Когда я снова стану маленьким, Я поселюсь в уютной спаленке И буду жить в пододеяльнике Твоих фантазий вечным странником. Главный герой повести «Когда я снова стану маленьким» – учитель – захотел вернуться в далёкие годы детства, и ему чудесным образом это удалось. Билеты на «Когда я снова стану маленьким» доступны для покупки на нашем официальном сайте. Когда снова стану маленькой, перецелую и переглажу всех дворовых кошек и собак, потому что никакие они не заразные. На "Когда я снова стану маленьким" советую всё-таки первые два ряда, чтобы рассмотреть ещё и кукол.
Билеты на спектакль «Когда я снова стану маленьким»
«Когда я снова стану маленьким» – это воспоминания из детства: о первой любви, о детской правде во взрослом мире. Новости культуры На "Золотой маске" представили кукольную постановку "Когда я снова стану маленьким". А безымянный герой повести “Когда я снова стану маленьким”, возвращаясь в детство, едва ли не острее, чем вновь обретенную полноту жизни, ощущает всю душевную смуту, все тяготы этого возраста: жестокие насмешки одноклассников, страх перед родителями. Поэтическая история "Когда я снова стану маленьким", сближающая детей и взрослых, пополнила репертуар Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова. В текущем сезоне в ТЮЗе им. А. А. Брянцева зрителей ожидает спектакль "Когда я снова стану маленьким".Захватывающий интересный сюжет, прекрасная актерская игра и работа режиссера-постановщика, заслуживающие всяческих похвал сделали этот спектакль одной из ведущих. Отзывы о спектакле «Когда я снова стану маленьким». 1000.
«Когда я снова стану маленьким…»
Запрос информации Януш Корчак 1878—1942 — выдающийся польский врач, педагог и писатель. Корчак всю свою жизнь посвятил чужим детям, к которым относился с огромной любовью и заботой. Он открыл в Варшаве дом сирот, в котором жили, учились и воспитывались дети, потерявшие родителей.
И замечательный юмор, хотя спектакль о серьезном. Взрослые в конце спектакля пустили слезу, так захотелось снова стать маленьким». Владислав: «Спектакль неземной какой-то! И правда, от шести и до бесконечности. Чувствуешь, как кровь пульсирует в каждой сцене, и временами слезы совсем рядом. Чудо, а не спектакль! А Тарас Бибич просто нереальное актерское открытие».
Своё предназначение он видел в помощи детям. Корчак сначала работал в детской клинике, затем в доме для сирот. Он написал книгу «Как любить детей», где говорил о том, как важно воспринимать маленького человека свободным, уважать его, относиться к нему как индивидуальности. Корчаку принадлежит свыше 20 книг о воспитании, он написал повести для взрослых и детей: «Дети улицы» 1901 , «Дитя гостиной» 1906 , «Моськи, Иоськи и Срули» 1910; в русском переводе — «Лето в Михалувке», 1961 , «Король Матиуш Первый» 1923 и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 года. Корчаку также принадлежит также свыше 20 книг о воспитании Януш Корчак погиб в годы Второй мировой войны в газовой камере вместе с приговоренными еврейскими детьми. Погиб добровольно, потому что отказался оставить своих воспитанников.
Фото — Михаил Кирьянов «Он нашел работу в пекарне, где надрывает здоровье и зарабатывает так мало, что я теперь часто хожу голодный. Я никому на свете не признался бы в этом: ни маме, никому, потому что это стыдно — быть голодным». Спектакль «Когда я стану маленьким» - это история об испытаниях, которые выпали на долю маленьких детей. Когда нечего есть, а свою единственную за день картошку брат готов отдать маленькой сестре Абу — лишь бы ее не отдали зажиточным соседям.
Когда глухонемая девочка Михайлинка не может выйти зимой из дома, потому что у нее нет пальто. Когда неожиданно умирает брат Вицусь. Но детство — это словно зеленое бутылочное стёклышко сестры Владека Блошки, глядя через которое, можно делать ежеминутные радостные открытия. Оказывается, собакам не нужно носовых платков, ведь «они нос языком облизывают». А до чего же занимательная картина — наблюдать за тем, как слесарь чинит канализацию… Фото — Михаил Кирьянов «Улица мне теперь кажется необычайно интересной. Все интересно: и трамваи, и собака, и проходящий мимо солдат, и магазины, и вывески на магазинах. Все новое, знакомое, словно только что окрашенное», — говорит Владек. Можно быть счастливым, имея пенал с ключиком и пояс с пряжкой, глобус на цепочке и конфету монпасье. Радоваться первому снегу и кататься на катке с мальчишками. Создать Совет рыцарей чести и организовать лотерею, а с собранных средств купить Михайлинке пальто.
И мечтать — не о богатстве, а о славе и о том, чтобы у человека появились крылья.
Зрители сопереживали главному герою Владеку и его друзьям, обаятельным кукольным персонажам, которые в талантливых актёрских руках превращались в настоящих мальчиков и девочек. Посмотрите другие записи.
Когда я снова стану маленьким. Повести о детстве
Наша талантливая команда юных артистов представила спектакль "Когда я снова стану маленьким" по произведениям знаменитого польского писателя Януша Корчака. Поэтическая история "Когда я снова стану маленьким", сближающая детей и взрослых, пополнила репертуар Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова. это спектакль, основанный на биографии Януша Корчака, выдающегося педагога, писателя и врача, который посвятил свою жизнь защ. Цена билетов на спектакль «Когда я снова стану маленьким», который покажут с 11 ноября по 27 декабря 2023 года в Театре Товстоногова в Санкт-Петербурге, от 500 до 2500 рублей. это своего рода размышления на тему детства, его скоротечности и бесценности.
Маючая Елена. Когда я снова стану маленькой
Януш Корчак бесплатно на сайте. В повести "Когда я снова стану маленьким" (1925) с героем происходит наяву то, о чем мечтают многие взрослые — он возвращается в детство. МХАТ Горького»» Дама с камелиями» Билеты в БДТ имени Г.А. Товстоногова»» Когда я снова стану маленьким»» Крещенные крестами»» Лето одного года»» Слава»» Спектакли с Алисой Фрейндлих»» Три толстяка»» Гроза»» Дама с собачкой»» Люксембургский сад»» Жизнь. Купите книгу на литресе по кнопке со скриншота Пример кнопки для покупки аудиокниги Если книга "Когда я снова стану маленьким. такое количество театральных наград заслуженно! Главный герой повести «Когда я снова стану маленьким» – учитель – захотел вернуться в далёкие годы детства, и ему чудесным образом это удалось.
Премьера спектакля "Когда я снова стану маленьким..."
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество последнее — при наличии , почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество последнее — при наличии , адрес электронной почты.
Фото: regnum. Спектакль строится на детских воспоминаниях, повествует о сложном мире ребёнка, о его любви и правде в мире взрослых. Актёр Тарас Бибич, как будто играя, воплощает образы и сюжеты из детства. Спектакль поставлен в стиле наивного театр, воплощённого с такой всепобеждающей детской искренностью, что зрители всех поколений могут увидеть в нём то, что волнует именно их.
И теперь, даже когда чистую правду излагаю, все считают, что я фантазирую. Когда снова стану маленькой, буду водить домой всех своих друзей, и даже Светку, и ее братьев и сестер, и буду угощать их маминым борщом, даже мясо поровну поделю. Вот вам наверняка нравится в гости ходить и кушать на халяву, так почему же вы детям запрещаете!? Если я их пока маленькая приводить не стану, где гарантия, что мне взрослой будет кого на день рождения пригласить? А еще, где гарантия, что если и будет кого, что это именно мои друзья будут, а не мамины и папины? Когда снова стану маленькой, ни за какие коврижки не соглашусь пойти в музыкальную школу. Знаете, как сложно делать вид, будто тебе сольфеджио нравиться!? Или попробуйте этюд выучить, когда во дворе ребята в салки играют. На фиг вам этот гадкий этюд!? И не попадайтесь на уловку, якобы вам музыкальное образование в жизни очень пригодится. Хотя, конечно, можно напиться сильно и на рояле в ресторане без спроса сбряцать, так за это можно штраф схлопотать или даже по ушам. А вот то, что вы сразу после окончания музыкалки и до окончания своих дней будете думать, кому пианино задарить, а еще как его с девятого этажа спустить, — это я вам точно обещаю. Когда я снова стану маленькой, я не буду дружить с Машкой, потому что завидовать нехорошо. Она мне контрольную по химии списать не даст, потом, зараза такая, на выпускном Вовку уведет — единственного несопливого и выше меня самой ростом мальчика, а потом через неделю бросит его и в институт поступит. А мы с ним — хренушки! Придется друг друга жалеть и пожениться, чтобы потом Машку вместе кобылой называть. Когда снова стану маленькой, учиться только на четыре и пять, специально не захочу. А зачем? В институт экзамены все равно завалила, Вовка и так достался. И чего тогда зрение за учебниками садить!? Нянечки и уборщицы, между прочим, тоже люди. Да вы ведь лучше меня знаете, что троечникам и двоечникам больше в жизни везет. Они начальниками чаще становятся над отличниками, потому что для хорошего руководителя знания — не самое главное. А главное, чтобы его все боялись, и чтобы он четко умел к матери послать. Не к своей матери, не к вашей, а сами знаете к какой. Ну, а вы хоть раз слышали, чтобы отличники матом ругались, или чтобы их кто-нибудь боялся? Когда снова стану маленькой, никто меня не заставит писать в сочинениях, как я «отдыхала» летом у бабушки, или что я «хочу» стать космонавтом, потому что все это — сплошная брехня. У моей бабули огород в Кузьминках двадцать соток и две коровы, и так отдыхать, как там вся наша семья три месяца отдыхала, я бы и училке по русскому, которая заставляет нас эту чушь писать, не пожелала. А полетами в космос я и сама не грежу. Меня, во-первых, родители так далеко со двора не отпускают, а во- вторых, я питаться из тюбиков не хочу, а хочу из холодильника и со сковороды. Когда снова стану маленькой, не позволю ставить себе горчичники и банки, и шарф колючий тоже не дам вокруг шеи завязать, когда ангиной заболею. Вы сами-то любите небось поболеть, на больничном посидеть и на работу не ходить недельку? А меня зачем стараетесь так лекарствами напичкать, чтобы в школу уже через два дня выпихнуть!?
Эпизоды жизни подростка, рассказанные Тарасом Бибичем с нежной, заботливой интонацией взрослого, впитавшего в себя логику детских грез и маленьких трагедий, вплоть до трагедии смерти, которая подается без нажима, акварельно, цепляются один за другой по принципу монтажа ассоциаций. Но не только в интонации дело, большую роль играет тактильный эффект: прежде, чем начать говорить от лица какого-то из персонажей, актер нежно касается его рукой куколки — то голову слегка повернет, то усадит фигурку на самый высокий чемодан, пояснив зрителю, что это крыша, — и неподвижные почти куклы начнут оживать в воображении зрителя, как любимые игрушки, которым дети порой поверяют самые сокровенные тайны. Тарас Бибич блистательно справляется с ролью проводника в волшебный мир детства с его наивной верой в исключительность, с его диалогами с богом на равных, с его полетами наяву, а не только во сне, с его первой любовью, чистой, как первый снег. Чуть не каждая сцена превращается в маленький аттракцион: под крышкой чемодана вдруг обнаруживается целый класс за партами, и Тарас Бибич вообразит себя учителем, который ни за что не оставил бы без внимания выпавший за окном первый снег, в другой сцене вдруг появится покатый планшет с оравой детворы, явившийся на первое заседание СРЧ Союза рыцарей чести , и каждый, выступая, будет вскакивать и жестикулировать герои управляются, как фигурки в настольном хоккее , а во время рассказа о первом в жизни танце Владека с девочкой — красавицей Марыней из Вильно — пара куколок будет кружится прямо на виниловой пластинке в недрах старого патефона. Все пространство организовано так, что по ходу действия оно обнаруживает все новые и новые грани, планы, углы отражения: заиграют цветные стеклышки витража, и стул под ним окажется уже не просто стулом, а частью храма; осветится окошко высоко над сценой, покажутся там мама с папой — и родится тонкая метафора, связывающая родителей с хранителями в высшем смысле этого слова не случайно герои в программке обозначены как ангелы. Территория детства воссоздана с трепетным вниманием и скрупулезностью, и отчаянной грустью, которая коснется всех, но не будет навязчивой.
Правила жизни. Когда я снова стану маленьким.
Это не научный термин, и я сама бы затруднилась объяснить, что я имею в виду. Именно «геном детскости» обладали Сац и Брянцев, когда создавали свои театры. Вот они никогда бы не перешли во взрослый театр, так же как и Корогодский. Он четко придерживался принятой в советские годы концепции трех возрастов: малыши, подростки и юношество, ставя и спектакли из школьной программы. При этом, лавируя между Сциллой «тюзятины» и Харибдой «проблемной пьесы» Бугров умудрялся ставить яркие зрелищные спектакли, опираясь на актерские индивидуальности. С точки зрения властей, это был идеальный ТЮЗ. Хотя мне больше пришелся по душе ТЮЗ следующего художественного руководителя — Михаила Логвинова, чья деятельность как раз пришлась на пред- и перестроечные годы. Пользуясь тем, что власти совсем забыли об идеологии, Логвинов обратился к классике, которую раньше разрешали ставить дозированно.
На материале «Отверженные» В. Гюго, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. Достоевского, «Полоумный Журден» М. Булгакова как раз и можно было объяснять, что есть добро и что зло, учиться любить настоящую искренность и отличать ее от фальши, узнавать цену предательства. Но случилась другая беда — в годы перестройки зритель отхлынул от театра, начались попытки коммерциализации искусства — и Логвинов тут оказался не у дел. Михаил Бычков, возглавлявший наш ТЮЗ шесть лет 1988—1994 , очень талантливый режиссер, но совершенно лишенный «гена детскости». Он, конечно, вывел ТЮЗ на новые рубеж, вывозил его за границу, ставил талантливые спектакли для взрослых, но все это оказалось лишь мостиком к созданному им в середине 90-х Камерному театру, этакой лаборатории современного спектакля, который он и возглавляет уже больше 20 лет.
ТЮЗ же до недавнего времени возглавлял Александр Латушко, всю жизнь в нем проработавший и свято исповедующий советский принцип выстраивания тюзовского репертуара. Именно это его и подвело. Под его руководством ТЮЗ стал выглядеть архаично, несовременно, да и репертуар подбирался из каких-то невыразительных пьес, за редким исключением. Не обошлось и без иллюстраций классики типа «Капитанской дочки», «Недоросля», «Ревизора». Что-то было более удачно, что-то менее, но в целом театр никак не отвечал современным требованиям. Меж тем одна инициатива ТЮЗа, осуществленная директором театра Юрием Грецовым и худруком Александром Латушко, оказалась весьма плодотворной. Я имею в виду организацию фестиваля «Театр детства и юности — XXI век».
Он проводился раз в два года и мы имели возможность наблюдать, как работают ТЮЗы в других городах, какие выявляются тенденции, что привносится нового. Большинство спектаклей, конечно, были проходными, но кое-что запомнилось. Судя по названию, театр страстно желал освободиться от тюзовского «клейма». И это им в значительной степени удалось, но зато какие спектакли для молодежи: «12-я ночь» Шекспира — удивительно романтический спектакль, где воспевается любовь, искренность чувств, свобода выбора — все ценности эпохи Возрождения, и в то же время дана сочность комических сцен без пошлости и вульгарности. Но самая грандиозная удача орловцев — это «Любовью не шутят» А. Пьесу, в которой переплетены черты английской просветительской комедии, романтической драмы с приемами комедии дель арте, непросто было решить для современной молодежи. И удивительным образом режиссер сохранил все линии замечательной пьесы, выделив и усилив самую главную — тему любви.
Не секрет, что современная молодежь боится настоящей любви, ибо она несет с собой страдание. Урок нравственности здесь несомненен и дан чисто художественными средствами, без всякой дидактики. Детских спектаклей, кроме «Маленького принца» орловцы к нам не привозили, но я уверена, что и в спектаклях для маленьких они придерживаются той же стратегии. Увы, о других театрах это сказать нельзя. В большинстве своем детские спектакли в них легко укладываются в следующую схему: 1 основаны на какой-нибудь известной сказке, но непременно с современными вставками; 2 красочно оформлены; 3 в них звучит музыка, а актеры поют и танцуют; 4 в них непременно должен быть счастливый конец вне зависимости от того, как сказка кончается на самом деле.
Его Владек растет, взрослеет. Задает вопросы, без ответа. Ну, он не один, конечно, все-таки куклы. Но партнерствовать с маленькими неподвижными куколками тяжелее, чем с животными. Их же надо оживить. Подарить каждой движение, историю и судьбу. Спектакль получил «Золотую маску», на него невозможно попасть. Теперь есть израильский спектакль, Другой, но тоже классный. Хотелось бы, чтобы он жил долго-долго. Александр Ханин израильский фотограф, театральный фотограф, фотожурналист, известный также как «Деда Саша» Вы спросите как может быть моноспектакль с 68-ю актерами? А вот так. На сцене Simon Steinberg , где-то появляется рука его очаровательной Ирина Соболева и 66 кукол столько мне насчитали их создатели Galina Leo и Лео Кондаков.
Повести о детстве Корчак Януш - Когда я снова стану маленьким. Повести о детстве 7ч 58м Слушать книгу "Когда я снова стану маленьким. Главный герой повести "Когда я снова стану маленьким" хочет вернуться в детство и его желание исполняется.
Эта история будет интересна не только детям, но и их родителям, бабушкам и дедушкам, которым хочется вновь, пусть ненадолго, почувствовать себя маленькими. Спектакль вдохновлен жизнью и творчеством выдающегося польского педагога и общественного деятеля Януша Корчака. Он погиб в годы Второй мировой войны в газовой камере вместе с приговоренными еврейскими детьми — погиб добровольно, поскольку отказался оставить своих воспитанников. Но эта работа не о трагическом финале Януша Корчака, напротив, постановка очень жизнеутверждающая, наполнена светом и надеждой.
Спектакль в чемоданах
Спектакль «Когда я снова стану маленьким» - это своего рода размышления на тему детства, его скоротечности и бесценности. Купить билеты на спектакль «Когда я снова стану маленьким» можно в театральных кассах города. Повествование в пьесе идет от лица маленького ребенка, школьника. В пьесе его роль исполняет Тарас Бибич, известный широкому зрителю по ролям в фильмах и телесериалах. Пьеса позволяет увидеть мир ребенка изнутри, понять, каково это — быть маленьким и непонятым, испытывать на себе воспитательные приемы, ходить в школу, в которой все совсем не так, как должно быть. С помощью кукол и собственной фантазии главный герой переносится вместе со зрителем в разные ситуации и обстоятельства, погружается в воспоминания, забывается в мечтах… Спектакль становится очередной одой памяти великого воспитателя и педагога — по признанию современников и бывших воспитанников, Януш Корчак любил и, главное, понимал детей как никто другой. Несомненно, многие найдут в этом спектакле ответы на многие вопросы, например, родители поставят себя на место своих детей и задумаются — а правильно ли они ведут себя по отношению к своим чадам?
Не стоит ли что-то поменять, пока не поздно? Ну а дети спектакль рекомендован для детей от 6 лет просто увидят на сцене забавных оживающих кукол, узнают самих себя, со всеми своими мыслями и переживаниями, которые порой неведомы занятым и замученным взрослым или кажутся им наивными и не стоящими внимания. Спектакль идеален для семейного просмотра, поэтому рекомендуем не медлить и купить билеты на спектакль «Когда я снова стану маленьким», поставленный режиссером Евгением Ибрагимовым, который в последние годы работает в основном в Европе, а в Петербурге чаще ставит спектакли по приглашению театров. Не понравилось. Я подписалась на группу театра в вк, там можно настроить уведомления о новых записях. В группе анонсируется начало продажи билетов.
Так, продажу билетов на апрель открыли 26 февраля. Заранее огромное спасибо!! Зачем печатать в афише? Нет билетов-не афишируйте! Пытаюсь купить билеты с сыном на этот спектакль уже года три! Никогда нет билетов ни на этом сайте, ни на БДТ не поймать!
Только время тратишь зря, просматривая варианты!!! Нежный, добрый, грустный, смешной, и очень-очень умный. Огромное спасибо Тарасу Бибичу за такое удовольствие. Ну и, конечно, литературный первоисточник. Это Януш Корчак! Моя дочь после этого спектакля перечитала почти все, что у нас издавалось Корчака.
По окончании спектакля, весь зал встал, и раздались бурные аплодисменты. Спектакль показывается в рамках мероприятий, посвящённых 70-летию Победы.
Мы, дети, любим беседовать со взрослыми.
Они больше нас знают. Вот если бы они только были с нами поласковей. Нельзя же все время ворчать, сердиться, ругаться, кричать. Взрослые считают, что мы просим обо всем, что в голову взбредет.
И тут же забываем. Конечно, и так бывает, но бывает и совсем иначе. Иногда мы не решаемся о чем-нибудь попросить! А как больно, когда отказывают, да еще с насмешкой, со злостью.
Досадно, что все наши дела решаются наспех, кое-как, что для взрослых наша жизнь, заботы и неудачи — только дополнение к их настоящим заботам. Словно существуют две разных жизни: их — серьезная и достойная уважения, и наша — пустячная. Дети — это будущие люди. Значит, они только еще будут, значит, их как бы еще нет.
А ведь мы существуем, мы живем, чувствуем, страдаем. Наши детские годы — это годы настоящей жизни. Из книги Януша Корчака «Как любить ребенка»: Признание нужно новым сортам табака и новым маркам вина, но не людям. Детство — это не рай, это драма.
Неправда, что ребенок хочет звезду с неба, что его можно подкупить лестью и уступчивостью, что он врожденный анархист. Нет, ребенок обладает чувством долга, не навязанным насильно, тяготеет к порядку, не отказывается от правил и обязанностей. Он только хочет, чтобы бремя не было непосильным, чтобы оно не ломало ему хребет, чтобы он встречал понимание, когда зашатается, поскользнется, усталый, остановится, чтобы перевести дух. Благородство не предрассветные сумерки, а пучок молний.
Раз мы еще не доросли до такого понимания, давайте пока воспитывать просто честных людей.
Безопасная оплата Оплата билетов проходит через сервис банка по защищенным ssl-сертификатам. Отсутствует риск потери средств и утечки данных платежных карт. Помогаем зрителям Поможем определиться в выборе спектакля и билетов.
Наши консультанты регулярно посещают новые постановки театра.
«Когда я снова стану маленьким»
Понравился. Вчера сходили в БДТ на спектакль " Когда я снова стану маленьким". (1919) была написана в Украине, затем появляются такие труды, как «Право ребенка на уважение», «Шутливая педагогика», «Когда я снова стану маленьким» и «Правила жизни», из которых последние два вы можете прочитать в этом издании. учитель - захотел вернуться в далёкие годы детства, и ему чудесным образом это удалось. если не говорить о его подвиге, то его взгляды мне совсем не нравится, я бы их оценила как женоненавистнические (умеренные конечно) Не стоит так не стоит, мой ребенок мягко говоря не театрал, поэтому мучить егоне стану.
Спектакль «Когда я снова стану маленьким» представили на Малой сцене БДТ
2 апреля в киноконцертном зале Университета кино и телевидения на Бухарестской, 22, состоялась премьера спектакля "Когда я снова стану маленьким". Когда я снова стану маленьким, Я поселюсь в уютной спаленке И буду жить в пододеяльнике Твоих фантазий вечным странником. БДТ им. Товстоногова (Санкт-Петербург) приглашает на спектакль «Когда я снова стану маленьким» по мотивам произведений Януша Корчака. Главный герой повести "Когда я снова стану маленьким" хочет вернуться в детство и его желание исполняется. Наша талантливая команда юных артистов представила спектакль "Когда я снова стану маленьким" по произведениям знаменитого польского писателя Януша Корчака. Эта история о большом мире маленьких людей, о первой любви и детской правде во взрослом мире, о мечтах, которым не суждено было сбыться.
Спектакль «Когда я снова стану маленьким»
Хочу стать взрослым!.. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть. Что полезнее, важнее для него в тот миг — логический мир, зажатый в черной классной доске, или мир, плывущий за стеклами? Не насилуйте душу человека, внимательно приглядывайтесь к законам естественного развития каждого ребенка, к его особенностям, стремлениям, потребностям".
Это взрослые и дети с худыми, как бы покрытыми патиной лицами: мальчики в кепках и стоптанных ботинках, девочки с бантами в сползших гольфах — мгновенно узнаваемый мир бедного еврейского местечка у Корчака — один из кварталов Варшавы , который неизменно вызывает умиление и жалость в силу своей обреченности. Однако, и гетто, и чудовищная гибель дома сирот во главе со своим воспитателем в Треблинке остаются глубоко в подтексте спектакля. Свет резко погаснет, и ты благодарно осознАешь, что никаких смертей в этом спектакле не будет, что режиссер намеренно пролистывает мрачные страницы книжек и реальной истории Януша Корчака. Зато охотно задерживается на романтичных и озорных: про любовь, дружбу, взаимопомощь и мечты.
Вот Владек влюбился в белокурую девочку Марыню из Вильно и стыдливо пригласил ее потанцевать. Тарас Бибич подменяет себя двойником, голубоглазым кукольным Владеком, и вот уж маленькая парочка вращается в танце, стоя прямо на заведенной патефонной пластинке. Тут без конца все о чем-то мечтают: Олек — стать новым Наполеоном, Маня — новой Конопницкой, знаменитой писательницей, Владек мечтает о самостоятельной взрослой жизни, а малышка Блошка — о монпансье из соседней лавки. Когда ты маленький, от будничного до фантастического всего один шаг. Уследить, каким образом у кукол за спиной вдруг отрастают большие белые крылья, невозможно. Как умудряется Тарас Бибич, ведя рассказ от имени своего героя, а также проигрывая роли за всех остальных персонажей, управляться еще и с полусотней кукол — совсем непостижимо. Они появляются у него из-за пазухи, вылезают из рукава, садятся, порывисто вскакивают, жестикулируют и даже молятся, воздев руки к небу. Владек ни по-иудейски, ни по-христиански молиться не умеет, а потому взывает к Богу по-свойски: не забудь, Господи, напомнить моему дяде, что он обещал подарить мне часы.
Художественные и педагогические труды великого гуманиста XX века легли в основу этого спектакля. Режиссер — Алексей Бурьяк. Свое призвание Януш Корчак нашел в том, чтобы помогать детям.
Он считал, что ребенок с рождения должен расти свободным, и призывал взрослых не относиться к ним как к имуществу. Каждый из них имеет право на жизнь, на смерть, на уважение и на собственное мнение.
Мысль о равноценности и даже о превосходстве детской вселенной над убогим миром взрослых была, разумеется, близка и многим другим писателям. Но только персонажи Астрид Линдгрен бросают взрослым вызов весело и дерзко, а Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери отстраняется от них, пленяя читателя богатством своего внутреннего мира. Корчаковскому Матиушу не до того, он не играет и не ищет приключений, он с упорством работает над воплощением своей утопии.
Право на игру и на рискованные приключения — считает Матиуш — священно и должно стать краеугольным камнем его нового государства, но пока за это надо бороться. Реальный жизненный опыт Корчака, педагога, врача и многолетнего директора сиротского дома, накладывает на его творчество отпечаток серьезности, с которой детскому театру иметь дело непривычно. И все же, в той мере, в какой его книги проникнуты любованием детьми, тончайшими наблюдениями над их взаимоотношениями, их играми, их связью с миром окружающих вещей, Корчак очень театрален. Поэтому кажется закономерным, что кукольный театр, всегда внимательный к вещам, умеющий их оживлять, — распознает в Корчаке своего автора. Тем более что в то время, о котором он пишет и которое воспроизводится в спектакле, а это 20—30-е годы, любая вещь из обихода полунищих детей имела совсем иную ценность — каждая была уникальной и потому одушевленной.
Вся жизнь проходила во дворе и без преувеличения крутилась вокруг вещей: их находили и прятали, отбирали и дарили, выигрывали и закладывали, мастерили и уничтожали, зарабатывали нелегким трудом или получали от взрослых как нежданную милость, ну и, конечно, им изумлялись и лелеяли их совсем иначе, чем сегодня. Ностальгические воспоминания о той жизни, что навсегда канула в небытие, с ее крышами, подворотнями и святой бедностью, задают спектаклю интонацию светлой грусти. Сопротивляться ей бесполезно. Она обволакивает тебя, заставляя воспринимать все превратности судьбы, все внутренние порывы главного героя, двенадцатилетнего мальчика Владека именно его и играет Тарас Бибич , как нечто исключительно музейное, любовно хранимое под стеклом.