Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Богородицы на Рву, – одна из визитных карточек Москвы. его с давних пор чаще называют Храмом Василия Блаженного - в этом году исполняется 460 лет. Он родился в Москве, бывал на Красной площади и любовался храмом Василия Блаженного — Покровским собором. Уникальную находку обнаружили в Храме Василия Блаженного российские историки.
Храм Василия Блаженного освятили 459 лет назад
Почему сложилась такая традиция? Ещё при строительстве Покровского собора у его стен был захоронен Святой Блаженный Василий, который умер в 1557 году. Вскоре после этого — в 1588 году — его канонизировали, признали местночтимым святым, а над местом его погребения возвели церковь. Сначала она была отдельной церковью, а впоследствии её соединили с интерьерами Покровского собора, сделав его неотъемлемой частью. Богослужения в этой церкви проходили ежедневно, культ святого Василия Блаженного становился всё более популярным. Это происходило ещё и потому, что храм Василия Блаженного один, а Покровских храмов и церквей в Москве было несколько. Так что таким образом его проще было идентифицировать. Возможно, историкам известно о его особых заслугах, например перед народом, о юродстве или о чудесах, которые он совершал? Юродство — один из самых трудных подвигов в христианстве, суть которого состоит в служении Богу. Как правило, юродивые вели праведную жизнь, полную лишений, подавая пример окружающим.
Мы знаем, что Василия Блаженного называют ещё нагоходцем, потому что он и в зной, и в стужу едва прикрывал своё тело лохмотьями. Тем самым Василий давал понять, что ему чуждо всё земное, что он служит Богу. Юродивые, кстати, были единственными, кто смело мог общаться с власть держащими. Из жития Василия Блаженного мы знаем, что он неоднократно общался с Иоанном Грозным. Именно через юродивых народ мог что-то донести до царя. Они были проводниками народных мыслей и чаяний. Также мы знаем о нескольких чудесах, которые Василий Блаженный совершил как при жизни, так и после смерти. После того как стали проявляться посмертные чудеса, его канонизировали. Но сегодня историки архитектуры склоняются к тому, что архитектором храма был итальянский мастер, выходец из архитектурной школы эпохи Ренессанса.
Вся архитектурная композиция и детали отсылают нас именно к европейской архитектурной школе, а не к русской. Вполне возможно, что те же итальянцы получили на Руси прозвища Постник и Барма. Так, под Постником можно понимать человека, который много постится, а под Бармой — который много бормочет, в том числе на иностранном языке.
Так, известно, что первоначально церковь окрасили в золотистые, белые и красные оттенки, с некоторыми добавлениями зелёных и синих цветов. А нынешний вариант цветовой гаммы постепенно добавлялся на протяжении нескольких столетий, в период между 1680 и 1848 годами. О человеке, в честь которого был назван храм Василий Блаженный на иконах.
А был он таковым ещё и потому, что Василия чтил и даже побаивался сам царь Иван Грозный. Известно даже, что незадолго до смерти юродивого, когда он сильно захворал, царь лично посетил его вместе со своей супругой Анастасией. А уже после того, как Василий скончался в 1557 году согласно другой версии, это произошло 1552 году , Иван Грозный вместе с боярами нес его одр. Память о нём не забылась - в 1588 году его канонизировали, а мощи перенесли в тот самый Покровский собор, что на Рву. О судьбе собора в первые советские годы Храм в советские годы. Так, в 1928 году Советским Союзом была конфисковано церковь у русской православной общины, после чего власти решили превратить ее в филиал Государственного исторического музея, который расположен на другой стороне Красной площади.
Впрочем, там он оказался не в одиночку, а с целой группой близлежащих памятников истории и архитектуры - вместе с Московским Кремлем и Красной площадью. Об этимологии официального названия собора Тот самый ров на миниатюре 16 века. Вот только всё дело в том, ранее он там был - в период с 1508 по 1814 года на территории Красной площади действительно располагался фортификационный Алевизов ров, который был создан по приказу царя Василия III.
Храм Василия Блаженного и сейчас музей. Правда, по воскресеньям сюда можно прийти на службу если не перекрыта Красная площадь , она совершается в приделе Василия Блаженного - одного из самых почитаемых московских святых. Всего же этих приделов церквей - 11.
С улицы мы различаем их по разноцветным куполам, но немногие бывали внутри храма, под этими невероятными маковками. Только внутри становится понятно, что храм не такой большой, как может показаться. Но при этом здесь можно ходить весь день, глядя на иконы, удивляясь причудливости ходов, продухов, лестниц, арок, росписи и кирпичной кладки. И все это несмотря на холод - в стенах храма немногим теплее, чем на улице. Такая температура поддерживается здесь специально для сохранения росписи и икон.
Причём каждая имеет свой оригинальный декор с объёмными шипчиками, ромбами, «чешуйками» и орнаментами.
Монохромными остались лишь главки центральной церкви и колокольни. Значение столь яркой окраски куполов исследователи до сих пор не установили. Однако есть версия, что храм Василия Блаженного был задуман как символическое воплощение Небесного Иерусалима — райского города, — чем и объясняется пышная отделка. Внутреннее убранство Внутри храм оформлен не менее пышно, чем снаружи. В то время кирпич был новым и очень дорогим материалом. Чтобы его сохранить, стены покрывали штукатуркой, а чтобы подчеркнуть богатство храма, сверху наносили роспись с изображением кладки.
Сейчас такие фрески можно увидеть в центральном храме и в церкви Александра Свирского. Фото: shpy Во второй половине XVII столетия на смену скромной побелке приходят яркие растительные орнаменты. Чаще всего художники изображали виноградную лозу и причудливые цветы, рисунок которых, кстати, на стенах собора ни разу не повторяется. Считается, что растительные росписи символизируют райский сад. Сейчас они восстановлены на крыльцах, внешних стенах гульбища и во внутренней галерее. Как правило, это изображения святых или иллюстрации библейских преданий.
Например, в церкви Мучеников Киприана и Иустины сохранились росписи, изображающие сцены из жития этих двух святых, а также на ветхозаветные сюжеты. Росписи в храме Мучеников Киприана и Иустины. Фото: «Manikol. Путешествия всей семьей» Что посмотреть в соборе Помимо образцов древнерусской живописи, в храме хранятся древние образа, пышные иконостасы, а также почитаемые православные святыни — мощи Василия Блаженного и юродивого Иоанна по прозвищу Большой Колпак. Реликвии и святыни Главная из них — мощи Василия Блаженного — находится в одноимённой церкви. Место захоронения юродивого обозначено ракой с ростовой иконой и изображениями чудес, которые совершил старец при жизни.
От старинной гробницы сохранился покров 1589 года из зелёного атласа с золотыми и серебряными нитями. Фигура чудотворца вышита на нём шёлком и отделана жемчугом, а также драгоценными камнями. Увидеть покров можно в экспозиционном зале в подклете собора. Мощи Иоанна Блаженного также хранятся в одноимённой церкви в раке, украшенной золочёными деталями. Частично уцелели и вериги святого металлические пояс и наплечник , которые, по преданию, чудотворец снял только перед самой смертью. Мощи Василия Блаженного.
Одни выставлены в экспозиционных залах, другие занимают своё историческое место в иконостасах разных эпох. Например, в церкви Святой Троицы можно увидеть тябловый иконостас, воссозданный в начале прошлого столетия по образцу древнего оригинала: образа крепятся вплотную друг к другу на лаконичные балки без яркого декора. Более яркий иконостас, украшенный ажурной золочёной резьбой и расписанный масляными красками, расположен в церкви Василия Блаженного. Он был создан в 1895-м по образцам XVII века. Иконостас церкви Василия Блаженного. Фото: Самый большой и пышный иконостас собора выполнен в стиле барокко в середине XVIII века и располагается в центральной церкви.
Основание у него деревянное, окрашенное тёмно-зелёной краской, на фоне которой эффектно выделяются золочёные карнизы, колонны и фигурные накладки. Экспозиционные залы Занимают несколько помещений в подклете храма. Здесь представлена постоянная экспозиция, а также проводят временные выставки. В витринах — архитектурные экспонаты фрагменты старинной кровли, голосники, а также украшения шатра центральной церкви. Ещё здесь можно посмотреть на коллекцию археологических артефактов, найденных на территории собора. Самые интересные — шёлковые волосники XVII века.
Это особые женские шапочки, которые надевали под платок или кокошник. Большую часть экспозиции занимают иконы и хоругви полотнища с изображениями святых второй половины XIX — начала XX века.
Храм Василия Блаженного в Москве открылся после двухнедельного перерыва
О соборе в годы Отечественной войны 1812 года Храм на панораме Москвы в 1820-е годы. Историки выяснили, что когда Наполеон Бонапарт вошёл в Москву, то Покровский собор стал местом, где французские воины держали лошадей. Однако самого корсиканца, как говорит одна из местных легенд, храм восхитил своей красотой настолько, что у него даже появились планы перевезти его во Францию. О появлении ярких элементов собора Изображение храма на картине Карла Рабуса, 1835 год. Так, известно, что первоначально церковь окрасили в золотистые, белые и красные оттенки, с некоторыми добавлениями зелёных и синих цветов. А нынешний вариант цветовой гаммы постепенно добавлялся на протяжении нескольких столетий, в период между 1680 и 1848 годами. О человеке, в честь которого был назван храм Василий Блаженный на иконах. А был он таковым ещё и потому, что Василия чтил и даже побаивался сам царь Иван Грозный. Известно даже, что незадолго до смерти юродивого, когда он сильно захворал, царь лично посетил его вместе со своей супругой Анастасией.
А уже после того, как Василий скончался в 1557 году согласно другой версии, это произошло 1552 году , Иван Грозный вместе с боярами нес его одр. Память о нём не забылась - в 1588 году его канонизировали, а мощи перенесли в тот самый Покровский собор, что на Рву. О судьбе собора в первые советские годы Храм в советские годы.
От старинной гробницы сохранился покров 1589 года из зелёного атласа с золотыми и серебряными нитями. Фигура чудотворца вышита на нём шёлком и отделана жемчугом, а также драгоценными камнями. Увидеть покров можно в экспозиционном зале в подклете собора. Мощи Иоанна Блаженного также хранятся в одноимённой церкви в раке, украшенной золочёными деталями. Частично уцелели и вериги святого металлические пояс и наплечник , которые, по преданию, чудотворец снял только перед самой смертью. Мощи Василия Блаженного. Одни выставлены в экспозиционных залах, другие занимают своё историческое место в иконостасах разных эпох.
Например, в церкви Святой Троицы можно увидеть тябловый иконостас, воссозданный в начале прошлого столетия по образцу древнего оригинала: образа крепятся вплотную друг к другу на лаконичные балки без яркого декора. Более яркий иконостас, украшенный ажурной золочёной резьбой и расписанный масляными красками, расположен в церкви Василия Блаженного. Он был создан в 1895-м по образцам XVII века. Иконостас церкви Василия Блаженного. Фото: Самый большой и пышный иконостас собора выполнен в стиле барокко в середине XVIII века и располагается в центральной церкви. Основание у него деревянное, окрашенное тёмно-зелёной краской, на фоне которой эффектно выделяются золочёные карнизы, колонны и фигурные накладки. Экспозиционные залы Занимают несколько помещений в подклете храма. Здесь представлена постоянная экспозиция, а также проводят временные выставки. В витринах — архитектурные экспонаты фрагменты старинной кровли, голосники, а также украшения шатра центральной церкви. Ещё здесь можно посмотреть на коллекцию археологических артефактов, найденных на территории собора.
Самые интересные — шёлковые волосники XVII века. Это особые женские шапочки, которые надевали под платок или кокошник. Большую часть экспозиции занимают иконы и хоругви полотнища с изображениями святых второй половины XIX — начала XX века. Особенно впечатляет хоругвь в виде шлема с кольчугой и иконой Казанской Богоматери, украшенной золотом и изображениями космоса. Ещё одна интересная хоругвь повторяет форму древнерусского храма, на ней изображён образ Серафима Саровского. Обе святыни изготовили специально для Покровского собора. Мифы Покровский собор на протяжении всей истории обрастал загадками и легендами. Одни уже давно удалось развеять, а над другими учёные по-прежнему ломают голову. Ослеплённые архитекторы Учёные до сих пор не могут точно установить, кто именно построил храм Василия Блаженного. Однако большинство исследователей склоняется к мнению, что зодчими стали древнерусские мастера Постник и Барма.
Их имена удалось узнать только в конце XIX века, когда в архивах Румянцевского музея обнаружили летопись с их упоминанием. Правда, позже учёные выдвинули гипотезу о том, что Постник и Барма — это один человек, но подтвердить или опровергнуть её так и не удалось. Зато многим знакома легенда о жестокой расправе с архитекторами Покровского собора. Говорят, Иван Грозный боялся, что зодчие построят второй столь же великолепный храм, и потому велел их ослепить. Конечно, никаких тому подтверждений исследователи не нашли, зато смогли опровергнуть предание: в летописных хрониках обнаружили упоминания новых зданий, построенных Постником уже после Покровского собора. Подземные сокровища Распространён миф о несметных богатствах, которые скрываются в подземелье Покровского собора. И у него есть вполне достоверные исторические основания. Дело в том, что фундаментом собора служит кирпичный подклет — цокольный этаж, на который «опираются» все церкви. Чтобы стены выдержали нагрузку и не растрескались от перепада температур, зодчие сделали внутри ниши-пустоты. Когда строительство завершилось, небольшие комнатки переоборудовали под хранилища с замысловатыми замками.
Чтобы их открыть, требовалось сразу несколько ключей. Согласно летописям, в этих тайниках держали ценные вещи, принадлежавшие собору, а также хранили богатства зажиточных москвичей.
Некоторые памятники оттуда на заре советского времени оказались в фондах Исторического музея. Владимирская Богоматерь поступила в 1935 году, а оттуда попала в Покровский собор.
Икона была в плохом состоянии. Сколы на дереве, повреждение красочного слоя, следы от гвоздей, которыми когда-то крепили образ к стене, — вот вопросы, которые решали специалисты Центра Грабаря. Теперь икона заняла почетное место на входе в отдельной витрине, в которой, впрочем, нет специальных климатических условий. По словам завотделом древнерусской живописи Исторического музея Людмилы Тарасенко, иконе предстоит привыкать к новым условиям.
Зимой храм не отапливается». Именно поэтому для других восстановленных икон нужно было сделать специальный подвижный иконостас. Исторические — XVI века — были заменены на новые в начале ХХ века в рамках так называемого музейного эксперимента.
Этот праздник непосредственно связан с Входом Господним в Иерусалим.
Накануне вспоминают чудо воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря через четыре дня после его смерти. На иконе показано, как люди отодвигают плиту от пещеры, в которой стоит Лазарь.
Главархив обнародовал факты из истории собора Василия Блаженного
В Москве Храм Василия Блаженного вновь открылся для посещений. Покровский собор на Красной площади, известный всем как храм Василия Блаженного, давно уже стал одним из самых узнаваемых символов Москвы и России. Храм Василия Блаженного, официально собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (также Покровский собор, собор Покрова на Рву) — православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. 10. 15 июля 2018 года Собору Василия блаженного исполнилось 457 лет согласно надписи, обнаруженной на стене храма.
Митрополит Георгий совершил Божественную литургию в храме Василия Блаженного в Москве
Это происходило ещё и потому, что храм Василия Блаженного один, а Покровских храмов и церквей в Москве было несколько. его с давних пор чаще называют Храмом Василия Блаженного - в этом году исполняется 460 лет. Храм Василия Блаженного и колокольня в Чухчереме были включены в программу противоаварийных и консервационных работ на 2024–2025 годы, финансируемых из федерального бюджета. Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве). С утра под сводами храма Василия Блаженного звучат церковные песнопения.
Храм Василия Блаженного будет закрыт для посещения с 13:00
Говорят,в 1930-х храм Василия Блаженного хотели взорвать, и его удалось сохранить лишь благодаря Сталину. Купить билеты в «Храм Василия Блаженного» на Яндекс Афише: расписание интересных выступлений, полная афиша на 2024 год с возможностью покупки билета онлайн. В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, по которой он и получил нынешнее народное название, а во второй половине XVII века перекрыли сводами окружающую верхние церкви галерею-гульбище. Храма Василия Блаженного в Москве посвящен нескольким локальным победам войск Ивана Грозного над Казанским ханством и его окончательному покорению. Только после того, как была постороена церковь Василия Блаженного, собор зажил, а богослужения в соборе стали ежедневными. В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, по которой он и получил нынешнее народное название, а во второй половине XVII века перекрыли сводами окружающую верхние церкви галерею-гульбище.
В Москве открылся храм Василия Блаженного после режима КТО
Первым претендентом на оцифровку стал Храм Василия Блаженного в Москве. Как будут сканировать Для сканирования небольших объектов использовать камеру, которая оснащена лазерными датчиками аналог лидара. Чтобы отсканировать масштабные объекты, например здание, будут использовать дроны. На эти беспилотники прикрепят обычные камеры.
По легенде, он собирал деньги на возведение храма: приносил монеты на Красную площадь и бросал через правое плечо. Деньги никто не трогал, пока перед смертью он не передал всю сумму царю. Позже он был канонизирован в 1588 году , тогда же его мощи перенесли в собор и в городе появилась десятая церковь. Так в нижней части собора возник придел Василия Блаженного, а благодаря его популярности в народе впоследствии храм так и стали называть. Также Главархив представил опись имущества придельной церкви во имя преподобного Александра Свирского собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву 1769 года и прошение протопопа собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву Иоанна митрополиту Московскому и Калужскому Платону об окончании ремонта придельной церкви во имя преподобного Александра Свирского 1790 года. Придельная церковь была посвящена памяти почитаемого новгородского святого Александра, основавшего монастырь на реке Свири в конце XV века.
Именно в его памятный день, 30 августа 1552 года, была разбита конница татарского царевича Япанчи на Арском поле, что позволило русской рати штурмовать Казань. Также пользователям стала доступна ведомость о приходе, расходе и остатке денежных сумм и капиталов по собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву за 1915 год.
По окончании богослужения митрополит Георгий поздравил собравшихся с днем памяти Василия Блаженного. Я был крещен с именем Василий в честь святого Василия Блаженного и носил его до принятия монашества, поэтому я сегодня с радостью нахожусь здесь. Господь судил, что именно из русского народа вышло много молитвенников и угодников Божиих, которые свою жизнь посвятили служению Спасителю и молитвам за родную землю. Именно они созидали то духовное богатство, которое стало нравственным фундаментом великой Святой Руси. И мы знаем период в истории, в прошлом столетии, когда это богатство пытались отвергнуть, знаем с какими тяжелейшими испытаниями пришлось столкнуться людям тогда, и к чему это привело.
Москвы протоиерей Вячеслав Шестаков, клирики собора. По окончании Литургии состоялся крестный ход вокруг храма Василия Блаженного, затем было совершено славление блаженному Василию Московскому, Христа ради юродивому.
Экскурсии в храм Василия Блаженного в Москве
Одно из главных событий — появление в Покровском соборе отреставрированной иконы Богоматери Владимирской XVI века, которая когда-то находилась в другом храме, расположенном по соседству. Речь о церкви Зачатия Анны в Зарядье, которая была закрыта в связи со сносом гостиницы «Россия» и до сих пор не открылась. С 1920-х и до 1990-х храм также не работал. Как и многие церкви, храм в Зарядье большевики не пощадили. Некоторые памятники оттуда на заре советского времени оказались в фондах Исторического музея. Владимирская Богоматерь поступила в 1935 году, а оттуда попала в Покровский собор. Икона была в плохом состоянии. Сколы на дереве, повреждение красочного слоя, следы от гвоздей, которыми когда-то крепили образ к стене, — вот вопросы, которые решали специалисты Центра Грабаря.
Теперь икона заняла почетное место на входе в отдельной витрине, в которой, впрочем, нет специальных климатических условий.
Она заявила, что не подумала о последствиях. На блогера и модель все-таки завели уголовное дело. После суда Чистова заявила журналистам, что не выбирала ни место, ни идею для съемки. Девушка рассказала, что все решал Бобиев, а она лишь ходила за ним «как собачка». По словам модели, блогер заверил ее, что в подобном фото на фоне храма нет ничего страшного.
Их имена удалось узнать только в конце XIX века, когда в архивах Румянцевского музея обнаружили летопись с их упоминанием. Правда, позже учёные выдвинули гипотезу о том, что Постник и Барма — это один человек, но подтвердить или опровергнуть её так и не удалось. Зато многим знакома легенда о жестокой расправе с архитекторами Покровского собора. Говорят, Иван Грозный боялся, что зодчие построят второй столь же великолепный храм, и потому велел их ослепить. Конечно, никаких тому подтверждений исследователи не нашли, зато смогли опровергнуть предание: в летописных хрониках обнаружили упоминания новых зданий, построенных Постником уже после Покровского собора. Подземные сокровища Распространён миф о несметных богатствах, которые скрываются в подземелье Покровского собора. И у него есть вполне достоверные исторические основания. Дело в том, что фундаментом собора служит кирпичный подклет — цокольный этаж, на который «опираются» все церкви. Чтобы стены выдержали нагрузку и не растрескались от перепада температур, зодчие сделали внутри ниши-пустоты. Когда строительство завершилось, небольшие комнатки переоборудовали под хранилища с замысловатыми замками. Чтобы их открыть, требовалось сразу несколько ключей. Согласно летописям, в этих тайниках держали ценные вещи, принадлежавшие собору, а также хранили богатства зажиточных москвичей. Некоторое время здесь находилась царская казна. Благодаря отличной вентиляции, в подклете держали даже книги. Сейчас в нишах подклета размещена музейная экспозиция. Подвалы храма. Фото: grushenka Реплика мечети Миф об исламских истоках собора с уверенностью можно назвать самым экстравагантным. Он гласит, что Иван IV, завоевав Казань, приказал разрушить главную городскую мечеть в начале 2000-х на её месте возвели знаменитую Кул-Шариф , но был настолько потрясён красотой исламской святыни, что приказал построить православную церковь, похожую на мусульманский храм. В подтверждение этой гипотезы казанские исследователи ссылаются на сходство композиции храма с планировкой исламских святынь. Например, у собора нет главного фасада, купола напоминают тюрбан, а стены расписаны яркими растительными орнаментами. Однако все эти аргументы разбились об исторические факты. Что касается куполов, то изначально они были гладкими и монохромными. А рельефными стали после восстановительных работ в конце XVI столетия. То же касается и росписей с растительным орнаментом, которые появились вследствие модных веяний XVII века. Кроме того, основной мотив фресок — изображение виноградной лозы — распространён в христианстве. Богослужения Возобновились в 1990-х, когда здание передали в ведение РПЦ. При этом научно-исследовательская деятельность не прекратилась. Сейчас собор работает одновременно как действующий храм и как филиал Государственного исторического музея. Основное экспозиционное пространство организовали в подклете, а в восстановленных интерьерах церквей постарались сохранить аутентичную атмосферу — здесь практически нет витрин и мультимедийного оборудования. Богослужения проходят по воскресеньям и в праздничные дни в приделе Василия Блаженного. В других церквях службы проводят в престольные праздники, а также на Пасху. Например, на Покров Богородицы 14 октября открывают центральную церковь, а в Вербное воскресенье — церковь Входа Господня в Иерусалим. Вход в собор в дни служб бесплатный. Фото: «Музей А. Суворова в с. Удобнее всего добираться до собора на метро. На автобусе можно доехать до остановки «Красная площадь». Красная площадь Как попасть в храм Покровский собор открыт каждый день с 10:00 до 17:00. Летом и во время школьных каникул — до 18:00.
Украшение крыльца, 2007 год Роспись галереи, 2005 год В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами [114]. Резные кирпичные входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор. Портал сохранён в своём первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство [109]. Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. В настоящее время её освещают слюдяные фонари XVII века, которые ранее использовали во время крестных ходов [109] [113]. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают силуэт собора [114]. Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку», сохранились кирпичи XVI века — более тёмные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи [114]. Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI века инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов квадратов , рёбра которых выполнены из фигурного кирпича [114]. На этом участке галереи пол выложен узором «в розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному [113]. Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры». На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа [114]. Церковь Василия Блаженного[ править править код ] Картина Николая Дубовского «Церковь Василия Блаженного», 1916—1917 годы Арка, украшенная резной сенью, над захоронением Василия Блаженного, 2012 год Придел был пристроен к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного после его канонизации по повелению царя Фёдора Иоанновича, о чём повествует стилизованная надпись на стене [115] [116]. Придел кубической формы перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие придела выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора [114]. Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья [113]. Масляная роспись придела выполнена в 1905 году — к 350-летию начала строительства собора. В куполе изображён Спас Вседержитель , в барабане — праотцы , в перекрестиях свода — Деисус Спас Нерукотворный , Богоматерь, Иоанн Предтеча , в парусах свода — евангелисты. На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец. На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Фёдора Стратилата , Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины. На южной стене придела находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» 1904 [114]. Иконостас был выполнен в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он продолжается на боковых стенах придела [117]. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова , чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле». Над захоронением Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью — одна из наиболее почитаемых московских святынь. Рака святого в этой части была разрушена в Смутное время. Однако сохранился лежащий на ней покров с шитым образом Василия Блаженного, изготовленный в мастерских царицы Ирины Годуновой и выполненный из атласа и шёлка золотыми нитями, что способствовало сохранности ткани. После 1917 года , когда в соборе создали музей, его сотрудники понимали ценность покрова как бесценного образчика церковно-прикладного искусства и сумели сохранить [119] [18]. Придел Василия Блаженного был закрыт в 1929 году. Лишь в конце XX века было восстановлено его декоративное убранство. Первое после закрытия придела богослужение в Покровском соборе состоялось на Пасху в 1991 году. На сегодняшний момент это единственный придел в храме, где проходят регулярные богослужения [120] [121]. Церковь Александра Свирского[ править править код ] Купол церкви Александра Свирского, 2011 год Юго-восточная церковь освящена во имя новгородского святого, преподобного Александра Свирского , потому что 30 августа 1552 года, в день памяти святого, состоялась одна из важных битв Казанского похода — разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле [121] [122]. Основание — четверик — переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом [114]. Первоначальный облик интерьера церкви XVI века восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979—1980-х годов: кирпичный пол рисунком «в ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку.
Храм Василия Блаженного в Москве вновь открыли для посещений
Как предполагают, изначально она находилась в Спасской часовне, которую снесли в 1925 году. После чего образ перенесли в храм Василия Блаженного. Храма Василия Блаженного в Москве посвящен нескольким локальным победам войск Ивана Грозного над Казанским ханством и его окончательному покорению. По окончании Литургии состоялся крестный ход вокруг храма Василия Блаженного. Смотрите видео онлайн «Сделано в Москве: Храм Василия Блаженного» на канале «Сделано в Москве» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 4 сентября 2023 года в 13:08, длительностью 00:26:09, на видеохостинге RUTUBE. Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади — главный храм столицы России.
Храм Василия Блаженного: цена билета и режим работы в 2024 году
С утра под сводами храма Василия Блаженного звучат церковные песнопения. Храму Василия Блаженного исполнилось 462 года / Автор. 21 мая 2023 года исполняется 100 лет музею «Покровский собор» (Храм Василия Блаженного). Уникальные факты и фотографии Покровского собора (храма Василия Блаженного), актуальная информация об экскурсиях и событиях музея. Двенадцатое июля считается днём рождения одного из наиболее ярких и известных памятников архитектуры России — храма Василия Блаженного. Собор Василия Блаженного по праву можно назвать одним из самых узнаваемых и главных символов Москвы.