Новости гештальт подход в психологии

Ольга Лесницкая — Магистр психологии, практикующий психолог, cпециалист в области индивидуального консультирования, гештальт-терапии, системно-феноменологической психотерапии, арт-терапии музыкального направления. Практическая психология: ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД.

Возникновение и развитие школы гештальт-психологии

  • Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1
  • Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1
  • Что такое гештальттерапия
  • Гештальт. Что это такое и как использовать гештальт-психологию?

Гештальт: что это такое и как его закрыть?

Беседа с руководителем и преподавателем программы «Гештальт-подход в психологическом консультировании» Юлией Логашенко о пути через гештальт-терапию к целостности: ключевые принципы гештальт-подхода, характеристики терапевта, особенности обучения на программе. «Гештальт-терапия помогает обрести эмоциональную целостность, распознать свои эмоции по отношению к себе и к окружающим, отделить важное от неважного, „закрыть гештальты“, то есть завершить для себя эмоционально недопрожитые ситуации. Итак, гештальт — это простыми словами в психологии образ окружающего мира, который формируется в сознании человека. Чем может помочь гештальт-терапия. «Гештальт не закрылся» — часто на этом меме наши знания о гештальт-психологии заканчиваются.

Гештальт-терапия – мифы и реальность

В зависимости от ключевой потребности человека и будет складываться ситуация и его отношение к ней. Человек ориентируется в своих потребностях благодаря чувствам и эмоциям, а удовлетворяет потребности благодаря взаимодействию с внешним миром. Таким образом, на протяжении всей жизни, по мере взросления, каждый из нас вмешивается в процесс саморегуляции. Например, маленький ребенок зависит полностью от взрослого. Его основная биологическая потребность — любовь со стороны взрослых. Поэтому они могут легко поменять себя ради того, чтобы мамочка не злилась, не плакала и давала вовремя покушать. Вот такой простейший пример.

Однако, этот пример ужасен. Все потому, что ребенок с пеленок, привыкший подстраиваться под ситуацию, которая ему неприятна, так или иначе, убивает в себе способность ориентироваться в жизни с помощью своих чувств. Спустя время, малыш взрослеет, становится взрослой полноценной личностью. Все бы хорошо, но… Он расщеплен. Из него в лучшем случае вырастает эгоист, которому очень важно, что хочет он. Рассмотрим несколько путей Человек игнорирует собственные потребности.

Так как его потребности ведут к опасности и боли. Он боится чего-либо хотеть, так из-за него кому-то может стать больно. Он приходит к выводу, что лучше тогда ничего не хотеть вовсе. Со временем чувствительность у ребенка совсем пропадает, и уже во взрослой жизни у него начинают появляться проблемы: он не может различить собственных желаний от чужих. Человек пытается любыми путями избегать возникновение своих потребностей. Он их знает и чувствует, но избегает, чтобы они удовлетворились.

Порой он сам может этого не замечать. А подсознательно он будет: - пугать себя различными рода фантазиями. Иногда они основаны на личном опыте, иногда на чужом. При этом могут быть следующие отговорки: «Воспитанные люди себя так не ведут» или «Так некрасиво». Вести странные диалоги внутри себя, вместо того, чтобы высказать свое недовольство окружающим. Человек полностью игнорирует собственные чувства либо подавляет их, не давая волю эмоциям.

Однако, постоянно держать контроль над своими чувствами совсем непросто. Рано или поздно они накапливаются и словно снежный ком, могут обрушиться на окружающих в самый неподходящий момент. Это не означает, что можно наплевать на мнение других людей и вести себя эгоистично по отношению к ним. Крайности тоже неуместны. Вся проблема заключается в том, что человек, в большинстве случаев, живет стереотипами, то есть так, как живут другие.

Это способствует развитию личной ответственности, самосознания и аутентичной коммуникации. Развитие экспрессии и воображения Работа с экспрессией и воображением предоставляет людям мощное средство для доступа в свой внутренний мир и его выражения, для интеграции разрозненных частей себя — когнитивных, эмоциональных, телесных, для высвобождения чувств и содействия личностному росту и трансформации. Творческие задания такие, как нарисовать свои эмоции или изобразить часть своей личности помогают людям выразить свои внутренние состояния и переживания, способствуют интеграции различных аспектов личности, поиску новых идей и ассоциаций. Решая творческие задачи, люди могут исследовать различные перспективы и возможности. Это улучшает навыки преодоления непростых ситуаций, способствует выработке неординарных решений проблем.

Это становится стимулом исследовать и экспериментировать с новыми способами существования и отношения к себе и другим, что в итоге способствует большей уверенности в себе, самопринятию и самореализации. Тренировка осознанности В гештальт-терапии большое внимание уделяется развитию самосознания и осознанности. Это помогает: проникнуть в суть собственных мыслей, чувств и моделей поведения; соединиться со своей аутентичной сущностью и жить в соответствии со своими истинными ценностями и желаниями; исследовать и решать любые нерешенные вопросы или незавершенные дела гештальты из своего прошлого; установить связь со своими телесными ощущениями, эмоциями и физическим опытом; осознать, что есть выбор в каждый момент времени. Все это способствует эмоциональному исцелению и личностному росту. Важность терапевтического альянса в работе с гештальтами: роль терапевта В гештальт-терапии очень важно создать экологичную поддерживающую среду, располагающую к самоисследованию и самоосознанию. Важную роль в этом играет терапевт. Он устанавливает доверительные отношения с клиентом, организует комфортное безопасное пространство, где можно свободно выражать себя, не опасаясь осуждения или критики. Терапевт направляет клиента на исследование его мыслей, эмоциональных проявлений и поведения, помогая ему глубже понять себя. С помощью различных методов и техник — таких, как диалог, ролевая игра и творческое самовыражение, — специалист побуждает своего подопечного пристально рассмотреть свои переживания в настоящем моменте, фокусируясь на том, что происходит здесь и сейчас. Терапевт поддерживает клиента в выявлении и понимании его паттернов и незавершенных дел, помогает ему интегрировать разрозненные аспекты своей личности, осознать и взять на себя ответственность за свой выбор и действия, способствуя расширению возможностей, самосовершенствованию.

Формирование благоприятных терапевтических отношений, основанных на доверии, эмпатии и раппорте, имеет решающее значение для эффективной терапии. Они создают основу для самоисследования, исцеления, роста, что в результате способствует достижению клиентами своих терапевтических целей. С какими проблемами обращаются к гештальт-терапевту? Гештальт-терапия как одно из востребованных направлений современной психотерапии исследует вопросы взаимодействия с самим собой и окружающим миром, межличностные отношения, имеет особый взгляд на психику человека. Все это, а также целостный подход и фокус на моменте «здесь и сейчас» позволяет успешно решать широкий спектр проблем. К гештальт-терапии обращаются в следующих ситуациях: В жизни происходят перемены, к которым трудно адаптироваться. Это может быть переезд или смена профессии, развод или уход из жизни близкого человека и др. В таких ситуациях человек испытывает сильнейший стресс, его терзают сомнения в правильности выбора, тревога, страх неизвестности, низкая самооценка, не дают покоя внутренние конфликты. С помощью терапевта он будет исследовать свои чувства, сможет обрести понимание и разработать эффективные стратегии преодоления, чтобы успешно пережить эти перемены.

Проблемы начинаются, когда мозг программирует эмоции и мышление. Человек начинает действовать по привычке, не задумываясь, почему он так реагирует и насколько это адекватно ситуации. Неосознанные поступки редко ведут к желаемому результату. Люди наподобие нашего гипотетического героя с мозгом-программистом обычно не понимают, что с ними не так и почему они не могут достичь поставленных целей. Будто упираются в невидимую стену. И здесь на помощь приходит психотерапия. В современной психотерапии чаще всего используются два подхода: когнитивно-поведенческая терапия КПТ и гештальт. Каждый из них про осознанность при принятии решений. Вот только для достижения этой осознанности используются совершенно разные методы. Как определить, какой для тебя будет эффективным, рассказываем дальше. КПТ: анализируй убеждения и корректируй поведение Основные принципы подхода: Убеждения влияют на поведение. Чтобы изменить ситуацию, нужно изменить образ мыслей. КПТ работает с убеждениями, которые лишают человека свободы выбора и заставляют действовать деструктивно. Основная идея подхода — мысли человека вызывают эмоции. И если это болезненные переживания, то они становятся причиной неадекватного поведения, депрессии, невроза или других тревожных расстройств. Теорию КПТ можно описать простой моделью: В жизни человека случается какое-то событие. Человек воспринимает событие через призму своих убеждений. Мысли человека запускают эмоциональную реакцию, которая влияет на его поведение.

Завершенный и незавершенный гештальт Завершенный гештальт осознается как ситуация успеха. Все получилось на данный момент, «пазл сложился». Потребности удовлетворены. Приятные чувства. Один из сторонников гештальтпсихологии, основоположник гештальт-терапии Ф. Перлз обосновывает основные причины счастья и несчастья. Он сравнивает незавершенный гештальт с источником, который питает невроз. Незавершенность гештальта — понятие, означающее неудовлетворенную потребность, стремящуюся к удовлетворению. Так уж устроена человеческая психика, что стремится закончить всё то, что начала. Незавершенный гештальт: резкое завершение отношений с человеком по необъяснимым причинам; незавершенная работа. От того, как относится человек к такой сложившейся ситуации, зависит его состояние.

Что такое гештальт и как его закрыть: мнение эксперта

Что такое гештальт простыми словами? Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. Психолог Ольга Некрасова рассказывает, как самостоятельно закрыть гештальт и выйти из «замкнутого круга» тревоги и разочарований. Гештальт-подход к работе с самоповреждающим поведением у подростков. Его философия и подход позволяют гештальт-терапевтам дать клиенту возможность создавать отношения с другим человеком через диалог. Суть в том, чтобы увидеть другого человека как субъекта со своими ценностями, смыслами, мировоззрением и чувствами.

4 принципа гештальт-терапии, которые помогут распутать внутренние узлы

Работа с гештальтами дает свои положительные результаты. Главный источник проблем человека с позиции гештальтпсихологии Гештальтпсихология — это немецкая научная школа психологии. За основу в гештальт-направлении принято понятие «гештальт», то есть организованное целое, свойства которого не получаются из свойств его частей. Точного перевода с немецкого языка не существует.

Организация частей в единое целое — так объясняют гештальт. Человек рассматривается в данной концепции как целостность, неделимая на части. Гештальтпсихология исследует в гештальтах следующие вопросы: По каким законам они работают?

Какие процессы их формируют? По каким закономерностям развиваются процессы? Самое важное свойство гештальта — стремление к завершению.

Это направление исследует способность психических процессов человеческого организма к саморегулированию, считает своей основной целью — расширить осознанное мышление человека, чтобы, как следствие этого, произошло его понимание и принятие себя.

Гештальт-терапевты много внимания уделяют физиологическим проявлениям клиента и его психолингвистике: речевые обороты, странные интонации, язык тела. Фиксируя эти феномены в себе, клиент развивает самонаблюдение и начинает лучше осознавать сценарии поведения, устанавливает контакт с собой, с собственным телом и перестаёт испытывать напряжение от тревожащих его ситуаций. Это своего рода психотерапевтическая репетиция полного присутствия в моменте.

Новый опыт восприятия себя и даёт толчок к изменениям. Перлз называл такой подход холистическим и организмическим, когда исследуется целостный организм: «Гештальт-терапия добралась до невербального опыта. Она ставит тело с его движениями и чувствами на тот же уровень, что и душу с ее абстрактным мышлением и вербальными символами». Чего ждать от терапевта?

Гештальт — одно из гуманистических направлений, поэтому терапевт здесь не выступает экспертом в чувствах клиентах, он скорее подбирает подходящую оптику для того, чтобы человек мог взглянуть на ситуацию под другим углом. Клиент и терапевт вместе исследуют то, что возникает в терапевтическом пространстве — и это не только чувства клиента, но и непосредственные реакции терапевта. Гештальт-терапевт делится собственным откликом на рассказ клиента, и это помогает клиенту лучше осознавать не проговоренные чувства. Например, клиент жалуется на то, что его игнорируют другие люди, они воспринимают его формально и не включённо.

Теория поля Человек находится в постоянном динамическом проживании разных процессов, которые зависят от контекста и ситуации вокруг. Влияние ситуации на человека, а человека на ситуацию — это и есть предмет изучения в психологии. Диалог Термин «Диалог» ввел Мартин Бубер. Его философия и подход позволяют гештальт-терапевтам дать клиенту возможность создавать отношения с другим человеком через диалог. Суть в том, чтобы увидеть другого человека как субъекта со своими ценностями, смыслами, мировоззрением и чувствами. И в результате, опираясь на феномены и учитывая контекст, создать с ним отношения, внутри которых возможны изменения.

Что происходит на сессиях Каждая сессия уникальна. Никогда нельзя спрогнозировать, что на ней будет происходить. Но есть принципы , которых придерживается гештальт-терапевт: — Клиент и психотерапевт — равноправные участники процесса; — Психотерапевт не выступает экспертом в жизни клиента, а значит не дает советы и не говорит, за что стоит переживать, а за что — нет; — Специалист предлагает клиенту обратить внимание на то, что происходит с ним здесь и сейчас и как это связано с тем, что обычно происходит в его жизни. Как это работает Гештальт-терапевт помогает раскрыть переживания, которые часто недоступны клиенту в повседневной жизни. Изучая свои процессы, клиент получает возможность их заметить и увидеть, что именно он делает в конкретной ситуации и что им в этот момент движет.

Из этого был сделан вывод, что восприятие во многом зависит от соотношения фигуры и фона, на котором та располагается. Позже К. Коффкой был сформулирован закон трансдукции. Если кратко, дети воспринимают не цвета, а сочетания таковых. Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели.

В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям. Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.

Стратегия, тактика и фокусировка в работе гештальт-терапевта

Что такое гештальт терапия в психологии Вокруг гештальт-психологии, гештальт-терапии со времени ее появления (60 лет назад!) роятся мифы.
Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии Гештальт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия: в чем разница? Что эффективнее: гештальт или КПТ? Читайте в статье.
Что такое гештальт и как его закрыть Гештальт-терапия – это одно из направлений психотерапии, в центре которого находится человек с его интересами, желаниями, свойственными исключительно для него формами поведения и эмоционального реагирования.
Что такое гештальт и как его закрыть: мнение эксперта Гештальт-терапия была разработана в 1940-х и 1950-х годах Фрицем Перлзом, психиатром и психоаналитиком, и его тогдашней женой, психотерапевтом Лаурой Перлз, как альтернатива традиционному вербально-ориентированному психоанализу.

Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни

Работа с фантазией и мечтами; Ответственность; Преодоление сопротивления. Кривая контакта Гештальт терапия представляет собой терапию контакта. Индивид всегда находится в определенном контексте, в какой-либо окружающей среде. С одной стороны, он противопоставляет себя ей, а с другой, нуждается в ней и является ее частью. Лишь через обмен с этой средой удовлетворяются потребности человека, достигается удовлетворительный способ жить. Обмен является основой и сущностью жизни.

Он может обеспечиваться только благодаря процессу контакта. Определение 3 Контакт представляет собой процесс взаимодействия, взаимного функционирования, обмена индивида организма с окружающей средой.

Нельзя останавливаться — эмоции должны проявиться до конца, даже если придется идти по второму и третьему кругу. Важно говорить о себе, не обвиняя других людей и не возлагая на них ответственность. Следующий шаг — максимально искренне сформулировать благодарность человеку или ситуации, забыть которые не получается. Описать, чему удалось научиться, благодаря им, какой опыт извлечь. Что делать с письмом дальше — сжечь, оставить на память, смастерить кораблик и пустить его по воде — уже неважно. Это шанс рассказать человеку все, что «за душой», не переживая о последствиях. Кричать и плакать — нормально, эмоции должны быть прожиты. Затем, пересев на место собеседника, нужно ответить на претензии от его лица.

Потом пересесть обратно и договорить. И так до тех пор, пока «диалог» не сойдет на нет естественным образом. Заканчивается практика словами благодарности: «Спасибо, что ты был в моей жизни. Благодаря тебе я научилась…». Альтернативная концовка Это похоже на эффектный прием из кино: нужно написать альтернативную историю, в которой все закончилось хорошо и так, как хотелось. То есть попробовать сделать привычное неожиданным и «правильным». В процессе реализации методики иногда получаются неплохие рассказы. Ну и, наконец, можно приложить усилия и отыскать человека, ставшего причиной терзаний, чтобы поблагодарить, извиниться или выполнить обещание, даже если кажется, что о нем уже никто не помнит. Либо сделать то, что всегда хотелось, но не представлялось возможным: пусть это и покупка велосипеда или уроки музыки. В конце концов, быть взрослым хорошо именно потому, что можно поступать, как хочется, не спрашивая разрешения у родителей.

Но вот ничего из этого не приносит ожидаемого удовольствия. Чем более успешным он становится , тем более несчастным себя ощущает. Почему так происходит? Если обратить внимание на детство нашего героя, то основополагающей эмоцией в нем было чувство вины. Как завершить гештальт в этом случае? По-разному: кто-то может простить мать за упреки и отпустить чувство вины, которое не дает возможности наслаждаться жизнью. Психолог спрашивает клиента не о том, какие события и мысли имели место в прошлом, а том, что он чувствует именно сейчас. Задача специалиста — показать, что решение проблемы находится не в будущем или прошлом, а здесь и сейчас. Это дает тебе уверенность, что ты можешь решить ситуацию — она под твоим контролем, даже если произошла очень давно.

А какие отношения у тебя с N сейчас и т. На самом деле, психика человека так устроена, что жить здесь и сейчас нам сложно. Мы то витаем в постоянных воспоминаниях о прошлом, то живем мечтами о будущем. Машины времени у тебя нет: значит, увы, ничего сделать нельзя, остается только вздыхать об упущенных возможностях. Гештальт терапия предлагает принципиально другой метод управления своей жизнью. И чтобы принять его и найти силы жить здесь и сейчас, да еще и получать от этого удовольствие, нужно немало поработать над собой. Когда стоит обратиться к гештальт терапевту, и как проходит сеанс терапии Гештальт подход подойдет тем, кто хочет: научиться управлять своими эмоциями; разрешить проблему, которая давно беспокоит; быстро справляться со стрессовыми ситуациями, тревогой, эмоциональным выгоранием ; развиваться и перевести свою жизнь на качественно новый уровень; научиться легко принимать решения; избавиться от постоянных сомнений в своих силах; развить в себе творческое начало; избавиться от фобий; справиться с последствиями физического или эмоционального насилия. Особенно эффективна гештальт психология для тех, кто испытывает сложности в общении и эмоциональные проблемы гнев, страх, тревога, депрессия, агрессивность и пр. Терапия бывает индивидуальной и групповой.

Как ты проживаешь тот или иной опыт? Конечно, психолог не скажет тебе: вот твоя проблема такая-то, закрыть гештальт нужно так-то. Он только поможет научиться правильно мыслить, чтобы ты самостоятельно нашел выход. Подведем итог Человеческая психика — удивительна и загадочна. Почему ты не можешь радоваться жизни, когда у тебя все есть?

Или борьба закончилась, но мы так и не понимаем, кто же из персонажей победил. Что мы при этом чувствуем? Определенно — фрустрацию. Наш контакт с художественным текстом, с его главным героем был каким-то образом прерван. Собственно, это чувство неудовлетворенности, незавершенности цикла настолько разозлило читателей включая, между прочим, королеву Викторию , что они прямо-таки вынудили Артура Конан Дойла «оживить» полюбившегося публике сыщика и написать «Возвращение Шерлока Холмса». И это еще одна очень важная для Гештальта тема — тема прерывания контакта. Прерывание контакта Описанные выше ситуации называются в гештальттерапии незавершенными отчасти мы уже говорили об этом выше. То есть вроде бы что-то случилось, но человек продолжает об этом думать, продолжает чувствовать, снова и снова прокручивает ситуацию в голове, злится на Другого, осуждает себя вспомните эффект Зейгарник … Если рассуждать в терминах пищевого поведения — словно бы человек поел, но не насытился, словно бы он остановился в какой-то момент не потому, что ему уже достаточно, он сыт, а по каким-то другим причинам, не имеющим непосредственного отношения к ситуации здесь и сейчас. Тут надо понимать, что само по себе прерывание не является чем-то плохим или хорошим. Это просто ситуативная данность. Предположим, я осознаю, что хочу есть, но не могу уйти с работы, поскольку еще не настал обеденный перерыв. И я себя останавливаю, я прерываю откладываю начавшийся процесс контактирования. Или я вижу, как к остановке подъезжает автобус. Чтобы на него успеть, мне нужно всего лишь перейти дорогу. И тут загорается красный свет! Я прерываю начатое действие. Автобус уходит. Я могу погрустить по поводу того, что на него не успел и теперь опоздаю на встречу. Это нормально. Это часть опыта. В результате я, допустим, сделаю вывод: надо выходить из дома на пять минут раньше или пользоваться такси. Однако клиент, который приходит к нам и рассказывает подобную историю, скорее всего, будет жаловаться на что-то другое. Он, например, скажет: «Вот всегда со мной так! Даже автобус уходит у меня из-под носа. Наверное, я какой-то неправильный! Из того, что я опоздал на автобус, невозможно напрямую сделать вывод, что я — неправильный человек. Такого типа прерывания в Гештальте называются невротическими. От «естественных», «здоровых» прерываний их будут отличать два неизменных свойства: Во-первых, мы всегда будем замечать, что между внешним воздействием и откликом на это воздействие как будто бы существует некая пропущенная мысль. Или скажем так: в цепочке ощущений, порождающих отклик, явно присутствует дополнительное звено, которое самим человеком не осознается. Но именно это пропущенное звено ведет к прерыванию контакта, когда человек из ситуации «здесь и сейчас» «я не успел на автобус» буквально «выскакивает» в ситуацию «там и тогда» «мама говорила, что дисциплинированные люди всегда выходят пораньше» или в ситуацию «всегда» «вот вечно со мной нечто подобное происходит». Второе свойство невротического прерывания — его повторяемость. Клиент говорит: «Я много раз знакомился с девушками, и всегда это кончалось очень быстрым разрывом». Обстоятельства вроде бы меняются и человек часто подчеркивает, что обстоятельства были разными , а результат один и тот же. И опять мы можем предположить, что в цикл контакта привносится нечто неосознаваемое, нечто, не позволяющее пройти весь путь от возбуждения до удовлетворения. А значит — препятствующее свободной активности и вступлению в новый контакт. Перлз и Гудмен выделили четыре способа прерывания контакта: интроекция, проекция, ретрофлексия и слияние конфлюэнция. В теории Гештальта они до сих пор рассматриваются как основные. Более поздние авторы добавили к этому списку еще несколько пунктов, но они выступают лишь как варианты к четырем инвариантным механизмам. К примеру, в литературе можно встретить такие понятия как «дефлексия» избегание контакта за счет сброса энергии возбуждения и «эготизм» выстраивание жестких границ, как у чеховского «человека в футляре» , которые объединяются общим понятием «ретрофлексия». В конечном итоге, настолько, насколько опыт каждого человека уникален, уникальными являются и его способы прерывания. И настолько, насколько все люди похожи как представители одного биологического вида, мы способны описать главным образом — в целях диагностики наиболее общие механизмы, не позволяющие клиенту проходить цикл контакта от начала и до конца. Итак: Интроекция — это «глотание без пережевывания». По сути — принятие некоего «слипшегося», не проясненного до конца утверждения, кусочка чужого не моего! Например: «Не суй два пальца в розетку! Или: «Все мужики — гады! Хотя при этом надо иметь в виду, что, допустим, интроецированные правила поведения в рамках своей культуры способны подсказать человеку способ действия в непредвиденной, стрессовой ситуации, а доведенные до автоматизма навыки вождения автомобиля — спасти жизнь водителю и другим участникам дорожного движения. Проекция — это перенос на Другого того, что я чувствую в чем нуждаюсь сам. Хотя, с другой стороны, именно благодаря проецированию мы оказываемся способны понимать и до некоторой степени предугадывать поведение окружающих людей. Ретрофлекция буквально означает «разворот назад» от лат. Это возвращение себе того, что изначально было адресовано миру. Я злюсь из-за того, что не успел на общественный транспорт, и обращаю эту злость на себя, делая вывод: «Вот какой я ужасный невезучий человек! Слияние confluence — очень позитивное ощущение. Ребенок изначально «слит» с матерью. Только так он способен выжить. Но что происходит, когда взрослый человек, теряя границы собственного «Я», хочет слиться с кем-то или чем-то другим припасть к груди? Все случаи зависимостей и созависимостей связаны как раз с прерыванием контакта по типу конфлюэнции. Однако полноценный, приносящий удовлетворение секс без слияния вряд ли возможен. В целом, мы предполагаем, что изначально, в детстве, любая форма прерывания была творческим способом адаптации к повторяющимся ситуациям. Если мать не переносит криков ребенка, ребенок научается не кричать ретрофлексирует проявление собственных эмоций. Если родители винят в проблемах кого угодно, только не себя, ребенок — дабы избежать конфликта — начинает делать то же самое. Прерывания потому и не осознаются, что человек «изобрел» их сам. Это привычный, «естественный» для него способ реагирования. И задача терапевта — помочь клиенту осознать, в каком месте и каким образом он себя прерывает, поддержать его способность к экспериментированию и живому, творческому приспособлению к ситуациям, каждая из которых является уникальной и неповторимой. С точки зрения Гештальта, полноценный контакт — это акт открытой, искренней коммуникации между «Я» и «Ты» именно так, как это описывал философ-экзистенциалист Мартин Бубер. Каждый из участников процесса обладает своими границами, мотивами, эмоциями, телесными ощущениями, способен их осознавать и предъявлять Другому. Как сказано в молитве гештальтиста у Перлза: «Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Ты — это ты. И если нам случилось встретить друг друга — это прекрасно. Если нет, то ничего не поделаешь». Принцип реалистичности Гештальттерапевт следует принципу реалистичности. Представьте, приходит к нему 70-летняя старая дева и жалуется, что у нее никогда не было опыта сексуальной близости. Перед терапевтом встает вопрос: что с этим делать? Он не может изменить реальность, он не может превратить 70-летнюю женщину в 20-летнюю! Нужно искать какой-то другой подход… Мы не способны объять необъятное. Из множества тем, которые клиент предъявляет на сессии, терапевт вынужден выбрать что-то одно. Терапевт может лишь надеяться: если один из паззлов встанет на место, остальные тоже как-то переформатируются. То есть картина мира у клиента изменится, даже если мы вместе с ним сможем передвинуть всего один элемент. В действительности, какой из элементов системы будет выбран, — зависит от множества причин: от тренированности терапевта, от его и клиента актуального состояния, от того, насколько доверительные отношения установились между клиентом и терапевтом, от случая, от того, на чем здесь и сейчас готов сфокусироваться человек и т. Нам все равно не удастся действовать сразу во всех направлениях. Мы используем системный подход, предполагая, с одной стороны, что целое всегда больше суммы его частей, а с другой — что изменение любой части ведет к изменению целого. В этом особенность гештальт-методологии — пристальное внимание к деталям, связанным с процессом детализация. Как человек откликается на происходящее, что он чувствует, как это отзывается в его теле, что он думает?.. Очень-очень подробное прохождение всех этапов контактного процесса. Без пропусков, без лакун. Еще одна особенность гештальт-метода — стремление не оценивать то, о чем говорит человек. Как только терапевт начинает оценивать факты с позиции «хорошо-плохо», «должно быть так» или «так не должно быть», он перестает думать. Не говоря уже о том, что тот, кого оценивают, переживает множество эмоций, не имеющих отношения к терапии, к тому, что происходит между двумя людьми здесь и сейчас. Приведу пример неосознанной оценки. Клиент рассказывает терапевту, что его клиента ограбили на улице. Буквально: «Жизнь или кошелек! Он говорит: «Наверное, вы очень сильно разозлились? Не потому, что он действительно разозлился, а потому, что он вроде бы должен был нечто такое почувствовать. На самом же деле, человек испытал сильнейший страх, а вовсе не злость. И работать здесь нужно было бы с травмой, позволив жертве прожить до конца мысли, импульсы, эмоции, которые были прерваны. Тогда, возможно, у клиента через некоторое время возникло бы и чувство злости, и желание восстановить справедливость. Терапевт в нашем случае сильно поторопился. Он сразу же оценил ситуацию. И что произошло с клиентом? Он почувствовал стыд за то, что не отреагировал в соответствии с «нормой» «мужчина должен…» , и, конечно, да, стал говорить, будто он испытывает злость и хочет справедливости. Получилось не «я чувствую», а «я должен чувствовать». Ситуация «законсервировалась», она не была завершена. И, добавлю, клиент стал меньше доверять терапевту, поскольку последний взял на себя роль педагога, который склонен воспринимать человека не таким, какой он есть, а таким, какой он должен быть. То есть, разумеется, терапевт не может совсем не иметь собственной позиции, совсем никак не оценивать то, о чем ему говорят. Дело не в этом. Дело в том, что терапевт обучается переводить внимание на процесс, стараясь не пропускать его этапы и фокусируясь на деталях на их проживании , а не на оценке целого. Кстати, понимание того, как все это происходит, сильно меняет и саму оценку происходящего! Диагностика и терапия В отличие от клинической психологии, диагностика в психотерапии достаточно сильно зависит от направления, которого придерживается терапевт Гештальт, транзактный анализ, психоанализ и проч. Все дело в том, что клинический психолог и психотерапевт пытаются ответить на разные вопросы. Диагностика для клинического психолога — это постановка диагноза и составление прогноза. Примерно тем же самым занимаются психологи, отвечающие за профориентацию, подбор персонала, выявление лжи при тестировании сотрудников компании или кандидатов на должность и т. Такая диагностика основана на том, что человек сравнивается с другими людьми.

Что такое гештальт и как его закрыть: мнение эксперта

Что такое гештальт и в чем суть данного подхода? Термин «закрыть гештальт» происходит из гештальт-психологии, где гештальт означает целостный образ или форму. Согласно гештальт-подходу, наше восприятие стремится к закрытию гештальта, то есть к полному и завершенному восприятию образа или концепции.
Гештальт терапия - основные методы и техники Рассказываем, что такое гештальт, откуда он берется и что собой представляет гештальт-терапия.
Гештальт – Что Это? (Основы И Методы Гештальт-Терапии) Гештальт в психологии – это незаконченная ситуация, которая оказывает негативное давление на личность.
Гештальт-терапия: среднесрочный метод воздействия на психику пациента. Реляционный гештальт-подход в психологическом консультировании.

Еще раз о гештальт-терапии

Гештальт-терапия (далее – ГТ) возникла в середине 20 века в диалоге с психоанализом, в опоре на гештальт психологию, экзистенциальную философию и, позднее — на восточные практики. две различные теории в области психологии, которые помогают людям понять себя и свое теории имеют разные основы, подходы и методы. Нейрофизиологи считают гештальт-терапию весьма полезной, так как она активизирует головной мозг и увеличивает количество нейронных связей, развивает осознанность человека, стимулирует к приобретению нового опыта и приспособлению к окружающей среде.

Что такое гештальт и как его закрыть

Гештальт-терапия: что за метод, принципы работы психологов Термин «закрыть гештальт» происходит из гештальт-психологии, где гештальт означает целостный образ или форму. Согласно гештальт-подходу, наше восприятие стремится к закрытию гештальта, то есть к полному и завершенному восприятию образа или концепции.
Что такое гештальт и зачем его закрывать? Основы гештальтпсихологии Вокруг гештальт-психологии, гештальт-терапии со времени ее появления (60 лет назад!) роятся мифы.
Международная научно-практическая Гештальт-конференция «Симптомы современности» Гештальт терапия – направление в психологии, которое помогает клиенту осознать и проработать непрожитые чувства, свои потребности, незавершённые ситуации, а также взять ответственность на себя за свою собственную жизнь.
Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1 Реляционный гештальт-подход в психологическом консультировании.

«Гештальт-терапия — это терапия свободного человека»

Можно налить себе воды снова, но эта мелкая неприятность надолго испортит настроение, ведь логичного удовлетворения своего желания получить с первого раза не удалось. Ситуации, в которых мы не преуспели, преследуют нас и лишают энергии. И, если пример с водой и стаканом забудется через пару часов, есть ситуации которые отравляют жизнь многие годы. Обиды на родителей Обиды — самый распространенный вариант незакрытого гештальта. Особенно если дело касается детской обиды на родителей.

Дети не могут выразить гнев, упреки и претензии в отношении взрослых. Они накапливаются в подсознании и формируют три основных типа сценариев: 1. Во взрослой жизни человек выбирает партнера, похожего на родителей, чтобы высказать ему все претензии своего детства. Но это не приносит удовлетворения, поскольку выяснять отношения приходится не с настоящими мамой и папой, а с их «заместителями».

Человек подсознательно ищет для себя «идеального родителя», которого так не хватало в детстве. Например, девушка, выросшая без отца или с отцом-абьюзером, видит «заменителя» отца в мужчине, который рядом. Она превращается рядом с ним в маленькую капризную девочку, которая требует заботы и внимания, изводит ревностью и обижается, если не получает желаемого. Выросший ребенок собственным примером пытается показать, как быть хорошим родителем.

Он строит «идеал» семьи и требует от окружающих соответствия благополучной картинке. Если в чем-то пазл не складывается, это вызывает гнев и фрустрацию. Чтобы заставить экс-партнера пожалеть о сделанном, они демонстрируют в соцсетях счастливую жизнь свободного человека или выкладывают фото с новыми пассиями. Но чаще всего — ищут похожего по характеру и типу темперамента нового партнера, чтобы дать себе «еще один шанс».

Даже если расставание произошло из-за несовпадения взглядов и приоритетов.

Таким образом, «подсвечивается» то, что тормозит ситуацию, проясняются процессы, сложившиеся в организации между людьми, группами. Благодаря интервенциям, сотрудники проясняют отношения между собой, разрешая тем или иным способом целый ряд вопросов. Какие задачи организаций решает гештальт-подход в организациях Метод способен решить вопросы взаимоотношения людей и команд в организации. За 25 лет практики чаще всего ко мне обращались за сопровождением и внедрением изменений, работой с силами сопротивления.

Кроме того, актуальны задачи по сопровождению трансформаций. Перечислю некоторые из них: Внедрение новой системы материальной мотивации. Подготовка сотрудников к приходу новой управленческой команды, подходы которой «старичкам» могут показаться революционными. Налаживание коммуникации. Гармонизация рабочей атмосферы.

Перечисленное иногда не воспринимается, отвергается или даже саботируется коллективом. Другой блок задач лежит в области конфликтологии — доверие в коллективе, проработка трудных диалогов, снижение напряжения. Управленческая команда со временем обрастает внутренним недовольством и противоречиями, возникающими как на личной, так и на профессиональной почве.

Я поддерживаю эту тревогу и отвечаю, что волноваться в новом деле — нормально. Обязательно будет клиент, с которым вы не справитесь — и это хороший способ увидеть то, чему нужно учиться. Вообще, способность быть в неопределенности и сомневаться — один из основных навыков гештальтиста. Обычно, когда я это говорю, страх снижается, а интерес остается.

А что для вас самое сложное и самое приятное в работе преподавателя? А самое приятное — это, конечно, отклики и вопросы, наблюдение за процессом решения кейсов в заданиях, сопровождение в обучении и радость от того, что я делаю что-то интересное и важное для многих дело. Как не выгорать, когда практикуешь, преподаешь и учишься одновременно — Ольга, опишите, пожалуйста, ваш стандартный рабочий день: как вы работаете и отдыхаете? Работаю и очно, и онлайн. А отдыхаю, как и все — преимущественно в выходные. Также я продолжаю поддерживать себя как психотерапевта — посещаю супервизорскую группу, учусь на специализациях. Знаете ли какой-то способ избежать выгорания?

Мне помогает внимание к своему состоянию, смена деятельности и переключение: иногда уединение и отдых, иногда встречи с друзьями. Также я хожу в бассейн, рисую, путешествую, спрашиваю себя «чего я хочу? А что касается дальнейшего профессионального развития, строите ли планы? Сейчас совместно с Институтом разрабатываю короткие программы по повышению квалификации в более узких темах гештальт-терапии.

Так создается позитивное представление о деятельности ответственных служб, которое может полностью не соответствовать действительности. Как одно из самых популярных и новаторских направлений, гештальт-терапия базируется на экспериментально-феноменологическом подходе без углубления в подсознание и на подведении человека к осмыслению его настоящих жизненных ценностей.

В соответствии с выявленными представлениями об истинных приоритетах психотерапевт помогает пациенту сформировать его новые поведенческие установки, то есть кардинально изменить свой жизненный путь. Гештальт-терапевт при этом является не пассивным, а активным участником процесса, общаясь с пациентом на личностном уровне, как бы пропуская его проблемы через себя и стараясь развить его самосознание. Это требует установления высокой степени доверия пациента к врачу, практически дружеских отношений и понимания того, что врач действует только из самых лучших побуждений. Такой гуманистический подход является одной из особенностей гештальт-терапии. Как появилась и развивалась гештальт-терапия? Основателем гештальт-терапии стал Фриц Перлз, его супруга и Пол Гудмен.

Перлз как приверженец психоанализа и последователь Фрейда пересмотрел свои приоритеты и выдвинул ряд новых идей, которые фактически стали ревизией психоанализа. Новые идеи нашли много сторонников и быстро эволюционировали в перспективное и отличное от других направление психотерапии. Происходило это в 50-х годах прошлого столетия и нашло отражение в написанном Перлзом научном труде о гештальт-терапии. После переезда в 1952 г. К концу пятидесятых группы гештальт-терапии уже работали на всей территории США, а в шестидесятых начали распространяться и в Европе. Европейской ассоциацией гештальт-терапевтов EAGT утверждены стандарты, регламентирующие деятельность профильных специалистов.

В Санкт-Петербурге и Москве также созданы и функционируют институты Гештальт-терапии. На данном этапе в гештальт-терапии метод вхождения в конфликт рассматривается как крайне нежелательный, хотя и допустимый в редких случаях. Какие основные концепции лежат в основе гештальт подхода к процессу лечения психических расстройств? Гештальт-терапия, как мы уже говорили, базируется на экспериментально-феноменологическом подходе. Попробую расшифровать, что значит. Основным инструментом гештальт-терапии является постановка психологического эксперимента и фиксация феноменов ответной реакции пациента.

Эксперимент может иметь самые различные формы, например, рассказ о каком-то событии в жизни пациента или о его проблемах, разговор на любую тематику, предложение рассмотреть какую-либо гипотетическую ситуацию. Довольно популярен метод «пустого стула», так называемой монодрамы, когда гештальт-терапевт предлагает пациенту представить, что на пустом месте рядом сидит он сам или важная для него особа. При этом пациент должен вслух начать разговор с самим собой или воображаемым человеком и одновременно фиксировать возникающие у него различные феномены. Феномены могут проявляться в виде различных эмоций, изменений тональности голоса, его дрожания, речевых запинок, мимических реакций, жестикуляции, изменений позы и ощущений «мурашки» по коже, жар в теле, похолодание конечностей, мышечная напряженность и др. Небольшой нюанс — важны только те феномены, которые возникают здесь и сейчас, то есть в ходе эксперимента, даже если он касается событий из прошлого. Чувства и мысли, которые пациент испытывал тогда, не имеют значения, так как воспоминания о них могут изменяться с течением времени в процессе неоднократного проигрывания в сознании.

Психотерапевт внимательно наблюдает за пациентом и также фиксирует заметные для него проявления, не всегда принимаемые во внимание самим человеком. Сравнивая и анализируя выявленные феномены, врач учит пациента выявлять их в себе, обращать на них внимание и таким образом развивать самосознание. Без приобретения этого умения, успех терапии невозможен, так как от него зависит определение важности реальных событий для данного человека в дальнейшем. А это связано с правильной расстановкой приоритетов и жизненным выбором.

Ольга Некрасова

  • Основы гештальт-психологии: в чем ее суть и как она используется?
  • Свежие записи
  • Что такое незакрытый гештальт?
  • Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
  • Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1
  • На чем основывается метод

Мастер-классы

  • КПТ и гештальт. Чем отличаются эти психологические подходы
  • Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1
  • Что такое гештальтпсихология?
  • Что такое гештальт и в чем суть данного подхода?
  • Что такое «Незакрытый гештальт»?

Что такое гештальт и зачем его закрывать

Психология и коучинг. Гештальт-подход не работает в тех случаях, когда человек не готов обратить свой взор внутрь себя, подумать о том, что стоит за его чувствами и реакциями и как связаны его прошлое и настоящее. Гештальт в психологии – это незаконченная ситуация, которая оказывает негативное давление на личность. Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе гештальт-терапии клиенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены[1]. Общество практикующих психологов «Гештальт‑подход». Московский гештальт институт. Гештальт-терапия сформировалась на основе гештальт-психологии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий