Когда Песах в 2024 году, что это за праздник, почему Песах называют еврейской Пасхой, история и значение праздника, как отмечают. до вечера 30 апреля.
Наступает праздник Песах. Главный раввин России поздравил с еврейской пасхой
Песах — центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта. Вечером 5 апреля, что соответствует 15-му числу месяца Нисан по еврейскому летоисчислению, еврейский народ будет отмечать Песах (Пасху). В александрийской пасхалии православная Пасха в силу её астрономического запаздывания всегда позже иудейской. Миллионы евреев по всему миру отмечают Песах – главный праздник иудейского календаря. Празднуется еврейская пасха в память о Великом исходе еврейского народа из Египта. Наш сервис будет недоступен первые 2 дня Песаха, в Шаббат Песах, а также последние 2 дня празднования.
На Южном Урале евреи встречают Иудейскую Пасху
Единственный хлебный продукт, разрешенный в Песах, – это маца, которую изготавливают с тщательным соблюдением всех предписаний еврейского закона. главный еврейский праздник, символизирующий исход еврейского народа из египетского рабства. Еврейская Пасха, или Песах, отмечается в ознаменование исхода евреев из Египта и избавления их от многолетнего рабства.
Наступает праздник Песах. Главный раввин России поздравил с еврейской пасхой
Песах всегда начинается в середине нисана и длится 8 дней — в этом году — с вечера 22 апреля по 30 апреля. Самыми главными являются первый и последний день праздника — в синагогах и домах читают свитки Торы, едят мацу и другие традиционные для этого праздника блюда. Согласно преданию, евреи, которые избавились от египетского рабства, так быстро спасались из Египта, что даже не успели испечь хлеб — забрали в дорогу только муку и воду. И по дороге, в пустыне, испекли пресные лепешки — мацу.
Евреи тщательно убирают свои дома, избавляются от хамца это продукты, прошедшие процесс брожения: пиво, хлеба и прочие. В дни Песаха евреям запрещено не только употреблять хамец, но и хранить его.
Можно есть мацу — это пресные хлебцы из пшеничной муки. Запрет связан с исходом из Египта. Покидая место, где они были рабами, евреи не смогли дождаться, когда тесто для хлеба окончательно поднимется, и в пустыне им пришлось питаться мацой. Праздничный ужин — седер — самый торжественный обряд из всех существующих в иудаизме. Его проводят в первый и второй дни Песаха.
На него принято приглашать родственников, неимущих и тех знакомых, кто по каким-то причинам не может провести праздник со своей родней. На стол во время седера ставят особую еду, которую готовят к Песаху.
Земля прямо к востоку от Храмовой горы, купленная 12 лет назад, соответствует обоим этим стандартам. Раввин Ицхак Мамо владеет этой землей на Елеонской горе. Мамо работает в Увне Иерусалим, группе, которая сохраняет историю Израиля и работает над образованием будущих поколений.
Что касается специфики земли, он сказал CBN News: «Это должно было быть прямо перед местом, где священник, проводивший эту церемонию, мог видеть Святое Святых». Рабби Мамо добавил: «И мы надеемся, что через полтора года мы сможем провести здесь, в этом районе, церемонию красной телицы, которая на самом деле станет первым шагом к Храму». Он говорит, что для церемонии нужны священники, которые не были осквернены прикосновением к чему-либо мертвому. Они родились дома. Потому что они священники.
В конце концов Бог истребил всех первенцев в египетских семьях. Евреям было сказано зарезать ягнят, испечь их мясо на костре, а кровь помазать дверные косяки: ангелы, увидев такие метки, проходили мимо. В остальных же домах все первенцы погибли. Вот почему еврейская Пасха называется Песах: в переводе с иврита это означает «мимо прошёл». Но история на этом не заканчивается. Фараон, смирившись с неизбежностью, разрешил Моисею вывести евреев из Египта. В эти дни обычный хлеб в пищу не употребляют, едят только пресные лепёшки: мацу. Путь евреев к Земле Обетованной лежал через Синайскую пустыню и был очень трудным. Бог ежедневно посылал им манну с неба, чтобы они могли утолить голод, и помогал найти источники питьевой воды. На горе Синай Бог дал им откровение, вручив Моисею каменные скрижали с десятью заповедями.
Это событие стало символом договора, или завета, между Всевышним и богоизбранным народом иудеев. Спустя сорок лет скитаний по пустыне Моисей привёл евреев к берегам реки Иордан и указал им на земли ханаанские, которые должны были стать новым домом для сынов израилевых. Как решить любую проблему в Израиле? Собрали все советы в одном журнале Скачать справочник Традиции иудеев в Песах Приближение Песаха в Израиле ощущается задолго до самого праздника. На улицах и в каждом доме начинается тщательная уборка.
ПРАВОСЛАВНАЯ И ИУДЕЙСКАЯ ПАСХИ НИКОГДА НЕ СОВПАДАЮТ (ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ).
Какие 6 обязательных блюд готовят евреи на Песах, что они означают | Иудейская Пасха, или Песах, посвященная Исходу евреев из египетского рабства, один из главных еврейских праздников – в 2024-м Песах будут отмечать с вечера 22. |
Пасха иудейская (праздник опресноков) | Песах 2023: традиции и обычаи в иудаизме. Только актуальные события Самары и Самарской области на сайте |
Песах 2023: традиции и обычаи в иудаизме
Подробнее о том, как сирийцы встретили Пасху, в беседе с рассказал директор Российского центра науки и культуры (РЦНК) в Дамаске Николай Сухов. 22 апреля с заходом солнца российские иудеи начали отмечать один из своих главных праздников – Песах – еврейскую Пасху. Президент РФ Владимир Путин поздравил российских евреев с праздником Песах, отметив вклад еврейских организаций в сохранение межнационального и межконфессионального мира. Когда празднуется еврейская пасха. Дата начала Песаха — 14 число месяца нисана по еврейскому лунному календарю. Песах — это один из важных праздников у иудеев, во время него отмечается Исход евреев из Египта и их освобождение от рабства.
Песах — 2023: традиции и запреты главного иудейского праздника
В Езд. Также о Песахе упоминает пророк Иезекииль Иез. После разрушения Храма в 70 году н. Центральным блюдом праздничной трапезы вместо мяса пасхального агнца стала маца, соответствующие изменения внесли в текст читаемых за столом молитв. Во время праздника Песах к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным хамец. Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть квасным в любом виде.
Пригодные для Песаха продукты кошер ле-песах , можно есть круглый год. Устранение квасного[ править править код ] Религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в домашней уборке. Цель — устранить квасное хамец из всех шкафов и углов дома. Поиск квасного часто превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями. Даже в нерелигиозных семьях Песах — повод провести генеральную уборку.
Хотя галаха требует устранения квасного размером крупнее оливки, многие вычищают дом от квасного до последней крошки. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы квасного хлеб, макароны, печенье, суповые смеси. Продажа квасного[ править править код ] Хамец, который представляет материальную ценность например, спиртные напитки , изготовляемые из злаков , разрешается продать перед Песахом нееврею. Продажа квасного организуется местным раввином, который становится «агентом» всех религиозных евреев общины, через процедуру, называемую мехират хамец «продажа квасного».
На него начинается обновление природы, пробуждение всего сущего. Это праздник достоинства, свободы и чести человека.
История праздника Песах Еврейский праздник Песах знаменует главное для иудеев событие истории — покидание Египта. Три тысячи лет назад египтяне считали евреев своими рабами. Они наложили на них тяжелую трудовую повинность, досматривали дома, убивали младенцев. Евреи мечтали покинуть эти земли и найти настоящий дом, но фараон не отпускал их. Тогда Всевышний послал египтянам десять казней, чтобы богоизбранный народ стал свободным. Среди них были: окровавливание воды Нила, падеж скота, нашествие жаб, вшей и сорончи и прочие беды.
Последняя десятая казнь должна была истребить всех первенцев Египта. Чтобы смерть не коснулась еврейских первенцев, Бог через Моисея наказал евреям окропить входы в свои дома кровью жертвенных ягнят — священных животных для египтян. Увидев эти метки, египтяне разозлились и пригрозили евреям смертью, но оказались бессильны перед народом, которого избрал Бог. Ангел смерти погубил первенцев во всех семьях Египта и обошел стороной еврейские дома. Эти события произошли весной 14 Нисана в полнолуние. После этого евреи смогли благополучно покинуть страну, несмотря на преследование фараона и его армии.
Запрещается аннулировать заключенную сделку изначально. Тот, кто совершает такую продажу, не нарушает заповеди Торы, так как его бывший хамец в течение всего праздника находится во владении нееврея. Хотя, в принципе, совершенно ясно, что нееврей не выполнит третий пункт договора, то есть не явится на исходе праздника, не заплатит остаток оговоренной суммы и не заберет хамец, продавец должен в момент продажи искренне рассматривать его как окончательную, реальную и необратимую. Ведь все купли-продажи завершаются не иначе, как в сознании человека, и приобретенные предметы переходят из собственности одного человека в собственность другого после того, как они мысленно одобряют эту перемену. Другими словами, человек перестает быть владельцем проданной вещи лишь после того, как решает для себя, что с этого момента она принадлежит другому. Если же сделка сопровождалась реальным действием — вручением денег, передачей проданного предмета новому владельцу и т. В случае, если продажа хамеца нееврею совершается с выполнением всех этих условий, Тора рассматривает ее как полностью совершившуюся, и продавец-еврей, в доме которого находится этот хамец в Песах, не нарушает заповеди.
Поэтому если, например, проданные виды хамеца подорожают и покупатель-нееврей придет в указанный срок для того, чтобы завершить сделку, еврей должен выполнить все ее условия, если же он воспротивится этому — покупатель имеет право отнять купленный хамец по закону Торы. Продажу хамеца нееврею можно осуществить при посредстве специально назначенного представителя. В наше время принято продавать весь свой хамец представителю бейт-дина еврейского суда — каждый, имеющий хамец для продажи, является в бейт-дин и передает ему права на хамец и на место, в котором он собран, с тем, чтобы бейт-дин продал хамец всей общины нееврею на условиях, которые сам установит. Такая сделка является абсолютно законной согласно законам Торы о купле-продаже. Уничтожению или продаже подлежит только видимый глазу хамец. Хамец, впитанный посудой, не продается. Посуду, стенки которой содержат хамец, достаточно тщательно вымыть и сложить в специально отведенном месте до конца праздника.
В некоторых общинах принято рассматривать вопрос о ха-мецной посуде более строго и также продавать ее нееврею. В таком случае продают не саму посуду, а только хамец, который содержат ее стенки — дабы избежать необходимости окунать посуду в микву после праздника, как приобретенную у нееврея. Продажу хамеца нееврею можно совершить до тех пор, пока этим хамецем разрешено пользоваться еврею, то есть до конца пятого солнечного часа 14-го Нисана. Тот, кто пропустил этот час, уже не может продать свой хамец, поскольку он больше ему не принадлежит. Более того, если он и попытается осуществить такую сделку после конца пятого солнечного часа, она не будет иметь силу. В таком случае он должен уничтожить весь свой хамец, даже если это приведет к большим убыткам — нет никакого другого способа предотвратить нарушение заповедей. Этот обычай объяснялся тем, что в пасхальную ночь всегда возникает множество вопросов, связанных с кашерностью тех или иных предметов — ведь запреты, связанные с мацой и хамецем — одни из самых суровых в Торе.
Однако Галаха запрещает преподавать Тору или отвечать на галахические вопросы тому, кто выпил более, чем ревиит примерно 130 миллилитров вина или другого алкогольного напитка. Стало быть, этот запрет распространяется даже на того, кто сделал праздничный Кидуш. Поэтому раввины и знатоки Торы откладывали возвращение домой и Кидуш до того часа, когда большинство членов общины уже приступали к пасхальной трапезе, завершающей Седер. К этому моменту все вопросы, возникавшие у членов общины, уже были заданы, а все проблемы разрешены. О рабби Шмуэле Саланте, главном раввине Иерусалима, рассказывают, что он создал новый мудрый обычай для того, чтобы в течение всей пасхальной ночи в городе было к кому обратиться с галахическим вопросом. Он собирал в своем доме миньян из десяти человек, которые очень быстро завершали вечернюю молитву. Затем он немедленно приступал к Седеру и завершал его так быстро, как мог.
Сразу после завершения Седера он шел спать и проводил в постели с полчаса. В большинстве еврейских домов еще продолжали читать Пасхальную Агаду, а рабби Салант уже вставал с постели, освеженный сном. Согласно Галахе, после этого он уже мог преподавать Тору и отвечать на вопросы. Что же до тех, у кого вопросы возникали раньше, то они обращались с ними к знатокам Торы, которые еще не сделали Кидуш. Однако все остальные — даже те, кто обычно посвящает много времени подготовке к исполнению заповедей — должны в эту ночь спешить домой и немедленно приступить к Седеру. Только так можно исполнить заповеди пасхальной ночи самым полным образом. Хотя в субботу и другие праздничные дни разрешается присоединять часть будня к празднику и начинать трапезу еще до захода солнца, в Песах дело обстоит по-другому.
Дело в том, что Тора определила, что мацу, так же как и мясо пасхальной жертвы, можно есть для исполнения заповеди только ночью. О пасхальной жертве в Торе говорится: «И будете есть ее мясо в эту ночь», а исполнение заповеди о маце связано с пасхальной жертвой, как сказано: «С мацой и горькими овощами будете есть ее». А поскольку заповедь о маце, предписанная Торой, может быть исполнена только ночью, заповедь, обязывающая выпить четыре бокала вина , введенная еврейскими мудрецами, также может быть исполнена только ночью, — ведь условия, поставленные мудрецами для выполнения заповедей, введегных ими в дополнение к тем или иным заповедям Торы, всегда совпадают с условиями, поставленными самой Торой. Поэтому и бокал, выпиваемый при Кидуше и являющийся одним из этих четырех бокалов, может быть выпит только после наступления ночи, то есть после появления звезд. Заповедь обязывает нас выпить четыре бокала вина, которое должно быть самым лучшим, которое только можно достать. Однако оно не должно быть настолько крепким, чтобы усыпить пьющего прежде, чем закончится Седер. Следует предпочесть красное вино белому, — если только белое вино не является явно и намного лучшим.
Необходимо запастись «оберегаемой» мацой самого высокого качества. Те, кто исполняют эту заповедь особенно ревностно, едят в ночь Седера три мацы, испеченные в послеполуденные часы в канун Песаха. Если от этой мацы не была отделена хала, необходимо сделать это еще до захода солнца и наступления праздника. Для этого вся маца заворачивается в скатерть и от одной из мацот отделяется хала сразу за все имеющееся количество мацы — все это при условии, что общее количество мацы, от которой хала не была отделена, достаточно велико, чтобы такое отделение было обязательным, или же, если количество мацы недостаточно велико, она была испечена из теста, вес которого был достаточным для этого, то есть оно было замешано на не менее, чем на 1,680 граммах муки. Если ни одно из этих условий не выполняется, отделение халы производится без благословения. Следует помнить, что отделение халы — женская заповедь, поэтому выполнение ее муж должен предоставить жене. Затем три выбранные мацы помещаются в специальный футляр одна под другой.
Разрешается просто завернуть их — одну под другой — в чистую сложенную салфетку. Оно должно быть достаточно большим, чтобы на нем разместилимсь все шесть установленных законом и обычаем предметов. Эти предметы должны быть размещены в установленном порядке и не прикасаться друг к другу. Берется кусок мяса с костью внутри и жарится на огне еще до захода солнца. Очень важно, чтобы это было сделано до наступления праздника. Дело в том, что в пасхальную ночь запрещено есть жареное мясо, похожее на мясо пасхальной жертвы. Из этого запрета следует другой: в эту праздничную ночь запрещено жарить мясо которое запрещено есть , если оно с самого начала не предназначено для утренней трапезы.
Этот кусок мяса с костью, зроа, размещается в правой части блюда. Вареное, печеное или печеное уже после варки. Часто кладут яйцо из чолнта, то есть после длительной варки вкрутую, поэтому его скорлупа имеет темную окраску. Яйцо размещается в левой части блюда, напротив зроа. Оба они — и зроа, и яйцо — призваны напоминать о жертвоприношениях: зроа — о пасхальной жертве, яйцо — о Хагиге. Поскольку эти жертвы были непосредственно связаны с заповедями пасхальной ночи, зроа и яйцо размещаются во главе блюда — как мы уже говорили, соответственно, справа и слева. В качестве марора берутся листья или стебли но не корни хасы салат-латук , цикория или иного горького овоща, при употреблении которого в пищу произносится благословение «Сотворивший плоды земли».
Существует обычай использовать листья для исполнения заповеди о мароре, а стебли — для исполнения заповеди о корехе «бутерброде». Овощи тщательно проверяются на наличие червей и иных насекомых. Если таковых не обнаружено, овощи тщательно моют и размещают на блюде между яйцом и зроа, только чуть ниже последнего, поскольку марор сопутствует пасхальной жертве, как сказано: «С мацой и горькими травами будете есть ее». Поэтому марор размещается чуть ниже зроа, напоминающего о пасхальной жертве. Он готовится из протертых яблок впрочем, некоторые готовят его из протертых фиников с добавками из толченого миндаля, грецких орехов, корицы и имбиря, смешанных с вином. Внешне он напоминает глину, смешанную с соломой и водой. Харосет приготовляется в канун Песаха, однако тот, кто забыл или не успел приготовить его вовремя, может сделать это и после захода солнца.
Принято готовить его густым и вязким и разбавлять вином с тем, чтобы он стал почти жидким уже ночью, перед началом Седера, чтобы в него можно было макать марор. Его ставят в правой части блюда, сразу за зроа, чуть ниже марора. Ведь харосет изготовляется для того, чтобы обмакивать в него марор — значит, марор должен располагаться выше. Отметим, что харосет — это арамейское слово, обозначающее это кушанье. Еврейская традиция утверждает, что это название содержит важный намек: харосет напоминает глину и кирпичи, которые евреи изготовляли во время египетского рабства, и не случайно это слово перекликается с еврейским словом харсит — «глина». Это один из овощей с таким названием в современном значении — сельдерей , картофель, свежая редька или другой съедобный негорький овощ. Карпас размещается в левой части блюда, позади яйца и напротив харосета.
Поскольку карпас как бы «обслуживает» марор, так же как и харосет об этом мы еще будем говорить , он располагается в одном ряду с харосе-том — слева от него. Это листья салата-латука или любого другого овоща, который может быть марором, независимо от того, использован ли он в этом качестве за данным столом. Хазерет располагается на другом конце блюда — между харосетом и карпасом, под ними и за марором. Все, что может использоваться в качестве марора, годится для хазерета и наоборот, так что они отличаются только названиями. Дополнительное название для горького овоща — хазерет — было введено для того, чтобы отличить марор, с которым связана заповедь, от другого горького овоща, введенного в Седер мудрецами в качестве напоминания о чуде об этом ниже. Таким образом, шесть предметов, расставляемых на пасхальном блюде, располагаются на нем двумя треугольниками, один над другим. В верхний треугольник входят зроа, яйцо и марор, в нижний — харосет, карпас и хазерет.
Предметы, входящие в верхний треугольник, связаны с выполнением заповедей, предметы, входящие в нижний треугольник, являются вспомогательными и сопровождают их. Три мацы, завернутые в скатерть или помещенные в футляр, как уже было объяснено, кладутся под блюдо или рядом с ним. Ведь в наше время только с мацой связано действительное исполнение заповеди Торы, в то время, как все предметы, размещенные на блюде, к сожалению, связаны сегодня либо с заповедью, установленной мудрецами марор , либо с воспоминаниями о чуде. Поэтому принято размещать мацу отдельно, а не рядом с предметами, располагаемыми на блюде. Впрочем, существует и другой обычай, в соответствии с которым мацу также располагают на блюде. Кроме всего этого, заранее готовят сосуды с соленой водой, в которую обмакивают карпас, а также крутые яйца — в тех домах, где следуют обычаю есть их в ходе Седера. Если 15-е Нисана выпадает на субботу, а соленая вода не была заготовлена до захода солнца в канун праздника, ее делают относительно слабой, поскольку в субботу запрещается смешивать соль и воду в пропорции два к одному и выше, — поэтому вода должна составлять более трети смеси.
Принято споласкивать всю посуду, которую ставят на праздничный стол, еще в канун праздника. Существует обычай использовать в качестве «приправы» к карпасу вместо соленой воды воду, смешанную с лимонным соком. Ее также готовят до начала праздника. Закончив приготовления к Седеру, мы отправляемся в синагогу, где читаются две молитвы — Минха и Маарив. Во многих общинах читают Минху раньше обычного, поскольку в нее включается дополнение — «Порядок принесения пасхальной жертвы», чтение которого занимает немало времени, а также из опасения, что многочисленные и трудоемкие обязанности, исполняемые в канун Песаха, могут стать причиной того, что молитва не будет прочитана вовремя. Все многочисленные заповеди, связанные с этим днем, исполняются дома, за пасхальным столом. В молитве они не отражены.
Тем не менее, особенности этого дня накладывают свой отпечаток и на происходящее в синагоге. Если первый праздничный день праздника Песах выпадает на субботу, из вечерней молитвы исключается фрагмент Маген авот «Защитник отцов» , поскольку он был введен специально для того, чтобы несколько удлинить молитву. Ведь евреи, работающие далеко в поле, иногда опаздывают на молитву, и если она закончится слишком рано, они могут застать синагогу пустой, — а заходить в пустую синагогу считается небезопасным, ибо там можно столкнуться с бесами. Однако в канун Песаха все без исключения приходят в синагогу из дома, поскольку полевые работы в этот день запрещены. Как мы уже писали, в этот день стараются начать Седер как можно раньше, чтобы в нем приняли участие маленькие дети. А поскольку в этот вечер в синагоге читается Галлель, молитва все равно оказывается длиннее обычной. Кроме того, пасхальная ночь — «ночь сбережения», когда Всевышний охраняет нас от всех напастей, в том числе и от бесов.
Несмотря на все это, в некоторых общинах не изменяют обычаю и читают фрагмент Маген авот и в пасхальный вечер. Другое отличие пасхального вечера в синагоге связано с Кидушем. В течение всего года после субботней или праздничной вечерней молитвы в синагоге производится Кидуш над бокалом вина. Однако в первый пасхальный вечер а вне пределов Эрец Исраэль — и во второй вечер Кидуш в синагоге не производится, поскольку выпиваемый во время Кидуша бокал вина входит в число четырех бокалов, предписанных заповедью, и он должен быть выпит дома — вместе с остальными. Кроме того, следует иметь в виду, что Кидуш в синагоге производится прежде всего ради тех оказавшихся в городе странников, у которых нет пристанища, где они могли бы провести субботнюю трапезу, в то время, как в пасхальную ночь такое пристанище есть у каждого, и никто не проводит ее в синагоге. Другая причина, по которой в субботу и праздники в синагоге производится Кидуш, — чтобы все посетители синагоги услышали произносимые при этом благословения, запомнили их и не допускали ошибок, устраивая Кидуш дома — также не актуальна в Песах, так как при проведении Седера все без исключения пользуются текстом Пасхальной Ага-ды, содержащей церемонию Кидуша. Но самое большое отличие этого вечера а вне пределов Израиля — и второго праздничного вечера от субботних и праздничных вечеров заключается в том, что во время вечерней молитвы в синагоге, в соответствие с обычаем, введенным большинством еврейских общин, читается Галлель.
Хотя обычно он читается только днем, на пасхальную ночь, которая сама как ясный день, это ограничение не распространяется. Поэтому в этот вечер читается полный Галлель и произносятся два благословения — в начале и в конце чтения. Обычай читать Галлель в этот вечер упоминается уже в Трактате Софрим гл. Галлель читается с огромной радостью и воодушевлением, чтение сопровождается пением и плясками для того, чтобы выполнить слова пророка: «И прославим Его Имя все вместе». Несмотря на возражения некоторых выдающихся еврейских мудрецов, обычай читать Галлель в синагоге в праздничный пасхальный вечер, произнося при этом положенные благословения, был принят большей частью еврейского народа. Важная тому причина — решение мудрецов распространить благословение на Галлель, произносимое в синагоге, на Галлель, читаемый во время Седера за праздничным столом. Но почему они решили распространить благословение, произносимое в синагоге, на Галлель, читаемый во время Седера?
Почему мы не произносим его за праздничным столом? Ведь центральным и обязательным является чтение Галлеля в ходе Седера, а не в синагоге! Дело в том, что за праздничным столом Галлель читается, как составная часть Агады, и считается частью рассказа об Исходе из Египта. А, как известно, мудрецы не установили особого благословения на этот рассказ. Естественно спросить, почему они не ввели специальное благословение на чтение Пасхальной Агады точно так же, как на исполнение других заповедей? По мнению некоторых авторитетов, это совершенно правильное решение, — посколько в пасхальную ночь каждый еврей досыта вкушает свободу и независимость, а вся Агада — одно долгое благословение и изъявление благодарности Всевышнему, пославшему нам это духовное угощение. Таким образом, сама Агада представляет собой благословение, а в тех случаях, когда исполнение заповеди сводится к произнесению благословения, мудрецы не устанавливают отдельное благословение на эту заповедь.
Так чтение Биркат гамазон «Благословение после трапезы» является отдельной заповедью Торы — ведь в ней сказано: «Будешь есть, насыщаться — и благословлять». Однако чтение Биркат гамазон не предваряется никаким особым благословением — ведь весь этот текст — одно большое благословение, чтение которого не предваряется другим благословением. Существуют и другие интересные объяснения этого обычая. Согласно одному из них, благословение на чтение Галлеля во время Седера не произносится потому, что в качестве его выступает фрагмент Кидуша, в котором упоминается Исход из Египта. Согласно другому объяснению, дело в том, что Агада содержит слова: «Тот, кто освободил нас», представляющие собой благословение. Согласно третьему, благословение не произносится потому, что в ходе чтения Агады Галлель разбивается на две части — первая читается до начала трапеза, а вторая — уже после ее окончания. К этим объяснениям можно добавить и другие.
Поэтому Он сказал: «Песнь будет у вас, как ночь освящения праздника» Йешаягу, 30,29. Это значит, что песня станет тем же, чем является сейчас пасхальная ночь. Необходимо отметить, что пророк сказал «как ночь», а не «как песнь ночи». Речь идет не только о той ночи, в которую Израиль вышел из Египта, не только о том часе, когда он пересек море и запел песню, — ведь тогда праздник еще не был освящен. Более того, заповеди праздника, данные евреям в Египте, еще не стали их вечным достоянием, — это произошло позже, во время странствования по пустыне. Ночь освящения праздника принадлежит всем поколениям еврейского народа, она сопровождает его из года в год, входит в каждый дом, где евреи рассказывают о чудесах, совершенных Всевышним, прославляют Того, кто вывел их из Египта, — в один и тот же час одной и той же ночи. Все людские сердца возносят хвалу Всевышнему.
Его прославляют жители земли и Небес, стены домов и все находящиеся в домах предметы, Небеса и подземное царство, море и его волны, — весь мир наполнен песней в ночь освящения праздника. Песня этой ночи, которую поет вся Вселенная, не всегда слышна человеческому уху. Случается, что ухо просто не внимает этой песне, случается, что оно слышит ее, но не узнает. Завеса забвения отделяет ее от нас. Земные вожделения сбивают нас с толку. Однако человек, сердце которого чисто и спокойно, слышит и узнает эту песню, рвущуюся из него самого и всего, что его окружает: «Галлелуя. Славьте, слуги Г-спода, славьте Имя Г-спода»!
В этот час сердце само возглашает: «Да будет благословенно имя Г-спода отныне и вовеки! Когда, в конце времен, весь мир признает власть Всевышнего и наполнится любовью к Нему, когда весь мир запоет прославляющую Его песню, она ни в чем не превзойдет песню ночи освящения праздника. Только сердца людей будут в те времена обращены к Всевышнему, а уши — раскрыты для звуков песни. В те времена все будет ясно и открыто. Поэтому каждый из нас должен стремиться очистить свое сердце перед началом святого Седера, который мы намереваемся провести, — чтобы сердце было способно воспринять, а ухо — услышать песню этой ночи, чтобы мы могли радоваться присутствию Всевышнего. Вот что написано в святой книге Шело. Следует поставить на стол золотую и серебряную посуду, надеть самую дорогую одежду — все, чем одарил нас Всевышний Все это, — чтобы каждому видны были наши благополучие и радость, вызванные благосклонностью Всевышнего.
Святость этой ночи и относящихся к ней законов очень велика, ибо именно в нее Всевышний избрал нас из числа других народов и освятил Своими заповедями. Поэтому мы и все наши домочадцы должны остерегаться в эту ночь любых посторонних разговоров. Мы должны думать только о своей близости к Всевышнему, заниматься исключительно исполнением заповедей, относящихся к этой ночи, и говорить со своими домочадцами только о чудесах, совершенных Всевышним во время нашего Исхода из Египта». О великом Магариле рассказывают, что в его доме постоянно находились оставленные там в качестве залога золотые и серебряные приборы, принадлежащие неевреям. В течение всего года он не пользовался ими, но в пасхальную ночь расставлял на отдельном столе, чтобы Седер выглядел более праздничным. Магариль поступал так для того, чтобы сердца присутствующих были открытыми и радостными, ибо священная песня этой ночи входит только в радостное сердце. Некоторые авторитеты объясняют этот обычай тем, что белый цвет — это цвет савана, в который заворачивают мертвых, и, надевая ее в пасхальную ночь, мы тем самым напоминаем о траурных обычаях и избегаем греха излишней гордости.
По той же причине мы едим в эту ночь крутые яйца — пищу людей, находящихся в трауре. Эти признаки траура призваны напомнить нам о разрушении Храма, происшедшем 9-го Ава, выпадающем всегда на тот же день недели, что и первый день Песаха. Однако другие авторитеты отвергают это объяснение. По их мнению, простые белые одежды имеют противоположное значение: они превосходят любые другие красотой, ибо именно их надевал первосвященник в Храме, заходя в Святая святых. Поэтому-то и надевают их в пасхальную ночь те, кто намереваются проводить Седер, — ведь тем самым они исполняют священную службу, точно так же, как первосвященник в свое время. Необходимо отметить, что обычай надевать белые одежды в пасхальную ночь не нашел распространения среди сефардских общин. Если первый праздничный день Песаха приходится на будничный день недели, свечи зажигаются сразу после молитвы, а благословения произносятся до зажигания свечей.
Если этот день выпадает на субботу, свечи зажигаются еще до ее наступления, а благословения произносятся после зажигания свечей. В таком случае в первое благословение вставляется упоминание о субботе, и оно станосится таким: «Благословен Ты… который повелел зажигать субботние и праздничные свечи». Затем произносится Шегехеяну. Произнося благословение Шегехеяну на зажигание праздничных свечей, хозяйка дома должна мысленно распространить его на остальные заповеди, относящиеся к пасхальной ночи. Точно так же, хозяин дома распространяет это благословение на остальные заповеди, произнося его после Кидуша.
Песах - один из трех главных иудейских праздников. Отмечается он ежегодно 14 числа весеннего месяца нисана. Празднование длится 7 дней в Израиле и 8 дней за его пределами. В этом году Песах продлится с вечера 5 апреля до ночи 13 апреля. Из Ветхого Завета известно, что для освобождения избранного народа Бог послал египтянам 10 казней, среди которых были и жуткие болезни, и непроглядная тьма, и голод, и мор скота.
Самой страшной оказалась последняя, десятая - гибель первенцев, и именно ее удалось избежать евреям благодаря тому, что они по велению Бога пометили двери своих домов кровью жертвенного агнца.
Песах — еврейская Пасха
Подробнее о традициях еврейской Пасхи читайте на интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Еврейская община района Сокол-Аэропорт. Поэтому в Песах отмечается не только физическое искупление израильтян, но и духовное — исторически важнейшее событие в нашей истории. Евреев это несчастье обошло, так как Бог повелел иудеям помазать кровью ягнят косяки дверей, и ангел смерти прошел мимо. Еврейская община района Сокол-Аэропорт.
Праздник свободы: в Петербурге начали отмечать Песах
В столице пройдет празднование иудейского Песаха | Еврейская Пасха (Песах) в Московской хоральной синагоге. |
Песах 2023: когда наступит, традиции иудейского праздника, что можно и нельзя делать | Помимо требований к кошерной пище, которых правоверные иудеи придерживаются на протяжении всего года, в Песах вводятся дополнительные ограничения. |
На Южном Урале евреи встречают Иудейскую Пасху
Когда празднуется еврейская пасха. Дата начала Песаха — 14 число месяца нисана по еврейскому лунному календарю. Песах — это один из важных праздников у иудеев, во время него отмечается Исход евреев из Египта и их освобождение от рабства. Евреев это несчастье обошло, так как Бог повелел иудеем помазать кровью ягнят косяки дверей и ангел смерти прошел мимо. В диаспоре верующие евреи не работают также во второй и восьмой дни Песаха. Пасха в еврейской религии по их интерпретации символизирует исход сынов Израиля из Египта, чтобы спастись от Фараона во главе с Пророком Мусой (Моисей), мир ему. Песах — центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта.
Что евреи готовят на Песах
- История праздника
- Когда отмечают?
- В столице пройдет празднование иудейского Песаха
- Что такое Песах
- Содержание
Какого числа отмечают Песах 2024?
- Песах 2024: точная дата, история, традиции, запреты и важные дела
- Какую Пасху отмечал Христос?
- Что такое Песах
- Еврейская Пасха (Песах) в 2024 году: история и традиции праздника
- Песах 2024: точная дата, история, традиции, запреты и важные дела
Регистрация на сайте
И дело даже не только в террористах, которые пытаются вселить во всех нас страх и неуверенность, заставить бояться и прятаться. И не только в разного рода тиранах, которые этот терроризм поддерживают. Несвобода пытается наступать и в обществе, даже в семейных отношениях: это и рост насилия внутри семьи, и рост числа так называемых абьюзеров — дома, на работе, на улице… А Песах учит нас, что прежде всего надо обрести внутреннюю свободу. И первый шаг здесь — четко сказать себе, что никакой Египет, никакой фараон не сможет заставить нас идти против своей совести, против своей души, против того, что соединяет нас с Богом!
Но ради чего? Какова была цель Того, Кто заплатил столь высокую цену? Поместите свою руку в ладонь, пронзенную гвоздем, и доверьтесь Его водительству. Он поведет нас верным путем. В праздничном прямом эфире из Иерусалима поговорим о том, как события, произошедшие более двух тысяч лет назад в далекой Иудее, влияют на нас сегодня!
Тесто, выпекаемое в течение 18 минут, выходит в виде мацы и является кошерным для Песаха. Секундой позже оно становится хамецем — и совершенно некошерным. Этот момент близкого брожения отражает состояние израильтян. В эту минуту они еще израильтяне, а в другую — уже египтяне. Вот почему нам заповедано: «Храните это как закон для себя и своих потомков навеки» Шмот 12:24. Что имеется в виду под «этим»? То, что, если бы Бог не действовал, мы бы не выжили. Возможно, именно это имел в виду Бог, когда говорил, что та ночь исхода была ночью охраны; это была ночь, когда Бог охранял израильтян от полного исчезновения. Возможно, именно по этой причине употребление в пищу хамеца в Песах является столь серьезным преступлением. Человек, совершающий этот проступок, похоже, не заботится о том, чтобы вспомнить, что наш народ был так близок к уничтожению. Мы едим мацу в Песах не потому, что израильтяне торопились покинуть Египет. Они безмятежно и беспечно шли к забвению. Но, спросите вы, почему же тогда Тора говорит в книге Дварим: «Не ешь [с пасхальной жертвой] квасного. Семь дней ты должен есть мацу, хлеб бедности, поскольку ты поспешно вышел из земли египетской, — чтобы ты всю жизнь помнил день твоего ухода из земли египетской» 16:3. Израильтяне покинули Египет в спешке, но это была не их спешка.
Также по традиции нужно выпить четыре бокала вина, по одному в честь обещаний Бога израильскому народу: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…». Пятый бокал наполняют вином и оставляют нетронутым для пророка Элияха Илии. Он вернулся накануне Песаха и предсказал наступление великого и страшного дня Господня. За ужином читают молитвы, а в конце дети должны найти небольшой кусочек мацы, заранее спрятанный взрослыми. Маца также готовится к празднику. Особенность этого хлеба в том, что он готовится максимально быстро и без дрожжей. На приготовление теста отводится 18 минут, чтобы оно не успело забродить. Почему это так важно? Приготовление дрожжевого теста и вообще любые процессы брожения требуют времени, которого не было у израильского народа, бежавшего из Египта.