Об этом магазине ничего не слышала до недавнего времени. Мне понадобились нитки, которые не часто встретишь в наших. Специалисты центра ремесел МКУ "Лодейнопольский центр ремесел" провели для ребят увлекательную встречу в мини-музее "Изба". Центр ремёсел «Семейные традиции» основала предприниматель, художник-модельер по первому образованию Светлана Моднова.
Мастера Шебекинского Дома ремёсел начали изготавливать Чебурашек
Кубовая набойка — достаточно сложное ремесло, требует знаний и сил, но у меня уже два года работает своя мастерская. Бабушкино ремесло. Основная идея проекта Ткацкая мастерская«Бабушкин половичок» – восстановление и укрепление связи поколений через совместную творческую деятельность по освоению.
«Бабушкино» ремесло ожило в руках детей
Теперь гжель — это не только бабушкин сервиз, гжель — это, например, еще и стильный кофейный стаканчик. Вера Коновалова, генеральный директор АО «Гжельский фарфоровый завод»: «Мы заинтересовали молодежь новыми изделиями, у нас сейчас новая продукция — кофейные стаканчики. Молодые люди берут его с собой в машину, очень удобно». Каждый месяц Гжельский завод выпускает более 20 тысяч изделий, это 250 тысяч в год.
Продукция не пылится на складе, а находит своих покупателей. Главную задачу — сохранение промысла и традиций — можно считать выполненной. Тем более теперь в распоряжении фабричных художников еще более широкая палитра так называемых подглазурных красок, чего не было раньше.
У гжели во всех отношениях яркое будущее. Когда вместе с красками смешиваются традиции и современные технологии, у народных промыслов появляется второй шанс. Главное, чтобы к опытным мастерам приходили ученики, чтобы было кому передавать вековые знания.
Картина дня.
Когда-то крестецкие изделия преподносили в дар королевским особам, но после развала Советского Союза спрос на продукцию мастеров упал. Прибыльное дело В 1840-х годах новгородские крестьянки начали вышивать особенные узоры на домотканом свойском, как тогда говорили льняном полотне. Таким образом они украшали одежду и жилища — изготавливали строчевые наволочки, накидки, рушники, подзоры, задежечки, фартушки. Красивые льняные изделия хорошо раскупались путешественниками, проезжающими по почтовому тракту между Москвой и Санкт-Петербургом. Это открывало широкие возможности для торговли строчевыми изделиями, и ремесло стало не просто крестьянским досугом, но и делом, приносящим прибыль. Появлению промысла способствовали, кроме почтового тракта, крепостное право, поскольку многие крестьянки вышивали для хозяев, а также большое количество женских монастырей в Новгородской губернии той поры Однако к середине XIX века заработала Николаевская железная дорога, которая уменьшила движение по тракту и создала трудности в сбыте продукции. Решением этой проблемы занялись частные скупщики: они стремились привести строчку в соответствие вкусам столичных покупателей и требованиям моды. Артель, 1911 год Фото: из архива фабрики «Крестецкая строчка» Массовое производство строчевышитых изделий наладилось с 1870 года.
После революции мастериц-надомниц начали объединять в артели, а в 1929 году впервые было образовано предприятие, которое вскоре стало известно во всем СССР. В советские времена, особенно в 1970-1980-е годы, «Крестецкая строчка» процветала: на фабрике работали 700 человек. Для сравнения — в 2015 году, когда ее купил петербургский предприниматель Антон Георгиев, штат насчитывал всего семь человек, среди которых были два сторожа. В советское время изысканность белоснежных гипюров и высокое качество технического исполнения принесли промыслу мировую славу. Новгородскими произведениями строчевого искусства пополняли свои фонды ведущие музеи страны — Русский музей, Эрмитаж , Музей этнографии в Санкт-Петербурге, Новгородский музей-заповедник, музей ДПИ в Москве и другие. Постельное белье, скатерти и салфетки производства «Крестецкой строчки» были в каждом доме, этот вид рукоделия преподавали на уроках домоводства в школах. В 1956 году на фабрике «Крестецкая строчка» произошел производственный прорыв в связи с внедрением машинного способа строчки. Новшество способствовало снижению затрат на производство и улучшению экономических показателей предприятия. С тех пор в своей работе вышивальщицы используют только быстрострочащую швейную машину и модифицированную без лапки иглу, вручную контролируя ее ход. Замена ручного труда машинным произошла без ущерба для качества продукции: если раньше мастерица тратила 40 минут на вышивку простой мережки «колышек», то при помощи машины — всего три с половиной минуты В советский период художников фабрики вдохновляли многие события из жизни страны: первые трудовые пятилетки, подвиг папанинцев, победа в Великой Отечественной войне, первый полет в космос, Олимпиада.
Мастерицы вышивали высокохудожественные сюжетные панно, которые продолжают создаваться и сейчас.
Но занимаются им далеко не все. А тут можно прикоснуться к отрасли. С пчёлами пасечник не «знакомил», но сделать рамки для сот помог. Денис Борисов, участник фестиваля «Бирария» Облученский район : — Наши участники делают рамку. Напроволащивают, наващивают, потом дают пчелам, пчелы из нее делают вот такие соты, которые мы упаковываем вот в такую красивую упаковку и даем участникам за то, что они сделали нам рамки. Гончарных мастерских в Еврейской автономии нет.
Но искусство приехало в регион из Благовещенска. С глиной Сергей Клещов работает 10 лет. Сам по профессии — педагог-художник. Делал горшки и кружки на глазах толпы. И даже творил с завязанными глазами. Этому научился на конкурсах. Сергей Клещов, участник фестиваля «Бирария» Амурская область : — С завязанными глазами нам давали коробку с дырками.
Внутри коробки было изделие. Мы на ощупь минуту его обследовали. И потом мы целый час по памяти пальцами изготавливали изделие. Галина Мишина: — Я была до такой степени удивлена. Всю жизнь хотела, мечтала научиться этому делу. А тут я воочию увидела. Приятно удивлена.
Девичье приданое показывалось всем, чтобы все знали, какая умелая, трудолюбивая и усидчивая хозяйка выросла. Мастерство передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери, от бабушки к внучке. Нина Дмитриевна помнит, как бабушка ткала на станке и её саму учила да подсказывала: тут придержи, здесь натяни, будь внимательна. Причём ткала она не только для своей семьи, но и на заказ, в «люди», как говорили раньше.
Заказов всегда было много. Вспомнить бабушкины уроки Прошли годы, изменилась жизнь. Теперь уже никто не производит ткани для пошива одежды вручную. Но для Нины Дмитриевны ткацкий станок стал тем самым якорем, который не даёт оторваться от своего рода, не позволяет забыть предков.
Такая своеобразная генетическая память. Она решила возродить старинное ремесло. Года два ушло на поиски станка и «запчастей», ещё полгода на восстановление и «пробы». Нужно было вспомнить все бабушкины уроки, а кое-чему и заново научиться.
Шаг за шагом, ошибки куда без них , удачи и вот уж первые метры домашних половичков готовы. Яркие, тёплые, мягонькие — сплошное удовольствие посидеть на таких, босыми ножками походить. Они вмиг разлетелись по родственникам — кто ж откажется от такой красоты. Нина Дмитриевна подходит к делу со всей ответственностью.
Ненужные уже детские вещи или старенькие футболки да халаты постирает, аккуратно разрежет на полосочки, смотает в клубки. Это будет так называемая уточная нить, которую прокладывают между нитями основы при помощи челнока. Основа выбирается прочная, чтобы не рвалась от натяжения. А далее начинается самая кропотливая работа — продеть каждую ниточку в нитченки, а после в бёрдо — оно похоже на большой частый гребешок, чтобы ничего не переплелось и не запуталось.
Нитей в ширину аж 300 штук, в длину более 60 метров перед заправкой ткацкого станка они наматываются на тюрики — большие деревянные бобины. С тюриков нить мотают на сновалки, снимают всю пасму со сновалок, заплетая в косу. Потом начинают закреплять, натягивать на навой, пропустив все нитки через бёрдо, чтобы они наматывались ровно, в нужной последовательности. После черновое бёрдо снимается, и нити пропускаются через нитченки и бёрдо в набелках.
Фестиваль народных промыслов и ремёсел Приамурья «Бирария» в ЕАО начал свою работу
Такой старый, с бородой будет, с лысиной. То есть я иногда сижу и разговариваю с этими заготовочками. Это общение - хорошая для меня, может даже, игра, - говорит гончар Елена Таволжанская. Игорь и Елена собираются расширить свою мастерскую. Хотят поставить большую печь для обжига. Сюда будут приезжать школьники, чтобы поучиться у мастеров основам древнего искусства.
Другие новости.
Фото: Татьяна Ганченко На выставке, расположенной в здании местного Дома культуры, волго-каспийцы представили более 80 своих работ, изготовленных в самых разных техниках - плетение из бисера, валяние, связанных из джута. В подарок «Бабушкиному сундучку» ребятишки оставили для оформления кабинета творческой мастерской каждую вторую работу.
Лапти для прочности подколачивали березовыми маленькими гвоздиками — «шпильками». Лапти из липы называли «лыченками». Керамика Информация по этому виду ремесла нашлась только по Подболотью. Глину для изделий брали в Верхотурье 5 км от Подболотья , глина была хорошая, темно-коричневая.
Делали в Нефедове, Пендузе, в Безгачихе, внутри изделия обмазывали серой. Продавали в Ляменьге, в магазине, также «горшкованы» ходили по деревням зимой. Из глины делали горшки, корчаги, плошки, кринки, рылёны, лепили птичек-свистулек, называли «соловейко», придумывали разные голоса. На посуде были нанесены разные узоры: «ну типа каемочку какую-то сделать, но не в краске. А на глине обыкновенно как резьба получается». Валяние, обувь Была промартель в Ляменьге, оборудование. Катали валенки. Кожаную обувь шили в Рослятине, стоила она дорого.
Сапожники шили сапоги от трех дней до недели, жили у хозяев, те их кормили, пока мастер шил. Портные также приходили со своей машинкой, его кормили и рассчитывались за работу. Бондарство Из мелко-слоистой елочки готовили доски, без станка, все топориком. Охота, рыболовство Информации много поступило от Лобова Н.
У детей была уникальная возможность лично встретиться с мастерицей, задать интересующие вопросы, а также прикоснуться к творческому процессу золотного шитья. Мастер объяснила, что основной приём вышивки — литой шов. Сначала ребята вырезали детали по рисунку из картона, затем прикрепили их к ткани и обшили золотыми нитками.
Возрождение ремесла или Секреты бабушкиных лоскутов
Всего было вручено более 150 дипломов за 1, 2, 3 места в традиционных и авторских направлениях, а также специальные дипломы, сообщают в администрации города Вологды. Более 600 мастеров приехали в Вологду и продемонстрировали уникальные работы. Традиционно в проекте участвуют и дети, и это правильно, потому что мастерство должно не просто передаваться от поколения к поколению, но и совершенствоваться, гармонично вплетаться в современную жизнь. Промыслы в Вологде жили, живут и будут развиваться силами наших мастеров и при поддержке городских властей», - сказал мэр Вологды Сергей Воропанов.
Победителями стали 3 организации, они получат на реализацию проектов гранты по 300 тыс. Проект «Золотой круг» будет реализован на базе музея-усадьбы народного писателя Бурятии Исая Калистратовича Калашникова в селе Шаралдай — исторической родине гончарного мастерства. Автором проекта является Территориальное общественное самоуправление ТОС «Полевой» совместно с Управлением культуры и туризма муниципального образования «Мухоршибирский район».
Гончарное ремесло — одно из самых древнейших и почитаемых в мире — всегда имело широкое распространение на Руси.
Прялки расписные чаще использовались на посиделках, на них был рисунок в виде цветов. Сама прялка была «бардовая», ее красили ивовой корой.
Хорошим, «прямым», веретеном считалось то, которое при раскрутке могло долго крутиться по полу. Ткацкий станок кросна делали старики из елки, челнок, бёрда заказывали мастеру. До третьего класса девочки учились прясть, ткать начинали, как только доставали до подножки.
Этому факту есть подтверждение: «пряли на пряхах с веретеном, с 11 лет садили на основе, на уток еще не давали». Брюханова Роза Васильевна 1929 г. Пояса не каждая могла выткать, узоры выбирались алыми, зелеными шерстяными «аглицкими» кручеными, тонкими.
Будничные пояса с узорами были из крашеных льняных нитей. Нитки красили корой черемухи, осины, ольхи — цвет получался бурый. Роспись Были когда-то мастера по росписи, они ходили по деревням после уборки урожая, кисти сами делали из волоса.
В основном расписывали прялки. Расписывали и шкафы в доме, переборки — «это ходили специальные мастера». Плетение Хлупин Николай Павлович 1920 г.
Великий Двор подробно описывает способ заготовки бересты. Он сам умеет плести, учился же у деда.
Половики ручной работы, скамьи, русская печь и, конечно же, глиняная посуда. Вот в такой атмосфере Таволжанские живут и творят. Старинное ремесло требует соответствующей атмосферы. Заходя сюда, туристы сразу понимают - это не музейный антураж. Как мастера изготовляли эти горшки.
И как будто погружаешься в то время, - говорит туристка Елена Тарабанова. Прямо на глазах гостей мастер делает керамическую посуду. После обжига ею можно будет пользоваться.
Возрождение ремесла или Секреты бабушкиных лоскутов
А жителю Пинеги Юрию Стирманову поддержка Фонда помогла реализовать давнюю мечту — заняться художественной обработкой камня. Юрий получил финансирование на закупку инструментов для создания изделий из гипсовых пород. В рамках инициативы финансирование получили также проекты по обновлению эко-тропы Пинежского заповедника и оборудованию Центра устойчивого развития Двинско-Пинежского ландшафта. Центр устойчивого развития станет информационной площадкой по развитию местных инициатив, здесь можно будет проводить мастер-классы и курсы по северным ремеслам, обучать этому людей. А они, в свою очередь, уже смогут на этом зарабатывать, продавая, например, камусные лыжи, проводя мастер-классы для туристов и местных жителей. Финансирование проектов местных жителей Фонд реализует в рамках Двинско-Пинежской ландшафтной инициативы, направленной на устойчивое развитие территории в бассейнах рек Северная Двина и Пинега, сохранение природных ценностей и экологически ответственное использование природных ресурсов.
Такая игрушка может встретить под сотню новогодних ночей. Она легкая, но прочная.
В основе, казалось бы, простые материалы: проволока, вата и клейстер. Опасайтесь поддельных новогодних игрушек. По радио объявление. Их начали подделывать, выглядят как настоящие, но радости не приносят никакой. Вот наши игрушки приносят радость, я уверен», — отмечает Валерий Качеев. Игрушки назвали «Кузьминскими», по названию деревни. Кузьмино стало брендом.
Зайцы, космонавты, снеговички теперь продаются на столичных ярмарках. В артели уже есть свои мастера — жители из окрестных деревень.
Посетители выставки кукол, сохранившихся в семьях жителей села Зикеево. Затем были проведены мастер-классы по изготовлению тряпичной куклы и матрешки от директора Дома культуры, умницы и рукодельницы Оксаны Буденковой. Объединившись с местной библиотекой, работники культуры проводят большую работу для того, чтобы досуг земляков был интересным и познавательным. Лариса Хотина создала вокальный ансамбль; Татьяна Минакова организовала выставки "Блокадный хлеб", "Защитникам Сталинграда" и другие экспозиции.
Показать полностью Результаты проекта Количественные - Привлечение целевой аудитории проекта в количестве 2000 человек; - Разработка и реализация не менее 25 точек акции обучения созданию открыток в форме мастер-класса - Сьемка мотивационного ролика старта проекта и отчетного ролика для распространения в интернет-пространстве. Предварительно в проекте примут участие: 1380 детей —сирот, 500 людей пожилого возраста, 50 волонтеров, 1000 школьников. Качественные - Реализация нового проекта по вовлечению молодежи в социальную деятельность и популяризация социального волонтерства - Приобретение новых знаний в области изотерапии и социальном проектировании с последующей реализацией привлеченной к волонтерской деятельностью молодежи - социализация детей-сирот и людей престарелого возраста путем создания альтернативного общения в рамках института семьи - нивелирование детской жестокости среди детей-сирот за счет творческого подхода к их социализации и создании технологии общения с пожилыми людьми Показать полностью.
Лента новостей
- Мастер ракитянского Дома ремёсел провела занятие арт-мастерской по золотному шитью
- Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей
- Фестиваль народных промыслов и ремёсел Приамурья «Бирария» в ЕАО начал свою работу
- Игорь Бабушкин удивил работниц комбината своим пельменем
- Тамбовская область
Жизнь города
- Авторизация
- Как появилась "Лавка старьевщика"
- Акция "Бабушкин сундук" продолжается | Власть труда
- Самое обсуждаемое
- Как появилась "Лавка старьевщика"
Бабушкин сундучок.
Об этом магазине ничего не слышала до недавнего времени. Мне понадобились нитки, которые не часто встретишь в наших. Информация по этому виду ремесла нашлась только по Подболотью. К этому виду ремесла я пришла совершенно случайно, методом «тыка», - ведёт рассказ мастер. Главная Лента новостей и анонсов «Бабушкино ремесло» в Доме-музее Марины Цветаевой.
На уваровском гастрономическом фестивале «Вишневарово» варили варенье по авторским рецептам
Фестиваль «Бабушкин лоскут» вырос – или отпочковался – из грандиозного межрегионального «Ситцевого бала». К этому виду ремесла я пришла совершенно случайно, методом «тыка», - ведёт рассказ мастер. Вниманию посетителей в эти дни в краеведческом музее представлена выставка «Обувь из бабушкиного сундука». Русский English. Читайте ТАСС в. Новости. Дзен.
Наша жизнь. Новости и события
Самое тяжелое в ткачестве это натягивание нитей. Посложнее, еще идут узоры. Там надо высчитывать все». Кропотливая работа, старание и усердие приносят свои, пусть пока и незначительные плоды.
Тканые салфетки делаются на маленьких станках. Прежде они были в разобранном виде. И могли вовсе оказаться ненужными.
Если бы не проекты возрождения народных ремесел и желание детей участвовать в них. Да, они рассыпаются. Приходиться постоянно подклеивать.
И, конечно же, на мероприятии, помимо демонстрации костюмов, звучали песни в исполнении ансамбля народной песни «Вечёрка», фольклорных ансамблей «Рушане» и «Малашка», а также вокального дуэта «Светики». Фото Людмилы Степико.
А это значит, что в центре внимания будет популяризация народного искусства, сохранение народных традиций, памятников истории и культуры, этнографической самобытности всех народов многонациональной России.
Активисты Жиздринского женсовета Калужского регионального отделения СЖР включились в процесс популяризации культурного наследия своих сельских поселений. В Зикеевском сельском Доме культуры прошло увлекательное путешествие в прошлое под названием "О чем рассказал бабушкин сундучок? Присутствующие окунулись в атмосферу быта села, узнали все о куклах, в играли местные ребятишки, какое назначение они имели помимо детского развлечения.
Изделие также «сопровождает» человека и в мир «иной». В экспозиции посетители найдут интересную литературу о полотенце и рассмотреть, как выглядел рушник раньше и как он выглядит сейчас.