Державин скончался 10 января 2018 года в возрасте 81 года после продолжительной болезни.[4] Информацию о смерти Державина подтвердила его вдова Роксана Бабаджан.[5]. Предварительной причиной смерти Александра Ширвиндта назвали проблемы с сердцем. Умер Александр Ширвиндт — президент Московского академического театра сатиры, народный артист России, актер, которого окрестили «королем» флегматичного юмора. Теперь друзья Ширвиндта лишь жалеют, что не смогли увидеться с ним ранее. Александр Ширвиндт скончался на 90 году жизни в больнице.
Александр Ширвиндт тяжело переживает утрату своего лучшего друга Михаила Державина
Смерть бывшего худрука Театра Сатиры, народного артиста Александра Ширвиндта стала огромной утратой для российского искусства, заявил РБК актер театра и кино Евгений Данчевский. Народная артистка России Наталья Селезнёва заявила РИА Новости, что Державин был её близким другом, которому она могла рассказать всё что угодно. Народный артист РСФСР, актер Александр Ширвиндт рассказал о своей дружбе с актером Михаилом Державиным, который скончался 10 января. С 2018 года там же покоится лучший друг Ширвиндта — Михаил Державин. Александр Ширвиндт умер на 90-м году жизни. Известный актер Александр Ширвиндт потерял хорошего друга Михаила Державина.
Александр Ширвиндт: «Умершие друзья часто мне снятся. Тоскую по ним»
Михаил Державин скончался 10 января на 82-м году жизни в результате тяжелой болезни. Михаи́л Миха́йлович Держа́вин — советский и российский актёр театра и кино, телеведущий, артист Московского академического театра сатиры (1967—2018); народный артист РСФСР. 15 марта на 90-м году жизни умер артист, режиссер, телеведущий, многолетний художественный руководитель и президент Театра сатиры Александр Ширвиндт. На 90-м году жизни скончался народный артист России, театральный режиссер и президент Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт.
Ушел «король флегматичного юмора»: не стало Александра Ширвиндта
В случае с Державиным он сделал исключение и появился на траурной церемонии. Возле гроба друга он тихо произнес «До встречи». Последние новости.
Чеботаревской, Постановка О. Ремеза Пистер «Каждому свое» С.
Алешина, постановка А. Эфроса и Л. Дурова Полуянов, прокурор «Судебная хроника» Я. Волчека, постановка А. Адоскина и А.
Эфроса Юрий Куницин «Чемодан с наклейками» Дм. Угрюмова, постановка С. Славина; режиссёр В. Плучек, 1967 Марич «Последний парад» А. Штейна, 1968 Елисеев «Банкет» А.
Арканова и Гр. Горина, 1968 Велосипедкин «Баня» В. Маяковского, 1970 Медведь «Обыкновенное чудо» Е. Шварца, 1971 Бобчинский «Ревизор» Н.
В воротах стоял этот элегантный дядя в кепке, в нападении и защите играли Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична. Борис Владимиров говорит: «Михал Михалыч забил гол лучшему вратарю мира». Это было невероятно!
Мать Михаила была беременна дочкой. Пока они ехали в Омск, родилась сестренка Михаила, назвали ее Татьяной. В эвакуации театр продолжал свои выступления. Юный Михаил посещал все спектакли своего отца, не пропустив ни одного. В 1954 году Михаил поступил, конечно же, в театральное училище имени Щукина. Его преподаватели были знаменитые выпускники Вахтангова, которых он знал и помнил с детства по домашним посиделкам. Театр гастролировал по Волге.
Михаил, сдав выпускные экзамены в «Щуке», приехал к своей труппе в Куйбышев. Там он играет семь ролей второго плана. После того как театр приехал в Москву, Державин играл первую главную роль — стилягу Бубуса в пьесе «Опасный возраст». Эта постановка «взорвала зрителя», имела огромный успех. Именно с этого момента и началась народная слава артиста. После Державин служил в театре на Малой Бронной, но недолго. Но по настоянию своих друзей Михаил оставил этот театр и продолжил карьеру в Московском академическом театре Сатиры, где трудился до конца своих дней.
Когда Михаил повзрослел, созрел, то также много чего хорошего ему удалось воплотить как на сцене, так и на экране. В Театре сатиры я бы отметил его роль Счастливцева в спектакле "Счастливцев — Несчастливцев" и замечательную игру в "Талантах и поклонниках". Мы много работали вместе и на телеэкране, и на сцене. А зародилось это, еще когда занимались в Доме актера всякими капустниками. Потом почему-то решили зарабатывать деньги на этом занятии, и всю жизнь таким дуэтом существовали. Хотя всяческих эстрадных дуэтов было в нашей стране полно, но они очень часто распадались из-за конфликтных ситуаций.
А Михаил антиконфликтный человек по определению. Всю жизнь у него был этот талант — немножко мудрости, немножко трусости, немножко дипломатии. Когда возникали какие-то спонтанные эмоции, то он всегда или линял, или примирял. Такой характер у него.
«Мне Миронов и Державин снятся»: почему Александр Ширвиндт хотел умереть
Она внешне не очень презентабельная, но пар! Мы были любителями парилки, да ещё после банкета — сидели с вениками и говорили о святом. Никого не было, кроме армии тараканов. Мы обсуждали, что крысы умные, но тараканы ещё умнее.
Крыс в бане не бывает, они париться не могут, а тараканы бегали вокруг нас и ещё, как будто им было мало пара, орали: "Поддайте! Я сел между двумя Михал Михалычами и загадал желание, чтобы нам через 50 лет встретиться и попариться. И мы ржали: как это может быть — 50 лет?
Прошло 50 лет. Обоих нет". Про разговоры с друзьями по ночам "Я в меру сентиментален.
У меня — цинично-ироничная маска, придуманная давно, чтобы никто не лез в душу. С ушедшими друзьями приходится говорить во снах. И очень много снится неожиданных встреч.
Ночью есть с кем поговорить. Марк Захаров недавно журил меня за какие-то последние дела. Сейчас сны стали очень длинными — не потому, что я много сплю, а потому, что сразу начинает что-то сниться.
Или эта многосерийность — дурная заразительность от телевизора. Раньше, когда я ещё служил артистом, мне часто снились разные сюжеты, связанные с театром. Например, выталкивают меня на сцену — сыграть вместо какого-то непришедшего актера в спектакле, которого я даже не видел.
Стою на сцене с партнёрами, почему-то Сережа Юрский сидит в кресле и что-то мне говорит. У меня — холодный пот.
Державина…" — написал Олешко. Слов нет,сдерживаю слёзы…", "Боль утраты для близких.
Очень жаль, что его больше нет с нами. Очень больно, когда уходят такие люди, люди кино и театра нашего поколения». Валентин Гафт вспоминает, как Державин мог украсить любую компанию и дарил радость. Валентин Гафт, народный артист России: «Каждый день уходят из жизни чудесные замечательные люди. Тяжело говорить об этом. Творческий союз Державина и Ширвиндта отличался тем, что они оба всегда чувствовали время, у них никогда не было пошлости. Они ходили по тонкой кромке, но никогда их остроты не были обидными. Они украшали любую компанию, они приносили радость в жизнь. Миша был прекрасным драматическим артистом, сыгравшим замечательные роли на сцене Театра сатиры. Он снимался в кино, и режиссерам кино надо понимать, что снимать надо именно таких артистов как Державин, которых так любил народ, которых так ждал. Миша мог сыграть гораздо больше.
Михаил Михайлович прожил на улице Вахтангова всю жизнь. Даже абитуриенты, мечтающие поступить, верили, если по дороге на экзамен встретить Державина — обязательно повезет. С детства он был погружен в театральную среду — папа играл, а театре Вахтангова, а маленькой Миша читал отрывки из его ролей в госпитале раненым во время войны. В 18 лет поступил театральное училище. Играл сначала в Ленкоме, затем — в театре на Малой Бронной. Но знаменит стал именно в Театре Сатиры, сыграв Скалозуба в «Горе от ума», медведя в «Обыкновенном чуде» и десятки других ролей. Он не терпел суеты, любил на гастролях медленно встать, позавтракать, терпеть не мог беготни. Он все делал медленно, а запоминал быстро. Миша с нами, Миша никуда не делся!
Державин, Михаил Михайлович
В Сети появилось фото Александра Ширвиндта, который на сцене в одиночестве молча скорбит об уходе лучшего друга Михаила рный актер Александр Олешко поделился в своем аккаунте. Михаил Михайлович Державин скончался в возрасте 81 года. Александр Ширвиндт только за последние пару лет похоронил троих близких друзей.
Михаил Державин. Прощай, Актер!
Он появился на свет в 1936 году, в Москве, в семье Михаила Степановича Державина — одного из ведущих артистов Театра им. Там же, в арбатских переулках, прошло и его детство. Вместе с родителями он жил на улице Вахтангова, в одном из самых артистических домов столицы того времени. Дом был построен специально для представителей творческой интеллигенции — актеров, художников, музыкантов. Здесь жили многие участники труппы театра имени Вахтангова. Нередко в гостях появлялся и великий пианист Святослав Рихтер. Артист Михаил Державин, один из ведущих актеров Московского театра сатиры, скончался на 82-м году жизни после продолжительной болезни. Самые известные роли одного из самых любимых артистов страны и главные факты его творческой биографии — в галерее портала iz. Грибоедова «Горе от ума», 1981 год Фото: Михаил Державин в 2005 году Фото: Михаил Державин с супругой Роксаной Бабаян на церемонии вручения театральной премии «Хрустальная Турандот» в 2007 году Фото: Михаил Державин на пороге Щукинского училища, в котором учился в 1950-е годы. На фото: 2006 год Фото: Михаил Державин в спектакле Московского театра сатиры «80 лет — нам всё еще смешно» на гастролях в Саратове в 2007 году Фото: Михаил Державин в роли Мартына Прокофьича Нарокова и Вера Васильева в роли Домны Пантелеевны в спектакле «Таланты и поклонники» в Московском театре сатиры, 2008 год Фото: Дмитрий Медведев и Михаил Державин, удостоенный ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, на церемонии вручения государственных наград в Екатерининском зале Кремля, 2012 год Фото: Михаил Державин во время празднования своего 75-летнего юбилея в Московском театре сатиры, 2011 год Фото: Детская компания от взрослых не отставала — все они грезили одним: подмостками, полутемным зрительным залом, замершими в восхищении зрителями.
Вместо привычных игр в казаки-разбойники или в войну ребята из «вахтанговского» дома сами строили импровизированную сцену, рисовали декорации, не без обид и споров делили и распределяли роли — а потом показывали друг другу сказки собственной постановки. С ранних лет они были и актерами, и драматургами, и режиссерами, и зрителями. После начала Великой Отечественной семья Державиных вместе с Театром им. Вахтангова была эвакуирована в Омск.
Свои первые «звездные» роли Державин сыграл в начале 1960-х — тогда «Ленком» как раз возглавил режиссер Анатолий Эфрос.
Молодой артист блеснул в том числе в таких прогремевших на всю Москву спектаклях, как «Снимается кино», «104 страницы про любовь» и «Опасный возраст», в котором получил главную роль. Несмотря на всенародную популярность, которая пришла к нему как раз в середине 1960-х, Михаил Державин как артист отличался редкой профессиональной верностью — в его творческой судьбе, по большому счету, есть всего два театра: «Ленком» и Театр сатиры. Причем в свое время сменить место работы Державина убедил не кто иной, как Андрей Миронов. По его совету актер перешел сначала в Академический театр сатиры на Малой Бронной, а оттуда, через пару лет — в Театр сатиры, со сцены которого уже не уходил. Они подружились еще в Щукинском училище, куда Ширвиндт поступил на несколько лет позже Державина.
Но именно на Малой Бронной была заложена основа сатирического дуэта, так полюбившегося всей стране. Память актера Михаила Державина могут увековечить в Москве Столичные театралы на Малую Бронную шли во многом за знаменитыми капустниками, в которых участвовали все звезды того времени — от Андрея Миронова до Михаила Казакова. Не обошлось и без участия Державина и Ширвиндта. И вскоре эта творческая пара стала неразлучна. Без их участия не обходились ни праздничные концерты, ни маленькие театральные капустники.
Вместе в 1968 году они ушли в Театр сатиры, художественным руководителем которого в 2000-м году стал Александр Ширвиндт. С 1980-х Ширвиндт и Державин захватили и умы телезрителей — вместе они сначала вели программу «Утренняя почта», а затем — «Хочу всё знать». Сам Михаил Державин к этому моменту советским телезрителям был очень хорошо знаком.
Денег массовка приносила немного, поэтому днем он умудрялся озвучивать иностранные фильмы на студии звукозаписи. Учиться тоже не бросил. Перевелся в школу рабочей молодежи. После работы мчался на уроки, а после уроков вновь на работу... В результате и семью прокормил, и аттестат о среднем образовании получил, и в театральное Щукинское училище поступил! Державин трижды женат.
И дважды расставался не по своей воле. Его первая жена Катя, дочь легендарного Аркадия Райкина, ушла к другому. Они прожили совсем немного вместе. И еще не развелись, а она уже была беременна от Юрия Яковлева... Конечно, Державин переживал. И такой удар, и такой разрыв. Но каждый вечер выходил на сцену с неизменной улыбкой. Он собирал аншлаги в Ленкоме, блестяще играя стилягу Бубуса в спектакле "Опасный возраст". Простил ли Державин Катю?
Чего ему стоила эта обаятельная спокойная улыбка? Как удалось пережить первое предательство со стороны женщин в своей жизни? Расскажем в нашем фильме. Вторая жена - Нина - была дочерью прославленного маршала Семена Буденного. Они прожили вместе почти 19 лет. В этом браке у Державина родилась единственная дочь Маша. А потом, как и Катя, Нина... Никто до сих пор не знает, что творилось в душе у Михаила Михайловича, когда уходили любимые женщины... Чего им не хватало в неконфликтном, тонком, воспитанном Державине, мальчике с Арбата?
Как сложились его отношения с дочерью?
Горькое известие застало врасплох, хотя о болезни Михаила Державина было известно. Но при всей горечи, вспоминая его, нельзя не улыбнуться. Так много он дарил радости. Радости, тепла и света.
Невысокий, плотный, с пронзительным взглядом умных и вечно насмешливых глаз — таким он и запомнится. Как же трудно говорить о нем в прошедшем времени... Дом с атмосферой Он родился в Москве в июне 1936-го, в самом центре, на улице Вахтангова. Убегая ручейком вверх от Арбата, тихий переулок, ныне выводящий на шумный Новый Арбат, оканчивался домом, внизу которого и ныне находится легендарное Театральное училище имени Щукина. Вот тамто он и родился, Миша Державин, и само место рождения будто определило его судьбу.
Но дело, конечно, не в месте рождения, а в совпадении массы факторов и атмосфере. Да и в доме жили сплошь творческие люди, а самыми частыми гостями у Державиных были друзья и коллеги по работе — Рубен Симонов, Николай Охлопков и Андрей Абрикосов, звезды первой величины. Так что неудивительно, что пока арбатские мальчишки играли в казаков-разбойников, у «державинской компании» были несколько иные развлечения — они устраивали самодельную сцену с декорациями и изображали актеров. Во время войны Державиных эвакуировали. Кстати, Театр Вахтангова был одним из немногих зданий на Арбате, в которые попал снаряд...
Выученная им наизусть роль Кутузова была непроста, но его выступления бойцы оценивали как надо — оно и умиляло их, и восхищало. Так он обрел первых поклонников. Война завершилась, семья Державиных вернулась в родной город, и когда пришел срок поступать в вуз, вопрос о выборе профессии перед Михаилом Державиным уже не стоял. Он просто спустился вниз, на первый этаж родного дома, зашел в соседний подъезд и отдал документы в Щукинское. Никаких протекций у него не было — отца не стало в 1951 году.
Его, конечно, все помнили, но именно благодаря этому к студенту Державину предъявлялся особый счет — все нужно было делать лишь по высшему разряду. У него был талант. Он справился. Через три года в училище поступил и Саша Ширвиндт — друг Державина еще со времени школы. А в 1959 году выпускник Державин отправился в Театр имени Ленинского комсомола.
Михаил Державин. Прощай, Актер!
Смерть Державина прокомментировал и сын Александра Ширвиндта телеведущий Михаил Ширвиндт, назвав произошедшее личной трагедией. Известный актер Александр Ширвиндт потерял хорошего друга Михаила Державина. Умер Александр Ширвиндт — президент Московского академического театра сатиры, народный артист России, актер, которого окрестили «королем» флегматичного юмора. Умер Александр Ширвиндт. На этом видео из далеких 1960-х молодые Михаил Державин и Александр Ширвиндт передают мысли на расстоянии.
Михаил Державин - биография, новости, личная жизнь
Даже книжку написал биографическую. Причем вышла она в конце прошлого года. На презентацию своего творения Михаил Михайлович не пришел - уже давно и тяжело болел, находился в подмосковном военном госпитале. Но были друзья, коллеги, близкие. И в их словах никакого уныния, а уж тем более вселенской скорби вовсе не ощущалось. Казалось, даже болезнь Мих-Миха - это какая-то шутка, розыгрыш.
Коих было уже миллион... Спектакль назывался «В день свадьбы», - рассказывал о начале своего пути Державин. Выходили на финальную сцену, где практически вся труппа фигурировала в качестве гостей свадьбы. Я говорю: «Да-а! И вот перед спектаклем мы решили пошутить.
По дороге в «Ленком» купили один большой помидор, такой же огромный огурец. И потом втихаря подложили их на свадебный стол с бутафорскими закусками. Выходим на финальную сцену, говорим свои «Да-а» - «Да-а», звучит тост, мы выпиваем по рюмочке воды и закусываем. Смотрю, у сидевшего в первом ряду замечательного актера Ростислава Плятта аж лицо от удивления вытянулось. На следующий вечер идем с Ширвиндтом в Дом актера - на репетицию нашего любимого капустника.
На вахте задерживают: «Подождите 10 минут, зал пока занят - там Плятт проводит встречу с учащимися театральных вузов». Заходим - действительно, зал битком, Плятт на сцене. И тут он говорит студентам: «Вы знаете, я вчера был на премьере в «Ленкоме». Вышли молодые артисты: Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Без единой реплики, в массовке.
Но когда в финальной сцене один из них закусил бутафорским огурцом, я явственно почувствовал витающий в воздухе запах свежего огурца, а когда другой закусил бутафорским помидором, мне показалось, что из него брызнул сок. Вот как надо играть. Кто матери-истории более ценен - еще вопрос. Их дружба выдержала семь десятилетий и сложившуюся в последние годы в театре субординацию между худруком и актером. Ужас в том, что с Михаилом Державиным невозможно поссориться, он антиконфликтный человек.
Рядом находится театральный институт имени Бориса Щукина тогда ещё училище , из студии при котором и родился театр имени Е. Список выпускников этого учебного заведения — всё равно что пантеон славы советского и российского театра, и Михаил Михайлович Державин в нём, разумеется, есть. При этом в театре имени Е.
Вахтангова Державин-младший не работал — после выпуска из училища в 1959 году он поступил в труппу Московский театр имени Ленинского комсомола, в 1967-м перешёл ненадолго в Московский драматический театр на Малой Бронной, а в следующем году — в Театр Сатиры. В нём Михаил Державин и играл почти до самой смерти. Тартюф, Скалозуб, Нароков, Епиходов — лишь малая часть его ролей.
Тринадцать лет подряд — с 1967 по 1980 годы — Михаил Державин исполнял роль ведущего музыкально-юмористической телепередачи «Кабачок «13 стульев», главные роли в которой исполняли, в основном, артисты Театра Сатиры. Гафт о смерти М. Державина: "Каждый день уходят из жизни чудесные замечательные люди.
Тяжело говорить об этом.
Альмавива в исполнении Ширвиндта понравился и критикам, ну, а когда по Центральному телевидению показали телеспектакль по этой постановке, популярность Ширвиндта взлетела до небес. На счету Александра Ширвиндта десятки успешных режиссерских работ. Стоит вспомнить хотя бы спектакль « Маленькие комедии большого дома », спектакль « Недоросль » по Фонвизину, спектакль «Её превосходительство» по пьесе Самуила Алёшина , «Концерт для театра с оркестром», « Слишком женатый таксист », «Швейк, или Гимн идиотизму» по Ярославу Гашеку. Полунин Помимо театра и кино Александр Ширвиндт много работал на эстраде как режиссёр и конферансье, а его блестящий дуэт с Михаилом Державиным вошел в историю. Именно по этим юмористическим миниатюрам Ширвиндта помнят телезрители. Александр Ширвиндт и Михаил Державин Фото: pulse. Мне ближе самоирония — это спасение от всего, что вокруг.
Так вот, когда знаешь, что все будет хорошо и кончится печально, — какая уж тут сатира…» — писал Ширвиндт в автобиографии.
В нем режиссерское начало живет с детства. Мы вместе окончили театральное училище, попали в один театр — имени Ленинского комсомола. Как мы не надоели друг другу? Все-таки мы видимся не каждый день, живем не в одной квартире, и у нас совершенно разные характеры. Шура, например, всю жизнь прожил со своей супругой Натальей Николаевной. А я женился трижды. Тут я его обошел. Со своей женой, архитектором Натальей Белоусовой, Александр Ширвиндт прожил больше 60 лет. Когда интересующиеся пытаются уточнить, почему так долго, а заодно и объяснить, что такое постоянство уже немодно, Александр Анатольевич говорит, что «жен на старости лет не меняет».
Пусть он уже не очень свежий, зато я буду знать, что он выращен в огороде, а не в химической лаборатории. Меня покойная Люся Гурченко как-то заставила челюсть сделать — для голливудской улыбки. Мы с ней снимались в фильме «Аплодисменты, аплодисменты…». Она сказала: «Все, я сниматься с тобой не буду, езжай делать челюсть! В общем, она меня дожала. Я и поехал. Делали мне челюсть не у дантистов, а в мастерской на «Мосфильме». Залили в рот самосвал бетона — я чуть не задохнулся. А потом слепили страшную белую челюсть каких-то лошадиных размеров… Я приехал в Ленинград, воткнул ее в рот и спросил Люсю: «Ну, ты шовольна? Я шепель шкашать нишего не могу».
А она: «Зато как выглядишь! Говорят, что, когда его мама потеряла зрение, Александр Анатольевич частенько говорил ей: «Мама, не переживай. Ну совершенно не на что смотреть». В спектакле «Ревизор» 1972 Чувство юмора Шуре помогает всю жизнь. И не только ему. Порой он своими шутками приободрял тех, у кого произошло что-то нехорошее. Откуда у него это? У Шуры были необыкновенно талантливые родители. Папа был изумительным скрипачом, а мама — урожденная одесситка, редактор филармонии. Она устраивала знаменитые концерты в Колонном зале, где участвовали великие мастера МХАТа, Малого театра, вахтанговцы.
Так вот, у Шуриной мамы иногда проскальзывал тот железный взгляд, который потом усвоил и Александр Анатольевич. Он что-то говорит, не улыбается, но все чувствуют, что он переполнен юмором. Такой подход к проштрафившимся подчиненным иногда действует сильнее, чем выговор. Иногда Шура таким образом общался и с высокими чинами, чтобы обойти препоны цензуры. Однажды, поехав на гастроли, мы решили разыграть всю труппу. Театр прибыл в один из уездных городов. Сидя в гримерке, мы с Ширвиндтом принялись громко пререкаться: «Что же мы так опростоволосились? Надо было несколько штук покупать! Слово за слово, гример заинтересовался и как бы невзначай спросил артистов, что же они не поделили. И услышал — под страшным секретом!
Конечно, гример захотел узнать, где же дают такое добро. Мы продиктовали ему адрес. Через 10 минут уже вся труппа знала, где можно затовариться замшевой контрабандой. Но, когда покупатели на перекладных прибыли на место назначения, выяснилось, что магазин там действительно имеется, но продают в нем не заграничные пиджаки, а… керосин. Часто отдыхали с женами, Шурка брал и внуков в астраханские места — там можно было совершенно спокойно всей семьей прожить на одной только рыбе. Под Астраханью мы все жили в палатках. Вместо электричества использовали свечки или керосиновые лампы. Шура иногда забывал погасить свою лампу, и на свет в палатку собирался рой всевозможных насекомых. А следом в палатку заползали огромные жабы, ящерицы, чтобы полакомиться этим налетевшим разнообразием. На Шурку же прыгала одна большущая лягушка.
Он называл ее Розой. Мы все тоже были с ней знакомы. Шура ее никогда не обижал. Мы там жили две недели, и она приходила почти каждый день, потому что понимала: Александр Анатольевич ее накормит. Шурка с ней очень дружил. Если она у него засыпала на груди, он просыпался, брал фонарик и шел к речке, чтобы выпустить Розу на волю. Говорит Александр Анатольевич Ширвиндт, актер театра и кино, театральный режиссер и драматург, народный артист РСФСР, художественный руководитель Московского академического театра сатиры: «Я мог бы целую книгу о Державине написать самостоятельно, но так как он уже пишет сам, да еще и помогают такие опытные, антисклеротические члены семьи, как Роксаночка и сестра Аня, а также дети, внуки и племянники, я вынужден быть очень аскетичным в своих высказываниях. Хотя это невероятно сложно. Дело в том, что наша совместная с Державиным биография уже зашкаливает за 70 лет это устрашающие сроки! Конкретно же здесь и сейчас я хотел бы выразить одну очень важную для меня эмоцию.
Всю жизнь, где бы мы с Мишей ни были — на эстраде, в театре, в кино, в капустниках, в застолье, на рыбалке, среди друзей или среди врагов, среди чиновников или среди президентов… — всю жизнь так или иначе Михал Михалыч всерьез или в шутку, акцентированно или походя утверждал, что именно он из нас двоих — молодой. Он никогда не забывал невзначай напомнить окружающим, что младше меня на два года. И вот эта самая история, что он молодой, а я старый, длилась 70 лет. Слава богу, сейчас, когда ему исполнилось 80, он перестал быть молодым, а стал моим ровесником. И теперь из этой вечной сноски о том, что он молодой, а я старый, как-то выветрился смысл. Мы сравнялись. Никакого преимущества у Державина передо мной в молодцеватости, голубоглазости, обаянии юношеской неискушенности и желторотости не стало. Теперь я счастлив, потому что пребывать все время под гнетом опытности, «старчества» при молодом партнере, практически пацане, всегда было очень трудно. И чревато комплексами. Ну еще бы!
С детства человек орал, что он молодой, а я старый — вот и созрело у меня такое «благодарственное посвящение» для книги мемуаров наконец-то зрелого и умудренного автора. Благодарю тебя, Миша, за то, что ты наконец достиг моего возраста! А если серьезно, то и поступали в Щуку, и ее заканчивали, и начинали работать в театре мы почти одновременно, вот с этим гандикапом в два года. В юности это действительно значительный отрыв. Когда ты на первом курсе, а он в девятом классе, то он действительно говно, а ты человек. В институте, когда я на третьем курсе, а он на первом, диспозиция опять же не меняется — я человек, а он говно. Когда ты уже играешь в Ленкоме, а он все еще чему-то учится, та же конфигурация фигур. И так, казалось бы, будет всю жизнь. Но постепенно, с годами, когда мы стали выходить вместе на сцену, театральную или эстрадную, на съемочную площадку, этот гандикап несколько перевернулся в его пользу, он получил законную возможность даже бравировать своим юниорством, расцветом сил и необстрелянностью, а позже моложавостью. Еще попозже этот гандикап начал таять, в общем-то, уже 57 лет тебе или 55, значения не имеет, но Михал Михалыч в те времена этого еще не признавал, упорно цепляясь за свою молодость.
Но теперь все-таки мы, очевидно, сравнялись хотя не убежден, что это столь же очевидно для него. Теперь все зависит только от того, кто первым добежит, первым допьет свою пол-литру. Теперь это соревнование на равных! У нас всегда был свой мини-театр — он да я. Этот театр прожил так долго, потому что мы с Мишей вовремя догадались, что в нем должно быть все дифференцированно. Я был худрук и режиссер, а он артист и парторг. Я об этом писал уже в книге «Былое без дум» правда, чуть иначе. Насколько знаю, фрагмент из нее о Державине будет здесь использован, но, думается, подобные повторы у зрителя, который в данном случае чудесно перевоплощается в читателя, не вызовут нареканий. Ходят же люди по нескольку раз на полюбившийся спектакль, значит, будут не против и прочесть различные литературные интерпретации одного и того же события. Мы репетировали и придумывали сценки всюду, при каждом удобном случае Еще одна особенность нашего мини-театра в том, что мы в нем работали на равных, не было никакого перетягивания юмористического каната.
Как это нередко случается между партнерами и в театре, и на эстраде. Судьбы большинства дуэтов подозрительны и зачастую трагичны. Было множество дуэтов «жена — муж», множество дуэтов конферансных, множество эстрадных куплетистов… Как правило, это бесконечное существование вдвоем, нос в нос, чревато накоплением взаимного раздражения, усталости и тому подобное. В этом плане нам дарован был какой-то воздух — мы не круглыми сутками отирались друг о друга. У нас был театр, в нем отдельные спектакли, отдельные роли. Было кино, разводящее по разным съемочным площадкам. В конце концов, у нас были отдельные семьи, отдельные дети тоже не всякий дуэт может этим похвастаться. Так что длительное пребывание «нос в нос» никогда не перерастало в какую-то дурную бесконечность. Ведь отчего так трудно взаимоотношаются великие шахматисты? Публика часто винит в этом их «плохие характеры», звездную капризность, болезненное чувство соперничества в борьбе за пьедестал.
На самом же деле, если сутками сидеть в 30 см друг от друга, при самых ангельских характерах можно осатанеть. Слава богу, у нас с Мишей был необходимый воздух. Этим и объясняется такое творческое долголетие нашего дуэта. Повлияло здесь и то, что так называемых «масок» рыжий-черный, трус-балбес и так далее в нашем мини-театре не было. При всей кажущейся простоте мизансцен мы старались рисовать и думается, не без успеха психологически точные, реалистичные портреты наших современников, живых людей, за словами, жестами и общим состоянием которых угадывались судьбы. Как ни странно, это всегда работало на юмор. Зритель узнавал в наших героях себя или своих знакомых, видел сходство ситуации на сцене с той или иной ситуацией в жизни… и вдруг начинал хохотать. Нам ведь мало кто писал. В основном то, что мы показывали, рождалось как импровизация — на бегу, в застолье, по дороге на гастроли, на рыбалку… Конечно, все наши спонтанные озарения бывали запомнены, даже записаны и тщательно отрепетированы. Но именно то, что вся эта «лабуда» изготавливалась нами лично, приводило к тому, что органика нашего дуэта была незаемная, предельно своя.
Наверное, мы не достигли бы той естественности и раскрепощенности, которые столь ценит зритель во все времена, если бы просто выучивали наизусть и репетировали текст какого-то пусть даже большого сатирика. Конечно, в пользу нашего дуэта играл и тот факт, что мы полюсно противоположны по фактуре. Это помогает создавать необходимое напряжение, «разность потенциалов» на сцене.
Причина смерти Михаила Державина
Вместе с Ширвиндтом Державин вел и популярные телевизионные программы «Утренняя почта» и «Хочу все знать». «Хочу силы сохранить до собственных похорон»: Александр Ширвиндт о смерти близких друзей. Дружба Державина и Ширвиндта продлилась 72 года и завершилась лишь со смертью Михаила Михайловича.
«Он очень мучился»: российские актеры потрясены известием о смерти Державина
Дружба на 72 года Ширвиндт и Державин. : picturehistory — LiveJournal | Известный актер Александр Ширвиндт потерял хорошего друга Михаила Державина. |
"Это личная трагедия": Михаил Ширвиндт высказался о смерти Державина | В Сети появилось фото Александра Ширвиндта, который на сцене в одиночестве молча скорбит об уходе лучшего друга Михаила Державина. |
«Мне Державин снится»: Ширвиндт перед смертью признался, кто зовет его на тот свет
Александр Ширвиндт: «Умершие друзья часто мне снятся. Тоскую по ним» | STARHIT | — Александр Ширвиндт простился с Михаилом Державиным. Актер проводил друга в последний путь. |
"Это - трагедия": друзья и коллеги прощаются с Михаилом Державиным | Александр Ширвиндт тяжело переживает утрату своего лучшего друга Михаила Державина. |
Артист по праву рождения | Статьи | Известия | И лишь через четыре месяца, когда до официального развода Михаила Державина оставались считанные недели, он решился пригласить Роксану в гости к своему ближайшему другу и коллеге Александру Ширвиндту, у которого в тот вечер собрались Андрей Миронов. |
Михаил Державин: биография, личная жизнь, фото и видео | Журналисты отмечают, что близкий друг Державина Александр Ширвиндт накануне перестал отвечать на мобильные звонки и не комментирует произошедшее. |
Память. «С Державиным невозможно было поссориться»
Ленинского комсомола, в Театре на Малой Бронной, Московском театре сатиры, а также, начиная с 1956 года, снялся в 30 кинолентах. Самые яркие роли Михаил Михайлович воплотил в картинах «Трое в лодке, не считая собаки», «Моя морячка», «Жених из Майами», «Старые клячи» и других. Кроме того, зрителями до сих пор горячо любимы выступления Державина с Александром Ширвиндтом в «Утренней почте». События на видео.
На презентацию своего творения Михаил Михайлович не пришел - уже давно и тяжело болел, находился в подмосковном военном госпитале. Но были друзья, коллеги, близкие. И в их словах никакого уныния, а уж тем более вселенской скорби вовсе не ощущалось.
Казалось, даже болезнь Мих-Миха - это какая-то шутка, розыгрыш. Коих было уже миллион... Спектакль назывался «В день свадьбы», - рассказывал о начале своего пути Державин. Выходили на финальную сцену, где практически вся труппа фигурировала в качестве гостей свадьбы. Я говорю: «Да-а! И вот перед спектаклем мы решили пошутить.
По дороге в «Ленком» купили один большой помидор, такой же огромный огурец. И потом втихаря подложили их на свадебный стол с бутафорскими закусками. Выходим на финальную сцену, говорим свои «Да-а» - «Да-а», звучит тост, мы выпиваем по рюмочке воды и закусываем. Смотрю, у сидевшего в первом ряду замечательного актера Ростислава Плятта аж лицо от удивления вытянулось. На следующий вечер идем с Ширвиндтом в Дом актера - на репетицию нашего любимого капустника. На вахте задерживают: «Подождите 10 минут, зал пока занят - там Плятт проводит встречу с учащимися театральных вузов».
Заходим - действительно, зал битком, Плятт на сцене. И тут он говорит студентам: «Вы знаете, я вчера был на премьере в «Ленкоме». Вышли молодые артисты: Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Без единой реплики, в массовке. Но когда в финальной сцене один из них закусил бутафорским огурцом, я явственно почувствовал витающий в воздухе запах свежего огурца, а когда другой закусил бутафорским помидором, мне показалось, что из него брызнул сок. Вот как надо играть.
Кто матери-истории более ценен - еще вопрос. Их дружба выдержала семь десятилетий и сложившуюся в последние годы в театре субординацию между худруком и актером. Ужас в том, что с Михаилом Державиным невозможно поссориться, он антиконфликтный человек. Это идет от того, что он мудрый, потом - трусливый, потом - просто понимает, что всякий конфликт, как и революция, чреват усугублением ситуации. Вот и все.
Младшая Таня была замужем за актером Борисом Владимировым.
Когда тот умер, Державин полностью взял на себя заботу о сестре и ее 9-летнем сыне, став для Миши-младшего вторым отцом. Лишь в 1980 году у Державина самого появился ангел-хранитель - певица Роксана Бабаян, которая стала третьей женой актера. Встретились они в самолете, вместе летели на гастроли в Казахстан. Как говорили сами супруги, это была любовь с первого взгляда. И, пожалуй, самая счастливая для Державина. Ведь с Роксаной он был и в радости, и в горе.
И только смерть их разлучила... Вспоминаю, улыбаюсь, немного грущу» О Райкине «В домашнем быту Аркадий Исаакович запомнился мне мягким, тихим, нежным и даже застенчивым. Когда меня впервые пригласили выступить в концерте, у меня не было концертного костюма. Аркадий Исаакович подумал и сказал: «Вот что. Поезжай-ка в наш театр, там в костюмерной тебе что-нибудь подберут». Действительно, мне подобрали словно на меня пошитый костюм.
Я успешно выступил и не удержался - похвастался Райкину. О Буденном «Интересно, что с Буденным я виделся в детстве. Он нередко проезжал в своей машине по Арбату. Мы, дети, были очарованы его личностью, бежали за машиной и махали рукой. Он нам тоже в ответ всегда помахивал. А когда он стал моим тестем, я ему и рассказал: «Семен Михайлович, когда мне было лет тринадцать-четырнадцать, я выходил из школы и вам махал».
На что он тут же среагировал: «Ну вот и домахался! Он был не таким, как его представляют в анекдотах. Обладал прекрасным чувством юмора, разбирался в искусстве. Был очень спортивным. Помню, рассказывал, как в пятьдесят с чем-то лет мог пройти со второго этажа на первый на руках... Когда он умер, я, естественно, в составе всей семьи шел за его гробом в первых рядах.
А похороны показывали по телевидению.
Они были знакомы с самого рождения. Артист тяжело переносит его смерть.
Напомним, что Михаил Державин — известный российский артист. Скончался он в январе 2018-го вследствие затяжной болезни. Александр Ширвиндт: детство и юность артиста В июле 1934 года на свет появился будущий известный артист Александр Ширвиндт.
Отец его был музыкантом, играл на скрипке, а также выступал с оркестром в Большом театре. Мать Саши работала в филармонии в Москве. Она составляла концертные программы.
Часто маленький Саша проводил время у бабушки, пока его родители были на гастролях. Младшие классы в школе он закончил в Чердыне. Потом переехал в Москву, Там закончил школу, куда приходили учиться лишь дети аристократов.
Вместе с Сашей учился Сергей Хрущов. Параллельно он учился в музыкальной школе. Но музыка была далеко от его призвания.