Главная» Новости» Социология кем работать зарплата. Социолог кто это и чем занимается, описание профессии, обязанности и качества для исполнителя, плюсы и минусы работы, профессиограмма специалиста, зарплата. описание, плюсы, минусы, зарплата, где получить. О работе социолога, будущем профессии и ее. Сами социологи говорят, что учиться по этой профессии имеет смысл, только если в дальнейшем вы планируете жить в мегаполисе.
Социология перспективы профессии. Профессия социолог
Профессия социолога связана со сбором, обработкой и анализом информации об общественных процессах, с выявлением определённых закономерностей общественной жизни. Профессия Социолог в вузах России: где получить профессию Социолог, чем занимаются специалисты (обязанности), зарплаты, перспективы и многое другое о профессии Социолог. Социолог Виктор Вахштайн рассказывает, откуда берутся социологи, чему и как их учат и зачем они нам нужны. Специалисты в области социологии делятся на два типа: ученые-социолог и прикладные социологи. Кто такой социолог и чем занимается? социология кем работать. Описание профессии социолог, требования к специалисту, востребованность профессии, преимущества и недостатки Социолог — это специалист, который занимается исследованием общества и его отдельных.
Каждый третий верит в способность предсказывать судьбу: интересные факты о социологии
Кто такие социологи и какие задачи они выполняют? | миниатюра Кто такой социолог. Социолог – в чем специфика деятельности? |
Социолог: кто он - чем занимается, где работает и сколько получает | Социолог; Он изучает общество и социальное поведение, исследуя процессы, разрабатываемые отдельными людьми, культурами, организациями и социальными институтами. |
Кто такой социолог, и с чем его едят — Елизавета Олейникова — Наши авторы Почитайте — | Подробное описание специальности «социолог»: кто это, что он делает, в какие вузы нужно поступать. |
Социолог — профессия любознательных граждан | Социолог специализируется в области экономической социологии, социологии права, социологии международных отношений и др. |
Подробное описание профессии социолога от поступления до уровня зарплат и мест работы
Кто такой социолог – обзор профессии. Социолог – это специалист, который занимается анализом общества, опирается на факты, явления и статистику, работает с отдельными группами социума и взаимодействиями между представителей разных групп. Кто такой социолог, чем он занимается, как стать социологом Зарплата 2022. это наука об обществе, а социолог - это Радио Sputnik, 14.11.2021. Кто такой социолог. Социолог – это специалист, который занимается описанием, анализом и оценкой проблем, настроений, явлений, событий и фактов в жизни общества или отдельных социальных групп. Кто такой социолог и чем занимается? социология кем работать. Средняя зарплата социолога с ученой степенью составляет 28 000 рублей.
Обзор профессии социолога
Где учат на социолога Специалист в области социологии должен получить профессиональное высшее образование. Он должен непременно знать базовые знания из области гуманитарных наук, социально-экономических и сферы управления. Будущих специалистов учат работать с базами данных, собирать, анализировать и структурировать полученную информацию. Чтобы развивать карьеру, опытные профессионалы советуют сразу после вуза переехать в большой город: там больше перспектив. Подходящие варианты для этого — Москва и Санкт-Петербург. Во-первых, там находится большинство специализированных вузов, где получают социологическое образование.
Это внесение в социальную среду постороннего фактора и наблюдение за последующими изменениями; анализ и сравнение установленных фактов контент-анализ — предполагает сбор информации с любых носителей и ее статистическую обработку; опрос — устное или письменное опрашивание людей на предмет исследования; экспертный опрос — опрашивание «знающих» членов общества например, биологов, врачей или юристов ; интервью — это общение с респондентом опрашиваемым на конкретно заданную тему; социометрия — опрос внутри малой группы как школьники относятся к ЕГЭ? До этого момента социальные явления рассматривались преимущественно в контексте метафизического подхода , гласящего примерно следующее: каждый человек живет в своей персональной, самостоятельно выдуманной реальности. Такое осмысление явлений общества фактически оставляло ученым лишь позицию наблюдателя. Но в начале 20 столетия объектом и предметом социологии становится развитие и прогнозирование социальных процессов, а не просто их наблюдение и фиксация. Задачи социологии Данная наука «преследует» 3 основные задачи: Решение научных проблем, вытекающих из знаний о мире, которые постоянно обновляются. Здесь же можно отметить разработку новых социологических методов исследования. Изучение процесса преобразования социальной действительности — анализ способов воздействия на нее. Формирование социологического мышления в обществе. Что это значит: видение очевидных объективных вещей, отказ от стереотипов ; возможность «трезво» оценивать возникающие препятствия; мотивация активной гражданской, социальной и политической позиций; понимание других личностей; Функции социологии Функции социологии основаны на ее задачах и представлены учеными в следующем виде: Теоретико-познавательная — теории, раскрывающие суть социальных процессов. Благодаря этой функции, мы узнаем что-то новое о себе, других, о том, что происходит между нами и обществом. Прикладная — дает готовые решения в той или иной ситуации. Прогнозирование и контроль — предупреждение общественных тенденций.
Рабочее место Места, где работают социологи, различны: это СМИ, рекламные и PR-компании, консалтинговые компании и социологические аналитические центры. Также эти специалисты востребованы в государственных и муниципальных органах власти. Читайте также.
Социологи образования: Фокусируются на исследовании образовательных систем и процессов. Криминологи: Изучают преступность, ее причины и последствия. Социологи политики: Исследуют государственные и общественные программы социальной поддержки. Социологи здоровья и медицины: Изучают социальные факторы, влияющие на здоровье и здравоохранение. Какими качествами должен обладать социолог? Социолог должен обладать следующими качествами: Глубоким пониманием социальных процессов и явлений. Аналитическим мышлением для интерпретации данных и проведения социологических исследований. Отличными наблюдательными способностями для изучения социальных взаимодействий и поведения людей. Коммуникативными навыками для проведения интервью, опросов и других методов сбора данных. Умением работать с большим объемом информации и проводить качественный анализ полученных результатов. Эмпатией и пониманием разнообразных социокультурных контекстов. Объективностью и нейтральностью при изучении и анализе социальных явлений. Творческим подходом к решению социологических задач и проблем. Кому подходит профессия социолог? Профессия социолога подходит для людей, увлеченных изучением общественных явлений, социокультурных процессов и взаимодействия людей в обществе. Социолог должен обладать аналитическим мышлением, способностью к систематизации информации и интересом к изучению социальных тенденций. Также важно иметь навыки работы с данными и методами социологического исследования. Принимая во внимание особенности этой профессии, будущему социологу следует быть готовым к работе в команде, уметь эффективно общаться с разнообразными социальными группами и быть открытым к разнообразию мнений и точек зрения. Также важно иметь чувство социальной справедливости и этические принципы при работе с данными и информацией о людях. Перед тем как утвердительно ответить себе на вопрос "кем я хочу стать", рекомендуем подготовиться к выбору профессии и сделать этот выбор осознанным. Какие плюсы и минусы профессии социолог? Плюсы профессии социолога включают понимание социальных процессов и явлений, возможность влиять на общественные изменения, глубокий анализ социокультурных тенденций, широкий спектр профессиональных направлений от исследований до консультирования , а также возможность работы в различных секторах, включая образование, государственный сектор и бизнес. Минусы профессии социолога включают нередко непостоянные и нестабильные рабочие условия, ограниченные возможности карьерного роста в определенных сферах, необходимость проведения многочасовых исследований и анализов, а также некоторую сложность в демонстрации конкретных результатов своей работы в виде непосредственной прибыли или продукта.
Кто такой социолог — какая польза для общества
И мы все принимаем в нем некоторое участие, независимо от того, считаем мы себя людьми религиозными или нет. Например, есть ряд вещей, которые мы никогда не будем есть, хотя знаем, что они, в принципе, могли бы быть съедобными, и на свете существуют люди, которые готовы их есть. Наконец, самый очевидный опыт — мы все участвуем в праздниках. Праздники обозначают воспроизводство сакрального в нашей жизни. Расшифровка Казалось бы, социология ничего не может сказать о происхождении нашего знания. Социология способна объяснять, откуда берется наше мнение, наше представление, почему люди верят в те, а не другие вещи, — но разве может социология что-то сказать по поводу того, что мы надежно знаем? Мы познаем окружающий мир опытным путем, ставим над ним какие-то эксперименты и в дальнейшем совершенствуем понимание того, как мир вокруг нас устроен. Кажется, социологии нет здесь никакого места. Давайте подумаем, как устроена такая модель знания.
Во-первых, она является кумулятивной, то есть знание понемногу накапливается. Мы знали когда-то гораздо меньше, потом знаем все больше и больше и понимаем, что в дальнейшем будем знать еще больше. На вопрос, каким образом устроено это познание, всегда отвечала философия науки. Важной поворотной точкой в середине XX века стала идея австрийского философа Карла Поппера о том, что верификационизм — это очень неудачная модель объяснения того, каким образом мы познаем, и на самом деле через верификацию невозможно ничего познать. Подумаем, как устроен принцип верификации. Допустим, мы говорим: «Все лебеди белые». Дальше мы идем и встречаем белого лебедя. Если мы придерживаемся верификационистской модели, то это наблюдение поддерживает нашу теорию и мы можем считать, что она верна.
Но то, что мы встретили белого лебедя, на самом деле ничего не говорит нам о том, бывают ли еще какие-нибудь лебеди. В самом деле, исторически получилось так, что открытие черных лебедей случилось гораздо позже, чем открытие белых лебедей, и люди долгое время полагали, что лебедь — это белая птица. Мы ищем небелых лебедей — потому что если мы найдем небелого лебедя, мы фальсифицируем эту теорию. Первым человеком, который задал социологические вопросы по отношению к этому знанию, был американский социолог Роберт Мёртон. Мёртон сказал, что у ученых есть определенная этика и у этой этики есть четыре основные составляющие. Эти правила он назвал универсализмом, незаинтересованностью, организованным скептицизмом и, как он написал в кавычках, «коммунизмом». И, наконец, принцип «коммунизма» говорит, что знание принадлежит всем, у него нет никакого хозяина. Благодаря Мёртону в социологии науки возникла программа исследования того, в какой степени те или иные реально существующие научные институты соответствуют или не соответствуют этим принципам.
Это позволяло Мёртону объяснять, почему, например, в фашистской Германии удалось создать такую науку, которая реально не работала на приумножение знания. Этот подход сменился другим благодаря работе, которую написал философ науки Томас Кун. По Куну, существует так называемая нормальная наука — та наука, которой занимаются ученые в своей обычной жизни. Какое-то время эта программа, которую он назвал парадигмой, более или менее устойчива, а потом ей на смену приходит другая программа. Именно таким образом возникают научные революции. И объектом нашего непосредственного интереса является то, каким образом происходят эти революции, что делают те люди, которые являются инициаторами этих революций и которые являются пионерами новых парадигм. За эту мысль зацепились многие социологи.
Сбор данных, пополнение статистики 2 «А откуда бы еще узнавали статистику? Обеспечение социальной защиты, заботы о людях 2 «Забота о пенсионерах»; «как-то пообщаться с человеком и помочь»; «наблюдает пожилых людей, оказывает помощь»; «оказывают социальную помощь нуждающимся»; «они за всех переживают, помогают людям»; «они о чем-то хлопочут»; «помогают тем людям, которые не могут двигаться или просто сильно старые»; «помощь людям больным, престарелым, помогают им, покупают продукты, лекарства»; «соцработники приносят пользу людям пожилым».
Анализ полученной информации 1 «Анализ всего этого»; «анализируют все услышанное»; «выявить какие-то тенденции»; «изучают и преподносят данные»; «они делают выводы»; «просчитывает». Приносят пользу в целом 1 «Без социологов сейчас нельзя обойтись»; «большую»; «все работы приносят пользу»; «для чего-то же придумана»; «какая-то польза есть»; «положительную»; «приносит пользу, и все». Прогнозирование развития общества, государства, человечества 1 «Возможность прогнозировать на будущее»; «информация о будущем человечества»; «на основе анкетирования создают прогнозы для развития общества»; «прогноз будущего государства»; «прогнозы на будущее дают на основе настоящего»; «прогнозы на будущее, уверенность в правильности развития общества»; «умные прогнозы сделают и помогут». Публикация данных социологических исследований 1 «Выносят, делают доступными данные своих исследований, человек может проследить, что в мире происходит, задуматься»; «данные в новостях потом говорят»; «донести знания до людей»; «из СМИ мы узнаем результаты соцопросов»; «каждый день смотрим телевизор, узнаем, сколько думает так и сколько эдак»; «озвучиваются результаты опросов»; «передачи разные показывают»; «результаты опросов передают на ТВ». Рейтинг политиков 1 «В стране нужно знать, за кого люди голосуют»; «информируют людей о популярности того или иного политика»; «можно прогнозировать, как люди будут голосовать на выборах»; «мы узнаем, сколько людей поддерживает какого-то политика»; «озвучивает проценты доверия политикам, рейтинги»; «определяют рейтинг политиков, партий».
Профессия «Социальный психолог» Профгид В коммерческой компании социолог занимается различными маркетинговыми исследованиями, прямым маркетингом, продвижением товаров или услуг.
Занимается он и вопросами раскрутки продукции, оценивая эффективность рекламных кампаний, а также составляя рейтинги СМИ. Уникальное предложение.
Чем занимается социолог Обязанности такого специалиста различаются в зависимости от выбранной отрасли. Преимущества и недостатки профессии Работа социолога имеет множество достоинств.
Дипломированный социолог может работать аналитиком, политтехнологом, маркетологом , HR-специалистом или на другой должности. В процессе деятельности социолог осваивает новые технологии и методы исследования, углубленно изучает психологию, статистику и прочие смежные сферы. В навыках и умениях социологов сегодня заинтересованы практически все организации: от коммерческих фирм до государственных органов власти. Ученые-социологи могут преподавать в университетах и участвовать в исследовательских программах международного уровня.
Специфика деятельности социолога предполагает близкие контакты с руководителями компаний, знаменитыми политиками и другими значимыми фигурами.
«Социолог – профессия XXI века». ПрофКом
14 ноября - День социолога. История профессии и особенности праздника. Кто такой социолог? | Кто такой социолог? Социолог — квалифицированный специалист, профессионально анализирующий, оценивающий и описывающий явления и проблемы, которые происходят как в обществе в целом, так и в отдельных группах. |
Что такое социология? | Кто такой социолог? Социолог — квалифицированный специалист, профессионально анализирующий, оценивающий и описывающий явления и проблемы, которые происходят как в обществе в целом, так и в отдельных группах. |
Последние новости социологии и статистики сегодня | Спрашивают не только социологи – кто угодно начинает спрашивать, часто неквалифицированно, с огромными ошибками и нарушениями методологии. |
Профессия «cоциолог»
Последние новости социологии и статистики сегодня | Социолог — специалист, получивший профильное высшее образование. социология что за профессия Кафедры социологии обычно входят в систему гуманитарного знания. |
Ответы : Что это за профессия такая социолог? Кем работать? | Социолог — специалист, получивший профильное высшее образование. социология что за профессия Кафедры социологии обычно входят в систему гуманитарного знания. |
Социолог кто это такой и чем занимается. Особенности профессии. Качества специалиста
Другими словами, социология «дает голос», возможность «быть услышанными» тем, кто обычно остается за бортом внимания и общественных дискуссий. Функции социолога в коммерческих организациях сводятся к изучению экономических составляющих производственного процесса. Чтобы стать социологом, необходимо получить высшее образование в социологии или смежной области, такой как социальная работа или антропология. Сами социологи говорят, что учиться по этой профессии имеет смысл, только если в дальнейшем вы планируете жить в мегаполисе. Социолог специализируется в области экономической социологии, социологии права, социологии международных отношений и др. Социология находится на стыке точных и гуманитарных наук. Сначала социологи получают данные, потом их подсчитывают с помощью математических методов.
Профессия социолог, кто такой социолог
Социолог занимается изучением общества. В общем виде выделяют теоретическую социологию, которая предлагает объяснительные модели функционирования общественных систем, и практическую социологию, направленную на решение конкретных проблем. Смотрите онлайн Кто такой социолог? 2 мин 23 с. Видео от 29 ноября 2023 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! Кто такие свитчеры и почему сотрудники в зрелом возрасте начали резко менять профессию. Другими словами, социология «дает голос», возможность «быть услышанными» тем, кто обычно остается за бортом внимания и общественных дискуссий. Главная» Новости» Социолог профессия чем занимается зарплата. Специалисты в области социологии делятся на два типа: ученые-социолог и прикладные социологи.
Что такое социология?
Исходя из той сферы, в которой работает данный специалист, он имеет свое название. Это может быть маркетолог, аналитик и т. Если рассмотреть профессию социолог в более широком масштабе, то можно сказать, что социолог — это ученый, который с помощью различных методов обработки данных, может составить картину развивающегося общества. Социолог в итоге может выявить причину негативного явления в обществе и разработать план по улучшению ситуации.
Получить специальность «Социология» можно как в государственных, так и негосударственных вузах.
Но самой большой популярностью у абитуриентов пользуются несколько учебных заведений: Государственный университет управления ГУУ , Государственный университет — Высшая школа экономики ГУ-ВШЭ , Московский государственный университет им. Ломоносова МГУ им. Здесь самый высокий вступительный конкурс. По словам Марианны Румянцевой, руководителя направления рекламы и PR «Агентства Контакт», выпускники именно этих вузов востребованы работодателями — их социологические факультеты считаются самыми сильными.
Чему учат В ведущих вузах студентам стараются дать разносторонние знания о жизни общества. Помимо гуманитарных и точных наук, вы будете изучать социологию управления, рекламы, культуры, образования, семьи и т. Познакомитесь с разными научными школами, освоите методы подготовки и проведения соцопросов, анализа полученной информации. Вас научат работать с базами данных, электронными таблицами, статистическими пакетами.
На старших курсах вы сможете участвовать в выполнении реальных заказов и проводить собственные научные исследования. Александр Чепуренко, декан факультета социологии ГУ-ВШЭ: — Мы готовим не ученых, которые будут сидеть в кабинетах и рассуждать о превратностях бытия, а социальных аналитиков, способных работать в бизнесе, политике, государственном управлении. Они знают, как и какую информацию следует собрать, каким образом ее можно обработать и проанализировать. Разные акценты Определитесь заранее, каким именно направлением социологии вы хотели бы заниматься.
Если больше привлекает работа по исследованию рынка товаров и услуг, поступайте в вуз, который дает широкую экономико-математическую подготовку. В этом случае можно выбрать специализации «экономическая социология», «социология маркетинга» и т. А еще ведь есть и прикладные дисциплины. В РГГУ тоже акцент делают на связи социологии прежде всего с экономикой, хотя специализации здесь самые разные.
Читайте также: Развивающее занятие по профориентации 9 класс «Кем быть? Или выбор будущей профессии» Для тех, кому интереснее изучать общественное мнение и делать политические прогнозы, лучше поступать в вузы, где есть специализации «социология и психология управления», «социология политики», «социология общественных связей». Такие варианты предлагают Московский педагогический государственный университет МПГУ , Институт гуманитарного образования, Университет Российской академии образования и др. Вас научат грамотно задавать вопросы, анализировать мнения людей и видеть скрытый смысл в высказываниях респондентов.
Социология «на любой вкус» есть в МГУ им. Ломоносова, который предлагает специализации на тринадцати кафедрах: социология безопасности, семьи, международных отношений и др. Преимущество — в «языке» Знание иностранных языков — дополнительное преимущество для любого специалиста. При прочих равных условиях в международных компаниях отдадут предпочтение выпускнику «с языком».
Ведущие вузы это понимают. Студенты социологического факультета МГУ им. Ломоносова могут в течение четырех лет изучать английский, немецкий, французский, испанский, итальянский или китайский язык и получить дополнительную квалификацию — «переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Большое внимание уделяется иностранным языкам в РГГУ.
Преподаватели по самым разным предметам приветствуют чтение студентами научной литературы в оригинале. В ГУУ на изучение иностранных языков отводят целых 800 часов — это намного больше, чем предусмотрено госстандартом. А студенты старших курсов ГУ-ВШЭ способны слушать и понимать лекции зарубежных профессоров без переводчика. С анкетой в руках Во время практики студенты младших курсов обычно работают интервьюерами в «поле»: опрашивают людей на улицах, предприятиях, в магазинах и по телефону.
Предварительно под руководством преподавателя они составляют опросники и анкеты, в которых нужно ставить «галочки» и цифры. Затем информацию анализируют и делают выводы: чем живет общество. Старшекурсники в состоянии провести компьютерный анализ данных и составить итоговый отчет по исследованию с прогнозами и рекомендациями. Многие студенты после практики остаются работать в этих компаниях.
По словам Ольги Черниченко, руководителя отдела исследований медицинского и фармацевтического рынков GFK RUS, в компании регулярно появляются новые вакансии: за несколько лет количество сотрудников в отделе увеличилось в три раза. Студенты социологического факультета РГГУ участвуют в предвыборных, маркетинговых, рекламных кампаниях. В МГУ им. Ломоносова практика зависит от специализации: те, кто выбрал «гуманитарную» социологию, проходят ее в прессе, на телевидении, в центрах по планированию политических кампаний, семейных консультациях.
С экзаменами и без В негосударственный вуз можно поступить, пройдя тестирование. В государственном придется сдавать три-четыре экзамена. Это могут быть обществознание, история, иностранный язык, русский язык или сочинение , математика — в разных сочетаниях. Кстати, математика почти всегда есть в перечне вступительных испытаний вузов, которые предлагают специализацию «экономическая социология».
А иностранный — там, где развиты международные связи и хорошее знание языка студенту понадобится уже во время учебы. У способных абитуриентов есть шанс попасть в вуз без экзаменов. В негосударственных это сделать проще — достаточно успешно окончить полугодовые или интенсивные от одного до трех месяцев подготовительные курсы. В большинстве случаев выпускное тестирование на таких курсах приравнивается к вступительным экзаменам.
Будете хорошо учиться, сможете продлить «льготный» период и дальше. Крупные госвузы проводят собственные олимпиады. На соцфаке МГУ им. Ломоносова такая олимпиада по обществознанию носит название «Ломоносов-2006» в этом году, соответственно, «Ломоносов-2007».
Факультет социологии: что изучает Что такое социология? Этот термин пришёл к нам из латинского и греческого языков: societas лат. Существует два направления изучения общественных явлений: научные исследования; прикладные изыскания. Социологи изучают информационные технологии, чтобы точно анализировать данные Научные исследования в социологии нужны, чтобы изучать и объяснять социальные явления, происходящие в разных областях жизни. Для этого учёные-социологи используют различные методы исследований , которые помогают оценить качественные изменения наблюдение и подробное описание явлений и количественные статистический анализ. А результаты описывают в академических трудах. А вот социологи-практики занимаются изучением реальных социологических показателей: проводят опросы, запускают различные исследования, организовывают наблюдения за людьми и конкретными аспектами их жизни.
Неиндустриальные, или традиционные общества существовали до XIX века и исчезли с индустриализацией [161]. Развитие человеческих общностей является предметом дискуссий [162]. Идея развития предполагала конечную цель позитивное общество Конта или коммунизм Маркса , внутреннюю обусловленность процесса и различные этапы, а также моральные представления о прогрессе как движении по пути улучшений, освобождения или самореализации [163]. На развитие общества влияют окружающая среда, политическая организация и культурные аспекты [164]. Первые цивилизации возникали в плодородных регионах, в дальнейшем большее значение приобретает тип политической организации, хотя прямой связи между политическим и экономическим устройствами нет. Среди культурных факторов — религия, системы коммуникации и роль личности в истории общества. Как отмечает Гидденс, главный критерий социальных изменений — различия в социальных институтах [165]. Маркс придерживался материалистического понимания истории : социальные изменения определялись развитием производства, экономики, а не ценностями или убеждениями. История человечества представляла собой историю борьбы классов и последовательной смены способов производства [37]. Вебер, полемизируя с экономическим детерминизмом, выдвинул на первый план религиозные идеи [166]. Развитие общества часто понималось как возрастание структурной и функциональной дифференциации [163] , как эволюция от простого к сложному, от однородного к гетерогенному [167]. Структурализм отрицал социологические теории социальных изменений и развития, считая исторические объяснения идеологическими конструкциями [93]. Современная социология акцентирует роль человеческих действий в социальных изменениях, отказываясь от детерминизма и фатализма [168]. Конвейерная линия Генри Форда фото 1913 года Эпоха модерна , или современности, согласно Гидденсу и Ф. Саттону, датируется с середины XVIII века до середины 1980-х годов [169] и включает радикальные экономические, политические и культурные изменения [170] : рационализацию, секуляризацию , демократизацию, индустриализацию, возникновение капитализма, урбанизацию и урбанизм, эмансипацию, индивидуализацию, подъём науки [171] [172]. Среди социологов нет согласия по объяснению этих изменений и значимости тех или иных факторов [173]. Классики подчёркивали разрыв с традиционным обществом: переход от механической к органической солидарности Дюркгейм , от феодализма к капитализму Маркс , процесс рационализации Вебер [162]. Промышленная революция в Англии в конце XVIII — начале XIX века, затем — в других странах Европы и Северной Америки заменила человеческий и животный труд машинным с использованием «неживых» источников энергии электричество, пар и др. В XIX веке в ходе интенсивной урбанизации люди переселялись из сельской местности в города для работы на крупных предприятиях [174] [175] , на основе технологического прогресса и использования природных ресурсов возникло индустриальное общество [176]. Формальная рациональность [К 6] связывалась с ориентацией индивида актора на средства и цели. Рационализация включала развитие науки, техники и бюрократии. Вебер считал рационализацию всё большего числа социальных сфер и институтов всемирно-историческим процессом, без которого невозможно понять современное общество, но не связывал её с прогрессом, допуская возможность « железной клетки »: повторяемость и предсказуемость действий ведёт к утрате индивидуальности, свободы и смысла. Идеи Вебера развивались многими социологами, хотя его оценки неоднократно оспаривались [178] [179] [180] [181] [182]. Рационализация трактовалась как увеличение самоконтроля и управления миром, расширение «процесса цивилизации» Элиас ; как движение в сторону тотального контроля и одномерности человека , господства обезличенной объективности Г. Маркузе [183]. Хабермас, признавая негативные последствия рационализации утрата смысла , усматривал в рациональной коммуникации возможности для эмансипации достижение консенсуса в дискуссии через аргументацию как основа демократии [184] [185]. Фуко критиковал экспансию рациональности в социальных науках, которую связывал с возрастанием техник власти и формированием субъекта «субъективация» [186]. Позднее подвергались сомнению как наличие формальной рациональности в организациях сетевого типа, так и идея расколдовывания, поскольку религия в начале XXI века переживала возрождение [187]. Современные общества основаны на разделении труда , с растущим количеством профессий и специализации. По Дюркгейму, индивидуализм становится коллективной ценностью и создаётся новый тип социальной интеграции на основе расширения экономической взаимозависимости [188] [189] [190]. Процесс дифференциации затрагивает труд, социальные группы, сети коммуникаций, нормы, роли и статусы, стратификацию и др. Его ответ был функционалистским, разделение труда обеспечивало интеграцию [190]. Парсонс возвёл социальную интеграцию в ранг абсолютного морального критерия, этой задаче подчинялась дифференциация. Бурдьё связывал дифференциацию различных социальных полей [fr] с трудностями адаптации индивидов и эмпирически исследовал множественные конфликты в центре современного общества [191]. Идея дифференциации через автономию социальных подсистем доведена до предела у Лумана: невозможность моральной интеграции современного общества оставляет место только для контингентности [192]. Вебера Экономическую систему, возникшую на Западе и основанную на рыночном обмене и производстве прибыли, часто называют капитализмом. Капитализм характеризуется распространением товарного производства, монетизацией экономических отношений и экспансией экономики в остальные области социальной жизни. Хотя элементы капитализма существовали и ранее например, в торговле , становление капиталистических отношений относят к XVI—XVII векам [193]. У социологов нет единого мнения о капитализме, наиболее влиятельным подходом остаётся теория Маркса, который выделял капитал любой актив и наёмный труд, отмечая роль первоначального накопления , последующую эксплуатацию, неравенство, прямой конфликт между господствующим классом буржуазией , владеющим средствами производства , и пролетариатом [194] [195]. Для Маркса буржуазное общество завершало развитие человеческих обществ перед приходом коммунизма; он считал, что революция трудящихся заложит основы более гуманной системы производства, удовлетворяющей потребности всех. Большинство социологов полагают, что Маркс недооценил адаптивность капитализма, его прогноз о революции и крахе капитализма не реализовался; в этой связи Р. Дарендорф 1959 отметил распыление класса буржуазии, повышение уровня жизни, рост количества и влияния рабочих организаций, расширение правовой защиты. Ряд социологов считает, что анализ Маркса сохраняет актуальность [195] [200]. Развитие капитализма включало семейный капитализм в XIX веке, управленческий капитализм, капитализм всеобщего благосостояния в XX веке; в основе современного институционального капитализма — взаимное владение акциями в корпорациях. В начале XXI века капитализм существовал в подавляющем большинстве стран мира [195]. Современные дебаты о капитализме отмечены влиянием двух противоположных подходов, Ф. Хайека и К. Поланьи , которые представляли рыночный идея свободного рынка и социальный либерализм тезисы Поланьи о двойном движении и укоренённости [en] экономики в социальной жизни [201]. Модерн характеризуется колоссальным ростом богатства в некоторых странах и большим равенством во многих областях социальной жизни [204]. Многие учёные [К 7] считали чертами общества модерна динамизм, постоянные изменения образов мира и представлений об индивиде, восприятия пространства и времени; ускорение ритма жизни, часто связанное с жизнью в большом городе; раскол субъекта и фрагментированность человеческого существования; множественность точек зрения и неуправляемых ситуаций [205]. Консьюмеризм стал возможным ввиду доступности кредитов, с 1960-х годов констатируется зависимость общества от консьюмеризма. Консьюмеризм, а не работа, в большей степени конструирует идентичность, даёт ощущение свободы выбора, не столько в использовании потребительских товаров , сколько в ожидании, поисках и желании [206] [207]. Ряд авторов отмечали переход от «парадигмы производства» к «парадигме потребления», от массового производства к гибким, менее стандартизированным моделям от фордизма к постфордизму , этот подход оспаривался [208] [209]. Возможно, эти изменения преувеличены, поскольку создание технологий зависит от промышленного производства [210] [211]. Часть авторов считает, что во второй половине XX века [203] или с 1970 годов [212] произошёл переход от общества модерна к постмодерну, который отражает больший плюрализм и разнообразие [212] , относительность знания: культурные изменения подорвали процесс рационализации и институты модерна [213] , веру в науку и уважение к авторитетам [214]. Другие черты — ослабление национальных государств и экономик, риск, неопределённость, вторжение консьюмеризма и популярной культуры в повседневность и т. Эти же характеристики приписывают и модерну [215] , поэтому понятия можно рассматривать как взаимодополнительные [216] , например, в рамках позднего модерна [en] [К 9] , «незавершённого проекта» модерна Хабермас , «текучей» современности Бауман [218] , «множественных модернов» Ш. Эйзенштадт и т.