Новости в чем ценность метода майевтики

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.

В чем ценность метода майевтики кратко

Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует развитию критического мышления, самосознания и саморазвития. майевтика. Под майевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку "родить" истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины. О том, как Сократ объяснял собственный метод — майевтику, — мы узнаем из диалога Платона «Таэтет». Ценность метода Сократа и его майевтики заключена в том, что они позволяют субъекту самостоятельно прийти к пониманию истины, не принимая на веру чужие утверждения. Майевтика — это инструмент диалектики, позволяющий приблизить оппонента к пониманию сути предмета путем задавания конкретных вопросов в определенной последовательности.

Что такое майевтика: в чём ценность метода Сократа

Преодоление предубеждений: Майевтика помогает участникам диалога осознать и преодолеть свои предубеждения и стереотипы, давая возможность более объективно и свободно мыслить. Стимуляция диалога: Сократское общение способствует открытому и взаимному обмену мнениями, что способствует развитию способности слушать и уважать точку зрения других людей. Это способствует формированию толерантности и развитию межличностных навыков. В целом, майевтика предоставляет человеку возможность искать истины, развиваться и обретать новые знания и понимание. Она способствует анализу, самоанализу и критическому мышлению, что делает ее важным инструментом в образовании и развитии личности. Несколько важных правил Слушайте внимательно: Майевтика требует активного участия в диалоге. Важно внимательно слушать собеседника, его аргументы и замечания, чтобы определить логическую недосказанность или ошибки в его рассуждениях. Задавайте вопросы: Ключевой момент в методе Сократа — задавание вопросов, чтобы провоцировать собеседника к более глубокому и аналитическому мышлению. Не стесняйтесь использовать различные виды вопросов, чтобы раскрыть суть проблемы. Будьте скептичны: Майевтика поощряет критическое мышление и сомнение.

Важно оставаться скептичным и не принимать информацию на веру. Активно исследуйте и анализируйте аргументы, чтобы прийти к справедливому заключению. Уважайте собеседника: Важно помнить, что цель майевтики — помочь собеседнику формировать свои собственные мысли и осознавать свои проблемы. Будьте вежливы и уважительны к собеседнику, выслушивайте его точку зрения и учитывайте ее в дальнейшем обсуждении. Не бойтесь неопределенности: Майевтика не всегда приводит к конкретному и однозначному ответу. Часто целью является стимулирование размышлений и поиска новых путей и решений. Будьте открыты для неопределенности и готовы к созданию новых идей и возможностей. Как правильно вести беседу Слушайте внимательно: Один из самых важных аспектов эффективной беседы — это умение слушать без прерывания и с полным вниманием. Покажите собеседнику, что вы интересуетесь его мнением и точкой зрения.

Задавайте открытые вопросы: Вместо того чтобы задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», старайтесь задавать вопросы, которые позволяют собеседнику выразить свои мысли и дать подробные ответы. Это поможет вам понять его точку зрения и углубить разговор. Избегайте суждений и предубеждений: При ведении беседы важно помнить, что каждый имеет право на свою точку зрения.

Есть ли другие пути решения? Какой путь наиболее верный, по твоему мнению? Что нужно сделать, чтобы повторить или не повторять результат? К каким результатам ведёт это решение? Всегда ли нужен спор и дискуссия? Для получения новых знаний, поиска истин — дискуссия будет отличным методом. В ходе такого диалога, можно ещё раз убедиться в правоте своего мнения или подвергнуть его сомнению. Фото автора George Becker: Pexels Согласись, очень интересно дискутировать с умным, образованным человеком? Он выдвигает свои факты, свои доводы, а ты свои. С глупцом дискуссии не получится, только спор. А спорить с человеком, который безосновательно считает своё мнение единственно верным — бессмысленно. Общие вопросы Сократ использовал диалог для поиска ответов на вопросы, на которых нет единого мнения. Например: «в чём смысл жизни? Для каждого он свой, но есть ли единый смысл для всех людей в целом? Вы можете спорить или дискутировать с собеседником, но вряд ли придёте к единому мнению на этот счет. В таких вопросах есть смысл вести диалог с самим собой. Ведь этот ответ нужен тебе лично. Переубеждать кого-то на этот счет — нет смысла. У вас разная жизнь, разные цели, разные ресурсы. А дружить и существовать вместе можно и с разными целями. Семейные ценности Другое дело, если это твоя вторая половинка. Но и тут встаёт вопрос: как жить с разными целями? Разве это семья, когда супруги видят смысл жизни совершенно разным? Тут важно понимать, насколько он разный. Если абсолютно противоположный, то возникает вопрос: как вы сошлись? Люди ищут друг друга по схожим интересам и увлечениям, строят семью, когда понимают, что их цель едина и направлена в одну сторону. Иначе это будет перетягивание каната. И кто-то один его все-таки перетянет. Либо ты пойдешь по его дороге, либо он по твоей. Но будет ли это счастливым браком? Если человек мечтал о путешествиях, а ты о детях? И в один момент тебя убедили, что дети не нужны. Или вы стали родителями, а муж совершенно этому не рад. Нужен ли здесь спор или дискуссия? Может, хватит внутреннего диалога, чтобы понять свой смысл и сравнить со смыслом супруга? А после сделать выводы, насколько вы сможете существовать вместе. Майевтика в психотерапии Естественно, этот метод применяется в психотерапии. Задача психотерапевта — откопать ответы на вопросы в клиенте. Он сам должен найти выход из ситуации, а психотерапевт, как и Сократ, являются лишь проводниками и помощниками. Метод не будет работать, если: Фото автора Griffin Wooldridge: Pexels Клиент не понимает сути вопросов. Бессмысленно задавать вопросы, на которые у клиента нет ответов. Например, нет смысла спрашивать у молодого человека, что он будет делать в старости и какие эмоции при этом испытывать. Все вопросы должны быть на тему «здесь и сейчас». Клиента возвращают к тому, что и так известно. Спрашивать о том, что человек говорит в данный момент — бессмысленно. А вот узнать его отношение к тому, о чем он не стал говорить, имеет больший смысл. Если он вовремя выкрутился, увернулся от ответа, скрыл за эмоцией своё мнение на этот счет — это знак, что нужно копать сюда. Уводить в общее. Клиент часто говорит абстрактно и обобщенно. Например: «в моей жизни все плохо».

Затем он задавал первый простейший вопрос и дожидался, пока собеседник на него ответит. После он задавал следующие вопросы и так далее. Всё заканчивалось тем, что отвечая на последний вопрос, собеседник Сократа противоречил ответу, который он дал в самом начале.

Софизм — логически неправильное рассуждение, умышленно выдаваемое за правильное. Этический интеллектуализм — направление в этике, берущее начало в философии Сократа. Согласно ему, человек всегда стремится к добру, а осознанного стремления ко злу не бывает. Как думаете, чем бы занимался Сократ, живи он в наше время? Выступал на теледебатах?

Метод Сократа: способ рассуждения, который проявляется в современной педагогике

Ценность метода майевтики Сократа — откровение истины через диалог. Метод Майевтики: незаменимый метод постижения истины. МАЙЕВТИКА — МАЙЕВТИКА (греч. maieutike, букв. — повивальное искусство) — метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. майевтика, позволяющий создавать условия для формирования различных личностных позиций, является первым основанием методологии гуманитарного проектирования. Зеноновский метод, впоследствии назвали методом «приведения к нелепости» (reductio ad absurdum). Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика".

Майевтика в педагогической деятельности

Что такое майевтика, как Сократ учил геометрии юношу-раба и при чём тут переселение душ. В чем ценность метода майевтики? практическая по философии, и там такой вопрос. Что такое майевтика, как Сократ учил геометрии юношу-раба и при чём тут переселение душ. Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он позволяет людям осознать свою невежество и преодолеть его через разумное и критическое мышление.

Майевтика — искусство метода платона для поиска истины сквозь вопросы

Что значит слово диалектика? Диалектика — это такой способ понимания мира, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. По своему происхождению термин «диалектика» греч. Каковы основные философские идеи Сократа? Сократ выдвинул концепцию прямой логической обусловленности, нравственности, знания. Ее основные положения: 1 добродетель всегда есть знание, порок это всегда невежество. Метод Сократа. Что такое семинар Сократа?

Сократовский семинар — это тип формального группового обсуждения, основанного на методах обучения и преподавания, которые использовал Сократ, древнегреческий философ, которому часто приписывают основание западной философии. Что такое истина по Сократу?

Таким образом, рефлексия ценности приводит к противоречию в ее логическом содержании, что и констатируют участники диалога: мужество, рассматриваемое как стойкость духа, с одной стороны, причастно к разуму, а с другой — ему противоположно см. Другой участник диалога, Никий, пытается преодолеть этот парадокс путем увязывания мужества с мудростью, которую, в свою очередь, интерпретирует как «науку о том, чего следует и чего не следует опасаться как на войне, так и во всех прочих делах» Платон, 1990: 186. Никий здесь рассматривает мужество не как стойкость, а в аспекте столь характерной для него предусмотрительности, которая служила причиной его неизменных побед см. Соответственно, здесь выдвигается и разрабатывается принципиально иной критерий мужества. Стойкость духа — черта, прежде всего, волевая, подчиняющая себе все остальные личностные качества, в том числе и разум. Ведь в рассмотренной выше эволюции своего определения Лахет рассматривает разумность и основанные на разуме знания в качестве прилагательного, уточняющего стойкость, которая становится существенным и отличительным признаком мужества. Никий же, напротив, именно науку, то есть рационализированные и в силу этого обобщенные, абстрагированные от жизненного опыта знания, полагает в качестве краеугольного камня в осмыслении мужества.

Лахет критикует этот тезис, справедливо утверждая, что сами по себе профессиональные знания не делают человека мужественным. Под напором этой критики Никий идет еще дальше в обобщении своего определения. Мужество как мудрость состоит не в знании какого-либо конкретного мастерства, а в универсальном понимании полезного и вредного в применении к тому или иному делу. Однако подобное обобщение еще более затрудняет поиск сущностных оснований мужества, так как в этом случае оно становится тождественным вообще всякой добродетели, неотличимо от рассудительности или справедливости. Подобный вывод окончательно заводит исследование в тупик, и собеседники признают свое невежество в этом вопросе: ни стойкость духа, основанная на волевых качествах человека, ни мудрость, основанная на знаниях, не выражают суть исследуемой добродетели. И здесь мы подходим к еще одному интересному парадоксу. С одной стороны, налицо реальное присутствие мужества у собеседников, а также и понимание его смысла: ведь и Лахет, и Никий, и Сократ не испытывают разногласий относительно приводимых примеров мужественного поведения людей. Такие разногласия, правда, возникают лишь при переносе этой добродетели на поведение животных. Но это не удивительно, поскольку такое поведение не попадает под определение Никия: ведь животные не могут обладать разумным знанием.

С другой стороны, при понимании смысла мужества и реальных проявлений этой добродетели в конкретных поступках и нормах поведения участники диалога сталкиваются с явной неспособностью выразить это понимание: «Мне кажется, я понимаю, что такое мужество, и не знаю, каким образом оно от меня только что ускользнуло, так что я не могу схватить его словом и определить» Платон, 1990: 185. В контексте нашего исследования в этом парадоксе вызывает интерес соотношение реальной деятельности, определяющего эту деятельность интуитивного уровня ценности и попытки ее рефлексии на понятийном уровне. При таком подходе отрицательный результат диалога будет выглядеть иначе, поскольку неудачу в поиске надлежащего определения мужества можно рассматривать как закономерное выражение смысловой природы этой традиционной ценности. Во-первых, при общем согласии относительно объема этого понятия как отмечалось, и у Лахета, и у Никия не возникало разногласий по поводу конкретных примеров мужества , в отношении содержания оба полководца выдвигают совершенно различные его отличительные признаки, что говорит о различных способах осмысления данного объема. Однако при этом можно говорить об изначальной интуитивной целостности подобных смыслов, поскольку они содержательно определяют общее значение данной добродетели, интуитивное понимание которой также присутствует у всех участников диалога. Тем самым вскрывается внутренняя смысловая подвижность самоочевидного значения традиционной ценности. Во-вторых, показательны итоги смыслового раскрытия признаков мужества. И критерий стойкости, и разумная предусмотрительность в своем развитии выходят за предметные рамки мужества и даже противоречат ему. Здесь можно говорить о смысловой подвижности традиционной категории, вплоть до значения, противоречащего изначальному.

Так, во время Пелопонесской войны изменилось привычное значение слов: безрассудная отвага считалась храбростью, благоразумная осмотрительность — замаскированной трусостью см. В-третьих, попытка придать ценности ту или иную понятийную определенность ведет к ограничению, искажению и, в пределе, превращению ее в псевдоценность. Такое перерождение представлено в понятном современникам Платона историческом контексте. Ко времени написания диалога все его активные участники погибли. При этом гибель полководцев была связана со значимыми трагическими событиями в истории Афин: битвой при Мантинее гибель Лахета и катастрофой сицилийской экспедиции пленение и казнь Никия. И можно согласиться с аргументированным мнением Д. Панченко, утверждающего, что рассматриваемый диалог можно считать продолжением апологии Сократа, поскольку в нем на конкретных примерах Платон опровергает выдвинутые обвинения против своего учителя. Вместе с тем, диалог показывает, что в своем мужестве и полезности для города Сократ не уступает, а даже превосходит прославленного Никия см. Однако нельзя согласиться с данным автором в том, что диалог «Лахет» малозначителен в философском плане.

Выше мы показали логическое исследование добродетели мужества как системообразующей ценности человека, которое является одной из центральных тем в философии Сократа. При этом данная ценность рассматривается не в качестве понятия, которое не так уж и сложно определить, а как концепт, схватывающий смысл предмета в его конкретной целостности, что предполагает активную субъектную позицию человека, диалогичность и интенциональность см. И такая конкретность концептуального исследования органически связана с судьбой главных героев диалога. Так, Лахет прославился своими десантными операциями на Сицилии, успех которых был связан с дерзостью и стремительностью, что приводило к победе над более многочисленным противником. Однако в битве при Мантинее эти же качества при отсутствии продуманного плана сражения обернулись окружением афинян, гибелью их стратегов и поражением всего войска союзников. Действия Никия, напротив, отличала осторожность и расчетливость. Но именно эти качества стали причиной рокового для афинян затягивания осады Сиракуз, что, в конечном счете, привело к гибели всего войска. Таким образом, прекрасно известный современникам Платона исторический контекст является неотъемлемой частью диалога. Обстоятельства гибели мужественных полководцев являются конкретизацией тупиков в их подходах к определению мужества и, соответственно, однобокости в осмыслении данной ценности.

Вместе с тем, смерть Сократа предстает не только примером подлинного мужества философа и гражданина, но и концептуально схватывает суть данной ценности в ее конкретности. Соответственно, осмысление ценностных оснований добродетели мужества не сводится лишь к индукции, выявлению в единичных случаях каких-либо общих признаков.

Однако очень скоро, вследствие грамотно поставленных вопросов, собеседник окончательно теряется. Сократ же, в свою очередь, продолжает иронизировать над наивной жертвой. Когда оппонент лишался своей самоуверенности, он был готов к совместному поиску истины. Спрашивая другого, Сократ и сам исследовал предмет разговора, потому как не считал себя знающим. Вот почему он называл свое искусство «повивальным», ведь в таком диалоге и рождалась истина. Я знаю только то, что ничего не знаю «Я знаю только то, что ничего не знаю» — это одно из любимых выражений Сократа, отражение его позиции.

Оно означает, что, каких бы высот человек не достиг в своих рассуждениях, он не желает оставаться на месте и продолжает идти вперед, не обманывая себя тем, что, якобы, нашёл истину. Здесь будет уместно напомнить, что у Сократа были как и сторонники, восторгавшиеся им, так и враги, его ненавидевшие. Более всего ненавидели Сократа софисты, сделавшие своей профессиональной деятельностью говорить о том, что верно, а что — нет, ведь человек, покусившийся на их самодовольство, сначала воспринимался ими как беспокойный горожанин, а в итоге, как преступник, который заслуживает смерти. Первым обвинением против Сократа можно назвать постановку комедии Аристофана «Облака», где Сократа изображали профессионалом «кривых речей». А позже против него был написан довольно объёмный текст, автором которого явился Мелет, где Сократ обвинялся в том, что он не признаёт общепризнанных богов, вводя своих, и развращает молодёжь. Мелет требовал смерти философа. Другие философы, бывшие современниками Сократа, не могли простить ему его ошеломительной иронии над человеческой глупостью, его яркое противопоставление себя обществу, а также пророчества о том, что после его смерти, к которой они же его и приговорили, всех их постигнет кара ещё более суровая. Сократа осудили и приняли решение казнить, однако он, имея возможность совершить побег и уйти в изгнание, отказался от этого.

Судебный процесс по делу Сократа был в подробностях описан Платоном и Ксенофонтом в их произведениях со схожими названиями «Апология Сократа», а процесс и обстоятельства казни позже описал Платон в диалоге «Федон». Метод Сократа Майевтика — это «искусство повивальной бабки», как называл её сам Сократ. Еще можно встретить такое определение, как «сократовская ирония» или «сократовская беседа». Майевтика в философии — это, по сути, способ реализации принципа «Познай самого себя».

Цель движения к истине — определение, т.

Читайте также Как проехать в парк Царицыно? В чем была особенность Сократовского метода познания? Сократовский метод, это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В чем смысл Сократической беседы? Сократический диалог подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли.

Почему этику Сократа принято считать этическим рационализмом? Позиция Сократа, которая получила название «этический рационализм» включала в себя нравственный образ жизни, благодушные поступки, признание единства знаний и добра и стремление к реализации истинно нравственных поступков человеком, который осведомлен о том, что есть «зло», и что есть «добро». Что значит Сократ? Его деятельность открыла новое русло в развитии античной философии.

Метод майевтики: ценность и краткое описание философии

Задавая верные вопросы, мы можем помочь себе и другим развивать свою мудрость и достигать новых уровней понимания истины. Ценность метода майевтики в современном мире В современном мире метод майевтики остается востребованным и ценным инструментом, который помогает людям разобраться в сложных вопросах и проблемах. Он позволяет нам проникнуть в суть вопроса или проблемы, задавая глубокие и осмысленные вопросы. Майевтика способствует развитию коммуникативных навыков, умения слушать и задавать правильные вопросы. Она помогает развить эмпатию и понимание других людей, что важно в современном обществе, где коммуникация играет ключевую роль. Майевтика способствует развитию критического мышления и способности анализировать информацию. Она помогает нам различить правдивую информацию от ложной, что особенно актуально в эру информационных технологий и цифровой революции. Кроме того, метод майевтики способствует развитию самоанализа и самосознания. Он позволяет нам задуматься о своих ценностях, убеждениях и мотивациях, а также осознать собственные ошибки и слабости. В современном, быстро меняющемся мире, где существует множество точек зрения и информационный шум, метод майевтики представляет собой ценный инструмент, который помогает нам найти истину и развиватьсвои мыслительные способности.

Майевтика помогает нам: Разобраться в сложных вопросах и проблемах. Развить коммуникативные навыки и эмпатию. Развить критическое мышление и аналитические способности. Развить самоанализ и самосознание.

Главная задача познания — познание самого себя самопознание. Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей. Должна существовать единая общая и высшая цель, к-ая подчиняет все частные цели и к-ая есть безусловное высшее благо. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины.

Суть его метода заключалась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с высказанной им точки зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, то есть повивальным искусством, помогающим рождению истины. Сократ как философ, связавший добродетель со знанием, создавший концепцию этического интеллектуализма. Главным предметом его речей и бесед были вопросы этики — вопросы о том, как следует жить. В этике Сократ отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, к-ый зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее.

Метод майевтики используется там, где педагог, руководитель, просто ведущий сами не знают ответа и вместе с участниками поиска ищут его. Майевтику изобрел Сократ, она составляет основу сократовских бесед, технологию его эвристики. Сегодня родилась новая научная дисциплина, устанавливающая междисциплинарные связи в научном знании, «сталкивающая» разнородные данные о чем-то или о ком-то, синтезирующая данные лонгитюдных и генетических методов. Это наука о целостном изучении человека, его индивидуального психического мира.

Они, так же как тиран, судивший Зенона Элейского, были побиты каменьями и, как сообщает Плутарх, повесились, так как не вынесли презрения афинян, лишивших их "огня и воды". И это не случайно: ни один из мыслителей античного мира, кроме Сократа, не сделал установку на самопознание основной частью своего учения и руководящим принципом всей своей деятельности. Иначе говоря, никакие знания и никакие навыки сами по себе не гарантируют благополучия и не делают человека счастливым: технические и иные знания «полезны» т. Более того, и знание добра и зла, по Сократу, не является подлинным благом, если оно остается только голым знанием и не ведет к «врачеванию души», к укреплению ее «здоровья». Таким образом, дельфийское «Познай самого себя» было для Сократа признанием души руководящим началом в человеке, призывом к «заботе о душе», к осмысленной духовной жизни, к воспитанию благородства духа. Норма нравственности по Сократу - автономна и индивидуальна. Настоящий нравственно положительный поступок, по мнению философа, человек может совершить только осознанно и по собственному желанию. В случае если человек поступает хорошо только потому, что так принято в обществе, его поступок нельзя назвать нравственным, ведь он вызван не его личным порывом, а исключительно привычкой поступать так, как и все. Соответственно, нормой нравственности для Сократа становится индивидуальность в совершении хорошего поступка и его автономность от общественного мнения.

Философ был непоколебимо убежден в том, что только на пути интеллектуального и морального проникновения в свое «я», в свой внутренний мир возможны самосовершенствование, добродетель и благая жизнь. Сократ разработал собственный метод познания. В основе его лежат такие понятия как "ирония" и "майевтика", а строится он на системе последовательных вопросов, ответы на которые должны приводить собеседника к внутреннему противоречию с самим собой и, как следствие, к признанию собственного невежества. В итоге мы получим то, что в философии принято называть "сократовской иронией". И вслед за ней сразу же идёт "майевтика" или, как говорил Сократ, "повивальное искусство" - искусство преодоления противоречий с целью обнаружения истины, своего рода, "рождение" знания. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных. По обычаю акушерок и я должен быть стерильным... Правда в том, что сами боги вынуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути, я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души.

Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые во-все несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали. Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале философ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос, но только на первый взгляд. Собеседник нехотя отвечал на него, Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал снова, и это доходило до того, что собеседник, в конце концов, своим последним ответом противоречил своему первому ответу.

Ценность метода майевтики в философии: основные принципы

Оценивая же философию Сократа, можно сказать, что он фактически ввел в общечеловеческую культуру саму идею философии как бесконечного поиска истины на основе открытого им философского -диалектического метода. Сам термин "диалектика" связан с именем Сократа. Как известно, слово "диалектика" от слово "диалог", с греческого - разговариваю, беседую с собой или беседа, разговор между людьми. То есть диалектика - это движущееся слово, движущаяся мысль слово как бы живое. Диалектика - движение логоса, то есть движение слова, движение мысли к пониманию идеи. Например, идея добра. Добро, по Сократу, есть красота и истина.

То есть, поиск истины на поле философских изысканий связан у Сократа с нравственным и эстетическим идеалом. Понятие - это то, что уже определено, а идея - это то, что еще не определено, но есть в наших мыслях. Идея - это стимул к познанию. Философия же имеет дело с идеями, все новыми и новыми, поэтому она нескончаема. А все новые и новые идеи о мире и человеке составляют и сегодня предмет философии. Суть же философии Сократа составили 3 его знаменитых принципа, 3 его знаменитых идеи: идея самосознания - "познай самого себя; идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю"; идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания".

Идея самосознания - "познай самого себя. Эта надпись была сделана в Дельфийском храме. Сократ же сделал ее основой своих философских поисков. Он провозгласил, что самосознание есть смысл предмета Философии. Познание всего сущего то есть постижение истины во всей ее глубине обо всем невозможно. Такое знание содержит Абсолют - Бог.

Для человека же это недостижимо, так как тайна мира у Бога, а для человеческого познания доступен только он сам, полагал Сократ. Поэтому прежде чем, познавать весь мир, надо открыть тайну самого себя свои достоинства и недостатки. Эти слова Сократа современны и сегодня в философской проблеме самосознания. Уровень самосознания личности - это уровень культуры личности вообще. Идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю". В этом принципе он видел, что путь мудрости - это путь поиска истины.

Этот поиск - бесконечен. Как известно, Дельфийский оракул назвал Сократа самым мудрым из греков. Сократ решил выяснить, почему оракул назвал его мудрейшим и пришел к выводу после опроса именитых мудрецов: "Люди думают, что они мудры, так как они все знают, а я знаю, что ничего не знаю, поэтому дельфийский оракул назвал меня мудрейшим". Итак, путь мудрости - это путь бесконечного поиска истины. То есть чем больше раздвигаются границы человеческого знания, тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания. Идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания".

Почему Сократ в качестве одного из своих принципов выдвигает идею "добродетель - это знание"? Дело в том, что обычно нам больше всего хочется делать то, что нам нравится, а нравится нам то, что с нашей точки зрения прекрасно, красиво.

Майевтика помогает участникам находить новые пути мышления и пересматривать свои убеждения под новым светом. Она также способствует обнаружению скрытых предубеждений и ограничений. В заключение, сократовская майевтика является мощным инструментом для поиска истины и развития мышления. Она позволяет нам сами раскрывать знания и обнаруживать истину внутри себя. Майевтика имеет широкое применение в различных областях и может положительно влиять на процесс мышления и принятия решений. Философская история метода майевтики Майевтика — это философский метод, разработанный Сократом в Древней Греции. Он основывается на идее, что истинное знание уже присутствует в каждом человеке, и философ должен задавать вопросы, чтобы помочь субъекту обнаружить это знание самостоятельно.

Слово «майевтика» происходит от греческого слова «маиевтейн», что означает «помогать кому-то рождаться». Таким образом, майевтика — это искусство помогать другим людям осознать свои идеи и убеждения. В Древней Греции майевтика была широко использована в платоновских диалогах, где Сократ встречался с различными персонажами и задавал им вопросы, чтобы помочь им разобраться в своих мнениях и установить истину. Сократ верил, что люди руководятся знанием и пониманием, и его цель заключалась в том, чтобы помочь им обнаружить это знание через диалог и рассуждение. К сожалению, метод майевтики не был полностью задокументирован Сократом или его последователями, поэтому его точные детали и применение остаются предметом дискуссии среди философов. Однако он оказал значительное влияние на западную философскую традицию и оставил наследие, которое до сих пор используется в современной практике. Применение метода майевтики в современном мире В современном мире метод майевтики широко применяется в образовании, психологии, педагогике и личностном развитии. Он используется для развития критического мышления, решения проблем, обучения и формирования самосознания. В образовании метод майевтики помогает студентам развивать навыки самоанализа, осознанности и самостоятельности.

Студентам задаются открытые вопросы, чтобы они сами пришли к ответам, фактам и истинам. Это помогает им углубить свое понимание и лучше запомнить материал. В психологии метод майевтики используется для помощи клиентам в осознании и разрешении проблем. Терапевты используют вопросы, чтобы помочь клиентам осознать и разобраться в своих мыслях, эмоциях и убеждениях. Это позволяет клиентам найти решения и принять их собственные решения. Метод майевтики также используется в педагогике для создания интерактивного и повышенного вовлечения учебного процесса. Учителя могут задавать открытые вопросы и стимулировать диалог, чтобы помочь учащимся лучше понять и запомнить информацию. В личном развитии метод майевтики может быть использован для самоанализа и постановки целей.

Нужен ли здесь спор или дискуссия? Может, хватит внутреннего диалога, чтобы понять свой смысл и сравнить со смыслом супруга? А после сделать выводы, насколько вы сможете существовать вместе. Майевтика в психотерапии Естественно, этот метод применяется в психотерапии. Задача психотерапевта — откопать ответы на вопросы в клиенте. Он сам должен найти выход из ситуации, а психотерапевт, как и Сократ, являются лишь проводниками и помощниками. Метод не будет работать, если: Фото автора Griffin Wooldridge: Pexels Клиент не понимает сути вопросов. Бессмысленно задавать вопросы, на которые у клиента нет ответов. Например, нет смысла спрашивать у молодого человека, что он будет делать в старости и какие эмоции при этом испытывать. Все вопросы должны быть на тему «здесь и сейчас». Клиента возвращают к тому, что и так известно. Спрашивать о том, что человек говорит в данный момент — бессмысленно. А вот узнать его отношение к тому, о чем он не стал говорить, имеет больший смысл. Если он вовремя выкрутился, увернулся от ответа, скрыл за эмоцией своё мнение на этот счет — это знак, что нужно копать сюда. Уводить в общее. Клиент часто говорит абстрактно и обобщенно. Например: «в моей жизни все плохо». Нужно подвести его к конкретному «плохо». Что именно? Разве здоровье близких — плохо? Любящий муж — плохо? Любимая работа — плохо? Навязывать свою точку зрения. Цель психотерапевта — помочь найти конкретное решение для клиента, которое подойдет именно ему. Причём ценности психотерапевта и клиента могут быть разными, но это не даёт право склонять второго к верному и правильному решению. Для каждого из нас «правильное» своё. В чем смысл майевтики? Самое главное в этом методе — помочь собеседнику найти ответы на его вопросы. При этом важно: Не направлять в правильную сторону. Не склонять к своему мнению. Идти рядом как наставник. Фото автора Tima Miroshnichenko: Pexels Задавать правильные вопросы, конкретные. Не все виды вопросов подходят для диалога. Ориентироваться на ответы собеседника. Быть гибким. Строить новые вопросы в зависимости от ответов и пути собеседника. Этот метод подходит для людей, стремящихся осознать истину, найти ответы на вопросы, разрешить внутренние конфликты. В быту вести такой диалог нет смысла. Скорее всего, он превратится в спор и ничем полезным не закончится для обоих собеседников. Невозможно направить того, кто не хочет никуда двигаться. Ты можешь тянуть его за руку, толкать, уговаривать. Но, если человек, твердо стоит на своем, то сдвинуть его с этой точки практически невозможно. Максимум, он сделает пару шагов вперед, а потом вернётся. Источник Майевтика — это. Майевтика в философии Великий философ Сократ изобрел уникальный метод ведения дискуссии под названием майевтика. Это весьма эффективный прием, которым пользуются и в наше время. По сути, он является едва ли не единственным способом убедить своего оппонента в обратном. При этом собеседника можно умело загнать в тупик его же утверждениями. В чем же сущность и уникальность этого метода? Попробуем в этом разобраться. Сократ и его жизнь О жизни Сократа известно не очень много, однако та информация, которая дошла до нас через века, представляется весьма интересной.

Читайте также Сколько нельзя наращивать ресницы после ламинирования? Что представляет собой Сократовский метод Майевтики? Майевтика др. Что значит слово диалектика? Диалектика — это такой способ понимания мира, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. По своему происхождению термин «диалектика» греч. Каковы основные философские идеи Сократа? Сократ выдвинул концепцию прямой логической обусловленности, нравственности, знания. Ее основные положения: 1 добродетель всегда есть знание, порок это всегда невежество. Метод Сократа.

IT-майевтика XXI века: чем хорош метод трекинга для бизнеса и трекера

Смысл майевтики Сократа – в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом. Ценность метода майевтики в философии: основные принципы. Более развёрнуто метод майевтики был описан Платоном. Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует развитию критического мышления, самосознания и саморазвития.

Что такое майевтика — в чём ценность метода Сократа (Диалог) — полное объяснение

Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он помогает людям. Также метод майевтики может применяться с целью коррекции личностных качеств, например, излишней самоуверенности, хвастливости, завышенной самооценки. Смысл майевтики Сократа – в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом. Метатеория — теория, анализирующая методы и свойства другой теории, так называемой предметной или объектной теории. Как майевтика связана с другими диалогами Платона?

В чем ценность метода майевтики кратко

Сократ родился в Афинах примерно в 469 г. Он занимался вопросами морали и нравственности, пытался определить, что такое добродетельная жизнь, обсуждал общественные и политические проблемы. В чем особенности философского метода Сократа? Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно- нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Сомнение «я знаю, что ничего не знаю» должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию «познай самого себя». Читайте также Сколько нельзя наращивать ресницы после ламинирования? Что представляет собой Сократовский метод Майевтики?

Майевтика др. Что значит слово диалектика? Диалектика — это такой способ понимания мира, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

Класс: 7 Ценность:... Качества: чувство братства любовь, ценностное отношение к жизни. Рассказывание истории притчи.

Письмо Альберта Эйнштейна дочери Lieserl о самой мощной силе, которая называется Любовью. Устроило ли вас мнение А. Эйнштейна, что общество должно быть достаточно развито , чтобы принять то, что он объясняет о силе ЛЮБВИ? Можете привести примет, «что любовь является самой мощной Силой, потому что не имеет пределов». Когда, по вашему, альтернативы исцеления мира от ненависти, эгоизма и жадности, агрессии? Получается каждый из нас «несёт в себе небольшой, но мощный генератор любви, энергия которого ждёт своего освобождения»?

А как вы распоряжаетесь этой энергией? Каковы Презентация к методическому семинару на тему "Использование метода майевтики метод сократической беседы на уроках самопознания " Требования к вопросам по предмету «Самопознание» -Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей. Презентация к методическому семинару на тему "Использование метода майевтики метод сократической беседы на уроках самопознания ". Только то знание единственно прочно и ценно, которое добыто самим мыслящим субъектом. Спасибо за внимание! Thank you for your attention!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении. Введите ваш emailВаш email.

Он позволяет нам задуматься о своих ценностях, убеждениях и мотивациях, а также осознать собственные ошибки и слабости. В современном, быстро меняющемся мире, где существует множество точек зрения и информационный шум, метод майевтики представляет собой ценный инструмент, который помогает нам найти истину и развиватьсвои мыслительные способности. Майевтика помогает нам: Разобраться в сложных вопросах и проблемах. Развить коммуникативные навыки и эмпатию. Развить критическое мышление и аналитические способности. Развить самоанализ и самосознание.

Найти истину в мире множества точек зрения и информационного шума. Примеры использования метода майевтики в различных областях жизни Метод майевтики, разработанный Сократом, может быть успешно применен в различных областях жизни, как личной, так и профессиональной. Ниже приведены некоторые примеры использования этого метода: 1. Развитие самосознания и самопознания: Майевтика может быть полезным инструментом для исследования своих мыслей, чувств и убеждений. Она помогает задавать себе глубокие и проницательные вопросы, чтобы лучше понять себя, свои ценности и свои цели в жизни. Развитие критического мышления: Майевтика позволяет развивать навык анализа и оценки информации. Через постановку вопросов и проверку предположений, этот метод помогает выявлять логические ошибки, несостыковки и противоречия в аргументации. Принятие важных решений: Метод майевтики может помочь в сложных ситуациях, когда необходимо принять важное решение.

Размывание начального допущения.

Тупиковая ситуация аналогия с лабиринтом. Демонстрация невежества «мудр только Бог». Разоблачение предрассудка. Наставительная беседа-совет. Учитель: что самое главное в жизни? Ученик : «Я глубоко убеждён, что каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни». Учитель: вы, безусловно, правы, друзья. Люди, имеющие хорошее здоровье, могут быть счастливыми. Учитель: например, человек, красивый и привлекательный или богатый и с положением в обществе обязательно ли будет в жизни счастливым?

Ученики : нет , не обязательно. Учитель: представьте, что вам нужен совет человека. К какому человеку вы обратитесь? К красивому, здоровому, богатому, имеющему положение в обществе или счастливому? Ученики : скорее всего к счастливому человеку. Презентация к методическому семинару на тему "Использование метода майевтики метод сократической беседы на уроках самопознания " Тема: Радостнее сделать жизнь. Качества: … "Умейте в каждой вещи найти не худшее, но лучшее". Тема: Искусство быть здоровым.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий