Мейерхольд, режиссер, театр, Троцкий, военное ведомство, Всевобуч, почетный красноармеец, тюрьма, арест, особый конвой. Всеволод Мейерхольд.
Всеволод Мейерхольд: авангардистские опыты, биомеханика и след в литературе
Имя Всеволода Мейерхольда присвоили Новой сцене Александринского театра - ТАСС | Верховный суд СССР посмертно реабилитировал режиссера Всеволода Мейерхольда 60 лет назад, 26 ноября 1955 года. |
«Почему мне, тонувшему, никто не протянул руку?»: жизнь и смерть Мейерхольда в письмах и документах | В 1956 году Всеволод Мейерхольд был реабилитирован Верховным судом СССР благодаря упорству и стараниям его внучки Марии Валентей, которой удалось ознакомиться с его делом и доказать, что ее дед не был виновен. |
Валерий Фокин: Почему режиссер Мейерхольд остается нашим современником
Выбор Брука вполне объясним, потому что в его спектаклях случается чудо одушевления сценических персонажей, произносящих написанный текст. Возможно, зрители его инсценировки «Великого Инквизитора» Ф. Достоевского помнят пришествие в Москву бруковского Христа. Это случилось в 2007 г.
Интересно отметить, что двоюродным братом Брука был многолетний руководитель Московского театра Сатиры Валентин Плучек, бывший учеником Мейерхольда. В 1970 г. Брук основал Международный центр театральных исследований, преследуя амбициозную цель аккумулировать сценические традиции и особенности разных культур и эпох.
Принципиально важными были постоянные гастроли спектаклей Центра по всему миру. Постановки Брука игрались и на знаменитых театральных сценах, и на голой земле перед африканскими туземцами. Поэтому необходимым условием «театра Брука» стал минимализм.
Вот и спектакль о судьбе Мейерхольда сыгран тремя артистами, а их реквизит ограничен тремя стульями, передвижным экраном-ширмой и покрывалом. Все прочее исполнители создают из вещества того же, что и сны, что окружают нашу маленькую жизнь, как это было на острове, подвластном престарелому волшебнику Просперо из шекспировской «Бури», чью историю Брук ставил не один раз. Часовой спектакль отчетливо делится на две части: первая посвящена методу Мейерхольда, вторая — его судьбе.
Сначала излагается версия происхождения театра, — сценическое искусство появилось как избавление от скуки и тоски. Мейерхольд уверял, что все самые жуткие, самые чудовищные вещи должны быть выражены на сцене в радости — радости творчества. Для режиссера Брука персонаж Мейерхольд в этом сродни драматургу Шекспиру: Каким бы он ни был метафизическим, религиозным, высокопарным, всегда наступает момент смеховой разрядки, часто замешанный на телесных шутках.
И для Мейерхольда, который надеялся, что его театр вновь откроется именно шекспировским «Гамлетом», английский драматург представлялся почти современником: В какие-то эпохи появляются люди, которым до зарезу нужен театр. Их-то я и называю великими зрителями. Они появились в эпоху Шекспира и вытолкнули его из своей толщи.
Еще раз такие зрители появились в России в конце века и сразу после революции. Но в последнем случае они создали вместо драматургов нас, режиссеров, что, может быть, в исторической перспективе одно и то же. Среди современников «великим зрителем» для Мейерхольда был также Гордон Крэг, режиссер, который придумал актеров-марионеток, декорации-ширмы и поразил своим «Гамлетом» Художественный театр и его зрителей.
Мейерхольд сразу признал в нем единомышленника, и его имя не могло не прозвучать в спектакле.
Часть членов Политбюро, а именно Рыков, Каменев и Зиновьев, полагали, что одного отрицания слухов недостаточно. В связи с этим была образована особая комиссия ЦК, в распоряжение которой были предоставлены результаты анализов и прочая информация. На основании собранного материала партийная комиссия. Представить себе повсеместные толки о здоровье Сталина в 53-м году невозможно. В 23-м НЭПовская Москва была городом вольных слухов. НЭП для многих оказался великой иллюзией. Та интеллигенция, те специалисты, которые не уехали и которые не были высланы к 23-му году, наблюдая за происходящим в стране, подумали, что революция завершается, что жизнь налаживается, здравый смысл возвращается, и что с властью можно и нужно сотрудничать. В 23-м году никто не знал, что Сталин совсем скоро начнет новое собственное «обострение классовой борьбы».
Мейерхольд ушел с поста заведующего театральным отделом Наркомпроса. Это корявое звукосочетание расшифровывалось как государственные высшие режиссерские мастерские. По сути, выражаясь современным языком, это был профессиональный фитнес—клуб. В центре Москвы на Новинском бульваре молодые люди в полуголом виде с утра до ночи занимались гимнастикой. Кувыркались на полу и на трапециях, прыгали через козла, ходили на руках, фехтовали. Пластика плюс еще раз пластика, плюс музыкальность, плюс особая техника сценической речи, плюс мозги в голове. Мейерхольд этим занятиям по подготовке актеров дал название биомеханика. Это слово было технично на фоне развала страны - раздражающе индустриально. Оно звучало интернационально, но абсолютно не пахло мировой революцией.
Зрелище биомеханики в исполнении молодых актеров Мейерхольда уж точно было не для Крупской. В это время жена Ленина активно занималась проблемами нравственности и коммунистического воспитания молодежи. А тут Мейерхольд с биомеханикой. Год 1923. Режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд уже давно установил отношения с властью. В конце декабря 17-го года, на другой день после создания ЧК нарком просвещения Луначарский созвал первую конференцию деятелей искусства и литературы Петрограда. Приход Мейерхольда на собрание к Луначарскому едва ли объясняется пристрастием к большевизму. Он был обижен на Февральскую революцию. Зрелище было исключительным по красоте.
Мейерхольд считал спектакль удавшимся: «Я так глубоко влез в 30-е годы Х1Х века, что однажды в ответ на одно печатное оскорбление совершенно серьезно пытался вызвать моего обидчика на дуэль. Не удивительно, что этот спектакль мне удался». Отдельная обида у Мейерхольда могла остаться и с дофевральских времен. После генеральной репетиции «Бориса Годунова» с Шаляпиным в 1911-м году в «Новом времени» появилась рецензия следующего содержания: «Считая Мейерхольда человеком талантливым, я, однако, думаю, что ему не следовало поручать такой русской пьесы как «Борис Годунов». Для постановки её надо иметь русскую душу». После премьеры новая рецензия: «Еврей Мейерхольд возвеличивает поляков в сцене полонезов». Наконец с трибуны Государственной Думы выступил лидер черносотенцев Пуришкевич. Во время прений по обсуждению сметы министерства внутренних дел он произнес большую речь о русском театре в том смысле, что современный русский театр является местом растления русских нравов и виной этому «засилье евреев на русской сцене». Мейерхольд к этому времени уже всемирно известен.
Любопытно, что мировую славу он получил, будучи режиссером двух самых официальных театров Российской Империи - Александринского и Мариинского. На эту службу Мейерхольда пригласил лично директор императорских театров Теляковский. Ему трудно отказать в неожиданности выбора. Дело в том, что Мейерхольд только что был уволен самой Верой Федоровной Комиссаржевской, большой актрисой и кумиром публики. Понятно, почему Комиссаржевская пригласила к себе Мейерхольда. Она искала иного театра. Мейерхольд уже был сенсацией нового театра. Он умел смешивать старинный венецианский и японский театр на русской сцене. Он привел с собой Блока.
Он дал блоковскому «Балаганчику» лучшую сценическую форму. Мейерхольда любил Чехов. Но совершенно понятно, почему Комиссаржевская уволила Мейерхольда. Ей, великой актрисе, в его спектаклях нечего было делать. И дело было даже не в Комиссаржевской. Это Мейерхольду не давали покоя его мощные режиссерские когти. Он ничего не мог поделать с собой. Он мог играть только в очень жесткий волевой мужской режиссерский театр. В начале 30-х Мейерхольд ставил парад на Красной площади.
Я выйду из здания ГУМа и три раза свистну в свисток». Потому что напротив ГУМа, на трибуне стоит Сталин. И начинается все с него. А могло все сложиться совсем по-другому. Всеволод Эмильевич учился на юридическом факультете в Московском университете, любил музыку и играл на скрипке. И очень хотел получить место второй скрипки в университетском оркестре, но провалился на конкурсе. И тогда с горя подался в актеры. И вот много лет спустя, он писал: «Я вот теперь думаю, был бы я второй скрипкой в оркестрике театра под руководством какого-нибудь дирижера. Его бы ругали, как меня сейчас, а я бы пиликал себе и посмеивался».
Мейерхольда справедливо называли «бешеным кенгуру», бежавшим из зоологического сада, потому что он и без всякой революции с остервенением бежал впереди времени. Мейерхольд о самом себе писал: «Известное выражение Чехова, о висящем в первом акте на стене ружье, я бы перефразировал так: если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем должен быть пулемет». В январе 18-го года Мейерхольд назначен большевистским начальником всех петроградских театров. Некоторые из его старых знакомых потянулись к левым эсерам, работали в их газете «Знамя труда». Секретаршей в редакции служила Зинаида Райх. Стучала на машинке. Но Мейерхольд тогда в нее не влюбился. В это время он лично познакомился с Каменевым, Зиновьевым и Троцким. Он расширял круг знакомств и работал так, как будто в России не произошло никакой революции.
Вахтангов, например, таким самообладанием похвастаться не мог. Вахтангов из окна своей квартиры подолгу наблюдал за идущими внизу красноармейцами, потом морщился, говорил «Сволочь! К весне 1919 года Мейерхольд устал от голода и разрухи. В мае месяце он выписал сам себе командировку в Крым и уехал с женой и тремя дочерьми. Мейерхольд в Крыму — это фильм «Раба любви». В Крыму относительно спокойно. Крымские города полны столичных артистов. Как относятся к искусству? Мейерхольд уговаривал всех ехать в Москву.
Потом Мейерхольды покинули Крым и уехали в имение своих знакомых под Новороссийском. Всеволод Эмильевич отдыхал, давал частные уроки сценического искусства, ставил детский спектакль на веранде дома.
Вся ее воля, все ее силы сосредоточены на том, чтобы быть мужу поддержкой, на выяснение отношений с партнерами по сцене сил нет. Она кажется высокомерной, но каждое ее движение полно сдерживаемым отчаянием. То ли общие воспоминания о вдохновенном прошлом, то ли попытка загоняемого в угол режиссера уйти от реальности в мир воображения и спасительного искусства. Блеск мейерхольдовских показов, артисты, ловящие каждое его слово, каждый жест, смотрящие на него потрясенно и влюбленно, готовые играть у него бессловесные роли, только бы играть у него! Нет, это лишь перерывы в собрании, заканчивающиеся одной и той же мизансценой — Мейерхольд курит за столом в полном одиночестве, а вернувшийся председатель собрания напоминает ему, что курить в зале запрещено. Обсуждение статьи Керженцева довольно быстро отступает на второй план.
Только Петр Кудлай — секретарь партийной организации театра в исполнении Дмитрия Гирева — снова и снова напоминает о причине общего собрания. А артисты перечисляют обиды, жалуются на малую занятость в репертуаре и, конечно, обвиняют Всеволода Мейерхольда в заинтересованности единственной творческой судьбой — Зинаиды Райх. Алексей Темерин Александр Лушин приходит к выводу, что Мейерхольд вообще не любит людей, а его жена, актриса Наталия Серебрянникова Светлана Смирнова торжественно заявляет, что хорошему артисту режиссер совершенно не нужен. Сбивчивое выступление столяра ГосТиМа Ф.
В третьем акте появлялось то, что никто ещё никогда не видел: джаз, первый в России джаз - новая, дотоле неведомая музыка, с невероятной свободой импровизации. Нарушения караются в уголовном порядке. Одновременно нарком просвещения выдвигает лозунг: «Назад к Островскому! Пьесу он разрезал на 33 эпизода, так что она шла в кинематографическом темпе. Названия каждого эпизода загоралось на экране за сценой. Персонажи были представлены по принципу «социальной маски».
Текст дробился взлетами и падениями качелей, «гигантских шагов» под сопровождение гармоники, рояля и хора. В роли Счастливцева выступил популярнейший Игорь Ильинский. Однако к концу НЭПа в искусстве Мейерхольда все сильнее проявлялись трагедийные мотивы. В «Горе уму» комедия Грибоедова прочитана как трагедия одинокого романтика. Во всем - предощущение царства мертвых. Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» А. Это была сентиментальная, очень буржуазная пьеса, все любовные сцены сдержанны и целомудренны, но у театра дежурила «скорая помощь», потому что знают - дамы будут рыдать так, что кому-нибудь станет плохо. Повод для слез был у каждого - спектакль шел в разгар жестоких сталинских репрессий.
Режиссеры, интриги и цензура
Великий театральный режиссёр Карл Казимир Теодор Майергольд (именно так Всеволода Мейерхольда звали при рождении) родился 9 февраля 1874 года в Пензе, в семье лютеранских немцев, отец Всеволода занимался виноделием. Всеволод Эмильевич Мейерхольд — театральный режиссёр, актёр и педагог. Он был первым советским режиссёром, являлся автором сталинских шоу и рискованных спектаклей. Великому режиссеру и реформатору Всеволоду Мейерхольду посвятили весь сезон в Александринском театре. Имя режиссера-новатора Всеволода Мейерхольда (1874-1940) присвоили во вторник Новой сцене Александринского театра.
В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего»
«Театр Мейерхольда»: выставка-событие | Мейерхольд также руководил Театром Революции (1922-1924), ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Александра Пушкина на радио (1937). |
Главархив рассказал о неосуществленных проектах театров Мейерхольда и Немировича-Данченко | Так считал Всеволод Мейерхольд – бывший режиссер Императорских театров. |
Лучший Треплев в истории театра: Главархив рассказал о документах режиссера Всеволода Мейерхольда
Как режиссер Мейерхольд, действительно, был вездесущим, а описание Дапертутто чем-то напоминало внешность Всеволода Эмильевича. Историко-документальная экспозиция приурочена к 146-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, театрального режиссера и создателя принципа биомеханики. И выставил на роль придумщика чуть ли не первого в прошлом эксцентрика Театра Мейерхольда – Эраста Гарина. Совместный проект Камерного театра и Музея МХАТ посвящен 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, режиссера, определившего облик современного театра.
Гибель красного режиссера Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД
После Октября Зато всё изменилось после Октября: Мейерхольду удалось подружиться с новой властью и получать от неё деньги на воплощение своих новых идей. Он безоговорочно принял Октябрьскую революцию 1917 года и в компании Блока и Маяковского явился в Смольный дворец, чтобы сообщить о своей готовности сотрудничать. Теперь режиссёр поставил перед собой задачу с помощью агитационного театра помогать новой власти. Мейерхольд чувствовал себя как рыба в воде, а артисты Александринского театра с негодованием выступали против новой власти: 45 человек из 83 решили оставить труппу. Связь, существующая между театром Мейерхольда и революцией, очень проста и, я сказал бы, примитивна.
Она заключается частью в сознательной, частью в подсознательной чуткости Мейерхольда Анатолий Луначарский Через год Мейерхольд вступил в партию, возглавил ТЕО — Театральный отдел Наркомпроса — и фактически стал театральным диктатором-большевиком. Вскоре он сформулировал свои претензии к старым театрам: "У каждого театра есть своя идеология… Художественный театр считает нормальным для себя, что он молчит и продолжает давать публике, современному новому зрителю, то, что давал десять лет назад". Возглавив ТЕО, Мейерхольд провозгласил программу "Театрального Октября", главная задача которой — удовлетворять запросы пролетарского зрителя. Много света, радости, грандиозности и заражаемости, лёгкое творчество, вовлечение публики в действие и коллективный процесс создания спектакля — вот наша театральная программа Всеволод Мейерхольд Такая попытка была сделана в спектакле "Зори", задуманном как митинг.
С лож были содраны перила, стулья и скамейки для зрителя нарушали правильность рядов, стены были оклеены плакатами и карикатурами. В театре разрешалось грызть орехи и курить махорку: каждый мог почувствовать себя хозяином. Таким способом Мейерхольд стремился найти общий язык с рабочими и красноармейцами — так же, как некогда он украшал зал Александринки роскошными декорациями в угоду аристократии. Несмотря на все усилия угодить новой власти и простым рабочим, во второй половине 1930-х годов искусство Мейерхольда было признано враждебным.
В 1938 году его театр закрыли, а ещё через год был арестован и сам режиссёр. Под пытками он признался в измене родине. На этом основании Всеволод Мейерхольд был приговорён к расстрелу.
Спектакль Сталину не понравился, и он ушел из театра откровенно недовольный. Это был первый печальный звонок для Мейерхольда. Последний спектакль весной 1930 года потерпел провал. Однако это не помешало театру отбыть на гастроли за границу.
В Берлине Мейерхольд и Райх встретились с М. Чеховым, который незадолго до этого навсегда покинул СССР. Они попробовали уговорить артиста вернуться обратно, но тот остался непреклонен. Более того, он сам предложил им незамедлительно эмигрировать, иначе, по его словам, на родине их ждет верная гибель. На что Мейерхольд якобы ответил: «Я знаю, вы правы, мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь». А на месте старого театра было решено выстроить новый, самый большой в Москве театр, оснащенный по последнему слову техники.
Зрительный зал его должен был вмещать три тысячи мест, в театре планировалась открытая сцена-арена, стеклянный потолок. В этом здании Мейерхольд намеревался поставить «Гамлета», «Отелло» В. Шекспира, «Бориса Годунова» А. К 30-м годам жена Мейерхольда считалась в его театре безоговорочной примой. Из-за конфликтов с ней из театра ушли многие артисты, в том числе бывшая прима Мария Бабанова. Хотя в этом случае не все однозначно. Приведу слова Н.
Действительно, было: и обожаемая жена, из которой Мейерхольд во что бы то ни стало стремился сделать актрису, и гонения на юную Бабанову, которая казалась главной конкуренткой по причине своей необычайной одаренности, и осуществление желанной цели, когда 17 июня 1927 года Мария Ивановна наконец со слезами ушла из театра. Потом всю жизнь эти слезы возвращались каждый раз, как только заходила речь о Мейерхольде. Очень долго формула «Бабанова — Райх» сохраняла актуальность и для самой Марии Ивановны, слишком непосредственно и живо она соединялась со всеми бесконечными несправедливостями, забыть которые не удавалось… И все же к концу своей жизни она стала осознавать, что Мейерхольд явился в той ситуации не озабоченным супругом, а художником, неуемным, неумолимым, ревнивым, своенравно расставляющим фигуры на доске своей неукоснительной волей. Художником, не допускавшим никаких посторонних влияний». По одной из версий, конфликт Бабанова — Райх был предопределен еще и тем, что обе женщины любили Мейерхольда и претендовали на его расположение. Однако в отличие от М. Бабановой ее соперница была намного решительнее и настойчивее в своих действиях.
Дело порой доходило до запрещенных приемов. Например, в спектакле «Ревизор» обе актрисы играли главные роли: Райх — городничиху, Бабанова — ее дочь. Так вот, во время спектакля Райх исподтишка так щипала свою соперницу, что у той после этого на теле долго оставались синяки. Не менее злопамятен и крут нравом был и сам Мейерхольд этот нрав он явно перенял по наследству от отца. Вот как писал Д. Фернандес: «У Мейерхольда был трудный, властный характер. Его прозвали Доктором Дапертутто Везде — намек на инквизиторскую мелочность, с которой он командовал своей школой.
Своим актерам он не оставлял ни малейшей свободы. Конечно, отец, но отец — диктатор и тиран». На людях Мейерхольд и Райх сохраняли видимость семейного благополучия, однако в стенах своего дома в Брюсовом переулке давали волю чувствам. Дочь З. Райх вспоминает, что дома между супругами шла постоянная война. Скандалы следовали за скандалами, и дети боялись, что все рано или поздно закончится разводом. Однако развода так и не последовало.
Хотя все предпосылки для него уже были. Следует отметить и тот факт, что Мейерхольд был гомосексуалистом. По словам близко знавшего его И. Романовича, «круг гомосексуальных связей Мейерхольда был достаточно широк, в него входили многие известные люди. Этот факт интимной жизни Мастера, бесспорно, оказывал огромное влияние на его отношения с Зинаидой Николаевной. В старой России свобода и нетривиальность сексуальной жизни не поощрялись. Возможно, Мейерхольд связывал с большевистским переворотом выход в царство подлинной свободы, в том числе творческой и сексуальной.
Он не мог предположить, что этот переворот принесет еще большую несвободу, закрепощение всех и каждого, что гомосексуализм будет преследоваться как уголовное или даже государственное преступление». Касаясь этой щекотливой темы, отмечу, что Мейерхольд довольно часто увлекался актерами своего театра. Например, известно, что он сильно симпатизировал Михаилу Цареву и, как отмечает Т. Есенина, «Мейерхольд постоянно тащил Царева в дом, на дачу. Не отпускал от себя. Постоянно восхищался им и своей дружбой с ним». Подобные же знаки внимания Мейерхольд оказывал и другим молодым актерам: Евгению Самойлову, Аркадию Райкину.
Известен случай, когда еще молодой Аркадий Исаакович пришел на репетицию к Мейерхольду и тихо сидел в глубине зала. Однако режиссер заметил незнакомого молодого человека, познакомился с ним и стал уговаривать его переехать из Ленинграда в Москву, даже предлагал ему квартиру. Между тем в середине 30-х годов над Мейерхольдом начали сгущаться тучи. И хотя вечеринки, которые устраивались для столичной богемы в их доме в кооперативный дом в Брюсовом переулке они переехали в 1928 году , посещали весьма влиятельные люди в том числе и чекисты , сам хозяин дома понимал, что всерьез рассчитывать на их помощь в случае опасности ему не придется. Речь в ней шла о только что поставленной в Большом театре опере Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». В статье обличалось «левацкое искусство», которое «вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова».
Когда началась Великая Отечественная война, он был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских самолётов. С января 1942 года Георгий Байдуков в действующей армии. Он стал заместителем командира 31-й смешанной авиационной дивизии, которая воевала на Калининском фронте. За годы работы в Главнефтеснабе РСФСР он курировал и лично участвовал в организации строительства и эксплуатации множества крупных трубопроводных магистралей.
И да, на ютуб-канал конечно же тоже подписывайтесь 20 июня 1939 года Всеволода Мейерхольда арестовывают по обвинениям в "шпионаже" на добрый десяток стран включая Германию, Японию и Польшу , а Зинаиду Райх, которая попыталась протестовать против методов НКВД — просто убивают прямо в квартире. Мейерхольда же не просто убили, а долго и изощренно пытали. Вот что Всеволод писал Молотову из тюрьмы на Лубянке: «Когда следователи в отношении меня, подследственного, пустили в ход физические методы своих на меня воздействий и к ним присоединили еще так называемую "психическую атаку", то и другое вызвало во мне такой чудовищный страх, что натура моя обнажилась до самых корней... Конвоир, который вел меня однажды с такого допроса, спросил меня — "У тебя малярия? Клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине; когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам сверху, с большой силой и по местам от колен до верхних частей ног.
Травля Мейерхольда
Режиссура — самая широкая специальность на свете. Питер Брук однажды в разговоре с коллегами назвал театрального постановщика «аниматором». Выбор Брука вполне объясним, потому что в его спектаклях случается чудо одушевления сценических персонажей, произносящих написанный текст. Возможно, зрители его инсценировки «Великого Инквизитора» Ф.
Достоевского помнят пришествие в Москву бруковского Христа. Это случилось в 2007 г. Интересно отметить, что двоюродным братом Брука был многолетний руководитель Московского театра Сатиры Валентин Плучек, бывший учеником Мейерхольда.
В 1970 г. Брук основал Международный центр театральных исследований, преследуя амбициозную цель аккумулировать сценические традиции и особенности разных культур и эпох. Принципиально важными были постоянные гастроли спектаклей Центра по всему миру.
Постановки Брука игрались и на знаменитых театральных сценах, и на голой земле перед африканскими туземцами. Поэтому необходимым условием «театра Брука» стал минимализм. Вот и спектакль о судьбе Мейерхольда сыгран тремя артистами, а их реквизит ограничен тремя стульями, передвижным экраном-ширмой и покрывалом.
Все прочее исполнители создают из вещества того же, что и сны, что окружают нашу маленькую жизнь, как это было на острове, подвластном престарелому волшебнику Просперо из шекспировской «Бури», чью историю Брук ставил не один раз. Часовой спектакль отчетливо делится на две части: первая посвящена методу Мейерхольда, вторая — его судьбе. Сначала излагается версия происхождения театра, — сценическое искусство появилось как избавление от скуки и тоски.
Мейерхольд уверял, что все самые жуткие, самые чудовищные вещи должны быть выражены на сцене в радости — радости творчества. Для режиссера Брука персонаж Мейерхольд в этом сродни драматургу Шекспиру: Каким бы он ни был метафизическим, религиозным, высокопарным, всегда наступает момент смеховой разрядки, часто замешанный на телесных шутках. И для Мейерхольда, который надеялся, что его театр вновь откроется именно шекспировским «Гамлетом», английский драматург представлялся почти современником: В какие-то эпохи появляются люди, которым до зарезу нужен театр.
Их-то я и называю великими зрителями. Они появились в эпоху Шекспира и вытолкнули его из своей толщи. Еще раз такие зрители появились в России в конце века и сразу после революции.
Но в последнем случае они создали вместо драматургов нас, режиссеров, что, может быть, в исторической перспективе одно и то же.
За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей — «Сестру Беатрису», М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Сезон в театре на офицерской завершился 4 марта 1907 года.
В 1907—1918 годах Мейерхольд работал в петербургских Императорских театрах, поставив там 21 драматический спектакль и 10 музыкальных. Мейерхольд приходил домой только ночевать. Он жил тогда рядом с Мариинкой Театральная площадь,2. В семье уже было три дочери. Младшую звали Машей.
В петербургский период работы Мейерхольда началась его педагогическая деятельность. Всеволод Эмильевич преподавал в театральной школе К. Даннемана, на Музыкально-драматических курсах Б. В 1913 году открылась его студия, в числе преподавателей которой были М. Гнесин, В.
Соловьев, Ю. После Октябрьской революции Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра. В 1918 году он сотрудничал в Театральном совете, а после переезда правительства в Москву стал заместителем заведующего Петроградским отделением ТЕО Наркомпроса. Мейрехольд первым из видных деятелей театра вступил в члены ВКП б. Там же в Петрограде он руководил Инструкторскими курсами по обучению мастерству сценических постановок и Школой актерского мастерства.
Он сблизился с Владимиром Маяковским, поставив в Петрограде его «Мистерию-буфф». С 16 сентября 1920 года по февраль 1921 года Мейерхольд руководил театральным отделом Наркомпросса. Он носил френч, красную звезду на фуражке, на столе в его кабинете лежал маузер... Однако он оказался плохим администратором.
Так, близким другом семьи Мейерхольда был герой Гражданской войны, командующий войсками Ленинградского, затем Московского, а с июня 1937 г. Белов, арестованный в январе 1938 г.
В дружеских отношениях был Мейерхольд и с маршалом М. Тухачевским, репрессированным в 1937 г. Когда Мейерхольд узнал о смерти Серго Орджоникидзе, с кем его также связывали добрые отношения, он был растерян и подавлен. Постепенно сгущались тучи и над самим В. В статье говорилось о том, что эта постановка есть не что иное, как «перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт «мейерхольдовщины». В декабре 1937 г.
Керженцев опубликовал в «Правде» статью «Чужой театр», которая с маху перечеркивала весь творческий путь Театра Мейерхольда. Разумеется, он не преминул напомнить о посвящении спектакля «Земля дыбом» Л. Керженцев в своей статье писал о том, что Мейерхольд «ушел от советских тем и советской действительности, он изолировал себя от советской драматургии и советской общественности, он создал у себя антиобщественную атмосферу, подхалимство, зажим самокритики, самовлюбленность». И далее: «В. Мейерхольд и его театр изолировали себя от общей работы по отражению советской действительности в художественных образах. В результате он сделал себя чужеродным телом в организме советского искусства, он стал чужым театром».
Статья заканчивалась риторическим вопросом: «Разве нужен такой театр советскому искусству и советским зрителям? В театре Мейерхольда шли бурные собрания: актеры отмежевывались от своего опального руководителя. А 7 января 1938 г. Последний спектакль в театре был сыгран 8 января 1938 г. В день закрытия театра А. Гладков спросил у Мейерхольда, где бы он теперь предпочел работать — в драме или в опере.
На что Мейерхольд ответил: «Я, как Хлестаков, согласен в любое богоугодное заведение, кроме тюрьмы…» На ситуацию с театром Мейерхольда оперативно среагировало военное ведомство. В связи с постановлением Правительства о ликвидации театра имени Мейерхольда, как чуждого советскому искусству, по приказанию Комвойск округа, прошу об исключении народного артиста Мейерхольда В. В этот тяжелый момент на помощь Мейерхольду пришел его учитель К. В январе 1938 г. В мае 1938 г. Мейерхольд был назначен режиссером оперного театра Станиславского, а 7 августа 1938 г.
Станиславский умер. Но не только Станиславский тревожился о Мейерхольде. Его позвал в Ленинград Л. Вивьен, художественный руководитель Академического театра драмы имени А. И в декабре 1938 г. Мейерхольд показал там свою третью постановочную редакцию лермонтовского «Маскарада».
Он мечтал о многих постановках на ленинградской сцене: «Гроза» А. Островского, «Борис Годунов» А. Пушкина, «Гамлет» В. Он продолжал работать и в оперном театре в Москве. Но участь В. Мейерхольда была уже практически решена.
Вступительную речь на конференции произнес А. После основных докладов одним из первых в прениях взял слово Мейерхольд. Его встретили, как отмечено в стенограмме, «бурные аплодисменты». Это было единодушное выражение чувств аудитории. Не дожидаясь окончания работы конференции, В. Мейерхольд убыл по делам в Ленинград, где был арестован в ночь на 20 июня 1939 г.
Кировым квартире на набережной реки Карповки. Пензы — прошу конвоировать с очередным маршрутом 21 июня 1939 г. Москву, в распоряжение Нач. Воинова, 25.
Следует отметить и тот факт, что Мейерхольд был гомосексуалистом. По словам близко знавшего его И. Романовича, «круг гомосексуальных связей Мейерхольда был достаточно широк, в него входили многие известные люди. Этот факт интимной жизни Мастера, бесспорно, оказывал огромное влияние на его отношения с Зинаидой Николаевной.
В старой России свобода и нетривиальность сексуальной жизни не поощрялись. Возможно, Мейерхольд связывал с большевистским переворотом выход в царство подлинной свободы, в том числе творческой и сексуальной. Он не мог предположить, что этот переворот принесет еще большую несвободу, закрепощение всех и каждого, что гомосексуализм будет преследоваться как уголовное или даже государственное преступление». Касаясь этой щекотливой темы, отмечу, что Мейерхольд довольно часто увлекался актерами своего театра. Например, известно, что он сильно симпатизировал Михаилу Цареву и, как отмечает Т. Есенина, «Мейерхольд постоянно тащил Царева в дом, на дачу. Не отпускал от себя. Постоянно восхищался им и своей дружбой с ним».
Подобные же знаки внимания Мейерхольд оказывал и другим молодым актерам: Евгению Самойлову, Аркадию Райкину. Известен случай, когда еще молодой Аркадий Исаакович пришел на репетицию к Мейерхольду и тихо сидел в глубине зала. Однако режиссер заметил незнакомого молодого человека, познакомился с ним и стал уговаривать его переехать из Ленинграда в Москву, даже предлагал ему квартиру. Между тем в середине 30-х годов над Мейерхольдом начали сгущаться тучи. И хотя вечеринки, которые устраивались для столичной богемы в их доме в кооперативный дом в Брюсовом переулке они переехали в 1928 году , посещали весьма влиятельные люди в том числе и чекисты , сам хозяин дома понимал, что всерьез рассчитывать на их помощь в случае опасности ему не придется. Речь в ней шла о только что поставленной в Большом театре опере Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». В статье обличалось «левацкое искусство», которое «вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова».
Фамилии Мейерхольда в этом списке не было. Чтобы хоть как-то оправдаться перед властью, Мейерхольд пускался во все тяжкие. Он взялся поставить сначала пьесу Л. Сейфулиной «Наташа», действие которой происходило в колхозной деревне. Затем принялся репетировать спектакль «Одна жизнь» по пьесе Е. Габриловича, в основу которой был положен роман Н. Островского «Как закалялась сталь». Спектакль был представлен пред грозные очи приемной комиссии в ноябре 1937 года.
И ни к чему хорошему это не привело. По свидетельству очевидцев, З. Райх настоятельно советовала мужу обратиться лично к Сталину. Однако Мейерхольд колебался, так как с генсеком у него были прохладные отношения у них был всего лишь короткий разговор после спектакля «Рычи, Китай! Он не верил, что эта встреча сможет что-либо изменить в его судьбе. Об этом ему говорил тогда и Б. Пастернак, один из немногих, кто продолжал поддерживать с опальным режиссером дружеские отношения. При этом поэт рассказывал о недостойном поведении А.
Толстого, который сначала смешил Сталина анекдотами, а потом, как бы между делом, просил посодействовать в получении новой дачи. Так встреча Мейерхольда со Сталиным и не состоялась. А вскоре надобность в ней и вовсе отпала. О том, что он сам и его театр обречены на гибель, Мейерхольд знал задолго до января 1938 года. Еще в 1936 году он и З. Однако власти были предусмотрительны и визу выдали лишь взрослым членам семьи. Дети как бы оставались в заложниках. Бегство из страны так и не состоялось.
Лишившись театра, Мейерхольд несколько месяцев был предоставлен самому себе. В это время он много читал, чуть ли не каждый день посещал концерты. Сбережения постепенно таяли, и Мейерхольд собирался в те дни продать свою машину. Но тут он внезапно получил приглашение на работу: в мае 1938 года его назначили режиссером Оперного театра К. Это назначение произошло по прямой протекции самого Константина Станиславского. Однако 7 августа того же года признанный мэтр скончался, и защитить Мейерхольда было уже некому. Хотя некоторое время он продолжал работать в театре на правах главного режиссера. Верди «Риголетто».
А 20 июня того же года в Ленинграде Мейерхольда арестовали. Буквально за несколько часов перед этим режиссер был в гостях у актера Эраста Гарина, с которым они два года назад расстались со скандалом. Теперь произошло их примирение. По словам актера, Мейерхольд в тот вечер шутил, пил и совсем не выглядел удрученным. А в это время на Карповке его уже ждали чекисты. Спустя 25 дней после ареста мужа — в ночь с 14 на 15 июля — в своей квартире в Брюсовом переулке была зарезана Зинаида Райх. В тот роковой день она была в доме со своей домработницей Лидией Анисимовной: дочь Татьяна с годовалым сыном жила на даче в Горенках, а Костя поехал на родину С. Есенина в Константиново.
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Это тот редкий случай, когда здание - сам его дух, генетика этих стен - является одной из главных составных частей художественной жизни театра", - считает Фокин. Он сообщил, что юбилей театрального дома планируется включить в программу Петербургского культурного форума. Если же форум не состоится, как это случилось уже дважды из-за пандемии, это событие все равно будет отмечено в городе. Здание Александринского театра, открытое 31 августа 1832 года, - одно из высших достижений мировой театральной архитектуры и один из главных архитектурных символов Санкт-Петербурга.
Театр назван в честь супруги императора Николая I императрицы Александры Федоровны.
Островского «Как закалялась сталь». Спектакль был представлен пред грозные очи приемной комиссии в ноябре 1937 года. И ни к чему хорошему это не привело. По свидетельству очевидцев, З. Райх настоятельно советовала мужу обратиться лично к Сталину. Однако Мейерхольд колебался, так как с генсеком у него были прохладные отношения у них был всего лишь короткий разговор после спектакля «Рычи, Китай! Он не верил, что эта встреча сможет что-либо изменить в его судьбе. Об этом ему говорил тогда и Б. Пастернак, один из немногих, кто продолжал поддерживать с опальным режиссером дружеские отношения.
При этом поэт рассказывал о недостойном поведении А. Толстого, который сначала смешил Сталина анекдотами, а потом, как бы между делом, просил посодействовать в получении новой дачи. Так встреча Мейерхольда со Сталиным и не состоялась. А вскоре надобность в ней и вовсе отпала. О том, что он сам и его театр обречены на гибель, Мейерхольд знал задолго до января 1938 года. Еще в 1936 году он и З. Однако власти были предусмотрительны и визу выдали лишь взрослым членам семьи. Дети как бы оставались в заложниках. Бегство из страны так и не состоялось. Лишившись театра, Мейерхольд несколько месяцев был предоставлен самому себе.
В это время он много читал, чуть ли не каждый день посещал концерты. Сбережения постепенно таяли, и Мейерхольд собирался в те дни продать свою машину. Но тут он внезапно получил приглашение на работу: в мае 1938 года его назначили режиссером Оперного театра К. Это назначение произошло по прямой протекции самого Константина Станиславского. Однако 7 августа того же года признанный мэтр скончался, и защитить Мейерхольда было уже некому. Хотя некоторое время он продолжал работать в театре на правах главного режиссера. Верди «Риголетто». А 20 июня того же года в Ленинграде Мейерхольда арестовали. Буквально за несколько часов перед этим режиссер был в гостях у актера Эраста Гарина, с которым они два года назад расстались со скандалом. Теперь произошло их примирение.
По словам актера, Мейерхольд в тот вечер шутил, пил и совсем не выглядел удрученным. А в это время на Карповке его уже ждали чекисты. Спустя 25 дней после ареста мужа — в ночь с 14 на 15 июля — в своей квартире в Брюсовом переулке была зарезана Зинаида Райх. В тот роковой день она была в доме со своей домработницей Лидией Анисимовной: дочь Татьяна с годовалым сыном жила на даче в Горенках, а Костя поехал на родину С. Есенина в Константиново. Перед тем как лечь спать, Райх отправилась в ванную комнату. В этот самый момент через балкон в квартиру проникли двое неизвестных мужчин. Когда они были в коридоре, из ванной неожиданно вышла хозяйка дома. Увидев незваных гостей, Райх начала истошно кричать, однако преступники выхватили ножи и стали с двух сторон наносить ей безжалостные удары. Все это время Райх продолжала кричать, но соседи так и не посмели вмешаться, видимо, уверенные в том, что в квартире Мейерхольда происходит очередной обыск и у Райх началась истерика.
Ничем не смогла помочь хозяйке и домработница. В результате преступники нанесли несчастной семнадцать ножевых ранений, после чего скрылись через парадную дверь. Из квартиры они ничего не унесли. Когда к месту происшествия приехала вызванная домработницей милиция, Райх была еще жива. Оперативники даже сумели ее допросить. Затем потерпевшую отправили в больницу Склифосовского, но довезти ее живой врачи не сумели: Райх умерла от потери крови. Вскоре их четырехкомнатную квартиру отдали в ведомство МГБ: там поселились шофер Берии и некая сотрудница того же ведомства. Преступников, убивших Райх, так и не нашли. А Мейерхольда тем временем пытали в Бутырской тюрьме. В своем заявлении на имя В.
Молотова режиссер писал: «Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновыми жгутами били по пяткам и по спине; когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам сверху, с большой силой и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти места ног были покрыты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-сине-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что казалось, что на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток я кричал и плакал от боли. Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты…» Напомню, что за всю свою жизнь Мейерхольд был в тюрьме дважды. В 1919 году в Крыму, когда его арестовали белогвардейцы, и ровно через 20 лет после этого Мейерхольд попал в застенки НКВД уже как «японский шпион». Из этих застенков он живым не вышел. Реабилитировали Мейерхольда через 15 лет — 26 ноября 1955 года. Причем его родственникам выдали фальшивую справку, в которой сообщалось, что Мейерхольд скончался от болезни 17 марта 1942 года. Однако позднее прокурор Ряжский подробно расследовал это дело и установил, что знаменитый режиссер был расстрелян. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес.
Почему театр отстает от музыки и живописи, которые давно ушли далеко вперед? Не найдя ответы у Станиславского, Мейерхольд уходит из Московского художественного театра искать себя и собственное направление. Впоследствии многочисленные эксперименты убедили его, что театр не должен имитировать жизнь, а должен оставаться пространством искусства, где музыка, изображение, ритм, движение, соединяются в свою особую, самостоятельную жизнь. После революции Мейерхольд написал программу реформирования театра «Театральный Октябрь», где провозглашалась необходимость революционного переворота в театральном искусстве, пересмотра и переоценки всех достижений «старой» театральной культуры. Раритет для выставки предоставила Библиотека Белинского.
Продолжит программу просветительской части лекции от театроведа и историка театра Вадима Щербакова на Новой сцене Александринского театра. Мейерхольд и МХТ » историк расскажет о перепитиях театральной карьеры режиссера, в дискурсе — Мейерхольд в Московском Художественном театре. Закрытие ГосТИМа» речь пойдет о второй половине 1930-х годов и о событиях в художественной и общественно-политической жизни, которые повлекли за собой закрытие Государственного театра имени Всеволода Мейерхольда. Продолжить вечер предлагается двумя джазовыми концертами — выступят джаз-бэнд Фёдора Кувайцева в Филармонии джазовой музыки и группа Dizzy Dutch Duck в Кабаре «Шум». Изображение предоставлено «Собака. На самой Новой сцене Александринского театра, которая с 2022 года носит имя Всеволода Мейерхольда, 10 февраля пройдет открытый разговор искусствоведа Ивана Чечота, театроведа и куратора Дмитрия Ренанского, а также композитора Владимира Раннева «Пространство Мейерхольда: 1874-2024». Вход на обе встречи свободный — по предварительной регистрации.
Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон
Всеволод Эмильевич МЕЙЕРХОЛЬД (1874–1940) — режиссер. Великий театральный режиссёр Карл Казимир Теодор Майергольд (именно так Всеволода Мейерхольда звали при рождении) родился 9 февраля 1874 года в Пензе, в семье лютеранских немцев, отец Всеволода занимался виноделием. Всеволод Эмильевич Мейерхольд – театральный режиссер, однин из первых авангардных режиссеров Советского Союза: экспериментировал с декорациями и актерской техникой, использовал собственные режиссерские приемы и изучал традиции старинных театров. В 1956 году Всеволод Мейерхольд был реабилитирован Верховным судом СССР благодаря упорству и стараниям его внучки Марии Валентей, которой удалось ознакомиться с его делом и доказать, что ее дед не был виновен. Всеволод Мейерхольд — первый исполнитель роли Треплева во мхатовской «Чайке», ставший театральным экспериментатором и главным режиссером Императорских театров.
Увертюра уничтожения
Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда. Парнах вернулся в СССР в 1931 г. Никаких сведений о его контактах с театром Мейерхольда и самим режиссером с этого времени нет. В 1920-е гг. Всеволод Мейерхольд – один из самых востребованных советских режиссёров. Как театральный режиссер Мейерхольд был признан еще в дореволюционной России: с 1907 года он был главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга — Александринского и Мариинского. Всеволод Мейерхольд в роли Карено(справа) и Николай Ходотов в роли Иервена в пьесе Кнута Гамсуна «У врат царства» на сцене Александринского театра, 1908 г. Фото: РИА Новости.
Всеволод Мейерхольд: авангардистские опыты, биомеханика и след в литературе
В Императорских театрах проработал до 1918 года. В том же году вступил в РКП б. Гражданскую войну Мейерхольд пережил на Кавказе и в Крыму. К 1926 году театр стал государственным. Теоретик и практик театрального гротеска, Мейерхольд создал актёрскую систему, названную им «биомеханика». Дом приобрела его супруга, актриса Зинаида Райх — вторая жена Есенина. Поэт оставил ей средства на воспитание детей Татьяны и Константина Есениных. Для Мейерхольда Райх тоже была второй супругой. От первого брака с Ольгой Мунт он имел трёх дочерей. В доме была большая терраса и русская печь.
Тогда же официозная театральная критика нарекла Фоменко «осквернителем духа русской классики», из-за чего талантливый режиссер оказался персоной нон-грата почти во всех театрах страны. Долгое время он не мог найти постоянную работу. Ему приходилось перебиваться случайными заработками на телевидении и в драмкружках. Не найдя работу в Москве и Ленинграде, он уехал в Грузию по приглашению Тбилисского театра им. В Россию он вернулся лишь через несколько лет, когда закончилась кампания по его травле. Юрий Любимов В начале 80-х годов власти запретили спектакль «Высоцкий», посвященный памяти выдающегося поэта и актера. Юрий Петрович находился тогда за рубежом, и для него подобный удар в спину стал настоящим шоком.
О нем запретили упоминать в печати, а его имя убрали со всех афиш. Гражданство было возвращено Любимову лишь 23 мая 1989 года.
Арест и расстрел[ править править код ] Фотография НКВД после ареста 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде ; одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск [24] [ нет в источнике ]. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх , протестовавшей против методов одного из агентов НКВД [25] [ неавторитетный источник ]. Вскоре 15 июля она была убита неустановленными лицами. После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками [26] , Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал Молотову : …Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток… [27] Предписание В.
Ульриха о расстреле осуждённых. В списке Я. Боярский , М. Кольцов , В. Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу.
В 1902 году Мейерхольд покинул Художественный театр, объяснив это желанием создать свою собственную творческую программу, и переехал в Херсон. Он возглавил труппу «Товарищества новой драмы» и за три года поставил около 200 спектаклей. Александр Головин. Портрет В. Мейерхольда Через несколько лет Константин Станиславский задумал открыть в Москве театр-студию, и Всеволод Мейерхольд попросился туда режиссером.
Но ни одна постановка так и не вышла, студия была вскоре закрыта, и Мейерхольд вернулся в Херсон. Через год Вера Комиссаржевская пригласила Мейерхольда главным режиссером в свой драматический театр в Петербурге, чтобы создать «театр свободного актера, театр духа, в котором все внешнее зависит от внутреннего». В первый же сезон Мейерхольд поставил 13 спектаклей. Одним из них был «Балаганчик» по произведению Алекс а ндра Блока. Это был первый спектакль российского «театра условностей», который стал настоящей сенсацией: суфлер по задумке режиссера влезал в свою будку уже во время действия; актера, который озвучивал авторский текст, утаскивали со сцены на веревке; декорации были предельно простыми, в конце постановки они взмывали под потолок, а их место занимал традиционный колонный зал. После премьеры в зале бушевали настоящие страсти: и свист, и овации одновременно.