Хотите получать уведомления от проекта «Мужское / Женское»? Ключевые слова: права женщин, женщина, Древний Рим, статус женщин. В какой-то момент борьба за права женщин превратилась в борьбу против мужчин, вплоть до отказа быть с мужчиной. В истории появления прав женщин было много важных этапов, которые повлияли на изменение общественного отношения к роли женщин.
Чего добились женщины (женские права)
Глава Федерации спортивной медицины СССР Нина Граевская заявила, что культивировать женский футбол нецелесообразно, потому что «у женщины сердце меньше мужского» и для ее нервной системы «характерна большая возбудимость и реактивность». В качестве противопоказаний советские специалисты приводили меньший размер костей и слишком высокую подвижность позвоночника. Эти заявления явно противоречили мировым тенденциям. В 1970 г. Его проводила еще не ФИФА, но это было первое международное соревнование топ-уровня. Сильнейшими стали датчанки, а через год они защитили титул. В 1980-х вместо Кубка мира проводили так называемый Мундиалито, где успеха по два раза добивались Италия и Англия. А в 1991 г. К тому моменту своя сборная была уже и у СССР.
Бессмысленный запрет Госкомспорта отменили в конце 1980-х, тогда же возникли первые женские футбольные клубы, а в 1990 г. Американский женский футбол Хотя чемпионат Европы среди женщин — статусное соревнование, лучшая команда планеты в нем не участвует. Сборная США — лидер по числу побед на чемпионатах мира: выиграла в 1991 г. Ранее по теме: В новом сезоне чемпионата Италии дебютирует арбитр-женщина Успех американской команды вновь отсылает к 1970-м, когда в США приняли федеральный закон о запрете половой дискриминации во всех сферах, в том числе в спорте. С тех пор женские спортивные организации могли рассчитывать на финансирование из государственного бюджета в той же мере, что и мужские. Законодательная инициатива сработала. Если в 1972 г. Стремительный рост популярности этого вида спорта заложил основу для будущих побед.
В 1999 г. США принимали женский чемпионат мира по футболу, и он оказал, возможно, даже большее влияние, чем мужской Кубок мира-1994, тоже проходивший в Штатах. Американки выиграли, по пенальти одолев китаянок в финале. А уже в 2000 г. Позже лиги умирали и создавались вновь, а сегодня топ-матчи собирают под 30 000 зрителей. В мужской футбольной лиге MLS над такими показателями, скорее всего, посмеются, зато у мужской сборной США нет таких успехов на международной арене. Отчасти это связано с тем, что за американских мальчиков соккер конкурирует с баскетболом, бейсболом, хоккеем и другими видами спорта, активно развивающимися в учебных заведениях.
В крестьянском обществе до ХХ века практически никаких «взрослых» прав женщины не имели, сообщил culture. До замужества девушки должны были обязательно слушаться отца и старших братьев, а после всецело покорялись супругу. В эпоху Московской Руси женщинам даже запрещали выходить на улицу без отца или мужа. Иногда единственным местом, куда им разрешалось войти, становилась церковь. Но дома женщина была полноправной хозяйкой: распоряжалась кухней, огородом, а в зажиточных семьях и слугами. Эти и другие нормы отразили в своде этических бытовых правил — Домострое. Там же закрепили право мужа бить супругу плетью за любой проступок. Считалось даже, что насилие якобы очищает женщину от грехов и укрепляет ее душу. Именно поэтому в народе разошлась поговорка «бьет — значит, любит». В XIX веке Петр Великий запретил превращать женщин в вынужденных затворниц, обязав приближенных выводить жен и дочерей в свет. После этого появились законы о защите прав женщин: им разрешили наследовать имущество и служить гувернантками. Образование же долгое время было доступно исключительно высшим сословиям, но при Екатерине II появились училища для девочек из простых семей. К середине столетия девушки стали требовать права на высшее образование наравне с мужчинами, но путь в университеты им был закрыт. Тогда те, кто мог себе позволить, поехали за образованием в другие страны. Так, например, поступила профессор математики Софья Ковалевская. К 1863 году женщины смогли учиться и в России, а с 1860-го они добились права на работу в библиотеках, книжных магазинах и типографиях. С 1872 года им открыли двери в медицину.
Такой уклад называется патриархальным. Естественно, те, кто доминируют, формируют законы таким образом, чтобы закрепить свои привилегии, а также поставить себе на службу социальные, расовые или гендерные группы. Так формировалось крепостное право, рабство или полное отсутствие прав у женщин. Клавдий Лебедев «Боярская свадьба» Последние становятся фактически собственностью мужчин, их передают от родителей к мужу, их удел — домашнее хозяйство. Когда проходят века, то политический и социальный строй ищет свою легитимность в религии или истории. Вы знаете примеры женщин-ученых или политиков? Значит, в этих сферах им не место, а в домашнем хозяйстве — пожалуйста. Вот примерно такая логика формировала патриархальный строй. В Средние века и Новое время философы и ученые формировали доказательства того, что многие права являются природными. Вот только многих из них потянуло в другую сторону: значит, существующий уклад говорит о природности отдельного набора прав для мужчин, отдельно — для женщин. Ведь мы разные, а значит — и набор прав должен быть разным. Американские суфражистки на демонстрации. Февраль 1913 года Первая борьба и первые жертвы Революции в США и Франции в конце 18 века создавали возможности для разрушения старого порядка и формирования нового, свободного общества. Принимались Конституции, декларировались права и свободы человека и гражданина. Как в такое время не начать бороться за права женщин? Вот только первые попытки остались незамеченными.
Затем Южная Австралия 1894 , Финляндия 1906 и другие страны последовали за этим примером. Это был важный шаг вперед в борьбе за равноправие, так как голос является основной формой участия в политическом процессе и определения своей судьбы. Первая мировая война 1914-1918 : Первая мировая война стала точкой перелома в борьбе за женские права. Участие женщин в военных действиях и замещение мужчин на производстве показало, что они способны выполнять те же задачи и обладают такими же качествами, как и мужчины. Это способствовало укреплению идеи равенства полов и привело к появлению новых возможностей для женщин в различных областях жизни. В рамках ООН началось активное обсуждение вопросов равноправия между мужчинами и женщинами. В результате разработки и принятия ряда международных документов и конвенций, таких как Конвенция ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 , была закреплена идея равенства полов на международном уровне. Вторая половина XX — начало XXI века: В течение последних десятилетий произошли значительные изменения в отношении женщин. Были приняты законы, которые гарантируют женщинам равноправие, вступление их в политическую сферу и возможность занимать руководящие должности в различных областях деятельности. Понятия о женских правах и гендерном равенстве стали широко распространены и приняты в обществе, хотя еще много работы остается.
«Да здравствует равноправная женщина СССР!»: как родился, жил и умер советский феминизм
Воспитанницы последнего возраста по очереди назначались в младший класс для практического ознакомления с приемами воспитания и обучения. Уроки шли с 7 до 11 и с 12 до 14 часов, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах. Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились экзамены. За день до экзамена воспитанница получала билет и должна была хорошо подготовится. Обычной платой за содержание воспитанниц было 300 рублей в год, но за отдельных воспитанниц платили значительно больше, и эти средства шли на воспитание бедных.
Более половины девочек обучались на счет благотворителей. Пансионерки императрицы носили зеленые платья, а пансионерки частных лиц - ленточку на шее, цвета, выбранного благотворителем. На торжественные собрания и любительские театральные представления приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи. Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, так как русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных языках.
Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте учили монахини. Наказания не допускались, и единственным средством исправления провинившихся служило "пристыжение" перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков» Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте - коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть "кофейницами". Во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого. Коричневый цвет символизирует близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей.
Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность. Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году, установившая плохое знание воспитанницами русского языка, и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то же время, комиссия установила общечеловеческие цели воспитания в институте чисто женскими В 1848 году «мещанская половина» Смольного института, была преобразована в Александровское училище, и в том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном. Следует отметить, что императрица постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного института. Она дозволяла воспитанницам писать ей письма, при посещениях знакомилась с постановкой учебного и воспитательного процесса, рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах и спектаклях, приезжала на богослужения в институтскую церковь.
По окончанию, 12 лучших учениц по высочайшему указу были награждены золотыми медалями, получили императорские «шифры» золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками , пожизненную пенсию и были определены ко двору став фрейленами. Первый выпуск состоялся в 1802 году. Мария Фёдоровна лично следила за устройством дальнейшей жизни каждой институтки. В 1828г. После её смерти покровителем института был Николай I, такой чести не удостаивалось ни одно учебное заведение России.
В институт принимались девочки от 10 до 12 лет - исключительно дочери священников, купцов, ремесленников, дети мещан и канцелярских служителей, то есть дети среднего сословия. Предпочтение при поступлении отдавалось девочкам-сиротам. Учебное заведение ставило себе целью «сделать из них честных и добродетельных женщин, хороших и сведущих хозяек, попечительных нянек или надзирательниц за детьми, а в случае нужды, надежных и исправных прислужниц, искусных во всяких рукоделиях». Институт готовил, прежде всего, воспитательниц и учительниц, которых в то время крайне не хватало. Ряд учебных предметов преподавались на иностранных языках.
Императрица лично знала всех воспитанниц, десятерых из которых она всегда назначала своими пансионерками, то есть сама платила за их обучение. Она уделяла большое внимание здоровью «мариинок», некоторых во время каникул вывозили в Гатчину или Павловск на отдых. В институте был свой Устав, разработанный Г. Как и в других закрытых учреждениях, распорядок дня здесь был строгим. Вставали в «мариинке» в 6 утра, после молитвы шли завтракать, обычно пили чай с хлебом.
Потом два часа уроков и рукоделие, а в 12 часов — обед, после которого до 2-х часов длился отдых. Затем возобновлялись занятия и продолжались до 5 часов. В 8 вечера — ужин, в 10 часов институтки отправлялись спать. Платья «мариинок» были кофейного цвета, а пансионерки носили голубые. Телесные наказания считались нежелательными, но иногда допускались, хотя классные дамы старались воспитывать учениц, прежде всего словом и внушением.
Смольный институт благородных девиц Считалось, что из Смольного института благородных девиц выходят самые элегантные фрейлины, добропорядочные жены и просто большие умницы. После того, как девочки попадали в это учебное заведение, они практически не видели родителей, а условия, в которых они жили, были по-настоящему спартанскими. В этом обзоре 30 фотографий из Смольного, которые позволят увидеть, как жили его воспитанницы. Смольный институт благородных девиц, открывшийся в Санкт-Петербурге 5 мая 1764 года стал первым в России женским воспитательно-образовательным учреждением. Управление институтом императрица Екатерина доверила своему личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому, который и был инициатором открытия института благородных девиц.
Он получил образование за границей, много общался с энциклопедистами и придерживался рационалистических взглядов, будучи уверенным, что самое главное - просвещение, просвещение и ещё раз просвещение! Правда, до учебного заведения Смольный явно не дотягивал, так как науки там изучались поверхностно. Упор в заведении делали на иностранные языки, хорошие манеры и дисциплину. Рассуждающие женщины были не в чести. Устав Института разослали «по всем губерниям, провинциям и городам...
Желающих отдать своих детей в заточение на 12 лет было немного. Многие сомневались, чему же буду учить там их чад. Но в 1764 году первый набор состоялся. Правда, вместо предполагаемых 200 учениц набрали только 60 девочек 4-6 лет.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Этапы развития прав женщин в мировой истории Изучение ключевых этапов борьбы за права женщин в различных странах и культурах на протяжении истории, включая движущие силы и важные события.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Женские права в революционных движениях Анализ влияния революционных событий на борьбу за равные права женщин, их активное участие в революционных движениях и требованиях. Контент доступен только автору оплаченного проекта История женских прав в России Рассмотрение ключевых моментов и этапов развития прав женщин в России, начиная от древних времен до современности, включая важные реформы и движения. Контент доступен только автору оплаченного проекта Женские права в XV-XVI веках Исследование изменений в правах женщин в XV-XVI веках, включая увеличение количества прав и возможностей для женщин в различных обществах. Контент доступен только автору оплаченного проекта Женские права и феминизм Связь между борьбой за права женщин и феминистским движением, их взаимодействие, цели и методы достижения равенства. Контент доступен только автору оплаченного проекта Женские права и международные нормы Анализ влияния международных норм и конвенций на защиту прав женщин, включая роль ООН и других международных организаций.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Женские права и образование Исследование взаимосвязи между образованием женщин и расширением их прав, влияние образования на эмансипацию и равноправие.
В июле решение о предоставлении женщинам избирательных прав было ратифицировано. Так российские женщины смогли добиться избирательного права одними из первых в мире. В США женщины были уравнены с мужчинами в избирательных правах в 1920 году, в Великобритании — в 1928 году, во Франции — в 1944-м. Февральская революция открыла путь к возникновению новых политических структур, в которых женщины также играли активную роль. Женщины у власти Известные активистки, такие как Александра Коллонтай и Мария Спиридонова , были значимыми фигурами в организации и координации протестных действий, а затем вошли в состав разных фракций Учредительного собрания и новых партий большевики — Коллонтай , левые эсеры — Спиридонова. На выборах в Учредительное собрание женщины могли не только голосовать, но и баллотироваться. В июне 1917-го женщины также получили право вести адвокатскую практику и входить в состав коллегий присяжных заседателей.
В результате ее работ включая Декларацию прав женщин и женщин-гражданок де Гуж была обвинена, предана суду и признана виновной в государственной измене, что привело к ее немедленной казни вместе с жирондистами в период правления террора один всего трех женщин, обезглавленных во время правления террора - и единственной казненной за ее политические статьи. Декларация прав женщины важна, потому что она привлекла внимание к ряду феминистских проблем, которые в совокупности отражали и влияли на цели многих активистов Французской революции.
Когда женщинам разрешили садиться за руль
Идею поддержали, и появился Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. В какой-то момент борьба за права женщин превратилась в борьбу против мужчин, вплоть до отказа быть с мужчиной. Древний Рим Права женщин. – 124 просмотра, продолжительность: 58:56 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Александра Кашицына в социальной сети Мой Мир. Когда появилось избирательное право для женщин в Великобритании.
Право быть Женщиной
Советское правительство издает декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР "в целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны" [5,С. Все эти мероприятия были направлены на привлечение женщины к управлению государством. В 1924 г. Была опубликована вторая Конституция [7] советского государства. Она не затрагивает вопросы положения человека - гражданина, мужчины, женщины в обществе. Идеи, которые определяли в дальнейшем построение государства и взаимоотношения государства и человека, положение человека в обществе, взаимоотношение полов, полностью отсутствуют. Здесь фиксируются и взаимоотношения центральных органов и местных, их полномочия, но ни в одной статье мы не встречаем пунктов, касающихся прав и обязанностей граждан Советского Союза. Но это совсем не означало, что работа, направленная на расширение прав и обязанностей женщины была утрачена, а наоборот продолжена, но на уровне отдельных законодательных актов.
Упор был сделан на создание системы бытового обслуживания, чтобы освободить женщин "от материальных тягот устарелого домашнего хозяйства". В апреле 1925 г. В июне 1925 г. Бюро ЦК приняло постановление "Мероприятия по усилению работы среди крестьянок" [5, С. В нем указывалось на то, что местные парторганизации должны всемерно содействовать проведению подготовки и переподготовки кадров крестьянок-общественниц, а наиболее активных и способных выдвигать на общественную работу. ЦК указал считать неправомочными и кассировать выборы, прошедшие без широкого участия избирательниц. С 1926 года в Верховном Совете СССР, а затем ив других советах народных депутатов были созданы из состава депутатов постоянные комиссии по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства.
В женщине пробудилось веками попиравшиеся гордость, независимость, самостоятельность, появился здоровый жизненный оптимизм. А главное — женщина обрела себя как личность. Подводя предварительные итоги, можно сказать, что советская власть, стремясь максимально расширить социальную базу в первые годы своего существования, существенно расширила права женщин и гарантировала им условия для экономической независимости. В целом, можно говорить об еще одном шаге на пути к созданию индустриального общества, что требовало разрушения общинной формы организации общества, основанного на безграничной экономической власти мужчины.
В 1917 году советская власть ввела равноправие женщин и мужчин, а также закрепила для женщин право на избрание и быть избранными в органы государственной власти. Женский вызов за права широко освещался в феминистской литературе и искусстве.
Например, в книге «Единство» Волстонкрафт обратилась к образованному слою женщин и призвала их к борьбе за свои права. В искусстве того времени тема женской эмансипации была затронута в литературе, кино, живописи и театре. Женщины в борьбе за права Большинство женщин в истории были лишены политических и социальных прав. Однако, некоторые женщины не просто смирились с этим фактом, а решили бороться за свои права и равенство. Одной из первых борчих за права женщин была Олимпия де Гуж. Француженка в 1790 году написала «Декларацию женщин и гражданок», в которой требовала политическое равенство для женщин.
Её декларация стала одним из первых манифестов феминизма. В США права женщин начали обсуждаться в середине 19 века. Елизавета Кэди Стэнтон и Сьюзен Б.
Самое интересное, что противники прав женщин-водителей, говорили о том, что если им дать право ездить на автомобиле, они смогут легко уехать из семьи и обрести независимость. В России женщины получили право на работу и получение образования уже в конце XIX века. Благодаря своим стараниям и борьбе суфражистки смогли убедить общество и законодателей в необходимости предоставления женщинам избирательного права. В Саудовской Аравии женщины получили право на вождение автомобиля в 2024 году, а до этого им это было запрещено. Однако, вопросы, связанные с деторождением и беременностью, оставались спорными. Надо было бороться за право на свободное и безнаказанное прерывание беременности и на безопасные роды.
В конце XIX века женщины начали бороться за равные права с мужчинами в выборах. В 1917 году они получили права на выборы, однако некоторые другие права женщины получили в России только в 1944 году. Таким образом, в истории своей страны женщины прошли долгий путь к получению равенства и защиты своих прав. Начав с тяжелых времен и лишений, они постепенно добивались изменений и реформ, что открывало перед ними все больше возможностей и свободы. Где впервые женщины получили избирательное право В историческом контексте, женщины получили избирательное право в разные периоды в разных странах. Ниже приведены несколько примеров стран, где женщины впервые использовали свое избирательное право. Россия В России женщины получили право участвовать в выборах после Революции 1917 года. Ранее, женщинам было запрещено голосовать и использовать свое избирательное право. Однако, после Революции, женщины стали активно бороться за свои права и получили возможность голосовать и быть выбиранными в различные должности, включая должность президента России.
Сейчас в России существуют различные программы и льготы для женщин, такие как материнский капитал и пенсии, чтобы обеспечить равные возможности между полами. Саудовская Аравия В Саудовской Аравии женщины получили право голосовать в 2024 году. До этого они не имели права на участие в выборах и других политических процессах. Однако, поскольку Саудовская Аравия является монархией, где все политические решения принимаются королем, изменение законов и введение избирательных прав для женщин происходят только после принятия соответствующего решения короля. Женщины стали иметь право голосовать и быть выбранными в различные деятельности, в том числе и в политике. Это решение было связано с широкими реформами и усилиями по обеспечению равенства между полами в Советском Союзе. Таким образом, избирательное право для женщин появлялось в разных странах в разное время в истории. Сегодня в большинстве стран мира женщины имеют полные политические права и могут голосовать и быть выбранными на различные должности. Права женщин в Российской Империи до революции 1917 года В древней Российской Империи права женщин ограничивались их ролями в семье и обществе.
Они не имели полных гражданских прав и были подчинены мужчинам. Однако, с течением времени, женщины в России постепенно начали добиваться некоторых прав. Первые ограниченные права женщин в России появились в 1753 году, когда правительство запретило сокращение девичьих наследств.
Женщинам были предоставлены все больше политических и социальных прав, включая право голоса, доступ к образованию и профессиональной карьере, право на участие в политической жизни и принятие участия в выборах. Женщины занимают важные положения в различных сферах деятельности и активно участвуют в принятии решений на государственном уровне. В истории появления прав женщин было много важных этапов, которые повлияли на изменение общественного отношения к роли женщин. Благодаря активной борьбе за свои права и гендерное равенство, женщины постепенно стали приобретать больше свободы и возможностей для самореализации. Основные причины возникновения движения за права женщин Возникновение движения за права женщин связано с рядом основных причин: Патриархальная система Веками женщины были подвержены дискриминации и ограничениям, связанным с патриархальной системой, которая установила главенствующую роль мужчин в обществе. Ограниченные возможности Женщины были лишены равных условий в образовании, трудоустройстве, политическом участии и других сферах жизни, что ограничивало их возможности и самореализацию.
Инспирация другими движениями Возникновение движения за права женщин в значительной степени было вдохновлено успехами и идеалами других социальных движений, таких как движение за равноправие рас и движение за гражданские права. Несправедливые законы и нормы Женщины сталкивались с несправедливыми законами и нормами, которые лишали их свободы, автономии и возможности принимать участие в общественной и политической жизни. Образование и осознание Распространение образования и осознание своих прав и потенциала стали ключевыми факторами для возникновения движения за права женщин. Движение за равноправие Движение за права женщин было частью более общего движения за равноправие и социальную справедливость, которое проникало в различные сферы общества. Первые вехи достижения равноправия женщин История борьбы за равноправие женщин начинается далеко в прошлом. В течение веков женщины были лишены основных прав и свобод, ограничены в возможностях и обязанностях. Однако, несмотря на это, они находили способы протеста и борьбы за свои права.
Когда в России началась борьба за права женщин, пояснил Главархив
Во время этого отпуска можно не работать и получать свой средний заработок — или МРОТ, если стаж совсем небольшой. Отпуск по беременности и родам дают на основании больничного листа, а его выдают только тем, кто забеременел, родил или усыновил ребенка. Причем даже в случае усыновления больничный выпишут только матери. Это возможно, если ребенку еще нет 3 месяцев, а женщина хочет сохранить тайну усыновления. В женской консультации она получит обычный больничный, такой же, как при беременности и родах. И на его основании будет ухаживать за ребенком. На работе она может сказать, что родила ребенка — вот больничный от врача.
Этот регулятор успешно работал, выполнял свои функции и менялся государством только в том случае, когда начинал противоречить интересам правящих классов. Надо сразу отметить, что нормы обычного права в русских крестьянских общинах во многом дожили до нового времени и действовали даже в XIX веке. Роль христианской церкви в изменении статуса женщины трудно оценивать однозначно. С одной стороны, христианство весьма определенно и безоговорочно поставило женщину на второе место, в подчиненное положение по отношению к мужчине. С другой, церковь довольно уважительно относилась к женщине, особенно к женщине — матери и учила этому свою паству. Священники резко осуждали тех мужчин, которые не проявляли должной заботы о семье, вели разгульный образ жизни, изменяли своим супругам. Согласно православным постулатам мужчина именно как глава семьи должен был содержать женщину и оказывать ей внимание и уважение. Крайне отрицательно относилась церковь к проявлениям насилия по отношению к женщинам как в семье, так и за ее пределами. Явно под влиянием церкви в светском законодательстве появились статьи с серьезными наказаниями за изнасилование. Длительную борьбу вела церковь с многоженством и практикой обращения женщин в наложницы. Так, у самого князя Владимира — «крестителя Руси» — одних официальных жен было пять, а гарем насчитывал 800 наложниц. В летописи говорится: «А наложниц у него было 300 в Белгороде, еще 300 в Вышгороде и 200 на Берестове… И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Только от жен у него было признанных им 12 сыновей, а детей от наложниц никто не считал. Таким образом, христианство по-своему «упорядочило» положение женщины в русских племенах: отвело ей подчиненное место, но и устранило и смягчило многие дикие пережитки языческих традиций. В некоторых племенах в их число входило не только «умыкание невесты», многоженство, но и человеческие жертвоприношения, где в роли жертв обычно выступали молодые девушки. Тесные контакты Руси с Византией привели к тому, что в законодательстве молодого славянского государства отчетливо прослеживаются следы и заимствования из римского права. Да, самая цивилизованная в мире на то время Восточная Римская империя оказывала заметное влияние на правотворчество в Древнерусском государстве. Однако чего-либо прогрессивного в правовое положение женщин на Руси она, на наш взгляд, не привнесла.
Учились прилежно и старательно: «Все без исключения профессора и преподаватели приходят в восхищение, следя за занятиями слушательниц: рвение и серьёзное отношение к занятиям составляют общую исключительную черту всех курсисток; в этом отношении они далеко превосходят своих товарищей студентов». Профессор Е. Зубашев о слушательницах Сибирских высших женских курсов в Томске, газета «Сибирская жизнь», 1912 г. Цитируется по: Кузьминова Е. Учёба на курсах долго не давала возможности получить полноценный диплом. Всё, на что можно было рассчитывать после них, — это дальнейшая учёба за границей. Совет профессоров Бестужевских курсов выделял среди окончивших слушательниц самых одарённых — для завершения образования и получения учёной степени их командировали за границу. Поначалу эта командировка, в отличие от университетских, не оплачивалась, и воспользоваться ею могли только материально обеспеченные, но затем их стали оплачивать. Окончившие Бестужевские курсы, правда, могли преподавать в старших классах женских гимназий: это право они получили с 1904 года, а с 1906-го — и право преподавать в четвёртых классах мужских учебных заведений. В 1910 году Государственный Совет признал Бестужевские курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету. Это была маленькая победа, однако не полная: свидетельства об окончании ВЖК были приравнены к выпускным свидетельствам университета, но не к дипломам. С 1911 года каждый раз с особого разрешения министра окончившие слушательницы допускались, после предварительной сдачи дополнительных испытаний по программе мужских гимназий, к государственным экзаменам при Петербургском университете по всем обязательным предметам, входившим в программу факультета за годы обучения на курсах. Лишь законом 1911 года выпускницам женских курсов, чьи программы официально признавались равнозначными университетским, разрешалось проходить «окончательные испытания» в государственных комиссиях при университетах наравне с выпускниками-мужчинами. Для этого каждой выпускнице требовалось получить особое разрешение министерства, а сдавать нужно было, ни много ни мало все обязательные предметы, входившие в программу факультета за годы обучения на курсах. Причём предварительно следовало сдать ещё и экзамены по программе мужских гимназий. Кстати, появление женщин в университетских испытательных комиссиях, где сдавали экзамены и обычные студенты, привело к забавной проблеме. О ней упоминала в 1915 году в своих дневниках Надежда Платонова, жена историка С. Источник: Платонова Н. Дневник 1889—1921. Полторацкой, выданное для представления в испытательную комиссию Московского университета для сдачи экзаменов Изображение: Центральный государственный архив г. Москвы Удостоверение выпускницы Высших женских юридических курсов В. Москвы Выдержавшие такие экзамены получали диплом и звание и могли пользоваться «всеми правами и преимуществами, предоставляемыми дипломами соответствующих мужских учебных заведений, кроме прав служебных и сословных». То есть поступить на госслужбу, имея диплом, женщина по-прежнему не могла, как и стать, например, адвокатом частным поверенным. Но могла устроиться на частное предприятие, что некоторые и делали, работая с документами и бухгалтерией. Некоторые выпускницы становились ассистентами и преподавательницами на своих же курсах. Но большинству приходилось довольствоваться лишь учительской и низкоквалифицированной работой вроде телефонисток и телеграфисток. Читайте также: Сколько зарабатывали и как жили учителя в Российской империи Даже среди преподавателей женских курсов не все придерживались мнения, что это образование должно давать и профессиональные права, а не только знания. Так, упомянутая выше Надежда Платонова писала в своих дневниках о декане историко-филологического факультета Бестужевских курсов И. Под занавес существования Российской империи в Петербурге открылись, наконец, и первые государственные женские институты — медицинский в 1897 году и педагогический в 1903-м , а также Высшие женские богословско-педагогические курсы в Москве в 1914-м. Они, конечно, всё рано не были равны университетам, но профессию давали. Педагогический вуз готовил учительниц, а богословские курсы — преподавательниц женских епархиальных училищ. Выпускницы же медицинского института поначалу получали звание «врач женщин и детей» , не могли поступать на государственную службу, но имели право вести частную практику и занимать должности в некоторых медучреждениях, работать в женских отделениях больниц. Лишь с 1904 года выпускницам института предоставили возможность работать наравне с мужчинами в лечебных заведениях всех профилей, а также претендовать на соискание учёных степеней в области медицины. Группа слушательниц женского педагогического института, открытого в 1903 году в Петербурге. В центре — директор института историк С. Санкт-Петербург, 1906 г. Как женщины стали вольнослушательницами университетов во второй раз Ехать за границу большинству было не по карману. Учиться на частных курсах, при всей их популярности, могли и хотели не все: это не давало полноценных прав, да и не везде соответствовало университетскому уровню преподавания, а одни только Бестужевские курсы, конечно, не могли вместить всех желающих, хоть количество учащихся там и росло. Поэтому многие женщины по-прежнему стремились в университеты. Новый виток борьбы за женское высшее образование непроизвольно вызвал своим неосторожным высказыванием министр народного просвещения П. Он заявил, что собирается пересмотреть университетский устав 1884 года, и у сторонников равноправия вновь появилась надежда на решение женского вопроса. Выпускники Московского университета 1901 года министру народного просвещения П. Социально-историческая судьба Однако в высоких кабинетах этот оптимизм мало кто разделял. Например, на страницах газеты «Гражданин», не стесняясь в выражениях, рвал и метал князь В. Он призывал не пускать «баб» в университеты, заявляя, что иначе вузы превратятся в «притоны разврата», обвинял «учёных женщин» и «курсисток» в «гадких манерах» и «распущенности». Вот только одна из его фраз: «Когда в аудиториях прибавится ещё тысчонка представителей прекрасного пола, то им очень удобно будет слушать лекции, сидя на коленях студентов, и от этого удобства будет весело и тем, и другим». Газета «Гражданин», выпуск от 11 сентября 1901 г. Социально-историческая судьба В условиях не стихавших с 1899 года студенческих забастовок статья Мещерского произвела эффект разорвавшейся бомбы. Волнения разразились с новой силой, отдельные сходки собирались конкретно против выпада Мещерского. Считаться приходится не с г. Мещерским, приходится считаться с тем, что стоит за его спиной, что даёт ему силу говорить нагло и невозмутимо…». Из резолюции «Союза студентов Петербургского университета». Социально-историческая судьба Мещерский за свою выходку отделался «высочайшим порицанием». Но критиковалось не содержание статьи, а лишь тон автора. Слушательницы историко-филологического факультета Высших женских курсов, участницы семинара профессора Ивана Михайловича Гревса. Правда, для этого всё равно выпускницам иностранных вузов приходилось заново подтверждать свои знания: в 1902 году их допустили к сдаче экзаменов при императорских университетах и Петербургском женском медицинском институте. Второй «женский поход» в университеты Первая революция 1905 года вынудила власти не только возродить высшие женские курсы, но и стала толчком для нового «женского похода» в университеты. Свою роль в этом сыграли женские организации. Например, «Союз равноправия женщин», «Русское женское взаимно-благотворительное общество», «Женская прогрессивная партия». Так, Русское женское взаимно-благотворительное общество стало рассылать прошения о допуске женщин вольнослушательницами по университетам страны. К 1906 году советы всех российских университетов, за исключением Варшавского на тот момент временно закрытого , допустили женщин в качестве вольнослушательниц. Это стало возможным благодаря тому, что под давлением революционного движения правительство в 1905 году приняло временные правила для университетов, и те получили ограниченную автономию. Постепенно советы вузов и вовсе стали признавать ненормальным то, что вольнослушательницы при прочих равных не имеют права без высочайшего разрешения сдавать экзамены и получать дипломы. Профессор права Московского университета В. Два этюда по женскому вопросу». Социально-историческая судьба Несмотря на это ограничение, многие женщины, замужние и незамужние, с детьми и без, вдовы, поспешили воспользоваться открывшейся возможностью. Всего за пару лет в России появилось около 2130 вольнослушательниц. Училась вольнослушательницей на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Получив по высочайшему соизволению допуск к итоговым экзаменам в юридической испытательной комиссии, сдавала их не там, а в Московском университете. Испытания Дзюбинская успешно прошла в 1914 году Фото: Центральный государственный архив г. Москвы Стать вольнослушательницей было не так-то просто. Многие университеты, не желая снижать требования к поступающим, хотя те и шли учиться на изначально неравных со студентами условиях, решили проводить дополнительные экзамены для женщин. В основном приходилось проходить испытания по математике и древним языкам. Учитывая, что во многих школах для девочек не преподавали эти предметы совсем либо преподавали их гораздо более поверхностно, чем мальчикам, абитуриенткам приходилось готовиться самостоятельно. Наиболее популярными среди девушек юридическое и медицинское направления. Были и те, кто стремился в инженерно-промышленные, политехнические и сельскохозяйственные институты. Характерно, что педагогическое поприще, к которому готовили историко-филологические и физико-математические факультеты, не особо привлекало женщин. А ведь именно эту деятельность как наиболее «подходящую» им навязывало государство. В целом, преподаватели были довольны вольнослушательницами. Так, профессор Томского университета М. Соболев отмечал , что те были хорошо подготовлены, прекрасно разбираются в теоретических вопросах, умело излагают свои мысли, учатся прилежно и сознательно. У вольнослушательниц была возможность получить полноценный диплом, испросив допуск к экзаменам в испытательных комиссиях. Диплом Евгении Дзюбинской, выданный после экзаменов в испытательной комиссии Московского университета Изображение: Центральный государственный архив г.
В рамках программы института было предусмотрено изучение широкого круга дисциплин: музыки, изобразительного искусства, танцев, истории, математики, географии и т. Образование для женщин в XIX веке При императоре Павле I его жена, Мария Фёдоровна, стала активно заниматься дальнейшим развитием женского образования. При ней в России было создано несколько институтов по образцу Смольного. Курсы были закрытыми и всего их в позапрошлом веке насчитывалось около 30. Неудивительно, что учебные заведения подобного типа вскоре появились и в других российских городах. В них обучались девушки из скромных по достатку семей. К учёбе допускались представительницы всех сословий, которые не платили налоги. Высшее образование в России для женщин Поскольку вторая половина XIX века прославилась бурным развитием феминистского движения во многих странах мира, девушки стали активно стремиться к тому, чтобы получать полноценное высшее образование наравне с мужчинами. Университетские лекции всё чаще посещали дамы, при этом в крупных российских городах они объединялись, образовывая инициативные группы. В эти группы входили девушки из семей, пользующихся большим влиянием, и именно этот факт сыграл существенную роль в том, что женщинам удалось со временем добиться равноправия с мужчинами. В Петербурге, благодаря такой инициативе, вскоре состоялось открытие Бестужевских и Высших медицинских курсов для женщин.
История расширения прав и свобод женщин
Права женщин в Советском Союзе | Незамедлительно появляются симптомы тяжелого невроза, который мучает женщин всю жизнь. |
Час истины. Древний Рим Права женщин. | Идею поддержали, и появился Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. |
Право на обладание своим телом
- История женских прав: когда и как появились права у женщин
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Регби в помощь
- Женское образование в Российской империи: история борьбы за диплом / Skillbox Media
- Предыстория доминирования мужчин
- Права женщинам! — история 8 марта и борьбы женщин за свои права на рубеже ХIX-XX веков |
Час истины. Древний Рим Права женщин.
Ежегодно 8 марта отмечается ООН как Международный день борьбы за права женщин, исторически появившийся как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство и эмансипацию. Права женщин — права, считаемые принадлежащими прирождёнными и неотъемлемыми для каждой женщины (девочки, девушки) независимо от её гражданства, возраста, расы. Конституция СССР гарантировала равноправие женщин: «Женщинам в СССР предоставляются равные с мужчинами права во всех сферах хозяйственной, государственной, культурной, общественной и политической жизн. Незамедлительно появляются симптомы тяжелого невроза, который мучает женщин всю жизнь.
Когда женщины в России впервые получили паспорта?
Тогда же появились и первые отечественные законы в поддержку женских прав: теперь женщины могли наследовать имущество и работать гувернантками. Когда появились права женщин на передний план в Европе? Избирательные права женщинам были предоставлены в Англии в 1928 году, во Франции — 1944, в Италии — 1945, Греции —1956, в Швейцарии — в 1971 году.