таинству Елеосвящения, или Соборования.
Таинство Соборования 2024 год
После помазания читаются молитва «Отче наш» и Символ веры, а затем больной причащается. Обряд определенно предназначен для готовящихся к смерти. В XIII в. Для него характерны значительное упрощение чина в целом и использование просительных молитвенных формул. Церкви до реформ II Ватиканского Собора. Особые формулы благословения елея и помазания больных встречаются в галло-испан. Целый ряд лат. В 48-м прав.
Иакова и предание св. При этом предписывается не считать таинство разновидностью медицины. II Ахенский Собор 836 г. В 26-м прав. I Майнцского Собора 847 говорится о том, что больные в случае смертельной опасности должны прибегать к таинствам Покаяния, Е. В 8-м прав. Синода в Павии 850 предписывается совершать Е.
При этом отмечается, что мн. Тем, кто не прошли публичного покаяния и отлучены от Евхаристии, запрещается прибегать к этому таинству. Эгберт , архиеп. Йоркский, писал, что помазание елеем необходимо для исцеления, но если помазанный умрет, то его душа будет так же чиста, как душа ребенка, умершего сразу после Крещения Egbert. В 71-м прав. Хродеганга , еп. Мецского, и 72-м прав.
Вормского Собора 868 приводятся почти дословные цитаты из послания свт. Иннокентия I. В частности, упоминание в Послании ап. Иакова пресвитеров объясняется занятостью епископов. Если же они могут, то должны посещать больных. Кающиеся в таинстве участвовать не могут. В то же время уже Пасхазий Радберт IX в.
De corp. Иона , еп. Орлеанский IX в. Иннокентия, отмечал, что помазание елеем помогает не только телу, но и душе Jonas Aurelianus. De instit. Согласно его толкованию, исцеляет в таинстве молитва, елей же является знаком веры и благодати Христовой и исцеляет тех, кто причащались недостойно Amalar. Укрепление связи Е.
Реймсского нач. VII в. Тридентский чин Е. В основу положен чин посещения больных. Последование начинается с приветствия «Мир дому сему», затем читается 3 молитвы «Introeat... Далее упоминается возможность совершения исповеди. Читаются молитва «Confiteor...
В Ритуале предусмотрено 2 варианта помазания: 5 органов чувств с молитвой «Per istam sanctam unctionem... Чин завершается 3 молитвами «Domine Deus... Этот чин просуществовал в католич. Церкви до 1972 г. После II Ватиканского Собора и реформы чина 1972 г. Церкви совершается в 3 вариантах: в храме вне мессы, во время мессы, в госпитале или др. Вне и во время мессы помазанию предшествуют начальные обряды включающие окропление водой, покаянный обряд и начальную молитву , литургия Слова, чин помазания, Причащение, заключительные обряды благословение и отпуст.
Собственно чин помазания состоит из литании, возложения рук, молитвы над елеем, помазания, молитвы после помазания если вне мессы, вместо нее читается «Отче наш». Помазываются лоб и руки болящего с произнесением формулы: «Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь благодатью Св. Духа, и, избавив тебя от грехов, да спасет тебя и милостиво облегчит твои страдания»; при помазании рук говорится: «Да спасет и восставит тебя Господь, освободивший тебя от грехов» в нек-рых изданиях 1-я молитва делится на 2 части: 1-я читается при помазании лба, 2-я, начиная со слов «и, избавив тебя от грехов»,- при помазании рук, см. Кроме того, предлагается 7 врачевальных молитв на выбор 2 общие, молитвы в случае тяжелой болезни, для стариков, перед хирургической операцией, для детей и молодежи. В нек-рых вариантах Ритуала имеется чин условного помазания больных, к-рый совершается в том случае, если священник не уверен, жив ли больной. Учение I. В латинской схоластике.
Схоластическое учение о Е. В связи с этим начиная с кон. В схоластическом богословии возникает традиция противопоставлять «таинства жизни» Крещение, Евхаристию, Конфирмацию «таинствам смерти» Покаянию, Последнему Причащению, Последнему помазанию Albert. In Sent. IV, dist. Последние помазание.
Вы можете пожертвовать на нужды храма 16 декабря 2023 14 декабря после вечернего богослужения духовенство и прихожане нашего храма приняли участие в Таинстве Соборования. Здоровье человека, духовное и телесное, тесно взаимосвязаны. При болезни души всегда страдает и тело, и наоборот, если болит тело — душе тоже нездоровится. Заболев, больной, как правило, обращается к лекарю. Но если заболела душа — куда можно обратиться? Именно для этого Господь установил церковные таинства: Исповедь и Соборование Елеосвящение. По традиции православные христиане стараются приступить к Таинству Соборования раз в год, как правило — в Великий или Рождественский посты. Согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви, чаще рекомендуется собороваться только человеку, серьезно болящему.
Улан-Удэ Священнослужители трех храмов провели таинство соборования в Одигитриевском кафедральном соборе и в Свято-Троицком храме при Архиерейском подворье города Улан-Удэ. Это были первые соборования Великого поста 2024 года в этих храмах. В таинстве соборования приняли участие более 200 верующих.
Дмитрия Ростовского о таинстве сем в 3-м ответе упоминается... Посему должно преподавать сие таинство не только тяжко больным, приближающимся к смерти, но и одержимым легчайшими болезнями» Архиепископ Вениамин Краснопевков-Румовский. Новая Скрижаль. Во вторых, как указывал протоиерей Михаил Архангельский, в молитвах самого чина Елеосвящения «кроме прошения о недужном, содержатся прошения и вообще о помазующихся, без означения их болезненного состояния». Так, «в первой молитве на освящениe елея нынешнего чина, известной с IX в. Очевидно, елей освящался не для одного больного, а для помазания и многих других. Замечательна, также, третья молитва помазания: «Владыко Вседержителю... Она состоит из двух частей. В первой — пресвитеры молятся, чтобы Господь даровал милость предлежащему елею и во имя Господне помазующимся сим елеем. Очевидно, что, при составлении и употреблении сей молитвы, кроме недужного, к св. В-третьих, Таинство Соборования призвано врачевать не только телесные, но и душевные недуги, к которым уместно отнести и сами грехи. Как известно, Елеосвящение врачует «забытые грехи». И какие бы доводы против этого ни приводили современные богословы, но именно так однозначно утверждают святые: «Какая благодать Божия подается через сие таинство? Так как период Четыредесятницы — это время для христиан сугубого покаяния и стремления очиститься от греховных страстей, то традиция Общего Соборования Великим Постом может рассматриваться как дополнение к Таинству Покаяния и даже как бы необходимым завершением последнего. О таком восприятии маслособорования христианами древности свидетельствует святитель Симеон Солунский XVв. В главе «О том, что и Таинство святого елея, или молитвомаслия, установлено Спасителем» совершенно необоснованным представляется вывод профессора Н. Красносельцева, что здесь у святителя Симеона говорится не о Таинстве Елеосвящения, а о некоем другом обряде связанным с примером блудницы, помазавшей елеем ноги Иисуса Христа и получившей отпущение грехов Лк. По повелению этих отцов мы приносим Богу святой елей, в образ Его милосердия и сострадательности, в которых блистает божественный и тихий свет благодати, ибо и свет мы приносим. Когда же и молитва приносится, и елей освящается, тогда помазываемые елеем обретают отпущение грехов, как блудница, которая помазала ноги Спасителя и от них приняла помазание себе» Симеон, блаженный, архиепископ Фессалонийский. А в другом месте он указывает: «Также весьма необходимо Елеосвящение как священный обряд и притом из семи таинств над больными, по принятому преданию, и над всяким верным, хотящим приступать к Страшным Тайнам, особенно над всяким падшим во грехи и исполнившим правило покаяния, готовящимся к приобщению и получившим прощение от отца. Через этот священный обряд и помазание святым елеем оставляются грехи, как пишет брат Господень; этому содействуют и молитвы иереев» Симеон, блаженный, архиепископ Солунский. Что же касается времени Общего Соборования, то, как уже отмечалась, традиционно его совершали в Великий Четверг и Великую Субботу. Однако при этом следует отметить, что, по словам святителя Афанасия Сахарова , святые старцы XIX — нач.
Таинство Елеосвящения (Соборования) в храме в честь святой мученицы Татианы г. Смоленска
Последование Таинства Елеосвящения стало единообразным только в эпоху книгопечатания. одно из семи Таинств Православной Церкви, которое чаще называют Соборованием поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. Во всех Таинствах и обрядах Православной Церкви может участвовать только тот, кто принадлежит Православной Церкви. Затем таинство Соборования стало применяться ко всем кающимся ради их примирения с Церковью, чтобы после того как они завершили свою покаянную дисциплину, они получили право приступить к таинству Евхаристии.
Когда проводится соборование и что это, для чего оно нужно, как приготовиться и сколько длится
Церковное предание свидетельствует в пользу подобной практики, хотя и с оговорками. По причине благодатного действия таинства не на тело лишь, но и на душу человека, отцы Церкви находили возможным совершать его не только над страждущими телесными недугами… Именно этим обусловлено совершение общего Елеосвящения над всеми желающими накануне праздника Пасхи, когда Церковь особенно призывала грешников примириться с ней» Журналы заседания Священного Синода от 25-26 декабря 2012 года. Однако священник-блогер, видимо, не согласен с выводами комиссии Межсоборного присутствия и полностью их игнорирует. Но насколько соответствуют действительности выводы самого отца Георгия? Выступая с критикой других, иерей Георгий Максимов всегда пытается подчеркнуть, что именно его позиция основана на святоотеческом наследии, поэтому очень странно, что в данном случае он изменяет своему принципу и выборочно подходит к ссылкам на источники, не удосужившись как следует их изучить. Так, например, сущей несуразицей оказывается его ссылка на 163 правило Номоканона при «Большом требнике»: «Маслосвящение не бывает за канон, разве точию за недужных, по апостольскому уставу», которое отец Георгий, вслед за протоиереем Михаилом Архангельским, ошибочно трактует в следующем смысле: «Елеосвящение бывает по канону правильным, законным лишь тогда, когда совершается, по апостольскому установлению Иак. Дело в том, что слово «канон» здесь имеет смысл «епитимии», о чем говорит известный канонист А. Павлов, и что зафиксировано в этом правиле в других редакциях Номоканона: «канон, сиречь за епитемию» Номоканон при Большом Требнике. Номоканон при Большом Требнике. Отдел юридический. Более того, если бы отец Георгий хорошо был знаком с трудом протоиерея Михаила Архангельского, на которого он ссылается, то знал бы, что отец Михаил как раз признавал возможность соборовать здоровых людей: «Из общего правила о несовершении Елеосвящения над здоровыми существует одно следующее исключение.
В Православной Церкви совершалось и ныне, по местам, совершается Елеосвящение над всеми, над целым собранием верующих, без отделения здоровых от больных, торжественным образом, в св. О тайне святого елея. И действительно, из древних «уставов», «обиходов» и «чиновников» мы знаем о бытовании на Руси еще с XVI века уставной, то есть официальной, богослужебной практики Общего Соборования в Великий Четверг и Великую Субботу. Причём, исследователи утверждают, что на Руси общее елеосвящение было позаимствовано именно у греков, а у последних оно развилось из древнехристианских представлений о маслопомазании, как средстве для отпущения грехов Красносельцев Н. К истории православного богослужения по поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся. В этом контексте цитаты вероучительных документов Православной Церкви и святых отцов, приведённых иереем Георгием Максимовым, просто неуместны, так как никто и не отрицает, что само про себе Таинство Елеосвящение предназначено, прежде всего, для исцеления больных, но при этом оно издревле, в качестве исключения, Великим Постом совершалось и над телесно здоровыми ради уврачевания душевных недугов. О том, что в последнем факте Святые Отцы не видели нарушения канонов, убедительно засвидетельствовал в своём Катехизисе святитель Димитрий Ростовский: «Вопрос: В каких случаях преподается сие Таинство Елеосвящения? Ответ: Я сказал, что подается и только немощным, больше никому, кроме них; только в Великий Четверг или Великую Субботу могут приступать к нему и здоровые согласно церковному обычаю, а не на основании записанного предания. Вопрос: Ради чего сие таинство преподается в Великий Четверг здоровым? Ответ: Так как в Великий Четверг на вечере Христос утвердил Новый Завет Своего Тела и Крови, то не неприлично в этот день приступить к этому таинству и здоровому человеку, не ведающему определенного ему дня и часа» Святитель Димитрий Ростовский.
Краткие вопросы и ответы о вере и других важнейших для христианина предметах знания. Также и преподобный Амвросий Оптинский однозначно положительно относился к Общему Соборованию, настоятельно советуя своему духовному чаду в нём участвовать: «Не знаю, как ты поступишь, не дождавшись моего письма, решишься ли собороваться в Великий Четверг.
По окончании богослужения священник также рассказал осужденным о других церковных Таинствах. Молитвенно просим Вас внести свою лепту в дело возрождения исторической и духовной святыни - храма в честь святителя Николая чудотворца. Пенза, ул.
Фото Юлии Маковейчук Современный чин Соборования — пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания.
Этот же елей используют и при погребении христианина — его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней. Соборование: как не надо Фото Юлии Маковейчук Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются?
Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Фото Юлии Маковейчук Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования.
Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования.
Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Фото Юлии Маковейчук Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий.
Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться.
Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может.
Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине.
Когда проводится соборование и что это, для чего оно нужно, как приготовиться и сколько длится
Таинство соборования проходит во всех храмах и монастырях во время Великого поста. Если в таинстве Соборования мы участвуем сознательно, понимая, что сейчас будет с нами происходить, то обязательно получим прощение таких неисповеданных (помимо нашей воли) грехов. Во время Великого поста в храмах совершается таинство Елеосвящения, более известное как соборование. Таинство Соборования будет совершаться в нашей обители во время великого поста в следующие дни. Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семью священниками (собором священнослужителей). правила и важные особенности Чтобы пройти этот обряд, нужно знать, кому можно собороваться.
Таинство Елеосвящения в храме иконы Божией Матери «Всецарица» (15.04.2022 г.)
Таинство Соборования / Новости / Вяземский ДИПИ | Елеосвящение, также соборование — одно из семи таинств Православной и Католической церквей, заключающееся в помазании тела освящённым елеем (отсюда и название таинства). |
Протоиерей Антоний Шварев совершил Таинство Соборования в исправительной колонии №7 | Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семью священниками (собором священнослужителей). |
О Таинстве Елеосвящения (Соборования) | Особенность Соборования в Великий пост заключается в том, что оно проходит в храмах одновременно для большого количества мирян, которые желают получить врачевание души и тела как Божью милость. |
Кто может собороваться
Лекарство Великого поста. Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство | Таинство соборования, которое часто проводят в храмах Русской церкви во время Великого поста, может помочь лучше подготовиться к празднику Воскресения Христова, РИА Новости, 09.04.2024. |
Что такое Соборование? Для чего оно? Как проходит? | Таинство Соборования совершил настоятель храма Сампсона Странноприимца отец Дмитрий (Кичула). |
Telegram: Contact @pavelostrovski | Соборование, как и любые другие церковные таинства, проводится на безвозмездной основе и не подразумевает фиксированной оплаты. |
Актуальная аналитика
- ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ
- Таинство соборования: главный смысл, правила подготовки, как проходит - Толк 18.03.2021
- "Во здравие души и тела": 5 мифов о таинстве Соборования
- КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
- Соборование: прощение забытых грехов
- Соборование: какие грехи прощаются? -
Таинство Елеосвящения (Соборования) в храме в честь святой мученицы Татианы г. Смоленска
Если же человек в одной и той же болезни прибегает к Таинству многократно, то проявляет маловерие или даже недоверие к Богу. Нужно понимать, что и болезни посылаются человеку для его спасения, и Господь, как Истинный Врач душ и телес, лучше знает, кому что полезно. Душевную же пользу получают все приступающие с верою. Нужно ли перед этим исповедоваться и причащаться? Если же нет возможности или не успели исповедоваться до соборования, то можно и после исповедаться и причаститься. Свечи можно оставлять в храме либо забрать домой и возжигать при домашней молитве. Иногда приходится слышать такие вещи относительно свечей, что просто удивляешься, как верующий человек говорит и верит в такое.
Разговоры о том, что свеча впитала в себя болезнь и послужит во вред, следует немедленно отвергать как суеверие. Масло, которое нам дают в храме после Таинства, можно использовать, как и зерна пшеницы, в приготовлении пищи. Также маслом человек в период тех или иных недугов с молитвою может сам помазывать себя в домашних условиях, нанося его крестообразно.
Только в XIX веке благодаря трудам святителя Филарета Дроздова наименование отменили как несоответствующее православному пониманию. Думаю, сейчас не найдется человека, который позиционировал бы себя совершенно здоровым, и душевно, и телесно.
Если же человек в одной и той же болезни прибегает к Таинству многократно, то проявляет маловерие или даже недоверие к Богу. Нужно понимать, что и болезни посылаются человеку для его спасения, и Господь, как Истинный Врач душ и телес, лучше знает, кому что полезно. Душевную же пользу получают все приступающие с верою. Нужно ли перед этим исповедоваться и причащаться? Если же нет возможности или не успели исповедоваться до соборования, то можно и после исповедаться и причаститься.
Свечи можно оставлять в храме либо забрать домой и возжигать при домашней молитве. Иногда приходится слышать такие вещи относительно свечей, что просто удивляешься, как верующий человек говорит и верит в такое. Разговоры о том, что свеча впитала в себя болезнь и послужит во вред, следует немедленно отвергать как суеверие.
В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи. Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного. Однако в средние века в греческих церквях в качестве исключения появилась практика ставшая впоследствии обычаем разделять эти два аспекта, а именно: совершать общее Елеосвящение [1] для здоровых людей в целях прощения их грехов в конце Великого поста на Страстной неделе, в четверг или субботу. Совершалось оно в некоторых кафедральных соборах и крупных монастырях также на Страстной неделе, возглавлял его епископ или игумен, и порядок его совершения отличался от Елеосвящения, совершаемого для больных главной отличительной чертой было то, что участвующие помазывались елеем только в конце чинопоследования таинства [2]. В данной статье раскрывается причина того, почему в Церкви на ее историческом пути возникло допущение к Соборованию здоровых людей, когда в отношении них оно стало применяться как минимум в наполовину измененном значении. Кроме того, здесь сопоставляется традиция общего Елеосвящения, возникшая в средние века, и современная практика. Смысл этого исключения — причину, по которой телесно здоровые люди, вопреки прямому предназначению Елеосвящения как таинства для больных, стали принимать в нем участие, — можно найти у святителя Симеона Солунского: «Согрешив, мы приходим к божественным мужам и, принося покаяние, совершаем исповедь прегрешений; по повелению их мы приносим Богу святой елей во образ Его милосердия и сострадательности, в которых блистает божественный и тихий свет благодати: ибо и свет мы приносим. Когда же и молитва приносится, и елей освящается — помазуемые елеем обретают отпущение грехов, как блудница, которая помазала ноги Спасителя и от них прияла помазание на себя» [3]. В другом месте блаженный Симеон, рассуждая о том, что приступающим к исповеди прегрешений перед духовными отцами предписывается совершать дела милосердия как, например, выкуп пленных, забота о больных, беспомощных, сиротах , добавляет: «Также весьма необходимо Елеосвящение как священный обряд и притом из семи таинств над больными, по принятому преданию, и над всяким верным, хотящим приступать к Страшным Тайнам, особенно над всяким падшим во грехи и исполнившим правило покаяния, готовящимся к приобщению и получившим прощение от отца. Через этот священный обряд и помазание святым елеем оставляются грехи, как пишет брат Господень; этому содействуют и молитвы иереев» [4]. Из этих свидетельств следует, что во времена святого Симеона XV в. Важно отметить, что в объяснение этого обычая святой Симеон ссылается не только на апостола Иакова, но и на пример евангельской блудницы, помазавшей елеем ноги Спасителя и получившей отпущение грехов см. Последний пример никакого отношения к таинству Елеосвящения не имеет, а связан с собственно покаянием и прощением грехов блудницы. Канонист А. Павлов, рассматривая эти слова святого Симеона, делает вывод, что в греческой Церкви в XV веке существовала «установившаяся и догматически обоснованная практика, в силу которой таинство Елеосвящения как бы отождествлялось с таинством Покаяния» и в этом значении признавалось необходимым для готовящихся к Причащению и в особенности для тяжких грешников, для которых оно было одним из духовных подвигов, назначаемых в качестве епитимии духовником или высшей церковной властью. Номоканон при Большом Требнике, напротив, запрещает использовать Елеосвящение в качестве канона [6] или епитимии и предписывает совершать это таинство только над больными людьми согласно точному смыслу слов апостола Иакова: «Маслоосвящение не бывает за канон, разве точию за недужных, по апостольскому уставу» 163-е правило. Тем не менее этот обычай в греческих церквях был распространен и локально присутствовал, как уже указывалось, и в Русской Церкви. Таким образом, в литургической истории Елеосвящения возникло два применения этого таинства: первое — в его основном значении как таинства, предназначенного для больных, и второе — в его факультативном значении как таинства, дополнявшего и оканчивавшего покаяние здоровых людей. Причина появления такого факультативного значения Елеосвящения одна — известные слова апостола Иакова: «и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. Он рассказывает, что греки в оправдание своего обычая допускать на Страстной неделе здоровых к таинству Елеосвящения приводили именно эти слова апостола Иакова, рассуждая, что раз результат этого таинства — отпущение грехов, то тогда возможно преподавать его всем нуждающимся [7]. Красносельцев по этому поводу писал: «Взгляд на таинство Елеосвящения как на одно из средств для получения отпущения грехов есть взгляд весьма древний и был высказываем многими отцами и учителями Церкви» [8]. К концу XX века это факультативное значение Соборования, совершавшегося ранее в качестве исключения для здоровых людей на Страстной седмице, было расширено настолько, что стало уже качественно иным, совершенно новым обычаем почти всей Русской Церкви. Общее Елеосвящение стало совершаться в абсолютном большинстве храмов приходскими священниками по тому же точно чину, что и для больных, в течение всего Великого поста, а потом и в другие посты и даже в некоторых храмах в течение всего года. Где-то стало возможным собороваться одному и тому же человеку по нескольку раз в год [9]. В итоге сегодня по весьма распространенной практике участвовать в общем Соборовании может любой человек естественно, крещенный без какой-либо подготовки к таинству: без соблюдения поста, без предварительной исповеди. Что же произошло? Через факультативное значение общего Соборования как чина, знаменовавшего конец покаянного подвига христианина, доступ к нему получили здоровые люди. Среди них есть те, которые не ведут сознательной духовной жизни, не имеют живой связи с Церковью, не являются постоянными прихожанами. Не понимая значения общего Соборования как таинства, завершающего обязательное покаяние которое могло у них еще даже не начаться , они соборуются, имея в виду по преимуществу его первое, основное значение как таинства для больных, желая укрепления своего здоровья. Однако это значение Елеосвящения к их ситуации если они тяжело больными не являются совершенно не относится.
По традиции за Соборование можно принести жертву в храм в виде постных продуктов или денег. За записанных в тетрадь людей молится собор священников, отсюда название Таинства — «Соборование». В случае необходимости Таинство может совершать и один священник. Во время Соборования семь раз крестообразно помазываются лоб, щеки, ноздри, губы, шея, кисти рук. Эти части тела символизируют наиболее удобные «пути» для греха ум, слово, чувство, дело. Лучше прийти в одежде с открытым воротом, чтобы случайно не накапать масло на одежду. После каждого помазания можно стирать масло салфетками, которые раздадут в храме, а потом соберут у всех на сжигание. До этого готовятся елей, вино и зерно для Таинства, читается молитва на освящение масла и зерна. Зерна пшеницы символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения. Елей — знак благодати исцеления, по словам евангельским: «Они изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» Мк. Перед помазанием священник читает главную молитву Таинства — молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов «Отче Святый».
Соборование: таинство больных... и здоровых — мифы и правда о Соборовании
Молитвенно просим Вас внести свою лепту в дело возрождения исторической и духовной святыни - храма в честь святителя Николая чудотворца. Пенза, ул.
Поэтому руководства, запрещающие преподавать это таинство здоровым людям, по-прежнему сохраняют свое значение: «над здравыми никакоже дерзати творити Елеосвящение» [10]. Иерей Вадим Коржевский о таком ошибочном отношении к Елеосвящению пишет: «Мало кто задумывается о том, что участие в таинстве Соборования может иметь неверную мотивацию, а значит, и привлекать вместо благословения осуждение Божие, как и при участии в любом другом таинстве Церкви с несоответствующей каждому таинству целью… Многие к таинству Соборования относятся как к уникальному медицинскому средству от всех заболеваний» [11]. И происходит вся эта путаница из-за свободного массового допуска к участию в общем Соборовании людей без их предварительного покаяния, исповеди и наставления. Например, сегодня в опубликованных материалах на православных сайтах можно встретить следующие рекомендации по участию в Соборовании: «Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью»; «Исповедь, как правило, происходит до Cоборования, а не после»; «Безусловно, полезно и разумно будет соединять таинство Соборования с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что, по вере Церкви, в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и, естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу в таинстве Покаяния, тот с большей для себя пользой и пособоруется»; «После Соборования верующие стараются исповедаться если не исповедались до и причаститься»; «Нужно ли перед ним перед Соборованием. Приведенные выше факты истории общего Соборования во многом объясняют необходимость предварительной подготовки к этому таинству. Тем не менее, учитывая, что практика свободного допуска к общему Соборованию всех желающих является очень распространенной, стоит в систематическом порядке изложить причины, по которым эта предварительная подготовка является важной и необходимой. Поскольку в современных условиях в общем Соборовании принимают участие не только здоровые, но также и тяжело больные люди [12] , ниже приводимые рассуждения касаются и тех, и других.
Аргументы в пользу того, что исповедь должна совершаться перед Соборованием 1. Существует общий принцип, по которому участие в таинствах должно предваряться покаянием в случае с Крещением или совершением таинства Исповеди во всех остальных случаях. Этот принцип зиждется на евангельском призыве: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Мф. Так, перед Крещением в сознательном возрасте крещающемуся необходимо осознать свои грехи и иметь решимость их исправить. По современным указаниям, катехизатору рекомендуется с готовящимся ко Крещению провести «исповедальную беседу» [13]. Перед Миропомазыванием в случае присоединения к Православию необходимо проводить генеральную исповедь. Например, в руководстве по присоединению раскольников говорится, что епископ или священник, наставив присоединяющегося в учении православной веры, «да повелит ему исповедати вся грехи своя, елика от юности своея памятствует» [14]. Необходимость Исповеди перед причащением Святых Тайн Христовых является общеизвестной истиной здесь не рассматривается более частный вопрос о том, нужно ли исповедоваться каждый раз перед причащением — в современности допускаются разные подходы. Перед Венчанием также совершается таинство Исповеди.
В 50-й главе Кормчей об этом говорится так: «Прежде Венчания и благословения брачнаго да накажет иерей и повелит жениху и невесте исповедь сотворити всех грехов своих, и аще мощно есть приуготовляти себе постом и молитвами и к святому Причащению» [15]. Перед Хиротонией обязательно совершается ставленническая исповедь [16]. То же самое касается и таинства Соборования. Протоиерей Михаил Архангельский в своем исследовании о Елеосвящении пишет: «Покаяние и исповедание грехов, как необходимое условие принятия Святого Духа, вообще, требуется перед совершением христианских таинств, например Крещения, Миропомазания, Причащения, Священства, брака и равного им Елеосвящения» [17]. Таким образом, Крещение вводит человека в Церковь, открывает для него другие таинства. Таинство Покаяния как «второе» Крещение возвращает в Церковь человека, отпавшего от нее, примиряет его с ней и с Богом. Никогда не исповедовавшиеся, исповедовавшиеся давно больше года отделяют себя от Церкви накапливающимися грехами и неучастием в ее спасительных таинствах. Вернуть таковых в Церковь должна, прежде всего, исповедь, но уж никак не Соборование. А на общих Соборованиях обычно бывает немало людей, которые давно не исповедовались и не имеют живой связи с Церковью.
Об обязательности совершения исповеди перед Елеосвящением указывается в руководствах по совершению Соборования. Например, в предисловии к Елеосвящению Требника святителя Петра Могилы говорится: «В-первых, убо к совершению Тайны сея то есть Елеосвящения. В книге «О должностях пресвитеров» заповедуется: «…понеже отпущение грехов и вера во Иисуса Христа, живая и спасительная, не бывает без истинного покаяния, потому больной прежде Елеосвящения да приуготовит себя истинным покаянием и, исповедав грехи, разрешение да приимет» [19]. В исследовании протоиерея Михаила Архангельского указывается: «…согласно с практикой апостольскою и вселенской Церкви в настоящее время в нашей Церкви обязательно требуется исповедь недужного перед совершением Елеосвящения» [20]. Предваряющую Елеосвящение исповедь однозначно подразумевают молитвы чинопоследования Соборования.
Во вторых, как указывал протоиерей Михаил Архангельский, в молитвах самого чина Елеосвящения «кроме прошения о недужном, содержатся прошения и вообще о помазующихся, без означения их болезненного состояния». Так, «в первой молитве на освящениe елея нынешнего чина, известной с IX в. Очевидно, елей освящался не для одного больного, а для помазания и многих других. Замечательна, также, третья молитва помазания: «Владыко Вседержителю... Она состоит из двух частей. В первой — пресвитеры молятся, чтобы Господь даровал милость предлежащему елею и во имя Господне помазующимся сим елеем. Очевидно, что, при составлении и употреблении сей молитвы, кроме недужного, к св. В-третьих, Таинство Соборования призвано врачевать не только телесные, но и душевные недуги, к которым уместно отнести и сами грехи. Как известно, Елеосвящение врачует «забытые грехи». И какие бы доводы против этого ни приводили современные богословы, но именно так однозначно утверждают святые: «Какая благодать Божия подается через сие таинство? Так как период Четыредесятницы — это время для христиан сугубого покаяния и стремления очиститься от греховных страстей, то традиция Общего Соборования Великим Постом может рассматриваться как дополнение к Таинству Покаяния и даже как бы необходимым завершением последнего. О таком восприятии маслособорования христианами древности свидетельствует святитель Симеон Солунский XVв. В главе «О том, что и Таинство святого елея, или молитвомаслия, установлено Спасителем» совершенно необоснованным представляется вывод профессора Н. Красносельцева, что здесь у святителя Симеона говорится не о Таинстве Елеосвящения, а о некоем другом обряде связанным с примером блудницы, помазавшей елеем ноги Иисуса Христа и получившей отпущение грехов Лк. По повелению этих отцов мы приносим Богу святой елей, в образ Его милосердия и сострадательности, в которых блистает божественный и тихий свет благодати, ибо и свет мы приносим. Когда же и молитва приносится, и елей освящается, тогда помазываемые елеем обретают отпущение грехов, как блудница, которая помазала ноги Спасителя и от них приняла помазание себе» Симеон, блаженный, архиепископ Фессалонийский. А в другом месте он указывает: «Также весьма необходимо Елеосвящение как священный обряд и притом из семи таинств над больными, по принятому преданию, и над всяким верным, хотящим приступать к Страшным Тайнам, особенно над всяким падшим во грехи и исполнившим правило покаяния, готовящимся к приобщению и получившим прощение от отца. Через этот священный обряд и помазание святым елеем оставляются грехи, как пишет брат Господень; этому содействуют и молитвы иереев» Симеон, блаженный, архиепископ Солунский. Что же касается времени Общего Соборования, то, как уже отмечалась, традиционно его совершали в Великий Четверг и Великую Субботу. Однако при этом следует отметить, что, по словам святителя Афанасия Сахарова , святые старцы XIX — нач. XX вв. Так было и в мое время в Зосимовой пустыни в Александровском уезде при старцах схиигумене Германе и иеросхимонахе Алексии что вынимал жребий на Патриаршество Патриарху Тихону » Святитель Афанасий Сахаров Ук. Таким образом, церковное Предание, зафиксированное в богослужебной традиции, свидетельствует, что Церковь Великим Постом допускает совершения Таинства Соборования не только над больными, но и над видимо телесно здоровыми прихожанами.
Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Фото Юлии Маковейчук Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз — в этом же храме или в любой другой церкви. Фото протоиерея Валентина Асмуса — www.
Как правильно подготовиться к Соборованию. Сила трех Таинств. После Соборования
Соборование: что это, для чего нужно и когда проводится в церкви | Затем таинство Соборования стало применяться ко всем кающимся ради их примирения с Церковью, чтобы после того как они завершили свою покаянную дисциплину, они получили право приступить к таинству Евхаристии. |
Соборование: таинство больных... и здоровых — мифы и правда о Соборовании | Александро-Невский храм Новости и события Елеосвящение Часто задаваемые вопросы о Соборовании. |
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе. Перед Соборованием желательно исповедаться, а сразу после Соборования причаститься. Олег Кудряков Я уже 3-й год принимаю участие в таинстве соборования Великим постом. В предыдущие годы прихожане всегда уносили с собой свечу, чтобы потом при необходимости молиться с этой свечой о здравии.
В этом 2010 году священник сказал прихожанам, чтобы все оставили свои свечи в соборе. Некоторые объясняют это тем, что на службе присутствует много нездоровых людей, а свеча впитывает весь негатив, и при повторном использовании от нее будет уже не польза, а вред. Если можно ответьте пожалуйста так ли это? С уважением, Евгения.
Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко: Здравствуйте, Евгения! Нет, это суеверие: свеча не впитывает никакого негатива, да и не приносит сама по себе ни вреда, ни пользы. Пользу мы получаем от молитвы, а не от свечи. Можно забрать свечу домой, можно оставить в храме — это неважно: традиции могут быть разными, и то, и другое допустимо.
Дай Бог Вам здоровья! С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко. Меня мама заставляет идти на Соборование, а я не хочу. Ведь после этого нужно исповедоваться.
Но ведь для того, чтобы исповедоваться, нужно ощущать потребность душевную, как я думаю. А я на данный момент её не ощущаю. И считаю, что без этого исповедоваться нет смысла. Подскажите, пожалуйста, что мне делать?
Любовь, 17 лет. Отвечает священник Антоний Скрынников: Здравствуйте, Любовь! Исповедь, как правило, происходит до соборования, а не после. Заставлять вас идти на соборование против вашей воли, конечно же, неправильно.
Но с другой стороны, вы должны понимать, что ни одна мать не пожелает своему ребенку ничего плохого. Никакой первоклашка не хочет ходить в школу. Гораздо веселее играть целыми днями в солдатики и машинки. Когда мы вырастаем, мы начинаем понимать, какое же доброе дело сделали наши родители, дав нам образование.
Если вы не испытываете духовную потребность в покаянии, то это серьезный повод задуматься, что с вашей душей что-то происходит. Если мы не видим своих грехов и потребности в избавлении от них, то наша душа мертва. Если мы считаем нашу совесть чистой, то это признак короткой памяти. Чтобы пробудить свою совесть, нужно читать Евангелие, духовную литературу, в том числе и об исповеди.
На нашем сайте вы сможете найти большое количество литературы на эти темы О соборовании , об исповеди. С уважением, священник Антоний Скрынников. Можно ли молиться при общем соборовании о человеке, который там не присутствует? Дело в том, что мой сыночек ему 2 года никак не может выстоять всё соборование, нам уже приходилось уходить раньше.
Спасибо заранее за ответ. Таинство соборования, как и все таинства Церкви, предполагает только личное участие человека. Таинство соборования не совершается над детьми, младше 7 лет, поэтому участие в таинстве Вашего ребенка лучше отложить до достижения им этого возраста. Самым лучшим целительным средством для младенца является возможно более частое причащение.
С уважением, священник Михаил Самохин. Совершение Таинства Соборовани Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни.
Елеосвящение не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Священник не может совершить Таинство над самим собой. В состав последования Таинства входят три части: молебное пение; приготовление вещества для помазания и самое помазание. Первая часть есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния.
После обыкновенных начальных утренних молитв, псалма 142, который представляет сокращение шестопсалмия, и ектеньи, бываемой на утрени, поется «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», как в покаянное время. Далее поются тропари покаянные, читается псалом 50-й, который на утрени полагается перед каноном и поется Канон «Моря чермную пучину» После канона в стихирах испрашивается от Господа исцеление больному. Затем освящается вещество для Таинства. Освящение елея совершается посредством ектеньи, в которой прилагаются прошения о благословении елея силою, действом и наитием Святого Духа, и молитвы, читаемой всеми священниками.
Во время чтения этой молитвы поются тропари: три Господу Иисусу Христу, два — апостолу Иакову, по одному — святителю Николаю, мироточцу Димитрию, целебнику Пантелеймону, бессребреникам, апостолу Иоанну Богослову и заключительный тропарь Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть — совершение самого Таинства. Порядок ее такой: читается Апостол и Евангелие с обычными принадлежностями; произносится сугубая ектения о больном и молитва о нем же и совершается крестообразное помазание больного освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и на руках по обе стороны при чтении молитвы об исцелении к Богу Отцу с призыванием в молитвах Пресвятой Богородицы, избранных и всех святых. Этот порядок, по числу совершителей Таинства, повторяется семь раз, причем каждый раз меняются апостольское и евангельское чтения и приспособляющаяся к ним молитва после сугубой ектеньи.
В апостольских и евангельских чтениях воспомянуты многоразличные обстоятельства, имеющие отношение к Таинству. После седьмого помазания на главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Евангелие поддерживают священники, а первенствующий в то время читает разрешительную молитву. Далее произносится сокращенная сугубая ектения, поются тропари бессребреникам и Богородице и бывает отпуст, на котором вспоминается святой апостол Иаков.
В конце священнодействия принявший Таинство испрашивает благословение и прощение у священников. Для совершения Таинства поставляется стол, а на нем полагаются блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — по выздоровлении или же после всеобщего воскресения см. На пшеницу ставится пустой сосуд кандило праздное , который наполняется потом освященным елеем в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином см.
Лк 10, 34. Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручцев, обвитых бумагой хлопчаткой , для помазания и столько же зажженных свечей. Священнодействие открывается каждением окрест стола, всего храма или дома и предстоящих. Когда соборование соединяется с исповедью и причащением больного, то сначала совершается «Последование о исповедании», затем Елеосвящение и наконец Причащение Святых Таин.
В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения Требник, гл. Таинство считается совершённым, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой.
Название «соборование» произошло от практики совершения этого Таинства несколькими священниками — «собором». Соборование — одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл.
Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия.
Но в случае необходимости Таинство может быть совершено и одним священником. Таинство Елеосвящения называется еще «Святым елеем», «Елеопомазанием» и «Молитвомаслием», а также «Маслособорованием», — по собранию, «собору» пресвитеров, его совершающих. Основными моментами видимой стороны Таинства Елеосвящения являются: 1 семикратное помазание освященным елеем частей тела больного чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук.
Каждое из семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов; 2 молитва веры, произносимая священником при помазании болящего; 3 возложение на главу больного Евангелия письменами вниз; 4 разрешительная молитва от грехов.
Елей — это особое масло. Оно часто упоминается в Священном Писании и используется в храмах по сей день. Елей использовали с древних времен в качестве лекарства. Например, книге Левит именно елеем исцеляли прокаженных. Помазание елеем в Библии понимается как символ Божественной сущности Иисуса Христа: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих».
Таинство Соборования, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Господом. В 6-й главе Евангелия от Марка написано: «Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Апостол Иаков в Соборном послании так изложил суть Таинства: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Таинство Соборования, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Господом. Так все чаще среди духовенства раздаются голоса о несоответствии духу Таинства Елеосвящения практики Общего Соборования в Великий Пост. 24 апреля 2024 года помощник начальника УФСИН России по Пензенской области по организации работы с верующими протоиерей Антоний Шварёв совершил Таинство Соборования в храме в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших". О Таинствах Православной Церкви Крещение и миропомазание Исповедь Причащение (Евхаристия) Венчание Соборование (Елеосвящение) Отпевание Освящение жилища Освящение автомобиля. В течение Великого поста в православных храмах совершается таинство соборования.
О значении Таинства Соборования
Если католик решит перейти в православие, его заставят перекреститься (а заодно и перевенчаться, если он женат), потому что Православная Церковь не признаёт католические таинства. У православных есть такое страшное таинство – соборование. В храме люди, желающие принять Таинство Елеопомазания, заранее сообщают свои имена и выстраиваются в ряд для удобства помазания. Церковь верует, что в таинстве Елеосвящения больному, согласно словам апостола Иакова, прощаются грехи. О Таинствах Православной Церкви Крещение и миропомазание Исповедь Причащение (Евхаристия) Венчание Соборование (Елеосвящение) Отпевание Освящение жилища Освящение автомобиля.