Киностудии «Мосфильм» исполнилось 100 лет.
Телепрограмма
Что можно узнать об организации ФГУП "КИНОКОНЦЕРН "МОСФИЛЬМ" (Москва, ИНН 7729124656) из ЕГРЮЛ и других официальных источников: директор, учредитель, выручка и много другое для проверки контрагента. объединили с Третьей, которая разместилась в бывшем ателье Иосифа Ермольева, это была основа будущего "Мосфильма". Знаковый юбилей отмечает страна в этом году – знаменитой киностудии «Мосфильм» исполняется 100 лет.
"100 лет Мосфильму!" - Днем рождения «Мосфильма» принято считать 30 января 1924 года!
Здание должно было иметь несколько ателье павильонов , разделённых несгораемыми передвижными перегородками, способными при необходимости соединить их и получить пространство большей площади. Перед павильонами предполагалась открытая площадка для натурных съёмок, а разборные стены должны были объединять её с внутренним пространством. Требовался бассейн глубиной 3,5 м с окнами для подводных съёмок. Новую киностудию включили в список важнейших объектов 1-й пятилетки. Победил проект в стиле конструктивизма архитекторы Е. Брокман и В. В главном корпусе разместились 4 больших павильона общей площадью 4629 кв. Первый павильон до сих пор считается одним из самых крупных в Европе — его площадь составляет 1858 кв.
Здание главного корпуса киноконцерна «Мосфильм». В главном здании — первом из строящегося комплекса — размещались все необходимые цеха и службы. Проект «Мосфильма» стал образцом для строительства других киностудий. Развитие кинематографа требовало совершенствования технического оснащения. Проект «Мосфильма» разрабатывался в период немого кино , поэтому отсутствовала звукоизоляция, а павильоны можно было разбирать для увеличения съёмочного пространства. С появлением звукового кино для озвучивания фильмов пришлось переоснащать новую студию, работы по акустической отделке павильонов завершились во 2-й половине 1940-х гг. Несмотря на это, работа над новыми картинами не останавливалась.
Вслед за «Весёлыми ребятами» 1934 Александров выпустил комедии «Цирк» 1936 , «Волга-Волга» 1938 , где играла всенародно любимая актриса Л. Довженко создал «Аэроград» 1935 , И. Пырьев снял комедию «Трактористы» 1939 , в которой главные роли исполняли звёзды советского экрана 1930-х гг. Ладынина , Н. Крючков , Б. Фильмы М. Ромма «Ленин в Октябре» 1937 и «Ленин в 1918 году» 1939 положили начало созданию кинообраза « вождя мирового пролетариата ».
В ленте «Девушка с характером» режиссёр К. Юдин , 1939 зрителей покорила В. Серова , в «Подкидыше» режиссёр Т. Лукашевич, 1939 запоминающиеся образы создали Ф. Раневская и Р. Популярностью пользовались историко-патриотические фильмы «Александр Невский» Эйзенштейна 1938 , «Минин и Пожарский» 1939 и «Суворов» 1940 В. Фильмы А.
Птушко «Новый Гулливер» 1935 и «Золотой ключик» 1939 поражали техническими новшествами комбинированных съёмок. Работа художников комбинированных съёмок киноконцерна «Мосфильм». Совершенствовались технология, методы организации съёмочного процесса. Сотрудники «Мосфильма» работали в контакте с Научно-исследовательским кинофотоинститутом НИКФИ , конструкторскими бюро киноаппаратуры, заводами по производству киноплёнки. На студии осваивались различные способы комбинированных съёмок, разрабатывались новые материалы для создания объёмных декораций, модернизировалась киносъёмочная, осветительная и звукозаписывающая техника. В зданиях на Воробьёвых горах остался работать цех специального назначения, в котором выполнялись военные заказы — изготавливались детали для понтонных мостов и десантных лодок. В конце 1941 г.
В новых условиях оперативно налаживалось производство фильмов. Вместо павильонов задействовали цирк шапито — под его куполом размещались крупные макеты. Съёмки проходили в неприспособленных помещениях, в условиях дефицита плёнки и аппаратуры, иногда натурную площадку приходилось очищать от последствий селевого потока. В целях экономии одну и ту же декорацию использовали для разных фильмов, для сокращения транспортных и прочих расходов пришлось ограничить съёмки на натуре, контролировать потребление электроэнергии для осветительных приборов. Не хватало актёров, сократили численность съёмочных групп. В годы войны сняты боевые киносборники , фильмы создавали режиссёры Э. Шуб «Фашизм будет разбит», 1941 , И.
Пырьев «Секретарь райкома», 1942; «В шесть часов вечера после войны», 1944 , Ю. Райзман «Машенька» , 1942 , А. Столпер и Б. Иванов «Жди меня», 1943 , А. Роом «Нашествие» , 1944 , С. Эйзенштейн «Иван Грозный» , 1944—1945 и др. Кинопроизводство приравнивалось к военному, т.
С началом перелома военной ситуации в конце 1942 г. В 1943 г. Студию начали восстанавливать, в столицу возвращались творческие и инженерно-технические кадры, а также демобилизованные после ранений сотрудники. Для подготовки нового персонала на «Мосфильме» создано художественно-ремесленное училище. Часть работников осталась в Казахстане для помощи местному кинематографу, основное оборудование было передано Алма-Атинской студии. Однако уже к концу 1943 г. Создание киноаппаратуры для цветной съёмки позволило в 1944 г.
Снятый в 1946 г. Птушко фильм «Каменный цветок» в том же году получил премию Каннского кинофестиваля за лучшее использование цвета. Послевоенное восстановление «Мосфильма» В послевоенные годы киностудия вошла в перечень объектов, требующих не только восстановления, но и модернизации. В 1946 г. Скульптурная композиция В. Мухиной «Рабочий и колхозница», официальная эмблема «Мосфильма», впервые появилась в 1947 г. Александрова «Весна».
В 1948 г. Лаврова разработан проект «Большого "Мосфильма"». Проект «Большого Мосфильма». Утверждённый проект, решённый в стиле «сталинского ампира» , оказался дорогостоящим: на территории студии предполагалось разместить сквер, площадь с фонтаном, здания с портиками и колоннадами, на крышах вдоль фасадов планировалось установить большое количество скульптур. Но к тому времени оборудование студии устарело, новые технологии кинопроизводства требовали технического переоснащения, поэтому строительство было отложено. Вопрос о расширении студии совпал с изменениями во внутренней политике СССР, которые коснулись и кинематографа: 4 сентября 1946 г. Недовольство И.
Сталина вызвали фильмы «Адмирал Нахимов» В. Пудовкина, «Простые люди» Г.
В сентябре 1941 года по решению правительства "Мосфильм" был эвакуирован в Алма-Ату, но уже в конце 1942 года вернулся в Москву. Всего за военные годы на студии было создано около 20 полнометражных картин, среди которых "Иван Грозный", "Нашествие", "Свадьба", "Жди меня". Знаменитая эмблема "Мосфильма" - скульптура "Рабочий и колхозница" на фоне Спасской башни - появилась впервые в 1947 году в фильме "Весна" Григория Александрова. В 1960-е годы на студии было создано первое в стране телевизионное объединение, где стали снимать многосерийное кино.
В январе 2001 года он стал федеральным государственным унитарным предприятием. На студии в разные годы работали такие классики мирового киноискусства, как С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, М. Ромм, И.
Пырьев, М.
Если говорить о совершенствовании "Мосфильма", то совершенствоваться надо постоянно. Технологии постоянно улучшаются. Сейчас мы им соответствуем. Мы следим за искусственным интеллектом, следим, как это можно внедрять, насколько это будет рационально для нас", - рассказал режиссер. В 2023 году на производственно-технической базе "Мосфильма" шла работа над 80 кинопроектами, включая полнометражные фильмы и сериалы, а также над 36 телепроектами. Говоря о планах, режиссер сообщил, что "Мосфильм" намерен сосредоточиться на финансировании собственных проектов, несколько сценариев уже находятся в разработке, один из будущих собственных проектов "Мосфильма" связан со специальной военной операцией на Украине. Мы во многих проектах участвуем, но мы не ставим свою марку, поскольку мы их не финансируем.
Свою марку мы ставим там, где финансируем, где мы участвуем мощностями", - пояснил он.
Брокмана и В. Воинова был выстроен Главный корпус в стиле конструктивизма. В нём размещались четыре больших съёмочных павильона, подсобные помещения для всех необходимых цехов и служб, актёрские комнаты, монтажный цех [8] [комм. С появлением звука архитектором Госкинопроекта А. Модестовым и технологом В.
Баташовым в 1935 году был подготовлен проект двухэтажного здания тонстудии в стиле неоклассицизма , строительство удалось завершить лишь в 1954 году [10]. Военные годы[ править править код ] В дни формирования народного ополчения в июле 1941 года партийная организация «Мосфильма» создала из добровольцев целую роту [13]. В состав 21-й дивизии народного ополчения Киевского района Москвы вошли 280 мосфильмовцев — режиссёры, операторы, инженеры, сотрудники различных служб и цехов. Бывший директор киностудии Аркадий Хачатурьян был назначен комиссаром 63-го стрелкового полка [14]. Всего на фронты Великой Отечественной войны отправились около тысячи работников студии, 146 из них не вернулись с войны [5]. Съёмки в Москве возобновились в 1944 году [17].
С 1946 года работает Театр-студия киноактёра [16] — обособленное структурное подразделение с труппой профессиональных киноактёров, располагавшееся на Поварской улице д. Заставка студии с 1947 года Большой Мосфильм[ править править код ] В 1952 году вышло постановление Правительства СССР о реконструкции киностудий Москвы, крупнейших культурных центров страны и столиц Союзных республик. Проектированием киностудий занимался специализированный проектный институт «Гипрокинополиграф» [18] , находившийся в ведении Министерства кинематографии СССР и с 1953 года — Министерства культуры СССР [19]. Согласно плану «Большой Мосфильм» на территории в 43 га возводились новые производственно-бытовые и технические корпуса, искусственные водоёмы, оборудовались площадки для натурных съёмок. В коллективе, возглавляемом главным архитектором Н. Транквиллицким, работали кинотехнологи С.
Киностудии «Мосфильм» – 85 лет
Днем рождения киноконцерна «Мосфильм» принято считать 30 января 1924 года, когда состоялась премьера первого полнометражного немого фильма «На крыльях ввысь» режиссера Бориса Михина, рассказывающая о героизме советских летчиков и авиаконструкторов. Главная» Новости» Мосфильм новости. Кинематографу в советские годы отводилось большое значение, Об истории знаменитой московской киностудии «Мосфильм» читайте в нашем материале. Киностудия «Киноконцерн Мосфильм» по адресу Москва, Мосфильмовская улица, 1, показать телефоны. Читать 3038 отзывов, смотреть 498 фото, часы работы.
Киностудии «Мосфильм» – 85 лет
Официальный канал Киноконцерна «Мосфильм».Золотая коллекция «Мосфильма» представляет более 1000 советских и российских фильмов. Сто лет истории "Мосфильма", крупнейшей киностудии России. Работы "Мосфильма" покорили не только россиян, но и великого Чаплина, а также других известнейших европейских и американских кинематографистов. История «Мосфильма» берет начало в 1924 году с выходы на экраны первой картины «На крыльях ввысь», режиссера Бориса Михина. Сегодня исполняется 100 лет «Мосфильму». Датой рождения крупнейшей киностудии страны приятно считать премьеру первого созданного на ней полнометражного фильма – «На крыльях ввысь» Бориса Михина. Датой основания киностудии «Мосфильм» принято считать 30 января 1924 года, когда состоялась премьера первого полнометражного немого фильма «На крыльях ввысь» режиссёра Бориса Михина.
Вековой юбилей: "Мосфильму" исполнилось 100 лет
Вековой юбилей киноконцерна будут отмечать завтра, в день выхода первой студийной полнометражной картины «На крыльях ввысь». А сегодня, в преддверии большой даты, генеральный директор компании Карен Шахназаров пообщался с журналистами, передает ОТР. Знаменитый режиссер, народный артист России и председатель наблюдательного совета нашего телеканала рассказал о достижениях и творческих перспективах «Мосфильма». Сегодня это крупнейшая киностудия в Европе. По словам Шахназарова, сейчас в работе сразу несколько сценариев, причем в одном из проектов он может выступить и как режиссер. Сам он возглавляет киностудию уже 25 лет, а впервые переступил порог «Мосфильма» еще в 70-е.
Карен Шахназаров, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм»: «С точки зрения технологий, как производственно-техническое, технологическое предприятие нынешний «Мосфильм» несравнимо выше чем тот.
Ханжонкова и И. Ермольева — была создана 1-я фабрика Госкино, первоначально располагавшаяся на Житной улице. Датой рождения «Мосфильма» принято считать 30 января 1924 года, когда состоялась премьера фильма «На крыльях ввысь». Впрочем, название утвердилось не сразу. В 1926-м 1-ю фабрику Госкино объединили с 3-й — теперь это была объединенная Московская фабрика «Совкино».
Сегодня Мосфильм» — всемирно известный бренд, крупнейшее предприятие национальной киноиндустрии. Благодаря масштабной реконструкции на главной кинематографической площадке страны появились новые суперсовременные павильоны и студии, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, которое позволяет осуществить смелые режиссерские замыслы, создать по-настоящему уникальные фильмы. И, конечно, особой благодарности заслуживает ваша большая работа по реставрации и восстановлению знаменитых кинолент, которые любят миллионы людей. Желаю Вам творческой удачи, вдохновения, благополучия и всего наилучшего», — говорится в поздравлении Премьер-министра.
Сегодня это крупнейшая киностудия в Европе. По словам Шахназарова, сейчас в работе сразу несколько сценариев, причем в одном из проектов он может выступить и как режиссер. Сам он возглавляет киностудию уже 25 лет, а впервые переступил порог «Мосфильма» еще в 70-е. Карен Шахназаров, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм»: «С точки зрения технологий, как производственно-техническое, технологическое предприятие нынешний «Мосфильм» несравнимо выше чем тот. Он оснащен самым современным оборудованием, он может любые задачи выполнять в кино и, конечно, с точки зрения... С точки зрения, конечно, творческой атмосферы тот «Мосфильм», на который я пришел, был, конечно, выше. И, конечно, такая творческая атмосфера была необыкновенная, и художественные идеи были очень дерзкие, интересные».
Телепрограмма
Снимали не настоящую скульптуру, а её небольшую копию, которую Мухина сделала специально для съёмок заставки. Впервые «мосфильмовский» логотип появился перед титрами комедии «Весна». С 50-х наступило время расцвета студии и киноиндустрии в целом. Именно в этом десятилетии на «Мосфильме» были сняты «К арнавальная ночь » Эльдара Рязанова , открывшая зрителям актрису Людмилу Гурченко , « Борис Годунов », « Сорок первый », « Баллада о солдате », « Отелло », « Высота », « Коммунист », а так же драма « Летят журавли » Михаила Калатозова , которая получила первую и до сих пор единственную нашу «Золотую ветвь» Каннского кинофестиваля. Со смертью Сталина закончилось «малокартинье» — если 1952-м году на киностудии было снято всего шесть фильмов, то на следующий год их было уже семнадцать, а к концу десятилетия выходило около тридцати в год. Калатозов Начавшаяся борьба с культом личности добавила сотрудникам киностудии хлопот — снятые в сталинскую эпоху картины вернулись на монтажный стол, так как требовалось вырезать все упоминания вождя. Так, например из комедии «Волга-Волга» вырезали кадры с названием корабля «Иосиф Сталин» и памятником Сталину. Фильмов было много, так как Сталин любил «Мосфильм» и даже приезжал на киностудию лично. Александров Киностудия тем временем разрослась до гигантских размеров и потребовалось разделение труда: в 1960-м году внутри неё появились творческие объединения, каждое из которых занималось своим направлением: детскими фильмами, художественными, телевизионными, музыкальными и комедийными, работали экспериментальная киностудия, а также подразделения «Время», «Товарищ», «Киноактёр», «Юность» и «Луч». Меньшов Вплоть до 90-х «Мосфильм» стабильно пополнял «золотую коллекцию» советского кино.
Награды международных кинофестивалей получали « Война и мир », « Дерсу Узала », « Иваново детство » и другие фильмы киностудии. В конце 70-х годов на «Мосфильм» пришёл будущий директор, тогда ещё молодой режиссёр и сценарист Карен Шахназаров. Известность ему принесли фильмы « Мы из джаза », « Зимний вечер в Гаграх » и « Курьер », который наравне с « Чучелом » и « Плюмбум, или Опасная игра » стал киносимволом 80-х годов… Среди самых популярных перестроечных и постперестроечных фильмов были « Асса », « Жестокий романс », « Интердевочка », «Цареубийца», «Н ебеса обетованные » и « Виват, гардемарины! Рязанов К началу 90-х годов на «Мосфильме» выходило около сорока фильмов год — это было почти рекордом среди наших киностудий, но кризис коснулся всех. Студия начала пустеть, режиссёры расходились по частным проектам, знаменитым советским актёрам предлагали роли, на которые они соглашались только ради заработка, а на землю киностудии заглядывались бизнесмены и криминальные группировки, что тогда было почти равнозначно. Первые годы «Мосфильм» ещё работал в прежнем темпе, но уже в 1994 году выпустил всего четыре фильма: «Белый праздник», «Страсти по Нерону», «Три сестры» и «Я свободен, я ничей». Все они были совместными проектами с другими киностудиями и телеканалами — эта тенденция появилась ещё в конце 80-х, а к этому моменту была уже необходимостью.
В результате 685 работников были награждены орденами и медалями, а 146 мосфильмовцев не вернулись с фронта. Карен Шахназаров возглавляет «Мосфильм» уже более 20 лет Кроме него, должность руководителя за 95 лет занимали 19 человек, среди которых были режиссеры Иван Пырьев и Михаил Калатозов. На съемку фильма «Летят журавли» приезжал тогда 19-летний французский режиссер Клод Лелуш.
В газете высказывались художественные руководители других Киностудий Киноконцерна «Мосфильм». После выхода материала в редакцию обратились сотрудники Студии «Время» директор Ю. Носиков, редактор О. Козлова, главный бухгалтер Л. Беляева, экономист В. Максимова и попросили изложить их точку зрения на суть происшедшего конфликта. Их общий монолог мы предлагаем вашему вниманию. До него на этом месте работал С. Бондарчук, а Таланкин был его заместителем. После неожиданной смерти Бондарчука весь коллектив был в шоке, и, естественно, избрал на его место Таланкина. Мы не представляли в тот момент, что кто-то чужой может придти к нам со стороны. За 5 лет руководства Таланкина на Киностудии «Время» не было снято ни одного кинопроекта, кроме его собственного — фильма «Незримый путешественник». Студия на нем ничего не заработала. Это случилось так. Студия построила декорации, оплатила костюмы актеров, одним словом, провела все предсъемочные работы. Начались съемки. Однако денег все же не хватило. Тогда директор фильма Ю. Носиков нашел банк, который под маленькие проценты был согласен дать деньги на досъемку.
К юбилею киностудии на Первом канале специальная программа в субботу и воскресенье. Смотрим всеми любимые фильмы и документальные картины. Рождение легенды.
«Мосфильм», «Мосфильм», «Мосфильм»!
Фильм, к сожалению, не сохранился, но с тех пор на киностудии было снято более 1720 картин. По специальному договору с дирекцией в 1950 году Вера Мухина изготовила уменьшенную гипсовую копию, ставшую собственностью студии и используемую на заставке, и получила 20 тысяч рублей за гипсовую модель и еще 7500 рублей за передачу прав на использование ее изображения. Бронзовый Пегас Самый «ходовой» реквизит «Мосфильма» и уже почти талисман киностудии — бронзовый Пегас. Свою главную роль он «сыграл», безусловно, в картине «Служебный роман», где ее трепетно обнимал Новосельцев, но также внимательный зритель найдет его и в «Бриллиантовой руке» «А у вас нет такого же, но без крыльев?
Легендарный Мосфильм отмечает вековой юбилей. В поздравительной телеграмме Владимир Путин отметил: «Одна из старейших киностудий по праву гордится своей богатой историей, именами и творческими достижениями выдающихся режиссеров и актеров, операторов и художников, которые своим талантом и подвижническим, вдохновенным трудом задавали высочайшую планку профессионального мастерства». О нашей фабрике грез репортаж Алексея Зотова.
Площадь этого павильона - 2 300 кв. А вместе с прилегающим к нему большим актерским комплексом общая площадь составляет 3 500 кв. Ранее в интервью ТАСС Шахназаров сказал, что в ближайшее время строительства на "Мосфильме" не ожидается, территория позволяет построить максимум еще один павильон. Если говорить о совершенствовании "Мосфильма", то совершенствоваться надо постоянно. Технологии постоянно улучшаются. Сейчас мы им соответствуем. Мы следим за искусственным интеллектом, следим, как это можно внедрять, насколько это будет рационально для нас", - рассказал режиссер. В 2023 году на производственно-технической базе "Мосфильма" шла работа над 80 кинопроектами, включая полнометражные фильмы и сериалы, а также над 36 телепроектами.
Свое нынешнее название она получила в 1935 году. Эмблемой киностудии «Мосфильм» является скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Скульптура впервые появилась в 1947 году в качестве экранной марки «Мосфильма» в художественном фильме «Весна» режиссера Григория Александрова. В 1959 году при киностудии «Мосфильм» было организовано «Творческое объединение Юность» детских и юношеских фильмов, просуществовавшее до середины 1970-х годов и выпустившее более 40 фильмов.
Киностудии «Мосфильм» – 85 лет
«Мосфильм» [Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Киноконцерн "Мосфильм"»], российское предприятие киноиндустрии, одна из крупнейших кинокомпаний в Европе. «Мосфильм» в годы Великой Отечественной войны. киностудия, которая является одной из крупнейших и старейших в Российской Федерации и в Европе. Основанная в 1924 году в СССР как производственное подразделение национальной. Подробная телепрограмма канала Мосфильм. Золотая коллекция на сегодня весь день, на другие дни. Датой основания «Мосфильма» считают премьеру его первой кинокартины «На крыльях ввысь» Бориса Михина, состоявшуюся 30 января 1924 года.
День рождения киностудии «Мосфильм»
Кинематографу в советские годы отводилось большое значение, Об истории знаменитой московской киностудии «Мосфильм» читайте в нашем материале. Днем рождения «Мосфильма» принято считать 30 января 1924 года — день выхода на экраны фильма Бориса Михина «На крыльях ввысь». Датой основания «Мосфильма» считают премьеру его первой кинокартины «На крыльях ввысь» Бориса Михина, состоявшуюся 30 января 1924 года. 30 января 2024 года киностудия «Мосфильм» отметит 100-летие со дня своего основания.
Киноконцерн «Мосфильм» отмечает 100 лет со дня основания
Три года в эфире: телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» запускает поясное вещание Поделиться 1 сентября телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция», собравший в своей библиотеке классику советского кино и современные хиты, отмечает три года. С 1 сентября начнёт выходить рубрика «Год рождения фильма» — увлекательный «выпуск новостей» о событиях в стране и мире, произошедших в год выхода выбранного фильма из Золотой коллекции «Мосфильма». Зрителям напомнят про научные открытия, великие стройки, спортивные и культурные события, которые не только вызывают ностальгию, но и помещают фильм в определённый исторический контекст. Рубрика также познакомит зрителя с «личным делом кинофильма»: уникальными фотографиями со съёмочных площадок картин, показывающих актёров и режиссёров за работой или в перерывах между съёмками. Новая рекламная кампания «Мосфильм. Золотая коллекция» также приурочена к переходу на поясное вещание.
Ему нравилось, как сигарный дым проходит через луч кинопроектора. Племянница Любови Орловой, супруги Александрова, вспоминала: «И я, как сейчас, вижу его — необыкновенно импозантного, сидящего в кресле, закинув ногу на ногу, вкусно затягивающегося, выпускающего красивый дым с резким запахом.
Любочка этот запах не любила, морщилась… А он очень любил открывать и показывать пёстрые яркие коробки гаванских сигар».
Именно его ателье на Житной площадью всего 400 кв. После революции, правительство Советской России быстро оценило роль кино как мощного орудия пропаганды, и в 1919 году специальным указом национализировало все существовавшие киноателье. В 1923 году после национализации и капитального ремонта киноателье Ханжонкова превратилось в Первую фабрику Госкино. Другая, фабрика - Третья, разместилась в бывшем ателье Ермольева в Брянском переулке, недалеко от Киевского вокзала. Их объединение в 1923 году положило основу будущему «Мосфильму».
В ноябре 1923 года работа на новом предприятии началась со съемок фильма режиссера Бориса Михина «На крыльях ввысь». На экраны фильм вышел в январе 1924 года. С этого времени студия начала работать как сложившийся творческий коллектив и именно эту дату и считают сегодня днем рождением студии. Это было деревянное здание, очень наивное, очень старинное — не в музейном смысле, а просто старое. В нем было тесновато, не всегда удобно, но уютно. Без приглашений, без зарплаты, как на работу, приходили Бабель, Шкловский.
Асеев, Брик, брались за все, помогали делать надписи, делились идеями, критиковали беззастенчиво. Это был наш дом на Житной; названия менялись каждые два года, а мы все звали его просто «Житная», и долгие годы потом вспоминали этот неповторимый аромат начала, юности искусства. Мы были молоды. И молодо было само искусство кино, которому все на Житной отдавали себя целиком, не заботясь о времени. Аппаратура еле дышала, не было транспорта, но именно там, на Житной, сделаны фильмы, послужившие основой для нашего кино. Мы все очень дружили.
Ругались, спорили, ссорились даже, но дружили. Маленький просмотровый зал был поделен ситцевой занавеской на две части, в одной половине я монтировал «Бухту смерти», за занавеской работал Эйзенштейн. Время от времени мы отбрасывали занавеску и смотрели друг на друга, что получается. Споры при этом начинались невообразимые. Механики, лаборанты принимали во всем этом горячее участие. Мы приходили в тесную лабораторию, проявщик доставал из воды раму с мокрой пленкой, волнуясь не меньше нас.
Все было кустарно, все делалось руками, и, может быть, поэтому в старых картинах я до сих пор ощущаю теплоту этих рук. Идеи рождались незапланированно, приходили из жизни, может быть, потому, что маленькая студия не была в этой жизни обособленным островком.
Шахназаров не раз отмечал, что «Мосфильм» — государственное унитарное предприятие, он продюсирует фильмы самостоятельно, без господдержки. Согласно постановлению 2018 года, государственные унитарные предприятия в отличие от частных, помимо уплаты всех налогов, должны перечислять государству ещё и половину прибыли. В нем уже снимали Андрей Кончаловский и Кирилл Серебренников. Также построен Дом костюма и реквизита, там хранится весь запас «Мосфильма» — около миллиона предметов. Сейчас идет строительство киноконцертного комплекса и еще одного киносъемочного павильона, самого большого в России. Как говорят в самой киностудии, «Мосфильм» — не только стены и фильмы. Это разные поколения талантливых и преданных своему делу профессионалов, которые создают «уникальную кинематографическую вселенную».
Работники «Мосфильма» с гордостью носят звание «мосфильмовец».