Новости разница нацизм и фашизм

При этом современный нацизм отличается тем, что мерять черепа и доказывать расовое происхождение больше не нужно. разновидность фашизма, которая делает следующий шаг: подводит моральную базу под оправдание насилия над «чужими». Подписаться. В чем отличие идеологии фашизма и нацизма?

В чем разница между фашизмом и нацизмом?

Под нажимом нацистской Германии в Италии были приняты расовые законы 1938 , ущемлявшие права еврейского населения страны. Фашистская пропаганда и репрессии не сломили, однако, демократические силы Италии, подтачивавшие режим изнутри. Осенью 1943 г. Итальянское движение Сопротивления и созданная им партизанская армия в значительной степени способствовали поражению фашизма, вступившего в тесный союз с германским нацизмом и отважившегося на внешнеполитические авантюры. После окончания Второй мировой войны в Италии была принята демократическая Конституция 1947 , запретившая восстановление в стране «в какой бы то ни было форме фашистской партии». Фашизм как идеология основан на воинствующем национализме , социальном дарвинизме , корпоративизме , расизме , милитаризме , решительном неприятии либерализма , социал-демократии и коммунизма. Фашизм как форма государственного правления предстаёт в виде тоталитарной системы, использующей для поддержания своего господства методы насилия и принудительный консенсус, опирающейся на силовые структуры и многопрофильные массовые организации, активно насаждающей ненависть к внутренним и внешним врагам и культ вождя, претендующей на формирование нового типа отношений в обществе и воспитание «нового человека», жёстко регулирующей экономику и социальные отношения, стремящейся к территориальной экспансии и мировому господству. На этапе зарождения фашизм опирается преимущественно на средние слои населения, а также часть рабочего класса и крестьянства, черпает резервы в маргинальной среде, получает поддержку части консервативной элиты и некоторых финансово-промышленных кругов.

Существует множество определений фашизма и подходов к его изучению. Среди наиболее распространённых определений следует отметить «нравственную болезнь» общества Б. Кроче , «правоконсервативный революционаризм» А. Галкин , «палингенетическую форму популистского ультранационализма» Р. Гриффин , «террористическую диктатуру» реакционных кругов финансового капитала Г. Димитров , «форму тоталитаризма» Х. Арендт , З.

Бжезинский и др. Идейная питательная среда фашизма сформировалась на рубеже 19—20 вв. От синдикалистов Ж. Сорель фашисты унаследовали идею прямого революционного действия и легитимности политического насилия; у радикальных националистов Э. Коррадини заимствовали учение о «пролетарской нации» и необходимости борьбы с плутократическими режимами; социал-дарвинизм дал представление о борьбе индивидов за выживание, подкреплявшееся концепцией «сверхчеловека» Ф. Ницше ; «теория элит» Г. Моска , В.

Парето предоставляла аргументы для обоснования власти избранного меньшинства. Востребованными оказались также геополитические теории о «жизненном пространстве» Ф. На формирование фашизма оказали влияние также мифологемы эпохи романтизма о «духе нации», рассуждения о расовом превосходстве людей «нордического» типа Х. Чемберлен и даже оккультные представления. Так образовалась идейная смесь, которая оказалась востребованной после Первой мировой войны 1914—1918 гг. Европу охватил революционный подъём, с наибольшей силой проявивший себя в России. В Западной Европе на фоне кризиса быстро нарастали радикализация сознания и протестная активность масс, их готовность к антисистемным действиям.

Наиболее успешно этими настроениями пользовались движения и партии, апеллировавшие к националистическим и классовым лозунгам и предлагавшие простые, наиболее радикальные способы решения проблем. Особенно тяжёлое положение складывалось там, где социальная неустроенность широких слоёв населения сочеталась с переживаниями и разочарованиями, вызванными поражением в войне Германия , либо неудовлетворённостью её результатами Италия.

В первой половине XX века фашизм был модной формой политического устройства, как сейчас демократия. Они достаточно свободно получали народную любовь и приходили к власти. Где-то путём прямого избирательного права, а где-то через военный переворот или революцию. Для каждого такого режима характерны свои особенности. Нацизм является главной отличительной особенностью германского фашизма, которая переросла в отдельную страшную идеологию, подразумевающую господство одной нации над другой. Особенности нацистской идеологии Помимо упомянутых выше признаков фашизма в список добавляется: Провозглашение нации исключительной среди прочих Ущемление в правах людей другой национальности Жестокие репрессии вплоть до массовых расстрелов Этнические чистки Национальные погромы Чем отличается фашизм от нацизма?

Резюмируя, можно сделать вывод, что фашизм и нацизм, которые многие склонны путать, являются совершенно разными идеологиями.

Представителей этого народа уничтожали в первую очередь, как и евреев. В Италии при Муссолини преследований цыган не было до конца 1930-ых. В своей расовой доктрине нацисты одну из самых низких позиций отвели славянам, особенно, восточным. Фашисты же, наоборот, стремились восстановить некий аналог Римской империи с включением в ее состав части югославских земель. Бенито Муссолини. Разница фашизма и нацизма заметна в отношении к религии. В фашистских режимах отношение к ней было положительное. Религией, как правило, был католицизм. В 1920-ые годы влияние католической церкви на итальянское общество только выросло, а оскорбление Папы Римского было включено в состав уголовных преступлений.

Нацизм порицал религию в некоторых документах, например, в меморандуме Бормана от декабря 1941 года четко было зафиксировано, что нацистские и христианские идеи несовместимы.

Разумеется, Сталин, как и его «заклятые друзья» по антигитлеровской коалиции, не только оборонялся, но и наступал. Стремясь показать близость западных демократий и Третьего рейха, поставить Берлин рядом с Вашингтоном и Лондоном, советская пропаганда утверждала а в годы союзничества с Западом подразумевала , что различий между Америкой-Британией и фашистской Германией — всего ничего: у англосаксов — «замаскированная диктатура крупного капитала», а у Гитлера эта диктатура уже открытая. Но какое там «рядом», если вместо слова «фашизм» произносить «нацизм» — значит, «национал-социалистический», да еще и «рабочий»?!

Для западного общества, для большинства обывателей Америки, Британии или Франции, например, Нюрнбергский процесс — это суд именно над нацизмом, именно национал-социализм — это «коричневая чума» и угроза человечеству, именно с нацизмом воевала, в ее собственной интерпретации, антигитлеровская коалиция за вычетом СССР. Причина предпочтения термина «нацизм» применительно к гитлеровской Германии и неиспользование слова «фашизм» тоже находятся, прежде всего, в идеологической плоскости. Если для советского руководства нацизм как термин был крайне неудобен, то для Черчилля и Рузвельта — в самый раз. Слуховое восприятие слова «национал-социализм» ненавязчиво, исподволь, не «в лоб» сближало Гитлера со Сталиным, ставило их как бы на одну доску, тем самым распределяя между ними ответственность за развязывание Второй мировой войны.

Напротив, западные демократии на этом фоне как бы противопоставлялись нацистам и коммунистам, и тем самым «белизна» и «пушистость» Вашингтона и Лондона становились еще более наглядными и очевидными. Тонкую игру не остановило даже сотрудничество Сталина, Рузвельта и Черчилля после июня 1941-го. На Западе были влиятельные круги, воспринимавшие коалицию с большевиками как сугубо вынужденный и во многом противоестественный шаг, как союз с меньшим в сравнении с Гитлером , но тоже немалым злом. Так считала и значительная часть англо-американских избирателей.

Использование именно термина «нацизм» при безусловно негативном его восприятии лидерами западных держав было призвано учесть эти настроения, подтверждало, что вынужденное военное сотрудничество не отменяет коренных расхождений в идеологии, экономике, политической системе, общественных ценностях. После разгрома общего врага эти расхождения опять вышли на первый план, а кратковременные союзники вернулись к восприятию друг друга как прежде всего соперников и даже врагов. Что касается Гитлера и его присных, то они считали себя не фашистами, а именно национал-социалистами, причем, разумеется, считали эту принадлежность и этот термин исключительно позитивными. Но никогда не использовали сокращение «нацизм», так как у него был явно негативный оттенок.

От Муссолини до Пиночета Теперь о точности терминов: как правильно — фашизм или нацизм? Кто ближе к исторической истине — западная или советская стилистика, а во многом и отражение, интерпретация многих событий Второй мировой войны термин «Великая Отечественная» тоже не очень прижился за океаном и в Западной Европе? Однозначного ответа дать невозможно, потому что его — при объективном, а не пропагандистском рассмотрении — просто не существует. Между фашизмом и национал-социализмом нацизмом как идеологиями, политическими, общественными практиками есть как существенное сходство, так и заметные различия.

Для фашистских по существу, крайне правых партий и государств свойственны культ национального лидера вождя ; неприятие ценностей демократии реальной конкуренции и многопартийности в политике, разделения властей, относительно независимой прессы и т. В большинстве фашистских государств существует одна-единственная партия, которая в значительной но все же меньшей, чем в СССР степени срослась с госаппаратом. При этом опора однопартийности — вовсе не крупная буржуазия если бы это было так, то это было бы слишком просто! Именно пролетариат и трудовое крестьянство выражаясь в терминах марксизма-ленинизма стали массовой опорой фашизма и особенно нацизма.

Не случайно Первомай был в гитлеровской Германии одним из главных праздников, на государственном флаге белый круг с черной свастикой размещался на красном фоне, а внутри НСДАП привычным обращением было «партайгеноссе» — «товарищ по партии». Собственно, фашистских режимов в строго научном, а не эмоциональном понимании история знает немало: например, Италия времен Муссолини, франкистская Испания, Румыния при Антонеску, хортистская Венгрия, Португалия эпохи Салазара и Каэтану, целая обойма диктаторов в Латинской Америке, включая Пиночета. Как уже сказано, отдельные черты фашизма можно найти чуть ли не в большинстве государств. Быть может, отсюда и некоторая легковесность множества взаимных обвинений в фашизме, которые стали важным элементом политической моды последних лет.

Фашизм, нацизм, коммунизм — разница в понятиях

При этом современный нацизм отличается тем, что мерять черепа и доказывать расовое происхождение больше не нужно. последовательное продолжение нацистских идей, фашизм и есть практическое использование догматов нацизма в жизненной действительности. определение, разница и идеология. Термины “фашизм”, “нацизм” и “национализм” часто понимаются как синонимы, но на самом деле разница есть.

Вы точно человек?

Подписаться. В чем отличие идеологии фашизма и нацизма? Последователи этой теории в целом склонны выделять нацизм как особый исторический феномен, не считая его одной из разновидностей фашизма[62][63][64]. Фашизм не был популярен, тогда как нацизм приобрел популярность в 1933-1945 годах. Мнение, что фашизм и нацизм являются разными наименованиями одной и той же идеологии, довольно широко распространено среди людей, далёких от политологии и социологии.

Разница между фашизмом и нацизмом

Между фашизмом и национал-социализмом (нацизмом) как идеологиями, политическими, общественными практиками есть как существенное сходство, так и заметные различия. радикальный тоталитаризм, нацизм - крайний национализм и связанная с ним политика в условиях фашизма. Нацизм, в отличии от фашизма, не поддерживает идеологию государственного строительства, он опирается на постоянную борьбу разных наций и рас человечества.

Разница между идеологиями фашизма и нацизма

Фашизм и нацизм: есть ли разница? У фашизма и нацизма направление схожее, однако есть и отличительные черты.
Главные отличия фашизма от национал-социализм - Русская семерка Классический нацизм является основой для фашизма, который создается на почве ультраправых и командированных режимов правления.

Разница между Фашизмом и Нацизмом: Понимание Истории

отличий немецкого нацизма и итальянского фашизма. Что такое денацификация и к чему ведет патриотизм. Разнятся фашизм и нацизм и отношением к представителям отличных от граждан страны – носителяv идеологии народностей. При этом современный нацизм отличается тем, что мерять черепа и доказывать расовое происхождение больше не нужно. Нацизм – это более частная форма фашизма, говорить, что фашизм и нацизм это понятия совершенно разные – то же самое, что сказать "черника и ягода – это разные растения". отличий немецкого нацизма и итальянского фашизма.

Что такое нацизм и фашизм.

Что такое фашизм и национализм? Фашизм основан на тоталитарной власти государства и полного подчинения ему личности. Для фашизма характерен культ личности правителя, однопартийной системы управления и превосходства титульной нации над другими народами. Национал- социализм - это смешение идеологии нацизма и социализма. Формирование крайне правых убеждений и враждебное отношение не только к конкурентам за власть, но и к людям другой нации. Нацизм был только в Германии во времена Третьего Рейха. В наше время эта политическая идеология запрещена во всем мире. Сходства и отличия двух идеологий В теории нацизма расовая принадлежность является принципиальной.

Братья, но не близнецы Муссолини не отрицал значения расового вопроса и желал, чтобы итальянцы не смешивались с населением колоний , но первостепенным этот вопрос не считал.

Он хотел выковать из расслабленных итальянцев «новую расу духа» — политическую нацию, определяемую культурой и стремлением к экспансии. То есть генетический код, по Муссолини, не содержит в себе приговора — из «ленивых итальяшек», как сам называл свой народ дуче, можно вылепить что-то пристойное. Гитлер же думал строго наоборот — именно раса, то есть генетический набор, и определяет человека. Надо просто собрать в одном месте представителей превосходящей конкурентов арийской расы, исключить влияние на них «хитрых евреев с их умением разрушать изнутри», и она завоюет себе место под солнцем. А самого себя считал простым исполнителем этой неизбежности, продиктованной биологией. Именно такой подход и был основным отличием фашистов от нацистов: «раса духа» Муссолини против «арийской расы» Гитлера — культура и политика против набора генов. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Это выражалось в широком применении языческих символов и повальном увлечении нацистских лидеров оккультными науками, восточными религиями, христианскими ересями, а также поиском Священного Грааля. Нацизму был характерен культ традиций и неприятие чего-то нового. Капиталистическое устройство общества тесно связывалось с деятельностью еврейской расы. Итальянский фашизм, напротив, активно дружил с капиталистами, которые в то время активно финансировали деятельность правящей партии. В 1933 году Гитлер и его нацистская партия сожгли рейхстаг и обвинили в этом своих противников — коммунистов. Начались жесткие репрессии, и, победив на выборах 30 января 1933 года, партия Гитлера пришла к власти. У фашизма в Италии и нацизма в Германии существует много схожего. В обеих странах были созданы концлагеря, куда помещали недовольных правящим режимом. Оба государства начали активно вмешиваться в экономику. Массовые репрессии стали основной опорой правительства, создавались тайные полиции и поощрялись донесения. Традиционно в России понятия: фашисты и нацисты, это нечто общее, имеющее знак равенства, богомерзкое, анти человеческое явление двадцатого века, с которым более или менее все-таки удалось справиться. На самом деле явления фашизма и нацизма национал-социализма хоть и имеют общие точки пересечения и связаны с насилием и ущемлением прав человека, но все же имеют ряд серьезных отличий, в связи с которыми, как не странно, фашизм оказывается явлением чуть менее ужасным, чем нацизм. Но давайте разберемся по порядку: Оба идеологических и политических течения уходят корнями в XIX век, и непосредственно связаны с философскими выкладками Ч. Дарвина, Ф.

Дарвин привнес в мир теорию о естественном отборе, которая в обществе переменилась в социальный дарвинизм. Другими словами, это теория о выживании сильнейшего государства или нации. Ницше — идея о сверхчеловеке и отрицании бога. Лебон объяснил, что народная толпа неразумна и нуждается в подчинении. Гобино стал основоположником расовой теории. Его концепция расового неравенства объясняет историческое развитие, отражающее оценку равенства в виде унизительной идеи для человечества. Фашизм образовался в 80-х годах 19 века в Италии, где благодаря научным агитациям в будущем появился тоталитарный режим. Впервые мысль о доминантной позиции «организованного меньшинства» над «неорганизованным большинством» высказал Гаэтано Моска, основываясь на проведенных анализах социума. В итоге идейный образ показывал социально-экономическую систему, имеющую множество разных ячеек и организаций с собственными народными ценностями. Направление считается враждебным из-за жестокого угнетения проявлений диссидентства. Укрепившаяся среди ученых идея, вскоре была подхвачена простым народом, нуждающемся в сильном правлении во время серьезных кризисных ситуациях в стране. Правление было единоличным и для фашистов его представителем являлся Бенито Муссолини.

Фашизм, нацизм, коммунизм — разница в понятиях

В чистом виде данный режим существовал в Италии времён Муссолини, Румынии, Испании, Португалии, Бразилии и других странах. Нацизм национал-социализм — это симбиоз националистической идеологии с социалистической формой правления, в результате которого формируется крайне правое по своим взглядам правительство, враждебно относящееся не только к конкурентам в борьбе за власть, но и другим нациям. Нацизм в чистом виде был реализован лишь в Германии времён Третьего Рейха и в настоящий момент находится вне закона как политическая идеология. Фашизм появился несколько раньше нацизма и в начале своего существования являлся теоретической концепцией. Нацизм скорее сформировался на практике за счёт преломления фашистских идей на территории Германии. Фашизм, как и национализм, ставил во главу угла государство, его нужды и интересы. На этом фоне права человека и личности нивелировались, теряя свою остроту. Несмотря на то, что обе идеологии относятся к человеку как к расходному материалу, подходы к оценке роли народов значительно различаются.

Меллер исследует его как «персоналистскую форму тоталитаризма». Французский ученый П. Такая картина эволюции фашизма дает возможность более четко видеть угрозы, которые исходят от него особенно в переходных обществах. Характерной особенностью фашистских государств является формирование тоталитарного государства и тоталитарного политического режима. Тоталитаризм с характерным для него отсутствием личной свободы, правовым произволом, культом вождя и насилием рассматривается автором как итог предшествующего развития европейской цивилизации Нового времени, на всем ее протяжении провоцировавшей возникновение невротических реакций и психических патологий. Фроммом выделен своеобразный синдром «бегства от свободы», проявившийся в возникновении тоталитарных движений. Первопричина синдрома, согласно Э. Фромму, состоит в разрушении на рубеже Нового времени существовавшей в средневековом обществе социальной структуры, придававшей человеку ощущение уверенности. Это обстоятельство изменило психологическую атмосферу, насыщая ее духом беспокойства, стимулировавшего «бегство от свободы» и массовое распространение в обществе черт «авторитарной личности» [2]. Приведенная схема проникнута критическим пафосом в отношении капитализма, но не может претендовать на исчерпывающий анализ причин возникновения тоталитарных движений. Отнюдь не повсеместно «бегство от свободы» завершилось установлением тоталитарных режимов. В фундаментальном труде немецко-американского философа Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» 1951 впервые в политической науке тоталитаризм рассматривается как особый феномен ХХ века, отличный от традиционных, известных из истории деспотических форм правления. Исследование основано на концепции массового общества и сравнительного анализа нацизма и сталинизма. В работе прослеживается формирование таких предпосылок немецкой разновидности тоталитаризма, как национализм, расизм и антисемитизм. Непосредственным же источником тоталитарных движений Х. Арендт считает процессы деклассирования общества, разрыва социальных связей и атомизации индивидов, резко усилившиеся после Первой мировой войны. Деперсонализированная толпа стала массовой опорой тоталитарных режимов, гарантом создания нового социального порядка становится секретная полиция. Важнейшие сущностные характеристики тоталитаризма Х. Арендт видит в следующем: во-первых, тоталитарное беззаконие является беззаконием особого рода, маскирующимся под конституционализм; во-вторых, идеология в тоталитарных системах имеет мало общего с идеями или верованиями и скорее служит инструментом для манипулирования массами; в-третьих, террор ставит целью не просто запугать граждан, а разъединить их, изолировать каждого индивида, лишив его возможности объединяться с себе подобными. В каноническом варианте в виде набора основных признаков концепция тоталитаризма представлена в работах Карла Фридриха, Збигнева Бжезинского и Реймона Арона. Первая попытка систематизировать признаки тоталитаризма была предпринята К. Фридрихом в статье «Уникальный характер тоталитаризма», вышедшей в 1954 г. Автор исходил из двух основных постулатов: 1 нацизм и коммунизм сходны в своих базовых характеристиках; 2 тоталитаризм не имеет исторических аналогов и представляет собой новое явление в сравнении с абсолютистскими и деспотическими режимами прошлого. Фридрих признавал существенные различия между тоталитарными режимами фашистской Германии и Советского Союза разные стадии развития экономики, несхожие национальные характеры, отличия в содержании идеологий и т. Фридрих предостерегал против односторонности в трактовке тоталитаризма - сведения специфики режимов к индивидуальным особенностям, недостаткам и патологиям их вождей, к чертам национального характера и т. Он считал также неправомерным акцентирование отдельных предпосылок возникновения тоталитарных режимов — экономического кризиса, последствий Первой мировой войны и Версальского договора, разложения христианства и морального кризиса общества, «угрозы» коммунизма. По его мнению, только благодаря комплексному, многофакторному анализу феномена тоталитаризма возможно конструирование его адекватной модели. Такой анализ тоталитаризма был осуществлен К. Фридрихом и З. Бжезинским в работе «Тоталитарная диктатура и демократия» 1956.

Такой подход не вызывает серьёзных возражений. По существу здесь мы имеем дело с той же ситуацией, которая сложилась в отношении узкой и широкой версий термина «фашизм». Поиск адекватного обозначения для существующей сегодня на Украине формы политического режима и соответствующей ей государственной идеологии, заставляет сделать выбор в пользу терминов «украинский нацизм» или «бандеровский нацизм». В этой связи, уместно сослаться на мнение профессора Л. При сложении двух тезисов получается, что, будучи инструментом, украинский нацизм, в отличие от германского, на целевом уровне направлен в сторону не столько возвеличивания всего украинского кроме каких-то маргинальных манипулируемых групп, которые глобальной политической опасности не представляют, хотя и с учётом всех считающихся временными девиаций , сколько подавления всего русского и российского — русского языка, русской культуры, Российского государства, российской истории и т. Иначе говоря, украинский нацизм призван не строить империю, сильное государство, эффективную бюрократию, успешную экономику , а ломать, приобретая характер откровенно нацистской русофобии при весьма толерантном отношении ко всем другим нациям, для борьбы с которыми в случае необходимости конструируются другие инструменты» [7, c. Отдельно следует остановиться на проблеме соотношения феноменов фашизма и коммунизма. Расхожие утверждения об якобы единой природе этих явлений, столь популярные среди недругов России, противоречат исторической правде и кощунственны по отношению к тем, кто отдал свои жизни за Великую Победу. Адепты мифического кровного родства фашизма и коммунизма не желают считаться с фундаментальными сущностными различиями между этими явлениями, но зато абсолютизируют форму. Соответствующие спекуляции строятся на известном сходстве недемократических режимов, персонифицированных именами Гитлера и Сталина. Их общими чертами выступают вождизм, жесткая однопартийность, развитые силовые структуры и др. Но внешнее сходство вовсе не означает сущностной близости и генетического родства. В случае с коммунизмом и фашизмом мы имеем дело с антиподами, поскольку в содержательном смысле эти идеологии и режимы кардинально различаются: коммунизм предполагает социальное равенство и интернационализм, фашизм — социальное неравенство и подавление одних народов другими; коммунизм означает примат общественной собственности, а фашизм, несмотря на соответствующую риторику, — доминирование частной собственности; коммунизм основывается на идее постепенного отмирания государства, а фашизм его обожествляет; коммунизм означает основную опору на рабочих и крестьян, фашизм — на мелкобуржуазную среду; коммунизм предполагает духовный прогресс и расцвет культуры, фашизм глубоко враждебен культуре 8. И, наконец, главное — коммунизм ставит своей целью возвышение человека, его всестороннее развитие, а фашизм делит людей на сверхчеловеков и недочеловеков, обрекая слабых на уничтожение или рабство. Данное различие выступает ключевым и системообразующим 9. Рузвельт, серьёзно воспринимая угрозу распространения нацистских идей в Западном полушарии, в августе 1940 года образовал 10 в составе Офиса чрезвычайного менеджмента администрации Президента США Офис межамериканских дел ОМД , наделив его широкими полномочиями по проведению информационного, экономического и политического противоборства в странах Центральной и Южной Америки. Главным инструментарием ОМД стало интенсивное применение культурных и образовательных программ в странах региона. Руководить офисом президент Рузвельт назначил Нельсона Рокфеллера [4, с. Если говорить о Великобритании, то ряд экспертов на основе анализа идеологии и действий фашистов «Туманного Альбиона», а также тогдашних настроений в английском обществе сделали вывод, что именно: «…насилие оттолкнуло общественное мнение от британских фашистов... Сумевшее быстро мобилизоваться антифашистское движение, сразу увидевшее сходство с континентальным фашизмом, обратило внимание полиции и властей на опасность Британского союза фашистов» [20, c. Применительно к Польше следует заметить, что это государство, пойдя на союз с фашистской Германией, совершило «стратегическую ошибку. Руководители Польши, ослеплённые антисоветизмом и реваншизмом, не смогли адекватно оценить основные цели политики Гитлера… Фашистская дипломатия победила квазифашистскую дипломатию Польши» [20, c. Известно, что для «исторического обоснования» германо-польского сближения фашизм использовал целый комплекс программ в области информационного обеспечения, культуры и образования: 21-27 августа 1933 г. Чем всё это закончилось хорошо известно. В конечном счёте, именно за фашистский эксперимент, с неизбежностью обернувшийся против самой Польши, её народ заплатил миллионами жизней. В конце ХХ — начале XXI века и Польша повторяет свою ошибку, вновь став на путь русофобии, чей фашистский характер становится всё более очевидным. Но на этот раз она делает это под непосредственным руководством США. На те же грабли охотно, даже конкурируя друг с другом, наступают страны Прибалтики и Украина. Сам факт «рождения нового западного мира», похоже ни у кого серьёзных сомнений не вызывает. Но вот каким окажется его будущий, «взрослый» облик? В настоящее время во многих информационно-политических программах отечественных масс-медиа регулярно говорится о том, что западный мир стремительно утрачивает свои демократические качества. Правда, некоторые наблюдатели считают такие утверждения всего лишь пропагандой, элементом идеологической борьбы и уверяют, что Запад давно и навсегда «привит» от фашизма. Однако дело обстоит куда сложнее. Да, фашизм глубоко скомпрометирован в глазах западного общественного мнения, но это больше касается его имени, его формы, нежели его сути. Да, знамена и символика фашизма открыто используются пока только политическими маргиналами. Но что это меняет по существу? Фашистское переустройство мира по Гитлеру предполагалось на основе порочной идеи привилегированного положения «правильных народов». Всем остальным были уготованы порабощённое положение и жёсткая эксплуатация или даже уничтожение. Военная агрессия выступала главным инструментом достижения этих целей. Тогда не получилось. Помешал Советский Союз. Но разве современный Запад отказался от вышеназванных постулатов? Разве не на них он опирается в своей политике? Разве не на них построено и сохраняется нынешнее благополучие так называемого золотого миллиарда? При анализе ситуации надо учитывать и тот факт, что большое влияние открыто профашистские силы на Западе могут получить в результате резкого падения качества жизни основных групп населения своих стран. В этом смысле на их руку играют негативные социально-экономические последствия очередных и внеочередных пандемий, финансово-экономических кризисов, участившихся в последнее время и порой имеющих рукотворный характер; нехватки продовольствия и энергоресурсов, высокой инфляции, массовых миграций населения и прочих сопутствующих явлений войны коллективного Запада против России. Надо помнить и о том, что сегодня во многих западных странах «общество уже не обладает должной сопротивляемостью, антифашистская прививка перестала действовать, а молчаливое большинство относится ко всему этому равнодушно. Если ситуация будет развиваться в том же направлении, можно ждать дальнейших сюрпризов в виде героизации фашистских порядков и фашистских иерархов, полного уничтожения антифашистского консенсуса» [20, c. Фашизм, с его селективным отношением к человеку, отличается не только предельной жестокостью и высокой агрессивностью, но и особой порочной притягательностью. Корни его тёмной силы лежат в обращении к худшей, но весьма живучей стороне человеческой натуры: к эгоизму, насилию, неприязни и ненависти к «не своим», желанию иметь преимущества за счёт слабых. Необходимую питательную среду для распространения фашистских нацистских идей создаёт масштабный социально-экономический кризис, а точнее — производные от него резкое падение уровня жизни миллионов людей и девальвация морали. Именно так было в Италии и в Германии в 1920—1930 гг. Это обстоятельство давно подмечено очень многими отечественными и зарубежными учёными зафиксировавшими, что «фашизм как исторический феномен… был обусловлен последовавшим после Первой мировой войны острейшим социально-экономическим кризисом и «великой депрессией» 1929—1933 гг. Характерно, что глубокий, системный социально-экономический кризис стал важным условием и для фашизации Украины, взрывного роста среди населения этой бывшей советской республики крайних форм национализма, причём, прежде всего, в его бандеровско-нацистской версии. Ещё одним весьма важным фактором, оказывающим влияние на потенциал и статус фашистской идеологии, традиционно считается позиция Церкви. Изменили свою позицию под влиянием нацистской пропаганды и многие немецкие христиане… это… привело к заключению 20 июля 1933 г. Бровко [20, c. Антифашистские взгляды отдельных церковных деятелей, также как и представителей их паствы, не меняли общей картины — Церковь, как влиятельнейший социальный институт, заняла по отношению к фашизму и нацизму, как минимум, позицию благожелательного нейтралитета. Религиозный церковный фактор остаётся значимым и сегодня. Не случайно его столь активно использовали и используют в современной Украине для разжигания ненависти к России, русским и РПЦ. Огромную роль в достижении консенсуса фашизма и народных масс играет уровень обучения и воспитания последних, и прежде всего, молодёжи. При этом, акцент делается не на разум, а на «базовые инстинкты» и сильные негативные чувства, прежде всего — на ненависть к чужим, другим, непохожим. И действительно, как утверждал Жак Лакан, французский психоаналитик, философ и психиатр, «ненависть, как и сама любовь, — безграничное поприще» [18]. Оставалось привить, точнее развить, «правильные» инстинкты у германского народа. Осуществлять данную метаморфозу следовало, прежде всего, через систему образования. Потому-то в числе первых шагов фашистской власти в Германии значились массовые чистки учителей и преподавателей. Третьему Рейху нужны были не подлинные личности, а дивиды — люди с фрагментарными представлениями о действительности. Такими проще манипулировать, навязывая им свою волю, в том числе звериную ненависть к выдуманным врагам-«недочеловекам», как внутренним евреи, цыгане , так и внешним славяне. Поэтому система образования любого фашистского государства направлена не на самостоятельное развитие личности, а на её формирование в жёстко определённых рамках. Типового оуновца описал участник ликвидации бандеровского подполья, ветеран органов госбезопасности Г. Санников: «Карпо был страшным человеком. В крови по локоть — не один десяток людей собственноручно повесил… дальше села, потом леса нигде не был, города не видал» [11].

По каким критериям они схожи и чем отличаются? Фашизм и нацизм: определение терминов Фашизм — идеология, политическая система, основой которой является тотальное подчинение личности гражданина социуму. Власть фашистского государства на своей территории поистине безгранична. Характерные черты фашизма: Однопартийная управленческая система. Пропаганда превосходства одной из наций над остальными народностями. Фашизм зародился в Италии во времена правления Бенито Муссолини. Символ фашистской идеологии — древнеримская фасция, атрибут власти высших магистратов времен означенной республики. Она украшала флаг Италии времен Муссолини. Также данная идеология имела место в истории Бразилии, Румынии, Португалии и других государств. Бенито Муссолини Нацизм, или национал-социализм — соединение социалистического государства с пропагандой националистических взглядов. Такое государство формирует правительство с крайне правыми политическими взглядами. Впоследствии правящая элита страны крайне враждебно относится и к другим народам, и к конкурентам за место у «кормушки» власти. Чистейшей воды нацизм имел место только в одной стране — Германии во времена Третьего Рейха. Символом нацизма являлась свастика, которая у древних ассоциировалась с жизнью и солнцем.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий