Гештальт-подход в психологии представляет собой фундаментальную концепцию, разработанную немецкими психологами в начале 20 века, прежде всего Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффка.
Гештальт: что это такое и как его закрыть?
Рассказываем, что такое гештальт, откуда он берется и что собой представляет гештальт-терапия. Статья автора «ИСТиК» в Дзене: Александр Рязанцев — основатель ИСТиК и онлайн-школы «Феномен», психолог с 30-летним опытом поделился своим профессиональным видением гештальт-подхода в психологии. Гештальт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия: в чем разница? Что эффективнее: гештальт или КПТ? Читайте в статье.
Гештальт в психологии: что это простыми словами
Гештальт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия: в чем разница? Что эффективнее: гештальт или КПТ? Читайте в статье. Экологичное ведение групп в гештальт-подходе 3 двухдневки – Online. Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела. Из-за такой интерпретации люди, прочитавшие пост, вряд ли пойдут за помощью к гештальтисту, к которым при помощи таких постов формируется предвзятое мнение. Нейрофизиологи считают гештальт-терапию весьма полезной, так как она активизирует головной мозг и увеличивает количество нейронных связей, развивает осознанность человека, стимулирует к приобретению нового опыта и приспособлению к окружающей среде. Нейрофизиологи считают гештальт-терапию весьма полезной, так как она активизирует головной мозг и увеличивает количество нейронных связей, развивает осознанность человека, стимулирует к приобретению нового опыта и приспособлению к окружающей среде.
Как работает гештальттерапия
Гештальт это огромный и важный пласт психолгии. Рассмотрим основные идеи и термины гештальд психологии, а также методы гештальт-терапии, упражнения и методики для самосовершенствования и решения собственных проблем в духе гештальт-подхода. Гештальт это огромный и важный пласт психолгии. Рассмотрим основные идеи и термины гештальд психологии, а также методы гештальт-терапии, упражнения и методики для самосовершенствования и решения собственных проблем в духе гештальт-подхода. Гештальт в психологии: что это простыми словами. Простыми словами о сложном психологическом термине рассказал основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз и психолог Блюма Зейгарник. Понятие гештальта в психологии. Гештальт-терапия сформировалась на основе гештальт-психологии. Практическая психология: ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД.
Техники гештальта в процессе консультирования. Кривая контакта
Психология и коучинг. Гештальт-терапия – это удивительный глубокий психотерапевтический подход, удачно сочетающий достижения психологической науки и практики, терапевтический опыт основателей и современных практиков. Гештальт — это понятие в психологии, которое обозначает потребность довести дело до конца. В статье рассмотрим что такое гештальт, как он формируется, причины. На сайте Московского Гештальт Института в программе подготовки гештальт-терапевтов раздел 3 – «Творческие методы гештальт-терапии» – содержит тему «Работа с внутренней феноменологией клиента», а раздел 5 – «Философия гештальт-подхода и методология. Гештальт-терапия была разработана в 1940-х и 1950-х годах Фрицем Перлзом, психиатром и психоаналитиком, и его тогдашней женой, психотерапевтом Лаурой Перлз, как альтернатива традиционному вербально-ориентированному психоанализу. Гештальт-терапия сегодня. Метод гештальт-терапии был разработан в 50-60 годах прошлого века группой американских психологов под руководством Фрица Перзла. Этот человек стал легендарной фигурой в психологии ещё при жизни.
Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1
В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы пошли на ланч с кем-то из коллег. Вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите и можете себе позволить именно сейчас. Точно так же сам обед мог быть включен в больший гештальт под названием «Деловая встреча» или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся». А этот гештальт — в еще больший «Поиск работы», «Продвижение в карьере», «Сумасшедший роман», «Создание семьи». Так вся наша жизнь и жизнь всего человечества — как матрешка, сложена из разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до пятидесяти лет семейной жизни. Причины нашей неудовлетворенности в жизни кроются в том, что какие-то циклы контакта где-то прерываются, гештальты остаются не завершены. А мы при этом, с одной стороны, заняты пока работа не выполнена, мы не свободны , а с другой — голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано обед съеден, свадьба состоялась, жизнь удалась.
И здесь — один из ключевых моментов гештальт-терапии. Перлз сосредоточил свое внимание не на том, как внешний мир нам мешает, а на том, как мы сами не даем себе быть счастливыми. Поскольку вспоминаем теорию поля в этом мире есть все, но для нас существует только то, что мы сами выделяем из фона. А мы можем выделить или свое бессилие перед злыми обстоятельствами, которые не пустили нас обедать, или возможность как-то изменить их. Тот кто хочет — ищет способы, а кто не хочет — причины. И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них.
Очевидно, что сотрудник, склонный чувствовать бессилие перед начальником-самодуром, гораздо вернее останется голодным, потому что он сам себя останавливает куда более эффективно, чем его начальник. Задача терапии — найти место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот событий в природе. Стерео-эффект Гештальт-терапию иногда называют терапией контакта. В этом ее уникальность. До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется максимально нейтральная позиция «чистый лист». Во время сеанса гештальт-терапевт имеет право на собственные чувства и желания и, осознавая их, предъявляет их клиенту, если того требует процесс.
Люди обращаются к терапевту, когда хотят что-то изменить — в себе или в своей жизни. Но он отказывается от роли человека, который «знает, как надо», не дает директивных указаний или интерпретаций, как в психоанализе, и становится тем, кто способствует встрече клиента с его сутью. Сам терапевт воплощает в себе тот кусочек мира, с которым клиент пытается построить привычные и неэффективные отношения. Клиент, общаясь с терапевтом, стремится перенести на него свои стереотипы о людях, о том, как они «должны» вести себя и как они «обычно» реагируют на него, и наталкивается на спонтанную реакцию терапевта, который не считает нужным приспосабливаться к изменчивому миру того, с кем находится в контакте. Очень часто эта реакция не вписывается в «сценарий» клиента и вынуждает последнего сделать решающий шаг за привычный барьер своих ожиданий, представлений, страхов или обид. Он начинает исследовать свои реакции на непривычную ситуацию — прямо здесь и сейчас — и свои новые возможности или ограничения.
И приходит в конце концов к тому, что, выстраивая отношения, каждый может оставаться самим собой и в то же время сохранять интимный контакт с другим. Он обретает или восстанавливает утраченную свободу выйти из сценария, из привычного круга. Он сам получает опыт нового, другого взаимодействия. Дальше он уже может встраивать этот опыт в свою жизнь. Цель такой терапии — вернуть человеку самого себя, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Клиент — не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса.
Ведь только он сам знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней. Даже если хорошо забыл или не хочет смотреть в нужную сторону, но он — знает. За все в ответе Есть несколько «китов», на которых держится земля под названием «гештальт-терапия». Осознавание — чувственный опыт, переживание себя в контакте. Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой и что со мной происходит. Это переживается как инсайт, а в какой-то момент жизни осознавание становится непрерывным.
Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу. Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции. Вначале принятие ответственности вызывает сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» человеческих подвигов и страданий.
Сейчас песня Шуфутинского стала объектом мемов в сети, но это произведение — настоящий кладезь примеров незакрытого гештальта.
Мужчина расстался с женщиной, но отношения они до конца не выяснили, ничего не проговорили. Его эта ситуация бесконечно терзает. Он ходит грустный, а тут еще и злосчастный календарь работает как постоянный триггер: напоминает о дне, когда все у них было всерьез. Что значит закрыть гештальт для героя этой песни?
Самостоятельно либо с терапевтом разобраться в причинах расставания. Понять, что отношения закончены и больше не нужно терзать себя неоправданными надеждами каждое 3 сентября. Пример второй: гештальты из детства. Представь себе мужчину — успешного, состоятельного, у него есть любимая жена и дети.
Но вот ничего из этого не приносит ожидаемого удовольствия. Чем более успешным он становится , тем более несчастным себя ощущает. Почему так происходит? Если обратить внимание на детство нашего героя, то основополагающей эмоцией в нем было чувство вины.
Как завершить гештальт в этом случае? По-разному: кто-то может простить мать за упреки и отпустить чувство вины, которое не дает возможности наслаждаться жизнью. Психолог спрашивает клиента не о том, какие события и мысли имели место в прошлом, а том, что он чувствует именно сейчас. Задача специалиста — показать, что решение проблемы находится не в будущем или прошлом, а здесь и сейчас.
Это дает тебе уверенность, что ты можешь решить ситуацию — она под твоим контролем, даже если произошла очень давно. А какие отношения у тебя с N сейчас и т. На самом деле, психика человека так устроена, что жить здесь и сейчас нам сложно. Мы то витаем в постоянных воспоминаниях о прошлом, то живем мечтами о будущем.
Машины времени у тебя нет: значит, увы, ничего сделать нельзя, остается только вздыхать об упущенных возможностях. Гештальт терапия предлагает принципиально другой метод управления своей жизнью.
В этой части сада нет жестких оград. И очень хорошо видны другие отделения сада. Здесь иногда случаются прекрасные, а иногда совершенно грустные вещи. Как психотерапевт, я могу быть проводником в этот сад. Исследовать его разнообразие и неповторимость, видеть его изменения. И давать возможность открывать что-то в себе. И быть неподалеку, когда человек отважится вступить на пугающую его тропу, чтобы встретиться с чем-то, что давно уже стережет его. Аллея рыцарских лат А еще в том самом Ботаническом саду есть особые аллеи: рыцарских лат, принцессиных платьев, шкур чудовищ.
Оставленные щиты и колья. Чаши неиспаряющихся слез и пыточные механизмы. Тут есть воздушные замки и песочные города. Есть останки убитых драконов. И истоптанные башмачки нищенок. Со всем этим кому-то когда-то пришлось расстаться. Или оно потерялось во время прогулки. Отпало во время опознавания. Стало ненужным из-за завершения гештальта. Это аллеи диковинных и обыденных иллюзий, защит и заблуждений.
И я искренне желаю себе оставить там свой ненужный мне тяжелый груз. Смотреть на это иногда умилительно, иногда страшно, иногда любопытно, иногда невыносимо, иногда просто грустно. Грусть И важно, что тут можно не прятать чувства, тут можно их достать и прожить. Ведь так важно, чтобы чувства были прожиты, иначе не почувствовать себя живым. Сознание податливо, но ядро имеет свойство возвращать все в прежние русла. И здесь важны и грусть, и боль, и страдание. Потому что, подбираясь к этим вещам честно, становится возможным увидеть за ними и радость, и любовь, и нежность. А так же силы дальше идти. И ресурсы говорить «Да» жизни. Оно начинается на букву «я».
Но буквы я для этого недостаточно. Есть еще звучное -дро-. Такое громкое и твердое, которое может защитить нашу истину от кучи представлений, которые уводят совсем не туда, куда нам надо. Которые делают из нас массу, понятную и послушную. И в этой массе быть легко. Потому что на все можно найти инструкцию. Где понятно, что можно и нужно прятать. Где есть проторенные пути и «живые» примеры. И все мы учимся в ней находиться с детства. Так что со временем кажется, что уже нет четкой границы между отдельным индивидом и этой массой.
Что каждый - всего лишь клеточка некой социальной ткани. И баста. И тут пригождается «дро», которое помогает продираться сквозь ткань, чтобы иногда ощущать себя и абсолютное свое персональное счастье. Я убеждена в глубинной ценности Я. И вижу свою цель идти к нему и вести. Потому что есть надежда, что там присутствует индивидуальная истина. И там присутствует ресурс к любви. Который можно обратить на себя. И не только. Но, как я теперь понимаю, встреча со своим Я и даже просто путь к нему, требует больших душевных сил.
И часто по дороге случается видеть то, к чему человек еще не готов. Здесь я планировала написать пример из моей практики. Как моя клиентка очень испугалась на пути к своему Я. И пока не идет дальше. Мне нужно время. Строгий цербер Много из сказанного лежит на поверхности моего пруда или реки. Мне даже не приходилось нырять, чтобы это сказать. А что в глубине? Ведь последние недели, я почти каждый день думала про это эссе, боялась к нему приступить. И много мыслей и даже какое-то осознавание посещало меня.
И я мысленно ставлю минусы и плюсы. Что удалось, а что нет. Смотрю и оцениваю итог. Нервничаю и думаю об уровне своей компетентности. Есть результат, выраженный в этих буквах, на этом листе. Хаотичный и иллюстративный. Суть-суть про меня и чуть-чуть про гештальт. У меня нет стройного ответа на поставленный в заглавии вопрос. Есть либо сухой и четкий. Либо бесструктурный и невнятный, чрезмерно метафоричный.
И я продолжаю свой путь. Несовершенный, бессистемный и импульсивный. Но при этом красивый, настоящий путь живого человека. Гештальт-подход и психотерапия в его рамках и вне есть часть моей жизни. Которая существует вместе с другими частями моей жизни. Одна из паутин путей.
А ты замечаешь, что я — мужчина? К испуганно. Да… Т.
Попробуй адресовать свой текст лично мне. У меня создается впечатление, что ты меня не замечаешь… Это — самое начало сессии. В ней гештальт-терапевт слава Богу, начинающий : неуважителен, нечувствителен к неловкости клиентки и просто агрессивен. В течение 40 последующих минут клиентка пыталась донести до него простую историю: она понравилась парню, он за ней ухаживает, но она не уверена в себе, в своей внешности и очень тревожится… Терапевт постоянно перебивал ее и, простите, грубо нарушал границы — не только этические, но и человеческие. Хотя терапевту с его переживаниями и идеями там пока не было места — там было много феноменов самой клиентки, которые, к сожалению, ей так и не удалось выразить, разместить и обсудить с терапевтом. Именно из-за таких горе-работ я задумалась — может, слово «стратегия» - не самое удачное в этом контексте? Стратегию выстраивают, когда: терапевту более-менее ясно, с чем пришел клиент; обсуждена цель динамичная, изменяющаяся, но «здесь-и-теперь» важная для клиента ; установлен достаточно хороший контакт. Но сама стратегия «работы с внутренней феноменологией» или «работы на границе-контакт» - лишь разные способы достижения разных целей. Интересно, что в гештальт-терапии используется термин стратегия, но позабыт термин «тактика».
Снова обратимся к Википедии: «Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач…» [3]. Гештальт-терапевт как и специалист любой помогающей профессии учится много лет в программах, а потом — всю оставшуюся жизнь тому, как именно решать практические задачи месте с клиентом. Это техники и микротехники, это оттачивание своего self как главного инструмента терапии, это чтение профессиональной и художественной литературы, это дружба и любовь… Мы учимся этому ежесекундно, и было бы очень высокомерным утверждать, что я, как специалист, могу разработать стратегию правильной терапии… Лично мне ближе более нейтральное, но очень емкое понятие «фокусировки». Гештальт-терапевт в своей работе может фокусироваться на разных аспектах терапевтической сессии:.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе гештальт-терапии клиенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены[1]. Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход. Гештальт-подход для меня – прежде всего, диалог. Гештальт-психология на службе корпораций. Что такое гештальт в психологии. Гештальтпсихология – это направление психологии, ставящее перед собой цель объяснить процессы мышления, восприятия.
Гештальт. Что это такое и как использовать гештальт-психологию?
Но даже и в этом случае ситуация не будет завершена, она просто уйдет в фон, чтобы периодически напоминать о себе в будущем, напоминать о себе благодаря чувству боли, вины, стыда… Нерешенная задача, «не финишировавшее действие» останавливают движение человека на его пути к новым встречам и новому опыту вспомните историю о мальчике, у которого умерла собака. Поэтому психотерапевты часто говорят: если человек начинает вести себя как-то странно, первым делом поищи незавершенную ситуацию. Используя определенные тактики, мы пытаемся такую ситуацию идентифицировать, найти временно остановленные интенции и связанные с ними действия и завершить их в терапевтическом эксперименте. Если нам это удается, человека словно бы «отпускает», энергия жизни и контакта снова движется свободно, и клиент возвращается к обычному стилю поведения хотя, строго говоря, поведение тоже немного меняется — под влиянием опыта, приобретенного при завершении ситуации. А теперь представьте, тренер обращается к психологу и говорит, что его подопечный как-то неровно выступает. На тренировках он вроде бы выкладывается и показывает очень хорошие результаты, а во время соревнований не дотягивает до такого же уровня.
И первое, что мы можем предположить: по каким-то причинам действие для спортсмена завершается именно на тренировке; собственно, к выступлению он не мотивирован. Значит, нам надо перестроить мотивационные установки таким образом, чтобы завершение случалось именно на соревнованиях. Тут мы прицельно работаем на изменение поведения человека и выступаем больше в роли педагогов, чем психологов. Но и в этом случае мы можем использовать гештальт-методологию. Гештальт-метод и позиция терапевта Приведенные выше примеры говорят о том, что гештальт-метод как и практически любая психологическая методика, которая используется в консультировании может быть использован тремя разными способами: Во-первых, для описания человеческого поведения.
Тогда наша цель — понять, как получается, что человек ведет себя определенным образом, а не иначе, и, возможно, предсказать его дальнейшие поступки. Во-вторых — для управления поведением, когда нам нужно, чтобы человек сделал то, что мы хотим. Это кстати, не всегда циничная манипуляция ради выгоды; это может быть прием, позволяющий не допустить паники во время пожара в общественном месте или договориться с преступником, удерживающим заложников. В-третьих — для изменения поведения. Тут наша цель состоит в том, чтобы человек сделал самостоятельный, осознанный выбор.
Если мы решаем педагогические задачи, значит, фокусируемся на том, что человек выбирает например, социально приемлемое поведение. Если мы решаем терапевтические задачи, мы фокусируемся на том, как человек выбирает, пытаемся помочь ему сделать осуществимой саму возможность выбора. То есть, говоря о применении Гештальта в разных областях жизни, надо отличать гештальт-методологию от собственно гештальттерапии. Многие идеи, которые используются в гештальт-подходе, могут быть применены, например, для расчета эффективности влияния рекламных сообщений на аудиторию, для диагностики того, что происходит с людьми в трудовых коллективах, и проч. Использование гештальт-подхода в психологическом консультировании — это применение идей, описывающих динамику процесса контакта, в ситуациях, когда человеку необходима помощь.
Можно сказать и так: гештальттерапия — это название практик работы в отношениях «клиент и терапевт», и мы предполагаем, что само слово «терапия» дает указание на то, что есть необходимость помощи в решении человеческих проблем и изменении качества жизни клиента. Важнее всего здесь позиция терапевта: как, каким образом он организует контакт с клиентом. В чем специфика поведения гештальттерапевта? Прежде всего, это разговор с клиентом «на равных»; открытость диалогу; максимальное внимание к тому, чтобы исследовать опыт контакта человека и его окружения; поддержка осознанности; отказ от «скрытых методов влияния»; отказ от гипноза и манипуляций. Это ориентация на актуальное время и место и — в значительно меньшей степени — ориентация на историю детства и бессознательные процессы.
Это встреча «человек и человек» в настоящем моменте времени и пространства. Гештальттерапевт воздерживается от того, чтобы считать опыт человека «патологичным» и искать в детстве причину такой патологии. Гештальтттерапевт ориентирован на феноменологию, он осознает, фиксирует происходящее с ним самим и клиентом, но не дает оценок — ни с этической, ни с какой-либо другой точек зрения. Казалось бы, встреча «человек и человек» доступна нам и в обыденной жизни — с друзьями, с близкими людьми. Однако практика показывает, что, если у человека случается стресс, как раз прямая встреча становится для него затруднительной.
Сделаем пометку на полях: независимо от того, какое направление представляет психотерапевт, его разговор с клиентом, по сути, ни к чему клиента не обязывает — в отличие от разговоров с родственниками, начальниками, чиновниками и т. В определенном смысле, психотерапевт — это «случайный попутчик», человек с плохой памятью. Он никому ничего не расскажет. Соответственно, и клиент чувствует себя более свободно, поскольку ему предлагают высказываться в «лабораторных условиях», в условиях ни к чему не обязывающего эксперимента. Инструмент терапевта, его позиция — открытость и присутствие.
Клиент и терапевт стараются быть открытыми в плане своих чувств и своих человеческих реакций. Эта правда чувства в ситуации становится основанием для доверительности и предоставляет клиенту возможность для максимального самораскрытия. То же самое относится и к сюжетам жизни. Человек понимает: даже если он сейчас скажет что-то предосудительное с точки зрения общепринятой морали или, например, гражданского кодекса относительно желаний, мечтаний, фантазий и реальных фактов своей жизни, это не повлечет за собой ни осуждения, ни наказания. Клиент может быть честен, что позволяет ему вместе с терапевтом исследовать душевные феномены и экспериментировать с реализацией желаний в защищенной игровой ситуации.
То есть открытость и искренность позволяют поддерживать другие важные для гештальттерапии темы — тему осознавания происходящего, реалистичности опыта, опоры человека на себя, свои телесные ощущения и эмоции, творческое, живое отношение к реальности и поиск наилучшей формы взаимодействия с окружением в конкретной ситуации. Мы отчасти уже говорили об этом в самом начале. Гештальттерапевта интересует, как организован процесс действования человека в конкретной ситуации, процесс его контактактирования с Другим, процесс его эмоциональной жизни. И, соответственно, «область вмешательства» терапевта его интервенции, предлагаемые эксперименты также будет связана с тем, чтобы по-новому организовать этот самое КАК. Очень важное отличие гештальттерапии от других методов состоит в том, что сюжет как набор и последовательность конкретных фактов, составляющий ситуацию, мене важен, чем способ его проживания человеком.
Это, кстати, предоставляет терапевту и клиенту очень широкие возможности для выбора незавершенных ситуаций. Они могут быть социально значимыми или казаться совсем простыми, частными случаями из жизни. Для гештальтиста важно не то, как человек оценивает значимость ситуации, важно то, как он с ней справляется. С точки зрения постороннего наблюдателя а иногда и самого клиента, который только-только начинает терапию , на сессиях часто обсуждаются какие-то «мелкие темы», но результатом становится изменение способов прохождения контактного процесса и форм организации жизни в самых разных масштабах. Но за счет чего происходят эти изменения?
Как удается в рамках терапевтической сессии завершить незавершенное? Практика гештальт-подхода в значительной степени основана на том, что природа или Господь Бог дали нам две сигнальные системы — предметную и фантазийную. Их описал академик Иван Павлов. Суть его открытия я сейчас немного упрощаю состояла в следующем: высшие животные, включая человека, способны проживать ситуации чувствовать, определять приоритеты, ставить цели, действовать как в предметном, так и в фантазийном мире. Причем, обе системы в значительной степени дублируют друг друга.
Иначе говоря, когда мы читаем книгу, слушаем рассказ другого человека, смотрим спектакль или кино, мы переживаем практически то же испытываем те же эмоции , что могли бы пережить, если бы события происходили в реальном мире с нашим участием. На этом основана аристотелевская теория катарсиса. Я, зритель, не участвую в действе, но идентифицирую себя с персонажем и за счет этого способен пережить очень сильные, очищающие эмоции. Больше того, я приобретаю новый опыт проживания ситуации изнутри, хотя, по факту, остаюсь наблюдателем и вижу происходящее извне. Тут, правда, сразу нужно оговориться и мое замечание относится к теории Гештальта : воспринимая происходящее на фантазийном уровне, я проживаю опыт иначе, в других модальностях, чуть с большей или с меньшей интенсивностью, нежели в реально-предметном мире.
Если я здоровый, достаточно образованный человек, знающий правила сценического языка, или просто помнящий правила детской игры, я все-таки буду отличать смерть Эдипа или Дездемоны, персонажей на сцене театра, которых играют актеры, от смерти близких мне людей. Гибель театральных персонажей не станет для меня психологической травмой. Наоборот, я смогу, помимо прочего, восхититься композицией пьесы, талантом актеров, осознать свои собственные эмоции, которые по ассоциации связаны с эмоциями персонажей. Этот особенный эффект русский литературовед Виктор Шкловский называл эффектом остранения от слов «странность» и «отстранение» , и благодаря ему я оказываюсь способен заметить в себе переживания, которые из-за стресса могут быть пропущены мною в собственном человеческом опыте ежедневного бытия. Обратите внимание, мы опять говорим не о содержании действия, не о том, что происходит, а о том, как это происходит.
Я получаю удовольствие от факта соприсутствия, от формы, от композиции, от того, как организован процесс, от вовлеченности в сюжет. Это некоторые «дополнительные» эмоции, которых не возникает, когда я — участник события и сложное по чувствам действие происходит в реальности. Восприятие искусства предоставляет нам дополнительное «место и время» для переживания. Мы говорим: «Ух, как он это сделал! И не просто заметить, но и запомнить, как вообще могут развиваться эмоциональные процессы, как люди вступают в отношения, действуют в отношениях и выходят из отношений.
Это помогает нам распознать и осознать самих себя в сложной динамической системе личностных, социальных и культурных взаимосвязей. Тут мы уже совсем близко подходим к пониманию гештальт-методологии. Потому что базисным основанием терапии является для нас осознанность awareness. Мы предполагаем, что решение психологической проблемы возможно в результате повышения осознанности динамических проявлений человека в ситуации. А метод нашей работы основан на организации эксперимента в реальном времени и реальном пространстве.
Это может быть эксперимент в непосредственных отношениях между терапевтом и клиентом или между участниками терапевтической группы. Или эксперимент в фантазийном, игровом мире, который, однако, тоже локализован в реальном времени терапевтической сессии. Гештальттерапевты часто используют игровые, фантазийные эксперименты, потому что такое экспериментирование, в определенном смысле, оказывается даже более эффективным и, понятно, менее рискованным для человека и тех, кто его окружает , нежели экспериментирование в реальной жизни. Наш клиент на сессии способен не просто проиграть некую ситуацию, но и запомнить сам механизм ее проигрывания. Соединение и интеграция в процессе осознанного экспериментирования двух сигнальных систем вспомним учение Ивана Павлова создает уникальную возможность для создания новой формы самоорганизации личности в ее психической и физической реальности.
С некоторой долей оптимизма мы можем даже утверждать, что процесс осознавания ведет к перестройке самой психофизиологии в моменте организации процесса контакта. Иначе говоря, — к тому, что в реальном физиологическом поле организуются новые нейронные связи, и за счет этого переформируется сама система функционирования эмоционального и когнитивного опыта. Процесс и осознавание происходящего здесь и сейчас Надо заметить, что английское «awareness» слово, которое активно используется в Гештальте переведено на русский язык не очень удачно. Мы говорим об «осознании» или «осознавании», и эти термины отсылают нас к тематике сознательного и бессознательного. Дальше, соответственно, начинаются рассуждения про интеграцию бессознательного в сознание и проч.
В действительности же, в Гештальте имеется в виду нечто другое. Речь скорее идет об осведомленности, информированности, компетентности, о способности отдавать себе отчет в том, что сейчас во мне и вокруг меня происходит. Если использовать разговорный оборот речи, можно сказать: «Я в курсе происходящего ». Именно в этом смысле мы говорим, что клиент начинает осознавать процесс и получать определенное удовольствие от того, что осознает процесс , собственные мотивы, эмоции, телесные переживания. В результате во время терапевтической сессии он подмечает то, что обычно пропускает в реальной жизни.
Клиент осознает, как он сам себя прерывает, когда контактирует с другими людьми. И тут мы снова можем опереться на теорию академика Павлова. Допустим, у человека не было опыта позитивного слияния с матерью — не ласкала она его, не кормила грудью. Но есть же еще фантазийный мир! Есть мечты о слиянии, насыщенные множеством деталей… Не ставить же штамп в паспорте «Не годен» всем тем, кого не кормили грудью, не качали в колыбели, кому игрушку нужного цвета не повесили над кроваткой, у кого папа с мамой разошлись!
В этом смысле, Гештальт — очень оптимистический метод. Он сфокусирован не на том, почему у меня возникают проблемы, а на том, как они проявляются. Что такое я делаю? Как так происходит, что я, взрослый человек, повторяю цикл отклика, который сформировался в детстве и тогда, как творческое приспособление к реальности, помогал мне справиться с ситуациями, но сейчас уже мешает? Что я пропускаю, что я не осознаю?
Как я прерываю процесс контакта? В этом месте, кстати, гештальт-подход в плане методологии расходится с аналитическими процедурами. Предположим, клиент заявляет, что мать не кормила его грудью. Психоаналитик в таком случае, скорее всего, будет предполагать, что долгое обсуждение взаимоотношений с матерью, попытка проживания детских впечатлений и эмоций как-то изменит мышление и восприятие клиента. Гештальттерапевт будет склонен воспринимать историю клиента как «параллельную» тому, что случается в жизни человека сегодня.
И спросит клиента: «А как ты сейчас себя чувствуешь, когда рассказываешь мне об этом? Как ты сейчас организуешь свой опыт контакта с окружением? То есть клиент действует в данный момент времени, и потребности у него уже другие вряд ли взрослый так уж хочет по-настоящему присосаться к груди! Если говорить по-простому, мы реагируем на происходящее привычным образом, не задумываясь о том, как мы это делаем. Так вот, гештальттерапевт предложит клиенту не мучить душу тем, как когда-то было плохо, а попытаться понять, как ему справиться с ситуацией здесь и сейчас.
То есть мы признаем, что невозможно изменить прошлое, но предлагаем человеку попробовать как-то иначе чуть более спонтанно, вариативно откликаться на настоящее.
В таких случаях и нужны гештальт-терапевты. Гештальт-терапия — это терапия ситуаций. Сам подход во многом ориентирован на чувства и эмоции человека, на их телесные проявления. Гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, как она проявляется на разных «этажах» психики и придумать ей завершение — закрыть гештальт. Откуда берутся гештальты? Вернемся к гештальтпсихологии. Она появилась в 1912 году, в эпоху, когда методов современной нейронауки не существовало.
Поэтому понять, что же именно такое гештальт и какова его природа, можно было разве что концептуально. Тем не менее, теория гештальта господствовала в изучении восприятия всю первую половину XX века. С конца 1950-х годов нейрофизиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визель стали делать записи с отдельных нейронов в зрительной коре кошек и обезьян. Оказалось, что каждый нейрон откликается строго на какое-то свойство изображения: угол поворота и ориентация, направление движения. Они получили название «детекторы признака»: детекторы линий, детектор краёв. Работы оказались крайне успешными, и Хьюбела с Визелем удостоили за них Нобелевской премии. Позднее, уже в экспериментах на людях, были открыты нейроны, реагирующие на более сложные стимулы — детекторы лиц и даже конкретных лиц знаменитый «нейрон Дженнифер Энистон». Эксперимент Хьюбела и Визеля с кошкой Так на смену идее гештальта пришел иерархический подход.
Любой объект — это набор признаков, за каждый из которых отвечает своя группа нейронов. В этом смысле целостный образ, о котором говорили гештальтисты, — это просто активация нейронов высшего порядка. Но не все было так просто. Более поздние эксперименты показывали: мы зачастую схватываем целостную картину гораздо раньше, чем отдельные элементы. Если вам показать начальную картинку с велосипедом на долю секунды, то вы уверенно сообщите, что увидели велосипед, но вряд ли скажете, были ли у него педали. Выводы говорили о наличии гештальт-эффекта. Это шло вразрез с идеей каскада из нейронов, распознающих признаки от самых простых до самых сложных. Как ответ возникла теория обратной иерархии — когда мы на что-то смотрим, быстрее всех реагируют нейроны, отвечающие за общую картину, а уже за ними подтягиваются те, что распознают детали.
Такой подход был ближе к концепции гештальта, но всё равно оставлял вопросы. Теоретически вариантов того, что может оказаться перед нашим взглядом, бесконечно много. При этом мозг как будто бы заранее знает, какие нейроны активировать. В этом «заранее» и есть ключ к пониманию гештальтов. Речь об одной из самых прорывных идей в понимании работы мозга на рубеже XX и XXI веков — предсказательном кодировании predictive coding. Мозг не просто воспринимает и обрабатывает информацию извне. Скорее наоборот — он предсказывает, что происходит «снаружи», а затем сравнивает предсказание с реальностью. Предсказание — это когда нейроны высших уровней посылают сигналы нейронам низших уровней.
Те, в свою очередь, получают сигналы извне, от органов чувств, и отправляют «наверх», сообщая, насколько предсказания расходятся с реальностью.
И таких примеров на самом деле очень много в нашей жизни и жизни окружающих людей. Да и в быту незакрытые гештальты иногда осложняют нашу жизнь: недочитанный сюжет в книге может нам даже сниться.
Недосказанные фразы осложняют общение между друзьями. На основе открытых гештальтов люди всю жизнь могут что-то кому-то доказывать, так и не разобравшись в себе. Нервная система от этого устает, и появляется прокрастинация в поведении.
Особенно запоминается незакрытый гештальт в подростковом возрасте, когда все воспринимается через призму дисбаланса гормонов и перепадов настроения, а также увеличенного чувства справедливости. Например, девочка-подросток не хочет мыть посуду — родители в качестве наказания забрали у нее телефон на 3 дня. У нее закрепится обида на них, так как будет считать наказание несправедливым и ко всем взрослым может теперь относиться настороженно, как будто они посягают на ее свободу.
И здесь просто необходимо закрыть гештальт в отношениях, чтобы она поговорила с родителями по душам. Как закрыть гештальт — техники Простым языком закрыть гештальт — значит создать целостную картину чего-то, будь то какое-то дело, ситуация или отношения. Но это не так легко сделать, как звучит.
Иногда требуется целое гештальт-обучение человека на терапии, чтобы что-то закрыть или дополнить. Закрытие гештальта Итак, с этим разобрались. Но мы не сможем закрыть гештальт, не зная основных его законов.
Ведь каждый гештальт-терапевт в своей работе на них основывается. Законы гештальта: Сразу целое, а не сумма частей — наше восприятие стремится к целостности. Когда вы зажжете бенгальский огонь и будете делать им круговые движения, то психика воспримет это как горящий круг, а не отдельную светящуюся палку в разных точках пространства.
Есть главное и второстепенное — то, что в центре нашего внимания, то есть фигура, все остальное — фон. Это интересно тем, что без нашего желания что-то становится главным, а что-то — второстепенным. Как только мы фокусируемся на чем-то, то учимся выделять фигуру из фона.
Это дает нам возможность самостоятельно закрывать свои гештальты, когда они становятся фигурой. Фигура зависит от качеств и желаний — то, что центральное в нашем сознании, основывается на наших привычках, эмоциях, стимулах внешнего мира. Человек может выбирать — восприятие организует процесс сознания.
Человек может выбирать, что он хочет чувствовать, воспринимать, видеть. И это связано с привычками, интересами, желаниями человека. Мы можем выбрать свой гештальт, что в него вносим, что в нем видим.
Чтобы что-то поменять, выбирать, нужно это осознать. Я постаралась описать законы не академическим языком, а простым человеческим. На основе этих законов работает гештальт-подход.
Есть несколько техник в арсенале гештальтиста, которые помогают ему направлять человека к решению проблем. Техника пустого стула Применяется, когда у человека есть нерешенная проблема, но по какой-то причине он не может ее довести до логического завершения. Например, не может поговорить с мамой из-за того, что она умерла, или друг не хочет с ним видеться, уехал, заболел психически и т.
Работает это так: напротив клиента ставится пустой стул, и он представляет, что на нем сидит человек, с которым есть нерешенная проблема. Эту технику нередко используют в группе, тогда каждый участник может задавать наводящие вопросы, делиться чувствами. Здесь и сейчас Закрыть гештальт самостоятельно можно, если использовать эту технику.
Когда человек ощущает себя в настоящем, тогда подсознательно настраивается на решение проблемы. Важно вытягивать себя из прошлого или будущего.
После прихода к власти Гитлера Перлз эмигрировал в Голландию. В 1934 году он переехал в Южную Африку, где создал Южноафриканский институт психоанализа. В 1936 г на собственном самолете пилотом был он сам! Перлз прилетел на конгресс в Прагу, чтобы встретиться с Фрейдом, которого считал своим учителем. Фрейд до Перлза не снизошел, поэтому разговора не получилось. Свои мысли и идеи Перлз изложил в книге, получившей название «Эго, голод и агрессия» и подзаголовок «Ревизия теории и метода Фрейда». В 1966 году книга была переиздана. На этот раз подзаголовок был иным: «Начало гештальт-терапии».
В 1946 году Перлз бросил дом, работу и семью в Южной Африке. Он перебрался в Нью-Йорк, где вместе с единомышленниками создал институт гештальт-терапии. Знакомство с гештальт-терапией лучше всего начинать именно с этой книги: она дает прекрасное представление о личности Перлза и потому является ключом ко всему его научному наследию. Неспособность людей принять это напряжение заставляет их планировать, репетировать, пытаться обеспечить свое будущее. Каждый раз, когда вы играете беспомощного, вы создаете зависимость, вы играете в зависимость. Другими словами, мы делаем себя рабами. Особенно если это зависимость от самоуважения. Если вы нуждаетесь в одобрении, похвале, обратной связи от каждого, тогда вы каждого делаете своим судьей. Зрелость — это переход от опоры на окружающих к опоре на самого себя. Жалость — участие наиболее отдаленное, и мы утверждаем, что по большей части то, что называется жалостью, на деле есть замаскированное злорадство.
Вербальное общение обычно лживо. Настоящее общение находится за пределами слов. Чем меньше мы уверены в себе, тем меньше мы соприкасаемся с собой и с миром, тем больше мы хотим контролировать. Гнев, который не вышел наружу, не вылился свободно, превращается в садизм, в стремление к власти и другие виды пыток. Избегая осознания своей агрессивности, вы вносите в свою жизнь страх. Контролирующий себя человек всегда обладает диктаторскими наклонностями. Мазохист — это человек, который боится боли и приучает себя терпеть ее.
Основные техники и методы современной гештальт-терапии: путь к гармонии сознания
Но не все было так просто. Более поздние эксперименты показывали: мы зачастую схватываем целостную картину гораздо раньше, чем отдельные элементы. Если вам показать начальную картинку с велосипедом на долю секунды, то вы уверенно сообщите, что увидели велосипед, но вряд ли скажете, были ли у него педали. Выводы говорили о наличии гештальт-эффекта. Это шло вразрез с идеей каскада из нейронов, распознающих признаки от самых простых до самых сложных. Как ответ возникла теория обратной иерархии — когда мы на что-то смотрим, быстрее всех реагируют нейроны, отвечающие за общую картину, а уже за ними подтягиваются те, что распознают детали. Такой подход был ближе к концепции гештальта, но всё равно оставлял вопросы. Теоретически вариантов того, что может оказаться перед нашим взглядом, бесконечно много. При этом мозг как будто бы заранее знает, какие нейроны активировать. В этом «заранее» и есть ключ к пониманию гештальтов. Речь об одной из самых прорывных идей в понимании работы мозга на рубеже XX и XXI веков — предсказательном кодировании predictive coding.
Мозг не просто воспринимает и обрабатывает информацию извне. Скорее наоборот — он предсказывает, что происходит «снаружи», а затем сравнивает предсказание с реальностью. Предсказание — это когда нейроны высших уровней посылают сигналы нейронам низших уровней. Те, в свою очередь, получают сигналы извне, от органов чувств, и отправляют «наверх», сообщая, насколько предсказания расходятся с реальностью. Главная задача мозга — свести к минимуму ошибку предсказания о реальности. В момент, когда это происходит, и возникает гештальт. Гештальт — это событие, а не что-то статичное. Представьте, что «верхние» нейроны встречаются с «нижними» и договариваются о том, какова реальность в данном месте в данное время. Договорившись, они жмут друг другу руки. Это рукопожатие длиной в несколько сотен миллисекунд и будет гештальтом.
Мозг необязательно будет менять предсказания. Он может и проигнорировать реальность. Вспомните гештальт-терапию и потребности: они могут существовать и на самом примитивном уровне. В далеком прошлом распознать какой-то объект означало вовремя увидеть хищника и не быть съеденным или найти что-то съедобное и не умереть с голоду. В обоих случаях цель — адаптироваться к реальности, а не описать ее с высокой точностью. Предсказательная модель — прорывная модель для гештальтпсихологии Если предсказательная модель работает, организм получает положительное подкрепление. Отсюда две возможных ситуации, когда может проявляться эффект гештальта: Предсказание корректируется — у нас вдруг складывается цельный образ, возникает «ага-эффект». Это подкрепляется выбросом дофамина. Когда вы узнали знакомое лицо в толпе или наконец поняли то, что долго не могли понять — это тот самый «ага-эффект». На нем построено искусство, которое постоянно нарушает наши ожидания.
Предсказание остается прежним — мы как бы на автомате видим воображаемые объекты, тот же треугольник.
Таким образом, Фриц Перлз вывел своё понимание слова «гештальт», в которое вложил следующий смысл: целостный, полноценный образ мира, здоровое мироощущение. Из этого следует, что гештальт-терапия — это направление в психотерапии, которое позволяет человеку достигнуть гармонии с самим собой, простить себе незавершённые дела и начать смотреть на жизнь объективно, без гнёта незавершённых дел и психологических травм. Как возникает незакрытый гештальт? Существует много социальных явлений, которые приводят к возникновению незавершённых гештальтов. Большинство из них связано с устаревшими традициями, нормами и религиозными догмами.
Выше уже был описан пример того, как влияние родителей может привести к серьёзным проблемам во взрослой жизни человека. Но это только одна из распространённых ситуаций возникновения незакрытого гештальта. В целом механизм нарушения восприятия мира выглядит следующим образом. Человек узнаёт какую-то информацию, которую боится оспорить или считает единственно верной. Например, окружающие ему говорят о том, что заговаривать с незнакомыми людьми невежливо и даже опасно. Эта информация остаётся в его подсознании, мешая выстраивать социальные связи.
С годами проблема усугубляется, всё больше усложняя жизнь человека. Чтобы неверная информация, ведущая к нарушению объективного восприятия мира, была своевременно опровергнута, нужно анализировать свои поступки и причины поведения. Но не всегда это получается сделать самостоятельно. В этом случае нужно обратиться к гештальт терапевту. Кто такой гештальт терапевт? Итак, гештальт терапевт — кто это?
Психолог, психоаналитик , психотерапевт или специалист принципиально другой сферы? Так как гештальт-терапия является одним из направлений психотерапии, то практикующий её гештальт терапевт — это специалист, который занимается изучением и лечением психологических проблем. Роль, которую выполняет гештальт терапевт, принципиально отличается от работы обычного психоаналитика. Задача гештальт терапевта состоит не в том, чтобы дать пациенту «волшебную таблетку», а помочь разобраться в себе и самостоятельно прийти к решению своих проблем. Преимущество такого подхода в том, что человек учится самостоятельно справляться со всеми трудностями без посторонней помощи. Поэтому эту методику работы с пациентами можно назвать одной из наиболее эффективных.
Для этого совершенно необязательно заново ее восстанавливать, во многих случаях достаточно лишь понять причину. Это уже первый шаг к решению проблемы, а дальше можно поступить по-разному. Одним удобнее проговорить все с терапевтом, другим — выплеснуть эмоции на бумагу, третьим — воспользоваться техникой пустого стула. Последнее — разговор с воображаемым собеседником, с которым ранее не удалось обсудить важные вопросы. Благодаря этому получается высвободить чувства, которые люди не решаются высказать в настоящей беседе. Если гештальт связан с чем-то материальным, избавиться от него достаточно просто. Допустим, в детстве вам не купили красивую куклу или навороченную машинку, о которой вы мечтали. Зато теперь вы взрослый человек и сами можете их приобрести.
Может быть, вы хотели устроиться в компанию мечты или признаться в чувствах к давно любимому человеку, но тогда помешали обстоятельства — это тоже формирует гештальт. Какие-то возможности, безусловно, со временем исчезают, но не все — всегда имеет смысл поинтересоваться, есть ли у вас шансы. И постарайтесь избегать новых гештальтов: доводите дела до конца и не копите эмоции в себе. Завершить гештальт — пожалуй, наиболее часто встречающаяся цель клиентов психотерапевтов. Мало у кого выходит закрыть гештальты во всех областях жизни, и все же даже одна решенная проблема может сильно поменять процессы восприятия. Понять, что гештальт закрыт, легко: ситуация перестает вызывать у вас эмоциональный отклик, вы смотрите на нее спокойно. Опасность незакрытых гештальтов Незавершенность гештальта человек может даже не осознавать, но она негативно влияет на его психологическое благополучие. Прибавляется тревожность, ресурсы организма расходуются — и это приводит к ощущению внутренней неудовлетворенности, усталости.
Большое количество психологических проблем, как правило, вызвано скоплением непроработанных деструктивных гештальтов. Отсюда идут болезненные реакции на события и явления, напоминающие о негативных историях из прошлого. В подсознании человека эти ситуации так и остаются незавершенными, хотя у него могут быть хорошая карьера, семья и другие атрибуты жизненного успеха. Но он не чувствует себя счастливым, да и добиться мог бы большего.
Восприятие символов и символики. Закрытие гештальта также влияет на способность воспринимать символы и абстрактные формы как цельные и значимые объекты, даже если они состоят из различных элементов. Закрытие гештальта имеет большое значение не только для понимания восприятия и когнитивных процессов человека, но и для областей дизайна, искусства и коммуникации. Дизайнеры и художники используют этот принцип, чтобы создавать визуальные композиции, которые легко воспринимаются и понимаются аудиторией.
Техники гештальт психологии Гештальт-психология является одним из важных направлений в психологической науке, сфокусированным на изучение восприятия, понимания и организации информации человеческим разумом. Это направление возникло в начале 20 века в Германии и получило своё название от слова «гештальт», что на немецком языке означает «форма» или «структура». Основная идея гештальт-психологии заключается в том, что люди воспринимают мир не как отдельные элементы, а как организованные структуры или «гештальты». Что такое гештальт простыми словами Важными техниками гештальт-психологии являются: Закон закрытия: Этот закон указывает на то, что люди склонны видеть незавершенные фигуры как целостные объекты. Например, если на картине изображены несколько отдельных фрагментов, наш мозг автоматически пытается их объединить в одну общую форму. Закон подобия: Согласно этому закону, мы склонны группировать объекты, которые имеют сходные свойства, такие как цвет, форма или размер. Это явление может использоваться для создания визуальных иллюзий или подчеркивания определенных аспектов восприятия. Закон продолжения: Человек склонен видеть линии и формы, продолжающиеся за пределами того, что мы видим непосредственно.
Этот закон помогает объяснить, как мы воспринимаем сложные фигуры и контуры. Закон близости: Если объекты находятся близко друг к другу, мы склонны считать их связанными и группировать их как часть одной структуры. Этот принцип помогает организовывать восприятие в пространстве. Эмоциональная экспрессия: В гештальт-терапии используется техника «пустого стула», при которой пациент может выразить свои эмоции и чувства, представив, что определенный человек или ситуация находится на пустом стуле напротив него. Это помогает исследовать эмоциональные аспекты проблемы. Работа с сенсорными ощущениями: Гештальт-подход акцентирует внимание на сенсорных ощущениях и физических ощущениях.