Бабушка будущего поэта, Елизавета Алексеевна, которой пришлось воспитывать мальчика с раннего детства, принадлежала к известному роду дворян Столыпиных. Михаил Лермонтов и министр Петр Столыпин были троюродными братьями. Воспитание Михаила Юрьевича Лермонтова. Кто воспитывал м ю лермонтова. Мать М. Лермонтова умерла очень рано, когда мальчику не было ещё и трёх лет. Юрий Петрович, отец Миши, хотел взять ребёнка и воспитывать самому. Интересные факты из жизни Лермонтова. Достоверно известно, что у Лермонтова имеются шотландские корни. Возвращаясь к Пушкину, надо заметить, что в его жизни огромную роль сыграла няня. Воспитание Михаила Лермонтова — это пример того, как влияние родителей может сыграть важную роль в формировании личности и творческого потенциала.
Родители поэта
- Биография Михаила Лермонтова
- Кто воспитывал писателя М.Ю. Лермонтова: — ответ на тест
- Поэт он был, конечно, великий. Но пулю свою получил по делу | Пикабу
- Кто воспитывал писателя М.Ю. Лермонтова: - ответ на тест
- Над Лермонтовым надо думать, мучиться и плакать
Усадьба Тарханы. Детство Миши Лермонтова
Кто воспитывал м лермонтова | Известный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в ночь на 15 октября (3 октября по старому стилю) 1814 года. |
Лермонтов - биография | Воспитание. М. Ю. Лермонтов в возрасте 3-4 лет. |
Поэт он был, конечно, великий. Но пулю свою получил по делу | Пикабу | Читать онлайн книгу «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова» автора Павел Висковатов.«Горячо любила Михаила Юрьевича Лермонтова воспитавшая его бабка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, и память о ней тесно связана с именем поэта. |
Бабушка Михаила Лермонтова | Воспитание Лермонтова кратко. Лермонтов о воспитании детей. |
Кто воспитывал лермонтова
кто воспитывал Михаила Юрьевича Лермонтова. Лермонтова воспитывала бабушка по материнской линии. великий русский поэт и писатель, проживший такую короткую жизнь, всего 26 лет, но сумевший за это время внести огромный вклад в русскую литературу. Воспитание и обучение М.Ю. Лермонтова. Воспитание Михаила Юрьевича Лермонтова. Кто воспитывал м ю лермонтова.
«Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит": К 200-летию М.Ю. Лермонтова
Над Лермонтовым надо думать, мучиться и плакать | Родился Михаил Юрьевич Лермонтов в ночь на 15 октября 1814 года в Москве. |
Кто воспитывал михаила юрьевича лермонтова | Кто воспитывал Лермонтова. Воспитание Лермонтова бабушкой. Бабушка воспитавшая Лермонтова. |
Над Лермонтовым надо думать, мучиться и плакать | Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года. Его отец Юрий Петрович Лермонтов жил с молодой и не очень здоровой женой в селе Тарханы Чембарского. |
Почему женщины бросали Лермонтова
Лермонтов М. Ю. «И скучно, и грустно» Лермонтов М. Ю. «Как часто, пестрою толпою окружен». Бабушка будущего поэта, Елизавета Алексеевна, которой пришлось воспитывать мальчика с раннего детства, принадлежала к известному роду дворян Столыпиных. Михаил Лермонтов и министр Петр Столыпин были троюродными братьями. Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Поручик лейб-гвардии Гусарского полка. Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские.
Родители Лермонтова и их биографии. Как звали родителей Лермонтова
Мать Михаила Лермонтова Когда мужа не стало, Елизавета осталась единственным родителем для дочки Маши. Но немного повзрослев, Мария выскочила замуж за Юрия Петровича Лермонтова. Ей было всего 17 лет, когда она влюбилась в своего будущего супруга. Юрий Лермонтов был не богат, что сильно огорчило Елизавету Алексеевну. Но всё наследство было оформлено именно на неё, то и командовала дочерью она имела право. Молодые стали жить в доме Елизаветы Алексеевны, где она имела над ними полную власть.
В 1814 году родился будущий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Семья постоянно испытывала раздоры. Бабушка Елизавета во все дела вмешивалась, что сильно раздражало даже Машу. Мария стала болеть. Муж начал остывать к ней, возможно, находя утешение вне семьи.
Мария же сильно любила своего мужа и поэтому переживала из-за их прохладных взаимоотношений. Когда ей исполнилось 22 года, она заболела чахоткой и скончалась. Уход отца Лермонтова Смерть дочери дала бабушке Елизавете возможность полностью заниматься воспитанием Миши. Отношения с зятем у неё по-прежнему не ладились, и она выгнала его из дома, запретив вмешиваться в воспитание Михаила. Зять не стал спорить, чтобы не лишить Мишу обеспечения.
Грек вскоре совсем бросил педагогические занятия и занялся скорняжным промыслом. Француз, очевидно, не внушил Лермонтову особенного интереса к французскому языку и литературе : в ученических тетрадях Лермонтова французские стихотворения очень рано уступают место русским. Тем не менее, имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах , но и прекрасно изучил европейскую культуру в целом и литературу в частности. Пятнадцатилетним мальчиком он сожалеет, что не слыхал в детстве русских народных сказок: «в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности». Его пленяют загадочные, но мужественные образы отверженных человеческим обществом — «корсаров», «преступников», «пленников», «узников». Спустя два года после возвращения с Кавказа бабушка повезла Лермонтова в Москву , где его стали готовить к поступлению в университетский благородный пансион. Учителями его были Зиновьев , преподаватель латинского и русского языка в пансионе, и француз Gondrot, бывший полковник наполеоновской гвардии; его сменил в 1829 году англичанин Виндсон, познакомивший его с английской литературой. В пансионе Лермонтов оставался около двух лет. Здесь, под руководством Мерзлякова и Зиновьева, прививался вкус к литературе: происходили «заседания по словесности», молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве, существовал даже какой-то журнал при главном участии Лермонтова. Поэт горячо принялся за чтение; сначала он поглощён Шиллером , особенно его юношескими трагедиями; затем он принимается за Шекспира , в письме к родственнице «вступается за честь его», цитирует сцены из « Гамлета ».
По-прежнему Лермонтов ищет родную душу, увлекается дружбой то с одним, то с другим товарищем, испытывает разочарования, негодует на легкомыслие и измену друзей. Последнее время его пребывания в пансионе 1829 год отмечено в произведениях Лермонтова необыкновенно мрачным разочарованием, источником которого была совершенно реальная драма в личной жизни Лермонтова. Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу; отец часто навещал сына в пансионе, и отношения его к тёще обострились до крайней степени.
В «Повести» признаётся влияние болезни на ум и характер героя: «он выучился думать… Лишённый возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой… В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души… Вероятно, что раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению…» Это раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже и не замечал их. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии «разочарования». В угрюмом ребёнке растёт презрение к повседневной окружающей жизни. Всё чуждое, враждебное ей возбуждало в нём горячее сочувствие: он сам одинок и несчастлив, — всякое одиночество и чужое несчастье, происходящее от людского непонимания, равнодушия или мелкого эгоизма, кажется ему своим. В его сердце живут рядом чувство отчуждённости среди людей и непреодолимая жажда родной души, — такой же одинокой, близкой поэту своими грёзами и, может быть, страданиями.
Здесь он встретил девочку лет девяти — и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь; но сначала для него неясное и неразгаданное. Через два года случилось новое увлечение, о котором поэт позже написал в стихотворении « К Гению » 1829. Кавказский пейзаж с озером. Детский рисунок Лермонтова из альбома Первая любовь неразрывно слилась с подавляющими впечатлениями от Кавказа. Они объединили всё дорогое, что жило в душе поэта-ребёнка. С осени 1825 года начинаются более или менее постоянные учебные занятия Лермонтова, но выбор учителей — француз Capet и бежавший из Турции грек — был неудачен. Грек вскоре совсем бросил педагогические занятия и занялся скорняжным промыслом. Француз, очевидно, не внушил Лермонтову особенного интереса к французскому языку и литературе : в ученических тетрадях поэта французские стихотворения очень рано уступают место русским. Тем не менее, имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах , но и прекрасно изучил европейскую культуру в целом и литературу в частности.
Пятнадцатилетним мальчиком он сожалеет, что не слыхал в детстве русских народных сказок: «в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности». Его пленяют загадочные, но мужественные образы отверженных человеческим обществом — корсаров, преступников, пленников, узников. Спустя два года после возвращения с Кавказа бабушка повезла Лермонтова в Москву , где в 1829—1832 годах сняла для проживания небольшой деревянный одноэтажный с мезонином особняк на Малой Молчановке [31]. Она стала готовить внука к поступлению в университетский благородный пансион — сразу в 4-й класс. Учителями его были Зиновьев преподаватель латинского и русского языка в пансионе и француз Gondrot, бывший полковник наполеоновской гвардии. Последнего сменил в 1829 году англичанин Виндсон, познакомивший Лермонтова с английской литературой. После обучения М. Лермонтов овладел четырьмя языками, играл на четырёх музыкальных инструментах семиструнной гитаре , скрипке , виолончели и фортепиано , увлекался живописью и даже владел техникой рукоделия. В пансионе Лермонтов оставался около двух лет.
Здесь, под руководством Мерзлякова и Зиновьева, прививался вкус к литературе: происходили «заседания по словесности», молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве, существовал даже журнал «Улей», где появлялись первые стихотворения Лермонтова. Поэт горячо принялся за чтение; сначала он поглощён Шиллером , особенно его юношескими трагедиями; затем он принимается за Шекспира. В письме к родственнице «вступается за честь его», цитирует сцены из « Гамлета ». По-прежнему Лермонтов ищет родную душу, увлекается дружбой то с одним, то с другим товарищем, испытывает разочарования, негодует на легкомыслие и измену друзей. Последнее время его пребывания в пансионе 1829 год отмечено в произведениях поэта необыкновенно мрачным разочарованием, источником которого была совершенно реальная драма в его личной жизни. В 1830 году, не закончив 6-го класса, Лермонтов покинул пансион. Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу. Отец часто навещал сына в пансионе, а отношения его с тёщей обострились до крайней степени. Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича и подробно изображена в его юношеских драмах «Menschen und Leidenschaften» «Люди и страсти», 1830 и «Странный человек» 1831.
Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость и взывая к чувству благодарности внука, отвоевала его у зятя, пригрозив, как и раньше, отписать всё своё движимое и недвижимое имущество в род Столыпиных, если внук по настоянию отца уедет от неё. Юрию Петровичу пришлось отступить, хотя отец и сын были привязаны друг к другу. Отец, по-видимому, как никто другой понимал, насколько одарён его сын: именно об этом свидетельствует его предсмертное письмо сыну. Тарханы сегодня Стихотворения этого времени — яркое отражение пережитого поэтом. У него появляется склонность к воспоминаниям: в настоящем, очевидно, немного отрады. Чувство одиночества переходит в беспомощную жалобу — депрессию ; юноша готов окончательно порвать с внешним миром, создаёт «в уме своём» «мир иной и образов иных существованье», считает себя «отмеченным судьбой», «жертвой посреди степей», «сыном природы». Ему «мир земной тесен», порывы его «удручены ношей обманов», перед ним призрак преждевременной старости… В этих излияниях, конечно, много юношеской игры в страшные чувства и героические настроения, но в их основе лежат безусловно искренние огорчения юноши, несомненный духовный разлад его с окружающей действительностью. К 1829 году относятся первый очерк « Демона » и стихотворение « Монолог » 1829 , предвещающее « Думу ». Поэт отказывается от своих вдохновений, сравнивая свою жизнь с осенним днём, и рисует «измученную душу» Демона, живущего без веры, с презрением и равнодушием ко «всему на свете».
Немного спустя, оплакивая отца, он себя и его называет «жертвами жребия земного»: «ты дал мне жизнь, но счастья не дано!.. Лето он провёл в Середникове , подмосковном поместье брата бабушки, Столыпина. В настоящее время там воздвигнут монумент с надписью на фасадной стороне: «М. Тыльная сторона содержит слова: «Певцу печали и любви…. Надписи на обелиске в Середникове Недалеко от Середникова жили другие родственники Лермонтова — Верещагины; Александра Верещагина познакомила его со своей подругой Екатериной Сушковой , также соседкой по имению. Сушкова, впоследствии Хвостова, оставила записки об этом знакомстве. Содержание их — настоящий «роман», распадающийся на две части: в первой — торжествующая и насмешливая героиня, Сушкова, во второй — холодный и даже жестоко мстительный герой, Лермонтов. Екатерина Сушкова Шестнадцатилетний «отрок», склонный к «сентиментальным суждениям», невзрачный, косолапый, с красными глазами, с вздёрнутым носом и язвительной улыбкой, менее всего мог казаться интересным кавалером для юных барышень. В ответ на его чувства ему предлагали «волчок или верёвочку», угощали булочками с начинкой из опилок.
Сушкова много лет спустя после события изобразила поэта в недуге безнадёжной страсти и приписала себе даже стихотворение, посвящённое Лермонтовым другой девице — Вареньке Лопухиной , его соседке по московской квартире на Малой Молчановке: к ней он питал до конца жизни самое глубокое чувство, когда-либо вызванное в нём женщиной. В то же лето 1830 года внимание Лермонтова сосредоточилось на личности и поэзии Байрона ; он впервые сравнивает себя с английским поэтом, сознаёт сходство своего нравственного мира с байроновским , посвящает несколько стихотворений польскому восстанию. Ввиду всего этого, увлечение поэта «черноокой» красавицей Сушковой, можно признавать таким всепоглощающим и трагическим, как его рисует сама героиня. Но это не мешало «роману» внести новую горечь в душу поэта; это докажет впоследствии его действительно жестокая месть — один из его ответов на людское бессердечие, легкомысленно отравлявшее его «ребяческие дни», гасившее в его душе «огонь божественный». Ей посвящён так называемый «ивановский цикл» [32] из приблизительно тридцати стихов. Отношения с Ивановой первоначально развивались иначе, чем с Сушковой, — Лермонтов впервые почувствовал взаимное чувство. Однако вскоре в их отношениях наступает непонятная перемена — пылкому, молодому поэту предпочитают более опытного и состоятельного соперника. К лету 1831 года в творчестве Лермонтова становится ключевой тема измены, неверности. Из «ивановского» цикла стихов явствует, насколько мучительно переживал поэт это чувство.
В стихах, обращённых к Н. Ивановой, не содержится никаких прямых указаний на причины сердечной драмы двух людей, на первом месте лишь само чувство неразделённой любви, перемежающееся раздумьями о горькой судьбе поэта. Это чувство усложняется по сравнению с чувством, описанным в цикле к Сушковой: поэта угнетает не столько отсутствие взаимности, сколько нежелание оценить насыщенный духовный мир поэта. Варвара Лопухина-Бахметева.
За ней считалось только 17 душ без земли.
Ее мужу, Юрию Петровичу, было предоставлено право управлять селом Тарханы и деревней Михайловской. Этими имениями он и распоряжался до самой смерти жены. Это была Москва послепожарная, посленаполеоновская — разоренная; тем не менее Елизавета Алексеевна решилась везти туда болезненную дочь, поскольку не хотела доверить ее тарханским повивальным бабкам. Самый дом, в котором появился на свет Михаил Лермонтов, не сохранился, но хорошо известно его местоположение: «Если от вокзала Николаевской железной дороги в Москве ехать к Красным воротам, то на правой руке, на площади, к стороне той части Садовой улицы, которая идет к Сухаревой башни, против самых Красных ворот, стоит каменный трехэтажный дом, ныне Голикова, с балконом на углу. В 1814 году на этом месте стоял дом меньших размеров… Он принадлежал тогда генерал-майору Федору Николаевичу Толю.
В этом-то доме и поселились Лермонтовы» П. Ребенок был крещен 11 ноября и в честь деда Арсеньева наречен Михаилом. Отец, вероятно, недоволен был выбором имени: из рода в род Лермонтовы именовались Юриями и Петрами; однако бабка настояла на своем. К тому же 7 ноября старый стиль в XIX веке, по старому стилю в XX веке — 8 ноября, по новому — 21 ноября — день Архистратига Михаила, который навсегда оставался небесным покровителем великого русского поэта Лермонтова. Дата рождения Лермонтова «плавает» — например, Екатерина Хвостова Сушкова, которую Лермонтов называл «мисс Блэк-Айс», «мисс Черные Глаза», и страшно интриговал указывает 1815 год.
Ошибка ли это, или же Лермонтов тоже, подобно бабушке, играл со своим возрастом? Разница в один год, кажется, не очень велика если учесть, что бабушка-то, не скупясь и не церемонясь, прибавила себе аж тринадцать лет! Впрочем, Хвостова может попросту путать даты. В некоторых источниках также пишут, что Лермонтов родился 30 октября. Это, скорее всего, просто ошибка.
Сам Лермонтов, как известно, отмечал свой день рождения 3 октября, и на могильном памятнике бабушка указала в качестве года рождения 1814-й. Шугаев и тут же вполне закономерно прибавляет: — Но какими соображениями она руководствовалась — осталось неизвестно». Марья Михайловна, как и ее мать, перенесла роды тяжело. Елизавета Алексеевна заранее выписала из Тархан сразу двух крестьянок с грудными младенцами. Одна из них, Лукерья Алексеевна, была избрана в кормилицы ребенку.
Потом она долго жила в Тарханах «на хлебах»; сохранились ее потомки, которые носили прозвище Кормилицыны, и в начале 1960-х годов с ними общается краевед и журналист С. Андреев-Кривич, автор книги «Тарханская пора». Ничего особенного, впрочем, они ему не рассказали, но важен факт хотя бы такого, очень косвенного, соприкосновения с живым Лермонтовым. Юрий Петрович поехал с ними и лишь изредка выезжал по делам — то в Москву, то в свое тульское имение. Нет оснований предполагать, что Юрий Петрович в это самое время окончательно расстался с женой и обосновался у себя в Кропотове.
Однако отношения между супругами к тому времени уже разладились. Называют разные причины: открытая неприязнь тещи, женские недомогания Марьи Михайловны, склонность Юрия Петровича к «бонвиванству» или «игре». Шугаев пишет прямо: «Юрий Петрович охладел к жене по той же причине, как и его тесть к теще; вследствие этого завел интимные сношения с бонной своего сына, молоденькой немкой Сесильей Федоровной, и, кроме того, с дворовыми». Другая версия носит наименование «Юлии Ивановны» — компаньонки Марьи Михайловны, которую ей прислали из имения Арсеньевых. Интересно, однако, что существует и обратная гипотеза: будто бы Марья Михайловна в чем-то провинилась перед мужем.
Алла Марченко выдвигает собственное «психологическое» предположение: «Женщиной, разрушившей семейное счастье супругов Лермонтовых, была сама Марья Михайловна Лермонтова. Я не могу любовь определить, Но это страсть сильнейшая! Способность эта — то ли дар Божий, то ли проклятье — досталась Лермонтову от матери, в придачу к чрезвычайной нервности. Ответить на такое чувство Юрий Петрович, естественно, не мог. Для него любовь была развлечением, приятным времяпрепровождением, но никак не всепоглощающей страстью.
Он наивно полагал, что любит жену, а та страдала, встречая со стороны мужа лишь рассеянную, легко раздражающуюся нежность — на большее этот неосновательный, впечатлительный, но неглубокий человек просто-напросто не был способен». Попытка «вычитать» истинную причину разрыва между мужем и женой в «автобиографических» пьесах Лермонтова — «Люди и страсти» и особенно «Странный человек» — тоже ни к чему не приводит. Чувства персонажей изображены правдиво, портреты срисованы с натуры — но не с одного человека, а с нескольких сразу, либо же это не столько сам человек, сколько представление юного Лермонтова о данном человеке; обстоятельства подтасованы таким образом, чтобы юному поэту удобнее было говорить о самом главном — о себе самом, о взрыве собственных чувств. Все описатели семейного разлада между супругами Лермонтовыми сходятся только на одном: во время какой-то особенно злой супружеской ссоры Юрий Петрович ударил Марью Михайловну П. Шугаев уточняет, что «кулаком по лицу».
В неполных двадцать два года Марья Михайловна скончалась. Висковатов нарисовал непревзойденный образ печальной матери поэта — никто, наверное, не сможет лучше рассказать о ее последних годах: «В Тарханах долго помнили, как тихая, бледная барыня, сопровождаемая мальчиком-слугою, носившим за нею лекарственные снадобья, переходила от одного крестьянского двора к другому с утешением и помощью, — помнили, как возилась она и с болезненным сыном… Наконец злая чахотка, стоявшая настороже, охватила слабую грудь молодой женщины. Пока она еще держалась на ногах, люди видели ее бродящею по комнатам господского дома с заложенными назад руками. Трудно бывало ей напевать обычную песню над колыбелью Миши. Постучала весна в дверь природы, а смерть — к Марье Михайловне, и она слегла.
Муж в это время был в Москве. Ему дали знать, и он прибыл с доктором накануне рокового дня… Ее схоронили возле отца».
Михаил Лермонтов. Жизнь в стихах
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности Политика публикации отзывов Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам: 1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support ast.
Детство будущего поэта прошло в Тарханах ныне с. Лермонтово Белинского района Пензенской области , в усадьбе его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой в девичестве Столыпиной. В 1827 г. В 1828 г. Лермонтов поступил на 4-й курс Благородного пансиона при Московском университете среднее учебное заведение для детей дворянства , где начал писать стихи и первые поэмы "Черкесы", "Кавказский пленник". Он принимал участие в рукописных журналах, которые выпускали учащиеся, брал уроки живописи у художников Александра Солоницкого и Петра Заболотского. С 1830 г. В этот период времени Лермонтов пишет цикл лирических стихов, посвященный дочери драматурга Федора Иванова - Наталье, в которую он был влюблен, а также поэмы, драмы "Испанцы", "Люди и страсти". Летом 1832 г. В том же году поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую закончил в 1834 г. Был определен в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе. В 1835 г.
Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. О чувствах и интересах отца ребёнка она не заботилась. Лермонтов в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводит события и действующих лиц своей личной жизни. В драме с немецким заглавием « Menschen und Leidenschaften » показан раздор между его отцом и бабушкой, а в поэме «Сашка» — интимные отношения отца с крепостной девушкой. Лермонтов-отец не имел средств воспитывать сына так, как того хотелось аристократической родне, и Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла внука к себе с уговором воспитывать до 16 лет, сделать своим единственным наследником и во всём советоваться с отцом. Но последнее условие не выполнялось — даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой. Ребёнок с самого начала должен был осознавать противоестественность этого положения. Его детство протекало в поместье бабушки — в селе Тарханы Пензенской губернии. Мальчика окружали любовью и заботами. Дом, где жил Лермонтов, и церковь построена в 1839 , где он похоронен. В неоконченной юношеской «Повести» Лермонтов описывает детство Саши Арбенина, двойника самого автора. Саша с шестилетнего возраста обнаруживает склонность к мечтательности, страстное влечение ко всему героическому, величавому и бурному. Лермонтов родился болезненным и все детские годы страдал золотухой ; но болезнь эта развила в ребёнке и необычайную нравственную энергию. Болезненное состояние ребёнка требовало так много внимания, что бабушка, ничего не жалевшая для внука, наняла для него доктора Ансельма Левиса Леви — еврея из Франции, главной обязанностью которого было лечение и врачебный надзор за Михаилом. В «Повести» признаётся влияние болезни на ум и характер героя: «он выучился думать… Лишённый возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой… В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души… Вероятно, что раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению…» Это раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже и не замечал их. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии «разочарования». В угрюмом ребёнке растёт презрение к повседневной окружающей жизни. Всё чуждое, враждебное ей возбуждало в нём горячее сочувствие: он сам одинок и несчастлив, — всякое одиночество и чужое несчастье, происходящее от людского непонимания, равнодушия или мелкого эгоизма, кажется ему своим. В его сердце живут рядом чувство отчуждённости среди людей и непреодолимая жажда родной души, — такой же одинокой, близкой поэту своими грёзами и, может быть, страданиями. Здесь он встретил девочку лет девяти — и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь; но сначала для него неясное и неразгаданное. Через два года случилось новое увлечение, о котором поэт позже написал в стихотворении « К Гению » 1829. Кавказский пейзаж с озером. Детский рисунок Лермонтова из альбома Первая любовь неразрывно слилась с подавляющими впечатлениями от Кавказа. Они объединили всё дорогое, что жило в душе поэта-ребёнка. С осени 1825 года начинаются более или менее постоянные учебные занятия Лермонтова, но выбор учителей — француз Capet и бежавший из Турции грек — был неудачен. Грек вскоре совсем бросил педагогические занятия и занялся скорняжным промыслом. Француз, очевидно, не внушил Лермонтову особенного интереса к французскому языку и литературе : в ученических тетрадях поэта французские стихотворения очень рано уступают место русским. Тем не менее, имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах , но и прекрасно изучил европейскую культуру в целом и литературу в частности. Пятнадцатилетним мальчиком он сожалеет, что не слыхал в детстве русских народных сказок: «в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности». Его пленяют загадочные, но мужественные образы отверженных человеческим обществом — корсаров, преступников, пленников, узников. Спустя два года после возвращения с Кавказа бабушка повезла Лермонтова в Москву , где в 1829—1832 годах сняла для проживания небольшой деревянный одноэтажный с мезонином особняк на Малой Молчановке [31]. Она стала готовить внука к поступлению в университетский благородный пансион — сразу в 4-й класс. Учителями его были Зиновьев преподаватель латинского и русского языка в пансионе и француз Gondrot, бывший полковник наполеоновской гвардии. Последнего сменил в 1829 году англичанин Виндсон, познакомивший Лермонтова с английской литературой. После обучения М. Лермонтов овладел четырьмя языками, играл на четырёх музыкальных инструментах семиструнной гитаре , скрипке , виолончели и фортепиано , увлекался живописью и даже владел техникой рукоделия. В пансионе Лермонтов оставался около двух лет. Здесь, под руководством Мерзлякова и Зиновьева, прививался вкус к литературе: происходили «заседания по словесности», молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве, существовал даже журнал «Улей», где появлялись первые стихотворения Лермонтова. Поэт горячо принялся за чтение; сначала он поглощён Шиллером , особенно его юношескими трагедиями; затем он принимается за Шекспира. В письме к родственнице «вступается за честь его», цитирует сцены из « Гамлета ». По-прежнему Лермонтов ищет родную душу, увлекается дружбой то с одним, то с другим товарищем, испытывает разочарования, негодует на легкомыслие и измену друзей. Последнее время его пребывания в пансионе 1829 год отмечено в произведениях поэта необыкновенно мрачным разочарованием, источником которого была совершенно реальная драма в его личной жизни. В 1830 году, не закончив 6-го класса, Лермонтов покинул пансион. Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу. Отец часто навещал сына в пансионе, а отношения его с тёщей обострились до крайней степени. Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича и подробно изображена в его юношеских драмах «Menschen und Leidenschaften» «Люди и страсти», 1830 и «Странный человек» 1831. Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость и взывая к чувству благодарности внука, отвоевала его у зятя, пригрозив, как и раньше, отписать всё своё движимое и недвижимое имущество в род Столыпиных, если внук по настоянию отца уедет от неё. Юрию Петровичу пришлось отступить, хотя отец и сын были привязаны друг к другу. Отец, по-видимому, как никто другой понимал, насколько одарён его сын: именно об этом свидетельствует его предсмертное письмо сыну. Тарханы сегодня Стихотворения этого времени — яркое отражение пережитого поэтом. У него появляется склонность к воспоминаниям: в настоящем, очевидно, немного отрады. Чувство одиночества переходит в беспомощную жалобу — депрессию ; юноша готов окончательно порвать с внешним миром, создаёт «в уме своём» «мир иной и образов иных существованье», считает себя «отмеченным судьбой», «жертвой посреди степей», «сыном природы». Ему «мир земной тесен», порывы его «удручены ношей обманов», перед ним призрак преждевременной старости… В этих излияниях, конечно, много юношеской игры в страшные чувства и героические настроения, но в их основе лежат безусловно искренние огорчения юноши, несомненный духовный разлад его с окружающей действительностью. К 1829 году относятся первый очерк « Демона » и стихотворение « Монолог » 1829 , предвещающее « Думу ». Поэт отказывается от своих вдохновений, сравнивая свою жизнь с осенним днём, и рисует «измученную душу» Демона, живущего без веры, с презрением и равнодушием ко «всему на свете». Немного спустя, оплакивая отца, он себя и его называет «жертвами жребия земного»: «ты дал мне жизнь, но счастья не дано!.. Лето он провёл в Середникове , подмосковном поместье брата бабушки, Столыпина. В настоящее время там воздвигнут монумент с надписью на фасадной стороне: «М. Тыльная сторона содержит слова: «Певцу печали и любви…. Надписи на обелиске в Середникове Недалеко от Середникова жили другие родственники Лермонтова — Верещагины; Александра Верещагина познакомила его со своей подругой Екатериной Сушковой , также соседкой по имению. Сушкова, впоследствии Хвостова, оставила записки об этом знакомстве. Содержание их — настоящий «роман», распадающийся на две части: в первой — торжествующая и насмешливая героиня, Сушкова, во второй — холодный и даже жестоко мстительный герой, Лермонтов. Екатерина Сушкова Шестнадцатилетний «отрок», склонный к «сентиментальным суждениям», невзрачный, косолапый, с красными глазами, с вздёрнутым носом и язвительной улыбкой, менее всего мог казаться интересным кавалером для юных барышень.
В 1830 году пансион преобразовывают в обычную гимназию и разрешают телесные наказания учеников за провинности. Бабушка, зная строптивый характер внука, забирает его из пансиона. Московский университет В конце лета 1830 года Лермонтов поступает в Московский университет, где ведёт себя довольно дерзко и высокомерно как со студентами, так и с преподавателями. Единственные лекции, которые с удовольствием слушает Михаил, посвящены английской литературе и истории. Другие занятия горе-студент или не посещает вовсе, или демонстративно игнорирует задания профессоров. Такое поведение привело к тому, что умный и способный юноша не был аттестован ни по одному предмету. Более того, ему настоятельно рекомендовали покинуть учебное заведение. В сложившейся ситуации даже связи Елизаветы Алексеевны оказались бессильны. Краткая биография М. Лермонтова Ощущение вседозволенности, высокомерие, юношеская резкость и нетерпимость к недостаткам других людей сыграли в жизни Лермонтова свою губительную роль. Сложись у Мишеля хорошие отношения с преподавателями университета, в числе которых были профессора Погодин и Каченовский, издававшие «Московский вестник» и «Вестник Европы», творческий путь поэта был бы иным. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Забавы юнкеров Лермонтов переезжает в Санкт-Петербург с целью продолжить обучение в университете, но поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Впервые Михаил сталкивается с необходимостью жить в коллективе. Не желая быть «белой вороной», он принимает участие во всех грубых забавах юнкеров и превращается в настоящего циника. Мишель по-прежнему пишет. Но на смену мятежному «Парусу» приходят похабные и оскорбительные стишки, героями которых зачастую становятся школьные товарищи. Позже Елизавете Алексеевне стоило больших усилий выкупить и уничтожить подобные творения внука. В отношениях с женщинами Лермонтов зачастую вёл себя как настоящий подлец. Он словно мстил за причинённые ранее страдания, но не конкретной барышне, а всему женскому роду. Случались и романы с замужними дамами, причём Мишель не утруждал себя заботой о сохранении этих связей втайне. Не удивительно, что подобное поведение не увеличивало число его друзей. Известность Творчество корнета Лермонтова стало известно широкой публике Петербурга после скандального стихотворения «Смерть поэта». Общественный резонанс вызвали последние 16 строк произведения, которых не было в первоначальном варианте. Именно в них Михаил Юрьевич резко выразил своё осуждение не только виновнику смерти А. Пушкина , но и приближенным к трону и государю-императору. Реакция не заставила себя долго ждать. Лермонтов был арестован, допрошен и отправлен под суд. Принадлежность к роду Столыпиных сыграла свою роль. Его не разжаловали в солдаты или того хуже, а всего лишь отправили на Кавказ. В свободное от службы время Лермонтов играл в карты, участвовал в офицерских пирушках, совершал туристические походы.
Кто воспитывал лермонтова
Какого поэта воспитывала бабушка? - Справочник по саду и огороду | Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года. Его отец Юрий Петрович Лермонтов жил с молодой и не очень здоровой женой в селе Тарханы Чембарского. |
Кто воспитывал Лермонтова и почему расскажите о его семье? | 200-летие со дня рождения великого русского поэта, прозаика, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова, жизнь которого трагически оборвалась именно на Ставрополье, в городе-курорте Пятигорске. |
Над Лермонтовым надо думать, мучиться и плакать | Кто воспитывал будущего поэта М.Ю. Лермонтова? Кто воспитывал будущего поэта М.Ю. Лермонтова? |
Краткая биография поэта Лермонтова: место и дата рождения, родители и друзья | Новости политики сегодня: На Урале зарегистрировали 30-градусную жару. |
Михаил Лермонтов | Читать онлайн книгу «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова» автора Павел Висковатов.«Горячо любила Михаила Юрьевича Лермонтова воспитавшая его бабка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, и память о ней тесно связана с именем поэта. |
Михаил Лермонтов. Биография
«В Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых». Горячо любила Михаила Юрьевича Лермонтова воспитавшая его бабушка. Она растила его с колыбели, он стал всем ее миром. жизнь, творчество, смерть.
Кто воспитывал маленького лермонтова
Детство и юношество М. Ю. Лермонтова Литературная деятельность Лермонтова Мотивы создания стихотворения «Бородино» Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» Историческая основа стихотворения «Бородино» Сложные слова в стихотворении «Бородино». Причина, по которой Лермонтова отправили во вторую ссылку: Почему бабушка М.Ю. Лермонтова взяла его на воспитание после. Биография Михаила Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов – классик русской литературы, мыслитель, основоположник отечественного психологического романа, духовный преемник Александра Пушкина, умноживший и обогативший его наследие. Музей-заповедник "Тарханы" — уникальный Лермонтовский историко-культурный памятник федерального значения, образованный в 1939 году в усадьбе на площади 196 га. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов Михаил Юрьевич. Мать. Мария Михайловна Лермонтова (1795-1817) была единственной дочерью супругов Арсеньевых. Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Поручик лейб-гвардии Гусарского полка. Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские.
Кто воспитывал лермонтова
Она не терпела отца Лермонтова, считая его виноватым в смерти дочери, и не желала его видеть. Какой была бабушка Лермонтова? Елизавета Алексеевна Арсеньева 1773—1845 - бабушка Лермонтова по матери. Принадлежала к богатому и влиятельному роду Столыпиных, известному с XVI века.
Ее отец Алексей Емельянович Столыпин был губернским предводителем дворянства в Пензе. Кто воспитывал будущего поэта Лермонтова? Отец — отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи, мать была из рода Столыпиных.
Воспитывала будущего поэта бабушка Е. Арсеньева в своём имении в селе Тарханы Пензенской губернии, потому что маленький Миша очень рано потерял свою мать мальчику было всего 3 года , а с отцом пришлось жить в разлуке. Куда Лермонтова возила бабушка лечиться?
Более двух лет из своей недолгой жизни Михаил Юрьевич Лермонтов провел на Кавказе. В детстве бабушка возила внука на Кавказские Минеральные Воды, и кавказская тема в раннем поэтическом творчестве Михаила Юрьевича, безусловно, связана с этими поездками. Сколько лет прожила бабушка Лермонтова?
Лермонтовой, урожденной Арсеньевой.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности Политика публикации отзывов Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте.
Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам: 1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support ast.
К 208-летию со дня рождения М. Лермонтова Библиотеки Ростова провели ряд мероприятий. Специалисты Библиотеки имени В.
Ведущий рассказал о том, какой след оставил великий поэт в истории и литературе. Учащиеся узнали, чем увлекался поэт, кто и как его воспитывал, сколько знал языков. В завершение ребятам продемонстрировали видеофильм «Михаил Лермонтов — гордость и слава России. Классик мировой литературы», а также провели обзор книжной выставки «Великий сын России».
Взяв к себе на «пансион» еще нескольких мальчиков, Елизавета Алексеевна сформировала вокруг Михаила Юрьевича подходящее окружение.
Мальчики вместе учились и играли. Играли часто в войну, и им для этого была пошита специально форма, а на территории усадьбы выкопаны траншеи. Кто знает, не способствовала ли эта подготовка военным успехам Лермонтова в сражениях и стычках на Кавказе… Как только Елизавета Алексеевна заметила, что на внука плодотворно действует общество его тети Марии Акимовны Шан-Гирей урожденной Хастатовой , то сразу предприняла «операцию» по уговариванию к переезду четы Шан-Гиреев с Кавказа в Пензенскую губернию, ближе к Тарханам, куда Шан-Гиреи и переехали, купив с помощью Арсеньевой соседнее поместье Апалиху. Крутость характера Елизаветы Алексеевны по отношению к крепостным, переходящая подчас в жестокость начало XIX века: людей могли продать, отдать в солдаты, наказать телесно , говорят, отступала, если Миша просил за кого-нибудь из провинившихся крестьян. Естественно, внука своего Елизавета Алексеевна пальцем не трогала.
Обучение Михаила Юрьевича началось, как бы сейчас сказали, в детсадовском возрасте. В десять лет в совершенстве немецкий и французский. Плюс латынь. В тринадцатилетнем возрасте Лермонтов прилежно занимается историей, географией, астрономией. Изучает синтаксис и грамматику русского языка, пишет сочинения на заданные темы.
После четырнадцати к иностранным языкам прибавились английский и греческий. Между делом — игра на скрипке, фортепиано и флейте… Бабушка не скупилась на лучших учителей: с Лермонтовым занимались преподаватель А. Зиновьев филолог, историк , профессор словесности А. Мерзляков, профессор Д. Перевощиков астроном, математик.
В сентябре 1828 года Михаил Лермонтов был принят сразу в четвертый класс престижного Благородного пансиона при Московском университете «полупансионером». Еще годом ранее Арсеньева переезжает в Москву, снимает дом для жилья. Несомненно, «полупансион» был выбран по желанию и Лермонтова, и его бабушки: они не разлучались. И опять же не потому, что бабушка «душила» внука своей любовью, а потому, что любовь их была взаимной на протяжении всей их жизни. Мишель каждый день после занятий и на выходные отпускался домой.
Преуспевал во всем; учителя отмечали блестящие способности Лермонтова по математике. Сохранились свидетельства, что Михаил Юрьевич мог потратить сутки на обдумывание математической задачи 37. В документах пансиона «поведение и прилежание» Лермонтова «отмечено как"весьма похвальное". По всем предметам, за исключением Закона Божьего и латинского, ему выставили высший балл 4 , и он не без гордости писал, что был"вторым учеником"» 38. В апреле 1830 года Лермонтов подал прошение об увольнении из пансиона.
Почему-то некоторые исследователи из этого делают вывод о том, что обучение в пансионе Лермонтов не закончил. Почему не закончил? Основные версии: разногласия с преподавателями, реорганизация пансиона и в связи с этим потеря каких-то предполагаемых возможностей или… протест Лермонтова против царского произвола. Ах да, еще введение телесных наказаний. Рассмотрим по пунктам.
Документов о каких-то неувязках с преподавателями нет. Есть устные предания, которым не всегда можно верить. Есть документы о замечательной учебе и успехах Лермонтова. После посещения Николаем I пансиона император действительно нашел «непорядки» и издал указ о реорганизации учреждения.