение человека в это время. Из всех православных постов Великий Пост самый длительный. Календарь питания в Великий пост по дням. Поэтому выбирая, какие молитвы читать в Великий пост, обратите внимание на тексты утренних и вечерних молитв. В дни Великого поста полезно также читать Ветхий Завет, ведь недаром на великопостных Богослужениях прочитывается и Книга Бытия, и Книга Иова, и Книга Притчей Соломоновых.
Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься
Возьмем как пример псалмы; прошло несколько тысяч лет с тех пор, как они были написаны, однако, когда человек хочет выразить свое раскаяние, всем потрясенным существом своим призвать милосердие Божие, он находит единственное совершенное выражение своей молитвы в покаянном псалме 50: «Помилуй мя, Боже! Возврат в Ветхие времена В Великом Посту на библейском измерении церковного богослужения ставится как бы особое ударение. Можно сказать, что в течение сорока дней Поста человек и Церковь как бы возвращаются духовно в состояние Ветхого Завета, во времена дo Христа, время покаяния и ожидания, время «истории спасения», движущейся к своему исполнению во Христе. Это возвращение необходимо, т. Церковь, с одной стороны, уже «дома», ибо она есть «благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа»; а с другой стороны, она все еще «в пути», в долгом и трудном странствии к исполнению всего сущего в Боге, к возвращению Христа в конце времен.
Великий Пост — время актуализации этого второго призвания Церкви, жизни её, как ожидания и странствия. Поэтому здесь Ветхий Завет приобретает свое полное значение; не только как книга пророчеств, уже осуществившихся, но как книга о человеке и всем сотворенном мире на пути к Царству Небесному. Что читаем Чтения Ветхого Завета во время богослужений Великого Поста совершаются двояко: это, во-первых, удвоенное чтение Псалтыри и, во-вторых, «lectio continua» то есть чтение по порядку и целиком трех Ветхозаветных книг: Бытия, пророка Исайи и притч Соломоновых. Христос и Его Церковь молятся, плачут и говорят в этой книге Псалмы всегда занимали в христианском богослужении центральное и исключительно важное место.
Церковь видит в них не только лучшее и самое верное выражение человеческой молитвы, раскаяния, поклонения, хвалы, но и настоящую «устную икону» Христа и Церкви, откровение в Откровении. Святые Отцы считают, по словам одного толкователя их писаний, что «только Христос и Его Церковь молятся, плачут и говорят в этой книге», книге псалмов. Поэтому с самого начала псалмы составляли основу молитвы Церкви, ее «естественный язык». В богослужении псалмы употребляются, во-первых, как постоянная основа ежедневных служб: «вечерний псалом» 103 за вечерней; шестопсалмие, псалмы 3,38, 63, 88, 103, 143; «хвалитные» псалмы 148, 149, 150 во время утрени; по три псалма на каждом часе и т.
Из Псалтыри выбраны Прокимны, стихи для «аллилуйя» в дни годичных праздников и др. И наконец вся Псалтырь, разделенная на двадцать частей, Кафизм, прочитывается еженедельно за вечерней и утреней; это третье употребление Псалтыри удвоено во время Великого Поста; вся Псалтырь прочитывается не один, а два раза каждую неделю Поста, когда чтение кафизм включается еще в Третий и Шестой Час. Три основные части Ветхого Завета Установление «постоянного чтения» Бытия, Исайи и Притч целиком восходит к тем временам, когда Великий Пост был еще главным образом подготовительным периодом к крещению, и богослужения носили особый поучительный характер для наставления оглашенных в вере христианской. Каждая из этих трех книг содержит в себе одну из основных частей Ветхого Завета: история сотворения Богом мира, пророчества и моральные и нравственные поучения.
Тайна Церкви, величайший из пророков и мораль Ветхого Завета Книга Бытия дает нам как бы основную рамку верований Церкви. Она содержит в себе историю сотворения мира, грехопадения и, наконец, обещание и начало спасения заключением первого Завета Бога с Его избранным народом.
Многие верующие ждут этого времени с нетерпением — ведь, несмотря на все сложности, Святую Четыредесятницу называют «весной души».
Что можно и что нельзя в Великий пост? Великий пост — строгий, не благословляется не только мясная и молочная как в нестрогие посты , но и рыбная пища за исключением праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим.
Конечная цель любого аскетического делания в том числе и настоящего поста , да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами. Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий. Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I 518—527 или Юстин II 565—578 — имеется в виду. Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку.
Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом. Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет. В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы? С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности.
В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения. Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение. Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние.
Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг. Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя. О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава.
Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в. Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородице за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований, и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, то есть 25 марта, и в Субботу Акафиста. Можно думать, что раньше всего праздник возник в Иерусалимской Церкви, то есть там, где и происходили сами воспоминаемые события. Паломница Эгерия описывает, что уже в IV веке в Иерусалиме отличительным моментом богослужения в этот день было шествие с горы Елеонской то есть тем путем, которым шел Господь в Иерусалим, во время которого люди держали пальмовые ветви, а епископ ехал на осле. Однако большинство восточных и западных Церквей воспринимает этот праздник позднее. Именно к этому времени относятся два свидетельства о празднике: Антиохийский Патриарх-монофизит Севир говорит, что на Востоке праздник Входа Господня стали праздновать около 500 года, а епископ Эдесский Петр, согласно одной из хроник, лично в это время ввел этот праздник в своей епархии.
Spasibo y nizkii poklon vam za yasnost y dobroe nastavlenie Сергей 22 марта 2016, 12:19 Огромное спасибо! Данное чтение, очень помогает избавить душу от черных помыслов. Владимир Паданин 5 ноября 2014, 17:33 Прекрасно что Вы помогаете нам рабам Господа нашего Иисуса Христа,немного узнать о законах и правилах поведения. Как правильно соблюдать посты,как правильно их провести. Как относиться к своим братьям и сестрам,и своим родным. Большое Вам спасибо! Olga19 марта 2013, 10:35 Thank you.
Какие молитвы читают дома в Великий пост 2023 года
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье. календарь с названием недель их значением, особенностями богослужений. Какие еще молитвы могут читать верующие в Великий пост в 2024 года? В дни Великого поста полезно также читать Ветхий Завет, ведь недаром на великопостных Богослужениях прочитывается и Книга Бытия, и Книга Иова, и Книга Притчей Соломоновых. Первую неделю Великого поста Великого читают Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы
И все поклоны должны быть земные. И читается с благоговением молитва святаго Ефрема Сирина. Молитва св. После этого полагаются еще 12 земных поклонов метаний с молитвами: 1.
Псалтирь — священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом по внушению Духа Святаго. Святитель Василий Великий говорит о ней, что Псалтирь больше и выше всех книг, потому что она Бога славит вместе с Ангелами и прогоняет и уязвляет бесов. Недаром Псалтирь с древности использовалась для молитвы храмовой и домашней, и сейчас она является основой православного богослужения. Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, изглаживает грехи, напитывает душу дыханием Святого Духа. Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме про себя читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения.
В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком. При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку. Так в течение Великого поста вся Псалтирь прочитывается не менее 40 раз. Одному человеку такой подвиг не под силу.
Кроме того, Церковный устав предписывает в ежедневное чтение в храме во время богослужения обязательно включать поучения великих учителей-аскетов древности, в первую очередь при. Ефрема Сирина и Феодора Студита, а также фрагменты из знаменитейшего «учебника» покаяния и пути ко спасению — «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника и назидательного сочинения «Лавсаик», представляющего собой жизнеописания древних святых, угодивших Господу своим постничеством, воздержанием и любовью к Богу и ближним. Однако нельзя забывать, что в дни Страстной Седмицы чтение Св. Евангелия в храме, напротив, занимает центральное место. Помимо определенных отрывков «зачал» , повествующих о воспоминаемых в каждый из последних дней жизни Спасителя событий, читаемых во время богослужений утрени и Литургии Преждеосвященных Даров, на службе часов в Великий Понедельник, Вторник и Среду Устав предписывает прочитывать Четвероевангелие целиком.
Они пишут о том, как человеку побороть свою греховность и страстность, как достичь самого главного в жизни — Бога. Все советы, которые мы находим в этих писаниях, прочувствованы, выстраданы, вымолены. Если говорить о каких-то конкретных произведениях, то я бы посоветовал почитать «Душеполезные поучения аввы Дорофея» — для современного читателя книга станет настоящим открытием. Авва в переводе с сирийского языка означает «отец». Вспоминая монастырскую жизнь, скажу, что в нашей обители — Свято-Троицкой Сергиевой Лавре — Великий пост был особенно любим благодаря существовавшей традиции в это время читать творения преподобного аввы Дорофея. И я уверен, что книга такого замечательного святого должна стать настольной как для монаха, так и для мирянина. Авва Дорофей — легендарная личность. Он жил на рубеже VI—VII веков — в период расцвета монашества на Ближнем Востоке — и подвизался в монастыре аввы Серида, находившемся на территории современной Палестины, недалеко от Иерусалима. Преподобный был великим человеком, очень энергичным и разумным, наделенным даром наставничества и слова, писательским талантом. Его книга у многих поколений христиан пользовалась ошеломительным успехом и могла бы стать, как сейчас говорят, православным бестселлером. Стиль повествования свидетельствует, что человек описал мир так, как его видел и чувствовал. Это никакое не морализаторство, не сухое поучение, а живой материал, в котором глубина вопросов подается в доступной, оригинальной и яркой форме, какой, пожалуй, нет ни у кого из святых отцов. Преподобный пишет о разных страстях, о добродетелях, с помощью которых с этими страстями можно бороться. Он приводит множество примеров из жизни подвижников-современников, из собственного монашеского опыта. Еще я бы порекомендовал познакомиться с «Лествицей» преподобного Иоанна Лествичника. Тем более что памяти этого великого святого, который был практически современником аввы Дорофея, посвящена четвертая неделя поста. Преподобный Иоанн долгое время находился в общежительном монастыре, а затем удалился в пустыню. Он был отцом многих монахов, и вот братия одной обители призвала его на настоятельство и попросила составить «учебник» духовной жизни, ставший плодом многолетнего опыта и исследования святого, который изучил все особенности устроения человеческого сердца, его добродетели и страсти. Свои поучения преподобный Иоанн изложил в виде многоступенчатой лестницы, восходящей от земли к небу. Книгу он так и назвал — «Лествица». Всего преподобный выделил 30 ступеней. Первая — отречение от мира и собственной воли. И это неслучайно, ведь человек, приступающий к духовному деланию, должен не просто перестать верить себе, а отказаться от самости, от мысли, что он — главный критерий жизни, и полностью ввериться в руки Божии. Последней ступенью святой называет самую высшую христианскую добродетель — любовь. И вот между этими двумя ступенями проходит вся жизнь человека, его труды и подвиг. Первая неделя Великого поста посвящена Торжеству Православия, а вторая — учителю молитвы, святителю Григорию Паламе. Так вот вторую неделю можно назвать вторым Торжеством Православия, потому что это победа православного учения о молитве, учения исихазма над ересью, смущающей Церковь мыслями о невозможности созерцания нетварного света. Святитель Григорий выступает именно как пример чистой молитвы, глубокого созерцания этого нетварного света — Божественной благодати.
Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней
Молитва перед вкушением пищи: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения» строки из Пс. Перед тем как приступить к еде вы можете прочесть «Отче наш»: «Oтче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго». Молитва на благословение еды и пития мирянам: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. И перекрестите пищу и питие. Молитва после вкушения пищи: «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Господи, помилуй трижды. Чтение же акафиста в это время не желательно. Его припев — «радуйся», то есть это радостная и хвалебная песнь, и настроению поста она не соответствует.
По воскресеньям верующим следует посещать литургию. Перед службой во время «часов» можно прочесть молитву: «Верую, Господи, но Ты утверди веру мою.
Типиконах эти дни отмечены нек-рым послаблением поста.
В субботу 5-й седмицы В. Богородицы, за службой поется акафист нек-рые памятники приурочивают акафист не к этой субботе, а к Благовещению Пресв. Порядок служб суббот и воскресений В.
Иоанна Златоуста, за воскресеньями В. Василия Великого , тогда как богослужение седмичных дней характеризуется регулярными особенностями, отличающими его от будничного богослужения в остальное время года: каждая из служб суточного круга оканчивается земными поклонами с молитвой прп. Ефрема Сирина; на утрене с «Аллилуия» поется трипеснец; не только на вечерне и утрене, но и на часах стихословятся кафизмы Псалтири; трапеза устраивается только один раз в день 1-я, а иногда и 4-я седмицы выделяются тем, что в эти дни указывается сухоядение, т.
Особенности седмичных служб В. Последования Минеи в дни с понедельника по четверг отменяются кроме праздников Обретения главы Иоанна Предтечи 24 февр. Алексия, человека Божия 17 марта , Благовещения Пресв.
Богородицы 25 марта и его предпразднства и отдания - Пентковский. На утрене 3 кафизмы по пятницам 2 ; тропарь пророчества поется не перед паремией на 6-м часе, а вместо седальна по 2-й кафизме седален по 1-й кафизме, как и троичен на «Аллилуия» утрени, берется из Октоиха; по 3-й - Триоди; см. Дневные часы совершаются каждый в свое время со стихословием кафизм Псалтири в Типиконе подробно расписано, на какие гласы следует их исполнять - Там же.
После повечерия в келлиях совершается по желанию двенадцати псалмов чин Там же. По Евергетидскому Типикону кон. XII в.
Последования святых Минеи переносятся на субботы и воскресенья специально оговорено, что последования вмч. Феодора Тирона и прп. Марии Египетской вовсе отменяются, т.
На утрене кроме понедельника 1-й седмицы В. Среда преполовения В. По Георгия Мтацминдели Типикону , отражающему афонскую практику сер.
Литургические груз. В конце всех служб суточного круга делается 2 раза по 12 поклонов. Много особенностей имеет последование повечерия.
Среда 4-й и четверг 5-й седмицы отмечаются разрешением на вино и елей. В Типиконе описан необычный обряд напоминания о покаянии, к-рый совершается каждый будний день поста в то время, когда братия исполняет свои послушания: раз в день один из монахов обходит их, говоря: «Благослови, Господи! Отцы и братия, будьте внимательны к себе, ибо все мы умираем, умираем, умираем; будем помнить вечное наказание»; монахи в ответ прерывают работу и совершают поклоны.
Этот обряд присутствует уже в древнейшем памятнике студийской традиции - студийском «Ипотипосисе» IX в. Этот же обряд указан и в нек-рых южноитал. Типиконах - напр.
Текст ее простой: «Не допусти ко мне, Владыко Небесный, Господи, искушения, не позволь скорби захватить меня, обереги от недуга свыше силы моей. Избавь от страстей пагубных, даруй мне крепость перенести все испытания ниспосланные Тобой с благодарностью» Ежедневные молитвы в Великий пост Молитвы в Великий Пост должны проговариваться ежедневно. Для этого существуют самые разные тексты, но при этом следует вкладывать в них собственную душу и допускается видоизменять текст, не меняя общего смысла. Молитва перед началом дела Перед началом любого дела следует попросить благословления у Бога, выразить это можно такими словами: «Царю Небесный, услышь раба Божьего собственное имя приди и вселись в душу мою, очисти ее от всякой скверны. Благослови меня грешного и недостойного и помоги мне успешно свершить мое дело.
Припадаю к иконе Твоей и о благости молю. Молитва о смирении и прощении грехов Обязательно следует произносить молитву в Великий Пост о смирении и прощении грехов. Благодаря ей можно более правильно настроиться на все требования предпасхального периода. Избавившись от всех сторонних мыслей необходимо произнести такие слова: «Господи Боже, Всемилостивый и Всемогущий, Ты знаешь, что только ты являешься настоящим Спасителем для меня. Помоги мне, не позволь мне грешить пред Тобою.
Не дай погибнуть во грехах, ибо немощен я, не позволь врагам моим навредить мне. Даруй мне смирение и прости мне, Господи, все прегрешения. Ты моя настоящая крепость и упование. Благодарение Тебе безмерно во веки веков. Аминь» Молитва от чревоугодия Молитва от чревоугодия позволит воздержаться от пищи.
Это условие является очень важным для очищения души во время Великого Поста. Звучит молитвенное обращение так: «Господи, Всесильный и Всемилостивый, услышь раба Божьего собственное имя , помоги очиститься мне от скверны чревоугодия. Даруй мне, Боже, познать сладость воздержания от пищи. Позволь мне насладиться молитвами, обращенными к Тебе. Аминь» Молитва об очищении души и тела Поскольку все молитвы в Великий пост должны способствовать очищению души и тела.
Поэтому важным является такое ежедневное молитвенное обращение: «Господи, прошу прощения у всех тех, кому я вольно или невольно нанес обиды. Пусть это очистит мою душу и наполнит ее добротой и радостью. В этом эффективно помогают молитвы в Великий Пост и искренняя вера в душе. Важно в этот период настроится на позитив. Следует помнить о том, что любой день обязательно должен начинаться с молитвы.
Богослужение седмичных дней поста: особенности В период Великого поста богослужения по особому чину называемому великопостным совершаются только в седмичные дни; в субботние и воскресные дни совершаются обычные службы. Какие службы совершаются в седмичные дни поста? На 1-й седмице в течение пяти дней утром совершается весьма продолжительное богослужение, состоящее из утрени с 1-м часом, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных и вечерни в среду и пятницу — литургия Преждеосвященных Даров. По вечерам с понедельника по четверг служится великое повечерие с Великим каноном преподобного Андрея Критского. На остальных седмицах вечером совершается великое повечерие и утреня с 1-м часом, а утром — 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня иногда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров. Накануне суббот во все седмицы в том числе и в 1-ю субботу поста, совершаются великое повечерие в 5-ю субботу поста повечерие не служится и утреня с 1-м часом, в сами субботы — 3-й и 6-й час и литургия святителя Иоанна Златоуста.
Какие отличительные особенности имеет утреня? Канон совершается с пением великопостных библейских песней; тропари — только из Минеи и Триоди трипеснец. Есть примечательная особенность: 3-я песнь кроме среды и 6-я песнь всегда совершается без ирмоса так как ирмос Минеи «уходит» на катавасию. По 6-й песни канона в случае отсутствия кондака в Минее читается мученичен Октоиха По 9-й песни поются великопостные светильны гласа. Трисвятое по «Отче наш…». Возглас священника «Яко Твое есть Царство и сила и слава…».
Возглас: «Сый благословен Христос Бог наш…». Священник произносит молитву преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с 16-ю поклонами. И сразу 1-й час. Чем великопостные часы отличаются от обычных вседневных часов? Достаточно запомнить 6 основных отличий: Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе. На каждом часе читается кафисма, кроме 1-го часа в понедельник и 1-го и 9-го часов в пятницу.
Поется великопостный тропарь часа с поклонами исключая праздники Благовещения Пресвятой Богородице и полиелейного святого в седмичный день, когда вместо великопостного тропаря читается тропарь праздника. По «Отче наш…» читаются особые тропари, текст которых дается в последовании часа в Часослове или Следованной Псалтири на ряду. Однако в праздники Благовещения Пресвятой Богородице и полиелейного святого в седмичный день вместо тропарей Часослова читается кондак праздника, а на седмице Крестопоклонной, в четверг 5-й седмицы и в дни Страстной седмицы читается кондак Триоди. Перед молитвой часа совершается молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю на 9-м часе — с тремя поклонами. На 6-м часе после Богородична читаются тропарь пророчества, прокимен, паремия и второй прокимен. Что можно сказать об изобразительных в седмичные дни поста?
Изобразительны начинаются с пения «Блаженн», в конце которых совершается 3 поклона. Далее тексты Часослова на ряду. По «Отче наш…» — кондаки по Уставу, переход на поклоны. После 16-ти поклонов два варианта: А если далее идет вечерня, то сразу вечерня без возгласа; Б если литургия Преждеосвященных Даров, то на изобразительных совершается отпуст. Какие особенности имеет вечерня, совершаемая без литургии после изобразительных в понедельник, вторник и четверг? Начинается без возгласа «Благословен Бог наш…» сразу после поклонов на изобразительных; После «Свете тихий…» читается два прокимена и две паремии из Триоди из книг Бытия и Притчей.
По «Ныне отпущаеши…» — тропари «Богородице Дево, радуйся…», «Слава»: «Крестителю Христов…», «И ныне»: «Молите за ны…» с поклонами; Вместо сугубой ектении — «Господи, помилуй» 40 раз; В конце вечерни после 16-ти поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина и конечного Трисвятого — молитва «Всесвятая Троице…», «Буди имя Господне…», 33 псалом. Что такое «конечное Трисвятое» и когда оно читается? Конечное Трисвятое бывает, во-первых, только после 16-ти поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина, во-вторых, только в окончании заключительного богослужения той или иной группы служб другими словами, только на той службе, «которой оканчивается богослужебное собрание». Вот важнейшие случаи чтения «конечного Трисвятого»: 1 на 1-м часе; 2 в конце одной из служб дневной группы на практике совершаемых в первой половине дня : а на изобразительных в тех только случаях, когда они совершаются с отпустом и далее следует литургия Преждеосвященных Даров; если же после изобразительных следует только вечерня, то конечное Трисвятое не читается; б на вечерне, совершаемой в седмичные дни без соединения с литургией; 3 на великом повечерии в 3-й части или на малом повечерии в Неделю вечером. Таким образом, на практике «конечное Трисвятое» читается три раза в сутки: на 1-м часе, на изобразительных или вечерне только на одном из этих богослужений , и на повечерии. Кроме этого, Устав предусматривает чтение «конечного Трисвятого» в том случае, если в конце 6-го часа творится отпуст и затем бывает пауза в богослужении, так что 9-й час с вечерней совершаются в другое время после полудня.
Правда, в приходской практике подобный вариант не встречается.
Великий пост: что прочитать?
В эти дни верующие обращаются к Господу с просьбами об очищении души от пороков и укреплении в вере. Прошения о любви и благосостоянии лучше оставить для праздничных дней. Молитва об отпущении грехов на каждый день: Обращаюсь я, раб а Божий ия имя , к Тебе, Господь, и от всего сердца прошу Тебя простить грехи мои. Смилуйся надо мной, Царь Небесный, избавь меня от душевных мучений и самоистязания. К Тебе же я обращусь, Сын Божий. Умер Ты за грехи наши и воскрес Ты, чтобы жить вечно.
Надеюсь я на помощь Твою и прошу благословить меня. Навсегда Ты Спаситель мой. Очищающая молитва: Боже, Боже мой! Дай сердцу моему неведения страстей и вознеси око мое над безумием мира, пряму отныне сотвори жизнь мою не на угождение им и даруй жалости мне к гонящим меня. Ибо радость Твоя в скорбях ведома, Боже мой, и прямая душа улучит её, судьба же её от лица Твоего исходит и нет умаления блаженства ея.
Господи, Иисусе Христе, Боже мой, прямы сотвори пути мои на земле. Постарайтесь очистить душу, простив людей, которые чем-то обидели вас. Читайте молитву: Господи, я прощаю имя человека за его действия и слова. У меня нет желания мстить ему. Дай мне силы, чтобы избавиться от гнева и обиды.
Во имя Иисуса. По воскресным дням в период Великого поста верующие посещают литургию. Перед богослужением во время «часов» можно прочесть следующую молитву: Верую, Господи, но Ты утверди веру мою. Уповаю, Господи, но Ты укрепи надежду мою.
RU в своем материале рассказывает, как православные готовятся к празднику Воскресения, какие события вспоминает Церковь и от каких действий стоит воздерживаться в этот период. Даты Страстной недели в 2024 году Страстная неделя в 2024 году будет проходить с 29 апреля по 4 мая. Вербное воскресенье, с которого начинается эта неделя, приходится на 28 апреля. Светлое Христово Воскресение в этом году отмечается 5 мая.
Страстная неделя считается последней неделей Великого поста и предшествует празднованию Пасхи — главного христианского праздника. Суть названия Суть названия «Страстная неделя» в христианской традиции заключается в воспоминании страданий и чудес Сына Божьего перед распятием, что придает этой неделе высокую значимость. В русской церковной практике отдельные дни этой недели также получили название «Великий понедельник», «Великий вторник» и так далее, каждый из которых символично связан с событиями последних дней Христа на земле. Великий понедельник Великий Понедельник — начало Страстной недели в православной церкви, посвященный святому Иосифу Прекрасному. Его жизнь ассоциируется с жизнью Христа из-за испытаний и страданий, которые он перенес. Принужденный братьями в рабство, как Христос предан Иудою, Иосиф благодаря вере и мудрости добился верности фараону. Он прощал и верил, пережил гибель, но вернулся к семье. Вечером этого дня проводится Чин мироварения с использованием миро, символизирующий приближение страданий Спасителя.
Великий вторник Великий вторник — день в Страстной неделе, когда верующие вспоминают проповеди Иисуса в Иерусалимском храме и за его пределами. Христос раскрыл свою суть ученикам, рассказав две притчи: о талантах и о десяти девах. По притче о талантах, каждому даны способности для развития и использования. Притча об умных и глупых девах учит о готовности к Второму пришествию Христа и о значимости подготовки к встрече со Христом. Великая среда В Великую среду христиане вспоминают два важных события из Евангелия: помазание Христа миром и предательство Иуды Искариота. В первом случае женщина-грешница возливает драгоценное миро на голову Иисусу в доме Симона прокаженного, что вызывает возмущение у учеников.
Не дай Господу Богу разгневаться на меня. Помолись за меня, раба у Божьего ю имя , перед Господом Богом, попроси его об отпущении грехов моих и защити меня от совершения зла.
Какие еще молитвы могут читать верующие в Великий пост в 2024 года? Дополнительно к утренним и вечерним молитвам можно прочесть псалмы царя Давида. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Молитва на благословение пищи и пития мирянам: Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен во веки веков. Перекрестить пищу и питие. Молитва после вкушения пищи: Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Господи, помилуй трижды.
Как правильно молиться во время Великого поста 2024 года? В эти дни верующие обращаются к Господу с просьбами об очищении души от пороков и укреплении в вере. Прошения о любви и благосостоянии лучше оставить для праздничных дней. Молитва об отпущении грехов на каждый день: Обращаюсь я, раб а Божий ия имя , к Тебе, Господь, и от всего сердца прошу Тебя простить грехи мои. Смилуйся надо мной, Царь Небесный, избавь меня от душевных мучений и самоистязания. К Тебе же я обращусь, Сын Божий. Умер Ты за грехи наши и воскрес Ты, чтобы жить вечно. Надеюсь я на помощь Твою и прошу благословить меня.
Навсегда Ты Спаситель мой. Очищающая молитва: Боже, Боже мой!
Балаково: — Каждый пост я читаю Псалтирь в группах по 20 человек, у нас в храме в честь Рождества Христова такая традиция существует уже давно. Евангелие я читаю в течение всего года, а во время Великого поста обязательным правилом становится читать его каждый день. Конечно, не всегда все получается, как задумываю, но стремлюсь свое правило соблюдать. Во время чтения Евангелия стараюсь находить толкования святых отцов, чтобы открыть для себя глубину Священного Писания. Ирина Владимировна Кузнецова, помощник благочинного Николаевского округа по религиозному образованию и катехизации: — В пост всегда читаю Евангелие и Псалтирь, но чуть больше, чем обычно. Планирую дочитать книгу протоиерея Владимира Воробьева «Отец Арсений».
Многие прихожане ее очень любят, цитируют. Книга интересно рассказывает о жизни современного исповедника. Постараюсь книгу осмыслить, чтобы ее строки нашли отклик в моем сердце. Сейчас я читаю про моего земляка Федора Шаляпина. В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения. Его певческий путь начинался с церковного хора. Стараюсь читать вечером, когда дома спокойно и все поделились своими дневными новостями, тогда уже можно сосредоточиться. Наталья Леонардовна Бударина, заместитель руководителя епархиального отдела религиозного образования и катехизации: — Постом я планирую прочитать исторические романы Сергея Марнова «Молодые годы апостола Павла» и «Теперь на Рим, или Зрелые годы апостола Павла».
Please wait while your request is being verified...
Уроки Великого поста: каких правил придерживаться, чтобы вырасти духовно и сохранить здоровье | Рассказываем, сколько дней длится и когда заканчивается Великий пост в 2024 году. |
Великий пост 2024 - Православный журнал «Фома» | Даты начала Великого поста 2024 года, перечень разрешенной еды, правила поста — читайте в материале. |
Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы | 18 марта у православных христиан начинается Великий пост, который продлится по 4 мая, – он предшествует одному из главных церковных праздников, Пасхе. |
Великий пост: что прочитать? | Во дни Великого поста в храме совершаются богослужения с земными поклонами и особыми молитвами и песнопениями, которые установлены для этого времени. |
Что читать Великим постом. Советы священников | Великий пост: что можно и нельзя делать и есть, запреты. |
Великий пост: что прочитать?
В понедельник, 18 марта, у православных начался Великий пост, который продлится до 4 мая. Великий пост соблюдают и католики, и протестанты; но только в православии существуют достаточно строгие ограничения в питании и образе жизни на этот период. Великий пост в церковном календаре установлен в память о сорокадневном постничестве Спасителя в пустыне.
Молитвы для Великого поста по дням, которые нужно читать дома 1 часть
2 марта у православных христиан начался Великий пост, который продлится 47 дней и 19 апреля закончится Светлым Воскресением Христовым. 4 воскресения Великого поста читают Акафист Страстям Христовым, кроме Вербного и Благовещения и называется-Пассия. Главный многодневный пост у православных христиан установили в память о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Известные священнослужители на сайте «Русская народная линия» высказались, что лучше читать Великим постом православным христианам.
Какого числа Великий пост в 2024 году? 18 марта — 4 мая
Земные поклоны прекращаются до праздника Троицы. Также в Великую среду верующие могут участвовать в таинстве исповеди. Великий четверг Великий Четверг — особый день в Православном календаре, когда вспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, где было учреждено Святое Причастие. Причастие в этот день символизирует объединение верующего с Христом. Также совершается обряд омовения ног, повторяющий жест Иисуса. Верующие занимаются подготовкой к Пасхе: уборкой, крашением яиц, выпеканием куличей, отдавая предпочтение молитве и посещению храма. Великая пятница Великая, или Страстная пятница — день скорби и испытаний для христиан в память Крестных Страданий Иисуса Христа. Христиане отдают дань уважения за жертву Спасителя, подчеркивая Его любовь к миру. Церковные обряды наполнены скорбью и уважением к жертве Христа, вдумчиво вспоминая уроки прощения и сострадания, которые передал нам этот день. Великая суббота В Великую субботу православная Церковь отмечает погребение Христа и его спуск в ад, где он освобождает праведные души и вводит их в рай.
Полуночница начинается в начале полуночи, священнослужители переносят плащаницу на престол в предвкушении Пасхи. Крестный ход и встреча с воскресшим Христом важные моменты пасхальной ночи. Также в этот день в Иерусалиме сходит благодатный огонь, который передается по миру, включая Россию. Как соблюдать пост на Страстной неделе Во время Страстной недели верующие соблюдают особые правила поста, которые начинают действовать в последнюю неделю Великого поста. С понедельника по четверг питание ограничивается сухоедением, которое включает в себя хлеб, сырые овощи и фрукты, а также блюда без добавления растительного масла. В четверг можно употреблять горячую пищу с растительным маслом, но без продуктов животного происхождения. В пятницу верующим предписывается воздержаться от пищи вообще, так как это день великой скорби. В субботу можно есть горячую пищу без масла, а с воскресенья Пасхи все ограничения в пище снимаются.
Священное Писание Церковная молитва всегда библейская, т. Если Библия содержит в себе Божественное Откровение, то она также и вдохновенный ответ человека на это Откровение и потому — выражение и содержание человеческой молитвы, хвалы и поклонения. Возьмем как пример псалмы; прошло несколько тысяч лет с тех пор, как они были написаны, однако, когда человек хочет выразить свое раскаяние, всем потрясенным существом своим призвать милосердие Божие, он находит единственное совершенное выражение своей молитвы в покаянном псалме 50: «Помилуй мя, Боже! Возврат в Ветхие времена В Великом Посту на библейском измерении церковного богослужения ставится как бы особое ударение. Можно сказать, что в течение сорока дней Поста человек и Церковь как бы возвращаются духовно в состояние Ветхого Завета, во времена дo Христа, время покаяния и ожидания, время «истории спасения», движущейся к своему исполнению во Христе. Это возвращение необходимо, т. Церковь, с одной стороны, уже «дома», ибо она есть «благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа»; а с другой стороны, она все еще «в пути», в долгом и трудном странствии к исполнению всего сущего в Боге, к возвращению Христа в конце времен. Великий Пост — время актуализации этого второго призвания Церкви, жизни её, как ожидания и странствия. Поэтому здесь Ветхий Завет приобретает свое полное значение; не только как книга пророчеств, уже осуществившихся, но как книга о человеке и всем сотворенном мире на пути к Царству Небесному. Что читаем Чтения Ветхого Завета во время богослужений Великого Поста совершаются двояко: это, во-первых, удвоенное чтение Псалтыри и, во-вторых, «lectio continua» то есть чтение по порядку и целиком трех Ветхозаветных книг: Бытия, пророка Исайи и притч Соломоновых. Христос и Его Церковь молятся, плачут и говорят в этой книге Псалмы всегда занимали в христианском богослужении центральное и исключительно важное место. Церковь видит в них не только лучшее и самое верное выражение человеческой молитвы, раскаяния, поклонения, хвалы, но и настоящую «устную икону» Христа и Церкви, откровение в Откровении. Святые Отцы считают, по словам одного толкователя их писаний, что «только Христос и Его Церковь молятся, плачут и говорят в этой книге», книге псалмов. Поэтому с самого начала псалмы составляли основу молитвы Церкви, ее «естественный язык». В богослужении псалмы употребляются, во-первых, как постоянная основа ежедневных служб: «вечерний псалом» 103 за вечерней; шестопсалмие, псалмы 3,38, 63, 88, 103, 143; «хвалитные» псалмы 148, 149, 150 во время утрени; по три псалма на каждом часе и т. Из Псалтыри выбраны Прокимны, стихи для «аллилуйя» в дни годичных праздников и др. И наконец вся Псалтырь, разделенная на двадцать частей, Кафизм, прочитывается еженедельно за вечерней и утреней; это третье употребление Псалтыри удвоено во время Великого Поста; вся Псалтырь прочитывается не один, а два раза каждую неделю Поста, когда чтение кафизм включается еще в Третий и Шестой Час. Три основные части Ветхого Завета Установление «постоянного чтения» Бытия, Исайи и Притч целиком восходит к тем временам, когда Великий Пост был еще главным образом подготовительным периодом к крещению, и богослужения носили особый поучительный характер для наставления оглашенных в вере христианской. Каждая из этих трех книг содержит в себе одну из основных частей Ветхого Завета: история сотворения Богом мира, пророчества и моральные и нравственные поучения.
Читаю этот глубокий текст каждый раз как будто заново. Считаю, что нет более удачной книги, рассказывающей о том, как устроен человек, его душа. Студентам рекомендовал бы прочесть, прежде всего, Евангелие. А начать можно с книги «О Церкви без предубеждения. Беседы со светским журналистом» игумена Нектария Морозова и Елены Балаян, которая вышла в издательстве Саратовской митрополии. Поэтому в дни поста мне нравится читать «Лествицу» и жития святых, больше всего — святителя Спиридона Тримифунтского. Его житие очень поучительно, дает мне пример настоящего «нелицемерного» Православия. Вдохновляют исторические книги, где выведены образы наших благочестивых предков. Перечитываю Василия Ключевского, Николая Карамзина, хотя не во всем с ними согласен. Особо хотелось бы выделить книгу Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина «Человек не может жить без Бога» — оттуда черпаю богатый материал для своих лекций, нахожу ответы на большинство вопросов, которые возникают в жизни. И любимой книгой в это время становится учебник по литургическому богословию. Обычно я читаю художественную литературу летом, сейчас в моем списке — научные труды. Интересуюсь новыми книгами и статьями, которые сейчас выходят по богословию. Когда готовлюсь к проповеди во время поста, обычно перечитываю святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова. Из святых отцов они мне ближе всего. Они дают богатую пищу для размышлений. Их книги помогают мне не только к проповеди готовиться, но и жизнь приводить в порядок.
Как шутят семинаристы, уж лучше я поспешу к Богу сам, чем меня к Нему приведут болезни и горе. Получается, мы выходим навстречу Христу и идем долгой дорогой Великого поста из страха? И уж точно не ради моды, и не для того, чтобы, высокомерно глядя на непостящихся, ощущать свою святость. Пост - не пищевые ограничения, и даже не способ самоусовершенствования. Пост - наш подвиг любви к своему Творцу. И если кому-то последняя фраза покажется напыщенной, пусть вспомнит, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви. Логика поста проста. Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и - важно! Сегодня наша очередь принести нашу жертву Ему, начать наш путь навстречу Христу. Да, это безмерно трудно. Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или от развлечений, ограничивая себя не до степени, вот все, дальше уже невозможность жить, дальше смерть, а лишь доходя до границы, за которой начинаем чувствовать дискомфорт. Причем жертвовать нужно не по принципу "на тебе, Боже, что мне негоже", жертвовать надо тем, что тебе дорого, что важно для твоего тела. Бог не нуждается в том, чтобы мы отказывались от куска мяса и тем более колбасы, Он совершил Свою жертву из любви к нам, людям, и Он нуждается в нашей любви. С чего нужно начать Великий пост Будем честны с собою, нам даже незначительные пищевые жертвы даются с трудом. И они могут оказаться не в подъем. А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите? Итак, какие есть варианты воздержания? Что же в Великий пост мы не едим? Что можно и что нельзя: варианты ограничений Высшая планка ограничения - монастырский устав, когда большую часть недели рекомендуется еда без растительного масла, не горячая. Чтобы не вводить никого в соблазн, даже не буду этот устав расписывать.