Новости акулина карповна лыкова

Первой в семье скончалась супруга Карпа Осиповича Акулина Карповна. Агафья Карповна Лыкова — сибирская отшельница, крестьянка, из семьи старообрядцев-беспоповцев Лыковых, проживающая на заимке Лыковых в лесном массиве Абаканского. Умерла Акулина Карповна двадцать один год назад, от «надсады» (тяжело подняла) и от голода, доконавшего слабое тело. Однако через 3 года после того, как мир узнал о существовании Лыковых, а именно в конце 1981 года один за другим скончались сразу 3-ое детей Карпа и Акулины: Дмитрий, Саввин и Наталья. Карп Лыков перебрался на Алтай и там познакомился с будущей матерью Агафьи, Акулиной.

Предыстория семьи Лыковых

К моменту обнаружения геологами таежных жителей было пятеро – глава семейства Карп Осипович, сыновья Саввин, Димитрий и дочери Наталья и Агафья (Акулина Карповна умерла в 1961 году). Мать Лыковой умерла ещё до обнаружения заимки геологами. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Песков не знает, сможет ли Путин навестить отшельницу Агафью Лыкову Дом отшельницы Лыковой восстановили в Хакасии после пожара. Агафья Лыкова с соседом Ерофеем Седовым Агафья Карповна снялась в передаче «Один дома», там она рассказала о своих отношениях со старовером Иваном Тропиным. Молодому Карпу Лыкову они не понравились, и он с женой Акулиной и маленьким сыном Савином подался вверх по Абакану. В 1978 году заимку нашли геологи, мать Акулина Карповна к этому времени скончалась. Вначале 60 – х умерла Акулина Карповна, а вначале 80 – х умерли оба брата Агафьи и сестра.

Агафья Лыкова отшельница семья староверов видео биография история

Оказалось, натуральный изверг. Не давал прохода никому. Боялась, что забодает. Поэтому было решено: хулигана изолировать! Отшельницу Агафью Лыкову неделями изводит задиристый козел - Агафья Карповна сама сделала в стайке загородку, - рассказывает Алексей. Теперь козёл сидит на привязи.

Рядом, через «стенку», коза Зорька. Её детёныши, которых отшельница нарекла Февральками, тоже отдельно. Давал им капусту — не хотят. Просто еще не знают, что это такое. Так что жуют сено, оно вернее.

Друг одну не бросит Напомним, на подмогу к «хозяйке тайги» Алексей Иванович прибыл на исходе февраля 2024-го. Взял отпуск без содержания — и вперёд. А нынче «духовная вахта» завершена, надо возвращаться обратно.

Казин привёз туда муку, соль, сахар и другие продукты. Как было оговорено, он стал дожидаться Карпа, который в конце сентября доставил нагруженную картофелем лодку. Карп обещал привезти ещё часть груза, но, когда Абакан сковало льдом, Лыков с приходом опоздал.

Холодная и дождливая погода не позволила ему перевезти картофель, предназначенный для посадки на следующий год. Тем не менее, он несколько позже ещё раз посетил кордон и сообщил, что из-за погодных условий не смог вовремя перебраться и что семья переедет сюда только в апреле. Предложение переехать на жительство в посёлок Яйлю Лыков отклонил, поскольку всю жизнь прожил вольной жизнью в тайге, где были похоронены его родители, братья, сестры и другие родственники. Весной 1941 г. Служащие решили, что после спада воды они снова посетят заимку и выяснят причину отсутствия таёжника. Однако судьба распорядилась иначе.

В конце лета сотрудники НКВД начали ставить под строгий контроль все находившиеся в тайге заимки, таким образом они пытались учесть всех тех, кто был обязан призываться в армию. И опять вспомнили о Лыковых. Представители спецслужб настаивали на их выселении из тайги любыми средствами. Выполняя указ о ликвидации отдельных заимок, областные власти сформировали отряд из пограничников и сотрудников НКВД с целью проверки глухих мест заповедника и переселения в посёлок Яйлю всех таёжных обитателей, но Лыковых опять не нашли. Местные жители говорили, что Лыковых давно уже никто не видел. Мелькавший среди деревьев отряд военных Лыков заметил на большом расстоянии.

В тот день он рыбачил в двух километрах вниз по течению реки от своего дома. Подозревая в появлении военных недоброе, старообрядец принял решение временно скрыться с семьей в отдаленной пещере. Тем не менее главе семейства удалось увидеться с Даниилом Макаровичем Молоковым, сообщившим ему о начавшейся войне и о выходе постановления о ликвидации таёжных заимок. После прихода в 1945 г. В 1946 г. Поселение Лыковых случайно обнаружил офицер этого отряда.

Когда Лыковы увидели, что окружены военными, они замерли в страхе. Пришедшие успокоили главу семейства, и убедили его в том, что ничего плохого им не сделают. Фамилия Лыковых была известна офицеру из топографических карт, поскольку места проживания Лыковых были нанесены на уже изданные карты. Карп Осипович просил не трогать его семью и рассказал, что после последнего их обнаружения они перебрались на это место, преодолев 25 километров вверх по течению реки Абакан. Осуществляемые из года в год и из века в век гонения сформировали в сознании Лыковых страх, подкрепленный словами офицера разведгруппы о том, что тех, кто уклонялся от службы в армии во время войны, будут серьезно наказывать. И действительно, скоро местный крайком компартии обвинил руководство заповедника в нарушении законов государства и укрытии семьи староверов.

Наблюдателям и сотрудникам НКВД предписывалось вывести семью Лыковых из тайги, а главу семейства привлечь к уголовной ответственности. Когда отряд топографов ушел, Карп Осипович сразу же приступил к сбору пожитков и переходу на заранее избранное им место в исток Большого Абакана. В отличие от прежнего, этот участок располагался в горах значительно выше, поэтому там несколько позже начиналась весна, раньше наступала осень, соответственно сокращался вегетативный период растений, что потом регулярно сказывалось на развитии огородных культур. Ценой значительных усилий и благодаря огромному опыту Карпа Осиповича, Лыковым удалось наладить жизнь в этой горной местности. Чтобы прокормить себя, семья вынуждена была работать от зари до зари. Прибывший через пять месяцев в верховья Большого Абакана специальный отряд военных Лыковых не обнаружил.

При расспросах люди отвечали, что их никто нигде не видел, что они в тайге, но места их пребывания никто указать не мог. Опрошенные не одобряли действий главы семейства Лыковых. Его осуждали за скрытность и упрямство, особенно роптали на Карпа женщины, потерявшие своих мужей на фронте. Со временем о Лыковых стали говорить всё меньше. Они прожили в относительной изоляции 41 год, не причиняя никому зла, никому не мешая, ничего не требуя от других. Уйдя в исток реки Большой Абакан, с 1951 г.

Лыковы ни с кем не встречались, если не считать случившегося в 1958 г. В 50-е гг. Одна из московских групп под руководством Ю. Штюрмера обнаружила Лыковых в самом верховье Абакана в то время, когда те рыбачили. Из разговора стало ясно, что Карп Осипович отделил своих сыновей во вновь построенную избушку, находящуюся в 4—5 километрах от его собственного домика. Административно Лыковы находились на территории Красноярского края.

Жизнь в тайге была суровой, особенно в неурожайные годы, когда семья испытывала голод. Тяжелой оказалась зима 1960—1961 гг. Ранний снег оставил её не только без урожая с огорода, но и того, что принесла тайга. В 1978 г. Изучая местность для посадки вертолёта, лётчики обратили внимание на подозрительный огород. После знакомства с Лыковыми они оказали помощь семье староверов.

Принесённые геологами подарки: полотно, нитки, иголки, рыболовецкие крючки — были приняты с благодарностью. Геологи помогли построить новый дом, обеспечили семью инвентарем, предметами домашнего обихода, посудой, одеждой и некоторыми продуктами питания. Посёлок геологов расположился в 20 километрах от заимки Лыковых на берегу реки Большой Абакан. В то время Минусинская комплексная экспедиция работала над уточнением местонахождения запасов железной руды. Молодые Лыковы стали часто появляться в посёлке геологов. Агафья и Дмитрий впервые увидели посторонних людей, к которым особенно потянулся Дмитрий, интересовавшийся буквально всем.

Ему хотелось увидеть что-нибудь новое, ощущалась его тяга к общению, к людям, к расширению собственного кругозора. Члены отряда не без удивления отмечали, что у всех Лыковых было нормальное умственное развитие, присутствовала природная смекалка, молодых членов семьи волновали вопросы супружеской жизни, было желание иметь своих детей, что служило главной причиной их разочарований и раздумий. Однако общение с геологами принесло и отрицательные результаты. В 1981 г. Причиной их смерти стал контакт с приезжими людьми, принесшими болезнетворные бактерии, к которым иммунитет Лыковых не был приспособлен. В 1988 г.

В тайге осталась одна Агафья, которая категорически отказалась уезжать к родственникам, поскольку на отъезд «тятенька благословения не давал». Лыковы не знали болезней «мира», они имели крепкое здоровье и выглядели на 10—15 лет моложе своего возраста. В 1987 г. Чтобы перенести собственные скромные пожитки, Агафье пришлось сделать за зиму 32 ходки. В настоящее время на Еринате пять домов — два на берегу реки и три на верхней террасе. В начале двухтысячных годов благотворители построили для Агафьи новый дом.

Коллективизация и репрессии разрушили веками сложившийся уклад жителей Алтая и Саян, поэтому староверы, несогласные с новой политикой, стали менять места своего проживания. Несмотря на то что Лыковы оказались в изоляции от мира, испытывали страшные трудности, не имея простейшего инвентаря, используя плоды огорода и тайги, они выжили благодаря наличию жизненного опыта, умению вести натуральное хозяйство. В семье сохранялось главенство отца, тогда как домашнее хозяйство вела мать — Акулина Карповна. Продолжительный разрыв в общении с «миром» не отразился на учёте времени, семья тщательным образом его берегла. От счёта времени зависели все богослужения, праздники, посты, мясоеды, знание о количестве прожитых в тайге лет. Как отмечали очевидцы, в этом деле Лыковы не отстали и не забежали наперёд ни на один день.

Причиной отшельничества семьи Лыковых В. Песков называл крайнюю форму религиозного фанатизма. Детально не анализируя вероучение отшельников, журналист причислял Лыковых к странническому согласию. К этому же согласию причислял Лыковых и красноярский краевед Н. Журавлёв, хотя сами Лыковы называли себя приверженцами часовенного согласия. Они говорили, что «должны жить отдельно», что им «не можно жить с миром», так как этого не позволяет старинная русская вера и так следует жить всем истинным христианам.

Лыков хорошо знал историю раскола Церкви. Лыковы однозначно принадлежали к старообрядчеству. Они очень высоко ценили умение читать. Глубоко верующим человеком был Савин Карпович, который в совершенстве знал Библию, хорошо читал богослужебные книги, был нетерпим к малейшим нарушениям церковных обрядов, соблюдения постов и праздников, ночью мог поднять семью для молитвы. По нескольку раз в день Лыковы совершали молитвы, пели очень грамотно, отмечали православные праздники, богослужением заполнялось всё свободное время. В будни рано утром все вместе молились полуношницу, после которой, за исключением одного члена семьи, отправлялись на работы, а тот один оставался на молении.

В праздничные дни члены семьи по хозяйству делали только ту работу, которая была самой необходимой: топили печь, носили воду, чистили снег. Встречу с людьми Лыковы приняли как печальную неизбежность, но затем кто-то из их семьи сказал, что геологи «Богом посланы», в их отсутствие отшельники стали скучать по ним. Однако Лыковы наотрез отказывались вернуться к людям, при этом отмечая: «Тут умирать будем». В тайге Лыковы занимались постоянным, упорным, на грани человеческих возможностей трудом. Чёрная от времени и дождей избушка Карпа Осиповича по оконце вросла в землю. Она со всех сторон была обставлена жердями, по крышу завалена коробами, туесами, дровами, долблёными кадками, корытами и т.

Внутри избы были тёмные от многолетней копоти стены и низкий потолок, под которым висели шесты для сушки одежды. Вровень с ними вдоль стен тянулись полки, уставленные берестяной посудой, наполненные сушеной картошкой и кедровыми орехами. Внизу вдоль стен располагались широкие лавки, на которых сидели и спали. Слева от входа в избу находилась русская печь, сложенная из дикого камня. Посередине жилища стоял меленький стол, изготовленный топором. В красном углу содержались потемневшие от копоти иконы и книги.

Пол в избе никогда не подметался, поэтому под ногами пружинил культурный слой из картофельной шелухи, скорлупы кедровых орехов и конопляной костры, которая играла роль антисептика против блох, клопов и др. Сыновья Карпа Осиповича — Савин и Дмитрий — в теплый период года жили в отдельной избе, расположенной от основной заимки в шести километрах. Обе эти хижины соединяла таёжная тропа, по которой члены одной семьи ходили друг к другу почти каждый день. Недалеко от своего жилища Лыковы устроили на двух высоких столбах лабаз, где хранили продукты питания недосягаемыми от мышей и медведей. Лыковы в совершенстве владели всеми видами крестьянского труда.

Позже фрагмент демонтировали и вывезли с территории. Кто такая Агафья Лыкова Агафья Карповна Лыкова родилась 17 апреля 1944 года в глухой тайге в семье старообрядцев. Она выросла, общаясь только со своими родителями, братьями и сестрой, и с детства не пользовалась никакими техническими приспособлениями современной цивилизации. Только уже взрослой ей удалось познакомиться с другими людьми и побывать в городе, однако в результате она все равно вернулась жить в тайгу. Самое современное, что есть сейчас в ее доме, — это часы и уличный термометр. Уйти в отшельничество семью Лыковых вынудили жестокие преследования староверов, которые начались после раскола Церкви, начавшегося после реформы патриарха Никона. Задолго до рождения Агафьи ее отец Карп Осипович Лыков вместе с братьями перебрался на Алтай, где познакомился с будущей женой Акулиной и обзавелся детьми. Там он надеялся на спокойную жизнь вдали от суеты больших городов и преследователей за веру. К сожалению, и на новом месте семье не удалось избежать трагедии. В 30-х годах на глазах у всей семьи охрана заповедника убила одного из братьев Карпа Лыкова. Это стало сильнейшим потрясением, побудившим семью переселиться глубоко в тайгу и вести отшельнический образ жизни. В семье на тот момент воспитывались трое детей — Савин, Наталия и Дмитрий. Агафья родилась уже после того, как Лыковы разорвали любые связи с внешним миром. Трагедия цивилизации Вплоть до конца 70-х годов семья Лыковых жила в отшельничестве на берегу притока Абакана — реки Еринат. Они сами ткали и шили себе одежду, питались в основном ягодами и корнеплодами, выращивали зерно. В холодное время года Лыковы голодали, трудностей не выдержала мать семейства — Акулина Лыкова, она умерла в 1961 году.

Им давали лекарства, но все, кроме младшей сестры Агафьи, отказались их принимать. В живых остались лишь Карп Осипович и Агафья. С 1982 года Лыковых часто навещал журналист Василий Песков, опубликовавший о них цикл статей в «Комсомольской правде» и книгу «Таежный тупик», которая впоследствии неоднократно переиздавалась на нескольких языках. Советские отшельники В советском обществе к истории Лыковых отнеслись по-разному. Одни считали их тунеядцами, хотя этим людям удалось без современных орудий труда наладить огромное хозяйство, другие — темными и безграмотными, несмотря на то что они всю жизнь безошибочно вели календарь, а мать научила всех четверых детей читать и писать по Псалтыри, правда, на старорусском. В семье были и книги, и иконы. В 1988 году умер Карп Лыков. Таким образом Агафья Лыкова осталась единственной из семьи саянских отшельников. В 2013 году она воссоединилась с Русской православной старообрядческой Церковью. Несмотря на то что Агафья родилась уже после ухода родителей от мира, она была наиболее грамотным членом семьи, и поэтому именно ей поручали проводить домашнюю церковную службу. После кончины отца ей удалось связаться со своими родственниками, но отношения с ними не сложились.

Хозяйство Агафьи Лыковой и ракеты с «Байконура»

Мать Агафьи, Акулина Карповна, умерла в 1961 году когда выдался неурожай. Агафья Лыкова вместе со своими старшими братьями Мать Агафьи, Акулина Карповна, скончалась в 1961 году. Агафья Лыкова родилась в тайге и до поры до времени знала о большом мире только по рассказам родителей. А ведь Карп Осипович и Акулина Карповна, и сами не знали, что творится "за тайгой".

ТАЁЖНЫЙ ТУПИК

Причем, ее братья и сестра ушли из жизни буквально друг за другом. Поддержите наш проект — Qiwi копилка: Отец Агафьи Карп Осипович долго думал прежде, чем решился увести свою супругу Акулину, 9-летнего сына Саввина и 2-летнюю дочь Наталью в непролазную тайгу. Хотя события, происходившие вокруг в начале ХХ века, заставили многих старообрядцев покинуть свои дома и бежать подальше от людей, а точнее от революционеров, которые не жаловали религиозно настроенных граждан. Последней каплей, толкнувшей главу семейства на побег, стало убийство брата Лыкова. Большевики расправились с мужчиной прямо на глазах у его родственников. Именно тогда Карп Осипович окончательно и утвердился в мысли о том, что пора уносить ноги. В 1936 году Лыковы обосновались в самой глуши Саянской тайги.

Там Акулина родила сына Димитрия и дочь Агафью. Несмотря на наличие детей, супруги не собирались возвращаться в цивилизацию, а, напротив, все больше отдалялись от нее. Они не изменили своего мнения даже тогда, когда в начале 60-х жена Карпа Осиповича скончалась от голода. Год оказался неурожайным, и организм женщины не выдержал. Возможно, Акулину можно было бы спасти, но Лыковы не обратились за помощью на «большую землю». Младшие дети Лыковых, Димитрий и Агафья, впервые увидели других людей, кроме членов своей семьи, только в 1978 году, когда на территорию «владений» отшельников неожиданно пожаловали геологи.

Несмотря на то что Карп Осипович подался в леса как раз из-за человеческих злодеяний, отшельник принял визитеров довольно радушно. Ru: Лунный календарь рассады на февраль 2019 года огородникам и дачникам Спустя 2 года к Лыковым пожаловал профессор, доктор медицинских наук Игорь Назаров, который и стал известен благодаря своим книгам, посвященным исследованиям легендарных затворников. Назаров утверждал, что все члены семьи старообрядцев выглядели гораздо моложе своих лет. Кроме того, как признался Карп Осипович, они никогда серьезно не болели: лишь изредка их одолевали незначительные хвори, вроде простудных заболеваний. Действительно, по словам Назарова, отшельники не страдали так называемыми «цивилизованными» недугами: гипертонией, сахарным диабетом, атеросклерозом. Однако доктор выяснил, что Лыковы мучились болезнями суставов.

Но сами они объясняли возникновение болей исключительно тяжелым физическим трудом. В остальном же, по мнению Назарова, его «пациенты» были практически здоровы.

Тимашков г.

Красноярск , C. Кочнов г. Красногорск, Московская обл.

Лебедев г. Москва , краевед города Семёнов Нижегородской области К. Ефимов и др.

В 1980-е годы при Советском фонде милосердия был создан Опекунский совет семьи Лыковых, который возглавлял Л. История семьи Лыковых — отражение истории старообрядчества, олицетворение крепости веры, силы духа, стойкости. Предки Лыковых — выходцы из Нижегородской губернии.

На среднем течении реки Керженца — притока Волги, в 17 столетии находилась вотчина князя Лыкова. В старину крестьян называли по фамилии удельных князей. О волжских корнях Лыковых говорят семейные предания и Святые Дары Иргизского монастыря, разгромленного в 1830-е гг.

Серьёзным подтверждением данной версии является также сохранение у Лыковых духовного стиха о разорении Оленевского скита под Семёновым на Нижегородчине. Стих этот, по признанию А. Лебедева из митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви, неизвестен ни одной старообрядческой общине [Лебедев 1990].

В письме на реку Керженку оставшемъ старообрядцемъ Агафья Карповна пишит: про оленевский скитъ унас стихъ сохронився посий чесъ, знамъ какое было благочестие, икакъ тамъ ево никоняны раззоряли ссылали всеменовский город, итак все, позорили они тамъ, ипритомъ, нашихъ предковъ лыковыхъ оттуда, вдальний край келуторскому городу. В повествовании Агафьи отражены все передвижения предков, начиная с прародины. О своих предках Агафья рассказывает: Самых крепких ане были, тятя говорил: Вот на празники де-то река больша была, што жили ето.

Тятин отец, а ему-то только там рассказовал опетъ его-то отец Ефим был ну ишо там. Агафья даже повторяет интонацию, произношение Карпа Иосифовича оканье: сохранение в семье отшельников особенностей двух диалектных систем — «оканья» и «аканья» отмечалось лингвистами : Предки-то оттелъ. Вот ети-то, как тятя рассказовал, што были де церковь собирались молитса, оттелъ были предки-то… По мнению нижегородских краеведов, речь идёт о старинном селе Лыково на Керженце, что располагалось по реке ниже Оленево, описанном в духовном стихе.

В Оленево же никогда церкви не было. Таким образом, исследователи устанавливают прародину Лыковых. Большое торговое в прошлом село Лыково превратилось теперь в опустевшую небольшую деревеньку, мост не сохранился, церковь сгорела [Борисова 1991].

Мотаковой Во времена раскола в Сибирь пришли тысячи россиян стремившихся уйти от своеволия властей. Среди них были и предки Лыковых. Родители Карпа Иосифовича с тюменской земли ушли на Большой Абакан и обосновались в месте, которое впоследствии стали называть заимкой Тиши, так как скорость реки в этом месте имеет замедленное течение.

С бадашком. В Тишах в 1920-е годы была лишь лыковская заимка. С появлением в тех местах отрядов ЧОН крестьяне стали переселяться к Лыковым.

Из заимки выросла деревня в 10-12 дворов. В 1929 году во время коллективизации в Тишах появился Константин Куколыциков с поручением создать рыболовецко-охотничью артель. Лыковы ушли дальше в отшельничество на приток Большого Абакана — Каир-су.

Из Тишей уехали потому, что артель рыбалъна завелась, расхождения в вере не было. Фёдор Иванович Самойлов, выросший в Тишах вместе с Карпом Иосифовичем, подтверждает, что именно из-за неприятия порядков в только что созданном колхозе «Пограничник» Лыковы откочевали вверх по Абакану. Но они поддерживали связь с тишинцами.

Из шестерых сестёр Карпа Иосифовича четверо умерли малолетними, две сестры — взрослыми. Бабушка Раиза молилась Богу, чтобы Бог при жизни прибрал всех её детей. Агафья Карповна поясняет: Хотела плод свой отдать Богу.

По воспоминаниям Анисима Никоновича Тропина, родственника по материнской линии, три брата Лыковых, Степан, Карп и Евдоким, приходили в Тиши в 1932 году, там был общий молебный дом. Мотаковой Братья Карпа Иосифовича рано ушли из жизни. Брат Степан умер от болезни, а така болесь — кто только маленько понастудится, так и прилипала… Евдокима убили в лихую годину: Пришли охранники заповедника и пограна за ними.

Евдоким в это время ссадил сеть, оне прихватили эту сеть, взяли для себя. Ружжо было не прибрано, ружжо взяли, ну это всё собрали... Братья побежали, охранники выстрелом ранили Евдокима в живот.

Позже охранники говорили: На ём обутки хороши на Евдокиме. Похоронил Карп Иосифович брата, сам чудом остался в живых. Он вспоминает, как стоял под дулом ружья и читал молитву.

Из большой семьи остался в живых только Карп Иосифович. Вера в Бога, трудолюбие, природная смекалка помогли ему выжить и спасти семью. После создания Алтайского заповедника семье предложили покинуть территорию охраняемой зоны.

В 1935 г. Лыковы с Каир-су ушли к родне на Алтай. Затем выкопали землянку в 2-х километрах: Возле двери одно окно, три стены, они все в земле, а это вход снаружи в избу, дверь, и окошко возле двери.

Охотились, скот не держали, сено не косили. Лыковы жили своим хозяйством, на пушнину меняли соль, сеяли лён и коноплю, изо льна нити делали, сети рыбацкие вязали, из конопли получали домотканые вещи, покупного ничего не было, всё сами шили: и бродни, и одежду, шапки. На Лебеде два года жили по фатерам, землянуха была исо сделана.

Вернулся Карп Иосифович с женой и старшим сыном Саввином с Алтая на Большой Абакан в 1937 году: с Лебедя пришли на Прилавок равнинное место в горах , 3-4 километра выше Каира против ручья. На Прилавке гадов 5 прожили, тада сюды на Еринат, тятя адин две весны тут садил. Местечко на речке Еринат в верховьях Большого Абакана было присмотрено Карпом Иосифовичем и братом Евдокимом ещё раньше, во время охоты.

С 1937 года внешние связи у семьи почти прекратились. Мотаковой В семье родились четверо детей, все остались живы. Карп Иосифович с Акулиной сумели уберечь детей от голода и болезней.

Не единожды меняя место жительства в поисках уединения, обосновались на речке Еринат. Агафья Карповна родилась на Еринате в 1945 г. В 1945 году, после прихода на заимку пограничников в поисках дезертиров, семья перекочевала на другой приток Большого Абакана — Сок-су.

Первую зиму, пока строили избу, прожили в шалаше. Там их и увидели геологи в конце 1970-х годов. К этому времени у Лыковых на Сок-су было две избы в девяти километрах одна от другой: верхняя на речке и нижняя в северу.

Лыковы вернулись на Еринат в 1987 г. Жилось семье всегда трудно, особенно в 30-40-е годы: питались травами, корни и листья в хлеб толкли, в варево клали. Употребляли едовы травы, такие как кипрей, резунка, потнишник, саранка.

Так поступали и с берёзовым корьём. Баданные корни месяц в реке отмачивали, отваривали, сливали семь вод, чтобы вывести горечь.

Осталось только решить вопрос с их доставкой в заимку, где проживает Лыкова. Ведь известно о том, что дорог там нет.

Поэтому, скорее всего, придется отправлять материалы по реке. Но строительство нового дома — это не единственная услуга миллионера бабушке Агафье. Олег Дерипаска уже отправил отшельнице необходимый запас продуктов и зимние вещи. Также он приставил к ней помощника, который будет заботиться о бабушке зимой.

В возрасте 5-ти лет Агафья прошла тот старинный обряд крещения, который существовал до раскола церкви в 17 веке, выучила церковный устав того времени. Тяжелая жизнь в таежном лесу, среди гор и рек, только укрепила ее веру в Бога. Основными продуктами питания Агафьи являются ягоды, грибы, зерновые культуры и корнеплоды, которые выращиваются на их собственном огороде. Ее рацион также включает рыбу, которую она сама ловит, а также мясо местных животных. Охотиться на дичь она научилась у своего отца, и у нее до сих пор есть старое охотничье ружье, переданное от него. Агафья сама делает одежду, используя пряжу, которую она изготавливает из конопляного волокна. Личная жизнь у Агафьи не сложилась, она не вышла замуж, а также не стала матерью. В 1990 году она приняла постриг в женском старообрядческом монастыре и дала обет безбрачия. Однако из-за разногласий с духовными лицами церкви, Агафья вернулась в свою хижину вскоре после вступления в монастырь, она не пробыла там и года.

Каждый год ей все сложнее справляться с хозяйственными делами самостоятельно, и поэтому отшельница с благодарностью принимает помощь от чиновников, поддерживающих постоянную связь с ней, а также от рыбаков и охотников, случайно оказывающихся в этих местах. Несмотря на все трудности таежной жизни, Лыкова не желает оставлять свои родные места.

Агафья Лыкова отшельница семья староверов видео биография история

Семья Агафьи происходила из староверов часовенного согласия. Часовенное согласие в начале 1920 годов было присоединено к белокриницкой иерархии. Дед Агафьи был священником белокриницкой иерархии, его в начале 1920-х замучили до смерти безбожники, устанавливавшие в тех краях советскую власть: старика засунули в бочку с гвоздями на стенках и начали катать по земле пока он не умер. Ее родители с конца 1930 годов бежали в таежную глушь из-за гонений на веру. Семья жила в полной изоляции от цивилизации. После 1946 года постоянным местом жительства Лыковых стал берег притока Абакана реки Еринат. В своей семье Агафья была самой младшей и самой грамотной из всех, так, ей поручали ведение домашней церковной службы.

Агафья Лыкова в молодости О том, что в тайге живет такая семья, стало известно в 1978 году, когда на заимку Лыковых совершенно случайно вышли геологи, которые исследовали этот район Сибири. В советские годы в СМИ нередко появлялись публикации, обвинявшие Лыковых в религиозном фанатизме и невежестве. Появились и другие статьи, книги, подчас полные небылиц, слухов о сибирских робинзонах. Агафья Лыкова с отцом В момент открытия учёными хутора Лыковых семья состояла из пяти человек. В октябре 1981 года умер брат Агафьи Димитрий, в декабре скончался второй брат Савин, а ещё через 10 дней умерла единственная сестра Агафьи - Наталия. По одной из версий, скончались от голода, по другой - из-за болезни высказывались версии, что на их здоровье могло повлиять общение с геологами, которые занесли один из штаммов гриппа, к которому у живших изолированно от общества Лыковых не было иммунитета.

В течение семи лет Агафья жила вместе со своим отцом Карпом Осиповичем, который скончался 16 февраля 1988 года. После смерти отца Агафья связалась со своими родственниками, отношения с которыми, однако, так и не сложились. В 1990 году Агафья Лыкова переехала в старообрядческий женский монастырь, принадлежащий часовенному согласию, и прошла через чин «накрытия» пострижения в монахини.

Чага — древесный гриб — его отшельница считает лекарством от всех болезней. На сотни километров нет ни души — почти. Бывает, всю зиму ходит», — говорит Агафья.

В конце 70-х фотоловушек не было — леса на юге Хакасии исследовали группы учёных. Настоящей сенсацией тогда стала найденная семья отшельников-старообрядцев Лыковых, которые, скрываясь от религиозных гонений, полвека жили в полной изоляции от внешнего мира. Ели рыбу, орехи, выращивали картофель и с ним даже хлеб пекли. Заметки, написанные по рассказам, воспоминаниям и наблюдениям за жизнью Агафьи легли в основу книги Пескова "Таежный тупик", 1983 «Ячменную солому толкли, березовую кору. Всё там. Репа, редька, мякина да картофельные листы, вот эта ботва.

Полный голод», — рассказывает отшельница. В итоге не голод, а болезни, занесённые с Большой земли, убили почти всю семью. При входе в избушку к отшельнице висит предупреждение: «В этот дом без моего разрешения не входить и переписи никакой не делать». У Агафьи неоднократно была возможность вернуться жить к людям — у неё и родственники дальние нашлись, и в старообрядческий монастырь звали, но она всё равно каждый раз выбирала одиночество. Фото: Николай Щербаков KP. RU «Да там дышать нечем.

Машины — вообще страшно. Они врачи». В новом доме разложены камни с узорами — главные игрушки детства отшельницы, которыми она делится на прощание. Главное, что Агафья выносит из таких встреч — это простое человеческое общение, которого ей всё-таки не хватает. И пусть внешний мир чужой неизведанный, она продолжает за него молиться каждый день. От молитвы Господь даёт здравия и помощи», — говорит на прощание Агафья Лыкова.

В преддверии Нового 2022 года фото: медиагруппа Юг Сибири Справка Агафья Лыкова родилась 17 апреля 1944 года в семье староверов часовенного согласия — Лыковых, бежавших в труднодоступные места сибирской тайги от гонений на веру.

А мы в свою очередь с нетерпением ждем новых статей и сюжетов о жизни этой милой старушки. Агафья Лыкова: биография Род семьи Лыковых происходит из села Тиши, находящегося неподалеку от Абакана. Самые ранние сведения, касаемые предков Агафьи датированы 1917 годом, именно в этот период на всей территории России специальные государственные отряды занимаются поиском неугодных государству деятелей. Именно в этот период Карп Осипович Лыков принимает решение о переселении вместе со своими братьями в места, наиболее удаленные от цивилизации, на Алтай. Прожив там некоторое время, Карп Лыков встречает там будущую жену и мать Агафьи - Акулину. В середине 20х годов Карп со своей невестой возвращается обратно в Хакассию и у них рождаются дети.

Два мальчика и две девочки: Савин родился около 1926 года , Наталия род. Даты рождения детей были установлены со слов Агафьи, поэтому имеют приближенные значения к вероятным годам рождения, в свою очередь, как дата рождения самой Агафьи доподлинно известна - 17 апреля 1944 года. В конце 30х годов военной полицией был убит брат Карпа Лыкова - Евдоким. Вся трагическая картина разворачивалась на глазах у Карпа и произвела на него сильное эмоциональное потрясение, после чего глава семейства Лыковых с женой Акулиной и двумя маленькими детьми уходит в дебри тайги. В плоть до 45го года о них ничего не было слышно, за это время в их семье родились Дмитрий 1940 году и Агафья 17 апреля 1944 года. Как нашли Лыковых в тайге? В послевоенное время по все стране стали действовать банды уголовников и мародеров из-за чего милицией велась активная работа по поимке преступников.

Именно в это время осенью 45го года на семью старообрядцев в тайге наткнулся один из отрядов милиции. Никакого конфликта с милицией у Лыковых не было. Карп решает как можно скорее сменить уже обжитое за несколько лет жилище и всей семьей уйти еще дальше в тайгу подальше от цивилизации. В это время маленькой Агафье едва исполнилось 1,5 года. Новая стоянка была выбрана в истоках реки Еринат. Именно здесь отшельница Агафья Лыкова, биография которой описана во многих научных журналах, и провела все свои сознательные годы жизни. Суровый климат и отдаленность от внешнего мира заставили ее и родных проявить навыки выживания.

Чем питались в тайге? Много численные экспедиции в своих трудах отмечали насколько развито было агрохозяйство в семье отшельников-старообрядцев. Основной выращиваемой для пропитания культурой был картофель, к нему относились с особой заботой и трепетом. Огород располагался на южном склоне горы, чтобы растения получали больше тепла и света, угол наклона которой составлял более 45 градусов. Помимо картофеля в рацион Лыковых входил и ячмень, его удалось развить всего из одного колоска, чудом оказавшегося в вещах Акулины.

На заимку пожаловали сотрудники ОГПУ. Старообрядцы копали картошку в огороде. Испугавшись людей в форме, бросились к дому. Сзади раздался окрик: "Стой!

Стрелять буду! Отец Агафьи — Карп Осипович Лыков. В тот год его снова нашли сотрудники НКВД. Вели себя сдержанно, расспрашивали про Евдокима, но после их ухода Карп в тревоге увёл семью на уже заброшенную Кержакскую заимку. Ещё одну попытку вернуть староверов в мир предприняли в 1940 году: Лыкова обещали устроить наблюдателем на кордон. А он подумал и снова ушёл в лес. В 1946 году топографы видели его на реке Еринат. В 1948 году там же старообрядцев встретила группа туристов, но Лыковы исчезли и на этот раз — на долгих 30 лет. Детство Агафьи О жизни в отшельничестве известно мало.

Второй сын Лыковых, Дмитрий, родился в 1942 году, младшая, Агафья, — в 1944-м. Жили трудно, на подножном корму. Огнестрельного оружия не было. Мужчины ставили силки и ямы-ловушки на зверя, рыбачили; женщины собирали черемшу, грибы-ягоды. Разводили огород, сажали картошку, лук, репу, горох. Из конопли ткали одежду на станке. Сами шили: мешок с дыркой для головы и с поясом. Летом ходили босиком, зимой — в лаптях или в кожаной обуви. Агафья в молодости.

Горные путешествия Хлеба младшие дети не знали, муки не видели. Хлеб пекли из картошки. Из кедрового ореха делали молоко — ядра перетирали и смешивали с водой. Когда в тайге был неурожай, семья голодала. Бывало и так, что ели берёзовые опилки. В один из таких голодных периодов, в 1962 году, скончалась мать Агафьи — Акулина. Почему Агафья стала отшельницей Выбора у неё не было — Агафья родилась в лесу, вдали от людей. Перед чужими людьми и неведомым миром всегда робела. Можно подумать, что Лыков детей держал в лесу насильно, но это не так.

В семье царила любовь. Агафья очень любила отца, он был для неё всем, и брата Дмитрия, с которым в детстве делила игры.

Как сейчас живет отшельница Агафья Лыкова, которую чуть не заразила ковидом питерская блогерша?

Вот такой он, новый дом! Так что избу собрали в городе, а потом разобрали и доставляли по реке — аэролодками. Чтобы перевезти к Агафье все брёвна, понадобилось 18 рейсов! Бабушке Агафье уже 77, здоровье подводит. Поэтому её много лет опекают инспекторы заповедника «Хакасский», на территории которого находится знаменитая заимка Лыковых. На прошлой неделе Карповна принимала гостей с большой земли фото: Виктор Непомнящий Приезжают волонтёры и помощники по хозяйству. Иначе самой уже сладить трудновато. А перебраться поближе к людям, в деревню или город, попросту не может.

Места суровые, но здесь она родилась, здесь вся её жизнь, как оставишь? Новый дом Агафьи Лыковой фото: zapovednik-khakassky. Он останется с ней на зиму». Правда, новым помощником Агафьи отца Георгия назвать сложно. Напомним, он жил рядом с отшельницей больше пяти лет. Георгий обитал в скромной постройке неподалеку. Домик Георгия в таёжном тупике фото: Данил Барашков Привезли отшельнице гостинцы и сюрпризы.

В их числе — небольшая солнечная батарея, чтобы можно было и телефон подзарядить, и свет включить, когда надо. Это подарок мецената Олега Дерипаски. Он оплатил и полёт вертолёта, и продукты и всё остальное. Письма для Агафьи фото: Виктор Непомнящий «Агафья, как обычно, обрадовалась гостям. Хотя она не одна, на заимке постоянно дежурит наш инспектор, он будет с ней два-три месяца. Иначе нельзя, всё-таки человек в возрасте, надо быть рядом. Но она помощь не отвергает, уже привыкла, — говорит Виктор Непомнящий.

Однако отшельница без конца набирала тревожную линию МЧС, и спасатели просто были вынуждены от нее отключиться. В 2016 году Агафья Лыкова лечилась в Таштаголе, потом вернулась к себе на заимку. В декабре 2018 года Агафья Лыкова сигнализировала о своем бедственном положении: она осталась без припасов на зиму. Женщина позвонила кинодокументалисту из Красноярска Андрею Гришакову, успела сказать успела лишь несколько слов о том, что у нее кончаются продукты, потом связь оборвалась.

Детей не имеет. Всю жизнь прожила девственницей. Лыкова Агафья доверчивая как маленький ребёнок, гостеприимная, открыта для общения. Она практически всегда по доброму улыбается людям.

Своему внешнему виду она никогда не уделяла внимания, так как больше заботится о духовном развитии. Её руки потемнели и сильно загрубели от постоянной и тяжелой работы с подсобным хозяйством. Держит Лыкова несколько коз и курочек. Отшельница занимается выращиванием овощей: картофель, морковь, репа, свёкла.

Одежду Агафья раньше вязала себе сама из конопляного волокна. Также в ходу были шкуры умерших или убитых животных. Позже в её гардеробе появилась одежда, купленная в магазине или сшитая ею из фабричной ткани. Особенно из современной одежды Агафья ценит резиновые сапоги, варежки, шерстяные носки.

Скажу просто. Сейчас в поповской церкви есть разные должности. Иеромонах, протоиерей, архиерей и т. Я не особо силен в церковных делах — прим. На ней был крест-восьмиконечник, внутри лежали тканевые коврики, висели несколько икон, стояли белые из чистого воска свечи.

Все эти вещи папенька с маменькой забрали с собой, когда уходили в тайгу. Хлебного не было и соли. Делали ловчие ямы, загоняли туда диких зверей, ловили птиц, рыбу. Мясо, рыбу сушили, вялили. Все, что мы ели, было безвкусно из-за отсутствия соли.

Огнестрельного оружия не имели до конца 70-х годов. А папенька встретил с радостью и настороженностью. Мы с большой радостью, так как они нам дали соли, печенья, две банки сгущенного молока. Это хорошо. А вот плохо, что стали давать братьям, сестре, папеньке огненную воду спирт- прим.

Потом и он умер в 1988 году — прим. Здесь у меня семейный погост. Да и страшно было ехать туда, к людям. У геологов, которые кружились постоянно в наших местах, я выпросила, чтобы они меня взяли с собой в вертолет. Таким образом я оказалась в больнице города Кемерово.

Обо мне узнал губернатор Аман Гумерович Тулеев и все организовал. Меня прописали в этом городе, оформили пенсию, подлечили.

Не принимает Агафья мыла и спичек. Они привозят Лыковой запас продуктов и заготавливают дрова на зиму. Узнав об этом, журналист Павел Селин загорелся идеей снять документалку о Лыковой. В 2021 году на фестивале документального кино "КрымДок" его фильм "Агафья" стал лучшим в номинации телевизионных фильмов.

Он начинается с того, что молитва отшельницы спасает пассажиров вертолёта, в который попала птица. Экспедиция терпит крушение на берегу Коэтру, но все остаются невредимы. В фильме кратко рассказывается история Лыковых, отшельница и журналисты посещают могилы её родных, восстанавливают порушенные медведем кресты. Документальная картина показывает не только быт отшельницы, но и рассказывает о её мировоззрении: "Что этот ваш город? Одна копоть. Есть только один город — Горний Иерусалим, который Христос после воскресения основал".

Родом из Евангелия", "Агафья. Вся жизнь — аскетический подвиг", "10 дней в Святой Руси", "Агафья Лыкова о своей жизни". В 2019 году вышел фильм канала "Мир" — "Одна дома". В 2023 году должен выйти фильм старообрядцев "Агафья и Сонечка", в котором они постараются показать духовную составляющую жизни Лыковой. Иконы в доме сибирской отшельницы Агафьи Лыковой. Агафья не раз сильно болела, и помочь ей было некому.

Однажды она заболела так, что очень жалела о том, что одна. Выручало подаренное кем-то пуховое одеяло — им и спасалась от холода, пока не выздоровела. А осенью 2022 года отшельница свалилась с коронавирусом. Температура под сорок, боль в суставах и мышцах, сильная слабость. Даже картошка осталась не выкопанной. После болезни случилось несчастье — стала дрожать левая рука.

Пожар Годом ранее на заимке из-за свечи случился пожар. Загорелось две хозпостройки, огонь затронул и старый дом Лыковой. К счастью, на месте оказались трое посторонних — приехали забрать друга, гостившего у отшельницы. Новый дом Лыковой удалось отстоять. Это не первый пожар в тайге. Агафья уже рассказывала, как однажды на заимке загорелось дерево от удара молнии.

К счастью, вся семья была дома и пожар удалось потушить. Ликвидация последствий пожара в поселении сибирской отшельницы Лыковой в 2021 году. Пройти обследование отшельница отказалась, но сказала, что опухоль появилась 26 лет назад. Врачу оставалось лишь предположить, что это не онкология, а доброкачественное образование — липома. Сибирская отшельница Агафья Лыкова.

Спасение в уединении

  • Как отшельница Агафья Лыкова готовится к Новому 2022 году
  • Мама Агафьи Лыковой Акулина - YouTube
  • Личность эпохи
  • Мама Агафьи Лыковой Акулина - YouTube
  • Как живет сейчас Агафья Лыкова
  • Агафья Лыкова: живучая отшельница из таежного тупика

Как отшельница Агафья Лыкова готовится к Новому 2022 году

Мать Агафьи, Акулина Карповна, умерла в 1961 году когда выдался неурожай. Агафья одна из трёх детей старообрядцев Акулины и Карпа, мать её умерла в 1961 году, а семья продолжала жить в таёжной глуши. Мать Агафьи Карповной Акулина скончалась в 1961 году. Агафья Карповна Лыкова – последняя, кто остался в живых из древнего рода, который уже на протяжении многих десятилетий не признает мирской суеты и не хочет возвращаться в социум.

Как живет в сибирской тайге самая известная отшельница России

В семье сохранялось главенство отца, тогда как домашнее хозяйство вела мать — Акулина Карповна. Фото: Илья Питалев /РИА Новости. Фотографии, подробно о семье, видео, последние новости 2024 на портале Узнай Всё. Мать Агафьи, Акулина Карповна, скончалась в 1961 году. Открытие семьи Лыковых для цивилизации состоялось в 1978 году. Агафья Лыкова родилась в семье староверов часовенного согласия — Лыковых, бежавших в труднодоступные места сибирской тайги от гонений на веру. Отец — Карп Осипович Лыков, мать — Акулина Карповна. Агафья Карповна Лыкова – последняя, кто остался в живых из древнего рода, который уже на протяжении многих десятилетий не признает мирской суеты и не хочет.

Как сейчас живет отшельница Агафья Лыкова, которую чуть не заразила ковидом питерская блогерша?

Ечменъ в речке посеем, он не дойдёт, а салома-то вырастет, в ступе тада толкли солому. Ну, тада посеял гарох, в горохе адин каласок только пшетща-то. Етот каласок-то тада пшеницу и развели, да ишо голого ячменя вон каласок адин тоже подобрал, да ат аднаво каласка развели. Трапезничает рис. Мотаковой Легче становилось летом, появлялись грибы, ягоды, кедровые шишки. В голодную пору несозревшие шишки пекли и ели с мездрой: ежлих много наесса, сердце давит. Из орехов готовили кедровое молоко. Собирали ягоды: чернику, смородину, бруснику. На зиму сушили грибы и лук, в варево клали. Когда с Лебедя зашли, берёзовы опилки ели. Была мука заготовлена ржана, и зерно было.

Медведь всё нарушил. Вышли тада, голот, берёзовы апилки ели, карьё берёзово да баданны корень. Там боле нисё, травы нету на Прилавке. Мясо появилось, по воспоминаниям Агафьи, когда подросли братья. Акулина Карповна, мать Агафьи, умерла в голодный неурожайный 1961 год на 60-м году жизни. Она, спасая детей, сама недоедала. В то время Карпа Иосифовича дома не было, с охоты он принёс восемь глухарей, но жены в живых уже не застал. К моменту «обнаружения» геологами таёжных жителей в семье было пятеро: глава семейства — Карп Иосифович, сыновья Саввин 45-и лет , Димитрий 36-и лет и дочери Наталья 42-х лет , Агафья 34-х лет. Дети с малых лет приучались к труду, прясть Агафья начала с пяти лет. Семья жила натуральным хозяйством, занималась рыболовством и охотой.

Сохранена культура земледелия, патриархальный уклад жизни. Лыковы выращивали свою картошку, этим спасались от голода. По оценкам исследований научного сотрудника Московского научно-исследовательского института картофелеводства О. Никаких вирусов в лыковском картофеле не было обнаружено. В тех местах очень хорошие почвенно-климатические условия, почва разрыхленная, много гумуса. Пользовались Лыковы инструментами собственного изготовления, похожими на мотыги, но более вогнутыми. Ими удобно обрабатывать землю на горных склонах, у Лыковых огород террасированный, и инструмент для обработки картофеля — гребок — они приспособили применительно к тем условиям. Таёжные жители в естественных условиях на практике приобрели опыт выращивания большого урожая картофеля: готовили картофель к посадке путём проращивания прогреванием в помещении, затем высаживали в грунт. Эффективность такого метода доказана наукой. Сеяли лён и коноплю, кустарным способом производили домотканое полотно.

Ткань была льняная и конопляная. Мужчины в семье носили рубашки-косоворотки, женщины -платья простого покроя. Повседневную одежду красили охрой, лиственничной корой, праздничную — жимолостью. Верхняя одежда утеплялась. Одежду Лыковы называли лапатиной. Мужчинам шили шапки кабарожьи. В теплое время ходили босые, на холод изготавливали сапоги из кожи домашней выделки и берестяную обувь. Береста была в большом употреблении в быту. Из бересты дратвой шили и обувь, и посуду. Обутки лыковские напоминают по форме лапти, шьются из нескольких слоев бересты.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля лапти из бересты названы как берестеники, берестяники, берещанки и берещаники [Даль 2000, I: 84 , Лыковы же их называли обутки. Агафье на седьмом году жизни Карп Иосифович сшил обутки из бересты, тежолы, — признается она. Вовнутрь клали сушёную траву потнишник, для этого запасали на озере осоку, загат? Из бересты шили также обувь, похожую на болотные сапоги. О них рассказывает Алексей Уткин охотник с Алтая, промышлявший в тех местах : У них так-то берестяные были болотные сапоги высокие. Вот подошвы в пять слоев, вот досюда в три слоя, вот досюда в два слоя, и всё это прошито узенькой полосочкой берёсты. Почему-то вода не протекает, всё очень плотно сделано. Посуду берестяную шили разную: туеса, чуманы и чумашки, ложки, поварёшки. В употреблении была и посуда, изготовленная из дерева ложки, миски, ступки.

Немногочисленные металлические предметы пилы, топоры, мотыги таёжные жители ценили и берегли. Для охоты копали ямы-ловушки. В тех местах из зверей обитают марал, лось сохатый , медведь, волк, росомаха, рысь, кабан польска свинья , лиса, заяц. Охотились только на зверей без когтей, зайца и медведя в пищу не употребляли, вера не позволяла. По представлениям староверов, зверь с когтями олицетворяет нечистую силу [Бойко, Самотик 1998: 63]. Мясо марала сушили — заготавливали на зиму. Занимались Лыковы и рыболовством. Через реку ставили заездки. Городить реку было трудно: работали в ледяной воде. Заездки надо было чистить постоянно, необходимо было убирать листву, сторожить днём и ночью.

Агафье приходилось одной караулить заездки, чтобы не сорвало их сильным ветром: рыба-то пока была, гарадили заездки, только вот этим ишо в голот-то… уш как на посном-то, тады не снесли. В наши дни Агафья Карповна с помощью гостей вновь возобновила «строительство» заездок, хотя продолжает ставить и сети. Рыбу она солит, сушит на зиму в печке, готовит рыбий жир, из сушёной рыбы варит варево. Соль Лыковы попытались добывать сами: землю отстаивали в воде, выпаривали, соли получалась щепотка, работали неделю. Продолжалось это «производство» недолго. Для медиков является загадкой выживание Лыковых без соли. Со слов фотографа Ю. Чернявского, одного из авторов первых фотоснимков семьи Лыковых, отсутствие соли в продуктах питания восполнялось употреблением вдовых трав, росших на солончаках. В благоприятные для семьи годы осуществлялся натуральный обмен с рыбаками и охотниками. Ошибочным является мнение, что Лыковы прожили в полной изоляции.

Местные жители старались не вмешиваться в их жизнь. По воспоминаниям разных людей можно восстановить картины встреч с таёжными жителями. По воспоминаниям Ф. Самойлова, два охотника в 1948 году встречались с Лыковыми в тайге.

Мой друг. Интересуется вашей жизнью, — сказал Ерофей. Старик настороженно сделал поклон в мою сторону: — Милости просим, милости просим… Пока Ерофей объяснял, где мы сели и как по-глупому заблудились, я мог как следует рассмотреть старика. Он уже не был таким «домоткано-замшелым», каким был открыт и описан геологами. Даренная кем-то войлочная шляпа делала его похожим на пасечника. Одет в штаны и рубаху фабричной ткани. На ногах валенки, под шляпой черный платок — защита от комаров. Слегка сгорблен, но для своих восьмидесяти лет достаточно тверд и подвижен. Речь внятная, без малейших огрехов, свойственных возрасту. Часто говорит, соглашаясь: «едак-едак…», что означает: «так-так». Слегка глуховат, то и дело поправляет платок возле уха и наклоняется к собеседнику. Но взгляд внимательный, цепкий. В момент, когда обсуждались виды на урожай в огороде, дверь хижины приоткрылась и оттуда мышкой выбежала Агафья, не скрывавшая детской радости от того, что видит людей. Тоже соединенные вместе ладони, поклоны в пояс. Так говорят блаженные люди. И надо было немного привыкнуть, чтобы не сбиться на тон, каким обычно с блаженными говорят. По виду о возрасте этой женщины судить никак невозможно. Черты лица человека до тридцати лет, но цвет кожи какой-то неестественно белый и нездоровый, вызывавший в памяти ростки картошки, долго лежавшей в теплой сырой темноте. Одета Агафья была в мешковатую черного цвета рубаху до пят. Ноги босые. На голове черный полотняный платок. Стоявшие перед нами люди были в угольных пятнах, как будто только что чистили трубы. Оказалось, перед нашим приходом они четыре дня непрерывно тушили таежный пожар, подступавший к самому их жилищу. Старик провел нас по тропке за огород, и мы увидели: деревья стояли обугленные, хрустел под ногами сгоревший черничник. И все это в «трех бросках камнем» от огорода. Июнь, который год затопляющий Москву дождями, в здешних лесах был сух и жарок. Когда начались грозы, пожары возникли во многих местах. Тут молния «вдарила в старую кедру, и она занялась, аки свечка». К счастью, не было ветра, возникший пожар подбирался к жилью по земле. А он все ближе и ближе… — сказала Агафья. Они уверены: это господь послал им спасительный дождик. И вертолет сегодня крутился тоже по его указанию. Когда улетела, а вы не пришли, опять улеглись. Много сил потеряли, — сказал старик. Наступило время развязать рюкзаки. Подарки — этот древнейший способ показать дружелюбие — были встречены расторопно. Старик благодарно подставил руки, принимая рабочий костюм, суконную куртку, коробочку с инструментом, сверток свечей. Сказав какое полагается слово и вежливо все оглядев, он обернул каждый дар куском бересты и сунул под навес крыши. Позже мы обнаружили там много изделий нашей швейной и резиновой промышленности и целый склад скобяного товара — всяк сюда приходящий что-нибудь приносил. Агафье мы подарили чулки, материю, швейные принадлежности. Еще большую радость вызвали у нее сшитые опытной женской рукой фартук из ситца, платок и красные варежки. Платок, желая доставить нам удовольствие, Агафья покрыла поверх того, в котором спала и тушила пожар. И так ходила весь день. К нашему удивлению, были отвергнуты мыло и спички — «нам это не можно». То же самое мы услыхали, когда я открыл картонный короб с едой, доставленной из Москвы. Всего понемногу — печенье, хлеб, сухари, изюм, финики, шоколад, масло, консервы, чай, сахар, мед, сгущенное молоко, — все было вежливо остановлено двумя вперед выставленными ладонями. Лишь банку сгущенного молока старик взял в руки и, поколебавшись, поставил на завалинку — «кошкам…». С большим трудом мы убедили их взять лимоны — «вам обязательно сейчас это нужно». После расспросов — «а где же это растет? На другой день мы видели, как старик с дочерью по нашей инструкции выжимали лимоны в кружку и с любопытством нюхали корки. Потом и мы получили подарки. Агафья обошла нас с мешочком, насыпая в карманы кедровые орехи; принесла берестяной короб с картошкой. Старик показал место, где можно разжечь костер, и, вежливо сказав «нам не можно» на предложение закусить вместе, удалился с Агафьей в хижину — помолиться. Пока варилась картошка, я обошел «лыковское поместье». Расположилось оно в тщательно и, наверное, не тотчас выбранной точке. В стороне от реки и достаточно высоко на горе — усадьба надежно была упрятана от любого случайного глаза. От ветра место уберегалось складками гор и тайгою. Рядом с жилищем — холодный чистый ручей. Лиственничный, еловый, кедровый и березовый древостой дает людям все, что они были в силах тут взять. Зверь не пуган никем. Черничники и малинники — рядом, дрова — под боком, кедровые шишки падают прямо на крышу жилья. Вот разве что неудобство для огорода — не слишком пологий склон. Но вон как густо зеленеет картошка. И рожь уже налилась, стручки на горохе припухли… Я вдруг остановился на мысли, что взираю на этот очажок жизни глазами дачника. Но тут ведь нет электрички! До ближайшего огонька, до человеческого рукопожатия не час пути, а 250 километров непроходимой тайги. И не тридцать дней пребывает тут человек, а уже более тридцати лет! Какими трудами доставались тут хлеб и тепло? Не появлялось ли вдруг желание обрести крылья и полететь, полететь, куда-нибудь улететь?.. Возле дома я внимательно пригляделся к отслужившему хламу. Копье с лиственничным древком и самодельным кованым наконечником… Стертый почти до обуха топоришко… Самодельный топор, им разве что сучья обрубишь… Лыжи, подбитые камусом… Мотыги… Детали ткацкого стана… Веретенце с каменным пряслицем… Сейчас все это свалено без надобности. Коноплю посеяли скорее всего по привычке. Тканей сюда нанесли — долго не износить. И много всего другого понатыкано под крышей и лежит под навесом возле ручья: моток проволоки, пять пар сапог, кеды, эмалированная кастрюля, лопата, пила, прорезиненные штаны, сверток жести, четыре серпа… — Добра-то — век не прожить! Сняв шляпу, он помолился в сторону двух крестов. Разглядел я как следует крышу хибарки. Она не была набросана в беспорядке, как показалось вначале. Лиственничные плахи имели вид желобов и уложены были, как черепица на европейских домах… Ночи в здешних горах холодные. Палатки у нас не было. Агафья с отцом, наблюдая, как мы собираемся «в чем бог послал» улечься возле костра, пригласили нас ночевать в хижину. Ее описанием и надо закончить впечатления первого дня. Согнувшись под косяком двери, мы попали почти в полную темноту. Вечерний свет синел лишь в оконце величиной в две ладони. Когда Агафья зажгла и укрепила в светце, стоявшем посредине жилья, лучину, можно было кое-как разглядеть внутренность хижины. Стены и при лучине были темны — многолетняя копоть света не отражала. Низкий потолок тоже был угольно-темным. Горизонтально под потолком висели шесты для сушки одежды. Вровень с ними вдоль стен тянулись полки, уставленные берестяной посудой с сушеной картошкой и кедровыми орехами. Внизу вдоль стен тянулись широкие лавки. На них, как можно было понять по каким-то лохмотьям, спали и можно было теперь сидеть. Слева от входа главное место было занято печью из дикого камня. Труба от печи, тоже из каменных плиток, облицованных глиной и стянутых берестой, выходила не через крышу, а сбоку стены. Печь была небольшой, но это была русская печь с двухступенчатым верхом. На нижней ступени, на постели из сухой болотной травы спал и сидел глава дома. Выше опять громоздились большие и малые берестяные короба. Справа от входа стояла на ножках еще одна печь — металлическая. Коленчатая труба от нее тоже уходила в сторону через стенку. Удивляюсь, как дотащили…» — сказал Ерофей, уже не однажды тут ночевавший. Посредине жилища стоял маленький стол, сработанный топором. Это и все, что тут было. Но было тесно. Площадь конурки была примерно семь шагов на пять, и можно было только гадать, как ютились тут многие годы шестеро взрослых людей обоего пола. Но часто разговор прерывался их порывами немедленно помолиться. Обернувшись в угол, где, как видно, стояли невидимые в темноте иконы, старик с дочерью громко пели молитвы, кряхтели, шумно вздыхали, перебирая пальцами бугорки лестовок — «инструмента», на котором ведется отсчет поклонов. Молитва кончалась неожиданно, как начиналась, и беседа снова текла от точки, где была прервана… В условный час старик и дочь сели за ужин. Ели они картошку, макая ее в крупную соль. Зернышки соли с колен едоки бережно собирали и клали в солонку. Гостей Агафья попросила принести свои кружки и налила в них «кедровое молоко». Напиток, приготовленный на холодной воде, походил цветом на чай с молоком и был пожалуй что вкусен. Изготовляла его Агафья у нас на глазах: перетерла в каменной ступке орехи, в берестяной посуде смешала с водой, процедила… Понятия о чистоте у Агафьи не было никакого. Землистого цвета тряпица, через которую угощение цедилось, служила хозяйке одновременно для вытирания рук. Но что было делать, «молоко» мы выпили и, доставляя Агафье явное удовольствие, искренне похвалили питье. После ужина как-то сами собой возникли вопросы о бане. Бани у Лыковых не было. Они не мылись. Агафья поправила деда, сказав, что с сестрой они изредка мылись в долбленом корыте, когда летом можно было согревать воду. Одежду они тоже изредка мыли в такой же воде, добавляя в нее золы. Пола в хижине ни метла, ни веник, по всему судя, никогда не касались. Пол под ногами пружинил. И когда мы с Николаем Устиновичем расстилали на нем армейскую плащ-палатку, я взял щепотку «культурного слоя» — рассмотреть за дверью при свете фонарика, из чего же он состоит. На этом мягком полу, не раздеваясь, мы улеглись, положив под голову рюкзаки. Ерофей, растянувшись во весь богатырский свой рост на лавке, сравнительно скоро возвестил храпом, что спит. Карп Осипович, не расставаясь с валенками, улегся, слегка разбив руками травяную перину, на печке. Агафья загасила лучину и свернулась, не раздеваясь, между столом и печкой. Вопреки ожиданию по босым ногам нашим никто не бегал и не пытался напиться крови. Удаляясь сюда от людей, Лыковы ухитрились, наверное, улизнуть незаметно от вечных спутников человека, для которых отсутствие бани, мыла и теплой воды было бы благоденствием. А может, сыграла роль конопля. У нас в деревне, я помню, коноплю применяли против блох и клопов… Уже начало бледно светиться окошко июльским утренним светом, а я все не спал. Кроме людей, в жилье обретались две кошки с семью котятами, для которых ночь — лучшее время для совершения прогулок по всем закоулкам. Букет запахов и спертость воздуха были так высоки, что, казалось, сверкни случайно тут искра, и все взорвется, разлетятся в стороны бревна и береста. Я не выдержал, выполз из хижины подышать. Над тайгой стояла большая луна... И тишина была абсолютной. Прислонившись щекою к холодной поленнице, я думал: наяву ли все это? Да, все было явью. Помочиться вышел Карп Осипович. И мы постояли с ним четверть часа за разговором на тему о космических путешествиях. Я спросил: знает ли Карп Осипович, что на Луне были люди, ходили там и ездили в колесницах? Старик сказал, что много раз уже слышал об этом, но он не верит. Месяц — светило божественное. Кто же, кроме богов и ангелов, может туда долететь? Да и как можно ходить и ездить вниз головой? Глотнув немного воздуха, я уснул часа на два. И явственно помню тяжелый путаный сон. В хижине Лыковых стоит огромный цветной телевизор. И на экране его Сергей Бондарчук в образе Пьера Безухова ведет дискуссию с Карпом Осиповичем насчет возможности посещения человеком Луны… Проснулся я от непривычного звука. За дверью Ерофей и старик точили на камне топор. Еще с вечера мы обещали Лыковым помочь в делах с избенкой, сооружение которой они начали, когда их было еще пятеро. Разговор у свечи В этот день мы помогали Лыковым на «запасном» огороде строить новую хижину — затащили на сруб матицы, плахи для потолка, укосы для кровли. Карп Осипович, как деловитый прораб, сновал туда и сюда. После обеда работу прервал неожиданный дождь, и мы укрылись в старой избушке. Видя мои мучения с записью в темноте, Карп Осипович расщедрился на «праздничный свет»: зажег свечу из запаса, пополненного вчера Ерофеем. Агафья при этом сиянии не преминула показать свое уменье читать. Спросив почтительно: «Тятенька, можно ль? Показала Агафья нам и иконы. Но многолетняя копоть на них была так густа, что решительно ничего не было видно — черные доски. Говорили в тот вечер о боге, о вере, о том, почему и как Лыковы тут оказались. В начале беседы Карп Осипович учинил своему московскому собеседнику ненавязчивый осторожный экзамен. Что мне известно о сотворении мира? Когда это было? Что я ведаю о всемирном потопе? Спокойная академичность в беседе окончилась сразу, как только она коснулась событий реальных. Царь Алексей Михайлович, сын его Петр, патриарх Никон с его «дьявольской щепотью — троеперстием» были для Карпа Осиповича непримиримыми кровными и личными недругами. Он говорил о них так, как будто не триста лет прошло с тех пор, когда жили и правили эти люди, а всего лишь, ну, лет с полсотни. О Петре I «рубил бороды христианам и табачищем пропах» слова у Карпа Осиповича были особенно крепкими. При этом слове многие сразу же вспомнят живописное полотно в Третьяковке «Боярыня Морозова». Но это не единственный яркий персонаж раскола. Многолика и очень пестра была сцена у этой великой драмы. Царь вынужден был слушать укоры и причитания «божьих людей» — юродивых; бояре выступали в союзе с нищими; высокого ранга церковники, истощив терпение в спорах, таскали друг друга за бороды; волновались стрельцы, крестьяне, ремесленный люд. Обе стороны в расколе обличали друг друга в ереси, проклинали и отлучали от «истинной веры». Самых строптивых раскольников власти гноили в глубоких ямах, вырывали им языки, сжигали в срубах. Граница раскола прохладной тенью пролегла даже в царской семье. Жена царя Мария Ильинична, а потом и сестра Ирина Михайловна не единожды хлопотали за опальных вождей раскола. Из-за чего же страсти? Внешне как будто по пустякам. Укрепляя православную веру и государство, царь Алексей Михайлович и патриарх Никон обдумали и провели реформу церкви 1653 г. Переведенные с греческого еще во времена крещения языческой Руси киевским князем Владимиром 988 г. Переводчик изначально дал маху, писец схалтурил, чужое слово истолковали неверно — за шесть с половиной веков накопилось всяких неточностей, несообразностей много. Решено было обратиться к первоисточникам и все исправить. И тут началось! К несообразностям-то привыкли уже. Исправления резали ухо и, казалось, подрывали самое веру. Возникла серьезная оппозиция исправлениям. И во всех слоях верующих — от церковных иерархов, бояр и князей до попов, стрельцов, крестьян и юродивых. Таким был глас оппозиции. Особый протест вызвали смешные с нашей нынешней точки зрения расхождения. Никон по новым книгам утверждал, что крестные ходы у церкви надо вести против солнца, а не по солнцу; слово «аллилуйя» следует петь не два, а три раза; поклоны класть не земные, а поясные; креститься не двумя, а тремя перстами, как крестятся греки. Как видим, не о вере шел спор, а лишь об обрядах богослужения, отдельных и в общем-то мелких деталях обряда. Но фанатизм религиозный, приверженность догматам границ не имеют — заволновалась вся Русь. Было ли что еще, усугублявшее фанатизм оппозиции? Реформа Никона совпадала с окончательным закрепощением крестьян, и нововведения в сознании народа соединялись с лишением его последних вольностей и «святой старины». Боярско-феодальная Русь в это же время страшилась из Европы идущих новин, которым царь Алексей, видевший, как Русь путается ногами в длиннополом кафтане, особых преград не ставил. Церковникам «никонианство» тоже было сильно не по душе. В реформе они почувствовали твердую руку царя, хотевшего сделать церковь послушной слугой его воли. Словом, многие были против того, чтобы «креститься тремя перстами». И смута под названием «раскол» началась. Русь не была первой в религиозных распрях. Вспомним европейские религиозные войны, вспомним ставшую символом фанатизма и нетерпимости Варфоломеевскую ночь в Париже ночь на 24 августа 1572 года, когда католики перебили три тысячи гугенотов. Во всех случаях так же, как это было и в русском расколе, религия тесно сплеталась с противоречиями социальными, национальными, иерархическими. Но знамена были религиозные. С именем бога люди убивали друг друга. И у всех этих распрей, вовлекавших в свою орбиту массы людей, были свои вожди. В русском расколе особо возвышаются две фигуры. По одну сторону — патриарх Никон, по другую — протопоп Аввакум. Любопытно, что оба они простолюдины. Никон — сын мужика. Аввакум — сын простого попа. И оба поразительное совпадение! Никон в «миру» Никита родился в селе Вельдеманове, близ Нижнего Новгорода, Аввакум — в селе Григорове, лежащем в нескольких километрах от Вельдеманова… Нельзя исключить, что в детстве и юности эти люди встречались, не чая потом оказаться врагами. И по какому высокому счету! И Никон, и Аввакум были людьми редко талантливыми. Царь Алексей Михайлович, смолоду искавший опору в талантах, заметил обоих и приблизил к себе. Никона сделал — страшно подумать о высоте! Но воздержимся от соблазна подробнее говорить об интереснейших людях — Аввакуме и Никоне, это задержало бы нас на пути к Абакану. Вернемся лишь на минуту к боярыне, едущей на санях по Москве. Карп Осипович не знает, кто такая была боярыня Морозова. Но она, несомненно, родная сестра ему по фанатизму, по готовности все превозмочь, лишь бы «не осеняться тремя перстами». Подруга первой жены царя Алексея Михайловича, молодая вдова Феодосья Прокофьевна Морозова, была человеком очень богатым восемь тысяч душ крепостных, горы добра, золоченая карета, лошади, слуги. Дом ее был московским центром раскола. Долго это терпевший царь сказал наконец: «Одному из нас придется уступить». На картине мы видим Феодосью Прокофьевну в момент, когда в крестьянских санях везут ее по Москве в ссылку. Облик всего раскола мы видим на замечательном полотне. Похихикивающие попы, озабоченные лица простых и знатных людей, явно сочувствующих мученице, суровые лица ревнителей старины, юродивый. И в центре — сама Феодосья Прокофьевна с символом своих убеждений — «двуперстием»… И вернемся теперь на тропку, ведущую к хижине над рекой Абакан. Вы почувствовали уже, как далеко во времени она начиналась. И нам исток этот, хотя бы бегло, следует проследить до конца. Раскол не был преодолен и после смерти царя Алексея 1676 год. Наоборот, уход Никона, моровые болезни, косившие в те годы народ многими сотнями тысяч, и неожиданная смерть самого царя лишь убедили раскольников: «бог на их стороне». Царю и церкви пришлось принимать строгие меры. Но они лишь усугубили положение. Темная масса людей заговорила о конце света. Убеждение в этом было так велико, что появились в расколе течения, проповедовавшие «во спасение от антихриста» добровольный уход из жизни. Начались массовые самоубийства. Люди умирали десятками от голодовок, запираясь в домах и скитах. Но особо большое распространение получило самосожжение — «огонь очищает». Горели семьями и деревнями. По мнению историков, сгорело около двадцати тысяч фанатичных сторонников «старой веры». Воцарение Петра, с его особо крутыми нововведениями, староверами было принято как давно уже предсказанный приход антихриста. Равнодушный к религии, Петр, однако, разумным счел раскольников «не гонить», а взять на учет, обложить двойным казенным налогом. Одних староверов устроила эта «легальность», другие «потекли» от антихриста «в леса и дали». Петр учредил специальную Раскольничью контору для розыска укрывавшихся от оплаты. Но велика земля русская! Много нашлось в ней укромных углов, куда ни царский глаз, ни рука царя не могли дотянуться. Глухими по тем временам были места в Заволжье, на Севере, в Придонье, в Сибири — в этих местах и оседали раскольники староверы, старообрядцы , «истинные христиане», как они себя называли. Но жизнь настигала, теснила, расслаивала религиозных, бытовых, а отчасти и социальных протестантов. В самом начале образовались две ветви раскола: «поповцы» и «безпоповцы». Лишенное церквей течение «беспоповцев» довольно скоро «на горах и в лесах» распалось на множество сект — «согласий» и «толков», обусловленных социальной неоднородностью, образом жизни, средой обитания, а часто и прихотью проповедников. В прошлом веке старообрядцы оказались в поле зрения литераторов, историков, бытописателей. Интерес этот очень понятен. В доме, где многие поколения делают всякие перестройки и обновления: меняют мебель, посуду, платье, привычки, вдруг обнаруженный старый чулан с прадедовской утварью неизменно вызовет любопытство. Россия, со времен Петра изменившаяся неузнаваемо, вдруг открыла этот «чулан» «в лесах и на горах».

По дороге к заимке Лыковых Но бывали и голодные времена. В один из таких периодов, выпавший на 1961 год, умерла мать Агафьи. Трудности не пошатнули веру Лыковых, и возвращаться к людям семейство так и не стало. Агафья Лыкова. Неизвестная история Знакомство с людьми На момент встречи с геологами в 1978 году семья Лыковых состояла из главы семейства Карпа и детей — Савина, Наталии, Дмитрия и Агафьи. Обнаружено место проживания Лыковых было с вертолета. Геологи заметили прямоугольную площадку, которая явно не могла появиться в тайге сама, а рядом с нею — нечто похожее на жилье человека. Садиться прямо там они не решились, а приземлились в 15 километрах от заимки Лыковых. Заимка Лыковых Общаться с ними людям из внешнего мира сначала было непросто, так как речь Лыковых сильно отличалась от речи городских людей. Однако геологи были поражены интеллектом людей, которых изначально сочли дикими. Так, Дмитрий с большим интересом изучал технические новинки членов экспедиции, а Агафья демонстрировала отличное чувство юмора. Избушка Лыковых С тех пор люди, пораженные тем, как Лыковы выживают в диких условиях, начали приходить к ним и стараться чем-то помочь отшельникам. К сожалению, благие намерения принесли Лыковым не только пользу, но и горе. Семейство столкнулось с микробами и болезнями, к которым не было приспособлено, и в 1981 году, с разницей всего в несколько месяцев, братья и сестры Агафьи скончались. Агафья Лыкова о своей жизни. Часть 1 В 1988 году не стало и отца. Агафья очень его любила, уход родителя стал для женщины сильным ударом. Похоронив отца, Агафья осталась одна. Она часто ходит на могилу родителя, над которой установлен деревянный крест. Часть 2 Отшельница В 1990 году, вскоре после кончины отца, Лыкова на время перебралась в старообрядческий женский монастырь, где прошла постриг в монахини.

По утверждению Назарова, организм Карпа Осиповича справился с недугом только потому, что был «натренирован жизнью в миру». Агафья же выжила исключительно благодаря своей молодости. Возможно, если бы не визитеры из цивилизации, которые с 1978 года зачастили к Лыковым, все отшельники встретили бы старость так же, как Лыков-старший. Он скончался, когда ему было уже за 80. Семья Лыковых — муж, жена и четверо детей — жили вдали от людей несколько десятков лет. До ближайшего населенного пункта было от них около 250 километров. Обнаружение отшельников геологами в тайге стало настоящей находкой для ученых и изумлением для всего мира. Сейчас Агафья Лыкова осталась одна. Остается пожелать этой женщине доброго здоровья и долгих лет. На нашем сайте читайте также:.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий