Семейное образование vs. домашнее обучение или обучение на дому: в чем разница Как перейти на другие формы обучения или образования Плюсы и минусы семейного образования и домашнего обучения Что нужно, чтобы ребенок учился дома Как понять.
Без школьного звонка: плюсы и минусы семейного обучения
Дистанционное — подходит для самостоятельных детей, как правило, для старшеклассников, которые могут сами организовать свой учебный процесс, умеют самостоятельно учиться. Каждая из перечисленных форм имеет особенности, свои плюсы и минусы. Фото из открытых источников интернета Семейное образование В нашей статье мы подробно остановимся на форме семейного образования, поскольку с приходом пандемии эта форма обучения стала как никогда актуальной. Многие взрослые, ощутив все плюсы удаленной работы, узнали, что и дети имеют возможность вместе с родителями выбирать, как они хотят учиться. Как перейти на семейное обучение Чтобы перейти на семейное обучение, нужны следующие документы: Уведомление органов местного образования о смене формы обучения. Документ составляется в произвольной форме.
Желательно, что вы отметили в нем, что решение о переводе принималось с учетом мнения ребенка. Заявление об отчислении из общеобразовательной школы, которое пишется на имя директора. После того, как администрация школы примет ваше заявление, вы заберет из школы личное дело ребенка, справки об обучении, аттестации и прочие документы. Заявление о прохождении аттестаций — подается в образовательную организацию, где планируете сдавать аттестации. Это может быть та же школа, в которой ребёнок обучался очно.
Но в этом случае вы все равно должны будете сначала отчислиться из нее, а затем снова прикрепиться. В заявлении должна быть просьба зачислить ребёнка в школу в качестве экстерна с возможностью посещения лабораторных и практических занятий по некоторым предметам если это понадобится , пользования библиотекой и, конечно, сдачи промежуточных аттестаций по согласованному графику. Фото из открытых источников интернета Договор об аттестациях — заключается по желанию родителей со школой, в которой будут проходить аттестации. Это важный документ, который в будущем защитит вас и вашего ребенка от проблем. В документе обычно прописываются условия прохождения аттестаций, права и обязанности обеих сторон, в частности: график экзаменов, контрольных работ; перечень предметов и тем, по которым будут проводиться аттестации; формы экзамена по каждому предмету тест, контрольная, реферат, устный ответ и т.
Также в договор об аттестациях вы сами можете добавить условия, которые кажутся для вас значимыми. Например, можете перенести дату аттестации на удобное для вас время. Заявление на возмещение затрат Если ребенок будет проходить аттестации в школах в Свердловской, Ульяновской областях или в Пермском крае, то его родители могут рассчитывать на компенсацию за семейное образование. В зависимости от региона определяется, кто выплачивает компенсацию — образовательная организация, к которой прикреплен ребенок, или органы управления образования. Например, в Свердловской области заявление на возмещение затрат на семейное обучение подается в школу.
Также родителей могут попросить заключить договор, где будет прописан размер компенсации и порядок ее выплаты. Такой документ для домашнего обучения является более полным, ведь в нём чётко определены права и обязанности родителей и организации, которая будет ее выплачивать.
Гузель многодетная мама, которая воспитывает детей в форме Семейного Образования.
В каком случае семейное обучение — верный выбор? Есть ли минусы?
Такую форму обучения выбирают семьи, которые часто переезжают, путешествуют или живут заграницей. Конечно родители переводя своего ребенка на семейное обучение должны продумать все до мелочей! Понять насколько нужна такая форма обучения. Обязательно спросить мнение дочери или сына! И только потом переходить к действиям!!! Компенсация за семейное обучение Так как на любого ребенка, который учится в школе государством выделяются деньги, то логично было бы получать компенсацию за семейное обучение. Ведь ребенок не пользуется учебниками школы, его не учат учителя, он не сидит за партой и т.
А на практике все далеко не так! Выплачивать компенсацию или нет решают власти на местном уровне. И только несколько областей, а именно: Омская, Свердловская и Пермский край решили утвердить данную выплату. Остальные регионы не выплачивают компенсацию. Они имеют право, но обязанности у них такой не имеется. Если Вы проживаете в области где компенсацию все таки выплачивают, но прикрепились к школе в другом регионе, то выплата Вам будет не положена! Чтоб родителям оформить компенсацию необходимо со школой заключить договор о размере выплат и прописать как, и когда данная компенсация будет выплачиваться. Это если Вам повезло жить в одной из областей, где местные власти заботятся о детях, которые учатся на семейном образовании. Домашнее обучение — что это Домашнее обучение или надомное — самостоятельной формой не является.
Это вынужденная мера! На домашнее обучение переходят по состоянию здоровья ребенка, когда нет возможности посещать школу! Более подробно о всех формах школьного обучения можно почитать здесь. Ребёнок зачислен в школу, в определенный класс, но обучается на дому! К нему приходят учителя из школы, проводят занятия и контрольные работы. План обучения составляется индивидуально, в него входят только основные предметы школьной программы. Вся ответственность за обучение ложится целиком и полностью на школу. Но родители должны понимать, что школа очень хорошего образования в домашних условиях не даст. Нужен контроль за знаниями ребенка.
Перейти на домашнее обучение можно строго по медицинским показаниям, заключение даёт психолого-медико-педагогическая комиссия ПМПК. Переходят на домашнее обучение в случае, если ребенок нуждается в длительном лечении.
Первый вопрос, обращаемый к нам: «Вы с женой, наверное, педагоги? Хотя, дело не в этом.
Выучить детей на «отлично» может родитель, не имеющий высшего образования. А уж курс начальных классов осилит с ребенком практически каждый. Педагогический навык естественен для пап и мам. Любой из родителей для своих детей — природный учитель и педагог.
Особенно теперь дистанционное образование перестает быть экзотикой. При желании легко можно получить самую разную информацию. Специализированные порталы предлагают видеоуроки на любой класс и предмет, обсуждения на интернет-форумах «семейников» проясняют какие угодно нюансы. Сохранится ли в будущем школа в своем привычном виде, мы не знаем.
Ясно, что роль школьного учебника и пересказа его содержания учителем в классе уже не столь велика. Возможности для самообразования ширятся с каждым днем. Меньше да лучше Одно из открытий, которые делает для себя родитель, решившись на семейное обучение: школьный курс относительно невелик. Сильный ученик почти не заметит времени, затраченного на учебу и ежегодные аттестации.
Наши дети звезд с неба не хватают — им, увы, слабовато дается математическое, абстрактное мышление. И, несмотря на это, две трети предметов они могли бы сдавать в режиме «два класса за год». Вопрос, для чего? Вундеркинды, поступающие в ВУЗ в 12-летнем возрасте, с точки зрения педагогической пользы, — достижение весьма специфическое.
Однако аттестационные требования не содержат в себе ничего сверхъестественного. Особенно в пересчете на длиннейший одиннадцатилетний период, в который дитя плюшевым зайчиком переступает порог первого класса, а встает из-за парты 17-летним, созревшим молодым орлом. От занятий в таком необыкновенно обширном объеме можно было бы, честно говоря, ждать и более впечатляющих результатов. Школа ужасно громоздка.
Ненормальная скученность в классах по тридцати и более человек исключает индивидуальную работу. Различие в способностях и показателях успеваемости разных детей вынуждает педагога устанавливать планку преподавания на уровне среднем и ниже среднего. Классно-урочная система — плод мучительного компромисса, напоминающего известную сказку о дюжине шапок, пошитых из одной овчины. Черепашьим шагом движется учебный процесс, дожидаясь, пока до самых слабых дойдет содержание прописных истин.
Экстернат — это распорядок, больше напоминающий занятия студента-вечерника или студента-заочника: самообразование, консультации, экзамен или контрольная. Загруженным выдается окончание учебного рода. Половина апреля и май в нашей семье — школьные месяцы, в остальное время освоение общеобразовательных предметов проходит как бы само собой, без особого напряжения. Научить учиться Сесть и сделать пять-семь уроков русского и по половине раздела географии и истории — это нормально, в самый раз!
Новые темы наши дети разбирают без участия старших, исключение составляет лишь английский язык. Периодического просмотра родителя требуют проблемные дисциплины. Этот распорядок постепенно отлаживался у нас в первые годы, ведь для начала следует научить ребенка учиться. На первых порах домашний ребенок слабо осознает необходимость ехать в чужое место и отвечать на вопросы строгой чужой тети.
Семейное обучение: плюсы и минусы
Что стоит предусмотреть заранее, чтобы вам было комфортно? А кому совершенно не подходит? Помните, что перевести ребёнка на Семейное Образование вы можете в любое время.
Как результат, подростки начинают курить, употреблять алкоголь, хулиганить. Очень распространенная проблема, которая часто просто замалчивается детьми. При этом она негативно отражается на их психическом состоянии, успеваемости. Низкое качество преподавания.
Во многих школах большие классы, преподавательский состав с разным опытом подготовки. Это приводит к тому, что дети просто не могут раскрыть свой потенциал. Особенно остро стоит проблема в области точных наук. Но как быть в такой ситуации, ведь и совсем без учебы не обойтись? Многие сегодня используют два удобных альтернативных метода. Это домашнее и семейное обучение.
В этом материале мы расскажем про их особенности, преимущества и недостатки. Что такое домашнее обучение В первую очередь стоит понять, что именно подразумевается под «домашним» обучением. Здесь есть два направления — надомная и дистанционная подготовка. Рассмотрим каждое из них подробнее. Надомное обучение Этот формат используется для детей, которые страдают серьезными заболеваниями. Надомное обучение не является самостоятельной формой, к ребенку домой ходят учителя, которые работают в школе или получают там зарплату.
При этом используются стандартные общеобразовательные программы, по которым ученик проходил программу бы и в самой школе. Там конкретизируется и перечень заболеваний, которые дают право на такую подготовку. К примеру, если ребенку нужно делать инъекции по строго установленному графику, либо он может передвигаться только на коляске, а в школе не предусмотрено оснащения для этого. Допустимость подобного обучения в каждом конкретном случае рассматривается индивидуально. Требуется подготовить перечень медицинских документов, на основании которых будет выпущен приказ о переводе ребенка на надомную форму обучения. У программы есть свои положительные и отрицательные стороны.
К преимуществам относятся такие, как: Обеспечение доступности обучения в стандартной школе для детей, у которых есть различные заболевания.
Есть ли минусы? Что стоит предусмотреть заранее, чтобы вам было комфортно? А кому совершенно не подходит?
Это об этом речь. Смотря какие правила игры принимать. Если принимать их правила игры, естественно, они будут в приоритете, они докажут свою точку зрения. Но у нас есть свои правила. Константин Мацан: — Когда вы говорите про правила игры, вы, видимо, имеете в виду, что отрицание Библии, отрицание религиозного мировоззрения...
Евгений Ковалев: — Как один из вариантов. Константин Мацан: —... То есть я сначала решил, что Бога нет, а после этого я нахожу этому подтверждение в теории эволюции, в том-то, в том-то. Но логика такая. Я не верю в Бога потому, что я биолог. А я сначала почему-то не верю в Бога, а дальше, если я изначально решил, что Бога нет, то я Его нигде и не обнаруживаю в научном исследовании. Евгений Ковалев: — Да, да. А если говорить про химию, то есть тоже поле... Никто не говорит, что здесь все гладко, что мы все можем разложить.
Я просто считаю, что если человек хочет серьезно познать, то это тема для многолетнего исследования внутреннего исследования. Причем, вы правильно сказали, сначала какая-то позиция принимается, потом я ее доказываю. Если ты ищешь, то ты честно ищи, принимай то и другое, это равноправные аргументы. Есть та же теория по химии — космическая теория прохождения элементов. Константин Мацан: — Что это за теория? Евгений Ковалев: — Есть некая теория, которая объясняет, какие химические элементы зародились изначально, по спектральному анализу звезд, по спектральному анализу космических тел, комет изучается состав химических элементов, по периоду полураспада изучается возраст элемента. У каждого элемента есть свой период полураспада, он может существовать какое-то определенное время, потом превращается в другой химический элемент. Это уже радиофизика или радиохимия называется направление. Здесь вопрос о том, насколько можем доверять этому методу исследования.
Насколько этот метод совершенен, насколько в нем все идеально? И тут сразу одно, другое цепляется, поэтому тут тоже нет такой уверенности, что это точка и это истина. Константин Мацан: — А нужно ли в принципе, как вам кажется, пытаться через какие-то научные данные, будь это данные физики, химии, биологии или геологии, как бы оправдать библейский текст. Нужно ли пытаться показать, что есть библейский текст и ничто, если мы посмотрим на данные биологии или химии под таким углом, ничто не будет ему противоречить. Не получается ли тогда, что мы сомневаемся в библейском тексте изначально, но его оправдываем, и тем самым его принижаем. Или, грубо говоря, религия про то, зачем существует мир, в чем смысл жизни, наука про то, как мир устроен. И это не взаимоисключающие плоскости, а взаимодополняющие пути познания мира. Евгений Ковалев: — И да и нет, тут сложно. С одной стороны, мы не можем Библию считать просто историческим документом.
Я не силен в этом именно понимании библейских текстов, но, слушая радио ВЕРА, я вспоминаю много передач, где одна из... Константин Мацан: — Да, археологическое. У нас есть программа «Тайны Библии», где этому все посвящено. Евгений Ковалев: — Тут можно сказать, что да, Библия об одном, а наука о другом. А потом оказывается, что они сходятся где-то. В этом все и дело, что наука тоже развивается, и будет развиваться, и какие-то точки ставить здесь вообще нельзя. Есть такой принцип в методологии научного познания, что чем больше мы знаем, тем больше мы не знаем. И соответственно, это открывает новые вопросы, в том числе и касаемо... Я помню, был один мастер-класс учителя физики, что такое точка.
Он пытался дойти, что есть точка. Он приблизил до квантов, а там оказалась не точка, там линия. Потом, а может точка в макромире, а ее тоже нет в макромире. То есть вообще все не так просто, как кажется на самом деле. Невозможно, как хотят, есть такое выражение «Бога за бороду ухватить», а не получается у науки это сделать. Поэтому это противостояние, искусственное, как мне кажется, и будет. Константин Мацан: — Мы вернемся к нашему разговору после небольшой паузы. Не переключайтесь, мы скоро вернемся. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья.
В студии у микрофона Константин Мацан. Теперь хочу вас про этот Центр семейного образования спросить, потому что в самом этом выражении — Центр семейного образования «Русская классическая школа» — в комментарии нуждается каждое слово. Что такое семейное образование? В чем особенность русской школы и классической школы? Все эти три элемента нуждаются в комментарии. Евгений Ковалев: — Хорошо. У нас такое интересное название нашего центра. Во-первых, почему Центр семейного образования? Мы занимаемся поддержкой тех детей, которые выбрали семейную форму обучения.
Согласно федеральному закону об образовании одной из форм получения образования у нас в настоящее время является семейная форма.
Школа/Домашнее обучение/Семейное образование. Плюсы и минусы. МОЕ МНЕНИЕ
Специалисты управления образования рекомендуют родителям, если они выбрали семейную форму, проходить аттестации на базе наших муниципальных учреждений образования, так как в других случаях не всегда удается контролировать процесс обучения и его уровень. Семейное образование дает возможность использовать время ребенка для того, что ему действительно необходимо в его возрасте. В статье собраны основные плюсы и минусы семейной формы обучения. Семейное обучение позволяет гибко распределять время между учебой и другими активностями, адаптируясь к потребностям семьи. Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1-го по 9-й класс) и самообразования (10–11-й классы).
Чем отличается домашнее обучение от семейного обучения
Федеральный закон об образовании допускает семейное обучение, напоминая родителям про ответственность за высокую успеваемость ребёнка, которая полностью ложится на их плечи, и о необходимости проходить обязательную аттестацию. Плюсы семейного образования – сохранение темпов получения знаний без негативных последствий для психического и умственного развития. Можно перейти на семейное обучение, чтобы совсем не ходить школу. Семейное образование — это обучение дома, но формат может быть любым. Плюсы семейного обучения. Многие семьи, которые уже опробовали семейное обучение, отмечают хорошую результативность этой формы обучения, по сравнению со школьным образованием. В России семейную форму образования законодательно закрепили в 2012 году.
Меньше общения и больше свободы. Родители – о семейном образовании
Когда необходимо сдавать экзамены? Можно сдавать по ходу учебного года текущий контроль по плану школы и быть прикрепленным учеником к конкретному классу. В этом случае вы имеете право получать консультации учителей. А можно учиться по семейной форме и, когда понадобится аттестат, нужно будет сдавать в школе все предметы. Как узнать, подойдет ли ребенку домашнее образование? Этот вариант обучения подойдет всем детям, если оно компенсируется родителями.
Родители должны быть ответственными и иметь ресурсы, чтобы организовать ребенку полноценную среду как обучения, так и в социальном смысле. Если вы считаете, что кто-то другой без вашего непосредственного участия должен будет это организовать, то вашей семье домашняя форма обучения не подойдет. Также может не подойти вариант обучения дома детям-общественникам, которым просто необходима власть, общественная и организаторская деятельность. В этом случае школа может быть чуть ли не единственным местом для реализации этих амбиций. Но таких детей — единицы… Как ребенок, находящийся на домашнем обучении, будет учиться взаимодействовать со сверстниками?
Как проходит социализация? Если мы посчитаем, что 24 часа в сутки три месяца во время летних каникул, еще месяц осенних, зимних и весенних каникул, плюс субботы и воскресенья, плюс праздничные дни и время вне школы — столько времени в году ребенок находится вне школьного коллектива. Затем нужно учитывать, что эта самая социализация в школе проходит во время школьных перемен, которые длятся по 10 минут. Сколько времени ребенок может свободно общаться со сверстниками в школе? Можем ли мы быть уверены, что это мизерное время обеспечит социализацию ребенка?
Самая лучшая социализация происходит в компаниях, за которыми нет присмотра взрослых, так сказать, в неструктурированном обществе. Идеальный вариант — дворовая компания. Либо в объединениях по интересам: кружках и секциях. Есть различные оздоровительные лагеря и санатории. Этого более чем достаточно для того, чтобы научиться взаимодействовать с людьми.
Когда в помещение школы согнали детей одного возраста без каких-либо общих интересов — это неправильная модель для социализации. В реальной взрослой жизни модели другие. Общие цели и интересы встречаются у людей совершенно разного возраста. Поэтому я считаю, что школьная модель даже ухудшает или уменьшает социализацию. Если взять определение социализации из Википедии, что это способность достичь успеха во взрослом обществе, то вероятность взрослого успеха после школьной модели снижается.
Есть и проектные работы. Например, на тему «Моя Анталия». Я сначала возмущалась — мол, это проект для мамы: ну что может 7-летний ребенок знать об этом? А потом объяснила сыну алгоритм, как делать проекты, как разбивать их на смысловые части, оформлять.
Хороший опыт! Аттестат Аттестат при такой форме обучения выдается государственного образца. Мы не собираемся получать российское школьное образование. С 5—6 класса сын пойдет в школу той страны, где будет получать высшее образование: в Европе или Канаде.
Время Много лет назад с подачи своего папы я увидела интернет-уроки на сайте знайка. Мы же сидим 45 минут в школе с тем же результатом! Я была в шоке: сколько времени теряем! Объяснить тему 30 ученикам в классе и одному дома — это большая разница.
Я даю «выжимку», объясняю наглядно: мы с рулеткой ползаем с сыном по полу и измеряем периметры, шнурками обвязываем банки из-под варенья, чтобы вычислить число Пи. Ну какой учитель такое будет делать? К слову, уже сейчас по математике мы далеко ушли по программе: решаем дроби и уравнения с иксом. За и против Самый большой плюс семейного образования то, что в ребенке горит жажда знаний, ему нравится учиться.
Нет никакой обязаловки. Минус — усталость мамы: физическая и эмоциональная. Потому что это дополнительная нагрузка, помимо прочих миллионов дел. Репетиторы Если ребенок занимается только с мамой, понадобятся репетиторы: нужно давать детям опыт общения с разными взрослыми, в разных обстоятельствах.
У моего сына репетитор по развитию речи и по немецкому языку. Ищем по олимпиадной математике, так как сын начал спрашивать, что такое косинусы и синусы. Социализация Современные дети очень заняты: школа, кружки, семья. У них почти нет друзей.
Мы ходим на группы развития речи, на каратэ, на интеллектуальные игры, где есть общение со сверстниками. План На следующий год я хотела бы прикрепиться к другой школе. Юридически она находится в Москве. Это полностью онлайн-школа с интернет-уроками.
У нее богатая база видеоматериалов, к которым можно подключаться в удобном для нас режиме. Контрольные работы и экзамены сдаются онлайн, по итогам аттестации выводится годовая оценка. Личное дело хранится в школе и при необходимости документы высылаются в любую точку мира. Обучение платное, но доступное.
Дочь Анна, 11 лет, 5 класс, год на семейном обучении после частной очной школы. Семья живет в Москве. После 4 класса мы собирались переходить из одной частной школы в другую, но за две недели до начала учебного года, выяснилось, что наша новая школа не набрала 5 класс. Сначала я впала в панику.
Основания для перевода были самые веские, поэтому вернуться было невозможно. Других приемлемых вариантов вокруг не было. После двух дней лихорадочных поисков мне и пришла в голову мысль о дистанционном образовании. Дочка приняла эту идею осторожно, но спокойно.
Главным аргументом в пользу этой формы обучения для нас обеих стало то, что она дает возможность путешествовать, учиться в любой точке мира. Главным аргументом против и сейчас — отсутствие среды сверстников. Решили пробовать. Как проходит домашнее обучение онлайн Я нашла школу, в которой дети учатся хоть и онлайн, но в классе.
Мы приписаны к школе «Наши пенаты», которая выдает аттестат о среднем образовании государственного образца. Все предельно просто: мы пришли на собеседование, подали документы, я подписала договор, нам показали, как работать в системе, ребенок прошел собеседование у психолога. После оплаты обучения наш вариант стоит 9 500 рублей в месяц нам дали входы в личный кабинет: родительский и ученика. И все — начали работать.
Учеба Уроки проводят в формате видеоконференций, по каждому предмету раз в неделю. То есть в 5-м классе 8 уроков по восьми предметам. По сути, это семинары, к которым дети самостоятельно готовят большое задание, в нем и тот материал, который в обычной школе разбирают на уроке, и домашнее задание. Особенно много работы, конечно, по русскому и математике.
Ведь освоить самостоятельно нужно все то, что в обычной школе проходят с педагогом каждый день в течение недели. По каждому предмету свой педагог. Также у нас есть тьютор, классный руководитель, которая уроков не ведет, но всегда на связи, если возникают проблемы. С каждым педагогом можно связаться в чате в системе.
Распорядок Расписание уроков стабильное, но уроки проходят в разное время. Например, в понедельник математика в 9. В любом случае, за редким исключением, будний день у нас в семье — рабочий. Дочка встает с утра и садится за домашнюю работу или выходит на онлайн-урок.
Занимается обычно до 16. После этого у нее дополнительные занятия — те же, на которые она ходила после обычной школы. После — отдых. В выходные часто приходится заниматься, особенно если в течение недели ребенок чуть расслабился, вставал попозже, что характерно для зимы.
Тесты Дети идут по обычной школьной программе. Сдают те же контрольные и тесты. Мне нравится, что все контрольные можно сдавать дистанционно. Есть возможность переделать неправильно выполненное или сделать несделанное домашнее задание, а значит, и подтянуть оценку за триместр.
А вот пересдать общешкольную контрольную за триместр или годовую нельзя. По физкультуре, труду, музыке, рисованию оценивается проектная деятельность или сдаются рефераты. Баланс В целом система в школе, которую мы выбрали, заточена на то, чтобы ребенок хотел заниматься и занимался сам. Очень важно найти баланс вашего участия и неучастия в этой части жизни ребенка.
Если пустить все на самотек, а соблазн такой есть, особенно при ответственном и мотивированном ребенке, хорошего будет мало. Думаю, что при гиперопеке будет еще хуже, но я не пробовала. Первые месяца два лучше быть в досягаемости, чтобы помочь, если глючит, например, видеоконференция, а также, вникнув в систему, почитав учебники и задания, организовать ребенку комфортный и эффективный процесс самостоятельного обучения. Контроль Полезно регулярно спрашивать у тьютора, как дела у ребенка, довольны ли педагоги и нет ли долгов.
И, конечно, заглядывать в электронный дневник, где также можно контролировать выполнение домашней работы. Здесь нет родительских собраний, и если ситуация не критическая, вам никто ничего не станет рассказывать, пока не спросите. А критическая ситуация наступит в конце триместра, например, оттого, что ваш мотивированный и ответственный ребенок, выполняя все домашние задания, просто нажимает не на ту кнопку при их отправлении и до педагога они не долетают. Помощь Моя педагогическая нагрузка — занятия английским языком с дочерью.
Это — единственный предмет, который ребенок не делает самостоятельно.
Или базу все-таки нужно проходить в школе? Останется ли ребенок без детства? Как же друзья и дисциплина?
Подписать договор со школой об условиях аттестационных испытаний Этот пункт не обязателен, но благодаря ему вы будете знать, в какие сроки проходить те или иные темы, когда и к каким проверочным, контрольным работам и экзаменам готовиться. К договору должны прилагаться образцы лабораторных и проверочных работ, билеты к экзаменам. Договор также подписывается между родителями и директором школы, к которой вы хотите быть прикреплены. У школ разные правила относительно сдачи таких аттестационных испытаний. Где-то приветствуется заочная сдача, где-то нужно приходить и писать их лично перед учителем. Это условие лучше узнавать заранее — для этого и нужен договор. Организовать учебный процесс Самая заковыристая и больная тема, поскольку вам неизбежно придется менять ритм жизни и больше внимания уделять образованию ребенка. Как вы будете организовывать процесс — сугубо индивидуальная вещь. Но здесь как нельзя лучше работают горизонтальные связи. Ищите единомышленников в своем городе, знакомых, объединяйтесь с ними в учебные группы. Для младших школьников лучше всего нанять тьютора куратора и платить ему вскладчину. Для старших придется нанимать репетиторов по тем или иным предметам, но в целом родители сами могут организовать учебу и подменять друг друга. Источник: KEDU. Если ребенок только готовится к зачислению в 1 класс, то оно не требуется; Заявление на промежуточную аттестацию; Договор на аттестацию. Что делать, если школа не дает перейти на семейное обучение Такие ситуации случаются довольно часто: школа не любит связываться с отказниками, так как это портит показатели успеваемости. Педагоги нередко напирают, что у самих родителей нет педагогического образования и должного опыта. Руководство школы, а чаще местного органа образования, попытается отказать вам в переводе ребенка на обучение по индивидуальной программе дома, ссылаясь на какие-либо внутренние акты и документы, где такая процедура не предусмотрена. Вторая типичная мотивировка для отказа: у школы нет практики аттестации учеников-надомников, поэтому она не позволит вам сдавать положенные экзамены. Из отзывов родителей известно также, что руководство школы нередко требует сначала пройти психологическую, медицинскую и педагогическую экспертизы, дабы разобраться в способности ребенка учиться в классе и усваивать материал. Разумеется, если ребенок здоров, экспертиза покажет, что он в индивидуальном семейном обучении не нуждается. Поэтому, если школа препятствует переводу сына дочери на семейное обучение, помним главное — это незаконно! Никакие экспертизы вы проходить также не обязаны и никто не вправе чинить вам препятствия. Как действовать дальше: Обязательно уточните, что хотите перевести ребенка именно на семейную форму обучения, а не на домашнюю, потому что далеко не все педагоги их различают. В заявлении на имя директора общеобразовательного учреждения напишите, что в соответствии со ст. Даже если вам не станут его писать, все равно обращайтесь в надзорные органы. Нелишне будет заручиться поддержкой адвоката, способного грамотно составить все документы. Нежелание школы зачислять ребенка на период аттестации также не является законным, равно как и попытки заставить вас каждый год подавать уведомление о переводе ребенка на СО: оно подается ровно один раз.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
В статье собраны основные плюсы и минусы семейной формы обучения. Семейное образование дает возможность использовать время ребенка для того, что ему действительно необходимо в его возрасте. Специалисты управления образования рекомендуют родителям, если они выбрали семейную форму, проходить аттестации на базе наших муниципальных учреждений образования, так как в других случаях не всегда удается контролировать процесс обучения и его уровень. Семейное обучение можно попробовать без официального расторжения связей со школой, например, на пару недель «заболеть» или уйти на месяц на заочку «по семейным обстоятельствам». Это хорошая новость: детям на семейном обучении больше не смогут поставить 2–3 экзамена на один день, как это иногда случалось.
В чём разница между семейным и домашним обучением?
Я как бывший педагог настаивала на том, чтобы его отдали в школу, ведь это особый мир, где есть общение с другими детьми. Да, там много сложностей, но благодаря им формируется характер. Гузель Раисовна считает, что семейное образование дает слишком много свободы, которой дети не умеют правильно распоряжаться. В итоге в 6 классе мальчик поступил в гимназию. Перед этим за ребенка пришлось серьезно взяться — он занимался с репетитором и готовился к вступительному собеседованию, тестированию. Домой — в первый класс Челнинка Мария для младшей дочери-первоклассницы сразу выбрала семейное образование. Старшая дочь, отучившись 9 классов в гимназии, в этом году решила, что за два года доучится дома. Мария рассказывает, что решение зрело на протяжении нескольких лет, особенно для младшей Екатерины нужно было серьезно взвесить все за и против.
Она не сидит дома, а ходит в частную школу, где в классе 10 детей. Но, так как она не имеет образовательной лицензии, пришлось оформить семейную форму. Проходить ежегодную аттестацию Екатерина будет онлайн в московской частной школе, либо для этих целей можно прикрепиться к челнинской школе. Мне не нравится отсутствие возможности выбрать учителя. Я очень трепетно отношусь к тому, с кем проводит время мой ребенок, у меня уже дважды был негативный опыт с учителями начальных классов, поэтому хотелось посмотреть, кому я вручу свою Катю. Кроме того, ребенок часто болеет, а школа — это постоянные простуды. Заметила еще, что ко второму классу многие школьники начинают разговаривать исключительно матом.
Что происходит там? Также мне не нравится, что уже во втором классе родители покупают детям смартфоны, у них бесконтрольный доступ в интернет, чему они там учатся?
Ремесленники передавали умение из поколения в поколение, а также ткачи, повара, целители и даже шуты и скоморохи. Ребёнок, рожденный в семье купца, активно обучался навыкам торговли с раннего детства. Никто не устраивал для него экзаменов — сама жизнь была контрольным уроком.
Оформляется по медицинской справке при невозможности посещать школу.
Частичное домашнее обучение — посещение нескольких уроков в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Оформляется по медицинской справке. Экстернат — самостоятельное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Оформляется по договоренности у руководства школой. Дистанционное образование — обучение через Интернет, контакт с преподавателями по скайпу или на форумах, выполнение домашних заданий и контрольных в режиме он-лайн.
Оформляется у руководства школой. Массовая школа не зря называется «массовой», она рассчитана на усредненное большинство детей, домашнее обучение предполагает индивидуальный подход. Что лучше для вашего ребенка — решать только вам!
Кроме того, семейное образование кажется более оптимальным вариантом тем семьям, в которых родители работают удалённо, вынуждены часто менять место жительства из-за профессии или предпочитают надолго уезжать за город или в другие страны. Ещё одна причина для выбора альтернативной формы учёбы — транспортная недоступность выбранной школы. Нередко проблемой становилась и финансовая сторона вопроса — некоторым родителям удавалось найти подходящее учебное заведение, но не было возможности оплачивать учёбу в нём. Другой вариант — когда получается платить за обучение только одного ребёнка, а в семье несколько детей школьного возраста. Порой причиной для перехода на семейное образование становилось сразу несколько из перечисленных факторов. Читайте также: «Я убеждён, что человекоориентированная школа — та, где дети учатся, а не где их учат» Какие ресурсы требуются для организации семейного обучения Как и насколько качественно получается организовать семейное обучение, зависит от возможностей в том числе финансовых , сил и даже состояния здоровья родителей. Например, работающие мамы а именно мамы обычно и занимаются образованием детей признавались, что у них из-за профессиональной деятельности не всегда хватало времени и энергии на занятия. Кроме того, у многих родителей просто недостаточно знаний по некоторым предметам. Некоторые мамы и папы берут на себя лишь часть дисциплин — те, в которых они достаточно хорошо разбираются, — а для остальных нанимают ребёнку репетиторов или используют возможности дополнительного образования например, кружков и онлайн-платформ. Что касается последних, то выбор зачастую определяется наличием бесплатных материалов и существенных скидок на подписки. Соответственно, если родители не готовы взять обучение ребёнка полностью на себя, то им приходится нести определённые расходы. Многие отмечали, что если бы позволяло финансовое положение, то они приобретали бы больше образовательного онлайн-контента. А некоторые респонденты говорили о том, что сумм, в которые оценивается стоимость подписок на различные ресурсы, вполне могло бы хватить на помощь репетиторов. Резюмируя, авторы бюллетеня подчёркивают, что родители тратят немало времени на подбор подходящего по стоимости учебного контента. Кроме того, все участники исследования сообщили, что их дети изучают хотя бы одну дисциплину с репетиторами, в большинстве случаев это математика или иностранный язык. Выбирая преподавателя, родители опираются на соотношение собственных сил, цен и качества обучения. Чаще всего предпочтение отдают уже зарекомендовавшим себя профессионалам, которые устанавливают демократичные цены на свои услуги. Помимо прочего, родители указывали на то, что поддержка в виде выплат и льгот, которые устанавливают регионы, недостаточна. При этом дети всех опрошенных, кроме занятий по общеобразовательной программе, посещают различные кружки и секции — чаще всего творческой или спортивной направленности.
Личный опыт: семейное обучение
При этом она негативно отражается на их психическом состоянии, успеваемости. Низкое качество преподавания. Во многих школах большие классы, преподавательский состав с разным опытом подготовки. Это приводит к тому, что дети просто не могут раскрыть свой потенциал. Особенно остро стоит проблема в области точных наук. Но как быть в такой ситуации, ведь и совсем без учебы не обойтись? Многие сегодня используют два удобных альтернативных метода. Это домашнее и семейное обучение. В этом материале мы расскажем про их особенности, преимущества и недостатки. Что такое домашнее обучение В первую очередь стоит понять, что именно подразумевается под «домашним» обучением.
Здесь есть два направления — надомная и дистанционная подготовка. Рассмотрим каждое из них подробнее. Надомное обучение Этот формат используется для детей, которые страдают серьезными заболеваниями. Надомное обучение не является самостоятельной формой, к ребенку домой ходят учителя, которые работают в школе или получают там зарплату. При этом используются стандартные общеобразовательные программы, по которым ученик проходил программу бы и в самой школе. Там конкретизируется и перечень заболеваний, которые дают право на такую подготовку. К примеру, если ребенку нужно делать инъекции по строго установленному графику, либо он может передвигаться только на коляске, а в школе не предусмотрено оснащения для этого. Допустимость подобного обучения в каждом конкретном случае рассматривается индивидуально. Требуется подготовить перечень медицинских документов, на основании которых будет выпущен приказ о переводе ребенка на надомную форму обучения.
У программы есть свои положительные и отрицательные стороны. К преимуществам относятся такие, как: Обеспечение доступности обучения в стандартной школе для детей, у которых есть различные заболевания. Исключение отставания от школьной программы, если ребенку нужно по каким-то причинам находиться дома или в больнице на лечении. Но есть и ряд минусов, которые стоит учитывать: Доступность для крайне ограниченного числа детей только с небольшим списком заболеваний.
Домашнее обучение чаще всего продиктовано необходимостью, медицинскими показаниями. Учителя здесь приходят к ребенку каждый день домой. Семейное же обучение предполагает, что контроль за образованием полностью лежит на родителях и ребенке Ольга Вещагина Все лето перед новым учебным годом Ольга изучала программу пятого класса. Она помогла сыну освоить ее за сентябрь и октябрь. Экзамены он сдал уже в середине ноября. После этого Ольга приступила к обучению сына программе шестого класса и заметила в ней много своего рода повторов. Я зову это методом погружения». Ольга считает, что выступила в качестве так называемого ментора или наставника для сына — помогла ему разработать план обучения, научила, где находить информацию и как с ней работать. Распорядок дня у сына Ольги был простой: он высыпался и приступал к занятиям, ориентируясь на составленный накануне план. В мае первого года семейного обучения он начал чередовать занятия с прогулками и велосипедом. Ольга считает, это помогало ему настроиться на нужный лад. В занятиях на дому, по словам женщины, особенно важна самоорганизация. Несмотря на то что все 45 минут условного урока уходят только на одного ребенка, а не на 25-30 человек, как в общеобразовательной школе, мотивация ребенка играет большую роль. Родитель ни в коем случае не должен заставлять ребенка выбирать формат семейного образования против его воли, убеждена Ольга. Может быть, где-то услышал, прочитал. И здорово, что не было конфликтов с преподавателями, ведь тогда эта система только-только начинала осваиваться. Хотя на меня часто смотрели как на привидение, с недоверием спрашивали, смогу ли я сама обучать сына», — вспоминает Ольга. Сейчас ее сын учится на третьем курсе колледжа, увлекается математикой и делает успехи. По ее словам, в прошлом году ему даже доверили принимать экзамен. Единственный минус семейного образования — в том, что ребенок так и не научился списывать, шутя признается Ольга. Учиться дома он начал в четвертом классе. Его мать, как и Ольга, связана с образованием — она работает логопедом. Тимофей допускает, что это могло повлиять на его желание учиться дома. Когда он, будучи ребенком, увидел у нее учебник за четвертый класс, то предложил освоить программу дома. Учиться дома Тимофею нравилось. Вместе с мамой он самостоятельно подбирал программу и мог несколько дней подряд посвятить изучению одной и той же темы, если не понял ее до конца. А иногда можно было полностью расписать день под себя, включив в него, например, интерактивные занятия. Допустим, когда Тимофей изучал окружающий мир, то выбирался вместе с родителями в лес. Учебный день собеседника «Ленты. После легкого завтрака сразу же садился за изучение материала: решал тесты, смотрел видео и писал конспекты. Что касается общения с друзьями, то я не скажу, что оно имело место и в школе. Поэтому семейное образование на меня никак не повлияло в этом плане. Сейчас ребята уже в 11-м классе. Я хочу чуть позже написать, спросить, кто куда поступил. С некоторыми поддерживал на домашнем обучении недолгую переписку, но не более Тимофей Сейчас Тимофей учится в колледже.
Количество детей по всему миру, обучающихся на дому, составляет от 1,8 до 2,5 миллионов, так что это довольно распространённая практика. Итого: пусть для России это кажется новинкой, на самом деле многие дети так учатся. В государственных школах всех детей обучают одинаково: если они учатся слишком быстро, им приходится ждать, пока их догонят другие, и, наоборот, если материал оказывается для школьников слишком сложным, они отстают от своих сверстников. В обоих случаях учащиеся государственных школ с большей вероятностью потеряют интерес и расстроятся из-за своего учебного опыта, в то время, как ученик семейного обучения получает индивидуальный и раскрывающий его как личность подход. Итого: даже если школьники на семейном учатся меньше, это по логичной причине и им только на пользу. Освобождается столько времени для себя, отдыха и изучения чего-то действительно им интересного. Ученики на дому просто целый день бездельничают Родители не забирают своих детей из государственной или частной школы для того, чтобы они могли играть в видеоигры весь день. Фактически, поскольку семейное обучение — это выбор особого образа жизни и требует тщательного планирования, дети, обучающиеся на дому, с большей вероятностью будут заметно активнее и вовлечённее в своё обучение. У них не будет такого всестороннего давления, бесконечной конкуренции и других сложностей, навязанных школьной системой. Только они и знания, которые можно получить в комфортной обстановке и темпе. И, конечно, на отдых тоже время останется — а это важно, как бы родителям и учителям не хотелось нагрузить ребёнка с утра и до ночи. Итого: если удастся правильно мотивировать ребёнка, всё будет хорошо, и обучению тоже найдётся нужное время. Родителям придётся всё бросить и только учить ребёнка Только если им самим этого очень хочется. Во-первых, достаточно будет одного родителя, помогающего с освоением программы и расписанием. Во-вторых, нынешняя система государственной школы чаще всего настаивает на том, что родители и так должны помогать детям с обучением. В случае, если родитель не помогает ребёнку, и он сильно не справляется с программой, семья может привлечь нежелательное внимание учителей и опеки. И выходит, что родителям приходится тратить время на помощь с домашней работой. Это может быть как час, так и два и больше в день, в основном вечернего времени, которое мамы с папами хотят провести за отдыхом после работы — но им приходится вникать в математику с английским. Теперь сюрприз: чтобы пройти программу всего младшего класса, с ребёнком в течение года нужно будет заниматься… пару часов в день. То есть то же самое время, что он потратит на домашку вместе с усталыми и взмыленными родителями. Только это пройдёт в спокойной обстановке, без спешки и в удобном темпе. И ещё полдня освободится. Итого: «не так страшен чёрт». Плюсы и минусы семейного обучения Как и у любой другой системы образования, у семейного обучения есть как положительные черты, так и отрицательные. Во многих отношениях семейное обучение является более органичной формой образования, которая фокусируется на абстрагировании от традиционных классных занятий, ориентированных на массовое и универсальное образование. Учебная среда в стиле домашней школы более персонализирована для учеников. Это особенно актуально для детей с индивидуальными особенностями внимания. Если ребёнок испытывает трудности с чтением или письмом, родители могут уделить достаточно времени на то, чтобы убедиться, что он усваивает весь материал в полной мере. Фактически, в отличие от традиционного класса, где учебный план и ресурсы заранее определены, родители в процессе семейного обучения могут изменить программу, чтобы обеспечить оптимальный результат. К примеру, если у ребёнка склонность к точным или, наоборот, гуманитарным наукам, можно сосредоточиться на них, чтобы добиться наилучших результатов: нет необходимости изучать нужные предметы в медленном темпе или продолжать использовать учебную программу, которая может быть недостаточно сложной. Итак, каковы же минусы семейного обучения: Обучение на дому — серьёзное изменение образа жизни для всей семьи. Кому-то из родителей придётся выделить специальное время, чтобы взять на себя обязанности учителя и администратора.
В каждом случае это был свой отдельный и часто продуманный выбор. Изначально старшую дочь мы отправили на образование из-за болезни, а потом поняли, что в системе семейного образования нет ничего сложного. Средний сын увидел все преимущества такой формы и уже сам захотел учиться дома. Ему все легко дается, он схватывает налету. Школа бы наверняка только тормозила Екатерина Беседина Екатерине нравится, что на семейном образовании можно выработать индивидуальный подход к каждому ребенку, тогда как школа предполагает жесткую систему, из которой выбиваются дети, не соответствующие хотя бы одному из ее критериев. Оно явно нездоровое, — считает собеседница «Ленты. Недавно впервые за десять лет Екатерина столкнулась со своеобразным минусом семейного образования. Она заметила, что дети не привыкли к типичному для педагогов общению и могут не понимать, что от них хотят. Тренер однажды сказала, что те, кому неинтересно, могут идти восвояси. Как мы понимаем, она не имела это в виду буквально. Мы поговорили с преподавателем, и она даже поблагодарила меня за то, что я объяснила, что так говорить детям неправильно», — рассуждает Екатерина. Некоторые негативно относятся к альтернативной форме школьного обучения, которую она выбрала для своих детей. Обычно это школьные преподаватели, которые работают по старой системе. Они думают, что я пытаюсь обесценить их труд, но это вовсе не так. У многих еще возникают опасения по поводу социализации, но их можно развенчать, — уверена Беседина. Обычно это происходит из-за сложностей в освоении школьной программы и общении со сверстниками. А вот плюсы и минусы обучения на дому, по словам специалиста, индивидуальны для каждого ребенка. Они зависят не только от самого школьника, но и от его родителей — насколько они сами заинтересованы и вовлечены в учебный процесс. Например, если речь идет о ребенке с ограниченными возможностями здоровья или школьнике, которому необходимо повторить одну и ту же тему несколько раз, то для них семейная форма обучения может быть плюсом, поскольку позволяет заниматься в комфортной среде и в индивидуальном темпе более качественно осваивать материал. При этом минусом может стать повышение нагрузки на родителя, вызванной необходимостью самостоятельно организовывать и контролировать образовательный процесс в дополнение к остальным семейным и рабочим обязанностям. По мнению Пряхиной, чтобы гладко и безопасно перевести ребенка на семейное обучение, необходимо тщательно к этому подготовиться — например, перейти на новый формат в новом учебном году, а не в разгар учебного процесса. Кроме того, ребенку нужны навыки самостоятельности. Родители должны быть готовы к тому, что ребенок будет больше времени проводить дома. Когда он ходил в школу, у родителей была возможность заняться своими делами. Надо учитывать и то, что семейное обучение не поможет наладить качественный контакт с ребенком, если его не было изначально Татьяна Пряхина психолог «Школа перекидывает на семью сложные случаи» Профессор, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что в семейном образовании есть несколько основных групп рисков. Первая связана с социализацией. Эксперт отмечает, что школа играет большую роль в обретении социальных навыков, коммуникации и отношений с ровесниками. Абанкина напоминает, что в подростковом возрасте это ключевые отношения, которые, в отличие от случайных встреч, позволяющих легко выйти из коммуникации, надо уметь выстраивать. Мы сейчас говорим, что есть риски агрессивной среды, буллинга, но даже противодействие этому и умение себя защищать — тоже очень важные компетенции в развитии человека Ирина Абанкина профессор НИУ ВШЭ Семейное образование предоставляет лишь ограниченную возможность социализации, считает эксперт. Такая форма обучения чаще всего не формирует длительных многолетних отношений в одном коллективе и не позволяет детям компенсировать отношения между ровесниками за счет семьи. Сейчас этого нет ни в городе, ни в селе, потому что иначе организованы городские пространства, живая среда и безопасность. В этом смысле навыки социализации ровесничества, умение работать в команде и брать на себя определенные роли не формируются в полном объеме, тогда как эти вещи очень важны в том числе на рынке труда — нам они известны как "мягкие навыки"», — объясняет Абанкина. Вторая проблема — ограничения в академических достижениях в области STEM, где необходимы лаборатории, эксперименты, современное оборудование и работа в командах. Семейное образование не компенсирует эти аспекты, в том числе исследовательскую активность, которая сегодня практикуется во всех школах. Организовать профильное обучение при семейном образовании довольно сложно, несмотря на отсутствие линейности в таком виде обучения», — утверждает она.