мечеть Айя-София - стал платным: иностранцам за билет придется отдать 25 евро (830 турецких лир. Собор Святой Софии в Стамбуле это выдающийся памятник византийской и мировой архитектуры, символ «золотого века» Византии, который иногда называют «восьмым чудом.
Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии
Завершил переход от язычества к православию в нашей стране уже внук Ольги князь Владимир, находясь под впечатлением от рассказов о великолепии византийского собора. Сегодня Русская Православная церковь призывают президента Турции не рубить с плеча. Принимая решение президент Турции должен учитывать вероятность того, что сегодня Святая София привлекает миллионы посетителей из все стран мира. Они стоят часами, как завороженные перед дивными ликами Христа и Богоматери, неужели они снова окажутся замазаны? Попытки превратить храм Святой Софии в мечеть осудил и Константинопольский патриарх Варфоломей. Он предостерег, что этот шаг может разрушить и без того хрупкий межрелигиозный баланс в мире.
Святая София - сакральное место, где Восток встречается с Западом, может разделить эти два мира в тот самый момент, когда человечество, страдающее от смертельной коронавирусной пандемии, нуждается в единстве и общих ориентирах», - сказал Вселенский патриарх Варфоломей. Он призвал власти Турции оставить собор музеем, что продемонстрирует готовность страны уважать религиозные традиции. Необходимо, чтобы все имели доступ в собор», заявил Помпео. В ответ на призывы Вашингтона, Анкара заявила, что вопрос по Святой Софии является внутренним делом Турции. Вы правите Турцией или мы?
У Турции есть свои институты власти. Если такой шаг должен быть сделан, учреждения, которые имеют полномочия для этого, определены. Есть парламент», - заявил Эрдоган. Впервые президент Турции заговорил об изменении статуса собора год назад, после того, как Трамп официально объявил Иерусалим столицей Израиля. Тогда турецкий лидер осудил решение главы Белого Дома и заявил, что тот перешел красную черту, оскорбив весь мусульманский мир.
В Турции готовятся к разрушительному землетрясению — что известно На данный момент специалисты уже обновили отделку куполов мечети. Отмечается, что на посещении мечети туристами и верующими работы второго этапа реставраций не скажутся. В июле 2020 года Госсовет Турции аннулировал решение от 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей. Сразу после этого президент страны Тайип Эрдоган заявил, что подписал указ о превращении собора в мечеть и начале там мусульманских богослужений.
Услышав их рассказ, святой Владимир крестился и крестил Русь, которая вслед за ним шагнула в новое для себя духовное и историческое измерение — в христианскую цивилизацию», — заявил Патриарх Кирилл. Но это внешняя правота, за которой — глобальная неправда. Святая София Константинопольская — главный символ. Причем с самых разных точек зрения — духовной, культурной, исторической. Это величайший христианский храм всех времен и народов, построенный Юстинианом в VI веке. Храм сразу стал главным храмом Византийской империи, воплощением византийской духовности.
В таком качестве он просуществовал более 900 лет. Важнейшее символическое значение храма понимали и турки. Когда они захватили Константинополь в 1453 году, первое, что сделал Мехмед II Завоеватель — превратил Святую Софию в мечеть, и это был очевидный символический жест. Эти смыслы учитывает сегодня и президент Эрдоган, который возвращает Святой Софии статус мечети, игнорируя ее без малого столетнее пребывание в качестве музея. Он создает некое тройное послание. Во-первых, послание, адресованное мусульманам Турции, которые в значительной степени поддерживают превращение Святой Софии в мечеть, несмотря на очевидные политические, экономические, культурные и иные убытки — именно как знак победы над христианским миром. Никакой практической необходимости в создании в центре Стамбула такой мечети просто не существует. Совсем рядом со Святой Софией была выстроена знаменитая Голубая мечеть. Она была создана, как и большинство мечетей в Турции, по образцу Святой Софии — настолько сильное впечатление на мусульманских архитекторов произвело это творение эпохи Юстиниана. Кроме Голубой мечети вокруг много больших и малых мечетей.
Так что это символический жест, а также попытка заручиться дополнительными очками накануне скорых выборов. Вид на Святую Софию и Голубую мечеть.
Фото: unsplash.
Скидка по городской карте Museum Pass Istanbul на мечеть не распространяется. Для туристов предусмотрен отдельный вход — через южный вестибюль на второй ярус, ходить по залу не разрешается. Касса расположится напротив фонтана султана Ахмеда III, а главный вход продолжит работать для верующих.
Стамбул: единственный город на двух континентах, достопримечательности, которые любит Голливуд, и отели на любой бюджет Экскурсии внутри мечети разрешены только с помощью аудиогида, доступ к которому можно получить через QR-код приложение работает на 23 языках.
Крест на куполе Святой Софии. Этой мечте уже полтысячи лет, но вряд ли ей суждено сбыться
Принятое 10 июля 2020 года турецкими властями решение о лишении храма Святой Софии статуса музея и превращении его в мечеть прокомментировал в интервью телеканалу «Россия. 86 лет христианская святыня существовала как музей, но указом президента Эрдогана в Стамбуле стало на одну мечеть больше, Айя-София теперь 3272-я по счету. Первый намаз за 86 лет в Айя-Софии в Стамбуле Стало известно, что изменили в Айя-Софии к первому за 86 лет намазу.
Святая София. Стамбул. Что мы потеряли
В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся разрушительному нападению крестоносцев, собор Святой Софии был разграблен и осквернён. Практически все ценности собора были увезены на запад как, например, Туринская плащаница , в которую, по преданию, было завёрнуто тело Христа после смерти. Иванова , многие из ценностей во время грабежа сохранились и избегли уничтожения благодаря венецианцам, так как лишь они из крестоносцев понимали культурное значение вещей. Некоторые вещи из убранства до сих пор хранятся в Венеции [10]. Православный патриарх Константинополя был изгнан и заменён латинским. Святая София была превращена в католический собор, в котором 16 мая 1204 года фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой Латинской империи [28]. В 1261 году после падения Латинской империи собор вновь стал православным [28]. В XIV веке после очередного землетрясения купол обвалился и был заменён существующим [10].
В те годы лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас. Османское завоевание и дальнейшая судьба собора[ править править код ] Падение Константинополя картина неизвестного венецианского художника конца XV — начала XVI века В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение, описание которого на основе византийских источников составил английский историк Эдвин Пирс англ. Служба была, по сути своей, заупокойной литургией. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме… При завоевании Константинополя, собор был в неухоженном состоянии, что подтверждается европейскими посетителями тех времён, такими как Перо Тафур из Кордовы [30] и флорентийским монахом путешественником Кристофором Буондельмонти [31]. Согласно историческим записям, храм был захвачен турками 29 мая 1453 года. Султан Мехмед II направился прямо к собору Святой Софии, восхитился величием и великолепием храма и помолился там. Мехмед Завоеватель приказал немедленно превратить церковь в мечеть и приказал своим солдатам не повреждать священные мозаики и реликвии [32] [33].
По описанию историка Дуки , они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения… а также одежды святой трапезы … Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли» [34]. Согласно позднейшим описаниям, все молящиеся в храме были убиты, и, по сохранившемуся преданию, их кровь достигла уровня, обозначенного ныне на одной из колонн красной полосой [35]. Историк-византинист С. Иванов считает, что легенда о том, что Фатих верхом въехал в собор и что конь поскользнулся на горе трупов не имеет под собой никаких оснований [10]. У греков сохранилось предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным; тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение [36]. Центральный вид северного нефа в 1852 году.
С картины Гаспаре Фоссати Султан Мехмед II , завоевавший Константинополь, 30 мая 1453 года вступил в собор Святой Софии и пропел в нём 48-ю победную суру Корана [10] , после чего собор был обращён в мечеть , что потребовало пристройки четырёх минаретов [37]. Поскольку здание ориентировано по христианской традиции алтарь на восток , мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора направление на Мекку , с неприглядным скосом вправо [10]. Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой [38]. Фрагмент карты «Byzantivm sive Costantineopolis», составленной Джованни Андреа Вавассоре [it] в 1535 году Фрагмент карты «Byzantium nunc Constantinopolis», составленной Георгом Брауном [de] и Францем Хогенбергом в 1572 году Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула значительно превосходящие её по величине. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии, которой угрожала опасность обрушения [40].
Реставрационные работы продолжались два года. Братья Фоссати провели работы по усилению колонн, а также укрепили своды и купол храма железной цепью. Ими было обнаружено, что на стенах под слоями извести хорошо сохранились византийские мозаики. Частично они расчистили их в верхней галерее и показали султану Абдул-Меджиду, который повелел оставить открытой часть орнаментов, но повторно забелить все лики святых [41]. Тогда же на колоннах были размещены восьмиметровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Мухаммада [41]. Часть византийских мозаик, зарисованных Фоссати, осыпалась во время землетрясения 1894 года. В конце 1920-х — начале 1930-х годов археолог А.
Шнайдер из Германского археологического института в ходе раскопок открыл рядом с собором сохранившийся фрагмент колоннады эпохи императора Феодосия, что позволило установить что при строительстве Юстиниановой базилики более древние основания были лишь засыпаны и находятся ниже уровня поля существующего храма [41]. Декрет правительства Турции о создании музея, фотокопия В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком , Айя-София стала музеем. В 1931—1948 годах под руководством американского археолога Томаса Виттемора были раскрыты от штукатурки мозаики периода императора Юстиниана [41] , а также более поздние мозаики апсиды и вимы, южного вестибюля, нарфика, южной галереи и северного тимпана [38] [47] [48]. После того как были сняты молитвенные коврики открылся мраморный пол собора. Вопрос об изменении музейного статуса[ править править код ] В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения сотрудниками музея мусульманских религиозных обрядов [49]. В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии [50] — «Совет по освобождению Святой Софии» англ. Free Agia Sophia Council [51].
На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США англ. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству, да и всему христианству» [52]. По мнению историка А. Соколова , здесь явно усматривается греческое влияние в США [53]. Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру [54] в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете « Завтра » [55] : Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей.
Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению. В 2016 году во время Рамадана в соборе Святой Софии происходили чтения Корана , которые транслировались в прямом эфире одного из турецких телеканалов. Это вызвало крайне негативную реакцию министерства иностранных дел Греции [56]. В марте 2019 года стало известно, что власти Турции могут изменить статус собора Святой Софии, чтобы его смогли посещать бесплатно. Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать аналогично» [58]. В этот же день президент Турции Тайип Эрдоган подписал указ о превращении Айи-Софии в мечеть [4] [60].
Всемирный совет церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии [68]. Намаз совершил также сам Реджеп Тайип Эрдоган. Изображения христианских святых на время намаза были закрыты тканью. Молящиеся разместились как внутри здания, так и на территории перед ним [69]. Это базилика с четырёхугольным средокрестием , увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня [70].
Выставки 11 июля 2020 Об этом в минувшую пятницу объявил президент Турции Реджеп Эрдоган, подписав указ, отменяющий музейный статус собора Святой Софии. Отныне Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью. А по ним мусульманин не может молиться в христианских храмах, так как там есть изображения людей.
В 2020 году власти Турции официально признали его мечетью, с тех пор в храме проводятся богослужения. В 2023 году Турция оказалась в топе стран, куда россияне поехали на Новый год. При этом туроператоры распродавали туры дешевле прямого перелёта. Город двух морей: всё о пляжном отдыхе в Стамбуле Понравилась статья? Вы можете написать свою.
И растет на глазах. Оценить скорость инфляции можно на простом примере. В Стамбуле, как и во многих туристических городах, можно купить музейную карту. Карта активна пять дней и служит входным билетом в десяток музеев, позволяет немного сэкономить на билетах и бонусом — входить, минуя очередь на кассе. В январе 2022 года эта карта стоила 360 лир около 1400 рублей. А 1 июля 2022 года ее цена подскочила вдвое, сразу до 700 лир. С 1 апреля 2023 года — до 1750 лир около 7 тысяч рублей, при этом цена разовых входных билетов в музеи росла пропорционально. А с 1 августа стамбульская музейная карта стоит 2250 лир около 9 тысяч рублей. Значит, это не предел. Святая София, как по привычке называют ее туристы из России, кстати, в перечень музейной карты и раньше не входила, а сейчас — тем более. С тех пор, как она официально была объявлена мечетью в июле 2020 года, вход бесплатный. Но я бы лучше заплатила два раза. Собор Святой Софии я впервые увидела в декабре 2019 года. Тогда ничто не предвещало ни пандемии, ни дальнейших исторических потрясений с обстрелами и полетами дронов. Как и того, что президент Эрдоган, дай бог ему здоровья, сделает собор-музей действующей мечетью. Первое, что бросается в глаза — широкая елочная гирлянда между минаретами с выложенной лампочками надписью. Надпись в переводе на русский ожидаемо гласит: "Нет Бога, кроме Аллаха". Кто бы спорил, но ни на одну другую мечеть турецкие власти такую иллюминацию не повесили. Это, как официально сообщалось, "печать", которая закрепляет новый-старый статус бывшего музея. Что бы сказал их Ленин - Кемаль Ататюрк, интересно знать. Пускают в Святую Софию по часам, строго между намазами. Бесконечная туристическая очередь опоясывает восточную стену храма и выпрастывается на торговую площадь. Нам надо в аэропорт, а наш гид говорит, что это будет стоить не меньше 300 долларов. А в отеле предложили вызвать за 6 тысяч лир". Фактически хитрые турки сказали девушке и ее спутнику: "Глупые и богатые белые люди, заплатите, пожалуйста, за нашу гиперинфляцию". Но эти соображения я держу при себе, а вслух говорю: "Не бойтесь подойти к любому таксисту на улице, до аэропорта вас довезут лир за 800". Очередь тем временем движется стремительно. Спустя минут десять я уже набрасываю на голову шарф и оказываюсь у входа в Святую Софию. Сразу за порогом, в галерее, все разуваются, как и положено в мечети. Если у кого-то слишком короткая юбка или глубокое декольте, выдают хламиду болотного цвета с капюшоном и эмблемой Айя-Софии на спине. Хламида сварена из какого-то пластикового флизелина и напоминает медицинский мешок для тех, кому уже никуда не надо.
Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз
В знаменитой Большой мечети Айя-София в Стамбуле впервые за 8 десятилетий совершен намаз — таравих (Таравих (араб. — перерыв, отдых, передышка) — желательный намаз. Когда собор Святой Софии превратился в мечеть Айя-Софья, в медном листе у основания колонны сделали отверстие для пальца, с помощью которого можно загадать желание. Стамбул, Айя-София. Жители собрались на вечернюю молитву, здесь же много и сторонников победившего на выборах президента Турции Эрдогана, передает корреспондент РИА Новости. Здесь вас поразит храм Святой Софии, построенный 1,5 тысячи лет назад, и Османский дворец, построенный в 19 веке. 86 лет христианская святыня существовала как музей, но указом президента Эрдогана в Стамбуле стало на одну мечеть больше, Айя-София теперь 3272-я по счету. Символ Айя-Софии в Стамбуле – 16-летняя кошка Гли – умерла.
Власти Стамбула уточнили правила входа в Айя-Софию
Айя-София не закроется во время реставрации / Турция : Достопримечательности / | Где находится собор Святой Софии в Стамбуле и как до него добраться. История строительства, архитектурные особенности и мозаики мечети Айя-София. |
Айя-София не закроется во время реставрации / Турция : Достопримечательности / | С 15 января туристы и верующие будут проходить в мечеть через разные входы, чтобы не возникло путаницы, передает РИА Новости. |
Айя-София не закроется во время реставрации | В ближайшее время в Стамбуле планируют начать масштабную комплексную реставрацию одной из главных достопримечательностей Турции – Айя-Софии. |
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов | Россия отреклась от Святой Софии давно — и поскольку обстоятельства, как и у апостола Петра, были вынужденными, пожалуй, могла бы заслужить прощение. |
В Турции отреставрируют мечеть Айя-София | Мечеть Айя София была мечетью, ещё раз это подчеркнём, на протяжении более полутысячи лет! |
Архитектурные особенности собора:
- В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София
- Восток и Запад: что стоит за решением Турции превратить Святую Софию в мечеть
- Как Святая София стала музеем?
- Комментарии
- Поле чудес
- Собор Святой Софии
2. Этапы строительства
- Плачущая колонная в Соборе Святой Софии (Стамбул, Турция)
- Обратите внимание:
- Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов
- Курсы валюты:
- Обратите внимание:
- Ещё по теме
Не будите крестоносца. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию
Однако есть проблема. В Исламе не преклоняются перед скульптурами или изображениями людей и животных. Но в соборе сохранились древние фрески и миниатюры, а в главном зале есть фигуры четырех ангелов. Что будет с ними, когда из храма сделают мечеть — непонятно. Такими опасениями с «360» поделилась турецкий политолог Джейлан Озгюль. Политолог напомнила, что это Ататюрк сделал в соборе музей. А сегодня «Партия справедливости и развития» отменила это решение.
Для турков это попрание памяти первого президента республики. К сожалению, из-за потери свободы слова в Турции и уменьшения прав прессы люди не могут громко возмущаться. Но использование веры для превращения таких важных памятников крайне печально Джейлан Озгюль При этом она отметила, что решение никак не прибавит политических очков президенту страны. Эрдоган потерял поддержку молодежи, экономика разрушена, а недовольство граждан продолжает нарастать. Люди видят коррупцию и ситуацию в стране», — подчеркнула Джейлан Озгюль. Также она отметила, что Айя-София — это не просто памятник и музей в Стамбуле.
Власти Турции решили с января 2024 года сделать платным вход в мечеть Айя-София собор Святой Софии в Стамбуле для иностранцев. Об этом 31 октября заявил турецкий министр культуры и туризма Мехмет Нури Эрсой. Посещение иностранцами в туристических целях будет платным с 15 января», — сообщил он. Для граждан страны вход останется свободным.
Храм Святой Софии в Стамбуле снова стал мечетью По его словам, происходящее в Турции вызывает у представителей церкви именно те чувства, о которых говорил в недавнем заявлении Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: "Боль, горечь, негодование". Предпринят шаг огромного символического значения, способный повлиять на ход истории. И очень жаль, что этот шаг не направлен к укреплению мира, к межрелигиозной гармонии, к улучшению взаимопонимания, в частности между народами Турции и России, — подчеркнул Балашов. Напомним, в марте 2019 года президент Турции Реджеп Эрдоган предложил изменить статус собора Святой Софии в Стамбуле на мечеть.
Туристический поток россиян в Турцию увеличился почти в полтора раза с начала этого года по сравнению с аналогичным периодом 2022-го, сообщил недавно генеральный директор Coral Travel Эрджюмент Юналан. С января по июль 2023 года Турцию посетили более 2,6 миллиона российских туристов, сообщили в пресс-службе Ассоциации туристических операторов России со ссылкой на данные министерства культуры и туризма Турции. Отмечается, что поток туристов увеличился в Стамбуле и сократился в Анталье.
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов
А по ним мусульманин не может молиться в христианских храмах, так как там есть изображения людей. А это значит, что под угрозой уникальные мозаичные изображения Христа Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя и ангелов, а также другие фрески и настенная живопись, украшающая интерьер Святой Софии. Турецкие власти обещают сохранить христианские мозаики, каким именно способом, не уточняется, но вариантов не много: мозаики можно завесить тканью, но тогда они станут недоступны для предполагаемых туристов, либо мозаики снимут, поместят на гипсовые подставки и выставят в одном музеев, после чего они, разумеется, не произведут того же эффекта, как находясь внутри.
Святую Софию Константинопольскую построили за пять лет и десять месяцев силами 10 тысяч рабочих. Строительство началось весной 532 года, спустя 40 дней после того, как жители города, поднявшие восстание «Ника» крупнейшее в истории города — при подавлении было убито около 35 тысяч человек , сожгли вместе со значительной частью Константинополя предыдущую базилику Святой Софии. Ту построили 117 годами ранее по приказу императора Феодосия II — на месте погибшей в огне пожара предыдущей церкви с тем же посвящением. Примечательно, что первый христианский храм Святой Софии был возведен на этом месте еще в 337 году по приказу императора Константина Великого и простоял до 404-го, пока не погиб — вы легко догадаетесь!
Тогда в Константинополе уже правил Феодосий II, на счету которого, таким образом, две Святых Софии — 404-го и 415-го годов. Но ныне существующая, выстроенная императором Юстинианом, намного превзошла их все. Достаточно сказать, что Юстиниан, задумавший новый храм как визитную карточку столицы и памятник своего правления, присоединил к бывшей рыночной площади, на которой стояли три первые Софии, несколько окрестных, выкупленных у владельцев участков и снес все имевшиеся на них постройки. Строительство он поручил Исидору Милетскому и Антемию Тралльскому, построившим несколькими годами ранее рядом с домом, где Юстиниан жил в юности, церковь Сергия и Вакха, в которой очень любил бывать император с семейством. Некоторые специалисты считают, что церковь Сергия и Вакха, одна из старейших сохранившихся в Стамбуле и тоже ставшая мечетью спустя полвека после падения Византии, послужила прообразом для Святой Софии Юстиниана. При этом барабан купола прорезан 40 окнами, в результате чего пространство под ним залито светом, а сам свод с мозаикой как будто висит в воздухе.
Этот купол на протяжении девяти веков был крупнейшим на планете — пока его не обогнал флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где купол имеет диаметр более 42 метров. При этом сама Святая София на протяжении примерно того же срока оставалась крупнейшим зданием и крупнейшим христианским храмом на планете. Штат собора при Юстиниане составлял 525 человек позже он был увеличен , из которых одних только священников было 50 человек — вдвое больше, чем певчих. Благодаря многочисленным оконным проемам в течение всего дня внутрь Святой Софии проникает много света даже сейчас, когда значительная часть окон оказалась заложена в результате многочисленных реконструкций.
Но, что разложить все по полочкам, определить мотивации и провести параллели нужен гид, а то и 2 Реклама. Tripster Ltd. Пройдемся по хронологии и деталям постройки, чтобы во время визита просто так глазами не хлопать. Год постройки: 532-537 гг. Что бросается в глаза на старте? Года, эпохи и императоров оставим на задний план.
Прежде разберем первые вопросы прибывших в Стамбул: почему 1 минарет отличается от 3-х остальных, что за подпорки по наружному фасаду и почему стройматериал не мрамор, а красный кирпич? И что там с куполом? Отвечаем: Минарет из красного кирпича собирали на месте буквально за 2 дня из подручных материалов к пятничной молитве. Контрфорсы добавили в 10-м веке при реконструкции купола и в 16-м придворным архитектором Михмаром Синаном. Он строил мечеть Сулеймание, бани Роксоланы и еще пару сотен объектов в Османской империи. Мраморные плиты и колонны использовались для декорации, а сам храм построен из специального кирпича. В раствор же добавляли крошку кирпича для лучшей схватки. Храм выдержал несколько землетрясений, что нельзя сказать о куполе. Купол оригинальной конструкции возвели в 537-м, но его ждало 3 реконструкции после землетрясений в 558-м, в 989-м году и в 14-м веке. Изначально купол был более плоский, но за время перестроек он стал выпуклым.
На сегодня диаметр 31м, а высота 56м. Кому интересный детали рекомендую сайт theatron. Хронология событий Небольшая распальцовка по датам для лучшего запоминания: 330г. В тех же 30-х годах по его приказу закладывают 1-ю базилику в честь Премудрости Божьей. Вот источник. Кувырок в историю По делу… Храм на этом месте существовал с момента основания города, но сегодняшний 532-537гг. После подавления грандиозного восстания Ника, во время которого спалили предыдущую церковь, он решил сбавить обороты, задобрить народ и богов строительством храма. В 537-м на входе в готовый Собор он произнесет известную фразу: «О, Соломон, я превзошел тебя» и ни капли не пожалеет о растрате 3-х годовых доходов империи на строительство. Вплоть до 1520 года — это было самое грандиозный собор до строительства Кафедрального собора в Севильи. На роль тех, кто отобрал пальму первенства, также претендуют Собор Святого Петра в Риме и Флорентийский собор.
Первый крупный разворот в истории собора произошел в 1204 году, когда на 55 лет православная святыня стала заложницей католицизма. Все благодаря стараниям участников 4-го Крестового поход. Венецианский дож Энрико Дандоло, командовавший крестоносцами, был похоронен в восточном крыле собора. На сегодня от его могила осталась табличка. Поговаривают, что останки «скормили собакам» захватившие собор турки. В 1453-м Константинополем овладела Османская империя, а султан Мехмед II на пороге собора качнул весы в сторону «быть мечетью» вместо «сравнять с землей».
Прежняя Святая София с первого же шага поражала объемом, воздухом, высотой. Этой атмосферы больше нет.
Каменный пол, напоминавший море, закрыт ярко-зеленым ковром. Ковер пушист и приятен на ощупь, но ядовитый цвет напоминает то ли коридор недорогой гостиницы, то ли чистую зону аэропорта. Сходство усиливают раздвижные заборчики, которые разделяют бывший музей на несколько "загонов". Носить свою обувь в руках можно только в самом первом, дальше не пустят, пока не оставишь кроссовки в ящике у входа. В "загон" напротив алтарной части пускают только мужчин. Слева и справа заборчики выстроены змейкой и ведут в "загоны" у колонн. Подойти к колоннам нельзя. Да, знаменитая "колонна желаний", в отверстие которой надо было вложить большой палец, описать ладонью круг и почувствовать влагу, больше недоступна, и теперь плачет своими волшебными слезами в полном одиночестве.
В каждом "загоне" сидят и даже лежат прямо на ковре босые люди. Многие из них все утро ходили по жаре за экскурсоводом. Внутри Святой Софии пахнет немытыми ногами и потными носками, - в отличие от мусульман, туристы не привыкли к омовениям в специальном фонтане перед входом в мечеть. Всего этого Иисус уже не видит, потому что его младенческий образ на руках у Богородицы в апсиде над бывшей алтарной частью надежно закрыт "парусами". Люстры спущены чуть ли не на головы посетителям, вытяни руку — и сможешь коснуться плафона. Под центральной, самой большой, собираются туристические группы. В этот момент у меня, придавленной между люстрами и ядовитым ковром, возникает некоторый вопрос. Задать его хочется криком.
Но я молчу. Если я внезапно ощутила себя крестоносцем без отряда, случайно запертым в теле сорокалетней тетеньки, то остальные-то тут при чем. Спустя минут пятнадцать над зеленым ковром и лежащими на головах люстрами проносится механический голос. По-турецки и по-английски он сообщает, что время туристов истекло и помещение необходимо освободить для верующих. Затем на зеленый ковер выходит охранник в форме. Выкриками и жестами он сопровождает посетителей к выходу. Изгоняет, так сказать, из храма. Замечаю, что справа, высоко, на недоступной теперь галерее за перилами, стоит кто-то невысокий и подглядывает за этой странной процедурой.
Но там никого нет и быть не может. Это силуэт мозаичной Богородицы. Стоящие по бокам от нее император Иоанн II и его жена Ирина с такого расстояния практически неразличимы. Отпускает меня ближе к ночи, когда в стремительно темнеющем стамбульском небе между минаретами Святой Софии загорается гирлянда с лампочками. Да, это было совершенно неочевидное решение: ехать в Стамбул в конце лета 2023 года в пик сезона и жары, когда экономика Турции падает, а курс доллара к рублю пляшет вокруг психологической отметки в сотню.
Решение о превращении храма Святой Софии в мечеть — это удар по всему мировому Православию
Собор Айя-София в Стамбуле: тайны, мистика, история, советы туристу | Собор Святой Софии — одна из главных достопримечательностей Стамбула, расположенная в историческом центре города, районе Султанахмет. |
10 фактов о соборе Святой Софии | В Стамбуле идут последние приготовления к ликвидации одного из главных городских музеев – собора Святой Софии. |
Не все доступно даже мусульманам: новые правила посещения собора Святой Софии
Святая София превратилась в мечеть Айя-Софья. Сам Константинополь переименовали в Стамбул. Сделали столицей новой империи — Османской. Позже появилась популярная теория Москва — Третий Рим, столица мирового Православия. После первого — настоящего, второго — Константинополя. Так длилось до 20-х годов прошлого века. Первая мировая разрушила ряд империй, включая Османскую. В 1923 году была создана светская Турецкая республика. Со столицей в Анкаре. В 1934-м президент Ататюрк подписал указ о превращении мечети в Музей Айя-София. Чтобы сгладить напряжение между двумя мировыми религиями.
Мудрый был человек. Ведь это может усилить напряжение между мусульманами и христианами. На разговор он согласился при условии анонимности. Мало того, уже более десяти лет в Айя-София действует небольшая мечеть. Формально — для сотрудников музея. Попасть в нее можно не через центральный вход, а сбоку. В 2010 году я сфотографировался на фоне этого скромного входа. Но Эрдоган спокойно решал свои вопросы и без Святой Софии. Понимал, что это может вызвать крупные неприятности. Президент Эрдоган обещал, что доступ к памятнику будет открыт для всех желающих.
Президентские и парламентские. С 2002 года Эрдоган легко побеждал, не давая оппозиции объединиться. Ловко играл на их противоречиях. Опытный политик. Но сейчас действительно припекло. В последнее время от него ушли ближайшие соратники-тяжеловесы, занимавшие ключевые посты в стране. По большому счету, ставленники Эрдогана. Но, видно, опека надоела, захотели самостоятельности. Абдуллах Гюль, экс-президент, премьер, министр иностранных дел. Ахмет Давутоглу - бывший лидер правящей Партии справедливости и развития, созданной Эрдоганом, вице-премьер, министр иностранных дел.
Али Бабаджан — бывший вице-премьер, министр иностранных дел, экономики, известный экономист, пользующийся популярностью на Западе. Двое последних создали свои партии. И, судя по опросам, начинают щипать с разных сторон электорат Эрдогана. На президентских выборах, в пику бывшему шефу, они, похоже, выдвинут общего кандидата Гюля, уже побывавшего на этой должности. Поэтому Эрдоган решил сделать ход конем. Снова превратив музей в грандиозную мечеть, он укрепит свой электорат и получит новый. Из среды радикальных исламистов. Заодно решит внешнеполитические проблемы. Не все благополучно складывается для него в Сирии, Ливии, Средиземноморье. История с Айя-Софией даст Реджепу новых сторонников в других мусульманских странах.
Фактически он станет лидером мусульманского мира. Есть еще один мотив, личный. Президентские выборы пройдут в 2023 году. В год столетнего юбилея создания Ататюрком современной Турецкой республики. Честолюбивый Реджеп просто не имеет права проиграть. За это время много воды утечет. История с Айя-Софией может оказаться банальным фальстартом. В парламенте у его партии — по-прежнему большинство. В любой момент она может объявить досрочные парламентские выборы. Затем президентские.
Куй железо, пока горячо! Все законно, по конституции. Такие трюки Эрдоган уже проворачивал в прошлом , не давая времени оппозиции на подготовку. Последние досрочные выборы проходили в 2018 г. Похоже, этот трюк повторится сейчас, чтобы в очередной раз дезорганизовать оппозицию. Вот почему Эрдоган погнал коней, срочно превратил знаменитый музей в христианском храме в громадную мечеть, абсолютно игнорируя критику из-за рубежа, включая заявления Патриарха Кирилла, Госдумы РФ.
Пока информации, смогут ли на службы свободно приходить иностранцы, нет. Собор Святой Софии был возведен в 537 году. После захвата Константинополя Османской империей, в 1453-м , он был преобразован в мечеть. С 1934 года до 2020-го находился в статусе музея. Сейчас это снова мечеть Айя-София , которая до 15 января будет доступна бесплатно для всех. Но стоимость эксплуатации такого огромного здания очень велика и продажа входных билетов — это возможность решения проблем, возникших из-за этой трансформации в 2020 году. Комментирует историк Павел Котляр: Павел Котляр историк «Превращение в мечеть началось с введения определенных элементов, связанных именно со зданием, где отправляется исламский культ. А именно: полы все застелили коврами. В итоге пространство визуально стало значительно меньше, потому что раньше мраморные византийские полы отражали свет, то есть все теперь стало совершенно по-другому. Был завешен ряд христианских мозаик, которым 1000 лет, потому что они не должны быть в мечети. В алтаре была богоматерь с младенцем, теперь там висит похожая на парус тряпочка, которая и закрывает.
Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах. В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87]. По мнению искусствоведа В. Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88]. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89]. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77]. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75]. Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами. На мозаике император Константин и императрица Зоя преподносят дары для Святой Софии. Император Константин преподносит мешочек с золотом, императрица Зоя — свиток, символизирующий пожертвования, которые она сделала церкви [90]. Считается, что после изгнания Зои в апреле 1042 года новый император, Михаил V , приказал уничтожить её портрет. Зоя, вернувшись в этом же году в Константинополь и выйдя, в третий раз, замуж за Константина Мономаха, восстановила свой портрет, портрет же Михаила IV заменила портретом Константина Мономаха. Однако переделки коснулись лишь голов.
В середине июля музей сменил свой статус и стал мечетью, однако туристы по-прежнему могут попасть внутрь, причем совершенно бесплатно. Но теперь им нужно соблюдать особые правила, которые действуют при посещении мечетей. Например, скромно одеваться, снимать обувь и не мешать верующим. Женщины и мужчины у Айя-Софии разделены на две очереди. Часть мечети, выделенная для туристов, находится по бокам от главного зала, а второй этаж закрыт на реконструкцию. Кроме этого, туристы обязаны соблюдать все правила для мечетей: запрещено заходить в обуви, а также в одежде, которая не закрывает плечи, ноги и руки. Специально для мечети был произведен зеленый ковер, которым застелили почти весь зал собора за исключением места коронации басилевсов. Ирина, туристка: «Собор произвел на нас приятное впечатление.
Не будите крестоносца. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию
В ближайшее время в Стамбуле планируют начать масштабную комплексную реставрацию одной из главных достопримечательностей Турции – Айя-Софии. В знаменитой Большой мечети Айя-София в Стамбуле впервые за 8 десятилетий совершен намаз — таравих (Таравих (араб. — перерыв, отдых, передышка) — желательный намаз. Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью. Первый намаз за 86 лет в Айя-Софии в Стамбуле Стало известно, что изменили в Айя-Софии к первому за 86 лет намазу.
Платно или бесплатно — плевать: дело не в этом. Что я думаю о новостях про стамбульскую Айя-Софию
Торжества в Турции по случаю 569-й годовщины падения Стамбула завершились вчера трехмерным представлением над собором Святой Софии. Символ Айя-Софии в Стамбуле – 16-летняя кошка Гли – умерла. Россия отреклась от Святой Софии давно — и поскольку обстоятельства, как и у апостола Петра, были вынужденными, пожалуй, могла бы заслужить прощение. Интерьер собора Святой Софии в Стамбуле В Госдуме назвали провокацией ситуацию с собором Святой Софии. Смотрите онлайн видео «Собор святой Софии в Стамбуле: архитектурная экскурсия» на канале «Кулинарная Лаборатория» в хорошем качестве, опубликованное 16 июля 2023 г. 13.