(Книжное слово в разговорной речи.) Смешение лексики разных стилей считается стилистической ошибкой, потому что нарушает стилистические нормы русского литературного языка.
Стилистическая окраска слова бросились
Что это значит? Сначала вспомним, что такое синонимы. Например: ученик - школьник, бежать - мчаться, трудный - сложный. Теперь посмотрим, как сформулировано задание 6. Выглядит оно примерно так: "Замените разговорное слово "страшно" в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним".
Наука стала его жизнью.
Куликову Вспомним, что такое фразеологизмы. Фразеологизм — свойственное определённому языку устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав. Звезда первой величины, бить баклуши, гонять лодыря, взялся за ум, с головой погрузился, Рубикон был перейдён. Стилистическая окраска слова — это возможность употребления слова в текстах различных стилей. Книжные фразеологизмы используются в публицистической, научной и художественной речи. По происхождению это фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка; связанные с античной и классической историей, литературой, мифологией и т.
Характерно использование высокой лексики, а также часто употребляются разговорные слова, окрашенные эмоционально. Примеры: «гражданский долг», «выборы», «экологические проблемы», «плюрализм». Для создания художественного образа может быть использован любой стиль речи. Многие синонимы имеют стилевую закрепленность: смотреть нейтральное — созерцать книжн. Нейтральные слова являются самыми частотными, они являются главными в синонимических рядах. Некоторые слова носят оценочный характер: людишки, человечище, премудрый, пилить в знач.
Родившись на брегах Невы, И тусовались бы не слабо, Когда бы, как всегда, не баба. У Вовки Ленского был глюг, Что его девку клеит друг. Вовану Женьке б дать по роже, Да западло: понты дороже. И молвил он: сошли с базара, Наш спор решат лишь два «макара».
У предков эта канитель именовалася «дуэль». Теперь нам трудно их понять, Нет чтобы киллеров нанять. Стилизация речи той среды, о которой рассказывает автор. Например, в повести С. Каледина «Стройбат» жаргонная лексика используется как в авторском повествовании, так и в речи самих героев: Вдруг Костя услышал возле своей головы цокот подков, не стройбатовский цокот. Задевая за куст, на плац выносились губари, сдергивая с плеч автоматы. Жаргонная лексика может быть средством, помогающим установить контактс читателем — носителем того же жаргона: В Москве будет представлен совершенно смертельный трэш американской суперкультовой команды. Несомненно, это самое чумовейшее из чумовейшего, что могло произойти. Стилистически не оправданное употребление жаргонизмов. Смешение стилей: Ты знаешь, у меня был один сон: я разговариваю с Богом.
А он странный такой чувак. Похож на металлиста. С сальными волосами, в протертом на локтях свитере. Я проснулась совершенно офигевшая. Снижение стилистической окраски текста, общего пафоса высказывания: Оказавшись беременной женщиной, я вдруг поняла, что отношение в обществе к нам несколько странное. Я так не хочу. Я вынашиваю не будущий геморрой, который меня ограничит во всех моих действиях. Я вынашиваю в себе самого настоящего своего другана, с которым уже дружу, до того как он появится на свет. Что такое лексика ограниченного употребления? Назовите типы ограничения.
Что такое диалектизмы и каково их стилистическое использование? Что такое термины? Каковы их признаки? Чем термины отличаются от профессионализмов? С какой целью используется профессиональная лексика в литературном языке? В каких случаях использование профессионализмов является нежелательным? Что представляют собой жаргонизмы по их употреблению? Каковы пути пополнения жаргона? Когда используется жаргонная лексика в литературном языке? В каких случаях употребление жаргонизмов является стилистической ошибкой?
С точки зрения активного и пассивного использования слов в речи выделяют лексику активного и пассивного запаса. В активный состав лексики входят повседневно используемые слова, значение которых понятны всем носителям языка. К пассивному запасу относятся такие, которые либо являются устаревшими, либо в силу своей новизны еще не стали достаточно известными и не всегда понятны носителям языка. Слова пассивного словаря, в свою очередь, можно разделить на устаревшие и новые. Устаревшая лексика — это слова, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своем понятны носителям языка аршин, конка, ключница. По степени устарелости выделяются: а начинающие устаревать слова снизилась частотность употребления : лютый, родитель, прялка, лапоть, онучи, соха, полати; б устаревшие слова, понимание значения которых не вызывает затруднений: перст, стихотворец, дарование; в устаревшие слова, уже не понятные большинству носителей языка, поэтому стоящие на грани выпадения его из лексической системы: наперсник, рескрипт; г слова, вышедшие из русского языка: волот великан , котора ссора , коц покрывало. Устаревшие слова могут вернуться в активный словарный запас языка, если возвращается реалия, называемая этим словом: лицей, губернатор, дума, департамент. С точки зрения причин устаревания можно выделить: 1. Историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалий, которые они обозначали: коллежский асессор, ермолка, лорнет, извозчик, жандарм, целовальник, тягло. Историзмы являются единственными названиями исчезнувших предметов и явлений действительности, не имеют синонимов в современном языке и выполняют главным образом номинативную функцию.
Некоторые историзмы сохраняются в составе устойчивых оборотов, например: точить лясы, бить баклуши. Архаизмы — слова, называющие существующие предметы и явления, но вытесненные из активного употребления современными синонимами6 выя — шея, рыбарь — рыбак, позор — зрелище, адамант — алмаз, бриллиант. Стилистические функции устаревших слов: 1. Воссоздание колорита отдаленных эпох: Иван Андреевич в исподнем белье выскочил из шатра, размахивая бердышом … А. Придание речи торжественного, возвышенного звучания: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей Пушкин. Создание комического, иронического или сатирического эффекта: Вообще в Таганроге мода бегать с актерами. Многие недосчитываются своих жен и дщерей Чехов. Ошибки, вызванные употреблением устаревших слов: 1. Употребление устаревших слов без учета их экспрессивной окраски: Спонсоров в интернате привечали с радостью; Молодой предприниматель быстро узрел деловитость своего менеджера; Лаборантка зашла к шефу и поведала ему о случившемся. Искажение смысла устаревших слов: В результате бурного собрания домочадцев ремонт дома был начат - слово «домочадцы» имеет значение «люди, которые живут в семье на правах ее членов», а в тексте использовано в значении «жильцы».
Немотивированное употребление устаревшей лексики: По получении оного письма материал будет немедленно отослан в ваше распоряжение.
Стилистически окрашенная лексика: что это, как воспринимаются такие слова
Стилистическая окраска – это устойчивый смысловой оттенок, приобретаемый лексической единицей в связи с преимущественным её употреблением в определённом языковом стиле или в результате использования её для выражения оценки, речевой экспрессии. Примеры стилистической окраски слов: слово “сбежать” (с урока) подходит для текста в разговорном стиле, но никак не в официальном. - отвечают эксперты раздела Русский язык. Слова с нейтральной стилистической окраской.
стилистическая окраска слова кинулись. подберите синоним к этому слову
Автор хотел подчеркнуть приоритет русской науки в изобретении парового двигателя, а в таком случае описание машины Ползунова излишне. Возможен такой вариант стилистической правки: Первая паровая машина была создана русским теплотехником И. Ползуновым в 1763 г. Уатт сконструировал свой паровой двигатель лишь в 1784 г.
Увлечение терминами и книжной лексикой в текстах, не относящихся к научному стилю, может стать причиной псевдонаучности изложения. Например в педагогической статье читаем: Наши женщины, наряду с работой на производстве, выполняют и семейно-бытовую функцию, включающую в себя три составляющих: детородную, воспитательную и хозяйственную. А можно было написать проще: Наши женщины работают на производстве и много внимания уделяют семье, воспитанию детей, домашнему хозяйству.
Псевдонаучный стиль изложения часто становится причиной неуместного комизма речи, поэтому не следует осложнять текст там, где можно выразить мысль просто. Так, в журналах, предназначенных для массового читателя, нельзя приветствовать такой подбор лексики: Лестница - специфическое помещение межэтажных связей дошкольного учреждения - не имеет аналогов ни в одном из его интерьеров. Не лучше ли было отказаться от неоправданного употребления книжных слов, написав: Лестница в дошкольных учреждениях, соединяющая этажи, отличается особым интерьером.
Причиной стилистических ошибок в книжных стилях может стать неуместное употребление разговорных и просторечных слов. Их использование недопустимо в официально-деловом стиле, например в протоколах совещаний: Установлен действенный контроль за рачительным расходованием кормов на ферме; В райцентре и селах администрацией проделана определенная работа, и все же в области благоустройства работы непочатый край. Эти фразы можно выправить так:...
Строго контролировать расходование кормов на ферме; Администрация приступила к благоустройству райцентра и сел. Эту работу следует продолжить. В научном стиле также не мотивировано употребление иностилевой лексики.
При стилистической правке научных текстов разговорная и просторечная лексика последовательно заменяется межстилевой или книжной. Наиболее прочные водородные комплексы образуются при добавлении в водные растворы ванадия щавелевой кислоты. Использование просторечной и разговорной лексики порой приводит к нарушению стилистических норм публицистической речи.
Современный публицистический стиль испытывает сильную экспансию просторечия. Во многих журналах и газетах господствует сниженный стиль, насыщенный оценочной нелитературной лексикой. Приведем примеры из статей на различные темы.
Едва только дыхнул ветер перемен, эта хваления интеллигенция рассосалась по коммерциям, партиям и правительствам. Задрав штаны, побросала свое бескорыстие и своих лобастых Панургов. И вот 1992 год...
Философы поперли из-под земли, как сыроежки. Квелые, чахлые, еще не привыкшие к дневному свету... Вроде бы неплохие ребята, но заражены извечным отечественным самоедством с мазохистским уклоном...
На конкурс «Мисс Россия» семь лет назад в качестве претенденток привалили все, кто считался первой красавицей в классе или во дворе... Когда выяснилось, что жюри не остановило свой выбор на ее дочери, мамаша вывела несчастное свое дитя посредь зала и устроила разборку... Придется московскому правительству раскошелиться.
Одному из его последних приобретений-контрольный пакет акций АМО - ЗиЛ - в сентябре нужно отстегнуть 51 млрд. Увлечение журналистов просторечием, экспрессивной сниженной лексикой в таких случаях чаще стилистически не оправдано. Вседозволенность в речи отражает низкую культуру авторов.
Редактор не должен быть на поводу у репортеров, не признающих стилистических норм. Стилистическая правка подобных текстов требует устранения сниженных слов, переработки предложений. Например: 1.
Вне конкуренции на мировом рынке мощно выступают пока только два крутых российских товара - водка и автомат Калашников. На мировом рынке неизменно большим спросом пользуется только два российских товара - водка и автомат Калашников. Они вне конкуренции.
Начальник лаборатории согласился дать интервью, но за информацию запросил кругленькую сумму в долларах, что для корреспондента стало трагической неожиданностью. Начальник лаборатории согласился дать интервью, но за информацию потребовал фантастическую сумму в долларах, чего корреспондент никак не ожидал. Координатор Городской думы по вопросам жилищной политики заверил, что приватизация комнат в коммуналках скорее всего будет разрешена в Москве.
Координатор Городской думы по жилищной политике сообщил, что приватизация комнат в коммунальных квартирах, вероятно, будет разрешена в Москве. Характерной особенностью современных публицистических текстов является стилистически не оправданное соединение книжной и разговорной лексики. Смешение стилей нередко встречается даже в статьях серьезных авторов на политические, экономические темы.
Например: Не секрет, что наше правительство по уши в долгах и, судя по всему, решится на отчаянный шаг, запустив печатный станок. Однако эксперты Центрального банка полагают, что обвала не предвидится. Необеспеченные деньги выпускаются и сейчас, поэтому, если купюры нарисуют, это вряд ли приведет в ближайшем будущем к обвалу финансового рынка «МК».
Из уважения к автору, редактор не правит текст, стараясь донести до читателя своеобразие его индивидуального стиля. Однако смешение разностильной лексики может придать речи ироническую окраску, неоправданную в контексте, а порой и неуместный комизм. Руководство коммерческого предприятия сразу же уцепилось за ценное предложение и согласилось на эксперимент,погнавшись за барышами ; 2.
Представители следственных органов прихватили с собой фотокорреспондента, чтобы вооружиться неопровержимыми фактами. Редактор должен устранять подобные стилистические ошибки, прибегая к синонимическим заменам сниженных слов. В первом примере можно написать: Руководители коммерческого предприятия заинтересовались ценным предложением и согласились на эксперимент, надеясь на хорошую прибыль ; во втором - достаточно заменить глагол: не прихватили, а взяли с собой.
Ошибки в употреблении стилистически окрашенной лексики не следует путать, однако, с сознательным смешением стилей, в котором писатели и публицисты находят животворный источник юмора, иронии. Пародийное столкновение разговорной и официально-деловой лексики - испытанный прием создания комического звучания речи в фельетонах. Например: «Дорогая Любаня!
Вот уже и весна скоро, и в скверике, где мы с тобой познакомились, зазеленеют листочки. А я люблю тебя по-прежнему, даже больше. Когда же, наконец, наша свадьба, когда мы будем вместе?
Напиши, жду с нетерпением. Твой Вася». Действительно, территория сквера, где мы познакомились, в ближайшее время зазеленеет.
После этого можно приступить к решению вопроса о бракосочетании, так как время года весна является порой любви. Канцеляризмы и речевые штампы При разборе ошибок, вызванных неоправданным употреблением стилистически окрашенной лексики, особое внимание следует уделить словам, связанным с официально-деловым стилем. Элементы официально-делового стиля, введенные в стилистически чуждый для них контекст, называются канцеляризмами.
Следует помнить, что канцеляризмами эти речевые средства именуются лишь в том случае, когда они употреблены в речи, не связанной нормами официально-делового стиля. К лексическим и фразеологическим канцеляризмам относятся слова и словосочетания, имеющие типичную для официально-делового стиля окраску наличие, за неимением, во избежание, проживать, изымать, вышеперечисленный, имеет место и т. Употребление их делает речь невыразительной При наличии желания можно многое сделать по улучшению условий труда рабочих; В настоящее время ощущается недокомплект педагогических кадров.
Как правило, можно найти много вариантов для выражения мысли, избегая канцеляризмов. Например, зачем журналисту писать: В браке заключается отрицательная сторона в деятельности предприятия, если можно сказать: Плохо, когда предприятие выпускает брак; Брак недопустим в работе; Брак - это большое зло, с которым надо бороться; Надо не допускать брака в производстве; Надо, наконец, прекратить выпуск бракованных изделий! Простая и конкретная формулировка сильнее воздействует на читателя.
Канцелярскую окраску речи часто придают отглагольные существительные, образованные с помощью суффиксов -ени-, -ани- и др. Канцелярский оттенок их усугубляют приставки не-, недо- необнаружение, недовыполнение.
Для стилистики и культуры речи, поскольку они имеют дело с функционированием языка, актуально расширенное понимание синонимии: определение синонимов по признаку взаимозаменяемости языковых единиц в контексте.
Именно возможность взаимозаменяемости согласуется с одним из основных принципов стилистики и культуры речи принципом выбора наиболее удачного для той или иной ситуации языкового средства. Предоставляя возможность выбора, стилистические синонимы позволяют выразить мысль в разной стилистической тональности. Сравни: Не хочу читать Не хочется читать; Как ты узнал об этом?
Как ты пронюхал об этом? Знай я об этом раньше! За пределами стилистической парадигматики находятся многие термины Т и общеупотребительные языковые единицы О , не имеющие, в отличие от нейтральных, стилистических синонимов.
К общеупотребительным относятся стилистически немаркированные языковые единицы, используемые без всяких ограничений в различных сферах и ситуациях общения. Например: дом, бумага, книга, белый, широкий, ходить, работать, весело, по-русски, мой, наш, весь. Термины представляют собой стилистически замкнутый разряд лексики и устойчивых сочетаний, закрепленных за определенными сферами общения научной и официально-деловой.
Основу современного русского литературного языка составляют общеупотребительные и нейтральные языковые единицы. Они объединяют все стили в единую языковую систему и выполняют роль фона, на котором выделяются стилистически маркированные средства. Последние придают контексту определенный функционально-стилевой оттенок. Однако в контексте характер стилистической окраски способен видоизменяться; например, оценка ласкательности переходит в ироническую маменькин сынок , бранные слова могут прозвучать ласково разбойник ты мой милый и т. Функционально закрепленные языковые единицы в контексте способны приобрести эмоционально экспрессивную окраску. Так, слова восхвалять, витийствовать, громогласный, именоваться, источать, отмеченные в словарях как книжные устаревшие, в языке газеты приобретают ироническую окраску. В зависимости от значения и особенностей употребления одна и та же языковая единица может иметь несколько различных стилистических коннотаций: Охотник подстрелил зайца Н Зимой заяц меняет свой цвет науч. Он ехал в автобусе зайцем Р, неодобр. Многозначные слова в одном значении обычно в прямом стилистически нейтральны, а в другом обычно в переносном обладают яркой эмоционально-экспрессивной окраской: За дверью заскреблась и заскулила собака К. Паустовский "Зачем ему твой заячий тулуп?
Если вам необходимо получить ответ на вопрос Стилистическая окраска слова воспарить? В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с посетителями этой страницы. Последние ответы Dmafanasjew 28 апр.
В понедельник утром в г. Рудном Костанайской области, в помещении редакции газеты.. Упражнение 1? Kopilowaanzhel 28 апр.
С их помощью мы общаемся друг с другом, передаём знания и опыт, создаём искусство и культуру.
Тест "Стилистическая окраска слов" 9 класс
Важность стилистической окраски слов, виды стилей. Положительное и отрицательное коннотативное значение, примеры словоупотребления. окраска нейтральная, синонимы: кидаться (нейтральн.) рвануть (разговорная окраска). Искать похожие ответы. Читали новость про 10 классника который растрелял? как вы к этому относитесь. 244 ответа - 0 раз оказано помощи. бросились, броситься - окраска нейтральная, синонимы: кидаться (нейтральн.) рвануть (разговорная окраска). Определим стилистическую окраску фразеологизмов. Звезда первой величины (книжный фразеологизм, высокая стилистическая окраска), бить баклуши (просторечный фразеологизм, сниженная стилистическая окраска), гонять лодыря (просторечный фразеологизм, сниженная. Лексика с точки зрения стилистической окраски делится на слова нейтральные и оценочные.
1.7. Стилистическая окраска слов
Выглядит оно примерно так: "Замените разговорное слово "страшно" в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним". Замените книжное слово стилистически нейтральным синонимом; замените разговорное просторечное слово разговорное выражение стилистически нейтральным синонимом; На первый взгляд, задание 6 несложное. Но у многих учеников оно вызывает трудности, так как русский язык настолько богат, что одно слово может иметь не один и не два, а несколько десятков синонимов. Поэтому нередко в ответах приводится не один вариант, а два или даже три возможных. Это отличный помощник для вас!
Нейтральная лексика примеры. Стилистически высокая лексика. Лексическая окраска слова. Что такое стилистически окрашенное слово в предложениях примеры.
Вещий стилистическая окраска. Стилистическая окраска слова Вещий. Стилистическая окраска слова битва. Что такое стилистически окрашенные слова в русском языке. Что такое стилистическое окрашенное слово в русском языке. Стилистически нейтральные стилистически окрашенные. Стилистическая окраска книжная и разговорная. Стилистические окрашенные фразеологизмы. Стилистика фразеологизмов.
Стилистическая характеристика фразеологизмов. Стилистические фразеологизмы примеры. Стилистическая принадлежность слова. Как определить стилистическую окраску слова. Стилистические слова примеры. Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Книжная нейтральная и разговорная лексика примеры. Стилистическая окраска слова книжные нейтральные разговорные. Стилистическую принадлежность слова шарахнуть из предложения 5.
Издревле стилистическая принадлежность слова и синоним. Стилистическая окраска текста. Книжная стилистическая окраска. Лексика с точки зрения стилистической окраски. Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Стилистическая и эмоциональная экспрессивная окраска слов. Эмоциональная окраска теста. Эмоционально стилистическая окраска слова. Пассажиры стилистическая окраска.
Стилистические задачи предложения. Какова стилистическая окраска слова пассажиры в предложении. Стилистические синонимы примеры. Стилистическая принадлежность предложения. Определить стилистическую окраску слова. Стилистическая окраска слова побоище. Процедурная лексика. Стилистическая окраска лексики.
Научный стиль встречается в энциклопедиях, учебниках, диссертациях и проч. Он стремится к точности и конкретности, ему не свойственно использование изобразительных средств. В тексте научного стиля много терминов. Официально-деловой — наиболее регламентированный из всех стилей. Тексты в нем создаются по определенному шаблону, используется много специфических слов. Не допускается употребление тропов и слов со значением приблизительности. Публицистический стиль — это стиль газет. Текст в публицистическом стиле энергичен, выразителен и включает в себя много тропов, риторических фигур, синтаксических средств выразительности. Его цель — воздействовать на адресата, поэтому он очень экспрессивен. Художественный стиль — это стиль художественной литературы. Текст художественного стиля ярок, образен, выразителен, богат средствами художественной выразительности: тропами, лексическими средствами выразительности, синтаксическими фигурами речи. Его цель — воздействовать на чувства и воображение читателя.
Так, слова восхвалять, витийствовать, громогласный, именоваться, источать, отмеченные в словарях как книжные устаревшие, в языке газеты приобретают ироническую окраску. В зависимости от значения и особенностей употребления одна и та же языковая единица может иметь несколько различных стилистических коннотаций: Охотник подстрелил зайца Н Зимой заяц меняет свой цвет науч. Он ехал в автобусе зайцем Р, неодобр. Многозначные слова в одном значении обычно в прямом стилистически нейтральны, а в другом обычно в переносном обладают яркой эмоционально-экспрессивной окраской: За дверью заскреблась и заскулила собака К. Паустовский "Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке" А. Пушкин , На краю дороги стоял дуб Л. Толстой "Ты, дуб, не туда едешь" А. Сравни также употребление слов лиса, медведь, петух, слон, каркать, рычать, фыркать, ворковать в прямом и переносном значениях. Стилистическими средствами являются не только языковые единицы, обладающие постоянной стилистической коннотацией, то есть способностью выражать стилистическую окраску вне контекста, но и элементы языка, приобретающие ее в конкретных актах речевой деятельности, в определенных синтагматических связях.
Стилистическая окраска слова бросились - фото сборник
стилистическая окраска слова кинулись. подберите синоним к этому слову | неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской, которое связано с нарушением норм, показывающих уместность/неуместность, удачность/неудачность слова или оборота. |
Стилистически окрашенная лексика: что это, как воспринимаются такие слова / Справочник :: Бингоскул | Определите стилистическую окраску предложения нужно решить 2 задачи. Стилистическая окраска слова бросились из предложения 15. |
1.7. Стилистическая окраска слов
Определите стилистическую окраску слова бросились из предложения | Стилистическая окраска слова бросились. Виды стилистической окраски слов. Стилистический окрас слова. Стилестически ОКРАШЕНННЫЕ Сова. |
стилистическая окраска слова бросились. подберите синоним к этому слову | Определим стилистическую окраску фразеологизмов. Звезда первой величины (книжный фразеологизм, высокая стилистическая окраска), бить баклуши (просторечный фразеологизм, сниженная стилистическая окраска), гонять лодыря (просторечный фразеологизм, сниженная. |
ВПР 2020. Русский язык 6 класс. Комплект 4 Вариант 2 с ответами | Определите стилистическую окраску слова «повелеть» («повелел») из предложения 6, запишите. |
Бросились стилистическая окраска и синоним - 83 фото | Сервис вопросов и ответов по учебе для школьников и студентов Студворк №736718. |
Стилистическая окраска слов — Студопедия | (Книжное слово в разговорной речи.) Смешение лексики разных стилей считается стилистической ошибкой, потому что нарушает стилистические нормы русского литературного языка. |
Тест "Стилистическая окраска слов" 9 класс
Что такое стилистически окрашенная лексика Стилистически окрашенная лексика — это языковые единицы, имеющие дополнительные к своему основному значению эмоциональные, оценочные и экспрессивные функции. Благодаря наличию этих свойств слово оказывается ограниченным в употреблении в зависимости от функционального стиля — книжного или разговорного — или речевой ситуации. Стилистическое расслоение лексики — пласты лексики в русском языке Рассмотрим, что такое стилистически окрашенная лексика в языковой системе. В лексикологии различают два вида стилистической окраски: Функционально-стилистическая, которая определяется принадлежностью слова к определенному стилю. Эмоционально-оценочная, проявляющаяся независимо от стиля, свойственная самому слову или же возникающая из контекста, например: отрицательно-оценочные лгун, губошлеп, паразит; окрашенные положительно благородство, честность, любовь. Разграничение лексики по ее стилевой принадлежности Стилистическое расслоение лексики прежде всего проявляется в делении на функциональные стили: книжные и разговорный. Канцелярская — абонент, заказчик, страхователь, зачислить; документальная — необходимо, следует; дипломатическая — атташе, поверенный, нота.
Стилистическое расслоение лексики — пласты лексики в русском языке Рассмотрим, что такое стилистически окрашенная лексика в языковой системе.
В лексикологии различают два вида стилистической окраски: Функционально-стилистическая, которая определяется принадлежностью слова к определенному стилю. Эмоционально-оценочная, проявляющаяся независимо от стиля, свойственная самому слову или же возникающая из контекста, например: отрицательно-оценочные лгун, губошлеп, паразит; окрашенные положительно благородство, честность, любовь. Разграничение лексики по ее стилевой принадлежности Стилистическое расслоение лексики прежде всего проявляется в делении на функциональные стили: книжные и разговорный. Книжные стили и их характеристика: Научный. Канцелярская — абонент, заказчик, страхователь, зачислить; документальная — необходимо, следует; дипломатическая — атташе, поверенный, нота. Специальная лексика — интервью, репортаж; общественно-политическая — геноцид, дискриминация. Язык отличает особое выразительное использование других стилей в художественной литературе , а также встречающиеся часто поэтизмы: лира, вещий, ода.
Подберите и запишите синоним к этому слову. Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13. Стилистическая окраска слова стужа в предложении 16 Определите стилистическую окраску слова «бросились» из предложения 15, запишите.
Разряды лексики русского языка. Стилистические разряды слов.
Стилистические разряды лексики примеры. Стилистические разряды лексики. Разряды книжной лексики. Стилистически окрашенные слова урок. Презентация стилистическая окраска слова 6 класс.
Стилистически окрашенное слово примеры. Стилистическая окраска глагола. Слова разной стилистической окраски примеры. Функционально-стилистическая окраска. Разговорная стилистическая окраска.
Стилистически нейтральная лексика. Разговорная книжная и нейтральная лексика. Нейтральная лексика книжная лексика разговорная лексика. Сниженная разговорная лексика. Стилисьически окрашеенные члыа.
Стилистический окрас слова презентация. Стилистически окрашенные наречия. Стилистическая окраска слова поживиться и синонимы. Стилистическая окраска слова липа. Стилистическое окрашивание слов.
Стилистическая принадлежность слова. Стилистическая окраска книжная и разговорная. Стилистические окрашенные слова примеры. Стиличкски окопшенное слово. Стилистически окрашенная лексика.
Стилистически нейтральные слова примеры. Слова с нейтральной стилистической окраской. Примеры слов с различной стилистической окраской.
Тест "Стилистическая окраска слов" 9 класс
окраска нейтральная, синонимы: кидаться (нейтральн.) рвануть (разговорная окраска). Искать похожие ответы. Стилистическая окраска слова бросились. Виды стилистической окраски слов. Стилистический окрас слова. Стилестически ОКРАШЕНННЫЕ Сова. Получите быстрый ответ на свой вопрос, уже ответил 1 человек: стилистическая окраска слова бросились. подберите синоним к этому слову — Знание Сайт. Определите стилистическую окраску слова «повелеть» («повелел») из предложения 6, запишите.
ВПР 2020. Русский язык 6 класс. Комплект 4 Вариант 2 с ответами
Стилистическая окраска слов — Студопедия | Стилистическая расцветка слова бросились. подберите синоним к этому слову. |
Стилистическая окраска слова бросились из предложения 15 | Стилистическая окраска слова зависит от речевой ситуации (РС), в которой это слово используется. |
Стилистическая окраска лексики литературного языка | Стилистическая окраска слова величать из предложения 16. |
Стилистическая окраска слова | Новости Новости. |
Стилистически окрашенная лексика: виды, характеристика и примеры употребления | окраска нейтральная, синонимы: кидаться (нейтральн.) рвануть (разговорная окраска). Искать похожие ответы. |
Бросились стилистическая окраска и синоним
Что такое термины? Каковы их признаки? Чем термины отличаются от профессионализмов? С какой целью используется профессиональная лексика в литературном языке?
В каких случаях использование профессионализмов является нежелательным? Что представляют собой жаргонизмы по их употреблению? Каковы пути пополнения жаргона?
Когда используется жаргонная лексика в литературном языке? В каких случаях употребление жаргонизмов является стилистической ошибкой? С точки зрения активного и пассивного использования слов в речи выделяют лексику активного и пассивного запаса.
В активный состав лексики входят повседневно используемые слова, значение которых понятны всем носителям языка. К пассивному запасу относятся такие, которые либо являются устаревшими, либо в силу своей новизны еще не стали достаточно известными и не всегда понятны носителям языка. Слова пассивного словаря, в свою очередь, можно разделить на устаревшие и новые.
Устаревшая лексика — это слова, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своем понятны носителям языка аршин, конка, ключница. По степени устарелости выделяются: а начинающие устаревать слова снизилась частотность употребления : лютый, родитель, прялка, лапоть, онучи, соха, полати; б устаревшие слова, понимание значения которых не вызывает затруднений: перст, стихотворец, дарование; в устаревшие слова, уже не понятные большинству носителей языка, поэтому стоящие на грани выпадения его из лексической системы: наперсник, рескрипт; г слова, вышедшие из русского языка: волот великан , котора ссора , коц покрывало. Устаревшие слова могут вернуться в активный словарный запас языка, если возвращается реалия, называемая этим словом: лицей, губернатор, дума, департамент.
С точки зрения причин устаревания можно выделить: 1. Историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалий, которые они обозначали: коллежский асессор, ермолка, лорнет, извозчик, жандарм, целовальник, тягло. Историзмы являются единственными названиями исчезнувших предметов и явлений действительности, не имеют синонимов в современном языке и выполняют главным образом номинативную функцию.
Некоторые историзмы сохраняются в составе устойчивых оборотов, например: точить лясы, бить баклуши. Архаизмы — слова, называющие существующие предметы и явления, но вытесненные из активного употребления современными синонимами6 выя — шея, рыбарь — рыбак, позор — зрелище, адамант — алмаз, бриллиант. Стилистические функции устаревших слов: 1.
Воссоздание колорита отдаленных эпох: Иван Андреевич в исподнем белье выскочил из шатра, размахивая бердышом … А. Придание речи торжественного, возвышенного звучания: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей Пушкин. Создание комического, иронического или сатирического эффекта: Вообще в Таганроге мода бегать с актерами.
Многие недосчитываются своих жен и дщерей Чехов. Ошибки, вызванные употреблением устаревших слов: 1. Употребление устаревших слов без учета их экспрессивной окраски: Спонсоров в интернате привечали с радостью; Молодой предприниматель быстро узрел деловитость своего менеджера; Лаборантка зашла к шефу и поведала ему о случившемся.
Искажение смысла устаревших слов: В результате бурного собрания домочадцев ремонт дома был начат - слово «домочадцы» имеет значение «люди, которые живут в семье на правах ее членов», а в тексте использовано в значении «жильцы». Немотивированное употребление устаревшей лексики: По получении оного письма материал будет немедленно отослан в ваше распоряжение. Смешение лексики разных исторических эпох анахронизм : Марья Болконская не интересовалась общественной работой.
Муж Анны Карениной получал высокую зарплату. Неологизмы - это новые слова или новые значения слов. Статус неологизма слово сохраняет лишь до тех пор, пока носители языка воспринимают его как новое.
Постепенно неологизмы перестают быть таковыми и переходят в активный словарный запас. Неологизмы появляются и функционируют в языке по-разному, что позволяет выделить в их составе несколько групп. По способу образования неологизмы могут быть: а лексические, которые создаются по продуктивным моделям или заимствуются из других языков: антиперестроечный, спецназ, ОМОН, деморосс, федерал; б семантические, которые возникают в результате присвоения новых значений уже известным словам: обвал национальных валют — в значении «крах, катастрофа», тусоваться — «общаться в дружеской обстановке».
По цели создания новых слов: а номинативные — возникают как наименования новых реалий, поэтому прямо называют понятия, не имеют синонимов в современном языке: блокбастер, гастарбайтер, пентхаус, реинкарнация; б стилистические — создаются как яркое экспрессивное средство для наименования уже известных понятий с целью выражения оценки и отношения говорящего к предмету речи: прихватизация, беспредел, ужастик. По степени закрепленности в языке: а языковые неологизмы — это новые слова или значения слов, которые легко приживаются в языке и становятся понятными носителям языка, воспроизводятся в речи с закрепленными за ними значениями: килобайт, ваучер, парламент, прихожане; б индивидуально-авторские неологизмы называются окказионализмами, они создаются писателями, публицистами с определенной стилистической целью и существуют в конкретном тексте. Окказионализм единичен и невоспроизводим.
Многие из них вошли в словарь литературного языка неологизмы М. Ломоносова — маятник, насос, притяжение, созвездие, полнолуние, чертеж и др. Карамзина — влюбленность, промышленность, рассеянность, трогательный; Ф.
Достоевского — стушеваться; В. Маяковского — серпастый, молоткастый, евпаторьяне и др. Обучающие, развивающие кроссворды для младших школьников».
Ошибки, вызванные употреблением неологизмов: 1. Неудачными считаются неологизмы, нарушающие требование благозвучия речи: реагаж — реагировать, халтураж — халтурить, недолиберализация. Неуместный комизм может возникнуть при создании каламбурных неологизмов: Товарищи спортсмены, жеребьевка продолжается.
Кто отжеребился, пройдите к своим машинам; Товарищи, во многих из нас еще сильны элементы детсадизма. Каковы причины изменений в словарном составе языка? Как проявляются изменения в словаре?
Какие категории слов относятся к пассивному запасу языка? Каковы типы устаревших слов? Чем они различаются?
Развитию эмоционально-экспрессивных оттенков в слове способствует его метафоризация. Так, стилистически нейтральные слова, употребленные как тропы, получают яркую экспрессия: гореть на работе , падать от усталости , задыхаться в неблагоприятных условиях , пылающий взор , голубая мечта , летящая походка и т. Окончательно определяет экспрессивную окраску контекст: нейтральные слова могут восприниматься как высокие и торжественные; высокая лексика в иных условиях приобретает насмешливо-ироническую окраску; порой даже бранное слово может прозвучать ласково, а ласковое - презрительно. Появление у слова в зависимости от контекста дополнительных экспрессивных оттенков значительно расширяет изобразительные возможности лексики Экспрессивная окраска слов в художественных произведениях отличается от экспрессии тех же слов в необразной речи.
В условиях художественного контекста лексика получает дополнительные, побочные смысловые оттенки, которые обогащают ее экспрессивную окраску. Современная наука придает большое значение расширению семантического объема слов в художественной речи, связывая с этим появление у слов новой экспрессивной окраски. Изучение эмоционально-оценочной и экспрессивной лексики обращает нас к выделению различных типов речи в зависимости от характера воздействия говорящего на слушателей, ситуации их общения, отношения друг к другу и ряда других факторов. Гвоздев, - что говорящий хочет рассмешить или растрогать, вызвать расположение слушателей или их отрицательное отношение к предмету речи, чтобы слало ясным, как будут отбираться разные языковые средства, главным образом создающие различную экспрессивную окраску».
При таком подходе к отбору языковых средств можно наметить несколько типов речи: торжественная риторическая , официальная холодная , интимно-ласковая, шутливая. Им противопоставлена речь нейтральная, использующая языковые средства, лишенные какой бы то ни было стилистической окраски. Эта классификация типов речи, восходящая еще к «поэтикам» античной древности, не отвергается и современными стилистами. Учение о функциональных стилях не исключает возможности использования в них разнообразных эмоционально-экспрессивных средств по усмотрению автора произведения.
В таких случаях «способы отбора речевых средств… не являются универсальными, они носят частный характер». Торжественную окраску, например, может получать публицистическая речь; «риторичным, экспрессивно насыщенным и внушительным может быть то или иное выступление в сфере обиходно-бытового общения юбилейные речи, речи церемониальные, связанные с актом того или иного ритуала и т. В то же время следует отметить недостаточную изученность экспрессивных типов речи, отсутствие четкости в их классификации. В связи с этим известные трудности вызывает и определение соотношения функционально-стилевой эмоционально-экспрессивной окраски лексики.
Остановимся на этом вопросе. Эмоционально-экспрессивная окраска слова, наслаиваясь на функциональную, дополняет его стилистическую характеристику. Нейтральные в эмоционально-экспрессивном отношении слова обычно относятся к общеупотребительной лексике хотя это и не обязательно: термины. Эмоционально-экспрессивные слова распределяются между книжной, разговорной и просторечной лексикой.
К книжной лексике принадлежат высокие слова, которые придают речи торжественность, а также эмоционально-экспрессивные слова, выражающие как положительную, так и отрицательную оценку называемых понятий. В книжных стилях используется лексика ироническая прекраснодушие, словеса, донкихотство , неодобрительная педантичный, манерность , презрительная личина, продажный. К разговорной лексике относятся слова ласкательные дочурка, голубушка , шутливые бутуз, смешинка , а также слова, выражающие отрицательную оценку называемых понятий мелюзга, ретивый, хихикать, бахвалиться. В просторечии употребляются слова, которые находятся за пределами литературной лексики.
Среди них могут быть слова, содержащие положительную оценку называемого понятия работяга, башковитый, обалденный , и слова, выражающие отрицательное отношение говорящего к обозначаемым ими понятиям рехнуться, хлипкий, дошлый. В слове могут перекрещиваться функциональные, эмоционально-экспрессивные и иные стилистические оттенки. Например, слова сателлит, эпигонский, апофеоз воспринимаются прежде всего как книжные. Но в то же время слова сателлит, употребленное в переносном значении, мы связываем с публицистическим стилем, в слове эпигонский отмечаем отрицательную оценку, а в слове апофеоз - положительную.
К тому же на употребление этих слов в речи оказывает влияние их иноязычное происхождение. Такие ласково-иронические слова, как зазноба, мотаня, залетка, дроля, совмещают в себе разговорную и диалектную окраску, народно-поэтическое звучание. Богатство стилистических оттенков русской лексики требует особенно внимательного отношения к слову. Использование в речи стилистически окрашенной лексики В задачи практической стилистики входит изучение использования в речи лексики различных функциональных стилей - и как одного из стилеобразующих элементов, и как иностилевого средства, выделяющегося своей экспрессией на фоне других языковых средств.
Особого внимания заслуживает применение терминологической лексики, имеющей наиболее определенную функционально-стилевую значимость. Термины - слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства. В основе каждого термина обязательно лежит определение дефиниция обозначаемой им реалии, благодаря чему термины представляют собой емкую и в то же время сжатую характеристику предмета или явления. Каждая отрасль науки оперирует определенными терминами, которые составляют терминологическую систему данной отрасли знания.
В составе терминологической лексики можно выделить несколько «слоев», различающихся сферой употребления, содержанием понятия, особенностями обозначаемого объекта. В наиболее общих чертах это деление отражается в разграничении общенаучных терминов они составляют общий понятийный фонд науки в целом, не случайно обозначающие их слова оказываются наиболее частотными в научной речи и специальных, которые закрепляются за определенными областями знания. Использование этой лексики - важнейшее преимущество научного стиля; термины, по словам Ш. Балли, «являются теми идеальными типами языкового выражения, к которым неизбежно стремится научный язык».
Терминологическая лексика заключает в себе больше информации, чем всякая другая, поэтому употребление терминов в научном стиле - необходимое условие краткости, лаконичности, точности изложения. Использование терминов в произведениях научного стиля серьезно исследуется современной лингвистической наукой. Установлено, что степень терминологизации научных текстов далеко не одинакова. Жанры научных произведений характеризуются различным соотношением терминологической и межстилевой лексики.
Частотность употребления терминов зависит от характера изложения. Современное общество требует от науки такой формы описания получаемых данных, которая позволила бы сделать величайшие достижения человеческого ума достоянием каждого. Однако нередко говорят, что наука отгородилась от мира языковым барьером, что ее язык «элитарный», «сектантский». Чтобы лексика научной работы была доступна читателю, используемые в ней термины должны быть прежде всего достаточно освоены в данной области знания, понятны и известны специалистам; новые термины необходимо разъяснять.
Научно-технический прогресс обусловил интенсивное развитие научного стиля и его активное влияние на другие функциональные стили современного русского литературного языка. Использование терминов за пределами научного стиля стало своеобразной приметой времени. Изучая процесс терминологизации речи, не связанной нормами научного стиля, исследователи указывают на отличительные особенности употребления терминов в этом случае. Немало слов, имеющих точное терминологическое значение, получили широкое распространение и употребляются без каких бы то ни было стилистических ограничений радио, телевидение, кислород, инфаркт, экстрасенс, приватизация.
В другую группу объединяются слова, которые имеют двойственную природу: могут быть использованы и в функции терминов, и как стилистически нейтральная лексика. В первом случае они отличаются специальными оттенками значений, придающими им особую точность и однозначность. Так, слово гора, означающее в его широком, межстилевом употреблении «значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью», и имеющее ряд переносных значений, не предполагает точного количественного измерения высоты. В географической же терминологии, где существенно разграничение понятий гора - холм, дается уточнение: возвышенность более 200 м в высоту.
Таким образом, использование подобных слов за пределами научного стиля связано с частичной их детерминологизацией. Особые черты выделяют терминологическую лексику, употребляемую в переносном значении вирус равнодушия, коэффициент искренности, очередной раунд переговоров. Такое переосмысление терминов распространено в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Подобное явление лежит в русле развития языка современной публицистики, для которой характерны разного рода стилевые смещения.
Особенность такого словоупотребления состоит в том, что «происходит не только метафорический перенос значения термина, но и перенос стилистический». Введение терминов в ненаучные тексты должно быть мотивировано, злоупотребление терминологической лексикой лишает речь необходимой простоты и доступности. Сравним две редакции предложений: 1. Встречаются певцы, которые исполняют исконно русские песни с элементами подражательства иностранной манере звукоизвлечения.
Некоторые певцы исполняют русские песни, подражая зарубежным артистам. У хозяек, которые нарушают правила доения, наблюдаются коровы, больные субклинической и клинической формой мастита. Коровы болеют маститом, если их неправильно доят. Или: Неправильное доение коров вызывает у них мастит.
Преимущество «нетерминологизированных», более ясных и лаконичных вариантов в газетных материалах очевидно. Стилистическая окраска слова указывает на возможность использования его в том или ином функциональном стиле в сочетании с общеупотребительной нейтральной лексикой. Однако это не значит, что функциональная закрепленность слов за определенным стилем исключает употребление их в других стилях. Характерное для современного развития русского языка взаимовлияние и взаимопроникновение стилей способствует перемещению лексических средств наряду с другими языковыми элементами из одного из них в другой.
Например, в научных произведениях можно встретить публицистическую лексику рядом с терминами. Как замечает М. Кожина, «стилистике научной речи свойственна выразительность не только логического, но и эмоционального плана».
Он стремится к точности и конкретности, ему не свойственно использование изобразительных средств.
В тексте научного стиля много терминов. Официально-деловой — наиболее регламентированный из всех стилей. Тексты в нем создаются по определенному шаблону, используется много специфических слов. Не допускается употребление тропов эпитеты, метафоры, сравнения… и слов со значением приблизительности.
Публицистический стиль — это стиль газеты. Текст в публицистическом стиле энергичен, выразителен и включает в себя много тропов, риторических фигур, синтаксических средств выразительности. Его цель — воздействовать на адресата, поэтому он очень экспрессивен. Многие стилисты рассматривают как особый стиль художественный; он совмещает в себе черты всех стилей.
Стилистически окрашенные слова Это слова, которые тяготеют к какому-то определенному стилю. У научного стиля это термины.
Разграничение лексики по ее стилевой принадлежности Стилистическое расслоение лексики прежде всего проявляется в делении на функциональные стили: книжные и разговорный. Книжные стили и их характеристика: Научный. Канцелярская — абонент, заказчик, страхователь, зачислить; документальная — необходимо, следует; дипломатическая — атташе, поверенный, нота. Специальная лексика — интервью, репортаж; общественно-политическая — геноцид, дискриминация. Язык отличает особое выразительное использование других стилей в художественной литературе , а также встречающиеся часто поэтизмы: лира, вещий, ода. Такие слова относят к высокой лексике, среди них много старославянизмов. Разговорный стиль включает в себя многочисленную группу слов повседневного обихода — всплакнуть, горемыка, нарасхват; просторечия — скупердяй, шпынять, одуреть; сленг — баранка у водителей , домашка школьное , кирпич дорожный знак , самоволка в армии.
Эмоционально-оценочные слова Лексика с точки зрения стилистической окраски делится на слова нейтральные и оценочные.
Остались вопросы?
стилистическая окраска слова бросились. подберите синоним к этому слову. Created by vsempeaaaaas. russkij-yazyk-ru. Стилистически окрашенная лексика.» на канале «Творческий Путь» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 20 сентября 2023 года в 6:13, длительностью 00:02:52, на видеохостинге RUTUBE. (Книжное слово в разговорной речи.) Смешение лексики разных стилей считается стилистической ошибкой, потому что нарушает стилистические нормы русского литературного языка. Стилистическая окраска слова бросились. подберите синоним к этому слову.
Стилистическая окраска слова воспарить?
41)Определите стилистическую окраску слова «бросились». Слова с нейтральной стилистической окраской. Определите стилистическую окраску предложения нужно решить 2 задачи. Стилистическая окраска слова бросились из предложения 15.