Новости мы родились в шестидесятых ссср

В съемках документального фильма «Рожденные в СССР» участвовали 20 детей со всего Советского Союза, которые появились на свет в 1983 году. В Советском Союзе тоже любили фотографировать котиков. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Рожденным в СССР в 60-е и 70-е годы посвящается. * * * Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь и приключения Вени, рождённого в СССР предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес. В советское время Олег жил в УССР, ходил в детский садик в Киеве в начале шестидесятых годов, и через 40 лет после этого написал воспоминания о детском садике, кототорые сильно впечатляют своими подробностями.

Анализ группы

  • Отбросим шляпы
  • Рожденным в 60-70 годы посвящается
  • Я родилась в шестидесятых (Любовь Быкова) / Стихи.ру
  • Telegram: Contact @newsvo_ru

Мудрость форума: Социальная жизнь

  • Навигация по сайту
  • Рожденные в СССР - смотрите на Ностальгия 27.04 в 10:00 ТВ
  • РОЖДЁННЫЕ В СССР,В 60-70-80 ГОДЫ
  • Графики роста подписчиков
  • Основные течения в дизайне и культуре

Рожденные в СССР

О милитаризации жизни в Советском Союзе любят порассказать и порассуждать многие. Главная» Новости» Рожденные в ссср 35 лет. Родившегося перед войной. Это всё 70-е, напомним. Оригинал взят у skif_tag в СССР 60-х Многие считают 60-е годы самым лучшим периодом в истории СССР. Почему рожденные в 60-80-х не могут быть счастливыми.

Популярное сегодня

  • 20 век в цвете. 1960 г. Наша страна 60 лет назад: visualhistory — LiveJournal
  • Читайте также:
  • Мы, поколение шестидесятых, рожденные в СССР, имеем право...
  • Фото группы Мы родились в шестидесятых (СССР).
  • Мы родились в шестидесятых (СССР).
  • Шуба из оттепели

Рожденным в СССР в 60-е и 70-е годы посвящается. Счастливое детство...

Замечательный вопрос! А вот вам ещё и второй вопрос! Отчего мы, столько всего пережившие, но, главное, выжившие, чувствуем себя не победителями, а скорее побежденными? Не на публике, а наедине с собой ощущаем себя преданными, обманутыми, брошенными и проигравшими по всем позициям, по всем фронтам в который раз. Почему так? Мы ведь живы, здоровы... Сильные, умные, одаренные, более-менее обеспеченные — кто больше, кто меньше... Успешные, каждый в своем роде деятельности. А ещё скромные :- Короче, охеренные такие мужики!.. А вот не способны быть счастливыми.

Счастливыми, довольными, стопроцентно уверенными в себе и в своем светлом будущем. Вечно что-то сдерживает нас и не пускает двигаться вперед навстречу "прекрасному далеко"! Мы словно бойцы штрафроты. Мы провинились. Осудив, нас бросили под танки. И вот, уцелевшие после той мясорубки, мы бездействуем, курим, ждем. Назад не хотим — там опера, заградотряды и утерянные возможности. И вперед не спешим — там неизвестная местность, незнакомые люди, непонятный язык. Там, наверное, за каждым оврагом враг, а нас так мало, и мы без сил...

Старики пошли бы назад, молодые ринулись бы вперед, а нам в неопределенности как-то спокойнее... Аналогия со штрафниками уместна, помимо прочего, тем, что моё поколение, как и подавляющее большинство штрафников, — без вины виноваты! Виноваты знания, внимание, забота и воспитание, которыми нас окружали в детстве наши правильные матери. Матери из глубоко советской эпохи! Наши матери старались воспитывать нас правильно. Но то воспитание было бы правильным для того типа общества, в котором жили они. А мы взрослели уже в другой стране, в иное время, по совершенно иным законам. И это "правильное воспитание" наших мам работало против нас. Новая эпоха частенько испытывала на прочность то, что было заложено в нас на самом начальном этапе жизни.

Мы постоянно ощущали какой-то внутренний дискомфорт. В нас вечно боролись, борются и сейчас продолжают бороться чувство долга с инстинктом самосохранения, совесть с беспринципностью, инстинкт размножения — с чувством ответственности, желание реализовать себя — со скромностью, уверенность в себе — с комплексом неполноценности, вера — с разумом, надежда — с памятью, честность — с трусостью , а любовь — с элементарной логикой и т. Мы родились и росли в одной стране, а живем в другой, да еще и перестраиваем ее в который раз на новый лад! Скажем, нас учили, что женщины — прекрасный и слабый пол, и наша святая обязанность — их завоевывать, а затем оберегать, помогать им, любить, защищать и обеспечивать. А оказалось, женщины желают равенства во всем и не только не нуждаются в нашей помощи и защите, но и ведут себя порой так агрессивно, коварно и подло, что в пору нам самим искать от них защиты. Нам говорили: любить родину — наш долг, это важно, почетно, достойно. Повзрослев, мы прозрели: любить безответно — глупо. Да что любить, уважать и то не за что, эту бездушную Родину-мать, которая подобна мифическому чудовищу, пожирающему собственных сыновей. Учили не предавать друзей, помогать им, рискуя собой.

Вероятно, именно это облегчало другим задачу использовать нашу преданность, и за сущие пустяки рисковать или даже отнимать наши жизни! Нас уверяли: если учиться, развиваться, трудиться, стремиться — всё окупится сторицею. Но скоро выяснилось: наши знания, способности, умения, навыки, мастерство и таланты ничего не стоят, если ты не умеешь врать, предавать, лицемерить, унижаться и приспосабливаться. А в идеале — овладеть одним-единственным умением быстро и легко идти к заветной цели напролом, распихивая слабых и больных, шагая твердой поступью и по живым, и по трупам... Нас воспитывали в эпоху тотального дефицита всего, но в первую очередь людям не хватало личной и всеобщей свободы. А жить нам пришлось, когда кругом всего полно, торгуют всем, в том числе и свободой. В дефиците лишь всеобщий порядок и личная порядочность... С раннего нашего детства мамы с укором отчитывали нас: "Как тебе не стыдно! Нельзя брать чужое.

А ну отдай мальчику его лопатку! Как некрасиво! Тебе должно быть стыдно! Тебе стыдно? А вот мне за тебя стыдно! Но мы их любили, наших родителей, мы не хотели их огорчать, не хотели, чтоб им было стыдно! И отдавали честно отобранную лопатку! А когда косолапый гаденыш воровал, скажем, солдатика, и мы были готовы, вернув своё, закопать гаденыша живьём в песок, мамы и тут нас корили: "Ай-яй-ай-ай, ну не будь таким жадным! Ну что тебе жалко!

У тебя дома куча таких, ну поделись с мальчиком... Как тебе только не совестно быть таким! Нам привили всякие нравственные ценности, например, элементарное: брать чужое — плохо. В результате кругом воровали, а мы не могли. А если присваивали чужое, собственная совесть начинала царапать душу разочарованным взглядом родной матери. Мы, как учили нас мамы, готовы были поделиться последним до тех пор, пока это последнее не пытались отобрать у нас, чуть ли не под дулом пистолета. И таких примеров тьма. Но ведь это ерунда. И в общем-то так было всегда.

Наши мамы считают, что мы — самые умные, сильные, добрые, честные, благородные, щедрые, трудолюбивые, прямолинейные, великодушные. А если мы по какой-то причине вдруг не дотягиваем до этого идеала, то мамы огорчаются, а мы страдаем и мучаемся, не желая их так тотально разочаровывать. Но это было всегда! Во все времена! Так отчего же именно мы сильнее и больше остальных чувствуем какое-то непреодолимое чувство вины перед нашими матерями? Это чувство вины можно загнать поглубже, в самый темный угол, в подвал подсознания, но совершенно избавиться от этого удается далеко не многим. И вот это неизлечимое, мегагигантское чувство вины было присуще почти всем нам. И это прямой результат нашего "правильного воспитания" наших мам. Как это произошло?

Все просто! И хотя это простое тяжело объяснить, но я попробую. Сейчас в Европе и в Америке огромной популярностью пользуются труды по теории поколений. Авторы почти одновременно пришли к выводу, что конфликты поколений обусловлены не разницей в возрасте, а различием ценностей. А иначе все повторялось бы и шло по кругу и люди, достигая определенного возраста, принимались бы вдруг ценить то, что раньше ценили их родители. Но, согласитесь, это не так. То есть мы, конечно, можем с возрастом полюбить тишину, уединение, покой. Но я сейчас говорю именно о ценностях. Вряд ли нынешнее поколение сорокалетних мужчин через двадцать лет начнет уважать вдруг коммунистические идеи, к примеру.

Вообще, главный вывод этих книг: что предыдущие поколения наряду с влиянием экономической и политической ситуация в стране формируют следующее поколение, хочет оно того или нет. Так было. Так есть. И так будет. Исходя из этого, авторы классифицируют разные поколения, придавая им определенные параметры, свойства, которые обычно диаметрально противоположны параметрам, свойствам, привычкам и ценностям представителей других поколений. Так происходит во всем мире. Мы не исключение. Но те события, которые происходили во всем мире и влияли на людей обычно, были не известны людям Советского Союза. К примеру, такие события, как бешеная популярность рок-н-ролла.

Философия этой музыки, ее лучшие представители, идеологи и рьяные адепты навязывали молодежи по всему миру совершенно новое, особое отношение к культуре, политике, к миру, к войне... К нам рок-Н-рол, как и его философия свободы, раскрепощения, даже легкого пофигизма, или некоего фатализма, дошла с опозданием лет на десять. И против его влияния были брошены все силы гигантской государственной машины от комсомольской организации до Комитета госбезопасности. Так что классификация поколений, принятая в Европе, у нас должна быть справедливо смещена во времени. И поколение Х у нас взрослело примерно в девяностые, а не в восьмидесятые, как это происходило у них, за рубежом. Растущему поколению конца восьмидесятых — начала девяностых не повезло больше всего: люди, рожденные в период с 1964 по 1984 год — это самые искалеченные люди на сегодняшний день. Они много чего пережили, многое испытали и продолжают расплачиваться за то, в чем нисколько не виноваты. И им можно только посочувствовать. Позволю себе одно философское, но предельно ясное и красивое лирическое отступление.

В Китае есть одна древняя пословица, и не пословица даже, а присказка-проклятие: "Чтобы твои дети жили в эпоху перемен". Или как вариант: "Чтобы ты жил в эпоху перемен". Для китайцев это проклятие куда страшнее пожелания скорой гибели. Но вернемся к моему поколению. Следуя логике китайского пожелания-проклятия, получается, что мы прокляты как минимум трижды. Уходя из детского возраста, мы имели счастье пережить массу перемен. Мы, по большому счету, начинали взрослеть и жить в период, когда одни перемены сменялись другими, еще более глобальными. Вспомните, после брежневского застоя последовала череда стремительных смен генсеков. Генсеки и их товарищи из ближнего окружения умирали один за другим, о чем мы узнавали утром из газет, а догадывались об очередной смерти еще накануне, когда телевизионная программа передач резко прерывалась трансляцией какого-нибудь балета.

Обычно "Лебединое озеро". Это даже стало притчей во языцех. Итак, ряд смертей первых лиц государства, потом приход Горбачева, а вместе с ним и резкие порывы невиданных доселе ветров: перестройка, гласность, ускорение... Потом чернобыльская трагедия... А дальше перемены набирали скорость: разоружение, вывод войск из Афганистана, резкая неожиданная и горячая дружба с Европой и Америкой... Далее рухнул железный занавес, рухнула Берлинская стена. Стали рушиться и основы государства, и даже нерушимая идея победы коммунизма. Потом беспредел и переходный период, который, по-моему продолжается до сих пор. Мне возразят: не стоит обобщать, у каждого своя история.

Да, соглашусь я, но они все в общем очень похожи, различие лишь в нюансах. Милые мои, я и сам испытываю стойкую неприязнь ко всякого рода обобщениям. В конце концов, несмотря на поразительное сходство советских людей, которых за рубежом правда мгновенно узнавали по неулыбчивым лицам, настороженному взгляду и скованности, как в манере поведения, так и в обыкновенных движениях тела, люди все-таки не слишком ярко, но отличались друг от друга по воспитанию, по статусу, месту жительства, по темпераменту и характеру наконец. Однако, эти отличия все-таки минимальны. Матери моего поколения — это в основном дети войны, или рожденные в первые 5-10 лет после войны. А значит, их родители были искалечены по-своему войной, голодом, террором, почти что рабским трудом, лагерями или многолетним страхом перед арестом. И все это по-своему сказывалось на специфическом воспитании детей. Ну, вот представьте себе то время! В каждой третьей семье отец не вернулся с войны, а в каждой второй — отец, вернувшийся с фронта, становился либо алкоголиком, либо трудоголиком.

В любом случае дети видели его крайне редко. Дети войны и послевоенные дети росли в семье, где мать привыкла к тяготам жизни, была чаще всего неулыбчивой, сосредоточенной, работящей, вечно уставшей. Во время войны и в послевоенные годы она думала только об одном: чем бы накормить детей, как и во что их одеть, обуть.

В подготовке праздника приняли участие и хореографы Центра Вне школьной работы, чьи ученики воплотили на сцене лучшие и яркие моменты, связанные с историей большой и сильной страны СССР. Встреча прошла тепло и душевно.

Звучали любимые советские песни, добрые слова, поздравления и воспоминания. Руководство и педагоги СШ 6 постарались вкусно угостить всех присутствующих, чтобы состоялся самый настоящий и такой щемяще-ностальгический праздник.

И тем не менее мы все росли без каких-либо серьезных телесных повреждений. У нас был ремень, которым нас воспитывали за плохое поведение в школе. Они называли это дисциплиной, и мы все выросли, почитая и уважая людей, которые старше нас. У нас было 40 с лишним детей в нашем классе, и мы все научились читать и писать. Все мы читали молитвы в школе и пели гимн, и оставались под присмотром даже после школы. Я думал, что я должен был сделать что-то важное, прежде чем я смогу гордиться собой. Я просто не могу вспомнить, чтобы мне было скучно, хотя у нас не было компьютеров, Плейстейшен, Нинтендо, Икс-бокс, или 270 цифрового телевидения по кабельным каналам.

Они отчисляли деньги на накопительную пенсию, но сейчас она осталась замороженная. Больше всего меня удивляет в этом поколение - двойственность мышления. В конце 80-х и начале 90-х они радовались перестройке. Конечно, тогда не знали, что будут лихие 90-е. Они слушали Цоя и ждали перемен. Именно в это время все как бешеные стали искать в своё роду дворянские корни. А кто-то даже приобретал сертификаты со стасом графа или дворянина. Белогвардейская романтика пришлась как раз на 90-е, осознанный возраст шестидесятников. Меня часто упрекают, что я не особо люблю в СССР. Но моя нелюбовь не могла повлиять на его развал, я родилась после развала. СССР для меня исторический факт. А вот они как раз восхищались Россией, которую мы потеряли и пели белогвардейские романсы. Но теперь я вижу, как это поколение чувствует себя обманутым. Они поверили, что ветер перемен принесёт что-то лучшее. Они ищут виноватых, в развале СССР. Мне бы хотелось, что бы они перестали уже жить прошлым. Перестали осуждать современное поколение. Да сейчас люди взрослеют позже, чем во времена молодости поколения 60-х. Заводят семьи и рожают детей значительно позже. В современном обществе принято "пожить для себя". Так может вам тоже принять этот тренд и пожить для себя? Поколение и действительно уникальное. Половина жизни прожита в одной стране, а половина жизни в другой стране. Какие у вас мысли по этому поводу? Если вы поколение 60-х, расскажите с чем вы согласны, а с чем нет? Ничего общего с моим поколением в Вашем описании нет.

От стиляг до работяг — 20 фото советской молодежи 60-х годов

Как известно, город погиб при извержении Везувия в 79 г. Так, в пекарне были найдены обгоревшие, но не потерявшие внешний вид буханки. Они состояли из двух круглых лепёшек: нижняя часть была тоньше, а объемная верхняя часть делилась на порционные доли. Линии разлома облегчали деление буханки на порции и одновременно служили украшением. На одной из стен пекарни в Помпеях сохранилась фреска, где сидящий на возвышении эдил раздает народу такие буханки. Как видим, бесплатные раздачи в Империи производились уже готовыми караваями. Пекари при этом экономили на муке, а эдилы закрывали глаза на то, что буханки становились все меньше. Один из персонажей комедии «Сатирикон» Петрония жалуется на то, что эдилы «снюхались» с пекарями, и хлебные буханки стали размером меньше, чем «глаз у вола».

В то же время среди богачей процветал культ обжорства и чревоугодия. В Римской империи были востребованы пироги и пирожные в виде животных, птиц, пирамид кренделей, сдобренные изюмом, медом, миндалем, маком. Для разного рода выпечки изобретались причудливые формы. Не удивительно, что рабы, владевшие искусством изысканной выпечки, стоили баснословных денег. Все рецепты держались в тайне и передавались по наследству. Технологию выпечки из дрожжевого теста римляне освоили только в эпоху Империи. Дрожжи делали так: пшеничные отруби для сбраживания на 3 дня заливали виноградным соком.

На полученной закваске затем замешивали крутое тесто, нарезали стружкой и сушили. Порцию приготовленных дрожжей разводили в теплой воде и использовали по назначению. Уже в первые годы нашей эры римляне предпочитали дрожжевой хлеб пресному и считали его более полезным. В трактате Катона «О земледелии» II в. Так пекли хлеб в крестьянских домах и господских имениях до конца II в. Таким же образом обеспечивали себя хлебом легионеры в военных походах. В Риме Эврисак сделал головокружительную карьеру от раба-пекаря до поставщика стратегического продукта в государственные закрома.

Три рельефа на гробнице показывают этапы изготовления хлеба на общественных пекарнях: 1. Помол зерна происходит на массивных мельницах, каменные жернова которых вращают ослы. Рядом рабы просеивают муку. Мука попадает в тестомесильную машину, которую приводят в действие ослы или рабы. Рабочие на длинных столах разделывают тесто, формируют буханки. Хлебы отправляются в печь — за день в римских печах выпекалось до 2 тыс. Готовая продукцию в корзинах взвешивается и принимается эдилами.

Люди в длинных тогах присутствуют на всех стадиях работы — это хозяин и его помощники контролируют процесс изготовления, исключают появление брака. Труд в пекарнях был адски тяжелым как для людей, так и для животных: тяжелые нагрузки, мучная пыль, жар от печи, отсутствие света и свежего воздуха, хозяйские окрики. Пекарня была страшным местом для наказания провинившихся рабов. Работа здесь кипела днем и ночью, без выходных и праздников. Клавдий Гален — врач эпохи расцвета Римской империи. Исследуя влияние хлеба на здоровье человека, он сделал интересные наблюдения: чистый хлеб panis candidus - самый калорийный и питательный; дрожжевая выпечка с хорошей закваской — более всего полезна взрослым людям; атлетам следует употреблять выпечку с небольшим количеством дрожжей; пожилым врач запрещал есть пресный хлеб — им он прописывал хлебный суп, приготовленный на вине или воде с уксусом. Ну и ответ на вопрос, почему римляне ели много хлеба и не толстели.

А у нас на любой диете мучное под запретом. Потому что и хлеб был совсем другой. А главное - не было лишних масел, сахара и соусов - главных вредителей человеческой фигуры. Мы родились в шестидесятых СССР. Велосипедист, оглянувшись через плечо, тут же остановился и слез со своего транспортного средства. Я не хотел, — велосипедист уже подошел к скамейке, на которой сидел пострадавший. А я думал, что ты специально целился в мои новые туфли!

Вот так вот работаешь, работаешь, захочешь себе подарок сделать, купишь что-нибудь, а тут сразу же найдется такой, как ты! Возьмет, да и переедет тебе ногу. Хорошо, что ты на велосипеде, а не на поезде катаешься. Купи мне новую обувь и что-нибудь холодное дай к ноге приложить! О политике можно будет в другой раз поговорить. Это когда ты обратно поедешь и вторую ногу мне переедешь? Попытаться, по крайней мере.

А если нет, то катись отсюда и побыстрее, пока я не передумал! А если оставить эту ситуацию без изменений, то я могу лишиться работы. Кем же ты работаешь? Велосипедист оглянулся по сторонам, положил велосипед на асфальт и присел рядом на скамейку. Работаю, соответственно, сами понимаете где. Именно поэтому я никак не могу просто так уйти. У нас с этим строго.

Михаил, впервые за весь диалог, улыбнулся. Ну-ну… — Я прекрасно понимаю, что вы мне не верите, но я вас и не убеждаю в этом. Единственное, что я от вас прошу, чтобы вы сказали мне, каким образом я могу исправить эту досадную ситуацию. Ты ж ангел, значит все можешь. Дай мне денег. Миллиарда три, а лучше четыре пятьсот. Думаю, мне будет достаточно.

И мне хорошо, и твоя эта… карма или что там у вас, не пострадает. Вашими словами — богом. Деньги, к сожалению, придумали вы сами, поэтому я не могу вам их дать. Не уходите!

Где эти преступники, которые позарились на наши перечисленные деньги? Ответа нет. Ответа не будет.

Потому что те, кто ограбил нас и нашу страну теперь ходят в олигархах, они теперь называют себя предпринимателями. Да какие они предприниматели, если создали себе денежные запасы на воровстве? Кто ответит за то, что с нами всеми, рабочими людьми из СССР сделали. Почему мы и сейчас должны отвечать за чужое воровство, почему мы всем им должны?

А за боевые и трудовые подвиги высшего звания Родины Герой Советского Союза удостоены 12745 человек, звание Герой Социалистического Труда присвоено более 19 тысячам советских людей, среди героев около 200 крымчан. Наша гордость! Всё для народа В Советском Союзе это были не просто слова, реальность, с самого создания страны. На заботу о себе она отвечала добром своим детям.

Курсы ликвидации безграмотности, чтобы все могли читать и писать; комитеты бедноты, борьбы с голодом, кассы взаимопомощи - помогали каждому всем народом. И работы для всех хватало, и учиться могли: СССР стал первой в мире страной, где всеобщее обучение стало бесплатным, а продуктовые карточки отменили уже через два года после Великой Отечественной, с 1948-го по 1953-й даже цены снижали, значительно и каждую весну. Если при СССР был рубль в кармане - вы богач. Сегодня эту монету даже не дают уже в кассах - мелочь. А в Советском Союзе, это были деньги, бумажная купюра или монета с гербом страны - сила. На рубль можно было, особенно с шестидесятых годов минувшего века, купить, к примеру, пять килограммовых буханок хлеба или 450 граммов настоящей колбасы 2,2 за кило или почти 300 граммов копчёного окорока, девять эскимо, 20 пирожков с повидлом и десяток сырков «Дружба», или 25 раз прокатиться в троллейбусе, 10 раз сходить в кино на утренний сеанс. За трёхкомнатную квартиру со всеми коммунальными надо было платить максимум 25 рублей, письменный стол можно было купить за 40, а месяц в доме отдыха на Южном берегу Крыма, с трёхразовым питанием, экскурсиями и прочими радостями обходился в 80 рублей, за 400 - телевизор но лучше в рассрочку. Студенческие стипендии 35-45, пенсии от 28 у колхозников до 80 рублей, зарплаты, в зависимости от специальности и выработки - 70-500.

Конечно, во все времена были, есть, и, увы, будут «номенклатура и простые», перегибы и сложности, не в каждом регионе было гладко всегда. В СССР одно время, не военное, мирное, были города и сёла, где на прилавках стояли только горки из рыбных консервов, и голодные бунты случались - денежная реформа 1961-го вначале резко сделала пропасть между государственными, магазинными, и рыночными ценами, породив спекуляцию и дефицит. Но нашего полуострова это тогда, благодаря талантливым руководителям Ивану Лутаку, Трофиму Чемодурову, Николаю Кириченко, Виктору Макаренко, Александру Рощупкину и другим, не коснулось - Крым был самодостаточным регионом, производя, пожалуй, все продукты, от хлеба до детского питания. И не только себя обеспечивал, но и страну. Ещё, помните, в Советском Союзе многие блага были вовсе бесплатные, по-настоящему: медицина и учёба, получение жилья, путёвки на отдых как премия за работу. После войны детям в школах выдавали ботинки, пальто, тетради… И позже некоторые организации обеспечивали сотрудников бесплатной форменной и повседневной одеждой, пайками. А ещё можно было получить в награду за ударный труд или выиграть по подписке займа, в лотерею, хоть мотоцикл, хоть корову, хоть телевизор. И возможность подкрепиться, если очень уж голоден, а деньги закончились, была бесплатной: хлеб свободно бери в любой столовой, там же ёмкости с кипятком, а в студенческих столовых ещё и капуста квашеная, витамин С, в свободном доступе.

А нервы своих граждан советская страна берегла, тщательно дозируя негативную информацию. Может быть, но только мы жили спокойнее, читая добрые вести в газетах, хорошие книги и журналы СССР - самая читающая страна в мире! Ведь даже на выборы каждый раз шли с улыбкой, зная, что важен результат, и ещё на избирательном участке обязательно будет концерт и буфет. И на демонстрации, 1 мая и 7 ноября, ходили от души: готовились заранее, план выполняли, обновки, подарки, покупали, открытки сотнями родным, друзьям и знакомым по всей стране отправляли… Жить было хорошо, спокойно, уверенно, для многих - радостно. Наша страна! Советское качество Так и говорили, помните: «Советское - значит отличное! Да, у нас всё было одинаково, детские коляски и ботинки, мебельные гарнитуры и телевизоры «Радуга», пусть кому-то это казалось немного неказистым, стандартным, неброским… Но зато было надёжным, качественным и какие-то вещи из СССР, хоть ёлочные игрушки, до сих пор в почёте у многих семей, столько лет, а, как новые, нет износу, они стали символами, памятью о той, качественной эпохе. Во главе страны К ним можно относиться по-разному, за что-то ругать, за что-то хвалить.

Их должности за 69 лет существования страны назывались по-разному, от председателя Совнаркома до президента. Иосиф Виссарионович Сталин, 29 лет 1 месяц 12 дней.

Теперь Северодонецк — территория недружественной страны Украины. Предприятие будет работать на нашей железной руде, для транспортировки построена специальная железнодорожная ветка от границы.

Ныне этот комбинат в словацкой Кошице принадлежит американцам. В статье «Опрокинутое небо» много фото со строительства Асуанской плотины в Египте. Длина всех скважин, которые предстоит пробурить, 270 километров! Масса технических подробностей, сложнейший, не имеющий аналогов в мире гидротехнический узел.

Юрий Павшинский — начальник управления монтажных работ «пирамиды XX века». Ему 39 лет, потомственный гидростроитель из Запорожья. Открытое лицо, уверенный взгляд. В «Википедии» этого выдающегося инженера, конечно же, нет.

Чай не Ротенберг, не герой труда. Высококлассным специалистам приходилось заниматься разминированием, осмотром ГЭС, укладкой дюкеров труб по дну водоемов. И даже в емкости с пивом доводилось спускаться на заводе в Астрахани испортился кран в резервуаре , а бывало, что и в цистерны со спиртом. Профессия для романтиков и людей с железным здоровьем.

Сегодня нам очень не хватает подводных строителей — вот и «Северный поток-2» застопорился… Какая же все-таки была тогда насыщенная жизнь! А я пролистала только треть одного номера еженедельника. На этих пятнадцати страницах есть и Петросян, но не нынешний, с хохмами, любовными скандалами и миллиардами, а тогдашний, «железный Тигран». Дан разбор его шахматной партии с Борисом Спасским, приводятся комментарии Михаила Таля.

Три чемпиона мира на одной странице! Скоро традиционный праздник, последний звонок. Такого, чтобы в школе произошла «встреча с террористами», чтобы из детей устроили мишени, невозможно было представить даже в фильме ужасов!

Рожденные в СССР: главный редактор МТ предсказал переворот в стране в семилетнем возрасте

Как мы могли это знать? Мы никогда не нуждались в групповой терапии или курсах по управлению гневом. Очевидно, что мы были так обмануты многими социальными проблемами, что даже не заметили, что вся страна не принимала антидепрессанты. Как же мы могли выжить?

Любви всем, кто разделяет эту эпоху и всем, кто, к сожалению, пропустил ее. Я не променяю ее ни на что!

Учили не предавать друзей, помогать им, рискуя собой. Вероятно, именно это облегчало другим задачу использовать нашу преданность, и за сущие пустяки рисковать или даже отнимать наши жизни! Нас уверяли: если учиться, развиваться, трудиться, стремиться — всё окупится сторицею. Но скоро выяснилось: наши знания, способности, умения, навыки, мастерство и таланты ничего не стоят, если ты не умеешь врать, предавать, лицемерить, унижаться и приспосабливаться. А в идеале — овладеть одним-единственным умением быстро и легко идти к заветной цели напролом, распихивая слабых и больных, шагая твердой поступью и по живым, и по трупам... Нас воспитывали в эпоху тотального дефицита всего, но в первую очередь людям не хватало личной и всеобщей свободы. А жить нам пришлось, когда кругом всего полно, торгуют всем, в том числе и свободой. В дефиците лишь всеобщий порядок и личная порядочность... С раннего нашего детства мамы с укором отчитывали нас: "Как тебе не стыдно!

Нельзя брать чужое. А ну отдай мальчику его лопатку! Как некрасиво! Тебе должно быть стыдно! Тебе стыдно? А вот мне за тебя стыдно! Но мы их любили, наших родителей, мы не хотели их огорчать, не хотели, чтоб им было стыдно! И отдавали честно отобранную лопатку! А когда косолапый гаденыш воровал, скажем, солдатика, и мы были готовы, вернув своё, закопать гаденыша живьём в песок, мамы и тут нас корили: "Ай-яй-ай-ай, ну не будь таким жадным!

Ну что тебе жалко! У тебя дома куча таких, ну поделись с мальчиком... Как тебе только не совестно быть таким! Нам привили всякие нравственные ценности, например, элементарное: брать чужое — плохо. В результате кругом воровали, а мы не могли. А если присваивали чужое, собственная совесть начинала царапать душу разочарованным взглядом родной матери. Мы, как учили нас мамы, готовы были поделиться последним до тех пор, пока это последнее не пытались отобрать у нас, чуть ли не под дулом пистолета. И таких примеров тьма. Но ведь это ерунда.

И в общем-то так было всегда. Наши мамы считают, что мы — самые умные, сильные, добрые, честные, благородные, щедрые, трудолюбивые, прямолинейные, великодушные. А если мы по какой-то причине вдруг не дотягиваем до этого идеала, то мамы огорчаются, а мы страдаем и мучаемся, не желая их так тотально разочаровывать. Но это было всегда! Во все времена! Так отчего же именно мы сильнее и больше остальных чувствуем какое-то непреодолимое чувство вины перед нашими матерями? Это чувство вины можно загнать поглубже, в самый темный угол, в подвал подсознания, но совершенно избавиться от этого удается далеко не многим. И вот это неизлечимое, мегагигантское чувство вины было присуще почти всем нам. И это прямой результат нашего "правильного воспитания" наших мам.

Как это произошло? Все просто! И хотя это простое тяжело объяснить, но я попробую. Сейчас в Европе и в Америке огромной популярностью пользуются труды по теории поколений. Авторы почти одновременно пришли к выводу, что конфликты поколений обусловлены не разницей в возрасте, а различием ценностей. А иначе все повторялось бы и шло по кругу и люди, достигая определенного возраста, принимались бы вдруг ценить то, что раньше ценили их родители. Но, согласитесь, это не так. То есть мы, конечно, можем с возрастом полюбить тишину, уединение, покой. Но я сейчас говорю именно о ценностях.

Вряд ли нынешнее поколение сорокалетних мужчин через двадцать лет начнет уважать вдруг коммунистические идеи, к примеру. Вообще, главный вывод этих книг: что предыдущие поколения наряду с влиянием экономической и политической ситуация в стране формируют следующее поколение, хочет оно того или нет. Так было. Так есть. И так будет. Исходя из этого, авторы классифицируют разные поколения, придавая им определенные параметры, свойства, которые обычно диаметрально противоположны параметрам, свойствам, привычкам и ценностям представителей других поколений. Так происходит во всем мире. Мы не исключение. Но те события, которые происходили во всем мире и влияли на людей обычно, были не известны людям Советского Союза.

К примеру, такие события, как бешеная популярность рок-н-ролла. Философия этой музыки, ее лучшие представители, идеологи и рьяные адепты навязывали молодежи по всему миру совершенно новое, особое отношение к культуре, политике, к миру, к войне... К нам рок-Н-рол, как и его философия свободы, раскрепощения, даже легкого пофигизма, или некоего фатализма, дошла с опозданием лет на десять. И против его влияния были брошены все силы гигантской государственной машины от комсомольской организации до Комитета госбезопасности. Так что классификация поколений, принятая в Европе, у нас должна быть справедливо смещена во времени. И поколение Х у нас взрослело примерно в девяностые, а не в восьмидесятые, как это происходило у них, за рубежом. Растущему поколению конца восьмидесятых — начала девяностых не повезло больше всего: люди, рожденные в период с 1964 по 1984 год — это самые искалеченные люди на сегодняшний день. Они много чего пережили, многое испытали и продолжают расплачиваться за то, в чем нисколько не виноваты. И им можно только посочувствовать.

Позволю себе одно философское, но предельно ясное и красивое лирическое отступление. В Китае есть одна древняя пословица, и не пословица даже, а присказка-проклятие: "Чтобы твои дети жили в эпоху перемен". Или как вариант: "Чтобы ты жил в эпоху перемен". Для китайцев это проклятие куда страшнее пожелания скорой гибели. Но вернемся к моему поколению. Следуя логике китайского пожелания-проклятия, получается, что мы прокляты как минимум трижды. Уходя из детского возраста, мы имели счастье пережить массу перемен. Мы, по большому счету, начинали взрослеть и жить в период, когда одни перемены сменялись другими, еще более глобальными. Вспомните, после брежневского застоя последовала череда стремительных смен генсеков.

Генсеки и их товарищи из ближнего окружения умирали один за другим, о чем мы узнавали утром из газет, а догадывались об очередной смерти еще накануне, когда телевизионная программа передач резко прерывалась трансляцией какого-нибудь балета. Обычно "Лебединое озеро". Это даже стало притчей во языцех. Итак, ряд смертей первых лиц государства, потом приход Горбачева, а вместе с ним и резкие порывы невиданных доселе ветров: перестройка, гласность, ускорение... Потом чернобыльская трагедия... А дальше перемены набирали скорость: разоружение, вывод войск из Афганистана, резкая неожиданная и горячая дружба с Европой и Америкой... Далее рухнул железный занавес, рухнула Берлинская стена. Стали рушиться и основы государства, и даже нерушимая идея победы коммунизма. Потом беспредел и переходный период, который, по-моему продолжается до сих пор.

Мне возразят: не стоит обобщать, у каждого своя история. Да, соглашусь я, но они все в общем очень похожи, различие лишь в нюансах. Милые мои, я и сам испытываю стойкую неприязнь ко всякого рода обобщениям. В конце концов, несмотря на поразительное сходство советских людей, которых за рубежом правда мгновенно узнавали по неулыбчивым лицам, настороженному взгляду и скованности, как в манере поведения, так и в обыкновенных движениях тела, люди все-таки не слишком ярко, но отличались друг от друга по воспитанию, по статусу, месту жительства, по темпераменту и характеру наконец. Однако, эти отличия все-таки минимальны. Матери моего поколения — это в основном дети войны, или рожденные в первые 5-10 лет после войны. А значит, их родители были искалечены по-своему войной, голодом, террором, почти что рабским трудом, лагерями или многолетним страхом перед арестом. И все это по-своему сказывалось на специфическом воспитании детей. Ну, вот представьте себе то время!

В каждой третьей семье отец не вернулся с войны, а в каждой второй — отец, вернувшийся с фронта, становился либо алкоголиком, либо трудоголиком. В любом случае дети видели его крайне редко. Дети войны и послевоенные дети росли в семье, где мать привыкла к тяготам жизни, была чаще всего неулыбчивой, сосредоточенной, работящей, вечно уставшей. Во время войны и в послевоенные годы она думала только об одном: чем бы накормить детей, как и во что их одеть, обуть. Как верно отметил один из авторов статьи о различиях между поколениями, лицо матери этого поколения представляет собой застывшую маску, которой физически больно было отвечать на улыбку ребенка, она минимизировала общение с ним. Но ребенок-то не знал истинной причины такого отчуждения и чрезвычайно холодного поведения. Единственный вывод, который он мог сделать, был ошибочным и имел катастрофические последствия. То есть наши отцы и наши матери вырастали с твердым сознанием того, будто они никому не нужны, никто их не любит и вообще они только лишняя обуза для родных. Само собой разумеется, эта информация лежала не на поверхности, она не вертелась у них на языке, она была выжжена на подкорке, она влияла на модель дальнейшего поведения.

Смогут ли такие люди, тотально недолюбленные в детстве, устроить свою личную жизнь идеально? Не думаю. Могу привести пример из собственной жизни, вернее из жизни моей матери. Мама родилась в сорок втором году. Не самый удачный год для появления на свет. Война, оккупация, голод… Послевоенные годы тоже не шибко сытые. С пяти лет она болела бронхиальной астмой. По вечерам дети во дворе играли, бегали, бесились… Мама тоже пыталась играть с ними, из-за чего по ночам были приступы — она задыхалась. Порошки всякие, таблетки… А если не помогало — вызывали скорую помощь.

Приезжала бригада, делали уколы. Короче, весёлого мало. Когда приступ проходил, маму начинала ругать моя бабушка — тоже несчастная бедовая женщина. Иногда доходило до рукоприкладства. А утром, не выспавшись, мама брела в школу, где одноклассники дразнили её "керосинщицей": бабушка торговала на базаре керосином. Семью надо было кормить. Я видел несколько детских фотографий мамы. Ни на одном фото она не улыбается. Хуже того.

Складки губ скорбно опущены вниз. Девочка семи лет, первоклассница… Девочка лет десяти… Двенадцатилетняя девочка… Стройная девушка лет пятнадцати… Всегда без улыбки. Ни намёка на улыбку. Грустно смотрит в объектив, словно видит из своего невесёлого настоящего всё своё безрадостное будущее. И дело не только во времени и обстоятельствах. Тогда тяжело было всем. Но люди всегда люди: они жили, плакали и смеялись, верили и сомневались, влюблялись, женились и ссорились. Люди всегда люди. Пока живы.

А мёртвых людей нет. Дедушка пил. Война прошлась по нему, как гусеница танка по горячему асфальту, оставив в память о себе глубокий след. Три ранения, контузия, пять боевых наград и кошмарные сны по ночам — вот что принёс он с войны, не считая аккордеона и мелких гостинцев детишкам.

Поселок Листвянка», - звучит голос за кадром. На экране дети катаются на коньках по льду озера.

Среди них и Рита. Во рту не хватает зубов: молочные выпали, а постоянные появились не все. В следующий раз про родной край 14-летняя Рита Селезнева будет рассказывать в больнице. Зрителям говорят, что школьница попала туда с отравлением. На самом деле она пыталась свести счеты с жизнью... Да и сама Рита для дочки стала воскресной мамой.

Переехала из Листвянки в Иркутск, оставив ребенка родителям, сняла дом на окраине города вместе с новым мужчиной. Сожителя убили ножом в драке. О том, какую трагедию пережила и что строит жизнь с нуля, она рассказала в серии про 28-летних. Так и не построила... В части про 35-летних Рита не появится. Она умерла четыре года назад от пневмонии.

Ее дочке Соне сейчас 14, она отлично учится, играет на пианино. Вместе с бабушкой девочка живет в другом сибирском городе - Ангарске. Ладо Ригвава. Золотой мальчик Ладо из Тбилиси Маленький Ладо Ригвава из Грузии мечтал: если у него будет много денег, он купит «один «Мерседес», одну «Тойоту» и бинокль». Отец мальчика - из партийной элиты, мама - из артистической интеллигенции. Но и в их жизнь пришла беда - война в Грузии.

Через семь лет он уже изучал юриспруденцию во Франции, жил в Страсбурге вместе с бабушкой, которая была послом Грузии в Совете Европы, и рассказывал, как чудом выжил после автокатастрофы: - Выпил пару стаканчиков, ехал, слушал музыку, было прикольно, - рассказывал он в 21 год. Меня собирали по частям... Ладо стал специалистом по бизнес-праву, жил в Люксембурге. Потом вернулся в Грузию: жена-грузинка очень хотела домой. Сейчас работает советником по правовым и общественным вопросам в Немецкой экономической ассоциации в Тбилиси. Исчезновение Андрея Юдина - В твоей жизни есть люди, которых ты любишь?

Пенсии бабушки было недостаточно, чтобы воспитывать мальчишку, и его отдали в детдом. Фильм изменил жизнь Андрюши. Серию увидели в США, и американская семья забрала мальчишку к себе.

Иногда приписываем загадочному стечению обстоятельств. Но чаще всего делаем вид, что «ничего не произошло». На российском телевидении есть только одна программа, которая бросает все свои силы на поиски «необычных» случаев. А заодно и ответа на вопрос, что это было?

Как мы вообще выжили в те годы? Всем, кто рожден в 50-60-70-80-х посвящается!

А в магазинах все было, иначе где моя мама продукты и вещи брала? Чтобы получить на него ответ, не нужно пытать интернет на тему «Десять легендарных советских вкусностей, которые мы потеряли». Достаточно открыть советскую прессу. Например, пропитать текстильную часть молнии клеем, чтобы она дольше служила; переделать старую электробритву в вибромассажер; как повесить картину или ковер, не имея дрели; как придать зеркалу опрятный вид, если амальгама стерлась; как собрать из подручных материалов рамку для фотопечати. При этом точек контакта читателей с изданиями было существенно больше.

Не все имели возможность купить и подписаться, поэтому журналы передавали из рук в руки, переписывали от руки советы, рецепты, переснимали схемы и выкройки. В 1979 году «Работница» пишет, что в течение прошлого года советская промышленность недодала 21 млн пар детской обуви. Совсем не выпускается сменная обувь для школьников, в большом дефиците кроссовки, босоножки, девичьи сапожки. В 1979 году в СССР проживало 42 млн семей, в которых были дети младше 18 лет.

Вряд ли ситуация была иной в 1977-м, 1976-м и предыдущих годах, а ведь детям нужно было что-то носить. Вот журнал публикует большую статью, посвященную женским чулкам, которых очень мало в продаже, а те, что есть, плохого качества. Подошва у сапог отклеивается на четвертый день, а футболка после первой стирки становится похожа на наволочку. Из других заметок видно, что в магазинах нет элементарного, например прищепок.

И если вы хотите знать, как на самом деле жилось обычному человеку в Советском Союзе, спросите женщин. В подавляющем большинстве случаев задача по ежедневному добыванию продуктов, одежды, предметов быта лежала на них. Спутники в космосе — это очень хорошо, но есть что сегодня будем? Ракетами не заменишь зимних сапог.

Гордостью и славой державы не отстираешь одежду. Женщины, которым в среднем от 30 до 50 лет, охотно сделали это. У меня в детстве нога маленькой была, особенно до школы, когда я пошла, в продаже были только мягкие пинетки, мама где-то чудом раздобыла туфельки. Потом так же урвала мне настоящие кеды и радовалась, что нога у меня долго не растет.

Летние босоножки было невозможно достать, хоть тресни». И помню, как родители стеснялись соседа дяди Васи, который в гастрономе рядом работал. На рынке всякое было, но дорого. Дядя Вася вечно пьян, грязен, но может приличное мясо "достать".

Ненавижу это слово до сих пор». У меня есть единственные зеленые босоножки, которые не подходят ни к чему, ни одной зеленой вещи у меня не было. Но носила и не задавала никаких вопросов. Зимние ботинки.

Какие же они были плохие! По мокрому снегу пройдешь, сразу промокнут ноги. В школе сменной обуви не было ни у кого. Так и ходишь полдня с мокрыми ногами».

Они на носках и пятках протирались. Художественная штопка отлично развивает мелкую моторику в начальных классах». До сих пор тех ежей помню». Пока стояла в очереди, всё поразобрали, остался только 54-й размер.

Взяла 54-й на всех - лучше, чем никакой. Можно же и резиночкой подвязать, ну! На рынке и правда есть все, но только нюанс: кило мяса стоит около семи рублей. Моя мама, молодая специалистка с зарплатой чуть за стольник, на всю свою зарплату могла купить 15 кило мяса.

Ни овощей, ни лекарств, ни одежды, на проездной до работы уже не хватило бы. В магазинах цены были ниже, но за эти деньги там была вон та весёлая компания с Ниной во главе». А в шкафу лежали две "выброшенные" и купленные на вырост зимние куртки, одна на два размера больше, вторая на четыре». Ожидание два часа, пока мясо "выбросят" на прилавок.

Геркулес, который родители закупали коробками "в запас". Водка по талонам... У нее не было колготок. Её мама, когда дочь вырастала из колгот, просто обрезала "штанины" и девочка их носила как чулки, каждый подвязывая резинкой, чтобы не сползали».

Нам везло, бабушка знала заведующую магазином, ей доставалось молоко до того, как туда воды плеснут, чтобы разбавить. Сметана доставалась не всем и не всегда. Крупы с мусором, которые надо было перебирать. Макароны, которые обязательно надо было промывать после варки, иначе они слипались в один мерзкий комок.

Обидно, что такую статью написал не наш соотечественник. Ну да... А жизнь продолжается Янв 22, 2022 Новости Сегодня в своём телеграмм-канале Мария Шукшина выложила статью директора Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» Виктора Алексеевича Ананьева. Отличная статья! Предлагаем к ознакомлению.

Ананьев Виктор...

Среди её героев немало людей, чья деятельность отождествляется с СССР и именно с ним. Но немало и других… Юрий Лоза , Вячеслав Малежик , Николай Носков — звёзды, чьё творчество в советские годы не приветствовалось. Евгений Додолев — журналист перестроечной поры, чьё творчество того периода состояло в осуждении и отрицании советской системы.

На «Ленфильме» монтируют ленту по сценарию Даниила Гранина «Последний посетитель» о том, как старик ищет правду у Ленина в «Смольном» , на «Мосфильме» снимают «Дядюшкин сон» по Достоевскому и комедию «Королевская регата», а еще «Сказку о царе Салтане» Александра Птушко лента станет киноклассикой. На «Киргизфильме» — экранизация «Материнского поля» Чингиза Айтматова. Определенно, перед нами приметы иной, более развитой цивилизации! Мнение о том, что «советская экономика 70 лет производила только галоши, которые покупали только африканцы», не соответствует реалиям. Если супердержава и выпускала галоши, то скорее в области идеологии, госуправления и госбезопасности. Именно эти три всадника советского апокалипсиса четвертый — руководитель страны посеяли хаос и разрушение, приведя наше Отечество к краху. Мы, рожденные в середине шестидесятых, росли в стране, пронизанной духом созидания. Да, постоянное подталкивание к планам, пятилеткам, социалистическим соревнованиям, перевыполнениям, рекордам, достижениям не всегда было искренним, часто искусственным, иногда глупым, ненужным и лживым. Но глядя из сегодняшнего дня на то, как развивалась страна в 1960-е, невозможно избавиться от чувства, что нынешнее наше бытие есть состояние сознательного экономического сдерживания, или, точнее сказать, самосдерживания. Как будто мы взяли на себя обязательства не развивать ничего, кроме третьесортного потребления низкокачественных продуктов питания, например, и такой же медийно-пропагандистской еды. Где наша индустрия, инженерия, робототехника? Где авиазаводы, марсоходы и луноходы? И почему, согласно «бюджетному правилу», доходы от продажи нефти и газа, которые мы получаем выше цены отсечения, выводятся за границу? Почему мы храним деньги в Америке, в странах Евросоюза, а не пускаем в собственную экономику?.. Но где наши союзники? Кто наши друзья? И какое общество мы все-таки строим?.. Нет ответа. Мы были слишком молоды, чтобы иметь вес — власть и деньги — и влиять на принятие решений, но достаточно взрослыми, чтобы помнить страну, где родились и выросли. А теперь ее имя — «Советский Союз» — даже не произносят во время празднования Дня Победы, технично обходя эвфемизмами. Разве это не переписывание истории?..

Родившийся в год революции

Подборка душевных и ностальгических фото 60-х-80-х годов Сегодня вспоминаем нашу жизнь в СССР, с головой окунаемся в те годы, годы нашего – Самые лучшие и интересные новости по теме: СССР, истории, ретро на развлекательном портале Историческая справка Среди нас есть люди, которое родились, в 50-60-х годах. В Советском Союзе тоже любили фотографировать котиков. До сих пор, не редко люди, поколения 60-ых, ностальгируют по СССР. ручная работа, handmade. 3июля 2022 - фотоснимки.

Статистика ВК сообщества "Мы родились в шестидесятых (СССР)."

На сайте РИА новости опубликована статья Виктории Никифоровой "Почему русские продолжают любить Америку". ручная работа, handmade. Если вы были ребенком в 50-е, 60-е, 70-е или 80-е, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня. Журналус № 60 — Дизайн 60-х годов. В еженедельном выпуске: новости, интервью, шрифты, лекции, инструменты и еще куча всего. «Рожденные в СССР» повлиял на судьбу как героев, так и самого Мирошниченко. Журналус № 60 — Дизайн 60-х годов. В еженедельном выпуске: новости, интервью, шрифты, лекции, инструменты и еще куча всего.

Сергей Мирошниченко: если народ падает, ему плохо, ты должен быть рядом с ним

Устроиться в детскую столовую в СССР всегда считалось редкой удачей, потому что эти столовые снабжали бесперебойно. В садике процветала детская жестокость. Воспитатели это особенно не пресекали, для многих это было нормой. К тому же считалось, что ребенок должен был пройти школу жизни. Пребывание в саду с двух месяцев и пятидневки тогда объясняли в том числе необходимостью социализировать ребенка. На самом деле навыки сосуществования в случайно подобранном коллективе из 30 человек, умение есть через силу бесполезную манную кашу и подчиняться беспрекословно хамам полезны оказывались разве что уголовникам. Я думаю, едва ли ни у каждого человека есть ряд самых сокровенных воспоминаний из советского сада, связанных с грубостью и насилием. Мне с моей непереносимостью коровьего белка выливали за шиворот молочный суп. Еще помню, как на прогулке к нашей воспитательнице приходил ухажер и они тут же, на площадке, хлестали пиво. В школе, конечно, учителя вели себя приличнее.

Однако это имело мало значения, потому что в советской школе прививали не только и не столько культуру или знания, сколько дисциплину и идеи. Советские учителя могли ударить ребенка по затылку, по рукам вплоть до середины 2000-х, пока за такие шалости не стали бить самих учителей. К их счастью, только по карману. В советской школе к детям обращались на «ты», часто учителя давали им клички. Учитель, который говорил ребенку «вы», попадал во всесоюзную газету «Правда» — такой он был редкостью. Советская школа не допускала у детей права на приватность. Нельзя было поднять руку и попросить выйти из класса: следовало обязательно уточнить зачем. Любить советскую школу могли только дети с посредственными интеллектуальными или душевными данными, с низким уровнем культуры в семье. Дети, которые искали себя в коллективной идее, коллективной задаче, коллективном труде.

То есть наши отцы и наши матери вырастали с твердым сознанием того, будто они никому не нужны, никто их не любит и вообще они только лишняя обуза для родных. Само собой разумеется, эта информация лежала не на поверхности, она не вертелась у них на языке, она была выжжена на подкорке, она влияла на модель дальнейшего поведения. Смогут ли такие люди, тотально недолюбленные в детстве, устроить свою личную жизнь идеально? Не думаю. Могу привести пример из собственной жизни, вернее из жизни моей матери. Мама родилась в сорок втором году. Не самый удачный год для появления на свет. Война, оккупация, голод… Послевоенные годы тоже не шибко сытые. С пяти лет она болела бронхиальной астмой. По вечерам дети во дворе играли, бегали, бесились… Мама тоже пыталась играть с ними, из-за чего по ночам были приступы — она задыхалась.

Порошки всякие, таблетки… А если не помогало — вызывали скорую помощь. Приезжала бригада, делали уколы. Короче, весёлого мало. Когда приступ проходил, маму начинала ругать моя бабушка — тоже несчастная бедовая женщина. Иногда доходило до рукоприкладства. А утром, не выспавшись, мама брела в школу, где одноклассники дразнили её "керосинщицей": бабушка торговала на базаре керосином. Семью надо было кормить. Я видел несколько детских фотографий мамы. Ни на одном фото она не улыбается. Хуже того.

Складки губ скорбно опущены вниз. Девочка семи лет, первоклассница… Девочка лет десяти… Двенадцатилетняя девочка… Стройная девушка лет пятнадцати… Всегда без улыбки. Ни намёка на улыбку. Грустно смотрит в объектив, словно видит из своего невесёлого настоящего всё своё безрадостное будущее. И дело не только во времени и обстоятельствах. Тогда тяжело было всем. Но люди всегда люди: они жили, плакали и смеялись, верили и сомневались, влюблялись, женились и ссорились. Люди всегда люди. Пока живы. А мёртвых людей нет.

Дедушка пил. Война прошлась по нему, как гусеница танка по горячему асфальту, оставив в память о себе глубокий след. Три ранения, контузия, пять боевых наград и кошмарные сны по ночам — вот что принёс он с войны, не считая аккордеона и мелких гостинцев детишкам. Победа застала его в Кенигсберге, в госпитале. Праздновали дня три. Пили всё, что горит. Пили все: и ходячие, и лежачие, и медперсонал. Семеро упились насмерть. Вот что значит смертельная радость. Их родным отписали, дескать, так и так, ваш муж отец, сын, брат доблестно сражался с врагом и пал смертью храбрых в бою в последний день войны.

Домой дедушка вернулся летом, ближе к осени. Увидев его с аккордеоном и тощим вещмешком, бабушка всплеснула руками и запричитала: - Митенька… Мы тут голодаем, я еле концы с концами свожу… Ждала тебя, как Бога, а ты приходишь с гармошкой и пустым мешком! Что же ты, Митенька, родненький… - Наташенька, — тихо сказал он. Другие вон привозят ковры и драгоценности, а этот в композиторы подался. Но сломленный. Война изменила его до неузнаваемости. Был молодой, подтянутый весёлый одессит-балагур, а превратился в сутулого стареющего ветерана. В первые послевоенные годы пел в кабаках и пивнушках. Домой приходил поздно. Иногда приходил с деньгами, чаще — без.

Когда денег не было, бабушка брала кусок резинового шланга и, тяжело вздохнув, принималась дедушку бить. Вяло прикрывая голову руками, он покорно сносил побои, тихо и невнятно бормоча одну и ту же фразу: - Наташенька, как же я люблю тебя… Всю семью тянула на своём горбу Наташенька. А семья была не маленькой, а конкретно — четверо детей: три девочки и мальчик. К слову сказать, история моего отца ничем не лучше. Их было три брата. Самым младшим был мой отец. Когда началась война, ему было всего 5 лет. Мой дед ушел воевать. Его жена, боготворившая мужа, не придумала ничего лучше, как оставить детей на своих родителей и отправилась вслед за любимым на фронт. Через год дети оказались в детском доме.

После войны моя бабушка, к тому времени овдовевшая, нашла их и стала растить и воспитывать. Но уверен: все три подростка, хоть и понимая, что во всем была виновата война, в глубине души не смогли простить родителям их нелюбви, а то и, как им казалось, полного равнодушия к ним. Моя мать и мой отец, и многие-многие мои тети и дяди не могли найти свое счастье в личной жизни. Я не стану, опять же, обобщать, но в моем классе шестеро одноклассников, также как и я, росли без отца. У остальных был полный комплект родителей, но насколько мне было известно, у них в семье отнюдь не царили любовь, взаимопонимание и райская идиллия. Они ссорились, ругались, расходились, сходились и жили исключительно ради детей. Другими словами, они демонстративно жертвовали своим счастьем. И это рождало в душах совершенно несчастных из-за обстановки в доме детей чувство вины, причем точно такое же, которое было и у тех детей, чьи родители разошлись окончательно. Брошенные дети были уверены, что родители разошлись исключительно из-за них. Ничего не попишешь: дети всегда дети, они ранимы и сверхэгоцентричны, они вечно думают, будто весь мир вертится вокруг них, и во всем, что происходит в семье, виноваты они.

Любой ребенок ошибочно полагает, что именно он основная причина всего: семейных радостей, горестей, счастья и бед... Все из-за него. Это именно он сделал что-то не так, или, наоборот, чего-то не сделал, когда было нужно. Откуда ему знать, что истинная причина сокрыта в похожей детской ранимости его родителей, что это его родители в детстве убедили себя в том, что они одиноки, что их никто не любит и они никому на свете не нужны... И лучше бы их и вовсе не было, ведь они только усложняли и без того нелегкую жизнь своим матерям. В этом случае наши мамы и папы были в одинаковом с нами положении, только с одной единственной разницей: после развода женщине в утешение оставался ребенок, а мужчина вновь оказывался в полнейшем одиночестве и поэтому стремился на поиски новой любви и делал очередную попытку начать все с нуля, безуспешную пробу создать новую счастливую ячейку общества. Чаще всего разваливалась и другая семья, и даже в третьей мужчина не был счастлив, но не уходил, только потому, что понимал, что сил на еще одну пробу уже нет. По-вашему, я сильно сгущаю краски? Преувеличиваю пару частных случаев и совпадений эпохи застоя? Тогда вспомните сколько в ту пору снималось фильмов о матерях-одиночках, о незаслуженно брошенных умницах и красавицах.

В каждом третьем фильме прямо или косвенно так или иначе затрагивалась тема измены или развода. Разводы в семидесятые достигли уже катастрофической цифры. А ведь та внушительная цифра должна была быть и была бы намного больше, больше как минимум вдвое, если бы государство не вело с этими разводами тихую, но усиленную борьбу. Развод мог испортить карьеру, партийным работникам разводиться не рекомендовалось, дабы не портить свою анкету и сугубо положительный нравственный облик советского гражданина. Военнослужащим развод тоже мог серьезно помешать в продвижении по службе. В загсе не спешили идти навстречу тем, кто жаждал разойтись. Разбирательство тянулось месяцами, а после подачи заявления разлюбившей паре приходилось ждать два месяца именно такой срок давался в надежде на то, что муж и жена изменят свое решение. Вот почему фраза из пьесы Горина в конце семидесятых вызывала живейший отклик в зрительном зале: "Имеешь любовницу — на здоровье! Сейчас все имеют любовниц. Но нельзя же допускать, чтоб на них женились.

Это аморально! Для развода в загсе требовались основательные причины, а громкое заявление "мы разлюбили друг друга или не сошлись характерами" веским основанием для разрыва не считались. Однако, несмотря на все трудности, число разводов в то время росло с каждым годом. Далее я передаю слово психологу, создателю Института развития семейного устройства Людмиле Петрановской, поскольку лучше, чем она уже и не скажешь: "Ох, эти разводы 70-х — болезненные, жестокие. Мучительное разочарование двух недолюбленных детей. Они страшно боялись одиночества, но именно к нему шли, потому что кроме одиночества никогда ничего не видели. В результате — обиды, душевные раны, еще больше разрушенное здоровье, женщины еще больше зацикливаются на детях, мужчины еще больше пьют. Вот в таком примерно антураже растут детки, третье уже поколение советских людей". Это как раз мое поколение, поколение, чье условное название понятно только тем, кто родом из СССР, — "дети с ключом на шее". А вот Е.

Шамис и А. Антипов, "отцы" этого термина, уверяют, что "дети с ключом на шее" принадлежат к поколению Х. Когда я ознакомился с теорией поколений, я безошибочно определил себя и своих дворовых товарищей к группе "дети с ключом на шее". Не вижу смысла подробнее останавливаться на знакомстве с главными чертами, присущими представителям всех групп. Это вы сможете сделать отдельно, поинтересовавшись работами вышеуказанных авторов. В данный момент я веду речь о поколении, что появилось на свет в промежутке с 1965 по 1985 г. Если верить американцам, то на становление их личности пришлось самое высокое количество глобальных и страшных перемен. То, что влияет на нас, я уже перечислял, сейчас лишь коротко напомню. Первое — это бум разводов, благодаря чему дети были вынуждены проявлять фантастическую гибкость и дипломатичность, чтобы сперва попробовать родителей примирить, затем — чтобы никого не выбирать, а выбрав, никого не обидеть; а через некоторое время — для того чтобы принять или подстроиться под нового мужа матери или жену отца. И, наконец, чтобы, если сближения с отчимом или мачехой не произошло, настроить против чужака родного человека или вынудить чужака к отступлению.

Второе — это резкое увеличение потока информации и событийности, о которых мы уже упоминали, а также появление невиданных вещей, предметов и запретных соблазнов. Скажем, тех же наркотиков. Почему же все-таки "с ключом на шее"? Как было у других — не знаю. А вот моя ситуация проста: мать работала на двух работах, мы виделись лишь утром, когда она будила меня в школу перед уходом на фабрику, и в десять часов вечера, когда я возвращался "с гулек", как называла их мама. Она разогревала мне ужин и умирала до самого утра. Утром воскресала под грохот "радиогимна". Мы завтракали, она уходила на работу, а я возвращался к книге, которую читал накануне до часу ночи. Дальше были школа, продленка, потом — бегом домой, легкий перекус и бегом же на улицу. В десять вечера — неохотное возвращение домой.

И снова книга до ночи! Возможно, у других был чуток иной распорядок дня, но родителей они видели не больше, чем я. Ведь недаром в популярной миниатюре тех лет, Райкин шутил: "Дети родителей не видели, но они о них знали — бабушка рассказывала! Не буду расписываться за всех, но вот моя мама любила и меня, и мою сестру. А еще я был похож на отца. По сути, я был его миниатюрной копией. Я не только внешне походил на него, но и вел себя так, как он: ходил, стоял, лежал, ел — все делал как он. Мать так и говорила: "Второй Леня". Значит, мать не только сильно любила меня, но и столь же сильно ненавидела в моменты приступов жалости к себе и к своей неудавшейся жизни. Ведь я одним своим видом напоминал ей о нем, о человеке, который, по ее словам, живет припеваючи, в то время, как она вынуждена пахать и рвать жилы, чтобы вырастить этих неблагодарных тварей — дочь и сына.

Трагедия Риты Селезневой из Листвянки «Сибирь. Поселок Листвянка», - звучит голос за кадром. На экране дети катаются на коньках по льду озера. Среди них и Рита. Во рту не хватает зубов: молочные выпали, а постоянные появились не все. В следующий раз про родной край 14-летняя Рита Селезнева будет рассказывать в больнице. Зрителям говорят, что школьница попала туда с отравлением. На самом деле она пыталась свести счеты с жизнью... Да и сама Рита для дочки стала воскресной мамой.

Переехала из Листвянки в Иркутск, оставив ребенка родителям, сняла дом на окраине города вместе с новым мужчиной. Сожителя убили ножом в драке. О том, какую трагедию пережила и что строит жизнь с нуля, она рассказала в серии про 28-летних. Так и не построила... В части про 35-летних Рита не появится. Она умерла четыре года назад от пневмонии. Ее дочке Соне сейчас 14, она отлично учится, играет на пианино. Вместе с бабушкой девочка живет в другом сибирском городе - Ангарске. Ладо Ригвава.

Золотой мальчик Ладо из Тбилиси Маленький Ладо Ригвава из Грузии мечтал: если у него будет много денег, он купит «один «Мерседес», одну «Тойоту» и бинокль». Отец мальчика - из партийной элиты, мама - из артистической интеллигенции. Но и в их жизнь пришла беда - война в Грузии. Через семь лет он уже изучал юриспруденцию во Франции, жил в Страсбурге вместе с бабушкой, которая была послом Грузии в Совете Европы, и рассказывал, как чудом выжил после автокатастрофы: - Выпил пару стаканчиков, ехал, слушал музыку, было прикольно, - рассказывал он в 21 год. Меня собирали по частям... Ладо стал специалистом по бизнес-праву, жил в Люксембурге. Потом вернулся в Грузию: жена-грузинка очень хотела домой. Сейчас работает советником по правовым и общественным вопросам в Немецкой экономической ассоциации в Тбилиси. Исчезновение Андрея Юдина - В твоей жизни есть люди, которых ты любишь?

Пенсии бабушки было недостаточно, чтобы воспитывать мальчишку, и его отдали в детдом. Фильм изменил жизнь Андрюши.

Для США начала 90-х — узнать, работает ли еще тот самый плавильный котел, позволявший людям разных культур и этносов смешиваться, невзирая на происхождение. Российскому и южноафриканскому фильмам был уготован другой путь — они стали хроникой тектонических сдвигов в мире.

Что же до «Рожденных в СССР», то это летопись поколения, заставшего распад империи и выросшего на ее руинах. Уже в фильме про 14-летних мы встречаем вчерашних советских детей подростками из разных стран с общим прошлым и туманным будущим. Пока их ровесники на Западе переживали подростковый кризис, «рожденные» жили в кризисе 90-х. На данный момент продолжаются съемки лишь британского и российского фильмов.

Южноафриканский встал на паузу из-за бушующего в стране СПИД, а американский остановился на серии про 21-летних во многом из-за большего успеха проекта из России. По иронии судьбы, отечественные компании на серии про 14-летних отказались от участия в проекте именно из-за того, что такой же фильм снимают в Штатах: «Мы не будем участвовать, потому что американские дети будут жить все лучше, а наши — только хуже», — объяснил свой отказ один из российских телемагнатов. На вопрос помощницы режиссера «Рожденных», а позже продюсера Джеммы Джапп «А зачем вы будете делать так, чтобы ваши дети жили хуже? И успех «Рожденных в СССР», и сам факт продолжения работы над фильмом во многом заслуга режиссера, который начал съемки в том же возрасте, в котором в новой серии предстанут его герои, — 35 лет.

С тех пор было отснято 829 часов их жизни почти 35 суток хроники и интервью , которые до последнего времени хранились в Великобритании. Эти переговоры, проблемы со здоровьем Мирошниченко и последовавшая пандемия серьезно затянули работу над очередной серией, но сегодня на фоне санкций понятно, что если бы фильм не стал полностью российским, его судьба вообще оказалась бы под вопросом. Впрочем, были и другие поводы для выкупа прав. В специфике работы над «Рожденными» всегда существовала проблема пауз между сериями.

За семь лет менялись не только жизни героев, но и кинобизнес. Некогда огромная Granada Television, которой принадлежала франшиза, переживала кризис за кризисом, и опасность того, что в одном из них сгинет и студия, и архив, становилась все ощутимее. Впрочем, когда проект стартовал, до этого было далеко. Я тогда еще не очень хорошо говорил по-английски, а он ничего не знал по-русски, при этом почему-то переводчика у нас не было.

Мы перекинулись парой-тройкой слов, после чего Майкл сказал: "Я вижу, что ты очень хороший режиссер, и у тебя все получится". Из чего он сделал этот вывод, я не знаю, но меня утвердили на проект».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий