На момент моего визита в храм Святой Софии больше всего меня поразили ангелы.
Вход в храм Айя-София в Турции стал платным для всех, кроме молящихся
Свидетель описывал , как Мехмед «придя на площадь у великой церкви, сошел с коня, и пал ниц на землю, взял горсть земли и посыпал голову, благодаря Бога. И подивился этому огромному зданию, так сказав: "Воистину люди эти были и ушли, а иных после них, им подобных, не будет". Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока Иерусалим на юго-восток Мекка , пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит. На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело 1680 и шведского дипломата Корнелия Лооса 1710 , видно множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже. Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства оно и по сей день стоит на Истикляль , отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма.
Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации. Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках. В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого. Часть мозаики разрушена.
Расстаться с идеей Софии-храма оказалось сложнее. К ней регулярно возвращаются не только греки, считающие Софию своей, но и русские, тоже так считающие. Не совсем безосновательно, конечно, — все-таки и христианство наше византийское, и именно внутреннее золото Софии повлияло на выбор религии послами князя Владимира, и Софию вполне можно считать прообразом многих русских храмов Софии Киевской и Новгородской, чтобы далеко не ходить , и довольно многое о том, какой была София до завоевания, мы знаем из записей русских паломников из Царьграда. Мечты о возрождении Царьграда начинаются с «греческого проекта» Екатерины II — она мечтала покорить Константинополь и сделать столицей нового православного государства, где правил бы ее внук, которого она стратегически назвала Константином.
С оговорками. Оговорками я называю тот факт, что после превращения в мечеть Айя-София утратила львиную долю своих богатств. Точнее, не совсем утратила, они ведь никуда не делись, но от глаз туристов их закрыли. Например, роскошные византийские мозаичные полы застелили зелеными коврами. Оставили только небольшой кусочек. Завесили лики как мы помним, ислам это не приемлет.
Деисус тоже теперь недоступен. Закрыли вход на второй этаж, где находится гробница венецианского дожа Энрико Дандоло да и не только его , а еще портреты византийских императоров. Видите — Деисус? Хорошо, что видите. А теперь никто его не видит: закрыто. Ну и всякие бытовые нюансы, сопровождающие посещение мечети: туда не ходи, сюда ходи, девочки направо, мальчики налево, и надо разуться.
С оговорками. Оговорками я называю тот факт, что после превращения в мечеть Айя-София утратила львиную долю своих богатств. Точнее, не совсем утратила, они ведь никуда не делись, но от глаз туристов их закрыли. Например, роскошные византийские мозаичные полы застелили зелеными коврами. Оставили только небольшой кусочек. Завесили лики как мы помним, ислам это не приемлет. Деисус тоже теперь недоступен. Закрыли вход на второй этаж, где находится гробница венецианского дожа Энрико Дандоло да и не только его , а еще портреты византийских императоров. Видите — Деисус? Хорошо, что видите. А теперь никто его не видит: закрыто. Ну и всякие бытовые нюансы, сопровождающие посещение мечети: туда не ходи, сюда ходи, девочки направо, мальчики налево, и надо разуться.
Скрыть мозаики и фрески обещают лазерами, специальным освещением или просто коврами — и только на время богослужений. Кому на самом деле принадлежит собор? История собора Святой Софии начинается с 324-337 годов нашей эры, когда на рыночной площади Августеон была построена христианская церковь. Строительство первого храма, названного Софией, относится к времени правления императора Констанция II 337-361 годы , но в 404 году храм сгорает в ходе народного восстания. После этого церковь восстанавливали несколько раз, и она снова сгорала. Грандиозный храм был построен после очередного пожара при восстании во времена императора Юстиниана I в 523 году. На строительстве каждый день трудились 10 тысяч рабочих, использовались лучшие строительные материалы. Здание, которое удалось построить, поражало народную фантазию до такой степени, что строительству храма приписывали участие небесных сил. Вплоть до завоевания Константинополя турками в 1453 году собор оставался символом могущества Византийской империи. Например, в 1054 году во время богослужения легат папы римского вручил отлучительную грамоту константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию — это стало началом раскола церкви на Православную и Католическую. В 1453 году в соборе прошло последнее в его истории христианское богослужение — 29 мая того же года храм захвачен турками и, по описанию историков, процесс был далек от мирного и обращен в мечеть. Тогда же в собор вступил султан Мехмед II — завоеватель Константинополя. При этом в храме сохранилась большая часть фресок и мозаик — по данным исследователей, скорее из-за того, что они были скрыты под штукатуркой. Вплоть до 1934 года собор оставался мечетью. В середине XIX века в здании провели реставрационные работы, занявшие 2 года — в ходе них часть изображений открыли от штукатурки.
Больше не музей: Святая София в Стамбуле снова стала мечетью
Ранее власти Турции пообещали, что в то время, когда Айя-София не будет использоваться для богослужений, мозаики будут раскрывать, а храм будет доступен для посетителей и туристов. Музей Айя-София в Стамбуле: подробное описание для туристов, история, фото + схема расположения самых интересных мозаик собора. Торжества в Турции по случаю 569-й годовщины падения Стамбула завершились вчера трехмерным представлением над собором Святой Софии. В ближайшее время в Стамбуле планируют начать масштабную комплексную реставрацию одной из главных достопримечательностей Турции – Айя-Софии. Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле для иностранных туристов с 15 января будет стоить 25 евро, сообщил Минкульт Турции. Обращаем внимание, что с 15 января 2024 года вносятся изменения в порядок посещения Собора Святой Софии (Айя Софья) в Стамбуле, Турция.
Власти Стамбула уточнили правила входа в Айя-Софию
Так собор Святой Софии начал свой путь от христианского храма к мечети. После падения Византии Святая София оказалась полностью утраченной для христианского мира. А ведь именно благодаря ей Киевская Русь стала православной. Дело в том, что когда послы князя Владимира прибыли в Константинополь, они были приглашены на богослужение в Великую церковь. Величие храма и его богатое убранство, а также сама церемония произвели на них столь глубокое впечатление, что по возвращении они убедили князя принять христианство. Мозаика с изображением Богоматери с Младенцем в Софийском соборе. Иисус Христос, а по обе стороны от него в медальонах находятся портреты Богородицы, архангела Михаила и императора Льва VI. Мозаика императрицы Зои в соборе Святой Софии. Впечатлиться было от чего. Собор Святой Софии — это классическая базилика с прямоугольным основанием.
У неё два уровня - нижний этаж и галерея. Первый ярус был предназначен для представителей духовенства и императора, а также для прихожан-мужчин. Женщины должны были находиться наверху. В здании храма девять выходов. Главный — это знаменитые Императорские ворота. Расположены они с западной стороны. Легенда гласит, что созданы ворота из остатков Ноева ковчега. Их использовали только по большим праздникам, а проходить через них имели право лишь правители и патриархи. План собора Святой Софии.
Нынешнее решение суда вызвало значительные протесты.
Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина. Историк Н. Барабанов приводит рассказ, датируемый IX веком, в котором сообщалось о том, что в честь освящения храма возле него состоялось жертвенное заклание большого количества животных, а также раздача зерна бедным [20]. Прокопий Кесарийский , современник строительства, рассказывая о стройках императора Юстиниана, восторженно описывает собор Святой Софии: Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нём — совершенно невероятным.
В высоту он поднимается как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдаётся над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони — Прокопий Кесарийский. О постройках Книга 5: I:27 [21]. С самого момента постройки за церковью закрепилось название «великая» [22]. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского , были использованы «злато, серебро, медь, электр , железо, стекло, камени честные многие, яхонты , смарагды , бисер, касидер, магнит, он икс ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей» [23]. Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников , 100 диаконов , 40 диаконисс , 90 иподиаконов , 110 чтецов , 25 певчих и 100 привратников [25].
При императоре Ираклии он доходил до 600 человек [26]. Согласно 43-й новелле Юстиниана , от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определённое количество мастерских эргастириев , доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Интерьер храма вскоре после его возведения был подробно обрисован Павлом Силенциарием в поэме «Описание храма Святой Софии» [27]. Собор во время Византийской империи[ править править код ] Внутренний вид сводов собора Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора, включая довольно плоский купол: … пала Восточная часть Св. Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий то есть сень и святую трапезу и амвон. И признавались механики, что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролёты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали.
Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол. Здание подпёрли контрфорсами , от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат , автор Анийского собора , причём архитектор сделал купол даже более возвышенным. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на православную и католическую.
В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся разрушительному нападению крестоносцев, собор Святой Софии был разграблен и осквернён. Практически все ценности собора были увезены на запад как, например, Туринская плащаница , в которую, по преданию, было завёрнуто тело Христа после смерти. Иванова , многие из ценностей во время грабежа сохранились и избегли уничтожения благодаря венецианцам, так как лишь они из крестоносцев понимали культурное значение вещей. Некоторые вещи из убранства до сих пор хранятся в Венеции [10]. Православный патриарх Константинополя был изгнан и заменён латинским. Святая София была превращена в католический собор, в котором 16 мая 1204 года фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой Латинской империи [28].
В 1261 году после падения Латинской империи собор вновь стал православным [28]. В XIV веке после очередного землетрясения купол обвалился и был заменён существующим [10]. В те годы лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас. Османское завоевание и дальнейшая судьба собора[ править править код ] Падение Константинополя картина неизвестного венецианского художника конца XV — начала XVI века В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение, описание которого на основе византийских источников составил английский историк Эдвин Пирс англ. Служба была, по сути своей, заупокойной литургией. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме… При завоевании Константинополя, собор был в неухоженном состоянии, что подтверждается европейскими посетителями тех времён, такими как Перо Тафур из Кордовы [30] и флорентийским монахом путешественником Кристофором Буондельмонти [31].
Согласно историческим записям, храм был захвачен турками 29 мая 1453 года. Султан Мехмед II направился прямо к собору Святой Софии, восхитился величием и великолепием храма и помолился там. Мехмед Завоеватель приказал немедленно превратить церковь в мечеть и приказал своим солдатам не повреждать священные мозаики и реликвии [32] [33]. По описанию историка Дуки , они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения… а также одежды святой трапезы … Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли» [34]. Согласно позднейшим описаниям, все молящиеся в храме были убиты, и, по сохранившемуся преданию, их кровь достигла уровня, обозначенного ныне на одной из колонн красной полосой [35]. Историк-византинист С.
Иванов считает, что легенда о том, что Фатих верхом въехал в собор и что конь поскользнулся на горе трупов не имеет под собой никаких оснований [10]. У греков сохранилось предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным; тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение [36]. Центральный вид северного нефа в 1852 году. С картины Гаспаре Фоссати Султан Мехмед II , завоевавший Константинополь, 30 мая 1453 года вступил в собор Святой Софии и пропел в нём 48-ю победную суру Корана [10] , после чего собор был обращён в мечеть , что потребовало пристройки четырёх минаретов [37]. Поскольку здание ориентировано по христианской традиции алтарь на восток , мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора направление на Мекку , с неприглядным скосом вправо [10].
Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой [38]. Фрагмент карты «Byzantivm sive Costantineopolis», составленной Джованни Андреа Вавассоре [it] в 1535 году Фрагмент карты «Byzantium nunc Constantinopolis», составленной Георгом Брауном [de] и Францем Хогенбергом в 1572 году Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула значительно превосходящие её по величине. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии, которой угрожала опасность обрушения [40]. Реставрационные работы продолжались два года.
Братья Фоссати провели работы по усилению колонн, а также укрепили своды и купол храма железной цепью. Ими было обнаружено, что на стенах под слоями извести хорошо сохранились византийские мозаики. Частично они расчистили их в верхней галерее и показали султану Абдул-Меджиду, который повелел оставить открытой часть орнаментов, но повторно забелить все лики святых [41]. Тогда же на колоннах были размещены восьмиметровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Мухаммада [41]. Часть византийских мозаик, зарисованных Фоссати, осыпалась во время землетрясения 1894 года. В конце 1920-х — начале 1930-х годов археолог А.
Шнайдер из Германского археологического института в ходе раскопок открыл рядом с собором сохранившийся фрагмент колоннады эпохи императора Феодосия, что позволило установить что при строительстве Юстиниановой базилики более древние основания были лишь засыпаны и находятся ниже уровня поля существующего храма [41]. Декрет правительства Турции о создании музея, фотокопия В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком , Айя-София стала музеем. В 1931—1948 годах под руководством американского археолога Томаса Виттемора были раскрыты от штукатурки мозаики периода императора Юстиниана [41] , а также более поздние мозаики апсиды и вимы, южного вестибюля, нарфика, южной галереи и северного тимпана [38] [47] [48]. После того как были сняты молитвенные коврики открылся мраморный пол собора. Вопрос об изменении музейного статуса[ править править код ] В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения сотрудниками музея мусульманских религиозных обрядов [49].
А это значит, что под угрозой уникальные мозаичные изображения Христа Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя и ангелов, а также другие фрески и настенная живопись, украшающая интерьер Святой Софии. Турецкие власти обещают сохранить христианские мозаики, каким именно способом, не уточняется, но вариантов не много: мозаики можно завесить тканью, но тогда они станут недоступны для предполагаемых туристов, либо мозаики снимут, поместят на гипсовые подставки и выставят в одном музеев, после чего они, разумеется, не произведут того же эффекта, как находясь внутри. Также в администрации президента Турции отметили, что открытие Айя-Софии для молитв не изменит того факта, что собор — один из объектов мирового культурного наследия в Список всемирного наследия ЮНЕСКО здание музея было включено в 1985 году , и что его смогут посещать все желающие.
А это значит, что под угрозой уникальные мозаичные изображения Христа Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя и ангелов, а также другие фрески и настенная живопись, украшающая интерьер Святой Софии. Турецкие власти обещают сохранить христианские мозаики, каким именно способом, не уточняется, но вариантов не много: мозаики можно завесить тканью, но тогда они станут недоступны для предполагаемых туристов, либо мозаики снимут, поместят на гипсовые подставки и выставят в одном музеев, после чего они, разумеется, не произведут того же эффекта, как находясь внутри. Также в администрации президента Турции отметили, что открытие Айя-Софии для молитв не изменит того факта, что собор — один из объектов мирового культурного наследия в Список всемирного наследия ЮНЕСКО здание музея было включено в 1985 году , и что его смогут посещать все желающие.
Айя-София не закроется во время реставрации
Строительство он поручил Исидору Милетскому и Антемию Тралльскому, построившим несколькими годами ранее рядом с домом, где Юстиниан жил в юности, церковь Сергия и Вакха, в которой очень любил бывать император с семейством. Некоторые специалисты считают, что церковь Сергия и Вакха, одна из старейших сохранившихся в Стамбуле и тоже ставшая мечетью спустя полвека после падения Византии, послужила прообразом для Святой Софии Юстиниана. При этом барабан купола прорезан 40 окнами, в результате чего пространство под ним залито светом, а сам свод с мозаикой как будто висит в воздухе. Этот купол на протяжении девяти веков был крупнейшим на планете — пока его не обогнал флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где купол имеет диаметр более 42 метров. При этом сама Святая София на протяжении примерно того же срока оставалась крупнейшим зданием и крупнейшим христианским храмом на планете.
Штат собора при Юстиниане составлял 525 человек позже он был увеличен , из которых одних только священников было 50 человек — вдвое больше, чем певчих. Благодаря многочисленным оконным проемам в течение всего дня внутрь Святой Софии проникает много света даже сейчас, когда значительная часть окон оказалась заложена в результате многочисленных реконструкций. Из-за этого кажется, что стены и купола совсем не давят, а внутреннее пространство огромно. Такая судьба постигла множество церквей по всей Византии, а также в некоторых других некогда христианских странах, попавших под власть мусульман.
И там церковные здания, как и константинопольский собор, обзаводились минаретами, лишались изображений и статуй, но сохраняли тем не менее узнаваемые черты. Один из самых экзотических результатов таких перемен — Святая София в Никосии, она же мечеть Селимие, а также собор Святого Николая в Фамагусте, она же мечеть Лала Мустафа-паша обе на территории непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра. До превращения в мечети они были готическими соборами, причем второй был возведен по образцу Реймсского собора в стиле поздней готики со всеми непременными чертами этого стиля. Как же случилось, что на Кипре появились готические сборы, позже превратившиеся в мечети?
Дело в том, что с конца XII века остров оказался в управлении французских рыцарей, переместившихся туда из Святой земли после падения Иерусалимского королевства крестоносцев.
Возвращение Константинопольского храма Святой Софии для православных верующих будет означать не только возрождение религиозной жизни, но и позволит сохранить и восстановить культурное наследие христианства. Ведь этот храм не просто место для молитвы, но и творение выдающихся архитекторов и художников.
Он является важной частью исторического достояния и его сохранение и воссоздание в его первоначальном виде — является задачей всего человечества. Геополитические последствия: как повлияет возвращения храма на отношения между странами Возвращение Константинопольского храма Святой Софии православным может оказать существенное влияние на геополитическую обстановку в мире. С одной стороны, такой шаг со стороны Турции может быть рассмотрен как жест доброй воли и показатель готовности к диалогу и улучшению отношений с Россией и всеми православными.
Это может привести к укреплению экономических связей, расширению туристического потока и обмену культурным опытом. Однако, возможна и обратная реакция со стороны других стран - членов НАТО или Евросоюза, которые могут интерпретировать этот шаг как проявление нежелания Турции продолжать сотрудничество с Западом. Кроме того, возвращение храма может повлиять на сложившийся баланс сил в регионе.
Возможно, это будет рассмотрено как проявление более глубокой поддержки России со стороны Турции. Это может вызвать недовольство и возражение у многих стран Запада. Реакция стран сателлитов будет очевидна, она во многом зависит от сюзерена США.
В случае удачных переговоров о возвращении Святой Софии в православное лоно, Россия еще более укрепит лидерство в мире, особенно в большинстве Поместных Православных Церквей христианского общества, тем самым послужит для более глубокого объединения православных разных стран. Какие усилия и действия необходимо предпринимать для возвращения храма Святой Софии На сегодняшний день целесообразно еще более укрепить сотрудничество по политическим, экономическим и военным взаимодействиям между Турцией и Россией.
В 1054 году и началась история католической и православной церквей. В этом году кардинал Гумберт вручил константинопольскому патриарху Керулларию грамоту об отлучении. Это послужило началом разногласий между западной и восточной христианскими церквями. Здание собора неоднократно страдало от различного рода катаклизмов.
В 10 веке из-за землетрясений пришлось перестраивать купол. В 1453 году столица Византии Константинополь была захвачена турками-османами и переименована в Стамбул, главный храм христианского мира был сразу превращен в мусульманскую мечеть. Внешний облик здания сильно изменился. К собору пристроили четыре минарета. Считается, что в соборе сохранились византийские мозаики, которые при устройстве в здании замазали штукатуркой.
Христиане по всему миру негодуют. Армянская апостолькая церковь призывает Турцию не делать поспешных шагов.
Соседняя с Турцией Греция восприняла эту новость вообще, как оскорбление. Памятник мирового значения, такой как святая София используется для удовлетворения внутренней политической целесообразности. Для России Собор Святой Софии также является особенным местом. Если бы княгиня Ольга не отправилась в Константинополь в X веке, не была поражена красотой Софийского собора и не приняла крещения, то, возможно, Русь не обрела бы православную веру. Завершил переход от язычества к православию в нашей стране уже внук Ольги князь Владимир, находясь под впечатлением от рассказов о великолепии византийского собора. Сегодня Русская Православная церковь призывают президента Турции не рубить с плеча. Принимая решение президент Турции должен учитывать вероятность того, что сегодня Святая София привлекает миллионы посетителей из все стран мира.
Они стоят часами, как завороженные перед дивными ликами Христа и Богоматери, неужели они снова окажутся замазаны? Попытки превратить храм Святой Софии в мечеть осудил и Константинопольский патриарх Варфоломей. Он предостерег, что этот шаг может разрушить и без того хрупкий межрелигиозный баланс в мире. Святая София - сакральное место, где Восток встречается с Западом, может разделить эти два мира в тот самый момент, когда человечество, страдающее от смертельной коронавирусной пандемии, нуждается в единстве и общих ориентирах», - сказал Вселенский патриарх Варфоломей. Он призвал власти Турции оставить собор музеем, что продемонстрирует готовность страны уважать религиозные традиции. Необходимо, чтобы все имели доступ в собор», заявил Помпео. В ответ на призывы Вашингтона, Анкара заявила, что вопрос по Святой Софии является внутренним делом Турции.
Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз
Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе , нефах , галереях и главной арке [74]. Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век. Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77]. Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах. Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание.
Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79]. По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году. Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75].
На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах.
В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI.
Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св.
В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава.
Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В.
Это резкий антихристианский выпад, последствия трудно прогнозировать, но ничего хорошего нет. Это скажется на отношении к Эрдогану, Турции, поток туристов из России резко сократится. Если бы передо мной стоял выбор, поехать или нет, в прошлом году я бы поехал, в этом - нет, раз такое отношение", - отметил протоиерей РПЦ отец Александр Ильяшенко. Вот и политологи в один голос утверждают: своим решением Эрдоган не "восстанавливает справедливость", а, наоборот, открывает ящик Пандоры, выпуская на волю целую серию скандалов, грозящих обострением и так неспокойной обстановки на Ближнем Востоке и в мире в целом. На наш взгляд, история здесь глубже, мы наблюдаем внимание Вашингтона к Православной церкви. Все те церкви, которые находятся на территории восточной южной Европы, все контролируются или пытаются контролироваться Госдепартаментом, всем известна история с представлением Томоса, расколом", - говорит замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев. Ну, а пока наибольшую заинтересованность в изменении статуса Айя-Софии проявили сотни местных жители и совсем немногочисленные туристы.
Первые устроили импровизированный митинг в поддержку решения, а вторые побежали к кассам — возможно, это последняя возможность побывать в пока еще музее собора Святой Софии.
Корреспондент Kun. Мечеть Султана Ахмеда.
Вопрос об изменении музейного статуса. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения сотрудниками музея мусульманских религиозных обрядов. В 2016 году во время Рамадана в соборе Святой Софии происходили чтения Корана, которые транслировались в прямом эфире одного из турецких телеканалов. Это вызвало крайне негативную реакцию министерства иностранных дел Греции. В марте 2019 года стало известно, что власти Турции могут изменить статус собора Святой Софии, чтобы его смогли посещать бесплатно. Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать аналогично». Всемирный совет церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии. Намаз совершил также сам Реджеп Тайип Эрдоган. Изображения христианских святых на время намаза были закрыты тканью. Молящиеся разместились как внутри здания, так и на территории перед ним. Архитектурные особенности. Это базилика с четырёхугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна их также 40 , благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов, — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы, впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными из храмов Малой Азии и Египта; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах. Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе. Стены храма также были полностью покрыты мозаиками как сюжетные композиции, так и орнаменты. Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в. Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью, а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок. В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей.
В РПЦ заявили, что смена статуса собора Святой Софии в Стамбуле "может повлиять на ход истории"
Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью. Возможно, ты помнишь, как в июле 2020 года власти страны вернули Айя-Софии статус мечети после долгих лет работы в качестве музея. Решение турецких властей о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса мечети может "повлиять на ход истории" и не служит укреплению мира и межрелигиозной гармонии. Несмотря на то, что за вход в мечеть Айя-София в Стамбуле теперь приходится платить, желающих попасть туда меньше не стало. Когда собор Святой Софии превратился в мечеть Айя-Софья, в медном листе у основания колонны сделали отверстие для пальца, с помощью которого можно загадать желание. В Турции начали действовать новые правила посещения мечети Айя-София в Стамбуле.
Айя-София не закроется во время реставрации
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле для иностранных туристов с 15 января будет стоить 25 евро, сообщил Минкульт Турции. В храме Святой Софии в Стамбуле впервые с 1934 года прозвучал азан. Собор святой Софии возвышается над Константинополем, ныне Стамбулом, без малого полторы тысячи лет.