Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Кантатой называется вокальное музыкальное произведение, которое исполняется хором и солистом или солистами в сопровождении оркестра. В современной музыке кантата продолжает существовать, однако, изменилась ее форма и содержание.
Что такое контакта в музыке
Хоровые кантаты часто имеют масштабные композиционные формы и могут включать несколько частей. Они могут быть написаны как для церковного, так и для мирского исполнения. Сольная кантата — это кантата, в которой один или несколько солистов исполняют основные партии. Она может быть исполнена без хора или с его участием. Сольные кантаты могут быть написаны для различных голосовых партий, таких как сопрано, альт, тенор и бас.
Они могут иметь интимное и лирическое звучание или быть энергичными и виртуозными. Каждый вид кантаты имеет свои особенности и характеристики, что делает их уникальными и интересными для исследования и исполнения. Изучение различных видов кантаты помогает понять разнообразие музыкальных жанров и стилей, а также расширяет музыкальный кругозор. Известные композиторы и их кантаты Одним из известных композиторов, которые писали кантаты, является Иоганн Себастьян Бах.
Он написал более 200 кантат, которые по сей день исполняются и пользуются популярностью. Бах использовал кантаты для религиозных служб и особых событий в церковной жизни. Еще одним известным композитором, который писал кантаты, был Йозеф Гайдн. Гайдн использовал кантаты для различных официальных мероприятий и праздников.
Вольфганг Амадей Моцарт также написал несколько кантат, хотя его основное творчество было связано с оперой и симфониями. Одной из его известных кантат является «Пресвятой Троице», которую он написал в честь праздника Троицы. Кантаты были популярны во многих периодах музыкальной истории, и многие композиторы писали их для различных целей и событий. Эти произведения оставляют нас с богатым наследием и являются важной частью музыкальной культуры.
Роль кантаты в развитии музыкального искусства Кантата играла значительную роль в развитии музыкального искусства. В ее основе лежит сочетание вокала и инструментальной музыки, что сделало ее уникальным жанром. Кантата имеет свои особенности и структуру, что помогает музыкантам и композиторам развивать свое мастерство. Эстетическая функция Кантата играет важную эстетическую роль в музыкальном искусстве.
Она позволяет передать эмоции, настроения и идеи через сочетание слов и музыки. Композиторы вкладывают в кантаты свои мысли и чувства, которые затем музыканты исполняют, передавая их слушателям. Это позволяет создать глубокий эмоциональный контакт между исполнителем и слушателем. Историческая функция Кантата имеет также историческую функцию, так как она служила выражением социальных, политических и религиозных идей своего времени.
Композиторы создавали кантаты, чтобы отразить события и темы, которые были актуальны для их общества.
Кантаты чаще всего звучат в концертных залах, и для их исполнения не требуется ни сценических костюмов, ни декораций. Произведения данного жанра, обычно наполненные торжественностью, а также глубоким смыслом и содержанием, подразделяются на два вида: духовные — религиозной тематики, основанные на библейских текстах и светские — написанные на различные мирские сюжеты, повествующие не только о важных событиях из жизни народа или национальных героях, но и отражающие внутренний мир человека. Стоит отметить, что кантатой именуют не только музыкальное, но и поэтическое произведение, которое имеет многочастное строение. Оно сочиняется к какому-либо торжественному событию или же на тему из мифологии. Популярные кантаты Иоганн Себастьян Бах «Кофейная кантата». Эта шутливое произведение, посвящённое прекрасному напитку, является одним из самых популярных светских кантат великого композитора.
Оно включает в себя десять номеров: строгое чередование речитативов и арий, а завершается весёлым трио. Сергей Танеев «Иоанн Дамаскин ». Это произведение с лирико - философским содержанием после премьерного исполнения тут же именовали «Русским реквиемом». В основу кантаты, состоящей из трёх частей, легла одноимённая поэма графа Алексея Толстого, повествующая о жизненном пути святого отца, который прославился как автор духовных гимнов. Сергей Прокофьев «Александр Невский ». В данном музыкальном сочинении композитор отобразил отвагу и мужество русского народа в яростной борьбе с чужеземными завоевателями, сеющими страдание на захваченной ими земле. Кантата имеет семичастную форму, в которой все разделы логически связаны между собой.
В произведении, созданном в 1939 году, использована музыка к одноимённому фильму, снятому выдающимся кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном. Карл Орф «Кармина Бурана ». Сценическая кантата, которая вошла в число самых популярных произведений классической музыки. Композиция, основанная на поэтическом материале средневековой лирики, включает в себя пролог и три части, каждая из которых имеет несколько музыкальных эпизодов. Всего в произведении двадцать пять номеров, причём последний репризно повторяет первый. Пётр Ильич Чайковский «Москва». Произведение, написанное с присущим композитору мастерством в 1883 году на стихи выдающегося русского поэта Аполлона Николаевича Майкова, повествует об истории Москвы и её значении в объединении русских земель.
Музыкальный материал кантаты, выдержанный в эпической манере включает в себя шесть эпизодов, из которых три хоровых и три сольных. История кантаты Времена сурового Средневековья в истории музыкальной культуры называют «эпохой вокальной музыки». Несмотря на то, что в ту пору существовали самые разнообразные инструменты, их назначение заключалось лишь в аккомпанементном сопровождении пению, танцам, театральным зрелищам и пышным торжествам. На смену Средневековью пришли времена перемен, именуемые Возрождением, последний период которого в европейской музыке принято считать революционным. Именно в XVI веке в Италии начала активно печататься нотированная музыка, зарождаться оперное искусство и возникать выдающиеся школы скрипичных мастеров. Необходимо отметить, что в то время самым популярным музыкальным жанром был «мадригал» — вокальная композиция, свободно выражающая мысли и чувства. Между тем в ту пору стали выявляться исполнители-инструменталисты, поражающие слушателей своей виртуозностью.
Соответственно, в процессе активного развития музыкального искусства произошло разделение и формирование различных жанров.
Изначально кантата делилась на духовную и светскую. Первая разновидность господствовала в Германии, вторая — в Италии. В России же писали кантаты о стране, природе, философии, а ещё историко-легендарные и приуроченные к важным датам. А во Франции времён Великой революции кантаты, проникнутые героизмом и патриотизмом, мотивировали восставших бороться против тирании. Иоганн Себастьян Бах был непревзойдённым автором духовных кантат: написал несколько сотен таких произведений для церковных праздников и воскресных богослужений. Композитор помог укрепить положение кантаты среди других музыкальных жанров.
По объему она значительно меньше оратории и в отличие от сонаты — произведения для музыкальных инструментов — использует и звучание голоса. На вопрос о том, что такое кантата в музыке, можно ответить и так: вокально-музыкальное произведение для оркестра, хора или солиста. В конце 17-го столетия жанр кантаты возник как небольшое музыкальное сочинение.
Главной его задачей было именно пение. Со временем жанр начал развиваться и набираться сил. Вершины развития кантата достигает в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Всего композитор написал около 200 произведений этого жанра. Творчество Вольфганга Амадея Моцарта также сыграло важную роль на этапе становления такого музыкального жанра, как кантата. В последние годы перед смертью он активно писал произведения, в которых, как в мессах, подчеркивал хоровое пение. Вершиной жанра стал «Реквием» — гениальное произведение великого композитора. Верстовского первая — на стихотворение Пушкина, другая — на либретто Ю. Верстовский создавал и большие кантаты для солистов, хора и оркестра и разнообразные вокально-оркестровые сочинения «на случай». Во второй половине и конце XIX века, с изменением музыкального языка, изменились и кантаты, воплощающие образы родной страны «Москва» П.
К жанру кантаты близка поэма «Колокола» Рахманинова. Создавались кантаты, посвящённые знаменательным датам кантата Глазунова к 100-летию со дня рождения А. Пушкина, Балакирева — к открытию в 1906 памятника М. Глинке в Петербурге и др. Кантата обычно состоит из сольных песен арий , хоровых партитур и речитативов разговорная декламация. В музыке для кантаты часто используются оркестр, орган, хор и солисты. По своему происхождению кантата связана с религиозной музыкой и была часто исполнялась в церковных богослужениях. Однако со временем кантата стала обретать и мирскую форму исполнения. Стихи для кантат могли быть песнями, сюжетно-лирическими текстами или даже философскими размышлениями. Кантаты были особенно популярны в Германии, особенно во времена Йоганна Себастьяна Баха.
Бах создал множество кантат, как религиозных, так и мирских. Он применял различные структуры и формы для своих кантат. Основные черты кантаты включают: Сочетание сольных арий, хоровых партитур и речитативов; Разнообразие музыкальных стилей и форм — от симфонических разработок до простых мелодических линий; Использование текстов, которые описывают или комментируют сюжет, эмоции или философские идеи; Использование различных инструментов — от органа и струнных инструментов до духовых и ударных; Музыкальная гармония и контрапункт сочетание нескольких мелодий. Она позволяла композиторам выразить эмоции, идеи и духовные ценности через музыку и слова, создавая уникальные и красочные произведения Слайд 7В вокально-инструментальной музыке, помимо кантат, выделяют еще и жанр «оратории». Появился этот жанр также в 16 веке, но не во Флоренции, а в столице Италии Риме. Прототипом оратории стали, положенные на музыку священные писания которые исполнялись на собраниях в католической церкви. Священники читали тексты библии и растолковывали их прихожанам. Чтение библии обязательно сопровождалось звучанием симфонической музыки, написанной специально для этого.
Что такое кантата музыка 5 класс?
Творчество Вольфганга Амадея Моцарта также сыграло важную роль на этапе становления такого музыкального жанра, как кантата. В последние годы перед смертью он активно писал произведения, в которых, как в мессах, подчеркивал хоровое пение. Вершиной жанра стал «Реквием» — гениальное произведение великого композитора. Верстовского первая — на стихотворение Пушкина, другая — на либретто Ю. Верстовский создавал и большие кантаты для солистов, хора и оркестра и разнообразные вокально-оркестровые сочинения «на случай». Во второй половине и конце XIX века, с изменением музыкального языка, изменились и кантаты, воплощающие образы родной страны «Москва» П.
К жанру кантаты близка поэма «Колокола» Рахманинова. Создавались кантаты, посвящённые знаменательным датам кантата Глазунова к 100-летию со дня рождения А. Пушкина, Балакирева — к открытию в 1906 памятника М. Глинке в Петербурге и др. Кантата обычно состоит из сольных песен арий , хоровых партитур и речитативов разговорная декламация.
В музыке для кантаты часто используются оркестр, орган, хор и солисты. По своему происхождению кантата связана с религиозной музыкой и была часто исполнялась в церковных богослужениях. Однако со временем кантата стала обретать и мирскую форму исполнения. Стихи для кантат могли быть песнями, сюжетно-лирическими текстами или даже философскими размышлениями. Кантаты были особенно популярны в Германии, особенно во времена Йоганна Себастьяна Баха.
Бах создал множество кантат, как религиозных, так и мирских. Он применял различные структуры и формы для своих кантат. Основные черты кантаты включают: Сочетание сольных арий, хоровых партитур и речитативов; Разнообразие музыкальных стилей и форм — от симфонических разработок до простых мелодических линий; Использование текстов, которые описывают или комментируют сюжет, эмоции или философские идеи; Использование различных инструментов — от органа и струнных инструментов до духовых и ударных; Музыкальная гармония и контрапункт сочетание нескольких мелодий. Она позволяла композиторам выразить эмоции, идеи и духовные ценности через музыку и слова, создавая уникальные и красочные произведения Слайд 7В вокально-инструментальной музыке, помимо кантат, выделяют еще и жанр «оратории». Появился этот жанр также в 16 веке, но не во Флоренции, а в столице Италии Риме.
Прототипом оратории стали, положенные на музыку священные писания которые исполнялись на собраниях в католической церкви. Священники читали тексты библии и растолковывали их прихожанам. Чтение библии обязательно сопровождалось звучанием симфонической музыки, написанной специально для этого. Позднее композиторы стали переделывать тексты библии и класть их на музыку. Исполнялись оратории только в церкви, после богослужения в качестве проповеди.
Слайд 5В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Иоганн Бах в церкви Св. Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только около 195 дошли до наших дней. Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые — для хора; некоторые требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые — всего несколько инструментов.
Соло-инструменты: Часто в кантатах можно услышать соло-партии различных инструментов, таких как скрипка, флейта, виолончель и труба. Соло-инструменты могут добавлять яркости и выразительности музыке, выделять отдельные музыкальные идеи или гармонии. Бас-континуо: Бас-континуо — это основной басовый голос, который сопровождает вокальные партии в кантате.
Он исполняется на клавесине или органе, а иногда и на виолончели или фаготе. Бас-континуо обеспечивает гармоническую основу произведения, создает аккомпанементы и поддерживает мелодические линии. Ритмический оркестр: В некоторых кантатах используется ритмический оркестр, который играет ритмические секции и акценты.
Ритмический оркестр может включать ударные инструменты, такие как тимпаны и барабаны, а также помощники для создания более яркого и энергичного звучания. Духовые инструменты: В кантатах из эпохи барокко и классицизма можно услышать использование духовых инструментов, таких как флейта, обои, фаготы и трубы. Духовые инструменты придают произведению блеск и глубину, создают насыщенное звуковое полотно и усиливают эмоциональную выразительность музыки.
Инструментальные элементы в кантате являются неотъемлемой частью ее музыкального содержания. Они помогают передать эмоциональную глубину и характер произведения, создавая разнообразие звучания и поддерживая вокальные партии. Использование различных инструментов и оркестровых сил позволяет добиться музыкальной выразительности и смыслового содержания кантаты.
Тематика и содержание кантат Кантаты, как и любая другая музыкальная форма, имеют разнообразную тематику и содержание. Они могут быть посвящены различным событиям и персонажам, а также отражать различные эмоциональные состояния. Вот некоторые из наиболее распространенных тем, которые можно встретить в кантатах: Религиозные темы — многие кантаты написаны для церковных служб и посвящены богослужебным темам.
Они могут включать псалмы, молитвы, хвалебные стихи и другие религиозные тексты. Праздничные темы — многие кантаты написаны для праздничных мероприятий, таких как королевские венчания, юбилеи и другие радостные события. Они могут отражать праздничное настроение и использовать яркую и праздничную музыку.
Героические темы — некоторые кантаты посвящены героям и героическим событиям. Они могут рассказывать о подвигах воинов, патриотизме и славе нации. Лирические темы — некоторые кантаты имеют лирическую тематику и отражают личные чувства и эмоции.
Они могут рассказывать о любви, горе, счастье и других личных переживаниях. Содержание кантат может также включать различные элементы, такие как: Вокальные соло — кантаты обычно включают вокальные солоистов, которые исполняют основные партии. Они могут быть сопрано, альт, тенор или бас и исполнять либо отдельные арии, либо дуэты, либо сольные части вместе с хором.
Хоровые фрагменты — кантаты часто включают хоровые фрагменты, в которых участвует большая группа певцов. Хор может исполнять мелодические линии вместе или в разных голосах, а также поддерживать сольных исполнителей. Инструментальные пассажи — помимо вокальных партий, кантаты также содержат множество инструментальных пассажей.
Это могут быть оркестровые вступления, интерлюдии между вокальными частями и сольные инструментальные импровизации. Разговорные части — некоторые кантаты содержат разговорные части, в которых персонажи общаются друг с другом или передают сообщение слушателю.
Это произведение не требует ни декораций, ни сценических костюмов. В нем также нет ролей. Этим кантата существенно отличается от оперы, хотя оркестр в ней является главным героем всего действа. Кантаты Баха Что такое церковь в православии На развитие жанра большое влияние оказал Кариссими, и некоторые исследователи даже склонны считать его творцом этой синкретической художественной формы, соединяющей музыкальное исполнение и стихотворение. Но тем, кто вывел кантату на совершенно иной уровень, был Иоганн Себастьян Бах.
Именно он соединил поэтическую и музыкальную составляющие в полной гармонии друг с другом. Тексты своих кантат Бах черпал из произведений 16-18 веков. Духовное наследие немецкой поэзии столь протяженного периода включало в себя и протестантскую ортодоксию, и францисканскую мистику, и пиетизм, и даже светские мотивы эпохи барокко. Что такое кантата в творчестве Баха? Это сложное вокально-инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей, каждая из которых обладает своими ритмом, темпом и тактом. Гениальный композитор писал музыку для этих произведений без отрыва от священных текстов. Мы не поймем, к примеру, «Страсти по Матфею», если не прочтем текст арий.
В то же время музыка позволяет нам переосмыслить библейское сказание, глубже его почувствовать. Встречаются К. Обычно К. Вначале итальянская К. Расцвет итальянской К. Кариссими, А. Страделлы, А.
Скарлатти и др. Итальянские К. Наряду с оркестром и солистами в ней большое значение приобрёл хор. Высокохудожественные образцы духовных и светских К. Первые русские К. Во 2-й половине 19 в. Чайковским «Москва» , Н.
Римским-Корсаковым «Из Гомера» и др. Танеевым, С. Советскую К. Прокофьева, симфония-К. Шапорина и патриотические темы «Кантата о Родине» А.
Поначалу он не имел четко выраженной формы. Слово "кантата" означало лишь, что это довольно крупное музыкальное сочинение поется.
Похожий жанр инструментальной музыки стал назваться сонатой. Кантаты могут быть духовными и светскими. Светские произведения этого жанра носят лирический, драматический, торжественный характер. Шуточный характер исключен. Даже крупные произведения этого характера очень отличаются от оперы, поскольку в них нет драматического действия. Ранние кантаты чаще всего писались для одного голоса. Отличительной особенностью этого жанра было постепенное, но очень заметное развитие мелодии.
Аккомпанемент при этом не менялся, вел его генерал-бас. Расцвета итальянская кантата достигла в середине семнадцатого столетия, когда работали такие мастера, как Кариссими, Росси, Алессандро Скарлатти. Произведения этого жанра чаще всего состояли из двух трехчастных арий, контрастных по характеру.
Что такое контакта в музыке
Кантата — (итал. cantata, от лат. саntare петь) вокально инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Итак, кантата имеет значение в современной музыке как средство для сохранения и развития классической музыкальной традиции, а также для передачи определенных идей и эмоций. Такое разнообразие придает кантате исключительную экспрессивность и запоминающуюся мелодику.
Что такое кантата в музыке 3 класс кратко
Забытые страницы русской хоровой музыки: кантата “Stabat Mater” Гавриила Якимовича Ломакина. бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель. Кантата – это своеобразное сплетение музыки, слова и эмоций, создающее чувство гармонии и полноты выражения. Обычно кантаты пишут для хора в сопровождении оркестра, но бывают кантаты только для солистов с сопровождением — такое чаще встречается в старинной музыке. Кантата достигла своего расцвета в Италии и Германии, а также оказала влияние на развитие музыки в России. В этой статье мы узнаем, что такое кантата, как она звучит и для чего ее исполняют.
Кантата в музыкальной образовательной программе
- Кантата — Википедия. Что такое Кантата
- Содержание
- Что такое кантата в музыке?
- Историческое происхождение
- Что такое кантата? Происхождение и значение слова «кантата»
- Кантата в музыке: что это такое и какие ее особенности
КАНТАТА - что это такое? значение и описание
Кантата – это одна из форм вокальной музыки, которая объединяет элементы оперы, хора, симфонии и солистического исполнения. История кантаты уходит своими корнями в классицизм и романтизм, когда композиторы уделяли большое внимание выразительности и эмоциональности музыки. Кантата музыка: жанр Кантата — жанр вокальной музыки, который возник в эпоху Барокко и представляет собой композицию для солистов, хора и оркестра.
Что такое кантата в музыке
После 1-й рождественской вечерни для папы и остававшихся сослужить ему утреню и мессу кардиналов в одном из залов дворца устраивался роскошный банкет, в программу которого входило исполнение специально сочиненной К. Первые свидетельства существования данного обычая относятся к 1676 г. Чаще всего персонажам рождественских К. Семейство, пастухи и ангелы что перекликается с пасторальными сюжетами ; гораздо реже используется сюжет поклонения волхвов; значительное число К. Авторами музыки были композиторы, приближенные к папскому двору, наиболее известные - А. Скарлатти, А. Кальдара, Ф. Подавляющее число сочинений XVII в.
Большинство духовных К. Каццати «Cantate morali, e spirituali a voce sola» Bologna, 1659 , прослеживается традиция издания сочинений, обозначенных подобным образом, что свидетельствует о популярности данного термина. В то же время жанровые обозначения в эпоху барокко не были унифицированы и не разграничивались строго; в частности, духовные К. Так, одно из собраний сочинений П. Капачелли озаглавлено «Cantate et oratorii spirituali a una, due e tre voci con strumenti» Bologna, 1714. Показательно, что Ф. Валезио назвал произведения, исполненные за рождественской трапезой 1702 и 1703 гг.
Diario di Roma, 1700-1742. В рукописях эти сочинения именуются иначе: cantata 1702 и componimento 1703 ; Валезио, очевидно, следовал традиции именовать ораториями всю духовную музыку в оперном стиле, исполняемую вместо светской. Некоторые совр. При всей проблематичности разграничения ранних образцов оратории и духовной К. Близкие к ораториям сюжеты имеют и нравоучительные К. Так, в К. Чести развивает тему тщетности земной жизни, в К.
В нач. Европе; наряду с сочинением К. Наибольшую популярность, пик к-рой приходится на 20-е гг. У ее истоков находятся 18 произведений Ж. Морена; в предисловии к 1-й публикации автор заявил о намерении соединить сладостность франц. Morin [J. Eighteenth-century French cantata; 1.
Проблема сочетания франц. Кампра, Н. Бернье, А. Детуш, Ж. Прежде чем начать карьеру в муз. Рамо; вероятно, к 30-м гг. Conservatoire National de Musique.
Начиная с Морена, франц. Лучшим мастером франц. Клерамбо, 25 сочинений которого, созданных между 1710 и 1743 гг. Во Франции и в др. История К. Пепуша Pepusch J. С этого времени и примерно до 1740 г.
Скарлатти 2 арии da capo, предваряемые речитативами , так и в пристрастии к пасторальным текстам. В середине века в творчестве таких композиторов, как Дж. Стэнли и У. Хейс, заметна тенденция к преодолению подражательности, к опоре на национальный мелос, к свободному претворению итал. Появляются К. Мода на исполнение светской музыки в общественных садах Лондона привела к появлению репертуара К. Так, «Шесть кантат для голоса с инструментами» Т.
Арна 1755 написаны для стандартной группы струнных в сочетании с различными духовыми флейты, гобои, валторны, фаготы. Мода сочинять К. Кайзера, Г. Телемана, И. Однако светские К. Хассе и К. К концу века К.
Гайдна ок. Моцарта и «Морская тишь и счастливое плавание» Л.
Кариссими, А. Кантаты создавались российским композиторами П. Чайковским, Н. Римским-Корсаковым, С.
Исполнитель кантаты должен не только чётко и выразительно исполнять музыку, но и передавать смысл и эмоции текста. Солисты выражают разные персонажи и настроения, а хор участвует в драматических сценах и выражает общее настроение произведения. Оркестр играет важную роль в исполнении кантаты. Его звучание поддерживает и акцентирует выражение солистов и хора. В кантате могут использоваться различные музыкальные инструменты — струнные, духовые, ударные и другие, чтобы создать разнообразные звуковые эффекты и обогатить музыкальное произведение.
Исполнение кантаты требует от исполнителей высокой музыкальной культуры и хорошей музыкальной подготовки. Все элементы — музыка, текст, сценическая постановка — должны сливаться воедино и создавать единое цельное произведение искусства. Значение кантаты в современной музыке Кантата является одним из важных жанров в музыкальной истории, имеющим значительное значение и в современной музыке. Этот жанр сочетает в себе элементы пения, инструментальной музыки и текста, давая возможность композиторам выразить свои идеи и эмоции. В современной музыке кантата часто используется как форма выразительного искусства, позволяющая передать сложные эмоциональные состояния и идеи.
Композиторы часто используют кантату для передачи социальных, политических или философских сообщений, используя музыку и слова вместе. Вместе с тем, современные композиторы также экспериментируют с формой кантаты, превращая ее в более свободное произведение, освобождаясь от традиционных структур и ограничений. Кантата может быть сочетана с другими музыкальными жанрами, такими как рок, джаз или электронная музыка, создавая новые уникальные звуковые впечатления. Современные кантаты могут быть исполнены как в классическом стиле, так и в современной аранжировке. Они придают новое дыхание классической музыке, позволяют ей оставаться актуальной и интересной для современной публики.
Тексты для кантаты написали поэт Владимир Луговской и сам Прокофьев. Иоганн Себастьян Бах. Исполняет оркестр «Виртуозы Москвы», солистка Елена Образцова. Кантата «Кармина Бурана». Исполняет Ульяновский симфонический оркестр, Магнитогорская хоровая капелла.
Кантата «Александр Невский» для хора, меццо-сопрано и оркестра. Ярошенко, Кисловодск, Ставропольский край Федор Захаров. Портрет дирижера Николая Голованова.
Что такое кантата в музыке?
Он состоял в общине вольных каменщиков последние семь лет жизни. Поначалу произведения исполнялись в крепостных хоровых капеллах. В ХХ веке исчезает «чистая» кантата — она сливается с ораторией и симфонией, музыкой к фильмам и спектаклям. Написанная в 1930-е «Кармина Бурана» Орфа — популярная сценическая кантата — как раз пример такого объединения. Композиторы создавали кантаты обычно на комплексные, значимые для общества темы: в честь Красной армии, 20-летия Октябрьской революции. В предвоенные годы Прокофьев сочинил кантату «Александр Невский» для одноимённого фильма Эйзенштейна.
Необходимо отметить, что итальянские кантаты того времени разделялись на три вида: любовные, назидательные и духовные, но они не предназначались для исполнения во время богослужения. Однако во Франции он более расценивался как светская развлекательная музыка, а в Германии, большое распространение получила хоровая духовная кантата.
В этой стране, с названиями «Kirchenmusik» церковная музыка и «Geistliches Konzert», духовный концерт её стали использовать в протестантском богослужении. В основу немецких хоровых кантат, как правило, ложились библейские тексты, духовная поэзия и протестантские хоралы. Спрос на подобные произведения в то время сильно возрос, и в связи с этим многие немецкие композиторы стали деятельно использовать данную музыкальную форму. Жанр стремительно набирал силы, однако вершины своего пика он достиг в творчестве великого Иоганна Себастьяна Баха. Созданные гениальным маэстро высокохудожественные образцы духовных и светских кантат, во все времена считались не только подлинными шедеврами, но и вершинным достижением жанра, в котором музыка и поэзия были соединены в полной гармонии. В хоральных строфах, речитативах и ариях Бах отразил весь спектр человеческих чувств: от спокойно-созерцательных и радостных до трагических. Кантаты великого композитора по составу исполнителей весьма разнообразны, но они всегда вариантно складывались из таких элементов, как смешанный хор, оркестр и солисты — вокалисты: сопрано, альт, тенор и бас.
Состав оркестра в кантатах Баха обычно скромный, но в особых случаях, в произведениях к большим церковным праздникам, таким как Рождество и Пасха, для большей пышности, он добавлял трубы, валторны , тромбоны и литавры. Следующий этап развития музыкального искусства, именуемый классическим, связан с именами таких великих композиторов, как Гайдн, Моцарт и Бетховен. В данный период кантата постепенно утрачивает былую популярность и потому в творчестве этих гениальных музыкальных реформаторов произведения этого жанра встречаются довольно редко. Среди немногочисленных кантат Йозефа Гайдна наиболее известными в нынешнее время являются «Семь слов Спасителя на кресте», «Ариадна на Наксосе» и «Stabat Mater». У Вольфганга Амадея Моцарта , особой художественной ценностью выделяются кантаты «К солнцу», «Litania» и «Маленькая масонская кантата». В этих произведениях композитор постепенно готовил тот хоровой стиль, который затем наиболее ярко был представлен в его гениальном « Реквиеме ». Людвиг ван Бетховен тоже внёс свой вклад в развитие кантаты.
Из произведений данного жанра в концертных залах наиболее часто звучат «Морская тишь и счастливое плавание», «Славное мгновение», «На смерть Иосифа II» и «На воцарение императора Леопольда II». В наступившей следом за классицизмом эпохе романтизма кантата практически выходит из употребления, однако полностью не исчезает. В тот же период в России, в творчестве композиторов XIX века кантата тоже не занимала значимого места, тем не менее выдающиеся образцы этого жанра встречаются у М. Глинки , П. Чайковского, Н. Римского-Корсакого , М. Балакирева, А.
Глазунова , С. Танеева, С. В двадцатом веке отношение к хоровой музыке заметно меняется. Композиторы вновь обратили особое внимание на такие циклические жанры как оратория, реквием, месса и кантата. Возрождению данных форм содействовали исторические события, которыми было наполнено столетие, именуемое эпохой войн и революций.
Алхимики внесли вклад в развитие получения ценных продуктов, а именно минеральных и растительных красок, стекла, эмали, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов, а также в разработку некоторых приемов лабораторной техники перегонка, возгонка и др. В современной науке разрабатывается новая периодизация первобытной истории.
Немецкая кантата развивалась благодаря церкви. Кантата была духовным жанром, а не развлекательным. Для вокала источниками были Библия, духовная поэзия и хоралы. Однажды композитор писавший кантату «Страшный суд» не мог определиться какому голосу отдать исполнение слов Иисуса, поэтому он поинтересовался мнением Кристофа Глюка. Великий композитор грустно ответил, что сможет точно сказать через несколько дней. Глюк был сильно болен и предчувствовал свою смерть. Это была его печальная шутка, что после смерти он услышит настоящий голос Бога. Спустя несколько дней он скончался.