Предполагается, что возможные причины отсутствия завещания могут быть связаны с политическими интригами и борьбой за власть после смерти Ленина. Константин Колонтаев Ленин и борьба за власть в руководстве большевиков в 1917-1923 годах. В борьбе за власть, развернувшейся после смерти Владимира Ленина, Григорий Зиновьев был не только одним из претендентов на неё, но на короткое время даже оказался формальным главой государства. Борьба за власть после смерти Ленина. смерть ленина борьба за власть.
Тайна Смерти Ленина. Шокирующая Правда О Борьбе За Власть Сталин-Ленин-Троцкий.
Смерть Ленина и борьба за власть | Вот что зафиксировало ОГПУ в политсводке для руководства страны о реакции народа на смерть вождя: «Ленин умер уже шесть месяцев назад, и всё это время хранился в замороженном виде». |
Борьба за власть в последние годы жизни Ленина | Год смерти Ленина совпал с началом передела власти между его соратниками, который закончился безоговорочной победой Сталина. |
Владимир Ильич Ленин (Ульянов) | Смерть Владимира Ленина, лидера Октябрьской революции и первого руководителя Советской России, вызвала ожесточенную борьбу за власть среди высших партийных функционеров. |
Смерть Ленина. Борьба за власть - В.А. Сахаров
Завещание Ленина: правда ли, что перед смертью вождь готовился снять с должности Сталина? | Смерть В.И. Ленина рассматривается в контексте перехода к мирному этапу развития раннесоветского общества. |
Смерть Ленина и последовавшая за этим борьба за власть в партии | Внутрипартийная борьба в высших эшелонах советской власти началась незадолго до смерти Владимира Ильича Ленина. |
Ранение и смерть Ленина
Известно, что академик Бехтерев, знавший причину смерти Ленина, внезапно умер накануне отъезда за границу, где был интерес к его знаниям. Но они не догадываются о том, что уже после смерти на Ленина было совершено семь покушений. В.И. Ленин умер 21 января 1924 г. Умирая, он не оставил преемника, зато в Политическом завещании» дал характеристику своего окружения. ПЛАН.1. Политическая жизнь в 20-е г.г.2. Смерть Ленина.3. Внутрипартийная борьба за власть. Смерть Ленина, борьба за власть. Кончина Ленина обострила борьбу за лидерство в РКП(б) и определение основных принципов внутренней и внешней политики государства.
Смерть Ленина и последовавшая за этим борьба за власть в партии
Тайна Смерти Ленина. Шокирующая Правда О Борьбе За Власть Сталин-Ленин-Троцкий. | Почему Ленин ненавидел Россию и свой народ? Дневник смерти Ленина: Как умирал кровавый вождь? Удар по России: За что Ленин истреблял христиан? |
ДНЕВНИК СМЕРТИ ЛЕНИНА: КАК УМИРАЛ КРОВАВЫЙ ВОЖДЬ? - Телеканал «СПАС» | Борьба за власть среди лидеров большевистской партии началась еще в последние годы жизни В.И. Ленина. |
Борьба за власть после смерти Ленина: причины и участники | Главная» Новости» К столетию смерти ленина. |
Тайна смерти Ленина вот уже 98 лет покрыта мраком
Ленин, всё ещё находившийся на конспиративной квартире, в обращении к Петроградскому комитету и районным комитетам большевиков потребовал немедленно взять власть, подчёркивая, что «промедление в выступлении смерти подобно». В.А. Сахаров» на канале «Астральное прозрение» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 11 ноября 2023 года в 20:25, длительностью 01:38:13, на видеохостинге RUTUBE. Кончина Ленина обострила борьбу за лидерство в РКП(б) и определение основных принципов внутренней и внешней политики государства.
Борьба за власть в последние годы жизни Ленина
От созванного в мае 1924 года XIII съезда вполне можно было ожидать публичного зачитывания последней заметки вождя и рассмотрения ее содержания по существу. Сталину это грозило быстрым переводом на другую должность в "завещании" использовано слово "переместить", а не "сместить" , что автоматически влекло потерю возможности контролировать партийную бюрократию. Хуже того, стратегически важная должность генерального секретаря при таком сценарии должна была достаться кому-то еще. К удаче Сталина, амбициозных претендентов на нее в первом ряду большевиков не нашлось. Слишком многих из них, наоборот, не устраивала чрезмерная злободневность "Письма". Помимо Сталина, его автор нелицеприятно отозвался о пяти других партийных лидерах первого ряда, включая Зиновьева, Каменева и Бухарина, что побуждало их теснее сплачивать ряды. На пленуме ЦК, предшествовавшем съезду, Сталин добровольно предложил уйти в отставку. Но общим решением его жест доброй воли отклонили, а публикацию "последней воли" Ленина объявили ненужной. Оставался Троцкий, которому благодаря его положению хватало сил, чтобы разрушить заговор молчания.
Но "лев революции" смутился. Завещание объективно содействовало успеху троцкистов. Но те испугались решительно пустить его в ход.
С подачи одного из секретарей Сталина, бежавшего за границу, она получила развитие в виде рассказа о том, как 20 января 1924 года Сталин отправил к Ленину в Горки двух врачей в сопровождении заместителя председателя ОГПУ Генриха Ягоды. Якобы они и дали вождю яд. На следующий день Владимир Ильич скончался. А отсидевшая шесть лет по делу об убийстве Кирова Елизавета Лермоло после эмиграции на Запад рассказывала, что в тюрьме она встречалась с шеф-поваром кремлевского санатория в Горках Гаврилой Волковым, который поведал ей, что 21 января 1924 года именно он принес в одиннадцать часов утра Ленину второй завтрак. В комнате никого не было. Ленин сделал попытку приподняться и, протянув обе руки, издал несколько нечленораздельных звуков. Волков бросился к нему, и Ленин сунул ему в руку записку.
Тут же в комнату ворвался доктор Елистратов, личный терапевт Ленина. С помощью Волкова он уложил Ленина на подушки и ввел ему что-то успокоительное. Ленин утих. И вскоре умер. Только после его смерти Волков развернул спрятанную им записку. В ней малоразборчивыми каракулями было написано: «Гаврилушка, меня отравили… Сейчас же поезжай и привези Надю… Скажи Троцкому… Скажи всем, кому сумеешь». Любопытно, но существует и еще одна версия, согласно которой Ленина отравил именно повар. И сделал это посредством грибного супа, в который добавили сушеный cortinarius ciosissimus паутинник особеннейший , смертельно ядовитый гриб. Специалисты говорят, что раз и навсегда прояснить вопрос об отравлении Ленина можно с помощью исследования его волос. Современные технологии это позволяют.
Но власти против — в конце концов, это уже не важно. Сталин убрал Крупскую? Не приходится сомневаться, что неприязнь Сталина к Крупской сохранилась после смерти Ленина. Есть версия о том, что уже через год после смерти мужа Надежда Константиновна пыталась получить политическое убежище в Англии. Надо полагать, что эти сведения должны были дойти и до Сталина. И преемник вряд ли простил жене вождя подобные намерения.
Многосерийный фильм К столетию революции Борьба за власть, начавшаяся в партии еще при жизни Ленина , после его смерти обрела особую силу. Троцкий на тот момент был одним из первых лиц партии: в его подчинении находилась Красная армия и его авторитет как организатора революции был силен. Похороны В. Ленина, 1924 год. Кинохроника Новость о смерти Ленина застала Троцкого по дороге в Сухум на лечение. Получив телеграмму от Сталина , Троцкий решил последовать его совету и не возвращаться в Москву для участия в похоронах. Гроб с телом Ленина несут М. Калинин, В. Молотов, М. Томский, Л.
Видео рассказывает о похоронах пролетарского вождя и о внутрипартийной борьбе, вызванной его смертью. Фотографии и кинодокументы дают представление о членах и кандидатах в члены Политбюро: И. Сталине, Ф. Дзержинском, М. Калинине, Л. Каменеве, Г. Зиновьеве, М. Томском, А. Рыкове, М. Фрунзе, К. Радеке, Г. Петровском, Л. Троцком, В. Куйбышеве и др. На исторических кадрах у гроба сидит Н. Крупская, сменяется караул, соратники несут гроб по улицам Москвы… Особое чувство кинохроника вызывает в связи с тем, что будущие политические оппоненты Каменев, Зиновьев, Сталин находятся здесь «по одну сторону баррикад». Это потом Зиновьев и Каменев будут объявлены врагами народа. Стоит отметить, что Владимир Ильич Ленин умер нестарым по сегодняшним меркам человеком — всего в 53 года. Есть разные версии причин его продолжительной болезни.
Загадка смерти Ленина
Вот что зафиксировало ОГПУ в политсводке для руководства страны о реакции народа на смерть вождя: «Ленин умер уже шесть месяцев назад, и всё это время хранился в замороженном виде». Жизненный подвиг Владимира Ильича Ленина и сегодня остаётся примером самоотверженной борьбы за справедливое общество. Год смерти Ленина совпал с началом передела власти между его соратниками, который закончился безоговорочной победой Сталина. Именно такой вывод сделала историк и писатель Хелен Раппопорт после подробного изучения обстоятельств смерти Ленина.
Кто убил Ленина? Дата смерти Ленина. Дата рождения Ленина и смерти
Но и этого было мало неугомонному революционеру. Он предлагает провести первый съезд партии большевиков РСДРП , которая впоследствии раскололась на две части. Одни стали звать себя большевиками, другие — меньшевиками. Ленин стал во главе фракции большевиков и начал активно бороться против меньшевиков. В 1905-1907 годах Владимир Ленин проживал в Швейцарии, тоже в ссылке, где у него появилась возможность подготовить все необходимое для вооруженного восстания. Там он узнал о Первой русской революции, на победу которой он очень надеялся, потому что именно она могла стать отправной точкой социалистической революции. Ленин рискнул на нелегальное пересечение границы чтобы попасть в Петербург и предпринять активные действия.
Он хотел, чтобы к ним примкнуло крестьянство, чтобы объединившись, выступить против ненавистного самодержавия. Ульянов обращался к крестьянам с призывом вооружаться всем, что найдется в хозяйстве и нападать на служащих. Переворот После того, как Первая русская революция не принесла желаемого результата, большевистские силы сплотились. Владимир Ильич принялся анализировать допущенные ошибки и занялся возрождением революционного подъема. Он создает партию большевиков, причем на этот раз совершенно легально. Они начали выпускать газету «Правда», должность главного редактора в которой занимал Иосиф Сталин.
В те годы Ульянов проживал в Австро-Венгрии, где и узнал о Мировой войне. Владимир Ленин со Сталиным Там его арестовали и предъявили обвинения в шпионской деятельности на благо России. Он пробыл в заключении два года, за это время сумел подготовить тезисы о войне. После того, как Владимир освободился, он уехал в Швейцарию и там пытался добиться того, чтобы империалистическая война сменила статус и стала гражданской. В 1917-м Ульянов и его однопартийцы получили разрешение на выезд из Швейцарии. Ленин отправился в Россию через Германию.
По прибытию на родину, он впервые выступил открыто перед народом, призвав всех к социальной революции. Этот призыв не понравился даже некоторым его соратникам, но нашел отклик у Иосифа Сталина, считавшего, что у власти в стране должны стоять большевики. Троцкий в то время занимал пост главы в Петроградском совете. Ленин был за оперативные и четкие действия — арест правительства в ночь на 26 октября, с последующим вступлением во власть большевиков. Владимир Ленин с Львом Троцким После этого наступил «смольнинский период», длившийся 124 дня. В это время Ленин много и активно трудится в Кремле.
Его указом была создана Красная армия, заключен Брестский договор о мире с Германией, разработана программа, по которой должно было развиваться социалистическое общество. Именно в это время столицей России становится Москва, вместо Петербурга. Все глобальные вопросы развития страны решались на Съезде Советов рабочих, крестьян и солдат, именно его считали главным органом власти. После того, как провели все существенные реформы, включающие в себя выход из Мировой войны и передачу земли крестьянам, бывшая Российская империя стала Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой РСФСР.
Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам верность принципам Коммунистического Интернационала. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы не пощадим своей жизни для того, чтобы укреплять и расширять союз трудящихся всего мира — Коммунистический Интернационал! В ней было отражено то, что Советское государство основано на власти Советов и диктатуре пролетариата, при этом оно носит официально закрепленный многонациональный характер. В тексте Конституции отобразилась и популярная тогда идея возможности быстрого совершения мировой революции. Заявлялось, что в будущем к СССР может присоединиться любая республика, которая выберет коммунистический путь развития. В качестве принципа объединения декларировалась сугубая добровольность. При этом внутри страны разворачивалась борьба за власть, за первенство в партии после смерти Ильича.
Я бы им сказал, что с наукой марксизма они не имеют ничего общего. Против этой идеи высказались Троцкий назвавший, по некоторым данным, эту идею «безумием» [36] , Каменев осудивший её как «поповство» и Бухарин высказавшийся против попыток «возвеличить прах» [27] :159. Однако после смерти Ленина никто из них открыто против бальзамирования уже не высказывался [27] :162. Версия Арча Гетти Советолог Арч Гетти, изучив протоколы Комиссии по захоронению Ленина, пишет в книге «Практика сталинизма» [37] : Прежде всего, Сталин, видимо, практически не имел отношения к решению о постоянной демонстрации ленинских останков. Он не входил в комиссию по организации похорон под председательством Ф. Дзержинского, которая принимала такие решения, а его подручный К. Ворошилов, член комиссии, яростно противился этой идее. Сталин являлся членом Политбюро, которое, оказывается, утверждало все рекомендации комиссии, но, кажется, активной роли в принятии решения не играл. По слухам, возникшим через несколько десятилетий в 1960-е гг. Эта история выглядит весьма неправдоподобно. Мысль, что такой осторожный политический тактик, как Сталин, будет открыто предлагать способ распорядиться телом Ильича, пока тот ещё жив, да ещё в присутствии своего главного соперника Троцкого, почти смешна. Верховные руководители сочли бы обсуждение подобного вопроса при жизни своего драгоценного Ленина непростительным оскорблением, и Сталин точно не подставился бы так, на радость Троцкому. Советская историография Согласно советской историографии, идея не захоронить тело Ленина, а сохранить его и поместить в саркофаг возникла в среде рабочих и рядовых членов большевистской партии, которые направили многочисленные телеграммы и письма об этом руководству Советской России. Официально это предложение выдвинул М. Постсоветская историография Большинство постсоветских историков полагало, что эта идея на самом деле была инспирирована И. Сталиным , а корни этой идеи видели в желании некоторых большевиков см. По мнению некоторых историков, Сталин уже в то время намеревался восстановить историческую парадигму , дав народу царя в лице себя самого и бога в лице Ленина. Другие версии Также существует точка зрения, что идеологом посмертного сохранения тела Ленина был Леонид Красин он осуществлял надзор за бальзамированием тела Ленина , который разделял идеи Александра Богданова о физическом бессмертии и Николая Фёдорова о возможности физического воскресения умерших в будущем [27] :163-164. Высказывается и точка зрения, что одной из причин, побудивших руководство страны сохранить тело Ленина, было стремление не допустить появления самозванцев , выдающих себя за Ильича, поскольку в народе стали распространяться слухи, что Ленин пытался убежать из Кремля и покаяться перед народом, однако был остановлен охраной у Иверских ворот и изолирован в Горках [38] :35-36[ неавторитетный источник ]. Лаборатория по сохранению тела Ленина[ править править код ] 26 февраля 1924 года была создана медицинская комиссия «по наблюдению за состоянием бальзамирования тела Владимира Ильича Ленина и своевременному принятию необходимых мер». Вопрос о сохранении тела обсуждали на заседаниях тринадцать раз [39]. Первое бальзамирование не могло долго сохранять тело Ленина, этому мешало и весеннее потепление. В начале марта академик Алексей Абрикосов сообщил о появлении на теле Ленина пигментации и изменении цвета кожи — начинались необратимые процессы. Требовалось новое, основательное бальзамирование. Исполнительный комитет под председательством Вячеслава Михайловича Молотова принял решение об использовании низких температур для сохранения тела [40] [41]. Против замораживания выступил профессор анатомии Владимир Воробьев : он считал, что это только ухудшит состояние тела [42].
Последний не является компетентным исследователем, а лишь вносит неясность в головы людей касательно войны 1812 и т. Показать больше.
История России: Борьба за власть после смерти Ленина и роль Сталина в итоговой победе
ТАЙНА СМЕРТИ ЛЕНИНА Юрий Фельштинский Вопрос о смерти Ленина следует считать величайшей государственной тайной, отправным моментом советской истории. ОБСТАНОВКА ПОСЛЕ СМЕРТИ ЛЕНИНА Во время болезни В. И. Ленина и после его кончины в верхах большевистской партии развернулась ожесточенная борьба за власть. Главная» Новости» 100 лет после смерти ленина когда.
100 лет со смерти Ленина. Тайны последних дней, борьба за власть и завещание
Борьба за власть, начавшаяся в партии еще при жизни Ленина, после его смерти обрела особую силу. Когда большевистская партия, лидером которой являлся Ленин, захватила власть в стране, этот «борец за свободу угнетенных» оказался чуть ли не знаменем противников канонического православия, проводивших богоборческие мероприятия по всей стране. В официальном заключении о причине смерти Ленина в протоколе вскрытия тела написано, что «основой болезни умершего является распространенный атеросклероз сосудов на почве преждевременного их изнашивания»: «Непосредственной причиной смерти явилось: 1). Новости. Знакомства. В данной статье Вы рассмотрите взгляды лидеров того периода на мирную жизнь, деятельность Л.Д. Троцкого, сложившийся триумвират власти, ликвидацию остатков многопартийности, перестановки в высшем руководстве, а также события после смерти В.И. Ленина.
История. 10 класс
Недаром появился лозунг: «Могила Ленина — колыбель прогрессивного человечества». В одной из христианских молитв, которую хорошо знали многие большевики, говорится: «Гроб Твой — источник нашего воскресения». Скептики посрамлены Считается, что против «создания культа» Ленина поначалу выступал и вернувшийся в Москву Троцкий. Скептически относились к этой идее и Бухарин, не желавший «возвеличивать прах», и Лев Каменев. Действительно, от этой затеи отдавало мистикой, чуждой марксистскому материализму. Но сторонники «советского зиккурата» победили, и вскоре Щусеву заказали проект нового мавзолея — более вместительного и торжественного на вид, с основательной трибуной. Там по революционным праздникам соратники Ленина приветствовали участников военных парадов и демонстраций трудящихся.
Это стало незыблемой традицией на десятилетия. Объект поклонения Мистический смысл этого проекта со временем выветрился. Ленин стал некой «материалистической святыней» — самым человечным человеком, которому поклонялись миллионы советских людей. Очередь к Мавзолею Ленина действительно никогда не иссякала и тянулась издалека. Любили и любят посетить этот мемориал и иностранные туристы. Для них это одна из главных достопримечательностей Москвы.
После краха советской власти не раз звучали предложения уничтожить мавзолей и закопать останки Ленина. Но так мы прервем уникальный научный эксперимент. Да и вообще, лучше не трогать мумии. Ни в Египте, ни в России. У них своя посмертная судьба и своя историческая драма. Они принадлежат к не менее почтенной традиции, чем привычные кладбищенские захоронения.
А потому Мавзолею Ленина, думаю, в ближайшие века ничто не угрожает. Кандидат на воскрешение Некоторые большевики верили в будущее воскрешение мертвых. Тут в ход шли и философия, и вера в науку. Считалось, что забальзамированному Ленину когда-нибудь можно будет вернуть жизнь.
В своей монографии о «великом человеке, перевернувшем мир», которая признана лучшей среди последних исследований подобного рода, британский историк Виктор Себестьен подчеркивает, что причиной стремительного угасания вождя мировой революции стал, вопреки распространенному мифу, вовсе не сифилис, а наследственный атеросклероз, сведший в могилу 54-летнего отца Ленина. Как утверждает британский исследователь, Ленин испытывал такие страдания, что даже просил свою супругу Надежду Крупскую дать ему яду. Не решившись на такой поступок, верная спутница вождя обратилась за помощью к Сталину, но тот не позволил выполнить просьбу Ильича. Когда же Ленин скончался, камнем преткновения среди членов Политбюро Компартии стал вопрос о том, как именно должно упокоиться тело главного символа мировой революции.
Уже в 1980-е годы историк Аким Арутюнов распространил версию о том, что сам Владимир Ильич якобы просил похоронить его рядом с матерью на Волковом кладбище в Северной столице. Однако единственным косвенным подтверждением, которое смог привести Арутюнов, стало свидетельство третьих лиц об устном разговоре между Лениным и Крупской. В то же время соратник Ленина Бонч-Бруевич утверждал, что Ленин предпочитал кремацию. И действительно, в 1919 году Ленин подписал декрет о предпочтительности кремации покойных. За кремацию выступал и Лев Троцкий, который был ярым противником мумификации тела лидера большевистской партии, называя «безумием» уподобление его останков религиозному культу мощей христианских святых. Вносились также предложения заморозить тело Ленина для будущей прогрессивной науки, которая, возможно, со временем найдет способ воскрешать людей из мертвых. Однако на окончательном решении сохранить тело Ленина для потомков путем бальзамирования, по мнению большинства историков, настоял именно Иосиф Сталин.
Булдаков отмечает: «Годы Гражданской войны изменили взгляд на ценности жизни и смерти - ушло таинство, стали меняться представления о человеческом организме соответственно и "душе" »10.
В послевоенное время реакция на смерть человека становится более естественной и вписывается в отечественную гуманистическую традицию. Эннкер пишет: «Все современники были поражены тем резонансом, который она [смерть Ленина. Как руководители Коммунистической партии, так и пропагандисты были потрясены и захвачены зрелищем участия масс в траурных событиях. Зиновьев следующим образом суммировал эти многократно повторяющиеся впечатления: "Простой народ, одухотворенный идеями Ленина, сымпровизировал эти похороны вместе с нами"»11. Валентинов Вольский , - пишет Б. Эннкер, - при всей своей враждебности к коммунистическому режиму вынужден был прийти к такого же рода выводам. Он сообщает, что большая часть населения в Москве, "без всякого сомнения, с печалью и с чувством какой-то значимой потери", отреагировала на смерть Ленина». Далее Валентинов отмечает, что это «чувство скорби превалирует в рабочей среде, но отмечено также среди мелких служащих и беспартийной интеллигенции»12.
Булдаков обращает внимание на кумулятивный эффект, который был спровоцирован совпадением двух дат: «О смерти Ленина люди узнали 22 января - день был нерабочим в память о "Кровавом воскресенье" 9 января по старому стилю. Уже сложился обычай - по крайней мере на предприятиях - устраивать в связи с этой датой собрания, петь революционные песни в траурно оформленных помещениях. Получалось, что одна жертва рабочая масса символично наложилась на другую вождь , что оказывало дополнительное эмоцио- 13 нальное воздействие»13. В материалах периодической печати прослеживается стремление охватить трауром весь социальный спектр - от пионеров до пенсионеров, от пролетариев до нэпманов, от индустриальных рабочих до безработных, от Союза воинствующих безбожников до синода Русской православной церкви. Эннкер приводит данные о трауре среди детей14, которым совершенно не свойственно столь глубокое осознание конечности бытия и смерти. Формирование культа Ленина в Советском Союзе. Утопия, агрессия, власть... Формирование культа Ленина.
Эннкер также отмечает некоторые аспекты конструирования траура: «Эти реальные чувства - скорбь и участие - превратились в руках большевиков в ту "бесхитростную народную почву", которую можно было обрабатывать и получать с нее плоды. В процессе организации "публичного траура" большевики последовательно занимали место, оставленное для трудящихся. Они делали это из осознания своей авангардной роли, которая не могла позволить обществу самостоятельно "носить траур"; наоборот, их цель состояла в том, чтобы траурные переживания перевести в "политику". Благодаря этому событие публичного траура по случаю смерти Ленина приобрело характер политического "плебисцита", в который были вовлечены сотни и миллионы людей. Подобное впечатление от политизированного траура могло сложиться не только у сторонних критически настроенных наблюдателей. Принудительному воздействию "плебисцита" оказались подвержены, прежде всего, сами его субъекты, то есть "трудящиеся"»15. Тенденции на дезинтеграцию, разделение, классовую дифференциацию, разобщенность, атомизацию общества, которые доминировали в годы Гражданской войны и были вызваны как идеологическими установками властей, так и повседневной борьбой граждан за свое существование, должны были смениться периодом единения и консолидации. Поводом или причиной для этого могли являться внешние или внутренние угрозы, события, которые осознавались большинством населения как судьбоносные: как правило, это были минорные, трагические обстоятельства - ситуации, при которых «горе объединяет».
Таким событием была смерть В. Не абсолютизируя степень единения всех граждан СССР, можно утверждать, что это событие выполняло задачу консолидации общества. Несмотря на различные идеологические установки и отношение к советской власти, к этому периоду созрела потребность или появился спрос на общенациональное действо, символизирующее национальное единство как своего рода антитезу Гражданской войне, как зримый символ ее завершения. Смерть человека, которого воспринимали как первопричину изменений, могла быть такой точкой, означавшей завершение определенного этапа революции. Без такого рода контрастов и сопоставлений, без чередования периодов консолидации и размежевания ни тот ни другой механизм не мог быть эффективным и достигать заданной цели. Этот механизм описал еще Аристотель в «Политике»16. Миф о «великом Ленине» как инструмент стабилизации. Год 1924-й - время, когда в хозяйственную деятельность был возвращен здравый смысл, наметились очевидные признаки стабилизации системы в экономическом и политическом плане.
Была проведена денежная реформа, которая воспринималась как материализованное проявление устойчивости большевистской системы. Именно эти обстоятельства являлись фоном, на котором формировался миф о Ленине. Смерть «первого лица государства» всегда является определенным рубежом, определяющим границы того или иного исторического периода. Уместно вспомнить отечественную традицию «нарезать» историческое полотно отечественной истории по периодам правления монархов, генеральных секретарей ЦК КПСС или президентов. Вождизм был значимой составной частью конструирования раннесоветского общества. Этому способствовала как дореволюционная практика, персонализирующая исторические процессы, так и милитаристская идеология Гражданской войны и образ СССР как осажденной крепости. Задача состояла в том, чтобы, сформировав у населения образ «великого Ленина», объяснить, как страна будет существовать без его руководства и что его смерть не приведет к анархии. Вопрос «Кто, если не Ленин?
Излишняя драматизация события могла внушить гражданам чувство беспокойства и неуверенности, ослабить контроль со стороны государства. Формирование культа Ленина... Сочинения: в 4 т. Следует обратить внимание на тот факт, что естественная смерть лидера могла рассматриваться элитами как самый предпочтительный вариант для транзита власти. Стабильность режима обеспечивалась процедурой преемственности и формированием культа вождя, носителями и верными толкователями наследия которого являлись его соратники. В этой ситуации смерть В. Ленина была использована максимально эффективно для легитимации и сакрализации власти тех людей, которые «находились в тени» Ленина или «грелись в лучах» его популярности. Преемникам необходимо было по максимуму использовать авторитет ушедшего вождя в своих интересах, обеспечить устойчивость существующего режима и закрепление власти за господствующим социальным слоем.
Несмотря на то, что целый ряд лидеров большевистского движения ушел из жизни до В. Ленина, устоявшегося канона, сценария церемонии прощания так и не сложилось. При этом существовало противоречие в идеологии траурных мероприятий. С одной стороны, ставилась цель поднять на наивысшую высоту умершего вождя, использовать его смерть для консолидации общества вокруг декларируемых ценностей и господствующей идеологии, с другой - потеря столь значительной исторической личности невольно наводила людей на мысли о неизбежных изменениях и невозможности продолжения прежней политики без его непосредственного участия. В условиях коллегиального управления эта проблема не столь остра, поскольку ротация и сменяемость в составе коллективного руководства является рутинной практикой. Официальный дискурс по своим целевым установкам был направлен именно на это, но форма его представления была весьма разнообразна и, на наш взгляд, противоречива. Помимо традиционных и ожидаемых, вполне устоявшихся формулировок, он включал тексты соратников Ленина, которые были полны искренних, интимных, неформальных выражений, откровенно экзальтированные по своей форме и не вписывающиеся в традиционные представления о некрологе. Напротив, сам факт смерти и описание ее причин, сообщения медицинского характера наполнены конкретикой, холодной, рассудочной констатацией фактов, физиологизмами и натурализмом.
Мы связываем это с антирелигиозной кампанией, выработкой подчеркнуто материалистического отношения к смерти в рамках официальной идеологической доктрины. Эти фрагменты контрастируют с доверительной и камерной манерой изложения, характерной для соратников Ленина. Контраст мифологичности, образности и конкретики, натуралистичности обращает на себя внимание как на уровне официальной пропаганды, так и при описании событий и настроений населения в сводках ОГПУ. В своей работе Б. Эннкер цитирует немецкого философа и культуролога Эрнста Касси-рера, посвятившего ряд своих работ феномену мифа: «И только там, где не ограничиваются спокойным созерцанием божественного присутствия, но дают божественному развернуть свое наличное бытие и свою природу во времени, где совершен переход от образа божества к божественной истории, мы имеем дело с мифом в подлинном смысле слова». Кассирер поясняет, что «подлинный характер мифологического бытия раскрывается только там, где оно выступает как бытие причины, и исток присущего бытию священного начала следует видеть, в конечном счете, в его происхождении, а не выводить его из присущих мифу свойств и качеств. В силу этого мощь мифа - это мощь его истоков»17. Одним из истоков являлась жертвенная смерть вождя.
Ленина приобретала сакральный характер, поскольку происходила экстраполяция культа жертвенной смерти Иисуса Христа на образ Ленина. Была очевидна востребованность данного культа, воспроизводимого с различными вариациями применительно к погибшим в Гражданскую войну. Слёзкин, рассматривая партию большевиков как милленаристскую секту, пишет: «Ленин стал основателем и вождем, потому что был 17 Эннкер Б. Булдаков отмечает: «Показательно, что партийное предписание вождю - "жить вечно" в забальзамированном виде - было встречено в народе без всякого изумле- 20 ния». Источники исследования. Оценка знаменательного исторического события является маркером лояльности граждан по отношению к существующей власти, поскольку В. Ленин воспринимался как создатель, демиург нового строя. В результате лояльность оценивалась не только через реакцию на саму смерть, но и стремление, желание участвовать в траурных мероприятиях, предпринимать конкретные шаги к увековечиванию памяти о Ленине коммеморативные практики.
Общественное мнение воспроизводится нами не с опорой на первоисточник письма, дневники, воспоминания , а на основе данных официальных источников, как созданных для публикации периодические издания , так и не предназначенных для широкого круга лиц делопроизводственные и отчетные документы , в частности, сводки ОГПУ. Периодическая печать. В материалах периодической печати преобладают тексты, которые дублируют официальные документы, с включением более эмоционально окрашенных оценок. В газетах публиковались различные «народные инициативы», связанные с формами и способами увековечивания имени В. Номер «Уральского рабочего» от 25 января 1924 г. Помимо воззваний высших партийных органов, на страницах газеты опубликована статья Л. Троцкого, а также выдержки из резолюций различных организаций. Обращает на себя внимание консолидированная позиция социальных антиподов, например тех, кто охраняет, и тех, кого охраняют.
С одной стороны: «Сотрудники ПП [полномочного представительства. Ленина, клянутся неустанно нести красное знамя борьбы рабочего класса все вперед и вперед до окончательной победы труда над капиталом». Сотрудники областной и окружной милиции: «Смерть нашего учителя сплотит еще сильнее наши ряды, и дружной боевой цепью пойдем мы в поход против капитала. Победа будет лучшим памятником тов. Достоверность данных источников вызывает сомнение в связи с невозможностью определить их авторство, поскольку тексты стандартизированы и тотальны в плане охвата организаций. Сводки ОГПУ. Анализ сводок ОГПУ как исторического источника является предметом специального исследования22. В данной работе мы сосредоточим свое внимание на палитре оценок смерти Ленина как со стороны социального состава респондентов, так и на основе сюжетной классификации, которые нашли отражение в сводках.
Нами были рассмотрены информационные сводки 16 округов Уральской области и сводные информационные сводки по Уральской области за 1924 г. Дом правительства: сага о русской революции. В большинстве сводок, относящихся к периоду январь-март 1924 г. Ленина сюжеты, упомянуты связанные с этим событием мемориальные мероприятия. Эннкера, в частности как источник информации об оценках факта смерти В. Ленина представителями различных социальных групп. Основное внимание было сосредоточено на сводках столичных полномочных представительств, по этой причине могут представлять определенный интерес сводки региональных, провинциальных подразделений ОГПУ. Разумеется, в документах политической полиции смерть лидера должна была быть оценена «антисоветскими элементами» как праздник, как шанс на скорое свержение советской власти, что, в свою очередь, позволило обосновать необходимость существования, а также особую значимость в текущей ситуации органов политического сыска.
Можно критически оценивать степень достоверности приведенных фраз и выражений, которыми описывалась сложившаяся ситуация, но даже если допустить, что эти тексты отчасти являлись плодом воображения самих сотрудников информационных отделов ОГПУ, они не утрачивают исторической ценности и не умаляют ценность этого исторического источника, поскольку дают представление о процессе конструирования социальных образов как «чужих», так и «своих» - лояльных сторонников советской власти, а также проясняют содержание самой категории «лояльность». Степень достоверности данных повышается в случае персонификации источника информации, когда те или иные высказывания приписываются конкретному человеку указаны фамилия, имя и отчество респондента, место его работы или жительства. Сводки ОГПУ являются, с одной стороны, альтернативным каналом сбора и передачи информации в сопоставлении с данными общественных организаций и государственных органов как воспринимают их некоторые исследователи , соответственно содержащих информацию более высокой степени достоверности, с другой - это документы, которые являются отчетными и служат цели продемонстрировать эффективность деятельности политической полиции. Вторая задача предопределяет, во-первых, необходимость обосновать широкое поле деятельности для политического сыска, значительное число контрреволюционных элементов, с которыми необходимо бороться, и, во-вторых, показать, что ситуация находится под контролем и ОГПУ «не дремлет». Этим, возможно, и предопределяется значительная доля негативных и провокационных отзывов на смерть Ленина, которые содержатся в сводках ОГПУ. Эннкер отмечает: «Сводки ГПУ о настроениях среди народа, ежедневно присылаемые агентами ГПУ из различных районов и предприятий Москвы с момента смерти Ленина, с лихвой подтверждают впечатления Валентинова [об общей скорби. И напротив, враждебные настроения, о которых также регулярно обязаны были сообщать, регистрировались довольно редко»24. Соотношение «правильных» и «неправильных» реакций на смерть В.
Ленина можно определить как 3:1. Эннкер, - если смерть Ленина и сопровождалась какими-то политическими комментариями со стороны рабочих, то они ограничивались домыслами относительно предстоящего или совершившегося вследствие смерти Ленина переворота. Людей волновал вопрос о персональных альтернативах среди его наследников, интерес к которым подогревался слухами о вспыхивавших в политическом руководстве конфликтах. Эти материалы представляют типичный пример "раздвоенного рабочего сознания", того сознания, которое после шести лет опыта жизни при большевистском режиме и вопреки нарисованной в вышеприведенных манифестах картине основывается на убеждении в непреодолимом разделении общества на "верхи" и "низы". Оно не видит для себя никакой возможности для вмешательства в политическую жизнь, для участия в ней или принятия на себя политической ответственности»25. Материалы информационных сводок ОГПУ по Уральской области подтверждают вывод о том, что в раннесоветском обществе значительная часть «класса гегемона» не воспринимала себя в качестве актора политических процессов, была лишена политической субъектности. Это обстоятельство позволяет говорить о тотальной маргинализации ранне-советского общества, поскольку «деклассированными» ощущали себя не только пролетарии, но и иные социальные группы, в особенности непривилегированные и дискриминируемые. Спектр оценок и индикаторы лояльности к советской власти.
Особо ценна информация об отношении к факту смерти В. Ленина со стороны антагонистов существующего строя. В частности, оценка гражданами, содержащимися в заключении, частными торговцами, нэпманами, а также «бывшими» - теми слоями общества, чья нисходящая социальная мобильность явилась непосредственным следствием революции. Закономерно, что эта часть населения - «молчуны» - оставила наименьший след в исторических источниках. По косвенным данным, в том числе отраженным в сводках ОГПУ, можно утверждать, что «болото», «чистые обыватели» или «обывательщина» составляли абсолютное большинство, но, судя по реакции властей, все же меньше, чем при оценке иных событий. Ленина будут изменения, этому событию нисколько не сожалеют, а даже радуются, на этой почве строят разные планы, рогатки, распространяя всевозможные нелепые слухи. Необходимо сказать, что умы "чистых" обывателей смерть т. Ленина мало занимает»26.
Сотрудник Тобольского ОО ОГПУ под заголовком «Обывательщина» сообщает: «Часть из этого наравне с другими и искренно сожалеет о кончине Владимира Ильича, что 27 выявляется из разговоров о смерти последнего»27.
Предпочтение этим двоим отдавали по национальному признаку — они были русскими. И благодаря этому якобы имели преимущество перед грузином Сталиным, евреем Троцким и поляком Дзержинским. А также они обладали большим политическим весом еще перед одним кандидатом на власть — полпредом в Германии Крестинским, который ранее был ответственным секретарем ЦК партии. Кто в очереди за властью? Однако в реальности все большую политическую силу набирал Сталин. Он пытался контролировать все, даже лечение вождя.
Когда врачи разрешили Ленину диктовать секретарям по 5-10 минут в день, те обо всем докладывали именно Сталину. Но Владимир Ульянов не был бы Лениным, если бы, даже прикованный к постели, полупарализованный, не пытался участвовать в политической жизни страны. В декабре 1922 года он по переписке вступил в договоренность с Троцким, чтобы тот на предстоящем пленуме ЦК озвучил его позицию о «сохранении и укреплении монополии внешней торговли». И хотя Владимир Ильич диктовал письмо Троцкому своей жене Надежде Крупской, секретарь больного вождя Фотиева тут же проинформировала Сталина о его содержании. Тот понял, что Ленин руками Троцкого попытается разгромить его на очередном пленуме. Сталин позвонил Крупской, отругал ее, заявив, что она не выполняет предписаний врачей о покое вождя, пригрозил взысканием по партийной линии и сказал, что если подобное повторится, то он объявит вдовой Ленина Артюхину старую большевичку, руководителя Женотдела ЦК. Крупская пожаловалась на грубость Сталина мужу.
Ленин написал ему письмо, потребовав, чтобы тот извинился перед Надеждой Константиновной. Отношения между Лениным и Сталиным были основательно испорчены. И выздоровление Владимира Ильича грозило Иосифу Виссарионовичу опалой. На фоне этой ситуации зародилась версия, что Сталин «не позволил» Ленину выздороветь. Будучи уже в эмиграции, Троцкий часто говорил, что Сталин отравил Ленина. Эта версия существует и по сей день. С подачи одного из секретарей Сталина, бежавшего за границу, она получила развитие в виде рассказа о том, как 20 января 1924 года Сталин отправил к Ленину в Горки двух врачей в сопровождении заместителя председателя ОГПУ Генриха Ягоды.
Якобы они и дали вождю яд. На следующий день Владимир Ильич скончался. А отсидевшая шесть лет по делу об убийстве Кирова Елизавета Лермоло после эмиграции на Запад рассказывала, что в тюрьме она встречалась с шеф-поваром кремлевского санатория в Горках Гаврилой Волковым, который поведал ей, что 21 января 1924 года именно он принес в одиннадцать часов утра Ленину второй завтрак.