Сегодня 79 лет со дня снятия блокады Ленинграда.
Переживший блокаду Юрий Смолич рассказал, как его эвакуировали из Ленинграда
В виртуальном музее «Москва — с заботой об истории» появились оцифрованные документы, архивные фотографии и фильм-лекция о жизни горожан во время осады. Открытие тематического раздела приурочено ко Дню снятия блокады Ленинграда, который отмечается 27 января. В нем впервые публикуем материалы, показывающие, какой была помощь москвичей осажденному городу. Так, в январе 1942 года в Ленинград выдвинулись автобусные экспедиции, которые доставляли самое необходимое по Дороге жизни и эвакуировали жителей. Кроме архивных документов, в разделе есть и снимки города, на которых можно увидеть, через какие трудности прошли ленинградцы», — рассказала Анастасия Ракова , заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. Пользователям сети предлагают ознакомиться с решениями исполкома Моссовета об отправке автобусов и грузовиков в осажденный немецкими и финскими войсками город. К машинам дополнительно крепили двухосные прицепы, чтобы доставить как можно больше продовольствия.
Только в феврале 1942 года на транспортную магистраль через Ладожское озеро, так называемую Дорогу жизни, выехали 110 московских автобусов и грузовиков. Другие документы свидетельствуют об эвакуации населения из Ленинграда в столицу.
Параллельно началось разбирательство амбразур, происходило это уже после войны, в 1946 году.
Об этом свидетельствуют газетные архивы, в которых пишут о том, что разобрана амбразура по Владимирскому проспекту, баррикады в Кировском районе. В работах участвовали и пленные немцы. Все об этом знали, ведь им приходилось буквально бок о бок работать с теми, против кого они недавно воевали.
Однако стройка была лишь вершиной айсберга, ведь нужны были строительные материалы, а ведь все производство было в вынужденной остановке. Уже в 1943 году принимается решение создать завод по производству стройматериалов. К этому времени из 17 заводов по производству кирпича в Ленинграде, 15 не работали.
Несмотря на все попытки возобновить деятельность заводов и фабрик, в основном для строительства и ремонта зданий использовалось то, что находилось под завалами разрушенных зданий По следам городских комиссий Восстанавливали город дружно. В мае 1945 года, после того как война официально была закончена, в Ленинграде прошла комиссия, которая должна была определить нанесенный ущерб и наметить фронт работ. Именно эта комиссия постановила, что длительное отсутствие отопления, воды губительно сказалось на водопроводных и отопительных системах, в буквально смысле приведя их в негодность.
Были практически полностью разрушения предприятия культурной направленности. Оказались полностью разрушенными более двух сотен каменных домов, почти 2 тысячи деревянных домов, повреждено 6,5 тыс каменных и 700 деревянных омов. На дрова разобрано почти 10 тыс домов из дерева.
Если переводить эти цифры в людей, которые некогда жили здесь, даже с учетом того, что многие попросту не дожили до Победы, то без крова оставались сотни тысяч людей. Еще во время осады города, жители находились в постоянном страхе лишиться жилья, постоянные обстрелы и бомбежки, пожары уничтожали один дом за другим. Во время очередного налета, убегая в ближайшее бомбоубежище, жители не могли знать, смогут ли они обратно вернуться к дому или к его руинам.
Понятно, что в таких условиях никто особенно не следил за тем, кто и где жил и на каком основании это делал. Ремонта требовало буквально все. Семьи часто переезжали в чужие квартиры, которые уцелели, а вот их хозяева — нет.
Как правило, это делалось без никакого на то разрешения, самовольно. Иногда это согласовывалось с местными властями, но чаще всего это происходило вынужденно и все это понимали. Самовольно же горожане изменяли систему отопления, просто потому что не было иного выхода.
Никакой помощи от коммунальных служб, работа которых была парализована, ждать не приходилось. По городу были развешены плакаты с призывами подготовиться ко второй военной зиме самостоятельно, а именно установить печь сложив ее из кирпичей, добытых от разрушенных домов , почистить дымоход, заделать щели, вставить окна и стекла. Трубы рекомендовали обернуть бумагой или паклей, чтобы они не лопнули от мороза.
Причем подобные призывы преподносились как гражданский долг и обязанность. В кровельщиках женщины и дети Восстанавливали как могли. Восстановительные работы в Ленинграде велись постоянно, так называемый заплаточный ремонт проводился регулярно, после каждого обстрела старались оперативно заделать кровлю, чтобы не было протечек — они бы дальше разрушали и без того уменьшающийся жилой фонд.
О том, чтобы привлекать к таким работам квалифицированных рабочих или хотя бы взрослых мужчин даже думать не приходилось — город был полон лишь стариков, женщин и детей. Эта работа легла на плечи мальчишек-подростков и женщин. Создавались настоящие бригады кровельщиков из мальчишек 14-15 лет.
Несмотря на то, что восстановительные работы в Ленинграде велись в условиях постоянных обстрелов, и нередко случалось так, что только что отремонтированное здание снова оказалось разрушенным после бомбежки, ленинградцы не опускали руки. К зиме 1943-44 года большинство домов уже имели свои водопроводы, наладилась система электроснабжения. В тесноте и немного в обиде Люди из разрушенных домов переезжали в те, что уцелели.
В первые месяцы после окончания войны попасть в город можно было только по пропускам.
Блокадников было много, разместить всех в Данилове не представлялось возможным. Все лучшие помещения Середы, Торопова, Федурина, Вахтина, Хабарова были предоставлены эвакуированным ленинградцам.
Местное население оказывало всяческую помощь в их устройстве. Даниловская земля приняла 7 детских домов и 14 детских садов.
Кроме того, в Свердловск перевезли ряд военных производств и шедевры мирового искусства — два эшелона с экспонатами из Эрмитажа. Январь 1943 года, идут ожесточенные бои под Ленинградом. Немецкое командование пускает в ход свой главный козырь — «Тигр». Тяжелые танки без труда преодолевают первую линию советской обороны, как вдруг попадают под обстрел батареи СУ-122. За четыре месяца до этих событий завод «Уралмаш» в Свердловске получает задание разработать артиллерийскую установку, способную пробить тяжелый танк. На рабочие чертежи у конструкторов всего восемь дней.
Руководит проектом эвакуированный из Ленинграда Лев Горлицкий. Его бригаде удалось, кажется, невозможное — уже в декабре 1942-го СУ-122 успешно прошла госиспытания. Никита Крутаков, научный сотрудник музея военной техники УГМК: «Пороховой заряд больше, калибр больше, осколков существенно будет больше и полетит он, может, больше. Причем полетит не так, как стреляет танк, соответственно, стрельба с открытых позиций — то, что доктор прописал, потому что можно вести, например, контрбатарейную стрельбу». В одной колонне с самоходками и легендарный Т-34. Пушки для него тоже начали выпускать с приходом на Уралмаш ленинградцев. Первые рабочие из Северной столицы прибыли на Урал летом 1941-го, еще до того, как замкнулось кольцо блокады. С собой везли часть оборудования, но главное — технологии.
Сергей Агеев, научный сотрудник музея истории Уралмашзавода: «Специфические технологии по производству брони, танков.
Как эвакуировали паровозы из блокадного Ленинграда.mov
Мы лежали все вчетвером и ждали конца. Сестра рассказывала, что всё было как в тумане. Мерещились разные картинки, на которых кто-то заходит в дверь и приносит еду. В один такой момент отворилась дверь и в комнату вошли двое военных. Военный развязал вещмешок и протянул ей сухарь. Она смотрела и понимала, что сейчас эта картинка исчезнет.
Но когда военный положил ей сухарь в руку, сестра поняла, что всё настоящее. Люди в форме дали каждому по сухарю, простились с нами и ушли. Мама поднялась с кровати, вскипятила на спиртовке полкружки воды. Мы все съели по половинке сухаря, запили глоточком тёплой воды и стали жить снова. Мама взяла талоны и пошла за хлебом, а сестра отправилась за водой.
Раненых и обмороженных было море. Мой отец стоял у операционного стола до изнеможения. Отходил лишь на пару часов, чтобы поспать. В госпитале завелась такая традиция: те, которых выписывали, навещали родных врачей и оказывали им посильную помощь. Вот так и пришли к нам два военных, принесли 4 сухаря — подарок от отца.
Если бы эти люди зашли к нам на пару дней позже, то, вполне вероятно, помогать было бы уже некому. Всеобщая эвакуация Осенью 1942 года власти поняли, что вторую зиму жители Ленинграда уже не переживут. Была объявлена всеобщая эвакуация: женщин и детей отправляли подальше от военных действий. Из города увезли около миллиона человек. Эвакуация продолжалась вплоть до 1943 года.
Многие не хотели уезжать, но их мнение никого тогда не интересовало. Людей сажали в грузовики силой. Мы взяли всё, что можно было унести.
Материалы для нее собирали в государственном архиве Кировской области. Именно этот регион стал временным убежищем для 30 тысяч детей.
Исторические документы рассказывают о том, как воспитанников детских домов сначала везли через линию фронта, потом распределяли по городам и поселкам. Кураторы отмечают точность, с которой педагоги в то время старались составлять учетные записи на каждого ребенка.
За все время удалось вывести 1,5 млн человек, что составляло на тот момент почти половину всего города. Первая эвакуация началась в первые дни войны - 29 июня 1941 года.
Первая волна эвакуации отличалась нежеланием жителей покидать город, всего было вывезено чуть более 400 тыс человек. Вторая волна эвакуации - сентябрь 1941-апрель 1942. Основным путем эвакуации уже блокадного города стала "Дорога жизни", всего за вторую волну эвакуировали более 600 тыс человек. И третья волна эвакуации - май-октябрь 1942, эвакуировано чуть менее 400 тыс.
Минимальный паек Голод стал главной проблемой блокадного Ленинграда. Началом продовольственного кризиса принято считать 10 сентября 1941 года, когда гитлеровская авиация уничтожила Бадаевские продовольственные склады. Пик голода в Ленинграде пришелся на 20 ноября-25 декабря 1941 года. Нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 граммов в день, для рабочих горячих цехов — до 375 граммов, для рабочих остальных производств и инженеров — до 250 граммов, для служащих, иждивенцев и детей - до 125 граммов.
Хлеб в блокаду готовился из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Он имел полностью черный цвет и горький вкус. Длительность блокады Блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны длилась 872 дня 8 сентября 1941 - 27 января 1944. Но первый прорыв блокады был осуществлен в 1943 году.
После снятия блокады Ленинград еще полгода находился в осаде. Немецкие и финские военные оставались в Выборге и Петрозаводске.
В районе Омска их остановили, развернули госпиталь, и там отец служил ещё год после войны», — рассказывает блокадник. А Аркадий Борисович вместе с мамой, старшей сестрой, дедушкой и бабушкой жили в городе Колпино. Раньше он относился к Ленинградской области, сейчас — это район Питера. В войну он выплавлял броню для катеров, бронепоездов, артиллерийских башен и так далее. Завод сразу начали бомбить немецкие самолёты.
Он превратился в руины. Нам очень быстро пришлось переехать в Ленинград к маминой сестре. Она жила вместе с дочерью и братом в коммунальной квартире на улице Смольной, — продолжает блокадник. По его словам, воздушная тревога в городе раздавалась в день 5-6 раз. Во время каждого вражеского налёта жители спускались в бомбоубежища. Мы прятались под кроватью, считали это место безопасным. А если накрыться матрасом, то и вовсе было ничего не страшно», — вспоминает Аркадий Борисович.
Его дедушка умер в начале января 1942 года, позже скончался дядя: он ушёл за хлебом, который выдавали по талонам, и не вернулся. Дядю Аркадия Борисовича похоронили на Пискарёвском кладбище. Поэтому тётя с дочерью практически жили там. А мы с сестрой, мамой и бабушкой оставались в коммунальной квартире на улице Смольной, — продолжает блокадник. Аркадий Борисович до сих пор не понимает, как можно было выжить в холодном, осаждённом городе, получая на руки только 125 граммов хлеба в день. И тем не менее, сколь бы мизерными не были эти порции, получить их можно было только после многочасового стояния у магазинов. Были периоды, когда хлеба жители и вовсе не видели несколько дней.
Мы лежали все вчетвером и ждали конца. Сестра рассказывала, что всё было как в тумане. Мерещились разные картинки, на которых кто-то заходит в дверь и приносит еду. В один такой момент отворилась дверь и в комнату вошли двое военных. Военный развязал вещмешок и протянул ей сухарь.
«Мы здесь больше не чужие»: как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда
Эвакуация» ничего найти не удалось, можно также воспользоваться аналогичными базами данных, например, «Возвращенные имена» или «Книга памяти блокадного Ленинграда». Организаторы ранней эвакуации из Ленинграда ошиблись с выбором ее направления, но поступить иначе не имели права. Два дня из жизни блокадного Ленинграда пережить за полтора часа, в кино. Ленинград был окружен еще одним – внешним – кольцом блокады, отвлекая на себя огромное количество немецких войск. "8 октября в связи с обстоятельствами военного времени (8 сентября началась блокада Ленинграда) была проведена операция по эвакуации из Ленинграда в Новосибирск осужденных и подследственных заключенных из Ленинградских тюрем.
Проблемы эвакуации жителей
Памяти жертв блокады и погибших участников обороны города посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского и Серафимовского кладбищ. Вокруг города, вдоль бывшей линии фронта, растянулся «Зеленый пояс Славы». В 2020 году Главархив Москвы реализовал несколько важных проектов. В преддверии 9 Мая совместно с центрами госуслуг «Мои документы» был открыт виртуальный музей «Москва — с заботой об истории».
Это первый онлайн-музей, который практически полностью собран из документов и предметов, переданных горожанами. Ко дню воинской славы России в музее начали публиковать имена москвичей, которые совершили трудовой подвиг в тылу во время битвы за Москву. Уже размещено более семи тысяч имен жителей столицы, все они были награждены медалью «За оборону Москвы».
Кроме того, в декабре Главархив совместно с Госинспекцией по недвижимости запустил проект по выявлению уникальных документов, связанных с историческим обликом столицы. За первые два месяца была обнаружена проектная документация на 20 московских церквей и часовен, которые были утрачены в 1920—1930-х годах.
Их путь состоял из нескольких этапов: от Ленинграда до Ладожского озера они перевозились главным образом по железной дороге от Финляндского вокзала до ст. Борисова Грива , затем на автомашинах через Ладожское озеро до эвакопунктов на восточном берегу Лаврово, Кобона, Жихарево, Новая Ладога , а затем вглубь страны железнодорожным транспортом. Темпы эвакуации непрерывно возрастали. Если в январе 1942 г. Всего же до 15 апреля эвакуировались 554186 человек.
Возобновилась эвакуация с 27 мая 1942 г. Теперь от станции Борисова Грива ленинградцы автомашинами доставлялись до мыса Осиновец или пристани Каботажная, пересаживались на водный транспорт и после высадки в Кобоно-Каредежском порту перевозились поездами в Вологду, Ярославль, Иваново, откуда следовали в пункты назначения. В основном эвакуация закончилась в августе, всего за этот период было вывезено свыше 432 тыс. В дальнейшем эвакуация носила выборочный характер — уезжали детские дома, больные, раненые. После прорыва блокады в феврале 1943 г. В апреле 1943 г.
Через 1 час после первой бомбёжки была объявлена воздушная тревога, и появившиеся 4 немецких бомбардировщика подвергли вторично бомбёжке и пулемётному обстрелу Лычково. Благодаря принятым мерам никто из детей во время второй бомбёжки не пострадал…" Эвакуация. Говорят очевидцы "Фрагменты детских тел висели на телеграфных проводах, на ветвях деревьев, на кустарниках.
Стаи ворон, чуя поживу, с гвалтом кружили над местом трагедии. Солдаты собирали изуродованные тела, быстро начавшие разлагаться под влиянием жары. От смрада тошнило и кружилась голова. Через пару дней на Лычково нахлынули матери несчастных жертв. Простоволосые, растрёпанные, они метались между путей, искорёженных взрывами бомб. Они незряче бродили по лесу, не обращая внимания на минные поля, и подрывались на них... Неудивительно, что некоторые тронулись разумом. Меня одна женщина, улыбаясь, спрашивала: не встречал ли я её Вовочку? Она только сейчас вела его в детсадик и оставила вот здесь...
Зрелище страшное: истерики, вопли, обезумевшие глаза, растерянность, безысходность... Дорога жизни Детей из блокадного Ленинграда вывозили в течение всех лет блокады, используя для этого все возможные средства: водный и железнодорожный транспорт, автодороги, Ледовую дорогу через Ладожское озеро, авиацию. Матери с детьми уходили самостоятельно, как правило, подобные переходы осуществлялись без какой-либо организации. С 29 июня 1941 по 15 апреля 1942 года из города вывезли всего 1295100 человек. При эвакуации детей в результате бомбёжек, как в городе, так и в пути; в эшелонах и на судах затонуло 5 буксиров и 46 барж , следующих по Ладоге; по ледовой дороге Ладожского озера и Дороге Победы потери за весь период блокады составили, от 120 до 160 тысяч, в том числе, пропавших без вести. Выехать должны были не менее 500 тыс. Их путь состоял из нескольких этапов: от Ленинграда до Ладожского озера они перевозились главным образом по железной дороге от Финляндского вокзала до ст. Борисова Грива , затем на автомашинах через Ладожское озеро до эвакопунктов на восточном берегу Лаврово, Кобона, Жихарево , а затем вглубь страны железнодорожным транспортом. Темпы эвакуации непрерывно возрастали.
Детские сады и ясли.
Для перевозки по льду людей была организована работа диспетчерской службы и круглосуточные станции технического обслуживания. За 84 дня по льду Ладожского озера автотранспортом вывезли более 500 тысяч человек.
В город доставили тысячи тонн продовольствия. За героизм и мужество более 20 работников ленинградских автопарков — водителей, механиков, руководителей эшелонов — наградили орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», — напомнили в комитете.
Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда
Как раз сегодня, в день открытия выставки, к нам приходила женщина, которая рассказала, что она была эвакуирована именно так: ехала в холодном вагончике, лежала на верхней полочке у окошка, ей тогда было 12 лет. Подходим ближе к теплушке и заглядываем внутрь. Справа в два яруса сколочены нары, на которые накинуты тонкие одеяла, тут же несколько небольших чемоданов. В центре вагончика — печка-буржуйка, чайник, тарелка и несколько листов бумаги для розжига. Зачастую в таком вагончике ехало 8-10 человек, спали по очереди. Была печка, на которой готовили еду, грели воду, грелись сами так как ехали поздней осенью-зимой. Путь от Ленинграда до Перми тогда занимал 2-3 недели, порой месяц. Но добираться были вынуждены без особых условий для жизни: не помыться, не переодеться. Ну а тут рядом представлена инсталляция из чемоданов, символизирующих переселение народа.
Все чемоданы того времени.
Это объемное исследование — более 1000 страниц. Основано на множестве документальных данных и воспоминаниях очевидцев. Одна из глав повествует об эвакуации детей Ленинграда на территорию Новгородской области в те годы входившей в состав Ленобласти. Представлялось, что война продлится недолго, что скоро враг будет отбит, и боевые действия будут происходить уже на его территории. Как утверждает исследователь Кирилл Болдовский, эвакуация производилась в соответствии с планом и маршрутами, разработанными еще для зимней войны 1939—1940 годов на случай, если на Ленинград нападут финские войска. Детей вывозили на так называемые «летние дачи».
Чтобы обезопасить от возможных обстрелов и бомбежек. Но вскоре выяснилось, что в силу стремительного продвижения германских войск опасность подстерегает ребятишек как раз в пути. Враг бомбил, расстреливал эшелоны. Но бюрократическая машина неповоротлива и нерешительна. Начальство боялось обвинений в пораженчестве и продолжало отправлять поезда из города навстречу врагу. Всего было вывезено около 235 тысяч детей и сопровождавших их взрослых. После чего под давлением родителей, напуганных доходившими известиями об авианалетах, начался процесс реэвакуации.
Две трагедии в нашей области на станциях Лычково и Боровенка случились, когда поезда с детьми возвращались в Ленинград. Про Боровенку известно гораздо меньше. Но, возможно, были и другие трагедии, не только эти? Это — отдельное большое исследование, которым я планирую заняться. Какие-то новые подробности удалось найти уже сейчас. Например, мемуары учительницы А. Смирновой, которая находилась в Боровенке с детьми ясельного возраста.
Они — не из того состава, который был расстрелян, как в Лычкове.
Началом продовольственного кризиса принято считать 10 сентября 1941 года, когда гитлеровская авиация уничтожила Бадаевские продовольственные склады. Пик голода в Ленинграде пришелся на 20 ноября-25 декабря 1941 года. Нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 граммов в день, для рабочих горячих цехов — до 375 граммов, для рабочих остальных производств и инженеров — до 250 граммов, для служащих, иждивенцев и детей - до 125 граммов. Хлеб в блокаду готовился из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Он имел полностью черный цвет и горький вкус.
Длительность блокады Блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны длилась 872 дня 8 сентября 1941 - 27 января 1944. Но первый прорыв блокады был осуществлен в 1943 году. После снятия блокады Ленинград еще полгода находился в осаде. Немецкие и финские военные оставались в Выборге и Петрозаводске. После наступательной операции советских войск в июле-августе 1944 удалось отбросить фашистов от Ленинграда. Жертвы На Нюрнбергском процессе советская сторона заявила о 630 тысячах погибших во время блокады Ленинграда, однако, эта цифра до сих пор вызывает сомнение у историков.
Реальное количество погибших может доходить до полутора миллиона человек. Мертвые тела, лежащие на улицах города, воспринимались прохожими как обыденное явление. Дорогие ленинградцы! Память о пережитой вами трагедии никогда не сотрется в наших сердцах! Мы преклоняемся перед мужеством и стойкостью защитников города и его жителей.
Борьба за Ленинград была ожесточенной. Большую заботу о городе проявляла вся страна.
Важнейшую роль в его освобождении сыграли воины Ленинградского фронта и моряки Балтийского флота. Большое значения имели действия партизан. Правительство, ГКО, Ставка делали всё возможное для оказания помощи осажденному Ленинграду и спасения населения от голода. Осенью 1941 года по единственно возможным путям — Ладожскому озеру и воздуху — в Ленинград было доставлено более 60 тыс. В середине ноября 1941 года навигация на озере практически прекратилась, но с 22 ноября начала действовать военно-автомобильная дорога по льду Ладожского озера. Летом 1942 года по дну озера был проложен Ладожский трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, а осенью — энергетический кабель. В результате Тихвинской оборонительной операции 1941 года и Тихвинской наступательной операции 1941 года был сорван план немецкого командования полностью изолировать Ленинград от страны.
Советские войска неоднократно предпринимали попытки прорвать кольцо блокады Синявинские операции 1941 и 1942 годов, Любанская операция 1942 года , удалось сделать это в январе 1943 года. В феврале в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.
В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее
"Возвращенный из смертной бездны". Как начали восстанавливать Ленинград после блокады | Эвакуация жителей из блокадного Ленинграда должна была проходить в несколько этапов. |
Архивы Санкт-Петербурга: Документы по эвакуации детей | Пикабу | На этой неделе в стране отмечают 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. |
Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город
"Вести" - Санкт-Петербург". Новости | Для этого он использовал статью к.и.н. й «О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда» («Вестник КГУ ова, №. |
Вы точно человек? | Свыше пяти тысяч оцифрованных архивных дел с информацией о судьбах более чем 684 тысяч эвакуированных жителей блокадного Ленинграда переданы Архивному комитету Санкт-Петербурга. |
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады | В России собирают информацию об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда. |
Блокада Ленинграда. Эвакуация | Подвиг железнодорожника | ржд тв | Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. |
Блокада. Поиск эвакуированных граждан, погибших в эвакуации | После прорыва блокады в феврале 1943 г. было восстановлено железнодорожное сообщение с Большой землей и поезда стали основным транспортом для эвакуируемых. |
"Если видишь тонущую машину - не останавливайся!" Спасение ленинградцев на Дороге Жизни
Ровно 81 год назад, в 1942 году, началась первая эвакуация жителей блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера. 15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде после четырёхмесячного перерыва пошёл пассажирский трамвай. В течение 2020-2021гг продолжалась масштабная работа с региональными архивными учреждениями по поиску и сбору информации об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда, которых в годы войны судьба разбросала по всему Советскому Союзу. На станции отцепили от поезда, идущего с эвакуированными из Ленинграда, ледник, набитый покойниками. На станции отцепили от поезда, идущего с эвакуированными из Ленинграда, ледник, набитый покойниками.
Вы точно человек?
Жители блокадного Ленинграда перед эвакуацией из города. Еще до того, как блокада была полностью снята, ближе к концу 1943 г. началась реэвакуация ленинградцев. Реквием памяти эвакуированных ленинградцев, захороненных в Вологодской области в годы Великой Отечественной войны. Читайте, как работники ЖКХ помогли блокадному Ленинграду выжить, а также как была организована уборка дворов и защита домов от снарядов.