«Мacтeр и Мaргaритa» — один из caмых зaгaдочных ромaнов в иcтории, нaд eго толковaниeм до cих пор бьютcя. В своём романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков поднял множество животрепещущих тем о людях, обществе, морали, о самой концепции добра и зла. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» поражает глубиной и философией образов, среди которых особенно ярко перед нами постает образ Мастера.
Характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита»
Бездомный признался в том, что пишет плохие стихи на совершенно неинтересные темы. А Мастер? Нет, он не такой. Вопреки запрету развивать тему о Боге, Мастер работает над романом о Понтии Пилате. Конечно, как и любой талантливый человек, Мастер мечтает о признании, об известности, да и о жизненных благах тоже. Но все это второстепенное. В романе никто ни разу не назвал Мастера по имени, потому что это гений, написавший удивительнейшую книгу.
Живет Мастер в небольшой квартирке, которая находится в подвале дома. Но он не переживает по этому поводу, ведь у него есть дело всей его жизни, а любимая женщина ему во всем помогает. Мастер хочет быть признанным обществом трусов и лицемеров. И в этом его трагедия.
Образ и характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита» поможет лучше узнать этого несчастного человека, попавшего под гнет обстоятельств.
Роман о любви, самопожертвовании, свободе. Мастер — главный герой произведения. Литератор, творец, написавший роман о Понтии Пилате. Внешность Возраст не определен. Ориентировочно близок к 38 годам.
Человек без имени, фамилии. Отказавшийся от них добровольно. Прозвище Мастер он получил от Маргариты, своей возлюбленной. Она смогла оценить его писательский талант по достоинству. Искренне веря, что придет время и о нем заговорят.
Шатен с первыми проблесками седины на висках. Острые черты лица. Глаза карие беспокойные, встревоженные. Вид болезненный, странный.
Главный подарок судьбы Со временем судьба преподносит ему еще один сюрприз — настоящую любовь. Знакомство Мастера и Маргариты происходит как данность, как неминуемая судьба, почерк которой поняли оба. Так поражает молния, так поражает финский нож!
Период отчаяния и безнадежности Однако удача исчезает с момента написания романа. Его не хотят брать в печать. Тогда возлюбленная уговаривает его не опускать руки. Мастер продолжает искать возможности выдать книгу. И когда в одном из литературных журналов вышел отрывок его романа, на него посыпались горы жестокой уничтожающей критики. Когда дело его жизни провалилось, Мастер, несмотря на уговоры и любовь Маргариты, не находит в себе сил бороться. Он сдается перед непобедимой системой и оказывается в клинике для душевнобольных профессора Стравинского.
Там начинается следующий этап его жизни — период смиренности и тоски. Его состояние читатель видит в диалоге с Бездомным, когда Мастер тайно проник к нему ночью.
Вместе с жителями Рима он верил, что настанет время, когда не будет никакой власти и насилия. Неужели в этих словах есть составляющая преступления, за которую следует лишать жизни? Понтию Пилату Иешуа был симпатичен, и он хочет спасти его, однако боится рисковать своей размеренной жизнью. Перед ним возникает дилемма: казнить, но пойти против совести, или помиловать, но лишиться власти? Игемон выбирает первое: он только с виду грозен, как лев; на самом же деле в нем бьется трусливое заячье сердце. Образ Понтия Пилата Судьба жителей Рима находится в руках прокуратора иудейского. В одном историческом источнике говорится, что Пилат несет ответственность за бесчисленные казни, совершенные без суда. Такая жестокость проявлялась из-за боязни потери своего статуса.
Его приближенные ведут себя аналогичным образом. На страницах ершалаимских глав Михаилом Булгаковым великолепно демонстрируется эта типичная характеристика образов. Автор доказывает, что даже самый страшный злодей может стать праведником. Понтий Пилат осознает свою чудовищную ошибку: такой честный человек, как Иешуа, не должен лишаться жизни. Игемон приходит к умозаключению о трусости: "Это самый страшный порок". Автор вводит образ Мастера и Маргариты, чтобы показать, что не все люди настолько трусливы - многие не страшатся наказания и идут на отчаянные поступки во имя нравственности. За свою ошибку прокуратор обречен на бессмертие, и это, пожалуй, самое мучительное наказание. Мастер и Маргарита: образ мастера Автор не дает имени главному герою своего романа, поскольку таких, как он, в советской России было много. Писателей этой эпохи можно сравнить с живыми мумиями: они пишут только то, чего ожидает публика, и не пытаются выделиться оригинальными идеями. Роман о Понтии Пилате отказываются печатать потому, что в антирелигиозной России эта тематика утратила свою актуальность.
Психологический портрет Мастера из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Мастер и Маргарита» имеет множество отсылок, которые связывают характер мастера с самим Булгаковым. Прочитайте характеристику персонажа Мастер из произведения Мастер и Маргарита, Булгаков. У мастера осталась возлюбленная по имени Маргарита, но мастер предпочел оказаться в больнице, нежели предстать перед ней конченым человеком. Узнайте несколько малоизвестных фактов о легендарном романе Михаила Булкагова "Мастер и Маргарита": скрытые смыслы произведения, прототипы главных и второстепенных героев, почему роман называли пророческим. Главы о сатане и мастере с Маргаритой перемежаются главами из романа мастера, в котором прокуратор Иудеи из-за предательского доноса не смог предотвратить казнь Иешуа.
Роман Булгакова М. А. «Мастер и Маргарита»: образ Мастера
Мастер, в момент написания своего романа, углубляется в незабываемые времена пережитые с Маргаритой, исходя из этого, хотел донести миру, что в человеке должно быть что-то хорошее и светлое, и мы не должны существовать зря. Прочитайте характеристику персонажа Мастер из произведения Мастер и Маргарита, Булгаков. Характеристика мастера в романе «Мастер и Маргарита» – это противопоставление чистой и искренней души, умеющей любить, чувствовать и созидать современному обществу. Роман «Мастер и Маргарита» – сложное многоплановое произведение, похожее на шкатулку с двойным дном. Мастер является центральным персонажем, но в романе он появляется далеко не сразу и нечасто мелькает в последующих главах.
«Maстер и Mаргaрита»: пoчему на сaмом деле Бyлгаков так и не зaвершил свой главный роман
центральный персонаж романа "Мастер и Маргарита"; писатель, создавший гениальный роман о Понтии Пилате. В романе Мастера чиновники от литературы увидели себя, т.е. тех, кто подкармливался властью, а значит, зависел от того, кто две тысячи лет назад мог носить имя императора Тиберия или Понтия Пилата, а сейчас по-другому звучащее имя. Воланд возвращает Мастеру роман и забирает его и Маргариту с собой, так как им нет места среди жадных, трусливых, ничтожных людей.
Характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита»
Мастер в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова | TheOcrat Quotes | Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” отличается своеобразием характеристики своих героев, но одним из самых главных и ярких персонажей является Мастер. |
Мастер в романе Мастер и Маргарита (Андрей Сомов 2) / Проза.ру | Мастер встречается с Маргаритой тайно, так как его возлюбленная была замужем. |
Сочинение на тему: Образ Мастера в романе «Мастер и Маргарита». | В описании Мастера больше всего бросается в глаза больной и встревоженный вид. |
Трагедия Мастера (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») | Любовь в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера — творческой личности, противостоящей окружающему миру. |
TESTSOCH.RU
это выдающееся произведение М.А. Булгакова. Маргарита в романе ова «Мастер и Маргарита» является главной героиней, образом идеальной женщины, какой её видел Булгаков: способной на подвиги, жертвенность и смелость. Впервые Мастер появляется в романе в конце одиннадцатой главы и уже более подробно описывается в тринадцатой.
Портрет Михаила Булгакова в образе Мастера
Известия о жизни героя до того, как он начал писать свой роман сильно сжатые. Мастер был работником в музее, уделял время на переводы текстов так как владел пятью языками так же, состоял в браке. Исходя из того, что Мастер не мог вспомнить даже имя своей бывшей супруги, он вовсе не любил её. Герой увлекался чтением книг, обожал умиротворенность и тихую обстановку, что бы ничто ему не мешало заниматься любимым делом. Булгаков довольно таки часто описывает Мастера как: угрюмого, встревоженного, грустного человека. Сама же внешность главного героя непринужденная и достаточно простая: то бритый, то не бритый, странно-пугливый взгляд, человек лет под сорок с темными волосами. Кроме всего выше перечисленного, у Мастера была одна очень личная вещь, которая досталась ему от Маргариты - это шапочка с вышитой на ней буквой «М». В какой-то степени, автор романа отражал свои личные качества в герое.
Мастер был не совсем закрытым человеком, в глубине души он чувствовал в себе что-то прекрасное, и, то самое чувство помогало ему брать от жизни все: радоваться мелочам, замечать невидимое и т. Можно сказать именно Маргарита выявила эти качества у героя. Но все же, обладая всем этим Мастер не смог выявить себя человеком с большой буквы, он не был супер-гением, ни каким-то выдающим писателем, он простой Мастер, чьё имя даже неизвестно. Отсутствие имени героя, твердит о том что она совсем не ценил себя и считал себя не совсем значимым человеком, романы которого даже не опубликовались, прочем, как и у Булгакова. Мастер, в момент написания своего романа, углубляется в незабываемые времена пережитые с Маргаритой, исходя из этого, хотел донести миру, что в человеке должно быть что-то хорошее и светлое, и мы не должны существовать зря. Характеристика Мастера Одним из самых красочных персонажей романа является Мастер. Он как и многие другие герои этого произведения отличается своеобразным характером и характеристикой самого писателя.
Если же судить роман по названию, то можно сказать сто в нем 2 главных героя. Но до 11 главы, читатель не видит в нем, ни Мастера, ни его Маргариты. Именно в ней читатель впервые слышит о Мастере. Булгаков не дал ему ни имени, ни фамилии, но его возлюбленная называет его Мастером, тем самым делая акцент на его писательских способностях. Более подробные описания читатель может наблюдать в 13 главе романа. Когда Мастер поведал свою историю Ивану Бездомному.
Сказано о Горьком, а читается — как будто бы о булгаковском мастере. Метла Маргариты Теперь, имея целый набор ключей, выступающих в роли доказательств, можно на полном основании утверждать, что мастером в романе Булгакова был представлен герой, являющийся прототипом А. Герой явно противоречивый, обладающий целым набором качеств, которые демонстрируют его тривиальные литературные возможности и такие же способности, но при этом огромные амбиции. Тем не менее, в романе мастер показан, как писатель, которого нашла женщина по имени Маргарита, и в которую невозможно было не влюбиться. В течение некоторого времени она сопровождала его, потом забыла и мучилась в тоске по себе любимой, а по его возвращении, используя способности инфернальной нечисти, согласилась на отравление для того, чтобы найти вечный покой. Поэтому есть все основания поискать прототип Маргариты среди тех женщин, которые так или иначе сопровождали Горького по жизни. Кроме жены Екатерины Павловны, у него были три женщины, с которыми он сожительствовал или, как говорят сейчас, состоял в гражданском браке: Мария Федоровна Андреева, актриса МХАТ, в то время самая красивая женщина России; жена его друга А. Оказалось, что проводить детальный предварительный анализ в отношении каждой из всех трех кандидаток на роль Маргариты нужды не было. В силу явных совпадений событий в романе и в жизни со стороны Марии Федоровны Андреевой по мужу М. Желябужская и Горького, можно заключить, что именно Мария Андреева была той Маргаритой, о которой идет речь в романе [2]. Именно она по распоряжению Ленина в 1906 году выехала вместе с Горьким в Америку, а потом на Капри для исполнения якобы роли секретаря, а на самом деле за присмотром за тратами его авторских гонораров, получаемых им за постановки его пьес в театрах Европы и Америки. Иногда это были серьезные деньги, поскольку пьесы Горького, в частности «На дне», выдержали рекордное количество постановок в Германии, только в Берлине около 500. Посредником между Горьким и стороной, отчисляющей гонорары, его театральным агентом, был долгое время остающийся в тени Гельфанд-Парвус. Впоследствии Парвус был агентом немецкого генерального штаба и являлся посредником между ним и большевиками. Приведем лишь один пример «удивительного» совпадения событий в романе и в жизни реальной «Маргариты», одновременно ублажающей А. Горького и большого друга и мецената большевиков Савву Морозова. Савва Морозов и Мария Андреева. С другой стороны, в реальной жизни Савва Тимофеевич Морозов застраховал свою жизнь на такую же сумму. Согласно завещанию, в случае наступления страхового случая, вся сумма страховой премии была завещана Андреевой, несмотря на то, что у Морозова была своя семья и дети. Как утверждают различные источники, крайне маловероятно, чтобы С. Морозов, являющийся по вере старообрядцем, мог наложить на себя руки. Для него это был страшный грех. Кстати, по доставке тела из Франции в Москву он был отпет в старообрядческой церкви и похоронен на Рогожском кладбище, что говорит о наличии веских оснований его насильственного убиения. Красину, являющемуся руководителем Боевой технической группы при Центральном комитете партии. Художник Илья Репин. Во- первых, Андреева считалась женщиной невероятной красоты. Её портреты писали самые известные художники И. Крамской, И. Репин, И. Ей посвящали стихи и здравицы. Она происходила из весьма богатой и знатной семьи и, несмотря на блестящую карьеру в Художественном театре, стала выполнять ответственные задания большевиков. Добывала бланки паспортов, значительные средства на нужды партии, организовывала выпуск газеты «Новая жизнь», редактируемой Горьким, предоставляла Н. Бауману убежище, когда за его выдачу была обещана награда в пять тысяч рублей. В романе Булгакова Марго имеет огромное влияние на мастера. Андреева имела огромный авторитет у Ленина и вообще в партии. Этот было в 1907 году в Лондоне, причем она приняла на себя роль хозяйки съезда, как Марго была предоставлена роль хозяйки бала нечистой силы у Воланда. Андреева вернулась в 1912 году в Россию и Владимир Ильич лично возложил обязательства по возвращению Андреевой и обеспечению её безопасности в России на самого надежного партийного товарища — Романа Малиновского, успешно совмещавшего обязанности руководителя фракции социал-демократов в Государственной Думе с ролью платного провокатора охранки. В результате изучения списка адресов мест совместного проживания Горького и Андреевой [2, стр. Как оказалось, это была квартира 20 в доме номер 4 на углу Воздвиженки и Моховой. В этой квартире на третьем этаже они прожили ровно три месяца — в самый кульминационный момент подготовки Декабрьского вооруженного восстания 1905 года. Именно тогда эта квартира выполняла роль центра по обучению боевиков Л. Красина, включая изготовление бомб-«македонок». Там же находилась большая клетка с птицами, которых любил разводить Горький. В романе: «Ай! В эту квартиру доставлялась взрывчатка, находились кавказцы боевой дружины, охранявших Горького от боевиков-черносотенцев. В этой квартире бывали В. Серов и Ф. Шаляпин… Действительно, «ведьмина квартира», да и сама ведьма налицо. Конец квартиры 20 наступил 13 декабря 1905 года, когда в театр пришел «Чорт». Он вызвал Андрееву и Горького и увёз к Николаевскому вокзалу, а через полчаса в квартиру явились с обыском. Фактически это один в один эпизод из романа, когда черт Азазелло при приближении грозы увез из Москвы Маргариту и мастера. Причем «Чорт» в жизни, являющийся инструктором по обучению стрельбе из револьвера «Чорт» — это подпольная кличка боевика В. Богомолова в романе соответствует настоящему чёрту Азазелло, который не целясь, попадает в помеченную Маргаритой карту, находящуюся под подушкой. Возникает вопрос — не является ли боевик В. Богомолов прообразом «демона-убийцы» Азазелло? А прообразом кота Бегемота — другой красинский боевик — Н. Буренин партийная кличка Герман и мн. Ситуация, в которой явственно проявляется прототип Воланда и ведущая подавляющая роль Маргариты Другая история из романа, в которой Маргарита выступила в роли движущей силы, заставившей мастера подчиниться обстоятельствам, полностью соответствует событиям, когда Андреева уговорила Горького уехать из России, после того, как Ленин в течение более года неоднократно, под предлогом заботы о здоровье, предлагал Горькому уехать из России и подлечиться за границей. Внешне этот отъезд был обставлен следующим образом: 28 августа 1921 года Ленин в очередной раз советует Горькому поехать за границу, чтобы он мог рассказать европейскому обществе правду о советской России, организовать сбор средств в пользу голодающих. А уже 6 декабря Ленин пишет письмо Горькому с просьбой связаться с Б. Шоу и Г. Уэллсом, чтобы они помогли в сборе средств для помощи голодающим. Горький явно понимал, что эмиграция 1921 года ему навязана. Теперь аналогия из романа Булгакова, когда Маргарита уговаривает мастера, с подачи инфернальных сил, подчиниться обстоятельствам.
Он одинок, почти не имеет знакомых в Москве; плохо сходится с людьми, «недоверчив, подозрителен». Мастер имеет историческое образование, знает несколько языков. Творец бессмертного романа наделен гордостью и чувством собственного достоинства. Это типичный интеллигент дореволюционного склада; последователь классической литературной традиции, резко отрицательно относящийся к современной ему «массовой» советской литературе. Творческая свобода для Мастера — необходимое и естественное условие нормальной жизнедеятельности. Роль героя в произведении Сериал «Мастер и Маргарита». Трагизм ситуации подчеркивается тем, что до попытки опубликовать произведение он совершенно не представлял себе мир советской литературы и вообще суровой социалистической действительности. Мастер является бессознательным бунтарем против железных тисков диктатуры. Это один из немногих людей, не попавших под влияние господствующей в советском обществе идеологии. Развитие героя по мере сюжета В жизни Мастера можно выделить несколько этапов. В клинике Стравинского он рассказывает Бездомному, что два года назад работал в музее и жил как все: скучно и неприметно. Переломным моментом стал неожиданный выигрыш в лотерею крупной суммы денег. Мастер бросил работу и жену. Обладая средствами, он взялся за исполнение своей заветной мечты — создание романа о Понтии Пилате. В этот счастливый, плодотворный период жизни Мастер встретил и полюбил с первого взгляда Маргариту. Любовь стала для него мощным дополнительным стимулом к активной творческой работе. Важно отметить, что Маргарита, в отличие от «трижды романтического Мастера», реально воспринимала действительность и догадывалась, что роман вряд ли будет опубликован.
Далеко не всем было дано стать учениками Христа: «Много званых, но мало избранных». Все виды образования могут осуществляться без указания главной цели. Но тогда они — средство зарабатывать на жизнь, но не образование». Махатма Ганди Махатма Ганди, самый известный индийский общественный и политический деятель, так высказывается о смысле обучения. Подобный подход также подчеркивает важнейшую роль учителя в формировании личности ученика. Пушкин в романе «Капитанская дочка» описывает т. Здесь заодно высмеивается преклонение перед всем европейским российских дворян, которые почти в любом иностранце видели достойный пример подражания. Фонвизина в комедии «Недоросль» представлены учителя в образах отставного солдата, семинариста-недоучки и кучера. Неудивительно, что подобные «педагоги» быстро отбили у их ученика все желание учиться. Булгакова романе «Мастер и Маргарита» линия учитель-ученик также является одной из основных и присутствует с начала и до конца романа. При этом сама структура произведения, которую можно назвать романом в романе, как бы подчеркивает, что эта тема присутствовала всегда в истории человечества. Пары учитель-ученик показаны как в романе Мастера, действие которого происходит 2000 лет назад, так и в тех местах произведения, где события разворачиваются в настоящем времени, при этом перед героями стоят похожие нравственные вопросы, рассматриваются те же человеческие пороки и достоинства. Этим как бы подчеркивается, что основные нравственные проблемы не зависят от времени и общественного строя, в которых живет человек. Одними из главных положительных героев романа являются Мастер герой современности и Иешуа «античный» герой , которые также выступают в роли учителей и, как положено учителям, имеют учеников: у Иешуа это Левий Матвей и Понтий Пилат, у Мастера — Иван Бездомный. При этом в начале романа на примере Ивана Бездомного показано, что учитель может оказывать на ученика не только положительное влияние. До встречи Иван с Мастером его первым учителем был председатель Массолита Берлиоз, по заданию которого Иван написал атеистическую поэму, направленную против Иисуса Христа. Берлиоз критикует произведение Бездомного и убеждает Ивана, что надо было не изображать Христа как отрицательного, но при этом живого персонажа, а так представить дело, как будто Иисуса вовсе не было, что это был выдуманный, мифологический герой. При этом Берлиозу, достаточно эрудированному и образованному человеку, не составляет труда убедить невежественного Ивана в своей правоте, который легко принимает на веру подобные принципы и уверен, что знает ответы на все вопросы, Все, что не вписывается в заданные рамки, кажется ему подозрительным он предлагает отправить философа Канта на Соловки, не зная, что тот умер более 100 лет назад, подозревает иностранного профессора в шпионаже. Таким образом, он даже не допускает мысли, что его убеждения могут быть неправильными. В рамках такой философии легко решается вопрос, заданный Берлиозу профессором Воландом которого они встретили там же, на Патриарших : «Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распоряжается на Земле? Но если человек все решает сам, не имея Бога в качестве нравственного ориентира, то последствия могут быть непредсказуемыми и страшными. Подобная мысль была раньше высказана другим великим русским писателем Ф. Достоевским в его романе «Братья Карамазовы»: «Если Бога нет, то все позволено? Булгаков также хочет предостеречь об опасности отсутствия у человека нравственных идеалов, что не раз доказывалось на практике самой историей. Самый яркий пример — нацистская Германия, где высокий уровень развития науки и образования не помешал появлению лагерей смерти и разработке человеконенавистнических теорий, последователями которых стали миллионы людей. Вечером того же дня на глазах Ивана происходят события, невозможные с точки зрения убеждений Берлиоза: в точности сбываются предсказания профессора Воланда, - на глазах Бездомного погибает Берлиоз в точном соответствии с предвиденным. Можно сказать, что Иван стал свидетелем настоящего чуда, и для Бездомного этого стало толчком к переосмыслению всего, что прежде он считал не подлежащим сомнению и само собой разумеющимся. В состоянии шока Иван совершает ряд поступков, которые приводят его в психиатрическую лечебницу, где происходит его первая встреча с Мастером.
Мастер в романе Мастер и Маргарита
Но и от учеников тоже требовались вера, самоотверженность, готовность к лишениям и гонениям. Далеко не всем было дано стать учениками Христа: «Много званых, но мало избранных». Все виды образования могут осуществляться без указания главной цели. Но тогда они — средство зарабатывать на жизнь, но не образование».
Махатма Ганди Махатма Ганди, самый известный индийский общественный и политический деятель, так высказывается о смысле обучения. Подобный подход также подчеркивает важнейшую роль учителя в формировании личности ученика. Пушкин в романе «Капитанская дочка» описывает т.
Здесь заодно высмеивается преклонение перед всем европейским российских дворян, которые почти в любом иностранце видели достойный пример подражания. Фонвизина в комедии «Недоросль» представлены учителя в образах отставного солдата, семинариста-недоучки и кучера. Неудивительно, что подобные «педагоги» быстро отбили у их ученика все желание учиться.
Булгакова романе «Мастер и Маргарита» линия учитель-ученик также является одной из основных и присутствует с начала и до конца романа. При этом сама структура произведения, которую можно назвать романом в романе, как бы подчеркивает, что эта тема присутствовала всегда в истории человечества. Пары учитель-ученик показаны как в романе Мастера, действие которого происходит 2000 лет назад, так и в тех местах произведения, где события разворачиваются в настоящем времени, при этом перед героями стоят похожие нравственные вопросы, рассматриваются те же человеческие пороки и достоинства.
Этим как бы подчеркивается, что основные нравственные проблемы не зависят от времени и общественного строя, в которых живет человек. Одними из главных положительных героев романа являются Мастер герой современности и Иешуа «античный» герой , которые также выступают в роли учителей и, как положено учителям, имеют учеников: у Иешуа это Левий Матвей и Понтий Пилат, у Мастера — Иван Бездомный. При этом в начале романа на примере Ивана Бездомного показано, что учитель может оказывать на ученика не только положительное влияние.
До встречи Иван с Мастером его первым учителем был председатель Массолита Берлиоз, по заданию которого Иван написал атеистическую поэму, направленную против Иисуса Христа. Берлиоз критикует произведение Бездомного и убеждает Ивана, что надо было не изображать Христа как отрицательного, но при этом живого персонажа, а так представить дело, как будто Иисуса вовсе не было, что это был выдуманный, мифологический герой. При этом Берлиозу, достаточно эрудированному и образованному человеку, не составляет труда убедить невежественного Ивана в своей правоте, который легко принимает на веру подобные принципы и уверен, что знает ответы на все вопросы, Все, что не вписывается в заданные рамки, кажется ему подозрительным он предлагает отправить философа Канта на Соловки, не зная, что тот умер более 100 лет назад, подозревает иностранного профессора в шпионаже.
Таким образом, он даже не допускает мысли, что его убеждения могут быть неправильными. В рамках такой философии легко решается вопрос, заданный Берлиозу профессором Воландом которого они встретили там же, на Патриарших : «Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распоряжается на Земле? Но если человек все решает сам, не имея Бога в качестве нравственного ориентира, то последствия могут быть непредсказуемыми и страшными.
Подобная мысль была раньше высказана другим великим русским писателем Ф. Достоевским в его романе «Братья Карамазовы»: «Если Бога нет, то все позволено? Булгаков также хочет предостеречь об опасности отсутствия у человека нравственных идеалов, что не раз доказывалось на практике самой историей.
Самый яркий пример — нацистская Германия, где высокий уровень развития науки и образования не помешал появлению лагерей смерти и разработке человеконенавистнических теорий, последователями которых стали миллионы людей. Вечером того же дня на глазах Ивана происходят события, невозможные с точки зрения убеждений Берлиоза: в точности сбываются предсказания профессора Воланда, - на глазах Бездомного погибает Берлиоз в точном соответствии с предвиденным. Можно сказать, что Иван стал свидетелем настоящего чуда, и для Бездомного этого стало толчком к переосмыслению всего, что прежде он считал не подлежащим сомнению и само собой разумеющимся.
Алоизия выкидывают из квартиры, а запись о нем исчезает из домовой книги. Ведь придется нищенствовать. Извлечение мастера Воланд интересуется, чем Мастер планирует заниматься дальше, но несмотря на уговоры Маргариты он отказывается снова браться за перо — он лучше будет нищенствовать. На прощание Воланд обещает Мастеру, что его произведение еще преподнесет ему сюрпризы: — Я сделала все, что могла, и я нашептала ему самое соблазнительное. А он отказался от этого. А вам скажу, — улыбнувшись, обратился он к мастеру, — что ваш роман еще принесет вам сюрпризы.
Извлечение мастера Влюбленные оказываются в подвальчике, Мастер засыпает, а Маргарита перечитывает его роман боясь, что чудеса закончатся и она вновь окажется в особняке с мужем. Вечный покой К Воланду является пророк Левий Матвей и сообщает, что Иешуа прочел роман Мастера и просит Воланда подарить автору и его возлюбленной заслуженный покой. Воланд обещает исполнить, но интересуется, почему Мастера не берут «к себе, в свет», Матвей возражает, что света он не заслужил, но заслужил покой. По указанию Воланда Азазелло является в квартиру к Мастеру и Маргарите, и объявив о том, что Воланд пригласил их «на прогулку», угощает отравленным вином: «Все трое приложились к стаканам и сделали по большому глотку. Тотчас предгрозовой свет начал гаснуть в глазах у мастера, дыхание у него перехватило, он почувствовал, что настает конец. Он еще видел, как смертельно побледневшая Маргарита, беспомощно простирая к нему руки, роняет голову на стол, а потом сползает на пол.
Вскоре отравленные приходят в себя, но встав с пола понимают, что они мертвы и теперь находятся в ином мире: «Уже гремит гроза, вы слышите? Кони роют землю, содрогается маленький сад. Прощайтесь с подвалом, прощайтесь скорее. Ах, как это умно! Как это вовремя! Теперь я понял все.
Ведь ваша подруга называет вас мастером, ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы? Разве для того, чтобы считать себя живым, нужно непременно сидеть в подвале, имея на себе рубашку и больничные кальсоны? Это смешно! Все трое седлают черных коней, и улетают. На прощание, Азазелло поджигает их подвальчик, и в этом огне сгорает вся прежняя жизнь Мастера. Герой прощается с городом, в котором прожил столько лет и столько разных событий.
Тоска и печаль быстро сменяются в его душе «горделивым равнодушием» и необычным предчувствием «постоянного покоя». Но та была нестойкой, пропала и почему-то сменилась горделивым равнодушием, а оно — предчувствием постоянного покоя» — Глава 31. На Воробьевых горах Встретившись с Воландом герои продолжают свой путь. Под светом полной луны, спутники Воланда обретают свой истинный облик. Преображается Мастер: теперь у него седая коса и шпоры: «Себя Маргарита видеть не могла, но она хорошо видела, как изменился мастер. Волосы его белели теперь при луне и сзади собирались в косу, и она летела по ветру.
Когда ветер отдувал плащ от ног мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор. Подобно юноше-демону, мастер летел, не сводя глаз с луны, но улыбался ей, как будто знакомой хорошо и любимой, и что-то, по приобретенной в комнате N 118-й привычке, сам себе бормотал. Прощание и вечный приют Во время полета всадники останавливаются. Воланд сообщает Мастеру, что Иешуа прочел его роман и отметил, что тот, к сожалению, не окончен. Воланд предлагает Мастеру простить и отпустить Понтия Пилата: «Ваш роман прочитали, — заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, — и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя.
Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Прощание и вечный приют Прокричав «Свободен! Он ждет тебя! После этого Валанд оставляет Мастера и Маргариту там, где их вечный дом: «Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит.
Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь.
Живет Мастер в небольшой квартирке, которая находится в подвале дома. Но он не переживает по этому поводу, ведь у него есть дело всей его жизни, а любимая женщина ему во всем помогает. Мастер хочет быть признанным обществом трусов и лицемеров. И в этом его трагедия. Издательства отказываются напечатать роман, в то время, как литературные критики стали публиковать одну за одной статьи, которые разнесли рукопись в пух и прах. Мастер впал в отчаяние.
Находясь в состоянии депрессии, он сжег роман, которому посвятил всю свою жизнь, решив, что именно из-за этой книги на него посыпались несчастья. Последней каплей стала статья критика Латунского. Мастер попадает в психиатрическую клинику. Булгаков в своем произведении показал трагическую судьбу, которая была уготована всем писателям, работавшим в тридцатые годы двадцатого века. Тем, кто отказывался писать «по шаблону», преграждали дорогу.
Он вложил всю свою душу в написание этого романа. Трагедия Мастера заключается в том, что он пытался найти признание в обществе лицемеров и трусов. Роман отказываются напечатать. Но по рукописи было ясно, что его роман читали и перечитывали. Такое произведение не могло остаться незамеченным. Незамедлительно последовала реакция в литературной среде. Посыпались статьи, критиковавшие роман.