Почему скромной петербургской девушке — Надежде Крупской суждено было стать великой революционеркой и первым в мире педагогом-марксистом?». (Комсомольская правда "Почему Надежда Крупская заботилась о детях Инессы Арманд?"). Крупская знала об этом, и вопреки надеждам сплетников, относилась спокойно к времяпровождению мужа и Инессы. Надежда Крупская. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Певец, народный артист России Валерий Яковлевич Леонтьев родился 19 марта 1949 года в селе Усть-Уса Коми АССР (ныне Республика Коми).
80 лет назад, в Москве на Красной площади состоялись похороны Надежды Константиновны Крупской
Занималась организационными и теоретическими вопросами создания системы коммунистического воспитания и пропаганды среди детей и юношества. Так, она написала множество работ, объясняющих сложные вещи простыми словами для детей. Более того, она писала буквари для взрослых рабочих и их детей. Активно разрабатывала советскую систему образования, способствовала исключению «Закона Божьего» из образовательной программы.
Тогда же она сформулировала основную задачу просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна стать центром коммунистического образования. Изучив и проанализировав скаутское движение в США, Крупская, с многочисленными изменениями, перенесла американский опыт на советские реалии, став основоположницей пионерии и комсомола. Также Надежда Константиновна внесла свой вклад в изменение семейного быта, сделав многое, чтобы освободить женщин от домашнего рабства см.
Например, было написано несколько статей о воспитании детей «Нужно ли учить мальчиков бабьему делу», была одной из инициаторок создания советской системы детских садов и общественных кухонь Дом НаркомФина. С 1921 г. Крупская возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета, являлась редакторкой нескольких педагогических журналов Например, "На путях к новой школе".
С 1924 г.
Четыре года держались, давая платные обеды, которые готовила Елизавета Васильевна со слугами. А потом Надя стала зарабатывать частными уроками. Тогда спровоцировала базедову болезнь, бегая по промозглым улицам Петербурга. Это наследственное аутоиммунное заболевание щитовидки. Но его развитию способствуют частые простуды и вирусы.
Так и вышло у Нади. Но сначала на внешности недуг не сказывался. Он был старше на год. И «заговорило» лишь в 1894 году при встрече с 24-летним Володей Ульяновым. Крупская влюбилась страстно! И это оказалось взаимно.
Закрутился роман. А в июле 1898-го влюбленные уже в ссылке в селе Шушенском под Красноярском обвенчались.
Она закончила с медалью гимназию княгини Оболенской, а потом без труда поступила на Бестужевские женские курсы. Правда, окончить их она не смогла — помешало увлечение марксизмом и бунтарский дух. Мало кто знает, что Крупская зарабатывала на жизнь репетиторством. В свободное же время она бесплатно учила писать и читать взрослых в воскресной школе.
Венчание с Лениным С Владимиром Ильичем, известным в революционной тусовке под кличкой «Старик», Крупская встретилась в 1894 году. Судьбоносная встреча состоялась на конспиративной квартире, где собирались революционно-настроенные молодые люди. В тот раз с 24-летним юношей Володей ушла не Надя, а другая девушка — Аполлинария Якубова. Они даже какое-то время встречались, пока революционера не арестовали. А вот в тюрьму к Ильичу ходила уже не Якубова, а Крупская. Надежда стала настоящей революционной подругой — нетребовательной, заботливой и идейной.
На отношения пары не повлияли ни аресты Ленина, ни трехлетняя ссылка самой Крупской. Любящие сердца воссоединились тоже в ссылке, в сибирской деревне Шушенское в 1898 году. Чтобы отбывать наказание вместе, Владимиру и Надежде пришлось венчаться в церкви. По законам Российской империи, политзаключенные могли жить под одной крышей, только если были супругами. Администрации поселений охотно шла навстречу пожеланиям ссыльных связать себя узами брака. Тогда считалось, что женатые люди быстрее остепенятся и забросят свои революционные глупости.
Как же власти ошибались! Почему Крупская носила девичью фамилию Все знают Надежду Константиновну как Крупскую и никто даже не подумал называть ее Ульяновой или Лениной. Но сама Крупская во всех документах, оформленных после замужества, все-таки фигурировала как Ульянова. Среди революционеров же она была известна под разными партийными кличками: Онегина, Минога, Рыба. Фамилией мужа в жизни Надежда не называлась из идейных соображений. В революционных кругах считалось, что это помогает держаться на дистанции от мужа и проявлять себя независимой личностью.
Спустя 20 лет после венчания Ульянова стала снова Крупской и по документам — женщина обменяла паспорт на новый, советский, в котором указала свою девичью фамилию.
Девушка с юности увлекалась идеями толстовства, а затем марксизма и революции. Для заработка она давала частные уроки и одновременно бесплатно вела занятия в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой, участвовала в марксистском кружке, вступила в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Венчание с медными кольцами Знакомство с молодым Владимиром Ульяновым произошло в феврале 1894 года. Поначалу Володя интересовался другой девушкой - Аполлинарией Якубовой, даже сделал ей предложение, но получил отказ. Вскоре Ульянов по-настоящему сблизился с Надей Крупской, хотя та была старше его на год. Но их роману помешал арест Надежды. В 1897 году вместе с несколькими другими членами союза ее на три года выслали из Петербурга. В конце концов оба — и Владимир, и Надежда — очутились в ссылке в сибирском селе Шушенском.
Там в июле 1898 года и сыграли скромную свадьбу. Несмотря на атеистические взгляды, молодые венчались в церкви, обменявшись кольцами, изготовленными из переплавленных медных пятаков — на венчании настояла мать Крупской. Поначалу родные Ульянова отнеслись к невестке не слишком тепло. Она казалась им некрасивой и слишком сухой, «бесчувственной». Тем более ее здоровье было подорвано сырой петербургской погодой и тюрьмами, а еще базедовой болезнью, которую в то время не умели лечить и которая, по-видимому, лишила ее возможности стать матерью.
О Надежде Константиновне Крупской
Вождь мирового пролетариата проводил немало времени вместе с соратницей, из-за чего им начали приписывать роман. Инесса Арманд Многих удивляло, что Крупская очень спокойно относилась к тому, что ее муж целыми днями пропадает у другой женщины. Объясняется это очень просто — между Лениным и Арманд были крепкие дружеские отношения и общность идей. О единственном подозрительном моменте в этом революционном союзе писала в письме сама Арманд. Женщина упоминала про «поцелуи, без которых могла бы и обойтись».
Инесса всю жизнь уважала Надежду и та отвечала ей взаимностью. После того как Арманд умерла, Крупская даже пыталась удочерить одну из ее дочек. Ничего не получилось, так как девушке уже исполнилось 22 года. Надежда Константиновна до конца своих дней интересовалась жизнью отпрысков Инессы, а ее внука даже называла «внучком».
Сама Крупская не могла иметь детей из-за базедовой болезни. Недуг, исказивший внешность женщины, лишил ее и счастья материнства. В наши дни этого бы не случилось, так как это заболевание щитовидной железы успешно лечат. Из-за отсутствия детей все думали, что Крупская фригидна и они живут с Лениным только как идейные соратники.
На самом деле в личной жизни пары все было в полном порядке. Торт от Сталина После смерти Ленина Крупская не поддалась давлению и осталась человеком с собственным мнением. Она осуждала сталинский террор и вообще была против выбранного Сталиным и его командой курса партии. Несмотря на то что вдова вождя была персоной очень неудобной, ее не трогали из-за огромного авторитета даже в самый разгар репрессий.
В 1939 году на свое 70-летие женщина пригласила гостей в дом отдыха «Архангельское» в Подмосковье. Это был последний праздник в жизни революционерки. О том, что произошло на юбилее, историки спорят до сих пор. По наиболее распространенной версии Крупской подарили отравленный торт от самого Сталина.
Надежда Константиновна, всю жизнь любившая сладкое, тут же попробовала подарок. Через пару часов ей стало плохо, а ночью она умерла.
За Корнея Ивановича заступился Горький. Словом, началась долгая дискуссия. При этом надо иметь в виду, что популярность Чуковского среди детей и их родителей в то время была невероятной. Ее связывали, кроме прочего, с нэповским угаром, который, как опасались многие, мог заглушить в сердцах все революционное. Особенно в молодых сердцах. Думаю, это и напугало Крупскую. Любовь к сказкам Чуковского, как им казалось, превращалась в манию. К Корнею Ивановичу «жена Ленина» была несправедлива.
Скорее всего, в какой-то момент она поняла это. Но дело не только в Чуковском, который постоянно вызывал у нее опасения. Она не принимала литературу игры и парадокса. Авангардные поэты, художники, архитекторы в основном поддержали революцию. Но ни Ленин, ни Крупская их не принимали. Даже Маяковского, который старался быть и актуальным, и понятым, поначалу отторгали. Дерзкие новаторы по отношению к государству и обществу, они оставались консерваторами как читатели и ценители искусства. Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год. Фото: Wikimedia Не жаловала Крупская и волшебную сказку. Слишком уж крепко любила она реалистов, очерковый, полудокументальный стиль и считала, что и для детей следует писать только жизнеподобно.
Ее и у Чуковского не устраивала разухабистая фантастика. Она воспринимала книгу как учебник жизни — и внимательно следила, чтобы дети не понахватались дурного. Позиция наивная и ущербная в своем максимализме. На счастье, у Крупской не было амбиций диктатора. Она писала напористо, но не подавляла специалистов, у которых имелось иное мнение. Своим юношеским пристрастиям Надежда Константиновна осталась верна. И с удовольствием вспоминала о том, что нравилось Ленину у Льва Толстого: «есть одно замечательное описание весны в лесу в «Анне Карениной»: пробиваются самые первые ростки травы, и вот стоит Левин, отправившийся с ружьем на охоту, и видит, как шевельнулся иссохший лист — толкнул его пробившийся сквозь зелень молодой росток травы». Это не только ленинское мнение, здесь, прежде всего, Крупская восхищается «художником слова». Хотя публицистику Толстого в ее времена из библиотек изымали, да и в академическое собрание сочинений она пробивалась непросто. В 1938 году в статье «Об учебнике по литературе» она писала: «Надо, чтобы учащийся до конца понял, какая громадная сила — художественное произведение, как может оно научить вглядываться в жизнь, разбираться в окружающих сложных явлениях, понимать людей, как может оно вооружать в борьбе, сплачивать, сближать людей, ставить перед ними великие цели…» Квартира в Кремле Н.
Крупская с мужем В. Лениным, деверем Ульяновым и золовками Ульяновой, Ульяновой-Елизаровой и её воспитанником. Сидят — В. Ленин, Н. Крупская, А. Ульянова-Елизарова; стоят — М. Ульянова, Д. Ульянов и воспитанник А. Елизаровых Гора Лозгачев. Осень 1920 г.
Москва, Кремль Беспартийной литературы она почти не принимала, антипартийной — тем более. Достойным будущего объявлялось только то, что служило для пользы дела. Впрочем, этим правилом руководствуются очень многие, во все времена — а вовсе не только большевики. Просто большевики в этом смысле были откровеннее многих. Она органически связана с общественным укладом своей эпохи и не может быть изучаема вне его, без связи с ним» — таково ее кредо. А как иначе — особенно в представлении тех лет. Книга должна учить правильной жизни. А значит, хорошо бы несколько переписать детскую классику, удалив из знаменитых книг буржуазную начинку. Так она предлагала поступить популярнейшим в то время и, в принципе, полезным для воспитания научного мышления Жюлем Верном. Владимир Ленин и Надежда Крупская, 1922 год Несомненно, среди педагогов и управленцев образования она была одним из самых последовательных сторонников приоритета коллектива над личностью, общественного над личным.
Среди экспериментов, которые внедряла Крупская — групповые проекты, задания, которые оценивались по ответу одного — как правило, лучшего — ученика. Его оценку получали все. Вот такая школа коллективизма. В 1930-е от этих новаций отказались. Еще одна особенность «школы по Крупской» — приближение учебы к жизни. Секрет здесь видели в трудовом и производственном воспитании. В этом смысле союзником Крупской был Антон Макаренко, да и не он один.
Елизаровых Гора Лозгачев.
Осень 1920 г. Москва , Кремль. Последний назвал выступление Крупской «чушью», после чего на неё обрушились его соратники [16]. В ответ Крупская заявила о намерении эмигрировать в Великобританию. Это заявление «мадам Лениной» освещалось в зарубежной прессе и даже обсуждалось в Палате общин [16]. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную Антоном Макаренко : после её критического выступления на съезде комсомола в мае 1928 года Макаренко был в скором времени снят с руководства колонией имени Горького [17]. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» [15]. Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук.
Крупская была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды [18] , инициировала чистку библиотек от «идеологически вредной и застарелой» литературы [19]. Одним из мишеней её критики стали детские произведения Корнея Чуковского. Критика вдовы Ленина означала в то время фактический запрет на профессию. В декабре 1929 года Чуковский опубликовал в « Литературной газете » письмо, в котором отрёкся от своих сказок [22] и после этого до 1942 года не написал ни одной сказки в стихах. Впоследствии Крупская вышла из оппозиции и призывала других оппозиционеров примкнуть к позиции ЦК [23] , выступала на пленумах ЦК партии и голосовала за предание суду Николая Бухарина [24] [25] , за исключение из партии Льва Троцкого , Григория Зиновьева , Льва Каменева. Крупская — автор многочисленных работ о своём муже В. Ленине , трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми.
Смерть[ править править код ] Вдова Ленина скоропостижно скончалась от перитонита 27 февраля 1939 года , на следующий день после своего 70-летия.
Да, но, кроме этого, счастье было, страсть! Любил Володя меня, и я его любила! Уже через пять лет брака все ушло. И умненькая! С трех лет отлично училась на дому. Родители в Наде души не чаяли и прочили дочке счастливое будущее.
И, в то время как барышни вокруг грезили о любовных романах, Надежда мечтала о счастье для простого народа. И на мальчиков не реагировала. И роста была высокого». В лице — что-то одухотворенное». Сначала на внешности недуг не сказывался После смерти главы семьи Крупские, выплатив его долги, оказались на грани нищеты. Четыре года держались, давая платные обеды, которые готовила Елизавета Васильевна со слугами. А потом Надя стала зарабатывать частными уроками.
Крупская Надежда Константиновна: биография, фото
революционерка, государственный, партийный, и культурный деятель, организатор советского образования. Надежда Константиновна Крупская (1869–1939) — виднейший партийный и государственный деятель, профессиональный революционер, соратник, жена и друг. Биография революционерки Надежды Константиновны Крупской: личная жизнь, профессия матери, образование в гимназии, отношения с мужем Владимиром Лениным, базедова болезнь, улица ее имени. Ко дню рождения Надежды Крупской «Комсомолка» вместе с экспертами прочитала ее записи о смерти мужа. В 1909 году Надежду Крупскую постиг первый удар на семейном поприще. Крупская Надежда Константиновна Российская революционерка, советский государственный партийный, общественный и культурный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодежи.
80 лет назад, в Москве на Красной площади состоялись похороны Надежды Константиновны Крупской
Она родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в обедневшей дворянской семье. Педагогический класс гимназии Наденька окончила с золотой медалью и поступила на Высшие женские курсы, но проучилась там всего лишь год. Надежда Крупская, 1895 год. Фото: www. Отца не стало в 1883 году, после чего Наде с матерью пришлось особенно туго. Девушка зарабатывала на жизнь частными уроками, одновременно преподавая в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой.
И без того не самое хорошее здоровье Надежды сильно пострадало в годы, когда она бегала от ученика к ученику по сырым и холодным улицам Петербурга. Впоследствии это отразится на судьбе девушки трагическим образом. Статья по теме Надежда Крупская. Яркая красота, нерядовой ум и «лазилки» детских площадок Партийная красавица С 1890 года Надежда Крупская являлась членом марксистского кружка. В 1894 году в кружке она и познакомилась со «Стариком» — такую партийную кличку носил молодой и энергичный социалист Владимир Ульянов.
Острый ум, блестящее чувство юмора, великолепное ораторское мастерство — в Ульянова влюблялись многие революционно настроенные барышни. Позднее напишут, что будущего вождя революции в Крупской привлекла не женская красота, которой не было, а исключительно идейная близость. Это не совсем так. Безусловно, главным объединяющим началом для Крупской и Ульянова стала политическая борьба. Однако правда и то, что влекла Владимира к Наде и женская красота.
Она была очень привлекательна в молодые годы, но эту красоту у неё отняло страшное аутоиммунное заболевание — базедова болезнь, поражающая женщин в восемь раз чаще, чем мужчин, и известная также под другим названием — диффузный токсический зоб. Одно из самых ярких её проявлений — выпученные глаза. Частые простуды в Петербурге, а затем тюрьма и ссылка привели к обострению болезни. Надежде Крупской базедова болезнь искалечила всю жизнь. Работа вместо детей В 1896 году Надежда Крупская оказалась в тюрьме как активистка созданного Ульяновым «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
Ни в чем не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста». Бесплатное питание для школьников — это тоже предложение Надежды Крупской. И не только питание: она говорила о том, что детям должны в школах бесплатно выдавать учебники и учебные пособия, а также школьную форму.
Эти ее принципы до сих пор частично сохранились в системе образования. Фото: общественное достояние Организация детских летних лагерей труда и отдыха — тоже идея Крупской, правда, поначалу это называли «летними школами». В таких лагерях дети должны были на полном государственном обеспечении отдыхать, поправлять здоровье, заниматься спортом и проходить начальное трудовое обучение. Сегодня подобных лагерей осталось меньше, чем было в советские времена, но счастье, что они все еще существуют. Пионерская организация, школьное самоуправление — это тоже идеи Надежды Константиновны Крупской.
Изучая опыт западных школ, она замечала, что не поддерживает тот факт, что дети в таких школах — каждый сам по себе и сам за себя, и выступала за коллективизм, за развитие у ребенка чувства коллектива, за его социализацию. Но и индивидуальность ребенка Крупская не отрицала: она считала, что индивидуальный подход к ребенку — один из важнейших принципов образования. Крупская считала, что индивидуальный подход к ребенку — один из важнейших принципов образования Детские дома для творчества и досуга детей — еще одна важная идея Крупской.
И когда приятель, мальчик Боря, сын нигилистки княжны Долгорукой, предложил ей плюнуть на образ, поскольку «мама говорит, что Бога нет», Надежда запротестовала самым решительным образом: «Ну мало ли что мамы говорят! Она оставалась религиозной, по ее воспоминаниям, до двадцати с лишним лет, тогда как многие ее товарищи и сам супруг порвали с верой гораздо в более юном возрасте. Сама Крупская говорила, что, конечно, не «мистика» была причиной ее религиозности, а чувство одиночества. У нее было много подруг, но их общение не затрагивало личного, сокровенного, ибо она не умела выразить свои переживания так, чтобы они были понятны другим. В одиночестве она и испытывала потребность в Боге: «Он, по тогдашним моим понятиям, должен понимать, что происходит в душе у каждого человека». Крупская вспоминала, как она любила часами смотреть на лампадку перед образом. Марксизм оказался проще и доступнее веры.
Достаточно было осознать естественную, закономерную связь явлений, чтобы излечиться от остатков зыбкой религиозности, так как одиночество кончилось. Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге. Школьная политика Крупской формировалась под влиянием марксизма, педагогического образования и идей Ленина. В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней учительницы, и ударилась в толстовство. Увлечение было недолгим — на смену всем заблуждениям навсегда пришел марксизм, который дал ей «величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было». Это отдаленно напоминало веру. Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм — это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения. В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу. И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм.
Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим? Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии. Надо признать, что ей многое удалось. Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник. Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять. Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки? Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера. Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение. Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская.
Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона. Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин. В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность.
В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан.
Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания.
Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания.
Недаром в разных странах изданы сотни её статей и книг по вопросам образования. Не меньший вклад она внесла в обновление теории и практики библиотечного дела. Притом объективно оценивала важные инновации других стран — особенно в библиотековедении. Недаром они с Лениным во всех городах работали в библиотеках, о чём часто упоминается в их письмах. Даже в годы Гражданской войны Крупская писала о плане покрыть всю страну сетью библиотек и передвижек, чтобы люди всюду имели книги. А в 1926 году она провела конференцию о краеведческой работе, где выдвинула идею укреплять связи по изучению края с вузами и музеями.
Она же была инициатором Всесоюзного конкурса на лучшую избу-читальню, объявленного в 1924 году через газету «Правда». Крупская Надежда Константиновна В вышедшей в 1929 году книге «В поход за библиотеку» она напомнила о Швейцарии, где были централизованные сети библиотек. Вскоре ею был составлен план сетевого обслуживания читателей. К сожалению, эксперимент создания централизованной сети в Орехово-Зуевском районе Подмосковья закончился неудачей из-за организационных ошибок начиная с необдуманного перемещения книжных фондов всего района в райцентр. Но централизация состоялась, как только в СССР была создана крупнейшая в мире библиотечная сеть, состоящая из более чем 350 тысяч только массовых библиотек, не считая профсоюзных, научных, вузовских, школьных, а также — коммуникации между ними для межбиблиотечного абонементного обслуживания. В 1929 году Крупская организовала «библиотечные походы», выступив в печати, на собраниях, что привлекло внимание к библиотекам. Открывали новые избы-читальни, собирали книги и деньги, пополняя фонды, организовывали отряды книгонош, развивались и множились передвижки, активизировалась пропаганда литературы. Так светом просвещения создавалась грамотная, читающая страна, вскоре закономерно одержавшая Великую Победу в страшнейшей войне. Государственная публичная историческая библиотека в 2015 году, к 85-летию «библиотечных походов», организовала выставку «Библиотечный штурм».
Считаю, что этот проект Крупской следует продолжить. Надежда Константиновна, до конца жизни руководя библиотечным управлением, добилась всесоюзного размаха отрасли. Это постановления ЦК партии: о деревенских библиотеках и об изданиях популярной литературы для них 1925 г. Она инициировала всесоюзную перепись библиотек в 1934 году, библиотечные и библиографические съезды. Отдельные историки упрекают Крупскую в том, что она поддержала восстановление цензуры, организовав изъятие из библиотек антихудожественной и контрреволюционной литературы, из-за чего все антисоветские книги оказались только в научных библиотеках, да и то в спецхране. По этому поводу Крупская писала, что Ленин никогда не затрагивал вопросы чистки фондов. Он всегда говорил: надо комплектовать их как можно богаче. Жаль, она не добавила, что Ильич однажды даже написал в ЦК партии: как только освободим территорию, занятую белогвардейцами, все их книги, статьи, манифесты, листовки нужно собрать и разместить в библиотеках, чтобы люди читали и видели, что они готовили для страны. Вклад Крупской в обучение библиотекарей — ещё одна большая тема.
Напомню лишь, что в 1930 году она организовала Московский библиотечный институт ныне Московский государственный институт культуры. Кстати, когда в США задались вопросом, почему Советский Союз первым покорил космос, американские учёные ответили своему президенту так: во-первых, у русских весьма большая сеть библиотек, поэтому они очень квалифицированно готовятся к своим достижениям во всех областях техники; во-вторых, у них вузы и школы работают лучше наших. А теперь мы сами вынуждены признать, что отстали. У нас плохие библиотеки, новое поколение мало читает. А ведь Надежда Константиновна на первое место всегда ставила библиотечное обслуживание детей и молодёжи. У нас пропущена эра «цифры». Недавно в Международной академии информатизации по этому вопросу была конференция. Там с сожалением отмечалось, что цифровую экономику до библиотек так и не довели. И вот ещё что: мы теряем сеть библиотек.
Директор нашей библиотеки ставит вопрос, что надо хотя бы постараться крупные московские библиотеки с их старинными укладами и редкими фондами сберечь, воспользовавшись тем, что некоторые из них защищают свой статус объектов культурного достояния. Этот факт часто недооценивается, в том числе и историками Компартии, это касается и наследия Крупской. Не было бы в нашей Советской стране столь много библиотек — не было бы и Победы в Великой Отечественной войне, не было бы и других достижений. Творчество Крупской нужно изучать и изучать. Она была повседневно теснейшим образом связана с низовыми библиотеками страны. Она каждый день получала оттуда десятки и сотни писем и горела желанием как-то им помочь. И помогала. Нынешние же власти этого не делают. Они не знают того, что происходит на местах, или просто отмахиваются от этих проблем.
Они сокращают 500—700 библиотек в стране ежегодно, вместо того чтобы озаботиться хотя бы стабилизацией сети муниципальных, детских и юношеских библиотек. А Крупская, наоборот, стремилась к расширению этой сети во всех направлениях. И Крупская была одним из тех, кто закладывал фундамент этого культа. Я помню из своего детства, когда к нам в село возвращались после учёбы в Москве или в другом городе молодые люди с «поплавком» на груди это такой значок, выдававшийся по окончании вуза , то на них все смотрели с уважением. И какая это была гордость для их родителей! Надежда Константиновна сделала всё, чтобы библиотеки органично вписались в это новое отношение к знанию и просвещению. Они были связаны с важнейшими этапами развития Советской страны. Национализация, коллективизация, индустриализация, строительство Днепрогэса, подъём целины — всему этому помогали библиотеки. Я помню в советские годы, когда работал методистом в юношеской библиотеке, то два месяца провёл на строительстве Байкало-Амурской магистрали.
Там в каждом посёлке были библиотеки. И я с коллегами приезжал туда из Москвы оказывать методическую помощь. В советские годы динамика подъёма библиотечного дела была большая. А что сейчас? Позвольте, я зачитаю то, что сообщил научно-методический отдел Российской библиотечной ассоциации: «Продолжается сокращение сети общедоступных библиотек и снижение обеспеченности территорий библиотеками. За последние три года сеть уменьшилась на 2,1 тыс. Основная доля потерь приходится на сельские библиотеки — около 1,5 тыс. Многие из оставшихся переведены на сокращённый режим работы. Такие потери в нашем деле были только в годы Великой Отечественной войны.
Я недавно по этому поводу написал статью, в которой задал вопрос: кто у нас и с кем сейчас воюет? Библиотекарь в советские годы был просветителем. И этот постулат в вузовские программы заложила именно Крупская, которая была основателем институтов культуры в двух наших столицах. Сейчас библиотекарей для этой просветительской роли там не готовят. И это большая проблема. Государство никак не может понять, что оно хочет от библиотек. Ныне идёт их перепрофилирование в культурно-досуговые центры.
Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу
Из-за характерных глаз навыкате ее называли: «селедкой», «рыбой», «миногой». Не нравилось родственникам Ульянова и само выражение лица его избранницы. Измученная Петербургским климатом невеста была бледна и нездорова. Детей иметь она не могла, крайне редко улыбалась и казалась им холодной.
Надежда Крупская. Даже внешне вождю нравились другие женщины. Аристократичной Петербургской красоте он предпочитал дам из разряда «кровь с молоком».
Однако с Надеждой ему было интересно и комфортно. Его привлекала в Крупской идейная близость. После ареста Ульянов понял, что рядом должна быть не красивая женщина, а та, что угадывает каждое его слово.
Предложение руки и сердца своей соратнице Ульянов сделал совсем неромантично.
Со временем и вовсе став отрицать всю мишуру в виде нарядов, украшений и других милых сердцу вещиц, она стала настоящим скрепом революции. Ленин и революция - главные ее интересы в жизни. Так она смогла стать идейной модницей номер один.
Тогда как в привычной модной сфере такой триумф бы ей точно не грозил. Тот факт, что Надежда была явно не простой девушкой отрицать нельзя. Мама Нади была тихой и спокойной, в прошлом — выпускница института благородных девиц, очень набожной. А вот отец, наоборот, был бунтарем.
Будучи уездным начальником в Польше, он до последнего защищал интересы местного населения. Надежде досталось от характеров обоих родителей. С одной стороны она, как любая женщина и ее мать, хотела семейного тепла, с другой стороны была таким же бунтарем по своей природе, как и ее отец. Знакомство с Лениным Совместных фото у них не так много, хотя она всегда была рядом с ним.
С Владимиром они познакомились на одной из встреч марксистского кружка. Ее пригласили туда на посиделки «на блины». Встреча была организована по случаю приезда «одного волжанина». И вот они встретились.
Не было никакой искры или взаимного притяжения. Сердца обоих уже были отданы революции. Однако Надежда влюбилась. Правда ее друзья говорили, что Крупская влюбилась не в Ленина, а в него как в орудие этой революции.
У себя в голове она уже сотворила из него вождя, и готова была помочь ему во всем, идти за ним до конца. Руку и сердце Ленин предложил ей по почте. На тот момент они оба отбывали наказание и такая форма общения была нормальной. Другое дело, что между и не было никакой романтики.
Скорее они как два товарища революционера хотели держаться вместе. Историки уверены, что брак вовсе должен был быть фиктивным. И вообще изначально Владимир должен был связать себя узами брака с некой Еленой Лениной. Но она наотрез отказалась ехать в Сибирь к будущему мужу.
Потому Крупская стала единственной из возможных вариантов. Даже на картинах Ленин выглядит веселым, а Крупская - озадаченной. Надя приехала с мамой к Ульянову, а тот на тот момент был на охоте. Это в качестве примера того, как были выстроены их отношения еще на начальном этапе.
На момент регистрации Крупской было 29, Ленин на год младше. Чем популярнее становился Ульянов, тем больше на него обращали внимание женщины. В 1911 году своим вниманием его осаждать стала Инесса Арманд — дочь французского оперного певца и богатая вдова. За возможность находиться рядом с Лениным она, во имя революции спускала все свое наследство.
Ходят слухи о том, что сын Инессы Андрей — плод тех бурных отношений. Но во Франции такую точку зрения не одобряют. Сама Крупская не могла подарить наследников вождю революции. Ее болезнь, которую врачи смогли обнаружить слишком поздно, отняла у нее радость материнства и миловидную внешность.
Нарушения в работе щитовидной железы или Базедова болезнь стали причиной того, что Крупская стала странно выглядеть. Сначала она была болезненно худой, затем резко набрала вес и стала тучной. Глаза на выкате и огромные глазные яблоки — это все последствия болезни. Несмотря на это, революционные сподвижники то и дело подшучивали над этими обстоятельством.
Зато современники сравнивают Крупскую с красоткой Скарлетт Йоханссон.
Предложение руки и сердца своей соратнице Ульянов сделал совсем неромантично. Перед отправкой в ссылку в Шушенское он озвучил Крупской: «Не хотите ли вы стать моей женой? Венчалась пара в Шушенском.
И это была своего рода сделка. Ведь в Российской империи тогда считалось, что если заключенный женится, то он остепенится и уйдет из революционного движения. Но после замужества Надежда взяла фамилию супруга и на самом деле была Ульяновой. Тем не менее женщина продолжила вести активную деятельность под именем Крупская.
Надежда хотела сепарироваться от знаменитого мужа. Она решила оставить свой след в истории и запомниться, а не прославлять фамилию вождя. Это в патриархальной России тоже было по-своему революционно. Она придумала заменить хлебный мякиш для новорожденных на пустышки и спасла огромное число детей от погибели.
За Корнея Ивановича заступился Горький. Словом, началась долгая дискуссия. При этом надо иметь в виду, что популярность Чуковского среди детей и их родителей в то время была невероятной. Ее связывали, кроме прочего, с нэповским угаром, который, как опасались многие, мог заглушить в сердцах все революционное. Особенно в молодых сердцах. Думаю, это и напугало Крупскую. Любовь к сказкам Чуковского, как им казалось, превращалась в манию. К Корнею Ивановичу «жена Ленина» была несправедлива. Скорее всего, в какой-то момент она поняла это.
Но дело не только в Чуковском, который постоянно вызывал у нее опасения. Она не принимала литературу игры и парадокса. Авангардные поэты, художники, архитекторы в основном поддержали революцию. Но ни Ленин, ни Крупская их не принимали. Даже Маяковского, который старался быть и актуальным, и понятым, поначалу отторгали. Дерзкие новаторы по отношению к государству и обществу, они оставались консерваторами как читатели и ценители искусства. Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год. Фото: Wikimedia Не жаловала Крупская и волшебную сказку. Слишком уж крепко любила она реалистов, очерковый, полудокументальный стиль и считала, что и для детей следует писать только жизнеподобно.
Ее и у Чуковского не устраивала разухабистая фантастика. Она воспринимала книгу как учебник жизни — и внимательно следила, чтобы дети не понахватались дурного. Позиция наивная и ущербная в своем максимализме. На счастье, у Крупской не было амбиций диктатора. Она писала напористо, но не подавляла специалистов, у которых имелось иное мнение. Своим юношеским пристрастиям Надежда Константиновна осталась верна. И с удовольствием вспоминала о том, что нравилось Ленину у Льва Толстого: «есть одно замечательное описание весны в лесу в «Анне Карениной»: пробиваются самые первые ростки травы, и вот стоит Левин, отправившийся с ружьем на охоту, и видит, как шевельнулся иссохший лист — толкнул его пробившийся сквозь зелень молодой росток травы». Это не только ленинское мнение, здесь, прежде всего, Крупская восхищается «художником слова». Хотя публицистику Толстого в ее времена из библиотек изымали, да и в академическое собрание сочинений она пробивалась непросто.
В 1938 году в статье «Об учебнике по литературе» она писала: «Надо, чтобы учащийся до конца понял, какая громадная сила — художественное произведение, как может оно научить вглядываться в жизнь, разбираться в окружающих сложных явлениях, понимать людей, как может оно вооружать в борьбе, сплачивать, сближать людей, ставить перед ними великие цели…» Квартира в Кремле Н. Крупская с мужем В. Лениным, деверем Ульяновым и золовками Ульяновой, Ульяновой-Елизаровой и её воспитанником. Сидят — В. Ленин, Н. Крупская, А. Ульянова-Елизарова; стоят — М. Ульянова, Д. Ульянов и воспитанник А.
Елизаровых Гора Лозгачев. Осень 1920 г. Москва, Кремль Беспартийной литературы она почти не принимала, антипартийной — тем более. Достойным будущего объявлялось только то, что служило для пользы дела. Впрочем, этим правилом руководствуются очень многие, во все времена — а вовсе не только большевики. Просто большевики в этом смысле были откровеннее многих. Она органически связана с общественным укладом своей эпохи и не может быть изучаема вне его, без связи с ним» — таково ее кредо. А как иначе — особенно в представлении тех лет. Книга должна учить правильной жизни.
А значит, хорошо бы несколько переписать детскую классику, удалив из знаменитых книг буржуазную начинку. Так она предлагала поступить популярнейшим в то время и, в принципе, полезным для воспитания научного мышления Жюлем Верном. Владимир Ленин и Надежда Крупская, 1922 год Несомненно, среди педагогов и управленцев образования она была одним из самых последовательных сторонников приоритета коллектива над личностью, общественного над личным. Среди экспериментов, которые внедряла Крупская — групповые проекты, задания, которые оценивались по ответу одного — как правило, лучшего — ученика. Его оценку получали все. Вот такая школа коллективизма. В 1930-е от этих новаций отказались. Еще одна особенность «школы по Крупской» — приближение учебы к жизни. Секрет здесь видели в трудовом и производственном воспитании.
В этом смысле союзником Крупской был Антон Макаренко, да и не он один.
Первая вдова СССР
Но при этом она никогда не была тенью мужа. Крупская стала главным идеологом советского образования, поставив во главу системы детей, их развитие и воспитание. Её называли «первым педагогом среди марксистов и первым марксистом среди педагогов».
Шумит над нами юная листва. Надежда мира, сердце всей России, Москва — столица, моя Москва... Но Москва была лишь отправным пунктом долгого педагогического пути Марии Борисовны.
На котором были и такие полярные пункты назначения, как северная русская Вологда, где, кстати, родилась моя мама. Или далёкий среднеазиатский Ташкент, в котором эвакуированная во время войны бабушка преподавала русский язык и литературу русским и узбекским детям... Война со временем покатилась на запад, а вслед за ней отправились из эвакуационной ссылки миллионы людей. Среди них и Мария Борисовна. Это общее возвратное движение занесло её в, хоть и сильно порушенный боями, а всё-таки тёплый и относительно сытный Донбасс, в восстановление которого страна начала вкладывать силы и средства ещё до окончания войны.
И бабушка стала вкладывать силы — в школы шахтёрского края. Работала сначала учительницей, потом — директором школы, а потом — инспектором районного отдела образования. Пешком, на попутках, в любую погоду обходила и объезжала она городские и сельские школы немаленького Ясиноватского района — помогала, подсказывала учителям, воевала с местным начальством, выбивая все, что нужно было учебным заведениям в ту пору — от дров или угля, до парт и учебников... Умерла Надежда Константиновна в 1939 году. Обстоятельства ее смерти до сих пор засекречены — должно пройти 90 лет после кончины.
Крупская никогда не считала себя больной. В последние годы жила в санатории в Архангельском, где постоянно работала ее приемная. Накануне она отметила 70-летие. После скромного застолья у юбилярши обострился аппендицит, переросший в перитонит. Надежда Константиновна пережила своего великого мужа на 15 лет.
Работала ежедневно. При этом, как и все пролетарские лидеры, никогда не думала о собственном благополучии. С самого начала семейной жизни революционная семья жила только необходимым. Как вспоминала Крупская, чаще сидели на сухомятке. Питались на ходу, покупали то, что хозяйки готовили и разносили по квартирам.
Никогда не имели собственного жилья. Снимали во время вынужденной эмиграции квартиры в Цюрихе, Берне, Познани или Париже —было недорого. Второй источник — пенсия, которую получала Надежда Константиновна за отца: он умер, когда ей было 14 лет. И наконец, доходы от публицистической деятельности. За границей многие сочувствовали российским социал-демократам и вносили деньги в кассы взаимопомощи.
Радовались простым вещам — Ильич любил слушать соловьев, на прогулке останавливался и долго выискивал среди веток снегирей, мылся талой водой, восторгался новогодней елкой в Горках. Любил темное баварское пиво и мясо на гриле. Были не требовательны к одежде и до дыр занашивали обувь. Любили ходить пешком — в Горках Ленин отмахивал по десятку километров. Кстати, в первое после революции время у вождей не было серьезной охраны.
В 1918 году в Москве, еще до покушения Каплан на Ленина, его даже смогли ограбить. Он вез приболевшей Надежде Константиновне бидон с молоком.
Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона. Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными.
Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин. В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность.
В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н.
Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм».
Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения.
Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями.
Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности.
Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно».
Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным.
Несмотря на атеистические взгляды, молодые венчались в церкви, обменявшись кольцами, изготовленными из переплавленных медных пятаков — на венчании настояла мать Крупской. Поначалу родные Ульянова отнеслись к невестке не слишком тепло. Она казалась им некрасивой и слишком сухой, «бесчувственной».
Тем более ее здоровье было подорвано сырой петербургской погодой и тюрьмами, а еще базедовой болезнью, которую в то время не умели лечить и которая, по-видимому, лишила ее возможности стать матерью. Но Крупская очень любила Ленина и всячески заботилась о нем, так что и отношения с его семьей постепенно стали налаживаться. Правда, особой хозяйственностью Наденька не отличалась, кулинарными способностями не блистала, и все хозяйство в доме вела Елизавета Васильевна, в помощь которой наняли 15-летнюю девочку-подростка. Был ли Ленин единственным мужчиной в жизни Крупской? Рассказывают, что в юности за ней ухаживал член революционного кружка, который она вела — Иван Бабушкин. А в ссылке, когда Ленина не было рядом, она увлеклась другим революционером — красавцем Виктором Курнатовским… Крупская и семья Арманд В 1909 году во Франции Ленин впервые встретился с Инессой Арманд, которая не только разделяла революционные взгляды, но и была настоящей красавицей. А Крупская из-за базедовой болезни выглядела непривлекательно, из-за выпученных глаз Ленин в шутку называл ее «селедкой»… Известно, что в 1911 году Крупская даже предложила Владимиру Ильичу развод — по-видимому, причиной являлась его любовная связь с Арманд. Но вместо этого Ленин решил порвать с Инессой. Настоящим ударом стала для Ленина кончина Арманд в 1920 году.
Он попросил жену позаботиться о младших детях бывшей возлюбленной, оставшихся во Франции.
Подписаться
- Надежда революции
- Биография Надежды Константиновны Крупской
- 6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР
- Поход на молодежь /
Крупская Надежда Константиновна: биография, фото
Ровно 150 лет назад, 26 февраля 1869 года в Петербурге родилась Надежда Крупская. 26 февраля 1869 года родилась Надежда Константиновна Крупская – участница революционного движения, советский государственный и партийный деятель, жена и соратник В.И. Ленина. Надежда Крупская отстаивала право женщин быть важным звеном в строительстве социализма и общественном труде. Профессор МПГУ, доктор исторических наук Василий Цветков рассказал интересные факты о первой леди Страны Советов – Надежды Крупской, как она познакомилась с Лениным, конфликте со Сталиным и деятельности в партии.
«Отравленный торт» от Сталина и другие шокирующие факты о Надежде Крупской
После революции, которую Надежда Крупская встречала на передовой, ей отдали на откуп образование и просвещение, а Инессе Арманд — Женский отдел ЦК. Надежда Крупская, бывшая его жена, впоследствии пошла жить с Лениным. Профессор МПГУ, доктор исторических наук Василий Цветков рассказал интересные факты о первой леди Страны Советов – Надежды Крупской, как она познакомилась с Лениным, конфликте со Сталиным и деятельности в партии. Сталин ненавидел жену Ильича и начал её унижать, когда понял, что в Горках заточён человек уже больной и безвольный. А после смерти Ленина Надежда Крупская жила в настоящем аду. Но ни дедушка Надежды Констановны со стороны матери Василий Иванович Тистров, ни прадедушка Козьма Дмитриевич Фролов, несмотря даже на свое мировой научное величие, никогда не упоминались в официальной биографии Крупской. Крупская Надежда Константиновна в молодости, окончив гимназию, часто задумывалась о несправедливости, которая царила вокруг.