Новости митрополит филипп и малюта скуратов

Сторонники гибели митрополита Филиппа от руки опричника утверждают, что Малюта Скуратов 23 декабря 1569 года вошел в келью к опальному священнослужителю. По версии митрополита Иоанна, Малюта Скуратов был послан царём в Отроч монастырь, чтобы предотвратить убийство Филиппа заговорщиками. Президент России Владимир Путин в ходе беседы с губернатором Тверской области Игорем Руденей усомнился в общепринятой версии убийства признанного святым митрополита Московского и всея Руси Филиппа (Колычева) опричником Малютой Скуратовым во времена.

2 ответа к “Гибель Святого”

  • On Odnoklassniki :
  • Последние минуты митрополита Филиппа
  • Путин усомнился в убийстве Митрополита Филиппа Малютой Скуратовым
  • ОПАЛЬНЫЙ МИТРОПОЛИТ

«Митрополита не убивал». Путин заступился за Малюту Скуратова

  • Кто убил митрополита Филиппа?
  • Малюта Скуратов
  • Последние минуты митрополита Филиппа
  • Опричнина Ивана Грозного: суть, причины, характеристика и итоги введения
  • Газета «Суть времени»
  • Автор: Дмитрий Володихин

Путин усомнился, что Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа

Неблагодарный муж, Малюта Скуратов, не добившись желаемого, тотчас вышел из кельи, пронырливо начал говорить настоятелю обители и приставу (стражу Филиппа), что "из-за небрежения вашего умер митрополит Филипп от духоты келейной (угорел)". По словам Сванидзе, версия об убийстве Малютой Скуратовым митрополита Филиппа является канонической. Поэтому к приезду Малюты Скуратова Филиппа, как свидетеля, попросту убили! Рисунок 1. Малюта Скуратов обвиняет настоятеля монастыря в смерти Филиппа II. Малюта Скуратов (настоящее имя Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский) оклеветан в нашей истории так же как и Царь Иоанн Грозный. «Не знаю, от чего и как умер митрополит Филипп, и никто сейчас этого достоверно не знает, но в версию убийства его Малютой Скуратовым в отместку за отказ благословить опричников я бы поверила в самую последнюю очередь и только при наличии неопровержимых доказательств.

Лента новостей

  • В РПЦ допустили исправление жития митрополита Филиппа после слов Путина
  • Предъявите доказательства
  • Путин высказался о второй версии гибели митрополита Филиппа
  • Путин рассказал об альтернативной версии гибели митрополита Филиппа
  • Что еще почитать

Митрополит Филипп и Малюта Скуратов.

Если же кто-то намерен причинить вред другому человеку, пусть вспомнит историю святителя Филиппа и Малюты Скуратова, то, что Малюта вошел в историю России как изверг и убийца, а митрополит Филипп — как святой человек. Владимир Путин прокомментировал идею с восстановлением монастыря в Твери, где, предположительно, могло произойти убийство Малютой Скуратовым митрополита Филиппа. Президент России Владимир Путин усомнился, что Малюта Скуратов был виновным в убийстве митрополита Филиппа. В историографии убийцей митрополита называется Малюта Скуратов, а формальным поводом — отказ благословить опричников.

Гибель Святого

Историк и политолог рассказали, почему Путин не доверяет версии убийства митрополита Скуратовым Историк и политолог рассказали, почему Путин не доверяет версии убийства митрополита Скуратовым Президент России Владимир Путин высказал мнение, что главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов может быть непричастен к гибели митрополита Филиппа. Историк и политтехнолог в беседе с Инфо24 выдвинули свои варианты, почему глава государства не доверяет версии убийства священника Малютой Скуратовым. Историк Николай Сванидзе предположил, что российский лидер придерживается подобной версии, поскольку, возможно, одобряет позицию исторической школы, которая хочет канонизировать царя. Российский политолог, заместитель директора "Центра политических технологий" Алексей Макаркин, в свою очередь, считает, что президент мог лишь заинтересоваться точкой зрения канонизаторов, а выдвижение им версии, что Скуратов не имеет к смерти священника никакого отношения, — это показатель исторического интереса Путина. По словам Сванидзе, версия об убийстве Малютой Скуратовым митрополита Филиппа является канонической. Со времен автора "Жития святого Апостола Филиппа" Дмитрия Ростовского она никогда не оспаривалась, заявил историк. Честно говоря, не понятно. Не ясно, на какие источники он опирался при этом и кто его надоумил, потому что это странно. Малюта Скуратов даже в среде опричнины, крайне жестокой организации, был садистом.

В то же время пристав Стефан Кобылин, охранявший святителя Филиппа, официально сообщил, что тот умер в результате несчастного случая - угорел. Логично предположить, что Малюта Скуратов просто опоздал и, приехав в монастырь за благословением, нашел священнослужителя уже мертвым, за что устроил разнос настоятелю. В то же время, учитывая негативное отношение историков и мировой общественности к опричнине и Малюте Скуратову, логично предположить, что версия с удушением могла быть вымыслом и сознательным оговором. При этом важно отметить, что пристав Стефан Кобылин за то, что не уберег Филиппа, был пострижен в монахи и заточен в Спасо-Каменный монастырь. Все монахи, кто клеветал на низвергнутого митрополита, также подверглись жесткой опале. Однако эти репрессии не коснулись Малюты Скуратова. Очевидно, царь не считал главу своего сыскного ведомства виновным в смерти святителя Филиппа. В то же время подобных документальных подтверждений в отношении бояр, заподозренных в измене, - множество. В силу своего противоречивого характера Иван Грозный сочетал в себе качества талантливого государственного деятеля и глубоко верующего, но эмоционально неуравновешенного человека. Хорошо известно, что царь сильно переживал из-за всех казненных и убиенных по его приказу людей, неоднократно пытаясь отмолить свои грехи.

Однажды во время очередного раскаяния в 1583 году по указанию Ивана Грозного был составлен интересный документ, получивший название «Синодик опальных царя Ивана Грозного». Этот список включал в себя имена людей, пострадавших в годы правления царя, для их церковного поминовения. Документ готовился очень тщательно на основе списка казненных, составленного приказными дьяками с учетом документов опричнины. Отдельные имена Иван Грозный вписал в синодик лично. По данным историков, наиболее подробно в синодике отмечен период расследования дела Владимира Старицкого и последовавшего за ним новгородского похода 1567-1570 годов. Именно на это время пришлась опала и смерть святителя Филиппа.

Митрополит Филипп активно и публично обличал существование опричнины, произнося против нее обличительные проповеди. Однажды, 22 марта 1568 года, Филипп и вовсе отказался признать Ивана Грозного, который пришел в храм в одежде простого опричника. Благословение от митрополита царь в тот день получил лишь после просьбы бояр. Неудивительно, что вскоре Филипп подвергся опале и был сослан в тверской Отроч Успенский монастырь.

В качестве предлога для примирения накануне новгородского похода царя в 1569 году к святителю Филиппу за благословением выехал Малюта Скуратов. Незадолго до этого Григорий Лукьянович был назначен головой опричного сыскного ведомства по делам государственной измены и стремился доказать царю свою преданность. Сторонники гибели митрополита Филиппа от руки опричника утверждают, что Малюта Скуратов 23 декабря 1569 года вошел в келью к опальному священнослужителю, где с наигранным смирением попросил благословить Ивана Грозного на поход для искоренения измены в Новгороде и Пскове. С одной стороны, низложенный митрополит Филипп понимал, что отказ от благословения означает его немедленную смерть, а с другой - не мог не догадываться, сколько смертей принесет этим городам поход опричного войска. По легенде, святитель произнес: «Не кощунствуй, а делай то, зачем пришел». Малюта Скуратов, очевидно, ожидал подобного ответа, поскольку тут же бросился на Филиппа и задушил его подушкой. Затем высокопоставленный опричник прошел в покои настоятеля монастыря, где заявил, что бывший митрополит скончался от угара, поскольку в его келье было слишком жарко. Эта версия событий хотя и не подкреплена неопровержимыми фактами, но считается общепризнанной. Ее сторонниками являлись такие выдающиеся историки, как Н. Карамзин, С.

Соловьев и Н. Тем не менее подробное изучение косвенных фактов говорит о том, что Иван Грозный не имел никакого отношения к смерти святителя Филиппа.

Митрополит Иоанн считает заводчиками интриги новгородского архиепископа Пимена, желавшего самому стать митрополитом, епископов суздальского Пафнутия и рязанского Филофея. Им удалось в конце концов настроить царя против митрополита. Для сбора «компромата» заговорщики не поленились съездить на Соловки. В итоге, как уже было сказано, царь с большой неохотой, как подчёркивает Снычев согласился на соборный суд над митрополитом, в результате которого Филиппа низложили.

В декабре 1569 года царь двинулся на Новгород, чтобы «лично возглавить следствие по делу об измене… В ходе этого расследования могли вскрыться связи новгородских изменников, среди которых видное место занимал архиепископ Пимен, с московской боярской группой, замешанной в деле устранения святителя Филиппа с митрополии. В этих условиях опальный митрополит становился опаснейшим свидетелем». По версии митрополита Иоанна, Малюта Скуратов был послан царём в Отроч монастырь, чтобы предотвратить убийство Филиппа заговорщиками. Но Малюта опоздал и нашёл святителя уже мёртвым. Эту версию тоже невозможно доказать и проверить. Но она не хуже любой другой по данному вопросу и также обоснована источниками.

Вам понравилось? Не скрывайте это от мира — ставьте нравлики и поделитесь!

Иван Грозный и смерть митрополита Филиппа

Исторический факт затронули на встрече главы государства с губернатором Тверской области Игорем Руденей. Глава региона рассказал о восстановлении уничтоженного в советские годы Отроч монастыря в Твери. Затем он отметил, что в том месте стояла "церковь, где Малюта Скуратов задушил патриарха Филиппа". Путин в ответ заметил, что это лишь одна из версий. Речь шла о событии, которое произошло в 1569 году — во времена Ивана Грозного.

Казалось бы, ничто не предвещало катастрофы, трагедии, но она произошла. Произошла потому, что в то время царь Иоанн Васильевич, по прозвищу Грозный, боролся с оппозицией в лице Боярской думы. Став царем, он осознал личную ответственность за судьбу страны и, конечно, знал, как много противоречивых интересов сталкивается в Боярской думе, как борются бояре за свою власть, за свои материальные средства, за то, чтобы одному стать над другим и так далее.

Эта группа людей, именуемых Боярской думой, должна была в первую очередь думать о судьбах страны и, может быть, и о них думала, но слишком много было внутренних противоречий, и царь Иоанн Грозный с осторожностью посматривал в ту сторону, справедливо полагая, что от богатых, влиятельных людей может исходить не только добро, но и опасность для Отечества. Находясь в состоянии постоянной тревоги и проистекавшей из нее особой бдительности, царь был очень осторожен в том, чтобы проявлять доверие к боярам. Святитель Филипп также был из боярского рода Колычевых, из тогдашней русской аристократии. Человек выдающихся способностей, прекрасный проповедник, он был вровень царю, и так они и стояли в этом храме: здесь — царь, а здесь — святитель Филипп, как и полагалось в тогдашней Руси. Но, может быть, злые наветы вражии внушили царю чувство недоверия к митрополиту. Царь заподозрил его в опасных деяниях, будто митрополит склоняется к поддержке Боярской думы. Отличаясь, по всей вероятности, болезненной подозрительностью, Иоанн Грозный внушил себе, что от митрополита может исходить опасность для царского трона, что никак не соответствовало действительности.

В какой-то момент, когда эти подозрения стали перерастать в навязчивое состояние, царь принимает страшное решение убить святителя.

Такая версия распространена и среди тех, кто предлагал канонизировать Ивана Грозного за его военно-политические успехи и благочестие, сообщил политолог. Он, я думаю, возможно слышал об этой версии и мог ею заинтересоваться. В том контексте, что она позволяет, сохраняя прославление митрополита Филиппа, в то же время уважать и почитать Ивана Грозного как государственного деятеля", — заметил Макаркин. Он также добавил, что в высказывании Путина не было большого замысла или политтехнологического хода, приуроченного, например, к выборам. На электоральный процесс, по словам специалиста, это никак не повлияет. Президент тогда отметил, что это лишь одна из версий.

В начале сентября Путин предложил вторую версию гибели священника. Он заявил, что Малюта Скуратов может быть непричастен к ней, так как, возможно, опричник лишь "проезжал мимо".

Что в последствии стало одной из монеточек в копилочке будущей революции, революции которая вызревала на протяжении всего 19 века не связанной с большевизмом и коммунизмом, но которую в итоге перехватили и загребли себе коммунисты. Это в советских учебниках так представляли в школе. Потому что была идеология классовой борьбы Крепостных они не освобождали потому что жили за их счет Никто не запрещал дать крестьянам вольную, однако они этого не делали и периодически жаловались друг другу в письмах что денег нет шлют из имений 0 Vasilich 19-11-2022 04:02:38 Декабристы несмотря на их письма и дворянство, делились на группы, некие тайные сообщества по типу массонских лож, и среди них не было общего знаменателя, собственно это их и подвело помимо малочисленности.

Одни хотели убить царя другие были менее радикальными умеренными, одни хотели полностью уничтожить крепостное право другие видоизменить его, одни видели конституционную монархию другие республику. Одних казнили, других сослали.

Путин и Малюта Скуратов, или Кто убил митрополита Филиппа (Евгений Спицын)

В 1569-м Филиппа задушили. В историографии убийцей митрополита называется Малюта Скуратов, а формальным поводом — отказ благословить опричников. В 1652 году Филиппа канонизировала Русская православная церковь.

Напомним, в 1568 году в тверской Отроч монастырь был сослан смещенный митрополит Московский и всея Руси Филипп, попавший в опалу Ивана Грозного. Годом позже царь проезжал через Тверь по дороге в Великий Новгород, и, остановившись в городе, просил у узника благословения, в чем Филипп Ивану Грозному отказал. После этого, согласно житию святителя Филиппа, Малюта Скуратов задушил узника подушкой.

Следует сказать, что все без исключения составители этих документов являлись политическими противниками царя, и потому необходимо критическое отношение к данным источникам. Тем более что составлены они были много лет спустя после описываемых в них событий. Историк Вячеслав Манягин подробно рассмотрел версию убийства святителя Филиппа, изучил архивные документы и пришел к следующим выводам: 1. Филиппа, называет его «всея Русии чудотворцем», то есть летописец говорит о нем, как об уже канонизированном святом.

Это свидетельствует о том, что летописная запись составлена несколько десятилетий спустя после смерти св. Мазуринская летопись за 1570 год, сообщая о его смерти, прямо ссылается на соловецкое «Житие», которое было составлено не ранее самого конца XVI века, а то и в начале XVII века. Разница между событием и летописной записью составляет 30—40 лет! Это все равно, как если бы написанную в 1993 году биографию Сталина через 400 лет стали бы выдавать за непререкаемое историческое свидетельство. Что касается «Мемуаров» Таубе и Крузе, то они многословны и подробны, но их явно клеветнический характер выводит их за скобки достоверных источников. Серьезные научные исследователи не считают их таковыми. Так, ведущий специалист по русской истории того периода, Р.

Скрынников отмечает: «Очевидцы событий, Таубе и Крузе, составили через четыре года после суда пространный, но весьма тенденциозный отчет о событиях». Кроме того, нравственный облик этих политических проходимцев, запятнавших себя многочисленными изменами, лишает их права быть свидетелями на суде истории, да и на любом другом суде. То же можно сказать и о князе Андрее Курбском. Будучи командующим русскими войсками в Ливонии, он вступил в сговор с польским королем Сигизмундом, и изменил во время боевых действий. Получил за предательство награду землями и крепостными в Литве. Лично командовал военными действиями против России. Польско-литовские и татарские отряды под его командованием не только воевали русскую землю, но и разрушали православные храмы, что он сам не отрицает в своих письмах к Царю оговаривая только свое личное неучастие в святотатстве.

Как источник информации о событиях в России после 1564 года он не достоверен не только в силу своего резко негативного отношения к государю, но и просто потому, что жил на территории другой страны и не был очевидцем событий. Практически на каждой странице его сочинений встречаются «ошибки» и «неточности», большинство из которых является преднамеренной клеветой. Как ни прискорбно, но и «Житие» митрополита Филиппа вызывает множество вопросов. Оно было написано противниками царя Иоанна примерно 35 лет спустя после кончины святителя, и содержит много фактографических ошибок. Скрынников указывает на то, что «Житие митрополита Филиппа» было написано… в 90-х годах XVI века в Соловецком монастыре. Авторы его не были очевидцами описываемых событий, но использовали воспоминания живых свидетелей: старца Симеона Семена Кобылина , бывшего пристава у Ф. Колычева и соловецких монахов, ездивших в Москву во время суда над Филиппом».

Разумно ли принимать слова таких людей на веру, даже если их слова приняли форму жития? Вполне понятно отношение этих людей к государю, их желание выгородить себя и подставить других. Таким образом, источники, «свидетельствующие» об убиении свт. Филиппа Скуратовым-Бельским по приказу царя, составлены во враждебном царю окружении, причем много лет спустя после описываемых событий. Их составители пишут с чужих слов, испытывают ярко выраженное неприятие проводимой московским правительством политики централизации и охотно повторяют слухи, порочащие московских государей. Эти первоисточники слишком предвзяты и ненадежны. Притом сами факты — суд над святителем по наущению ряда высших иерархов Церкви, лишение его сана, ссылка и мученическая кончина — не подвергаются автором данных строк ни малейшему сомнению.

Он «давно ставил исследователей в тупик своей путаностью и обилием ошибок» Скрынников.

Сообщите через форму обратной связи.

В РПЦ допустили исправление жития митрополита Филиппа после слов Путина

Кому-то угодил Малюта Скуратов, следовательно, и «верный служилец государев тоже никак не мог совершить подобное». Во время новгородского похода в 1569 году царь направил в монастырь к Филиппу Малюту Скуратова попросить у него благословения на поход. В историографии убийцей митрополита называется Малюта Скуратов, а формальным поводом — отказ благословить опричников.

Историк и политолог рассказали, почему Путин не доверяет версии убийства митрополита Скуратовым

лишь одна из версий. Опричник Малюта Скуратов мог быть непричастен к смерти митрополита Филиппа в XVI веке. Об этом заявил российский президент Владимир Путин в ходе выступления на ВЭФ, отвечая на вопрос модератора пленарного заседания о версиях гибели опального священнослужителя. Президент РФ Владимир Путин озвучил вторую версии гибели митрополита Филиппа, согласно которой его не убивал Малюта Скуратов.

Гибель Святого

Об этом он сообщил в разговоре с главой Тверской области Игорем Руденей. Губернатор рассказал российскому лидеру о планах восстановить монастырь Отрочь в Твери. Руденя отметил, что реконструкция затронет церковь, где помощник Ивана Грозного задушил митрополита.

Музей-заповедник «Коломенское». Справа — Федор у стен Соловецкого монастыря. Фото: wikipedia В крайне суровых условиях севера, много и тяжело работая на хозяйственных послушаниях, Филипп старался для молитвы удаляться в пустынь. Там, по монастырскому поверью, Филиппу явился окровавленный Христос, предрекая дальнейшую судьбу и мученичество. Братья неоднократно пытались выбрать Филиппа игуменом, а тот неоднократно отказывался. Но в 1546 году он принимает игуменство и управляет монастырем 20 лет. Тяга к уединению и молитве у игумена Филиппа сочеталась с редкими административными способностями, а две традиции русской Церкви — нестяжателя Нила Сорского и запасливого Иосифа Волоцкого в его жизни соединялись без конфликта.

При игумене Филиппе выросли земельные владения обители, богатые жертвователи, в том числе и сам царь Иван IV, сами одаривали монастырь вкладами. На полученные средства игумен начал масштабное строительство. При нем на Соловках поднялся каменный Успенский храм, трапезная палата, Спасо-Преображенский собор, множество хозяйственных построек, возникла сеть каналов и появилась несколько технических приспособлений, облегчавших тяжкий труд иноков. На Большом Заяцком острове появилась превосходная гавань с гостиницей. Пополнились монастырская библиотека и ризница. Вместе с тем, строгий устав, разработанный Филиппом, не поощрял стяжательства. Молитвенная жизнь обители давала добрый образец другим монастырям Беломорья. От судьбы не уйдешь Икона митрополита Филиппа. Слева — работы Симона Ушакова, 1653 год.

Справа — святитель Филипп митрополит московский в житии, икона 17 века. Фото: wikipedia, obraz.

Отец его был ближним боярином при Великом князе Василии 1479-1533 и заседал в боярской думе,Филипп Фёдор молодость провел при дворе. В Соловецком монастыре он зарекомендовал себя необыкновенными хозяйственными способностями. Посетив Москву в 1551г,игумен Филипп заслужил особое расположение Царя,который сделал ради его щедрые пожалования Соловецкой обители. В надежде на эти щедроты,Царь ожидал найти в Филиппе молчаливого участника его политике. Вызванный в Москву,Филипп сначала отказался от предложенного ему сана,но,понуждаем Царём поставил с своей стороны условием отмену опричнины;"а не отменит Царь,ему-Филлипу-митрополитом быть невозможно".

Царь отложил свой гнев и дозволил посвятить Филиппа в Митрополита с условием,"чтобы он в опричнину и в царский обиход не вступался". И Филипп дал на это свое согласие и был поставлен в Митрополита 25 июля 1566г. Прошло в мире не больше года. В 1567г. Митрополит Филипп 1507-1569 обратился к Царю с увещеванием.

Иван Грозный, хорошо разбиравшийся в людях, искал в лице Церкви союзника и знал, что будущий св. Филипп не интриган и не предаст. Царь надеялся на личную преданность св. Филиппа, известного ему как человека скорее, мягкого и совершенно не амбициозного. Филипп ставит Грозному условие — право обращаться к царю с просьбами о помиловании. Это право было у Церкви раньше, но Иван Грозный его отменил. Царь выдвинул свое условие — митрополит не должен вмешиваться в дела опричнины. В 1566 году этому нововведению было всего два года и известных кровавых дел за ним еще не числилось. Филипп согласился. С укреплением опричных порядков монарх все реже прислушивался к голосу Церкви. Архиереев, пытавшихся заступиться за «изменников», он самих подозревал в предательстве. А свое обещание позволить митрополиту вступаться за опальных царь впоследствии нарушил. Но еще какое-то время отношения главы Церкви и главы государства остаются добрыми. Так, в одном из посланий к братии Соловецкого монастыря, митрополит, отправляя из Москвы милостыню, просил молиться за государя и его семью. Послание оканчивалось словами, в которых ясно виден душевный стержень святителя: «А я вас благословляю и много челом бью… Бога ради, живите любовно». Отказ в благословении Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного. Турлыгин, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. Врубеля В 1567 году, расследуя дело конюшего И.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий