История образа Первые упоминания об Иверской иконе Божией Матери относятся к началу IX века, когда в Византии правил император Феофил. Первые упоминания об Иверской иконе Божией Матери относятся к началу IX века, когда в Византии правил император Феофил. Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Одной из жемчужин духовного и исторического христианского наследия является Иверский образ Богородицы, сообщает Толк. Иверская икона Божией Матери Иверская икона Божией Матери Эгейское море волновалось весь день и всю долгую беззвёздную ночь.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА НА АФОНЕ
Первое известие о ней относится к IX веку — временам иконоборчества , когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам. Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь, и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель. Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде.
Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ… Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители. В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды. На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами.
Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет». Иверский монастырь на Афоне. Икона называется Портаитисса — Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне — Иверская.
Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники». В советские годы Иверская часовня была разрушена. Судьба «той самой» Иверской иконы до сих пор неясна. В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что «та самая» Московская Иверская икона Божией, образ которой был написан в 17 веке специально для российской столицы, сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом. Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже. Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина Федченкова, впоследствии митрополита. Парижская Иверская икона сейчас хранится на Трехсвятительском подворье рю Петель, 5 , где перед ней читается акафист по средам. Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны. Например, в храме свт. Николая на виа Палестра, 69 в Риме. Возвращение Фото с сайта diveevo. Для восстановленной часовни иеромонахом Лукой из афонского монастыря Ксенофонт был написан новый список «Вратарницы». Перед образом ежедневно читается акафист московскими священниками в порядке очереди. Известен список Иверской иконы из Валдайского Иверского монастыря. Обитель была основана патриархом Никоном, который попросил Ивирон прислать ему еще один список иконы «Вратарницы», что и было исполнено около 1655 года. Икону встречали на Валдае 12 февраля 1656 года. Отсюда и пошла традиция второго русского праздника в честь Иверской иконы — 12 25 февраля. После революции список исчез и до сих пор не найден. Представленная на фото икона более поздняя. Монреальская Иверская икона, мироточивая Иверская икона Божией Матери. Фото с сайта prosymbol-ru. Мироточила почти непрерывно с 1982 года в течение 15 лет. Икона объехала практически весь мир — образ перевозил из храма в храм его хранитель, обратившийся в Православие чилиец Иосиф Хосе Муньос Кортес. Ватки со святым миром хранятся во многих приходах.
Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской… Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники». В советские годы Иверская часовня была разрушена. Судьба «той самой» Иверской иконы до сих пор неясна. В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что «та самая» Московская Иверская икона Божией, образ которой был написан в 17 веке специально для российской столицы, сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом. Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже. Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина Федченкова, впоследствии митрополита. Парижская Иверская икона сейчас хранится на Трехсвятительском подворье рю Петель, 5 , где перед ней читается акафист по средам. Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны. Например, в храме свт. Николая на виа Палестра, 69 в Риме. Возвращение Фото с сайта diveevo. Для восстановленной часовни иеромонахом Лукой из афонского монастыря Ксенофонт был написан новый список «Вратарницы». Перед образом ежедневно читается акафист московскими священниками в порядке очереди. Известен список Иверской иконы из Валдайского Иверского монастыря. Обитель была основана патриархом Никоном, который попросил Ивирон прислать ему еще один список иконы «Вратарницы», что и было исполнено около 1655 года. Икону встречали на Валдае 12 февраля 1656 года. Отсюда и пошла традиция второго русского праздника в честь Иверской иконы — 12 25 февраля. После революции список исчез и до сих пор не найден. Представленная на фото икона более поздняя. Монреальская Иверская икона, мироточивая Иверская икона Божией Матери. Фото с сайта prosymbol-ru.
Иверская икона прославилась чудесами, которые творились рядом с нею. Слух об образе Богоматери дошел и до России. Будущий патриарх Никон, бывший тогда еще архимандритом, обратился к настоятелю Иверского монастыря Пахомию с просьбой сделать список с иконы. С тех пор православные стали отмечать эту дату — день перенесения списка иконы. По календарю Русской Православной Церкви по новому стилю — это 26 октября.
Что за день Иверской иконы Божией Матери и чего категорически нельзя делать 6 мая
Во время гонений на христиан икону хотели уничтожить. Воин копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места потекла кровь. Чтобы сохранить святыню, вдова посулила императорским воинам деньги за то, что они до утра не тронут икону. Сама же вместе с сыном пошла к морю и опустила икону в воду. Через два века икона приплыла к Афону. Монахи грузинского Иверского монастыря несколько дней наблюдали в море высокий огненный столп, восходящий до неба.
Женщина, в надежде спасти образ Божией Матери, упросила воинов оставить святыню до утра, пообещав им за это вознаграждение. Корыстолюбивые иконоборцы, смущенные кровью, выступившей на иконе, согласились. Вдова, желая спасти икону Божией Матери от поругания, отнесла святыню к морю и опустила в воду. К изумлению вдовы и ее сына, икона не упала, а встав вертикально, ликом к берегу, двинулась по морю. Как сложилась судьба вдовы в дальнейшем, неизвестно, а ее сын смог добрался до горы Афон, где стал монахом Иверского монастыря. Именно он рассказал монахам Святой Горы об истории древней иконы, ставшей священным преданием монастыря. На лике Богородицы кровоточащая рана так и осталась, поэтому Иверскую Божию Матерь всегда изображают с небольшой ранкой на лике. Вратарница Через два века монахи Иверского монастыря обрели икону Божией Матери. Однажды они увидели на море огненный столп, доходящий до самого неба, в его основании образ Богоматери, стоящий на воде. После молебна о даровании святыни обители благочестивый инок Иверского монастыря Святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял Святую икону и поставил в храме.
На следующий день икона Богородицы была обретена над воротами обители, а не в храме. Так повторялось несколько раз, пока Божия Матерь не открыла Святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что хочет быть Хранительницей иноков, а не хранимой ими. Празднование в честь иконы Божией Матери совершается 25 февраля по новому стилю в Иверском монастыре — братия в этот день с крестным ходом идет на берег моря, где старец Гавриил икону принял.
Много примет этой даты связано с баней.
Например, находясь там, не советуют говорить о своих мечтах и планах, иначе банный дух — Банник сделает все, чтобы они не сбылись. Не рекомендуют пить спиртное во время банных процедур. Это к скорым проблемам с деньгами. Ходить в баню одному или поздно вечером тоже не стоит, можно не вернуться.
Велик риск всего этого лишиться.
Чтобы спасти лик Богородицы от иконоборцев, которые стали особенно активны в правление императора Феофила, женщина опустила икону в море. Через некоторое время — по разным источникам, между этими событиями прошло от нескольких дней до двух веков — монахи Иверского монастыря, расположенного на горе Афон, увидели ее в море. Икону поддерживал огненный столб. Святой Гавриил, инок монастыря, прошел по воде и принес икону в монастырь. Однако утром ее обнаружили над воротами. Согласно преданию, ее несколько раз пытались внести в помещение, но всегда она возвращалась обратно.
О чем молиться в день Иверской иконы Божьей Матери и что опасно для жизни в этот день
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая Иверская, пребывающая на Святой горе Афон, прославилась многочисленными чудесами. — Обновившийся образ Иверской иконы Божией Матери был предан нашему мужскому Михаило-Архангельскому монастырю в начале 1999 года. Иверская икона настоящая покровительница Москвы, он дважды спасала город от недоброжелателя. Монреальская Иверская икона — список Иверской иконы Божией Матери, написанный в 1981 году на Афоне греческим монахом Хризостомом.
Там Иверское сердце…
Иверская икона Божией Матери – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. История образа Первые упоминания об Иверской иконе Божией Матери относятся к началу IX века, когда в Византии правил император Феофил. — Обновившийся образ Иверской иконы Божией Матери был предан нашему мужскому Михаило-Архангельскому монастырю в начале 1999 года.
Икона Богородицы Иверская
Иверская икона Божией Матери. Оригинал Иверской иконы Божией Матери (считается, что написал его сам евангелист Лука) хранится в Иверском монастыре на горе Афон, в Греции. Тихона (Агрикова) в день празднования Иверской иконе Божией Матери. Чем прославилась Иверская икона Божией Матери, находящаяся в в одном из храмов на северо-востоке Москвы? день памяти иконы Божией Матери "Иверская" Когда новосибирцев спрашивают о святых местах в Новосибирской области, то чаще всего они говорят о чудотворной иконе в храме на станции Мочище в Новосибирском районе.
Иверская икона Божией Матери – в чем помогает?
Пока языческие иконоборцы начали преследовать христиан, разоряя их дома, требуя уничтожить святые образы. Не стал исключением дом праведной вдовы, у которой находился образ Богоматери. К христианке пришли вооруженные солдаты, желая отобрать икону. Уничтожая все иконы в доме, один солдат ударил ее мечом, оставив на лике Пресвятой Богородицы глубокую царапину. Он собрался отвернуться, но вдруг заметил, что с поврежденной иконы начала капать кровь. Солдат опешил от увиденного и приказал спрятать Святой образ хозяйке. Горько оплакивая свою судьбу, вдова вознесла молитву Пречистой Деве, а потом подошла к морю и положила икону на воду.
Предание гласит: святой лик был написан апостолом Лукой.
Во время борьбы с иконопочетанием в дом женщины, которая поклонялась иконе Божьей Матери, явились иконоборцы и ударили копьем в лик Богородицы. Из него пошла кровь. Они не забрали образ, но обещали сделать это на следующий день. Чтобы спасти его, женщина опустила икону в реку, а та приняла вертикальное положение и поплыла по течению. Примерно через пару веков после этих событий иноки Иверского монастыря увидели плывущую по реке икону, над которой был виден столб пламени.
Значение Иверской иконы О большом значении Иверской иконы для православных верующих говорит в первую очередь ее широкое распространение. Ее почитали цари и простые люди. В дореволюционной Москве стояли очереди, чтобы поклониться и приложиться к святыне, а когда ее чтимый список возили по домам, каждый считал за честь и благословение принять его у себя. Иверскую часовню называли «религиозным центром Москвы» до революции. Ее восстановление стало одним из знаковых событий в период возвращения и возрождения веры в современной России. Помимо всенародной любви к древней иконе ее важность подчеркивает и церковное предание. Принято считать, что святыня, после своего чудесного появления на Афоне ни разу его не покидавшая, оставит Святую гору перед Вторым Пришествием. Монахи не раз замечали, что накануне некоторых трагических мировых событий лампада перед ней сама по себе начинала раскачиваться. Но основное и понятное каждому верующему значение Иверской иконы заложено в ее иконографии. Недаром же этот тип называется «Путеводительницей». Богоматерь напоминает всем смотрящим на икону о главном в их жизни пути — пути ко Христу. История Иверской иконы Существует несколько версий происхождения образа. Но во всех вариантах сказаний о ней история Иверской иконы связана с Афоном, куда она чудесным образом прибыла по воздуху или по морю. По одной из гипотез, до того как оказаться на Святой горе она находилась в Грузии Иверии. По другой — была перенесена в Афонский Иверский монастырь из Трапезунда по молитве мальчика-сироты, впоследствии ставшего игуменом обители. По самой же распространенной версии, икона попала на монашеский полуостров из Никеи. Согласно преданию, во времена иконоборчества некая вдова, спасая образ от уничтожения, пустила его плыть по морю. Через несколько десятилетий или даже столетий братия Иверского монастыря увидела столп света в море, а когда с молитвенным пением пошла на берег, то обрела святыню. Считается, что Божья Матерь сама выбрала место для иконы в обители: сначала образ находился в соборе, но неоднократно его обнаруживали над воротами. Тогда икону поместили у входа в монастырь и стали называть «Вратарница» «Портаитисса» - греч. Скорее всего, изначально Иверская икона не была связана с Грузией, как утверждается в одной из версий ее происхождения. Но этот образ Богородицы навсегда остался связан с монастырем, основанным на Афоне выходцами из Иверии. А в XVI веке икона была украшена серебряным окладом, изготовленным грузинскими мастерами. Тесно связана история Иверской иконы и с Россией.
Радуйся, всех благочестивых укрепление; радуйся, иноков ограждение. Радуйся, тихое пристанище ищущих спасение; радуйся, вечный покой им уготовляющая. Кондак 4 Бурю внутрь имущи помышлений сумнительных, честная вдовица, яже в Никеи, смятеся, зрящи копием воина-иконоборца прободену святую и чтимую икону Богоматере и абие источившу кровь и, страхом обдержима, да не поругана будет святая икона, с молитвою слезоточащи вверже ю в море. Увидевши же ю прямо верху воды путь творящу и текущу к западу, возопи с веселием: Аллилуиа. Икос 4 Видеша иноцы Святыя Горы явльшийся в мори яко пламень, яко столп огнен, егоже верх досязаше небеси, яко солнце сияющее, и в нощи притекоша к краю моря и, видевше святую икону Богоматере, по морю носимою силою свыше, возопиша Благодатней: Радуйся, Купино, Законоположником предзримая; радуйся, столпе огненный, наставляяй сущия во тьме. Радуйся, лествице, досязающая до Небес, еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, заре таинственнаго дне; радуйся, Звездо, являющая Солнце. Радуйся, Свет Неизреченный родившая; радуйся, еже како ни единаго же научившая. Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней; радуйся, молние, души просвещающая и верных смыслы озаряющая. Радуйся, светлосте, во тьме светящая; радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение. Кондак 5 Боготечную икону Свою дати хотящи Иверстей обители, рекла еси, Богомати, преподобному Гавриилу: «Иди с ликом иноков к берегу моря, сниде в пучину и приими икону Мою». Он же, верою и любовию окриляемь, по воде, аки по суху, ходя, прият ю во объятия своя и, достиг сокровища, иным недостижимаго, в достояние иноков рода своего иверскаго, веселяся, пояше: Аллилуиа. Икос 5 Видеша иноцы иверстии многажды икону Богоматере из храма верху врат монастырских на стену града незримою силою изнесенную, ужасахуся и стояху, зовуще к Ней таковая: Радуйся, святую икону дати нам изволившая; радуйся, покров ю быти нам обещавшая. Радуйся, любовь Твою к обители нашей показавшая; радуйся, благое о ней промышление явившая. Радуйся, помощь наша в чуждей стране; радуйся, в странствии нашем утешение. Радуйся, Божие к нам благоволение; радуйся, наше к Богу дерзновение. Радуйся, слез наших избавление; радуйся, сирых нас защитнице. Радуйся, ограждение наше; радуйся, едина радосте наша. Кондак 6 Проповедника творящи Гавриила воли Своея, рекла еси к нему, Владычице: «Не приидох хранима быти от вас, но да буду Аз хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Се даю вам знамение: дондеже зрите в монастыре икону Мою, не оскудеет вам благодать Сына Моего и милость, да вопиют Ему вси: Аллилуиа». Икос 6 Возсия радость велия слышавшим Твоя, Богомати, обетования, и Тебе, Небесней Вратарнице, храм во вратех обители с веселием иноцы воздвигоша и возопиша тако: Радуйся, хранительнице наша в настоящем веце; радуйся, предстательнице наша в будущем. Радуйся, страху Божию нас научающая; радуйся, на путь добродетели наставляющая. Радуйся, дерзновение наша и надеждо; радуйся, упование наше и покров. Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая; радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая. Радуйся, святую икону залогом милости давшая; радуйся, дар чудодействия ей даровавшая. Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая; радуйся, всему благому вход отверзающая. Кондак 7 Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия. И пришед со смирением, сребро и злато в обитель даяше, молитвы прося. Иноцы же, видевше сия, возопиша к Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новыя и безчисленныя чудеса показа Богомати, в обители оскудение вина, муки и елеа восполняющи, бесныя исцеляющи, хромым хождение дарующи, слепым прозрение и всяк недуг врачующи, да, видяще чудеса сия, воспевают Тебе: Радуйся, взбранная Воеводо, враги побеждающая; радуйся, скорая на помощь призывающим Тя. Радуйся, не презирающая моления нашего; радуйся, обещания Своего не отступающая. Радуйся, скорбь обители в радость претворяющая; радуйся, оскудение обители восполняющая. Радуйся, слепых прозрение; радуйся, хромых хождение. Радуйся, всех немощных целительнице; радуйся, всех скорбных утешительнице. Радуйся, яко не престаеши промысляющи и спасающи нас; радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас. Кондак 8 Странно покрываемую от иконы Богоматере обитель Иверскую слышав Патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие; сего ради, создав обитель в честь славнаго образа, со тщанием испроси изображение чудотворнаго образа Богоматере, да, покровом Ея защищаеми, вопиют Богу: Аллилуиа. Икос 8 Вся сущи в Вышних, но и нижних не отступающи, благоизволила еси, Богомати, якоже древле преподобному Антонию даровася благословение Горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей благодать Свою, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего. Темже взываем Ти: Радуйся, страны Российския покрове, ширший облака; радуйся, православныя веры в ней ограждение и утверждение. Радуйся, Православныя Церкве непоколебимый столпе; радуйся, ересей и расколов обличение. Радуйся, светлыми лучами чудотворных икон всю страну озаряющая; радуйся, дары исцелений и милостей от них источающая. Радуйся, врагов устрашение; радуйся, святителей веселие. Радуйся, иереев похвало; радуйся, иноков наставнице.
Иверская Богоматерь. Что можно и чего нельзя 26 октября 2023 года?
Все неуверенно и натужно расхохотались. Вдова провела солдат в молельню. Там стояло несколько небольших икон, но внимание привлекала одна — огромная, внушительная. Богородица взирала на иконоборцев по-человечески внимательно, словно заглядывая в их души. Вдова встала перед тёмной иконой, загораживая Её своей фигурой. Величественно поднятая голова с горящими глазами пришлась напротив святого Лика Богородицы, и нимб, окружавший главу Пресвятой, стал невольно нимбом благочестивой вдовы.
Вдруг он вспыхнул ослепительным светом, который болезненно, до рези полоснул по глазам иконоборцев — и опять стал простым красочным золотистым сиянием на изображении. Солдаты от неожиданности попятились и, протирая глаза, подняли оружие, как бы для защиты, словно опасаясь нападения. Вдова не видела света и потому подумала, что они отступили на шаг, чтобы броситься на неё и на святой образ. Сколько вы хотите. Оставьте этот образ у меня всего лишь на одну ночь.
Дайте мне возможность помолиться перед ним в последний раз. А завтра утром я своими руками отдам вам его. Только скажите цену. В подтверждение своих слов она протянула комиту отряда горсть монет: золотой солид и несколько серебряных милиарисиев. Копьё скользнуло, и на щеке Приснодевы осталась рана, из которой истекла человеческая святая кровь Солдаты шёпотом посовещались.
Нельзя было сказать, что разорив дом вдовы, они обогатились бы. А вот назначить цену в деньгах, золоте, драгоценностях и получить их наутро без хлопот казалось соблазнительным. Долг и жажда наживы боролись недолго. Только солдат с копьём стремился любой ценой тут же, на месте, уничтожить известную на всю Империю икону. Но страсть к наживе, как это бывает чаще всего там, где нет веры, победила.
Недовольный Варвар выходил последним. В раздражении от несостоявшегося погрома в очередной православной молельне, прежде чем ступить за порог, он ударил своим страшным оружием прямо в пресвятой Лик. Икона должна была бы расколоться на части, но копьё скользнуло, и на щеке Приснодевы осталась выщербленная рана, из которой тут же истекла человеческая святая кровь. Другие солдаты этого уже не видели, они оставили дом вдовы за спиной и обсуждали простой вопрос: не продешевили ли они, потребовав у вдовы первую пришедшую в голову сумму. Сказывали потом, что солдат с копьём всю ночь простоял на коленях в нескольких шагах от дома вдовы.
Он старательно пытался стереть кровь с острия копья, но она вновь и вновь выступала из наконечника. Ранним рассветным утром следующего дня, в бледном свете ещё не взошедшего из-за зубчатого скалистого горизонта солнца, Варвар увидел, как вдова с большим свёртком на спине, нести который помогал юноша, скорее, подросток, отправилась в неизвестный путь. Они оглянулись на город. Сейчас двенадцатиметровые стены казались особенно высокими и стройными, несмотря на невидимую снизу толщину, которая во время осады позволяла разъехаться трём телегам, подвозившим боеприпасы и оружие. Правда, снизу толщина стен была не видна.
Крепость всем своим тысячетонным весом, стенами и многочисленными башнями, а их было около сотни, уверенно попирала мягкую землю на озёрном берегу. И земля не чувствовала тяжести. Она покорно несла на своём теле немало таких каменных, казавшихся неприступными, крепостей. Цитадель, крепость, вот с чем можно было бы сравнить веру иконопочитателей, мелькнула мысль у вдовы. Они шли всю ночь южным берегом озера, чтобы выйти к заливу, а копьеносец, крадучись, то по песку, то по росистой траве, то по острым камням бесшумно следовал за ними.
Несколько раз они делали короткие остановки для отдыха, и вдова читала речитативом молитвы, отдельные слова которых доносились до солдата, не выпускавшего из рук своё оружие с подсохшей кровью на острие. Под утро они достигли скалистого берега. Утренние волны словно были не рады людям. Они набегали на узкую полоску песка между скалами, недовольно, но сдержанно роптали на что-то, почти не нарушая ранней свежей тишины, которая, казалось, разлилась по всему белому свету. Варвар размышлял.
Братом подросток быть никак не мог. Значит, это сын, которого накануне она, вероятно, спрятала у соседей или родни. В полусвете утра, на бледном фоне небес солдат видел мать и подростка в профиль. Они были поразительно похожи друг на друга. Казалось, если их, как монеты, наложить друг на друга, абрисы ликов совпадут до мельчайших подробностей.
Конечно, подросток станет мужчиной, лицо его приобретёт более строгие черты, и сходство уменьшится, но пока… Вдова развернула большой свёрток, в котором оказалась та самая икона. Впрочем, Варвар давно догадался об этом. Икона стояла на влажном песке, поддерживаемая с одной стороны вдовой, а с другой — её сыном. Женщина встала на колени и долго прикладывалась к образу губами и лбом, нежно и почтительно гладила одеяния Пресвятой подушечками пальцев, как будто собирая, впитывая благодать и испрашивая прощение. За ней то же самое проделал и её юный сын.
Варвар продолжал наблюдать, опасаясь спугнуть почитателей чудесного образа. При восходе солнца, когда первый луч скользнул вверх, в небеса, а оттуда уже спустился к иконе Богородицы, Варвар ещё раз узрел кровавое пятно на ланите Богородицы — и первый раз в жизни заплакал, уткнувшись лбом, веками и носом во влажный песок. Солёные слёзы мгновенно впитались в солёный морской песок. Когда он поднял голову, то увидел, как вдова с сыном входят в воду. Вот уже волны бьют их в пояс.
Бурные, они делают их подводную походку нетвёрдой, мать с сыном покачиваются из стороны в сторону, оступаясь, словно боясь уронить образ в воду. Может быть, ноги им режут острые камни. Но тогда для чего они вошли в солёные зеленоватые водные холмы, которые один за другим набегают на две хрупкие фигуры, упруго толкают их в живот, пытаясь заставить сделать шаг назад. Иногда это удаётся, но вслед за тем люди опять медленно продвигаются на несколько осторожных шагов вперёд. Женщина перекрестилась и тихим уверенным голосом, глядя прямо в очи Богородице, произнесла: — Пресвятая Мати Дево, избави образ Твой святый от потопления воднаго!
Лёгкий порыв ветра донёс до Варвара эти слова, и он невольно перекрестился вслед за женщиной. Мать и сын, такие одинокие на фоне огромного моря и необъятного неба, ещё раз возложив на себя крестное знамение, положили икону плашмя на очередную волну, слегка подтолкнули доску в сторону открытого моря и опустили бессильные тонкие руки — женские и юношеские. И тут не только Варвар, но и вдова с сыном попятились. Икона вдруг встала во весь свой рост, а море утихло. Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни.
Опустился сверху покой и безмолвие седьмого дня, когда Господь, сотворив Вселенную и человека, почил от трудов своих. Залив превратился в огромное живое овальное зеркало, в которое смотрелись лишь безоблачное небо и чудесный Лик богородичного образа. Икона, как парус невидимого подводного корабля, стремительно понеслась в Мраморное море. Смирило себя и непокорное Эгейское море, «белый шквал» утих, растворился в воде и воздухе, и кто-то невидимый поддерживал скользящую в неведомое для нас, но открытое для святого чудотворного образа будущее.
Написан святой образ был Евангелистом Лукой. Святой образ долгое время хранился у вдовы, которая жила недалеко от этого места. Пока языческие иконоборцы начали преследовать христиан, разоряя их дома, требуя уничтожить святые образы. Не стал исключением дом праведной вдовы, у которой находился образ Богоматери. К христианке пришли вооруженные солдаты, желая отобрать икону. Уничтожая все иконы в доме, один солдат ударил ее мечом, оставив на лике Пресвятой Богородицы глубокую царапину. Он собрался отвернуться, но вдруг заметил, что с поврежденной иконы начала капать кровь.
При императоре Феофиле 829 — 842 иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком , для сохранения святой иконы опустила ее в море.
Об этом надо помнить, когда мы встречаем выражения "чудотворная икона, чудотворный образ". Характерная особенность образа - изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь. Предание сообщает: когда в Византии полным ходом шла борьба с иконами, один из воинов-иконоборцев по имени Варвар ударил копьем прямо в лик одной из икон Богородицы, и оттуда, поразив свидетелей кощунственной сцены и особенно самого Варвара, истекла кровь. Поэтому на Иверской иконе Божья Матерь изображена с небольшой раной на правой ланите. В Оксфорде, в Линкольн-колледже, находится древнейший греческий литературный источник, рассказывающий о появлении иконы на Афоне. Когда именно все произошло - предмет жарких споров. С точностью можно утверждать лишь то, что явилась икона афонским монахам из Иверии, то есть грузинам, отсюда первое имя образа. Второе - Вратарница - связано с тем, что изначально Иверская размещалась над вратами афонского монастыря Иверон, защищая и освящая его. Поэтому в молитве перед Иверской Богородицу называют "щитом крепким, стеной неодолимой, стражей неусыпной". В России первый список афонской святыни появился в 1648 году, в начале царствования Алексея Михайловича Романова. Тогда в Москву для сбора пожертвований приехал настоятель Афонского Иверского монастыря Пахомий. Ближайший друг нашего царя настоятель московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, попросил Пахомия прислать в Москву точный список образа.
Иверская икона Пресвятой Богородицы
Тогда иноки Иверского монастыря собрались в церковь и со слезами молили Господа, чтобы Он даровал им чудесно явившуюся на море святую икону Пресвятой Богоматери. Иверская икона Пресвятой Богородицы, Вратарница или Привратница — православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная. Иверскую икону Божьей Матери просят об утешении – молитва Богородице помогает восстановить душевное равновесие после потери близких и трудных испытаний.
Икона Иверской Божьей Матери
В крестных ходах была задействована чудотворная Иверская икона Божьей Матери, принесенная в XVII веке в Иверский монастырь святейшим патриархом Никоном и представляющая собой точный список с афонского первообраза. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. В Мордовии и по всей России православные верующие встречают праздник Иверской иконы Божией Матери – одного из самых любимых в народе образов Богородицы. История образа Первые упоминания об Иверской иконе Божией Матери относятся к началу IX века, когда в Византии правил император Феофил.