Удивительно, но при такой востребованности лития в промышленности, унифицированного способа рентабельного промышленного освоения литиевых месторождений нет. Мировые новости, Новости добычи. О том, почему это очень важно, — в материале РИА ски прошлогоРоссия занимает третье место в мире по запасам лития. С 1941-го его добывали рудным способом на Завитинском месторождении в Забайкалье.
Все новости
- Что делают из лития
- Глава Минприроды Козлов: лития в России достаточно для обеспечения потребностей и экспорта
- «Рассольный» литий станет для России новым ресурсом?
- Иркутская область может обеспечить Россию литием
- Цены будут только расти
Иркутская область может обеспечить Россию литием
Запасы лития в мире по странам. Литий — металл, без которого наш мир не может существовать, ведь литий-ионные батареи создали наш перезаряжаемый мир. Темпы наращивания мировой добычи лития значительно опережают прирост его запасов (происходящий за счет разведки новых залежей): так, в минувшем десятилетии добыча возросла в 2,5 раза, тогда как запасы — менее чем на 1/3. По предварительным планам Росатома и «Норникеля», объем выпуска различных литиевых продуктов (гидроксидов и/или карбонатов) из руд Колмозерского месторождения может составить до 45 тыс. тонн в год в пересчете на карбонат.
«Боливийский пирог»: соперники те же - Россия, США и Китай
Элита делит доходы В Боливии объемы добычи лития пока не так велики, как в Аргентине и Чили, запустивших к себе множество западных компаний еще несколько лет назад. Низким темпам добычи способствуют как сугубо технические проблемы в содержащих литий боливийских соларах также велика доля магния, что затрудняет извлечение металла , так и неудачные попытки национального правительства развивать индустрию в прошлые годы. Ситуацию также осложняют внутриполитические скандалы местной политической элиты, стремящейся застолбить и поделить доходы от потенциального развития месторождений. Ярким примером этому служит февральский скандал с сыном действующего президента Боливии Луиса Арсе, которого обвинили в «незаконном лоббизме в рамках тендеров на освоение литиевых месторождений» и оказании посреднических услуг двум компаниям из России и одной — из США. При этом обвинители даже не удосужились проверить тот факт, что в тендере участвовала только одна российская компания. Интересно, что инициатором подобных атак является блок экс-президента, считающегося другом России, Эво Моралеса. При этом умысла навредить российским интересам здесь явно нет — Моралес активно пытается вернуть прежнее политическое влияние и добиться компенсационных выплат от потенциальных добытчиков лития для поддерживающих его индейских организаций. Еще раньше литиевый проект оказался под угрозой из-за серии декабрьских протестов в боливийском Санта-Крусе.
Волнения спровоцировали кризис в отношениям между руководством страны и оппозиционными губернаторами и поставили под угрозу все ключевые российские проекты в стране. Под угрозой оказались как проекты, связанные с литием, так и Центр ядерных исследований и технологий в Эль-Альту и разработки газовых месторождений в Витиакуа, Асеро, Ла-Сейба и Мадиди. Произошло это после того, как весной 2022 года компании, добывающие литий в Аргентине и Чили, присоединились к западным санкциям и прекратили поставки в Россию. Миллиард из Пекина К задачам российской стороны не упускать из виду положение дел в политическом руководстве Боливии и воспользоваться важной победой в тендере необходимо добавить и третью — следить за китайскими компаниями, которые в делах добычи лития разыгрались не на шутку. В разработку богатейших месторождений Боливии китайские компании собрались инвестировать до одного миллиарда долларов. При этом они уже работают в Аргентине. С 2022 года в Ganfeng Lithium заявили о намерении расширить деятельность по добыче лития до 30 тысяч тонн в год, заплатив за это более 900 миллионов долларов.
Ситуация на нем, в свою очередь, оказывает обратное влияние на рынки аккумуляторов. За прошедшее десятилетие себестоимость литийионных аккумуляторов снизилась примерно на порядок — в основном за счет развития массового производства и совершенствования технологий, а не изменения стоимости материалов которая в целом росла. Это означает, что доля материалов в цене увеличилась, а следовательно, стала более жесткой связь цены батареи и материалов. Это служит умеренным стимулом для разработчиков батарей «экономить» литий. Тем не менее потенциал дальнейшего роста спроса на литий в одном только секторе аккумуляторов огромен: в ближайшие десятилетия ожидается расширение рынков электромобилей и стационарных накопителей энергии на порядок. Сообразно этому должен расти и рынок лития. Так, по оценке IEA, для выполнения согласованных на глобальном уровне целей устойчивого развития необходимо за ближайшие 10 лет увеличить потребление лития в 5 раз, а за 20 лет — в 12 раз. И даже продолжение развития глобальной экономики в нынешнем русле то есть при значительном отставании роста чистых энерготехнологий, в частности, от целей Парижского соглашения по климату спрос на литий все равно увеличится в течение десятилетия в 2,5 раза, а на протяжении двух десятилетий — в 4,5 раза. Между тем рынок лития меняется не только количественно, но и качественно, структурно. Так, для производства аккумуляторов электромобилей наиболее широко используется карбонат лития, однако со временем расширяется применение в этом секторе гидроксида лития, необходимого для аккумуляторов с высоким содержанием никеля в катоде.
Кроме того, распространение батарей с твердым электролитом расширит применение металлического лития. Увеличение спроса на определенные формы лития требует адаптации производственной базы. В ряде случаев она происходит сама собой: так, упомянутое расширение рудной добычи лития в Австралии благоприятствует наращиванию поставок на рынок гидроксида лития, поскольку при этом типе добычи данное соединение получается по более короткой технологической схеме, чем при разработке рассолов минуя производство карбоната. По разным оценкам, при увеличении спроса на литий подобными темпами нынешних возможностей его добычи будет достаточно еще несколько лет; без масштабных инвестиций во второй половине текущего десятилетия может возникнуть дефицит лития. Еще раньше проявится нехватка литиевых соединений, таких как гидроксид. Решить проблему может расширение добывающей и перерабатывающей базы. С середины 2010-х годов наблюдается существенный рост объема инвестиций в проекты по добыче лития, в том числе в сравнении с капиталовложениями в поставку ряда других ключевых металлов, используемых в энергетике. Ведущие поставщики реализуют проекты существенного расширения мощностей. Этих и еще нескольких крупных проектов, предполагающих ввод в эксплуатацию новых мощностей в течение ближайших трех лет, хватит для удовлетворения спроса на литий до конца нынешнего десятилетия при его росте примерно текущими темпами. Однако выполнение обязательств Парижского соглашения по климату, которые приняли почти все страны мира, требует ускорения темпов внедрения низкоуглеродных технологий, включая электромобили и накопители энергии.
В случае ужесточения во многих странах мер климатической политики с целью наверстать отставание в реализации Парижского соглашения спрос на литий может дополнительно увеличиться, и тогда реализуемых сегодня проектов расширения производства может оказаться недостаточно. Выходом может стать реализация ряда других проектов, многие из которых пока находятся в стадии рассмотрения; некоторые из них предполагают освоение альтернативных нынешним видов природного сырья и внедрение новых технологий, способных повысить производительность. К последней категории относятся среди прочего прямая экстракция лития из рассолов без их выпаривания крайне длительного процесса, занимающего больше года при нынешних технологиях ; освоение рапы геотермальных источников; извлечение лития из сырья с низким содержанием металла, например из глинистых отложений или отвалов добычи других полезных ископаемых. Имеется в виду, например, извлечение лития из отслуживших аккумуляторов, которое сегодня практикуется единичными компаниями в незначительных масштабах, прежде всего в США и Европе. Шансы на расширение «вторички» связаны, в частности, с ожидаемым накоплением огромной массы отработавших батарей по мере быстрого развития электротранспорта и практики аккумулирования энергии в электроэнергетических системах: в ближайшие 10, тем более 20 лет, объем бывших в употреблении батарей увеличится на много порядков, что неизбежно потребует создания полноценной индустрии их утилизации.
О значимости этого открытия говорит тот факт, что средняя цена на карбонат лития, который используется в аккумуляторах, составляет примерно 37 тысяч долларов за метрическую тонну. Это означает, что новое месторождение драгоценного металла стоит 1,48 триллиона долларов! В начале этого года «Новые Известия» писали о том, что к середине XXI века углеводородное сырье — нефть, газ и уголь — почти полностью утратит свою сегодняшнюю ценность и уступит свое место именно литию. Именно этот металл будет считаться стратегическим ресурсом, по запасам которого можно будет оценивать потенциал государства. Как недавно сообщило наше издание, в Украине тоже найдены запасы лития — целых четыре месторождения, но информация об их объемах содержится по понятным причинам в секрете.
И в правду, если ввести в корейский поисковик этот "Enertech International", то можно увидеть, что в качестве CEO там действительно выступает некто Роман Пустовалов — управленец из России, который, если погуглить, по данным "Ведомостей" и "Хабра" имеет прямые тёрки с упомянутым Соллерсом, что подтверждается даже по скриншотам сайта компании. Сдаётся мне, что это какая—то очередная прослойка, созданная по типу "японской" Тотачи — закупаем непонятно что на стороне и фасуем по фирменным коробочкам. Пусть даже в их "заводе-ангаре" приобретено какое-то сторонне оборудование-линия для производства аккумуляторных батарей, я так и не понял, что они продают — никакой детальной информации по продукции не нашлось. Есть лишь фото потёртой хоз-постройки в 100 километрах от Сеула, подающейся как "цех". Моё сугубо субъективное мнение обо всём этом такое, что если они что и производили для галочки , то какие—то ноу—нейм аккумуляторы для всяких мелких устройств и игрушек, ну знаете, такие, которые кладут в комплект "сделай сам" дронов, ноу—нейм повербанков, видеорегистраторов и т.
Росатом вложился в разработку крупнейшего в мире месторождения лития
Без этого редкоземельного металла невозможно производить электродвигатели, пишет «АиФ». По словам депутата Бундестага Родериха Кизеветтера, Германия испытывает острую нужду в этом металле. В настоящее время из-за этого Германия вынуждена зависеть от России. Крупнейшие месторождения лития в Европе находятся в Донецкой и Луганской областях», — цитирует депутата издание The Epoch Times. Дошло до того, что после блокировки Венгрией выделения финансовой помощи Киеву, Германия пообещала финансировать Украину из собственного бюджета.
Подписанное соглашение стало для «Ураниум Уан Груп» результатом участия в организованном YLB Международном конкурсе технологий по прямому сорбционному извлечению лития.
В соответствии с подписанным документом компания будет вовлечена в сооружение промышленного комплекса на базе гидроминерального источника салара Пастос Грандес, расположенного в департаменте Потоси. Добыча лития планируется на базе российской технологии прямого сорбционного извлечения, которая уже подтвердила свою высокую экономическую эффективность и экологическую безопасность. Госкорпорация «Росатом» последовательно развивает сотрудничество с Боливией. В частности, успешно реализуется проект по строительству в г. Эль-Альто уникального для Латинской Америки Центра ядерных исследований и технологий ЦЯИТ , который открывает для Боливии широкие возможности для применения атомных технологий в сфере здравоохранения, сельского хозяйства и других отраслях.
Протестующие против намерения компании Rio Tinto добывать литий в Сербии блокируют шоссе. Фото: Shutterstock Есть ли альтернативные варианты Резкое увеличение спроса на литий породило массу исследовательских инициатив — все кинулись искать новые способы добычи, и тот, кто преуспеет, сорвет большой куш. Одной из самых перспективных технологий считается DLE — direct lithium extraction, или получение металла напрямую из рассола. Но первые результаты ожидаются только в следующем году, а на промышленные масштабы DLE, если все сложится благоприятно, выйдет только лет через десять — то есть насущные проблемы это никак не решает. Переработка использованных батарей тоже не панацея. Во-первых, это само по себе дело не слишком экологичное. Но главное, что старых аккумуляторов пока попросту мало: тот гигантский объем, который выпускается прямо сейчас, выйдет из эксплуатации только через несколько лет. Достойных альтернатив литиевым батареям пока тоже не предвидится.
Несмотря на множество различных технологий, именно литий-ионные аккумуляторы остаются самым оптимальным вариантом по балансу стоимости, емкости, долговечности и безопасности. Аналитики сходятся во мнении, что заметных подвижек в этой области можно не ждать как минимум ближайшие десять лет. Что все это значит Похоже, электромобильная революция если не отменяется, то может серьезно затянуться. Прогнозы показывают любопытную вещь: прямо сейчас спрос на литий примерно соответствует предложению, а меры по увеличению добычи на существующих мощностях должны привести даже к некоторому избытку в 2025-2028 годах. Но при заданных темпах развития электрического транспорта литиевая индустрия просто не успеет масштабироваться настолько же быстро, и уже с 2029-го может начаться дефицит ресурсов в размере 200-300 тыс. Производство аккумуляторных батарей для электромобилей на заводе VinFast в Хайфоне, Вьетнам Фото: Shutterstock При этом сами добытчики, памятуя о крахе 2018-2020 годов, пока настороженно относятся к тому, чтобы инвестировать огромные деньги в свою отрасль — вдруг за текущим взлетом вдруг снова наступит падение? Поэтому в игру включаются автопроизводители: Tesla, Volkswagen, General Motors и другие начинают вкладываться непосредственно в месторождения и добывающие компании, чтобы гарантировать себе стабильный поток ресурсов.
Об этом сообщил CNN.
Реклама На территории страны огромные залежи меди, железа и золота. Но также в Афганистане одни из самых богатых месторождений лития. Этот металл используется в производстве многоразовых батарей для телефонов, компьютеров и автомобилей.
«Росатом» будет добывать литий в Аргентине. Для российских электромобилей?
Этот сдвиг произошел прежде всего за счет опережающего, четырехкратного увеличения с 2015 года добычи на месторождениях Австралии, благодаря чему этот континент отнял пальму первенства в поставках лития у Южной Америки. Несколько иначе выглядит мировая «табель о рангах» в отношении геологических ресурсов лития, которые в глобальном масштабе оцениваются в 89 млн тонн. Наряду с упомянутыми странами — лидерами добычи лития, такими как Аргентина, занимающая второе место в мире по объему ресурсов лития 19 млн т , Чили 9,8 млн т; 3-е место , Австралия 7,3 млн т; 4-е место , Китай 5,1 млн т; 5-е место , ряд государств, не играющих роли на сегодняшнем рынке лития, располагают тем не менее внушительными ресурсами данного металла. К ним относятся, например, Боливия 21 млн т; 1-е место , Конго 3 млн т; 6-е место , Канада 2,9 млн т; 7-е место. Особая рыночная ниша, где продукция измеряется граммами и килограммами, — поставка стабильных изотопов лития. При этом 6Li является стратегическим сырьем и производится некоторыми государствами в основном для нужд военно-промышленного комплекса, а 7Li возникающий нередко как побочный продукт наработки 6Li рассматривается как сугубо товарный продукт. Хотя принципиально апробировано несколько методов разделения стабильных изотопов лития, ведущим промышленным способом исторически и в настоящее время остается химобменный метод разделения, эффективный для ряда легких нуклидов. В случае лития он заключается в неравномерном распределении 7Li и 6Li между двумя содержащими этот элемент жидкостями — водным раствором где повышается концентрация атомов 7Li и амальгамой. Минус этого способа заключается в необходимости обращения с большими объемами ртути и ее паров, утилизации побочных продуктов производства, что сопряжено с рисками для здоровья людей и экологии; отдельной проблемой становится ликвидация наследия от производства, функционировавшего в некоторых странах много десятилетий.
Наиболее широкомасштабное производство с использованием подобной технологии осуществлялось в США, где оно впоследствии было закрыто, а также в России, где оно сохранилось на Новосибирском заводе химических концентратов НЗХК. Таким образом, рынок 7Li характеризуется еще большей монополизацией, чем поставка металла природного изотопного состава. За последние 20 лет уровень цен на природный литий увеличился на порядок; его субпродукты подорожали до нескольких десятков раз. Высокая концентрация производства этого металла и его стандартных соединений дополнительно усиливает чувствительность данного рынка к любым изменениям на стороне спроса и предложения. За прошедшие 10 лет литий опережал ряд других видов стратегического сырья по приросту цен и их волатильности; это относится в том числе к основным металлам таким как медь, никель, кобальт, алюминий , спрос на которые обеспечивается среди прочего в тех же рыночных нишах, что и на литий, — в секторе технологий энергоэффективности и электротранспорта. Стремительный рост рынка батарей, обусловленный, в свою очередь, все ускоряющимся распространением электромобилей и накопительных систем в энергетике, сам по себе увеличивает потребление лития; некоторые же технологические изменения на аккумуляторном рынке дополнительно подхлестывают спрос на этот металл. Потребление лития в этой нише растет опережающими темпами по сравнению с другими основными материалами, используемыми в батареях, — отчасти потому, что применение лития в них безальтернативно: существуют конструкции, например тяговых батарей, лишенные одного-двух обычных материальных компонентов никеля, кобальта, марганца или графита , но не лития. Более того, в ряде перспективных конструкций аккумуляторов литий находит дополнительное применение.
Так, в распространенных сегодня батареях литий используется в катоде и электролите, основой же анода чаще всего служит графит; между тем уже нашли коммерческое применение конструкции аккумуляторов, использующих легчайший из металлов в аноде, например в форме титаната лития. Речь идет о недавно вышедшей на рынок разновидности литийионных батарей, в которых применяется твердый электролит, а литий используется не только в катоде, но и в аноде, причем в последнем — в наиболее концентрированной металлической форме. Подобные технологии придают дополнительное ускорение рынку лития. Ситуация на нем, в свою очередь, оказывает обратное влияние на рынки аккумуляторов. За прошедшее десятилетие себестоимость литийионных аккумуляторов снизилась примерно на порядок — в основном за счет развития массового производства и совершенствования технологий, а не изменения стоимости материалов которая в целом росла. Это означает, что доля материалов в цене увеличилась, а следовательно, стала более жесткой связь цены батареи и материалов. Это служит умеренным стимулом для разработчиков батарей «экономить» литий. Тем не менее потенциал дальнейшего роста спроса на литий в одном только секторе аккумуляторов огромен: в ближайшие десятилетия ожидается расширение рынков электромобилей и стационарных накопителей энергии на порядок.
На фоне остановки поставок из Южной Америки металлургическая ком пания «Норникель» в апреле 2022 года объявила о намерении создать совместное добывающее предприятие с Рос атомом на крупнейшем в стране Колмозерском месторождении в Мурманской области. Аукцион на месторождение пройдет в 2023 году. Еще один проект по производству лития намерены запустить «Ирку тская нефтяная компания» и «Газ пром» — о ни хотят добывать металл из минерализованных подземных вод в Иркутской области. Производство не успевает за растущим спросом. С начала пандемии, то есть с момента, когда западные страны еще не приняли ускоренный курс на «озеленение» экономики, количество электромобилей в мире выросло втрое и в конце 2022 года достигло 30 млн единиц. Больше всего электрического транспорта продается в Китае, где его главный производитель — компания BYD — уже обогнала по продажам американскую Tesla.
Стоит ли покупать электромобильДействительно ли он выгоден и экологичен и появится ли у России свой электрокар Динамика продаж «зеленых» автомобилей кратно превзошла прогнозы большинства аналитиков, включая представителей Междунаро дного энергетического агентства МЭА. Согласно большинству прогнозов, к 2025-му оно вырастет в пять раз, что будет подстегивать добытчиков лития наращивать производство. При этом некоторые страны, например США, уже разработали стратегии полной декарбонизации транспорта к середине XXI века и будут все быстрее отказываться от машин с двигателем внутреннего сгорания. Литиевые аккумуляторы отличаются невероятно высокой плотностью энергии и удельной энергией — проще говоря, они обладают большой мощностью при скромном размере и способны выдерживать куда больше циклов перезарядки, чем их предшественники. Конечно, добыча лития и производство батарей не проходят бесследно для природы, однако оказывают на нее куда меньшее воздействие, чем добыча, переработка и использование ископаемого топлива. Ежегодно одни только угольщики достают из-под земли 8 млрд т горной породы, а переход к чистой энергии в соответствии с целями Парижского соглашения потребует не более 3,5 млрд т различных минералов в течение следующих 30 лет, согласно оценкам Всемирного ба нка.
Планета гибнет за металлКак цифровизация и возобновляемая энергетика уничтожат жизнь на Земле Использование транспорта на литиевых аккумуляторах экологичнее бензина, дизеля и газа, поскольку не влечет за собой выбросы парниковых газов и вредных соединений в воздух, загрязнение водных источников.
Крупнейшие месторождения лития в Европе находятся в Донецкой и Луганской областях», — цитирует депутата издание The Epoch Times. Дошло до того, что после блокировки Венгрией выделения финансовой помощи Киеву, Германия пообещала финансировать Украину из собственного бюджета.
По словам вице-канцлера Роберта Хабека, Украина не должна потерпеть неудачу. Это прежде всего в интересах Германии. В свое время Киев отказался от Минских соглашений.
Теоретически извлечь литий из иллита проще, чем из рассола. Запасы кальдеры также сосредоточены в южной части кратера, что ограничивает воздействие разработки месторождения на окружающую среду. Однако важно помнить, что добыча лития — это деятельность, сильно загрязняющая окружающую среду. Основными рисками являются попадание тяжелых металлов в грунтовые воды и выброс большого количества CO2. Однако все зависит от используемых методов.
Экологи и индейцы региона объединили усилия, чтобы выступить против разработки месторождения. Однако федеральный суд отклонил их просьбу и разрешил строительство шахты.
Чибис заявил о возможности РФ войти в топ-3 по запасам лития
Госкорпорация «Росатом» 29 ноября заявила о создании совместного предприятия по разработке литиевого месторождения в Аргентине. Добытый на лицензируемых месторождениях литий пригодится российским высокотехнологичным производствам – особенно ориентированным на проекты возобновляемой энергетики и электротранспорта. При этом в последние годы спрос на литий резко возрос в мире, это связано с бумом производства электромобилей. В мире начался литиевый кризис.
Как Россия осталась без лития и почему им бредит весь мир: Статьи экономики ➕1, 25.01.2023
Потенциально самый большой в мире резервуар лития найден в кальдере супервулкана МакДермитт в американском штате Невада. | — Крупнейшее в мире месторождение лития было обнаружено внутри древнего супервулкана в США, образовавшегося примерно 16 млн лет назад, пишет Business Insider. С этого года совместное предприятие "Росатома" и "Норникеля" — "Полярный литий" —начинает разработку крупнейшего месторождения Колмозерское в Мурманской области. Последние свежие новости на тему Литий. Главные новости в нефтегазовом секторе России и мире. Потенциальный размер 100% лития в России, на основе 17 литиевых и комплексных месторождений оценивается в 1,65кк тонн (1,65 млн тонн 100% лития). Планируется освоение литиевого месторождения Колмозерское в Мурманской области и дальнейшая глубокая переработка литиевого сырья.