Новости человеческий капитал страны

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид. «Это солдаты, офицеры, показавшие в боевой обстановке настоящий характер, лидерские, высокие человеческие качества.

Человеческий капитал

На Петербургском международном экономическом форуме роль человеческого капитала в национальном развитии страны — одна из главных тем. Главный советник руководителя Аналитического центра Леонид Григорьев отметил, что индекс человеческого развития в нашей стране растет в экономически развитых регионах: Петербурге, Москве, Московской области. страна возможностей" Антон Сериков назвал важным, чтобы регионы "были наполнены качественным человеческим капиталом". Повышение уровня жизни населения и развитие человеческого потенциала в контексте евразийской экономической интеграции обсудят участники сессии «Евразийский диалог о рынке труда. Главное по теме «Человеческий капитал» – читайте на сайте

Рейтинг стран мира по Индексу человеческого капитала

Поэтому мудрость региональных правительств состоит в том, чтобы глубоко осознать культурные и природные особенности своего региона и не стараться их превозмочь, укротить или изменить, но использовать их гигантскую мощь для блага жителей. Хозяйство и образование являются производными параметрами, которые также сильно взаимосвязаны и которыми, в противовес культуре и природе, довольно легко управлять, однако эффективность такого управления может быть очень разной. Самый легко изменяемый параметр — это хозяйство. Стоит открыть в регионе какое-то новое предприятие, как сразу экономические показатели начинают идти вверх. Но эффект этих изменений очень нестойкий и неоднозначный, так как если предприятие наносит урон экологии, то здоровье жителей постепенно начинает снижаться, территория становится неблагоприятной для жизни, а если предприятие закроется, то произойдет немедленный обратный эффект падения экономических показателей. В противовес этому изменения в системе образования не дадут немедленных изменений в экономике, а напротив, лягут тяжким бременем на бюджет региона. Но через десять лет последовательных действий можно ожидать резкого повышения производительности труда и технологичности производств если, конечно, озаботиться тем, чтобы образованная молодежь не покидала регион и предоставить ей возможности реализации своих талантов. Причем этот эффект будет довольно устойчивый и окажет влияние еще на десятилетия вперед. Примером тому является советская система образования.

До начала девяностых годов прошлого столетия она славилась своей силой в физико-математических дисциплинах, что способствовало лидерству нашей страны в освоении космоса. Спустя тридцать лет, несмотря на планомерное и целенаправленное разрушение этой системы упрощение школьной программы, сокращение уроков математики в школах, введение гуманитарных классов с усеченным изучением технических наук, эмиграция ученых и пр. Например, на 51-й Международной олимпиаде по физике в 2021 году, где приняли участие 368 школьников из 76 стран мира, все наши пять участников сборной России завоевали золотые медали, обновив рекорд предыдущей олимпиады. Таким образом, чтобы проводить эти «непопулярные изменения» непопулярные, так как очень сложные, не дают быстрого эффекта и затратные , необходима не только мудрость, но сильная воля и энергия региональных управленческих команд. Но несмотря на то, что человекоцентричный подход управления на государственном уровне трудно логически оспорить, в частных беседах чиновники регионального и федерального уровня, а также руководители различных организаций, работающих по госзаказу, неоднократно высказывали скептический взгляд на возможность его реального воплощения в жизнь. В качестве ключевых контраргументов наиболее часто звучат следующие: Близость к Москве или наличие скоростного транспортного сообщения с Москвой не дает возможности регионам в ареале столицы даже удерживать численность населения на стабильном уровне, не говоря уже о том, чтобы ставить задачи его прирастить. Пятилетний срок нахождения губернатора у власти не позволяет ставить сложные долгосрочные цели, требующие многогранного системного подхода, — так устойчивые результаты будут видны лишь в более продолжительном периоде времени. Умножение человеческого капитала является как раз такой целью.

Ниже мы разберем все эти контраргументы и покажем, как можно преодолевать описанные барьеры, используя предложенную нами четырёхфакторную модель управления регионом. Близость и доступность Москвы. Московский регион, будучи административным центром и крупнейшим городом страны, на территории которого живет почти девять процентов всего населения России данные Росстата, 2021 , обладает многократно большими возможностями по сравнению с любым регионом, получить хорошее высшее образование и найти высокооплачиваемую работу. С увеличением населения расширяется бизнес, возникают новые рабочие места, а значит, растут потребности города в новых работниках. Конкурируя за таланты, компании повышают заработную плату, с уровнем которой не могут соревноваться близлежащие регионы, что вызывает отток населения из них в Москву. Однако, если рассмотреть разные, близкие к столице регионы, то этот аргумент не выдерживает критики, так как Москва не только сильный конкурент, но и огромный рынок сбыта продукции, в особенности для сопредельных регионов. Некоторые мудрые регионы используют это соседство себе на благо, активно развивая производства, в чьей продукции Москва сильно нуждается, а значит, появляются новые рабочие места и возможности предлагать достойную зарплату.

Такими темпами покончить с бедностью в мире вряд ли удастся к 2030 году. Проблема дефицита человеческого капитала усугубляется — тому причиной глобальные изменения в сфере технологий, демографии, климата и нестабильная геополитическая обстановка. Конфликты и пандемии пагубно влияют на ЧК, унося жизни, уничтожая источники доходов, ухудшая питание и вызывая перебои в оказании услуг здравоохранения и образования.

Всемирный банк пытается взять в свои руки управление человеческим капиталом и разрабатывает антикризисную программу, чтобы помочь беднейшим и развивающимся странам. Организация оказывает финансовую помощь, помогает создавать новые рабочие места, бороться с проблемами в сфере здравоохранения. Инвестиции в человеческий капитал Инвестициями в ЧК считаются вложения в образование, профессиональную пере подготовку, поддержание здоровья, трудовую миграцию. Не все инвестиции в здоровье рассматриваются как вложения в человеческий капитал — только те, которые экономически целесообразны и общественно полезны. Например, лечение травм, кариеса, вакцинация — это то, что необходимо для нормального функционирования работника. А пластические операции и вообще всё, что связано с эстетической медициной устранение перхоти, например , на реализацию ЧК если и влияют, то опосредованно. Беккер разделял специальные и общие инвестиции в человека — первые можно применять где угодно например, навык работы на компьютере , а вторые — только в компании, где проходит обучение например, освоение внутреннего эксклюзивного софта. По мнению экономиста, вложения государства в ЧК в частности, социальные программы, образование, медицину, рынок труда равнозначны инвестированию в создание или приобретение новой техники или технологий, что в будущем возвращается такими же прибылями. Доктор социологических наук Галина Бондаренко отмечает , что инвестиции в человеческий капитал носят длительный характер — например, инвестирование в капитал образования в среднем занимает 12—20 лет, а в капитал здоровья вложения приходится делать в течение всей жизни. История понятия человеческого капитала Термин «человеческий капитал» впервые использовал американский экономист Джейкоб Минсер, а в научный оборот в начале 1960-х ввёл лауреат Нобелевской премии, американский экономист Теодор Шульц.

Под ЧК он понимал приобретённые человеком ценные качества, которые можно усовершенствовать вложениями денег, обучения и которые улучшают благосостояние индивида.

По результатам конференции будет сформирован и проиндексирован сборник статей, где любой желающий сможет ознакомиться с трудами, посвященными развитию человеческого капитала. А также мы приглашаем всех авторов, чьи научные интересы связаны с исследованиями в данной области, принять участие в нашей следующей конференции «Весенние дни науки УрФУ», которая состоится в апреле 2024 года. Уральский федеральный университет — один из ведущих вузов России, расположен в Екатеринбурге.

Потому что гражданская деятельность существует как в И-России, так и в К-России. Я бы сказал, что это бывшие территории освоения, куда люди приходили, оторвавшись от привычных сообществ. Поэтому они научились вести себя, не спрашивая разрешения.

К-Россия — это остальные регионы. Индивидуалисты действуют, не спрашивая разрешения. Коллективисты спрашивают разрешение и советуются с семьей, начальником, духовным авторитетом… Но у них есть другое преимущество.

Юрий Лотман назвал это «архетипом отдания себя». Коллективисты склонны к самопожертвованию, к уважению общей идеи. И в И-России, и в К-России возникают гражданские организации.

Но есть отличие. В К-России люди легче объединяются, но там чаще встречается проблема «свои против чужих». Подробнее В И-России присутствует стремление действовать без разрешения.

И это прекрасно, потому что позволяет реализовать совершенно новые и смелые идеи. Но при этом — очень низкая договороспособность. Двум умным людям сложно договориться, потому что каждый из них считает, что его идея, несомненно, правильная, и никаких поправок не терпит.

И что компромисс — это гадость и слабость. Хотя, знаете, мой папа говорил: «Каждый человек стоит ровно столько, сколько может отдать добровольно». Это очень, мне кажется, правильная установка.

Поэтому в крупных городах мы нередко видим организации, которые очень персонализированы. Лицо организации — конкретный человек, который продвигает интересы своей организации. Поэтому я бы не сказал, что гражданские объединения — это явление одной части страны.

Они присущи и К-России, и И-России; везде есть свои плюсы и минусы. Вы упомянули договороспособность. Вернусь к вашим лекциям, в которых вы как-то сказали: «Россия — страна умных людей, но не договороспособных».

Можно ли это отнести к третьему сектору, где многие проблемы приходится решать в постоянной коммуникации с властью и обществом? Если мы говорим о договороспособности между властью и гражданскими организациями, то тут две напасти. Первая связана с представлениями, что с властью разговаривать не надо, нельзя этого делать.

Потому что мы сами с усами и все сами решим. Как правило, такое невозможно. В России присутствие государства велико во всех сферах, и получить позитивный эффект от своей работы не получится, если оградиться от этой власти.

Это не означает, что нужно всегда соглашаться. Но в диалоге нужно находиться. А другая напасть в том, что власть часто не воспринимает гражданские организации как тех, с кем надо договариваться.

Чего это она будет договариваться, когда она законная власть, а там какие-то пришли и хотят, чтобы их принимали за равных? И это тоже крайность. Но я убежден, что коммуникация между гражданскими организациями и властью обязательно должна существовать.

Продолжу тему трудных ситуаций. В прошлом году замминистра Минэкономразвития сказала , что «Именно в условиях социальных изменений некоммерческий сектор востребован больше всего». Как вам кажется, действительно ли НКО — это те, кто лучше всего справляется в условиях турбулентности?

Да, конечно, так и есть. Есть две силы в экономике, которые способны очень быстро подняться, расшириться, закрыть бреши: это малый бизнес и некоммерческие организации.

Начинается острая стадия всемирной борьбы за человеческий капитал

Во-первых, человеческий капитал – всегда один из ключевых вопросов в России. Сейчас у нашей страны есть три актива мирового значения, если не говорить про недра: военный, территориальный и человеческий потенциал. АНО ЦПР «Человеческий капитал» стал победителем в конкурсе грантов Мэра Москвы для социально ориентированных некоммерческих организаций в 2023 году! В 2024 году мы реализуем проект «ЭКО студенчество». Из этого следует, что приоритетное развитие человеческого капитала и его институтов после 2025 года остается по сути единственной общенациональной стратегией и сценарием развития, которые неизбежно приведут в достаточно короткие сроки для России к следующим. ухудшения здоровья, образования.

Человеческий капитал набирает вес

Человеческий капитал в Азиатской России: особенности воспроизводства и динамики. В настоящее время одной из важнейших задач государства является развитие человеческого капитала, поскольку именно вокруг ресурсов человеческого капитала сегодня все чаще выстраиваются глобальные мировые тренды. Человеческий капитал в модели устойчивого экономического роста России. Рост капиталовложений в сектора, формирующие человеческий капитал, повышение фондовооруженности медицинских работников и увеличение расходов на НИОКР по направлению медицинских наук до уровня, соответствующего уровню развитых стран.

Развитие человеческого капитала на евразийском пространстве обсудят на ЕЭФ – 2023

Но все же, кроме человеческого капитала важны средства для работы. Как вы оцениваете тенденцию, что сектор все чаще работает за счет средств бюджета? Опять же, мне легче говорить про свой опыт. В 90-е годы, когда мы развивали Международную конфедерацию обществ потребителей КонфОП , то хотели иметь возможность самостоятельно находить средства на работу. Например, подписка на журнал «Спрос» и консультации юристов должны были приносить деньги на деятельность организации. Знаете, в чем была проблема? Люди говорили: «Вы — молодцы. И пусть вам государство поможет. А мы и так налоги платим». И только потом, спустя годы, когда я начал заниматься культурными факторами экономики, то понял, что в континентальной Европе доминирующий подход общества в целом такой: «Пусть государство дает деньги на некоммерческую деятельность, а мы будем платить налоги». Наше общество не готово напрямую своими деньгами поддерживать НКО через разнообразные пожертвования, подписки и так далее.

Подробнее Так что, во многом такая популярность грантов — культурный феномен. С другой стороны, это и политическая особенность: государство любит «держать на бюджете» гражданские организации для того, чтобы они не представляли опасности для действующих государственных структур. На мой взгляд, выход есть. Я неоднократно предлагал: налогоплательщик должен иметь право часть своего налога адресно направлять туда, куда считает нужным. Такая система была введена в Венгрии: граждане могут отправить часть своего подоходного налога в одну из некоммерческих организаций. Как вы думаете, люди будут готовы так поддерживать гражданские организации? Не знаю! Меня тоже очень интересует этот вопрос. Я могу сказать, что когда мы готовили стратегию развития России на 2018-2024 год, то проводили много опросов. Один из них показал, что люди готовы два дополнительных процентных пункта налога на доходы физических лиц отправлять по своему выбору в ту или иную сферу.

И выяснилось, что люди готовы поддерживать сферу образования, здравоохранения и даже социального обеспечения. В общем опросы показали довольно высокий уровень гражданской культуры и готовности людей помогать деятельности, которая не направлена прямо на удовлетворение их личных потребностей. Важно, чтобы такое право у человека появилось. Сейчас оно реализуется в такой, я бы сказал, незавершенной форме. Но почему только на эту цель? Почему не налогоплательщик выбирает цели? Поэтому я бы сказал, шаг в эту сторону был сделан. Но, мне кажется, этого еще недостаточно. Подытоживая разговор про вклад государства в развитие сектора, можно ли сказать, что за 30 лет некоммерческий сектор стал деловым партнером государства? Или власть все еще на очень далекой дистанции?

Конечно, находится на далекой дистанции. Я думаю, разве что бизнес может восприниматься как партнер, причем младший партнер. С моей точки зрения, говорить о партнерстве власти и гражданских организаций сейчас нельзя. Это было так во время Гражданского форума 2001 года. Тогда в основе лежала идея партнерства. Сейчас не так. Мне кажется, мы от этого, к сожалению, ушли далеко. Фактически получается, что сейчас посредником в этом общении становится крупный бизнес, с которым власть готова обсуждать некоторые общественные вопросы. Особенно, если бизнес согласится по этим вопросам нести необходимые затраты. Но для того, чтобы быть партнерами, нужно иметь соответствующую переговорную силу.

Уральский федеральный университет — один из ведущих вузов России, расположен в Екатеринбурге. Участник проекта по созданию кампусов мирового уровня — части национального проекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России. Университет — участник государственной программы поддержки российских вузов «Приоритет-2030», выступает инициатором создания и выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы».

Причём не в роли наёмных работников, а в роли создателей, реализующих свои бизнес-идеи и планы. Таким образом, программа «Цифровая экономика РФ» представляет собой уникальный инвестиционный проект, который реализуется государством при поддержке Президента. Эта программа затрагивает образовательный, промышленный и многие другие секторы экономики. Государство намерено поддерживать эволюцию рынка труда через увеличение стоимости человеческого капитала. Это, в свою очередь, отразится на качестве жизни каждого гражданина нашей страны. Высокотехнологичная экономика — ключ к обеспечению конкурентоспособности страны на международной арене.

Юрий Лотман назвал это «архетипом отдания себя». Коллективисты склонны к самопожертвованию, к уважению общей идеи.

И в И-России, и в К-России возникают гражданские организации. Но есть отличие. В К-России люди легче объединяются, но там чаще встречается проблема «свои против чужих». В И-России присутствует стремление действовать без разрешения. И это прекрасно, потому что позволяет реализовать совершенно новые и смелые идеи. Но при этом — очень низкая договороспособность. Двум умным людям сложно договориться, потому что каждый из них считает, что его идея, несомненно, правильная, и никаких поправок не терпит. И что компромисс — это гадость и слабость.

Хотя, знаете, мой папа говорил: «Каждый человек стоит ровно столько, сколько может отдать добровольно». Это очень, мне кажется, правильная установка. Поэтому в крупных городах мы нередко видим организации, которые очень персонализированы. Лицо организации — конкретный человек, который продвигает интересы своей организации. Поэтому я бы не сказал, что гражданские объединения — это явление одной части страны. Они присущи и К-России, и И-России; везде есть свои плюсы и минусы. Вы упомянули договороспособность. Вернусь к вашим лекциям, в которых вы как-то сказали: «Россия — страна умных людей, но не договороспособных».

Можно ли это отнести к третьему сектору, где многие проблемы приходится решать в постоянной коммуникации с властью и обществом? Если мы говорим о договороспособности между властью и гражданскими организациями, то тут две напасти. Первая связана с представлениями, что с властью разговаривать не надо, нельзя этого делать. Потому что мы сами с усами и все сами решим. Как правило, такое невозможно. В России присутствие государства велико во всех сферах, и получить позитивный эффект от своей работы не получится, если оградиться от этой власти. Это не означает, что нужно всегда соглашаться. Но в диалоге нужно находиться.

А другая напасть в том, что власть часто не воспринимает гражданские организации как тех, с кем надо договариваться. Чего это она будет договариваться, когда она законная власть, а там какие-то пришли и хотят, чтобы их принимали за равных? И это тоже крайность. Я не думаю, что сейчас возможна широкая система договоренностей, которая бы всех устроила. Но я убежден, что коммуникация между гражданскими организациями и властью обязательно должна существовать. Продолжу тему трудных ситуаций. В прошлом году замминистра Минэкономразвития сказала , что «Именно в условиях социальных изменений некоммерческий сектор востребован больше всего». Как вам кажется, действительно ли НКО — это те, кто лучше всего справляется в условиях турбулентности?

Да, конечно, так и есть. Есть две силы в экономике, которые способны очень быстро подняться, расшириться, закрыть бреши: это малый бизнес и некоммерческие организации. Опыт всех кризисов, которые за 30 лет переживала страна, показывает, что пока сверху развернутся и разберутся, пока государство все проанализирует и продумает план действий, люди уже решат эти самые вопросы. Причем я согласен, что в этом смысле у власти уже есть опыт. Власть тоже помнит историю кризисов. Поэтому да, в условиях турбулентности уже осознанно делается ставка вот на гражданские организации, потому что они быстрые и инициативные. За последние 30 лет гражданский сектор действительно столкнулся не с одним кризисом.

Эксперты СПбГУ рассказали о значении человеческого капитала на Форуме труда — 2024

Существует понятие «отдача от человеческого капитала», которое означает будущие денежные или неденежные выгоды, получаемые от образования. Например, вы можете получать высокую зарплату благодаря вашим знаниям и навыкам, что является денежной отдачей. Также вы можете получать удовлетворение от применения своих знаний, например, в наслаждении классической музыкой, что является неденежной отдачей.

Также с новыми ограничениями столкнулись системы образования и здравоохранения, что тоже способствует формированию негативных тенденций.

С выводами Авдеевой полностью не согласен профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Он подчеркнул, что президент России Владимир Путин понимает, что от качества человеческого капитала зависит развитие страны, а значит, оно в ближайшие годы будет расти вместе со вкладом в ВВП. Ранее аналитики АКРА указали, что перегрев и перестройка рынка труда остаются главными препятствиями для роста российской экономики, а повышение производительности труда и человеческого капитала остаются «единственными реальными источниками устойчивого роста».

Версия для печати К 2024 году около 3 млн россиян могут перейти из частного корпоративного сектора в низкооплачиваемый некорпоративный, в том числе неформальный, и рост их зарплат замедлится, следует из инерционного сценария Высшей школы экономики. Такие оценки содержатся в поступившем в РБК докладе "Сценарии роста российской экономики с учетом вклада человеческого капитала". Экономисты рассчитали два сценария развития экономики до 2024 года. Первый, инерционный, предполагает медленное улучшение здоровья, стагнацию качества образования и небольшой вклад человеческого капитала в экономический рост около 0,2 п.

Оказывая прямое воздействие на экономический рост через повышение производительности труда, человеческий капитал способствует также распространению новых технологий и знаний, применяемых в производстве. Экспертная оценка показывает, что в начале 2000-х отрицательный вклад человеческого капитала в российскую экономику составлял примерно 0,2 процентных пункта в год. Увеличение уровня образования работников способствовало росту человеческого капитала, но ухудшение здоровья населения оказывало негативное воздействие. Однако в период с 2004 по 2017 годы человеческий капитал начал оказывать положительное влияние на экономическую динамику России.

Источник фото: Фото редакции Наибольший положительный вклад в экономический рост человеческий капитал внес во второй половине 2000-х годов.

Человеческий капитал и роль договороспособности: как изменились НКО за 30 лет

Эксперт: развитие человеческого капитала должно проходить равномерно во всех регионах РФ - ТАСС Главный советник руководителя Аналитического центра Леонид Григорьев отметил, что индекс человеческого развития в нашей стране растет в экономически развитых регионах: Петербурге, Москве, Московской области.
По качеству человеческого капитала Россия оказалась на уровне стран первого мира Из этого следует, что приоритетное развитие человеческого капитала и его институтов после 2025 года остается по сути единственной общенациональной стратегией и сценарием развития, которые неизбежно приведут в достаточно короткие сроки для России к следующим.
Человеческий капитал это здоровье населения и его профессиональные навыки.
Начинается острая стадия всемирной борьбы за человеческий капитал в материале экономического обозревателя радио "Вести ФМ" Валерия Емельянова. Главный ресурс России - это человеческий капитал, причем его качество и количество неизменно улучшается.

Вклад человеческого капитала в ВВП страны стал отрицательным

2 декабря 2022 года помощник Президента РФ Максим Орешкин и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин приняли участие в пленарном заседании «Человеческий капитал страны — основа устойчивости» первого всероссийского ESG-форума «». Главное по теме «Человеческий капитал» – читайте на сайте Новости. Человеческий капитал. IV Международный HR-саммит «Человеческий капитал страны: стратегии лидеров» пройдет с 28 по 30 сентября на площадке Корпоративного университета Правительства Нижегородской области (КУПНО).

Что такое человеческий капитал и как его развивают. Объясняем простыми словами

Главный советник руководителя Аналитического центра Леонид Григорьев отметил, что индекс человеческого развития в нашей стране растет в экономически развитых регионах: Петербурге, Москве, Московской области. Ключевые слова: человеческий капитал, здравоохранение, образование, демография, националь-ный проект, развитие, экономика, государство, факторы. В статье рассматриваются основные направления государственной политики РФ, касающие-ся развития человеческого. Показатель человеческого капитала на душу населения в России вырос почти на 80% с 2000 года, однако составляет лишь одну пятую от среднего показателя по ОЭСР (около 100 тыс. долларов против 500 тыс. в постоянных ценах 2014 года). Новости. Человеческий капитал.

Заседание ЦДУ: “Роль секторов человеческого капитала в формировании экономической динамики“

Главный редактор издания: Авдеева Л. Заместитель главного редактора: Симакина М. Нижний Новгород, ул.

Об этом 29 мая сообщила "Независимая газета". Авдеева предлагает использовать не традиционные показатели качества труда, которые использует Минэкономразвития, а "индекс человеческого капитала". По ее мнению, обмен знаниями между людьми, благодаря которому повышается производительность всех работников, происходит "за счет человеческого капитала". Она утверждает, что в 2018—2019 годах среднегодовой вклад "человеческого капитала" в прирост ВВП приблизился к нулю. Авдеева ссылается на оценки ВОЗ, сообщающей, что потери, связанные с преждевременными смертями, составили в эти годы почти 300 тыс. Комментарий РВС Словосочетание «человеческий капитал» выглядит очень странно: «капитал» относится к торговле и бухгалтерии, а понятие «человек» — к гуманитарной сфере.

Между тем в современном мире на развитии человека поставлен крест и поэтому отношение к индивиду абсолютно бездушное. Человек воспринимается только как производственная единица, характеризуемая совокупностью экономических параметров, чему весьма соответствует понятие «человеческий капитал». Именно им стараются оперировать российские экономисты, относящие себя к авангарду интеллектуалов, к каковому, несомненно, причисляют себя также ученые из самого прозападного вуза — ВШЭ. Наши «передовики» пришли к весьма прискорбному выводу, о чем и не преминули сообщить: снижение качества «человеческого капитала» начало тормозить экономику РФ. По их мнению, этому весьма способствовала высокая смертность людей старшего возраста из-за пандемии, снижение уровня образования и «утечка мозгов» за рубеж. Понятно, что потеря наиболее опытных и продуктивных кадров отрицательно сказалась на экономике страны.

Люди говорили: «Вы — молодцы. И пусть вам государство поможет. А мы и так налоги платим». И только потом, спустя годы, когда я начал заниматься культурными факторами экономики, то понял, что в континентальной Европе доминирующий подход общества в целом такой: «Пусть государство дает деньги на некоммерческую деятельность, а мы будем платить налоги». Наше общество не готово напрямую своими деньгами поддерживать НКО через разнообразные пожертвования, подписки и так далее. Подробнее Так что, во многом такая популярность грантов — культурный феномен. С другой стороны, это и политическая особенность: государство любит «держать на бюджете» гражданские организации для того, чтобы они не представляли опасности для действующих государственных структур. На мой взгляд, выход есть. Я неоднократно предлагал: налогоплательщик должен иметь право часть своего налога адресно направлять туда, куда считает нужным. Такая система была введена в Венгрии: граждане могут отправить часть своего подоходного налога в одну из некоммерческих организаций. Как вы думаете, люди будут готовы так поддерживать гражданские организации? Не знаю! Меня тоже очень интересует этот вопрос. Я могу сказать, что когда мы готовили стратегию развития России на 2018-2024 год, то проводили много опросов. Один из них показал, что люди готовы два дополнительных процентных пункта налога на доходы физических лиц отправлять по своему выбору в ту или иную сферу. И выяснилось, что люди готовы поддерживать сферу образования, здравоохранения и даже социального обеспечения. В общем опросы показали довольно высокий уровень гражданской культуры и готовности людей помогать деятельности, которая не направлена прямо на удовлетворение их личных потребностей. Важно, чтобы такое право у человека появилось. Сейчас оно реализуется в такой, я бы сказал, незавершенной форме. Но почему только на эту цель? Почему не налогоплательщик выбирает цели? Поэтому я бы сказал, шаг в эту сторону был сделан. Но, мне кажется, этого еще недостаточно. Подытоживая разговор про вклад государства в развитие сектора, можно ли сказать, что за 30 лет некоммерческий сектор стал деловым партнером государства? Или власть все еще на очень далекой дистанции? Конечно, находится на далекой дистанции. Я думаю, разве что бизнес может восприниматься как партнер, причем младший партнер. С моей точки зрения, говорить о партнерстве власти и гражданских организаций сейчас нельзя. Это было так во время Гражданского форума 2001 года. Тогда в основе лежала идея партнерства. Сейчас не так. Мне кажется, мы от этого, к сожалению, ушли далеко. Фактически получается, что сейчас посредником в этом общении становится крупный бизнес, с которым власть готова обсуждать некоторые общественные вопросы. Особенно, если бизнес согласится по этим вопросам нести необходимые затраты. Но для того, чтобы быть партнерами, нужно иметь соответствующую переговорную силу. За этим должны стоять активы: например, в виде активной поддержки со стороны населения. Наверное, этого актива пока недостаточно. Потому что власть совершенно не обязана любить как бизнес, так и гражданское общество просто так. Это скорее отношения по расчету, а не по любви. В одной из своих лекций вы рассказываете, что Россия — биполярная страна, которая одновременно имеет черты индивидуализма И-Россия и коллективизма К-Россия. Нет, так нельзя сказать.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий