Новости стамбул софия

В православном соборе Святой Софии в Стамбуле проходит первый за 86 лет пятничный намаз.

Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью

Первый намаз за 86 лет в Айя-Софии в Стамбуле Стало известно, что изменили в Айя-Софии к первому за 86 лет намазу. Интересно, что под эгидой той же компании в Стамбуле летом 2023 года был открыт еще один музей, посвященный Айя Софии. Многие туристы недовольны не только высокой стоимостью посещения мечети Айя-София, одной из главных достопримечательностей Стамбула, – 25 евро, но и ограничением доступа. Верующие и туристы смогут посещать мечеть Айя-София без ограничений во время работ по реставрации, сообщили РИА Новости в министерстве туризма Турции. В соборе Святой Софии начнутся реставрационные работы в связи с возможным землетрясением в Стамбуле: «Мы продвигаемся в 200 странах.

Плачущая колонная в Соборе Святой Софии (Стамбул, Турция)

А если до превращения Святой Софии в мечеть вы отправились бы в музей с турецким гидом, он, ракетой проведя вас мимо византийских древностей, показал бы вам в разводах яшмовой стены, у самого нефа, нерукотворный профиль Ататюрка. Но в центре ее мифа всегда были чудеса. Они и по сей день нагромождены в Софии, как в историческом аттракционе. Вот след в стене, в которой скрылся священник, служивший последнюю службу в день завоевания Константинополя. Вот колонна Святого Григория, влажная изнутри, прикоснуться к которой для излечения приходили паломники еще в византийские времена. Вот столб, где, как известно любому жителю Константинополя, обитал ангел храма — в ночь завоевания ангел, по свидетельству Нестора Искандера, христианина в османском войске, ушел в небо огненным столпом «бысть яко свет неизреченны». Для ее строителя императора Юстиниана это был символ величия его правления — он воздвиг памятник, благодаря которому его имя запомнится в веках. Султан Мехмед II видел себя султаном нового, мусульманского Рима, и храм для него был символом преемственности власти, а еще поворота на Запад, куда, к большому недовольству многих его мусульманских соратников, отныне будет смотреть его империя. Для Ататюрка София тоже стала символом — новой секулярной просвещенной Турции, источника знаний для человечества. Ну а для Эрдогана — символом того, что с Турцией в мире вынуждены считаться, в частности потому, что сказать миру против очередного превращения Софии по букве турецкого закона в общем-то нечего. Два грека — математик Анфимий из Тралл и архитектор Исидор из Милета — придумали грандиозное сооружение, огромный купол которого так изящно покоился на двух полукуполах, что здание, несмотря на гигантский объем, казалось невесомым.

Она так впечатлила крестоносцев, что 12 апреля 1204 года они захватили Константинополь и всё из нее вынесли. Свидетель описывал , как Мехмед «придя на площадь у великой церкви, сошел с коня, и пал ниц на землю, взял горсть земли и посыпал голову, благодаря Бога. И подивился этому огромному зданию, так сказав: "Воистину люди эти были и ушли, а иных после них, им подобных, не будет". Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока Иерусалим на юго-восток Мекка , пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит. На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело 1680 и шведского дипломата Корнелия Лооса 1710 , видно множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже.

Его поддерживают четыре опоры и 40 ребер, которые придают куполу уникальную форму.

Первоначально купол был покрыт золотой мозаикой, которая позже была заменена исламской каллиграфией, когда здание было перестроено в мечеть. Интерьер собора Святой Софии Собор Святой Софии имеет потрясающий интерьер, который объединяет предметы христианского убранства и исламских традиций. При входе в Айя-Софию сразу же поражает массивный купол, который словно парит над головой. Он украшен прекрасными мозаиками и фресками, на которых изображены сцены из Библии и жизни Христа. Стены собора Святой Софии также украшены сложными мозаиками и фресками, на которых изображены Дева Мария и различные святые. Мозаики сделаны из крошечных кусочков стекла и сусального золота и являются свидетельством невероятного мастерства и искусности византийских мастеров. Мозаики и фрески собора, несмотря на прошедшие столетия, невероятно детализированы. Цвета по-прежнему яркие, а сохранность их позволяет увидеть даже мелкие детали. Одной из самых впечатляющих особенностей интерьера Айя-Софии является мраморный пол.

Он выполнен из более чем 30 различных видов мрамора и является потрясающим примером византийской архитектуры. Узоры и рисунки на полу замысловаты и красивы настолько, что можно часами любоваться ими. Интерьер собора Святой Софии. Минбар Еще одна изюминка интерьера Святой Софии - михраб и минбар. Эти элементы были добавлены, когда церковь была превращена в мечеть в 15 веке.

Но это внешняя правота, за которой — глобальная неправда. Святая София Константинопольская — главный символ. Причем с самых разных точек зрения — духовной, культурной, исторической. Это величайший христианский храм всех времен и народов, построенный Юстинианом в VI веке.

Храм сразу стал главным храмом Византийской империи, воплощением византийской духовности. В таком качестве он просуществовал более 900 лет. Важнейшее символическое значение храма понимали и турки. Когда они захватили Константинополь в 1453 году, первое, что сделал Мехмед II Завоеватель — превратил Святую Софию в мечеть, и это был очевидный символический жест. Эти смыслы учитывает сегодня и президент Эрдоган, который возвращает Святой Софии статус мечети, игнорируя ее без малого столетнее пребывание в качестве музея. Он создает некое тройное послание. Во-первых, послание, адресованное мусульманам Турции, которые в значительной степени поддерживают превращение Святой Софии в мечеть, несмотря на очевидные политические, экономические, культурные и иные убытки — именно как знак победы над христианским миром. Никакой практической необходимости в создании в центре Стамбула такой мечети просто не существует. Совсем рядом со Святой Софией была выстроена знаменитая Голубая мечеть.

Она была создана, как и большинство мечетей в Турции, по образцу Святой Софии — настолько сильное впечатление на мусульманских архитекторов произвело это творение эпохи Юстиниана. Кроме Голубой мечети вокруг много больших и малых мечетей. Так что это символический жест, а также попытка заручиться дополнительными очками накануне скорых выборов. Вид на Святую Софию и Голубую мечеть. Фото: rawpixel.

Полтора года назад его позиция по Украине резко поменялась. А сейчас мы видим, что и по Святой Софии он особо не возражает Эрдогану. Создается ощущение, что патриарх полностью утратил самостоятельность...

Тем более когда речь идет о захвате территорий в ходе военных действий. Замечательным примером «перепрофилирования» является храм с аркадой на территории крепости в Судаке. Его начинали строить как мечеть, но захватившие город генуэзцы освятили его в 1373 году как католический храм. В 1475 году Судак взяли турки и открыли в здании мечеть. Затем Крым вошел в состав Российской империи, в XIX веке помещение передали армянам: до 1920 года там действовал армяно-католический храм во имя Успения Божией Матери. Сейчас это часть музейного комплекса. Существует множество других примеров. Так, многие храмы на территории нынешней Белоруссии, построенные в пределах Речи Посполитой как католические костелы, после присоединения этих территорий к России в XIX веке были превращены в православные храмы.

Например, Покровский собор в Витебске. А в Финляндии после провозглашения независимости некоторые православные соборы превратили в лютеранские... Подобные метаморфозы понятны для обществ, где церковь не отделена от государства. Но в новое и особенно новейшее время ситуация меняется. Религию стараются вывести за пределы государственных и общественных институтов. Власть, по крайней мере формально, не продвигает свое влияние через храмы. Секуляризация, которая проходила в разных формах, затронула практически весь мир. В Европе не было такого острого негатива, как в России в 1920 — 1930-х годах, но процесс закрытия храмов продолжается там до сих пор.

При этом если мы говорим о ценных архитектурных памятниках, то у государства остается ответственность за сохранение их как объектов культуры и истории: поэтому исторически значимые здания храмов передавали музеям. И именно поэтому обратное превращение — музея в храм — совершенно особая ситуация. Связано это, по всей видимости, с тем, что сейчас, в XXI веке, политики вновь, как и когда-то прежде, пытаются использовать религиозную карту для своих чисто утилитарных целей. По моему личному мнению, это не идет на пользу ни государству, ни самой религии, а к вере вообще не имеет никакого отношения. Церковный вопрос пытались раскручивать и на постсоветском пространстве. В прошлом году президент Украины Петр Порошенко включил «веру» в свою предвыборную программу и... Всем памятен конфликт вокруг Исаакиевского собора... Во-первых, в нашей истории был трагический опыт борьбы государства с духовенством и религией в целом, поэтому желание верующих возродить отдельные приходы представляется естественным.

Во-вторых, мне кажется, церковная власть и общество, к счастью, не отделяются у нас друг от друга глухой стеной и все время стараются найти точки соприкосновения, не допуская совсем уж конфликтных моментов. И хотя с разных сторон порой звучат резкие безапелляционные высказывания, все же изначальная позиция нашей церкви объединять, а не разделять людей. И, в-третьих, самое главное: политическое руководство России не разыгрывает религиозную карту. Существует идея помощи религиозным учреждениям, сотрудничества с ними, но ничего подобного уваровской формуле «самодержавие, православие, народность» нет. В Турции же мы видим совершенно очевидное намерение использовать религию как консолидирующую идею. Этот процесс начался еще при предшественнике Эрдогана — президенте Абдуллахе Гюле, который, между прочим, считался сторонником европейской интеграции.

В Турции отреставрируют мечеть Айя-София

В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. В 1985 году здание Музея Айя-София вместе с другими памятниками, расположенными в исторической части Стамбула, было включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В православном соборе Святой Софии в Стамбуле проходит первый за 86 лет пятничный намаз. Собор Святой Софии – часть объекта «Исторические районы Стамбула», вписанного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор святой Софии возвышается над Константинополем, ныне Стамбулом, без малого полторы тысячи лет. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О СОБОРЕ СВЯТОЙ СОФИИ В СТАМБУЛЕ Собор был построен в 360 году и являлся самым большим Византийским собором в мире.

Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов

И был закрыт вход на второй ярус, где в основном и находятся все ключевые византийские мозаики». В чем суть изменений — иностранец, который попадает в Айя-Софию , покупает билет только на второй этаж, который в течение этих четырех лет был закрыт. Таким образом, можно будет наконец-то увидеть эти мозаики и вид на убранство мечети со второго яруса. И в его цену также заложена колоссальная турецкая инфляция. Второй после Софии Константинопольской главный памятник византийского искусства — Монастырь Хора — также сначала стал мечетью, фрески были замазаны, потом он был отреставрирован и в 1945 году превратился в музей Карийе, а в 2020-м — храм Христа Спасителя монастыря Хора, или, как его называют, «Сикстинская капелла Византии», снова стал мечетью. Однако пока она не действует — все стены в росписях и мозаиках с ликами святых, которые запрещены в исламе. До сих пор разрабатываются визуальные решения, как их закрыть. Во всем мире вход в главные соборы свободны во время богослужений. В остальное время туристам чаще всего приходится платить, но в билет обычно входит и экскурсия. В собор Святого Павла в Лондоне, в Саграда Фамилия в Барселоне, в собор Святого Петра в Ватикане она обойдется примерно в те же 25 евро, или в случае с собором Святого Петра, например, с утра придется отстоять километровую очередь — и тогда можно войти бесплатно.

В России расценки скромнее — вход в Исакий в Санкт Петербурге — 450 рублей, еще 300 рублей нужно заплатить, если есть желание подняться на колоннаду.

Планируется очистка внешнего фасада, минаретов. Как ожидается, реставрация продлится три года.

Власти Турции рассчитывают, чтоплата за вход в Айя-Софию решитпроблему длинных очередей. Возможно, это стало одной из причин, по которой власти Турции решили сделать вход в храм-музей платным. Впрочем, идея эта не нова, к такому способу получения финансирования прибегают во многих странах мира.

Так, вход в собор Святого Петра в Риме Ватикане , в общем-то, является бесплатным, но для того, чтобы попасть внутрь, необходимо отстоять огромную очередь. А можно купить билет за 25 евро , по которому предоставляется право на приоритетный проход. Но даже если удастся пройти бесплатно в сам собор, все равно придется купить билет около 10 евро для подъема на смотровую площадку, если такое желание возникнет.

Такие же правила действовали в соборе Парижской Богоматери до 2019 года, когда там произошел пожар. Билеты были нужны, чтобы попасть в сокровищницу собора или на смотровые площадки на колокольнях. Предполагается, что после завершения реставрационных работ эта схема посещения будет восстановлена.

Плату берут за вход в собор Святого Павла в Лондоне, это удовольствие обойдется в 23 фунта стерлингов. Бесплатное посещение предусмотрено только для верующих по воскресеньям, когда проводится служба.

В 1571 году Фамагуста и весь Кипр попали под власть Османской империи, и церковь превратили в мечеть. Современная Турция вообще и регион, где находится нынешний Стамбул, в частности на протяжении многих веков были сейсмически неспокойным местом и остаются таковым по сей день. Впрочем, к обрушению привели не только землетрясения, но и ошибки в расчетах нагрузок, допущенные проектировщиками. Реконструкция, включавшая постройку купола новой формы и кое-какие переделки интерьера, завершились к 562 году.

В таком виде собор простоял несколько веков, пережив эпоху иконоборчества с замазыванием и уничтожением икон и мозаик, сильнейший пожар и очередное землетрясение 859 года, вызвавшее обрушение одного из полукуполов, и наконец землетрясение 989 года, в результате которого обрушилась одна из арок купола. Реставрировать собор тогдашний император Василий II призвал видного армянского архитектора Трдата, который, помимо восстановления и укрепления арки, произвел еще ряд строительных и реконструкционных работ, которые заняли шесть лет. И далее здание переживало множество злоключений со стороны природы. В частности, особенно сильный ущерб был нанесен ему в середине XIV века землетрясениями, вызвавшими частичное обрушение куполов. С тех пор собор претерпел многочисленные реставрации и реконструкции, наиболее масштабная из которых прошла в конце 40-х годов XIX века, не говоря уже о многочисленных изменениях, сделанных после превращения Святой Софии в мечеть. Последние включали пристройку минаретов и дополнительных помещений и служб к зданию собора, уничтожение деталей интерьера, связанных с христианским богослужением и добавлением таковых для осуществления богослужений исламских, сокрытие изображений и проч.

Одно их поздних добавлений к экстерьеру собора — массивные контрфорсы, призванные предотвратить расползание стен под весом куполов. Лучший мрамор и другие строительные материалы свозились в Константинополь со всех концов империи, даже из Африки. По указу императора на украшение собора пошли архитектурные элементы античных построек — колонны из зеленого мрамора — из Эфеса, порфировые — из Рима, а еще золото, серебро, слоновая кость и прочая, и прочая, и прочая. Для украшения алтаря использовались самые разнообразные драгоценные камни в бессчетном количестве.

За свою историю собор несколько раз был поврежден землетрясениями, но, несмотря на это, во многом сохранил свою первоначальную структуру. Хотя внушительный купол, по большей части, является результатом реконструкции, выполненной после землетрясения, которое произошло в 14 веке. Собор Святой Софии. Вид с Босфора Более 900 лет Святая София служила главной церковью Византийской империи и считалась самым большим собором в мире. В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся осаде крестоносцев, а собор был разграблен и осквернён.

Османы добавили к зданию минареты и другие исламские элементы, включая михраб и минбар. Мечеть служила главным местом поклонения для мусульманской общины Стамбула более 500 лет. В 1935 году турецкое правительство под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка решило превратить Айя-Софию в музей. Это решение было принято для того, чтобы сохранить историческое и культурное значение здания и сделать его доступным для посетителей со всего мира. С августа 2020 года собор Святой Софии снова был преобразован в мечеть. Вид на Айя-Софию с улочек Стамбула Как добраться В Стамбуле действует эффективная система общественного транспорта, которая с легкостью доставит вас к Святой Софии. Ближайшая трамвайная остановка — Султанахмет, которая находится всего в минуте ходьбы от этой достопримечательности. До Султанахмет можно доехать на трамвае линии T1 из разных частей города, включая аэропорт. Если вы остановились в старом городе, прогулка пешком до Святой Софии может стать отличным вариантом.

Вы сможете исследовать узкие улочки и переулки Стамбула, пока будете добираться до достопримечательности.

Кто построил Собор Святой Софии в Турции, который объединил две религии

Ранее митрополит Илларион заявил, что подобный ход недопустим, нарушает свободу вероисповедания и оскорбляет чувства верующих. Вселенский патриарх Варфоломей, формальный глава православных христиан, счел, что решение грозит расколом Запада и Востока. Госсекретарь США Майк Помпео в свою очередь выразил мнение, что исторический собор теперь потеряет свою роль «моста, связывающего разные культуры и религиозные традиции». В соседней с Турцией Греции туркам пригрозили серьезным «эмоциональным разрывом» с христианскими странами. Особенно популярно оно у сторонников действующего президента. Смена статуса собора — вопрос, вписывающийся в общую политическую повестку эрдогановской Турции: последние много лет президент держит курс на турецкий национализм и консервативный ислам. Параллельно с исламизацией Эрдоган укрепляет свою личную власть, сдвигая турецкий режим от демократического к авторитарному. Есть здесь и противопоставление Западу: по словам турецкого лидера, сегодняшний маневр — в том числе ответ на действия США в поддержку Израиля.

Скидка по городской карте Museum Pass Istanbul на мечеть не распространяется. Для туристов предусмотрен отдельный вход — через южный вестибюль на второй ярус, ходить по залу не разрешается. Касса расположится напротив фонтана султана Ахмеда III, а главный вход продолжит работать для верующих. Стамбул: единственный город на двух континентах, достопримечательности, которые любит Голливуд, и отели на любой бюджет Экскурсии внутри мечети разрешены только с помощью аудиогида, доступ к которому можно получить через QR-код приложение работает на 23 языках. Кроме того, в храме запрещено фотографироваться — туристы не должны мешать богослужению.

В разных точках этой престижной улицы много магазинов на любой вкус. Здесь предоставлены всевозможные варианты для шопинга: центры, магазины, множество кафешек, где можно весело и непринужденно провести свободное время. Старый портовый район, с причалами для пассажирских паромов и морским пассажирским портом, в котором швартуются белоснежные круизные лайнеры. В прошлом Каракёй особо славился обилием питейных и увеселительных заведений, расположенных рядом с причалами и не без успеха искушавших правоверных мусульман из всех районов. Площадь Беязит была построена по распоряжению императора Феодосия в 393 году до н. Румельская крепость Турция, была важным стратегическим объектом во времена правления Османской империи. Расположен на берегах залива Босфор, который соединяет город множеством мостов. Стамбул единственный город в мире, который находится на двух континентах Европы и Азии.

Площадь Беязит была построена по распоряжению императора Феодосия в 393 году до н. Румельская крепость Турция, была важным стратегическим объектом во времена правления Османской империи. Расположен на берегах залива Босфор, который соединяет город множеством мостов. Стамбул единственный город в мире, который находится на двух континентах Европы и Азии. Была построена в 1459 году архитектором Атиком Синаном но была разрушена в результате землетрясения в 1766 году. Через некоторое время мечеть заново построил архитектор Узун Хусейн Эфенди в 1798-1800 г. Парк расположен на красивейшем европейском побережье залива Босфор в городе Стамбул. Стамбул крупный многомиллионный город Турции, торговый и культурный центр страны, крупный портовый город.

Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов

Наряду с платным посещением для туристов организуют отдельный вход. Мусульманские службы возобновились в соборе Святой Софии в 2020 году по указу президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Поместные христианские церкви и их представители, включая РПЦ, не согласились с этим и выразили сожаление. В феврале 2021 года министр иностранных дел Греции Никос Дендиас призвал вернуть мечети Айя София статус музея.

Позже нашли похожую руническую надпись его товарища Аринбарда. В 1203 году собор был варварски разграблен.

И не турками, как можно было бы подумать. Константинополь был взят венецианцами из Четвертого крестового похода. Инициатором действия был 95-летний полуслепой венецианский дож Энрико Дандоло. По иронии судьбы он захоронен на хорах Святой Софии. Обратите внимание на плиту с надписью Henricus Dandolo.

Кстати, кони на базилике Сан-Марко в Венеции — трофей из Константинополя.

Исследователи уверены, что на месте существующего по сей день собора во времена Римской империи был воздвигнут языческий храм, который несколько раз восстанавливался из-за пожаров. Собор Святой Софии в 1848 г. Фото: ros-vos. В период правления императора Константина I в 324—337 гг. Фото: litfund.

Исторические предпосылки:Во времена Византии Константинополь превратился в важный политический, экономический и христианский центр. С тех пор константинопольский епископ уступал в силе и престиже только Римскому Папе, который по сей день считается Верховным понтификом. Во все времена собор Святой Софии привлекал внимание неординарными архитектурными формами и масштабом Стамбул, Турция. Такое перераспределение наложило свой отпечаток на историю собора Святой Софии, ведь требовалось возведение более вместительного и помпезного здания. Непредвиденным толчком к строительству «Великой церкви» стал пожар, который полностью разрушил первый собор Святой Софии. Вскоре после трагических событий в 532 г.

Этапы строительства Макет и план-чертеж собора Святой Софии. Чтобы создать величественный храм, император распорядился выкупить прилегающие территории и пригласил лучших зодчих того времени — Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые были больше математиками и инженерами нежели архитекторами. Это и сыграло важную роль в формах и конструкционных особенностях сооружения, которые произвели революцию в храмовом строительстве христиан, ведь то этих пор никто не проектировал купольные, почти квадратные церкви. Великолепная каменная базилика была неотъемлемой частью древнего города на протяжении 1500 лет Hagia Sophia, Стамбул. Выполняя пожелания императора, для строительства использовались лишь самые лучшие материалы и элементы древних храмов колонны для портика , которые доставлялись из храма Солнца, из Эфеса и других культовых мест. Кроме того, при возведении собора использовались мрамор, золото, серебро, слоновая кость, медь, стекло, самоцветы и даже алмазы.

Обилие невиданной роскоши привело к появлению легенд и жутких пророчеств, что и остепенило императора. Возведение и обустройство храма опустошило казну Византийской империи в размере трех годовых доходов. Купол величественного храма до сих пор вызывает восхищение и удивление специалистов Hagia Sophia, Стамбул. Интересный факт: Несмотря на то, что проектировщики были известными математиками, еще во время строительства стали заметны их катастрофические просчеты.

На украшение собора пошло много золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости. Согласно легенде, Юстиниан хотел сплошь покрыть стены от пола до сводов чистым золотом. Однако астрологи спрогнозировали: «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания». Пришлось императору отказаться от затеи. Но все равно Храм оказался очень роскошным. Один лишь штат Святой Софии составлял свыше 500 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконисс, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. Представляете масштаб? Каменная София пожарам была не по зубам. Однако землетрясения дважды значительно разрушали собор. Но его быстро восстанавливали. В ответ патриарх предал анафеме легатов. Так в Святой Софии стартовал давно зревший раскол христианства на Римско-католическую и Православную Церкви. В 1204 году пришла беда, откуда не ждали. Европейские крестоносцы отправились в очередной поход к Гробу Господню, в Египет. Но по пути неожиданно напали на братьев по вере. Захватили Константинополь, убили многих христиан, разграбили Собор Святой Софии и другие церкви, коих в столице было свыше тысячи. Считается, что до 90 процентов реликвий, хранящихся сегодня в европейских монастырях, храмах, крестоносцы вывезли из Константинополя. Включая знаменитую Туринскую плащаницу, одну из главных святынь христианства: четырехметровое полотно, в которое, по преданию, заворачивали тело Христа после смерти. Видно, это и была главная цель похода. На Египет рыцари не пошли, а создали свою Латинскую империю на месте Византии. Столицей оставив несчастный Константинополь. Более полувека византийцы вели борьбу с европейскими захватчиками. И победили. Но Византия уже больше никогда не смогла вернуть прежнее могущество. Хотя бы по масштабам. Высота - 55,6 м, диаметр купола - 31 м. Собор Святого Петра в Ватикане, превзошедший Софию по высоте и площади, был построен в 1626 году. В ночь с 28 на 29 мая 1453 года здесь прошло последнее богослужение. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме». Он возглавил 9-тысячный гарнизон защитников Константинополя и погиб в бою с мечом в руках. Силы были слишком неравны. Католическая Европа на помощь православным потомкам римлян не пришла. Так сбылось предсказание гибели империи. Первым христианским кесарем был Константин, таковым должен быть и последний. Считалось, что Константинополь никогда не падет, пока на небе светит луна. Но 24 мая, в ночь полнолуния, случилось полное лунное затмение. Тогда жители с пением понесли по улицам осажденного города последнюю свою надежду и защитницу — икону Богоматери. Однако во время шествия, икона неожиданно упала с носилок. Когда же процессия возобновилась, над городом разразилась гроза …с градом! В конце мая! На следующую ночь Святую Софию озарило странное сияние … Султан Мехмет II отдал османам богатый город на разграбление. В Святой Софии пыталось спастись около десяти тысяч верующих. Духовенство служило литургию, клир пел херувимскую песнь. Погибли и драгоценные книжные сокровища Константинополя: только по примерным подсчетам историков, более 120 тысяч рукописей было сожжено турками. Погибла самая почитаемая икона Византии — Божия Матерь Одигитрия Путеводительница , написанная, по преданию, самим апостолом Лукой». Историк Франтца, вместе с другими византийцами попавший в турецкий плен, так писал о разгроме мусульманами Святой Софии: «Земли не было видно под трупами. Всюду слышались крики и стенания почтенных матрон и дев, посвятивших себя Богу. Кто опишет крик и плач детей, оскорбление святынь и прочие ужасы? Здесь представлялась взорам Божественная Кровь Спасителя, разлитая по полу, и Тело Его, разбросанное по углам. Переломанные священные сосуды валялись повсюду. Священные ризы, вытканные золотом и шелком, служили попонами лошадей или клались под ноги, как ковры. Многое и другое совершилось в этот день, что возмутило бы душу каждого и исторгло слезу… В храме Премудрости Божией бражничали турки и предавались неистовым страстям, окруженные женщинами, девами и юношами. Кто не оплакивал тебя, о священный храм! Господи, Христе, Царь! Спаси от такого бедствия всякую страну и всякий город, населенный христианами…» Султан Мехмет хотел разрушить ненавистный ему главный христианский храм. Но красота собора так поразила его, что он приказал перестроить его в мечеть. В пятницу, на третий день после завоевания Константинополя, султан лично, с саблей в руке, читал в Святой Софии по Корану мусульманскую молитву.

Святая София. Стамбул. Что мы потеряли

Паломничество в Стамбул, Собор святой Софии (Стамбул) – Азбука паломника Мечеть «Мечеть Святой Софии» по адресу Стамбул, Фатих, махалле Джанкуртаран, площадь Айя-София, 1, метро Сиркеджи, показать телефоны.
Айя-София не закроется во время реставрации Несмотря на то, что за вход в мечеть Айя-София в Стамбуле теперь приходится платить, желающих попасть туда меньше не стало.

Кто построил Собор Святой Софии в Турции, который объединил две религии

Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле для иностранных туристов с 15 января будет стоить 25 евро, сообщил Минкульт Турции. В храме Святой Софии в Стамбуле впервые с 1934 года прозвучал азан. В 2019 году в ответ на решение США признать Тель-Авив столицей Израиля во время выборов мэра в Стамбуле Эрдоган объявил, что поддерживает превращение Святой Софии в мечеть. В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца.

Плачущая колонная в Соборе Святой Софии (Стамбул, Турция)

Только в одном Стамбуле он возвел 25 мечетей, каждая из которых напоминает Святую Софию. Верующие и туристы смогут посещать мечеть Айя-София без ограничений во время работ по реставрации, сообщили РИА Новости в министерстве туризма Турции. Собор святой Софии возвышается над Константинополем, ныне Стамбулом, без малого полторы тысячи лет.

Решение о превращении храма Святой Софии в мечеть — это удар по всему мировому Православию

В 1922 году в Турции был ликвидирован султанат, к власти пришел Мустафа Кемаль Ататюрк, он объявил страну светским государством и занялся ее модернизацией по европейскому образцу. В рамках этого и появилось решение о музеефикации храма, осуществленное в 1935 году. Речь о военных походах князей Олега, Игоря и Святослава. Эти походы мало чем отличались от прочих набегов других соседствовавших с Византией «варварских», по мнению греков, народов. На Руси Константинополь называли Царьградом. Откуда пошло это название? На Руси византийских императоров называли именно «царями». Соответственно, город, где находился царь, называли «Царьградом»...

В дальнейшем отношение русских к константинопольской Софии было напрямую связано с отношениями с самой Византийской империей. Так, княгиня Ольга в отличие от предшествовавших правителей взяла курс на сближение с Византией: в 952 году она освятила в Киеве христианский храм во имя «Цареградской Софии», а в 957 году предприняла масштабный дипломатический визит в Царьград. С ней кроме «династической свиты» и юного Святослава прибыли 20 послов и 43 чиновника. Интересно, что золотое блюдо, подаренное тогда Ольгой, долгое время хранилось в Святой Софии: его описывал посещавший Константинополь в конце XII века новгородский архиепископ Антоний. А вот крестивший Русь князь Владимир не принял византийской церковной юрисдикции, объявив своим покровителем болгарского патриарха. Владимир, чье войско спасло византийского императора Василия II от сторонников объявившего себя царем Варды Фоки, чувствовал себя ровней императору и не хотел быть в какой-либо подчиненности от него, да и от Византии в целом. И, приняв христианство, Владимир решил, что коль скоро нужен церковный архипастырь, пусть им будет не византиец, а болгарин, который не сможет на него «давить».

При Владимире главным храмом в Киеве была Десятинная церковь. И только при князе Ярославе там в соответствии с изменившимся политическим курсом стали строить новый храм, названный в подражание Константинополю — во имя Святой Софии. Напомним читателям: в разделе «История» мы уже обращались к этой теме три года назад... Однако и переоценивать его тоже не следует. Ведь в разные времена отношения с константинопольскими патриархами были отнюдь не безоблачными. Интересный эпизод: когда в XIV веке Константинополь признал существование Галицкой митрополии в противовес усиливавшейся Владимирской по факту — Московской , московский князь Симеон Гордый отправил в Царьград крупную денежную сумму на восстановление упавшей в 1345 году восточной апсиды Святой Софии. В ответ византийцы сразу же признали Галицкую митрополию незаконной...

Новая страница восприятия храма Святой Софии на Руси началась после падения Константинополя и последовавшего брака Ивана III и дочери последнего византийского императора Софьи Палеолог. Иван III перенес в Москву многие византийские порядки и регалии, в том числе и двуглавого орла. Неудивительно, что вскоре в русском государстве появилась теория о «Москве — третьем Риме», новом центре мирового православия. Правда, московские цари относились к ней достаточно скептически, поскольку ее «продвигали» главным образом церковные деятели и она работала на усиление их влияния, а вовсе не московского престола. При этом, как писал историк Антон Карташев, последний обер-прокурор Святейшего правительствующего синода, «коренная русская среда, московская и провинциальная, не увлекалась никакими мировыми горизонтами и мечтой о кресте на куполе Св. Так что, честно говоря, в нашей истории София Константинопольская вовсе не являлась краеугольным камнем и смыслом существования нации. Вот тогда-то и развернулась во всю свою силу идея о возвращении константинопольского храма Святой Софии православным.

За этим стояло и расширение границ Российской империи на юг. Впоследствии идея водрузить православный крест на Святую Софию инспирировалась сверху и подхватывалась массами в рамках идеологии «православной империи» XIX — начала XX веков. Она переплелась с популярной теорией панславизма — идеей единения славянских народов. В конкретно-политическом плане идеи панславистов были направлены против Австро-Венгерской и Османской империй, на территории которых проживали многие славянские народы.

Источник: Патриархия. Но все-таки до последнего момента мы надеялись, что власти Турции пересмотрят это готовившееся решение, и с большим сожалением, с большой болью воспринимаем то, что оно сегодня было принято. Это удар по мировому Православию, ибо для всех православных христиан по всему миру храм Святой Софии — это такой же символ, как для католиков — собор святого Петра в Риме. Этот храм был построен в VI веке и посвящен Христу Спасителю, и для нас он остается храмом, посвященным Спасителю. И потому мы с большим сожалением воспринимаем принятое сегодня решение. Было заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который напомнил о том, сколь много этот храм значит для Русской Православной Церкви.

Именно присутствуя на богослужении в Святой Софии, послы князя Владимира ощутили, что не знают, где находятся — на небе или на земле. Вернувшись в Киев, они рассказали о том, что видели и слышали, князю Владимиру — таким образом, сделанный Владимиром исторический выбор непосредственно связан с посещением его послами храма Святой Софии. Можно сказать, что принятие Русью христианства, предопределившее всю ее историю, имеет связь именно с этим храмом, и он является для нас важным символом. В Святой Софии до сих пор чудом сохранились фрагменты древних мозаик и, конечно, многие задаются вопросом: что произойдет с ними?

Ведь в исламе запрещены изображения людей. В этот четверг Государственный совет - это Верховный суд Турции — совещался на эту сложную тему ровно 17 минут.

И разрешил превратить собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть. Правда, оставив последнее слово за президентом. Христиане по всему миру негодуют. Армянская апостолькая церковь призывает Турцию не делать поспешных шагов. Соседняя с Турцией Греция восприняла эту новость вообще, как оскорбление. Памятник мирового значения, такой как святая София используется для удовлетворения внутренней политической целесообразности.

Для России Собор Святой Софии также является особенным местом. Если бы княгиня Ольга не отправилась в Константинополь в X веке, не была поражена красотой Софийского собора и не приняла крещения, то, возможно, Русь не обрела бы православную веру. Завершил переход от язычества к православию в нашей стране уже внук Ольги князь Владимир, находясь под впечатлением от рассказов о великолепии византийского собора. Сегодня Русская Православная церковь призывают президента Турции не рубить с плеча. Принимая решение президент Турции должен учитывать вероятность того, что сегодня Святая София привлекает миллионы посетителей из все стран мира. Они стоят часами, как завороженные перед дивными ликами Христа и Богоматери, неужели они снова окажутся замазаны?

Попытки превратить храм Святой Софии в мечеть осудил и Константинопольский патриарх Варфоломей. Он предостерег, что этот шаг может разрушить и без того хрупкий межрелигиозный баланс в мире.

В 1453 году столица Византии Константинополь была захвачена турками-османами и переименована в Стамбул, главный храм христианского мира был сразу превращен в мусульманскую мечеть.

Внешний облик здания сильно изменился. К собору пристроили четыре минарета. Считается, что в соборе сохранились византийские мозаики, которые при устройстве в здании замазали штукатуркой.

Музеем Айя-София стала в 1934 году в период правления Кемаля Ататюрка. Собор превратился в музей, в котором можно было увидеть, как христианские, так и мусульманские элементы интерьера. Таким образом удалось объединить две религии в одном соборе.

Через 90 лет Айя-София утратит статус нейтрального здания, и в ней снова откроют мечеть. Но она оставалась открытой для туристов со всего мира.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий