Заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике. Новости Совета Федерации.
Выездное совещание Комиссии Совета Федерации.
Комитет Совфеда выступил против принятия законопроекта о старательской деятельности | Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов провел в г. Шуя Ивановской области выездное заседание Комитета СФ, посвященное актуальным вопросам поддержки легкой промышленности в РФ. |
Представитель Совфеда Кутепов предложил заморозить активы покинувших Россию бизнесменов | Во вторник, 29 мая, в Алтайском крае, состоялась выездное заседание Комитета Совета Федерации РФ по экономической политике. |
В Совете Федерации предложили не защищать права авторов зарубежного кино
Менять не будем, оставим так, как есть. Просто это надо, наверное, тогда… Переговорим с Андреем Рэмовичем, чтобы он как-то акцентировал, что план формируется. Что касается МСП. Николай Андреевич, признаю. Просто по теме МСП можно занять все время.
Мы сейчас обновляем национальный проект и в нем как раз и предусмотрена тема, в том числе переходных режимов мы пытаемся поднять еще раз этот вопрос , и о расширении доступа к различным режимам кредитования поддержки, эффективное использование регионами средств гарантийной поддержки микрофинансовых организаций, развитие темы самозанятых, то, что у нас сейчас имеет взрывной рост, контрольно-надзорная деятельность, "регуляторная гильотина". Сейчас мы, как министерство, готовим большой пакет изменений, тоже к вам всё это принесем. И там очень сложные вопросы. Алексей Игоревич Херсонцев лично этим занимается постоянно.
Ну и масса других вопросов, которые носят системный характер. Давайте… Я думаю, что нам по малому и среднему бизнесу имеет смысл как-то отдельно собраться и пообсуждать все эти новации и как раз тот национальный проект, который сейчас у нас перезагружается. Кутепов Давайте. Тогда коллеги обсудят.
Более расширенное совещание сделаем с представителями заинтересованными и с сенаторами в Совете Федерации и проведем отдельно. Валерий Николаевич. Васильев Спасибо. Очень коротко.
Уважаемый Максим Геннадьевич, Вы в своем выступлении сейчас подчеркнули, что рубль недооценен и, опять же по Вашим словам, к концу года вы ожидаете, что он вернется к своим фундаментальным значениям. Скажите, пожалуйста, за счет чего, за счет каких факторов вы это ожидаете? Мы видим стабильную ситуацию. Несмотря на падение конъюнктуры, объемы экспорта остаются стабильными в условиях достаточно серьезного сжатия… экспорт стабилен в условиях достаточно серьезного сжатия импорта, особенно импорта услуг, мы понимаем.
Все это нам поддерживает абсолютно стабильный уровень платежного баланса и счета текущих операций, плюс накопленный объем резервов. Все это не дает нам поводов для каких-то колебаний. В то же время понятно, что плавающий валютный курс Центральный банк… то есть от оперативного, скажем так, регулирования… не участвует в рынке, поэтому все, что есть, — это колебания скорее такие… все страхи мира, что называется, в этом курсе есть. А фундаментально у нас в экономике, в общем, ситуация надежна и стабильна.
Кутепов Эдуард Владимирович. Исаков Уважаемый Максим Геннадьевич, недавно Вы сообщили о создании Агентства инвестиционного развития. Можно попросить Вас более детально рассказать о работе будущего агентства, его концепции? Когда мы можем увидеть детальный план его?
И как будет взаимодействовать это агентство с регионами? Или оно будет методологически взаимодействовать, или же совместно с регионами отвечать за реализацию этих инвестпроектов? И можно еще спросить? Будет ли сформирован единый план инвестпроектов?
То агентство, которое сейчас мы формируем… В первую очередь задача — это запуск механизма СЗПК, потому что пакет проектов достаточно большой, проекты большие, все сложные. И мы там запускаем же механизм абсолютно новый, по сути тифовский, то есть финансирование инвестиций, инфраструктуры в счет будущих налогов. И это требует определения перечня объектов, которые входят в эту инфраструктуру, анализа затрат и так далее. Ну, такой сложный механизм, постольку поскольку мы по факту за счет бюджета финансируем инфраструктуру, скажем так, которой нет, но которая нужна инвесторам.
Поэтому в первую очередь агентство заточено, что называется, вот на эту задачу. Но, Вы абсолютно правы, у нас тоже есть вопрос: что дальше делать с инвестиционными проектами в регионах? То есть крупные — понятно, они у нас все в регионах вообще-то, проекты. Но вот именно проекты регионального значения — мы об этом сейчас думаем и тоже схему разрабатываем.
В том числе и тему инвестиционного налогового вычета туда интегрировать, и вопросы особых экономических зон. Мы же с вами за последние годы создали достаточно много особых экономических зон в регионах, и в общем и целом большинство из них очень неплохо работает. Очень неплохо работает. Понятно, от региона к региону разная ситуация.
И, по-хорошему, нам тоже нужна единая точка входа. Ну, не то что нужна — в принципе будет пользоваться спросом со стороны инвесторов, если в одном месте все участки, где какие есть, условия подключения по регионам и так далее… То есть вот это все интегрировать. Мы такие задачи ставим, но, наверное, для такой уже детальной проработки нам понадобится время, потому что сейчас вот этой части… Потому что сейчас задача номер один — СЗПК надо запустить. Это вот прямо такая горячая задача, нам правительство ставит эту задачу, Андрей Рэмович на постоянном контроле держит.
Я думаю, что в ближайшие два-три месяца, до конца года мы будем в первую очередь запускать эту систему, а в первом квартале 2021 года начнем создавать систему по региональным проектам. Пока логика такая. План работы можно попросить, да? Ну, дайте нам еще… поскольку сейчас все формируется.
В течение месяца, конечно, готовы представить. Кутепов ст В. Кравченко Максим Геннадьевич, по поводу возможности запуска нового инвестиционного цикла Вы уже коротко сказали, Николай Андреевич сказал по ситуации, связанной с региональными бюджетами. И вот хотелось бы обратить внимание на те территории нефтегазодобывающие, в которых ситуация с пандемией ухудшилась как бы двойным ударом.
То есть, во-первых, не получив компенсацию на те меры, которые мы были вынуждены реализовать, я представляю Томскую область, мы вынуждены были сократить все инвестиционные проекты на территории субъекта. Плюс, допустим, пример. Соответственно выпадающие по грубым расчетам где-то порядка 5 млрд рублей. Наша переписка с профильными ведомствами приводит к тому, что да, профильные отраслевые департаменты дают положительное заключение, Минфин занимает ту же позицию, которую он занимает на моей памяти, четыре года здесь работаю, четыре года как бы позиция не меняется.
И вопрос тогда возникает: как можно запустить новый инвестиционный цикл, если позиция Минфина остается той же — любыми средствами сократить расходы и так далее. Мы инвестируем на сегодняшний день только в банковскую систему, причем коммерческую банковскую систему. Вот хотелось бы, чтобы Вы прокомментировали. И напрашивается вопрос: вот в этих условиях может быть есть смысл для таких регионов разработать отдельную антикризисную программу?
В нее войдут, на мой взгляд, 12—15 территорий, у которых ситуация усугубилась посредством двух экономических ударов. И традиционно Министерство экономики и Министерство финансов разные позиции занимают. Но мне кажется, та конструкция, которая выработана, это, в общем, такой вынужденный с одной стороны, а с другой стороны достаточно крепкий все-таки компромисс. Если мы говорим о бюджетных расходах, Минфин пошел в этом году, и в целом наша финансовая конструкция и в следующем, на большой объем заимствований.
И мы идем в госдолг, мы не переужесточили нашу бюджетную конструкцию, хотя идем осторожно, но тем не менее. И на самом деле 2022 год возврат к бюджетному правилу — это не бездефицитный бюджет, это тоже бюджет, который предполагает больше 1 триллиона роста заимствований. Поэтому в данном случае, конечно, наверное, можно много обсуждать и дальше обсуждать на тему можно ли еще смягчать бюджетную конструкцию. Но кто-то говорит "да", кто-то говорит "нет".
Но, в общем, где-то есть уже красная черта, где смягчение бюджета дальше становится слишком опасным. Поэтому мы здесь выработанный в правительстве и обсуждаемый в том числе у президента вот этот компромисс, он, в общем, подразумевает достаточно большие все-таки возможности финансирования экономики за счет бюджетного дефицита, просто чтобы мы к этому подходили как бы вот с этой позиции. В этом плане Минфин существенно отошел от тех ранее занимаемых жестких позиций — это первое. Второе — по поддержке… И в этом плане мы коллег всячески поддерживаем, здесь у нас позиции и у Минфина, и у Минэкономики единые.
С точки зрения поддержки регионов. Вот те 300 миллиардов, которые были направлены, они распределялись по методике. И эта методика, это вот был принципиальный момент, который мы отстаивали, она учитывает именно выпадающие доходы регионов. Это не выравнивающая функция, не какие-то доходы, которых ни у кого никогда не было, но, что называется, просто регион там живет понятно кто-то беднее, кто-то богаче, поэтому давайте всех до одного уровня дотянем.
Это именно те регионы, которые потеряли, у которых было что-то, но они и получили. А распределение первых двух траншев, при этом если мы посмотрим, было очень неравномерно по регионам. Вначале получили регионы, у которых выпал нефтегаз, и вот кто первый столкнулся там еще по итогам апреля, и они получили деньги. Вторым траншем, как правило те регионы уже не получили, а получили регионы, до которых кризис докатился чуть позже, в том числе у кого автостроение и машиностроение, и так далее.
Вот я отдельно посмотрю по Томской области, что там за ситуация и почему это было с вашей точки зрения недостаточно учтено. Но у нас будет третий транш, и распределение идет накопленным итогом. Кравченко Давайте я на Ваше имя подготовлю отдельно записку, чтобы посмотреть, потому что это вопрос не только Томской области. Я просто к тому, что нам было очень важно как раз поддержать регионы, понятно, не топ — Москва, Питер, там понятно как бы — да, у них и запасы есть, и структура бюджета устойчивая, а поддержать вторую, третью, четвертую десятку регионов… В.
Кравченко Максим Геннадьевич, я думаю, что главный фактор здесь размер инвестиций в капитал, основной капитал региона. Если у территории, допустим, нет возможности выполнять все социальные обязательства, у нее в два раза ниже пример Томской области , тогда надо поднимать… не говорим уже о бюджетной обеспеченности.
Палата регионов одобрила кандидатуру Юрия Неёлова на должность Председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике на 335-м пленарном заседании палаты регионов. Комитет остался без председателя в апреле этого года, после того как были досрочно прекращены полномочия сенатора Андрея Молчанова. Юрий Неёлов до сих пор работал в Комитете СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам не поддержал законопроект депутатов ЛДПР о запрете продажи алкоголя в прикассовых зонах. Об этом сказано в отзыве за подписью первого зампреда комитета Сергея Рябухина, с которым ознакомились «Известия» , документ направили в Госдуму.
Речь идет о поправках в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…» 171-ФЗ , которые внесли в нижнюю палату парламента в конце февраля 2024 года. В ближайшее время их могут вынести на первое чтение, следует из базы ГД.
Заместитель председателя Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по разрешительной и контрольно-надзорной деятельности Юлия Шабала в своем выступлении сделала акцент на том, что с точки зрения открытости Ростехнадзор находится на высоком уровне и заинтересован в поддержании промышленной безопасности. Кроме того, поддержала важность дистанционной профилактики и необходимость корректировки законодательства касательно данной проблематики. По итогам встречи Вячеслав Тимченко выразил благодарность участникам за совместную работу и отметил значимость проведения подобных мероприятий, так как из каждого заседания делаются выводы, способствующие формированию законодательных инициатив. РУ — эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля.
anti-corruption.news
Интернет-портал Правительства Российской Федерации. Новости Совета Федерации. В Совете Федерации прошло заседание Комитета Совета Федерации по экономической политике на тему: «О приоритетных направлениях деятельности Министерства юстиции Российской Федерации». Пресс-конференция заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константина ДОЛГОВА по итогам работы в течение весенней парламентской сессии 2023 года. Организаторы мероприятия — Комитет СФ по экономической политике совместно с Комитетом СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитетом СФ по бюджету и финансовым рынкам. По итогам заседания будет проведено совместное совещание Совета Федерации с Министерством экономического развития, Росреестром, ФБУ «ФРЦ», по урегулированию возникшей ситуации, с целью устранения возникших проблем и приведения нормативных актов.
Заседание Комитета Совета Федерации по экономической политике
Москва, улица Ставропольская, дом 9, корпус А, квартира 22. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации Роскомнадзор Примерная тематика и или специализация: Информационная общественно-политическая и правовая информация , реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе Форма периодического распространения: сетевое издание для детей старше двенадцати лет Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в сети Интернет гиперссылка на anti-corruption. Адрес для переписки и направления письменных предложений, писем: почтовый адрес в Москве скоро будет указан.
Сенатор просит рассмотреть вопрос о поступлении дивидендов и других выплат, причитающихся уехавшим из России бизнесменам, на целевой счет для финансирования спецоперации. Доходы от управления имуществом и активами покинувших родину глав убыточных институтов развития или госкорпораций должны поступать целевым образом в бюджет на покрытие убытков этих организаций. Активы иностранных инвесторов из недружественных государств, которые Кутепов предлагает заморозить, следует направить на восстановление Крымского моста, дорог и коммунальной инфраструктуры в зоне российской спецоперации.
По его словам, проблема незавершенного строительства весьма актуальна для региона, при этом необходимость в возведении социальных объектов имеется практически во всех населенных пунктах республики. Причем пришлось начинать с уточнения сведений по количеству объектов незавершенного строительства.
Проблемы, с которыми мы столкнулись, характерны для всей страны — отсутствие на федеральном уровне нормативного регулирования вопросов незавершенного строительства, физическое и моральное устаревание объектов, сложности со списанием затрат, в том числе в связи с утерей первичных документов», — сообщил руководитель регионального ведомства. Было озвучено, что по состоянию на 1 января 2020 года в регионе числилось 1354 объекта незавершенного строительства на сумму 41,4 млрд рублей. Причем значительную долю занимают крупные объекты, строительство которых было начато за счет средств федерального бюджета. В связи с завершением реализации федеральных программ, в том числе досрочной, объекты остались без источников финансирования. Это касается в основном федеральных целевых программ «Юг России», «Жилище» и «Чистая вода». Самостоятельная достройка объектов весьма затруднительна для республики.
В документе напоминается, что законопроект устанавливает запрет на снятие поверхностного слоя земли на глубину более пяти метров. Также законопроект обязует старателей своими силами и за своей счет восстанавливать старательский участок и часть водного объекта, при этом старатель обязан направить в орган контроля декларацию о восстановлении старательского участка с материалами фото- или видеофиксации.
В Совете Федерации предложили не защищать права авторов зарубежного кино
Константин Дьяконов на Совете законодателей принял участие в заседании комиссии по вопросам экономической и промышленной политики. Костяк нынешнего состава правительства РФ наверняка сохранится после переназначения кабинета министров, за исключением «проржавевшего» финансово-экономического блока. Благодарности Председателя Совета Федерации ФС РФ Валентины Матвиенко были удостоен заместитель председателя Комитета НС КЧР по экономической политике и предпринимательству Игорь Гонов и начальник экспертного. Поэтому «комитет Совета Федерации по экономической политике не поддерживает законопроект», отмечено в его отзыве.
Комитет совета федерации по экономической политике
Читайте также: Власти решили усложнить условия для выхода иностранцев из российского бизнеса "Мы защищаем наши компании, акционерная структура которых включает компании из иностранных юрисдикций, и которые столкнулись со сложностями при принятии решений со стороны иностранных акционеров", — отмечено в телеграм-канале СФ. Накануне в Центробанке сообщили, что иностранные граждане, у которых есть вид на жительство в России, смогут разблокировать деньги на счетах "С". Об этом сообщили в Центробанке. Продавать купленные в России ценные бумаги иностранцы с ВНЖ могут свободно, для получения выплат по ним не пользуясь специальными счетами типа "С", также уточнил регулятор.
Специальный порядок исполнения обязательств перед нерезидентами введён в марте 2022 года.
Чтобы избежать этого, можно поручить коммерческим организациям проводить таксацию лесов с контролем качества со стороны "Рослесинфорга". В настоящий момент требуемые компетенции еще не утрачены, большая часть коммерческих лесоустроительных организаций переориентировалась на оказание услуг по подготовке материалов лесного планирования для лесопользователей", - сказала Людмила Талабаева в своем выступлении. По мнению сенатора, также следует заниматься подготовкой квалифицированных кадров, потому что у "Рослесинфорга" может не хватать сотрудников, имеющих профильное лесное образование.
Участники заседания предложили рассмотреть возможность перехода на двухуровневую таксацию лесов, которая заключается в проведении на первом этапе сплошной таксации дистанционным методом, на втором — наземной адресной инструментальной таксации лесных выделов для хозяйственной деятельности. Это позволит вдвое снизить стоимость работ по таксации лесов и повысить производительность труда.
Комитет Совета Федерации по экономической политике на своем заседании утвердил рекомендации «круглого стола» на тему «Эффективность мер государственной поддержки импортозамещающих отраслей на примере производства приборов отопления», состоявшегося на площадке Комитета 28 февраля 2022 года. Рекомендации «круглого стола» содержат комплексный и обширный перечень предложенных аппаратом и членами Ассоциации производителей радиаторов отопления инициатив по поддержке отрасли отечественного производства отопительных приборов и дальнейшему развитию импортозамещения на российском рынке радиаторов отопления и конвекторов, а также приоритетные и первоочередные меры по защите интересов отрасли с учетом текущей экономической ситуации.
Одна тема, чем занимается [первый вице-премьер Андрей] Белоусов — возвращение к планированию, госплану. А вторая тема — это работа с платформенной экономикой, электронными платформами и искусственным интеллектом, которые позволяют очень здорово оптимизировать тот же производственный процесс и использование трудовых ресурсов. Вот этому у нас пока не научились», — уточнил политолог. Система образования тоже будет трансформироваться. С одной стороны платформенно — удаленное образование и всё такое. С другой стороны, нам опять придется создавать профессионально-технические институты.
Комитет Совета Федерации по экономической политике
Последние новости и события в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Комитет Совета Федерации по экономической политике заслушал выступление руководителя Федеральной антимонопольной службы Максима Шаскольского на тему «Антимонопольное регулирование в изменившихся экономических условиях. Первым заместителем Неёлова стал сенатор Юрий Шамков, который занимал пост заместителя Комитета СФ по экономической политике и представляет Алтайский край. Глава комитета СФ по экономполитике предлагает главе Минпромторга также рассмотреть вопрос о проведении аналогичного эксперимента в отношении свечей зажигания, деталей подвески и рулевого управления. Коротко из выступления вице-премьера РФ Александра Новака на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике: «Если говорить о добыче нефти, мы ожидаем 527 млн тонн примерно. Активы крупных предпринимателей и глав госкорпораций, покинувших Россию после начала спецоперации на Украине, должны быть заморожены, считает глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, пишет ТАСС.
Комитет Совета Федерации по экономической политике поддержал законопроект Владимира Гутенева
Это позволит вдвое снизить стоимость работ по таксации лесов и повысить производительность труда. Также предложено разрешить арендаторам и регионам софинансирование проведения лесоустроительных работ с возможностью заказывать проведение этих работ у специализированных организаций, в которых есть аттестованные Рослесхозом инженеры-таксаторы. Кадровую проблему предложили решать путем обучения не менее 200 инженеров-таксаторов ежегодно, а также за счет повышения квалификации до этого уровня не менее 600 человек в год. В работе приняли участие сенаторы РФ, руководители и представители профильных федеральных органов власти, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, ведущих лесных вузов, бизнес сообщества. По видеосвязи участвовали представители более семидесяти регионов РФ.
Совет Федерации Глава комитета Совета федерации по экономической политике Андрей Кутепов предложил заморозить в России активы крупных бизнесменов и глав госкорпораций, которые покинули страну после начала спецоперации. В ответ на то, что Европа и США замораживают активы российских бизнесменов, из Совета Федерации прозвучала идея тоже заморозить активы. Но не европейцев и американцев, а опять же российских бизнесменов.
Эта работа продолжилась в 2023 году и потребовала существенной доработки нормативно-правовой базы. В ходе пресс-конференции особое внимание было уделено технологическому суверенитету и укреплению национального промышленного потенциала. Речь шла о развитии высокотехнологических отраслей экономики в России, переформатировании логистических маршрутов и внешнеторговых связей, межстрановой промышленной кооперации, а также о вопросах интеграции новых регионов в единое социально-экономическое пространство России.
Кроме того, поддержала важность дистанционной профилактики и необходимость корректировки законодательства касательно данной проблематики. По итогам встречи Вячеслав Тимченко выразил благодарность участникам за совместную работу и отметил значимость проведения подобных мероприятий, так как из каждого заседания делаются выводы, способствующие формированию законодательных инициатив. РУ — эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8 495 795-73-92 127410.
В Совете Федерации предложили заморозить активы покинувших Россию миллиардеров
Комитет Совета Федерации по экономической политике заслушал выступление руководителя Федеральной антимонопольной службы Максима Шаскольского на тему «Антимонопольное регулирование в изменившихся экономических условиях. 25.04.2024 в Комитете Совета Федерации по экономической политике состоялось совещание «Проблемы сдачи квалификационного экзамена оценщиками». Врио Главы Дагестана Сергей Меликов сегодня, 2 марта, принял участие в расширенном заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике. Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов выступает за заморозку активов бизнесменов и глав госкорпораций, которые покинули Россию после начала специальной военной операции (СВО) на Украине. В Комитете СФ по экономической политике прошло расширенное заседание, на котором обсуждался ход подготовки к «правительственному часу» 551-го заседания Совета Федерации. На заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике был рассмотрен и одобрен ряд федеральных законов, в том числе о продлении до конца 2033 года срока действия специальных инвестиционных контрактов в области автомобильной промышленности.
Глава Адыгеи принял участие в заседании Комитета СФ по экономической политике
Калужская область представила свои проекты на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике. Председатель комитета Андрей Кутепов отметил позитивную динамику в регионе по демографии и по рынку занятости, а в национальном рейтинге. 20 февраля в Технопарке «Сколково» пройдет расширенное заседание Комитета Совета Федерации по экономической политике. политике и природопользованию, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности закон одобрен 40. Костяк нынешнего состава правительства РФ наверняка сохранится после переназначения кабинета министров, за исключением «проржавевшего» финансово-экономического блока. Костяк нынешнего состава правительства РФ наверняка сохранится после переназначения кабинета министров, за исключением «проржавевшего» финансово-экономического блока. Председатель Комитета по малому и среднему предпринимательству Александр Демин, Председатель Комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев и Председатель Комитета по экономической политике Максим Топилин.
Кумпилов принял участие в заседании комитета СФ по экономической политике
Потому что провалились очень сильно предпринимательские доходы, доходы от недвижимости, и их восстановление будет, мы понимаем, постепенным, то есть там такого отскока, как в заработной плате, мы не ожидаем. Ситуация остается непростой с доходами населения. Вышедшие на прошлой неделе цифры по бедности это подтверждают. У нас уровень бедности во втором квартале — 13,5 процента, на 0,8 процента Росстат увеличил эту оценку.
Но рассчитываем, что в следующем году реальные располагаемые доходы полностью отыграют эти потери: прогнозируется рост 3 процента. По инвестициям. У нас улучшена оценка спада: планировали минус 10,4 процента, сейчас минус 6,6 процента.
Спад, как я уже сказал, во втором квартале достаточно умеренный, но ожидаем дальнейшего снижения во втором полугодии. Мы видим достаточно ощутимый, понимаем, нефтегазовый сектор, который сокращает естественным образом инвестиции, понимаем сферу транспорта, где упал пассажиропоток, грузопоток, понимаем ситуацию в "Российских железных дорогах", что достаточно сильно EBITDA снизилась, и, собственно, источники финансирования инвесторские тоже. Во многом замещаем это новыми финансовыми инструментами.
Вы знаете, вечные облигации разместили и так далее. Но понимаем, что за счет этого мы отчасти компенсируем это снижение, но все компенсировать не сможем. Поэтому задача перезапуска инвестиций — отдельная задача.
Тоже об этом еще скажу. Ожидаем восстановление инвестиций не ранее 2022 года. Понимаем, в 2021 году восстановление пойдет, но на докризисный уровень пока не выйдет.
По показателям рынка труда ситуация остается непростой. Уровень безработицы у нас в августе достиг 6,4 процента. На текущий момент официальная безработица — 3,7 миллиона человек.
Надо сказать, что у нас благодаря принятым вот этим антикризисным мерам по безработице соотношение официально зарегистрированной безработицы и безработицы по методологии Международной организации труда, то есть опросной безработицы, составило 80 процентов. В спокойное время, докризисное, это было 20 процентов. То есть мы легализовали значительную часть вот этой, скажем так, серой безработицы.
И это, в принципе, является, с моей точки зрения, большим позитивом, потому что мы теперь знаем этих людей, мы можем с ними работать, мы можем дальше их вовлекать в белый рынок труда. При этом надо сказать, что прирост безработицы в среднем был у нас в мае 30 тысяч человек в день, в августе — около 12 тысяч человек в день, в сентябре — менее 3 тысяч человек, то есть мы видим, что мы выходим на плато. И сейчас министерство труда активно работает с зарегистрированными безработными, разворачивая программы восстановления занятости.
И мы рассчитываем, что в среднем за год уровень безработицы составит 5,2 процента по 2021 году и к концу года опустится чуть ниже 5 процентов, то есть выйдем на естественный уровень. В целом прогноз носит, скажем так, умеренно оптимистический сценарий, характер, предполагает восстановление экономики в 2021 году и дальнейшее движение — выход на траекторию достижения национальных целей. При этом отдельно отмечу несколько акцентов, наверное, в текущей нашей экономической и бюджетной политике.
Очевидно, в следующем году будет играть свою роль вынужденное ужесточение бюджетной политики, поскольку принято решение по возврату к бюджетному правилу в 2022 году. При этом сразу скажу, что в 2020 году у нас по назначениям, если мы сравним сейчас бюджетную роспись этого года к факту исполнения 2019 года, рост назначений — плюс 24,7 процента. Иными словами мы на четверть увеличили объем бюджетных расходов федерального бюджета.
Если смотреть по кассе, то совокупные расходы бюджетной системы за восемь месяцев превысили уровень прошлого года на 16,7 процента. Плюс 3,6 трлн рублей поступило в экономику дополнительно в виде дополнительных социальных выплат, в виде субсидирования, в виде инвестиций и так далее и так далее. И во многом с этим, конечно, связано более спокойное прохождение антикризисного периода.
Нам удалось и по линии бюджетной политики провести смягчение, и мы, как видим по цифрам я уже об этом сказал , еще и не то, что не сократили, а еще и увеличили кредитование экономики. И вот за счет этого мы в общем и целом проходим эту ситуацию. В то же время в следующем году вполне естественно, что бюджетные назначения будут сокращаться.
Мы понимаем, антикризисные меры заканчиваются. Но что важно? Важно, что даже если какие-то средства в этом году будут недоосвоены а мы понимаем, что традиционно в бюджете есть какой-то уровень остатков и так далее, плюс мы не исключаем и поступление, возможно, каких-то дополнительных доходов, вы знаете, под конец года такое тоже случается , нам очень важно, чтобы все эти средства в качестве остатков перешли на следующий год и отчасти смягчили то ужесточение бюджетной политики, которое, естественно, сейчас мы в бюджете видим.
И мы понимаем, что в структуре расходов все-таки основной секвестр, который приходится традиционно на инвестиционные расходы. И мы как министерство экономики, конечно, этим озабочены, находимся в диалоге с Минфином. И поэтому вот такие вопросы тоже обсуждаем, что рассчитываем, что вот эти остатки нам позволят во многом смягчить те действия, которые были.
Отдельно, мне кажется, в зоне внимания на следующий год должны быть, конечно, региональные бюджеты. Мы тоже понимаем, что в этом году существенный объем поддержки был выделен — 300 млрд рублей, из которых 200 доведено регионам, 100 еще в резерве находятся. И мы сейчас видим, что и прогнозу видно прибыль прибыльных предприятий восстанавливается медленно.
Более того, в этом году накоплены убытки, которые, очевидно, предприятия будут, скажем так, ставить в зачет той прибыли, которая будет в следующем году. Поэтому неизбежно будет снижение налога на прибыль. Поэтому тоже правительство понимает, что поддержка регионов должна находиться в особом фокусе внимания.
Это наша общая позиция с Минфином, мы уделяем внимание. Наконец, я сказал уже, меры по поддержке инвестиций. Здесь основная наша задача — это запуск нового механизма защиты и поощрения капиталовложений.
Закон, который вы, коллеги, поддержали. Нормативные акты находятся на выпуске, уже в правительстве прошли несколько кругов согласования, рассчитываем, что вот сейчас последняя шлифовка у юристов, и они выйдут. Запрос на этот инструмент достаточно большой у бизнеса.
И мы рассчитываем, что мы при помощи этого поддержим инвестиции. Плюс у нас еще есть ряд спящих механизмов. Инвестиционный налоговый вычет, который в этом году мы не запустили в полном объеме, потому что деньги были срезаны, на следующий год деньги стоят.
Те средства, которые регионы высвободят в связи с реструктуризацией бюджетных кредитов и возможностью не возвращать кредиты в федеральный бюджет, соответственно должны пойти на поддержку инвестиций. Поэтому мы здесь все эти механизмы должны максимально задействовать. Ну и, безусловно, это поддержка малого и среднего бизнеса.
Это и поддержка занятости, и поддержка экономики. Мы тоже, сейчас обсуждая поправки в национальный проект, готовимся скорректировать основные параметры в том числе и кредитных программ, чтобы увеличить доступность кредитных программ для малого и среднего бизнеса, ну и максимально использовать те инструменты, которые мы в этом году запустили. Коллеги, я не буду уже по всем направлениям проходить.
Мы сейчас готовим очень детальный, подробный единый план достижения национальных целей с учетом тех обновленных целей, которые президент поставил перед всеми нами. Работа идет интенсивно. Срок у нас подготовки этого плана — 30 октября.
Уже какие драфты определенные есть. Правительство под руководством Андрея Рэмовича Белоусова сейчас по поручению председателя очень активно над этим работает. Я думаю, что мы тоже в соответствующее время в октябре представим на суд общественности его.
Журавлёв Во-первых, спасибо, Максим Геннадьевич, за ту многомесячную работу, которую мы вместе вели по общенациональному плану и по преодолению последствий пандемии. Спасибо за Ваше выступление. Я думаю, завтра от Андрея Рэмовича мы также услышим много интересной информации.
Хорошо, что правительство понимает, что надо ускорять освоение средств и увеличение бюджетных вложений. Хорошо, что правительство понимает, что региональные бюджеты находятся в очень сложном положении. Нам всем очевидно совершенно мы все ездим по регионам , что 300 млрд рублей — это очень мало для поддержки региональных бюджетов.
Нужно дополнительные программы софинансирования капитальных вложений разрабатывать, софинансирования федеральных средств. Нужно продолжать программу бюджетных кредитов, о чем мы неоднократно говорили. Скажу только одно: обидно, что, Максим Геннадьевич, на последнем месте в Вашем выступлении была тема малого и среднего бизнеса.
Более того, в социально-экономическом развитии в прогнозе вообще нет такого отдельного раздела, который был бы посвящен и мерам поддержки, и вообще тем параметрам малого и среднего бизнеса, к которым мы хотим прийти через один-три года. Ни количества ИП, количества самозанятых, малых предприятий. Поэтому у меня какая просьба это даже не вопрос.
Уделите, пожалуйста, в этом важном трехлетнем документе большее количество внимания малому бизнесу, в том числе налоговых стимулов, которые должны создать хребет экономики в виде малого и среднего бизнеса, бесшовного перехода, о чем мы говорили и говорим, и, если можно, поподробнее, чтобы и в документе это было, и в завтрашнем выступлении Андрея Рэмовича. Ну и в завершение я просто хотел сказать, что у нас, коллеги, тема с вами о прогнозе социально-экономического развития в условиях реализации общенационального плана действий. Насколько я понимаю, общенациональный план действий формально пока не утвержден.
Поэтому, Андрей Викторович, надо нам принять решение: либо мы тему оставляем ту, которая есть, и Максим Геннадьевич нам расскажет сейчас, когда общенациональный план действий будет утвержден формально правительством, либо мы должны скорректировать эту тему. Максим Геннадьевич, когда он будет утвержден? Завтра на правительстве будет обсуждаться этот вопрос?
По крайней мере, есть установка рассмотреть общенациональный план восстановления экономики. Но по большому счету это тот план, который уже больше чем на половину реализован, потому что он у нас был подготовлен еще в июне, как вы знаете, там детальная была проработка, представлен президенту и по поручению руководства, правительства мы его реализовывали даже без утверждения. Сказали: есть, все правильно.
В начале заседания Михаил Дегтярев отметил: несмотря на санкции и вызовы 2022 года, экономическую и социальную ситуацию в регионе удалось стабилизировать. При поддержке федерального центра наши заводы начали активно вкладывать средства в замену импортного оборудования и программного обеспечения, использовать механизмы льготного финансирования. Заметно наращивается кооперация в рамках обратного или реверс-инжиниринга, — рассказал губернатор. В свою очередь, председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов подчеркнул, что Хабаровский край — богатейший регион.
На ее долю приходится 87 процентов производства хлопчатобумажных тканей, 92 процента — медицинской марли, 71 процент трикотажных и вязаных полотен, 41 процент спецодежды. В наиболее острый период пандемии в апреле-мае 2020 года предприятия региона быстро перестроились, подставили плечо российскому сектору здравоохранения и произвели большое количество медицинских масок, более одного миллиона защитных костюмов для врачей страны. Губернатор отметил, что предприниматели Ивановской области быстро приспособились к новым реалиям, и в 2020 году регион возглавил рейтинг региональных продавцов в стране после Москвы и Санкт-Петербурга в сфере онлайн торговли в легкой промышленности.
Участники заседания обсудили вопросы состояния легкой промышленности, перспективы развития отрасли, а также меры федеральной поддержки, необходимые для создания конкурентоспособных условий для отечественных предприятий легпрома. По итогам заседания будут подготовлены рекомендации в адрес Правительства.
Поставленная задача по актуализации материалов лесоустройства в объеме не менее 30 млн гектаров ежегодно в ближайшие три года решена не будет. Это связано с тем, что большую часть работ по лесоустройству ранее выполняли частные организации. Принимая во внимание, что вместе с централизацией полномочий по проведению лесоустройства, штатная численность таксаторов Рослесинфорга не была увеличена пропорционально потенциальному объему работ, в ближайшие годы в Приморском крае ожидается резкое устаревание материалов лесоустройства. Чтобы избежать этого, можно поручить коммерческим организациям проводить таксацию лесов с контролем качества со стороны "Рослесинфорга". В настоящий момент требуемые компетенции еще не утрачены, большая часть коммерческих лесоустроительных организаций переориентировалась на оказание услуг по подготовке материалов лесного планирования для лесопользователей", - сказала Людмила Талабаева в своем выступлении.