Чем полезен пост и постное питание для нашего здоровья? Соблюдение поста может отразиться на здоровье: как положительно, так и не очень, все зависит от того, что выбрать для питания, есть ли у вас противопоказания, насколько строго держать пост и как длительно. Пост и здоровье сердца. Наиболее важное преимущество поста заключается в том, что голодание также полезно для здоровья сердца, то есть у человека улучшается работа сердечно-сосудистой системы.
Полезен ли пост для здоровья? Отвечает диетолог
Протоиерей Александр Ильяшенко: «По традиции воздержание от супружеской близости соблюдается в те дни, когда не совершается венчание, а именно: накануне среды, пятницы, и воскресенья в течение всего года, двунадесятых, храмовых и великих праздников, в продолжении многодневных постов Великий, Рождественский, Успенский, Петровский , в период святок с 7 января по 19 января , в неделю мясопустную «неделя» на церковно-славянском означает воскресный день, а «седмица» это неделя в современном русском языке , в течение сырной седмицы масленицы и в неделю сыропустную; в течение Пасхальной Светлой седмицы; в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября и Воздвижения Креста Господня 27 сентября ». Иеромонах Иов Гумеров : "Действительно ли Церковь никак не определяет свое отношение к вопросу супружеского воздержания в период поста? На самом деле она точно выражает свою позицию: в период постов не совершается таинство венчания, причем именно потому, что после таинства брака должны начаться супружеские отношения. На соблюдение во дни Великого поста супружеского воздержания положительно указывает церковное правило: «От жен воздержатися весь святый великий пост. Аще ли падется с женою во святой пост, весь пост обезчествова» Требник. Супружеский пост — это вопрос, требующий сугубого рассуждения, взаимной любви супругов и пастырского наставления. К несчастью, в наше время бывает так, что неумеренное, по ревности выше разума, воздержание одного из супругов превышает силы другого, ещё не пришедшего к вере, или неокрепшего в ней, и ведёт к нестроениям в семьях, супружеской неверности и разводам.
Без сомнения, Богу не может быть угоден пост одного из супругов, ведущий к таким катастрофическим последствиям. Диакон Георгий Максимов пишет о жене, старающейся с максимализмом неофита заставить неверующего супруга нести подвиг воздержания, посильный лишь для верующего: «И если бы такая женщина обратилась к Писанию и Преданию Церкви, то нашла бы там много ответов на насущные для нее вопросы. Например, читая Послание апостола Павла к Коринфянам, узнала бы, что не имеет права отказывать мужу в супружеской близости под предлогом поста, ибо супружеский пост разрешен только в случае обоюдного добровольного согласия обоих супругов: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» 1 Кор. И открыв творения св. Иоанна Златоуста, узнала бы, что «та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам.
Потому, что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства. Если она не имеет права делать это и на короткое время без его согласия, то какое прощение может получить она, постоянно лишая его этого утешения? Иоанн Златоуст. Книга о девстве. Иоанн Златоуст: «Послушай, что говорит блаженный Павел: "во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" 1Кор.
Пусть слышат это и жены; пусть они поймут, к чему призывает их Христос, конечно с соблюдением святости, и пусть говорят: "жена не властна над своим телом, но муж". Вникни, какая мудрость заключается в этих словах Павла. В виду того, что многие воздерживаются и имеют чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного, так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, в виду этого он говорит: каждый пусть пользуется своей женой. И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию" 1Кор. Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и, в конце концов, его грех имеет своей причиной твое воздержание.
Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты погубила собственное тело. Итак, садится апостол почти на брачное ложе и взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". Для того ты жена и имеешь мужа, для того ты муж и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание?
Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца — целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". И, конечно, где мир, там все блага; где мир, там и целомудрие сияет; где согласие, там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию"» Св. Собеседование на надписание псалма 50.
Канонические ответы святейшего Тимофея Александрийского: Вопрос 13. Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Прежде сказал я, и теперь говорю, Апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу. Вопрос 5. Если жена пребудет ночью со своим мужем, или муж с женою своею, и на утро будет священнослужение, то могут ли они причаститься, или нет?
Не должны. Поскольку Апостол глаголет: не лишайте себя друг друга, только по согласию до времени, да пребываете в молитве, и опять вместе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Правило 3 архиеп. Дионисия Александрийского: Вступившие же в брак сами себе должны быти довлеющими судиями. Ибо они слышали Павла пишущаго, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве, и потом паки купно быти 1 Кор. Толкование св.
Никодима Милоша : В обоснование требований настоящего правила, Дионисий ссылается на апостола Павла, по которому муж и жена должны по согласию ;; ;;;;;;;; воздерживаться от полового общения во времена, предназначенные для молитвы; ослушникам же пусть судьей будет их совесть. Таким образом, воздержание в супружеской жизни на время поста нужно, но оно должно достигаться путем взаимного согласия. Потому что через воздержание одного из супругов может впасть в грех другой. Апостол Павел об этом пишет как раз в связи с постом и упражнением в молитве. Это библейский принцип». Протоиерей Сергий Бельков: «Апостол Павел учит нас, удаляться от супруги или супруга во время поста по обоюдному согласию ради упражнения в молитве.
Но бывают пары, в которых жена неверующая или маловерующая, а муж верующий, и наоборот. Бывает даже, когда оба ходят в храм, но кому-то из супругов такое воздержание пока не по силам, и отказ в близости со стороны супруга может подтолкнуть к измене или рукоблудию, поэтому, безусловно, в таком случае меньшим злом будет частичное неисполнение супружеского воздержания. Таково православное учение. Жесткий ригоризм в данном случае неуместен». Иерей Алексий Мороз: «По канонам супружеское воздержание во время поста обязательно. В это время мы воздерживаемся от скоромной пищи и от всякого рода телесных удовольствий и всяческих развлечений, и, естественно, как от одного из видов удовольствия мы воздерживаемся и от внешних супружеских отношений.
Это есть общий закон, к исполнению которого все должны стремиться. Но бывают разные ситуации, например, если верующая жена будет отказывать неверующему мужу в супружеских отношениях, то это может подвигнуть его к измене. В такой ситуации верующая жена из двух зол должна выбрать меньшее и уступить мужу. Но уступить в этом своему неверующему мужу она должна не по похоти плоти, а для того, чтобы избежать греха. То же самое может произойти, если верующий муж в отношении своей неверующей супруги будет жестко придерживаться поста. Но мы должны стремиться правильно вести себя, стараться жить по Типикону, в то же время понимая, что иногда возникают случаи, когда лучше нарушить закон поста, чтобы избежать большего греха».
Что же касается супружеских пар, в которых оба супруга считают себя православными людьми, то, сказал отец Алексий, им надо стараться воздерживаться весь Великий пост. Каждый человек должен действовать исходя из своих сил. Нет, нельзя! Но во избежание большего греха можно пойти на нарушение, понимая, что это будет являться нарушением поста, что за это нужно принести покаяние. Надо стараться соблюдать пост, как положено, и тогда Господь, видя нашу немощь, будет нас укреплять в дальнейшей нашей жизни. И тогда супруги смогут весь Великий пост проводить со всей строгостью».
Священник Валерий Духанин: «Воздержание как от скоромных продуктов, так и от супружеского общения никогда не рассматривалось Церковью как самоцель. Воздержание всегда было средством к тому, чтобы научиться владеть своим естеством, побеждать в нем сокрытые душевные и телесные страсти для свободного общения с Богом. Смысл поста состоит не в самом по себе воздержании от чего-то можно и не воздерживаться — это свободный выбор каждого , а в том, чтобы наш дух наконец-то научился управлять нашей душевной и телесной жизнью. И вот здесь-то оказывается, что одной пищевой диеты не достаточно, потому что телесная сторона человека представлена не только его желудком, но и его половой сферой, и далеко не только голод стремится командовать нами. Какой же смысл в воздержании от некоторых продуктов, если плотские страсти за время поста оказываются нисколько не умаленными, напротив, диктуют свои условия так же, как и в любое время года? В таком случае, лучше уж нарушить пост, чем супружескую верность.
Подобные слабости врачуются терпением, молитвой и участием в Таинствах Церкви. Церковь не есть институт запретов, но Церковь являет собой тот путь, на котором можно придти к подлинной свободе. Если же кто-то не может преодолеть немощи собственной плоти, не может пройти путь поста без преткновений, то и такого человека Церковь не отвергает. Но одно дело, когда человек осознает свою немощь, кается в этом на Исповеди, и Церковь с радостью примет его. Совсем другое дело, когда человека заранее настраивают на потакание своим немощам, учат признавать это за должное: «Не надрывайся, ты и так хорошо живешь»». Нарушение правила поста Преп.
Макарий Оптинский: Вы находитесь в недоумении относительно поста; бывши у родных, надобно обедать и кушать скоромное, а требовать, чтобы для вас готовили постное, боитесь подать повод, что вы ставите себя выше других и себя превозносите. Спрашиваете, — что в таком случае делать? Не налагаю на вас уз, но даю такой совет: по моему мнению, просить родных готовить для вас постный стол не опасайтесь. Это не значит выказать себя выше других. Совсем нет, вы исполняете долг и послушание Церкви, — чем же возвышаться? Глядя на вас, найдутся и другие подражатели вам.
А если вы будете кушать скоромное, то и другие примером вашим увлекутся и не поболят о том, что погрешают; а вы будете в этом виновны сугубо — за себя и за других. Что вам до того, что будут о вас говорить, — не внимайте тому и будьте покойны. Если родные ваши кушают по болезни, то сие извинительнее, но, конечно, и они должны в этом каяться. А если так употреблять, только опасаясь переговоров, то это неловко. Вы знаете, что Господь определил за преслушание Церкви. Игнатий Брянчанинов : "Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения.
Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо — мертв душою. Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста. Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение? Паисий Святогорец: — Геронда, должны ли люди, живущие духовной жизнью в миру, показывать перед неверующими, что они постятся?
Однако другие посты, совершаемые от подвижничества ради любви ко Христу или для того, чтобы была услышана наша молитва о каком-то прошении, должны совершаться втайне. В то же время святые отцы дали нам пример рассудительного отношения и в отношении соблюдения поста в некоторых случаях, когда нарушение этого правила Церкви продиктовано любовью к ближнему, снисхождением к его слабостям, немощам, болезням. Рассказывают, что, когда святитель Тихон Задонский жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное.
За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник.
Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим.
Священное Писание о посте Сам Господь Иисус Христос постился: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Мф. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал Лук. И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» Мф. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни Лк.
Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» Деян. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» Деян.
Игнатий Брянчанинов : «Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством Лк. Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете Лк. На самом же деле Слово Божие говорит здесь не о посте, а о гнушении тем или иным видом пищи. Христиане же постятся не потому, что считают что-либо из сотворённого Богом плохим и нечистым, но ради борьбы со страстями, упражнения в самоограничении, в самоотвержении. На этот аргумент не почитающих пост отвечают святые отцы: Преп.
Амвросий Оптинский:... Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. Но слова Спасителя, приведенные тобою, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов... Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками. Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал: «ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека» Ср. То есть как бы так сказал Господь: «как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя».
Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: «аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» 2 Кор. Если, говорит, внешний наш человек, т. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: «уты, утолсте, разшире: и забы Бога сотворшаго его» Ср. На вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища?
Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность». Очень рад, что служащие у вас стали почитать среду и пятницу, не нарушая правила Церкви о посте. Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха. Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и преслушании.
Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и преслушании правил Церкви. Феофан Затворник: Говорят: не входящее в уста сквернит... Кто против этого спорит? Разве постящиеся воздерживаются от пищи потому, что боятся оскверниться ею? Помилуй Бог! Никто так не думает.
А это хитрецы мирские сплетают ложь, чтоб как-нибудь прикрыть себя благовидностию. Нарушающие пост сквернят себя, только не пищею, а нарушением заповеди Божией, непокоривостию и упорством. И те, кои постятся, а не хранят сердца своего чистым, не считаются чистыми. Надобно то и другое: и пост телесный, и пост душевный. Так в поучениях говорится, так и в Церкви поется. Кто не исполняет сего — не пост виноват!
Зачем же от поста-то отказываться под сим предлогом? Спросить бы тех, кои не хотят поститься, хранят ли они свое сердце чистым? Дело невероятное! Если при посте и других подвигах едва-едва можно управляться с нашим любезным сердцем, то без поста — уж и говорить нечего. Ведь это наставление! Поставляя себя в число постящихся, поблагодарим за совет или напоминание.
Но непостящийся чрез это не высвобождается от обязанности поститься и от ответственности за непощение. Кто осуждает непостящегося, тот грешит, но непостящийся чрез это не становится праведным. И не будем осуждать. Пусть всякий себе, как знает. А за правило или закон поста стоять надо и не давать вольникам коварно сплетать ложь. Наконец, снисхождение Златоуста к непостившимся означает только доброту его сердца и желание, чтоб в Светлое Христово Воскресенье все радовались и не было печального лица ни одного.
Таково желание святого отца, а сбывается ли оно на деле — Бог весть! Говорите больному: будь здоров, будь здоров... Поздоровится ли ему от сего? То же и там. Всех приглашают радоваться, а все ли истинно радуются? Совесть-то куда девать?
Шум да гам не есть радость. Радость бывает на сердце, которое не всегда радуется при внешних увеселениях. Каноны Церкви о посте Правила святых Апостолов Правило 69 Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен. Толкование епископа Никодима Милоша : Это правило предписывает каждому члену церкви, как клирику, так и мирянину, за исключением случаев физической слабости, поститься в Великий пост перед Пасхою , а также по средам и пятницам, причем за нарушение этого предписания угрожает первому извержением из сана, а второму — отлучением. Предписание поста основывается на Св.
Сам Бог положил начало посту еще в ветхозаветной церкви Лев. Иисус Христос освятил пост Своим примером Мф. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом Деян. Подобное же предписание находим мы и в Апостольских постановлениях V, 13 , следовательно, пост является божественным установлением. Цель церковного поста: "смирите себе пред Богом, плотских страстей стремление укротити, способным быти к истинному покаянию, к молитвам, к службе Божией и другим должностям и ко испрошению милости у Бога" [Кн. Пост четыредесятницы, или Великий, всегда строго соблюдался во всей церкви, о чем имеем бесчисленные свидетельства из истории церкви; такие же бесчисленные свидетельства имеем и о всегдашнем соблюдении церковью поста в среду и пятницу.
Изъясняя это правило, Вальсамон приводит и допускает отступления от него. Прежде всего, по толкованию Вальсамона, исключаются больные, которым, если и разрешается есть рыбу, то они вполне заслуживают этого снисхождения. Но никому, даже и на смертном одре, не может быть разрешено есть мясо в среду или пятницу, исключая пасхальных дней и тех, когда это дозволено церковью, а именно: в среды и пятницы седмицы, предшествующей мясопустной, в среды и пятницы седмицы сыропустной и седмицы пасхальной. В эти дни разрешались от поста, потому что в седмицу перед мясопустной постились армяне ради ниневитян, а на сыропустной седмице соблюдали строгий пост еретики тетрадиты. Что касается пасхальной седмицы, то она вся считается как Великий день Господень, вследствие чего в каждый день этой седмицы читаются утренние воскресные Евангелия. Точно также исключаются из четыредесятницы субботы и воскресения, потому что эти дни разрешаются от поста по 66-му Ап.
Относительно продолжительности Великого поста, соблюдаемой и ныне православною церковью, никогда и ни с чьей стороны не возникало никаких споров; но этого нельзя сказать относительно продолжительности других постов. Александрийский патриарх Марк обращался в свое время к Вальсамону с вопросом: нужно ли соблюдать со всею строгостью посты перед праздниками св. Апостолов, перед Рождеством Христовым, перед Успением Богоматери, или их можно сокращать? Отвечая на этот вопрос, Вальсамон приводит решение Константинопольского патриаршего синода при патриархе Николае III 1084-1111 , по которому перед этими праздниками следует поститься только семь дней ;;;; ;;;;;;;;;; , так как есть только один пост перед Святой и Великой Пасхой, продолжающийся сорок дней ;;; ;;; ;;;;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;. Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским уставом, предоставляется полная свобода. Толкования: Зонара.
Если у вас будет, чем можно пообедать или перекусить, это облегчит примирение с ограничениями в постном меню. Отсутствие животного белка в пище - это главный нюанс рациона в пост. Мясо любого вида и птица запрещены.
Запрещены также молочные продукты и яйца, молочный ирис и шоколад. Рыбу есть можно, но в определенные дни поста. Она станет ценным источником животного белка.
В список также входят любые овощи, фрукты и ягоды, грибы, продукты пчеловодства. Разрешены приправы, специи и травы, можно добавлять в еду сахар, в небольших количествах допускаются шоколад без добавления молочных компонентов, сушеные ягоды, козинаки, мармелад. Особенное внимание необходимо уделять достаточному количеству продуктов, богатых белком - бобовых, круп и орехов.
Любителям молока и напитков с молоком стоит рассмотреть варианты с растительными аналогами - кокосовым, миндальным, овсяным молоком. Они не только вкусны, но и питательны. Весь этот набор продуктов дают возможность составить замечательный здоровый рацион на весь Великий пост.
Животные жиры можно заменить полезными растительными маслами - источником полиненасыщенных жирных кислот. Не ограничивайте себя привычными подсолнечным и оливковым маслом, попробуйте менее распространенное, но вкусное и полезное масло из ядер грецких орехов, из виноградных косточек, тыквенное или кукурузное масло.
Но лучше попросить в аптеке комплексные препараты, где дозировка всех составляющих уже рассчитана. Сахар и холестерин — Как правильно выйти из поста?
Очевидно, что резкий обратный переход тоже бесследно не пройдет. Но во избежание проблем стоит так же постепенно добавлять те продукты питания, которых вы были лишены, — мясо, яйца, молочку. И хотя бы на неделю-две растянуть такой переход. Резкий выход из поста чреват и проблемами с желудочно-кишечным трактом — запорами и диареями, и набором веса, и эндокринными сбоями.
Особенно если это будет не только употребление запрещенных ранее продуктов, но и просто переедание. Если мы резко добавляем сладости, которых были лишены, то велика вероятность повышения сахара. Диабет, глюкометр. ССО — Как понять, что есть проблема со здоровьем после выхода из поста, помимо очевидных нарушений в работе желудка и кишечника?
Но многие отмечают общую слабость и упадок сил, когда делать ничего не хочется. Для повышенного сахара иногда характерна сухость во рту. Человек начинает больше пить, а ночью не раз встает в туалет. Возможны онемения конечностей и проблемы со зрением.
Еще жалуются на нарушения памяти и внимания — проще говоря, соображаешь не так, как раньше. Все эти проявления — повод заподозрить сахарный диабет и обратиться к терапевту или эндокринологу. Если симптом проявляется хронически, значит, велика вероятность, что у пациента сахарный диабет. Если резко выйти из поста, может развиться так называемый преддиабет, когда уровень сахара в крови постоянно выше нормы, но не настолько, чтобы диагностировать сахарный диабет.
Такие люди оказываются в группе риска. Если при выходе из поста резко увеличилось количество животных жиров в пище, то это может вызвать и резкое повышение холестерина. Тут в принципе никаких жалоб никогда не бывает, пока из-за холестериновых бляшек, забивших сосуды, не начинаются проблемы с сердцем и мозгом. Чтобы этого избежать, нужно постараться снизить вес и ограничить животные жиры.
Высокий холестерин нельзя оставлять без лечения. Если повышен и сахар, и холестерин, а, как правило, так и бывает, то получается двойная опасность и нагрузка на сосуды. Я никогда об этом не спрашиваю, это тонкая религиозная тема. Вообще, человек часто не может связать заболевание и неправильное питание.
К эндокринологу и идут пациенты, которые не могут разобраться, в чем проблема сбоев в организме, когда вроде все в норме и другие врачи ничего не диагностировали.
Сливочное масло нельзя - начинаем поливать ее различными подливками-зажарками, что не очень-то и полезно. Капуста и бобовые - продукты, вызывающие повышенное газообразование в кишечнике, постоянно закусывать их эспумизаном и его аналогами - не вариант, а ходить как воздушный шар - удовольствие ниже среднего. Грибы - с точки зрения питательной ценности - продукт практически бесполезный и тяжелый для пищеварения. Увы, но витамины, минералы и бета-глюканы грибов очень плохо усваиваются организмом человека. Кроме того грибы большей частью состоят из хитина, который вообще не переваривается. Ну и само собой, употребление дикорастущих грибов вовсе может закончиться плачевно. Овощи — в вареном виде хороши для пищеварения, в сыром - как хороший источник витаминов, но также не все из них хорошо переносятся, особенно в больших количествах. Соленья и консервация - эти продукты очень спасают от однообразия постный рацион.
Но скажем прямо — все, что приготовлено с уксусом а некоторые хозяйки еще и аспирин в качестве консерванта умудряются использовать — мягко говоря, для здоровья не полезно. Намного лучше дело обстоит с квашеными овощами, единственное, что квашеная капуста может вызвать брожение в кишечнике.
Не картошкой единой. Барнаульский врач рассказала, как соблюдать пост, чтобы быть сытым и довольным
Важные новости Новости здоровья и красоты Новости препарата Полезные статьи Правильное питание Путешествия Специалистам. Однако нужно очень хорошо понимать, в чем смысл поста, и не применять его для потери веса, например. Соблюдение поста может отразиться на здоровье: как положительно, так и не очень, все зависит от того, что выбрать для питания, есть ли у вас противопоказания, насколько строго держать пост и как длительно. 20 основных причин пользы поста нашему здоровью организма и психологическому состоянию. Чтобы облегчить течение поста, я бы советовал брать отпуск не летом, а именно в Рамадан, таким образом, ничто не будет отвлекать от соблюдения поста.
Достоинство и польза Поста
В пост можно есть овощи, грибы, фрукты, ягоды, орехи, бобовые, крупы, мед и зелень Фото: Изображение Midjourney Как пост влияет на организм По мнению врачей, в наши дни люди привыкли переедать, а избыточные калории несут вред организму и приводят к ожирению. Кроме того, в обычные дни многие едят слишком много мяса и мясных продуктов — намного больше, чем требуется организму, а животные жиры при регулярном употреблении способствуют повышению уровня холестерина в крови и появлению серьезных заболеваний. С этой точки зрения пост приносит людям несомненную пользу, так как их желудочно-кишечный тракт разгружается и организм очищается. Но одновременно с этим нельзя исключать и возможный вред: пост может спровоцировать обострение хронических болезней и привести человека на больничную койку.
Кроме того, улучшают настроение профилактические дозы витамина Д, рыбий жир. Пост не диета и не время для снижения веса. Калорийность суточного рациона в пост желательно поддерживать на уровне стабилизации массы тела. Ее можно рассчитать отдельно для мужчин и для женщин по специальным формулам, в зависимости от пола, возраста и веса. В целом физиологический суточный расход энергии, необходимый для поддержания основных жизненных функций организма, для женщин должен составлять не менее 1200 килокалорий в сутки, для мужчин - не менее 1500.
В течение 5-7 дней записывайте в дневник все, что вы съели и выпили за эти дни. А затем, используя таблицу калорийности продуктов можно найти в Интернете , рассчитайте, сколько составляет в калориях ваш суточный рацион питания, и распределите калорийность на 3-5 приемов пищи. Современному человеку доступны компьютерные программы — счетчики калорий, можно воспользоваться ими. Программа контролирует действия человека, чтобы не допустить дисбаланса. Суточный рацион должен распределяться на 3-5 приемов пищи. Все ли они одинаково полезны? Поэтому нужно включать в свой рацион все каши, чтобы был баланс по тем эссенциальным микроэлементам, витаминам, аминокислотам, которые есть в каждой из них. Реже всего рекомендуют манную крупу из-за ее высокой калорийности, преобладания легкоусвояемых углеводов над клетчаткой и небольшого содержания белка.
Ее можно рассматривать как одно из блюд лечебного питания ослабленного организма, например, для восстановления после тяжелой болезни. Какие желательно употреблять в пост: привозные или местные? Зимой уникальный источник витамина С — это квашеная капуста. Овощи можно замораживать либо консервировать по рецептам с небольшим количеством жира. Важно, чтобы овощи были без нитратов и вредных добавок. Потому что, когда мы готовим сок из фруктов, мы теряем ценную составляющую продукта — клетчатку. Она обеспечивает насыщение, улучшает работу кишечника, выводит жиры, вредные вещества из организма.
В период поста происходит более активная работа клеток, ускоряется процесс их регенерации. Также понижается давление в глазном яблоке, улучшая состояние больных глаукомой.
Еще пост — единственное средство в борьбе с болезнями суставов. Это эффективное очищение и профилактика подагры. Полезные советы к Рамадану Как известно, Рамадан длится целый месяц. Еда должна быть без излишеств, но состоять продуктов всех групп: мяса, рыбы, птицы, зерновых, молочных продуктов. Под запретом сладкие блюда и пища повышенной жирности. Конечно же, не нужно готовить так, чтобы появлялась хрустящая корочка, лучше тушить или отваривать продукты. Во время сухура категорически запрещается переедать и много пить. Ведь таким образом мусульманин лишается минеральных солей, которые нужны для поддержания тонуса. Употребляйте во время сухура такую еду: Сложные углеводы — помогут справиться с чувством голода.
Это крупы, фрукты, овощи, зелень. С ними пища усваивается дольше, следовательно, человек долго чувствует сытость. Финики — полезный источник сахара. Также в нем содержатся: клетчатка, углеводы, магний и калий. Миндаль — дает белок при небольших количествах жира. Бананы — следует употреблять, чтобы восполнить количество нужных углеводистых соединений и калия. Также в составе этих фруктов есть магний. В Рамадан запрещается курить. Тем, кому сложно отказаться от вредной привычки, рекомендуется за месяц до поста сокращать ежедневную дозу никотина.
Безусловно, следует позабыть о дурных помыслах и обратить внимание на богоугодные деяния. Следует не только поститься, но и молиться. Не лишней будет помощь нуждающимся. Чем мусульманский пост отличается от других видов поста? Мусульманский пост отличается от других видов поста Сегодня уникальность Рамадана подтверждается многими учеными. Во время работы над своей духовностью у мусульман не происходит недоедания или переедания. На Ифтар или Сухур люди употребляют достаточное для жизни количество еды. Но, в то же время, они лишаются вредной пищи, которая губит организм. В чем еще отличие мусульманского поста Рамадана от других видов поста: Рамадан не терпит принуждения — человек дает себе зарок добровольно.
Это должен быть порыв свыше, а не банальное желание сбросить несколько кг. Это месяц, на протяжении которого происходит самовоспитание мусульманина. Верующий работает над самоконтролем, над терпением. Также пост помогает формировать липостат весовой центр человеческого тела. Как только человек перестает воспринимать потерю веса, как катастрофу, никакого переедания после голодания не происходит. Важно не просто голодать, а отказаться от излишеств в еде и привычках — мусульманин должен осознать, что лишнее все то, что пагубно воздействует на верующего и его организм: это как курение и алкоголь, так и вредная, жареная пища, жирные блюда и т. В Рамадан верующие не питаются выборочно — перед рассветом они имеют легкий завтрак, а после заката нужно съесть что-то сладенькое финики или фрукты. Это нужно для того, чтобы избежать гипогликемии, которая может возникнуть из-за плотного позднего приема пищи. Вечерние молитвы ускоряют метаболические процессы в организме.
Кстати, во время молитвы Тарауих сжигается порядка 200 ккал. А вот Салят — это полноценное упражнение для всех складок и мышц. Рамадан — это отличная тренировка для курильщиков и любителей кофе. Многие мусульмане надеются, что после Рамадана они забудут про вредные привычки. Пост имеет психологический эффект — он добавляет спокойствия душе. Пророк советовал: «Если вас кто-то провоцирует на что-то, скажите ему, что соблюдаете пост».
Именно в этот срок организм заканчивает усваивать питательные вещества из полученной еды. Вскоре после этого тело переключается на запасы глюкозы в печени и мышцах. Когда эти запасы иссякают, мы переходим на переработку накопленного в теле жира, чтобы выработать энергию для жизни. Однако падение уровня сахара в крови приводит к слабости организма и сонливости. Может начаться головная боль, головокружение, тошнота и появиться неприятный запах изо рта. В такой момент ваш уровень голода достигает критической точки. Дни 3-7: избегайте обезвоживания Когда тело привыкает к посту, жиры начинают расщепляться и превращаются в сахар в крови.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Соблюдение мусульманского поста является хорошей защитой от многих болезней. Об этом свидетельствуют современные научные исследования. Основные данные исследований о пользе мусульманского поста Укрепление имунной системы: улучшается деятельность лимфатических узлов в 10 раз и увеличивается количество клеток, которые выполняют специфические иммунные функции. Профилактика ожирения и его последствий. Это исходит от духовной и умственной стабильности, которая достигается в период поста.
Причем такая стабильность во многом является следствием той духовной атмосферы, которая окружает соблюдающего пост, а также большое количество действий выражения веры ибадат в этот период, как, например, совершение дополнительных молитв, чтение Корана и других. Это весь комплекс действий, которые являются «расходованием на пути Аллаха и ради Аллаха», удаление от всякого рода волнений, переживаний и напряженности; направление духовной и телесной энергии в положительное русло, контроль над своими страстями и желаниями. Защита от опасности скопления токсинов в тканях и клетках. Происходит профилактика образования камней в почках, поскольку увеличивается количество натрия в крови, что не допускает кристаллизации калия.
Увеличение количества мочевины в крови помогает избежать отложения мочевых солей, которые образуют камешки в мочевыводящих протоках. Регуляция половых инстинктов, особенно у молодежи. Таким образом, человек избегает излишнего духовного и телесного возбуждения и смущения, различных моральных отклонений.
Ученые обнаружили, что циклы длительного голодания защищают от истощения иммунной системы и способствуют регенерации организма. Исследования показали, что пост приводит стволовые клетки из состояния покоя в состояние самообновления. Клинические испытания проводились на пациентах, получавших химиотерапию. В течение долгого времени пациенты не употребляли пищу, что привело к значительному снижению белых кровяных телец.
У мышей циклы голодания возобновляли процессы регенерации в организме.
Увы, но витамины, минералы и бета-глюканы грибов очень плохо усваиваются организмом человека. Кроме того грибы большей частью состоят из хитина, который вообще не переваривается.
Ну и само собой, употребление дикорастущих грибов вовсе может закончиться плачевно. Овощи — в вареном виде хороши для пищеварения, в сыром - как хороший источник витаминов, но также не все из них хорошо переносятся, особенно в больших количествах. Соленья и консервация - эти продукты очень спасают от однообразия постный рацион.
Но скажем прямо — все, что приготовлено с уксусом а некоторые хозяйки еще и аспирин в качестве консерванта умудряются использовать — мягко говоря, для здоровья не полезно. Намного лучше дело обстоит с квашеными овощами, единственное, что квашеная капуста может вызвать брожение в кишечнике. Также не стоит забывать, о чрезмерном потреблении соли, ведь не зря эти яства именуют соленьями.
Выпечка, хлеб, сладости и прочие кондитерские радости. Довольно много постящихся, которые умудряются набрать к концу поста пару-тройку лишних килограмм.
Сахар Если вы полностью откажетесь от мучной продукции в виде булок и сладких каш, то уровень глюкозы в крови заметно снизится и будет подниматься, только если в питании появятся углеводы. Такое ограничение в целом хорошо для здоровья, поскольку сладкие перекусы, как правило, лишь раззадоривают аппетит. Фото: Nadine Primeau, unsplash. Они не всегда есть, но о них стоит знать.
Не нужно ограничивать себя в пище следующим группам людей: Детям, потому что он они тратят гораздо больше энергии, чем взрослые. Их организм растет и если вынужденно ограничивать их в приеме пищи, то может замедлиться темп роста. Беременным и кормящим мамам. Их питание должно быть сбалансировано и полноценно, потому что от этого зависит не только состояние матери, но и ребенка. Тем, кто страдает диабетом. Если до поста вы не постились или не ограничивали прием продуктов, то резкий отказ от них может привести к скачкам или падению уровня глюкозы.
Пост в пожилом возрасте
Возможно, кто-то думает, что пост может навредить здоровью, на самом же деле пост только укрепляет здоровье, ведь во время голодания очищается организм, выводятся шлаки, активизируется работа мозга. Многие люди приобщаются к Великому посту не только по соображениям веры, но и с желанием поправить здоровье и похудеть. Но так ли пост полезен для здоровья, и от какой пищи отказываться не стоит. Сама же «диетическая составляющая» может быть как полезной для здоровья, так и вредной, и об этом говорят сами священники, и именно поэтому каким-то группам лиц не возбраняется нарушение поста, а некоторым даже запрещено поститься. У православных верующих продолжается Великий пост, который начался 27 февраля и завершится 15 апреля. Он установлен в память о многодневном воздержании от еды Иисуса Христа в пустыне. В дни Великого поста церковь призывает больше молиться, посещать храм, не ссориться с окружающими. Соблюдение поста полезно не только для нашего психического, но и для физического состояния здоровья. Вот несколько основных преимуществ соблюдения поста.
Великий пост: для души или для здоровья?
– Взрослому населению после белково-жирового рациона, который характерен для осенне-зимнего периода, весенняя разгрузка во время Великого поста может быть полезна. Польза поста для здоровья: о пользе питания в пост, развенчание мифов о посте, постная пища с точки зрения медицины. Великий пост: зачем он нужен С чего нужно начать Великий пост Что можно и что нельзя: варианты воздержания Не вреден ли пост для здоровья Пост телесный и пост душевный Молитвы во время Великого поста Как понять, правильно ли ты постишься. Истинный пост представляет собой единение поста духовного и поста телесного. В дни поста церковным уставом запрещается скоромная пища — это все виды мясных, молочных продуктов и яиц, и только в некоторые дни поста разрешается рыба. Полезен ли пост для здоровья и как поститься правильно? Марина Макиша.