Большинство свидетельств эволюции человека получены из ископаемых останков, и эти доказательства были значительно подкреплены методами современной молекулярной биологии, такими как анализ ДНК. Учебный проект по биологии на тему "Антропогенез: этапы развития человека" рассматривает основные положения антропогенеза, перечисляет и характеризует стадии антропогенеза, называет биологические и социальные факторы, благодаря которым произошла эволюция. За счет объединения, развития, противопоставления силы общества грубой индивидуальной физической силе из этой группы неандертальцев около пятидесяти тысяч лет назад появилось новое объединение – современный человек – Homo sapiens.
«Эволюция: Как мы стали людьми?» (Научно-познавательный, исследования, 2016)
Презентация - Этапы и направления эволюции человека | Презентация содержит краткую информацию об основных этапах становления человека как вида, биологических особенностях вида, доказательствах принадлежности человека к животному миру Земли. |
Эволюция человека: от А до Я | красивые картинки и многие другие фото: Процесс антропогенеза в событии. |
Эволюция человека от пургаториуса до оррорина | Пикабу | С какими изменениями окружающей среды был связан ключевой момент эволюции мозга человека? |
Эволюция человека. Часть 2. "От австралопитека до современного человека"
Скачать бесплатно презентацию на тему эволюция человека для 9 класса можно на сайте Мир биологии антропогенез” Урок План Конспекты Учебник Задания Упражнения помогут разобраться в теме, сделать домашнее задание и подготовиться к контрольной. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических фактов и приобрела социальный характер.
Современный этап эволюции человека
Австралопитеки предшественники человека и их физиологические особенности. Молекулярная филогения и сравнительная геномика как методы реконструкции эволюции жизни. Молекулярные часы эволюции. Отличия человека от животного и направления антропогенеза. Эволюция фигуры и черепа человека. Путь гоминизации многих видов приматов. Теория африканского происхождения человека.
Родословная человека, факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека.
Историческое развитие человека и человекообразных обезьян шло по пути дивергенции, что привело к появлению большого числа различий между ними. Промежуточными формами на пути обезьяны к современному человеку , вероятно, являются австралопитек, питекантроп, неандерталец, кроманьонец. Основными итогами эволюции человека являются возникновение прямохождения, освобождение рук для труда, соответствующие изменения скелета, сплочение членов общества, совершенствование звуковой сигнализации, прогрессивное развитие мозга. Человек является биосоциальным существом. Его историческое развитие определялось двумя группами факторов, имеющими биологическую и социальную природу. Палеонтологические доказательства происхождения человека Ископаемые обезьяны. Ископаемые остатки древних обезьян и первых людей чрезвычайно немногочисленны. Они не хоронили своих близких, а в кислой почве влажного тропического леса кости очень быстро растворяются.
Вероятность сохраниться была выше только в областях интенсивного вулканизма, когда жертв извержений засыпало пеплом или заливало грязевыми потоками. Именно там было найдено большинство свидетельств эволюции человека. Самые древние из усконосых обезьян найдены в восточном Алжире. До тех пор, пока самки их рождали детей с небольшой головой, это не очень затрудняло роды. Но уже на этой стадии шел отбор наиболее головастых особей, которые лучше владели орудиями и приемами коллективной охоты и обороны от хищников. Соответственно дети рождались со все большими головами. В результате у современных женщин роды затруднены. Ведь у новорожденного младенца масса головного мозга 360-370 г, а в 8-9 месяцев удваивается, значительно превышая среднюю массу мозга у самой крупной обезьяны — гориллы 420 г. Человек умелый В 1962 г. Объем его мозга составлял 642 см.
Это мало по сравнению с мозгом современного человека 1000— 18000 см3 , но больше. Самое главное-вновь открытый вид изготовлял орудия. Он ударом камня о камень оббивал их с одной стороны, создавая режущий край. Эту культуру назвали галечной. Этот наш предок был назван Homo habilis —человек умелый Не все антропологи разделяют такое мнение многие полагают, что человек умелый был все еще австралопитеком. Однако опыты с шимпанзе и другими обезьянами показали, что ни один из приматов, кроме человека, не в силах научиться изменять форму одного предмета другим предметом а это лежит в основе орудийной деятельности Использовать камни и пачки они могут, могут даже поправлять их форму зубами и ногтями, но обстругать палку острым камнем или отбить у камня край, чтобы заострить его, для шимпанзе задача непосильная. Иначе говоря, орудия человека умелого окончательно вывели его из мира животных.
Современный человек Строительство жилищ, первые зачатки искусства наскальные рисунки , одежда, украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные — все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. Они приручили животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от предшественников, эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов сплочение коллектива, взаимная поддержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления.
Возникновение кроманьонцев — завершающий этап формирования человека современного типа. Заключение Мы рассмотрели, как на смену первобытному человеческому стаду пришел первый родовой строй, завершивший становление человеческого общества, дальнейший прогресс которого стал определяться социально-экономическими законами. Список литературы Мамонтов С. Общие закономерности. Пономарева И. Основы общей биологии. Пасечник В.
Другие думают, что неандертальцы смешались с более многочисленными людьми современного типа. Третьи — что гибель вида произошла в результате экологической катастрофы. Отечественный антрополог Я. Рогинский высказал и такую версию: неандертальцы гибли в стычках с себе подобными в результате своей сверхагрессивности. Но что произошло в действительности, неизвестно. Также существует мнение, что неандертальцы НЕ являются прямыми предками современных людей, они независимо произошли от питекантропов. Сравнение митохондриальных ДНК показало, что линии, ведущие к неандертальцу и современному человеку, разошлись 500-600 тыс. Стадия неоантропов новый человек — Человек разумный Наиболее ранние останки современного человека найдены в Африке. Homo sapiens появился здесь примерно 130—100 тыс. По поводу происхождения человека разумного в антропологии до сих пор ведутся споры. Сторонники теории моноцентризма связывают происхождение Homo sapiens с одним регионом. Их оппоненты - приверженцы полицентризма - говорят о том, что человек разумный появился одновременно в нескольких районах Земли. Гипотеза моноцентризма гипотеза африканской прародины. Именно из Африки, согласно этой версии, Homo sapiens около 100 тыс. Другой путь расселения пролегал в Юго-Восточную Азию. Около 50 тыс. В Америку он проник около 25—30 тыс. Гипотеза полицентризма, впервые выдвинутая американским антропологом Францем Вейденрейхом 1873—1948 , выделяет четыре центра формирования человека современного типа и соответственно его рас: Юго-Восточная Азия австралоиды , Южная Африка негроиды , Восточная Азия монголоиды и Передняя Азия европеоиды. Ныне более распространена многорегиональная гипотеза — она исходит из того, что Homo erectus расселился из Африки и вслед за тем возник — одновременно в нескольких центрах — современный человек. Неоантропы — обобщённое название людей современного вида, заменивших всех своих предшественников в период 40-30 тысяч лет назад. Активное заселение человеком разумным нашей планеты произошло 40—38 тыс. Ранние представители современного человека в Европе и отчасти за её пределами - кроманьонцы фр. Homme de Cro-Magnon жившие 40-10 тысяч лет назад период верхнего палеолита. Название происходит от грота Кро-Маньон во Франции, где в 1868 году было обнаружено несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита. Рост около 180 см. Уплощенный, высокий, почти вертикальный лоб. Надбровные дуги редуцированы. Образ жизни кроманьонцев Количество достижений, изменений в социальной организации жизни кроманьонца было настолько велико, что в несколько раз превосходило количество достижений австралопитека, питекантропа и неандертальца, вместе взятых. Кроманьонцы унаследовали от своих предков большой деятельный мозг, благодаря чему в относительно короткий промежуток времени сделали невиданный шаг вперёд. Это проявилось в эстетике, развитии общения и систем символов, технологии изготовления орудий и активном приспособлении к внешним условиям, а также в новых формах организации общества и более сложном подходе к себе подобным. Все кроманьонцы пользовались теми или иными каменными орудиями и занимались охотой и собирательством. Они достигли множества поразительных достижений, расселились по всем географическим областям, пригодным для обитания. Кроманьонцы создали первые примитивные формы обжига гончарных изделий, строили для этого печи и даже выжигали уголь. В мастерстве обработки каменных орудий они превзошли своих предков, научились делать всевозможные орудия, оружие и приспособления из кости, бивней, оленьих рогов и из дерева. Все сферы деятельности кроманьонцев были усовершенствованы по сравнению с их предками. Они изготавливали лучшую одежду, сооружали более обширные жилища и ели гораздо более разнообразную пищу, чем их предшественники. Объем мозга у «человека разумного» в два раза больше, чем у «человека умелого». Он выше ростом, у него прямая фигура. Кроме всего прочего, учёные установили, что у кроманьонцев было ещё одно важное новшество — искусство. Кроманьонский человек был пещерным, но с одним отличием: его неухоженная внешность скрывала развитый интеллект и сложную духовную жизнь. Стены его пещер покрывали нарисованные, вырезанные и выцарапанные шедевры, очень выразительные и полные непосредственного обаяния. Кроманьонец отличался от своих предшественников физиологическими характеристиками. Во-первых, его кости легче костей его предков. Во-вторых, кроманьонский череп во всём похож на череп современных людей: чётко выраженный подбородочный выступ, высокий лоб, мелкие зубы, объём мозговой полости соответствует современному. Наконец, ему свойственны физические особенности, необходимые для формирования сложной речи. Расположение полостей носа и рта, удлинённая глотка отдел горла, находящийся непосредственно над голосовыми связками и гибкость языка давали ему возможность оформлять и издавать чёткие звуки, гораздо более разнообразные, чем те, которые были доступны ранним людям. Однако из всех живых существ только он один может задохнуться, подавившись пищей, так как его удлинившаяся глотка служит и преддверием пищевода. Прямой походке суждено было стать сначала правилом, а потом необходимостью. На долю рук тем временем доставалось всё больше и больше различных видов деятельности. При обработке камня, дерева, шкур, при добывании огня развивались руки людей. Особенно важным было развитие большого пальца, который помогал крепко держать и тяжёлое копьё, и тонкую иглу. Постепенно действия руки становились все более и более уверенными и сложными. В коллективном труде развивались ум и речь людей. Начинавшееся господство над природой расширяло кругозор человека. С другой стороны, развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества. Жили общинами по 15-30 человек и впервые в истории создали поселения. Жилищем были пещеры, шатры из шкур, в Восточной Европе встречаются землянки. В результате у формировавшихся людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим. Разрастание лобных долей мозга было той основной морфологической особенностью, которая отличала формирующихся людей современного вида от поздних неандертальцев. Лобные доли мозга — средоточие не только высших мыслительных, но и социальных функций. Разрастание лобных долей расширяло сферу высшего ассоциативного мышления, а с ним способствовало усложнению общественной жизни, разнообразию трудовой деятельности, вызывало дальнейшую эволюцию строения тела, физиологических функций, двигательных навыков.
Биология. 11 класс
• • Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. Презентация содержит краткую информацию об основных этапах становления человека как вида, биологических особенностях вида, доказательствах принадлежности человека к животному миру Земли. Главной движущей силой эволюции человека является ТРУД по созданию и совершенствованию орудий труда. Правда, у приматов, в том числе у человека, в процессе эволюции зрение усложнилось, став трихроматическим: мы видим комбинации трех цветов (вероятно, это произошло в том числе потому, что нашим предкам нужно было определять спелость фруктов). Из кн. а «Эволюция человека. Книга 1. Обезьяны, кости и гены». ПОЗДНИЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА.
Эволюция человека 11 класс
Эволюция человеческого лица, согласно работе, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution. На слайдах презентации представлены и прокомментированы следующие этапы. ученицы 11-1 класса МОУ лицея №18 Пищик Алёны Презентация по биологии на тему: “Эволюция человека”. На слайдах презентации представлены и прокомментированы следующие этапы. Происхождение и эволюция человека Учитель биологии и экологии МБОУ Кайской ООШ Белов С.А.
Презентация на тему по биологии на тему Эволюция человека (11 класс)
Процесс эволюции человека очень длительный, основные его этапы представлены в презентации австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы. Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных животных в древнейших людей было появление прямохождения. Тип материала:.
Историческое развитие человека и человекообразных обезьян шло по пути дивергенции, что привело к появле- нию большого числа различий между ними. Промежуточными формами на пути обезьяны к современному человеку , вероятно, являются австралопитек, питекантроп, неандерталец, кроманьонец. Основными итогами эволюции человека являются возникновение прямохождения, освобождение рук для труда, соответствующие изменения скелета, сплочение членов общества, совершенствование звуковой сигнализации, прогрессивное развитие мозга.
Человек является биосоциальным существом. Его историческое развитие определялось двумя группами факторов, имеющими биологическую и социальную природу. Cлайд 8 Ископаемые обезьяны. Ископаемые остатки древних обезьян и первых людей чрезвычайно немногочисленны. Они не хоронили своих близких, а в кислой почве влажного тропического леса кости очень быстро растворяются.
Вероятность сохраниться была выше только в областях интенсивного вулканизма, когда жертв извержений засыпало пеплом или заливало грязевыми потоками. Именно там было найдено большинство свидетельств эволюции человека. Самые древние из усконосых обезьян найдены в восточном Алжире. Палеонтологические доказательства происхождения человека Cлайд 9 Cлайд 10 Таз «южных» обезьян по строению походил на человеческий рис. До тех пор, пока самки их рождали детей с небольшой головой, это не очень затрудняло роды.
Но уже на этой стадии шел отбор наиболее головастых особей, которые лучше владели орудиями и приемами коллективной охоты и обороны от хищников. Соответственно дети рождались со все большими головами. В результате у современных женщин роды затруднены. Ведь у новорожденного младенца масса головного мозга 360-370 г, а в 8-9 месяцев удваивается, значительно превышая среднюю массу мозга у самой крупной обезьяны — гориллы 420 г. Cлайд 11 Человек умелый В 1962 г.
Объем его мозга составлял 642 см. Это мало по сравнению с мозгом современного человека 1000— 18000 см3 , но больше. Самое главное-вновь открытый вид изготовлял орудия. Он ударом камня о камень оббивал их с одной стороны, создавая режущий край. Эту культуру назвали галечной.
Этот наш предок был назван Homo habilis —человек умелый Не все антропологи разделяют такое мнение многие полагают, что человек умелый был все еще австралопитеком. Однако опыты с шимпанзе и другими обезьянами показали, что ни один из приматов, кроме человека, не в силах научиться изменять форму одного предмета другим предметом а это лежит в основе орудийной деятельности Использовать камни и пачки они могут, могут даже поправлять их форму зубами и ногтями, но обстругать палку острым камнем или отбить у камня край, чтобы заострить его, для шимпанзе задача непосильная.
Australopithecus gahri 2. Australopithecus aethiopicus 2. Australopithecus boisei 2. Australopithecus robustus 2. Homo habilis 2. Homo rudolfensis 2,4 — 1,6 млн. Homo georgicus 1. Homo ergaster 1.
Homo erectus 1.
С тех пор и до наших дней подобное случается с завидной регулярностью на разных концах света. Реакция последовала незамедлительно; министру пришлось отказаться от своих намерений и создать комиссию во главе с лауреатом Нобелевской премии 1996 года Ритой Леви-Монтальчини для работы над новым проектом школьной программы. В сентябре 2004 года в Сербии министр Лиляна Чолич распорядилась исключить из программы восьмого класса средних школ Сербии теорию происхождения видов Чарльза Дарвина. Решение Лиляны Чолич — профессора филологического факультета Белградского университета — вызвало волну протеста в научных, преподавательских и учительских кругах Сербии. С протестами выступили и несколько ведущих партий, заявив, что «замена научно обоснованной теории Дарвина на церковную догму» отбрасывает страну на столетия назад. Министр подала в отставку, и дарвинизм из учебников не изъяли. Чолич впоследствии объясняла, что ее неправильно поняли, и что речь шла лишь о необходимости уточнить, в каком классе и в каком объеме следует преподавать в школе теорию Дарвина. В 2005 году пять учителей начальной школы города Мерсин на юге Турции были оштрафованы за преподавание дарвинизма и «попрание религиозных чувств учеников».
Жалобу на учителей в Минобразование направил имам местной мечети. Православное догматическое богословие учит, что Бог является Первопричиной, или Виновником бытия мира. Это означает, что мир, как совокупность всего конечного бытия, существующего в пространстве и во времени, имеет причину своего бытия в Боге, и не возник каким-либо образом сам собою, беспричинно или случайно. Когда речь заходит о возможности существования Бога, Библия говорит о том, что есть люди, которые видели достаточно доказательств, и тем ни менее, отвергают истину о Боге. С другой стороны, для тех, кто хочет знать, есть ли Бог, Он говорит: «И взыщите Меня и найдете, если взыщите Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами». Ниже приведены аргументы в пользу существования Бога: В течение всей истории человечества, во всех культурах мира, люди были уверены в существовании Бога. Может ли кто-то со всей уверенностью утверждать, что все эти люди ошибались? Миллиарды людей, представляющих различные социологические, интеллектуальные, эмоциональные, образовательные круги.
Все они пришли к выводу, что существует Творец, Бог достойный поклонения. Сложность организации нашей планеты указывает на существование Творца, который не только создал нашу Вселенную, но поддерживает ее существование сегодня. Земля имеет совершенный размер. Размер земли и соответствующая сила тяготения удерживает тонкий слой преимущественно азота и кислорода, который распространяется лишь на 50 миль над поверхностью Земли. Земля — это единственная известная нам планета, которая снабжена атмосферой, содержащей необходимый состав газов для поддержания растительной, животной и человеческой жизни. Человеческий мозг способен одновременно перерабатывать поразительный объем информации.
Антропогенез – эволюция человека
Объем мозга —1600 см3. Имеет все черты, присущие современному человеку. Образ жизни Орудия труда Не пользовались огнем, не сооружали искусственных жилищ Не пользовались огнем Строили жилища. Поддерживали огонь. Имели зачатки членораздельной речи.
Люди по эволюции. Этапыэвалици человека.
Стадии развития человека. Цепочка эволюции человека. Основные этапы развития человечества. Основные этапы революции человека. Стадии развития древнего человека. Родословная человека.
Схема появления человека. Схема биологического развития человека. Ветвь эволюции человека. Эволюция человека инфографика. Человек Эволюция человека. Презентация по эволюции человека.
Антропогенез это процесс. Антропогенез становление человека. Процесс исторического развития человека. Ступени развития человека. Развитие человека. От обезьяны до человека.
Фон для презентации Эволюция человека. Стадии развития человека австралопитек. Австралопитек этапы эволюции. Этапы эволюции человека Астралопитек. Австралопитек рост вес объем мозга. Периодыволюции человека.
Развитие человека этапы эволюции. Основные этапы эволюции человека. Этапы эволюции человека австралопитек. Характер изменений австралопитеков. Эволюция речи. Эволюция общества картинки.
Эволюция человека обои. Панно Эволюция человека. Модель эволюции человека. Ступени развития человека Антропогенез. Антропогенез древние люди. Этапы развития человечества Антропогенез.....
Симиальная теория антропогенеза Дарвина. Эволюция антропогенеза. Антропогенез Дарвин. Эволюция человека Антропогенез. Теория антропогенеза Дарвина. Происхождение человека.
Происхождение человека на земле. История происхождения человека. Эволюционный путь развития приматов. Схема эволюции приматов и человека. Основные этапы приматов. Основные этапы эволюции приматов.
На слайдах презентации представлены и прокомментированы следующие этапы: Первобытность Средние века Первый период 5-11 века Средние века Второй период середина 11 —конец 15 веков Средние века Третий период 16 — середина 17 века Новая история Первый период — середина 17 века Новая история Второй период — конец 18 — середина 19 века Новая история Третий период — конец 19 - - начало 20 века Новейшая история Первый период — первая половина 20 века - Ранее Новейшее время Новейшая история Второй период — вторая половина 20 века Каждый слайд подкреплен иллюстрациями.
Современный расколотый образец кремня а и археологические находки примитивных орудий из него б. Питекантроп от др. Останки его были впервые обнаружены на острове Ява в 1891 г. Питекантропы ходили на двух ногах, объём мозга по сравнению с Человеком умелым у них увеличился, они пользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтёсанных камней. Учёные отнесли питекантропа к виду Человек прямоходящий.
Позднее исследователи обнаружили на других индонезийских островах и в Китае многочисленные останки других древнейших людей. Синантроп от лат. Sina [сина] — «Китай» и др. Синантропы уже умели поддерживать огонь, так как в пещерах, где обнаружены кости синантропов, найдены следы кострищ.
Эволюция человека Презентацию подготовила Раздорская Анна
Презентация к уроку биологии "Эволюция человека" | от египтопитека до современных людей. |
Эволюция человека - презентация по биологии, 11 класс | Из кн. а «Эволюция человека. Книга 1. Обезьяны, кости и гены». |
Презентация: Эволюция человека 11 класс
Исследование процесса эволюции мозга человека, включая увеличение объема мозга, развитие когнитивных функций и влияние на поведенческие аспекты. Скачать бесплатно презентацию на тему эволюция человека для 9 класса можно на сайте Мир биологии Социальные (лат. societas — общество) факторы эволюции человека сыграли важную роль в ходе антропогенеза. Новые взгляды на эволюцию человека в свете находок последних лет. Долгий путь эволюции прошел человек вместе с животным миром на Земле.
Эволюция человека слайд
В начале и середине 20-го века сформировалась и стадиальная теория антропогенеза, постулирующая последовательную смену эволюционных стадий, представленных конкретными находками. Согласно стадиальной теории, каждый эволюционный уровень представлен лишь одним вариантом гоминид, поэтому схемы эволюции неизбежно носят линейный характер, имеют вид ломаной линии, а каждая стадия отображается точкой на этой линии. Кроме того, предполагается, что гоминиды каждого эволюционного уровня являются носителями вполне определенной, доступной на их биологическом уровне культуры, отраженной в археологических орудиях. Согласно этим представлениям, развитие культуры идёт вслед за биологической эволюцией и зависит от неё. Слайд 3. Однако на сегодняшний день каждая эволюционная стадия оказывается представленной несколькими ископаемыми формами.
В отношении всех эволюционных этапов установлен факт высокого разнообразия одновременно существующих гоминидных вариантов. При этом в большинстве случаев мы ничего не можем сказать о том, как они соотносятся друг с другом. Исходя из данных о низком физиологическом барьере среди приматов в целом, а также из сложности критерия вида в отношении ископаемых форм, мы вправе предполагать некую возможность биологических смешений между этими формами. В этом случае наиболее приемлемой оказывается модель сетевидной, нелинейной эволюции, которая предполагает возможность генетических обменов между синхронными популяциями гоминид. Принимая концепцию сетевидной эволюции, мы вынуждены отказаться от традиционного представления об эволюционных линиях и в качестве представителей каждой эволюционной стадии рассматривать несколько вариантов гоминид.
Идея сетевидной эволюции в современной антропологии наиболее ярко представлена гипотезой мультирегионального происхождения современного человека. Согласно мультирегиональной концепции, для эволюции человечества в планетарном масштабе оказалось вполне достаточно древнейшего исхода архантропов с территории африканского материка, после чего общность базового генофонда человечества поддерживалась благодаря сети локальных генных потоков. Нелинейность эволюции можно признавать на словах, но принять это представление как основу наших взглядов на эволюцию человека оказывается весьма непросто. Проявлением линейного подхода в современной антропологии является модель «Out of Africa», в которой мы вновь имеем дело с эволюционными линиями. Африканская гипотеза предполагает последовательный исход с территории африканского континента нескольких миграционных волн, древнейшая из которых представлена архантропами, а самая поздняя — ранними сапиенсами.
Срабатывает инерция мышления, и одной из главных проблем для многих современных исследователей оказывается вопрос о том, какой же из одновременно существовавших вариантов гоминид дал начало дальнейшей прогрессивной линии эволюции всё-таки линии! С другой стороны, оперировать с понятием «эволюционная линия» намного более удобно, чем с понятием «пласт», и, выстраивая линейные схемы эволюции, многие современные исследователи подразумевают наличие в узловых точках неких обширных популяционных объединений. Нетрудно видеть, что в модели мультирегиональной эволюции постоянные генные потоки между синхронными популяциями неизбежно формируют сменяющие друг друга пласты форм. Слайд 4. Синхронные пласты гоминид и «эволюционный конус» Автором в своё время был предложен термин «гетерогенный эволюционный пласт гоминид» для обозначения совокупности синхронных форм, репродуктивная изоляция которых не может быть ни доказана, ни опровергнута [Бахолдина, 1988].
Прогрессивные признаки могли быть рассеяны в пределах такого синхронного пласта, концентрируясь постепенно под действием отбора, по мере усиления процессов интеграции. Схема последовательно сменяющих друг друга эволюционных пластов может быть представлена в виде своеобразного конуса, внутри которого пунктиром обозначена магистральная линия прогресса, вокруг которой и происходит постепенная концентрация прогрессивных особенностей. За пределами конуса, когда видовой эволюционный полиморфизм гоминид сменяется видовым единообразием на уровне Homo sapiens sapiens, пунктир переходит в сплошную линию. Возникает вопрос — что дальше? Представляет ли эволюция современного человека линейный процесс?
Скорее всего, нет, но эволюционные прогнозы - занятие неблагодарное. Необходимо добавить, что одна из наиболее плодотворных идей современной эволюционной антропологии, идея магистральной линии прогресса, подробно разработана в трудах А. Зубова [1985; 1996; 2004]. При этом нельзя сказать, что стадиальная теория эволюции полностью стала достоянием прошлого, ибо никто не отказывается от представления об эволюционных стадиях и их смене. Просто эти представления видоизменились и усложнились, вобрав в себя огромный массив новых данных.
Слайд 5. Одной из особенностей нынешней ситуации в эволюционной антропологии является постоянное перемещение некоторых эволюционных пластов и отдельных находок «вверх» или «вниз» вдоль эволюционной вертикали. Относительно недавно, например, произошел дрейф единичной находки нижней челюсти, найденной в начале 20-го века недалеко от города Гейдельберг от уровня древнейших людей, архантропов, к более прогрессивному эволюционному пласту, в котором эта находка объединилась вместе с находками так называемых пренеандертальцев типа Сванскомб, Эрингсдорф и Штейнгейм. Образовался новый таксон, который стал называться, как и нижняя челюсть, Homo heidelbergensis , гейдельбергские люди. Сейчас этот таксон представлен обширным пластом находок из Африки, Азии и Европы.
Объем мозга около 1000 куб. Авторы нового вида считают, что он был общим предком гейдельбержца и через него - неандертальца и сапиенса. Но есть и другие мнения.
Указывается, что сходство с гейдельбержцами и неандертальцами - небольшое, тогда как с сапиенсами - напротив, весьма большое сходство в строении лицевой части черепа. Возможно, это была первая попытка колонизации Европы, закончившаяся неудачно. Homo heidelbergensis К этому виду обычно относят формы, переходные между H.
Нижняя челюсть очень похожа на человеческую, но без подбородочного выступа обычно это связывают с неразвитостью - или слабой развитостью - речи. Ранее эти формы называли просто "архаичными H. После того, как генетический анализ показал, что линии неандертальцев и совр.
Либо он - предок только неандертальцев, либо в пределах этого вида нужно искать две параллельные, но не скрещивающиеся линии, ведущие от H. Кстати, в том, что гейдельбержец был непосредственным предком неандертальца, сейчас сомнений практически нет. Гейдельбержцы, по-видимому, уже владели металтельным оружием.
В Германии найдены метательные копья из стволов молодых елей с заточенным комлем, без наконечников возрастом около 400 тыс. Центр тяжести у них расположен так же, как у современных метательных копий. Homo neanderthalensis Неандертальцы населяли Европу и Зап.
Азию от Испании до Узбекистана в конце плейстоцена 200 000 - 28 000 лет назад. Климат тогда был холоднее, и за время существования неандертальцев несколько раз наступали ледниковые эпохи. Неандертальцы, по всей видимости, НЕ являются прямыми предками совр.
Сравнение митохондриальных ДНК показало, что линии, ведущие к неандертальцу и современному человеку, разошлись 500 -600 тыс. Неандертальцы отличаются от совр. Объем мозга - как у совр.
Уже умели разводить огонь. Питались почти исключительно мясом охота , каннибализм был очень распространен. Культура неандертальцев т.
У неандертальцев имелись также деревянные копья для ближнего боя с каменными наконечниками. В более позднее время, уже во время контактов с сапиенсами см. Уплощенный, высокий, почти вертикальный лоб.
Надбровные дуги редуцированы. Древнейшие находки в Африке - 195 000 лет назад; в Зап. Азии - более 90 000 лет назад.
Примерно 60 -80 тыс. Вначале, по-видимому, они двинулись в южную и юго-восточную Азию, где не было неандертальцев, и единственными конкурентами могли быть реликтовые популяции H. Представители этой "волны" расселения проникли в Австралию ок.
Из костей древнейшего австралийца, возрастом ок. Это говорит, по крайней мере, о нескольких волнах расселения сапиенсов, и о том, что некоторые из этих волн могли не оставить потомков среди современных людей. Несколько позже 45 -40 тыс.
Довольно долго 40 -28 тыс. Вероятно, неандертальцы были постепенно вытеснены сапиенсами, хотя подробности этой борьбы до сих пор не известны были ли прямые столкновения или только конкурентное вытеснение за счет более эффективных методов охоты? У сапиенсов, хлынувших в Европу, в самом начале этой экспансии произошел качественный скачок в культурном развитии.
В археологии этот момент соответствует переходу от среднего палеолита т. Европейских сапиенсов возрастом 40 тыс. У них впервые появилось настоящее искусство наскальная живопись ; резко ускорился технический прогресс; усовершенствовались приемы охоты.
Согласно другой гипотезе, совр. Молекулярные данныесвидетельствуют в пользу второй гипотезы - единого происхождения H. Все современные люди весьма мало отличаются друг от друга генетически генетические различия между расами людей в целом меньше, чем между разными особями шимпанзе в одном стаде.
Неандерталец и кроманьонец. Рисунок Н. Сегодня мы знаем, что линии неандертальца Н и совр.
Судя по всему, в этих линиях по-разному развивался разум. В линии Н успех был достигнут раньше экспансия палеоантропов в Европе произошла тогда, когда линия С еще прозябала в безвестности , но оказался непрочным. Эйдельман отмечает, что если сравнить неандертальский и кроманьонский черепа изнутри, то первый производит впечатление чего-то менее гармоничного, "грубой работы".
Такие "наспех сделанные" прогрессивные преобразования называют "инадаптивными" в противоположность "эвадаптивным", т. Беру на себя смелость предположить, что у неандертальца судя по огромным затылочным долям и всему комплексу имеющихся разрозненных данных очень сильно развился тот "вариант" разума, который у современного человека развит гораздо слабее и к тому же упрятан далеко в подсознание - символическое мышление, основанное на ассоциативных связях зрительных образов. Такое мышление подразумевает наличие речи, но очень странной - всего из нескольких десятков слов, каждое из которых охватывает целый круг ассоциативно связанных понятий.
Если есть хоть какая-то реальная основа под всякими магиями и телепатиями, то у неандертальцев это должно было быть развито максимально. У линии С это "затылочное" мышление никогда не развивалось так сильно, но зато его развитие шло в комплексе с другим, "лобным", более конкретным и предметным, логически-аналитическим мышлением, которое и стало доминирующим "сознательным" у совр.
Слайд 4 Австралопитеки были всеядны; предположительно для нападения и для защиты употребляли кости животных, палки, камни, возможно, что наиболее развитые виды умели их немного обрабатывать. Слайд 5 Человек умелый Человек умелый, судя по найденным останкам, датирующимся 2,6—3,5 млн лет назад, существовал более полумиллиона лет. Масса головного мозга этого гоминида была 650 граммов, что было намного больше, чем у типичных австралопитеков.
Он также отличался от австралопитеков строением таза, обеспечивавшим более совершенную бипедальность и рождение более «головастых» детёнышей. Слайд 6 Человек умелый — по-видимому, первое существо, сознательно изготовившее орудия труда и охоты: первые ещё грубо обработанные каменные гальки орудия олдувайской культуры — так называемые рубила — неоднократно находили вместе с останками этого существа. В настоящее время питекантропа рассматривают как локальный вариант Homoerectus наряду с гейдельбергским человеком в Европе и синантропом в Китае , характерный исключительно для Юго-Восточной Азии и не породивший непосредственных предков человека. Не исключено, что прямым потомком яванского человека является Человек флоресский Слайд 8 Неандерталец Неандерталец — первый представитель вида человек разумный Homosapiens. Люди, жившие в мустъерское время, по многим своим признакам находились значительно выше древнейших людей типа питекантропа или синантропа.
На слайдах презентации представлены и прокомментированы следующие этапы: Первобытность Средние века Первый период 5-11 века Средние века Второй период середина 11 —конец 15 веков Средние века Третий период 16 — середина 17 века Новая история Первый период — середина 17 века Новая история Второй период — конец 18 — середина 19 века Новая история Третий период — конец 19 - - начало 20 века Новейшая история Первый период — первая половина 20 века - Ранее Новейшее время Новейшая история Второй период — вторая половина 20 века Каждый слайд подкреплен иллюстрациями.
Эволюция человека. Часть 2. "От австралопитека до современного человека"
Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных животных в древнейших людей было появление прямохождения. Тип материала:.
Австралопитеки предшественники человека и их физиологические особенности. Молекулярная филогения и сравнительная геномика как методы реконструкции эволюции жизни. Молекулярные часы эволюции. Отличия человека от животного и направления антропогенеза. Эволюция фигуры и черепа человека. Путь гоминизации многих видов приматов. Теория африканского происхождения человека. Родословная человека, факторы антропогенеза.
Основные этапы эволюции человека.
Слайд 15 Палеантропы — древние люди — неандертальцы Homo sapiens neanderthalensis : существа среднего роста, но с мощными костями, физически очень сильные; рост 155-160 см; покатый лоб с надглазничным валиком; подбородочный выступ отсутствует или слабо выражен; объем мозговой коробки в среднем составлял 1418 см3 изготовление разнообразных каменных орудий; коллективная деятельность, хоронили умерших, украшая могилы рогами горного козла или цветами Палестина ; появились в Европе около 500 тыс. Слайд 16 Ранние неандертальцы 120 — 60 тыс.
Подобран материал для изучения на уроке биологии в 9 классе. Его можно скачать и для повторения темы в...
Знакомясь с именами ученых, изучая кратко их... А это не что иное, как происхождение таксонов. Ученики 9 класса на уроке биологии...
Навигация по сайту
- Презентация "Основные этапы эволюции человека"
- Смотрите также
- Презентация «Современный этап эволюции человека» скачать (10 слайдов)
- Презентация - Этапы и направления эволюции человека
- Происхождение и эволюция человека
- Презентация на тему "Эволюция человека"
Современный человек: конец биологической эволюции.
Эволюция человека – презентация по биологии 9 класс | С какими изменениями окружающей среды был связан ключевой момент эволюции мозга человека? |
Презентация на тему "Эволюция человека" | эволюции человека. |
Эволюция человека. Часть 2. "От австралопитека до современного человека" | Презентация содержит краткую информацию об основных этапах становления человека как вида, биологических особенностях вида, доказательствах принадлежности человека к животному миру Земли. |
Эволюция развития человека - Презентация 33013 | антропогенез протекал в четвертичном периоде Кайнозойской эры, который начался 2.5 млн лет назад. |
Презентация на тему "Эволюция человека" по Биологии | Из кн. а «Эволюция человека. Книга 1. Обезьяны, кости и гены». |
Эволюция человека - красивые картинки
Презентация на тему «Эволюция человека» содержит подробные сведения о этапах развития человеческой расы. Движущие силы и этапы эволюции человека. Эволюция человека презентация - Происхождение человека Этапы становления человека Эволюция человека неандерталец кроманьонец таблица Этапы эволюции человека. Эволюция человека, или антропогенез (от др.-греч. anthropos [антропос] — «человек» и genesis [генезис] — «происхождение»), — это часть биологической эволюции, процесс становления биологического вида Человек разумный. Презентация для школьников содержит 33 слайда, в которых подробно рассказывается о всех этапах эволюции человека.