Он открывается рубрикой No Mute Cinema, в рамках которой несколько раз в неделю будут организовываться прямые трансляции немых фильмов в сопровождении живой музыки.
Вы свободны. Незавидная судьба звезд немого кино после появления звука
За это время участники экскурсии прошли экспресс-курс актерского мастерства, научились взаимодействовать с кинокамерой и режиссером. Пока фильм монтировался, гости побывали на обзорной экскурсии по киностудии, а после увидели премьеру на большом экране. Было роскошно, интересно и — утомительно. Мы снимали несколько дублей, контакт со всеми участниками съемочного процесса, это настоящая работа.
Очень понравилась атмосфера, действо, предвкушение результата. Такие экскурсии познавательны, очень включаешься, я такого действа раньше не встречала», — делится исполнительница главной роли в немом фильме «ХУДОжники» Александра Циневская.
Герой картины работает киномехаником, а в свободное время зачитывается рассказами о Шерлоке Холмсе. Основное действие происходит во сне героя: по сюжету он видит сон о том, как вступает на киноэкран и блистательно расследует дело о краже драгоценного ожерелья.
Его главный герой сказал: «Подождите минуту. Вы ещё ничего не слышали». Так прозвучало известие о гибели немого кино, что привело к краху многих карьер.
Музыке теперь не нужно было сопровождать каждый показ, поэтому из кинозалов исчезли оркестры и тапёры — музыканты стали терять работу. Актриса Лиллиан Холл-Дэвис не пережила перехода к звуку и покончила с собой. Иван Мозжухин, востребованный в немом кино, снимался во Франции, но с появлением звука ушёл на второй план из-за сильного акцента. Немой кинематограф сопротивлялся недолго и быстро исчез. Кино без звука время от времени пытается эффектно вернуться на экран, но утопает в ностальгии по лучшим временам. Соскучились по Бродяге Чарли Чаплина? Plonk , который в своём путешествии из 1907 года в 2007 использует чаплиновские гэги и выглядит, как герой комедии пощёчин начала XX века.
Вас поразил «Метрополис» Metropolis Фрица Ланга? У Эстебана Сапира из 2007 есть антиутопический ответ под названием «Антенна» La antena. Ее герои живут в 1927 году. Картину положительно воспринимают критики. Она получает пять «Оскаров».
Более того, так как работа Блэктона и Смита была показана лишь ограниченному кругу друзей авторов и в итоге оказалась безвозмездно утеряна, оставив упоминания о себе лишь на бумаге, говорить о ней имеет смысл только как об интересном опыте прошлого, но не как о первопроходце. Джеймс Стюарт Блэктон Спустя два года после своих экспериментов с игрушками Джеймс Стюарт Блэктон представил двухминутную картину под названием «Очарованный рисунок» 1900. На экране зритель сталкивался с человеком, рисующим портрет. Выражение лица портрета менялось посредством склейки кадров.
Ещё через шесть лет Блэктон снял картину «Комические фазы смешных лиц» 1906. Тематически она была идентична предыдущей работе. Как таковые герои, сюжет или художественные подтексты в этих лентах отсутствовали. А поэтому считать их мультфильмами или нет, сказать сложно. Джеймс Стюарт Блэктон, 1906 год Отсюда, как о первом полноценном мультфильме принято говорить о «Фантасмагории» 1908 французского изобретателя Эмиля Коля. Вышедший в 1908 году двухминутный мультфильм уже нёс в себе некое развитие сюжета и имел честь рассказывать историю вполне определённого героя с определённым характером, что, конечно, выделяло ленту на фоне предыдущих работ в этом направлении. Лента была полностью нарисована мелом на чём-то похожем на обычную школьную доску. Эмиль Коль, 1908 год Именно с этого момента мировая мультипликация начала свой путь, впоследствии придя к тому, каким мы представляем «искусство движущихся нарисованных картинок» сегодня. В своё время интертитры — текстовые вставки, которые давали пояснения по сюжету, воспроизводили реплики персонажей или комментировали происходящее для аудитории — стали настоящим художественным открытием.
Голосом персонажи немых фильмов не обладали, уточнять что происходит посредством сторонних лиц в кинозале было бы глупо, поэтому лучшим решением проблемы коммуникативной ясности между зрителем и экраном стали буквы на этом самом экране. Основной функцией интертитров, как несложно догадаться, была замена звуковой речи актёров. Помимо этого они часто обозначали заглавия монтажных частей фильма или излагали сюжетные фрагменты и связи между ними. По ходу развития кинематографа, как искусства, будучи элементом этого мира интертитры были осмыслены, как неотъемлемая и эстетически важная часть любой кинокартины. Они специально подбирались, оформлялись и согласовывались со всеми используемыми материалами в фильме. Конечно, по мере расширения художественных средств немого кино появилась возможность создавать полнометражные фильмы без интертитров. Прежде всего это было характерно для немецкой камерной драмы, наиболее важным примером которой является фильм Мурнау «Последний человек» 1924 года. Немая экспрессионистская картина Фридриха Вильгельма Мурнау рассказывает историю престарелого портье высококлассного отеля, к несчастью и неожиданно для себя получающего другую должность из-за возраста. Фридрих Вильгельм Мурнау, 1924 год Отсутствие интертитров в картине заменяли экспериментальные операторские приёмы, многие из которых использовались впервые.
Например, сползающая вниз шатающаяся камера, показывающая мир глазами пьяного портье. Сюжет же и происходящие события разъяснялись лучшей постановкой мизансцены и более внимательным обращением к деталям. На территории России в начале XX века частым явлением были титровые мастерские, которые выполняли для прокатчиков изготовление монтажных фрагментов с интертитрами. Таким образом удавалось экономить при закупках иностранных картин, поскольку стоимость полного метра киноплёнки с титрами, часто безграмотно переведёнными на русский язык, не отличалась от стоимости такого же отрезка с уже готовым изображением. Из заграницы фильм обычно поставлялся с уже заранее освобождённым местом для написания русских интертитров. К слову, главным изготовителем интертитров к иностранным кинокартинам дореволюционной России было киноателье уже упомянутого Александра Алексеевича Ханджонкова. Что, конечно, естественно. В угоду полного отсутствия звуковых дорожек и технических возможностей озвучивания фильмов аудиосоставляющую практически каждого киносеанса заменял собой живой оркестр. Даже на самом первом публичном показе картины «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьюта» братьев Люмьер 28 декабря 1895 года в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже присутствовал специально приглашённый гитарист.
На этом мероприятии Томас Эдисон создал пакт, согласно которому все кинопоказы должны были сопровождаться музыкой живого оркестра. Конечно, не все киноэнтузиасты того времени впоследствии придерживались наставлений Эдисона, однако сам факт витания этой идеи в производственном и показном воздухе создавал нужный настрой для развития звукового сопровождения в кино. С самого начала музыка считалась важной составляющей, способствующей созданию атмосферы и дающей публике жизненно важные эмоциональные сигналы. Ровно по этим же причинам иногда музыканты присутствовали и на съёмочной площадке, передавая нужное настроение теперь уже не зрителям, а актёрам. Вид оркестровой ямы с оркестром в кинозале Стоит сказать, что в зависимости от размера выставочной площадки, музыкальное сопровождение могло резко меняться по масштабу. Небольшие городские и районные кинотеатры обычно ограничивались одним пианистом. Начиная с середины 1910-х годов в крупных городских театрах обычно выступали органисты или ансамбли музыкантов. Массивные театральные органы, которые были разработаны, чтобы заполнить пробел между простым соло-исполнением на фортепиано и мощью большого оркестра, имели широкий спектр спецэффектов. Например, такие театральные органы, как знаменитый «Mighty Wurlitzer», могли имитировать некоторые оркестровые звуки вместе с рядом ударных эффектов, таких как бас-барабаны и тарелки, а также звуковые эффекты совершенно не музыкальных вещей, начиная от свиста поезда или лодки и заканчивая автомобильными гудками и пением птиц.
Некоторые более совершенные инструменты могли даже имитировать выстрелы из пистолета, звонки телефонов, шум прибоя, копыт лошадей, разбивающуюся керамику, и звуки таких природных явлений, как гром и дождь. Звучание органа «Mighty Wurlitzer» в исполнении пианиста Чарли Балога Музыкальные партитуры для ранних немых фильмов создавались либо посредством импровизации, либо были составлены из классической или театральной музыки. Однако, когда оркестровая музыка в кино стала обычным явлением, партитуры начали подбираться пианистами, органистами, дирижёрами оркестра или даже самой киностудией в зависимости от настроения той или иной сцены. Каждая кинолента того времени имела так называемый «контрольный лист», на котором были отмечены все переходы настроения по ходу сюжета, были сделаны особые заметки о различных звуковых эффектах, важных в определённые моменты повествования, а также были указаны места, где музыка вообще не должна была применяться. Для успешного показа фильма было очень важно следить за всем, что написано в «контрольном листе». Часть музыкальной партитуры к фильму Чарльза Чаплина «На плечо! Именно в этот год в прокат вышла картина Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации». Лента была новаторской во многих направлениях. Масштабность батальных сцен, высокобюджетность постановки, монтажно-постановочные находки — всё это практически сразу возвело ленту в статус культовых произведений.
Помимо всего прочего работа Гриффита популяризировала такое понятие, как официальный саундтрек. С момента выхода «Рождения нации» все крупнобюджетные картины в обязательном порядке стали обзаводиться специально написанной для них музыкой. Интересен также и тот факт, что несмотря на точность написанных для той или иной сцены нот музыканты зачатую могли позволить себе лёгкую импровизацию, чтобы усилить драматизм на экране. Например, пианист мог начать сильнее ударять по клавишам во время сцены с скачущими лошадьми или органист пытался передать шум ветра более продолжительным воспроизведением духовых секций. Шарль Ле Баржи и Андре Кальметт, 1908 год Эпоха немного кинематографа стала для музыкантов самой настоящей золотой жилой. Возможности работы для людей, владеющих искусством игры на музыкальных инструментах были колоссальны, по крайней мере, в Соединенных Штатах. Тем не менее, появление звуковых фильмов в сочетании с примерно одновременным началом Великой депрессии оказалось разрушительным для очень многих людей музыки. Пианист играет музыку во время показа фильма с Бастером Китоном Стоит отметить, что во многих других странах в отличие от США к способу озвучивания фильмов подходили несколько иначе. В раннем кинематографе Бразилии, например, были популярны фитас-кантаты поющие фильмы — просто снимались оперетты с певцами, выступавшими за экраном.
В Японии в фильмах звучала не только живая музыка, но и бэнси, живой рассказчик, который давал комментарии и озвучивал персонажей. Бэнси стал центральным элементом японского кино, а также обеспечивал перевод иностранных в основном американских фильмов. Популярность рассказчика-бэнси была одной из причин, почему немое кино сохранялось в Японии до 1930-х годов, задержавшись на экранах почти на десять лет в сравнении со всем остальным миром, разве что за исключением Советского Союза. Карикатурный пример того, как выглядел бэнси на показах немого кино в Японии к содержанию Глава IV. Закат эпохи Ничему не суждено длиться вечно. Двигатель прогресса неумолимо направлял абсолютно все шестерёнки механизма жизни только вперёд. С каждым днём приближался тот момент, когда человек сможет соединить изображение и звук на экране кинотеатра. Сами того не замечая, люди входили в совершенно новую эпоху существования. И речь тут идёт не только о мире киноискусства.
Ещё в 1896 году Томас Эдисон, уже известный нам, как по огромному количеству экспериментов на этом поле, так и внёсший неоценимый вклад в развитие кино с технической точки зрения, пытался на плёнке подружить актёров с их голосами. Ясно, что в то время совершенно не было подходящих технологий и любые попытки в этом направлении заканчивались, не успев начаться. Только к 1920-м годам, спустя почти 30 лет с момента появления кинематографа, как искусства в мире стали доступны такие базовые технологии, как ламповые усилители и высококачественные громкоговорители. В следующие несколько лет началась гонка за разработку, внедрение и продажу нескольких конкурирующих звуковых форматов: «звука-на-пластинке диске » и «звука-на-плёнке». Между собой вели ожесточённую борьбу такие компании и соответствующие им изобретения звуковых систем, как Photokinema 1921 , Phonofilm 1923 , Vitaphone 1926 , Fox Movietone 1927 и Photophone RCA 1928. Звуковая система Vitaphone В этот же промежуток времени, а именно к середине-концу 1920-х годов, были созданы киношедевры, оказавшие влияние не только на немой, но и на будущий звуковой кинематограф. Такие картины, как например, «Броненосец Потёмкин» 1925 Эйзенштейна и «Мать» 1926 Пудовкина стали произведениями, поневоле представшими своеобразным мостом между двумя эпохами. Попытки создать звуковой кинематограф начали восприниматься большинством кинодеятелей негативно, как прямая угроза киноискусству. Всеволод Пудовкин, 1926 год Очень многие закоренелые деятели кино и владельцы киностудий выступали против использования звука в фильмах.
Не без оснований их пугала вероятность того, что всё, чем они жили долгие годы попросту исчезнет. Бытовало мнение, что появление звука нанесёт сокрушительный удар по интернациональности немого кинематографа. Американские продюсеры боялись снижения доходов Голливуда в связи со снижением экспорта фильмов, а кинокритики и кинопроизводители в один голос предрекали падение художественного уровня звуковых картин. Съёмочная группа 1920-е годы В каком-то смысле всё именно так и произошло. Да, какое-то время «немые» фильмы существовали параллельно с «говорящими». Но время это, к сожалению для первых, продлилось не столь долго. В 1928 году советские кинематографисты Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров выступили со «Звуковой заявкой», предостерегая от злоупотребления звуком в кино. Тем не менее, развитие технологий и появление первого коммерческого полноценного телефона в 1927 году наряду с нарастающей конкуренцией радиовещания, не сказать иначе — требовали и неумолимо приближали наступление эры звукового кинематографа. Впервые в истории на экранах зритель столкнулся с полностью синхронизированной записанной музыкальной партитурой, а также синхронным пением и озвучиванием некоторых реплик, записанных при помощи технологии Vitaphone и воспроизведённых на отдельной пластинке.
Именно эта картина считается произведением, положившим начало заката эпохи немого кинематографа. Фрагмент из фильма «Певец джаза», реж. Алан Кросленд, 1927 год Британский кинорежиссёр Джордж Пирсон очень интересно отозвался о картине, сидя на премьере. Я сидел рядом с женой и я сказал ей: «Дорогая, ты знаешь, мы присутствуем при кончине немого кино» Джорж Пирсон, Британский кинорежиссёр Несмотря на ошеломительный успех «Певца джаза» 1927 преимущественное производство немых фильмов продолжалось ещё как минимум год. Звуковые фильмы стали преобладать на экранах США лишь с 1929 года. Первым советским звуковым фильмом стала картина «Путёвка в жизнь» 1931 режиссёра Николая Экка. Одним из последних советских немых фильмов предстал «Космический рейс» 1935 Василия Журавлёва, сценарий которого был написан при участии самого Константина Циалковского. Было ли это связано с распространением соответствующих технологий, нежеланием менять привычные в искусстве устои или обычная любовь к экранной тишине — сказать сложно. Естественно, как только в этом не стало никакой нужды, сотни и тысячи музыкантов потеряли работу.
Да, некоторые могли остаться на студии, чтобы учувствовать в записи музыки к новому виду фильмов, но подобный подход не оказался панацеей. По крайней мере точно не для всех. Лишь единицы смогли сохранить свои места, оставив остальных на обочине кинопроизводства. Один из ассистентов оператора того времени Питер Хопкинсон рассказывал. Возле вокзала играл на скрипке приличного вида господин в хорошем, но поношенном костюме. На мостовой возле его ног лежала шляпа, в которую прохожие бросали монеты. На его груди висела табличка с надписью «Разорен говорящими фильмами» Питер Хопкинсон, Ассистент оператора После триумфального успеха «Певца джаза» 1927 многие киностудии задумались о выпуске своих звуковых фильмов. В 1929 году киностудия BIP решилась на довольно интересный эксперимент. Работая над картиной «Китти» режиссёр Виктор Сэввил после разговора с продюсерами решил переснять последнюю часть фильма, добавив в неё синхронизированный звук.
В кинотеатрах картина вышла, как немой фильм и все зрители шли на него, как на немой фильм. Однако каково было удивление всех присутствующих в зале, когда как гром среди ясного неба чудесным отзвуком на экране раздались голоса и титры сменились речью, раздававшейся не откуда-то из под сцены, а напрямую с экрана. Это был фурор. На некоторых постерах всё же было упоминание того, что фильм «говорящий» С появлением звукового кино вслед за музыкантами, на обочине кинопроизводства оказались и многие актёры, не имевшие хорошо поставленного голоса или говорившие с акцентом. Так, например, британская актриса Лилиан Хилл-Дэвис, имевшая проблемы с речью, покончила с собой, не справившись с переживаниями от потери работы. В кинематографе Франции жертвами звукового кино в основном стали русские эмигранты. Кому-то, кто вообще не говорил по французски пришлось становиться либо гримёрами, либо художниками по костюмам, в лучшем случае для таких людей оставалось место помощника оператора. Кто из актёров говорил плохо, но всё же говорил, с ролей первого плана был вынужден переключиться на роли плана второго. Что уж говорить, если даже многие актёры, родившиеся во Франции не могли сниматься в определенных ролях, потому что у них не было «настоящего парижского произношения».
В немом кино все эти люди были звёздами, ведь их никто не слышал. Фильм, основанный на пьесе Эрнеста Реймонда «Скала», рассказывал трагическую историю гибели знаменитого Титаника. В Берлине ленту считали на сто процентов произведённой в Германии и, как итог — первым немецким звуковым фильмом. Это было правдой лишь отчасти. Картина была снята на американской студии BIP, хоть и с немецкими актёрами и режиссёром. Эвальд Андре Дюпон, 1929 год Изначально американцы придерживались идеи с помощью звукового кино сделать английский язык международным — попытаться обучить людей по всему миру их родному языку, как этому учат только что родившихся младенцев. Европейцами эта идея была воспринята в штыки. В связи с этим было принято решение снимать «Атлантик» на трёх языках. Именно снимать, а не просто озвучить.
Для этого работать с Дюпоном был приглашён лучший американский кинооператор, выходец из Англии, Чарльз Рошер. Более известные немецкая и английская версии фильма в корне отличались друг от друга.
Новости с меткой немое кино
Те места, которые нам привычны, предстают в новом свете. До сих пор сохранились артефакты — место, где снимался первый фильм Свердловской киностудии «Сильва». Своими глазами можно увидеть, что некоторые места остались прежними, а некоторые — изменились до неузнаваемости», — рассказывает руководитель экскурсионного направления Свердловской киностудии Екатерина Тутова. Также читайте о предстоящем кинофестивале «Одна шестая» , а здесь рассказали, как попасть на участие в сценарной лаборатории.
По материалам пресс-службы Свердловской киностудии 28 августа 2023.
Главный тезис, который был предложен гостем, оказался довольно оригинальным: немое кино объединяет кинематографистов и киноманов разных стран, поскольку оно предлагает очень многие открытия в области технологий, приемов и эстетики, нашедшие в дальнейшем свое применение в самых разных культурах и традициях.
В свою очередь звуковое кино начинает разделять киноманские вкусы и сферы изучения по разным направлениям, системам и идеологиям. Профессор кафедры драматургии и киноведения Артюх А.
Показы фильмов из программы пройдут с плёнки 35 мм и в сопровождении живой музыки. Берлин накануне экономического кризиса, почти отсутствующий бюджет на съемки, небольшой состав актеров-любителей, не сработавшаяся съемочная группа, отсутствие студийной поддержки. Тем не менее фильм вышел на экраны в 1930 году и оказался весьма успешным для малобюджетной картины без громких имен. Тогда негромких.
Так раньше называли пианистов, отвечавших за музыкальное сопровождение немых фильмов. В Новосибирске такой кинотеатр тоже существовал. Его открыл предприниматель Махотин, он располагался там, где сейчас находится выход из станции метро «Площадь Ленина» со стороны мэрии. Сегодня немое кино с музыкальным сопровождением тапера возродили в Новосибирске.
Опыт возвращения немого кино на экран состоялся 22 января в Музее документального кино. На экране — уникальная оцифровка кинохроники Ново-Николаевска. Революционные настроения, рабочие строят город, колхозники работают на тракторах. При чем тапер это был великий музыкант, молодой Шостакович подрабатывал тапером! Во время Второй мировой войны его привез в столицу Сибири эвакуированный артист Ленинградской филармонии. А когда война кончилась, и артист собрался домой, то не стал увозить инструмент — то ли не было возможности, то ли денег. Пианино решил продать.
В кинотеатре «Украина» открылась выставка «Великий Немой в России: из Петербурга в Крым»
читайте, смотрите фотографии и видео о прошедших событиях в России и за рубежом! Показ лучших немых комедий в сопровождении аутентичного джазового ансамбля. В классике немого кино, снятой в 1926 году режиссёром Олегом Фрелихом актуальная для того времени тема. Чтобы зрители могли поближе познакомиться с эпохой немого кино, «Иллюзион» запустил проект «Забытый немой».
Может ли немое кино, снятое девять десятков лет назад, быть актуальным?
История с таинственными исчезновениями ведущих перед мероприятием уходит своими корнями еще во времена немого кино. Собрали для вас подборку немых скетчкомов. 49 результатов новостей. Рената Литвинова сняла немое кино. Искусству плаката в немом кино посвящена выставка в Библиотеке Эйзенштейна. фильм советского режиссёра-авангардиста Михаила Кауфмана “Весной“ (1929).
Факультет экранных искусств
- Самое популярное
- Публикации с тегом немое кино
- Немое кино на ММКФ-2024: война с бобрами и антиутопия о кубических людях
- Кинопрограмма «Забытый немой» 21 апреля 2024 года в Москве
- В Париже показали немое кино Узбекистана
- Немой фильм 1918 года в российском прокате увидели 3 тысячи зрителей
Немое кино. Смотреть или нет?
В классике немого кино, снятой в 1926 году режиссёром Олегом Фрелихом актуальная для того времени тема. Дореволюционных немых фильмов сохранилось всего-ничего — меньше 15%. Команда Свердловской киностудии снимет немой короткометражный фильм 17 июня в парке Маяковского в рамках фестиваля «Маяковский-фест». Вышел тизер немого фильма лидера группы The Smashing Pumpkins.
История появления кино в эпоху немых фильмов. с каких фильмов началась история кино?
Немое кино получило звук | Пышка (СССР 1934) Трагикомедия, Социальная драма, Немое кино _ Фаина Раневская. |
Кинопрограмма «Забытый немой» | Вчера в Саратове показали уникальное немое кино, снятое 86 лет назад в России, но утерянное в годы Великой Отечественной войны. |
«Чаплин в кино»: лучшие фильмы легенды немого кинематографа покажут на большом экране | Второе, мы всегда стараемся показывать классику кино, тем более классика кинематографа, одного из самых известных режиссеров-документалистов. |
Немое кино 1923 года «Три эпохи» покажут на фестивале в Светлогорске
#немое кино - Российская газета | 31 октября зрителям представят один из последних немых фильмов Чарли Чаплина — мелодраму «Огни большого города» (1931). |
Евгений Марголит показывает немое кино | В распоряжении команды проекта «Не немое кино» также есть записи с 1919 по 1937 годы. |
Сейчас в соцсетях - #немое_кино - последние новости, свежие события сегодня - Новости | 26 августа, в преддверии акции «Ночь кино», в кинотеатре «Украина» Музея обороны Севастополя состоялось открытие выставки «Великий Немой в России: из Петербурга в Крым». |
Русский американец Влад Козлов снял фильм о трагической судьбе Рудольфо Валентино - МК | Как звезды немого кино потеряли работу в начале XX века. "Правила жизни" рассказывают историю кино. |
На Свердловской киностудии сняли немое кино с жителями города | В это же время в Кинолектории состоится показ черно-белого немого исторического фильма "Декабристы" (1925). |