Фабрика, центр творческих индустрий: адреса со входами на карте, отзывы, фото, номера телефонов, время работы и как доехать. Центр творческих индустрий «Фабрика» стал единственной площадкой фестиваля «Ночь заводов» в Москве. 03/08/2022 Центр творческих индустрий «Фабрика» представляет персональную выставку японской художницы Юмико Оно «Unbuilt/Непостроенное» Тема. 1 июня Центр Творческих Индустрий «Фабрика» и Институт современного искусства Иосифа Бакштейна представили экспериментальный проект «Пульсирующая материя».
WorldPodium в соц. сетях:
- Центр творческих индустрий ФАБРИКА
- ЦТИ «Фабрика» открывает выставку «Преодоление повреждения»
- Фестиваль «Ночь заводов» в Центре творческих индустрий «Фабрика»
- ВЫСТАВКА УЧАЩИХСЯ ИСИ "ПУЛЬСИРУЮЩАЯ МАТЕРИЯ" НА ФАБРИКЕ
Ася Филиппова: "Искусство сильнее политики"
Портал правительства Москвы | Подписаться на канал Культура:?Смотреть другие выпуски: Центр творческих индустрий "Фабрика" с 2005 года открыт на территории Фабри. |
Узелки на память: Новый проект Владимира Селезнева открылся в ЦТИ "Фабрика" | Бывшая фабрика технических бумаг превратилась в центр творческих индустрий и популярный арт-кластер, в котором искусство благополучно сосуществует с производством. |
ЦТИ «Фабрика» и Музей историй Электрозавода запустили совместный проект | BURO. | 27 марта в 18.30 в Центре творческих индустрий «Фабрика» пройдет гибридная экскурсия по выставке Кристи Липпайр «Цвет как форма» – в онлайн и оффлайн формате. |
12 августа пройдет фестиваль «Ночь заводов»
Центр творческих индустрий (ЦТИ) «Фабрика» открылся в 2005 г. под руководством Аси Филипповой на территории московской фабрики технических бумаг «Октябрь». Бывшая фабрика технических бумаг превратилась в центр творческих индустрий и популярный арт-кластер, в котором искусство благополучно сосуществует с производством. В наши дни освободившиеся производственные площади занимает культурный проект Центр Творческих Индустрий «Фабрика». Если вас интересует аренда помещения под офис или мастерскую в ЦТИ «Фабрика», пожалуйста, заполните анкету ниже. Главная Новости «Адаптанты» — выставка в ЦТИ «Фабрика» о выживании и о выживших в новом мире. Центр Творческих Индустрий «Фабрика» представляет коллективный проект студентов Школы современного искусства «Свободные мастерские» — «Открыть, закрыть, повторить».
Смотрите также:
- Центр творческих индустрий «Фабрика» |
- Выбор редакции
- Первый фестиваль креативных индустрий Балашихи
- Еще по теме
- Ася Филиппова: "Искусство сильнее политики"
Кочующая банановая галерея расположилась в ЦТИ "Фабрика"
Помещенная на меленьком стике, удобно лежащим в твоем кармане или «живущим» в твоем телефоне, она становится своего рода «капсулой комфорта», личной миниатюрной вселенной. Здесь же, разрастаясь в пространстве двора, «Карта памяти» обнаруживает совершенно новые свойства. Она не только позволяет зрителю обживать и приспосабливать новые пространства, но одновременно дает понимание возможности структурирования целого как принципиально нефиксированного, подвижного, эмоционально открытого. Эта матрица превращается по сути в «аффективное картирование» Джонатана Флэтли, где именно эстетике, а точнее искусству принадлежит ключевая роль. И одна из задач, которые ставит проект Марины Звягинцевой, сделать этот пласт видимым, доступным для интеллектуального и эмоционального переживания. Следуя своей стратегии вовлечения, Марина Звягинцева приглашает весь коллектив Центра творческих инициатив в союзники и соавторы. Она предлагает всем участникам проекта подобрать ключевые слова, маркирующие маршруты на «Карте памяти», и создать своеобразные облака тегов, связанные с историей фабрики, существовавшим здесь когда-то бумажным производством, и с настоящим — культурой, искусством, ценностями. Навигация теперь оказывается устроена таким образом, что не сопоставление рисунка, но наложение аналогий дает зрителю дополнительные смыслы.
Таким образом внутри «Карты памяти» акцент смещается к нематериальному «между», зазору-пунктиру, обозначающему многомерные и разнонаправленные связи. Оказавшись внутри некой глобальной системы, зритель не может в одночасье понять ее логику. Следуя от тега к тегу, он невольно включается в производство смыслов, призванных сократить разрыв индивидуальным переживанием и глобальным значением, накладывая собственные когнитивные карты на заранее заданную матрицу.
К обсуждению «как работать вместе? Доступ к платформе будет открыт на протяжении всех двух месяцев работы.
Родоначальником этой техники был каталонский архитектор Антонио Гауди, он применял эту технику мозаики для облицовки архитектурных сооружений. Авторы выставки переосмыслили технику «тренкадис» в новой интерпретации, используя форму и объем материалов. В этом формате задача автора заключается в подборе подходящих материалов и их адаптации для работы. В результате обычная посуда превращается в яркий образ с узнаваемыми чертами. Проект «Знакомый образ» объединяет мастеров мозаичного искусства, которые с любовью и творческим задором создают невероятные произведения искусства. Каждый элемент, каждая деталь мозаики становится важным звеном в создании неповторимого образа, который оживает перед глазами. О школе мозаики «Фавока»: Школа мозаики «Фавока» объединяет людей, увлеченных искусством мозаики. С 2018 года преподаватели школы обучают искусству мозаики по авторской методике. Деятельность школы направлена на продвижение мозаичного искусства, создание мозаичных панно и обучение новых мозаичистов.
Лист плотно прилегает к стволу дерева, фиксируя его рельеф, выпуклости, изгибы, повреждения, мельчайшие бугорки и трещинки. Для точности несколько раз прохожусь рукой по поверхности, разглаживая и прижимая. Снимаю, удивляясь тому, как послушно тонкий лист алюминия приобретает растительную и даже антропоморфную форму. Пожалуй, это символично, или мне только так кажется? Эти скульптурные портреты более чем двухтысячелетней давности удивительно живо передают мельчайшие детали лица и характера своего персонажа. Есть свидетельства, что маски, которые считаются посмертными, делались в расцвете лет, чтобы зафиксировать лучшее в облике человека и именно это передать потомкам. Смесь мягкой глины и теплого воска накладывали на лицо, позволяя материалу застыть на коже, а затем отливали маску в гипсе или бронзе. Фото: ЦТИ "Фабрика" Я использую фольгу, потому что она абсолютно безопасна для дерева, не оставляет на нем следов. Но она непрочна, поэтому я делаю фотографии слепка. Каждый слепок — именной. Здесь важен жест присвоения имен людей — жителей района жителям района — яблоням и тот, пусть и несколько формальный, эффект стирания границ между биологическим и социальным, который он собой несет. Таким образом я пытаюсь обратить внимание на проблему и "подсветить" важную тему взаимоотношений деревьев и людей в большом городе, где растения зависят от человека. Однако на самом деле все наоборот.
Энтузиасты
В темноте зала "Метрополис" то манил призывно огнями большого города, мерцающими где-то внизу, создавая узнаваемый абрис магистралей, площадей, дорог, то шокировал реальностью мусора, готового к вторичной переработке, в неподкупном свете ламп. Фото: Пресс-служба ЦТИ "Фабрика" Эта метаморфоза городской "карты" отсылала не только к дистанции взгляда - с выcоты и вблизи, но и к непреодолимой социальной дистанции. Как и в фильме великого экспрессиониста, речь шла о столкновении иллюзий. И - двух реальных пейзажей: городской мусорной свалки и красоты ночного вида с высоты птичьего полета. Но одновременно - "Метрополис" ставил вопрос о мерцающей тайне художественного образа, материализуя знаменитую ахматовскую цитату о соре, из которого растут стихи, в плоть инсталляции. Для нового проекта Селезнева чувственная плотность ткани образа не менее важна, чем для "Метрополиса". Но если "Метрополис" во многом строился как "фокус разоблачения" иллюзии, то новая работа основана на противоположной стратегии. Она апеллирует не к памяти фильмов и шире - культуры, а к личному тактильному опыту и смутным воспоминаниям детства. Никто не помнит, как его принесли домой из роддома, но фотография предъявляет этот момент.
И двухлетний брат держит живой сопящий сверток в руках, их обоих сзади поддерживает мама, пока папа снимает эту встречу нового члена семьи. Фотография тянет за собой череду семейных преданий, фигуры двух малышей вырежут из снимка, чтобы подчеркнуть их братство. Этот снимок младший, которому скоро без года полвека, напечатает на ткани, сшитой мамой из рубашки брата и его детской курточки, и добавит две стрелки: "это я", "Макс". Фото: Пресс-служба ЦТИ "Фабрика" Этот образ, такой очевидный, плотный, напечатанный на сшитом из кусков полотне, странным образом несет свидетельства о невидимом, но очевидном.
В параллельной программе биеннале 69 выставок на 49 площадках Москвы, среди которых Московский музей современного искусства, Мультимедиа Арт Музей, Москва, Центр современного искусства «Винзавод», Государственный Дарвиновский музей, ВДНХ и музеи-заповедники «Царицыно» и «Архангельское».
Это тот случай, когда начинка полностью соответствует оболочке. В лаборатории экспериментальной печати «ПиранезиLAB» каждый мог заняться шелкографией, провести по натянутому на рамку шёлку шпателем с красной краской — и оттиск со словами «Жизнь проста как завтрак космонавта» на плакате готов. Можно было познакомиться поближе и с другими техниками печати.
А заглянув совсем в отдалённые уголки лаборатории, нам удалось узнать, как собирается старинный плёночный фотоаппарат. Там каждый мог создать собственный мультфильм, вырезав из журнала буквы или картинки, посмотреть на иллюзорно движущихся роботов, подверженных законам физики, и подёргать за усы и бороду маленьких, словно живых, кукол-героев мультфильма. Праздничную программу дополнили фуршет и музыкальный вечер с диджеем Ильёй Рихтером.
Центр Творческих Индустрий «Фабрика» 5 — 27 августа 2023 г. Москва, Переведеновский пер. Художественная мозаика, с ее множеством крошечных фрагментов, становится идеальным средством для воплощения этого образа. Цвета, формы и текстуры, объединенные в единое целое, призваны передать мощное впечатление и поразить наши чувства. Фраза «Знакомый образ» может означать знакомство с чьим-то внешним видом, стилем, манерой поведения или каким-либо узнаваемым образом.
Также это выражение может использоваться для обозначения знакомства с чьим-то характером, мировоззрением или иными важными качествами, которые делают человека уникальным. А ещё это могут быть предметы, которые вызывают у нас яркие ассоциации. Например, при виде осколка чашки, можно погрузиться в воспоминания, ведь именно такой сервиз стоял у бабушки в старом серванте, который доставали лишь по особым датам, в остальное же время он стоял за стеклянными дверцами. И теперь встретив черепок чашки из того самого сервиза, мы проникаемся этими детскими чувствами.
«Фабрика» открывает новое пространство «Библиотека личных собраний»
Фото: Григорий Галантный. О проектах С 2014 года Вы реализуете программу «Фабричные мастерские». В 2015 году был изменен формат, и Вы стали приглашать участников старше 35 лет. Как Вы пришли к этому решению?
Нет ли у Вас сейчас сомнений, что оно было правильным? Нет, ни разу не пожалела, хотя недавно я первый раз услышала мнение, что это было неправильное решение и нужно ориентироваться на молодых художников, но я с этим не совсем согласна. Во-первых, сейчас молодость у людей продолжается дольше, чем, скажем, 10 лет назад.
Люди, которым 35-40 лет, энергичны и активны. Поэтому то, что у многих учреждений поддержка авторов заканчивается после 35 лет, на мой взгляд, странно и несправедливо. Есть еще один очень важный аспект.
Молодые художники полны идеями, но, к сожалению, на них большое влияние оказывают опыт и мысли их педагогов. Им трудно отделить свои идеи и проблематику. Для осознания индивидуальности нужно время.
Поэтому мне кажется, что мы придерживаемся правильного формата и планируем дальше работать в этом возрастном промежутке. Расскажите, как проходит отбор? Какие тонкости приходится учитывать при выборе работ в сфере искусства?
Отбор происходит в два этапа. Первый — это экспертный совет, куда входят искусствоведы, музейные работники, кураторы и критики. Они рассматривают все поступившие заявки и формируют длинный список претендентов на победу.
Второй этап — это работа жюри, которое составляет короткий список. У каждого своя кандидатура и понравившийся проект, поэтому шорт-лист иногда может составлять до 25 человек. В последний день отбора мы собираемся и из всех выбранных художников определяем тех, кому мы можем предоставить мастерские и выставочные залы.
Что касается тонкостей, то нам приходится учитывать очень многое. Например, художник подаёт заявку на мастерскую, а мы видим, что ему нужно скорее место хранения работ. Бывают очень высокотехнологичные проекты, и мы понимаем, что по техническим условиям не сможем этот проект воплотить.
Плюс у нас есть еще некоторые понятия о формате, о том, что будет органично смотреться на «Фабрике», а что — несколько странно. Все эти нюансы мы учитываем и объявляем победителей. Сколько заявок приходит?
Более ста. Международное взаимодействие — это очень важный аспект, который учитываете и Вы. Как «Фабрика» работает с мастерами из других стран?
Особенность международной программы на данный момент заключается в том, что две наши резиденции мы занимаем художниками, которых отбирают наши партнеры — Директорат по делам культуры и искусства Австрийской Федеральной Канцелярии и Швейцарский совет по культуре Pro Helvetia совместно со швейцарским посольством. Таким образом, у нас работают художники из Австрии, Германии и Швейцарии. До 2017 года мы сами проводили отбор, и к нам приезжали авторы из Кубы, Японии, Голландии и самых разных стран, которые творили в условиях полной свободы.
Это был очень важный и ценный опыт. Сегодня мы счастливы, что у нас есть такие иностранные партнеры, и мы можем осуществлять культурный обмен. Всем комфортно работать, и нужно сказать, что уровень проектов стал выше.
Как правило, работы иностранных коллег связаны с исследованием истории Москвы, наследия России, культурного ландшафта. Прозвучала фраза «культурный обмен». Планируете ли Вы воплотить это в жизнь?
А мы успешно работаем в этом направлении. И вот, буквально, в середине января Дмитрий Булныгин вернулся из Парижа, где творил 2-3 месяца. Весной этого года Вы запускаете новый проект «Бумажная фабрика».
Расскажите, что это будет. Отчетная выставка резидентов ЦТИ «Фабрика» в 2017 году.
Волкова "Урфин Джюс и его деревянные солдаты". На прогулках по Бауманскому району попадались спиленные деревья, щепки валялись кругом, и казалось, что за кустами прогуливаются свежевыструганные из них деревянные солдаты, ожившие благодаря удивительному порошку, занесенному то ли с тополей, то ли из неведомой страны, как и в известной сказке. Эти солдаты, дуболомы, были зубасты и могли только лупить тумаки, но им решено нарисовать улыбки, и возможно, предложить всем поделиться с ними своими улыбками.
Чтобы они служили для мира и радости. Участницы проекта: Евгения Абрамова Женя Яуза - социолог культуры, портниха Марина Сазоненко - графический дизайнер, исследователь, педагог Яна Кулишова - комиксист, иллюстратор, преподаватель направления Комикс Веселая компания "Войти и разрешить" Марина С. Бауманские холсты.
Поначалу арт-проекты носили стихийный характер: на территории заброшенного завода возникали граффити, проходили андеграундные встречи. А в январе 2007 года в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства здесь развернулся проект художественного оптимизма «Верю», куратором которого выступил известный концептуалист Олег Кулик. На выставке были представлены работы 51 современного художника — с этого события и началась история арт-кластера «Винзавод». В новообразованный культурный центр переехали ведущие московские галереи современного искусства. На территории появилось много сопутствующих проектов: кафе, магазины, школы. Это один из первых успешных примеров джентрификации в Москве: арт-центр в эффектном пространстве бывшего завода послужил толчком к развитию района и задал тренд для культурных пространств в Москве и не только на многие годы вперед. Сегодня «Винзавод» — это восемь больших пространств, где разместились 11 галерей, шесть образовательных центров, выставочные залы и мастерские художников, а также кафе, бары и рестораны, магазины и творческие шоурумы. Кроме того, на базе «Винзавода» создан Фонд поддержки современного искусства. Самое масштабное пространство — «Большое винохранилище»: в эффектном подземном помещении проходят выставки и другие мероприятия.
На них можно бесплатно взглянуть в галерее проекта, после чего произведения уходят с молотка. The Place На «Винзаводе» можно провести хоть целый день. Когда проголодаетесь, здесь всегда есть чем подкрепиться, причем кафе тоже ориентированы на искусство, проводят ивенты и запускают модные дропы. Городское [цурцум] кафе регулярно проводит выставки, а бар «Хитрые люди» давно служит местом встреч московской богемы. С «Винзавода» сложно уйти без покупок. В «Очевидном невероятном» можно найти что угодно — от авторских игрушек, керамических изделий и ювелирных украшений до живых растений и мерча из переработанных материалов. Интересно, что бумажно-красильная фабрика «Октябрь» работает и сегодня — заводские цеха соседствуют с мастерскими художников, дизайнеров и представителей других творческих профессий. Главной целью проекта было создание пространства для творчества в самых разнообразных сферах: от искусства и архитектуры до театра и музыки. Кроме того, здесь работает библиотека с обширной коллекцией книг по современному искусству и не только.
Мы — союз профессионалов, развивающих креативные кластеры в России.
Сессия VIII». Цель цифровой резиденции «Digital AIR» — это создание новых международных арт-проектов без привязки к эпидемиологической ситуации. Текст: Марина Рагозина.
В образах мира, наполненного сетями, отношениями, сообществами, взаимными пересечениями и наложениями приливов и отливов формообразования, размывается граница между процессом и вещью, между эстетическим опытом и производством знания. Это дает импульс к живому диалогу между художником и зрителем: важной частью проекта станет специальная программа воркшопов и мастер-классов с участницами и участниками выставки. Художники и художницы:.
Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул.
Аппретура - это отделка и техническая доработка тканей. Видимо сын Елизаветы Андреевны управлял производством не столь успешно, спустя десять лет красильно-аппретурная фабрика была продана за долги Осипу Хишину. Он построил общежитие для рабочих и владел фабрикой до революции. В 1926 году образована красильно-аппретурная фабрика "Октябрь", которая в 1929 году стала бумагокрасильной. В 1941 году предприятие переименовано в фабрику технических бумаг. В 2005-м руководство фабрики решает отдать часть территории под различные творческие проекты, так появился Центр творческих индустрий "Фабрика". Там делали лампы и пуговицы, ткали и пекли хлеб. Большинство закрылось.
Выставка «Возвращение Колобка и еще несколько странных аттракторов» в ЦТИ «Фабрика»
Подписаться на канал Культура:?Смотреть другие выпуски: Центр творческих индустрий "Фабрика" с 2005 года открыт на территории Фабри. Проект Владимира Селезнева со скромным названием "Тряпочки" сейчас можно увидеть в зале Пиранези LAB в ЦТИ "Фабрика". 15 июля Центр Творческих Индустрий «Фабрика» открыл свои двери для Международного фестиваля видео-арта «Сейчас&Потом’22». Подписаться на канал Культура:?Смотреть другие выпуски: Центр творческих индустрий "Фабрика" с 2005 года открыт на территории Фабри. Искусство, в отличие от новостей, обладает гораздо более долгосрочной памятью. У метро «Бауманская», поблизости от Центра творческий индустрий «Фабрика», где и работаю. Изначально причиной было то, что дорожная ситуация в городе стала стремительно.
центр творческих индустрий «Фабрика»
адрес, цены, как пройти, режим работы, фотографии и отзывы посетителей. Открытие выставки японской художницы Юмико Оно «Unbuilt / Непостроенное» в Центре творческих индустрий «Фабрика». С 2005 года на территории Фабрики технических бумаг «Октябрь» создано арт-пространство для некоммерческих творческих проектов под названием ПRОЕКТ_FАБRИКА.
«Фабрика» открывает новое пространство «Библиотека личных собраний»
Фото: ЦТИ "Фабрика" Жители района любят сад: круглый год здесь гуляют, по весне — наслаждаются ароматом цветущих деревьев, устраивают пикники на траве. Однако, несмотря на это, сад исчезает. Немногочисленные местные активисты не в силах это изменить, хотя отчаянно пытаются. Вера Маханькова, художница и местная жительница, своими силами реставрирует старые деревья в саду вот уже почти десять лет. Вопреки своему имени, Вера не очень верит в долгосрочный успех этой затеи.
Но считает при этом, что если спасенное дерево простоит на несколько лет дольше, то это — уже победа. Формально коммунальные службы ей помогают, но на деле помощь часто превращается в профанацию. Поэтому можно сказать, что за жизнь яблонь Вера борется практически одна. Фото: ЦТИ "Фабрика" Алла Мировская — московский фотограф, художница, куратор и преподаватель, городская исследовательница.
В своих проектах Алла Мировская работает с темами памяти, места, идентичности в личной перспективе. Училась на факультете журналистики Московского Педагогического Государственного Университета. Окончила Московский Институт проблем современного искусства 2015-2017. Алла - участница многих международных художественных выставок и проектов, а также фотографических и фотокнижных фестивалей.
Ощущение, когда тебя перебили прямо на середине фразы и ты хочешь ее закончить или повторить с начала, чтобы наконец-то завершить мысль и быть уверенным, что теперь она понятна собеседнику. Выставка «Открыть, закрыть, повторить» не является повторением той закрытой выставки, но повторением попытки выставиться, открыться, высказаться! На выставке будут представлены как обновленные версии работ с прошлой выставки, так и совершенно новые работы. В экспозиции будет представлено более 30 работ, среди которых: графика, объекты, инсталляции, фотографии, а также аудиоинстялляции.
В создании работ используются керамические осколки и старая посуда, которую обычно выбрасывают. Авторы мозаик, в свою очередь, дают ей новую жизнь в виде ярких и знакомых картин. Каждое произведение становится воплощением уникальности и возрождения, принося с собой не только эстетическое удовлетворение, но и глубокий смысл. Тренкадис — техника «ломаной» мозаики, составленной из фрагментов керамики посуды, изразцов и стекла. Родоначальником этой техники был каталонский архитектор Антонио Гауди, он применял эту технику мозаики для облицовки архитектурных сооружений. Авторы выставки переосмыслили технику «тренкадис» в новой интерпретации, используя форму и объем материалов.
В этом формате задача автора заключается в подборе подходящих материалов и их адаптации для работы. В результате обычная посуда превращается в яркий образ с узнаваемыми чертами. Проект «Знакомый образ» объединяет мастеров мозаичного искусства, которые с любовью и творческим задором создают невероятные произведения искусства.
Все заслуги в воплощении проекта принадлежат его руководителю Алексею Веселовскому, но предложение исходило от «Фабрики». И мы гордимся, что отчасти тоже дали жизнь этому, уже знаменитому проекту. У нас не было больших инвестиций или богатых спонсоров, которые могли бы превратить «Фабрику» в роскошный выставочный комплекс. Когда начали появляться такие площадки, как «Винзавод», стала очевидна разница и в оборудовании, и в размере финансирования, и в уровне комфорта.
Я долго расстраивалась по этому поводу, но потом поняла, что благодаря ресурсным ограничениям нам удалось найти свой путь. У нас особое месторасположение — мы не находимся на набережной, из окон не видно Кремля, и Гоголевского бульвара поблизости тоже нет. И все же постепенно бывшая промзона превращается в джентрифицированный район Москвы. В силу своего месторасположения — это не совсем центр и не совсем периферия — «Фабрика» оказалась удобна для представителей творческих индустрий. Она подходит не столько для презентаций, пышных показов и ярких зрелищ, сколько для работы мастерских и резиденций. И мы сконцентрировались на этом направлении. Сейчас я довольна, что мы выбрали этот путь.
Наш центр создан, прежде всего, для представителей креативных индустрий — чтобы они могли сосредоточиться на работе: атмосфера здесь располагает к творческому труду и общению между резидентами, а не к развлечениям и тусовкам. Тем более, многие творческие люди предпочитают работать в спокойной обстановке: чтобы им не мешали, не заглядывали в окна или не фотографировались на фоне произведений. И в этом смысле «Фабрика» — удобное место. В одном интервью вы говорили, что это скорее лаборатория, а не коммерческое предприятие. В этом смысле мы отличаемся от «Винзавода», который создавался как собрание лучших галерей, занимающихся продажей искусства, и в первую очередь фокусировался на арт-рынке. А мы действительно про другое: все наши программы и проекты финансируются из денег, которые мы сами зарабатываем. Это, скорее, некая благотворительность внутри организации.
И, безусловно, лаборатория, ведь мы показываем некоммерческие экспериментальные проекты. На «Фабрике» художник может работать, не думая о том, как потом продать результат. И я рада, что мы можем предложить такую возможность. Насколько я знаю, он ориентирован на художников старше 35 лет — подобное встречается нечасто, обычно все поддерживают молодых. Спасибо Елене Куприной-Ляхович, которая консультировала меня при открытии выставочного зала, — это именно с ней, кстати, мы думали про трап от самолета. Она помогла переформатировать программу «Фабричных мастерских»: обратила внимание на ситуацию, что почти все гранты и программы ориентированы на художников до 35 лет. Между тем, понятие молодости изменилось вместе с увеличением продолжительности жизни, и сейчас 35 лет — это молодой человек.
Когда художнику 20-25 лет, он учится или только окончил учебное заведение и еще находится под влиянием прослушанных лекций, общения с мастерами и преподавателями. Это накладывает сильный отпечаток на его творчество, которое превращается в отражение пройденного материала. К 30 годам человек начинает осознавать, что именно он хочет сказать, а в 35 лет у него получаются зрелые высказывания, которые принадлежат именно ему. Ведь выражение своего мироощущения, а не цитирование лекций и учебников — главная цель любого художника.