Новости рижский мирный договор 1921

Рижский мирный договор", посвященная военному противостоянию Советского Союза и Польши и дипломатическому урегулированию этого конфликта, открылась во вторник в выставочном зале федеральных архивов в Москве. В книге исследуется история борьбы Советского правительства за установление мирных, добрососедских отношений с Польшей в первые годы после заключения Рижского мирного договора. Таким образом, Рижский мирный договор завершил военное противостоя-ние Советской России и Польши, однако рассматривался обеими сторонами как временное соглашение, которое так и не привело к установлению добрососед-ских отношений. Исполняется 100 лет с момента подписания Рижского мирного договора между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой, завершившего советско-польскую войну 1920-1921 годов.

В Москве открылась выставка, посвященная Рижскому мирному договору

По условиям Рижского мирного договора, подписанного 18 марта 1921 года, Западная Белоруссия и Западная Украина отошли к Польше, а Россия выплатила Польше значительную контрибуцию. Видео к 100-летию Рижского мирного договора 1921 года. Фундаментальное противоречие Рижского мирного договора национальным интересам Беларуси четко подметил в своем стихотворении «Беларускаму люду» Якуб Колас.

Рижский мирный договор 1921 г. 1 страница

Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор. Со дня вступления в силу настоящего мирного договора состояние войны между договаривающимися сторонами прекращается.
Временный реванш. Историк – о Рижском мирном договоре с Польшей В Выставочном зале федеральных архивов (Москва, Б. Пироговская, 17) демонстрировалась историко-документальная выставка «Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор».
Рижский мирный договор, 1920 — Документ Мирный договор между Польшей, Россией и Украиной, подписанный в Риге 18 марта 1921 года, закончил польско-большевистскую войну 1919–1920 годов.

Рижский договор 1921 года

Когда шли переговоры в Риге по поводу договора, то не было известно, какая реальная ситуация в России, поскольку оттуда не поступала информация. Можно сказать, что в этом смысле Рижский договор был выгоден Москве, так как, напомню, тогда в Кронштадте вспыхнуло восстание. Правда, это был локальный бунт, но он показывал, что от войны и от всей этой ситуации устали наивернейшие защитники большевистской революции. И этот бунт в Кронштадте был кроваво подавлен. Безусловно, также были восстания на Украине, и наибольший их размах был именно весной 1921 года, и если бы нужно помочь повстанцам, то нужно было это делать именно тогда, ведь шансы на успех были бы более высокими. Если бы помощь повстанцам пришла бы из Польши тогда, то можно было бы рассчитывать на успех. Но именно в связи с подписанным договором и его ратификацией Польше это было не на руку. Надо помнить, что, во-первых, в случае оказания поддержки повстанцам Польша была бы предоставлена сама себе. Никто в Европе не хотел продолжения войны на востоке, даже проводимой польскими руками. Наблюдался отход от политики интервенции со стороны Франции и Великобритании. Никто уже не хотел включаться в гражданскую войну с большевиками.

Тайком питались надежды, что их режим упадет сам по себе, сигналом чего рассматривалось восстание в Кронштадте. Таким образом, если бы такая помощь со стороны Польши была оказана, то это было бы наперекор международной общественности и также наперекор воли большинства польского общества, которое уже не желало войны и интервенции. Сложно себе представить, что бы был поддержан второй Киевский поход. Тем не менее кто же все-таки победил в Риге в марте 1921 года — большевики, или все же это была ничья? Мнение Яна Писулиньского: Знаете, такие спортивные метафоры зачастую являются сильным упрощением, поскольку они размывают картину, хотя и они убедительны.

После 5-месячных переговоров был подписан Р. Советско-польская граница устанавливалась значительно восточнее «Керзона линии»; к Польше отходили западные земли Украины и Белоруссии. Обе стороны обязались уважать государственный суверенитет друг друга, взаимно отказывались от вмешательства во внутренние дела, от враждебной пропаганды, обязывались не допускать на своих территориях образования и пребывания организаций и групп, деятельность которых направлена против другой стороны. Польша обязывалась предоставить русским, украинцам и белорусам в Польше все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнение религиозных обрядов; те же права предоставлялись полякам на территории РСФСР и Украины. Обе стороны взаимно отказывались от требования возмещения расходов и убытков, связанных с ведением войны.

На территории Беларуси к середине 1920-х гг. Энергия, полученная в результате пуска в строй электростанций, использовалась для восстановления промышленных предприятий. В 1924 г. Ограничение и мелочная опека частной торговли и частных предприятий вызвало искусственный дефицит ряда промышленных товаров. Процесс инфляции 1928г. И очередной рыночный кризис был расценен как кризис политики и был использован для перерастания административного начала в традиционную политику и ликвидацию хозяйственной системы НЭПа. Нэп был временным отступлением большевиков в экономической сфере. Они использовали капитал буржуазии и опыт частников, чтобы создать условия для социалистического строительства. Это был тактический маневр, а не смена стратегического курса большевиков на построение социализма. Итоги и значение новой экономической политики: 1 самым радикальным шагом НЭПа можно считать разрешение концессий — предприятий, основанных на договорах между советским государством и иностранными фирмами; 2 нэповские мероприятия позволили предотвратить социальный взрыв к 1926—1927 гг. Требовалось или менять систему, или сворачивать НЭП. Сталинское руководство в конце 1920-х гг. Введение НЭПа совпало по времени с передачей земли крестьянам в соответствии с Декретом о земле. Но собственниками земли крестьяне так и не стали, она была объявлена государственной собственностью. Те, кто непосредственно работал на земле, являлись только пользователями без права ее продажи, дарения, завещания, заклада. Он фиксировал участково-подворный порядок землепользования в БССР, но уже ограничивал развитие хуторов и отрубов, определял отрезки земель у тех, кто имел площади выше нормы, рекомендовал коллективные формы землепользования. Законодательные меры. Был установлен разрешительный порядок открытия торговых заведений. Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров. Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощённый порядок регистрации, были пересмотрены допустимые размеры использования наёмного труда. Осуществлялась денационализация мелких и кустарных предприятий. В связи с введением НЭПа вводились определённые правовые гарантии для частной собственности. Затем был введён в действие Гражданский кодекс РСФСР, который, в частности предусматривал, что каждый гражданин имеет право организовывать промышленные и торговые предприятия. Образование СССР После гражданской войны Беларусь находилась в условиях сложной международной обстановки и тяжелого внутреннего экономического кризиса. После провозглашения Декларации о независимости БССР 31 июля 1920 года республика приступила к мирному строительству. Одной из основных задач этого периода стало восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В нем признавались и независимость, и суверенность каждой из договаривающихся сторон, а также с целью хозяйственного и военного союза правительства обеих республик объединили некоторые наркоматы. Этот договор свидетельствовал о расширении полномочий Беларуси, только по определенному кругу вопросов. В 1922 году проблема взаимоотношений всех советских республик стала предметом систематического обсуждения на различных уровнях. В августе 1922 года ЦК РКП б создает специальную комиссию по подготовке проекта договора о дальнейших взаимоотношениях независимых республик. В состав комиссии вошли представители всех республик, в том числе и Беларуси. Политбюро ЦК РКП б имело два варианта проекта объединения союзных республик в единый союз: Первый — проект «автономизации» был подготовлен Сталиным, который в то время стал Генеральным секретарем ЦК и был наркомам по делам национальностей. Он считал, что советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. Каждая республика должна получить право свободного выхода из союза. В Постановлении отмечалось, что фактически такой Союз уже сложился и требуется законодательно его оформить. Для подписания документов по образованию Союза съезд избрал делегацию. Декларация открывала свободный доступ в Союз и давала право свободного выхода из него. Несколько позже на заключение экспертам был представлен первый проект общесоюзной Конституции, которая в январе 1924 года на основании Договора и Декларации была одобрена на V Всебелорусском съезде Советов, а 31 января этого же года была утверждена II Всесоюзным съездом Советов. Она закрепляла права и обязанности республик, определяла основы строительства государственного аппарата. В перечень вопросов компетенции Союза ССР входило: - представительство в международных отношениях; - заключение договоров с другими государствами; - вопросы войны и мира; - право изменения внешних границ и вопросов об изменении границ между республиками; - руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли; - установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства и т. Для Белорусской ССР Конституция дала возможность вернуть восточно-белорусские земли, начать осуществлять белоруссизацию. Укрупнение БССР в 1924 и 1926 гг. Для развития экономики и культуры Беларуси, объединения белорусской нации в ее этнографических границах, укрепления национальной государственности требовалось присоединение к БССР, включавшей только 6 уездов, всех белорусских земель. Учитывались также внешнеполитические обстоятельства, особенно положение в Западной Беларуси. В марте 1924 г. VI Чрезвычайный Всебелорусский съезд Советов в марте 1924 г. В результате укрупнения территория Советской Белоруссии увеличилась до 110 тысяч квадратных километров, то есть более чем в 2 раза, а население до 4,2 миллионов человек.

Польско-советская война шла третий год. Встречи — напряженные, и часто неофициальные, почти всегда шли без представителей БССР. В итоге мир заключили, но Беларусь почти 20 лет была разделена на две части — Западную и Восточную. Потому что хотели скорейшего заключения мира. В том числе и в советской делегации. Иоффе [советский дипломат] предписывалось идти на всяческие уступки, в том числе территориальные. За счет белорусских земель», — объяснила кандидат исторических наук Ольга Боровская. Договор гарантировал белорусам национально-культурные права. Но началось ополячивание.

Рижский мир и его значение для Европы

Встреча советской и польской делегаций в Риге , 1920. Источник: Википедия Принимая положения Рижского договора , Советская Россия соглашалась на отделение бывших провинций Российской империи. Тем самым она подчинялась силам истории, склонившим авторов Версальского договора к тому, чтобы признать историческую необходимость выделения из германской и австро-венгерской империй новых государственных субъектов и учесть чаяния чехов, словаков, поляков, хорватов, финнов, эстонцев, латышей и литовцев при попытках начертить новую политическую карту Европы. Таким образом, идея самоопределения наций начинала преодолевать этос империи также и в России. Окончательно она одержала над ним верх лишь семь десятилетий спустя. Поэтому , с точки зрения исторического процесса, Рижский договор сыграл не последнюю роль в прерывании российской имперской традиции. В то же время , для белорусов и украинцев, которые тогда предпринимали первые попытки завоевания независимости, Рижский договор может служить символом краха этих стремлений. Так что не следует двигаться дальше , не задумавшись над схожестью значения Рижского договора и Андрусовского перемирия 1667 года, Согласно этому договору Украина была разделена на левобережную, которая отошла России, и правобережную, которая осталась в составе Польши. Кроме того , у нас по-прежнему нет ответа на вопрос: предоставила ли бы история хоть немного больше возможностей этим двум народам, если бы польско-советская граница уже в 1920 или 1921 году была проведена иначе?

Например, если бы были приняты предложения, представленные 11 июля 1920 года в знаменитой ноте лорда Керзона, или, напротив, если бы граница прошла восточнее и в пределах Второй Речи Посполитой оказался Минск, что в ходе переговоров на тему прелиминарного [предварительного] мирного договора в Риге в октябре 1920 года было достижимо для польской стороны? Трудный путь к самоопределению наций Идея права наций на самоопределение и ее распространение в ходе Первой мировой войны не были капризом великих держав или диверсионной по отношению к Центральным державам концепцией выдающихся аналитических умов Антанты , вроде окружения лондонского еженедельника The New Europe. Напротив, это был плод длительного исторического процесса, уходящего корнями глубоко в эгалитарные лозунги французской революции. Поэтому Рижский договор также можно интерпретировать как важный элемент адаптации России к новым историческим условиям, ставшим следствием «пробуждения народов Европы», включая и те, что населяли Российскую империю. Подобно тому , как в XIX веке идея гражданского равенства завершила эпоху абсолютной монархии, так следующее столетие принесло победу идее равного права наций на самоопределение, положившую конец концепции «концерта великих держав» и всемогущества империй. В конечном счете, все европейские империи, не исключая Советского Союза, пали не столько вследствие впечатляющих военных неудач, сколько в результате распространения убеждения о том, что установление мира во всем мире невозможно без уважения права народов на свободу. Конечно, как и в случае продвижения идеи свободы личности, это был длительный процесс, охвативший почти целое столетие, полный горячих дебатов на тему диапазона применимости принципа самоопределения наций, случаев регресса и попыток силового противодействия стремлениям народов, оказавшихся в итоге безрезультатными. Конфликты были неотъемлемой частью этого процесса.

Ведь , если границы свободы личности определяла, понятным для целых сообществ образом, свобода другого человека, то установить предел стремлениям наций к самоопределению было значительно труднее. Идеи, в отличие от права собственности, не знают границ. Следовательно, конкуренция между самосознаниями различных наций неуклонно должна была привести к спорам о земле, а значит — о территории и ее границах. Проблему усложнял тот факт , что свободное право индивида находить связь с более широким национальным сообществом проторило себе путь к общественному сознанию раньше, чем принцип самоопределения наций. На пороге ХХ века признавалось , что человек может ощущать себя чехом, хорватом, французом, немцем, словаком, сербом, поляком, венгром, итальянцем или евреем, а также финном, эстонцем, литовцем, латышом или русином либо белорусом, при условии, однако, что его индивидуальное ощущение национальной идентичности не ставит под вопрос его принадлежность к империи. Другими словами, этой империи не грозила потери части территории, либо, в экстремальном случае, дезинтеграция. Это была первая, наиболее традиционная граница, которая устанавливалась для свободолюбивых устремлений наций. Подписание договора , 1921.

Источник: Википедия Вторую границу обозначал системно неразрешимый конфликт двух способов толкования самого понятия нации , что переносилось и на понимание права на самоопределение. Сообщества, обладавшие государственностью или хотя бы ее традицией, располагавшие широко известной, более высокой культурой, рассматривали в качестве своей национальной территории — на которой должно было реализовываться право на самоопределение — также земли этнически чуждые либо полиэтничные, но исторически, политически и культурно связанные с территорией, считающейся исконной например, французской, польской или русской. Кроме того, у «государствообразующих наций» не было сильных возражений против признания членами своих национальных сообществ лиц иного этнического происхождения, а высказывания Эрнеста Ренана, выдающегося французского публициста, который в 1882 году говорил в Сорбонне, что нация — это ежедневный плебисцит, находили отклик у немалой части их элит. Иначе обстояло дело в случае сообществ, основывавших свое национальное сознание на принципе этнонационализма, отождествляя само понятие нации с этнической группой, а такие сообщества представляли собой, к примеру, украинцы или белорусы. Для них были неприемлемы слова Ренана, а принцип, что этнические границы являются границами национальными и потому должны совпадать с политическими кордонами, становилось неоспоримым. Последний предел для национальных чаяний составляли опасения относительно способности новых государственных организмов к самостоятельному функционированию. В период формирования европейского порядка после Первой мировой войны большинство приведенных замечаний высказывалось в адрес всех вновь созданных государств. Были ли у Польши поддержка Запада?

С ноября 1918 года процесс верификации прав и стремления наций к самоопределению происходил , главным образом, в Париже, где продолжалась работа над мирным договором, конституирующим новый европейский порядок. Хотя его главные архитекторы намеревались распространить эту политическую конструкцию на весь континент , они были не в состоянии полностью осуществить свои планы. В Восточной Европе новый порядок формировался независимо от проходивших в Париже переговоров. В большой степени это произошло в результате создания политического вакуума в этой части континента после большевистского переворота в России. Среди союзников решающим голосом по вопросам Восточной Европы должна была обладать Россия , враждебно относившаяся к идее самоопределения наций. В Петрограде справедливо полагали это направление мысли опасным для империи. В то же время, когда в 1918-1919 годах приходилось принимать решения о новой политической форме Европы, о границах вновь возникших в Центральной и Восточной Европе государств и способах ослабления германской угрозы, Россия молчала, не в силах заговорить. Ее раздирала гражданская война, в которую включились державы победившей Антанты.

С одной стороны, их вооруженная интервенция на стороне защитников старого режима против варварского правления большевиков затрудняла реализацию стремлений России к уважению ее интересов в процессе создания нового порядка. С другой стороны, опасность «переливания» большевизма в Европу привела к возникновению общности интересов во взаимоотношениях между Лондоном, Парижем и Берлином, что было нечастым явлением на рубеже 1918 и 1919 годов.

Следует сказать, что соглашение также де-факто стало признанием независимости балтийских республик и одновременно поставило крест на Варшавском договоре, известном как союз Пилсудский-Петлюра. Польша же получила мир только до 1939 года, до времени печально известного Пакта Молотова-Риббентропа, в результате которого ее поделили между собой сталинский СССР и гитлеровская Германия. Стоит подчеркнуть, что по замыслу маршала Пилсудского, УНР должна была стать ключевым среди других союзных государств, которые вместе должны были играть роль буфера по сдерживанию Москвы и служить гарантией безопасности для Польши. Рижский договор стал неким нотариальным актом провала данного проекта.

Об этом я спросил профессора Яна Писулиньского из Жешувского университета, которого и пригласил к разговору о Рижском договоре 1921 года. Несомненно, если говорить о каком-то плане для Восточной Европы, прежде всего об ограничении возможностей России путем сокращения ее территории и создания цепи государств, начиная от Финляндии и стран Балтии, а заканчивая Беларусью и Украиной, государств, которые бы отделяли Польшу от России, то, безусловно, можно утверждать, что Пилсудский потерпел неудачу. Он осознавал, что столь близкое соседство с Россией в долгосрочной перспективе небезопасно. Впрочем, до 1937 года Польша, прежде всего, готовилась к агрессии с восточного направления. Очевидно, вопрос в том, какие были возможности у Пилсудского, чтобы что-то изменить, но он понимал опасность. Стоит также сказать, что в момент подписания Рижского мира ситуация в Стране Советов была крайне непростая.

Скажем, на Украине полыхали крестьянские восстания, а на территории Польши находились петлюровские войска, готовые перейти границу, чтобы поддержать их. В этом контексте стоит вспомнить Второй зимний поход подразделений УНР в октябре-ноябре 1921 года, которые выступили с территории Польши, но потерпели поражение, поскольку повстанческое движение было уже по большом счету разгромлено. Историк объяснил, почему Пилсудский не решился на подобный шаг, скажем, в марте 1921 года. Когда шли переговоры в Риге по поводу договора, то не было известно, какая реальная ситуация в России, поскольку оттуда не поступала информация. Можно сказать, что в этом смысле Рижский договор был выгоден Москве, так как, напомню, тогда в Кронштадте вспыхнуло восстание. Правда, это был локальный бунт, но он показывал, что от войны и от всей этой ситуации устали наивернейшие защитники большевистской революции.

Возобновление военных действий произошло в январе 1920 года. Несмотря на стремительный захват территорий, к концу весны контрнаступление большевиков вынудило поляков отступить. Красная Армия двинулась к Варшаве, где уже в августе потерпела катастрофическое поражение. Это вынудило большевиков пойти на примирение с Польшей и признать ее претензии на западные территории Украины и Белоруссии, а также выплатить де-факто репарации. Польша обязалась признать независимость Белоруссии и Украины и подтвердила, что уважает их государственный суверенитет. В феврале 1921 года советские лидеры пошли на уступки, чтобы ускорить процесс подписания мирного соглашения. Позже Владимир Ленин высказывался по этому поводу: «В последнее время мы решили еще пойти на некоторые уступки не потому, что считали это справедливым, а потому что считали важным делом сорвать интриги русских белогвардейцев, эсеров и меньшевиков в Варшаве, империалистов Антанты, больше всего стремящихся не допустить мира». Представители Белорусской ССР участия в процессе не принимали, от ее имени это сделала советская делегация.

Британское правительство, соглашаясь решить все нерешенные вопросы в духе соглашения в Спа, ставило их в прямую зависимость главным образом от «хода событий на территории бывшей Российской империи». Это означало, что чем крупнее будут успехи Врангеля, тем решительнее Англия будет возражать против расширения восточных границ Польши. Позиция правительства США была изложена в инструкции послу в Париже 31 августа 1920 г. Государственный департамент указывал, что, если вопрос о восточной границе Польши явится предметом дискуссии на конференции послов, американский посол в Париже должен руководствоваться следующими положениями: «линия Керзона» не является окончательной границей Польши, она может быть расширена, но при условии соглашения с Врангелем. В инструкции указывалось: «Любая справедливая претензия к востоку от линии, установленной Верховным Советом мирной конференции, не является невозможной ввиду этого решения, но при таких условиях, когда Россия также может быть заслушана... Польша не должна пытаться восстанавливать гражданскую администрацию к востоку от линии, установленной мирной конференцией, впредь до установления в будущем определенной границы». Вслед за этим госдепартамент разъяснял своему послу, что изменение позиции США в этом вопросе объясняется изменениями военной ситуации. В начале третьего похода Антанты Польша была единственной реальной силой для борьбы с Советской Россией. Теперь же положение изменилось. Войска буржуазно-помещичьей Польши хотя и наступали, но уже серьезной силой не являлись. Основная ставка в борьбе с Советской Россией была сделана на Врангеля. В связи с этим изменилось отношение западных империалистов и к территориальным вопросам. По вопросу о польских границах высказались также правящие круги Франции. Близкая к французскому министерству иностранных дел газета «Тан» писала: «Надо отличать линию фронта от государственной границы. Фронт зависит от военных необходимостей. Что же касается государственных границ, то нам кажется, что линия Керзона с двумя исправлениями, предложенными добровольно через большевиков, является удовлетворяющим базисом. Судьбы Восточной Галиции не могут подлежать сомнению. Судьба Восточной Галиции определена высшим советом союзников после очень тяжелых дебатов, и надо ожидать, что жители этой территории приступят к плебисциту спустя 15 лет». Противоречия, возникшие между державами Антанты и Польшей в связи с вопросом о восточной границе, были настолько серьезны, что их даже и не скрывали польские правящие круги. Орган галицийских помещиков «Час» по поводу политики держав Антанты в вопросе о восточных границах Польши писал, что ею руководит не этнография, а экономика и политика. Многие польские газеты заявляли, что продолжение войны бессмысленно, ибо Красная Армия не разгромлена, тогда как продолжение войны может погубить Польшу, тем более что война ведется за чуждые интересы. Газеты эндеков требовали ликвидировать «украинскую политику» и отказаться от договора с Петлюрой, так как он не обязателен, ибо не был ратифицирован сеймом. В качество реальной цели польской внешней политики выдвигались требование включения в состав Польши Гданьска, Верхней Си лозин и Восточной Галиции. Эта печать делала вывод, что война велась не ради польских, а ради чужих интересов — интересов держав Антанты и русской контрреволюции в лице Врангеля. Врангель,— указывал В. Левин,— к России причисляет и Польшу. Ведь все русские цари, русские помещики и капиталисты привыкли считать Польшу своей добычей... За мир с Советской Россией стала высказываться верхушка ППС, выступавшая ранее самой рьяной сторонницей антисоветской войны. Это, конечно, не означало, что правые пепеэсовцы отказывались от захватнических планов в отношении украинских и белорусских земель, но в сложившейся обстановке руководство ППС уже не ратовало за безоговорочное присоединение к Польше «на основе самоопределения» всех территорий, входивших в состав Речи Посполитой до 1772 г. Чем глубже на советские территории проникали польские войска, тем меньше уверенности было у правящих кругов удержать захваченные области. Поэтому все громче раздавались требования о немедленном заключении мира с целью закрепления за Польшей захваченных ею земель. Американские, английские и французские империалисты, видя обострение противоречий между буржуазно-помещичьей Польшей и Врангелем и отдавая себе отчет в нежелательных для себя последствиях заключения мира между Советской Россией и Польшей, привяли все меры, чтобы добиться соглашения между Польшей и Врангелем.

Рижский мирный договор 1921

Домбский и. Каузик польский политик , Э. Лехович польский юрист , Г. Страсбургер польский юрист , Л.

Василевский польский политик, министр иностранных дел Польши в1918-1919 гг. Основное содержание договора. Россия потеряла Западную Украину и Западную Белоруссию и часть территорий других губерний с населением — 15 млн.

Последний предел для национальных чаяний составляли опасения относительно способности новых государственных организмов к самостоятельному функционированию. В период формирования европейского порядка после Первой мировой войны большинство приведенных замечаний высказывалось в адрес всех вновь созданных государств. Были ли у Польши поддержка Запада?

С ноября 1918 года процесс верификации прав и стремления наций к самоопределению происходил , главным образом, в Париже, где продолжалась работа над мирным договором, конституирующим новый европейский порядок. Хотя его главные архитекторы намеревались распространить эту политическую конструкцию на весь континент , они были не в состоянии полностью осуществить свои планы. В Восточной Европе новый порядок формировался независимо от проходивших в Париже переговоров.

В большой степени это произошло в результате создания политического вакуума в этой части континента после большевистского переворота в России. Среди союзников решающим голосом по вопросам Восточной Европы должна была обладать Россия , враждебно относившаяся к идее самоопределения наций. В Петрограде справедливо полагали это направление мысли опасным для империи.

В то же время, когда в 1918-1919 годах приходилось принимать решения о новой политической форме Европы, о границах вновь возникших в Центральной и Восточной Европе государств и способах ослабления германской угрозы, Россия молчала, не в силах заговорить. Ее раздирала гражданская война, в которую включились державы победившей Антанты. С одной стороны, их вооруженная интервенция на стороне защитников старого режима против варварского правления большевиков затрудняла реализацию стремлений России к уважению ее интересов в процессе создания нового порядка.

С другой стороны, опасность «переливания» большевизма в Европу привела к возникновению общности интересов во взаимоотношениях между Лондоном, Парижем и Берлином, что было нечастым явлением на рубеже 1918 и 1919 годов. Общее стремление европейских держав сдержать большевиков на восточных рубежах Европы сильно коррелировало как с амбициями формирования нового европейского порядка таким образом, чтобы обеспечить ему стабильность и безопасность то есть в максимально возможной степени учесть стремления к самоопределению многих малых народов , так и с польскими усилиями по восстановлению своей государственности. С разрешения Германии и даже в соответствии с ее волей , в Варшаву в ноябре 1918 года прибыл Юзеф Пилсудский , сразу же приступивший к организации государственных структур Польши, возрожденной после 123 лет разделов.

С точки зрения Берлина, они должны были заменить немецкую военную администрацию, так называемый Обер-Ост, и тем самым дать возможность вывода из Восточной Европы немецких войск, необходимых для стабилизации ситуации в Германии, где могла разразиться революция. В свою очередь, действовавший в Париже Польский национальный комитет добивался от держав Антанты отправки в Польшу сильного экспедиционного корпуса, который должен был бы поддержать еще только формировавшиеся польские вооруженные силы при передаче им антибольшевистского фронта от Обер-Оста. Таким образом должен был появиться общий барьер для защиты Европы от большевистской экспансии.

Державы Антанты не могли выполнить это польское требование, тем более они стремились создать из польского государства щит перед большевистской угрозой. В феврале 1919 года Юзеф Пилсудский направил с миссией в Бухарест доверенного офицера , задачей которого было предпринять попытку координации антибольшевистского военного сотрудничества между Польшей и силами Антанты. Эмиссаром был пехотный майор Юзеф Бек — впоследствии один из ближайших соратников Пилсудского и министр иностранных дел Второй Речи Посполитой.

Его миссия закончилась неудачей. Экономику всех трех разделов разорили военные действия , многократно прокатывавшиеся через польские земли в ходе Первой мировой войны; царил голод, бушевали эпидемии гриппа, дизентерии и тифа. Польское государство в огромной степени зависело от поддержки Антанты — начиная с продовольственной помощи и военных поставок и заканчивая политическими решениями.

Спорные земли Среди наиболее сложных вопросов , которые нужно было решать, находилась проблема границ. Польша именно «возрождалась», или — как тогда выражались, обращаясь к сильной традиции польского романтизма XIX века, — «воскресала из мертвых». Поэтому для большей части польского общества исходной точкой были восточные границы Польши на момент, когда ее уложили в гроб в XVIII веке.

У политических элит был на этот счет гораздо более рациональный взгляд, ведь они быстрее поняли неотвратимость процессов, произошедших на восточных землях бывшей Речи Посполитой в течение предшествующих ста лет, и потому иначе подходили к вопросу формирования польской позиции по вопросу восточных границ. Воспоминания Александра Ладося — одного из польских участников мирных переговоров в Риге В польском обществе сталкивались тогда две концепции , принципиально различные и противоречившие друг другу. Одной из них была федералистская концепция, представленная левыми партиями и поддерживаемая Начальником государства.

Начальник государства — официальная должность, существовавший в 1918-1922 годах. Все это время ее занимал Юзеф Пилсудский. В ней решение вопроса польских границ на востоке виделось через создание нескольких связанных с Польшей демократических республик В обращении к народу , выпущенном в ноябре 1918 года, правительство Енджея Морачевского декларировало, что отношение польского государства к соседям будет основано «не на насилии или захватнических стремлениях , но на терпимом уважении общих интересов, полюбовном решении спорных вопросов».

Далее правительство заверяло: «Мы не хотим доводить преходящие пограничные споры до неотвратимой борьбы соседних народов , веря, что демократии Польши, Литвы, Беларуси, Украины, Чехии, Словакии, Венгрии и Германии найдут выход для установления сосуществования свободных и равноправных народов». В то же самое время Юзеф Пилсудский в инструкции для своих эмиссаров , направлявшихся в Париж, высказывался в другом ключе: Юзеф Пилсудский Мы хотим добрососедских отношений с Россией. Дружественное устройство этих отношений тем легче Однако Россия , с которой Пилсудский надеялся установить добрососедские отношения, должна была прежде освободиться от большевизма.

Именно в нем он усматривал наибольшую угрозу для слабой, возрождавшейся польской государственности. Призрак большевизма был для нее, с одной стороны, наибольшей угрозой, как внешней, так и внутренней, но с другой — единственным сильным козырем в европейской политике. Анджей Новак , историк Угроза большевизма могла поставить под вопрос само существование польского государства , но вместе с тем — пока она существовала и насколько воздействовала на воображение политических лидеров победивших стран Антанты — она усиливала позицию Польши в игре за ее стратегическое значение и территориальное расширение на востоке.

Парадоксально, но именно эта угроза делала такую игру вообще возможной для Пилсудского. По той же причине власти в Варшаве с самого начала избегали установления каких-либо отношений с большевиками. Они не направили им ноту о провозглашении польского государства , что, вероятнее всего, послужило советским властям предлогом для занятия польских дипломатических представительств в Москве и Петрограде, а также заключения под стражу их персонала.

Правительство Морачевского решительно протестовало, а до момента освобождения дипломатов считало отношения с большевистской Россией разорванными.

Конституцией был утвержден герб, флаг республики, то есть символы белорусской государственности, а также столица. Равноправие белорусского и русского языков. Многие положения Конституции только декларировались например, свобода слова, печати и т. На практике подавлялись любые проявления, которые не совпадали с курсом парии и правительства. Законы СССР были обязательны на территории республики. Суверенитет республики был ограничен, т. В течение второй половины 1920-х гг.

Частным лицам разрешалось открывать торговые и мелкие производственные предприятия. Постепенно должны были расширяться имущественные права граждан, а также круг наследников по закону в результате включения в него усыновлённых и их нисходящих. Гражданское законодательство 1920-29гг. С 1 июля 1922г. С 1924г. Кодекс состоял из общей и особенной частей всего 227 статей. За совершение контрреволюционных действий, бандитизм и других особо опасных преступлений предусматривалась высшая мера наказания — расстрел. Кодекс состоял из 2-х частей: общей и особенной.

Все преступления делились на две категории: направленные против основ нового порядка; все остальные. Первая категория воспринималась как наиболее тяжкие преступления. Кроме расстрела, УК БССР предусматривал следующие наказания: лишение свободы или изгнание из страны на срок или бессрочно, принудительные работы без содержания под стражей, условное осуждение, поражение в правах. Кодекс состоял из трёх частей, регулировавших трудовое крестьянское землепользование, использование государственных земель, а также землеустройство и переселение. В нём устанавливалась предельная норма земли для крестьянского хозяйства. После включения в состав БССР новых районов Восточной Белоруссии возникла необходимость обновления земельного законодательства. С этой целью в 1925г. Он предусматривал как коллективное ведение хозяйства, так и допускал выделение крестьянских хозяйств на хутора.

После того как в 1929-30 гг. В 1924г. Кодекс закреплял государственную собственность на весь лесной фонд, в нём содержались нормы, устанавливавшие порядок управления лесами, условия передачи лесов во временное и постоянное пользование. Трудовое законодательство. Особая роль в регулировании трудовых отношений придавалась профсоюзам, перед которыми ставились задачи, связанные с переводом предприятий на хозрасчет и разрешением деятельности частных предприятий. Правовой формой привлечения рабочих к труду являлся коллективный и индивидуальный договоры. Закреплялся 8-часовой рабочий день, предусматривались меры по охране труда работающих. Судебная система.

В начале 1920-х гг. Народные суды действовали в составе одного судьи или же судьи и четырёх заседателей. К их подсудности относились все уголовные и гражданские дела, кроме дел государственного значения, которые обычно рассматривал Революционный трибунал республики. Совет народных судов являлся кассационной инстанцией для народных судов. Кроме того, функционировали чрезвычайные судебные органы: Революционный и Кассационный трибуналы. К его компетенции относились все контрреволюционные и антигосударственные преступления, а также дела по бандитизму, антисоветским выступлениям, финансовым и хозяйственным нарушениям крупных государственных чиновников. Контроль за деятельностью этих двух трибуналов возлагался на Коллегию высшего судебного контроля Народного комиссариата юстиции БССР. Такая система судебных органов просуществовала до второй половины 1922г.

В мае 1922г. Вместо прежних высших судов-трибуналов образовывался Высший Суд республики и Высший Кассационный Суд. С марта 1923г. Наконец, в 1924г. Оно учитывало изменения в административном делении БССР, а именно вводило окружные суды в Минске и других областных центрах республики. Последующие изменения в судебной системе БССР были предприняты в 30-е гг. Массовые репрессии. Ужо да канца 1934г.

Договор был составлен на русском, украинском и польском языках в трех равноправных экземплярах. Он вступал в силу после его ратификации. Часть условий договора советская сторона не выполнила под предлогом враждебной деятельности поддерживаемых польским правительством антисоветских группировок, задержками с возвращением военнопленных и неблагоприятной ситуации в лагерях для военнопленных, несоблюдением договорённостей о равноправии русских, украинцев и белорусов, проживавших в Польше.

Рижский мирный договор и его предательские последствия для Белоруссии

Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор. Рижский мирный договор — договор между РСФСР (также от имени Белорусской ССР) и УССР, с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный 18 марта 1921 в Риге и завершивший советско-польскую войну (1919—1921).
Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор. Безусловно, Рижский мирный договор был нужен странам, так как позволял прекратить военные действия.
Латвия и Советская Россия на пути к миру. Рижский договор 1920 года — VATNIKSTAN Ратификация Рижского договора состоялось 18 марта 1921 года.
Какую роль сыграл Рижский мирный договор в судьбе белорусского народа? — Горецкие Новости Текст рижского договора 1921 года, статьи 1-10.

Ольшанский П. Н. Рижский договор и развитие советско-польских отношений. 1921–1924. М., 1974.

Почему Россия в 1921 году отдала часть своих земель Польше К 100-летию советско-польского мирного договора 1921-го года научный руководитель Института Дмитрий Буневич подготовил эксклюзивную статью для Sputnik Polska.
100 лет назад Польша и РСФСР подписали мирный договор в Риге 15 апреля польский сейм ратифицировал Рижский мирный договор, после чего польское правительство запретило украинским эмигрантам заниматься политической деятельностью на территории своей страны.
Рижский договор (1921) — Википедия с видео // WIKI 2 Мирный договор РСФСР и Украины с Польшей был подписан в Риге 18 марта 1921 года и вступил в силу после обмена ратификационными грамотами в Минске 30 апреля 1921 года.
В Москве представили уникальные документы о польско-советской войне // Новости НТВ Текст рижского договора 1921 года, статьи 1-10.
Рижский мирный договор, 1920 — Документ В четверг, 18 марта, исполняется 100 лет со дня подписания Мирного договора, положившего конец польско-советской войне 1919-1921 годов.

100 лет со дня окончания советско-польской войны: история подписания Рижского договора

вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. блемы Рижского мирного договора 1921. После продолжения главнейших противоречий и других расхождений во мнениях появилась возможность подписать мирный договор и соглашение о перемирии. Основное содержание договора. Договор установил границы между РСФСР, УССР, БССР и Польской Республикой. 365 дней ТВ представляет | Историада | Выпуск № 94Рижский договор 1921 года и русско-польские отношения#365днейТВ #История #Историада #ИсторическиеФакты #Мир.

Новости и события Российского исторического общества

«Рижский договор и обмен пленными польско большевистской войны 1920 г.» (д р ист. наук, профессор, декан факультета политологии и международных отношений Уни верситета Торунь), «О мандате ВРК БССР для делегации РСФСР на ведение мирных пере говоров с Польшей». 18 марта 1921 года в Риге был заключен мирный договор между РСФСР и Польшей, согласно которому советская сторона уступила западноукраинские и западнобелорусские земли. О Рижском мирном договоре 1921 года – разговор с профессором Яном Писулиньским из Жешувского университета. 15 апреля польский сейм ратифицировал Рижский мирный договор, после чего польское правительство запретило украинским эмигрантам заниматься политической деятельностью на территории своей страны. Ниже представлены наиболее интересные, по моему мнению, статьи и приложения к Рижскому мирному договору 1921 года.

Рижский мирный договор 1921 года и 17 сентября 1939 – День единения Беларуси

Однако, в основном благодаря уже тогда начавшей складываться "группе Сталина" была принята более нейтральная формулировка: лорду Керзону было заявлено, что в таких делах - третий явно лишний. В том смысле, что допрежь чем заключать перемирие и начинать заниматься демаркацией новой границы, хотелось бы послушать "начальника транспортного цеха" - саму Польшу. Непосредственно и вживую. То есть, чтобы потом не было "Да я не то имел в виду, да меня неправильно поняли! Польша, по мнению ЦК, могла бы, во-первых, обратиться с таким предложением САМА, а во-вторых - предоставить письменный документ, заверенный по всем правилам международных отношений и подтверждающий факт согласия на подобное разграничение. Вот как угодно можно относиться к большевикам, но "горбачевыми", поверившими НАТО на слово, о его дальнейшем "нерасширении" - они не были. И как думаете - какова была реакция Польши?

Вида до Дубинина, где кратчайшей прямой переходит на р. Кухва, далее по р.

Кухва и ее притоку р. Пелега до Умерниши, откуда прямой линией к р. Утроя у буквы «в» надписи Каилова, по р. Утроя до изгиба ее у Мал. Мельница, откуда прямой линией к излучине р. Льжа, что в. Льжа и административной границе Люцинского, Режицкого и Двинского уездов с Опочецким, Себежским и Дриссенским уездами до Пазина на реке Осуница, далее прямыми линиями через оз. Белое, оз.

Черное, озеро, что между Василева и Мосишки, через ф. Савейки к устью речки, впадающей в Западную Двину между Коськовцы и Ф. Новое Село, далее по реке Западной Двине до ф. К 14-му дню по ратификации мирного договора обе договаривающиеся стороны обязуются отвести свои войска к государственной границе на свои территории. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от каких бы то ни было расчетов, вытекающих из прежней принадлежности Латвии к России, и признают, что государственное имущество разных наименований, находящееся на территории каждой из них, составляет неотъемлемую собственность соответственного государства.

И как думаете - какова была реакция Польши? Правильно - гордый шляхетский отказ. Что в частности, придало аргументов фракции Троцкого - и на сцену выходит товарищ Тухачевский. Тот самый "гениальный маршал", советский Бонапарт было сходство, даже чисто внешнее , доблестно "сливший" все, что было можно. И что нельзя - тоже. По результату - Рижский мирный договор и никакой "Линии Керзона". Смысл тут в том, что данный документ имел силу, пока обе стороны имеются, так сказать, в наличии и здравии.

В разговоре с Baltnews научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков рассказал о значении этого события. По его словам, март 1921 года, когда был заключен Рижский мир, можно назвать водоразделом в отношениях Советской России и Польши. Я специально говорю: не советско-польскую, а польско-советскую, поскольку именно Польша напала тогда на советскую Россию в 1920 году. Хотя боевые действия Польши против советской России начались еще раньше — в 1919 году. В 1920 году Польша захватила и Минск, и Киев. Даже Пилсудский мечтал дойти до Москвы", — отметил историк. Причем часть Литвы вместе с городом Вильно нынешний Вильнюс. А расстояние от Минска до польско-советской границы было всего около 40 км", — добавил он. То есть следили за порядком, наказывали, если это необходимо. То есть фактически это было возвращение к феодальному режиму, только с новыми техническими гаджетами", — пояснил историк. Второй Брестский мир.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий