Положительное решение о строительстве моста на остров Сахалин зависит от совпадения нескольких условий, заявил профессор РУДН, политолог Юрий Почта. Президент России Владимир Путин заявил, что необходимо построить мост между Сахалином и материком и пообещал сформулировать соответствующее поручение для правительства, передает РИА «Новости». Почему именно сегодня мост на Сахалин получил особую актуальность, какое влияние он окажет на весь Дальний Восток – и что. Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой вернуться к вопросу строительства моста между материком и островом Сахалин, сообщает пресс-служба областного правительства. Последний, Северо-Сахалинский ЛПХ закрылся лет 30 назад.
Новые комментарии
- Актуальные новости
- Почему мост на Сахалин будет построен, невзирая ни на что | Новости 24
- Почему до сих пор нет моста на остров Сахалин / Оффтопик / iXBT Live
- ВЗГЛЯД / Мост на Сахалин стал для России стратегической необходимостью :: Общество
- Власти Сахалина обнародовали цену строительства моста на остров
Актуальные новости
- Владимир Путин: Нужно связать мостовым переходом Сахалин с материком
- Мост на Сахалин и другие проекты века. Что гигантские стройки дадут России
- «Нужно связать с материком»: Путин высказался в пользу строительства моста на Сахалин
- Знаете ли Вы?
- Зачем России мост на Сахалин » Экономическое обозрение
- Сейчас на главной
Мост на Сахалин будет
Президент России Владимир Путин заявил, что необходимо построить мост между Сахалином и материком и пообещал сформулировать соответствующее поручение для правительства, передает РИА «Новости». Михаил Метцель/РИА Новости. В России вернулись к обсуждению мегапроекта строительства моста с материка на Сахалин. Сахалин. В Сахалинской области продолжается масштабная работа по строительству, реконструкции и оснащению сельских домов культуры. Сахалинские дорожники проводят противопаводковые мероприятия.
Читайте также на Дроме
- В России снова заговорили про мост на Сахалин
- Мост на Сахалин - настоящий переход в будущее
- В Госдуме объяснили Иванову, зачем нужен мост на Сахалин
- Подготовка к строительству Ленского моста идет
- Мост на Сахалин. Стали известны сроки строительства
- Владимир Путин заявил, что мост на Сахалине нужен
Мост на Сахалин: чем поможет жителям острова новый проект
Газпромбанк состоит в рабочей группе по строительству моста на Сахалин и до конца года планирует предложить вариант финансирования этого проекта, сообщил первый РИА Новости, 11.09.2023. На Сахалине внедорожник проехался по могилам и снес надгробья. Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой вернуться к вопросу строительства моста между материком и островом Сахалин, сообщает пресс-служба областного правительства. Спортсмен и общественник из Новороссийска Илья Грудин начал восстановление в Новороссийске после падения с моста на Сахалине. Новости политики, аналитика, здоровый образ жизни, мнения экспертов, история и многое другое. Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев во время ВЭФ заявил, что мост между Сахалином и материком даст новый толчок развитию региона и позволит подключить к железнодорожной сети России еще несколько тихоокеанских портов.
Путин считает, что мост на Сахалин нужен
Первый вице-президент Газпромбанка отметил, что банк планирует внести свои предложения по финансированию этого проекта. Путин в июле 2018 года поручал правительству РФ заняться проработкой вопроса о реализации проекта строительства транспортного железнодорожного перехода с Сахалина на материк. Общая длина однопутной линии должна составить более 580 км. Стоимость проекта оценивается в 540,3 млрд рублей.
Цитата «Предметно изучаем возможность строительства железнодорожного перехода на остров Сахалин. Вместе с развитием Северного морского пути, модернизацией БАМа и Транссиба, реализацией других проектов всё это позволит превратить российский Дальний Восток в один из важнейших логистических узлов мира». Сахалинский мост призван стать продолжением БАМа и помощником Транссибу, который уже сегодня явно перегружен. Вторую часть - от Сахалина до Хоккайдо - Россия предлагает Японии строить вместе.
Это будет смешанный автомобильно-дорожный переход. Путепровод позволит включить порты Страны восходящего солнца в систему российских железных дорог и Северного морского пути. Справка Согласно предварительным подсчётам, произведённым в рамках национального проекта «Железнодорожный транспорт и транзит», после окончания строительства моста, соединяющего Японию с Россией, объём контейнерных перевозок между островным государством и Европой увеличится в 4 раза. Сахалин станет перевалочным логистическим центром на этом направлении. Для строительства самого моста потребуется около 6 лет. В свою очередь, губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко в декабре 2019 г. По его расчётам, движение через Татарский пролив по путепроводу начнётся в 2035 году, то есть через 15 лет.
Одновременно, отметил губернатор 12 сентября 2020 года, такая стройка придаст импульс для загрузки целого ряда незамерзающих портов местного значения: Корсаковского, Поронайского, Холмского, Невельского и Углегорского. Губернатор Лимаренко отметил, что «появление этого моста также очевидно, как появление Суэцкого канала. Потому что сама природа определила это место - осталось человеку только чуть-чуть помочь». Построили БАМ - дотянем рельсы и до Сахалина! Для этого, прежде всего, необходимо протянуть отдельную железнодорожную ветку от станции Селихино, что в Хабаровском крае, до посёлка Ныш в Сахалинской области. Только в Хабаровском крае реализация проекта создаст более 36 тысяч рабочих мест. Следует отметить, что участок железной дороги, проходящий по территории региона, обязательно приведёт к попутному освоению месторождений, которыми так богат Дальний Восток.
Стоит подумать и о возможности импульсного развития добывающих отраслей, не говоря уже о лесном и сельском хозяйстве, а также о строительстве новых промышленных объектов в, по сути, ещё совсем девственном краю, где медведи встречаются чаще, чем одинокие охотники-промысловики и дикие старатели.
Зачем нам нужен мост на Сахалин — новая стройка века 3 апреля 2024, 21:03 Мост должен соединить материковую Россию и остров Сахалин. Об этом заявил президент Путин. Илья Скопинцев Идея моста в Сахалин давно витает не только в воздухе.
Об этом говорили и ранее, говорили громко, но в ключе именно предположительном. Теперь же, заговорили в ключе практическом. Президент, по большому счёту, дал отмашку, указание или наставление как хотите называйте — мост нужен. Политические мотивы Мост даст огромные возможности мобильности в плане развития этого нашего региона.
Точнее, этой нашей стратегической территории. С одной стороны, это позволит нам создать сильный военный рубеж на этой восточной части нашего государства. По мосту доставка строительных материалов, техники и всего, чего угодно становится в разы быстрее и дешевле. Это очень важно.
С другой стороны, эта часть России может совсем скоро оказаться частью игры Поднебесной с тайваньским вопросом, который может «растормошить» японский вопрос с нашими Курилами.
Насколько целесообразно строительство На Сахалине живет менее 500 тысяч человек, поэтому пассажиропоток на остров и с него вряд ли будет значительным. Для такого сложного проекта важна именно экономическая окупаемость, но с ней пока все не очень хорошо: РЖД сможет купить расходы ориентировочно за 20 лет, если через него будут возить 46,9 миллионов тонн груза в год. Однако в существующих условиях Сахалин может обеспечить лишь поток в 8,5 миллионов тонн грузов в год — тогда он не окупится никогда. Именно с этим связано желание РЖД увязать строительство моста и глубоководного угольного терминала — тогда этот терминал станет еще одним вывозным маршрутом на Дальнем Востоке, когда другие направления исчерпают свои возможности. Однако, как оказалось, инвесторов для строительства терминала не нашлось, поэтому планы по мосту могут быть серьезно скорректированы.
Строительство порта могло бы привлечь дополнительно 23,4 миллиона тонн грузов со стороны Восточного полигона, 10 миллионов тонн угля из Монголии и Китая, а также до 5 миллионов тонн грузов в контейнерах. Однако в угольной отрасли серьезно сомневаются в таких расчетах — по данным источников, в России просто нет крупных месторождений, которые не были бы уже привязаны к портам отправки. На самом Сахалине могут добывать до 15 миллионов тонн угля — но это перспектива отдаленная. В РЖД пока не планируют оплачивать строительство порта за собственный счет, поэтому вопрос пока еще завис в воздухе. Однако нужно учитывать и другие факторы — то, что проект строительства моста можно рассматривать как социально значимый с точки зрения жителей Сахалина. Как говорит доктор экономических наук Александр Цыганов, мост сделает более привлекательным туризм на Сахалине, а также даст перспективы транспортному сообщению с Японией: Экономическую целесообразность моста на Сахалин просчитать сложно, если вообще сейчас это возможно.
Как причина строительства вполне может рассматриваться не только экономика, но и политика. Но если рассмотреть возможности, которые может создать мост, то окажется, что их довольно много. Мост на Сахалин облегчает транспортировку и защиту полезных ископаемых, которые есть на острове и его шельфе, даст импульс развитию туризма для жителей Дальнего Востока и Китая на Сахалине много уникальных и просто красивых природных мест, леса, морские пляжи и бухты, горы, на которых есть горнолыжные спуски, грязевые вулканы, есть серьезный потенциал для гастрономического и этнического туризма. Мост создаст гарантированную возможность добраться на материк для жителей острова несмотря на погодные условия. Есть и более дальняя перспектива по строительству туннеля на японский Хоккайдо, что создаст транспортный коридор для безостановочного железнодорожного движения из Японии в Европу.
Мост на Сахалин: история и современность. Насколько целесообразно его строительство сейчас?
Планы строительства моста на Сахалин озвучил во Владивостоке на третьем Восточном экономическом форуме Президент России Владимир Путин. В итоге остановились на последнем — решили строить двунаправленный железнодорожный мост с уклонной двойной тягой. мост на Сахалин: Министр обороны Франции готов был сдать Шойгу причастных к теракту, но разговор пошёл не по плану, Проект века: «Сталинский» тоннель под проливом Невельского свяжет, наконец, Сахалин с материком, Мост на Сахалин.
Мост на Сахалин: история и современность. Насколько целесообразно его строительство сейчас?
Строительство порта могло бы привлечь дополнительно 23,4 миллиона тонн грузов со стороны Восточного полигона, 10 миллионов тонн угля из Монголии и Китая, а также до 5 миллионов тонн грузов в контейнерах. Однако в угольной отрасли серьезно сомневаются в таких расчетах — по данным источников, в России просто нет крупных месторождений, которые не были бы уже привязаны к портам отправки. На самом Сахалине могут добывать до 15 миллионов тонн угля — но это перспектива отдаленная. В РЖД пока не планируют оплачивать строительство порта за собственный счет, поэтому вопрос пока еще завис в воздухе. Однако нужно учитывать и другие факторы — то, что проект строительства моста можно рассматривать как социально значимый с точки зрения жителей Сахалина. Как говорит доктор экономических наук Александр Цыганов, мост сделает более привлекательным туризм на Сахалине, а также даст перспективы транспортному сообщению с Японией: Экономическую целесообразность моста на Сахалин просчитать сложно, если вообще сейчас это возможно. Как причина строительства вполне может рассматриваться не только экономика, но и политика. Но если рассмотреть возможности, которые может создать мост, то окажется, что их довольно много. Мост на Сахалин облегчает транспортировку и защиту полезных ископаемых, которые есть на острове и его шельфе, даст импульс развитию туризма для жителей Дальнего Востока и Китая на Сахалине много уникальных и просто красивых природных мест, леса, морские пляжи и бухты, горы, на которых есть горнолыжные спуски, грязевые вулканы, есть серьезный потенциал для гастрономического и этнического туризма. Мост создаст гарантированную возможность добраться на материк для жителей острова несмотря на погодные условия. Есть и более дальняя перспектива по строительству туннеля на японский Хоккайдо, что создаст транспортный коридор для безостановочного железнодорожного движения из Японии в Европу.
Дополнительно модернизация дальневосточных и сибирских автодорог может создать и автомобильный коридор Япония — Евросоюз. Такой вариант потребует значительно больших затрат, но может составить реальную конкуренцию морским перевозкам и так добиться окупаемости. Соединение островов с материком мостами всегда дает импульс развитию и повышает качество жизни островитян. Это показывают как российские, так зарубежные примеры. Например, жизнь и отдых на германском острове Рюген, известном в нашей стране как сказочный Руян, стали значительно привлекательнее после строительства автомобильного моста в 2007 году, а курортную недвижимость стали покупать жители Берлина.
Он отметил, что такой мост поможет расширить сеть портов и железную дорогу, а также создаст новые возможности для перевозки грузов. По словам главы региона, уже сейчас необходимо начать обсуждение подхода к строительству моста. Он подчеркнул, что без соответствующего подхода этот проект не будет осуществлен.
Что мы будем дальше делать? Перспективно смотреть на мост «Россия — Япония». Транзитный мост Понять заманчивость такого проекта со стороны России — не сложно.
Во-первых, если этот мост в итоге появится, Страна восходящего солнца станет устойчивым потребителем российских ресурсов, которые добываются на Сахалине. Во-вторых, как известно, ещё в 2018 году Япония и ЕС отменили друг для друга таможенные платежи, причём уже тогда объем торговли двух стран составил примерно 130 миллиардов евро. Разумеется, России было бы крайне выгодно послужить для них транзитом.
Справка: В рамках нацпроекта «Железнодорожный транспорт и транзит» специалисты составили предварительные подсчёты объёмов контейнерных перевозок между Японией и Европой в случае, если «транзитный» мост будет построен. Они считают, что эти объемы увеличатся минимум в 4 раза. При этом Сахалин станет перевалочным логистическим центром.
На воплощение проекта потребуется около 6 лет. Разумеется, Россия предложила заграничным «соседям» рассмотреть возможность строительства автомобильного и железнодорожного моста от японского Хоккайдо до русского Сахалина. В Японии к предложению пока что относятся скептически.
Лидер страны не торопится принимать его, пока не будет построен мост через пролив Невельского. К тому же есть иные факторы, тормозящие международный проект: доставка морем — процесс не быстрый, зато бюджетный. Ранее Япония и ЕС уже пытались перевозить грузы по Транссибирской магистрали, однако азиаты отказались от такого варианта.
Как отмечают специалисты, даже комплектующие на свои автозаводы, которые находятся в России, они стараются отправлять морем, минимизируя железнодорожный вариант доставки. Цена вопроса Сообщается, что по предварительным подсчетам строительство моста «Сахалин-Материк» оценивается в 576 млрд руб. Из них 226 млрд — это затраты на мостовой переход с подходами, а 350 млрд.
Такие цифры озвучил исполняющий обязанности начальника Дальневосточного филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России» Игорь Кохан, отметив следующее: «Особо подчеркну, это предпроектная стадия. Мы рассматриваем документацию с точки зрения технологически-ценового аудита. Наша задача — оценить насколько корректно составлен проект.
А после можно будет с этими цифрами работать». В любом случае, в программе инвестиций РЖД до 2022 года уже учтена возможность осуществления проекта. Однако отмечается, что он может быть реализован только в случае привлечения частных инвестиций и выпуска бессрочных облигаций на сумму 250 млрд рублей.
Эксперты в области финансов подтверждают адекватность таких расчётов. Специалисты полагают, что железнодорожный переход с острова на материк сможет окупиться за 20 лет с момента ввода в эксплуатацию. Однако для этого есть обязательное условие: проект строительства «транзитного» моста тоже должен быть реализован.
Отметим, что стоимость сухопутного перехода «Сахалин-Япония» предварительно оценивается в 50 млрд. Островитяне «против»! В интернете можно встретить несколько статей из различных информационных источников, в которых утверждается, что есть некое «мнение сахалинцев», которое указывает на то, что жители острова против реализации проекта.
Сообщается, что это мнение выражено в комментариях социальных сетей, однако никаких ссылок никто не предоставляет. Тем не менее, наша редакция попыталась разобраться, могут ли на самом деле быть против те, кому, по сути, этот проект нужен больше остальных. Какой, к чёрту, мост?!
Где он будет находиться? В самом узком месте между Сахалином и материком. Вам до него полдня ехать — по пылище и бездорожью!
На его строительство будут потрачены колоссальные деньги из бюджета! А чем этот бюджет потом наполнят?
Даже запасли стройматериалы… Но так и не начали, обстановка на фронте изменилась. Когда в декабре 1943-го советский десант высадился в Керчи, немцы подорвали подвесную переправу.
Но их запасы пригодились нашим инженерам, которые построили первый полноценный Крымский мост. Строили круглые сутки, хотели успеть к годовщине революции 7 ноября 1944 года. Успели: 3 ноября по мосту прошел первый поезд. Но в феврале из Азовского моря двинулись огромные ледяные поля.
Лед обстреливали артиллерией, бомбили с самолетов… Все бесполезно, лед разрушил 15 пролетов, они рухнули в море. В 1947 году Сталину представили еще один проект. Инженеры сказали, что это будет «Царь-мост». Вождь народов заявил, что «царей мы свергли еще в 17-м».
Но проект одобрил. А реализовать его не удалось: пробная опора никак не хотела держаться в грунте. Технологии, способные победить эту проблему, разработали только в 21-веке. И тогда над Керченским проливом появился настоящий мост-красавец.
Замысел соединить Сахалин с материком появился в середине 19 века. В тот момент, когда исследователь Геннадий Невельской и выяснил, что Сахалин это остров. И не столько для транспорта, сколько для улучшения климата: холодному северному течению пришлось бы огибать Сахалин с Востока, и ветра «не производили бы на берега Уссурийского края таких убийственных холодных туманов, получилось бы более ясных и солнечных дней, земля более бы нагрелась и все условия жизни изменились бы к лучшему». Чуть ли не бананы с ананасами собирались выращивать на Сахалине!
Но власти к проекту отнеслись прохладно. В 1910 году проект дамбы снова изучала спецкомиссия. И забраковала. То же самое сделали и в 1922 году советские ученые.
В 1945-м, когда СССР получил контроль над всем Сахалином, вопрос транспортного перехода на материк снова встал в полный рост. В начале 1950-х принимается решение: на Сахалин протянется железная дорога, а под проливом Невельского будет тоннель. Почему тоннель? Живы еще были воспоминания о рухнувшем под натиском льдов Крымском мосту.
Тоннели выглядели гораздо безопаснее, а строить их под водой к тому времени уже научились. Работа кипела, о ее ходе докладывали лично Сталину. На материке вдоль береге Амура успели проложить 120 километров железной дороги. На мысе Лазарева, где по проекту начинался тоннель, прорыли ствол шахты, в проливе насыпали искусственный остров.
Но 5 марта 1953 года Сталин умер, и через несколько дней проект был закрыт. В одночасье: вчера еще работали, а сегодня срочно вытаскивали и вывозили взрывчатку из подготовленных закладок. В новейшей истории тему перехода на Сахалин поднимал вице-премьер и министр путей сообщения Николай Аксененко на рубеже девяностых и нулевых. Речь поначалу тоже шла о тоннеле.
Но позже Аксененко заявил: что приоритет все-таки отдается мосту. В 2008 году мост включили в Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. Но до реализации проекта так и не доходило.
Строительство моста на Сахалин прокомментировал губернатор Хабаровского края
О строительстве моста на Сахалин снова заговорили. Если вопрос строительства моста на Сахалин заключается исключительно в поиске финансирования, то могу предложить следующую схему. Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой вернуться к вопросу строительства моста между материком и островом Сахалин, сообщает пресс-служба областного правительства.
Новости к завтраку: мост на Сахалин из Хабаровского края опять собрались строить
Владимир Путин поднял вопрос о необходимости строительства моста на Сахалин. Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев призвал ускорить принятие решения о строительстве железнодорожного подхода к будущему мосту или тоннелю на Сахалин. О мосте на Сахалин говорили десятилетиями, а в 2018 году он попал в инвестпрограмму РЖД — на проектные работы тогда выделили 1 млрд рублей.
Проект моста на Сахалин пытаются «зарезать»
По предварительной информации, строительство может занять до 10 лет, даже если строить мост с двух сторон сразу. Помимо основного строительства придется пригнать к проливу порядка 100 единиц спецтехники, оборудовать дамбы, причалы, склады, дороги, административно-бытовые здания и многое другое. Что касается стоимости, то хоть она и в разы выше моста в Крым, строительство перехода на Сахалин потребует потратить куда больше на сопутствующую инфраструктуру, а само строительство гораздо сложнее из-за тяжелых климатических условий. Так что на данный момент все упирается в экономическую целесообразность строительства. Насколько целесообразно строительство На Сахалине живет менее 500 тысяч человек, поэтому пассажиропоток на остров и с него вряд ли будет значительным. Для такого сложного проекта важна именно экономическая окупаемость, но с ней пока все не очень хорошо: РЖД сможет купить расходы ориентировочно за 20 лет, если через него будут возить 46,9 миллионов тонн груза в год. Однако в существующих условиях Сахалин может обеспечить лишь поток в 8,5 миллионов тонн грузов в год — тогда он не окупится никогда.
Именно с этим связано желание РЖД увязать строительство моста и глубоководного угольного терминала — тогда этот терминал станет еще одним вывозным маршрутом на Дальнем Востоке, когда другие направления исчерпают свои возможности. Однако, как оказалось, инвесторов для строительства терминала не нашлось, поэтому планы по мосту могут быть серьезно скорректированы. Строительство порта могло бы привлечь дополнительно 23,4 миллиона тонн грузов со стороны Восточного полигона, 10 миллионов тонн угля из Монголии и Китая, а также до 5 миллионов тонн грузов в контейнерах. Однако в угольной отрасли серьезно сомневаются в таких расчетах — по данным источников, в России просто нет крупных месторождений, которые не были бы уже привязаны к портам отправки. На самом Сахалине могут добывать до 15 миллионов тонн угля — но это перспектива отдаленная. В РЖД пока не планируют оплачивать строительство порта за собственный счет, поэтому вопрос пока еще завис в воздухе.
Однако нужно учитывать и другие факторы — то, что проект строительства моста можно рассматривать как социально значимый с точки зрения жителей Сахалина. Как говорит доктор экономических наук Александр Цыганов, мост сделает более привлекательным туризм на Сахалине, а также даст перспективы транспортному сообщению с Японией: Экономическую целесообразность моста на Сахалин просчитать сложно, если вообще сейчас это возможно. Как причина строительства вполне может рассматриваться не только экономика, но и политика. Но если рассмотреть возможности, которые может создать мост, то окажется, что их довольно много.
Но перекладывать из рефрижераторов в трюм и обратно нежелательно. Ведь гораздо удобнее было бы перевозить морепродукты по железной дороге», - сказал депутат. По мнению Харитонова, железную дорогу на Сахалин всё же нужно построить, «если мы хотим вдохнуть жизнь» в территорию Дальнего Востока. Он также заявил о необходимости наладить сообщение с Курильскими островами. Она должна быть защищена, там люди должны хорошо жить. Тем более там такие ресурсы морские. Будут большие поступления, если не продавать всё в Японию», - отметил Харитонов. Напомним, что в 2018 году Путин поручил правительству проработать вопрос о постройке моста между Сахалином и материковой частью России.
Лимаренко привел подсчеты, согласно которым возведение самого моста обойдется в 300 млрд рублей, примерно столько же будет стоить строительство подходов к нему. Губернатор пояснил, что создание моста можно оформить через концессионное соглашение, но подходы будут считаться скорее освоением территории, потому что «они не окупаются». С последней мыслью Путин не согласился и заметил: «Нет, они могут окупаться. Я как раз хотел сказать, что подходы и развязки там будут стоить дороже, чем мост». Просто по тайге там ездить — это менее интересно, чем передвигаться в регионе, который имеет перспективы развития. Надо вот это посмотреть.
Зимой Татарский пролив замерзает, зачастую приходится использовать ледоколы. Если погода штормовая, то остров становится вовсе недоступен. Еще в конце позапрошлого века в царском правительстве появилась идея о том, чтобы построить до Сахалина тоннель. Идею сочли не вполне целесообразной, лишних денег на ее реализацию также не было. В итоге разговоры ничем не закончились. Примерно так же прошли все советские годы. Идея тоннеля снова возникла в 1929 году, но до реализации дело не дошло. Строительство было началось в 1950-е годы, но после смерти Сталина оно снова остановилось. Строить тоннель или мост на Сахалин — довольно дорого, а прямой экономический эффект не так очевиден. Поэтому государство чаще всего не решалось браться за этот проект и тратить на него средства. В последние годы к идее снова вернулись. В 2008 и 2013 году были проведены расчеты стоимости тоннеля и моста, а также составлено технико-экономическое обоснование каждого из вариантов. В 2018 году об идее строительства тоннеля либо моста на Сахалин заговорили как о деле решенном. В мае был достроен Крымский мост, и государству понравились подобные стройки. Для других — отличный способ заработать огромные деньги на госзаказах.