Новости где майя жили

Смотрите видео онлайн «ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ: достижения и исчезновение» на канале «10-ka» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 7 мая 2021 года в 13:19, длительностью 00:11:14, на видеохостинге RUTUBE. В начале 2010-х учёные нашли странные останки там, где жили индейцы майя: продолговатые черепа заставили многих заговорить об их инопланетном происхождении. Е с ли вы мечтали работать археологом или историком, но строгие родители настояли на поступлении в экономический ВУЗ, вы все ещё можете осуществить свою давнюю мечту, отправившись в путешествие по следам майя. Но, как показали археологические исследования, где-то в промежутке между двумя и тремя тысячами лет назад древние майя пользовались целым набором математических понятий, описывавших астрономические события и циклические явления.

Потомки древних майя: остались ли в Америке индейцы майя, и где они сейчас живут

К 1500 году до нашей эры майянцы проживали на полуострове Юкатан, территории современной Гватемалы, южных штатов Мексики и западных частей Сальвадора и Гондураса. Индейцы майя: история развития цивилизации Первыми крупными центрами стали города Эль-Мирадор, Накбе и Тикаль. Процветало строительство храмов, широко использовались календари, развилась иероглифическая письменность. На фото ниже - древний культурный центр майя в древнем городе Тикаль. Индейцы создали собственную систему, включающую архитектуру с уникальными постройками — пирамидами, монументами, дворцами, политику и социальную иерархию. Общество делилось на массы и элиту, состоящую из правителей. Племя майя верило, что их правители произошли от богов. Статус подчеркивался одеяниями с обязательным атрибутом — нагрудным зеркалом. Правящий класс майя Древняя цивилизация майя насчитывала более 20-ти миллионов человек. Была создана целая система из 200 городов, 20 из них были мегаполисами с населением более 50 тысяч человек.

Экономическое развитие племен майя Первоначально майянцы занимались подсечно-огневым земледелием — вырубали лес на участке, который планировали обрабатывать, потом деревья и кустарники сжигали, а золой удобряли почву. Так как в тропиках земля неплодородна, ее ресурсы быстро истощались, и поля переставали обрабатывать. Они слова зарастали лесом. Потом весь процесс начинался заново.

Особенно это касается метисов, которых очень много и которые называют себя просто мексиканцами. Зато в Гватемале живёт 23 народа, называющих себя майя, но, скорее, говорящих на разных майянских языках. Довольно сильно отличающихся друг от друга. Сегодня коренные индейцы майя занимаются всякого рода традиционными ремёслами: изготовляют сети, гамаки, верёвки, корзины, мебель, шляпы, глиняную посуду, луки со стрелами. Возделывают маис кукурузу , сахарный тростник, жгут древесный уголь и т. Кстати, существует так называемая Сапатистская армия национального освобождения. Это леворадикальное движение в Мексике, которое требует, чтобы права коренных индейцев страны были закреплены конституционно.

И второе достижение — это, безусловно, сама по себе письменность майя и все, что связано с письменностью — культура книжная, культура грамотности. Баченина: - А почему вы про колесо не говорите? Беляев: - С колесом как раз не очень. В мезоамерике колесо знали, известны игрушки на колесиках, но колесо не применялось ни в каком виде в технологии индустриальной. Баченина: - И у майя тоже? Беляев: - И у майя тоже. Причем не применялось не только для транспорта, но не применялось и как основа для гончарного круга. Вот это тоже интересно. Баченина: - А что применялось как основа для гончарного круга? Беляев: - Ничего. Керамика была лепная. Ее лепили либо вручную… Вот вся эта изящная, прекрасная керамика лепилась либо вручную, либо была керамика, которую делали в формах. Баченина: - А как мололи кукурузу? Беляев: - Кукурузу мололи не на таких жерновах круглых, как у нас, а это такая зернотерка, она называется метате слово, пришедшее из ацтекского языка. Она напоминает такую скамеечку небольшую с углублением внутри. Туда насыпались зерна. Брали такой цилиндрический каменный пестик и растирали. И там все растиралось, не только кукуруза, но и все, что надо растереть. Баченина: - И для каждого, наверное, были свои скамеечки. Нельзя же какао растирать там, где перец чили. Беляев: - Если это были какие-то не очень богатые горожане, то они делали и то, и другое. Баченина: - Помыли посуду - и вновь растирать. Скажите, почему майя покинули свои города? Почему в итоге есть упадок? К моменту прибытия конкистадоров цивилизация майя находилась в глубоком упадке. Беляев: - Не совсем. Первый момент. У нас есть существенный и глубокий кризис. И это та загадка, которая пока без ответа. Но вот насчет упадка, это один из широко распространенных мифов, особенно глубокого упадка. В истории цивилизации майя было несколько существенных кризисов, которые приводили к оставлению политических центров. Первый случился еще в самом начале существования, в промежутке перехода между так называемым доклассическим или формативным периодом это в основном I тысячелетие до нашей эры и полтора века нашей эры и началом классического периода. Тут в названиях уже видно. Долгое время считалось, что доклассический, когда они жили в деревнях небольших, начали строить небольшие центры, ранние земледельцы, которые только формируют сложное общество, а классический — это уже расцвет цивилизации. Он начинался официально с начала IV века в старой хронологии. Теперь мы понимаем, что на самом деле и до этого уже была урбанизированная цивилизация, очень развитая, письменность существовала и до этого, она где-то с III века до нашей эры. И вот эта первая, доклассическая формативная цивилизация приходит в упадок примерно около 150-го года нашей эры. Баченина: - И почему, неизвестно? Беляев: - Да. Были оставлены города. Самый крупный город, город с самыми большими пирамидами за всю историю майя, который мы знаем под археологическим названием Эль-Мирадор, расположенный на севере Гватемалы, он был оставлен как раз где-то… Баченина: - Это так странно.

Ниже фото барельева с изображением правителя. Новыми культурными центрами становятся Копан и Паленке. Миграция Начиная с 900 года нашей эры южные равнины постепенно пустеют, поселения остаются в северной части Юкатана. Почему исчезла цивилизация майя Никто достоверно не знает причину исчезновения индейского народа. На этот счет есть только гипотезы. Согласно основной, в 1441 году произошло восстание вождей, обитавших в соседних с Майяпаном городах. Это стало причиной вырождения цивилизации и превращения ее в разрозненные племена. Также повлияли засуха и голод. Затем появились конкистадоры. Ниже на фото - последний центр цивидизации. В 1517 году испанские корабли пристали к неизвестному берегу. В битве с индейцами конкистадоры увидели золото. С этого началось истребление народа майя, так как испанцы считали, что золото должно принадлежать их правителям. В 1547 году майя были покорены, но части племен удалось спастись и скрыться в центре полуострова Юкатан, где они жили на протяжении 150 лет.

Мистический уход цивилизации майя — кто виноват?

Считается, что тысячи лет назад этот город был важным центром, он включает в себя большие здания, похожие на пирамиды, каменные колонны, три площади с внушительными башнями и другие сооружения, расположенные почти концентрическими кругами. Керамика, обнаруженная на этом месте, по-видимому, указывает на то, что оно было заселено между 600 и 800 годами нашей эры, в период, известный как поздняя классика. Как сообщает Би-би-си, археологи назвали это место Окомтун на языке майя - «каменная колонна». Считается, что майя были одной из величайших цивилизаций Западного полушария, известной своими пирамидальными храмами и величественными каменными зданиями на территории, которая сейчас является южной Мексикой, Гватемалой и Белизом. Фото: National Institute of Anthropology and History Эти последние находки были сделаны в экологическом заповеднике в штате Кампече, районе, настолько густо заросшем растительностью, что он был мало исследован.

Собственно, все эти войны, якобы необходимые для совершения кровавого культа жертвоприношений ненасытным богам, были вызваны вполне меркантильной причиной — убедить свои народы в социальной значимости паразитирующей знати. Следует заметить, что города соперников никогда не разрушались, не было и массового истребления жителей. Побеждённые отделывались только данью, все тяготы которой ложились в основном на плечи простолюдинов. Пока войны носили ритуальный и предсказуемый характер, «империя» относительно благополучно существовала.

Но к середине 9 века ситуация неожиданно изменилась. Как повествуют обнаруженные археологами каменные летописи, в одном из могущественных городов взошла на трон Правительница Семи Небес, дама весьма кровожадная и страдающая непомерным честолюбием. Она решила сделать то, что сделали в своё время князьки в других частях света — объединить страну под единой властью, разумеется, своей собственной. Однако, её замысел не удался, но послужил катализатором чудовищной гражданской войны на всей территории майя.

И в этой войне уже не было никаких правил. Привыкшее к совершенно другому развитию событий население страны было напугано и впало в отчаяние.

По данным института антропологии и истории Мексики, лазерное сканирование с воздуха, проведенное Хьюстонским университетом, помогло исследовательской группе обнаружить "многочисленные скопления доиспанских сооружений". Иван Спрайц, возглавлявший команду экспертов, рассказал, что больше всего их удивило открытие возвышенности, окруженной водно-болотными угодьями. Фото: National Institute of Anthropology and History На этой возвышенной местности ученые обнаружили несколько больших зданий, в том числе несколько пирамидальных высотой более 15 метров. Цилиндрические каменные колонны, которые и побудили исследователей назвать это место Окомтун, вероятно, служили входами в комнаты в верхних частях зданий, добавил ученый. По словам специалиста, это место, вероятно, претерпело значительные изменения между 800 и 1000 годами нашей эры, прежде чем стать жертвой краха цивилизации равнинных майя в 10 веке.

Ну а колонизаторы поспособствовали тому, что цивилизация майя как таковая полностью исчезла. А что случилось с самим народом майя, и где сегодня живут потомки строителей грандиозных пирамид? К тому моменту, когда испанцы высадились на берег американского континента, цивилизация индейцев майя переживала не самые лучшие времена. Расцвет цивилизации пришелся на VI-IX века нашей эры, когда майя занимали территорию полуострова Юкатан и прилегающие тропики вплоть до Тихого океана. Это был регион с развитым сельским хозяйством, системой водоснабжения, грамотной структурой управления и крупными городами, такими как Чичен-Ица, Ушмаль, Тулум, Паленке. Но в X веке большинство городов и грандиозных храмовых комплексов было заброшено. Историки полагают, что причиной трагедии империи майя могли стать резкие климатические изменения, которые привели к многолетним засухам. Снижение количества осадкой вызвало острую нехватку пресной воды и гибель урожая, что стало причиной массового голода и резкого сокращения численности населения.

Историк Галина Ершова – о майя, вере в бессмертие души и жертвоприношении

Потомки майя остались жить в Южной Мексике и Гватемале. Майя вступали в брак в раннем возрасте: мальчики в районе восьми лет, девочки в 12-14 лет. В этот период процветали такие большие центры, как Исапа на Тихоокеанском побережье, где заметен переход от привнесенных элементов ольмекской культуры к тем элементам, которые в будущем образуют культуру майя.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ: достижения и исчезновение

Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе (Мексика). В Мексике группа исследователей под руководством археолога Ивана Спраича при проведении изысканий на территории экологического заповедника Баламку обнаружила ранее неизвестный науке город майя. Последний город майя назывался Тайясаль и в нем жило 60 000 человек — он был уничтожен европейскими завоевателями только в 1600-е годы. Геологи в северной Гватемале обнаружили крупное поселение майя – Самые лучшие и интересные новости по теме: Археология, геологи, древний город на развлекательном портале В данной статье речь пойдет о племени майя: где жили (на карте), чем занимались и почему исчезли.

МАЙЯ (Цивилизация)

Руины этого древнего города расположены в пределах современного национального природного заповедника Баламку в штате Кампече. До недавнего времени эта область оставалась практически неизученной из-за плотных зарослей деревьев. Однако, благодаря использованию лазерных приборов LiDAR, установленных на самолет, исследователи смогли просканировать территорию.

Используя различные способы, он попытался дать знать о себе им обоим, предложив присоединиться и «вернуться в цивилизацию». Удивительно, но послание было услышано. Герреро от общения с земляками отказался, а Агиляру удалось добраться до Косумеля, где он «умилившись, преклонил колени и возблагодарил Господа, после чего спросил: верно ли, что сегодня среда! Оказалось, что его коленопреклонение случилось не в среду, а в воскресенье. Впоследствии экспедиция Кортеса обогнула полуостров, высадилась в прибрежном районе Табаско и наголову разбила недовольных и крайне негостеприимных местных жителей. Поверженные вожди тотчас выплатили победившим испанцам контрибуцию в виде золота, провизии и женщин.

Среди «призов» оказалась девушка, которую испанцы нарекли доньей Мариной. Марине суждено было стать возлюбленной Кортеса и родить ему сына. Интересно, что она говорила как на языке майя, так и на языке науатль, на котором разговаривали ацтеки. Агиляр также за время плена выучил язык майя. Вдвоем они стали незаменимыми переводчиками Кортеса, особенно по дороге в Теночтитлан в частности и во время завоевания ацтекской империи вообще. На счастье Кортеса, внутриполитическая обстановка в империи была нестабильной, и объяснялось это в основном ненавистью покоренных ацтеками народов к своим угнетателям. Эти народы охотно помогали Кортесу, что явилось главной причиной его успехов. Он начал поход на Теночтитлан во главе отряда в несколько сот человек.

По пути его армия обросла тысячами добровольцев из числа местных жителей. Своим величием и богатством Теночтитлан затмил все города, виденные испанцами в Америке. До городского ядра в 200 тысяч человек, занимавшего большой остров посреди озера Тескоко, можно было добраться по нескольким радиальным дорогам-мостам, перекинутым от берега к острову. Без сомнения, это было одно из чудес света той эпохи. Отдаленно сравниться с ним могли лишь Константинополь и Венеция. В Лондоне тогда насчитывалось приблизительно 50 тысяч жителей, а в Севилье — и вовсе 30 тысяч. Города и городки майя по сравнению с Теночтитланом выглядели жалкими деревушками. Что касается богатства, то количество золота, находившееся у ацтеков, сравнить попросту не с чем… Высадка на Юкатан стала первым шагом к завоеванию империи ацтеков.

На многие годы полуостров превратился в удобный плацдарм, а его береговая линия сделалась причалом для многих сотен испанских кораблей, слетавшихся на «золотой мираж». После падения Теночтитлана в 1521 году новости о фантастической добыче Кортеса привлекли к «Новой Испании» тысячи европейских авантюристов. Не все народы были еще покорены, не все они были ограблены, и не все золото удалось у них отобрать «первопроходцам». Алчные взоры новых и новых конкистадоров устремились на другие народы, в том числе и на майя. В период с 1524 по 1527 год грубый и жестокий подчиненный Кортеса лейтенант Педро де Альварадо в ходе варварских и кровопролитных кампаний покорил города-государства Киче, Какчикель и несколько маленьких крепостей в высокогорье Гондураса. При поддержке племен, ненавидевших майя, используя тот же принцип, что и Кортес — «разделяй и властвуй», — его способный ученик де Альварадо сначала натравил Какчикель на Киче, а затем спокойно разобрался с самим Какчикелем. После высокогорья пришла очередь равнинных майя. На этот раз оставить свое имя в скрижалях истории выпало Франсиско де Монтехо, кстати, участнику экспедиции Грихальвы 1518 года.

Он не участвовал в нападении на Теночтитлан, так как отбыл на родину с грузом награбленных ценностей, предназначавшихся королевской казне и лично королю Карлу V. Так называемая «королевская доля» составляла пятую часть добычи — золота, серебра, мозаики и красивых благородных перьев. Это были не только трофеи, отняты у народов, живших по берегам Мексиканского залива, но и дары, преподнесенные Монтесумой Кортесу в надежде предотвратить захватнический поход испанцев на Теночтитлан. В тот груз входили и некоторые сокровища, отнятые у майя на Юкатане, — например, книги с листами из обработанной коры деревьев, скорее всего, они попали к испанцам на острове Косумель. Среди них оказался и знаменитый «Дрезденский кодекс» — самая информативная из четырех дошедших до нас книг майя, названная так по месту современного хранения. Доставив королевские сокровища в Испанию, Монтехо затем провел семь лет в ожидании специального разрешения на свои собственные завоевания в Новом Свете, а также соответствующего титула. В конце концов ему присвоили титул аделантадо Юкатана от исп. По сути Монтехо получил лицензию, индульгенцию и даже своеобразный заказ на захват и освоение богатств полуострова.

Причем это разрешение на эксплуатацию заморских земель можно было передать по наследству своим отпрыскам. Чем не дворянский титул? Две страницы из Дрезденского кодекса. Страница справа — колонка с так называемыми венерианскими таблицами эфемеридами Мечта о завоевании «своей» Америки вылилась в 20 лет лишений и разочарований. Монтехо, в отличие от Кортеса и Альварадо, не умел создавать коалиции и временные альянсы и использовать противоречия, возникавшие в стане врага. Некоторые майя сразу же оказали жестокое сопротивление новым захватчикам, другие просто спрятались в густых джунглях. Несмотря на то, что вожди майя сдались испанцам без слов, их «подопечные» выходили из джунглей лишь для нападений на испанские гарнизоны, которые оставил Монтехо. В следующем году он покинул восточное побережье и перебрался на западное, где, на месте прибрежного торгового поста майя Шикаланго, основал Саламанку по названию своего родного города.

Это был первый испанский населенный пункт, основанный на Юкатане. В начете 1530-х годов экспедиция основала вторую базу, на этот раз в Кампече. В течение нескольких лет люди Монтехо строили дороги и укрепления, оживляя монотонный и скучный ландшафт Юкатана, а также налаживали дружеские связи с многочисленными местными царьками. Сын Монтехо, Франсиско-младший, на некоторое время захватил крупный город майя Чичен-Ицу, превратившуюся к тому времени обезлюдевший город-призрак, поглощенный джунглями. Покорение майя в этих местах стало казаться делом малоперспективным, не сулящим никаких особых материальных приобретений. Усердная и не обещавшая мгновенного обогащения работа здесь, на Юкатане, выглядела нелепой, особенно после новостей и слухов, доносившихся откуда-то с далекого юга. В южноамериканских Андах начала свою фантастическую эпопею команда Франсиско Писсаро. Любопытно, что первый контакт с инками произошел так же, как и с майя: люди Писсаро перехватили торговый плотик, дрейфовавший неподалеку от того побережья, где сейчас находится Эквадор.

К изумлению испанцев, плотик был нагружен драгоценными металлами. Стало ясно, что империя инков куда как богаче, чем империя ацтеков, и вскоре люди Монтехо ринулись на поиски Эльдорадо. К 1535 году на Юкатане не осталось ни одного испанца. Сам же шестидесятисемилетний Монтехо, одряхлевший и уставший, отошел от дел и ни о каких авантюрах уже не помышлял. В тех землях нет ни единой речушки, хотя есть озера; холмы там скалистые и безводные. Вся земля покрыта хилым кустарником, и она такая каменистая, что не найти ни одного квадратного фута почвы. Золота открыто не было, и вообще ничего такого, из-за чего можно было бы разбогатеть. Местные жители большей частью распутнее и коварнее, чем где бы то ни было в уже открытых землях.

При этом они еще не убили ни одного христианина в честном бою, а только исподтишка. Ни разу они еще не объявили войны, и всего добиваются хитростью. После того как в 1540 году Монтехо-младший возобновил завоевание Юкатана, люди, которые за ним последовали, уже не питали никаких иллюзий относительно новых открытий. Все, на что они рассчитывали, — поработить коренное население, поселиться в укрепленных пунктах и жить за счет порабощенных. По видимости, с 1515 года, если не раньше, у испанцев появился грозный союзцик. Сами того не ведая, они развязали против коренных народов Америки настоящую биологическую войну: азиаты, многие тысячелетия назад пересекшие Берингов пролив и расселившиеся по всей Америке, совершенно лишились иммунитета против болезней, свирепствовавших в Старом Свете. Над юкатанскими майя раздался погребальный звон — на испанских каравеллах вместе с конкистадорами прибыла оспа, а вместе с корабельными крысами — чума. К 1547 году, всего за тридцать лет, население Юкатана сократилось на три четверти.

Деморализованные, изнуренные, подавленные постоянным натиском испанцев и эпидемиями, майя сдались. В1542 году среди руин древнего города Тихоо испанцы основали будущую столицу Юкатана — Мериду. Дальше больше — в 1546 году Тутуль Шиу, правитель Мани самого могущественного государства того времени на северо-западе установил теплые отношения с испанцами и даже принял христианство. За ним последовали многие другие, и, даже несмотря на короткую вспышку сопротивления на востоке, к концу 1547 года вся северная часть полуострова была завоевана окончательно. Осев всерьез и надолго на завоеванных землях, испанцы — конкистадоры и просто поселяне — отнеслись к культуре порабощенных народов без всякого любопытства разве что в случае крайней административной необходимости. Куда больший интерес к искусству коренных жителей Америки неожиданно проявился за тысячи километров — в Старом Свете. Гуманисты, антиквары, схоласты и простые обыватели Европы XVI века, затаив дыхание, слушали романтические истории о покорении далеких, загадочных земель. Главную интригу создавали, конечно, многочисленные артефакты, подобные тем, что привез Монтехо.

Текстиль, изделия из перьев, маски, инкрустированные бирюзой, орнаменты из золота — все это увидел и оценил Альбрехт Дюрер в 1520 году на выставке в Брюсселе.

Ученые обнаружили несколько пирамидоподобных сооружений высотой более 15 метров. Фото: National Institute of Anthropology and History Древний город был обнаружен в джунглях Южной Мексики, сообщил на днях Мексиканский институт антропологии. Считается, что тысячи лет назад этот город был важным центром, он включает в себя большие здания, похожие на пирамиды, каменные колонны, три площади с внушительными башнями и другие сооружения, расположенные почти концентрическими кругами. Керамика, обнаруженная на этом месте, по-видимому, указывает на то, что оно было заселено между 600 и 800 годами нашей эры, в период, известный как поздняя классика. Как сообщает Би-би-си, археологи назвали это место Окомтун на языке майя - «каменная колонна».

Они также старались заботиться о каждом члене племени.

От других индейцев отличались тем, что поддерживали гигиену и здоровье. Все знания в этих областях использовали на практике. У племен майя были врачи. Именно они занимались определением многих болезней и прописывали средства для лечения. Использовали преимущественно снадобья, ванны и ингаляции. В качестве лекарственных ингредиентов применяли травы, шкуры убитых животных, птичьи перья и грязь. Очень хорошо у индейцев были развиты стоматология и хирургия.

Благодаря жертвоприношениям они были знакомы с анатомией. Это помогало производить разнообразные операции на лице и теле. Ножами индейцы удаляли опухоли, раны зашивали, используя вместо ниток волосы. В качестве анестезии применяли наркотические средства. Религия древней народности Практически все постройки племени майя имеют религиозный характер. Религия играла для индейцев огромную роль. Во главе племени в основном стояли правители, которые были для своего народа и духовными лидерами.

В ходе многочисленных раскопок удалось выяснить, что во всех ритуалах принимали участие и высокопоставленные члены общества. Все церемонии были связаны с природными циклами. Практически у всех народов Центральной Америки важной ролью наделяется человеческая кровь. Даже специфические ритуалы проводились, суть которых заключалась в кровопускании. Об этом говорят найденные в результате раскопок сосуды и ритуальные инструменты. Индейцы считали, что именно в крови находится душа с жизненной энергией. Жертвоприношения Индейцы считали своих богов смертными созданиями.

И чтобы как-то продлить их жизнь, они прибегали к помощи человеческих жертвоприношений. Этот ритуал был достаточно распространен у племен. Жертву приносили обычно через отравление, избиение или повешение. Также могли заживо похоронить человека. Наиболее жестокими жертвоприношениями занимались ацтеки. Они вспарывали животы и вырывали еще бьющееся сердце. В качестве жертвы в основном использовали пленников, которые были захвачены в ходе военных действий.

Однако могли принести в жертву и представителя собственного племени. И при этом положение человека в обществе не играло никакой роли. Почему племена исчезли Появился древний народ во втором тысячелетии до нашей эры. Пик расцвета пришелся на окончание первого тысячелетия. Угасать племена начали после 10 века. Причины исчезновения древнего народа до сих пор неясны. Есть несколько популярных версий.

Следует рассмотреть самую вероятную. Под племенем следует понимать не слишком большую группу разрозненных городов, которые достаточно часто враждовали друг с другом.

В тени джунглей: археологи обнаружили затерянные поселения древних майя

Но сперва ответим на вопрос, где жили племя майя, попробуем поискать их родину на карте Америке. Кроме того, есть значительное количество всех майя живут, конечно, в Мексике — на полуострове Юкатан. Народ майя никуда не исчез, он отправился на полуостров Юкатан, где впоследствии возникли новые города, некоторые из которых просуществовали до прихода испанцев. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.

Археологи нашли уникальный артефакт майя

Потерянный город майя нашли археологи с помощью современных технологий в джунглях Мексики. Об этом 27 июня сообщает ScienceAlert. Прежде чем отправиться в экспедицию, исследователи просканировали территорию с помощью лидара. Эта технология используется для измерения расстояний.

Об открытии сообщается в статье, опубликованной в журнале Ancient Mesoamerica. Исследователи изучили лесистую местность в различных районах Гватемалы с помощью системы LiDAR — лазерного аналога радара, позволяющего картировать рельеф под пологом растительного покрова. Лидар позволил выявить более чем тысячу древних поселений общей площадью 1680 квадратных километров, большинство из которых были связаны сетью дорог и дамб.

Много их архитектурных сооружений и даже целых городов находят и сегодня на полуострове Юкатан, в Панаме, Гондурасе, Гватемале и не только. Древние майя не были единой империей с одним правителем. Их территория была поделена на города-государства. И хотя племена долгое время считали безобидными, мирно существовавшими земледельцами, позже историки пришли к выводу, что это мнение — ошибочное. Население постоянно враждовало друг с другом и своими соседями. Когда зародилась цивилизация Историки до сих пор спорят о том, когда именно зародилась цивилизация майя. Но известно точно, что эти народы проживают на Юкатане более сорока веков. Наиболее ранние археологические находки культуры датированы вторым тысячелетием до нашей эры.

Считается, что майяская цивилизация появилась в промежутке от 7000 до 2000 годов до нашей эры, когда охотники и собиратели начали создавать поселения. Майянская цивилизация зародилась между 7000 и 2000 годами до нашей эры. Кроме этого они выращивали бобы, кабачки и другие овощи.

Он пришел к верному выводу, что расцвет майя остался позади, и по какой-то причине развитие их общества затормозилось и даже пошло вспять. Особенно поразили де Ланда архитектурные памятники: Имя и репутация Юкатана сильны, прежде всего, из-за множественности, величественности и красоты зданий, в то время как слава других земель Индий — в золоте, серебре и богатстве.

Его величие такое же, как у Перу или Новой Испании. По правде говоря, все эти здания и их число даже более значимы, чем все то, что мы к этому дню открыли вИндиях; их так много, и они так хорошо построены из обточенного камня, что заставляют удивляться кого угодно. В следующем пассаже де Ланда описывает урбанистические достоинства городов майя, планировку которых археологи называют достойной современного «города-сада». Поделился де Ланда и своими наблюдениями об устройстве общества майя: До того как испанцы, пришли в эту страну, местные обитатели жили в основном в городах весьма цивилизованным образом. Они очищали свои земли от сорняков и высаживали очень полезные растения.

Место их обитания выглядело следующим образом: в центре города располагались их храмы и красивые площади, а вокруг храмов стояли дома их властителей и жрецов… а вокруг городов располагались дома людей из низших классов. Де Ланда старательно описывал все свои посещения городов майя, не забывая делать зарисовки и планы наиболее выдающихся архитектурных памятников, таких, как большая пирамида Эль-Кастильо Кукулькана в Чичен-Ице и городская площадь в Тихоо. На зарисовке пирамиды Эль-Кастильо, например, де Ланда обозначил ступени, грани и их ориентацию по сторонам света. Он указал, что просторные городские площади были когда-то вымощены известняковыми плитами и что широкая и красивая лестница ведет к колодцу, находящемуся на высоте двух бросков камнем. В этот колодец по обычаю сбрасывали живых людей, задабривая богов во времена засухи.

Майя также бросали туда множество различных предметов, таких, как драгоценные камни, и вообще любые вещи, которые считали ценными. Пирамида Эль-Кастильо в Чичен-Ице Описания услышанного и увиденного свободны от мифов о жертвоприношениях красавиц-девственниц, которым, якобы, устраивали специальный отбор. Скорее всего, это выдумки более позднего времени. Де Ланда обратил внимание, что и во время конкисты Чичен-Ица и остров Косумель по-прежнему оставались священными, «действующими» сакральными местами для майя: «Для них Косумель и Чичен-Ица — места такие же почитаемые, как для нас Иерусалим или Рим». Женский монастырь в Чичен-Ице От добросовестного и внимательного де Ланда не ускользала ни одна деталь.

Так, он заметил и его это впечатлило , что одежда на героях бесчисленных барельефов и скульптур в точности походила на ту, которую носили майя в XVI столетии. А однажды он оказался в ситуации, когда: В одном здании находилась вместительная урна, в которой мы обнаружили пепел и кости сожженного человеческого тела, и в пепле виднелись три красивые каменные бусины, похожие на те, что сейчас используют вместо денег. Данный факт указывает на то, что именно индейцы были строителями этих зданий. Очевидно, те люди превосходили нынешних, в том числе в росте и силе. Свои предположения де Ланда строит на основании того, что обнаруженные кости оказались необычайно крупными, да и ступени на пирамидах имели такие размеры, будто были специально рассчитаны на людей более крупной расы.

Хотя мы и не можем слепо верить в рассказы де Ланда о размерах найденных им костей, однако последние исследования скелетов майя, живших за столетия до миссионера, действительно указывают на то, что они в основном были крупнее своих потомков эпохи испанской конкисты. И, конечно же, считать де Ланда «археологом» можно с большой натяжкой — ни знаний, ни опыта в этой области у него не было, поэтому относительно достоверными мы можем считать лишь те его сведения, которые способны проверить сегодня. В чем де Ланда точно не ошибся, так это в том, что все здания были построены далекими предками современных ему майя. Город Исамаль, расположенный между Меридой и Чичен-Ицой, — самый крупный центр из описанных де Ланда. Миссионер писал, что город может похвастаться одиннадцатью или двенадцатью пирамидами и храмами «просто изумительной высоты и красоты».

Исамаль стал главной базой миссионерской деятельности де Ланда, и именно здесь, по его словам, «индейцы вынудили нас своим упрямством основать в 1549 году в строении, которое мы назвали Сан-Антонио, часовню, оказавшую нам огромную помощь в обращении индейцев в христианскую веру». Францисканцы, в конце концов, простроили свою церковь на фундаменте разрушившегося древнего здания майя, перетащив для строительства каменные блоки, выломанные из соседних пирамид. Эта церковь, дошедшая до наших дней, ничем не примечательна, если не считать того, что широкая, обращенная на запад мостовая, ведущая к дворику под сводчатой галереей, была сконструирована лично де Ланда. Он мыслил, что эту мостовую заполнят толпы новообращенных индейцев, спешащих на церковную службу. Однако мечтам миссионера не суждено было сбыться еще долгое время.

Испанцы отчего-то решили, что, разрушив одну культуру, они смогут на ее обломках быстро построить другую. Они ошиблись. Вырвать с корнем языческие верования не удалось. К 1562 году де Ланда и его соратникам стало ясно, что их надежды на окончательную христианизацию туземного населения не оправдались. В тот год миссионеры обнаружили несколько пещер, где майя отправляли свои ритуалы и даже продолжали практику человеческих жертвоприношений.

В итоге в отношении местного населения была развязана кровавая оргия пыток и убийств. Всю полноту ужаса испытал на себе маленький городок Мани, истязаемый испанской инквизицией в течение трех месяцев. Всякий вероотступник, на которого указывал любой из братьев-францискан-цев, немедленно подвергался наказанию: в лучшем случае избиению плетьми, а в худшем — его сжигали на костре. В первые дни и месяцы миссионерского служения де Ланда заинтересовался манускриптами, увиденными у своих знакомцев-информаторов из числа майя. Эти бесценные манускрипты содержали исторические хроники, священные пророчества и предсказания.

Страницы, сделанные из коры деревьев, были обработаны известковой массой и расписаны загадочными иероглифами. Обложками рукописных книг служили как правило деревянные дощечки, обтянутые выделанной кожей ягуара. В раскрытом виде некоторые книги достигали 6 метров в длину! Де Ланда повествует, что в тех книгах майя записывали «дела своих прошедших времен и что-то из своих наук». Однако далее миссионер буднично и безжалостно сообщает: «Мы нашли много книг, в которых не содержалось ничего, кроме суеверий и дьявольской лжи.

Мы сожгли эти книги и с удивлением увидели, что индейцы сожалеют об этом событии так, будто бы у них случилось горе». Костры брата де Ланда уничтожили великое культурное наследие майя, а современной науке нанесли неисчислимый урон. По всей видимости, в огне погибли сотни фолиантов; кроме того, испанцы разбили и разрушили огромное количество каменных изваяний, идолов и барельефов, которые сочли языческими и дьявольскими. К сожалению, современные археологи и историки вынуждены руководствоваться тем немногим, что брат де Ланда нам все-таки оставил: его «Сообщением о делах в Юкатане». Произведение это неоднозначное, но стоящее в первом ряду достаточно правдивых сочинений о майя — народе с удивительной историей, вызвавшей в Европе неподдельный интерес и восхищение.

В 1563 году де Ланда приказали вернуться домой, в Испанию, где он через три года написал свое знаменитое «Сообщение…» — книгу, которую большинство исследователей считает столь же неоднозначной, как и ее автора. Многие полагают, что де Ланда уже после написания работы добавил к первоначальному тексту пассажи, оправдывающие его жестокости по отношению к коренному населению. По словам де Ланда выходило так, будто страшный инквизиционный террор был развязан по настоянию новообращенных туземцев. Самооправдание возымело действие, и с миссионера сняли обвинения в излишней жестокости, после чего он в 1572 году с триумфом вернулся на Юкатан в качестве первого официального епископа. Конечно же, другие путешественники и церковники кроме де Ланда оставили краткие описания городов на севере Юкатана, особенно таких, как Ушмаль и Чичен-Ица.

Вообще, самое первое свидетельство на эту тему мы находим у человека, являвшегося в то время непосредственным «начальником» де Ланда. Его имя — Лоренсо де Бьенвенида. В его описаниях древних Мериды и Тихоо читаем: Среди всех индийских открытий не было ничего более интересного, чем эти здания, возведенные из больших и хорошо отесанных каменных блоков; и нет ни единого свидетельства о тех, кто это сделал. Для нас стало очевидно, что все они построены до Христа, потому что деревья, выросшие на их ярусах, такие же высокие, как и старые деревья в окрестных лесах. Посреди этих примечательных зданий мы, монахи Ордена святого Франциска, и обосновались.

Де Бьенвенида ясно указывает на древний возраст архитектурных памятников, а также не скрывает своего восхищения их утонченностью и качеством постройки, подчеркивая при этом абсолютное их превосходство над всеми виденными остатками, принадлежащими другим обществам Месоамерики. Еще более необычным кажется описание другого великого города майя — Копана. В 1576 году офицер колониальной армии по имени Диего Гарсиа де Паласио написал в письме, адресованном испанскому королю Филиппу II: «В главном городе провинции Гондурас, называемом Копан, имеется множество руин, а также сохранились явные свидетельства некогда огромного населения и грандиозных зданий». Он подробно описал главную городскую площадь Копана и впервые упомянул о барельефах, скульптурах и стелах: На этой площади находятся шесть огромных изваяний в виде стел. Три из них покрыты мозаикой и изображают мужчин, чьи ноги оплетены подвязками, а их оружие украшено орнаментом.

Другие три изображают женщин в длинных одеяниях и с головными уборами в древнеримском стиле. Похоже, все стелы являлись идолами, так как напротив них находятся большие каменные конструкции с углублениями и желобами. В этих каменных корытах казнили жертв, чья вытекшая кровь затем удалялась посредством желобов… Кроме этих вещей есть еще много других доказательств того, что Копан был центром сильной власти, очень населенным, цивилизованным городом с развитым искусством, что видно по различным памятникам и строениям. Помимо описания майяских древностей, несколько миссионеров занимались и лингвистическими изысканиями, что оказалось неоценимым подспорьем для окончательной дешифровки языка майя. Например, францисканец Антонио де Сьюдад-Реаль, миссионерствовавший на Юкатане, составил словарь юкатекского варианта языка майя.

Этот огромный труд называется «Словарь языка мотуль». В трудах другого миссионера, брата Диего Лопеса де Когольюдо, много писавшего о развалинах Юкатана, упоминаются не только деяния предшественника, брата де Ланда, но и даются написания на юкатекском языке месяцев и дней майяского календаря. Труд этот, сохранившийся доныне, был создан в единственном экземпляре и является прекрасным ключом к пониманию религии и космологии майя. Несмотря на всеобщее и, без сомнения, искреннее восхищение всем увиденным, испанцы более не предпринимали попыток организовать серьезную экспедицию для поиска новых затерянных в сельве городов и прочих свидетельств древней истории майя. Заря «археологии», как считается, наступила именно в ту эпоху, но, скорее всего, научно-исследовательские старания испанцев преследовали не столько абстрактное изучение наследия майя, сколько полное и безоговорочное уничтожение их культуры.

Видимо, убедив себя, что остатки культуры а в более широком смысле и религиозных верований не представляют опасности для христианизации туземцев, испанцы успокоились. Да и зачем лезть в сельву, если золота там отнять не у кого, а других полезных ископаемых, кроме известняка на пластах известняка стоит весь Юкатан , не найдено?

Сериал Майя. Рождение легенды смотреть онлайн

Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий. Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей, включая танцоров, музыкантов, воинов и знать. В кульминационный момент церемониального действа появлялся правитель, часто с супругой, и шипом растения либо обсидиановым ножом пускал себе кровь, делая разрез на пенисе. Одновременно жена правителя прокалывала себе язык. После этого они пропускали через раны грубую веревку из агавы, чтобы увеличить кровотечение. Кровь капала на полоски бумаги, которые затем сжигались на костре. Из-за потери крови, а также под воздействием наркотических веществ, голодания и прочих факторов участники ритуала прозревали в клубах дыма образы богов и предков. Социальная организация. Общество майя строилось по модели патриархата: власть и главенство в семье переходили от отца к сыну или брату. Общество майя классической эпохи было сильно стратифицированным.

Отчетливое разделение на социальные слои наблюдалось в Тикале в 8 в. На самом верху социальной лестницы находились правитель и его ближайшие родственники, далее шла высшая и средняя наследственная знать, обладавшая разной степенью власти, за ними следовали свита, ремесленники, архитекторы разного ранга и статуса, ниже стояли богатые, но незнатные землевладельцы, потом — простые земледельцы-общинники, а на последних ступеньках находились сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали между собой, они жили в отдельных городских кварталах, имели особые обязанности и привилегии и культивировали собственные обычаи. Древние майя не знали технологии выплавки металлов. Орудия труда они изготавливали преимущественно из камня, а также из дерева и раковин. Этими орудиями земледельцы рубили лес, пахали, сеяли, собирали урожаи. Не знали майя и гончарного круга. При изготовлении керамических изделий они раскатывали глину в тонкие жгутики и накладывали их один на другой либо слепляли пластины из глины. Обжигалась керамика не в печах, а на открытых кострах.

Гончарным ремеслом занимались как простолюдины, так и аристократы. Последние расписывали сосуды сценами из мифологии или дворцовой жизни. Письмо и изобразительное искусство. Испанский епископ францисканец Диего де Ланда 1524—1579 , прибывший на Юкатан в 1549, при переводе катехизиса работал с майяским писцом над системой передачи иероглифов латинским алфавитом. Однако письменность древних майя отличалась от алфавитного письма, поскольку отдельные символы часто представляли не фонему, а слог. В результате возникших расхождений между искусственным алфавитом Ланды и майяским письмом последнее было признано не поддающимся дешифровке. Сейчас известно, что майяские писцы свободно комбинировали фонетические и семантические знаки, особенно когда такое сочетание открывало возможности для игры слов. Писцы, составлявшие интеллектуальную элиту майяского общества, изготавливали сотни манускриптов. Они писали птичьими перьями на листах бумаги из древесной коры, которые складывались «гармошкой» под переплетами, обтянутыми шкурой ягуара.

Католические миссионеры считали эти книги еретическими и предавали их огню. Сохранилось всего четыре манускрипта майя, известные как Мадридский, Парижский, Дрезденский и Грольерский кодексы. В Дрезденском кодексе имеется раздел, содержащий нечто вроде календаря земледельца, где даются предсказания на будущий год и указываются жертвоприношения, необходимые для получения хорошего урожая. Предсказание засухи передано одновременно письменным способом и рисунком умирающего от жары оленя с высунутым языком. Кроме того, в Дрезденском кодексе представлены расчеты движения планеты Венеры. Мадридский кодекс дает советы, как наилучшим образом сочетать с календарным циклом разного рода деятельности, например охоту или вырезание масок. Писцы являли свое искусство не только на бумаге, но также на камне, раковинах, керамических сосудах. Надписи, выполненные в технике штука, гарантировали большую сохранность, и потому царские генеалогии майя предпочитали запечатлевать на камне. Тексты на керамике, тоже выполненные знатью, отличались более личным характером.

На керамических изделиях нередко указывалось имя владельца, предназначение изделия тарелка, блюдо на ножках, сосуд для жидкости и даже содержимое, например какао или маис. Керамика, расписанная таким образом, часто преподносилась в дар. Художники-керамисты иногда работали совместно с мастерами письма по камню. Для росписей использовались красный, синий, зеленый и черный цвета.

Если все так и было, это очень сильно меняет традиционное представление ученых о политическом устройстве и автономной жизни городов-государств культуры майя. Шоколадные деньги Фото: sciencemag. Как и многие другие древние цивилизации, они чаще обменивались товарами первой необходимости по принципу бартерных отношений. В 2018 году был найден древний предмет искусства, который пролил свет на финансовые взаимоотношения в обществе майя. Оказывается, они придумали съедобную валюту. То, что майя любили горячий шоколад — давно известный факт, о котором ученые узнали еще по древним изображениям. В недавнем исследовании старинных артефактов археологи пришли к выводу, что шоколад мог быть не только одним из бартерных товаров, но и даже условной ценовой формой оплаты. К подобным выводам ученые пришли, изучив фрески, барельефы и изображения на керамических изделиях культуры майя классического периода, когда эта цивилизация была на пике своего расцвета 250-900 годы нашей эры. Судя по сюжетам на тему рыночных сцен 7 века нашей эры, шоколад был вполне ходовой валютой, иногда даже в своей жидкой форме. К 8 веку это престижное угощение стали все чаще использовать в качестве денег и налогового оброка, и удобнее всего его было использовать для этих целей в форме бобов какао. Примерно 180 изображений поведали ученым о преподношениях правителям, включая дань в виде табака и кукурузы, а самыми частыми обменными товарами оказались именно бобы какао и тканые изделия. Майя и синяя краска Фото: ancientpages. Они даже изобрели редкую краску, которую использовали для своих фресок и брызгали на несчастных соплеменников, избранных в качестве жертвоприношения грозным богам. В наши дни этот цвет называется майя синий, и у исследователей ушло несколько столетий на то, чтобы связать этот пигмент с его создателями - цивилизацией майя. В Европе 17 века с синей и голубой краской из-за ее большой дефицитности могли работать только настоящие мастера и знаменитые художники. В те времена производство этой краски было крайне трудоемким процессом, и пигмент этот получали из полудрагоценного камня лазурит, который добывали преимущественно на территории современного Афганистана. Именно поэтому историки были крайне удивлены, когда обнаружили, что художники в испанских колониях Нового света не испытывали никакого недостатка в синей краске, которая в Европе была очень ценной и редкой. Это показалось ученым очень странным. По идее этот пигмент должен был быть в Америке еще более дорогим и дефицитным, чем в Европе, но все было совершенно наоборот. Только в 20 веке исследователи выяснили, что колонизаторы пользовались краской, изобретенной еще древними народами майя. Краска майя синий оказалась более устойчивой и долговечной, чем ее европейский аналог из лазурита, поскольку даже сегодня этот синий оттенок до сих пор выглядит довольно ярким на руинах, которым сейчас уже почти 1600 лет. Кстати, секрет состава майской краски был разгадан не так уж и давно — в 1960-х годах. Оказалось, что насыщенный пигмент изготавливался из смеси растения индигофера полукустарниковая и редкого вида глины под названием аттапулгит или палыгорскит. Подземный мир майя Фото: Live Science В 2018 году аквалангист исследовал небольшую полость в подводном туннеле в районе полуострова Юкатан. Благодаря этому открытию у нас появился новый рекорд — самая длинная подводная пещера на планете. Когда в этот же район прибыла команда экспертов, к своему удивлению там они обнаружили целых 200 подводных локаций с древними артефактами. В 347-километровом лабиринте ученые нашли множество интересных вещей, включая также и майские алтари и горелки для благовоний, на которых был изображен Эк-Чуах Ek Chuah , бог торговли. Подобные ритуальные предметы дают основание полагать, что когда-то давно эта пещера относилась к так называемому загробному миру майя. Древняя культура верила, что пещеры и сеноты были вратами в потусторонний мир, откуда и произошло все человечество. Обнаруженные под водой артефакты сохранились просто прекрасно, и количество находок было поразительным.

Каменное сооружение, найденное на полуострове Юкатан. Там нашли остатки потерянного и забытого города цивилизации майя. Так местность видит лидар. Благодаря нему ученые нашли постройки. Изучив местность подробнее, археологи обнаружили здания в форме пирамид, колонны, три площади с внушительными постройками, углубления в форме конусов и другие сооружения.

В IX—X веке цивилизация майя пришла в упадок. Один из основных стилей архитектуры майя носит название пуук «холмистая местность» , названный так по одноименному холмогорью, которое находится на юго-западе Юкатана. Именно там археологи обнаружили самые яркие памятники, построенные в этом стиле. Его отличительной особенностью выступает многообразие украшений фасада, например, декорированные фризы с геометрическими узорами, символикой змей, хижин и божеств. Построенные в стиле пуук храмы напоминают дворцы со множеством комнат. Кроме того, он также характеризуется доминированием горизонтальных линий над вертикальными и стенами, построенными из хорошо обработанных и пригнанных камней. Археологи из Национального института антропологии и истории Мексики INAH объявили об обнаружении руин древнего города майя. Его нашли еще в 2015 году во время строительных работ близ города Мериды — столицы мексиканского штата Юкатан.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий