До монгольского нашествия Отрар или Фараб был одним из крупнейших городов Средней Азии. Инфоурок › Другое ›Презентации›Презентация по истории Казахстана на тему "Отрарская катастрофа". Отрарская катастрофа была вызвана цепью бедствий, начавшейся с неисправности в системе контроля пусковых блоков и закончившейся взрывом.
Отрарская катастрофа: причины и последствия
Кроме того, отрарская катастрофа повлекла за собой положительные последствия в плане осознания опасности использования ядерного оружия. Отрарская катастрофа не только сокрушила великую империю Хорезма, но и сыграла ключевую роль в формировании геополитической карты региона. Слайд 3Критерии оценивания: Понимает о том, что город Отрар был значительным среди средневековых. Это событие в историй получило название «Отрарская катастрофа» и послужило поводом для вторжения Чингисхана на территорию Казахстана и Средней Азии. #отрар #отрарская_катастрофа Мало кто знает о существовании города Отрар, а уж, тем более, о его храбрых защитниках, которые сумели ПОЛГОДА противостоять монголо-татарам.
Катастрофа Израиля и мечеть Аль-Акса. Потаённая причина палестино-израильского конфликта
культурный центр средней Азии в средние века. 19 мужчин наши земляки, уроженцы Агрызского района. Это событие в историй получило название "Отрарская катастрофа" и послужило поводом для вторжения Чингисхана на территорию Казахстана и Средней Азии. Операция Израиля в городе Рафах усугубит гуманитарную катастрофу в секторе Газа, ООН выражает серьезную обеспокоенность действиями еврейского государства. Отрарская катастрофа была вызвана цепью бедствий, начавшейся с неисправности в системе контроля пусковых блоков и закончившейся взрывом.
Отрарская катастрофа: причины, последствия, предотвращение
Значение титула Чингиз Чингис, Хингис — хан до сих пор точно не установлено. По мнению ряда востоковедов, титул Чингиз происходит от тюркского слова тенгиз — море, океан; и композит Чингиз-хан, соответственно, означает «Океан-хан», то есть «Владыка океана», «Всемирный хан». Когда Темучин — Чингиз-хан, уверенный в том, что, покончив с ханами меркитскими, кереитскими и найманскими, стал уже «единодержавием народов». Он заявил, «я направил на путь истины все язычное государство и ввел народы под единые бразды свое» Сокровенное сказание, с.
Он не знал еще, на какую высоту он будет вознесен походами в дальние западные страны по пяткам бежавших остатков группы меркитов и найманов, вторично разбитых Чингиз-ханом в 1208 г. Первое появление монголов в Казахстане Вытесненные из окрестностей Байкала, а затем и с берегов Иртыша, группы меркитов и найманов, действовавшие сообща, были разбиты в 1209 г. В результате они разделились: меркиты подались к кипчакам в теперешние казахские степи, а найманы во главе с Кучлуком направились в Семиречье во владения каракитаев.
Последствием этих событий стало то, что в 1211 г. Глава карлуков Арслан-хан велел убить каракитайского наместника в Каялыке и добровольно подчинился монголам. Правитель Алмалыка в долине р.
Или мусульманин Бузар также признал себя вассалом Чингиз-хана; за него была выдана дочь Джучи. Однако корпус Хубилая в этом же году отбыл на восток, поскольку Чингиз-хан начал войну с Китаем и все свои наличные вооруженные силы направил туда. Лишь в 1216 г.
Давние противники сошлись в ближнем бою Иргиза, в степных просторах Тургайского края Казахстана. Меркиты потерпели полное поражение и рассеялись разные стороны; Джучи со своими подчиненными торжествовал над поверженным врагом. Но тут произошло непредвиденное.
На рассвете следующего после победы дня веред монголами вдруг объявилось 60-тысячное войско хорезмшаха Мухаммад-султана, который из Дженда, с нижнего течения Сырдарьи, в свою очередь выступил в поход против кипчаков. Монгольские военачальники решили не вступать в бой с Хорезм-шахом и объявили, что они посланы Чингиз-ханом только против меркитов и что у них нет разрешения на войну с Хорезм-шахом. Но султан не внимал их словам и своими действиями принудил Джучи вывести своих воинов на поле боя.
Монголы сражались отчаянно смело. Даже был момент, когда Хорезм шах чуть было, не угодил в плен, и лишь смелый бросок его сына Джалал ад-Дина, отразившего нападение, спас султана из гибельного положения. За световой день ни одна из противоборствующих сторон не добилась решительного успеха.
Быстро, сгустились сумерки, и на ковыльную степь опустилась чернота южной ночи. Оба войска отошли на свои стоянки, чтобы вновь начать войну на завтрашнее утро. Монголы зажги сторожевые костры, но, оставив их горящими, сами скрытно покинули лагерь и быстрым маршем двинулись на спинах своих коротконогих лошадей на восток.
Утром, когда военная хитрость монголов обнаружилась, их уже невозможно было догнать. Султан вернулся в Самарканд. Так, на территории нынешнего Казахстана произошла встреча двух войск — монгольского и мусульманского было совершенно случайное столкновение, оно не выявило победителя.
Однако это краткое вооруженное соприкосновение имело весьма тяжелое нравственное последствие. По словам ан-Насави, личного секретаря Джалал ад-Дина, сына хорезмшаха, храбрость монголов произвела на султана сильное впечатление и, когда упоминали о них, он говорил: «Не видано подобных тем мужам по отваге и стойкости в страданиях битвы и по опытности в правилах нанесения «колющих и рубящих ударов». По мнению В.
Бартольда, именно тягостное впечатление хорезмшаха от первого боя с монголами было одной из причин, почему он впоследствии не решился встретить их в открытом поле. Хорезмшах, желая проверить слухи и получить достоверные сведения об этом завоевателе, отправил в Монголию посольство. Чингиз-хан со своей стороны также направил на запад посольство.
Весной 1218 г. Послы передали ему ценные подарки, состоящие из дорогих и редкостных вещей, и письмо Чингиз-хана, в котором тот извещал хорезмшаха о завоевании монголами Северного Китая и «стран тюрков» и предлагал заключить мирный договор с гарантиями безопасности торговых сношений между обоими государствами. Султан Мухаммад выразил свое согласие на мирный договор с владыкой Монголии.
Всего в караване, состоявшем из 500 верблюдов, нагруженных золотом, серебром, шелком, мехами и другими предметами, было 450 человек, включая и монголов-лазутчиков, по приказу Чингиз-хана присоединенных к среднеазиатским купцам. Многолюдный караван в своем необычном составе прибыл в середине 1218 г. Правитель Отрара, наместник султана Мухаммада, Гайр-хан Йиналчук, очевидно, обеспокоенный странным для торговцев поведением людей этого каравана, объявил, по словам ан-Насави, что прибывшие в Отрар, хотя и прибыли в обличье купцов, но не купцы.
Самовольно он задержал купцов, а затем истребил их. Караван был ограблен, все богатство убитых перешло к Йиналчуку. Удалось бежать только одному человеку из состава каравана, который и доставил весть об Отрарской резне Чингиз-хану.
Повелитель монголов отправил к хорезмшаху посольство во главе с Ибн-Кафрадж Богра в сопровождении двух татар, с требованием выдачи Гайр-хана Йиналчука и с обещанием в этом случае сохранить мир. Хорезмшах не только не исполнил этого требования, но велел убить неповинных послов, вероятно, считая войну с Чингиз-ханом неизбежной. Война между Чингиз-ханом и султаном Мухаммадом действительно была неизбежной, и причиной тому был не поступок хорезмшаха или его отрарского вассала Йиналчука.
Для крупных скотоводческих хозяйств необходимы обширные пастбища, и стремление кочевой знати приобрести новые пастбища неизбежно порождало завоевательные войны. Война, приносившая наряду с завоеванием новых земель и богатства в виде военной добычи, являлась как бы частью производственной деятельности. Кроме того, она служила для знати средством хотя бы временно ослабить социальные противоречия в монгольском обществе, посулив зависимым кочевникам некоторую долю военной добычи.
Чингиз-хан понимал, что только завоевательная политики может обеспечить ему верность монгольской знати, удержать ее от измен, заговоров, междоусобий, а созданную империю — от быстрого распада. В этой политике, которую монгольские феодалы осуществляли на протяжении десятилетий, поход на земли Казахстана и Средней Азии был лишь одним звеном в общей цепи запланированных обширных завоеваний. Как показывают данные источников, Чингиз-хан и не думал ограничиваться захватом империи хорезмшах; в его планы входили завоевание всей Западной Азии и Восточной Европы, и он заранее отдал в удел своему старшему сыну Джучи еще не покоренные страны к западу от Иртыша и Аральского моря.
Чингиз-хан придавал походу в мусульманские страны большое значение и готовился к нему с особой тщательностью. Началу военных действий предшествовал подробный, сбор посредством мусульманских купцов и перебежчиков, находившихся на службе у монголов, сведений о внутреннем состоянии и военных силах государства хорезмшаха. Изучив добытые сведения и составив на их основе глубоко-продуманный план действий, Чингиз-хан и люди его окружения сумели так подготовить войну, что имели возможность даже в глазах мусульман-современников возложить вину на хорезмшаха.
К началу войны Чингиз-хан собрал большое войско. Точная численность его неизвестна; наиболее вероятной считается число 120-150 тысяч человек вместе с ополчением семиреченского Арслан-хан карлукский, Сукнак-тегин и восточно-туркестанского уйгурский идикут Барчук вассальных владетелей. Поход начался в сентябре 1219 г.
Это есть Северное море». В том числе сообщается, что в него впадают «... Здесь мы видим уже достаточно определенное указание на Арал. Но в целом летописная история этого интервала, особенно европейская, содержит много неясного. Практичный Л. Берг предупреждал еще в 1908 году: «Материалы эти не раз уже были использованы во время споров из- за Узбоя, и каждый в них находил доказательства тому, чего сам хотел: основываясь на показаниях древних, можно доказывать, что Арал был соединен с Каспием, что его совсем не существовало или же что он существовал в том же виде, что и теперь» Берг, 1908, с. Это высказывание полезно иметь в виду и сегодня, когда поднялась вторая после XIX века волна массового интереса к истории Арала, и мы опять переживаем увлечение цитатами из классиков. По-видимому, Узбой вновь напоминает о себе в середине первого тысячелетия новой эры. Смутное время Великого переселения народов, только что закончившегося заметного иссушения климата, которое ударило по земледельческим оазисам.
Кочевники двинулись в Европу, вождь гуннов Атилла грозил обеим римским империям. Гнулась и отступала под натиском «белых гуннов» древняя Индия. Кушанское царство в Средней Азии не выдержало двойного удара засух и кочевников. С IV века новой эры оросительные системы и города Хорезмского оазиса приходят в упадок. Археологи фиксируют регресс в поливном земледелии, организации государственной власти, в гончарном деле. Вместо элегантной кушанской керамики появляются осколки грубых посудин, вылепленных без гончарного круга. Минуя разрушенные варварами плотины, воды Амударьи вновь устремляются в Сарыкамышскую котловину и далее в Каспий. Среднеазиатские хроники говорят, что купцы пользовались водным путем для торга между Хорасаном южный Прикаспий и Хорезмом низовья Амударьи. Современные исследователи видят в этом доказательство возрождения Узбоя.
Археологические данные свидетельствуют, что Сарыкамыш и Узбой были обводнены в ущерб Аралу. Войны и связанные с ними разрушения ирригационных систем длились еще несколько столетий. Лишь в 568 году новой эры посланник византийского императора Юстиниана, побывав на реке Оих Окс? Но наиболее полная информация о возрождении моря поступает к нам от арабских историков и географов, появившихся в Приаралье после 712 года новой эры, когда Хорезм был завоеван арабским халифатом. Амударья получила у арабов название Джейхун; в многочисленных хрониках тех лет встречаются упоминания о ее впадении в Курдерское, Джурджанское, Хорезмийское озера. Масуди середина X века новой эры , его современники Истахри и Ибн-Хаукаль уже уверенно сообщают об огромном водоеме, который принимает воды Джейхуна и Шашской т. Ташкентской, иначе говоря — Сырдарьи реки. Изображение на схематизированных арабских картах, а также указанные расстояния от озера до древних городов позволяют говорить, что в X веке Арал имел примерно те же размеры и очертания, что ныне. Узбой же в это время иссякает.
Историк и географ Макдиси, писавший в конце X века, повествует о народном предании, где говорится про впадение Джейхуна в Каспий. Макдиси относит предание к глухой древности. В это же время великий хорезмиец Аль- Бируни с уважением описывал богатства прежних времен, поражаясь наступившему запустению западной части дельты, где текла многоводная река: «... Итак, на рубеже первого и второго тысячелетий новой эры люди тоже сожалели о былом. Между тем начинается истинная эра расцвета средневекового Хорезма. Экономическая и политическая стабилизация в державе хорезмшахов позволила восстановить и усовершенствовать систему водного хозяйства. Укрепляется торговля между Средней Азией и Восточной Европой, где быстро растут русские княжества. Торговлю с ними контролируют владетели Приаралья. Однако в 1219 году после так называемой Отрарской катастрофы, где хорезмийцами был разграблен и уничтожен посольский караван Чингисхана, счастье отвернулось от хорезмшахов.
Великий хан не захотел простить обиды, и по его приказу пришла в движение вся кочевая Степь, обрушившая мощь своей конницы на Хорезм. В 1221 году кочевники победили многочисленную, но плохо организованную и слабую духом армию хорезмийцев, убили последнего из шахов и сравняли оазис с землей. Разрушение сложной ирригационной системы в низовьях Амударьи вызвало крутой поворот устьевых протоков реки, и часть ее вод из дельты отвернула на запад, к Каспийскому морю. По выражению ал-Амари середина XIV века , «... Ургенч Гургандж, Джурджан, ныне — Куня Ургенч очутился между двумя рукавами Джейхуна, похожими на шаровары». Эти два рукава, как свидетельствовали современники, одновременно впадали в Каспийское Хазарское, Гирканское, Хвалынское и в Аральское моря. Такое замысловатое поведение Амударьи, единственной в мире реки, способной впадать сразу в два моря, надолго запутало историю Арала и связанных с ним водоемов. Перс Хамдаллах Казвини в 1339 году свидетельствует, что «... Джейхун, прежде впадавший в Восточное море Арал...
Нечто похожее в 1417 году пишет придворный историк султана Шахруха сына легендарного Тамерлана Хафизи-абру: «Река Балх. Эту реку среди арабов называют Джейхуном, в Хорасане — рекой Амуе, так как в селении Амуе находится место переправы по дороге из Хорасана в Бухару Амуе — современный Чарджоу, переправа находится здесь и поныне. В старых книгах вообще написано, что из Хорезма река течет в Хорезмское озеро; но теперь это озеро исчезло; вода проложила себе новый путь, так что изливается в Хазарское море в месте , которое называется Горледи; другое название этого места Акрича». В этом описании все достоверно. Остров Огурча Акрича и по сей день находится в Каспии неподалеку от устья древнего Узбоя, подле Красноводска. Комментируя запись Хафизи-абру, Л. Берг говорит, что правильнее было бы вести речь не об исчезновении, но об уменьшении Арала после поворота части амударьинских вод к Каспию. Благодаря прорыву одного из рукавов к западу в это время заполнилась сухая впадина древнего Сарыкамышского озера, расположенного на полпути от Арала к Каспию. Итак, во времена порядка и благоденствия вся вода идет в Арал, а во времена бед и кризисов заполняется Сарыкамыш?
Пожалуй, не все так просто. По мнению крупного историка и этнографа Л. Гумилева, экспансия кочевников была предопределена смещением циклональной деятельности из умеренных широт на юг, к Великой Степи. Вызванное этим увлажнение обильный корм для стад! Оно же, возможно, отразилось в увеличении стока Амударьи и в обводнении левобережной дельты, включая Сарыкамыш. Так что еще вопрос, является ли возрождение Узбоя следствием монгольского нашествия или, наоборот, его косвенной причиной, потому что отражало растущее увлажнение региона. Дело Чингисхана продолжил его последователь Тимур, больше известный среди европейцев как Тамерлан. После пяти его походов на Хорезм, отмеченных нарастающей жестокостью, столица оазиса Ургенч была стерта с лица земли, ее территория распахана и засеяна ячменем. В результате вместо изобильной области «Железный хромец» оставил новообразованную пустыню.
Он, несомненно, внес немалый вклад в последующую стагнацию Средней Азии. Навел порядок твердой рукой. В частности, историки сообщают, что правителей порабощенного Мазандерана Тимур велел доставить в Хорезм на кораблях. Следовательно, водный путь между Каспием и Амударьей существовал. Крах хорезмского оазиса на долгие годы превратил Приаралье в захолустную окраину. Понадобилось более столетия, чтобы жизнь в низовьях Амударьи вернулась к норме. Свято место пусто не бывает, и столичная роль разрушенного Ургенча незаметно перешла к другим городам, среди которых особо выделялась могуществом Хива. Постепенная реставрация ирригационных сооружений вновь отобрала воду у Сарыкамыша и направила к Аралу. Море за несколько последующих столетий не переживало серьезных изменений, колеблясь с амплитудой в 1,5—2 метра около современного уровня.
Что же касается Сарыкамыша, то он быстро деградировал.
Начало распада империи Зиму 1222-1223 гг. Чингиз-хан провел в Самарканде. В начале 1223 г. Джучи получил приказ пригнать диких куланов из Кипчака. Во исполнение приказания отца, он пригнал табуны онагров и, кроме того, в виде подарка еще 20000 белых коней. Встреча Джучи с отцом и братьями произошла на равнине Кулан-баши, в переездах от Сайрама.
Устроили курултай, состоялась грандиозная облавная охота с участием всех царевичей, и все лето 1223 г. Затем выступили из степи Кулан-Баши, шли медленно от стоянки к стоянке, пока не достигли Иртыша. Там они провели лето 1224 г. Воздавая долг их верности, мужеству и отваге, устроил курултай с пирами. Осенью того же 1224 г. Чингиз-хан возвращался из западного похода в свод Монголию триумфатором, будучи в то же время в глубокую скорбь. Дело в том, что сравнительно ему стало ведомо, что он, повелитель мира, властелин вселенной, перед смертью — обыкновенный, рядовой человек.
А поведал ему об этом китайский философ-отшельник Чан-чунь. Мы все, живые, явились в этот мир, чтобы уйти в небытие навсегда. Эта грустная истина, и она стара как мир. Однако в каждую эпоху находились люди, которые верил в вечную жизнь, и желали себе бессмертия. Чингиз-хан был из их числа. Небо — вечно, Земля — вечна, время — вечно, а люди смертны. Чингиз-хан не желал принимать мир таким, какой он есть.
Он уверовал в свою исключительность и ожидал, что однажды, что вот-вот Тэнгри ниспошлет ему вечность, и вот случилось так, что как-то раз очевидно, во время пребывания Чингиз-хана в Китае ему доложили об основах даосизма — одном из направлений древнекитайской философии, суть учения которого — поиски вечного счастья, достигаемого десятью добродетелями. Чингиз-хан буквально понял даосское учение о вечном счастье и еще летом 1219 г. Но в начале осени Чингиз-хан отправился со своими ордами покорять западные страны, так что Чан-чуню пришлось совершить долгое путешествие от Китая через Монголию, Уйгурию, Кульджинский край, Семиречье я Мавераннахр до Гиндукуша. Встреча монгольского хана и китайского отшельника, намеченная на осень 1219 г. Описание удивительного путешествия Чан-чуня, сделанное одним из его спутников-учеников дошло до нас. Русскоязычному читателю доступно в переводе Кафарова Архимандрита Палладия. Нижеследующий диалог взят из этого перевода.
Чан-чунъ со своими спутниками-учениками наконец-то прибыл в ханскую ставку, находившуюся то время в четырех днях пути от места переправы через Аму-Дарью; устроился, затем отправился на аудиенцию. Чингиз-хан пригласил его сесть и приказал слугам подать ему кушанье; потом, через переводчика, спросил его: «Святой муж! Чингиз-хан ничем не проявил своего разочарования и только похвалил учителя за чистосердечие и прямоту. Он приказал приготовить две юрты для его помещения, на востоке от ханской. Затем три раза 20, 24 и 28 сентября 1222 г. Чингиз-хан слушал наставления Чан-чуня и приказал записать его речи. Во время всех бесед Чан-чуня с Чингиз-ханом переводчиком служил Ахай, который происходил из каракитаев и был в то время наместником Самарканда.
Наступает осень 1224 г. Чингиз-хан возвращается в Монголию, примирившись с открывшейся ему печальной истиной, что нет средств достичь бессмертия и что единственная форма долгой жизни — старость. Ему 69 — четвертый возраст, осень жизни. Он покидает Дешт-и-Кипчак и едет на восток, чтобы там, в глубине Азии, найти свой конец. Сыновья его возвращаются вместе со своим отцом, кроме Джучи, своенравного первенца, который остается в полюбившихся ему Кипчакских степях, чтобы заняться заботами правления. Все три царевича: Джучи, Чагатай и Угедей, в качестве наместников отца осуществляли свою власть в местностях, составлявших их уделы, строя дороги, возводя мосты и подавляя то и дело, вспыхивающие мятежи. Уделы должны были служить для них только источником дохода и оставаться подчиненными главе империи.
Но положение постепенно менялось. Обширность монгольской державы, удаленность от общеимперского центра на Орхоне вели к тому, что действительной властью была только власть на местах. Династийное начало удельной системы возбуждало у улусных Чингизидов, в распоряжении которых находилась значительная военная сила, стремление сделать свою династию полностью самостоятельной, а улус — независимым владением. С притязанием на государство, независимое от центра империи, первым открыто выступил Джучи, что явилось причиной столкновения между отцом и сыном. Джузджани в своем «Табакат-и Насири», написанном в 1260 г. Джучи настолько полюбил Кипчак, что решил избавить эту страну от разорения. Мой отец, Чингиз-хан, потерял рассудок, сказал он своим приближенным, так как он губит столько земель и изводит столько народу; потому он, Джучи, хочет убить Чингиз-хана во время охоты.
Чагатай, узнав об этом коварном плане, рассказал отцу, который велел тайно отравить Джучи. Чингиз-хан, пишет он, поручил Джучи покорить «северные страны, как-то: Келар, Башгирд, Урус, Черкес, Дешт-и Кипчак и другие области тех краев». Сын не исполнил поручения отца. Чингиз-хан крайне рассердился и вызвал сына в свою орду ставку. Тот ответил, что его постигла кручина болезни, и он не может отправиться в Монголию. Между тем, один монгол из племени мангыт, прибывший из западных границ империи, рассказал, что видел Джучи на охоте у «одной горы». Через 6 месяцев после смерти Джучи, пишет автор «Шаджарат ал-атрак», Чингиз-хан также распростился с жизнью.
Судьба кипчаков К 30-м годам XI века они стали хозяевами всей степи от Иртыша до Волги и в последующие десятилетия начали осваивать Восточноевропейские степи. Под 1055г. Ипатьевская летопись сообщает о первом появлении кипчаков у границ Переяславского княжества.
Кесь, приводили к поочередному заполнению водой то Аральской, то Сарыкамышской впадины.
В первую половину послеледникового времени в низовьях Аму- дарьи преобладало западное направление стока, к Каспию. Это подтверждается стоянками неолитического времени кельтеминарская культура в Присарыкамышской дельте, у берегов озера и вдоль Узбоя. Расцвет неолита совпадает с так называемым климатическим оптимумом послеледниковья — временем более теплого и влажного, чем ныне, климата, а закат — с ухудшением климатических условий. Интересно, что и в истории человека период перехода от неолита к бронзе фиксируется как смутное время кровавых распрей и войн.
В бронзовом веке география поселений в Приаралье дает картину, зеркально противоположную прежней. Теперь археологические памятники обильны на правобережье Амударьи, в непосредственной близости от Арала, а берега Сарыкамыша и Узбоя, на удивление, пустынны. Ушла вода? Возможно, Амударья повернула направо.
Не исключено, что сказалось глобальное иссушение климата, которое на этом рубеже отмечается всюду в Северном полушарии. Есть и третий вариант объяснения: рост поливного земледелия и использование более эффективных бронзовых орудий резко увеличили потребление воды и Узбою перестало ее хватать. В любом случае кризис культуры совпал с кризисом экологии. Возможно, был достигнут предел, который природа поставила человеку, вооруженному деревянной сохой и каменным топором.
Он перешел к металлу, и предел вновь отодвинулся. Эпоха античности примерно с 2,5 тысячи лет назад радует несколько большей определенностью. К нашим услугам письменные свидетельства Геродота, Полибия. Плиния, Страбона, Плутарха и Птолемея, которые хором говорят, что Амударья Окс, по их терминологии впадает в Каспийское Гирканское море.
Очевидно, Узбой вновь функционирует. Судя по расположению археологических памятников, Приаральская дельта была обильно обводнена и уровень моря стоял высоко. Это хорошо совпадает с данными глобальной летописи климата, где античность сопоставляется с периодом некоторого похолодания и увлажнения. Низовья Амударьи в ту пору все еще оставались окраиной цивилизованного мира.
Но именно античность стала эпохой зарождения новой государственности ахеменидов, которая опиралась на высокую культуру орошаемого земледелия. Эта культура как бы по наследству переходит к Кушанскому царству и достигает пика в первые века новой эры. Интересно, что в кушанское время упоминания об Узбое исчезают из письменных источников. Памятников материальной культуры, которые позволили бы говорить о заселенности долины или берегов Сарыкамыша, явно недостаточно.
Некоторые специалисты считают, что именно на этой стадии человек стал решающим фактором перераспределения водных ресурсов Амударьи. Вероятно, оттеснение кушанскими ирригаторами воды на восток для орошения новых дельтовых земель привело к иссыханию Узбоя и обводнению Арала. С этих пор уже не столько человек зависит от прихотей водного режима реки, сколько река зависит от человека. Интересные свидетельства об истории самого начала новой эры дошли до нас благодаря добросовестному труду отца Иакинфа Бичурина и затем академика В.
Китайский посол Чжан-Кань в 138 году новой эры посетил Фергану и записал рассказы о стране Янь-Цай, которая находится далеко к северо-западу и «... Это есть Северное море». В том числе сообщается, что в него впадают «... Здесь мы видим уже достаточно определенное указание на Арал.
Но в целом летописная история этого интервала, особенно европейская, содержит много неясного. Практичный Л. Берг предупреждал еще в 1908 году: «Материалы эти не раз уже были использованы во время споров из- за Узбоя, и каждый в них находил доказательства тому, чего сам хотел: основываясь на показаниях древних, можно доказывать, что Арал был соединен с Каспием, что его совсем не существовало или же что он существовал в том же виде, что и теперь» Берг, 1908, с. Это высказывание полезно иметь в виду и сегодня, когда поднялась вторая после XIX века волна массового интереса к истории Арала, и мы опять переживаем увлечение цитатами из классиков.
По-видимому, Узбой вновь напоминает о себе в середине первого тысячелетия новой эры. Смутное время Великого переселения народов, только что закончившегося заметного иссушения климата, которое ударило по земледельческим оазисам. Кочевники двинулись в Европу, вождь гуннов Атилла грозил обеим римским империям. Гнулась и отступала под натиском «белых гуннов» древняя Индия.
Кушанское царство в Средней Азии не выдержало двойного удара засух и кочевников. С IV века новой эры оросительные системы и города Хорезмского оазиса приходят в упадок. Археологи фиксируют регресс в поливном земледелии, организации государственной власти, в гончарном деле. Вместо элегантной кушанской керамики появляются осколки грубых посудин, вылепленных без гончарного круга.
Минуя разрушенные варварами плотины, воды Амударьи вновь устремляются в Сарыкамышскую котловину и далее в Каспий. Среднеазиатские хроники говорят, что купцы пользовались водным путем для торга между Хорасаном южный Прикаспий и Хорезмом низовья Амударьи. Современные исследователи видят в этом доказательство возрождения Узбоя. Археологические данные свидетельствуют, что Сарыкамыш и Узбой были обводнены в ущерб Аралу.
Войны и связанные с ними разрушения ирригационных систем длились еще несколько столетий. Лишь в 568 году новой эры посланник византийского императора Юстиниана, побывав на реке Оих Окс? Но наиболее полная информация о возрождении моря поступает к нам от арабских историков и географов, появившихся в Приаралье после 712 года новой эры, когда Хорезм был завоеван арабским халифатом. Амударья получила у арабов название Джейхун; в многочисленных хрониках тех лет встречаются упоминания о ее впадении в Курдерское, Джурджанское, Хорезмийское озера.
Масуди середина X века новой эры , его современники Истахри и Ибн-Хаукаль уже уверенно сообщают об огромном водоеме, который принимает воды Джейхуна и Шашской т. Ташкентской, иначе говоря — Сырдарьи реки. Изображение на схематизированных арабских картах, а также указанные расстояния от озера до древних городов позволяют говорить, что в X веке Арал имел примерно те же размеры и очертания, что ныне. Узбой же в это время иссякает.
Историк и географ Макдиси, писавший в конце X века, повествует о народном предании, где говорится про впадение Джейхуна в Каспий. Макдиси относит предание к глухой древности. В это же время великий хорезмиец Аль- Бируни с уважением описывал богатства прежних времен, поражаясь наступившему запустению западной части дельты, где текла многоводная река: «... Итак, на рубеже первого и второго тысячелетий новой эры люди тоже сожалели о былом.
Между тем начинается истинная эра расцвета средневекового Хорезма. Экономическая и политическая стабилизация в державе хорезмшахов позволила восстановить и усовершенствовать систему водного хозяйства. Укрепляется торговля между Средней Азией и Восточной Европой, где быстро растут русские княжества. Торговлю с ними контролируют владетели Приаралья.
Однако в 1219 году после так называемой Отрарской катастрофы, где хорезмийцами был разграблен и уничтожен посольский караван Чингисхана, счастье отвернулось от хорезмшахов. Великий хан не захотел простить обиды, и по его приказу пришла в движение вся кочевая Степь, обрушившая мощь своей конницы на Хорезм. В 1221 году кочевники победили многочисленную, но плохо организованную и слабую духом армию хорезмийцев, убили последнего из шахов и сравняли оазис с землей. Разрушение сложной ирригационной системы в низовьях Амударьи вызвало крутой поворот устьевых протоков реки, и часть ее вод из дельты отвернула на запад, к Каспийскому морю.
По выражению ал-Амари середина XIV века , «... Ургенч Гургандж, Джурджан, ныне — Куня Ургенч очутился между двумя рукавами Джейхуна, похожими на шаровары». Эти два рукава, как свидетельствовали современники, одновременно впадали в Каспийское Хазарское, Гирканское, Хвалынское и в Аральское моря. Такое замысловатое поведение Амударьи, единственной в мире реки, способной впадать сразу в два моря, надолго запутало историю Арала и связанных с ним водоемов.
История Аральской Катастрофы
Отрарская катастрофа | Скачать Реферат | Отрарская катастрофа. |
Отрарская катастрофа | Отрарская катастрофа представляет собой убийство монгольских купцов. |
Каир-хан биография, Правление до 1219 года, Отрарская катастрофа, Нападение монголов и осада Отрара | Это событие в историй получило название "Отрарская катастрофа" и послужило поводом для вторжения Чингисхана на территорию Казахстана и Средней Азии. |
Что такое Аральское море: почему погибло, можно ли его возродить? | Вестник Кавказа | Отрарская катастрофа не только сокрушила великую империю Хорезма, но и сыграла ключевую роль в формировании геополитической карты региона. |
Казахстанские археологи исследуют тайны родного города аль-Фараби | 19 мужчин наши земляки, уроженцы Агрызского района. |
НАШЕСТВИЕ ЧИНГИЗ-ХАНА
Ответ: Отрарская катастрофа – событие, которая имело разрушительные последствия для Чингисхана. Слайд 3Критерии оценивания: Понимает о том, что город Отрар был значительным среди средневековых. Телеграм-канал @news_1tv. Однако в 1219 году после так называемой Отрарской катастрофы, где хорезмийцами был разграблен и уничтожен посольский караван Чингисхана, счастье отвернулось от хорезмшахов.
Тайны древнего Отрара: почему стоит побывать в городище с многовековой историей
Экологическая катастрофа Аральского моря К концу 1980-х годов серьезное снижение уровня воды в Аральском море обернулась многочисленными экологическими проблемами для центральноазиатского региона. Концентрация соли и минеральных веществ значительно увеличилась, в результате чего погибли многочисленные популяции рыб, в том числе осетра и карпа. Рыбный промысел пришел в упадок. С уменьшением Аральского моря климат в регионе стал более засушливым. Началась депопуляция районов вдоль береговой линии озера. Ветер, выдувающий дно иссохшего озера провоцирует пыльные бури в регионе. Поскольку на дне пересохшего Аральского моря находится огромное количество соли и пестицидов поступающих с водами с полей , все они со временем попадают в воздух, загрязняя его. Из-за этого жители близлежащих районов страдают от многочисленных заболеваний, в том числе рака горла, анемии и почечной недостаточности. Остров Возражения в Аральском море Еще одна серьезная проблема в Аральском море - остров Возрождения, который в начале XXI века стал частью материка из-за обмеления озера.
Дело в том, что во время холодной войны на острове действовала лаборатория по испытанию биологического оружия. Эксперименты проводились с различными бактериями, в том числе туляремии, бубонной чумы и сибирской язвы, в качестве подопытных были животные. В конце 1980-х годов на острове были захоронены тонны биологического оружия с возбудителем сибирской язвы. В 1999 году на острове были обнаружены живые споры сибирской язвы, а в начале 2000-х годов специалисты из США провели работу по очищению могильников во избежание заражения территории. Можно ли возродить Аральское море? Попытки восстановить Аральское море периодически предпринимаются как на региональном, так и на международном уровне.
Монголы сжегли город, снесли каменные строения и установили свою власть на этих землях. Для Казахстана Отрарская катастрофа стала настоящим испытанием.
Этот трагический эпизод привел к разрушению городской инфраструктуры и особым трагедиям людских судеб. Тем не менее, жители Казахстана не сдались и продолжили свою борьбу против монгольских завоевателей, которая продолжалась несколько столетий. Сегодня Отрарская катастрофа остается уроком настоящего поколения и напоминает о том, как важно оставаться верным своим принципам и бороться за независимость и свободу своей земли.
Нанесенный ущерб был попросту неизмерим, требовалось срочно исправлять всё то, что вызвали боевые действия. Активно развивалась строительная отрасль, вот только материалы были в дефиците. К ресурсам, имеющим повышенную значимость, отнесли не только нефть и уголь, но и кормовые культуры с хлопком. В период с 50 по 60 годы прошлого столетия произошел запуск программы «Поднятие целины». Сельскохозяйственные отрасли испытывали серьезный дефицит в воде, необходимой для орошения земли. Особые сложности возникали с техническими культурами, включая хлопок. Средняя Азия отличалась малым количеством осадков, а некоторые места и вовсе являлись пустынями.
Но в них можно было растить различные культуры. Главная проблема, а именно отсутствие воды, была решена, но её последствия оказались слишком страшны… Чтобы напитать землю дефицитной влагой, приняли решение о возведении различных ирригационных каналов. Они подпитывались от рек Сырдарья и Амударья. Строительство не заняло много времени, проект реализовали, вода начала поступать в требуемом объёме. Аральское озеро начало испытывать трудности с подпиткой. Распашка земель привела к существенной засухе, превратив ситуацию из критичной в катастрофичную. Наличие проблемы стало понятно уже в 70-е годы. Величественное море начало стремительно убывать, теряя по 10-20 см от своей глубины ежегодно. Ученые, взявшись за голову, выносили на рассмотрение одно предложение по спасению водоёма за другим. Распашка новых земель могла нанести экологии куда больший ущерб.
Из-за чрезмерной опасности многие проекты, так и не реализованные, а свернули на стадии идей. В 90-е годы единый Арал перестал существовать.
Каир хан знал себе цену Каир хан знал себе цену В Отраре, наместником которого был Инальчик, каждый знал что к нему можно обращаться не иначе как Каир-хан, почтительно склоняя главу. Иначе ее головы легко лишиться. Когда в город прибыла монгольская процессия, Каир — хан увидел старого знакомца. Матерый торговец! Прожженный солнцем базаров Востока от Сыгнака до Дели. Инальчик знал его давно. Тогда они сошлись на почве любви к забавам юности, при поминании которых умолкает трость летописца и краснеет луна.. Ох уж эта молодость!
Только беспутный мальчишка способен осушить кубок жизни до дна. Ах, какие невольницы были у индуса! Ах как они плясали Теперь оба разменяли уже пятый десяток. Разве что блеск в глазах напоминал о сбежавшей как те танцовщицы юности. У индуса блеск сохранился. Дорожная пыль - эликсир моложавости. Распахнув объятья, старый проныра рассмеялся Инальчик! Неосторожное слово предрешило судьбу. Каир-хан ценил новые титулы выше старой дружбы. Какой-то… торгаш, барышник, барыга, коммерс аристократы всегда горазды на эпитеты дойным коровам , пренебрег его ханством!
Ничтожество посмело обратиться по имени! К нему! По щелчку повелителя воины схватили купцов. Другие помчались на базар. До окон донеслись крики, звон битой посуды, удары, хрипы, стоны. Инальчик Каир-хан непроницаемо молчал. Власть а особенно ее жажда полностью переменила кипчакского мальчишку, когда то кутившего ночи напролет.
Что такое Отрарская Катастрофа ?
Светило науки - 11907 ответов - 364324 помощи Ответ: Отрарская катастрофа — событие, которая имело разрушительные последствия для Чингисхана. Объяснение: Не секрет, что Чингисхан планировал покорение Средней Азии. Но это было возможно только после покорения государства Хорезмшахов. В этом государстве правил Хорезмшах Мухаммед Отрар — город, который входил в состав Хорезма.
У него было очень большое войско, которое численно превосходило войско Чингисхана в 2 раза — 400 000 человек против 200 000 человек.
Современные исследователи видят в этом доказательство возрождения Узбоя. Археологические данные свидетельствуют, что Сарыкамыш и Узбой были обводнены в ущерб Аралу. Войны и связанные с ними разрушения ирригационных систем длились еще несколько столетий. Лишь в 568 году новой эры посланник византийского императора Юстиниана, побывав на реке Оих Окс? Но наиболее полная информация о возрождении моря поступает к нам от арабских историков и географов, появившихся в Приаралье после 712 года новой эры, когда Хорезм был завоеван арабским халифатом.
Амударья получила у арабов название Джейхун; в многочисленных хрониках тех лет встречаются упоминания о ее впадении в Курдерское, Джурджанское, Хорезмийское озера. Масуди середина X века новой эры , его современники Истахри и Ибн-Хаукаль уже уверенно сообщают об огромном водоеме, который принимает воды Джейхуна и Шашской т. Ташкентской, иначе говоря — Сырдарьи реки. Изображение на схематизированных арабских картах, а также указанные расстояния от озера до древних городов позволяют говорить, что в X веке Арал имел примерно те же размеры и очертания, что ныне. Узбой же в это время иссякает. Историк и географ Макдиси, писавший в конце X века, повествует о народном предании, где говорится про впадение Джейхуна в Каспий.
Макдиси относит предание к глухой древности. В это же время великий хорезмиец Аль- Бируни с уважением описывал богатства прежних времен, поражаясь наступившему запустению западной части дельты, где текла многоводная река: «... Итак, на рубеже первого и второго тысячелетий новой эры люди тоже сожалели о былом. Между тем начинается истинная эра расцвета средневекового Хорезма. Экономическая и политическая стабилизация в державе хорезмшахов позволила восстановить и усовершенствовать систему водного хозяйства. Укрепляется торговля между Средней Азией и Восточной Европой, где быстро растут русские княжества.
Торговлю с ними контролируют владетели Приаралья. Однако в 1219 году после так называемой Отрарской катастрофы, где хорезмийцами был разграблен и уничтожен посольский караван Чингисхана, счастье отвернулось от хорезмшахов. Великий хан не захотел простить обиды, и по его приказу пришла в движение вся кочевая Степь, обрушившая мощь своей конницы на Хорезм. В 1221 году кочевники победили многочисленную, но плохо организованную и слабую духом армию хорезмийцев, убили последнего из шахов и сравняли оазис с землей. Разрушение сложной ирригационной системы в низовьях Амударьи вызвало крутой поворот устьевых протоков реки, и часть ее вод из дельты отвернула на запад, к Каспийскому морю. По выражению ал-Амари середина XIV века , «...
Ургенч Гургандж, Джурджан, ныне — Куня Ургенч очутился между двумя рукавами Джейхуна, похожими на шаровары». Эти два рукава, как свидетельствовали современники, одновременно впадали в Каспийское Хазарское, Гирканское, Хвалынское и в Аральское моря. Такое замысловатое поведение Амударьи, единственной в мире реки, способной впадать сразу в два моря, надолго запутало историю Арала и связанных с ним водоемов. Перс Хамдаллах Казвини в 1339 году свидетельствует, что «... Джейхун, прежде впадавший в Восточное море Арал... Нечто похожее в 1417 году пишет придворный историк султана Шахруха сына легендарного Тамерлана Хафизи-абру: «Река Балх.
Эту реку среди арабов называют Джейхуном, в Хорасане — рекой Амуе, так как в селении Амуе находится место переправы по дороге из Хорасана в Бухару Амуе — современный Чарджоу, переправа находится здесь и поныне. В старых книгах вообще написано, что из Хорезма река течет в Хорезмское озеро; но теперь это озеро исчезло; вода проложила себе новый путь, так что изливается в Хазарское море в месте , которое называется Горледи; другое название этого места Акрича». В этом описании все достоверно. Остров Огурча Акрича и по сей день находится в Каспии неподалеку от устья древнего Узбоя, подле Красноводска. Комментируя запись Хафизи-абру, Л. Берг говорит, что правильнее было бы вести речь не об исчезновении, но об уменьшении Арала после поворота части амударьинских вод к Каспию.
Благодаря прорыву одного из рукавов к западу в это время заполнилась сухая впадина древнего Сарыкамышского озера, расположенного на полпути от Арала к Каспию. Итак, во времена порядка и благоденствия вся вода идет в Арал, а во времена бед и кризисов заполняется Сарыкамыш? Пожалуй, не все так просто. По мнению крупного историка и этнографа Л. Гумилева, экспансия кочевников была предопределена смещением циклональной деятельности из умеренных широт на юг, к Великой Степи. Вызванное этим увлажнение обильный корм для стад!
Оно же, возможно, отразилось в увеличении стока Амударьи и в обводнении левобережной дельты, включая Сарыкамыш. Так что еще вопрос, является ли возрождение Узбоя следствием монгольского нашествия или, наоборот, его косвенной причиной, потому что отражало растущее увлажнение региона. Дело Чингисхана продолжил его последователь Тимур, больше известный среди европейцев как Тамерлан. После пяти его походов на Хорезм, отмеченных нарастающей жестокостью, столица оазиса Ургенч была стерта с лица земли, ее территория распахана и засеяна ячменем. В результате вместо изобильной области «Железный хромец» оставил новообразованную пустыню. Он, несомненно, внес немалый вклад в последующую стагнацию Средней Азии.
Навел порядок твердой рукой. В частности, историки сообщают, что правителей порабощенного Мазандерана Тимур велел доставить в Хорезм на кораблях. Следовательно, водный путь между Каспием и Амударьей существовал. Крах хорезмского оазиса на долгие годы превратил Приаралье в захолустную окраину. Понадобилось более столетия, чтобы жизнь в низовьях Амударьи вернулась к норме. Свято место пусто не бывает, и столичная роль разрушенного Ургенча незаметно перешла к другим городам, среди которых особо выделялась могуществом Хива.
Постепенная реставрация ирригационных сооружений вновь отобрала воду у Сарыкамыша и направила к Аралу. Море за несколько последующих столетий не переживало серьезных изменений, колеблясь с амплитудой в 1,5—2 метра около современного уровня. Что же касается Сарыкамыша, то он быстро деградировал. Если в 1558 году английский комментатор Дженкинсон отмечал его полноводность и даже принял за пресноводный залив Каспия, то начиная с XVII века упоминаний об озере практически не остается. Независимое подтверждение дает и Абулгазихан 1603—1663 , который в «Истории татар» пишет, что в первой половине XVI столетия весь путь от Хорезма до Абдульхана теперь это место называется Балханскими горами на берегу Каспия был покрыт селами, потому что «... Амударья, пройдя под стенами Ургенча, текла...
Однако, по его словам, уже в 70-х годах XVI века «за 30 лет до моего рождения» Амударья «... Море Сыра Сырдарьи , несомненно, Арал. Следовательно, со второй половины XVI века общие черты географической карты приобрели вид, близкий к современности. Узбой прекратил свое существование. Объясняя, почему Узбой иссяк, Дженкинсон пишет: «Вода, которой пользуется вся эта страна, берется из канав, проведенных из реки Оксуса к великому истощению этой реки; вот почему она не впадает больше в Каспийское море, как в минувшие времена. В недалеком времени вся эта страна будет, наверно, разорена и станет пустыней из-за недостатка воды, когда не хватит вод Оксуса».
Берг так резюмирует средневековую историю аральского бассейна: «Сопоставляя данные Абулгази с ранее известными нам сведениями, мы приходим к выводу, что до начала XIII века Амударья впадала в Аральское море, затем после монгольского нашествия 1221 г. Во второй половине XVI в. Более поздними археологическими исследованиями С. Толстова, А. Андрианова и геоморфологическими работами А. Кесь был подтвержден факт прорыва Амударьи к западу, через Сарыкамыш и Узбой к Каспию.
С середины XVII столетия, когда Абулгази-хану удалось сформировать мощное Хивинское ханство, оттеснив Ургенч, положение в Сарыкамышской дельте стало особенно трудным. В многовековой борьбе за власть узбекские и туркменские феодалы, а также вовлеченная в конфликты Бухара постоянно держали в поле зрения главный хозяйственный козырь — воду.
Внимательное изучение данных Джувайни позволяет уточнить родоплеменной состав этих народов. Джувайни рисует очень сложную картину политической обстановки в Южном Казахстане. Он называет три основные силы, действовавшие в Казахстане перед монгольским нашествием: кипчаки в Центральном Казахстане, каракитаи в Южном Казахстане и государство хорезмшахов. Джувайни сообщает о значительном количестве городов, существовавших на территории Казахстана в домонгольское время. Таковы сведения о Дженде, Кайалыке, Баласагуне и т. В «Тарих-и джахангушай» подробно рассказывается о завоевании монголами Казахстана, [108] преимущественно Южного. Джувайни шаг за шагом прослеживает отдельные этапы завоевания Казахстана, описывает военные действия и приемы монгольской дипломатии.
Джувайни рассказывает о выделении Чингиз-ханом своим сыновьям улусов в составе Монгольской империи и, в связи с этим, о разделе территории Казахстана между улусами трех его старших сыновей. Чем старше был сын, тем дальше от Монголии находился его улус. Старшему сыну Джучи достались земли от Иртыша до Каспийского и Аральского морей, второму сыну Чагатаю — земли Семиречья, Угэдэю — земли Тарбагатая, а младшему Тули — собственно Монголия. В сочинении имеется немало ценных известий по истории Казахстана в составе этих улусов уже после смерти Чингиз-хана. Сочинение Джувайни имеет также огромное значение и для изучения таких проблем, как социально-экономические отношения, идеология, этнический состав населения Казахстана. Сочинение Джувайни было использовано Рашид ад-Дином, Вассафом и через посредство последних или непосредственно почти всеми последующими историками средневековья — персидскими, арабскими историками и историками, писавшими на тюркских языках. Это и прямое заимствование значительных частей труда Джувайни, дословное и нередко без указания источника, и цитирование, и пересказ, и перевод и т. Так, например, одним из хронистов средневековья, заимствовавшим значительные отрывки из «Истории покорителя мира», был знаменитый Мирза Мухаммад Хайдар доглат, автор «Тарих-и Рашиди» «Рашидова история» , прямо указавший источник, из которого он заимствовал сведения [3]. Существует уже довольно длительная традиция изучения «Тарих-и джахаигушай» в западноевропейском, русском и советском востоковедении.
Оригинальный текст «Тарих-и джахангушай» на персидском языке был издан Мирзой Мухаммадом Казвини в трех томах в 1912—1937 гг. Бойлем был сделан английский перевод, опубликованный в 1958 г. Естественно, перевод этого источника на английский язык имеет большую ценность, так как теперь специалистам, не владеющим персидским языком, стала доступной вся хроника Джувайни. Приходится, однако, констатировать, что издание Бойля — это скорее пересказ и толкование оригинального персидского текста, чем перевод, если оценивать проделанную Бойлем работу в соответствии с требованиями и современным уровнем востоковедной филологии. Тем не менее самоотверженный труд иранского и английского ориенталистов заложил, наконец, прочный фундамент подлинно научного освоения историографического наследия Джувайни. Количество работ, в которых труд Джувайни привлекался для решения каких-либо частных вопросов, не поддается учету. Приходится, однако, констатировать, что на русский язык «Тарих-и джахангушай» полностью не переводился. Публиковались только переводы отрывков по случаю, опубликовано также несколько специальных подборок извлечений на русском языке в таких изданиях, как «Материалы по истории туркмен и Туркмении» [6], «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды» [7] и др. Это издание, вероятно, будет иметь важное значение и для историков Казахстана.
Публикация подборки известий о Казахстане не предпринималась.
Некоторые западные ученые также считают, что произошедшие здесь природные катаклизмы - это результат гуманитарной катастрофы, унесшей жизни миллионов невинных людей и уничтожившей главные очаги культуры на планете. Возможно, Аральское море - это уникальное явление, чутко реагирующее на боль и страдание народов, ведь за последнее тысячелетие это море высыхало дважды: в первый раз в XIII в. В то же время массовое уничтожение наиболее цивилизованной части человечества — жителей городов и сел Мавераннахра и Хорасана в XIII в. Исследования ученых Некоторые ученые разделяют мнение о том, что «вследствие опустошений, произведенных монголами в Хорезме и сопровождавшихся разрушением плотин, по крайней мере, часть вод Амударьи, направившись к юго-западу проложила себе путь к Каспийскому морю и что прежнее направление реки было восстановлено только в XVI в. О нескольких городах и селениях левого берега говорится, что они были затоплены водой; такой же участи подверглась столица области Гургандж». А теперь обратимся к сочинению персидского историка и географа XIV в.
Так как это море не соединено с другими, вода затопила острова и часть материка для уравнения прихода и расхода». Заметим, что в другой книге этого же автора «Тарихе Гузида», написанной чуть раньше его географического сочинения, он рассказывает о бегстве Мухаммада Хорезмшаха в этот самый остров Абескун на Хазарском море. Через некоторое время Хорезмшах на этом острове скончается и там будет похоронен. Через пару лет сын Хорезмшаха Джалаладдин вернувшись из Индии перезахоронит прах отца из острова Абескун в иранскую крепость Ардаган. Отсюда следует, что остров Абескун к моменту смерти Хорезмшаха, или к 1220 году еще не был затоплен водой, и на острове проживали люди. Изменение русла реки Аму Дарьи произошло после захвата города Ургенч и его затопления монголами в 1221 году.
1218. Поход на Каракитай. Отрарская катастрофа
Напав на Китай в 1211—1215 гг. В 1217 г. Чингисхан направил в Жетысу, которым владел найманский хан Кучлук, войско во главе с Джебе-нойоном. Прибыв сюда, нойон объявил свободу религии, а найманский хан Кучлук, наоборот, запретил отправление мусульманских обрядов местным населением. Используя эту обстановку, вызванную межрелигиозным противостоянием, в 1218 г. Джебе-нойон объявил указ, по которому монгольским воинам запрещалось грабить местное население, поэтому сопротивления монголам в Жетысу не было оказано. Город Баласагун сдался без боя, за это монголы его прозвали «Гобалык» — «Кроткий».
Поводом к нападению на юг Казахстана и Среднюю Азию стала «Отрарская катастрофа». В 1218 г. Чингисхан отправил в Отрар торговый караван, состоявший из 500 груженных товарами верблюдов, в нем было 450 человек. Заподозрив купцов в шпионаже, правитель Отрара Каир хан приказал убить их и разграбил караван. Чингисхан потребовал от Хорезмшаха Мухаммада выдачи Каир-хана, но Мухаммад убил монгольского посла. Это стало поводом для развязывания войны.
В 1219 г. Тумены под предводительством его сыновей Чагатая и Угедея осадили Отрар, а другое войско под командованием старшего сына Чингисхана Жошы Джучи ушло дальше для захвата городов в нижнем течении Сырдарьи. Сам Чингисхан с младшим сыном Тулуем с основными силами войск пошел на Бухару. Население Отрара сопротивлялось в течение 6 месяцев. Только из-за предательства хорезмского военачальника Караджа-Хажиба, присланного шахом Хорезма на помощь Отрару, открывшего ворота города монголам, он пал. Монголы жестоко расправлялись с горожанами.
Также в течение трех месяцев оказывал сопротивление монголам город Сыгнак, а Ашнас — в течение 15 дней. В 1219—1220 гг. Монгольское нашествие стало величайшим бедствием для Казахстана. Города и поселения Жетысу и Южного Казахстана были опустошены.
На кадрах река и дорога стали единым целым, поток перетекает через проезжую часть, угрожая размыть трассу. Проехать опасный участок на легковушке невозможно, где асфальт, а где трясина непонятно. Водители останавливаются и помогают тем, кто неосторожно провалился в пучину.
Для американцев была продумана культурная программа, один из пунктов которой было посещение Отрара. Дело было жарким летом. Так вот, группа уехала, а мы с ужасом ждали — вернутся ли наши неподготовленные гости живыми? Ведь на территории городища — ни деревьев, ни хоть какой-нибудь тени… Не хватит ли там изнеженных американцев солнечный или тепловой удар? В общем, сидим в холле, вооружившись холодными напитками, ждем, трепещем… Но вот, возвращаются. Да уставшие, да измученные. Припали к напиткам, как потерпевшие… Но, знаете, какую первую фразу вымолвила одна американка? Мы тогда даже возгордились. Но потом устыдились. Он был Своим городом и для земледельцев, и для кочевников-скотоводов. Это объясняется его особым географическим положением. При впадении Арыси в Сырдарью он являлся центром большого земледельческого района. А вблизи предгорий Каратау располагалась одна из опорных крепостей кочевников. В общем, Отрарский оазис или округ Отрар-Фараб всегда занимал на юге Казахстана важное «узловое» значение на Великом Шелковом пути… Возникновение Отрара как населенного пункта относится к первым векам нашей эры — значительно ранее начала 9-го века, когда он был впервые упомянут в письменных источниках. Первые раскопки в Отраре предприняли члены Туркестанского кружка любителей археологии из Ташкента в 1904 году. Они сразу же собрали небольшую коллекцию керамики, древних кирпичей и несколько десятков медных монет.
Он принадлежал к родственникам Туркан-хатун, матери султана, и стал известен под прозвищем «Кайр-хан». В группе купцов был один индус, который в прошлые дни имел с ним знакомство; Иналчук по принятому [им] обычаю приглашал его к себе, тот же, возгордившись величием своего хана [Чингиз-хана], не проявлял к нему [должного] уважения. Кайр-хан на это сердился, да кроме того он позарился и на их [купцов] добро. Задержав их, он послал посла к султану в Ирак с уведомлением о [караване Чингиз-хана и о] положении [купцов]. Хорезмшах, не послушавшись наставлений Чингиз-хана и не вникнув глубоко, отдал приказ, допускающий пролитие их крови и захват их имущества. Он не понял того, что с разрешением их убийства [букв, крови] и [захвата их] имущества станет запретной жизнь [его собственная и жизнь его подданных]. Кайр-хан, согласно приказу [султана], умертвил их, но [тем самым] он разорил целый мир и обездолил целый народ. Одному из шпионов Чингис-хана удалось спастись. Через некоторое время Мухаммед получил от Чингисхана письмо, в котором тот потребовал, чтобы Хорезмшах привел в ставку монгольского хана виновных в смерти монгольских купцов, и дал понять, что если это требование не будет выполнено, начнется война. Мухаммед, считая, что Каир-хан сам в состоянии справиться с монголами, никак не отреагировал на это требование. Нападение монголов и осада Отрара В сентябре 1219 монгольское войско, состоявшее из 150 тысяч человек, подошло к Отрару. Осадой города занялись Чагатай, Угэдэй, Субэдэй и другие военачальники. Каир-хан с 50-тысячным войском занялся обороной города.
Презентация, доклад по истории Казахстана на тему Отрарская катастрофа.
Операция Израиля в городе Рафах усугубит гуманитарную катастрофу в секторе Газа, ООН выражает серьезную обеспокоенность действиями еврейского государства. Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф, согласно постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 22 апреля 1993 года. Он предложил построить систему аварийного водоотведения, чтобы избежать катастрофы.
Остались вопросы?
Почему войска Чингиз хана не могли захватить город Отрар в течение шести месяцев? | Аральское море, некогда четвертое на планете по величине озеро, сегодня представляет огромный интерес для экологов из-за стремительного иссушения. Что такое Аральское море и. |
Гиссарская катастрофа | Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф, согласно постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 22 апреля 1993 года. |
Отрарская катастрофа: причины, последствия, предотвращение | В Отраре, наместником которого был Инальчик, каждый знал что к нему можно обращаться не иначе как Каир-хан, почтительно склоняя главу. |
Отрарская катастрофа: трагическая страница в истории Казахстана
НАШЕСТВИЕ ЧИНГИЗ-ХАНА - | Оборона Отрара держалась исключительно на действиях войск хорезмшаха, часть отрарцев была на стороне Чингисхана. |
Отрарская катастрофа. Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»? | Отрарская катастрофа – событие, которая имело разрушительные последствия для Чингисхана. |
Отрар – город, где решилась судьба мусульманского мира | Исламосфера | В 1218 году здесь был уничтожен торговый караван, направленный Чингисханом, который после «Отрарской катастрофы» предпринял поход на Запад. |
Великая монгольская война. Часть 3. Отрарская катастрофа | Он отметил, что Чернобыльская катастрофа стала грозным предупреждением человечеству об опасности неосторожного обращения с атомной энергией. |
В ООН считают, что операция Израиля в Рафахе только усугубит катастрофу в Газе
Но это было возможно только после покорения государства Хорезмшахов. В этом государстве правил Хорезмшах Мухаммед Отрар — город, который входил в состав Хорезма. У него было очень большое войско, которое численно превосходило войско Чингисхана в 2 раза — 400 000 человек против 200 000 человек. Поэтому Чингисхан решил покорить это государство иным образом — он отправил 500 верблюдов, каждый из которых были нагружены подарками. Вместе с верблюдами он отправил сопроводительное письмо, в котором назвал хорезмшаха «любимым сыном» - предлагал ему дружбу.
В арабских источниках город называется Фараб. Первые поселения на месте города возникли в VIII веке.
Переверните карточки групп и увидете теперь, что ваши группы называются: 1 группа: Отрар 2 группа: Фараб 3 группа: Тарбанд 4 группа: Турар - Найдите взаимосвязь в названиях ваших групп. Это название одного из древних городов Казахстана. Например: Название нашей столицы менялось на протяжении многих лет: Целиноград-Акмола - Астана - Нур - султан с 20 марта 2019 года Работа с картинами сходства и различия Какую связь вы видите между этими картинами? Почему сейчас этот город сильно изменился? По вашему мнению какие события повлияли на это? Давайте с ними познакомимся.
Работа с текстом. Прочитайте текст на стр. КО: Оценивает вклад жителей Отрар в сохранении города. Вопросы по тексту: 1. Почему Кайрхан приказал убить торговцев? На что повлияло в будущем это событие Отрарская катастрофа?
Кому велел захватить Отрар Чингиз хан? Сколько время отряд Кайрхана оборонял города Отрар? Как можно оценить героизм народа Отрар?
Эксперименты проводились с различными бактериями, в том числе туляремии, бубонной чумы и сибирской язвы, в качестве подопытных были животные. В конце 1980-х годов на острове были захоронены тонны биологического оружия с возбудителем сибирской язвы. В 1999 году на острове были обнаружены живые споры сибирской язвы, а в начале 2000-х годов специалисты из США провели работу по очищению могильников во избежание заражения территории. Можно ли возродить Аральское море? Попытки восстановить Аральское море периодически предпринимаются как на региональном, так и на международном уровне. В 1993 году странами Центральной Азии был создан Фонд спасения Аральского моря, который осуществляет проекты по улучшению экологической ситуации в регионе.
В 2005 году Казахстан при поддержке Всемирного банка осуществил проект по изменению русла Сырдарьи, что обеспечило некоторую стабилизацию уровня воды в Северном Аральском море до 2011 года. В 2019 году Европейский инвестиционный банк собирался вложить 100 млн евро в восстановительные проекты Узбекистана, однако инициатива была отложена. В целом, крупные инвесторы опасаются вкладывать деньги в масштабные трансграничные проекты, успех которых невозможно гарантировать. Что сейчас с Аральским морем? Несмотря на многочисленные попытки восстановить Аральское море, большая часть региона по-прежнему страдает от экологической деградации среды, а также социально-экономических последствий иссушения озера. В 2023 году, правда, впервые за десятилетие уровень воды в водоеме увеличился, а в 2024 году Казахстан, Узбекистан, а также Туркменистан и Таджикистан планируют обеспечить для Аральского моря более 1,5 млрд кубометров воды. Трагедия Аральского моря, вызванная неэкологичными методами ведения сельского хозяйства, сегодня считается одной из самых серьезных экологических катастроф в мире, спровоцированных человеком. Читайте нас в.
Интерес к восточному мыслителю прививается в разных формах. Одна из таких — археологические раскопки по следам пребывания «Второго учителя человечества» после Аристотеля , как именовали аль-Фараби современники. В канун Дня археолога — профессионального праздника, отмечаемого 15 августа историками-изыскателями России, Казахстана и Белоруссии — расскажем подробности об этих уникальных изысканиях. Город-герой Отрар Место рождения мыслителя было известно ещё в древности, поскольку научные изыскания аль-Фараби получили признание уже в Средневековье. Так, географ Ибн Хаукал, написавший через 27 лет после смерти аль-Фараби «Книгу путей и государств», указал город Фараб-Отрар, где родился учёный: «Из него происходит Абу Насра аль-Фараби, автор книг по комментированной логике, восходящей к книгам древних авторов. В этом он авторитет для всех, кто творил в наше время, в нашу эпоху и в наши дни».
Другой восточный писатель Ибн Халликан, автор книги «Даты кончин знаменитых людей и сведения о сынах времени» дал жизнеописание Абу аль-Фараби, указав в своём сочинении, что «прославленный философ, автор трудов по логике и музыке, а также по другим наукам, являющийся крупнейшим философом мусульман, и нет среди них [никого], кто бы достиг его ранга в науках... Таким образом, средневековый город Фараб-Отрар, где родился Абу аль-Фараби, располагается на юге современного Казахстана при впадении реки Арысь в Сырдарью ныне это Туркестанская область. Кожа Кожа, работающий главным научным сотрудником Института археологии Международного казахско-турецкого университета им. Ходжа Ахмеда Ясави. Ныне городище Отрар занимает площадь более 250 га. В центре развалин выделяется пятиугольный в плане бугор высотой 15-18 метров.
Археологические исследования показали, что нижние слои городища относятся к первым векам нашей эры».