Тикаль, город майя, был небольшим густонаселённым городом, в то время как многоэтнический Теотиуакан обладал всеми признаками настоящей империи.
Цивилизация майя
В 1952 году здесь был найден саркофаг Пакаля с множеством драгоценных камней, лицо Пакаля украшала нефритовая маска. На крышке саркофага был изображен Пакаль, уходящий в загробный мир. Изображение это напоминало летательный аппарат, казалось, что Пакаль летит в космос. Также на территории Паленке можно увидеть впечатляющих размеров дворец, который представляет собой прямоугольник с лестницами, галереями с колоннами, баней и даже башней что совершенно не характерно для строений индейцев майя. Майя были, как и другие древние культуры, глубоко религиозны. Они верили в реинкарнацию душа обязательно переродится в той же семье через несколько поколений, когда кости тела, в котором она жила, станут чистыми и белыми , в мистического отца, который нужен для рождения ребёнка так же, как и биологический и который проявляется в виде падающей звезды жрецы даже составляли расписание для беременных, когда лезть на пирамиду и ждать , в пещеру-прародину лоно далеко на севере, из которой мы все пришли в этот мир, в млечный путь, творца всего сущего, "небесную верёвку", которая соединяет всё вокруг, прошлое и будущее, живых и мёртвых отсюда обряды с протыканием различных частей тела и соединения их веревкой , в то, что в начале была тишина, потом родилось слово богов, а дальше возникли вода, земля, время и в конце концов человек, в какао, дерево, соединяющее миры и все элементы жизни. Пена какао считалась образом крови, а плоды — это души, которые возвращаются к жизни, в луну, богиню, которая общается с душами умерших и отправляет их обратно на землю. Луна связана с циклами месячных и беременности, по ней составлялся древнейший календарь. Большая часть сведений о Майя собрана благодаря гениальному русскому ученому Юрию Валентиновичу Кнорозову. Он единственный дешифровал их письменность из послевоенного Петербурга, ни разу не побывав в Мексике!
Даже в играх майя прославляли предков и мир, который связывает всё, что было и что будет. Знаменитая игра в мяч майя которая была и до них, они её продолжали символизировала переход из мира живых в потусторонний мир мяч — голова. Этим каучуковым мячом надо было попасть в кольцо. Ступени к площадке для игры — это указание на вход в преисподнюю, они даже назывались "холодная лестница". Пирамиды с храмами наверху были ориентированы по сторонам света. Кстати, названия пирамид выдуманы археологами. Подлинное можно выяснить только в иероглифических текстах. Кстати, жертвоприношение — важный обряд отправления посланников. Не для того, чтобы какой-то бог "наелся".
Так местность видит лидар. Благодаря нему ученые нашли постройки. Изучив местность подробнее, археологи обнаружили здания в форме пирамид, колонны, три площади с внушительными постройками, углубления в форме конусов и другие сооружения. Каменные ступени.
Среди народов майя была распространена игра, в которой игрокам нужно было кожаный мяч, символизирующий солнце, гонять по площадке без помощи рук, чтобы он пролетел через обруч.
На самом деле, это потрясающий пример для понимания того, как разваливается некогда процветавшее общество. Но прошло два столетия, и майя взялись за мозги, стали организовывать государство нового типа, которое объединяло большую территорию, у них появилась столица и подчиненные города. Во избежание проколов прошлого они сделали четырех соправителей, которые могли друг друга подменить. О жертвоприношении Жертвоприношение — это универсальный для всех народов обряд, включая и славян. По сути, обряд представляет собой отправление посланника к божественным предкам.
Никого не убивали ради убийства. В колодец в Чичен-Ице сбрасывали человека, чтобы его душа освободилась, прямиком пошла бы к предкам или богам и донесла важную информацию о проблемах. Эту практику использовали только в крайних случаях. Известна история, как однажды скинули в колодец некоего персонажа под именем Хунак Кеель даже имя сохранилось , и теоретически, согласно представлениям майя, он должен был через три дня вернуться от предков и принести весть. Понятно, что шансов у него вернуться живым практически не было, его никто и не ждал… Но он был умный мужик, не знаю, как он это сделал заговор был или случайно вышло , но его скинули, а он через три дня вернулся, пришел и сказал: "Здравствуйте, меня предки прислали, и они говорят, что я должен быть правителем". И майя его назначили пятым правителем, потому что сказать, что он проходимец и врет, было невозможно, это бы разрушило всю систему верований.
Государственная власть майя стала более мобильной и мощной. Но когда, к сожалению, появились испанцы в XVI веке, майя им оказывали сопротивление, но технологически они отставали, поэтому не смогли противостоять такому количеству испанцев, поэтому их государственность погибла. О мифологическом сознании Мифологического сознания не существует, этот термин бессмыслен, потому что мифологии вообще нет. Ни один народ, ни один человек не живет в мифологии, если только это не сумасшедший дом. Вот вы можете жить в мифологии? Наверное, нет, вас тут же в психушку затолкают.
Человек должен планировать свою деятельность. А в мифологическом сознании, что человек будет планировать? Есть миф, который мне очень нравится: сказка майя о летучей мыши. Идет мышь к млекопитающим животным и говорит: "Животные, я такой же, как вы, у меня есть все эти мужские причиндалы, я хочу быть с вами". Они ему: "Иди ты отсюда! Ты с крыльями, летаешь, в пещере живешь, вверх ногами спишь".
Прогнали его. Потом мышь пошел к птицам, говорит им: "Птицы, смотрите, у меня есть крылья, я такой же как вы, давайте я останусь с вами". Но птицы его тоже прогнали. И мышь заплакал и повис на гнилой веревке в этих рыданиях. В чем миф, какой смысл? Между двух стульев не садись или как?
Не поймешь. Это не миф, а абсолютное астрономические знания. У майя существовало понятие, что мироздание делится на две части Млечным путем. Млечный путь — это пернатый змей, который разделяет на две части зодиакальный круг из 13-ти созвездий майя.
После того как в 1540 году Монтехо-младший возобновил завоевание Юкатана, люди, которые за ним последовали, уже не питали никаких иллюзий относительно новых открытий. Все, на что они рассчитывали, — поработить коренное население, поселиться в укрепленных пунктах и жить за счет порабощенных. По видимости, с 1515 года, если не раньше, у испанцев появился грозный союзцик. Сами того не ведая, они развязали против коренных народов Америки настоящую биологическую войну: азиаты, многие тысячелетия назад пересекшие Берингов пролив и расселившиеся по всей Америке, совершенно лишились иммунитета против болезней, свирепствовавших в Старом Свете. Над юкатанскими майя раздался погребальный звон — на испанских каравеллах вместе с конкистадорами прибыла оспа, а вместе с корабельными крысами — чума. К 1547 году, всего за тридцать лет, население Юкатана сократилось на три четверти. Деморализованные, изнуренные, подавленные постоянным натиском испанцев и эпидемиями, майя сдались. В1542 году среди руин древнего города Тихоо испанцы основали будущую столицу Юкатана — Мериду. Дальше больше — в 1546 году Тутуль Шиу, правитель Мани самого могущественного государства того времени на северо-западе установил теплые отношения с испанцами и даже принял христианство. За ним последовали многие другие, и, даже несмотря на короткую вспышку сопротивления на востоке, к концу 1547 года вся северная часть полуострова была завоевана окончательно. Осев всерьез и надолго на завоеванных землях, испанцы — конкистадоры и просто поселяне — отнеслись к культуре порабощенных народов без всякого любопытства разве что в случае крайней административной необходимости. Куда больший интерес к искусству коренных жителей Америки неожиданно проявился за тысячи километров — в Старом Свете. Гуманисты, антиквары, схоласты и простые обыватели Европы XVI века, затаив дыхание, слушали романтические истории о покорении далеких, загадочных земель. Главную интригу создавали, конечно, многочисленные артефакты, подобные тем, что привез Монтехо. Текстиль, изделия из перьев, маски, инкрустированные бирюзой, орнаменты из золота — все это увидел и оценил Альбрехт Дюрер в 1520 году на выставке в Брюсселе. Я увидел среди них прекрасные произведения искусства, которые заставляют восхищаться утонченностью и гениальностью народов, населяющих неведомые земли». В эпоху Возрождения не только появился интерес к изучению классической античности, но и возникла мода на ее символику и артефакты. По всей Европе в парках, замках и дворцах принцев, аристократов и нуворишей поселились бесчисленные статуи Венер, Аполлонов и Гефестов. И вот нежданно-негаданно возникла Америка… Не мифология из бесконечно далеких времен, а вполне осязаемая, хотя и географически отдаленная, реальность. Теперь, на волне любопытства и моды на все необычное, среди сильных мира сего стало принято заводить нечто вроде «коллекции курьезов», или кабинета редкостей. Туда в кучу сваливали раковины, останки рептилий, камни-самоцветы, чучела экзотических животных, гигантские зубы — в общем, те предметы, которые трудно классифицировать, но которыми можно было похвастаться перед гостями. В бассейне Карибского моря в самом начале грабительского этапа в 1492-1520-е годы испанцы вели себя как грубые, алчные и жестокие пришельцы, прибывшие лишь для того, чтобы намыть золота и, превратившись в нуворишей, вернуться на родину. Считалось, что к местным жителям нужно относиться как к рабам или как к балласту. Либо они помогают намывать золото, либо мешают. Они грубые, жестокие и бесчувственные… у них нет ни ремесел, ни искусств, ни нормальных человеческих манер», — повествуется в одной из хроник. То есть, на средневековый взгляд завоевателей, это были полулюди-полуживотные, годные лишь для рабского труда; дикари, попрятавшиеся в густых лесах на задворках цивилизации. Тем не менее острая нужда в новых рабах и ресурсах гнала конкистадоров в глубь Месоамерики, где они, в конце концов, открыли для себя майя и ацтеков. К своему изумлению, здесь они столкнулись с высокоорганизованными обществами, строившими города, занимавшимися торговлей и сельским хозяйством и имевшими большинство атрибутов, характерных для настоящей государственности. Разумеется, среди конкистадоров находились люди вдумчивые, рассудительные и наблюдательные — такие, как, например, сам Кортес или Берналь Диас дель Кастильо — по сути летописец и хронист, старавшийся оставить для потомков описания всех перипетий, связанных с покорением Мексики. Оба не скрывали восхищения увиденным, особенно на первых порах. Их поразили и масштабы и развитость американской цивилизации. Многое им показалось необъяснимым и неописуемым, иногда даже не находилось слов, чтобы хоть как-то охарактеризовать увиденное. Поэтому не удивляйтесь моей манере изложения, так как я не всегда знаю, как описать все эти чудеса, которых мы раньше не видели, о которых мы ничего не слышали и о которых даже не помышляли в самых смелых мечтах», — написал Диас, впервые увидев Теночтитлан — огромный город, окруженный цепью высоких вулканов. Еще больший шок пришельцы испытали в самой столице: их не могли не поразить многочисленные дворцы, храмы, сложенные из кирпича и покрытые штукатуркой жилые дома; бесчисленные сады и каналы; рынки, где крестьяне обменивали плоды своего труда на изделия городских ремесленников. Взору испанцев открылась цивилизация, которая по блеску и масштабам не уступала европейской, а кое в чем даже превосходила. Но не только высокие стандарты развитого общества поразили непрошеных гостей. Привыкшие к средневековым жестокостям, дети немилосердной и несентиментальной эпохи, конкистадоры и на вновь открытых землях насаждали террор, а проще говоря, устроили настоящий геноцид покоренных коренных народов. Но даже они, чьи руки были по локоть в крови, содрогнулись, увидев в империи ацтеков и, в меньшей степени, на земле майя жуткие по иному не скажешь сакральные кровопускания и жертвоприношения. Берналь Диас впервые увидел эти кошмарные ритуалы, практикуемые среди майя Юкатана, еще будучи участником экспедиции Эрнандеса де Кордобы: Они приводили нас в огромные, выстроенные из блоков здания, которые были их храмами, посвященными каким-то богам. Стены этих храмов украшали изображения каких-то змей, пресмыкающихся и неких дьяволоподобных существ, видимо, их идолов. Перед стенами находились жертвенники, испачканные запекшейся кровью. У служивших в этих храмах жрецов были спутанные, косматые волосы со следами крови, отовсюду несся тошнотворный трупный запах. Как же объяснялись все эти жестокие традиции? Согласно фундаментальному учению христианской церкви, все люди произошли от Адама и Евы, а также от сыновей Ноя после Великого Потопа. Но откуда взялись эти американские общества? Произошли ли они от главной ветви человечества, перебравшись в Новый Свет в незапамятные времена, или же эти народы переселил сам дьявол, оторвав их от истинной веры и превратив в жалкую пародию на христиан? Происхождение и история экзотических народов стали источником не только академических, но и богословских споров в течение всего XVI столетия. Дело дошло до того, что в 1537 году папа Павел III в своей булле «Sublimis Deus» Вышний Бог официально декларировал, что американские индейцы — вполне разумные люди, и их нужно считать «настоящими людьми». Булла запрещала относиться к ним как к безмозглым животным, а также выказывала уверенность, что коренные жители Америки вполне способны приобщиться к цивилизованной жизни и стать частью христианского мира. По сути, папа через свою буллу рекомендовал и даже требовал не только установления в Америке новых экономических отношений читай: экономической эксплуатации , но и безусловного обращения в христианство целой части света. Для монахов-миссионеров, военных и администраторов насаждение веры было делом как богоугодным, так и сулящим быстрое продвижение по карьерной лестнице, а для людей с авантюрным складом души еще и новым захватывающим приключением. Крещение народов Америки преследовало грандиозную цель — основание на многолюдном континенте «Нового Иерусалима»; причем успех данного предприятия во многом компенсировал бы потери католицизма в борьбе с протестантизмом в Европе. Первыми в евангелизации Америки стали францисканцы. Встрепенувшийся после успешной испанской реконкисты орден, фаворит и любимец испанской короны и самого Кортеса, основал в 1524 году свою первую миссию в Мексике, в будущем Мехико. Францисканцы, энергичные, вооруженные тысячелетней убежденностью люди, нацелились на полную христианизацию мира до Второго Пришествия — события, обуславливающего их детерминистический взгляд на цикличность истории. Кстати, взгляд очень даже родственный воззрениям майя. Для того чтобы успешно выполнить свою задачу и покончить с индейской культурой, францисканцам предстояло изучить и понять традиции и верования народов, которые они хотели обратить в католическую веру. Наиболее известным францисканцем-миссионером, побывавшим среди ацтеков, являлся брат Бернардино де Саагун. Он прибыл в Мексику в 1529 году и провел там более 10 лет, все это время документируя события тех лет, а также высказывания и повествования поверженной уже ацтекской знати. Запись таких бесед вел как сам брат Бернардино, так и его ученики — грамотные молодые ацтеки-католики. В итоге все записи были собраны в единый труд — «Всеобщая история вещей Новой Испании», более известный как «Флорентийский кодекс». Большой всеобъемлющий труд из 12 отдельных книг, написанных как на испанском, так и на ацтекском языке науатль, включающий в себя более двух тысяч иллюстраций, — это самый детализированный отчет, выполненный во время конкисты. Что касается майя, то документальные источники, проливающие свет на жизнь и историю этого народа, более чем скудны. Помимо рутинных отчетов администраторов и повествований самих конкистадоров, сохранились довольно спорные труды одного из францисканцев, осуществлявшего свою миссионерскую деятельность на Северном Юкатане, а именно, брата Диего де Ланда. Неоднозначная и противоречивая фигура де Ланда еще не раз появится на страницах этой книги. Прежде всего, он известен тем, что в 1562 году, узнав о возвращении части вновь обращенных в христианство к старой практике «идолопоклонства», де Ланда подверг страшным пыткам и экзекуциям тысячи майя, сжигая и вешая их без разбору. Дело дошло не только до разрушения бесчисленных святилищ и идолов, но даже битья и разламывания утвари, жертвенных костей и прочей «языческой мерзости». Уже много позже, отозванный на родину из-за чрезмерного усердия и превышения полномочий, он создал скорее, в качестве искупления грехов большое и детализированное описание народа, который совсем недавно истязал и выжигал каленым железом. В своем труде де Ланда подробно рассказывает о религиозной практике майя, их обычаях, ремеслах, одежде, об их сельскохозяйственной деятельности и письменности — в общем, об их будничной, повседневной жизни. Очевидно, что к труду де Ланда нужно подходить осторожно, учитывая его собственный неоднозначный взгляд на майя и то обстоятельство, что труд этот неоднократно переписывался, и ученые до сих пор не располагают первоисточником. И все же «Сообщение о делах в Юкатане» остается до сих пор единственным более или менее правдивым, полным в отличие от сухих бюрократических отписок произведением, проливающим свет на общество майя в первые десятилетия после начала испанского завоевания. В своем труде де Ланда даже пытается провести археологический и ретроспективный анализ истории майя, он повествует об их преданиях и мифах, что делает этот труд еще более любопытным. Диего де Ланда. Один из немногих известных портретов Де Ланда прибыл на север Юкатана в 1549 году. Человек экстраординарный, энергичный, любознательный, он быстро выучил язык майя и в первые годы своей миссии много путешествовал по полуострову, посещая множество деревень и беседуя с местными жителями. Особенно часто он общался со знатью и хранителями местных традиций и сакральных ритуалов. К тому времени майя уже не оставляли письменных памятников, не строили каменные храмы, как в классический период, однако среди новых знакомых де Ланда оказалось немало тех, кто еще владел письменностью и мог рассказать много интересного и важного из истории своего народа. Общаясь с ними, миссионер сначала научился записывать дни недели и месяцы древнего календаря, сопроводив иероглифы испанской транскрипцией. Затем он выяснил соответствие дат календаря майя с датами юлианского календаря, что оказалось очень кстати: три столетия спустя ученые воспользуются данными де Ланда для точной корреляции двух календарей.
Археологи обнаружили потерянный город майя
Современнные майя живут в Мексике, Гватемале п-ов Юкатан и Белизе. Язык ветви майя семьи майя-киче. По религии католики. Археологам известны сотни поселений того времени и десятки столиц городов-государств, среди которых выделяют две группы. Они берут начало в 1 тыс.
Сегодня на территории некогда могущественной империи майя расположено несколько независимых государств. Именно в этих странах проживают индейцы майя — потомки древних строителей пирамид. Современные индейцы майя — это группа близкородственных народов, которые говорят на языках майянской группы, насчитывающей свыше 25 языков. Как ни странно, но среди чистокровных майя очень высок процент владения родным языком, чего нельзя сказать о многих других коренных обитателях американского континента. При этом большинство индейцев является двуязычными, то есть помимо родного языка владеют еще и испанским. В основном это народы майя киче, кекчи, какчикели и мамы. Около 800 000 человек, являющихся потомками майя, проживают в южных штатах Мексики. В Белизе численность майя оценивается в 30 000 человек.
Хозяин пользовался долотом для добычи соли, а также других относительно мягких материалов, не оставляющих заметных царапин на боковых поверхностях долота, но сгладивших его острие. Артефакты были обнаружены в бывшей соляной шахте. Историки считают, что для майя добыча соли была прибыльным и престижным занятием. Это объясняет, почему долото было изготовлено из столь дорогого материала.
Около 800 000 человек, являющихся потомками майя, проживают в южных штатах Мексики. В Белизе численность майя оценивается в 30 000 человек. Кроме того, некоторое количество индейцев майя проживает в Сальвадоре и Гондурасе. Получается, что примерная численность современных индейцев майя составляет около 6 миллионов человек, проживающих в регионе древней цивилизации майя. Большинство их них говорит на родных языках и ведет традиционный образ жизни. В основном это жители сельской местности, которые занимаются выращиванием кукурузы и других культур, а также традиционным ткачеством. Индейцы майя отстаивают свои права, а активисты из коренных индейцев участвуют в общественной и политической жизни Гватемалы и южных мексиканских штатов. Следует упомянуть и о том, что в этом регионе проживает большое количество метисов — потомков от смешанных браков испанцев и индейцев майя.
Народ Майя – кто они такие, как жили и почему вымерли? Загадка цивилизации Майя
Международная группа ученых из США, Франции и Гватемалы обнаружила затерянные следы древней цивилизации майя возрастом две тысячи лет в северной части Гватемалы. Как жили майя? Какие дворцы сооружали? Как их украшали? На все эти вопросы нашла ответы в садах музея антропологии в Мехико. В одном из патио установлены сегменты оригинальных дворцов майя. Единственное, что приближает к разгадке, так это остатки былого величия в виде руин старинных городов, спрятанных от посторонних глаз за пышной растительностью джунглей, где и находится одно из уникальнейших поселений майя. Но культура майя все еще живет в северной части Юкатана.
Древние города майя в Мексике и потомки таинственной цивилизации
Археологи разыскали потерянный город майя на юге полуострова Юкатан в Мексике. Какова бы ни была причина гибели, прежде всего, нужно объяснить исчезновение одновременно миллионов людей на огромной территории, где жили Майя, а это сотни километров к Северу и Югу, Востоку и Западу отсюда. «Тикаль» на языке майя означает «место, где слышны голоса», ибо легенда этого народа говорила, что души бывших обитателей города, обязательно возвращаются туда, гдеони когда-то жили.
Древний город майя нашли на дне озера в Гватемале
Благодаря современным технологиям археологи смогли обнаружить самый древний и самый большой монументальный комплекс майя из всех, когда-либо найденных ранее. Последний город майя назывался Тайясаль и в нем жило 60 000 человек — он был уничтожен европейскими завоевателями только в 1600-е годы. Ancient Mesoamerica: в Гватемале обнаружили более тысячи поселений майя.
Факты и история Майя
- Ответы : Кто такие майя, где они жили/ живут ?
- Тайны цивилизации Майя
- Читайте также
- Майя — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия
Главное сегодня
- ТОП-10: Самые недавние открытия, связанные с древними тайнами народа майя
- Историк Галина Ершова – о майя, вере в бессмертие души и жертвоприношении – Москва 24, 18.01.2017
- 10 разгаданных тайн цивилизации майя, которые невероятно удивят
- Майя делали обезболивающее и играли в мяч.
Майя: тайна гибели цивилизации
Чичен-Ица была разгромлена, часть ее жителей смешалась с победителями и стала называться «людьми майя», часть укрылась в глухих лесах Петена, где и основала Тайясаль. Археологи сообщили об обнаружении на Юкатане ранее неизвестного города майя 600–900 годов нашей эры, который получил название Шиол. Исследователи поделились первыми научными выводами после обнаружения остатков города майя на строительной площадке в Мексике. Некоторые города майя имеющие высочайшую историческую и культурную ценность включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Народ майя жил (и, кстати, до сих пор живет) на территории полуострова Юкатан и некоторых штатов современной Мексики, а также областей Гондураса, Сальвадора, Белиза и Гватемалы.
Древние города майя в Мексике и потомки таинственной цивилизации
В данной статье речь пойдет о племени майя: где жили (на карте), чем занимались и почему исчезли. Настоящие амазонки: найдены останки женщин майя, они были воинами. Майя жили в основном на территории Центральной Америки и полуострова Юкатан. Международная группа ученых из США, Франции и Гватемалы обнаружила затерянные следы древней цивилизации майя возрастом две тысячи лет в северной части Гватемалы. Вопрос о том, куда пропали майя, продолжает интересовать многих исследователей. По мнению профессора антропологии Лизы Лусеро, на территории, где жили майя, царила засуха: важно было иметь запас воды.