В отличие от икон "первого" мастера, колорит "Благовещения" строится на сочетании спокойных неярких тонов. православные иконы, синайские, армянские, японские, коптские иконы, картины Благовещения Рублева. Устюжское Благовещение, Новгородская икона, вторая четверть XII век, Государственная Третьяковская Галерея.
Благовещенье: один из самых важных дней. Музей показал уникальную икону XIX века
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Когда празднуют Благовещение в 2024 году
- Благовещение в 2024 году — какого числа
- Праздник является один из главных в православной церкви.
- Икона «Благовещение»
- ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ. Самые известные иконы и традиции этого праздника
Благовещение в 2024 году: история и традиции праздника
Праздники в апреле Благовещение в 2024 году: история и традиции праздника Благовещение в православии входит в перечень двунадесятых праздников, то есть двенадцати важнейших после Пасхи. Фото: commons. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и сообщил ей благую весть — что она станет матерью сына Божия Иисуса Христа. Явление ангела к Марии описано евангелистом Лукой: «Радуйся Благодатная! Благословенна Ты между женами». Когда празднуют Благовещение в 2024 году Благовещение в православии входит в перечень двунадесятых праздников, то есть двенадцати главных. Его отмечают каждый год в один и тот же день, в православии это 7 апреля. Если считать от этой даты, получается, что между Благовещением и Рождеством которое, напомним, 7 января ровно девять месяцев — то есть, срок, который женщина вынашивает ребенка. У католиков соответственно днём благой вести считается 25 марта. Совпадение Благовещения и Пасхи называется Кириопасхой, но это бывает крайне редко.
Последний раз такое произошло в 1991 году, а следующая Кириопасха случится только в 2075-м. В ряде стран — причем, как на Западе, так и на Востоке — со дня Благовещения вели отсчет нового года. История и название праздника Собственно, название праздника — Благовещение — входит в обиход только с VII века тогда как сам праздник отмечается уже четырьмя столетиями раньше. До этого церковь обозначала его как «день приветствия», «возвещение», «Приветствие Марии», «Зачатие Христа», «Начало искупления» и т.
Ведь в тот момент, когда она соглашается выносить Божье дитя, она отдает себя Господу. И благодаря ее смирению и послушанию искупается грех Адама и Евы, а среди людей появляется Иисус, Бог во плоти.
Что такое Божественный план спасения? Божественный план спасения — это искупление грехов человечеством, которое Бог принял прежде создания мира и которое коренится в вечной любви к людям. Простыми словами, это путь от греха к благочестию и к Богу. Все события, описанные в Библии, относятся к плану. Это и создание Земли, и грех Адама и Евы, и рождение и смерть Иисуса. И именно праздник Благовещения стал перв ым тор жеством, символизирующим искупление греха человечества.
Кроме того, церковь считает , что, когда Мария ответила согласием на волю Божью и решилась выносить дитя, она ответила как бы от всего человечества. Так люди согласились принять милость Божью, милосердие и прощение. Важен именно факт добровольного согласия, потому что Бог не может противиться воле человека. Таким образом, Мария стала «второй Евой». Но если Ева ослушалась повеления Бога, то Мария приняла послание Гавриила и полностью отдала себя на волю Божию. Именно в Благовещение объединились человеческое и божественное начала.
И отражение они нашли в Божьем сыне Иисусе Благовещение в иконографии и искусстве О ва жности события в религии и в целом в культуре можно судить и по тому, насколько часто эти образы воплощены в искусстве. Явление ангела Гавриила Деве Марии — один из главных сюжетов живописи разных веков и течений. Например, их встречу часто изображали на византийских иконах, а также в скульптурах и живописи эпохи Возрождения. При этом образ Богоматери постоянно менялся. Только после Третьего Вселенского Собора , который прошел в Эфесе в 431 году, церковь официально признала Марию Богородицей. А все учения, где утверждалось, что она родила человека, а не сына Божьего, стали считать ересью.
После Собора почитание Богородицы усилилось. Художники и иконописцы стали создавать больше произведений с сюжетом Благовещения Раннехристианские творцы изображали Богоматерь величественной, чистой, непорочной. Этот образ усиливается в Средние века — правда, величие уходит. На смену ему приходят покорность, смирение. Эпоха Возрождения, в свою очередь, наделила Марию более реальными эмоциями: она стала испытывать испуг и смятение. Символика Благовещения Как и любой другой христианский праздник, Благовещение наполнено символами и смыслами.
Основные символы Благовещения Архангел Гавриил. Это путник или посланник.
Но как старица Елисавета, неплодная жена Захарии, связана со спасением рода человеческого? Связана тем, что она родит Предтечу Христова, который как воин будет идти впереди и возвещать о пришествии Воеводы. Неплодная старица могла родить только глашатая спасения, но не Спасителя. Она является точным образом ветхого мира, что был в летах преклонных и неплоден, не приносил урожая и плода, алкал и жаждал; образом иссохшего мира, который, подобно старому и иссохшему древу, мог еще каким-то чудом зазеленеть, сообщая о наступлении весны, - но никак не дать плод. В то время, как и во все времена, неплодная женщина чувствовала свое поношение, стыдясь и Бога, и людей, и самой себя. К чему брак, если у супругов нет детей? И Рай может стать для бездетных местом искушения и погибели, кольми паче земля. Бездетные супруги более всего стыдятся друг друга.
В очах друг друга они выглядят как покрытые зеленою листвой смоковницы без плодов и в глубине души своей боязливо и тайно ощущают на себе проклятие. И что самое горькое, как и в наши дни, они обычно подозревают друг друга в похоти и нечистоте, оба, вольно или невольно, считая свой брак узаконенною похотливостью и нечистотой, особенно если они еще и не ведают о Боге и не чувствуют на себе руки Божией. Потому бездетные браки коротки, а счастье в них - еще короче. Ибо ничто в мире не разочаровывает людей более, нежели бесплодное желание, уже удовлетворенное с избытком. Первоначальная заповедь Божия: плодитесь и размножайтесь Быт. Хотя бы они ее и не знали разумом, чрез учение - они не могут не знать ее сердцем, чрез чувство, поставленное неизгладимой печатью на всякую душу человеческую, как и все основные заповеди Божии. О скорби неплодных супругов достаточно известно как из Священного Писания, так и из повседневного опыта всех народов и всех времен. Однако чудом в те чудесные дни Елисавета зачала в своих летах преклонных. Те, кои и сами душою ощущают и языком исповедуют, что мир сей не может быть спасен иначе, кроме как чудом Божиим, обычно, когда чудо Божие явится, качают головами и не признают его, спрашивая себя: "Как это может быть? Тогда не могла бы родить ни плодовитая женщина, ни неплодная.
Но раз есть живый и всемогущий Бог, значит, все возможно; тем паче, что Бога не связывают законы природы, Им данные. Да свяжет ими не Себя, а других, не для того, чтобы ограничить Свое могущество, но чтобы сделать необходимой Свою милость. Точно так же орудие, которое человек смастерил своими руками, не ограничивает свободы человека работать так или иначе, используя орудие сие или не используя, - вот, и Богом сотворенный мир со своим законным устроением не ограничивает свободы Бога поступать так или иначе, в соответствии с Его милосердием и людскими потребностями. Будто рождающие рождают своею силой, а не Божией! Бог есть сугубый Ревнитель, когда речь идет о жизни, и Он наделяет ею, как хочет; жизнь зачинается, где Он хочет, и не зачинается, где Он не хочет. Оттого и бывает, что иногда молодые супруги, при исполнении всех законов природы, не имеют детей; иногда же престарелые супруги, вопреки законам природы, имеют детей. Живый Бог является единственным Владыкою жизни; и над тем, над чем Он властвует, не имеют силы ни природа, ни ее законы, а еще менее - знахари и колдуны, к которым часто обращаются за помощью неплодные женщины, не ведающие, что знахари и колдуны - служители не светлой Божественной силы, но темной силы бесовской. Человек ожидает чуда от Бога, а когда чудо приходит, не верует в него. Природа стала для человека древом искушения. Скрывшийся по причине наготы своей в тени природы, человек и хотел бы, чтобы посетил его Бог, и боится Божия посещения.
Когда Бог его не посещает, он жалуется, а когда посетит, он этого не признает. Как в Раю Адам был поставлен меж двух древ: жизни и познания - так потомки Адамовы снова поставлены меж двух древ: Бога как Древа Жизни и природы как древа познания. Да будет и ныне, как и тогда, испытана свобода человека, его послушание и его смирение. Да будет искушена мудрость человека. Да будет искушено сердце человека. Да будет искушена воля человека. Ибо, если бы не было искушений, не было бы и свободы. А не было бы свободы - не было бы и людей как людей, но было бы в мире лишь два вида камней: неподвижные камни и движущиеся камни. Все сии простые и ясные истины, которых души с земным разумом не ведают и не могут ведать из-за помраченности духовного зрения грехом, знала одна простая, но праведная старица, Елисавета. Потому она и не удивилась, зачав в старости своей, а сразу же привела готовое и единственное разумное объяснение своей неожиданной беременности: так сотворил мне Господь во дни сии.
А почему? Она еще и не ведает, а по смирению своему и не дерзает помыслить, сколь редкостен и велик будет плод чрева ее. Она не знает о той львиной роли в истории человеческого спасения, кою имеет сыграть ее сын: Пророк, Предтеча и Креститель. И не знает она глубинных смотрений Божиих, просчитанных до конца времен, и не проникает еще в то, как Бог бесшумно изводит эти смотрения чрез рабов и рабынь Своих, бесшумно и неспешно, но беспрепятственно и неудержимо. Ей известна лишь одна скромная и умилительная причина Божия благоволения к ней: так сотворил мне Господь во дни сии, - глаголет она, - в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. Чудо Божие она истолковала как знак Божией милости к себе. И это правда - но не вся. Если бы она истолковала чудо сие как знак Божией милости ко всему ветхому миру, бывшему неплодным, - тогда она сказала бы все. Се, этим чудом Бог приуготовлял другое, большее чудо, которым хотел снять поношение между ангелами со всего неплодного рода человеческого. В шестой же месяц послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
Здесь имеется в виду шестой месяц чревоношения Елисаветы, или шестой месяц от зачатия Иоанна Предтечи. Почему именно в шестой месяц? Почему не в третий, или пятый, или седьмой? Потому что сотворение человека было в день шестой, после сотворения всей природы. Христос есть Обновитель всей твари. Он приходит как Новый Сотворитель и как Новый Человек. В Нем все новое. При сем новом творении Иоанн является предтечею Христа примерно так же, как при первом творении Божием вся природа была предтечею ветхого Адама. Иоанн представляет пред Господом Иисусом Христом всю земную тварь вкупе с ветхим человеком, только в нем покаявшимся. От имени рода человеческого он предыдет пред Господом как покаянник и проповедник покаяния.
Еще этот шестой месяц, в который младенец Иоанн взыграл во чреве матери своей, соответствует шестому периоду времен, когда родился Спаситель, и шестой печати из Откровения апостола Иоанна Богослова Откр. Итак, в шестой месяц послан был ангел Гавриил от Бога. В великой драме первого творения прежде всего появляются ангелы: Вначале сотворил Бог небо и землю Быт. Под небом разумеются ангелы всех чинов небесной иерархии.
Передача состоялась в рамках проекта «Немецко-российский культурный диалог», направленного на совместный поиск и выявление утраченных музейных экспонатов как на территории России, так и на территории других стран. Доктор Коринна кур Королёв, курирующая Гатчинский дворец, сообщила о звонке доктора Юксток и её намерении вернуть икону. Научными сотрудниками была срочно проведена проверка инвентарных книг и дано подтверждение, что до войны образ действительно находился во дворце. После этого, благодаря помощи Департамента культурного наследия, были подготовлены документы для ввоза культурной ценности, что и было осуществлено 9 июля 2014 года.
В музее «Александровская слобода» рассказали о редких иконах Благовещения
На иконе Благовещения центральными фигурами выступают Дева Мария и архангел Гавриил. Новый рассказ о наших иконах посвящён редкой иконе «Благовещение» миниатюрного аристократичного письма первой трети XIX века. Большой выбор товаров из каталога Благовещенская Икона в интернет-магазине Благовещение в православии входит в перечень двунадесятых праздников, то есть двенадцати важнейших после Пасхи.
Благовещение в православии
- «Благовещение» Тиносская
- Благовещение в 2024 году: история и традиции праздника
- Правила комментирования
- Иконографическая справка
- ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ. Самые известные иконы и традиции этого праздника
- Благовещение Пресвятой Богородицы — Википедия
Икона Богородицы Благовещение Московская
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть, и всегда празднуется 7 апреля. По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года. Икона: БЛАГОВЕЩЕНИЕ Датировка: 19 век Размер: 130х107 мм Степень редкости: R9. Отреставрирован киот иконы Божией Матери Казанской.
7 апреля. Об иконах праздника Благовещения
Получив пурпур и багрянец, Она возвратилась в Свой дом и начала работу. Здесь Ей явился архангел Гавриил с благовестием о рождении Спасителя. Изображения Благовещения известны в искусстве с раннехристианского времени. Композиция кирилловской иконы воспроизводит иконографическую схему, которая появилась в искусстве Византии XIV века, а в XV веке получила широкое распространение на Руси. В качестве одной из ее ближайших иконографических аналогий можно указать образ конца XIV века, происходящий из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.
Наш сайт использует куки cookie , но это не страшно. Куки — это 10-15 килобайт полезной информации на вашем устройстве, позволяющей браузеру быстрее и точнее показывать наш сайт при неоднократном его посещении.
Ева была проклята, а Мария услышала от Гавриила слова «Благословенна ты». Считается , что роль Марии особенно важна и в Божественном плане спасения. Ведь в тот момент, когда она соглашается выносить Божье дитя, она отдает себя Господу. И благодаря ее смирению и послушанию искупается грех Адама и Евы, а среди людей появляется Иисус, Бог во плоти. Что такое Божественный план спасения? Божественный план спасения — это искупление грехов человечеством, которое Бог принял прежде создания мира и которое коренится в вечной любви к людям. Простыми словами, это путь от греха к благочестию и к Богу. Все события, описанные в Библии, относятся к плану. Это и создание Земли, и грех Адама и Евы, и рождение и смерть Иисуса. И именно праздник Благовещения стал перв ым тор жеством, символизирующим искупление греха человечества. Кроме того, церковь считает , что, когда Мария ответила согласием на волю Божью и решилась выносить дитя, она ответила как бы от всего человечества. Так люди согласились принять милость Божью, милосердие и прощение. Важен именно факт добровольного согласия, потому что Бог не может противиться воле человека. Таким образом, Мария стала «второй Евой». Но если Ева ослушалась повеления Бога, то Мария приняла послание Гавриила и полностью отдала себя на волю Божию. Именно в Благовещение объединились человеческое и божественное начала. И отражение они нашли в Божьем сыне Иисусе Благовещение в иконографии и искусстве О ва жности события в религии и в целом в культуре можно судить и по тому, насколько часто эти образы воплощены в искусстве. Явление ангела Гавриила Деве Марии — один из главных сюжетов живописи разных веков и течений. Например, их встречу часто изображали на византийских иконах, а также в скульптурах и живописи эпохи Возрождения. При этом образ Богоматери постоянно менялся. Только после Третьего Вселенского Собора , который прошел в Эфесе в 431 году, церковь официально признала Марию Богородицей. А все учения, где утверждалось, что она родила человека, а не сына Божьего, стали считать ересью. После Собора почитание Богородицы усилилось. Художники и иконописцы стали создавать больше произведений с сюжетом Благовещения Раннехристианские творцы изображали Богоматерь величественной, чистой, непорочной. Этот образ усиливается в Средние века — правда, величие уходит. На смену ему приходят покорность, смирение. Эпоха Возрождения, в свою очередь, наделила Марию более реальными эмоциями: она стала испытывать испуг и смятение. Символика Благовещения Как и любой другой христианский праздник, Благовещение наполнено символами и смыслами.
Во время строительных работ была обретена древняя икона Благовещения — удар лома разбил её надвое, однако изображения Пресвятой Девы и архангела Гавриила не пострадали. Стиль иконописи на этом образе — очень древний, довизантийский; есть версия что это одна из икон, написанных в I веке апостолом и евангелистом Лукой. С момента перенесения иконы в ещё строящуюся церковь по молитвам у неё стали происходить исцеления и случаи чудесной помощи, которые не прекращаются до сих пор. Пресвятая Богородица дарует свою милость не только православным, но и католикам и даже мусульманам, прибегающим к Ней с просьбой.
Благовещение
Об иконах праздника Благовещения, — священник Иоанн Халюта. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 2024 году православные верующие будут отмечать 7 апреля. "Икона с уникальной иконографией Благовещения 1696 года в настоящее время представлена в открытом фонде хранения древнерусского искусства Кирилло-Белозерского музея-заповедника. 493 предложения - низкие цены, быстрая доставка от 1-2 часов, возможность оплаты в рассрочку для части товаров, кешбэк Яндекс Плюс. На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии. Хотя считается, что наибольшей силой икона обладает в день праздника Благовещения, обращаться к Божьей Матери за помощью можно всегда.
Икона "Благовещение"
Не сразу зритель замечает, что на груди Богоматери изображен Христос Эммануил, Он словно проступает сквозь ткань. Мария прикрывает Младенца рукой, как бы защищая от мира, в котором ждут Его страдания. Вверху в синем полукруге также изображен Христос: Он восседает на престоле, окруженный пламенными серафимами и херувимами с золотыми рипидами. Так, на иконе дважды представлен Христос: в небесах, в предвечном существовании, и на земле, воплощающийся через Богоматерь. На тайну Боговоплощения указывает и моток пряжи, которую держит Богородица.
Дух в виде голубя. Сад Мадонны надёжно ограждён крепостной стеной. Ваза с лилией — в левом нижнем углу. Крупная кровать с раскинувшимся балдахином выполнена в ярко-красных, телесных оттенках багрянца Изображение Гавриила[ править править код ] Крылатый Гавриил изображается коленопреклонённым перед сидящей Девой вариант — архангел парит над землёй, нетвёрдо касаясь её ногой. Как правило, одна рука его поднята в приветствии, а другая — в благословляющем жесте.
Поза ангела восходит к изображениям вестника в античном искусстве. На древнейшем изображении Благовещения, фреске в римских катакомбах , архангел Гавриил изображён в виде римского официального вестника и оратора [42]. Крылья у ангела появляются лишь с V—VI веков [43]. В иконописи было принято, чтобы одно крыло оставалось простёртым за спиной, а другое — поднято в знак приветствия. Это символическое движение вошло в православный богослужебный строй и совершается диаконом при произнесении ектений.
Он поднимает правой рукой орарь — образ воздевания архангельского крыла в знак приветствия и почтения. В католичестве эта традиция не соблюдалась буквально. Если у архангела — скорбный лик и поза, выражающая его нерешительность и колебания, то это точно соответствует описанию настроения этого события в византийской гомилетике Андрея Критского , Иакова Коккиновафского [44]. Согласно Ерминии Дионисия Фурноаграфиота, Гавриил, стоя перед Марией, правой рукой благословляет её, а в левой руке держит расцветшую лилию. Изображение Марии[ править править код ] Мария может быть стоящей, сидящей или коленопреклонённой, сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы или делая какой-либо жест удивления.
Например, руки могут выражать сомнение кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила [45]. Рядом с Марией могут быть написаны её слова согласия Ecce ancilla Domini. Иногда они написаны вверх ногами, чтобы их было удобнее видеть Богу-Отцу. В православной иконографии Мария традиционно изображается стоящей в храме, немного наклонив голову. В правой руке Мария держит клубок шёлку, простирая левую к ангелу.
Между обеими фигурами может стоять какой-то ярко выраженный разделительный элемент, например, колонна или ваза с высоким побегом лилии в таком случае она становится центральной точкой картины как символ девственности. Также они могут быть разделены даже физически: на разных створках диптиха работа Боттичелли в ГМИИ им. Пушкина , Царских врат или на тимпанах арки, разделённые проёмом например, фрески Джотто в капелле Скровеньи , столбах храма Киевская София. В некоторых древних манускриптах фигуры располагались напротив друг друга по обе стороны текста. Практически полное отзеркаливание архангелом позы Девы и придание ему как можно более женственных черт — результат стремления ликвидировать какой-либо сексуальный аспект диалога «мужчина-женщина» и придать сцене максимально спиритуальное наполнение.
На переднем плане представлен иконографический вариант Благовещения, где архангел застал Марию за чтением. Необычно показан сюжет беседы Марии и Иосифа - персонажи этой сцены часто предстают в иконописи стоящими друг напротив друга. Здесь же представлен переработанный иконописцем традиционный сюжет Благовещения с пряжей. Ангел на иконе изображен летящим трижды: принимающим благословение Саваофа, несущим благую весть Марии и указующим путь к дому Иосифа и Марии. По одной из версий, праздник Благовещения Богородицы был установлен святителем Кириллом I, епископом Иерусалимским, в середине IV века.
Ее восстановили в облике XII века спустя 30 лет. Древние монастыри, посвященные Благовещению, находятся также в Нижнем Новгороде, в Киржаче Владимирской области и в Муроме. А самый известный храм, посвященный Благовещению, — Благовещенский собор Московского Кремля.
Самый крупный — город Благовещенск в Амурской области. Его назвали по наименованию первой заложенной в этих местах церкви — храма Благовещения Пресвятой Богородицы середины XIX века. Благовещение в искусстве, живописи и музыке Многие церковные и народные предания о Благовещении отразились в искусстве.
Праздник был одним из любимых сюжетов еще у средневековых живописцев. Так, событию посвящены всемирно известные триптихи итальянца Симона Мартина и голландца Робера Кампена. Необычно представлена сцена праздника на древнерусской иконе "Устюжское Благовещение".
На одеянии Богоматери запечатлен едва различимый лик Спасителя. Тем самым создатель образа хотел подчеркнуть, что именно с этого события начинается земная жизнь Христа. Евангельский сюжет привлекал и музыкантов.
Приветственная фраза архангела Гавриила легла в основу известного религиозного гимна — Ave Maria. К господским его отнесли после масштабной литургической реформы в XX веке. Официальным названием праздника стало "Благовещение Господа Иисуса Христа".
В католицизме Благовещение отмечается 25 марта.
Что мы видим на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы?
Примеры: все то же Устюжское Благовещение; прорись с иконы XVII века из коллекции Постникова. Вариант иконы "Благовещение Пресвятой Богородицы", на которой рядом с Пречистой Девой изображено раскрытое Священное Писание. Знаменитая икона Благовещение Пресвятой Богородицы, принадлежащая кисти известного православного иконописца, находится в иконостасе Благовещенского собора Московского. В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия. Такой извод мы видим в известной древнерусской иконе «Устюжское Благовещение», датируемой XII веком. На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Новая икона Благовещения Пресвятой Богородицы написана архимандритом Зиноном для Феодоровского собора. Такой извод мы видим в известной древнерусской иконе «Устюжское Благовещение», датируемой XII веком. Рассматривая события благовещения, святые отцы видят в Пречистой Деве пример идеального христианина. На иконе Благовещения центральными фигурами выступают Дева Мария и архангел Гавриил. Сегодня — Благовещение Пресвятой Богородицы, один из 12 главных православных праздников. Икона «Благовещение» из праздничного чина.
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы: описание, особенности
Работа по прядению пурпура выпала Ей в соответствии с преданием, по жребию. Символически это означает, что она из своей плоти и крови плетет плоть Сына Своего. Одновременно существует и другое более редкое изображение: Богоматерь, черпая воду из источника, оборачивается к летящему с вестью Архангелу. Согласно апокрифической традиции, Пречистая Дева впервые увидела Ангела у источника, из которого набирала воду, а уже само Благовещение то есть беседа с Архангелом Гавриилом произошло позже в доме. На Руси известно множество образов Благовещения Пресвятой Богородицы. В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная по своим размерам икона XII века, известная как «Устюжское Благовещение». Она происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была вывезена в Москву по приказанию Ивана Грозного. Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга. Согласно этому преданию, в 1290 году перед иконой Благовещения молился блаженный Прокопий Устюжский. Он просил Господа избавить Устюг от каменно-огненной тучи.
Во время молитвы юродивого икона замироточила, храм наполнился благоуханием, а на небе случилась перемена: черная туча, нависшая над городом, рассеялась. Вскоре пошел слух, что в то же время в 20 верстах от Устюга упали на землю раскаленные камни, вокруг которых долгое время не зарастали лесные гари. В честь чуда, связанного с иконой, установлено церковное празднество — «Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге» 8 21 июля. В связи с этим было выдвинуто предположение, что это и есть та самая икона Благовещения, которая была вывезена Иваном Грозным из Новгорода и хранилась в Успенском соборе. По благословению Великоустюжского архиепископа Гавриила с иконы в 1747 году была сделана копия, которую торжественно перенесли в Великий Устюг. Владыка Гавриил составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни святого Прокопия. В 1783 году в «Историческом описании» Успенского собора Московского Кремля архимандрит Александр Лёвшин кратко изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, так же связав ее почитание с памятью праведного Прокопия Устюжского. На иконе «Устюжское Благовещение» в лоне стоящей Богоматери изображен Христос, благословляющий правой рукой. Слева — Архангел Гавриил, обращенный к Богоматери и благословляющий Ее.
Академик В. Лазарев характеризует технику исполнения иконы следующим образом: В монументальных фигурах архангела Гавриила и Марии чувствуется основательное знание автором иконы современных ему образцов византийской живописи. Хотя фигуры несколько грузны, чем они отличаются от изображений на чисто греческих иконах, им свойственна строгая пропорциональность. Моделировка лиц отличается особой мягкостью. Колорит «Устюжского Благовещения» отличается в целом известной сумрачностью, что вообще типично для икон домонгольского времени. Благодаря этому списку возможно получить представление об изначальном виде иконы.
На списке нимбы и поля окрашены в розовый цвет, что позволяет предположить что изначально Устюжское Благовещение также имело эту особенность. Это подтверждается также тем, что цветные нимбы были характерны для новгородских икон данного периода, они присутствуют например на иконе великомученика Георгия из иконостаса Георгиевского собора Юрьева монастыря Новгород, XII век ; для Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, XVI век имеет многочисленные клейма на сюжеты земной жизни Богородицы и увеличенное изображение Ветхого Деньми, помещена второй иконой местного ряда иконостаса, слева от Царских врат ; для Благовещенского собора Московского Кремля, XVII век уменьшенный размер, клейма акафиста Богородице ; для Смоленского собора Новодевичьего монастыря; для Соловецкого монастыря, конец XVI — начало XVII века имеет фоновое изображение зданий, велум, позем в котором виднеется пещера с вертепом, указывающих место Рождения Христа; была храмовым образом церкви Благовещения над Святыми воротами, в настоящее время в музее-заповеднике «Коломенское». Иконография Сцена Благовещения на иконе представлена в редчайшем иконографическом изводе — со входящим в лоно Богоматери младенцем Иисусом. Использованы также апокрифические детали — красная пряжа в руках Девы Марии. В верхней части иконы изображён Ветхий Денми, восседающий на херувимах и восславляемый серафимами. Появление данного иконографического типа академик В.
Лазарев относит к послеиконоборческомупериоду и связывает с влиянием богослужебных текстов Синаксарь на 24 марта, богородичный гимн Октоиха. Дева Мария Мария изображена в винно-красном мафории лишён традиционных для её иконографии звёзд, но его край украшен золотой бахромой и темно-синем хитоне. Она стоит перед престолом от него уцелели лишь часть подножия и фрагмент золотой узорной ткани под ногами Богородицы. Лицо Богородицы изображено лишённым ярко выраженных чувств или эмоций, эта нейтральность выступает символом её смирения перед волей Бога. Её голова немного наклонена к явившемуся ей вестнику. На лице Марии видны румяна на щеках, лбу, верхних веках, на носу и шее.
В её левой руке моток красной пряжи возникла из рассказа апокрифического Протоевангелия Иакова , нить пропущена сквозь пальцы правой руки Богородицы и спускается вниз к несохранившемуся пряслицу на подножии. Правая рука Богородицы изображена с отставленным указательным пальцем, образуя подобие благословляющего жеста, которым она прикасается к нимбу младенца Христа. Младенец Иисус Богомладенец изображён фронтально в полный рост, «на персях у Пречистой вообразися и мало знати, аки в стекле». Тело Иисуса исполнено в красноватых тонах, что на фоне красного мафория Богородицы делает его фигуру как бы просвечивающей сквозь одеяние Марии. Правая рука младенца помещена строго в центре его фигуры и сложена вблагословляющем жесте, левая опущена вниз с широко и распластано раскрытой ладонью.
История иконы зафиксирована в Новгородской II летописи и др. XVI в. Вероятно, первоначально икона была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в 1-й четв. XVII в.
В Описи Успенского собора 1627 г. В течение XVII в. Легенда об устюжском происхождении иконы возникла на основании Жития прп. Устюга от побиения «каменным градом». Устюге этого образа дали основание предположить, что икона была вывезена в Москву по приказу царя Иоанна Грозного наряду с такими святынями, как каменная рельефная икона вмч. Прокопия Устюжского РГБ. По благословению великоустюжского архиеп. Гавриила с иконы в 1747 г.
Вскоре пошел слух, что в то же время в 20 верстах от Устюга упали на землю раскаленные камни, вокруг которых долгое время не зарастали лесные гари. В честь чуда, связанного с иконой, установлено церковное празднество — «Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге» 8 21 июля. В связи с этим было выдвинуто предположение, что это и есть та самая икона Благовещения, которая была вывезена Иваном Грозным из Новгорода и хранилась в Успенском соборе. По благословению Великоустюжского архиепископа Гавриила с иконы в 1747 году была сделана копия, которую торжественно перенесли в Великий Устюг. Владыка Гавриил составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни святого Прокопия. В 1783 году в «Историческом описании» Успенского собора Московского Кремля архимандрит Александр Лёвшин кратко изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, так же связав ее почитание с памятью праведного Прокопия Устюжского. На иконе «Устюжское Благовещение» в лоне стоящей Богоматери изображен Христос, благословляющий правой рукой. Слева — Архангел Гавриил, обращенный к Богоматери и благословляющий Ее. Вверху в центре, в синем полукруге неба с золотыми звездами изображен Ветхий деньми в голубом ореоле славы. Ветхий денми, Ветхий днями — символическое иконографическое изображение Иисуса Христа в образе седовласого старца. Он сидит на красном престоле, у подножия которого — красные Херувимы, а выше по бокам — красные Серафимы с золотыми рипидами. Ветхий деньми в левой руке держит свиток, а правой благословляет Марию — от руки к Ней исходит синий луч. Хитон Его голубой, гиматий бледно-зеленый. Архангел Гавриил в охряном с золотым ассистом хитоне и голубоватом гиматии, сквозь прозрачную ткань которого проступает оранжевый тон нижней одежды, приподняв голову с золотыми волосами, обращается с ораторским жестом к Марии. К концу его перекинутого через плечо гиматия прикреплено грузило, придающее отчетливость складкам. Пресвятая Богородица в винно-красном мафории и темно-синем хитоне стоит перед троном, застланным орнаментированной золотой тканью; как бы прислушиваясь, Она склонила голову к вестнику. Поверх мафория на Ее груди изображается Младенец Христос в темном нимбе, с зеленоватой повязкой на бедрах. В опущенной левой руке Богоматери — моток киноварно-красной пряжи, нить которой поддерживается Ее поднятой к груди правой рукой. Волосы Архангела исполнены золотым ассистом по темно-коричневой охре.