236 метров у правого берега – это «американская» ДнепроГЭС –1, мощность которой доведена до 651 мвт. Мощность восстановленного Днепрогэса превысила довоенную на 16 % и составила 650 тыс. кВт. Мощность генератора составила 90 МВт против мощности 77,5 МВт старых генераторов. На АЭС «Пакш» установлены четыре реактора ВВЭР-440 российского производства общей мощностью около 2000 мегаватт. Результаты ввода Днепрогэса в эксплуатацию оценивались Госпланом СССР в "Итогах выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР" (1933 г.).
Неисчерпаемая энергия
Но в Европейской части бывшей Российской империи главные реки равнинные, только некоторые их участки имеют высокие берега и узкости, в которых реки можно запрудить, создавая таким образом перепад уровней воды, то есть напор. И всё же, одновременно с американцами, в 1896 году под Петербургом была построена первая промышленная ГЭС мощностью в 300 киловатт, хоть и в 3000 раз меньше Ниагарской. Напомню: киловатт—1,2 «лошадиной силы». Утюг—до 1,6 кВт. Квартира—3-4 кВт. Общая мощность ГЭС России достигла 16 мегаватт 16000 киловатт. К этому времени по электро энерговооружённости Россия занимала 8-е место в мире, имея 14 киловатт на человека, в 20 раз меньше, чем в США. Недостаток ГЭС восполнялся строительством тепловых электростанций, и общая мощность электростанций России достигла 1098 мегаватт, что равно мощности одного энергоблока Чернобыльской АЭС. В Украине располагалась треть электрических мощностей, 304,3 мегаватта.
А первая тепловая электростанция в Киеве, мощностью около 1 мегаватта, сооружена в 1890 году на Подоле. Как видим, с ГЭС в России «была напряжёнка». А ведь электроэнергия, выработанная на них, значительно дешевле выработанной на тепловых электростанциях—не надо добывать и возить топливо, не нужен котельный цех, не нужно многое другое. Гидроэлектростанция, если надёжна плотина, проще, надёжней и безопасней. Её генераторы вращаются с оборотами раз в двадцать меньше, нет пара, разогретого до 300 и более градусов, идущего на турбины под давлением до 200 атмосфер. Разогнать турбины ГЭС «с нуля» до рабочей частоты можно за считанные минуты, тогда как на то же для «тепловушки» требуется не один час. Потому инженеры Ф. А Пироцкий, И.
Тиле, Г. Графтио, И. Путь длиной в четверть века В 1905 году инженеры Г. Графтио и С. Максимов разработали первую схему затопления порогов Днепра. Днепр выше современного Запорожья был перекрыт девятью порогами , делавшими здесь реку абсолютно несудоходной. Схема Графтио — Максимова предусматривала на участке от Днепропетровска до Александровска нынешнее Запорожье создание трех ГЭС общей мощностью 80-90 мегаватт.
Потому что при этом были бы затоплены церкви и кладбища, что на протяжении всей истории человечества считалось кощунством.
Царь отказался от строительства Днепрогэса по той же причине, хотя проект инженера Генриха Графтио предусматривал сооружение трех последовательных плотин и затопление сравнительно небольшой территории. Но пришли другие времена — в 1920 году тот самый Глеб Кржижановский, которого епископ Симеон назвал богоотступником, возглавил комиссию по разработке государственного плана электрификации России ГОЭЛРО. Этот план, рассчитанный на 10 — 15 лет, предусматривал строительство тридцати районных электростанций общей мощностью 1,75 млн. КВт, в том числе десяти ГЭС. Насколько можно судить, строительство такого грандиозного сооружения, как Днепрогэс, план не предусматривал. Когда же родилась идея строить плотину высотой 62 метра, под которую понадобилось затопить не только церкви и кладбища, но даже поселки и поля? Сейчас авторы панегириков, посвященных Днепрогэсу, захлебываясь от восторга, рассказывают о том, что вопрос о строительстве Днепрогэса решался на специально созванном зимой 1927 года заседании политбюро ВКП б. Судя по их рассказам, спорили на этом заседании об одном — самим строить Днепрогэс или привлечь к этому делу иностранные фирмы.
Дискуссия длилась несколько часов, пока, наконец, Сталин проникновенно не обратился к строителям: «Какое ваше мнение, товарищи? Вождь внимательно посмотрел в глаза Винтеру и подвел итог обсуждения: «Хорошо, будем строить сами». Легенда, конечно, красивая, но не совсем понятно, о чем так долго спорили. Может быть, речь шла о заключении договора с турецкими строителями? Или об использовании импортных турбин и привлечении консультантов из-за рубежа? А в итоге решили, стало быть, обойтись своими силами? Но почему же тогда на плотине Днепрогэса были установлены американские турбины, а шеф-консультант Днепростроя полковник Хью Купер был даже награжден орденом Трудового Красного Знамени? На фото Хью Купер на фоне Днепрогэс: И кстати, почему ссылки даются на мнение какого-то Винтера, не имеющего ни малейшего представления о гидротехнических характеристиках реки Днепр, а не на автора проекта Генриха Графтио?
Кстати, замечательный инженер Графтио известен также тем, что именно он разработал проект электрификации крымской железной дороги. На самом деле речь на заседании политбюро шла о другом: строить три плотины или одну, затапливая огромную территорию, на которой живут около 50 тысяч человек. Генрих Графтио отстаивал свой проект, но Сталин отдал предпочтение другому, предусматривающему возведение грандиозного Днепрогэса. Автором этого проекта был ученик Графтио — Иван Александров. Он был назначен главным инженером Днепростроя. Возглавил строительство Александр Винтер. Почему же Сталину пришелся по душе именно Днепрогэс? Может быть, одна огромная плотина выдавала больше электроэнергии, чем три маленьких?
Как раз наоборот: проект Графтио обещал электроэнергии на треть больше. Кроме того, его осуществление было на треть дешевле и проще. И кстати, судоходство по Днепру три плотины обеспечивали бы ничуть не хуже, чем одна. Видимо, вождь руководствовался вовсе не экономическими соображениями. Не намеревался ли он построить символ могущества и нерушимости Страны Советов? В пользу этого предположения свидетельствует то, что Сталин очень внимательно относился к тому, как будет выглядеть Днепрогэс снаружи. Сейчас в буклетах, посвященных истории Днепрогэса, можно прочитать о том, что это сооружение представляет собой замечательный шедевр архитектуры и что его архитектором был основоположник советского конструктивизма Виктор Веснин. Однако по художественным критериям конструктивизма длинный симметричный фасад Днепрогэса, облицованный к тому же рустованным камнем, никак не может считаться шедевром.
Любопытно, что в ходе обсуждения проектов Хью Купер заявил о том, что он «лучше ляжет живым в гроб, чем увидит эту станцию выстроенной по проекту группы Веснина». Не исключено, что это заявление и побудило конкурсную комиссию под председательством Авеля Енукидзе выбрать проект Веснина, в который по ходу дела были внесены коррективы в виде того же рустованного камня. К этому камню, как известно, очень благоволил Сталин, приказав облицевать им чуть ли не пол-Москвы. И здесь надо отдать должное Александру Винтеру — первым делом он занялся бытовыми вопросами. На правом берегу была построена общественная столовая, рассчитанная на восемь тысяч обедов в день. Оборудование для столовой закупили в Германии. К 1928 году построили пять поселков для строителей на правом берегу Днепра и один на левом. Всего было построено 658 домов, общежитий и бараков, амбулатория, фильтрационная и пожарная станции, зимний и летний театры, школа, детсад и многое другое.
У Винтера был прямолинейный и резкий характер. Ходил он в высоких сапогах, всюду заглядывал, щупал все руками, давал указания относительно малейших пустяков. Устраивал скандалы, когда видел какое-то безобразие. Требовал от местного исполкома запретить продажу водки. У него не было семьи, а на Днепрогэсе он поседел. В проспектах обязательно упоминается и о том, что к строительству Днепрогэса не привлекались заключенные. Иными словами, любой строитель мог при желании уволиться и отправиться домой? Нет, не мог.
Фактически строители находились на положении заключенных. Правда, поначалу у них хотя бы были сносные жилищно-бытовые условия. Но если в ноябре 1927 года на строительстве работали 13 тысяч человек, то в октябре 1931 года уже 43 тысячи, а в 1932 году 63 тысячи строителей. И это без учета членов их семей. В итоге условия жизни рабочих Днепростроя стали ужасающими. На фото группа ударников-плотников из бригады Щербакова, которые работали на строительстве Что касается условий труда строителей, то о том, насколько они были тяжелыми, даже спорить не приходится. Сейчас в потерны — огромные бетонные тоннели в чреве Днепрогэса — ежесекундно просачивается всего лишь стакан воды, что свидетельствует об очень высоком качестве бетона. Еще бы ему не быть высоким, ведь строители Днепростроя круглый год месили его ногами.
Американские консультанты даже заключали пари — как долго выдержат люди такую каторжную работу. Известно, что при строительстве «Дамбы Гувера», где широко применялись экскаваторы и бетономешалки, погибли 96 рабочих. Сколько строителей Днепростроя преждевременно ушли из жизни, никто не считал. Строительство Днепрогэс За всю историю строительства Днепрогэса случались и аварии. Одна из самых крупных произошла весной 1928-го: упал забор из металлических шпунтов. Пошли слухи о диверсии. Но выяснилось, что аварию вызвало разворовывание крепежных тросов. Через 18 дней шпунты установили на место, а строительство не прекращалось ни на час.
Оборот рабочей силы тоже не прекращался. На протяжении 1932 года на стройку приняли 90 тыс. Торжественное открытие Днепрогэса назначили на 1 октября 1932 года. Ожидали приезда руководителя государства Иосифа Сталина. Однако он посоветовал объединить пуск объекта с днем рождения начальника строительства — 10 октября. На столах — большой выбор блюд, вина из подвалов Массандры. Демократия была полная: рядом с прославленным комбригом сидел рядовой колхозник, с академиком чокался монтажник. В конторах отделов стояли столы с водкой, мясом, хлебом.
Кто-угодно мог выпить и закусить, сколько душа пожелает! На глазах у него были слезы. Мы расцеловались по русскому обычаю. К слову о супе — на приобретение турбин фирмы «Ньюпорт Хьюз» пошли деньги, вырученные от продажи за рубеж не только художественных ценностей Эрмитажа, но и зерна, в том числе семенного фонда. Вследствие этого вскоре после строительства Днепрогэса в Украине и Поволжье разразился массовый голод. Вот такой ценой на полтора года позже намеченного срока и был построен этот индустриальный гигант, который стал визитной карточкой социализма.
В Рыбинске же была возможность создать мощный запас воды — 25 кубокилометров. Такое гигантское водохранилище позволяло свободно, в зависимости от потребностей, манипулировать стоком.
Принятая схема позволила радикально решить транспортно-энергетические проблемы: обеспечение выхода канала имени Москвы в сторону Нижней Волги и Волго-Балтийского водного пути; создание достаточной судоходной глубины на участке Рыбинск — Астрахань и обеспечение наиболее эффективного использования водноэнергетических ресурсов верхнего и среднего течения Волги. Главный инженер строительства канала С. Жук, начальник техотдела В. Журин и его зам Г. Чернилов предложили перенести створ гидроузла выше Рыбинска, разместив его раздельно на реке Волге в районе Перебор и на Шексне. При этом создавалось единое для обеих рек водохранилище. Что этим достигалось? Повышение напора до 18 метров давало возможность поставить агрегаты мощностью 55 мегаватт.
По сравнению с упоминавшимися 15 мегаваттами — космос. Однако в те годы не было возможности создать на Ленинградском металлическом заводе такие мощные турбины, и тогда Чернилову пришлось лично убеждать и воодушевлять конструкторов и директора предприятия, чтобы они начали создание таких агрегатов — поворотно-лопастных турбин мощностью до 70 мегаватт. Замысел удалось воплотить. Девятиметровое рабочее колесо гидроагрегата опередило по времени все мировые аналоги, а запуск впоследствии всех шести агрегатов Рыбинской ГЭС позволил ей стать одной из крупнейших в Европе гидроэлектростанцией. В год гидроэлектростанция должна была вырабатывать один миллиард сто миллионов киловатт-часов электроэнергии.
В июле 2014 года специалисты предприятия изготовили и испытали рабочее колесо гидротурбины. В присутствии заказчика были проведены функциональные, масляные и гидравлические испытания. В результате подписан акт сдачи-приемки о том, что все контролируемые параметры соответствуют требованиям, и приняты заказчиком.
Советско-американский ДнепроГЭС
Но через пару лет Днепрострой превратился в программный проект советского правительства, средства нашлись. Одним из источников были иностранные кредиты — и источником очень важным, потому что для покупки высокотехнологичного оборудования и механизмов требовалась валюта. Летом 1926 года целая группа инженеров из «Купер Компани» прибыла на берега Днепра и начала обследовать выбранный советским правительством и Днепростроем участок на предмет его пригодности для сооружения ГЭС. Затем американцы ознакомились с проектом Александрова и — скорее в британских традициях — выразили некоторые сомнения вместо того, чтобы его раскритиковать. После этих сомнений в 1927 Александрову пришлось отправиться в США, в тур по проектным бюро, плотинам и электростанциям.
Там же, в США, было заказано и строительное оборудование на сумму в 1,5 миллиона долларов на кредитные средства, США же и предоставленные. Дополнительно была заказана строительная техника и в Германии включая специальные уникальные камнедробильные машины. В общем, западные экономики обеспечивали всё необходимое для строительных работ — от строительной техники и автомобилей до разборных столовых и прачечных, но стандартная политика Советского государства по отношению к иностранным бизнес-партнёрам была, мягко говоря, циничной: предполагалось, что сперва они вложат средства в развитие какого-то проекта, ну а потом… потом иностранцев можно будет отстранить от реализации проекта. Авария на крупной ГЭС создаст угрозу для жизни и здоровья миллионов людей.
ГЭС наносят ущерб биоразнообразию. Проекты строительства ГЭС не учитывают климатических изменений, поскольку их трудно предсказать. С водохранилищами ГЭС связаны огромные выбросы парниковых газов. Первые тревожные вести о состоянии ДнепроГЭСа зазвучали ещё в прошлом году, а в начале 2019-го года власти Запорожья и вовсе запретили передвижение по плотине машин весом более 25 тонн.
Этот шаг откровенного отчаяния — последняя надежда на то, что дамба ГЭС не рухнет. А вот разговоры о капитальной модернизации ДнепроГЭСа начали вести ещё в 80-е годы прошлого века. Но в то же время основательное строительство и модернизация шли по всей Украине — прощальный подарок неблагодарному потомству от Союза.
Строительство началось в апреле 1927 года. Поле строительства ГЭС мост через Днепр по проекту оказывался в зоне затопления, однако необходимо было сохранить эту важную транспортную связь. Изначально предлагалось строить новые металлические мосты на массивных гранитных столбах большой высоты. Позже было решено заменить гранитных гигантов легкими и более дешевыми стальными арками. Наиболее подходящий материал для этого решения - сталь с более высоким содержанием кремния, что заставило обратиться в одну из передовых сталелитейных стран тогго времени - Чехию. Детали для моста рядом с новой ГЭС делали на Витковицких заводах.
Самая большая из арок моста пролетом 224 метров когда-то была самой большой в Европе. В августе 1941 года перед наступающими немцами мост будет разрушен вместе с плотиной. Поврежденная плотина электростанции под стальной аркой август 1941 года Огромных успехов добился СССР в области гидротехнического строительства. Были одержаны блестящие победы на Магнитострое первая в мире по длине плотина была закончена вместо 120 дней в 70 дней и на Днепрострое. Эти победы тем более значительны, что мы делаем лишь первые шаги. Проектная мощность 560 МВт была достигнута в 1939 году. Укладкой последней бадьи в гребенку плотины 28 марта 1932 года закончен героический этап борьбы человека со стихией. Стихия была окончательно подчинена, и ее силы поставлены на службу социалистическому обществу. Днепровская плотина существует, и подпертые ею воды Днепра приводят в движение крупнейшие турбины в мире.
В мире плотины, равной по величине Днепровскому бетонному гиганту. Заканчивая плотину в завершающем году первой пятилетки, страна строящегося социализма опережает на этом участке европейскую технику и становится на один уровень с лучшими образцами американской техники. Как строилась плотина, гидростанция и шлюз, 1932 год "Днепровская плотина" - почтовая марка СССР 1932 года из серии "15-летие Великой октябрьской революции" ДнепроГЭС в 30-х годах При отступлении советских войск в начале Великой Отечественной войны была предпринята попытка эвакуировать технику со всех энергетических заводов на Урал. Однако транспортировка оборудования с гидроэлектростанции «Днепрогэс» для конструкций таких огромных размеров была невозможна. Приказ об уничтожении электростанции отдал сам Сталин. Взрыв в 20 тонн тротила пробил дыру длиной 135 метров, через которую вылилась ударная волна, вызвав затопление и разрушение прибрежной зоны. В конечном итоге река Днепр фактически замедлила дальнейшее продвижение немецких войск на южном участке фронта, и бои за мост под плотиной продолжались до середины сентября.
Американцы в то время не делали турбин такой мощности и были поражены, когда советские инженеры предложили сварную конструкцию генератора и ротора.
Впоследствии энергетики всего мира стали использовать сварные конструкции в больших агрегатах. К слову, они стали первыми иностранными гражданами, награжденными этим орденом. Вследствие строительства плотины ДнепроГЭС были затоплены днепровские пороги, что обеспечило судоходство по всему течению Днепра. Благодаря удачному выбору места для плотины затоплению подлежали лишь 15,5 тыс. Разрушенная часть плотины была восстановлена немецкими строительными частями, а летом 1942 года вместо выведенного из строя заработало новое, немецкое оборудование гидроэлектростанции. Осенью 1943 года при отступлении частей вермахта плотина ДнепроГЭС вновь была взорвана.
Проектирование 5 марта 1921 года постановлением Комитета государственных сооружений И.
Александрову было поручено проектирование Днепровской ГЭС. В ходе проектирования были разработаны девять вариантов гидроузла. Первые три из них различались расположением плотины и компоновкой сооружений. Для дальнейшей проработки был принят вариант гидроузла с одной прямолинейной плотиной из бутовой кладки, облицованной гранитом, длиной 720 м с 25 пролётами, с расположением здания ГЭС на правом берегу и судоходного шлюза на левом берегу. В ходе дальнейшего проектирования по предложению американских консультантов фирмы «Х. В девятом представленном на утверждение проекте форма плотины была изменена на криволинейную с увеличением количества пролётов до 47. После успешного прохождения экспертиз как советских специалистов, так и американских инженеров проект Днепровской ГЭС был утверждён 29 октября 1926 года.
Согласно утверждённому проекту, строительство станции предусматривалось в две очереди, в первую очередь монтировались семь гидроагрегатов мощностью по 35 МВт, во вторую — ещё шесть таких же гидроагрегатов; таким образом, мощность ГЭС первой очереди должна была составлять 245 МВт, а при полном развитии — 455 МВт. В 1929 году, уже в ходе строительства, учитывая возможности заводов по изготовлению более мощных гидроагрегатов, было принято решение уменьшить количество гидроагрегатов до девяти при одновременном росте их мощности до 62 МВт, а также при увеличении общей мощности станции до 558 МВт. Это было связано со сложностью и масштабностью проекта опыт строительства столь крупных гидроэлектростанций на тот момент отсутствовал не только в СССР, но и в Европе , необходимостью выделения значительных средств, лоббированием союзными республиками конкурирующих крупных проектов, а также противоречиями между Л. Троцким и И. Для организации строительства было создано Управление Днепростроя, начальником строительства был назначен А. Винтер, главным инженером Б. Веденеев его заместителем был П.
Лаупман , помощником начальника строительства П. Роттерт, председателем технического совета И. Александров, главным зарубежным консультантом Х. Кроме американской фирмы «Х. Строительство станции предстояло осуществить в очень сжатые сроки — пуск первого гидроагрегата был намечен на декабрь 1932 года. Руководители строительства Днепрогэса И. Александров — создатель проекта А.
Винтер — начальник строительства Б. Веденеев — главный инженер строительства В. Веснин — главный архитектор Хью Купер — главный консультант проекта с американской стороны Земляные работы на строительстве Днепрогэса были начаты 15 марта 1927 года. Первоначально строительные работы практически не были механизированы, но уже в августе 1927 года на стройку поступили первые экскаваторы. Впоследствии количество техники было значительно увеличено, уже в 1929 году на строительстве работали 45 различных кранов, 10 экскаваторов, 56 паровозов и 89 большегрузных опрокидных платформ думпкаров. Торжественная церемония закладки гидроэлектростанции состоялась 8 ноября 1927 года. В 1928 году был в целом завершён подготовительный этап строительства — создание производственной базы, дорог, строительство перемычек правобережного и левобережного котлованов.
Правобережная и левобережная площадка строительства были через специально построенные станции соединены с железнодорожной сетью страны. Для обеспечения стройки электроэнергией была смонтирована временная тепловая электростанция мощностью 13 МВт. Особенностью выбранного створа гидроузла являлось наличие двух островов, что позволяло перекрывать перемычками отдельные протоки. В августе — октябре 1928 года правобережный и левобережный котлованы, образованные ряжевыми перемычками, были осушены, после чего в котлованах была произведена выемка наносов и разрушенного слоя скальных пород, достигавшего толщины 7 м. Первый бетон в небольших объёмах был уложен в сооружения станции в ноябре 1928 года, но массовая укладка бетона началась в июле 1929 года после повторного осушения котлованов котлованы затапливались во время половодья, поскольку по экономическим соображениям высота перемычек не обеспечивала незатопляемость котлованов в этот период. В январе 1930 года перемычки в левобережном котловане были разобраны, что позволило организовать пропуск воды через уже построенные сооружения поверх недостроенной плотины и перекрыть среднюю протоку, образовав третий котлован. В 1930 году на плотине было уложено 313 тыс.
Укладка бетона велась паровыми передвигающимися по железнодорожным путям и мачтовыми кранами, бетон к которым подвозился поездами, для чего прямо на плотине были проложены и неоднократно по мере строительства переустраивались железнодорожные пути. В период максимальной интенсивности укладки бетона в 1930 году на плотине были задействованы 21 кран и 19 поездов. Одновременно с плотиной в собственном котловане сделанном незатопляемым велось строительство здания ГЭС, разработка этого котлована была начата в июне 1927 года, а в июле 1929 года приступили к укладке бетона. Всего в 1930 году в здание ГЭС было уложено 33,4 тыс. В 1930 году был начат монтаж гидротурбин и гидрогенераторов, поставленных американскими фирмами Newport News Shipbuilding и General Electric соответственно кроме четырёх основных гидрогенераторов, а также гидроагрегата собственных нужд, изготовленных в СССР. Также велось строительство судоходного шлюза с подходами, гавани, распределительного устройства, мостов на станции и в нижнем бьефе. В 1933 году был открыт судоходный шлюз и пущен шестой гидроагрегат, в 1934 году заработал седьмой гидроагрегат.
За успешное строительство станции А. Винтер, И.
Состоялось торжественное открытие Днепровской гидроэлектростанции
Гидроэлектростанцию мощностью 18 Мегаватт строят в Жуалынском районе Жамбылской области. По данным местных пабликов, плотина ДнепроГЭСа осталась невредимой, однако полностью уничтоженными оказались машинные залы, где работали электрогенерационные турбины, также станция лишилась способности управлять шлюзами, регулирующими мощность подаваемого. Реализация проекта второго этапа модернизации позволит увеличить мощность станции на 85,2 МВт, при этом суммарная мощность ДнепроГЭС составит 1610,6 МВт. Благодаря чему общая мощность Тупалангской ГЭС достигла 175 мегаватт и стала второй по величине станцией в Узбекистане после Чарвакской ГЭС.
Днепровская гидроэлектростанция (ДнепроГЭС)
Днепрогэс стал уникальным сооружением, поскольку мощность каждого энергогенератора составила 62 МВт, что стало новинкой для всего цивилизованного мира. Выходит, что в сумме мощность Днепрогэса, Ладыжинской и Бурштынской ТЭС, а также выведенной из строя в Харькове ТЭЦ-5 дают около четверти регулирующих мощностей. Гидроэлектростанцию мощностью 18 Мегаватт строят в Жуалынском районе Жамбылской области. Благодаря чему общая мощность Тупалангской ГЭС достигла 175 мегаватт и стала второй по величине станцией в Узбекистане после Чарвакской ГЭС.
Неисчерпаемая энергия
В 1969 — 80-х гг. построен Днепрогэс-2 первоначальной мощностью 836 МВт; после модернизации 2000-х годов мощность достигла 900 МВт. ДнепроГЭС самая мощная гидроэлектростанция, которая входила в единую энергетическую систему и обеспечивала более 10% суточного распределения электроэнергии, выполняя роль "пикового регулятора"", – сказал Рогов РИА его мнению. Выходит, что в сумме мощность Днепрогэса, Ладыжинской и Бурштынской ТЭС, а также выведенной из строя в Харькове ТЭЦ-5 дают около четверти регулирующих мощностей. Днепрогэс был одной из немногих строек в стране, где не использовался труд заключенных, а вот вольнонаемные стекались отовсюду.
Рогов рассказал о последствиях вывода из строя ДнепроГЭС для Киева
Днепрогэс является крупнейшей гидроэлектростанцией страны. Это огромное количество дешёвой электроэнергии, которое обеспечивает работу промышленных предприятий, домов и организаций. Помимо электроэнергии, Днепрогэс своим появлением решил проблему судоходства на реке Днепр. Затопив Днепровские пороги, станция обеспечила непрерывное движение судов и транспорта по реке. Это важно для экономики и логистики страны. С середины 1990-х годов проводилась некоторая модернизация Днепровской ГЭС, включая замену гидроагрегатов с постепенным увеличением мощности станции.
Это позволяет сохранять её роль в современной энергетике и обеспечивать потребности страны в электроэнергии. Последствия прилётов для ДнепроГЭС Министр энергетики Герман Галущенко отметил, что это самая масштабная атака на энергетическую систему в последнее время.
Мощность Днепрогэса достигает 1569 МВт, это самая мощная ступень Днепровского каскада. Взрывы также были слышны в Одессе и Днепропетровске, где наблюдаются перебои с подачей электроэнергии. Графики аварийных отключений экстренно введены в Кривом Роге. Кроме того, зафиксированы попадания в Киевской, Хмельницкой и Николаевской областях.
Отмечается, что в 2019 году во время посещения президентом ГЭС, которая работала на двух энергоблоках общей мощностью 30 мегаватт, было дано поручение построить еще два гидроагрегата общей мощностью 145 мегаватт. Отмечается, что станция получила способность вырабатывать дополнительно 467 млн киловатт-часов электроэнергии в год, благодаря чему в год будет экономиться в среднем 107 млн кубометров природного газа. На обновленной ГЭС прошла презентация мер по увеличению потенциала гидроэнергетики на базе реки Тупаланг.
Мощность Днепрогэса достигает 1569 МВт, это самая мощная ступень Днепровского каскада. Графики аварийных отключений экстренно введены в Кривом Роге. Кроме того, зафиксированы попадания в Киевской, Хмельницкой и Николаевской областях. Министр энергетики Украины Герман Галущенко уже заявил о том, что нынешние удары по энергетическим объектам стали самыми масштабными за последнее время.
«Жалко, конечно, ДнепроГЭС. Не Украина ее строила…»
В состав сооружений Киевского гидроузла входят: отдельные здания ГЭС, бетонная водосливная плотина с 20-й водосливами, судоходный шлюз, ОРУ — 110 кВ, земляные плотины и дамбы, комплекс сооружений ГАЭС с верховой водоемом. Днепр образует Днепродзержинское водохранилище. В эксплуатации с 1963 года, когда был введен постепенно в действие первый из 8-ми агрегатов станции. Входит в состав ОАО «Укргидроэнерго». Каховская ГЭС эксплуатируется с 1955 г. Последний 6-й агрегат сдан в эксплуатацию в 1956 г. В состав сооружений Каховского гидроузла входят: здание ГЭС, закрытый распределительное устройство, водослив и бетонная плотина с 28 водосливами, однокамерный судоходный шлюз и грунтовые плотины. Киевская ГАЭС эксплуатируется с 1970 года, когда был введен в эксплуатацию 1-й гидроагрегат.
Об этом сообщает пресс-служба президента. Отмечается, что в 2019 году во время посещения президентом ГЭС, которая работала на двух энергоблоках общей мощностью 30 мегаватт, было дано поручение построить еще два гидроагрегата общей мощностью 145 мегаватт. Отмечается, что станция получила способность вырабатывать дополнительно 467 млн киловатт-часов электроэнергии в год, благодаря чему в год будет экономиться в среднем 107 млн кубометров природного газа.
Приехало и немало крестьян. Биржа труда не брала их на учет из-за отсутствия документов паспортов у крестьян тогда не было. В результате появилось много липовых справок, с которыми в бригады попадали воры и беспризорные. Они мешали работать честным людям. Процветали пьянство и воровство. По ночам милиция производила облавы. Тех, кто попался, вывозили километров за сорок от стройки и оставляли. Особый контингент на стройке составляли грабари — рабочие, выполнявшие земляные работы. Они нигде не оформлялись, отказывались жить в бараках, а селились без документов в землянках и мазанках на левом берегу в поселке "Кавказ". Однажды милиция задержала двух строителей, у которых были найдены два больших чемодана, набитые печатями и штампами. Оказалось, задержанные представляли целую группу изготовителей фальшивых документов. Так была раскрыта тайна поселка грабарей. Но была еще одна большая беда, фиксирует Борис Вейде, — кулачество. Кулаки, пишет автор дневника, шли "в народ", читали рабочим газеты и, как бы между прочим, роняли фразы: "Днепрострой — это выдумка большевиков", "За все, что берут за границей, платят украинской пшеницей, а если селяне не захотят давать свой хлеб, то и строительству конец" и так далее. Эти нашептывания влияли на настроения в рабочей среде. Особенно верили кулацким наговорам, когда на стройке случались аварии. Одна из крупных аварий произошла весной 1928 года: упал металлический шпунт перемычек правого берега. Пошли слухи о задержке строительства, о том, что "всему конец". Когда выяснилось, что причина аварии — кража врагами социализма тросов крепления, строители с неслыханным энтузиазмом взялись за работу и на 18-й день поставили шпунты на место. Стройка ни на один день не была отсрочена. В результате кадровой чистки с работы сняли сотни человек, "чуждых великому всенародному строительству" В Украину на Днепрострой двинулись также бывшие князья, помещики и офицеры. Устроиться на работу им помогали родственные связи со специалистами стройки. Все отделы и подотделы заполнили вельможные родственники, с возмущением отмечает Вейде. В апреле 1929 года "Правда" опубликовала указание партийных органов о чистке советского аппарата от морально разложившихся бюрократов, саботажников, взяточников, вредителей, подкулачников. Было указано заменять их новыми кадрами и готовить выдвиженцев из передовых работников. При этом пролетарское происхождение и партийность не являлись страховкой от чистки. На стройке случались необъяснимые аварии поездов, грубейший бюрократизм в отделах и прочее. Шли разговоры о подкопах под склад взрывчатых веществ на правом берегу. В июне 1929 года на Днепрострой прибыла комиссия "по чистке" под руководством Беленького. Во всех крупных отделах оперативно создали ячейки содействия этой комиссии, в одну из них вошел и автор дневника Борис Вейде. Работа "по чистке" была сложной, потому что надо было "проверять и перепроверять", писал Вейде. Но с помощью рабочих, которые следили за происходящим с большим интересом и всячески помогали, "было выявлено много негодных работников, целая галерея вредителей и паразитов, чуждых этому великому всенародному строительству". Обнаружили ряд лиц, скрывавшихся под маской участников строительства. Скажем, заведующий материальным складом Тупиков оказался в прошлом полковником армии Деникина, кладовщик Архипов — бывшим жандармом, руководитель медсанотдела Щегольская — женой адвоката Керенского, бежавшего в Польшу, заместитель начальника материального отдела Розенштейн — меньшевиком, спекулянтом валютой в период голода, а помощник бухгалтера Хоруженко — петлюровцем. В ходе чистки сняли с работы 233 человека, многих переместили по должности. Результатом "чистки" стало и создание отдела найма и увольнения, в который на должность заведующего учетом перевели Вейде. Борис Александрович подробно рассказывает, как в течение трех месяцев четверо сотрудников отдела кропотливо просматривали тысячи списков рабочих, приводя в порядок запутанную и запущенную систему кадрового учета. В результате любую справку о каждом работнике стройки можно было выдать за пять минут. Однако на этом "чистка" не закончилась. Так обнаружилось еще много "бывших", а ныне тихих, исполнительных, внешне скромных сотрудников. Кого-то после этого арестовали, кого-то сняли с работы. В мае 1932 года в отделе найма был задержан совершенно безобидный с виду Леонтий Бычек. Сопротивлялся он отчаянно, даже вытащил из голенища длинный нож, каким режут свиней. Его насилу скрутили и обезоружили. У Бычека оказались липовые документы на бланках сельсовета и серебряные часы с надписью: "Вахмистру Бычеку за верную службу. Николай II". Бычека арестовали. Движение рабочих кадров на Днепрострое было огромное. Только в 1932 году приняли более 90 тысяч человек, а уволили 60 тысяч. Огромные массы бетона в котлованах рабочие уплотняли ногами Бородатые мужики в лаптях, молодежь со значками КИМа коммунистический интернационал молодежи на косоворотках, мужчины и женщины показывали чудеса самоотверженности и неутомимости, удивляя даже американцев. В течение 1929 года предстояло уложить громадное количество бетона в левом протоке — 106 тысяч кубометров. Если бы это не удалось, стройка потеряла бы целый год. Представители немецкой консультации заявили: можно уложить максимум 75-80 тысяч кубометров. Американцы считали, что люди не в состоянии перейти на трехсменную укладку бетона. Но главный инженер Веденеев, которого поддержал весь коллектив строителей, приступил к выполнению своего плана. Работа в три смены была налажена, программа бетонирования выполнена досрочно. В то время не было механизмов по укладке бетона. Массы бетона уплотняли ногами. Этим тяжелым трудом занимались в основном женщины. В 1930 году нужно было уложить 500 тысяч кубометров бетона. На это мобилизовали весь коллектив. На стройке часто бывали выездные редакции "Правды" и "Коммуниста". Для "завоевания" среднего протока реки потребовалось 800 каменоломов. Их не было. Механизмы оказались под угрозой бездействия. Могло промыть перемычки. Был создан штаб по ликвидации прорыва, объявлен сбор добровольцев. На помощь пришли рабочие запорожских заводов, студенты, крестьяне, чекисты, партработники. Многие ежедневно отрабатывали по четыре часа после основной смены. Закончив уборку камня в котловане, каждый мог получить в столовой тарелку пшенной каши с салом хлеба не было. Американцы, стоя на площадке у спуска в котлован, изумлялись невиданному энтузиазму людей и однажды, следуя всеобщему порыву, спустились в котлован и сами отработали традиционные четыре часа. К середине мая 1931 года все бычки плотины были построены до верха. Проложенные по ним с обоих берегов железнодорожные пути сомкнулись. В это же время на правом берегу шел монтаж турбин в машинном зале. В строительстве было задействовано много кранов, дерриков, паровозов, сложных механизмов камнедробильного и бетонных заводов. Впервые в стране начал работать экскаватор по разработке скалы. Широкое распространение получили автогенная резка и сварка, электросварка, электростыковые аппараты для стыковки арматуры и другие механизмы, пишет Борис Вейде в своем дневнике. Для ликвидации дефицита кадров организовали много разных курсов и школ. Были созданы рабфак и два института — строительный и энергетический.
С середины 1990-х годов проводилась некоторая модернизация Днепровской ГЭС, включая замену гидроагрегатов с постепенным увеличением мощности станции. Это позволяет сохранять её роль в современной энергетике и обеспечивать потребности страны в электроэнергии. Последствия прилётов для ДнепроГЭС Министр энергетики Герман Галущенко отметил, что это самая масштабная атака на энергетическую систему в последнее время. Судя по видео, последствия тяжелые, возможно, фатальные для выработки энергии. По информации, опубликованной небратским изданием "Страна", глава местной энергетической компании Игорь Сирота выразил озабоченность по поводу ситуации на ГЭС-2, отметив, что станция "может быть потеряна". Он отметил, что на данный момент сложно оценить, в каком объеме и с какой мощностью станция сможет функционировать. Сирота также уточнил, что ГЭС-1 также не работает после прилетов в 2022 и 2023 годах , и в настоящее время предпринимаются усилия по поднятию затворов и эффективному использованию воды - направлять её через станцию в данный момент невозможно. Скорее всего, придется провести полный ремонт машинного зала и электрического оборудования ГЭС-2.
Советско-американский ДнепроГЭС
Удар 22 марта 2024 полностью вывел из строя ДнепроГЭС-2, большая часть генераторной мощности потеряна. В чем заключаются особенности Днепрогэс и что на практике может означать ее выход из строя для самой Украины? Рогов рассказал в своём Telegram-канале, что в общем в здании ДнепроГЭС-1 находятся девять основных гидроагрегатов, имеющих мощность 72 МВт каждый. ДнепрГЭС, Русский: ДнепроГЭС - ДнепроГЭС, также известная как Днепрострой) - крупнейшая гидроэлектростанция на. ДнепроГЭС-2 на восточном берегу имеет 8 гидрогенераторов с суммарной мощностью около 820 МВт. Это мощность без малого 1600 мегаватт», — сказал Рогов, добавив, что ДнепроГЭС является самой мощной гидроэлектростанцией, обеспечивающей более 10% суточного.
Рогов рассказал о последствиях вывода из строя ДнепроГЭС для Киева
Проект гидротехнического комплекса Днепрогэса в инженерной части разрабатывался с 1920 года профессором Иваном Александровым, который предложил вместо создания нескольких станций малой мощности на днепровских порогах построить одну крупную плотину с. Рогов рассказал в своём Telegram-канале, что в общем в здании ДнепроГЭС-1 находятся девять основных гидроагрегатов, имеющих мощность 72 МВт каждый. В 1969 — 80-х гг. построен Днепрогэс-2 первоначальной мощностью 836 МВт; после модернизации 2000-х годов мощность достигла 900 МВт.