Белуджи говорят на языке западно-иранской группы, но среди них живут брахуи, дравидоязычный народ с явно негроидной примесью, и они смешиваются друг с другом. В статье цитируется интервью организатора акции протеста Салеха Кямрани: “Бремя революции лежит на плечах неперсидских народов.
Белуджские сепаратисты объединяются против властей Пакистана
Многие, если не все, белуджские племена могут быть отнесены к Ринд или Лашари в зависимости от их фактического происхождения или исторической племенной принадлежности, которая переросла в межпоколенческие отношения. Это основное разделение было усилено 30-летней войной между племенами Ринд и Лашари в 15 веке. Пакистан В районе Дера Бугти базируется 180 000 Bugti. Они разделены между рахиджа бугти, масори бугти, калпар бугти, марехта бугти и другими подплеменами. Талал Акбар Бугти был лидером племени и президентом партии Джамхури Ватан с 2006 года до своей смерти в 2015 году. Хирбайир Марри возглавляет Армию освобождения Белуджистана после смерти своего брата в 2007 году. Трайбализм Жестокая межплеменная конкуренция предотвратила любую заслуживающую доверия попытку создания национального государства. Множество воинствующих сепаратистских движений, каждое из которых предано своему племенному лидеру, угрожает региональной безопасности и политической стабильности.
Националистические группы, такие как Организация белуджских студентов , состоящая из вооруженных повстанцев, и Белуджский совет Северной Америки , состоящий из образованных эмигрантов, проживающих в Соединенных Штатах, одновременно осудили традиционных правителей Белуджистана и национальное правительство Пакистана. Племена белуджей заметно менее эгалитарны , как и племена пуштунов. Хотя лидеры белуджей, поддерживаемые традиционными учеными, считают, что белуджи являются светскими людьми, Кристин Фэйр и Али Хамза в ходе своего недавнего эмпирического исследования 2017 г. Практически нет статистически значимых или существенных различий между мусульманами-белуджами и другими мусульманами в Пакистане с точки зрения религиозности, поддержки пакистанского государства, соответствующего шариату, освобождения мусульман от притеснений и т. Небольшое количество белуджей являются немусульманами, особенно в клане Бугти, в котором есть индуисты и сикхи. Есть несколько индусов в племенах бугти, безенджо, марри, ринд и других белуджских племенах.
В этом случае, я надеюсь, мы сможем решить структурные проблемы, которые позволяют иностранным странам злоупотреблять Афганистаном» Лидер антиталибского сопротивления Ахмад Масуд А вот что говорил отец Ахмада Масуда — Ахмад Шах Масуд, удерживавший контроль над Панджшерским ущельем и в годы войны с СССР в 1979-1989 гг. Я глубоко убежден, что это может быть обеспечено только демократией и демократически избранным правительством, основанным на принципе согласия»; «Истинное решение лежит только в такой политической и социальной ситуации и только при таком типе управления, когда все племена, все этнические группы и все люди будут видеть себя справедливо представленными», Ахмад Шах Масуд 1953-2001 Могила Ахмада Шаха Масуда до захвата Мавзолея талибами Осквернённая талибами их лидеры накануне захвата обещали, что не допустят кощунства могила Ахмада Шаха Масуда в Панджшерском ущелье Так что же мешает мировому сообществу поддержать идею идущей «снизу» децентрализации и даже возможной сепаратизации Афганистана?
Вместо этого Афганистан всегда тяготел к фактической самостийности разных народов и территорий, из которых он формально состоял и которые по-настоящему объединяла, притом сугубо временно, лишь необходимость выгнать из страны очередную экспедицию «вооружённых цивилизаторов» либо свергнуть собственных правителей-модернизаторов, слишком оторвавшихся в культурном плане от «низовых» афганских сообществ. А мешает мировому сообществу «разглядеть» Панджшерское региональное сопротивление талибам, захватившим контроль над Кабулом, сама философия современного международно-правового устройства, согласно которой все без исключения регионы и территории являются политическими объектами, а не субъектами. То есть заложниками тех государственных границ, которые формально утверждены Уставом ООН и объявлены священными и неприкосновенными. Даже если внутри этих границ творятся этно-конфессиональное угнетение, этнические чистки и геноцид. И даже если единственным путём к прекращению институционального насилия могло бы стать отделение угнетаемых территорий от угнетающего их «центра»… Языковая карта Афганистана. Также, как и в случае с этнической картой, видно сравнительно чёткое деление на в целом непуштунский север и центр — и в целом пуштунский юг Карта, на которой искусственно разделённый британцами народ по «Линии Дюранда» — пуштуны, конструируют карту «Великого Пуштунистана», захватывая при этом не только населённую пуштунами часть Пакистана, но и ряд непуштунских территорий, где живут белуджи и другие народы. Мечта о Великом Пуштунистане — главная причина, по которой Пакистан поддерживает талибов: до тех пор, пока в Афганистане идёт борьба за Кабул, пока воинственные пуштуны будут сражаются за контроль над Афганистаном против таджиков, узбеков и хазарейцев , они будут нуждаться в поддержке со стороны Пакистана и им будет не до Великого Пуштунистана В этой связи я решил воспроизвести несколько фрагментов из моих статей на эту тему, которые представляются сегодня учитывая то, что происходит в Афганистане особенно актуальными. Как правило, эти конфликты имеют формы войны «государства» против «сепаратистов».
Причем государство в этом случае обычно представляет не всю «нацию», от имени которой формально выступает, а какое-то одно конкретное сообщество. Чаще государство фактически опирается на большинство…, которое де-факто представляет лишь одно сообщество [в случае Афганистана — воинственно настроенную часть пуштунов], стремится более или менее радикально подавить другие сообщества «сепаратистов» и «террористов» и доминировать над ними… Порой официальные власти побеждают «сепаратистов» военным путем… Но, как правило, война на этом не заканчивается, а просто переходит в другую фазу… Очень часто борьба «государства» с «сепаратистами» или «террористами» имеет форму схватки разных сообществ этнических и этноконфессиональных за контроль над столицей и центральным правительством. Но даже в тех случаях, когда борьба идет за «контроль над столицей», а не за сецессию, все равно в основе такого конфликта лежит латентный сецессионизм сепаратизм. А точнее, стремление к размежеванию различных сообществ, которые оказались в границах одного государства, но при этом не чувствуют себя родственными ни в гражданско-культурном, ни в политико-культурном отношениях — и по этой причине не хотят зависеть друг от друга, а стремятся либо доминировать, либо отделиться. Причина огромного числа внутригосударственных межгрупповых конфликтов — в том, что современный мир в правовом отношении основан на двух абсолютно противоречащих друг другу принципах.
Деревня находится в горах, в относительно недоступном месте.
Местные белуджи, в отличие от большинства белуджей Систана и Белуджистана, приняли ислам шиитского толка, но сохранили свой язык, красочную одежду иранские женщины носят в основном черные чадры , убранство дома и национальное самосознание. Они занимаются сельским хозяйством, в частности выращиванием миндаля. У ирано-туркменской границы можно встретить другие поселки белуджей-шиитов, сохраняющих полукочевой образ жизни. На лето несколько семей из поселка уходят сообща пасти скот. Они живут в особых шатрах, геданах и являются полностью самодостаточной общностью. На южном побережье Каспийского моря по мнению Фроловой, эта территория является прародиной белуджей , вблизи г.
Горган в иранской провинции Мазандаран проживают белуджи, исповедующие, как и большинство представителей этого народа, ислам суннитского толка ; они сохранили свой язык и некоторые элементы традиционной культуры например, одежду и некоторые обычаи. По рассказам самих горожан-белуджей и навещающих их родственников, они сохранили национальную самоидентификацию и даже язык. Однако их образ жизни и некоторые элементы быта например, одежда уже довольно радикально отличаются от традиционно-народных. Туркменские белуджи В начале ХХ века значительное количество белуджей перекочевало из Афганистана в Иран, что было связано с ухудшением социально-экономических условий в прежних местах проживания отсутствие пастбищ, наводнения, неурожаи, высокие налоги и др. Спустя некоторое время часть из них вернулась; другие перегнали свои стада на территорию современного Туркменистана в область Мерв. Здесь они работали на плантациях хлопка, принадлежащих местным феодалам, а также использовались как рабочая сила при возведении ирригационных сооружений; часть белуджей вела полукочевой образ жизни и занималась разведением скота.
Гафферберг в своей монографии "Белуджи Туркменской ССР" 18 пишет о трудностях, испытываемых белуджами в период "привыкания" к советскому строю, и описывает изменения, постепенно происходившие в их образе жизни. В основу этого труда легли материалы, собранные автором во время ее длительного пребывания в 1926—1929 гг. Она отмечает, что советская власть, значительно улучшив условия жизни белуджей, с другой стороны, стремилась любой ценой разорвать их родовые связи и максимально снизить зависимость скотоводов от своих ханов. По рассказам белуджского муллы, одним из наиболее сильных и влиятельных ханов на территории Туркменистана был Керим-хан. В его подчинении состояла большая группа белуджей, проживавшая в Иолотанском районе. Керим-хан со своими отрядами участвовал и в освобождении из заключения туркменов, боровшихся против советской власти; к нему приезжали самые разные люди, нуждавшиеся в помощи или совете.
Впоследствии Керим-хан был идентифицирован как басмач 19 и бежал в Афганистан; часть белуджей ушла вслед за ним. Во время отдыха в пустыне направлявшиеся в Афганистан белуджи, среди которых было много женщин, стариков и детей, подверглись обстрелу советского самолета. В настоящее время в Туркменистане проживают около 30 тыс. От исконного племенного и кланового образа жизни у них сохранилась традиция большой семьи родители и женатые сыновья обычно живут вместе. Их дома имеют общий двор, кухню отдельное крытое место для приготовления пищи и возвышенное место для отдыха на открытом воздухе — тапчан; здесь часто можно встретить тандыр — глиняную печь на открытом воздухе, в которой пекут хлеб. Жители белуджских деревень пользуются газом; туркменские власти планируют провести сюда и воду.
Исторические конструкции после распада СССР В 1990-х годах, после распада СССР и краха советской идеологии, в бывших советских республиках возникла потребность в новой модели идентичности; в ее создании большую роль играет власть, а точнее, правящая группа, которая способна выработать новую идеологию для формирования новой идентичности. Определенную роль в этом играют ссылки на древнюю традицию, призванные восстановить утраченные исторические корни. Дальше всего по пути создания новых исторических конструкций продвинулся режим бывшего президента Туркменистана С. Ниязова Туркменбаши. По заказу государства создавалась новая история, которая должна была доказать чрезвычайную древность туркменского народа и его исключительность в мировом масштабе. Президент стремился снести все старое и построить все заново.
Под "старым" подразумевалось все, что напоминало об СССР, а под "новым", создаваемым по политическому заказу, — то, что каким-то образом могло быть связано со старинными традициями туркменского народа. Стали появляться новые праздники и национальные герои; основатели туркменской государственности отказались от кириллицы и даже переименовали дни недели и месяцы года. Современные белуджи в Туркменистане и их культурная память Президент Ниязов явно отрицательно относился к проживающим в стране белуджам и признавал только туркменскую историю. По словам очевидца, дело доходило до того, что белуджские музыканты вынуждены были сдавать государству свои музыкальные инструменты. Для белуджей, однажды уже переживших тяжелую адаптацию к советской политике 1930-х годов, вновь настали тяжелые времена. Вопросы, связанные с сохранением традиций, языка и осознанием принадлежности к белуджскому этносу, не стоят в повестке дня властей Туркменистана и в наши дни.
Белуджи разговаривают дома на родном языке, но молодое поколение, подвергающееся воздействию социальной среды, постепенно теряет к нему интерес. Преподавание в школах ведется главным образом на туркменском языке. Английский язык преподается настолько плохо, что дети не умеют правильно читать буквы латинского алфавита. В последнее время резко упал и уровень обучения русскому языку. До распада Советского Союза учебники белуджского языка, как уже сказано, разрабатывались на основе кириллического алфавита. Однако в независимом Туркменистане, где царят националистические настроения, не приходится и мечтать о преподавании на белуджском языке, тем более в "сочетании" с кириллицей.
Старики, муллы и некоторые образованные белуджи стараются устно передавать историю своего народа и его кланов, рассказывать об обычаях и традициях касающихся, например, заключения браков или ношения традиционной этнической одежды. Пытаясь сохранить белуджский язык, они слагают стихи о своем народе и его истории, которые читают вслух на свадьбах. Неоценимым источником информации о быте и культуре белуджей Туркменистана являются также записанные И. Зарубиным народные сказки. Они представляют собой кладезь духовной культуры и нравственных традиций белуджей.
В результате возникают народные предания, которые часто упрощают и приукрашивают историю, а иногда и пытаются адаптировать ее под сегодняшние реалии. Предшественники сегодняшних туркменских белуджей Существует достаточно много теорий, касающихся арабского, индийского или иранского происхождения белуджей.
Согласно легенде, корни белуджского этноса связаны с сирийским городом Алеппо и уходят во времена халифа Али двоюродного брата Мухаммеда. Его дядя переселился в область Макран, где женился на явившейся ему фее; у них родился сын, от которого и происходят все белуджи6. По мнению В. Фроловой7, наиболее вероятной является «иранская» версия. В период V—VIII веков белуджи постепенно перекочевали с южного побережья Каспийского моря на сегодняшние территории своего расселения, находящиеся в Иране, Афганистане и Пакистане. В белуджских балладах и героических эпосах, повествующих о событиях XV—XVI веков, появляется слово болак, обозначающее клан. Согласно сказаниям, белуджи делились на 44 болака 40 белуджских и 4 четыре клана, которые считались рабскими ; на протяжении веков клановая система претерпела значительные изменения, связанные с кочеванием и смешением отдельных кланов и основанием новых нередко причиной бегства из одного клана и основания нового были браки либо страх кровной мести.
На изменение структуры белуджских кланов также влияли войны и тяжелые условия жизни, связанные с правлением отдельных ханов или вторжениями других народов. Пикулин8 указывает, что этот процесс стал причиной исчезновения первоначальных белуджских болаков и привел к возникновению новых, более мелких групп. В Афганистане и Иране они получили название тайфа, а в Белуджистане — тумен; их создание основывается не столько на клановом, сколько на политическом принципе, предполагающем подчинение тому или иному хану. Первые кочевые племена белуджей появились на территории южного Туркестана поселок Серахс и г. Гаф-ферберг9 указывает, что сведения о пребывании белуджей в этой области можно найти и в Государственном архиве Туркменской ССР ныне Центральный государственный ар- 6 См. Nomadenalltag vor den Toren von Merw. Belutschen, Hazara, Dscham-schedi.
Dresden, 1994. History of Baluch Race and Baluchistan. Karachi, 1958. Белуджский язык. Издательство восточной литературы, 1960. В них помимо туркменов были зарегистрированы и проживавшие здесь белуджи. Основными причинами переселения белуджей из Афганистана и Ирана была нехватка пастбищ, усиление феодального гнета и вторжения чужих кланов.
Белуджи и их государство: исторический экскурс В древние времена территория сегодняшнего Белуджистана служила своеобразным мостом между цивилизациями Месопотамии, с одной стороны, и Иранского нагорья и Индо-Гангской низменности — с другой. На старых картах территория современного иранского и пакистанского Белуджистана именуется античным названием «Гедросия». Оно присутствует и на одной из карт, где показан маршрут возвращения Александра Македонского из Индии 325 г. III в. Первые упоминания о белуджах на этой территории относятся к Х веку. В VII веке в связи с приходом арабов, исламизировавших Персию и прилегающие к ней территории, появляется название «Мекран» «Макран» , которое обозначало засушливые пустынные районы у известного в древние времена как Гедросия побережья Аравийского моря. Как указывает белуджский автор М.
Балох10, уже в XV веке предводителю белуджей Мир Чакару удалось объединить племена и создать империю на землях юго-восточной Персии, южного Афганистана и нынешнего пакистанского Белуджистана уже тогда, вероятно, белуджи расселились на занимаемых ими сегодня территориях. Однако после смерти Мир Чакара эта империя рухнула. Государство Мир Чакара упоминается и другими авторами; подробное описание его правления и гражданской войны между племенами белуджей приводится в трудах таджикского философа-востоковеда М. Асимова и английского историка К. Босуор-та: «Во II пол. XV века было основано государство белуджей под властью Мир Чакара из белуджского племени Ринд. В этом государстве вместе с белуджским племенем лашари жили члены племени ринд.
Это государство прекратило свое существование в результате гражданской войны между обоими племенами. Предводителем племени лашари был Мир Горан хан Лашари. После этой войны известной как Тридцатилетняя война племена лашари и ринд населили прежде всего провинции Синд и Пенджаб»11. Более подробная информация об этом государстве относится к XVII веку, когда воевавшим против Великих Моголов брагуйским и белуджским племенам удалось создать 10 Cm. Belutschistan Pakistan. The Balochis through Centuries. Quetta, 1964.
Delhi: Motilal Banarsidass Publ, 1999. Келатское ханство. В данном случае Ф. Шольц ссылается на еще одного белуджского автора — Балуха12. Сейчас уже трудно определить, какие именно племена играли главную роль в создании этого ханства — белуджи или брагуи. В любом случае период существования Келат-ского ханства является частью истории Белуджистана, хотя многие белуджские племена не входили в эту политическую единицу. Келатское ханство не имело сильной центральной власти; во время войн с соседней провинцией Синд и Афганистаном его границы постоянно менялись.
Кроме того, оно всегда находилось под влиянием правителей Ирана или афганского Кандагара. Все изменилось с приходом к власти Мир Насир хана, которому удалось подчинить всех местных правителей и расширить территорию ханства приблизительно до границ сегодняшней пакистанской провинции Белуджистан. После появления в Персидском заливе голландцев, а позже британцев значение Ке-латского ханства и окружающих его территорий, населенных белуджами, начало расти. Для британцев эта территория была стратегически важна, поскольку могла служить плацдармом для империалистической экспансии в Индию, Иран и Афганистан. В 1839 году между консульством Британии и Келатом было заключено соглашение.
Приключения в Иранском Белуджистане и Захедане
Правящие лица Ирана преследуют три основные цели в своей внешней политике: изгнание Америки с Ближнего Востока, сохранение регионального превосходства Ирана и укрепление ключевых союзов с Китаем и Россией", — пишет об этом газета Guardian. В Вашингтоне, Лондоне и Тель-Авиве пытаются создать для Тегерана восточный фронт — чтобы ослабить иранскую помощь йеменским хуситам и ливанской партии "Хезболла". И по новому разжечь пламя конфликта между шиитами и суннитами, который заметно снизился на фоне примирения Саудовской Аравии и Ирана. Однако эта попытка, скорее всего, не будет иметь существенного успеха. Отношения между Ираном и Пакистаном выглядели в последнее время достаточно стабильными, чему в немалой степени содействовала политика их общего партнера — Китая. И Пекин уже работает над тем, чтобы в зародыше погасить наметившийся конфликт. Пакистанские власти тоже говорят сегодня о дипломатии. Мы подчеркиваем совместное сотрудничество с Ираном в борьбе с терроризмом. Пакистан всегда подчеркивал диалог и сотрудничество в решении общих проблем, включая угрозу терроризма, и мы продолжим наши усилия по поиску общих решений", — сказала официальная представительница пакистанского МИДа Мумтаз Захра.
Остается надеяться, что попытки нормализовать ситуацию в Белуджистане возымеют эффект и остановят военную эскалацию в регионе.
Фоторепортаж Марка Уотрлота. Козлы главное богатство в бедном Белуджистане. Минируют дороги, устраивают ракетные удары российским или китайским оружием. P 10 Жители деревни в лагере BLA, армия пользуется большой поддержкой у белуджи.
Белуджи являются мусульманами суниитского толка, но у них есть свои традиции и обряды, которые отличаются от традиций других народов. Например, в период праздника Эйд аль-Адха белуджи исполняют специальный традиционный танец, который считается священным. Исследование культуры, обычаев и истории белуджей не только помогает понять этот народ и его наследие, но и расширяет наши знания о регионе в целом. Белуджи играют важную роль в истории и культуре Южной Азии, и изучение их традиций и трагических событий, связанных с современными проблемами этого народа, невероятно важно для сохранения исторической памяти об этом регионе. Выводы Исследование культуры, обычаев и истории белуджей является очень важным для понимания этого народа и его места в мировой истории. Белуджи долгое время занимали земли, лежащие на пересечении различных культурных и торговых маршрутов, что придало им особое значение для исследования. Изучение истории белуджей показало, что они имели богатую и разнообразную культуру, которая существовала на протяжении многих веков. Их традиционный образ жизни был связан со скотоводством и сельским хозяйством, а также с различными ремеслами, такими как текстильное производство и изготовление ковров. Интересно, что белуджи еще до появления Ислама имели свою религию и веру, которая была основана на дуализме. Тем не менее, многие из них приняли Ислам и стали его сторонниками, сохраняя при этом свои традиции и обычаи. В целом, исследование белуджей позволяет получить более полное представление о культуре и истории этого народа. Оно помогает лучше понять их место в мировой истории и вносит вклад в сохранение и продвижение их культуры и обычаев в нашем современном мире. Кто такие белуджи? Белуджи - это народ, проживающий в основном в юго-западной части Пакистана, а также в соседних регионах Ирана и Афганистана. Сколько белуджей существует в мире? По различным оценкам, число белуджей составляет от 15 до 20 миллионов человек. На каком языке говорят белуджи? Белуджи говорят на языке белуджи, который является частью иранской языковой группы. Какая религия преобладает среди белуджей? Большинство белуджей исповедуют суннитский ислам, но также есть и шииты, а также анимисты и христиане. Какие традиционные блюда есть у белуджей? Традиционная кухня белуджей включает в себя блюда из мяса козы и барана, а также рис с овощами и специями. Чем отличается внешность белуджей от других народов региона? Белуджи обычно имеют высокий рост, кожа у них темного цвета, а глаза карие или черные. У мужчин обычно длинные усы и бороды. Какой характер присущ белуджам? Белуджи гордятся своей историей и культурой, они независимы и уважают традиции. Они также известны своей гостеприимностью и духом сопереживания. Белуджи имели свою независимость в течение большей части своей истории, но они также подчинялись индийским и иранским империям.
Через 20 с лишним лет при президенте Пакистана Первезе Мушаррафе конфликт возобновился. Толчком стал арест лидера племени марри Наваба Хаира Бахша Марри по обвинению в убийстве судьи Высокого суда. В начале нулевых годов сепаратисты устроили несколько нападений на объекты и представителей силовых структур Пакистана. Ответственность за большинство этих акций взяла на себя АОБ, и в 2006 году центральные власти внесли ее в список запрещенных организаций. АОБ, кроме независимости Белуджистана, борется еще и против экономической экспансии Китая в Пакистан и в последние годы устраивала нападения с участием смертников на китайцев. Первое такой нападение было осуществлено в августе 2018 года в городе Далбандин: смертник пытался взорвать автобус с китайскими рабочими, работающими на разрезе Саиндак, где добывают золото и медь. В результате погиб только сам смертник. Затем, в ноябре того же 2018 года, АОБ взяла на себя ответственность за нападение на китайское консульство в Карачи. В нем участвовали три бомбиста-смертника. Кроме них, погибли еще четыре человека. Джейш аль-Адль Вооруженная группировка «Джейш аль-Адль», или «Армия справедливости и равенства», провозгласила своей целью защиту прав суннитов в иранской провинции Систан и Белуджистан.
КТО ТАКИЕ БЕЛУДЖИ?!
К тому же белуджи вторая по количеству народность мира после курдов, которая не имеет собственного государства. У ряда племен народа белуджей или балучей, кочующих со своими стадами в пакистанских провинциях Белуджистан и Синд, даже в наше время женщинам. Как и курды, белуджи в течение последнего столетия проявляли сепаратистские наклонности, несколько раз поднимали в Пакистане восстания. У них есть белуджи, народ, который проживает на территории двух стран и давно борется за свою автономию с помощью оружия.
Приключения в Иранском Белуджистане и Захедане
Они известны своей общинной культурой, которая сочетает в себе элементы ислама и местных обычаев. Образ жизни Белуджей очень интересен для исследования, так как он отличается от традиционных образов жизни других народов Индии. Один из ключевых элементов образа жизни Белуджей — мобильность. Они переселяются с одного места на другое в поисках пастбища для своего скота. Этот обычай остается важным даже в условиях глобализации и современных технологий. Белуджи живут в палатках, которые они собирают и разбирают по мере необходимости. Они охотятся на животных для получения мяса, который является их основным источником пищи. Традиционный костюм Белуджей состоит из шелковой рубахи и штанов. Женщины носят длинные платья и головные уборы. Кроме того, Белуджи имеют свои собственные традиции и обычаи, которые сохранились на протяжении многих лет.
Они отличаются своим гостеприимством и уважением к старшим. Важным событием в жизни Белуджей является свадьба, которая сопровождается большими торжествами и музыкой. Религия белуджей: особенности и роль в культуре Белуджи — древний народ, его история и культура тесно связаны с религиозными представлениями. Большинство белуджей исповедуют ислам, но есть и представители меньшинств, населяющих отдельные регионы Пакистана и Ирана, которые придерживаются древних верований, таких как зороастризм и хиндуизм. Ислам пришел в Белуджистан в VII веке, и за последние несколько веков белуджи присоединились к различным суфийским, шиитским и суннитским течениям. В религиозной практике белуджей сильным влиянием обладают мистические, ортодоксальные и национальные представления. Религиозные обряды, такие как посещение мечетей, чтение Корана, совершение паломнических путешествий, играют важную роль в культурной жизни белуджей. Помимо этого, существуют многие обряды и ритуалы, связанные с семейным и общественным празднованием, которые имеют ярко выраженный религиозный оттенок. Парадоксы религии белуджей Несмотря на кажущуюся религиозность белуджей, эти люди имеют сложный и противоречивый относительно веры опыт.
Одной из наиболее заметных особенностей является то, что религиозные обряды соседствуют с представлениями, которые могут противоречить мусульманским учениям. К примеру, мужчины и женщины могут объявлять клятвы, которые попадают под определение греха согласно исламскому закону. Это противоречие может быть связано с историческим контекстом, а также со спецификой культуры белуджей. Несмотря на это, религия продолжает являться важным элементом культуры белуджей, где она оказывает влияние на многие стороны их жизни, начиная от обычаев и заканчивая экономической деятельностью. Белуджи: современное положение этого народа Современное положение белуджей — одного из народов, проживающих на территории Ирана, Афганистана и Пакистана — вызывает большой интерес среди исследователей. Белуджи являются народом с богатой культурой и историей, и изучение их обычаев и традиций помогает понять не только этот народ, но и саму историю этого региона. Одной из особенностей культуры белуджей является их музыкальное наследие, которое сочетает элементы индийской, иранской и аравийской музыки. Танцевальные выступления и музыкальные шоу составляют важную часть культурной жизни этого народа. Однако современное положение белуджей не так уж и благоприятно.
На территории Ирана и Пакистана этот народ сталкивается с политическими и экономическими проблемами, а также страдает от высокой безработицы и низкого уровня жизни.
Лонгуорс Деймс считает родиной белудж северный Иран, что подтверждается лингвистическими и антропологическими данными. В результате вторжения эфталитов в севный Иран 6 в. Белуджи переселились в Керман. Ограниченность пастбищных угодий вызвала постепенное передвижение белудж на восток. Нашествия сельджуков нач. На всей этой территории белуджи живут в близком соседстве с пуштунами и дравидоязычной народностью брагуи; в Пакистанском Белуджистане полоса земель, заселенных племенами брагуи, разделяет белуджи на две группы племен: западную или мекрани и восточную или сулеймани. В результате нацинального-освободительного движения у белудж Пакистанского Белуджистана начался процесс складывания нации. Сейстана появились с конце 19 — начало 20 вв. Белуджи имеют богатую устную литературу традицию.
Фольклор белудж — героические предания, песни, танцы, сказочные истории.
Созданная еще в начале 2000-х годов, эта организация подняла лозунги борьбы против притеснений суннитского населения Белуджистана со стороны шиитских властей Ирана. За тринадцать лет борьбы «Джундалла» уничтожила несколько сотен иранских военнослужащих. Так, 18 октября 2009 года «Джундалла» устроила серию взрывов в пограничном городе Пишин. Здесь Корпус стражей исламской революции Ирана организовал встречу суннитских и шиитских религиозных авторитетов, вождей и старейшин белуджских племен. В результате серии взрывов погибли около 50 человек, среди них высокопоставленные военнослужащие — генерал Нур-Али Шуштари, занимавший пост заместителя командующего сухопутными войсками Корпуса стражей исламской революции, и генерал Раджаб Али Мохаммадзаде, командовавший силами КСИР в провинции Систан-Белуджистан. Месть за громкий теракт стала для иранских силовиков делом чести.
Уже в феврале 2010 года был выслежен и схвачен лидер «Джундаллы» Абдольмалек Риги, схватили и ряд других видных террористов. Первым 24 мая казнили брата Абдольмалека Абдольхамида Риги, а 20 июня был приведен в исполнение и смертный приговор лидеру «Джундаллы». Впрочем, деятельность организации в результате репрессивных мер не прекратилась и вскоре последовали новые террористические акты и нападения. Именно «Джундаллу» иранские власти подозревают в организации убийств нескольких физиков-ядерщиков, участвовавших в иранской ядерной программе. Относительно последних случаев можно предполагать, что террористы выполняли заказ какой-либо третьей стороны, заинтересованной в ослаблении военно-политической и экономической мощи Ирана. Равным образом, как и сама деятельность белуджских террористов по дестабилизации провинции Систан-Белуджистан выгодна геополитическим противникам Ирана. Ведь в последнее время Тегеран очень большое внимание уделяет экономическому развитию отсталой провинции, рассчитывая проложить через нее транзитный коридор для сообщения со странами Центральной и Южной Азии.
Иранское руководство неоднократно обращалось за помощью к правительству Пакистана, но пакистанские спецслужбы, обещая разобраться с деятельностью белуджских радикальных организаций на территории Восточного Белуджистана, в действительности не предпринимают к этому должных усилий. В результате невозможности или, что скорее, нежелания Исламабада организовать серьезный контроль над ситуацией в провинции Белуджистан, районы обитания белуджей превратились в столь же опасную зону, сколь и пуштунский Вазиристан в Зоне племен на северо-западе Пакистана. До недавнего времени белуджские радикалы тесно сотрудничали с пакистанскими структурами «Аль-Каиды» запрещена в России. Но затем по созданной Усамой бен Ладеном организации были нанесены достаточно серьезные удары. Сначала два года назад убили Омара Абдул Латифа, более известного как «Лукман» — полевого командира, считавшегося командующим силами «Аль-Каиды» в Белуджистане и Южном Пенджабе. Затем сотни сочувствующих «Аль-Каиде» были арестованы и, наконец, у организации появился не менее активный и опасный соперник в борьбе за влияние на умы радикальной молодежи. Как в Белуджистане появилось «Исламское государство» Еще в 2014 г.
Началось все с безобидных на первый взгляд граффити на стенах домов в Кветте. В один прекрасный день на них появились нанесенные ярко-красной краской радикальные лозунги. Аббревиатура ИГИЛ напугала журналистов, но пакистанские власти сочли ее подростковой шалостью. По крайней мере, именно так объяснил присутствие радикальных граффити в Кветте начальник городской полиции Разак Чима.
Близкие друзья могут позволить себе объятия, поцелуи. Женщина должна закрывать одеждой все тело, кроме ступней. Туристкам рекомендуется носить джемперы с длинными рукавами, длинные юбки или платья. При посещении храмов необходимо повязывать голову платком. Как и во многих мусульманских государствах, у белуджи запрещено употребление спиртных напитков. Ни в коем случае нельзя приносить спиртное в гости.
Также не приветствуется курение в общественных местах. Сами белуджи много курят, но делают это там, где никто не видит. Пищу принимают зачастую прямо на полу, даже в некоторых ресторанах. Расстилают клеенку, расставляют на ней тарелки с едой. Можно брать еду как из общей тарелки, так и из индивидуальной. Пищу принято брать руками, ложки при этом не используются. Также можно зачерпывать еду лепешкой. Выбрасывать хлеб считается дурным тоном. Остатки еды отдают домашним животным. Традиционно перед приемом пищи и после нее подается зеленый чай.
За едой не принято разговаривать, это можно делать только с разрешения хозяина дома. Белуджи отмечают все мусульманские праздники. Это такие, как: Рамадан. Священный для мусульман месяц, когда проводится пост, совершаются молитвы. Ид аль-Адха. Аналог праздника Курбан-байрам. Ид аль-Фитр. Праздник окончания Рамадана, или Ураза-байрам.
Белуджи и их культура: исследование обычаев и истории этого народа
Фото с сайта Khamenei. Он также поблагодарил суннитскую общину страны за жертвы, которые она понесла ради интересов исламской республики, сообщает Mehr. Стоит отметить, что своими внешними противниками, помимо Израиля и США, иранское руководство обычно называет суннитские монархии Персидского залива. Свое заявление Хаменеи сделал во время визита в остан область Систан и Белуджистан на востоке Ирана, где проживают преимущественно исповедующие суннизм представители народа белуджи. Белуджи — самое большое этническое меньшинство Ирана, которое исповедует суннизм.
В июле 2010 года в результате взрывов в Захедане погибло 27 человек. В 2010 году террорист-смертник в Чабахаре убил 38 человек.
Среди погибших во время взрывов в Пишине были два генерала Стражей исламской революции : Нур Али Шуштари, заместитель командующего сухопутными войсками Стражей исламской революции , и Раджаб Али Мхаммадзаде, командующий стражей исламской революции Систан и Белуджистан. В 2010 году был убит лидер «Джундалла» Абдолмалек Риги , что привело к раздроблению группы, но не прекратило нападение повстанцев. В октябре 2013 года группа «Джайш аль-Адл» «Армия правосудия» убила 14 иранских пограничников в засаде в городе Рустак, недалеко от города Сараван. Вскоре после этого иранские власти казнили 16 белуджей по различным обвинениям, от терроризма до незаконного оборота наркотиков. Другая группа, Харакат Ансар Иран Партизанское движение Ирана, HAI убила двух офицеров Басидж и ранила множество мирных жителей в результате взрыва террористом-смертником мечети имама Хусейна в порту 2012 года Чабахар. Провинция Систан и Белуджистан.
Эти две группы часто называют Иранскую Исламскую Республику режимом Сефевидов , имея в виду династию Сефевидов, которая привела к шиизму в Иране. Также не обращена антишиитским взаимодействием между двумя группами и ИГИЛ. Иран объявил это обвинение. Движущие силы повстанцев В Белуджистане, Пакистан, «движущими силами» повстанцев были экономическими, культурными, связанными с иммиграцией и права человека. Экономическое неравенство Экономическое неравенство и статус Белуджистана как «заброшенной провинции, где большинству населения не хватает удобств» являются одним из аспектов конфликта. В Белуджистане самый высокий уровень младенческой и материнской смертности, самый высокий уровень бедности и самый низкий уровень грамотности в Пакистане.
С другой стороны, согласно отчету, опубликованному на пакистанском англоязычном языке Dawn , члены элитного общества Белуджистана, в том числе министры и должностные лица провинциального правительства, владеют «участками земли больше, чем некоторые маленькие города страны», и имеют роскошные автомобили, недвижимость, инвестиции и предприятия на сумму в миллионы рупий. Проблемы развития Доходы от газа Белуджистан получает меньше гонораров на единицу, чем провинции Синд и Пенджаб , так как устье Белуджистана цена в пять раз ниже, чем в Синде и Пенджабе цена на устье газовой скважины основана на доходе на душу населения в провинции в 1953 году. Кроме того, правительство вернуло небольшую часть причитающихся провинции роялти, сославшись на необходимость возмещения эксплуатационных расходов. Следовательно, Белуджистан имеет большие долги. Провинция Белуджистан получает 32,71 рупий за единицу от доходов от газа, включая роялти в размере 13,90 рупий, акцизный сбор в размере 5,09 рупий и дополнительный сбор за разработку газа в размере 13,72 рупий. Многие частные лица, у которых есть газовые месторождения на своей земле, также получают выплаты.
Многие белуджи утверждают, что такие гонорары слишком низкие. В ответ в 2011 году премьер-министр Саед Юсуф Раза Гилани объявил о добавлении рупий. Однако гонорары часто не доходят до простых людей в Белуджистане из-за коррупции и накопления богатств вождей белуджских племен.
Это наиболее бедные провинции ИРИ, ключевые маршруты наркотрафика.
Численность белуджей в исламской республике превышает 1,5 млн. В их личных документах указывается не национальность, а клан эсези, наутани, калбели и пр. Иранская стратегия «единый персидский народ» проводит строгую национальную политику в отношении меньшинств в целом и белуджей в частности, включая заключение под стражу за «вражду с Богом» и казнь за «распространение скверны на земле». В Пакистане их численность составляет 6,2 млн.
Белуджистан — отсталая в социально-экономическом плане провинция Пакистана, испытывающая нехватку питьевой воды и современных коммуникаций. Главная причина радикализма местных белуджей состоит в том, что получая значительные прибыли от эксплуатации газовых ресурсов края, Исламабад выделяет им скудные средства на развитие инфраструктуры и экономики. Ситуацию усугубляют несколько дополнительных факторов. Во-первых, две провинции, особо отличающиеся националистическими тенденциями — Белуджистан в Пакистане и Белуджистан в Иране — граничат друг с другом, а значит имеют постоянное взаимодействие и большие возможности для эскалации и дестабилизации региона.
Условно назовем регион Большим Белуджистаном. Во-вторых, как указано выше, провинции обладают важными стратегическими объектами — это иранский порт Чахбехар и пакистанский порт Гвадар.
Недовольство местных жителей только усугубляется тем, что центральное правительство открыто приветствует китайские инвестиционные проекты в провинции.
Как опасаются белуджи, эти проекты вызовут приток миграции, ведущий к дальнейшей маргинализации коренного населения. Пакистанская армия объявила об аресте Гульзара Имама в апреле. Однако некоторые СМИ, ссылаясь на неофициальные источники, утверждали, что Межведомственная разведка МВР тайно удерживала Имама под стражей с сентября 2022 года.
Хотя арест главаря экстремистов вызвал оживленные дискуссии, последствия его не оказали значительного влияния на динамику боевых действий. Боевики "Освободительной армии Белуджистана" ОАБ , союзной экстремистской группировки, совершили серию нападений в нескольких городах провинции вскоре после того, как власти объявили об аресте Имама. Кроме того, по данным Пакистанского института исследований конфликтов и безопасности, число нападений в Белуджистане даже несколько увеличилось в апреле нынешнего года.
А в мае боевики забросали гранатами телекоммуникационные объекты, захватили заложников во время рейда на казарму и убили силовиков, охранявших шахтеров. Реакция Исламабада на восстание белуджей была резкой, но широкомасштабные операции по зачистке провинции пакистанской армией проводятся редко. Силы безопасности лишь создали сеть блокпостов.
Белуджистан имеет продолжительную береговую линию, но флот пресекает все попытки снабжения экстермистов по морю. Пакистанские власти также увеличили число разведывательных операций и тактических рейдов, направленных против главарей экстремистских ячеек. Эффективность этой стратегии остается открытым вопросом, учитывая гневную реакцию общественности на обращение силовиков с представителями гражданского населения.
День единства белуджей и пуштунов
Почему никто в мире не вступается за атакуемый талибами таджикский регион? | Белуджи — народ арийского происхождения со специфическим этногенезом и клановым устройством. |
Белуджские сепаратисты объединяются против властей Пакистана | К тому же белуджи вторая по количеству народность мира после курдов, которая не имеет собственного государства. |
Белуджи и их культура: исследование обычаев и истории этого народа | Это самый беспокойный регион в Иране, поскольку народ белуджи (основное население провинции) не исповедует шиизм, а суннизм (доминирующее нынче течение в исламе). |
Кочевые народы Ирана | Реакция Исламабада на восстание белуджей была резкой, но широкомасштабные операции по зачистке провинции пакистанской армией проводятся редко. |
Иран и Пакистан были в полушаге от войны. Из-за белуджей | Под руководством племенных вождей белуджи неоднократно поднимали восстания, но неизменно терпели поражения от превосходящих сил Персии и Британской империи. |
Белуджи — многомиллионный кочевой народ
О положении белуджей в Туркменистане. | Как и курды, белуджи в течение последнего столетия проявляли сепаратистские наклонности, несколько раз поднимали в Пакистане восстания. |
Белуджистан: «русский след» и британский колониализм | Кавказский геополитический клуб | Напомним, белуджи являются разделённым народом на стадии разложения племенного строя, значительная часть которого проживает в Афганистане и Иране (провинция. |
Белуджи народ фото | Вооружённый конфликт в Белуджистане начался в 1948 году и продолжается до настоящего времени. Правительствам Ирана и Пакистана противостоят националисты-белуджи. |
Приключения в Иранском Белуджистане и Захедане — Путешественник в естественной среде обитания | بلوچ [baloːtʃ]) — иранский народ с традиционной кочевой культурой и развитым племенным делением, говорящий на языке северо-западной группы. |
Кочевые народы Ирана
День белуджской культуры отмечается народом белуджей ежегодно 2 марта с торжествами, посвященными их богатой культуре. Белуджи — это древний народ иранской группы, в мире их насчитывается менее 15 млн. Белуджистан представляет собой историческую территорию расселения белуджей, народа арийского происхождения со специфичным этногенезом и клановым устройством.
Приключения в Иранском Белуджистане и Захедане
Белуджи – ираноязычный народ, исповедующий ислам суннитского толка, – в течение многих веков боролись за независимость и создание собственного государства. Две сепаратистские группировки белуджей (титульного населения юго-западной пакистанской провинции Белуджистан, обитающего также на сопредельных территориях. Вооружённый конфликт в Белуджистане начался в 1948 году и продолжается до настоящего времени. Правительствам Ирана и Пакистана противостоят националисты-белуджи. Афганистан — все новости по теме на сайте издания Его называют С2: в британском суде дает показания новый российский «шпион».