Новости есть ли у украины ядерное оружие

Специалисты отмечают, что в ближайшем времени будут раскрыты и новые факты разработки на Украине ядерного вооружения. Вплоть до обретения независимости в 1991 году Украина была частью Советского Союза и имела на своей территории советское ядерное оружие.

МИД Польши: Дуда не имеет полномочий обсуждать размещение ядерного оружия США

В экспортном варианте "Гром-2", по заявлениям Киева, будет иметь дальность до 280 км. Однако, по мнению экспертов, имеется возможность его модернизации с целью наращивания дальности стрельбы свыше 500 км по некоторым оценкам, до 1000 км. Для проведения летных испытаний ракетной техники с 2017 года в Одесской области эксплуатируется ракетный полигон "Алибей". Реализуя в течение более двух десятилетий программы как в ядерной, так и ракетной сферах, Украина последовательно шла к формированию всех необходимых условий для создания собственного ядерного оружия. В частности, были достигнуты значимые результаты в области моделирования цепных ядерных реакций, разделения изотопов расщепляющихся материалов, а также в сфере изучения и металлургии ядерных материалов. По заключению западных экспертов, киевский режим был наиболее близок к созданию ядерного взрывного устройства на основе плутония за счет скрытого его получения из хранящегося на территории страны отработавшего ядерного топлива. Изготовить такое устройство украинские специалисты могли в течение нескольких месяцев.

В условиях усиления напряженности в отношениях с Россией украинское руководство приняло решение всю ценную документацию, хранящуюся в научных центрах в Киеве и Харькове, уничтожить или эвакуировать во Львов - в Национальный университет "Львовская политехника". Это было сделано в том числе с целью избежать обвинений в адрес киевского режима о наличии оружейной составляющей в "мирной ядерной программе" Украины. Определенная документация имелась и на Запорожской АЭС.

В 2022 году президент Украины Владимир Зеленский заявил о том, что хочет получить от участников Будапештского меморандума, по которому ядерный арсенал страны был ликвидирован, гарантии безопасности. В противном случае Киев поставит под сомнение все пакетные решения 1994 года.

Страны, у которых есть или было ЯО. П истечению срока службы устаревшее атомное оружие Киеву пришлось бы уничтожать и заменять новым. Однако учитывая, что самостоятельной ядерной программы у украинцев никогда не было, то решить эти проблемы они не могли. Кроме того, все оставленные Москвой ракеты имели высокую дальность действия — от 5 до 10 тысяч км. Это объяснялось тем, что первоначально оружие было нацелено на США.

Для сдерживания России такие ракеты совершенно не подходили. Это и было одной из причин, почему Штаты требовали от Украины отдать атомные боеголовки России. В конце концов, в условиях тотальной коррупции перестроечного периода американцы банально боялись, что украинцы продадут ракеты кому-нибудь еще. По слухам, в 90-ые года ядерным оружием думал торговать Пакистан — с ним вели переговоры о продаже боеголовок Иран, а также террористические группировки. Мир боялся, что похожее произойдёт и на постсоветском пространстве По слухам, в 90-ые года ядерным оружием думал торговать Пакистан — с ним вели переговоры о продаже боеголовок Иран, а также террористические группировки. Мир боялся, что похожее произойдёт и на постсоветском пространстве К слову, бывший президент Украины Леонид Кравчук заявляет , что у него и не было ядерного чемоданчика — управление боеголовками было в руках Ельцина.

Практически все украинское руководство во главе с президентом Леонидом Кравчуком выстроилось для встречи высокопоставленного гостя. Air Force One вскоре вырулил параллельно с красной дорожкой, Леонид Кравчук вышел для встречи Билла Клинтона, но прождал еще 25 минут, пока тот все же решил выйти из самолета. Смысл послания был вполне очевиден, но Билл Клинтон решил его закрепить и прямо пригрозил Украине блокадой, если та не откажется от ядерных амбиций и не передаст ядерное оружие России. Угроза отлучения от западного мира сыграла свою роль.

Уже через два дня, 14 января 1994 года, президенты России, США и Украины Борис Ельцин, Билл Клинтон и Леонид Кравчук подписали трехстороннее заявление о порядке передачи России ядерных боеголовок с территории Украины, о компенсации и гарантиях безопасности Украины. А уже через несколько недель, 8 февраля 1994 года, Украина подписала рамочный документ программы НАТО «Партнерство во имя мира». Я задавал оппонентам вопрос: против кого нацелено наше оружие? Если поставить задачу перекодирования ракет, то нужно выбрать объект, на который они будут направлены.

К примеру, мы определим объект. А какова будет реакция, если на нас никто ничего не направил, поскольку коды остались еще от бывшего СССР, а мы определим себе «врага» и направим на него свои ракеты? Каковы будут реакция в мире и отношение к Украине? Леонид Кравчукпрезидент Украины Причем следует понимать, что эта программа военного сотрудничества стран НАТО с постсоветскими республиками предусматривала совместные учения и миротворческие операции.

Определенный шаг в сторону сближения с альянсом, но без каких-либо намеков на присоединение к нему Украины. Однако угроза отлучения от нее оказалась достаточной для того, чтобы Киев отказался от своих ядерных амбиций. Финальную точку в вопросе стороны поставили 5 декабря 1994 года в Будапеште. В соответствии с подписанным там представителями России, Украины, Великобритании и США меморандумом великие державы в обмен на отказ Украины от ядерного оружия подтверждали свои обязательства уважать ее суверенитет и независимость, воздерживаться от угроз, политического или экономического принуждения.

Подписанты взяли на себя обязательства консультироваться в случае возникновения ситуации, затрагивающей элементы Будапештского меморандума. Интересно, что Будапештский меморандум не был юридически обязывающим международным договором и вступал в силу сразу, без процесса ратификации. Причем именно американская делегация настаивала на том, чтобы в меморандуме не было даже намека на юридические гарантии, которые потребовали бы ратификации документа Конгрессом США Как вспоминал участник переговоров с украинской стороны и тогдашний заместитель министра иностранных дел Борис Тарасюк , после выработки окончательного варианта текста меморандума встал вопрос относительно используемых формулировок. Мы настаивали на том, что должны быть "гарантии".

В конце концов, согласились, что в английском тексте будут "заверения", а в украинском и русском — "гарантии"», — объяснял дипломат. Такие юридические нюансы фактически не давали Украине каких-либо юридических гарантий на случай внешней угрозы. Другие страны гарантировали лишь свои заверения и обещания действовать в рамках правил ООН. Перед подписанием Будапештского меморандума украинский дипломат признался своим визави из США, что его страна «не питала иллюзий по поводу того, что русские будут неукоснительно выполнять подписанные соглашения» Сергей Плохийпрофессор украинской истории и директор Института исследований Украины в Гарвардском университете Американские солдаты на позициях во время командно-штабных учений Cooperative Neighbour-1997 на Яворовском полигоне во Львовской области, 10 июля 1997 года Фото: Reuters Уже в марте 1994 года, еще до официального подписания Будапештского меморандума, с Украины начали вывозить стратегическое ядерное оружие.

Процесс неизменно шел с опережением графиков, и уже летом 1996 года Украина окончательно избавилась от ядерных боеголовок.

В России заявили о готовности Украины разместить у себя ядерное оружие НАТО

Следствием установлено и констатировалось в депутатском запросе г-на Омельченко, что в международной преступной группе, которая осуществила указанные незаконные операции по контрабанде за пределы Украины крылатых ракет, действовали: генеральный директор компании «Укравиазаказ», гражданин Украины Владимир Евдокимов; граждане России Олег Орлов, Евгений Шиленко, а также некто Г. Шкинев; и гражданин Австралии Хайдер Сарфраз. В начале 2000 года предприниматель Олег Орлов которого в 2001 году Совет Безопасности ООН обвинял в незаконных поставках оружия в Анголу и его представитель на Украине Евгений Шиленко предоставили через государственную компанию «Укрспецэкспорт» ее дочернему предприятию — специализированной внешнеторговой фирме «Прогресс» — поддельный контракт от лица российской компании «Росвооружение» предшественник нынешнего «Рособоронэкспорта» и фальшивый сертификат конечного пользователя от Министерства обороны России на поставку в эту страну 20 крылатых ракет. Григорий Омельченко утверждает: тогдашнему генеральному директору «Укрспецэкспорта» Валерию Малеву было известно, что крылатые ракеты вывозились не в Россию, а в другие страны и что для этого использовались фиктивные документы. При этом в Иран было отправлено также наземное техническое оборудование для подготовки ракет перед полетом и откомандированы специалисты для обучения иранского персонала. Что же касается судьбы как точно установленных, так и предполагаемых участников этой истории, то для большинства она оказалась весьма печальной. Арестованный в апреле 2004 года единственный украинский обвиняемый в деле контрабанды крылатых ракет — бывший сотрудник Главного управления разведки в настоящее время это самостоятельная Служба внешней разведки Украины Службы безопасности Украины Владимир Евдокимов в июне 2005 года получил 6 лет заключения. Остальным повезло еще меньше. В июле 2004 года г-н Орлов был арестован в Чехии. Когда решался вопрос об его экстрадиции в Украину, Орлов перенес инсульт и практически перестал говорить: во время судебных заседаний россиянин едва мог произнести собственное имя и дату рождения.

По словам адвокатов, он забыл английский и даже родной русский язык. Сначала официально считалось, что инсульт стал следствием слабого здоровья г-на Орлова. Однако во время его депортации из Чехии в Украину сотрудники Службы безопасности Украины запретили любые контакты с подозреваемым, объяснив, что вынуждены принять строжайшие меры безопасности, так как в чешской тюрьме на подозреваемого было совершено покушение. Это не очень помогло. В июле 2007 года Олег Орлов был задушен в госпитале следственного изолятора в Киеве неким Кулешовым официально признанным невменяемым. Пятью годами ранее, в марте 2002 года, близкий к президенту Леониду Кучме генеральный директор «Укрспецэкспорта» Валерий Малев погиб в загадочной автокатастрофе. В январе 2004 года, катаясь на квадроцикле, разбился генеральный директор S. Heritage Holding Limited Хайдер Сарфраз он посредничал в контактах с иранской стороной. По некоторым данным, коммерсанта не устроила сумма, которую он получил от контрабандной сделки, после чего г-н Петров сдал компаньонов германской полиции.

Также по этому делу, кроме информации из заявлений господ Омельченко и Пискуна и коммюнике Службы безопасности Украины, есть ряд интересных уточняющих деталей, которые сообщил адвокат Богдан Ференц, защищавший в суде г-на Евдокимова. По его мнению, на основании имеющихся в материалах дела и проверенных в суде доказательств можно говорить о типичном мошенничестве в отношении Ирана и Китая, которые старались получить оружие, а им поставили старый хлам. Их эксплуатационный ресурс составляет 8 лет. Согласно инструкциям, продлить его можно только с помощью конструкторов завода-изготовителя. Этого не делалось. Также из Украины в Россию была вывезена вся техническая документация на эти ракеты. Все боеголовки, основная составляющая оружия, также были отправлены в Россию. Кроме того, в суде подвергли допросу бывшего главнокомандующего ВВС Украины генерал-полковника Виктора Стрельникова, который осматривал в Иране эти ракеты и утверждал, что на них было написано «учебные» и что они были некомплектные». Через г-на Омельченко стало также известно, что Служба безопасности Украины возбудила еще одно уголовное дело за «пособничество Владимиру Евдокимову и другим лицам в совершении контрабанды» в отношении должностных лиц компании «Прогресс», дочернего предприятия «Укрспецэкспорта» украинского государственного монополиста в области экспорта и импорта военной и имеющей двойное назначение продукции , неких Самойленко директор , Сенина заместитель директора и Бурковского.

Однако расследование в отношении них не было завершено в связи с тяжелой болезнью Самойленко. Что, впрочем, не помешало этому господину быть свидетелем в уголовном деле против Владимира Евдокимова. Наконец, Григорий Омельченко утверждает, что обо всех сделках с оружием знал второй президент Украины Леонид Кучма, и считает, что его действиям также надо дать правовую оценку. Но этого не было сделано даже в период президентства Виктора Ющенко и вряд ли будет сделано при президенте Викторе Януковиче. Все-таки понадкусывали В феврале 2004 года Министерство иностранных дел Украины заявило: «Что касается ядерного оружия бывшего СССР, следует еще раз подтвердить, что выполняя обязательства по двустороннему Соглашению с Российской Федерацией о порядке перемещения ядерных боеприпасов с территории Украины на центральные предзаводские базы Российской Федерации с целью их разукомплектования и уничтожения от 11 апреля 1992 года, Украина еще в мае 1992 года обеспечила вывоз в Российскую Федерацию всех тактических ядерных боеприпасов. Таким образом, Украина своевременно и полностью выполнила свои обязательства относительно ядерного оружия, которое было унаследовано ею от бывшего СССР». В комментарии было также отмечено, что в ходе украинско-российских консультаций в июле 2003 года по вопросам выполнения двусторонних соглашений относительно ликвидации ядерных боезарядов, вывезенных с территории Украины, российская сторона подтвердила, что все ядерные тактические и стратегические боеприпасы вывезены из Украины и ликвидированы на соответствующих предприятиях Российской Федерации под надзором украинских наблюдателей.

Началу сотрудничества предшествовало подписание президентом Украины Леонидом Кравчуком соглашения о передаче России советских ядерных вооружений, которое включало компенсации и гарантии безопасности для Украины. Дело в том, что после распада СССР на территории страны оказался третий по величине ядерный арсенал в мире. И тогда бывшие советские военные, присягнувшие Украине, почти сумели установить контроль над ним.

Однако из-за совместного давления России и США президент Леонид Кравчук все-таки был вынужден отказаться от планов по сохранению в стране ядерных вооружений. О том, как 30 лет назад Украина могла превратиться в ядерную державу, но пошла на самую большую уступку в своей истории ради партнерства с НАТО, — в материале «Ленты. Ратифицировать его так и не успели, а ликвидация страны привела к появлению новых государств, на территории которых осталось советское ядерное оружие, — Белоруссии , Казахстана , России и Украины. Белоруссия и Казахстан не заявляли претензий на ядерный статус, от Украины поначалу тоже не ожидали сюрпризов. Еще в декларации о государственном суверенитете, принятой Верховным Советом Украинской ССР от 16 июля 1990 года, парламентарии «торжественно» заявили о намерении «стать в будущем постоянно нейтральным государством». Однако со временем стало понятно, что президент Леонид Кравчук не собирается просто так отдавать третий по объему ядерный арсенал в мире после США и России. Леонид Макарович, обращаемся к вашей мудрости. Не отдавайте атомное оружие, пусть [оно] будет в стране еще 20 лет, пока наберет силу наша Украина из коллективного обращения к президенту Леониду Кравчуку в 1993 году Так, он не только запросил компенсацию для Украины почти в три миллиарда долларов, но и предложил в качестве гарантий наделить его статусом командующего стратегическими ядерными силами до их полного вывода с территории Украины. Ведь предупреждали вас, Леонид Макарович, не отдавайте боеголовок москалям! В 1991 году Украина стала третьей по количеству боеголовок — после России и США — ядерной державой Оказавшийся на ее территории советский арсенал превосходил ядерные запасы Великобритании , Франции и Китая вместе взятых.

Белоруссия и Казахстан, на чьих территориях после распада СССР также оказалось советское ядерное оружие, не предъявляли на него никаких претензий, и от Украины ждали аналогичных действий. Это были тем более обоснованные ожидания, что в декларации Верховной Рады Украинской ССР 16 июля 1990 года «О государственном суверенитете» декларировалось намерение стать в будущем «постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия». Безъядерный статус неоднократно подтверждался и в документах Верховного Совета уже независимой Украины Впрочем, скоро выяснилось, что все это была лишь конъюнктурная позиция части украинских элит. Как объяснял директор Украинского научного института в Гарвардском университете Сергей Плохий, выступления против ядерной энергетики стали началом создания национально-демократической партии «Народный рух» и мобилизации национально ориентированной части украинского общества против Советского Союза. Украинцы были склонны согласиться с планом избавления от ядерного оружия Джеймс Бейкергосударственный секретарь США Инициатор антиядерной поправки в декларации «О государственном суверенитете» Иван Драч, первый руководитель «Народного руха», предлагал ее лишь в рамках противостояния коммунистическому большинству в еще советской Верховной Раде. Украинская переменчивость Сразу заявить свои амбиции на советское ядерное оружие Украина не могла и даже, казалось, пошла навстречу пожеланиям России и западных стран. Согласно соглашению украинская сторона брала на себя обязательство присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия ДНЯО в качестве неядерного государства и до 1 июля 1992 года должна была вывезти все тактическое ядерное оружие в Россию. До полной ликвидации ядерное оружие на территории Украины оставалось под контролем президента России. Это отвечало устоявшейся советской норме, по которой республиканские власти не имели никакого отношения к ядерному оружию, находившемуся под полным контролем союзного центра. И даже в случае физической замены обслуживающего персонала коды запуска все равно оставались у российского руководства.

Конечно, это было чисто номинальное ядерное оружие на ее территории, поскольку так называемая «ядерная кнопка» по-прежнему находилась в руках России. В силу сложившейся политической нестабильности и неразберихи мы не можем быть уверены, что вывозимые нами ракеты уничтожаются, а не попадают в недобрые руки Леонид Кравчукпрезидент Украины «Украина считает мощности завода по уничтожению ядерных арсеналов, расположенного в России, недостаточными.

Таким образом, украинская армия в мгновенье ока лишится целой дивизии».

Еще более разрушительное воздействие окажет воздушный удар тактическим ядерным оружием. Он состоит из новейших многоцелевых истребителей Су-30МК, способных нести ядерные авиабомбы. Удар такой бомбы отправит к Бандере 5000 боевиков ВСУ, а еще 11 тысяч вояк на долгие годы останутся небоеспособными», — пояснил специалист.

О возможностях оружия чрезвычайно большой мощности эксперты заговорили в связи с ситуацией на запорожском направлении. Вокруг села Работино скопилось такое количество украинских войск, что их можно было бы ликвидировать одним ударом. Тут надо пояснить.

Другой сценарий — если Украина приняла бы решение о создании своего ядерного оружия. При этом, как считают физики, необходимо представлять все проблемы, сопровождающие сложные и длительные процессы переработки ОЯТ, не говоря уже о получении плутония с высоким содержанием изотопа Pu-239. Одной из основных проблем считается появление после полного растворения топливных сборок огромного количества радиоактивных отходов с различными периодами полураспада: от суток и десятков дней до сотен тысяч лет.

В этом кратком обзоре возможностей Украины самостоятельно изготовлять ядерные боезаряды не рассмотрена цена решения подобной задачи, таких как стоимость создания инфраструктуры безопасного хранения, контроля и испытаний ядерных вооружений в целом. Для решения комплекса этих задач, по оценке специалистов, потребовался бы не один десяток лет. Однако подобный сценарий следует рассматривать только в случае апокалиптического развития кризисной обстановки, к тому же без учета решительного противодействия этому процессу со стороны подавляющего большинства членов бессрочного Договора о нераспространении ядерного оружия ДНЯО.

Мифы реальности Сторонники легального ядерного статуса Украины периодически проявляют себя. Так, например, посол Украины в Германии Андрей Мельник сказал в эфире радиостанции Deutschlandfunk: «Либо мы являемся частью такого альянса, как НАТО, и помогаем сделать Европу сильнее, либо у нас есть только один вариант: вооружиться, возможно, снова подумать о ядерном статусе. Как еще мы можем гарантировать свою защиту?

Совсем недавно в Мюнхене президент Владимир Зеленский говорил о возможности пересмотреть безъядерный статус своей страны. Все эти эмоциональные сожаления об отсутствии в стране ядерного оружия и пожелания приобрести его никакого практического смысла не имеют не только по изложенным выше причинам, но и по последствиям нарушения международно-правовых норм. В то же время все это вызвало ряд публикаций и заявлений представителей российских законодательных и разведывательных органов о результатах исследовательских и практических работ при поддержке и с ведома Вашингтона по созданию ядерного оружия в Украине, проведенных в Чернобыльской зоне, в Харьковском физико-техническом институте, в институтах и центрах Киева, Львова, Одессы.

Общая особенность всех этих материалов — полное отсутствие каких-либо фактических данных с многократными ссылками на анонимные источники. Часто это периодически объясняется необходимостью сохранения их скрытности. Но, насколько известно, существуют многоходовые приемы легендирования реальных источников, не позволяющие их обнаружить.

А отсутствие фактического материала вызывает сомнения в их реальном существовании. Наконец, серьезнейшее препятствие для разработки ядерных вооружений в Украине — членство в ДНЯО, в котором состоят 190 стран. За все время его действия только одно государство осмелилось выйти из него — КНДР.

Государства с ядерной энергетикой находятся под контролем МАГАТЭ, инспекторы которого накопили многолетний опыт анализа мельчайших признаков и критериев перехода от мирной энергетики к военной. Одни только попытки отказа Украины от членства в этом Договоре, тем более выход из него, вызвали бы резкую негативную реакцию подавляющего большинства государств мира. На нее были бы наложены политические и финансово-экономические санкции, сопоставимые с теми, которые приняты в отношении Ирана и Северной Кореи.

Понимание любым руководством Украины этих обстоятельств и знание реальных ресурсов не должно привести к решению о создании ядерного оружия.

МИД Польши: Дуда не имеет полномочий обсуждать размещение ядерного оружия США

Украина хочет обладать ядерным оружием и, вероятнее всего, ведет работы по этому направлению. Появление у проамериканской Украины ядерного оружия, о чём заявил президент этой страны Владимир Зеленский, уже не просто создаёт опасность, а заносит над Россией меч. На сайте президента даже появилась петиция о выходе Украины из договора о нераспространении ядерного оружия. Бывший член комиссии ООН по разоружению и экс-советник генсека ООН Игорь Никулин рассказал , что будет, если Москву все же вынудят применить ядерное оружие на Украине. Украина может приступить к разработке ядерного оружия, не опасаясь международных санкций.

ТАСС: Украина могла получить ядерное оружие в ближайшем времени

Может ли Украина получить ядерное оружие. О подготовке ядерной провокации со стороны Киева свидетельствует также интервью главы ГУР Минобороны Украины Кирилла Буданова британскому журналу New Statesman. уничтожения», т.е. мы должны были вступить в «ядерный клуб», потому что страны признают, что это собственность Украины, а если это собственность Украины, это значит, что мы является владельцами ядерных арсеналов. Специалисты отмечают, что в ближайшем времени будут раскрыты и новые факты разработки на Украине ядерного вооружения. За отказ от атомного оружия Украина получила щедрые экономические преференции, а также гарантии по безопасности, закрепленные Будапештским меморандумом. Бывший член комиссии ООН по разоружению и экс-советник генсека ООН Игорь Никулин рассказал , что будет, если Москву все же вынудят применить ядерное оружие на Украине.

Возможен ли ядерный конфликт из-за Украины: отвечают эксперты

Согласно Минскому соглашению от 30 декабря 1991 года, ядерное оружие, расположенное на территории Украины, было оперативно подчинено объединенному командованию стратегическими силами СНГ. Кроме того, сами параметры ракет не отвечали военным потребностям страны. Они мало помогли бы при открытом столкновении с Россией, скажем, из-за «крымского вопроса». Это означало, что не евразийский континент был их целью», — отмечал украинский профессор Владимир Горбулин.

Наконец, заряды, у которых постепенно истекали гарантийные сроки хранения, начинали представлять опасность для самой Украины. Инфраструктура же по обслуживанию боеголовок осталась у России. Учитывая эти факты, а также угрозу политической изоляции, правительство Украины приняло решение об отказе от ядерного оружия.

Будапештский меморандум 5 декабря 1994 года Украина, Россия, Великобритания и Соединённые Штаты подписали Будапештский меморандум.

Пламя вырывается из ядерной ракетной шахты СС-24 во время ее уничтожения на военной базе в городе Первомайске Николаевской области, 29 сентября 1998 года Фото: Reuters На состоявшихся в январе 1993 года переговорах по статусу ядерного оружия Украина вновь заявила о своих правах на боеголовки. Принципиальная недоговороспособность, отказ от ранее взятых на себя обязательств, неспособность сформулировать устойчивую переговорную позицию не только до крайности осложнили переговорный процесс, но и вовсе ставили под угрозу глобальную безопасность.

В стратегическом смысле ни одна другая внешнеполитическая проблема не заслуживает вашего внимания или времени больше, чем проблема советского ядерного потенциала после распада страны. Ситуация, напоминающая югославский сценарий при наличии 30 тысяч ядерных боеголовок, представляет невероятную опасность для американского народа. Люди это знают и спросят с нас, если мы не отреагируем адекватно Джеймс Бейкергосударственный секретарь США Киевские ястребы Радикализм украинских политиков в вопросе обладания ядерным оружием дошел до крайности в 1993 году: в апреле группа из 162 депутатов Верховной Рады выпустила заявление, в котором требовала признать Украину ядерным государством.

В июле парламентарии подавляющим большинством голосов приняли подготовленную МИД Украины программу «Основные направления внешней политики Украины». В документе говорилось, что в силу исторических обстоятельств Украина стала собственником ядерного оружия, но тут же обещала никогда его не применять. Анатолий Зленко, тогдашний министр иностранных дел, по этому поводу предложил невероятную формулу: «Украина имеет уникальный статус: республика не является ядерным государством, но она имеет ядерное оружие».

Верховная Рада, нужно сказать, занимала довольно-таки жесткую позицию в отношении требований США как по сокращению количества, так и по выводу ядерного арсенала из нашей страны. Поэтому я был только исполнителем воли высшего руководства государства Анатолий Зленкоминистр иностранных дел Украины В реальности, впрочем, все было куда проще. Уже тогда украинская политика была насквозь наполнена радикалами, которые хотя и принадлежали к разным группам, но в целом все выступали за сохранение страной ядерного арсенала.

Процесс утилизации баллистической ракеты СС-19 на территории бывшей советской военной ракетной базы в поселке Вакуленчук Житомирской области Фото: AP Одна из групп объединилась вокруг генерал-майора Владимира Толубко, бывшего командующего 46-й ракетной дивизией. Ее представители были уверены, что только наличие ядерного оружия гарантирует Украине стратегическую устойчивость. Националисты в целом солидаризировались с военными, но видели ядерное оружие не просто инструментом сдерживания, а важнейшим элементом реализации внешнеполитических амбиций и объединения население на патриотических началах.

Характерно, что представители военной и политической номенклатуры опасались, что рано или поздно в России укрепятся «имперские устремления» и она попытается поглотить Украину. При этом они совершенно игнорировали, что обо всем этом думают в США и европейских странах. Но хотя МИД Украины и выступал за ядерный статус страны, однако скорее это была переговорная позиция, занятая с целью увеличения возможных бонусов в будущем Дипломаты прекрасно понимали настроения в западном полушарии и знали, что в случае отказа сдать ядерное оружие, Украина фактически оказалась бы в международной изоляции.

Вопрос фактически стоял так: либо отказ от ядерного оружия и признание Украины полноправным членом мирового сообщества, либо его сохранение и вероятность мировой изоляции. Партнерство было открыто для постсоветских стран и означало, что Украине предлагался еще один стимул отказаться от ядерных вооружений в виде гарантий безопасности Интересно, что в 1994 году тогдашний президент России Борис Ельцин на встрече с президентом США Биллом Клинтоном предлагал даже принять Россию в НАТО. Хотя тогда США не поддержали российскую инициативу, а после отношения сторон лишь ухудшались, в начале 1990-х годов у России и США были общие позиции по ряду вопросов, в том числе и по Украине.

Как вспоминал бывший заместитель министра иностранных дел Украины Александр Чалый, на его памяти позиции Соединенных Штатов и России по украинскому вопросу редко совпадали, однако вопрос ядерного оружия стал исключением: «Это был первый и чуть ли не единственный случай, когда США и Россия выступали единым фронтом. Причем лидером в давлении на Украину были именно Соединенные Штаты. Россия играла вторым номером».

Для западных политиков была неприемлема ситуация, когда отдельные части бывшего Советского Союза продолжали владеть частями его смертоносного арсенала и таким образом угрожали безопасности. Первоначально американские и российские дипломаты пытались убедить украинскую сторону по-хорошему отказаться от ядерного оружия, а когда этого сделать не удалось, США пошли на крайние меры.

В 1991 году Украина стала третьей по количеству боеголовок — после России и США — ядерной державой Оказавшийся на ее территории советский арсенал превосходил ядерные запасы Великобритании , Франции и Китая вместе взятых. Белоруссия и Казахстан, на чьих территориях после распада СССР также оказалось советское ядерное оружие, не предъявляли на него никаких претензий, и от Украины ждали аналогичных действий. Это были тем более обоснованные ожидания, что в декларации Верховной Рады Украинской ССР 16 июля 1990 года «О государственном суверенитете» декларировалось намерение стать в будущем «постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия». Безъядерный статус неоднократно подтверждался и в документах Верховного Совета уже независимой Украины Впрочем, скоро выяснилось, что все это была лишь конъюнктурная позиция части украинских элит. Как объяснял директор Украинского научного института в Гарвардском университете Сергей Плохий, выступления против ядерной энергетики стали началом создания национально-демократической партии «Народный рух» и мобилизации национально ориентированной части украинского общества против Советского Союза. Украинцы были склонны согласиться с планом избавления от ядерного оружия Джеймс Бейкергосударственный секретарь США Инициатор антиядерной поправки в декларации «О государственном суверенитете» Иван Драч, первый руководитель «Народного руха», предлагал ее лишь в рамках противостояния коммунистическому большинству в еще советской Верховной Раде. Украинская переменчивость Сразу заявить свои амбиции на советское ядерное оружие Украина не могла и даже, казалось, пошла навстречу пожеланиям России и западных стран. Согласно соглашению украинская сторона брала на себя обязательство присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия ДНЯО в качестве неядерного государства и до 1 июля 1992 года должна была вывезти все тактическое ядерное оружие в Россию.

До полной ликвидации ядерное оружие на территории Украины оставалось под контролем президента России. Это отвечало устоявшейся советской норме, по которой республиканские власти не имели никакого отношения к ядерному оружию, находившемуся под полным контролем союзного центра. И даже в случае физической замены обслуживающего персонала коды запуска все равно оставались у российского руководства. Конечно, это было чисто номинальное ядерное оружие на ее территории, поскольку так называемая «ядерная кнопка» по-прежнему находилась в руках России. В силу сложившейся политической нестабильности и неразберихи мы не можем быть уверены, что вывозимые нами ракеты уничтожаются, а не попадают в недобрые руки Леонид Кравчукпрезидент Украины «Украина считает мощности завода по уничтожению ядерных арсеналов, расположенного в России, недостаточными. Поэтому у нее есть право иметь аналогичное предприятие на своей территории. Оно может взять на себя и переработку отходов от атомных электростанций республики», — заявил политик. А уже 5 апреля того же года Леонид Кравчук и вовсе подписал указ, по которому 43-я ракетная и 46-я воздушная армии, укомплектованные ядерными ракетами и стратегическими бомбардировщиками — носителями ядерным бомб, были включены в состав Вооруженных сил Украины. Министерству обороны Украины было предписано укомплектовать ракетные части только украинскими военнослужащими. Под административным контролем новых властей Украины неожиданно оказались ядерные силы, хотя коды запуска ракет по-прежнему оставались в России.

Надлежащее обслуживание крайне деликатных и сложных ядерных боеголовок становилось все более затруднительным При этом ситуация какое-то время еще балансировала на грани нормальности. Однако в реальности украинская сторона всячески саботировала ратификацию этих соглашений, а в декабре 1992 года Министерство иностранных дел МИД Украины и вовсе разослало всем аккредитованным посольствам меморандум по вопросам ядерной политики. В нем Украина ставила вопрос о «праве собственности на все компоненты ядерных боеголовок... Пламя вырывается из ядерной ракетной шахты СС-24 во время ее уничтожения на военной базе в городе Первомайске Николаевской области, 29 сентября 1998 года Фото: Reuters На состоявшихся в январе 1993 года переговорах по статусу ядерного оружия Украина вновь заявила о своих правах на боеголовки. Принципиальная недоговороспособность, отказ от ранее взятых на себя обязательств, неспособность сформулировать устойчивую переговорную позицию не только до крайности осложнили переговорный процесс, но и вовсе ставили под угрозу глобальную безопасность. В стратегическом смысле ни одна другая внешнеполитическая проблема не заслуживает вашего внимания или времени больше, чем проблема советского ядерного потенциала после распада страны. Ситуация, напоминающая югославский сценарий при наличии 30 тысяч ядерных боеголовок, представляет невероятную опасность для американского народа.

Находясь под впечатлениями от событий в секторе Газа и ужасами, творящимися на Ближнем Востоке, украинские журналисты в очередной раз просто решили вернуть к себе внимание и «перевести стрелки» на «кровожадную Россию», якобы готовую бить фугасными «Тополями» по украинским городам. Примечательно, что, занимаясь подобным нагнетанием страха у населения, пропагандисты сами опровергли свою версию. Krivonosov После непродолжительного анализа украинские эксперты пришли к выводу, что переоборудовать в безъядерный вариант ракеты типа «Ярс» или «Тополь» Россия, скорее всего, не станет. Дело в том, что данные типы ракет способны нести всего 1,2 тонны полезной боевой нагрузки, что вряд ли устроит «кровожадные амбиции» Москвы, желающей стереть целый украинский город. Межконтинентальные ракеты подводного базирования, например, «Синева» и «Булава» также не позволят России осуществить задуманное.

Данилов: Украине вряд ли удастся восстановить ядерный арсенал

Украина обладает развитой ядерной энергетикой, достаточным научным потенциалом. Атомная бомба — далеко не предел технологий, по нынешним меркам — она достаточно проста, и проблема заключается только в наличии делящегося материала. Если «партнеры» морозятся, это не значит, что работы не идут Но у Украины есть возможности получить нужный материал. Она может наработать его сама, а могут тайно помочь и «партнеры». Как мне кажется, «партнеры» с такой помощью пока морозятся, но это не означает, что работы не ведутся. Если у Украины внезапно появится такое оружие, Запад ее, конечно, осудит и введет какие-то символические санкции, но понятно, что это будет лишь формальность. И речь не идет об ответе на применение ядерного оружия Россией.

Это самые настоящие сказки.

Они не хотят воевать, потому что они не понимают, за что они воюют! И это — главное. Поэтому от земли до воздуха, до Господа Бога какую проблему ни возьми — одно: мир, мир и мир! И надо идти на эти переговоры, идти напрямую, не ожидать посредников ни с Запада, ни с Востока!..

Также от наших пропагандистов с федеральных телевизионных каналов нам говорят, что пленные украинские бойцы устали от войны и готовы идти на Киев с целью свержения преступной украинской власти. Ещё полтора месяца назад я писал на Форпосте о своём понимании сложившейся сейчас ситуации в мире. В своем комментарии я предложил севастопольской общественности через СМИ обратиться к жителям Украины с разъяснением: Победа для русских и с той, и с другой стороны ОДНА - это заключение мира во имя жизни. Нужно на уровне народной дипломатии делать всё необходимое, чтобы прекратить братоубийственную войну и начать строить единую страну с общими благородными целями. Мир нужно заключить на условиях России.

Конечно, в результате десятилетий зомбирования, в том числе, и русского населения Украины, сотен тысяч погибших и покалеченных за последние два года боевых действий, достучаться до украинцев, у которых ненависть и злость к России зашкаливает, - архисложно. Но начинать делать шаги в этом направлении необходимо.

Не ставя под вопрос действия высшего военно-политического руководства, отметим всё же, что есть разница между боевыми действиями в городе и применением оружия массового уничтожения. Да, первая реакция с украинской стороны будет — испуг.

Но испуг пройдёт. А ожесточение вырастет. Причём мстить будут, в первую очередь, людям беспомощным — жителям Украины, которых можно заподозрить в "пророссийской позиции" адреса для организации погромов есть на сайте "Миротворец" , военнопленным и т. Самое главное — это вообще нормально, сначала говорить про "братские народы", "единство", "освобождение от власти нацистов" и т.

У нас и сейчас, честно говоря, ситуация с идеологической борьбой на Украине так себе, но сторонники применения ядерного оружия видимо исходят из логики "сгорел сарай — гори и хата". Нет, в конечном итоге украинцы простят простили же японцы американцев. Но это когда-нибудь потом. А когда-нибудь сейчас нам ещё большее усиление украинской пропаганды не нужно — оно реализуется в виде замедления сроков операции, потерями российских войск, ударов по территории России и т.

Кстати, это мы не говорим о последствиях применения ядерного оружия для российского общественного мнения.

Сикорский добавил, что подобные сложные вопросы обсуждаются в группе блока НАТО по ядерному планированию в условиях наивысшей секретности «в специальных убежищах». Депутат Государственной думы, член Комитета по международным делам Дмитрий Белик отметил, что, если министр иностранных дел одергивает президента страны, это говорит о том, что внутри нет консенсуса. У Дуды — маниакальное желание разместить на территории Польши ядерное оружие НАТО, вряд ли он понимает, какую опасность представляет подобный шаг, добавил парламентарий.

ТАСС: Украина могла получить ядерное оружие в ближайшем времени

Формально, главенствующую роль в управлении стратегическими силами продолжала играть Россия. Однако фактически оружие перешло под совместный контроль СНГ и более не могло применяться без согласования со всеми участниками содружества. Отдавать ядерное оружие украинская сторона откровенно не хотела. Правительство Украины намеревалось превратить страну в мощную державу с боеспособным флотом и стратегическим вооружением. Бывший министр юстиции Украины Сергей Головатый открыто заявлял, что атомные боеголовки еще понадобятся стране для сдерживания России. Надо сказать, грядущие конфликты между братскими странами международные политологи начали предсказывать еще с 1993 года. Именно Вашингтон стал той ключевой силой, которая побудила молодые республики отказаться от стратегических сил. Американские политики сомневались в возможности украинцев контролировать ядерное оружие и выступали резко против его распространения в Восточной Европе Страны, у которых есть или было ЯО. Вступление сразу 3 стран в «ядерный клуб» не было нужно ни России, ни США, ни другим странам.

Страны, у которых есть или было ЯО. П истечению срока службы устаревшее атомное оружие Киеву пришлось бы уничтожать и заменять новым.

Содействие Центру в разработке методов разделения изотопов ядерных материалов оказывали профильные структуры Национальной академии наук Украины, в частности, находящиеся в Киеве Институт ядерных исследований и Институт органической химии.

В этих работах также участвовали Институт проблем безопасности АЭС в Чернобыле, Государственный научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности в Киеве и Институт физики конденсированных систем во Львове, которые имеют научные заделы и соответствующий программно-аппаратный потенциал в сфере моделирования состояния вещества. Отдельно стоит отметить использование в качестве площадки разработки ядерного оружия зону Чернобыльской АЭС. Именно там, судя по имеющейся информации, шли работы как по изготовлению "грязной" бомбы, так и по выделению плутония.

Естественный для Чернобыльской зоны повышенный радиационный фон скрывал проведение таких работ. К разработке отдельных проблем в этой сфере привлекались сотрудники Одесского национального политехнического университета, располагающие значительным опытом в области математического моделирования кинетики термоядерных реакций, а также профильные подразделения Киевского национального университета им. Тараса Шевченко и Физико-технологического института материалов и сплавов Национальной академии наук, специализирующиеся на компьютерном моделировании в области гидродинамики и механики сплошных сред.

Особое внимание уделялось реализации проектов в области металлургии ядерных материалов и технологий производства специальных сплавов, которые осуществлялись в Институте электросварки им. Патона и Институте металлофизики им. Кроме того, к решению проблем в этой сфере привлекались Институт проблем материаловедения им.

Именно в Москве расположен финансовый и хозяйственный центры страны, лишившись которых российская экономика окажется парализованной. Имеющиеся там установки могут быть использованы для пуска крылатых ракет «Томагавк». Атака оттуда — крайне серьёзная опасность, способная привести к массовым жертвам среди населения России. Дело в том, что на Украине уже есть система запуска. Отразить атаку за это время нереально, поскольку 40 секунд уходит только на доклады. Это не вопрос далёкой перспективы — разрыв соглашения, поставка боеголовок и все подготовительные процедуры могли уложиться в один-два месяца.

Тогда Россия уже не смогла бы провести спецоперацию на Украине, а Запад перешёл бы в переговорах с нашей страной на язык силы.

Миршаймер аргументировал, что Украина должна сохранить ядерное вооружение для предотвращения войны с Россией , которая была бы "катастрофой", могущей привести к новому покорению Украины Россией и к нарушению мира в Европе. По его словам, ядерное оружие было бы единственным серьезным препятствием российской агрессии [10]. В исследовании, опубликованном в 2016 году в журнале World Affairs , утверждалось, что, по мнению авторов, денуклеаризация Украины не была «глупой ошибкой», и что неясно, было бы лучше Украине стать ядерной державой [11].

В исследовании утверждалось, что стремление к независимости Украины было направлено на то, чтобы сделать её безъядерным государством [11]. По мнению авторов, США также не стали бы делать исключение для Украины, когда речь шла о денуклеаризации других постсоветских государств, таких как Беларусь и Казахстан [11]. Сдерживающая ценность наличия ядерного оружия на Украине также была сомнительной, поскольку Украине пришлось бы потратить от 12 до 18 месяцев, чтобы установить полный оперативный контроль над ядерным арсеналом, оставленным советской армией [11]. МБР также имели дальность полета 5000-10 000 км первоначально нацеленные на США , а это означало, что они могли быть перенацелены только на Дальний Восток России [11].

Крылатые ракеты воздушного базирования КРВБ , оставленные армией СССР, были выведены из строя во время распада Советского Союза, но даже если бы они были переконфигурированы и приведены в действие на Украине, маловероятно, что они бы имели сдерживающий эффект [11].

Незалежная атомная бомба - это реально?

«Может ли Украина создать тактический ядерный боезаряд?» – поинтересовались у члена экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктора Мураховского. Может ли быть применено на территории Украины тактическое ядерное оружие? Украина может приступить к разработке ядерного оружия, не опасаясь международных санкций. Существуют ли сценарии ядерной эскалации, которые позволят России достичь ее целей.

Бомба для Украины : решатся ли США на последний шаг отчаяния?

Тактическое ядерное оружие может быть создано на базе оперативно-тактических ракетных комплексов «Точка-У», которые могут оснастить ядерными боеголовками. В 1994 году Украина отказалась от запаса ядерного оружия, кстати, третьего в мире по величине на тот момент. Украина может пересмотреть отказ от ядерного оружия, предусмотренный Будапештским меморандумом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий