Новости что такое феодал

(ср.-лат. feodalis) в эпоху феодализма земельный собственник, владелец феода, эксплуатирующий зависимых от него крестьян.

Феодализм - это... Простыми словами

Феодал вассал Сеньор. Ранний феодализм. Феодализм определение. Одежда феодалов. Одежда средневекового феодала. Феодалы игра. Я феодал. Я феодал игра. Сеньоры и вассалы. Сеньоры и феодалы.

Взаимоотношение сеньоров и вассалов. Сеньоры феодалы и вассалы. Феод феодал феодальная раздробленность. Феод земельное владение. Феод в средневековой Европе это. Феодал и зависимые крестьяне. Труд зависимых крестьян в поместье феодала. Обязанности зависимых крестьян. Зависимость крестьян от феодалов.

Феодальное общество. Феодальное общество схема. Духовенство феодалы. Феодальная лестница вассалитет. Что такое феодализм феодальная лестница. Феодальная лестница средневековой Западной Европы. Феодальная лестница схема 6 класс. Феодальная вотчина поместье. Феодальная вотчина господская земля по истории.

Средневековая деревня крестьян и феодалов. Деревня феодала история 6 класс. Сеньор и вассал. Феодал за службу. Как выглядит феодал. Феодалы и крестьяне. Феодалы и крестьяне в средние века. Феодал в средние века. Собственник земли средневековье.

Зависимые крестьяне в средневековье. Феодальное хозяйство средневековье. Феодальное поместье. Господский двор. Феодальное поместье средневековой Европы. Поместье хозяйство феодала. Вассал моего вассала. Вассал моего вассала мой вассал. Кто такой феодал история.

Повинности средневековых крестьян. Классы феодалов. Феодал портрет. Феодалы боярство, дворянство. Феодальная лестница на Руси. Феодальная лестница Российской империи.

Позднее появились помещики дворяне , которым монарх предоставлял поместье в условное держание при условии военной службы. С XV века возникло крепостное право.

С начала XVIII века статус поместья и вотчины был уравнен, а с 1762 года дворяне были избавлены от обязательной службы Манифест о вольности дворянства. Мораль и обычаи феодалов[ править править код ] Феодалы обычно презирали расчётливость и бережливость. Чтобы заслужить уважение других феодалов, феодал должен был проявлять щедрость.

Главная » История » Феодализм Феодализм Феодализм — это тип отношений в обществе, который сменил рабовладельческий строй и оформился в Западной Европе в 5 веке нашей эры. В феодальном обществе все делились на феодалов землевладельцев и зависимых крестьян. Феодалы также имели свою иерархию, так называемую феодальную лестницу: один феодал находился под покровительством другого. Феодалы, которые находились внизу феодальной лестницы или были ниже по значимости, назывались вассалами. Вассал служил у вышестоящего феодала, которого называли сеньором.

Их целью был захват: земель, населённых крестьянами; знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение; добычи грабёж чужих крестьян, церквей и тому подобное. Имелись лишь бояре , владевшие наследственными вотчинами. Позднее появились помещики дворяне , которым монарх предоставлял поместье в условное держание при условии военной службы. С XV века возникло крепостное право.

С начала XVIII века статус поместья и вотчины был уравнен, а с 1762 года дворяне были избавлены от обязательной службы Манифест о вольности дворянства. Мораль и обычаи феодалов На странице обсуждения должны быть подробности.

Феодализм: что это такое и как он изменил мир

Основной особенностью иерархии был тот факт, что крупный феодал не имел власти над всеми нижестоящими вассалами. Соблюдалось правило «вассал моего вассала — не мой вассал». Феодал — это не рабовладелец. Рабы принадлежали хозяину, не имели собственной воли и имущества. Крестьяне, которые принадлежали феодалу, владели имуществом, собственным хозяйством, которым распоряжались самостоятельно — могли продать, подарить, обменять. За свой кусок земли они платили хозяину оброк, а он обеспечивал им безопасность.

Наряду с ними появляются потом уже купцы из Зальцбурга, Петты, Ст. Фейта и Виллаха. Должно быть, однако, замечено, что горное дело, даже если оно и не эксплуатировалось непосредственно дворянами, все же было всегда как бы покрыто землевладельческим покрывалом: рука землевладельца давала себя чувствовать повсюду. Мы видим здесь последние следы господского понимания ведения горного дела 112. Железоделательная промышленность в Германии обязана во многих местах своим первоначальным развитием в капиталистическом духе предприимчивым землевладельцам. С ним соперничает сосед - граф Юлиус фон Брауншвейг-Люнебург. Особенно поучительным примером являются Гиттельдские заводы в Гарце, счета которых с 1573 по 1849 г. Что силезская горная промышленность вплоть до нашего времени находилась в руках землевладельцев - общеизвестно.

В повседневной жизни, в семье многие феодалы были грубы, жестоки и заносчивы. К труженикам крестьянам, ко всем «неблагородным» они относились свысока, называли их «подлым простонародьем». Даже в рыцарских песнях феодалы выражали ненависть к людям, которые их кормили и одевали: Мужики что злы и грубы, На дворянство точат зубы, Только нищими мне любы! Любо видеть мне народ Голодающим, раздетым, Страждущим, необогретым!.. Чтоб крестьяне не жирели, Чтоб лишения терпели,- Надобно из года в год Всех держать их в чёрном теле… Бертран де Борн, 1195 В Викисловаре есть статья « феодал » Это незавершённая статья по истории. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке.

Он был лидером своей группы людей и важным членом общества, который должен был присутствовать на важных событиях, связанных с его земельным владением. Кроме того, феодалы были ответственны за судебные процессы и исполнение закона на своих землях. Они также были важными центрами культурной деятельности, иногда являлись покровителями ученых и других представителей культуры, таких как писатели и художники. Таким образом, функции феодала были многообразными и включали в себя управление земельными владениями, контроль над вооруженными силами, защиту земли, социальную роль и право на судебные процессы. Они также были важными лидерами своего общества и центрами культурной деятельности. Влияние феодализма на современность Феодализм стал основной формой организации общества и экономики в Европе в период с IX по XV век. Прошли столетия с тех пор, но следы феодализма можно увидеть в современном обществе, даже если они не так заметны, как прежде. Первое и существенное влияние феодализма — это принятие принципа наследования. В современной семье подобный принцип используется для передачи имущества по наследству. Кроме того, феодализм дал начало понятию «землевладение». Сегодня это проявляется в форме недвижимости и воздушных прав. Второе влияние феодализма — это появление феодальной вертикали, причем данная форма иерархии подразумевала социальный контроль и обязательство защищать слабых и уязвимых. Это проявляется через различные организации, включая правительства, суды и военные службы. Кроме того, наследственные земельные владения выросли в огромные компании и корпорации, которые также имеют свою иерархию. Третье влияние феодализма — это появление рынка труда. Сегодня, как и тогда, люди рассчитывают на зарплату, чтобы обеспечить свое существование. Крепостные и крестьяне, которые работали на земле своих сеньоров, были предшественниками современных наемных работников.

Акція для всіх передплатників кейс-уроків 7W!

"Что такое феодализм?", 1944; перевод на английский как феодализм). Что такое Феод кого в Европе называли феодалами. Что такое феодализм Феодализм представляет собой общественный строй, который пришёл на смену рабства. это особая система земельно-правовых отношений, сложившаяся в Западной Европе в период Средневековья. Феодал – это термин, который широко использовался в Средневековой Европе для обозначения владельца феодальных владений. Из статьи вы узнаете, что такое феод, кто и как мог его получить.

Что такое феодал в истории определение и примеры

Термин феодал также применялся к незападным обществам, в которых, как считается, преобладали институты и отношения, аналогичные тем, что были в средневековой Европе (см. Примеры феодализма). Феодал — землевладелец в эпоху феодализма (владелец феода). В Западной Европе в Средние века феодалы были выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (рыцар. Феодал. представитель господствующего класса при феодализме, (обычно в Западной Европе) владелец земли (феода), передающейся по наследству. В рамках феодализма, общество было организовано в виде иерархической структуры, где власть и земля принадлежали феодалам, а крестьяне и рабочие находились в зависимости от них. Феодал. представитель господствующего класса при феодализме, (обычно в Западной Европе) владелец земли (феода), передающейся по наследству.

Феодал - это кто? Значение слова "феодал"

2. Феодалы землевладелец в эпоху феодализма (владелец феода).Феодалы в Западной ЕвропеВ Западной Европе в Средние века ф Подробнее на сайте
Феодал — Энциклопедия Как изобрести абсолютно новые технологические научные гипотезы теории понять что такое электрон электроны электричество?
Феодалы и феодализм — Гипермаркет знаний "Что такое феодализм?", 1944; перевод на английский как феодализм).
Что такое феодализм Население феода – земледельцы, скотоводы, городские ремесленники отдавали часть своего феодализм и крестьяне дохода на содержание феодала.

Кто такие феодалы?

Феодал — землевладелец в эпоху феодализма (владелец феода). Декентрализация: Власть в феодализме была декентрализована, то есть не сосредотачивалась в одних руках, а была разбросана между разными феодалами. это владельцы земельного надела, полученного в виде пожалования за службу.

Что такое феодал в истории определение и примеры

Феод оставался под управлением феодала до тех пор, пока он или его потомки, если наследственная передача прав на него предусматривалась, продолжали верно служить своему синьору и государству в целом. Исторически, владение феодом предполагало сословность, что означало то, что владение им осуществлялось лишь знатью.

Это поборы с крестьян, захваты, грабежи. Все добытое тратилось на дорогую одежду, роскошную обстановку и пиры.

Среди феодалов существовал кодекс чести рыцаря - смелость, подвиги, защита слабых. Однако исторически зафиксированы другие факты: они повсеместно проявляли грубость, жестокость и своенравность. Считали себя богоизбранными, простой люд презирали.

Отношения между вассалом и сеньором были сложными. Часто новоизбранный вассал нападал на своего сеньора и захватывал его богатства, крестьян и земли. Отличие феодализма от рабовладельческого строя Феодал - это не рабовладелец.

Рабы принадлежали хозяину, не имели собственной воли и имущества.

Со вторыми попроще, их всего лишь нужно сбагрить замуж более-менее приличным соседям или в монастырь, на крайний случай и можно забыть об их существовании [8]. С сыновьями всё сложнее, старший уже примеряет на себя корону папаши и всерьез задумывается «А не засиделся ли папенька на троне? Кстати, вся оппозиционная партия будет крутиться вокруг принца-наследника — ведь по вступлению на престол ему потребуются свои люди.

Ах да, интриги. Интриговать у вас при дворе будут все. Недовольные и довольные, впрочем, тоже вассалы, семья, церковники, засланцы соседних монархов, а если вам повезло править на исходе феодализма, то еще и прото парламент. И всем от вас что-то надо: вольницы, прав, привилегий, снижения налогов и вообще, уважаемый монарх, не лишний ли вы в вашем собственном государстве?

Впрочем, что мы всё о грустном? Есть у монархов не только заботы. Можно устраивать пирушки, охоту, военные походы, рыцарские турниры и просто всячески наслаждаться своей властью, которой действительно много. Вообще, в раннем средневековье власть короля скорее символична.

И то, что станет потом названиями государственных должностей — это как раз должности королевских слуг, которые помогают ему управляться с хозяйством. Кое-какие названия сохранились ещё с тех пор — мажордом дворецкий , коннетабль конюший и чемберлен постельничий. Если ты женщина[ править ] Всем известно, что феодальное общество было дико сексистским. Однако уровень этого сексизма был наивысшим в высших сословиях — дворянстве и духовенстве — и куда более приемлемым в низших.

Крестьянкам в этом плане вообще «хорошо» в кавычках. Крестьянка, работающая в земле наравне с мужем — абсолютно нормальное зрелище. Крестьянский труд слишком тяжёл, чтобы пренебрегать лишней парой рук из предубеждений. Горожанкам тоже, в общем-то, ничего.

Целые ремёсла считались женскими или унисексовыми ткачество, прядение, пивоварение, и др. Вот только поруководить гильдией женщине давали очень редко, и только если это была специфическая, чисто женская гильдия — например, шелкопрядильщиц или повитух. В торговых делах горожанкам позволялось меньше — их уделом была в основном уличная торговля вразнос. Сложнее приходилось женщинам в духовенстве.

Единственная роль, которую им было дозволено играть в этом сословии — монахини. Но это была, пожалуй, лучшая для средневековой женщины возможность заниматься умственным трудом и получать знания, потому что в университеты женщин почти не принимали [9]. Занятие переписыванием книг и рисованием миниатюр в них считалось вполне допустимым для монахини, и, занимаясь им, она читала книги и повышала свое образование это же занятие позднее стало доступным и для светских ремесленниц. А должность аббатисы была одним из самых завидных статусов, теоретически доступных женщине простого рождения.

До церковных реформ 13-го века аббатисы по-настоящему крупных монастырей были серьёзными феодалами: у них были вассалы, они содержали а порой и вели! Кстати, строгие монашеские одеяния стали нормой с того же 13-го века, ранее монахини и особенно аббатисы одевались постильнее и побогаче, в алые одежды, например, с меховой оторочкой. Да и жили не то чтобы в строгости и постоянных постах. Отметим кстати: зачастую, когда говорится что такая-то королева или княгиня "удалилась в монастырь", это вовсе не значит что она приняла постриг, соблюдает дисциплину и послушна матери-аббатисе.

Она скорее всего живёт в своих, очень небедно обставленных апартаментах, окружена прислугой исключительно женского полу, впрочем , богато ест и пьёт а иной раз может если очень осторожно и любовника себе завести. Именно так жила в своём первом монастыре первая жена Петра I-го, Евдокия Лопухина. А вот после казни её любовника и порки, сослали в северный монастырь под Новгородом, заставили постричься и подчинили монастырской дисциплине построже. Если ты сочиняешь в фэнтези-сеттинге и хочешь немного облегчить женскую долю, введи женское священство, кто тебе запретит.

Тем более, что священство и монашество могут не разделяться, как у буддистов. В низшей части феодального сословия, а также примыкающем к нему сословии свободных и богатых земледельцев там, где оно существовало , женщина не пользовалась свободой, но для неё были предусмотрены кое-какие права. Например, в отсутствии мужа именно жена управляла поместьем или манором, а овдовев, могла остаться главой семьи; она могла носить оружие и защищать поместье от атак соседей. Ну, и наиболее ограниченным было положение женщин-аристократок в странах, где действовало так называемое салическое право например, во Франции.

Женщина не могла возглавлять аристократическую или королевскую семью ни под каким видом, и ее роль сводилась к рождению наследников. Соответственно, в браке и выборе супруга свободы у неё также не было, а выбор сводился к «выходи, за кого тебе говорят, или иди в монастырь». Что же до женщин-рыцарей, то это был почти абсурд. Почти — потому, что очень редкие прецеденты были.

Например, в Испании были почётные женские рыцарские ордена: Орден Секиры Orden de la Hacha и Женский Орден Ленты Orden de las Damas de la Banda , просуществовавшие, правда, ровно столько, сколько прожили удостоенные этой чести. В Италии был духовно-рыцарский орден святой девы Марии, в который принимали и мужчин, и женщин. В романских языках существовало даже специальное слово для обозначения этого феномена — милитисса. Два чисто женских ордена существовало во Франции, а английский Благороднейший орден Подвязки да стыдится тот, кто подумает об этом дурно принимал не только королев-консортов и женщин королевской крови, но и достойных дам в отличие от мужского знака отличия, который носится на левой ноге ниже колена, женский повязывают на левую руку.

Впрочем, правильная пропорция ума, характера и красоты а иногда всего двух компонентов — в конце концов, все стареют, а в средневековье особенно рано может дать тебе более широкие возможности, чем позволяет традиционное общество. Ведь даже при салическом праве не обязательно царствовать формально, если есть возможность де-факто рулить недалеким мужем или несовершеннолетним сыном. Кроме того, хорошенькая простолюдинка может вытянуть счастливый билет и стать любовницей аристократа или богатого купца. Конечно, будут тыкать пальцами и называть шлюхой, но разве лучше горбатиться в поле или за ткацким станком?

И для этого часто мало было одного лишь везения по той причине, что аристократ, проведший ночь с простолюдинкой, через некоторое время мог запросто её забыть, и даже рождение бастарда не освежило бы ему память — просто потому, что он действительно забыл. Поскольку любовь с первого взгляда — редкость, особенно в случае аристократа, не привыкшего, что ему отказывают будет ломаться — запросто возьмёт силой, и ничего ему за это не будет, так что if rape is unavoidable, relax and try to enjoy it , то одной ночи с ним, как правило, было недостаточно. Для того, чтобы попасть в его любовницы, требовалось, чтобы близкое общение стало бы более-менее регулярным. Прокладок, трусов и освобождений от работы тогда не было, так что хоть фонтаном из тебя будет течь, все равно вали на поле и делай работу по дому.

И да, «сущая мелочь»: замуж могли выдать почти ещё ребёнком, например, заключив династический брак или иной политический союз. А в глухих медвежьих углах, с сильными остатками родоплеменного строя, где даже нищий простолюдин не являлся безродным, замуж в политических целях могли выдать даже простолюдинку, просто с целью укрепить связь между родами. Показателен пример старой Скандинавии, Фрисландии и горной Шотландии — значительная часть мужчин там постоянно находилась на разбойном промысле или в лучшем случае торговле или наемничестве, так что для женщины было нормой самой вести хозяйство, и они, разумеется, имели куда большую свободу и независимость. Только в скандинавских сагах словосочетание hus bondi домохозяин могло применяться к женщине, а в английском от него вообще произошло слово husband муж.

Вариации на тему[ править ] В доме Пань Юйгуя Ёсико постепенно стала отвыкать от японских привычек и приучаться к китайским. В своих мемуарах она вспоминала, как одна из жён Паня пристыдила её за то, что девушка постоянно улыбалась при разговоре. В Японии женская сияющая улыбка почиталась на одном уровне с мужской храбростью, но в Китае беспричинная улыбка ассоциировалась лишь с проститутками, которые «продают радость». Другой важной чертой японского этикета, от которой Ёсико пришлось отвыкнуть, стали поклоны при встрече.

Имущественное неравенство вело к разрыву племенных связей. Знатные люди силой отбирали землю и свободу у обедневших соседей. Тем неоткуда было ждать помощи в случае нападений арабов, венгров, норманнов. Переходя под защиту могущественного соседа и теряя землю и свободу, они становились зависимыми крестьянами. Их «защитник» становился сеньором. Почему сословия феодалов и крестьян называют основой средневековья? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке Средневековое европейское общество Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Во главе государства стоял монарх единоличный правитель — король либо князь, граф или герцог.

Отношения между феодалами и между господами и зависимыми крестьянами были закреплены в феодальном праве. К IX — X векам вся земля в Западной Европе оказалась у светских и духовных феодалов, на землях которых работали зависимые крестьяне. За пользование землёй зависимые крестьяне должны были нести повинности, главными из которых были барщина и оброк. За не сданный вовремя оброк, плохую работу крестьян вызывали на суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание. Часть крестьян были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь. Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. Хозяйство было натуральным, то есть все основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов разного ранга.

Что такое феодализм? Суть кратко. Признаки.

Взамен они обязывались быть верными и служить ему. Простые крестьяне, или кто работал на земле, назывались крепостными или зависимыми крестьянами. Они не могли покинуть свою землю без разрешения феодала. Такая система была распространена в средние века в Европе и многих других частях света. Суть феодализма проста: обменивайся услугами за землю. Феодалы предоставляли кров и защиту для людей на своих землях. В обмен, крестьяне работали на них и отдавали часть урожая. Это был своего рода договор между мощными и слабыми. Феодалы также обязаны были служить своему сюзерену, то есть более могущественному феодалу или королю.

Иерархия была строгой, и каждый знал свое место и обязанности. Можно представить феодализм как древнее дерево. Короли были на вершине, феодалы - как ветви, а крестьяне - как корни, питающие дерево. Все были взаимосвязаны и зависели друг от друга. Система была довольно жесткой и не всегда справедливой, но в те времена это был основной способ управления государством.

В 1950-х гг. Черепнин , взяли на вооружение теорию «государственного феодализма», но с важными нюансами. Они считали, что на Руси феодализм возник не в результате социального расслоения сельской общины как полагал Б. Греков , а в первую очередь в результате подчинения свободных общинников власти князя т. Несмотря на критику со стороны тех, кто придерживался прежней теории, эта концепция была популярной вплоть до конца советской эпохи и даже до рубежа 20 и 21 вв.

В дальнейшем историки русского Средневековья стали уходить от «феодальной» проблематики, так что с конца 20 в. Дискуссионным является вопрос о наличии феодализма в доиндустриальных обществах Азии и Африки. Идёт ли речь о феодализме в политическом или в экономическом смысле, готовность, при всех оговорках, увидеть феодализм в этих обществах объясняется несколькими причинами. Во-первых, монистическим взглядом на историю, предполагающим существование неких общих закономерностей развития народов нашей планеты, во-вторых, склонностью истолковывать реалии Востока в категориях европейской культуры. За феодальные часто выдаются черты, общие для всех докапиталистических обществ например, община , натуральное хозяйство, преобладание мелкого производства, зависимость крестьян от крупных собственников, сословное неравноправие. При этом не принимаются во внимание принципиальные различия, например отсутствие на Востоке до прихода европейцев частной собственности, гарантий личных прав человека, почти повсеместное отсутствие писаных законов, глубоко укоренённое представление о непреодолимом социальном неравенстве, имеющем иногда в Индии даже религиозный характер, всевластие государя и т. Япония, в общественном устройстве которой чаще всего усматривают черты феодального типа служилое военное сословие самураев, культ верности господину , не может быть признана подлинно феодальной ввиду явного неравенства обязательств господина и его вассала и признания за вассалом, в сущности, одного бесспорного права — права достойно служить господину и умереть за него. Нередко наряду с Японией в этой связи упоминается Османская империя. Черты сходства между ними есть, но следует помнить, что в Османской империи важнее была верность не своему господину, а султану. Качественно иными в этих странах, по сравнению с Западной Европой, были и отношения между господином и крестьянами, в частности из-за слабости или даже отсутствия договорных отношений между ними и гораздо большего единообразия в социальном статусе крестьян.

Сложным является вопрос о причинах возникновения феодального строя у различных народов. Народы, в хозяйственной деятельности которых земледелие не играло ключевую роль, как правило, не знали феодальных отношений рядом исследователей предлагается, однако, понятие «кочевой феодализм», при котором аналогом феодальной собственности на землю становится право господина распоряжаться кочевьями. Серьёзным препятствием на пути складывания феодальных отношений могли стать также особенности социального строя например, клановая организация кельтских народов и кастовая система в Индии , сильная бюрократическая государственность Китай , особенности мировосприятия, подавлявшие или затруднявшие не только становление индивида и гражданского общества, но и само социально-экономическое развитие Тибет , соседство оседлых народов с кочевниками, регулярно уничтожавших достижения значительной части материальной и духовной культуры и самой государственности оседлых обществ. Лишь в Западной Европе на основе феодализма к концу Средних веков в результате развития товарно-денежных связей и государства современного типа стали спонтанно формироваться капитализм и связанные с ним современные формы политической, правовой и культурной жизни.

Во-первых, монистическим взглядом на историю, предполагающим существование неких общих закономерностей развития народов нашей планеты, во-вторых, склонностью истолковывать реалии Востока в категориях европейской культуры. За феодальные часто выдаются черты, общие для всех докапиталистических обществ например, община , натуральное хозяйство, преобладание мелкого производства, зависимость крестьян от крупных собственников, сословное неравноправие. При этом не принимаются во внимание принципиальные различия, например отсутствие на Востоке до прихода европейцев частной собственности, гарантий личных прав человека, почти повсеместное отсутствие писаных законов, глубоко укоренённое представление о непреодолимом социальном неравенстве, имеющем иногда в Индии даже религиозный характер, всевластие государя и т. Япония, в общественном устройстве которой чаще всего усматривают черты феодального типа служилое военное сословие самураев, культ верности господину , не может быть признана подлинно феодальной ввиду явного неравенства обязательств господина и его вассала и признания за вассалом, в сущности, одного бесспорного права — права достойно служить господину и умереть за него. Нередко наряду с Японией в этой связи упоминается Османская империя. Черты сходства между ними есть, но следует помнить, что в Османской империи важнее была верность не своему господину, а султану.

Качественно иными в этих странах, по сравнению с Западной Европой, были и отношения между господином и крестьянами, в частности из-за слабости или даже отсутствия договорных отношений между ними и гораздо большего единообразия в социальном статусе крестьян. Сложным является вопрос о причинах возникновения феодального строя у различных народов. Народы, в хозяйственной деятельности которых земледелие не играло ключевую роль, как правило, не знали феодальных отношений рядом исследователей предлагается, однако, понятие «кочевой феодализм», при котором аналогом феодальной собственности на землю становится право господина распоряжаться кочевьями. Серьёзным препятствием на пути складывания феодальных отношений могли стать также особенности социального строя например, клановая организация кельтских народов и кастовая система в Индии , сильная бюрократическая государственность Китай , особенности мировосприятия, подавлявшие или затруднявшие не только становление индивида и гражданского общества, но и само социально-экономическое развитие Тибет , соседство оседлых народов с кочевниками, регулярно уничтожавших достижения значительной части материальной и духовной культуры и самой государственности оседлых обществ. Лишь в Западной Европе на основе феодализма к концу Средних веков в результате развития товарно-денежных связей и государства современного типа стали спонтанно формироваться капитализм и связанные с ним современные формы политической, правовой и культурной жизни. Феодализм в Западной Европе Из стран Западной Европы только во Франции под феодализмом понимается тот комплекс обычаев и взаимоотношений между сеньором и вассалом, который считается эталонным классическим. Остальные национальные школы уделяют основное внимание другим аспектам феодализма в Германии это взаимоотношения держателей ленов с государством; в Италии — проблема феодализма и города; в Испании — Реконкиста и феодализм, в Великобритании — юрисдикция сеньоров над вверенной им территорией и военная служба держателей феодов. Советская историография, исходившая из понимания феодализма как одной из общественно-экономических формаций, за редкими исключениями, не придавала должного значения или вовсе игнорировала взаимоотношения в среде господствующей элиты. При этом парадоксальным образом феодализм понимался как характеристика всего общества определенной эпохи в самых разных его проявлениях. Современная наука признаёт известную ограниченность понятия «феодализм»; оно принадлежит прежде всего сфере социальных, политических, военных, правовых, в меньшей мере экономических отношений, также идеологии и культуры, отчасти миру средневековой Церкви, но неприменимо к демографии, технологиям, коммуникациям, денежному обращению, повседневной жизни, эмоциональной сфере, религии, науке, письму, музыке, медицине и ряду других, более частных явлений.

Изучение феодализма как реального исторического явления предполагает анализ целого ряда проблем, связанных с его типологией, т. Дискуссии велись и всё ещё ведутся по таким вопросам, как истоки феодализма в предыдущих обществах; конкретные исторические обстоятельства его возникновения в той или иной стране, в том числе внешняя угроза и ориентация на более развитое общество, уже достигшее стадии феодализма; сосуществование феодальных отношений с социальными отношениями других типов, стадиально более ранних, или, напротив, предвестников более развитых или просто иных в частности, обсуждается вопрос о правомерности распространения понятия «феодализм» на городские реалии Средневековья ; этапы развития феодализма и его пережитки в капиталистических обществах. Например, в английской историографии, а под её влиянием в скандинавских и некоторых других историографиях с конца 19 в.

Источник Вестник Санкт-Петербургского университета.

История Creative Commons.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий